Самолет Су-7 истребитель-бомбардировщик
Тип | Истребитель-бомбардировщик |
Максимальная скорость | 2120 км/ч |
Практический потолок | 15 км |
Су-7 (изделие «С2», НАТО: Fitter)
Советский истребитель-бомбардировщик, созданный в 1950-х годах ОКБ им. Сухого.
Всего было создано 1847 самолетов Су-7 всех модификаций, из которых 691 самолёт был поставлен на экспорт в 9 стран мира.
История создания и производства
Работы над созданием самолета начались в 1953 году и уже в 1954 был собран опытный истребитель, который впервые в практике советского сверхзвукового самолетостроения был оснащён регулируемым воздухозаборником и цельноповоротным горизонтальным оперением (управляемым стабилизатором). Во время одного из испытательных полетов данный самолет достиг скорости 2170 км/ч. Весьма обнадеживающие результаты летных испытаний позволили приступить к разработке опытного образца самолета Су-7, испытания которого стартовали в 1955 году. В 1956 году самолет был показан на аэродроме в Тушино. В 1958 году началось серийное производство самолёта. Су-7 состоял на вооружении 10 стран, включая СССР и государства Варшавского договора.
Во время своей эксплуатации самолет неоднократно подвергался модернизации. Изменения касались конструкции планера, двигательной установки, вооружения и бортового оборудования. В 1966 году на основе Су-7БМ в был разработан самолёт с крылом изменяемой стреловидности Су-17. В 1967 году этот самолет был продемонстрирован на воздушном параде в Домодедово.
Су-7 был самым аварийным самолётом ВВС СССР начала 1960-х годов. За начальные пять лет эксплуатации (1959—1963) было потеряно 28 машин, причём подавляющее большинство (82 %) лётных происшествий произошло из-за конструктивно-производственных недостатков. В 1964 году налёт на одно лётное происшествие у Су-7 составлял 1770 часов по сравнению с 3225 часами у МиГ-21. По данным ОКБ Сухого, с 1956 по 1979 год в ВВС СССР случилось 224 лётных происшествия с самолётами Су-7, включая 114 катастроф.
Конструктивные особенности
Су-7 сконструирован по классической схеме, имел стреловидное среднерасположенное крыло с углом стреловидности 60 град., обеспечивающим очень высокую скорость. В качестве базовых удельных параметров самолета главный конструктор выбрал тяговооруженность, близкую к единице, и нагрузку на крыло около 300 кг/кв.м.. Для того времени это было довольно необычно и многими воспринималось скептически.
Впервые в истории советского авиастроения был применен цельноповоротный стабилизатор с необратимым бустерным управлением. Если на первых реактивных самолетах бустер помогал летчику управлять машиной, то при больших сверхзвуковых скоростях этого было недостаточно: усилия на ручке управления становились огромными. Принципиально новым решением П.О. Сухого было создать двухкамерный бустер , с двумя золотниками и питанием каждого от своей гидросистемы, что исключало отказ управления в целом. Впоследствии этот способ широко применялся на всех зарубежных и отечественных самолетах.
Огромных усилий потребовала разработка конструкции шасси. При уборке его в фюзеляж значительно уменьшалось пространство для размещения емкостей топлива, усложнялась силовая установка, что в общем утяжеляло конструкцию. После долгих исканий было найдено простое и рациональное решение: крепить колеса главного шасси на рычажной подвеске и убирать в крыло механическим подтягом. Зазоры между стойками шасси при уборке их в крыло уменьшили. Данная схема, не имеющая аналогов в отечественном и зарубежном самолетостроении, оказалась весьма удачной. При разработке фонаря был выбран вариант кабины сдвижной назад- это позволяло защитить пилота от набегающего воздушного потока при катапультировании. Было спроектировано и катапультируемое кресло новой конструкции КС-1.
Модификации
-Су-7 (изделие «С2») — фронтовой истребитель (серийно производился в 1958—1960 гг.).
-Су-7Б (изделие «С22») — серийный истребитель-бомбардировщик (1960—1961 гг.).
-СУ-7БКЛ (изделие «С22КЛ») — колёсно-лыжная модификация самолета, для улучшения условия базирования на грунтовых ВПП (1965-71).
