Содержание

Самолет Су-7 истребитель-бомбардировщик

ТипИстребитель-бомбардировщик
Максимальная скорость2120 км/ч
Практический потолок15 км

Су-7 (изделие "С2", НАТО: Fitter)

Советский истребитель-бомбардировщик, созданный в 1950-х годах ОКБ им. Сухого.

Всего было создано 1847 самолетов Су-7 всех модификаций, из которых 691 самолёт был поставлен на экспорт в 9 стран мира.

История создания и производства

Работы над созданием самолета начались в 1953 году и уже в 1954 был собран опытный истребитель, который впервые в практике советского сверхзвукового самолетостроения был оснащён регулируемым воздухозаборником и цельноповоротным горизонтальным оперением (управляемым стабилизатором). Во время одного из испытательных полетов данный самолет достиг скорости 2170 км/ч. Весьма обнадеживающие результаты летных испытаний позволили приступить к разработке опытного образца самолета Су-7, испытания которого стартовали в 1955 году. В 1956 году самолет был показан на аэродроме в Тушино. В 1958 году началось серийное производство самолёта. Су-7 состоял на вооружении 10 стран, включая СССР и государства Варшавского договора.

Во время своей эксплуатации самолет неоднократно подвергался модернизации. Изменения касались конструкции планера, двигательной установки, вооружения и бортового оборудования. В 1966 году на основе Су-7БМ в был разработан самолёт с крылом изменяемой стреловидности Су-17. В 1967 году этот самолет был продемонстрирован на воздушном параде в Домодедово.

Су-7 был самым аварийным самолётом ВВС СССР начала 1960-х годов. За начальные пять лет эксплуатации (1959—1963) было потеряно 28 машин, причём подавляющее большинство (82 %) лётных происшествий произошло из-за конструктивно-производственных недостатков. В 1964 году налёт на одно лётное происшествие у Су-7 составлял 1770 часов по сравнению с 3225 часами у МиГ-21. По данным ОКБ Сухого, с 1956 по 1979 год в ВВС СССР случилось 224 лётных происшествия с самолётами Су-7, включая 114 катастроф.

Конструктивные особенности

Су-7 сконструирован по классической схеме, имел стреловидное среднерасположенное крыло с углом стреловидности 60 град., обеспечивающим очень высокую скорость. В качестве базовых удельных параметров самолета главный конструктор выбрал тяговооруженность, близкую к единице, и нагрузку на крыло около 300 кг/кв.м.. Для того времени это было довольно необычно и многими воспринималось скептически.

Впервые в истории советского авиастроения был применен цельноповоротный стабилизатор с необратимым бустерным управлением. Если на первых реактивных самолетах бустер помогал летчику управлять машиной, то при больших сверхзвуковых скоростях этого было недостаточно: усилия на ручке управления становились огромными. Принципиально новым решением П.О. Сухого было создать двухкамерный бустер , с двумя золотниками и питанием каждого от своей гидросистемы, что исключало отказ управления в целом. Впоследствии этот способ широко применялся на всех зарубежных и отечественных самолетах.

Огромных усилий потребовала разработка конструкции шасси. При уборке его в фюзеляж значительно уменьшалось пространство для размещения емкостей топлива, усложнялась силовая установка, что в общем утяжеляло конструкцию. После долгих исканий было найдено простое и рациональное решение: крепить колеса главного шасси на рычажной подвеске и убирать в крыло механическим подтягом. Зазоры между стойками шасси при уборке их в крыло уменьшили. Данная схема, не имеющая аналогов в отечественном и зарубежном самолетостроении, оказалась весьма удачной. При разработке фонаря был выбран вариант кабины сдвижной назад- это позволяло защитить пилота от набегающего воздушного потока при катапультировании. Было спроектировано и катапультируемое кресло новой конструкции КС-1.

Модификации

-Су-7 (изделие "С2") — фронтовой истребитель (серийно производился в 1958—1960 гг.).


-Су-7Б (изделие "С22") — серийный истребитель-бомбардировщик (1960—1961 гг.).


-СУ-7БКЛ (изделие "С22КЛ") — колёсно-лыжная модификация самолета, для улучшения условия базирования на грунтовых ВПП (1965-71).


-СУ-7БМ (изделие "С22М") — модификация Су-7Б с новым бортовым оборудованием и двигателем АЛ-7Ф-1 с повышенным ресурсом (1962-64).


-СУ-7БМК (изделие "С22МК") — экспортный вариант СУ-7БМ, с некоторыми улучшениями конструкции, реализованными на Су-7БКЛ; последние серии самолета были оборудованы дополнительной парой подвесок (1966-71).


-СУ-7У (изделие "У22") — учебно-тренировочная модификация самолета на базе СУ-7Б (1965-71).


-СУ-7УМК (изделие "У22МК") — экспортный вариант Су-7У (1965-71).

На вооружении

-СССР-в 1960-1970-х годах Су-7 состоял на вооружении 25 авиаполков. Снят с вооружения в 1986 году и заменён на Су-17 и МиГ-27.
-Алжир — в 1971-1972 годах, Алжир получил 22 истребителя-бомбардировщика Су-7БМК, включая спарки Су-7УМК.
-Афганистан — в начале 1970-х годов Афганистан получил 24 истребителя-бомбардировщика Су-7БМК, поступивших на вооружение 355-го апиб. Ввиду постоянных боевых действий, высокой аварийности в условиях высокогорья и плохого техобслуживания авиаполк постоянно доукомплектовывался подержанными Су-7БКЛ, поступавшими из СССР. Всего Афганистан получил 79 Су-7, последние из которых окончательно вышли из строя к 1992 году.

-Египет — начальная партия из 14 Су-7БМК, поступила на вооружение 55-й эскадрильи 1-й авиабригады ВВС Египта. Большая часть этих самолётов была потеряна в ходе «шестидневной войны», и для пополнения боевого состава из СССР стали вновь поступать Су-7. Помимо 55-й эскадрильи, ими были вооружены 202-я и 204-я истребительно-бомбардировочные авиабригады. Впоследствии во время боевых действий Су-7 ВВС Египта несли тяжелые потери, которые восполнялись поставками из СССР. Всего за период 1967—1972 годов Египет получил 185 Су-7БМК и Су-7УМК. После разрыва отношений между СССР и Египтом Су-7 состояли на вооружении ВВС последнего до середины восьмидесятых.
-Индия — в Индию Су-7 поставлялся с 1968 года, где истребителями-бомбардировщиками Су-7БМК и «спарками» Су-7УМК было полностью укомплектовано шесть эскадрилий: в марте 1968 26-я, в июле 101-я, в августе 221-я, затем 32-я и 108-я. Последней Су-7, в сентябре 1968 года, поступил на вооружение 222-ой истребительно-бомбардировочной эскадрильи. Всего в нескольких партиях с учетом пополнения потерянных самолётов ВВС Индии получили 154 Су-7. Последние истребители были сняты с вооруждения в 1986 году.
-Ирак — в 1968 году на вооружение ВВС Ирака поступили первые 18 Су-7БКЛ. Всего в Ирак из СССР было поставлено 83 истребителя типа Су-7.
-КНДР — в конце 1960-х годов ВВС КНДР получили 25 Су-7БМК и Су-7УМК, это позволило полностью укомплектовать истребительно-бомбардировочный авиаполк двухэскадрильного состава. После перевооружения на штурмовики Су-25 в 1987—1989 годах старые Су-7 списаны не были. Самолёты поддерживались в боевой готовности и содержались на открытых стоянках на краю аэродрома, очевидно, в целях дезинформации. По данным с космических снимков, на этот момент в строю осталось 18 Су-7.
-Польша — в июле 1964 года 5-й полк истребителей-штурмовиков, входивший в 16-ю дивизию истребительно штурмовой авиации, получил шесть Су-7БМ. Следующая партия, прибывшая в июне 1966 года, состояла из двенадцати Су-7БКЛ. С мая 1967 года полк стал именоваться 3-им Поморским полком ИБА. Всего, до окончания поставок в 1972 году, полк получил 30 Су-БКЛ. В сентябре 1969 года полк получил три спарки Су-7У, кроме того ВВС Польши получили дополнительно пять самолётов Су-7У для подготовки пилотов Су-20, не имевшего двухместного варианта. Один Су-7БКЛ полякам пришлось отдать Чехословакии взамен сбитого на учениях польским МиГ-21ПФМ чехословацкого Су-7БКЛ. А ещё один Су-7БКЛ был передан в качестве компенсации самой Польше, но уже от СССР, взамен разбитого советским лётчиком самолёта ВВС Польши. В 1988 году началось снятие истребителей этого типа с вооружения, а 25 июня 1990 года польские Су-7 в последний раз поднялись в воздух. За 26 лет использования в ВВС Польши было потеряно в общей сложности 10 машин этого типа.
-Сирия — в скором времени после окончания «шестидневной войны» ВВС Сирии получили 25 Су-7БМК и Су-7УМК, из которых была сформирована истребительно-бомбардировочная авиабригада. В войне 1973 года сирийская авиация понесла большие потери: в частности, было потеряно 13 Су-7БМК. После 1973 года ВВС Сирии получили ещё 35 самолётов этого типа, однако ввиду того, что выпуск экспортных машин был уже закончен, это были подержанные советские Су-7БКЛ и Су-7У. В середине восьмидесятых Су-7 были переведены в резерв, а к началу девяностых были полностью сняты с вооружения.
-Чехословакия — чехословацкие ВВС стали первым зарубежным оператором Су-7. В 1963 году ЧССР оплатила заказ первой поставки из дюжины Су-7 для своих ВВС, это стало началом для амбициозных планов по оснащению двух истребительно-бомбардировочных полков новыми машинами. Первой частью, получившей Су-7БМ, стал 28-й авиаполк, входящий в состав 34-й авиадивизии, базирующейся на аэродроме Часлав. Всего, начиная с середины 1964 года, полк получил 41 самолёт Су-7БМ. В июле следующего года первые машины получил 20-й истребительно-бомбардировочный авиаполк находящийся в Намеште-над-Ославой. В 1966 году в чехословацкие ВВС начали поступать Су-7БКЛ, в конце этого же года прибыли первые двухместные Су-7У, а в следующем году поставки были закончены. Всего было поставлено 64 Су-7БМ, 31 Су-7БКЛ и 7 Су-7У. Ещё один Су-7БКЛ чехи получили из Польши, взамен сбитого на учениях польским МиГ-21ПФМ, чехословацкого Су-7БКЛ. Другой Су-7БКЛ был передан в качестве компенсации Советским Союзом. В 1990 году 20-й ибап снял с вооружения свои последние Су-7БКЛ. За время эксплуатации Су-7 в ВВС Чехословакии было потеряно 30 истребителей.