-СУ-7БМ (изделие «С22М») — модификация Су-7Б с новым бортовым оборудованием и двигателем АЛ-7Ф-1 с повышенным ресурсом (1962-64).
-СУ-7БМК (изделие «С22МК») — экспортный вариант СУ-7БМ, с некоторыми улучшениями конструкции, реализованными на Су-7БКЛ; последние серии самолета были оборудованы дополнительной парой подвесок (1966-71).
-СУ-7У (изделие «У22») — учебно-тренировочная модификация самолета на базе СУ-7Б (1965-71).
-СУ-7УМК (изделие «У22МК») — экспортный вариант Су-7У (1965-71).
На вооружении
-СССР-в 1960-1970-х годах Су-7 состоял на вооружении 25 авиаполков. Снят с вооружения в 1986 году и заменён на Су-17 и МиГ-27.
-Алжир — в 1971-1972 годах, Алжир получил 22 истребителя-бомбардировщика Су-7БМК, включая спарки Су-7УМК.
-Афганистан — в начале 1970-х годов Афганистан получил 24 истребителя-бомбардировщика Су-7БМК, поступивших на вооружение 355-го апиб. Ввиду постоянных боевых действий, высокой аварийности в условиях высокогорья и плохого техобслуживания авиаполк постоянно доукомплектовывался подержанными Су-7БКЛ, поступавшими из СССР. Всего Афганистан получил 79 Су-7, последние из которых окончательно вышли из строя к 1992 году.
-Египет — начальная партия из 14 Су-7БМК, поступила на вооружение 55-й эскадрильи 1-й авиабригады ВВС Египта. Большая часть этих самолётов была потеряна в ходе «шестидневной войны», и для пополнения боевого состава из СССР стали вновь поступать Су-7. Помимо 55-й эскадрильи, ими были вооружены 202-я и 204-я истребительно-бомбардировочные авиабригады. Впоследствии во время боевых действий Су-7 ВВС Египта несли тяжелые потери, которые восполнялись поставками из СССР. Всего за период 1967—1972 годов Египет получил 185 Су-7БМК и Су-7УМК. После разрыва отношений между СССР и Египтом Су-7 состояли на вооружении ВВС последнего до середины восьмидесятых.
-КНДР — в конце 1960-х годов ВВС КНДР получили 25 Су-7БМК и Су-7УМК, это позволило полностью укомплектовать истребительно-бомбардировочный авиаполк двухэскадрильного состава. После перевооружения на штурмовики Су-25 в 1987—1989 годах старые Су-7 списаны не были. Самолёты поддерживались в боевой готовности и содержались на открытых стоянках на краю аэродрома, очевидно, в целях дезинформации. По данным с космических снимков, на этот момент в строю осталось 18 Су-7.
-Польша — в июле 1964 года 5-й полк истребителей-штурмовиков, входивший в 16-ю дивизию истребительно штурмовой авиации, получил шесть Су-7БМ. Следующая партия, прибывшая в июне 1966 года, состояла из двенадцати Су-7БКЛ. С мая 1967 года полк стал именоваться 3-им Поморским полком ИБА. Всего, до окончания поставок в 1972 году, полк получил 30 Су-БКЛ. В сентябре 1969 года полк получил три спарки Су-7У, кроме того ВВС Польши получили дополнительно пять самолётов Су-7У для подготовки пилотов Су-20, не имевшего двухместного варианта. Один Су-7БКЛ полякам пришлось отдать Чехословакии взамен сбитого на учениях польским МиГ-21ПФМ чехословацкого Су-7БКЛ. А ещё один Су-7БКЛ был передан в качестве компенсации самой Польше, но уже от СССР, взамен разбитого советским лётчиком самолёта ВВС Польши. В 1988 году началось снятие истребителей этого типа с вооружения, а 25 июня 1990 года польские Су-7 в последний раз поднялись в воздух. За 26 лет использования в ВВС Польши было потеряно в общей сложности 10 машин этого типа.
-Сирия — в скором времени после окончания «шестидневной войны» ВВС Сирии получили 25 Су-7БМК и Су-7УМК, из которых была сформирована истребительно-бомбардировочная авиабригада. В войне 1973 года сирийская авиация понесла большие потери: в частности, было потеряно 13 Су-7БМК. После 1973 года ВВС Сирии получили ещё 35 самолётов этого типа, однако ввиду того, что выпуск экспортных машин был уже закончен, это были подержанные советские Су-7БКЛ и Су-7У. В середине восьмидесятых Су-7 были переведены в резерв, а к началу девяностых были полностью сняты с вооружения.