Боевое применение

-Шестидневная война — в воздушных боях израильскими истребителями были уничтожены 9 египетских Су-7. Египетские Су-7 сбили один «Мираж-III» и предположительно SMB.2. Также приземлили два израильских вертолёта S-58.


-Война на истощение


-Третья индо-пакистанская война — индийские Су-7 сделали примерно 1500 боевых вылетов. Первые из них были на выведение из строя пакистанских аэродромов. В частности, 32 эскдрилья заявляла о поражении 2 B-57, 2 "Сейбров" и 1 "Мираж-3", которые находились на авиабазе Шоркот на Западном фронте. Пакистанцы пытались опровергнуть потери самолётов, индийцы же предоставили снимки ФКП Су-7, на одном из которых виден взрыв «Сейбра», всего 4 самолёта отмечаются подтверждённо уничтоженными. На Восточном фронте в результате налета "сухих" 221-й эскадрильи были подбиты 3 "Сейбра" (пакистанскими данными это не подтверждается). Всего на этом фронте был сбит 1 Су-7. В следующих атаках были нанесены довольно ощутимые потери наступавшей пакистанской бронетехнике. В одной из них было подбито 69 танков, 57 бронемашин и 25 орудий. 14 декабря в результате налета Су-7 было абсолютно парализовано железнодорожное сообщение от Касура до Пукхпаттана, индийцы стали использовать на самолётах тяжёлые НУРС С-24. На следующий день, ударами ракет С-24 была поражена ГЭС в Сулейманки. 16 декабря индийские Су-7 в секторе Шакаргарх подбили 17 пакистанских танков, потеряв при этом один самолёт. На следующий день индийские штурмовики полностью разгромили эшелон с танками на станции Вазирабад, таким образом лишив пакистанцев подкреплений.

Приходилось индийским Су-7 встречаться и с пакистанскими истребителями, для боя с которыми они практически не были предназначены. В этих стычках несколько "сухих" получили несколько попаданий ракет AIM-9, ни одно из которых не было фатальным: самолет получал повреждения и возвращался на базу, по другим данным, три самолёта были сбиты ракетами AIM-9. Согласно данным российского исследователя Владимира Ильина, Су-7 не имели потерь в воздушных боях, однако индийский военный историк Jagan Mohan, основываясь на ряде индийских публикаций, определяет число потерь Су-7 в воздушных боях в 4 сбитых точно (два "Сейбрами" и два F-6) и один, предположительно, "Миражом". 8 декабря разбился пакистанский F-6, пролетев сквозь обломки падающего Су-7. 12 декабря, Су-7, во время разведывательного вылета на фотографирование аэродрома, перехватил пару пакистанских F-6 и огнём пушки уничтожил один из них. На следующий день, по неподтверждённой информации, Су-7 уничтожили два пакистанских «Сейбра». Отмечались случаи использования «сухих» против водных целей, в ходе которых несколько катеров и барж было пущено на дно. Общие потери Су-7 в войне составили по одним данным 14 самолётов, по по более современным данным — 19(с учетом списанных), что составило четверть всех потерь ВВС Индии в этом конфликте. Хвост одного из Су-7, выдержавшего прямое попадание ракеты AIM-9 выставлен в авиационном музее индийских ВВС.


-Октябрьская война — Су-7 использовались Египтом, Сирией, Ираком, Алжиром. 6 октября группа египетских Су-7 совершила налёт на израильские аэродромы, и повредила 18 израильских самолетов. В ходе налета 2 Су-7 было сбито. За время войны было потеряно 15 иракских и 21 алжирский Су-7(включая 16 от действий противника), потери египетских и сирийских самолётов неизвестны. Как минимум 18 арабских Су-7 были сбиты израильскими истребителями в воздушных боях.


-Египетско-ливийская война — по некоторым данным один египетский Су-7 был сбит истребителем "Мираж-5" ВВС Ливии, по другим он был сбит из ПЗРК Стрела-2.


-Гражданская война в Афганистане — в 1979 году афганские Су-7 нанесли удар по территории СССР, что привело к гибели мирных жителей. Шесть афганских Су-7 были уничтожены моджахедами на аэродроме Шинданд в 1985 году. В 1983 году один афганский Су-7 был угнан лётчиком в Пакистан.


-Ирано-иракская война — известен случай сбития иракского Су-7 иранским истребителем F-5

Тактико-технические характеристики Су-7Б.

Технические характеристики

-Экипаж: 1 пилот
-Длина: 16,607 м
-Размах крыла: 9,31 м
-Высота: 4,157 м
-Площадь крыла: 34 кв.м.
-Угол стреловидности по передней кромке: 63 град
-Масса пустого: 8370 кг
-Нормальная взлётная масса: 11 983 кг
-Максимальная взлётная масса: 13 043 кг
-Масса топлива во внутренних баках: 2760 кг
-Силовая установка: 1 х ТРДФ АЛ-7Ф-1
-Бесфорсажная тяга: 1 х 6800 кгс
-Форсажная тяга: 1 х 9600 кгс

Лётные характеристики

-Максимальная скорость: 2120 км/ч
-Крейсерская скорость: 786 км/ч
-Практическая дальность:
-без ПТБ: 1130 км
-с ПТБ: н/д
-Практический потолок: 15 000 м
-Скороподъёмность: 9600 м/мин
-Длина разбега: 1350 м
-Длина пробега: 900 м

Вооружение

-Стрелково-пушечное: 2 х НР-30 (по 70 патронов на пушку)
-Точки подвески: 6
-Боевая нагрузка: 2000 кг
-Неуправляемые ракеты: С-3К или С-5 или С-24
-Бомбы: 2 х 500 кг или 4 х 250 кг или 1 х ядерная РДС-4
-Подвесные пушечные контейнеры: УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боезапасом 250 снарядов

wartools.ru

Су-7 истребитель ОКБ Сухого история создания

Су-7 истребитель ОКБ Сухого, стоявший на вооружении ВВС СССР, он превратился в истребитель - бомбардировщик и носитель ядерного оружия.
Су-7 истребитель стал успешным коммерческим проектом, благодоря постоянному совершенствованию. Повышению боевых возможностей и улучшению лётных характеристик, позволило ему длительное время находится во основе воздушных сил многих стран. Его прочная и надёжная конструкция стала основой для разработки многих интересных проектов, одним из которых стал самолёт с изменяемой стреловидностью крыла - Су-17.
Су-7 истребитель ОКБ Сухого история создания начиналась с конца 1940-х - начала 1950-х годов, когда в СССР начали разрабатывать требования к новому истребителю с высокой сверхзвуковой скоростью и большим практическим потолком, который мог бы перехватывать высотные разведывательные самолёты и противостоять перспективным истребителям противника.

Cухой Су-7Б фото рулежка на старт

По мнению специалистов военной авиации, требовалось два вида новых машин: фронтовой истребитель, с возможностью нанесения ударов по наземным целям, и чистый перехватчик. Для новых фронтовых истребителей максимальная скорость полёта должна была составлять 1800 км/ч, потолок - 19 000 м. Для перехватчиков требуемая скорость увеличивалась на 100 - 150 км/ч, а потолок - на 1000 м. Дальность полёта обеих машин на большой высоте без подвесных баков равнялась 1400 км. Вооружение фронтового истребителя должно было состоять из трёх 30-мм пушек, а перехватчика - из двух орудий такого же калибра. Перехватчики дополнительно планировалось оборудовать радиолокационной станцией.

Из истребительных КБ за такую работу могли взяться только фирмы Микояна и Яковлева, а вот КБ Лавочкина практически полностью переориентировалось на ракетную тематику. Почти сразу после смерти Сталина, его приемник Г. М. Маленков усилил истребительное направление, вернув в строй опального конструктора Павла Осиповича Сухого. Конструкторское бюро беспартийного Павла Осиповича было закрыто в 1949 году из-за его конфликта с министром вооруженных сил СССР Н. А. Булганиным. Хотя по официальной версии, КБ Сухого закрыли в связи с катастрофой опытного перехватчика Су-15 и общей «неэффективностью» работы.
В мае 1953 года в ОКБ-1 под руководством Сухого началась работа сразу над двумя проектами. Оба самолёта рассматривались в двух вариантах, отличающихся формой крыла в плане. Одно крыло имело традиционную стреловидную форму, а другое - новую для того времени - треугольную. Фронтовой истребитель со стреловидным крылом получил обозначение С-1, а с треугольным - Т-1. Соответственно назвали и перехватчики - С-3 и Т-3.
Для достижения С-1/С-3 больших скоростей полёта Павел Осипович установил для него стреловидность крыла в 60°, по линии 1/4 хорд, и использовал новый турбореактивный двигатель (ТРД) конструктора Архипа Михайловича Люльки - АЛ-7Ф, с заявленной тягой на форсаже 10 000 кгс. Правда, двигатель ещё не был готов, и в качестве временной меры на прототипы могли поставить его не форсированный вариант АЛ-7, с на треть меньшей тягой. Несмотря на это, расчёты показывали, что даже с таким слабеньким ТРД самолёты «С» выйдут на сверхзвуковые скорости.

На начало 1950-х годов над полем боя МиГ-17 прекрасно решал свои задачи

Тактические истребители вероятного противника начала 1950-х годов не блистали рекордными характеристиками, и над полем боя МиГ-17 прекрасно решал свою задачу. Его основным противником становился американский околозвуковой F-84F Thunderstreak. Самолёт вооружался шестью крупнокалиберными пулемётами и мог нести на внешней подвеске одну ядерную или четыре обычные бомбы калибра 450 кг. Крыло стреловидностью 40° и двигатель тягой 3270 кгс обеспечивали «американцу» максимальную скорость полёта без внешних подвесок 1160 км/ч.

F-84F Thunderstreak оппонент советских истребителей

По своим манёвренным характеристикам и стрелковому вооружению он проигрывал МиГ-17. Например, скороподъёмность на высоте 6000 м у МиГа составляла 27,5 м/с, а у F-84F - 26 м/с; радиус виража у МиГ-а - 410 м, а у F-84F - 630 м.
Французы серийно выпускали свой тактический истребитель Mister IVA, который был немного лучше F-84F, но и он не мог похвастаться превосходством над 17-м МиГом.

французский тактический истребитель Mister IVA имел характеристики даже лучше чем у американца

Лучше всех на общем фоне выглядел британский тактический истребитель Hunter. Его скороподъёмность на высоте 6000 м составляла почти 30 м/с, а радиус виража у земли был близок к радиусу МиГа. Кроме этого, уважение вызывали и его четыре 30-мм пушки, а также то, что на «Хантере» в 1953 году удалось установить мировой рекорд скорости на базе 3 км - 1171 км/ч.
Что же касается штурмовиков, то таких специализированных самолётов в ВВС США и NATO не было вообще. Для ударов по наземным целям в интересах сухопутных войск использовались устаревшие поршневые истребители Р-51 Mustang, F4U Corsair, а также реактивные истребители F-80, F-84 и F-86. Их живучесть, бомбовая нагрузка, дальность попёта, а главное - точность применения вооружения по наземным целям оставляли желать лучшего. Настоящий штурмовик А-1 Skyraider был только в палубной авиации, но она на громадных просторах СССР «погоды не делала».
Такое положение беспокоило западных военных и в феврале 1952 года на 9-й сессии Атлантического Совета в Лиссабоне приняли решение о разработке лёгкого истребителя-бомбардировщика, который должен был стать стандартным самолётом для стран участниц NATO. Объявленные требования к такому самолёту и ход самого конкурса, который завершился принятием на вооружение самолёта G.91, особого беспокойства в СССР не вызывали.
К весне 1953 года, были завершены работы над сверхзвуковыми тактическими истребителями: американскими F-100, F-101 и французскими Super Mister. Бороться с которыми предполагалось истребителю МиГ-19. Испытания Мига только начинались, но спецам уже было ясно, что характеристики противников будут близкими и не дадут решающих преимуществ в воздухе не одному из противников. И было решено на истребительном поле в СССР создать ещё более лучший самолёт.
Как раз истребители «С» и «Т» ОКБ Сухого и работали на опережение. От принятия постановления до создания отводилось чуть менее двух лет.

Удельный расход топлива при работе на крейсерских/форсированных режимах.

Тип двигателя Кол-во ступеней компрессора Кол-во ступеней турбины Длина, м Диаметр, м Масса, кг Макс, гяга, кгс Тяга на форсаже, кгс Расход воздуха, кг/с Удельный расход топлива, кг/кгс.ч* Удельная масса Степень повышения давления
АЛ-5 7 1 4,31 1,2 1770 4900 - 95 0,97 0,36 4,5
АЛ-7Ф-1 9 2 6,63 1,25 2010 6240 9200 114 0,93/2,04 0,32 9,1
J79-GE-3B 17 3 5,3 0,993 1750 4358 6719 72,6 0,9/1,965 0,40 12
Р11Ф-300 6 2 4,66 0,906 1040 4200 5110 64.5 0.94/1,96 0,25 8,6

Опытный истребитель С-1

Опытный истребитель С-1 (фото ОКБ Сухого)

До января 1956 года С-1 совершил 12 полётов. В ходе испытаний удалось разогнаться на С-1 до М=2,03 (2170 км/ч). Требование военных по скоростным показателям выполнены с большим запасом. Осталось решить проблемы с дальностью полета, большая прожорливость двигателя АЛ-7Ф не давало пролететь самолету и половины расстояния от требуемых 1400 км. КБ начало искать пути к увеличению запасов топлива на следующем образце С-2.

Су-7Б истребитель ОКБ Сухого ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ САМОЛЁТА

Таблица сравнительных размеров истребителей

Тип самолёта Длина, м Высота, м Размах крыла, м
«Сухой» С-1 17,84 5,16 9,31
«Микоян» Е-2 13,23 3,9 8,11
«Джонсон» XF-104A 16,66 4,08 6,62

Самолёт Су-7Б представляет собой цельнометаллический среднеплан со стреловидным свободнонесущим крылом (стреловидность 60° по линии 25% хорд), со стреловидным оперением и управляемым стабилизатором, выполняющим функции руля высоты.

Истребитель Су-7 Су-7Б оружие России

Фюзеляж - цельнометаллический полумонокок круглого сечения. Силовой набор состоит из 43 шпангоутов, 7 лонжеронов и 23 стрингеров. Средняя часть имеет диаметр 1550 мм. От шпангоута № 15 к воздухозаборнику сечение плавно уменьшается, а линия его центров опускается. Максимальный диаметр хвостовой части - 1634 мм. Линия центров сечений хвостовой части поднимается по направлению к заднему срезу фюзеляжа.
В фюзеляже расположены: герметическая кабина лётчика, двигатель, значительная часть топлива и оборудования.
Воздухозаборник находится в передней части фюзеляжа. Для снижения потерь на входе и обеспечения устойчивой работы двигателя на оси воздухозаборника в передней его части установлены подвижный конус и противопомпажные створки.
Конус и створки управляются автоматически электрогидравлической системой. Перед кабиной воздушный канал разделяется на два рукава овального сечения, проходящие по бокам кабины и соединяющиеся сзади неё в один канал круглого сечения.

истребитель Су-7Б Cухой

К фюзеляжу крепятся консоли крыла, киль с рулём направления, половины стабилизатора и передняя стойка шасси. В нижней части фюзеляжа установлены узлы крепления балок, на которых могут размещаться сбрасываемые топливные баки или вооружение. В хвостовой части фюзеляжа находятся четыре тормозных щитка площадью 0,33 м2 каждый, контейнер тормозного посадочного парашюта и хвостовая опора. Максимальный угол отклонения щитков - 50°. Хвостовая опора служит для предохранения от повреждения хвостовой части фюзеляжа в случае посадки самолёта с углом, большим нормального посадочного. В опоре установлен замок для крепления троса тормозного посадочного парашюта. В нижней поверхности опоры имеется жёлоб для этого троса.
Основные материалы, применённые в конструкции фюзеляжа, - алюминиевые сплавы В95 и Д16. Ряд ответственных силовых узлов изготовлен из стали ЗОХГСНА.
В районе выхода стволов пушек из носка крыла к обшивке фюзеляжа приклёпана накладка из жаропрочной стали.
Кабина лётчика герметичная вентиляционного типа. Воздух для работы системы кондиционирования отбирается от 5-й или 7-й ступеней компрессора двигателя.
В кабине установлено катапультируемое сиденье лётчика КС-4. Оно обеспечивает безопасное катапультирование в полёте, а также на разбеге и пробеге на скоростях более 140 км/час.
Крыло самолёта с углом стреловидности 60° по линии 25% хорд. Угол установки крыла равен +1°, поперечное V составляет -3°. Крыло состоит из двух отъёмных консолей, имеющих в плане трапециевидную форму. На каждой консоли установлены: элерон с весовой и аэродинамической компенсацией, выдвижной закрылок и две аэродинамические перегородки.