Боевое применение
-Шестидневная война — в воздушных боях израильскими истребителями были уничтожены 9 египетских Су-7. Египетские Су-7 сбили один «Мираж-III» и предположительно SMB.2. Также приземлили два израильских вертолёта S-58.
-Война на истощение
-Третья индо-пакистанская война — индийские Су-7 сделали примерно 1500 боевых вылетов. Первые из них были на выведение из строя пакистанских аэродромов. В частности, 32 эскдрилья заявляла о поражении 2 B-57, 2 «Сейбров» и 1 «Мираж-3», которые находились на авиабазе Шоркот на Западном фронте. Пакистанцы пытались опровергнуть потери самолётов, индийцы же предоставили снимки ФКП Су-7, на одном из которых виден взрыв «Сейбра», всего 4 самолёта отмечаются подтверждённо уничтоженными. На Восточном фронте в результате налета «сухих» 221-й эскадрильи были подбиты 3 «Сейбра» (пакистанскими данными это не подтверждается). Всего на этом фронте был сбит 1 Су-7. В следующих атаках были нанесены довольно ощутимые потери наступавшей пакистанской бронетехнике. В одной из них было подбито 69 танков, 57 бронемашин и 25 орудий. 14 декабря в результате налета Су-7 было абсолютно парализовано железнодорожное сообщение от Касура до Пукхпаттана, индийцы стали использовать на самолётах тяжёлые НУРС С-24. На следующий день, ударами ракет С-24 была поражена ГЭС в Сулейманки. 16 декабря индийские Су-7 в секторе Шакаргарх подбили 17 пакистанских танков, потеряв при этом один самолёт. На следующий день индийские штурмовики полностью разгромили эшелон с танками на станции Вазирабад, таким образом лишив пакистанцев подкреплений.
-Октябрьская война — Су-7 использовались Египтом, Сирией, Ираком, Алжиром. 6 октября группа египетских Су-7 совершила налёт на израильские аэродромы, и повредила 18 израильских самолетов. В ходе налета 2 Су-7 было сбито. За время войны было потеряно 15 иракских и 21 алжирский Су-7(включая 16 от действий противника), потери египетских и сирийских самолётов неизвестны. Как минимум 18 арабских Су-7 были сбиты израильскими истребителями в воздушных боях.
-Египетско-ливийская война — по некоторым данным один египетский Су-7 был сбит истребителем «Мираж-5» ВВС Ливии, по другим он был сбит из ПЗРК Стрела-2.
-Гражданская война в Афганистане — в 1979 году афганские Су-7 нанесли удар по территории СССР, что привело к гибели мирных жителей. Шесть афганских Су-7 были уничтожены моджахедами на аэродроме Шинданд в 1985 году. В 1983 году один афганский Су-7 был угнан лётчиком в Пакистан.
-Ирано-иракская война — известен случай сбития иракского Су-7 иранским истребителем F-5
Тактико-технические характеристики Су-7Б.
Технические характеристики
-Экипаж: 1 пилот
-Длина: 16,607 м
-Размах крыла: 9,31 м
-Высота: 4,157 м
-Площадь крыла: 34 кв.м.
-Угол стреловидности по передней кромке: 63 град
-Масса пустого: 8370 кг
-Нормальная взлётная масса: 11 983 кг
-Максимальная взлётная масса: 13 043 кг
-Масса топлива во внутренних баках: 2760 кг
-Силовая установка: 1 х ТРДФ АЛ-7Ф-1
-Бесфорсажная тяга: 1 х 6800 кгс
-Форсажная тяга: 1 х 9600 кгс
Лётные характеристики
-Максимальная скорость: 2120 км/ч
-Крейсерская скорость: 786 км/ч
-Практическая дальность:
-без ПТБ: 1130 км
-с ПТБ: н/д
-Практический потолок: 15 000 м
-Скороподъёмность: 9600 м/мин
-Длина разбега: 1350 м
-Длина пробега: 900 м
Вооружение
-Стрелково-пушечное: 2 х НР-30 (по 70 патронов на пушку)
-Точки подвески: 6
-Боевая нагрузка: 2000 кг
-Неуправляемые ракеты: С-3К или С-5 или С-24
-Бомбы: 2 х 500 кг или 4 х 250 кг или 1 х ядерная РДС-4
-Подвесные пушечные контейнеры: УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боезапасом 250 снарядов
wartools.ru
Су-7 истребитель ОКБ Сухого история создания
Су-7 истребитель ОКБ Сухого, стоявший на вооружении ВВС СССР, он превратился в истребитель — бомбардировщик и носитель ядерного оружия.
Су-7 истребитель стал успешным коммерческим проектом, благодоря постоянному совершенствованию. Повышению боевых возможностей и улучшению лётных характеристик, позволило ему длительное время находится во основе воздушных сил многих стран. Его прочная и надёжная конструкция стала основой для разработки многих интересных проектов, одним из которых стал самолёт с изменяемой стреловидностью крыла — Су-17.
Су-7 истребитель ОКБ Сухого история создания начиналась с конца 1940-х — начала 1950-х годов, когда в СССР начали разрабатывать требования к новому истребителю с высокой сверхзвуковой скоростью и большим практическим потолком, который мог бы перехватывать высотные разведывательные самолёты и противостоять перспективным истребителям противника.
Cухой Су-7Б фото рулежка на старт
По мнению специалистов военной авиации, требовалось два вида новых машин: фронтовой истребитель, с возможностью нанесения ударов по наземным целям, и чистый перехватчик. Для новых фронтовых истребителей максимальная скорость полёта должна была составлять 1800 км/ч, потолок — 19 000 м. Для перехватчиков требуемая скорость увеличивалась на 100 — 150 км/ч, а потолок — на 1000 м. Дальность полёта обеих машин на большой высоте без подвесных баков равнялась 1400 км. Вооружение фронтового истребителя должно было состоять из трёх 30-мм пушек, а перехватчика — из двух орудий такого же калибра. Перехватчики дополнительно планировалось оборудовать радиолокационной станцией.
Из истребительных КБ за такую работу могли взяться только фирмы Микояна и Яковлева, а вот КБ Лавочкина практически полностью переориентировалось на ракетную тематику. Почти сразу после смерти Сталина, его приемник Г. М. Маленков усилил истребительное направление, вернув в строй опального конструктора Павла Осиповича Сухого. Конструкторское бюро беспартийного Павла Осиповича было закрыто в 1949 году из-за его конфликта с министром вооруженных сил СССР Н. А. Булганиным. Хотя по официальной версии, КБ Сухого закрыли в связи с катастрофой опытного перехватчика Су-15 и общей «неэффективностью» работы.
В мае 1953 года в ОКБ-1 под руководством Сухого началась работа сразу над двумя проектами. Оба самолёта рассматривались в двух вариантах, отличающихся формой крыла в плане. Одно крыло имело традиционную стреловидную форму, а другое — новую для того времени — треугольную. Фронтовой истребитель со стреловидным крылом получил обозначение С-1, а с треугольным — Т-1. Соответственно назвали и перехватчики — С-3 и Т-3.
Для достижения С-1/С-3 больших скоростей полёта Павел Осипович установил для него стреловидность крыла в 60°, по линии 1/4 хорд, и использовал новый турбореактивный двигатель (ТРД) конструктора Архипа Михайловича Люльки — АЛ-7Ф, с заявленной тягой на форсаже 10 000 кгс. Правда, двигатель ещё не был готов, и в качестве временной меры на прототипы могли поставить его не форсированный вариант АЛ-7, с на треть меньшей тягой. Несмотря на это, расчёты показывали, что даже с таким слабеньким ТРД самолёты «С» выйдут на сверхзвуковые скорости.
На начало 1950-х годов над полем боя МиГ-17 прекрасно решал свои задачи
Тактические истребители вероятного противника начала 1950-х годов не блистали рекордными характеристиками, и над полем боя МиГ-17 прекрасно решал свою задачу. Его основным противником становился американский околозвуковой F-84F Thunderstreak. Самолёт вооружался шестью крупнокалиберными пулемётами и мог нести на внешней подвеске одну ядерную или четыре обычные бомбы калибра 450 кг. Крыло стреловидностью 40° и двигатель тягой 3270 кгс обеспечивали «американцу» максимальную скорость полёта без внешних подвесок 1160 км/ч.