окрас истребителя Су-7Б

Су-7 истребитель ОКБ Сухого, силовой набор консоли крыла состоит из продольного и поперечного. В продольный набор входят: лонжерон, главная балка, задняя стенка, малая балка и стрингеры. Поперечный набор состоит из 30 нервюр и одного дополнительного носка. Элементы конструкции консоли крыла образуют следующие отсеки: носок, отсек вооружения, отсек главной стойки шасси, герметизированный топливный отсек - ёмкость для топлива и хвостовая часть. Верхняя обшивка отсека шасси для увеличения жёсткости подкреплена изнутри профилированным листом дюралюминия.
Отсек вооружения расположен в передней части корневого участка каждой консоли. В передней части правой консоли, в районе расположения первой аэродинамической перегородки, установлен киносъёмочный аппарат АКС-5-750С.
В средней части каждой консоли между лонжероном и задней стенкой, нервюрами № 12 и № 22 расположен герметизированный топливный отсек с заливной горловиной и сливным устройством. Верхняя и нижняя поверхности топливного отсека образованы монолитными панелями.
Элероны имеют весовую и аэродина-мическую компенсацию, подвешены на консоли крыла в трёх точках. Углы отклонения элерона ±22°, ось его вращения расположена выше плоскости его хорд.
Выдвижные щелевые закрылки расположены в хвостовой части крыла, на участке между бортами фюзеляжа и элеронами. Выпускаются и убираются закрылки при помощи двух гидравлических силовых цилиндров по направляющим рельсам, расположенным на нервюрах № 12 и № 19 хвостовой части крыла. При выпуске закрылки отклоняются на 25° вниз.
Хвостовое оперение - стреловидное, состоит из горизонтального оперения - управляемого стабилизатора и вертикального оперения - форкиля и киля с рулём направления. Угол стреловидности горизонтального и вертикального оперения по линии 25% хорд равен 55°.
Стабилизатор установлен на 110 мм ниже строительной горизонтали фюзеляжа с углом установки - 1°. Состоит стабилизатор из двух половин, каждая из которых на шаровых шарнирных подшипниках поворачивается относительно полуоси, установленной под углом 41°30' к продольной оси самолёта. Каждая половина стабилизатора управляется своим бустером.
Вертикальное оперение самолёта - обычного типа. Киль крепится на фюзеляже к шпангоутам № 38 и № 43. Руль направления, управляемый с помощью бустера, имеет весовую балансировку. В киле размещены антенны радиоответчика и связной радиостанции; для обеспечения их работы верхние части киля и руля направления выполнены из радиопрозрачного материала - стеклотекстолита.
Конструкция оперения - цельнометаллическая, клёпаная с работающей обшивкой.
Шасси самолёта - трёхколёсное, состоит из двух главных стоек, расположенных под отъёмными частями крыла, и передней стойки, установленной под носовой частью фюзеляжа. Главные стойки убираются движением к продольной оси самолёта в ниши корневой части консолей крыла, а передняя убирается движением вперёд, в нишу под полом кабины лётчика.

Турбореактивный двигатель АЛ-7Ф-1

На главных стойках установлены тормозные колёса высокого давления марки КТ-69 (880X230) с дисковыми тормозами, на передней - нетормозное колесо высокого давления марки К283 (570X140). Амортизация - масляно-пневматическая. Колея шасси - 3830 мм, база (при необжатых амортизаторах) - 4920 мм.
Тормозной посадочный парашют ПТ-7, применяемый для уменьшения пробега самолёта после посадки, размещён в контейнере, установленном в хвостовой части фюзеляжа. Управление выпуском и сбросом парашюта - электрическое, дистанционное.
Силовая установка. На самолёте установлен турбореактивный двигатель АП-7Ф-1 с форсажной камерой. Длина двигателя - 6630мм, максимальный диаметр - 1250 мм, масса - 2010 кг. Максимальная тяга на бесфорсажном режиме - 6800 кгс, на форсаже - 9600 кгс. Компрессор двигателя - осевой девятиступенчатый со сверхзвуковой ступенью на входе, с постоянным (неуправляемым) кольцевым перепуском воздуха над 1-й ступенью, с поворотными лопатками направляющего аппарата 1-й ступени и с управляемым (с помощью лент) перепуском воздуха за 4-й и 5-й ступенями компрессора. Основная камера сгорания - кольцевая, турбина двухступенчатая. Форсажная камера с удлинительной трубой и регулируемым реактивным соплом.
Система запуска - автономная. Двигатель запускается турбостартёром ТС-20, раскручиваемым электродвигателем стартёра СТ-ЗПТ. В качестве пускового топлива используется бензин Б-70. Аварийный запуск двигателя в воздухе производится той же системой, что и запуск на земле.
Охлаждение форсажной камеры, удлинительной трубы, а также приводных агрегатов двигателя и турбо- стартёра осуществляется наружным воздухом, отбираемым при помощью воздухозаборников, расположенных на поверхности фюзеляжа.
Система кислородной подпитки служит для запуска двигателя на большой высоте, запуска двигателя на земле при низкой температуре, а также для запуска форсажной камеры.
В качестве топлива используется керосин марок Т-1, ТС-1 или их смесь. Топливо размещено на самолёте в четырёх фюзеляжных топливных баках, в двух герметичных крыльевых баках- отсеках и двух подвесных топливных баках (ПТБ). Полная ёмкость топливной системы, включая подвесные баки, составляет 4695 литров, из них:

  • в баке № 1 - 1100 л.,
  • в баке № 2 - 680 л.,
  • в баке № 3 - 505 л.,
  • в баке № 4 - 330 л.,
  • в двух крыльевых баках-отсеках - 800 л.,
  • в двух подвесных баках - 1280 л.

ОСНОВНЫЕ ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ  СЕМЕЙСТВА Су-7 истребитель

Су-7 Су-7Б Су-7БМ Су-7БМК Су-7БКЛ Су-7У
Длина фюзеляжа, м 15,015 15,115 15,115 15,115 15,115 15,315
Длина самолёта с ПВД, м 18,283 18,383 18,383 18,583 18,583 18,783
Размах крыла, м 9,309 9,309 9,309 9,309 9,309 9,309
Площадь крыла, м2 34,00 34,00 34,00 34,00 34,00 34,00
Двигатель АЛ-7Ф АЛ-7Ф-1 АЛ-7Ф-150 АЛ-7Ф-150 АЛ-7Ф-250 АЛ-7Ф-250
Тяга двигателя, макс, кгс 6850 6800 6800 6800 6800 6800
Тяга двигателя, форс, кгс 8950 9200 9600 9600 9600 9600
Макс. взл. вес, кг 10 859 13 043 13 830 9287 15 090 15210
Норм. взл. вес, кг 9245 10 839 11 730 12 260 12 550 12 990
Макс. бомб. Нагр, кг 1000 2000 2000 2500 2500 2000
Скорость на высоте:
Н= 0 м (км/ч) 1250 1200 1200 1150 1200 1150
Н= 13000 м (км/ч) 2120 2120 2120 2150 2150 2070
Время набора высоты 10000 м, мин 4,2 4,3 5,3 6,2 6,4 6,4
Потолок, м 15 000 19 500 18 500 17 600 17 600 17 000
Дальность полёта, км 890 1130 1135 1000 1000 820
Посад, скорость, км/ч 260 - 280 270 - 280 280 - 290 280 - 290 285 - 295 300-320
Длина пробега с ТП, м 1000 1100 1200 700 700 850
Длина пробега без ТП, м 1200 1300 1600 1600 1700 1800

Гидросистема самолёта обеспечивает выпуск и уборку шасси, закрылков, тормозных щитков, конуса воздухозаборника, противопомпажных створок, питание гидроусилителей (бустеров) управления стабилизатором, элеронами и рулём направления. Гидросистема состоит из трёх самостоятельных систем: силовой и двух бустерных - основной и дублирующей. Максимальное давление в гидравлической системе - 215 кг/см2.
Пневмосистема самолёта обеспечивает торможение колёс и аварийный выпуск шасси и закрылков. Пневмосистема состоит из двух автономных пневмосистем: основной и аварийной. Давление в баллонах - 150 кг/см2, в исполнительных механизмах - 12 кг/см2.
Электросистема обеспечивает питание потребителей постоянным и переменным током. Вся самолётная электросеть выполнена по однопроводной схеме с присоединением минусового провода к корпусу самолёта. Основными источниками электроэнергии на самолёте являются генератор постоянного тока ГС-12Т и генератор переменного тока СГС-7.5Б. Аварийным источником постоянного тока служит аккумуляторная батарея 12САМ-28.
Для подключения бортовой электросети самолёта к наземным источникам электроэнергии на нём имеются две вилки аэродромного питания: одна ШРА400МЛК - для питания постоянным током, другая ШРА200ЛК - переменным.

Истребитель бомбардировщик Су 7Б

Радиоэлектронное оборудование.
В его состав входят: СПО «Сирена-2» (станция предупреждения об облучении самолёта противником со стороны задней полусферы), связная радиостанция УКВ диапазона РСИУ-4В «Миндаль», радиокомпас АРК-5, маркерное радио-приёмное устройство МРП-56П, радиолокационный ответчик СРО-2, самолётный ответчик СОД-57М, радиолокационный дальномер СРД-5М, автопилот АП-28И1 и авиагоризонт АГИ-1.
Су-7 истребитель вооружение. Встроенное вооружение самолёта состоит из двух встроенных пушек НР-30 с боекомплектом по 80 снарядов на ствол.
Подвесное вооружение включает:
- неуправляемые ракеты С-21, С-24, С-5 в блоках УБ-32, УБ-16 и орудиях ОРО-57КМ, ракеты С-ЗК на АПУ-14У;
- пушечные установки УПК-23-250 с боекомплектом 250 снарядов;
- бомбы калибра 50, 100, 250, 500 кг;
- ядерную бомбу РН-28.
Всё вооружение самолёта предназначено для действий по наземным или надводным целям. Ракеты С-ЗК, С-5, встроенные пушки и пушечные установки УПК-23-250 могут применяться и по воздушным целям.
Одновременно подвешивать под самолёт неуправляемые ракеты и бомбы не рекомендовалось, исходя из отличий в тактике их применения и стремления сократить время нахождения самолёта над целью.

toparmy.ru

📌 Су-7 - это... 🎓 Что такое Су-7?

Эта статья — о реактивном истребителе-бомбардировщике. О поршневом истребителе-перехватчике см. Су-7 (1944).

Су-7 (изделие "С2", по кодификации НАТО: Fitter) — истребитель-бомбардировщик ОКБ им. Сухого.

История

Работы над самолетом начались в 1953 г. В 1953-1954 гг. был разработан опытный истре­битель, который впервые в практике совет­ского сверхзвукового самолетостроения был оборудован регулируемым воздухозаборником и цельноповоротным горизонтальным опере­нием (управляемым стабилизатором). В одном из испытательных полетов этот самолет достиг скорости 2170 км/ч. Обнадеживающие резуль­таты летных испытаний позволили присту­пить к строительству опытного образца самоле­та Су-7, испытания которого начались в 1955 г. В 1956 г. самолет был продемонстрирован на аэродроме в Тушино. С 1958 г. Су-7 запущен в серийное производство, причем модификация Су-7Б была принята на вооружение многих стран, включая государства Варшавского дого­вора.

В процессе эксплуатации самолет неодно­кратно подвергался модернизации. Изменения касались конструкции планера, двигательной установки, вооружения и бортового оборудова­ния. В 1966 году на базе Су-7БМ в был создан самолёт с крылом изменяемой стреловидности Су-17 (в 1967 г. этот самолет был показан на воздушном параде в Домодедово).

Су-7 был самым аварийным самолётом ВВС СССР начала 1960-х годов. За первые пять лет эксплуатации (1959—1963) было потеряно 28 машин, причём подавляющее большинство (82 %) лётных происшествий произошло из-за конструктивно-производственных недостатков. В 1964 году налёт на одно лётное происшествие у Су-7 составлял 1770 часов по сравнению с 3225 часами у МиГ-21.[1]

Конструктивные особенности

Вид этого же самолёта с другой стороны

Су-7 построен по классической схеме, имел стреловидное среднерасположенное крыло с углом стреловидности 60°, обеспечивающим очень высокую скорость. В качестве основных удельных параметров самолета главный конструктор выбрал тяговооруженность, близкую к единице, и нагрузку на крыло около 300 кг/м2. Для того времени это было очень необычно и многими воспринималось скептически.

Впервые в истории советского авиастроения был применен цельноповоротный стабилизатор с необратимым бустерным управлением. Если на первых реактивных самолетах Су-9, Су-11, Су-15 бустер только помогал летчику управлять машиной, то при больших сверхзвуковых скоростях этого было мало: усилия на ручке управления становились огромными. Принципиально новым решением П.О. Сухого было сделать бустер двухкамерным, с двумя золотниками и питанием каждого от своей гидросистемы, что исключало отказ управления в целом. В будущем этот способ широко применялся на всех зарубежных и отечественных самолетах.

Больших усилий потребовала разработка конструкции шасси. При уборке его в фюзеляж уменьшалось пространство для размещения емкостей топлива, усложнялась силовая установка, что в общем утяжеляло конструкцию. После многодневных исканий было найдено простое и рациональное решение: крепить колеса главного шасси на рычажной подвеске и убирать в крыло механическим подтягом. Зазоры между стойками шасси при уборке их в крыло уменьшили. Такая схема, не имеющая аналогов в отечественном и зарубежном самолетостроении, оказалась весьма удачной. При разработке фонаря кабины был выбран вариант сдвижной назад кабины, что позволяло защитить летчика от набегающего воздушного потока при катапультировании. Было спроектировано и катапультируемое кресло КС-1 новой конструкции.

Варианты

  • Су-7, изделие "С2" — фронтовой истребитель (серийно строился в 1958—1960 гг.).
  • Су-7Б, изделие "С22" — серийный истребитель-бомбардировщик (1960—1961 гг.).
  • СУ-7БКЛ, изделие "С22КЛ" — колесно-лыжная модификация самолета, для улучшения условия базирования на грунтовых ВПП (1965-71).
  • СУ-7БМ, изделие "С22М" — модификация Су-7Б с новым бортовым оборудованием, и двигателем АЛ-7Ф-1 с повышенным ресурсом (1962-64).
  • СУ-7БМК, изделие "С22МК"  — экспортный вариант СУ-7БМ, с некоторыми улучшениями конструкции, реализованными на Су-7БКЛ; последние серии самолета были оборудованы дополнительной парой подвесок (1966-71).
  • СУ-7У, изделие "У22" — учебно-тренировочная модификация самолета на базе СУ-7Б (1965-71).
  • СУ-7УМК, изделие "У22МК" — экспортный вариант Су-7У (1965-71).

Стоял на вооружении ВВС следующих стран

  •  СССР
  •  Алжир — В 1971—1972 годах, Алжир получил 22 истребителя-бомбардировщика Су-7БМК, включая спарки Су-7УМК.[2]
  •  Афганистан — В начале семидисятых Афганистан получил 24 истребителя-бомбардировщика Су-7БМК, поступивших на вооружение 355-го апиб. Ввиду постоянных боевых действий, высокой аварийности в условиях высокогорья и плохого техобслуживания, авиаполк постоянно доукомплектовывался подержанными Су-7БКЛ поступавшими из СССР. Всего Афганистан получил 79 Су-7, последние из которых окончательно вышли из строя к 1992 году.[3]
  •  Египет — Первая партия из 14 Су-7БМК, поступила на вооружение 55-й эскадрильи 1-й авиабригады ВВС Египта. Большая часть этих самолётов была уничтожена в ходе «шестидневной войны» и для восполнения боевого состава, из СССР стали вновь поступать Су-7. Помимо 55-й эскадрильи, ими были вооружены 202-я и 204-я истребительно-бомбардировочные авиабригады. Впоследствии во время боевых действий Су-7 ВВС Египта несли тяжелые потери, которые восполнялись поставками из СССР, всего, за период 1967—1972 годов, Египет получил 185 Су-7БМК и Су-7УМК. После разрыва отношений между СССР и Египтом, Су-7 находились на вооружении ВВС последнего до середины восьмидесятых.[4][5]
  • Индия — В Индию Су-7 поставлялся с 1968 года, где истребителями-бомбардировщиками Су-7БМК и «спарками» Су-7УМК было укомплектовано шесть эскадрилий. В марте 1968 26-я, в июле 101-я, в августе 221-я, затем 32-я и 108-я. Последней Су-7, в сентябре 1968 года, получила 222-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья. Всего в нескольких партиях с учетом восполнения потерянных самолётов, ВВС Индии получили 154 Су-7. Последние истребители были списаны в 1986 году.[6][7]
  •  Ирак — В 1968 году ВВС Ирака получили первые 18 Су-7БКЛ. Всего в Ирак из СССР было отправлено 83 истребителя типа Су-7.[2][8]
Операторы Су-7
Красный: снят с вооружения Синий: стоит на вооружении
  •  КНДР — В конце шестидесятых ВВС КНДР получили 25 Су-7БМК и Су-7УМК, что позволило укомплектовать истребительно-бомбардировочный авиаполк двухэскадрильного состава. После перевооружения на штурмовики Су-25 в 1987—1989 годах, старые Су-7 не были списаны. Самолёты поддерживались в боеготовом состоянии и содержались на открытых стоянках на краю аэродрома, очевидно в целях дезинформации. По данным с космических снимков, на этот момент в строю оставалось 18 Су-7.[9]
  •  Польша — В июле 1964 года 5-й полк истребителей-штурмовиков, входивший в 16-ю дивизию истребительно штурмовой авиации, получил шесть Су-7БМ. Следующая партия, прибывшая в июне 1966 года, состояла из двенадцати Су-7БКЛ. С мая 1967 года полк стал именоваться 3-им Поморским полком ИБА. Всего, до окончания поставок в 1972 году, полк получил 30 Су-БКЛ. В сентябре 1969 года, полк получил три спарки Су-7У, кроме того ВВС Польши получили дополнительно пять Су-7У для подготовки пилотов Су-20, не имевшего двухместного варианта. Один Су-7БКЛ полякам пришлось отдать Чехословакии, взамен сбитого на учениях польским МиГ-21ПФМ, чехословацкого Су-7БКЛ. А ещё один Су-7БКЛ, был передан в качестве компенсации самой Польше, но уже от СССР, взамен разбитого советским лётчиком самолёта ВВС Польши. В 1988 году началось списание истребителей этого типа с вооружения, а 25 июня 1990 года польские Су-7 в последний раз поднялись в воздух. За 26 лет эксплуатации в ВВС Польши было потеряно в общей сложности 10 машин этого типа.[10]
  •  Сирия — Вскоре после «шестидневной войны» ВВС Сирии получили 25 Су-7БМК и Су-7УМК, из которых была сформирована истребительно-бомбардировочная авиабригада. В войне 1973 года сирийская авиация понесла ощутимые потери, в частности было потеряно 13 Су-7БМК. После 1973 года ВВС Сирии получили ещё 35 самолётов этого типа, однако ввиду того, что выпуск экспортных машин был уже завершен, это были подержанные советские Су-7БКЛ и Су-7У. В середине восьмидесятых Су-7 были переведены в резерв, а к началу девяностых сняты с вооружения.[11]
  •  Чехословакия — Чехословацкие ВВС стали первым зарубежным эксплуатантом Су-7. В 1963 году ЧССР оплатила заказ первой дюжины Су-7 для своих ВВС, это стало началом для амбициозных планов по оснащению двух истребительно-бомбардировочных полков новыми самолётами. Первой частью получившей Су-7БМ, стал 28-й авиаполк, входящий в состав 34-й авиадивизии, размещенной на аэродроме Часлав. Всего, начиная с середины 1964 года, полк получил 41 Су-7БМ. В июле следующего года первые машины получил 20-й истребительно-бомбардировочный авиаполк в Намеште-над-Ославой. В 1966 году начали в чехословацкие ВВС поступать Су-7БКЛ, в конце этого же года прибыли первые двухместные Су-7У, а в следующем году поставки были завершены. Всего было поставлено 64 Су-7БМ, 31 Су-7БКЛ и 7 Су-7У. Ещё один Су-7БКЛ чехи получили из Польши, взамен сбитого на учениях польским МиГ-21ПФМ, чехословацкого Су-7БКЛ. Другой Су-7БКЛ был передан в качестве компенсации Советским Союзом. В 1990 году 20-й ибап сдал свои последние Су-7БКЛ. За время эксплуатации Су-7 в ВВС Чехословакии было потеряно 30 истребителей.[12][13]