F-84F Thunderstreak оппонент советских истребителей
По своим манёвренным характеристикам и стрелковому вооружению он проигрывал МиГ-17. Например, скороподъёмность на высоте 6000 м у МиГа составляла 27,5 м/с, а у F-84F — 26 м/с; радиус виража у МиГ-а — 410 м, а у F-84F — 630 м.
Французы серийно выпускали свой тактический истребитель Mister IVA, который был немного лучше F-84F, но и он не мог похвастаться превосходством над 17-м МиГом.
французский тактический истребитель Mister IVA имел характеристики даже лучше чем у американца
Лучше всех на общем фоне выглядел британский тактический истребитель Hunter. Его скороподъёмность на высоте 6000 м составляла почти 30 м/с, а радиус виража у земли был близок к радиусу МиГа. Кроме этого, уважение вызывали и его четыре 30-мм пушки, а также то, что на «Хантере» в 1953 году удалось установить мировой рекорд скорости на базе 3 км — 1171 км/ч.
Что же касается штурмовиков, то таких специализированных самолётов в ВВС США и NATO не было вообще. Для ударов по наземным целям в интересах сухопутных войск использовались устаревшие поршневые истребители Р-51 Mustang, F4U Corsair, а также реактивные истребители F-80, F-84 и F-86. Их живучесть, бомбовая нагрузка, дальность попёта, а главное — точность применения вооружения по наземным целям оставляли желать лучшего. Настоящий штурмовик А-1 Skyraider был только в палубной авиации, но она на громадных просторах СССР «погоды не делала».
Такое положение беспокоило западных военных и в феврале 1952 года на 9-й сессии Атлантического Совета в Лиссабоне приняли решение о разработке лёгкого истребителя-бомбардировщика, который должен был стать стандартным самолётом для стран участниц NATO. Объявленные требования к такому самолёту и ход самого конкурса, который завершился принятием на вооружение самолёта G.91, особого беспокойства в СССР не вызывали.
К весне 1953 года, были завершены работы над сверхзвуковыми тактическими истребителями: американскими F-100, F-101 и французскими Super Mister. Бороться с которыми предполагалось истребителю МиГ-19. Испытания Мига только начинались, но спецам уже было ясно, что характеристики противников будут близкими и не дадут решающих преимуществ в воздухе не одному из противников. И было решено на истребительном поле в СССР создать ещё более лучший самолёт.
Как раз истребители «С» и «Т» ОКБ Сухого и работали на опережение. От принятия постановления до создания отводилось чуть менее двух лет.
Удельный расход топлива при работе на крейсерских/форсированных режимах.
Тип двигателя | Кол-во ступеней компрессора | Кол-во ступеней турбины | Длина, м | Диаметр, м | Масса, кг | Макс, гяга, кгс | Тяга на форсаже, кгс | Расход воздуха, кг/с | Удельный расход топлива, кг/кгс.ч* | Удельная масса | Степень повышения давления |
АЛ-5 | 7 | 1 | 4,31 | 1,2 | 1770 | 4900 | — | 95 | 0,97 | 0,36 | 4,5 |
АЛ-7Ф-1 | 9 | 2 | 6,63 | 1,25 | 2010 | 6240 | 9200 | 114 | 0,93/2,04 | 0,32 | 9,1 |
J79-GE-3B | 17 | 3 | 5,3 | 0,993 | 1750 | 4358 | 6719 | 72,6 | 0,9/1,965 | 0,40 | 12 |
Р11Ф-300 | 6 | 2 | 4,66 | 0,906 | 1040 | 4200 | 5110 | 64.5 | 0.94/1,96 | 0,25 | 8,6 |
Опытный истребитель С-1
Опытный истребитель С-1 (фото ОКБ Сухого)
До января 1956 года С-1 совершил 12 полётов. В ходе испытаний удалось разогнаться на С-1 до М=2,03 (2170 км/ч). Требование военных по скоростным показателям выполнены с большим запасом. Осталось решить проблемы с дальностью полета, большая прожорливость двигателя АЛ-7Ф не давало пролететь самолету и половины расстояния от требуемых 1400 км. КБ начало искать пути к увеличению запасов топлива на следующем образце С-2.