Тактико-технические характеристики Су-7Б

Технические характеристики


Лётные характеристики

Вооружение

Боевое применение

См. также

Литература

  • Павлов В. Над полем боя. Об истребителе-бомбардировщике Су-7Б (рус.) // Крылья Родины. — М., 1999. — № 4. — С. 4-9. — ISSN 0130-2701.
  • Агеев В. На пороге «второго звука» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1992. — № 4. — С. 18-19,22-23. — ISSN 0130-2701.

Ссылки

Примечания

  1. Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7
  2. 1 2 Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 6. — С.19.
  3. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 7. — С.29-36.
  4. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 8. — С.27-33.
  5. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 9. — С.22-33.
  6. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 12. — С.25-30.
  7. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 1. — С.25-33.
  8. Iraqi Air Force Since 1948, Part 1
  9. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 11. — С.22-27.
  10. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 3. — С.24-33.
  11. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 10. — С.29-34.
  12. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 5. — С.14-21.
  13. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 6. — С.35-41.

dic.academic.ru

Су-7 — Википедия

Эта статья — о реактивном истребителе-бомбардировщике. О поршневом истребителе-перехватчике см. Су-7 (1944).

Су-7 (изделие "С2", по кодификации НАТО: Fitter) — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в 1950-х годах ОКБ им. Сухого.

Всего было произведено 1847 Су-7 всех модификаций, из которых 691 самолёт был поставлен на экспорт в 9 стран мира.

История создания и производства[править]

Работы над самолётом начались в 1953 году. В 1953—1954 годах был разработан опытный истре­битель, который впервые в практике совет­ского сверхзвукового самолётостроения был оборудован регулируемым воздухозаборником и цельноповоротным горизонтальным опере­нием (управляемым стабилизатором). В одном из испытательных полётов этот самолёт достиг скорости 2170 км/ч. Обнадеживающие резуль­таты летных испытаний позволили присту­пить к строительству опытного образца самоле­та Су-7, испытания которого начались в 1955 году. В 1956 году самолёт был продемонстрирован на аэродроме в Тушино. В 1958 году Су-7 запущен в серийное производство. Су-7 был принят на вооружение 10 стран, включая СССР и государства Варшавского дого­вора.

В процессе эксплуатации самолёт неодно­кратно подвергался модернизации. Изменения касались конструкции планера, двигательной установки, вооружения и бортового оборудова­ния. В 1966 году на базе Су-7БМ в был создан самолёт с крылом изменяемой стреловидности Су-17. В 1967 году этот самолёт был показан на воздушном параде в Домодедово.

Су-7 был самым аварийным самолётом ВВС СССР начала 1960-х годов. За первые пять лет эксплуатации (1959—1963) было потеряно 28 машин, причём подавляющее большинство (82 %) лётных происшествий произошло из-за конструктивно-производственных недостатков. В 1964 году налёт на одно лётное происшествие у Су-7 составлял 1770 часов по сравнению с 3225 часами у МиГ-21.[1] По данным ОКБ Сухого, с 1956 по 1979 год в ВВС СССР произошло 224 лётных происшествия с самолётами Су-7, включая 114 катастроф[2].

Конструктивные особенности[править]

Су-7БКЛ: хорошо видно колёсно-лыжное шасси и блок 57-мм НАР УБ-16

Су-7 построен по классической схеме, имел стреловидное среднерасположенное крыло с углом стреловидности 60°, обеспечивающим очень высокую скорость. В качестве основных удельных параметров самолёта главный конструктор выбрал тяговооружённость, близкую к единице, и нагрузку на крыло около 300 кг/м². Для того времени это было очень необычно и многими воспринималось скептически.

Впервые в истории советского авиастроения был применён цельноповоротный стабилизатор с необратимым бустерным управлением. Если на первых реактивных самолётах бустер помогал лётчику управлять машиной, то при больших сверхзвуковых скоростях этого было мало: усилия на ручке управления становились огромными. Принципиально новым решением П.О. Сухого было сделать бустер двухкамерным, с двумя золотниками и питанием каждого от своей гидросистемы, что исключало отказ управления в целом. Впоследствии этот способ широко применялся на всех зарубежных и отечественных самолётах.

Больших усилий потребовала разработка конструкции шасси. При уборке его в фюзеляж уменьшалось пространство для размещения емкостей топлива, усложнялась силовая установка, что в общем утяжеляло конструкцию. После многодневных исканий было найдено простое и рациональное решение: крепить колеса главного шасси на рычажной подвеске и убирать в крыло механическим подтягом. Зазоры между стойками шасси при уборке их в крыло уменьшили. Такая схема, не имеющая аналогов в отечественном и зарубежном самолётостроении, оказалась весьма удачной. При разработке фонаря кабины был выбран вариант сдвижной назад кабины, что позволяло защитить лётчика от набегающего воздушного потока при катапультировании. Было спроектировано и катапультируемое кресло КС-1 новой конструкции.

Су-7У в Пражском музее авиации
  • Су-7 (изделие "С2") — фронтовой истребитель (серийно строился в 1958—1960 гг.).
  • Су-7Б (изделие "С22") — серийный истребитель-бомбардировщик (1960—1961 гг.).
  • СУ-7БКЛ (изделие "С22КЛ") — колёсно-лыжная модификация самолёта, для улучшения условия базирования на грунтовых ВПП (1965-71).
  • СУ-7БМ (изделие "С22М") — модификация Су-7Б с новым бортовым оборудованием и двигателем АЛ-7Ф-1 с повышенным ресурсом (1962-64).
  • СУ-7БМК (изделие "С22МК")  — экспортный вариант СУ-7БМ, с некоторыми улучшениями конструкции, реализованными на Су-7БКЛ; последние серии самолёта были оборудованы дополнительной парой подвесок (1966-71).
  • СУ-7У (изделие "У22") — учебно-тренировочная модификация самолёта на базе СУ-7Б (1965-71).
  • СУ-7УМК (изделие "У22МК") — экспортный вариант Су-7У (1965-71).

Тактико-технические характеристики[править]

Приведённые характеристики соответствуют модификации Су-7Б.

Три проекции Су-7

Источник данных: [3]

Технические характеристики


Лётные характеристики

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 2 х НР-30 (по 70 патронов на пушку)
  • Точки подвески: 6
  • Боевая нагрузка: 2000 кг
  • Неуправляемые ракеты: С-3К или С-5 или С-24
  • Бомбы: 2 х 500 кг или 4 х 250 кг или 1 х ядерная РДС-4
  • Подвесные пушечные контейнеры: УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боезапасом 250 снарядов </ul>

Сравнение с аналогами[править]

Су-7 McDonnell Douglas F-4 Phantom II Republic F-105 Thunderchief Hawker Hunter Dassault Super Mystère Dassault Étendard HAL HF-24 Marut
Внешний вид
Год принятия на вооружение 1960 1961 1958 1956 1958 1962 1967
Годы производства 1957 — 1972 1958 — 1979 1957 — 1964 1953 — ? 1957 — 1960 1960 — 1965 1961 — 1985
Выпущено, единиц 1874 5195 833 ~2000 180 90 147
Масса пустого, кг 8370 12701 12181 6405 6932 5900 6195
Масса боевой нагрузки, кг 1200 7275 6400 3400 1360 1800
Встроенная пушка 2 × 30-мм НР-30 1 х 20-мм M61 Vulcan 1 × 20-мм M61 Vulcan 4 × 30-мм ADEN 2 × 30-мм DEFA 552 2 × 30-мм DEFA 552 4 × 30-мм ADEN
Макс. взлётная масса, кг 13 043 20 230 23 970 11 160 11 660 10 200 10 910
Силовая установка 1 × АЛ-7Ф-1 2 х General Electric J79-GE-8 1 × Pratt & Whitney J75-P-19W 1 × Rolls-Royce Avon 207 1 × SNECMA Atar 101G 1 × SNECMA Atar 8B 2 × Bristol Siddeley Orpheus Mk 703
Тяга двигателя (форсаж), кН 1 × 94,1 2 × 79,4 1 × 117,9 1 × 45,1 1 × 43,1 1 × 43,2 2 × 21,6
Макс. скорость, км/ч 2120 2585 2208 1150 1250 1100 1128
Практический потолок, м 15 000 18 898 12 558 15 240 17 000 15 500 13 750
Практ. дальность (без ПТБ), км 1130 1650 1175 1100
Страны, эксплуатирующие Су-7 (синим цветом) и уже снявшие Су-7 с вооружения (красным) Хвостовая часть сирийского Су-7БМК, сбитого ПВО Израиля в октябре 1973 года
  • СССР СССР — в 1960-1970-х годах Су-7 состоял на вооружении 25 авиаполков. Снят с вооружения в 1986 году и заменён на Су-17 и МиГ-27.
  • Алжир Алжир — в 1971-1972 годах, Алжир получил 22 истребителя-бомбардировщика Су-7БМК, включая спарки Су-7УМК.[4]
  • Афганистан Афганистан — в начале 1970-х годов Афганистан получил 24 истребителя-бомбардировщика Су-7БМК, поступивших на вооружение 355-го апиб. Ввиду постоянных боевых действий, высокой аварийности в условиях высокогорья и плохого техобслуживания авиаполк постоянно доукомплектовывался подержанными Су-7БКЛ, поступавшими из СССР. Всего Афганистан получил 79 Су-7, последние из которых окончательно вышли из строя к 1992 году.[5]
  • Египет Египет — первая партия из 14 Су-7БМК, поступила на вооружение 55-й эскадрильи 1-й авиабригады ВВС Египта. Большая часть этих самолётов была уничтожена в ходе «шестидневной войны», и для восполнения боевого состава из СССР стали вновь поступать Су-7. Помимо 55-й эскадрильи, ими были вооружены 202-я и 204-я истребительно-бомбардировочные авиабригады. Впоследствии во время боевых действий Су-7 ВВС Египта несли тяжелые потери, которые восполнялись поставками из СССР. Всего за период 1967—1972 годов Египет получил 185 Су-7БМК и Су-7УМК. После разрыва отношений между СССР и Египтом Су-7 находились на вооружении ВВС последнего до середины восьмидесятых.[6][7]
  • Индия — в Индию Су-7 поставлялся с 1968 года, где истребителями-бомбардировщиками Су-7БМК и «спарками» Су-7УМК было укомплектовано шесть эскадрилий: в марте 1968 26-я, в июле 101-я, в августе 221-я, затем 32-я и 108-я. Последней Су-7, в сентябре 1968 года, получила 222-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья. Всего в нескольких партиях с учетом восполнения потерянных самолётов ВВС Индии получили 154 Су-7. Последние истребители были списаны в 1986 году.[8][9]
  • Ирак Ирак — в 1968 году ВВС Ирака получили первые 18 Су-7БКЛ. Всего в Ирак из СССР было отправлено 83 истребителя типа Су-7.[4][10]
  • КНДР КНДР — в конце 1960-х годов ВВС КНДР получили 25 Су-7БМК и Су-7УМК, что позволило укомплектовать истребительно-бомбардировочный авиаполк двухэскадрильного состава. После перевооружения на штурмовики Су-25 в 1987—1989 годах старые Су-7 не были списаны. Самолёты поддерживались в боеготовом состоянии и содержались на открытых стоянках на краю аэродрома, очевидно, в целях дезинформации. По данным с космических снимков, на этот момент в строю оставалось 18 Су-7.[11]
  • Польша Польша — в июле 1964 года 5-й полк истребителей-штурмовиков, входивший в 16-ю дивизию истребительно штурмовой авиации, получил шесть Су-7БМ. Следующая партия, прибывшая в июне 1966 года, состояла из двенадцати Су-7БКЛ. С мая 1967 года полк стал именоваться 3-им Поморским полком ИБА. Всего, до окончания поставок в 1972 году, полк получил 30 Су-БКЛ. В сентябре 1969 года полк получил три спарки Су-7У, кроме того ВВС Польши получили дополнительно пять Су-7У для подготовки пилотов Су-20, не имевшего двухместного варианта. Один Су-7БКЛ полякам пришлось отдать Чехословакии взамен сбитого на учениях польским МиГ-21ПФМ чехословацкого Су-7БКЛ. А ещё один Су-7БКЛ был передан в качестве компенсации самой Польше, но уже от СССР, взамен разбитого советским лётчиком самолёта ВВС Польши. В 1988 году началось списание истребителей этого типа с вооружения, а 25 июня 1990 года польские Су-7 в последний раз поднялись в воздух. За 26 лет эксплуатации в ВВС Польши было потеряно в общей сложности 10 машин этого типа.[12]
  • Сирия Сирия — вскоре после «шестидневной войны» ВВС Сирии получили 25 Су-7БМК и Су-7УМК, из которых была сформирована истребительно-бомбардировочная авиабригада. В войне 1973 года сирийская авиация понесла ощутимые потери: в частности, было потеряно 13 Су-7БМК. После 1973 года ВВС Сирии получили ещё 35 самолётов этого типа, однако ввиду того, что выпуск экспортных машин был уже завершён, это были подержанные советские Су-7БКЛ и Су-7У. В середине восьмидесятых Су-7 были переведены в резерв, а к началу девяностых сняты с вооружения.[13]
  • Чехословакия Чехословакия — чехословацкие ВВС стали первым зарубежным эксплуатантом Су-7. В 1963 году ЧССР оплатила заказ первой дюжины Су-7 для своих ВВС, это стало началом для амбициозных планов по оснащению двух истребительно-бомбардировочных полков новыми самолётами. Первой частью, получившей Су-7БМ, стал 28-й авиаполк, входящий в состав 34-й авиадивизии, размещённой на аэродроме Часлав. Всего, начиная с середины 1964 года, полк получил 41 Су-7БМ. В июле следующего года первые машины получил 20-й истребительно-бомбардировочный авиаполк в Намеште-над-Ославой. В 1966 году начали в чехословацкие ВВС поступать Су-7БКЛ, в конце этого же года прибыли первые двухместные Су-7У, а в следующем году поставки были завершены. Всего было поставлено 64 Су-7БМ, 31 Су-7БКЛ и 7 Су-7У. Ещё один Су-7БКЛ чехи получили из Польши, взамен сбитого на учениях польским МиГ-21ПФМ, чехословацкого Су-7БКЛ. Другой Су-7БКЛ был передан в качестве компенсации Советским Союзом. В 1990 году 20-й ибап сдал свои последние Су-7БКЛ. За время эксплуатации Су-7 в ВВС Чехословакии было потеряно 30 истребителей.[14][15]

Боевое применение[править]

  • Шестидневная война — в воздушных боях израильскими истребителями были сбиты 9 египетских Су-7[16]. Египетские Су-7 сбили один «Мираж-III» и предположительно SMB.2. Также посадили два израильских вертолёта S-58.[17][18] Истребитель-бомбардировщик Су-7БМК в авиационном музее ВВС Индии
  • Война на истощение
  • Третья индо-пакистанская война — индийские Су-7 совершили около 1500 боевых вылетов. Первые из них были на выведение из строя пакистанских аэродромов. В частности, 32 эскдрилья заявляла о поражении 2 B-57, 2 "Сейбров" и 1 "Мираж-3" на авиабазе Шоркот на Западном фронте. Пакистанцы отвергли потери самолётов, индийцы же предоставили снимки ФКП Су-7, на одном из которых виден взрыв «Сейбра», всего 4 самолёта отмечаются подтверждённо уничтоженными.[19] На Восточном фронте в результате налета "сухих" 221-й эскадрильи были уничтожены 3 "Сейбра" (пакистанскими данными это не подтверждается). Всего на этом фронте был потерян 1 Су-7. В следующих атаках были нанесены серьезные потери наступавшей пакистанской бронетехнике. В одной из них было поражено 69 танков, 57 бронемашин и 25 орудий. 14 декабря в результате налета Су-7 было полностью парализовано железнодорожное сообщение от Касура до Пукхпаттана, индийцы стали использовать на самолётах тяжёлые НУРС С-24. На следующий день в от удара ракетами С-24 была поражена ГЭС в Сулейманки. 16 декабря индийские Су-7 в секторе Шакаргарх уничтожили 17 пакистанских танков, потеряв один самолёт. На следующий день индийские штурмовики полностью уничтожили эшелон с танками на станции Вазирабад, лишив пакистанцев подкреплений.
Польский Су-7БКЛ

Приходилось индийским Су-7 встречаться и с пакистанскими истребителями, для боя с которыми они практически не предназначены. В этих стычках несколько "сухих" получили попаданий ракет AIM-9, ни одно из которых не было фатальным: самолёт получал повреждения и возвращался на базу, по другим данным, три самолёта были сбиты ракетами AIM-9. Согласно данным российского исследователя Владимира Ильина, Су-7 не имели потерь в воздушных боях, однако индийский военный историк Jagan Mohan, опираясь на ряд индийских публикаций, определяет число потерь Су-7 в воздушных боях в 4 сбитых точно (два "Сейбрами" и два F-6) и один, предположительно, "Миражом". 8 декабря разбился пакистанский F-6, пролетев через обломки падающего Су-7. 12 декабря, Су-7, во время разведывательного вылета на фотографирование аэродрома, перехватил пару пакистанских F-6 и огнём пушки сбил один из них. На следующий день, по неподтверждённой информации, Су-7 сбили два пакистанских «Сейбра». Отмечались случаи использования «сухих» против водных целей, в ходе которых несколько катеров и барж было потоплено.[20]. Общие потери Су-7 в войне составили по одним данным 14 машин, по по более современным данным — 19(с учетом списанных), что составило четверть всех потерь ВВС Индии в этом конфликте. Хвост одного из Су-7, выдержавшего прямое попадание ракеты AIM-9 выставлен в авиационном музее индийских ВВС.[21][22].[23][24][25][26]

Су-7БКЛ в музее Джихада, г. Герат, Афганистан
  • Октябрьская война — Су-7 применялись Египтом, Сирией, Ираком, Алжиром. 6 октября группа египетских Су-7 нанесла удар по израильским аэродромам, на которых было поражено 18 израильских самолётов. В ходе налета 2 Су-7 было сбито.[27] За время войны было потеряно 15 иракских и 21 алжирский Су-7(включая 16 от действий противника), потери египетских и сирийских самолётов неизвестны. Как минимум 18 арабских Су-7 были сбиты израильскими истребителями в воздушных боях.[28][29][30][31]
  • Египетско-ливийская война — по некоторым данным один египетский Су-7 был сбит истребителем "Мираж-5" ВВС Ливии, по другим он был сбит из ПЗРК Стрела-2.[32].
  • Гражданская война в Афганистане — в 1979 году афганские Су-7 нанесли удар по территории СССР, что привело к гибели мирных жителей. Шесть афганских Су-7 взорваны моджахедами на аэродроме Шинданд в 1985 году[33]. В 1983 году один афганский Су-7 был угнан лётчиком в Пакистан.[34]
  • Ирано-иракская война — известен случай сбития иракского Су-7 иранским истребителем F-5[35].

Авиапамятники и экспонаты музея[править]

Таблица памятников истребителей Су-7 и истребителей-бомбардировщиков Су-7Б/БМ/БКЛ/У/БМК находится на сайте Ейского Высшего Военного Авиационного Училища Лётчиков (ЕВВАУЛ): Памятники ИБА: Су-7

п/п Тип Бортовой номер Страна Местонахождение На карте Изображение
1 Су-7 - Россия c. Воздвиженка (аэродром), Приморский край. Памятная доска: Вечная слава авиаторам - Оршанцам, отдавшим жизнь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и при исполнении воинского долга. На обоих бортах нанесены изображения наград 523-го Оршанского иап: - орден Красного знамени; - орден Александра Невского; - орден Кутузова; - орден Суворова карта фото
2 Су-7Б 77 Россия г. Таганрог, Ростовская область. КПП аэродрома Таганрог-Центральный (ранее принадлежал ЕВВАУЛ). Памятные тексты: Слава советской авиации ! ... Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума. Самолёт - величайшее творение разума и рук человеческих карта фото
3 Су-7Б 69 Россия г. Курган, Музей авиации фото
4 Су-7БМ 06 Украина г. Красноград, Харьковская область, ул. Полтавская, около д. 90. Памятная доска: Бессмертному подвигу, стойкости, мужеству крылатых защитников Отчизны 292-й Красноградской штурмовой авиационной дивизии и 268-у Краснознамённому истребительному авиационному полку карта
5 Су-7БКЛ 01 Украина г. Черкассы (Черкаси), Парк 30-летия Победы. Памятная доска: Подвигу 8-й Черкасской гвардейской бомбардировочной дивизии, освобождавшей г. Черкассы, посвящается. 14 декабря 1943 г. карта
6 Су-7У 116 Польша г. Краков (Kraków), Музей польской авиации (Muzeum Lotnictwa Polskiego). карта
7 Су-7БМК - Египет г. Бени-Суэйф карта
  1. ↑ Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7
  2. ↑ В. Марковский, И. Приходченко. Первый сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7. — М.: Яуза; ЭКСМО, 2012. — С. 121.
  3. ↑ Су-7Б
  4. 4,04,1 Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 6. — С.19.
  5. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 7. — С.29-36.
  6. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 8. — С.27-33.
  7. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 9. — С.22-33.
  8. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 12. — С.25-30.
  9. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 1. — С.25-33.
  10. ↑ Iraqi Air Force Since 1948, Part 1
  11. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 11. — С.22-27.
  12. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 3. — С.24-33.
  13. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 10. — С.29-34.
  14. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 5. — С.14-21.
  15. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 6. — С.35-41.
  16. ↑ Israeli Air-to-Air Victories in 1967
  17. ↑ Israel Air Force Aircraft Inventories
  18. ↑ Egyptian Air-to-Air Victories since 1948
  19. ↑ Shorkot raid attack. Air marshal vk "Jimmy" Bhatia
  20. ↑ Indian Air-to-Air Victories since 1948
  21. ↑ Indian Air Force Losses in the 1971 War.
  22. ↑ A WHALE OF A FIGHTER: THE SU-7 IN IAF SERVICE
  23. ↑ Sukhoi-7 BMK (Fitter) Type S-22
  24. ↑ Су-7Б Истребитель- бомбардировщик
  25. ↑ Indian Air-to-Air Victories since 1948
  26. ↑ Истребитель-бомбардировщик Су-7. Игорь ПРИХОДЧЕНКО. стр.142,143
  27. ↑ Авиация и космонавтика, Сентябрь, 2007
  28. ↑ Потери авиационной техники Ирака
  29. ↑ 12 ЛЕТ НА СУ-7
  30. ↑ Истребитель-бомбардировщик Су-7. Игорь ПРИХОДЧЕНКО. стр.92
  31. ↑ Israeli Air-to-Air Victories in 1973
  32. ↑ Libya-Egypt Conflict 1971-1979
  33. ↑ Истребительно-бомбардировочная авиация
  34. ↑ Беглецы (ВВС ДРА) - Авиация в локальных конфликтах - www.skywar.ru
  35. ↑ Chronological Listing of Iraqi Losses & Ejections

www.wikiznanie.ru

Су-7 Википедия

Эта статья — о реактивном истребителе-бомбардировщике. О поршневом истребителе-перехватчике см. Су-7 (1944).
Су-7

Су-7БМ в польском авиамузее, 2011 год.
Тип истребитель-бомбардировщик
Разработчик ОКБ Сухого
Производитель Авиазавод № 126 (Комсомольск-на-Амуре)
Первый полёт 7 сентября 1955 года
Начало эксплуатации 1960 год
Конец эксплуатации 1986 год (СССР)
Статус снят с вооружения
Эксплуатанты СССР СССР
см. на вооружении
Годы производства 1957 — 1972
Единиц произведено 1 848
Варианты Су-17
 Медиафайлы на Викискладе

Су-7 (изделие «С-2», по ификации НАТО: Fitter-A) — советский истребитель, разработанный в 1950-х годах ОКБ им. Сухого.

Су-7Б (изделие «С-22», по ификации НАТО: Fitter) — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в конце 50-х ОКБ им. Сухого

Всего было произведено 1 848 Су-7 всех модификаций, из которых 691 самолёт был поставлен на экспорт в 9 стран мира.

Содержание

  • 1 История создания и производства
  • 2 Конструкция
  • 3 Модификации
  • 4 Лётно-технические характеристики
  • 5 Сравнение с аналогами
  • 6 На вооружении
  • 7 Боевое применение
  • 8 Авиапамятники и экспонаты музеев
  • 9 В кино
  • 10 См. также
  • 11 Литература
  • 12 Ссылки
  • 13 Примечания

История создания и производства[

ru-wiki.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о