Су-7Б истребитель ОКБ Сухого ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ САМОЛЁТА
Таблица сравнительных размеров истребителей
Тип самолёта | Длина, м | Высота, м | Размах крыла, м |
«Сухой» С-1 | 17,84 | 5,16 | 9,31 |
«Микоян» Е-2 | 13,23 | 3,9 | 8,11 |
«Джонсон» XF-104A | 16,66 | 4,08 | 6,62 |
Самолёт Су-7Б представляет собой цельнометаллический среднеплан со стреловидным свободнонесущим крылом (стреловидность 60° по линии 25% хорд), со стреловидным оперением и управляемым стабилизатором, выполняющим функции руля высоты.
Истребитель Су-7 Су-7Б оружие России
Фюзеляж — цельнометаллический полумонокок круглого сечения. Силовой набор состоит из 43 шпангоутов, 7 лонжеронов и 23 стрингеров. Средняя часть имеет диаметр 1550 мм. От шпангоута № 15 к воздухозаборнику сечение плавно уменьшается, а линия его центров опускается. Максимальный диаметр хвостовой части — 1634 мм. Линия центров сечений хвостовой части поднимается по направлению к заднему срезу фюзеляжа.
В фюзеляже расположены: герметическая кабина лётчика, двигатель, значительная часть топлива и оборудования.
Воздухозаборник находится в передней части фюзеляжа. Для снижения потерь на входе и обеспечения устойчивой работы двигателя на оси воздухозаборника в передней его части установлены подвижный конус и противопомпажные створки.
Конус и створки управляются автоматически электрогидравлической системой. Перед кабиной воздушный канал разделяется на два рукава овального сечения, проходящие по бокам кабины и соединяющиеся сзади неё в один канал круглого сечения.
истребитель Су-7Б Cухой
К фюзеляжу крепятся консоли крыла, киль с рулём направления, половины стабилизатора и передняя стойка шасси. В нижней части фюзеляжа установлены узлы крепления балок, на которых могут размещаться сбрасываемые топливные баки или вооружение. В хвостовой части фюзеляжа находятся четыре тормозных щитка площадью 0,33 м2 каждый, контейнер тормозного посадочного парашюта и хвостовая опора. Максимальный угол отклонения щитков — 50°. Хвостовая опора служит для предохранения от повреждения хвостовой части фюзеляжа в случае посадки самолёта с углом, большим нормального посадочного. В опоре установлен замок для крепления троса тормозного посадочного парашюта. В нижней поверхности опоры имеется жёлоб для этого троса.
Основные материалы, применённые в конструкции фюзеляжа, — алюминиевые сплавы В95 и Д16. Ряд ответственных силовых узлов изготовлен из стали ЗОХГСНА.
В районе выхода стволов пушек из носка крыла к обшивке фюзеляжа приклёпана накладка из жаропрочной стали.
Кабина лётчика герметичная вентиляционного типа. Воздух для работы системы кондиционирования отбирается от 5-й или 7-й ступеней компрессора двигателя.
В кабине установлено катапультируемое сиденье лётчика КС-4. Оно обеспечивает безопасное катапультирование в полёте, а также на разбеге и пробеге на скоростях более 140 км/час.
Крыло самолёта с углом стреловидности 60° по линии 25% хорд. Угол установки крыла равен +1°, поперечное V составляет -3°. Крыло состоит из двух отъёмных консолей, имеющих в плане трапециевидную форму. На каждой консоли установлены: элерон с весовой и аэродинамической компенсацией, выдвижной закрылок и две аэродинамические перегородки.
окрас истребителя Су-7Б
Су-7 истребитель ОКБ Сухого, силовой набор консоли крыла состоит из продольного и поперечного. В продольный набор входят: лонжерон, главная балка, задняя стенка, малая балка и стрингеры. Поперечный набор состоит из 30 нервюр и одного дополнительного носка. Элементы конструкции консоли крыла образуют следующие отсеки: носок, отсек вооружения, отсек главной стойки шасси, герметизированный топливный отсек — ёмкость для топлива и хвостовая часть. Верхняя обшивка отсека шасси для увеличения жёсткости подкреплена изнутри профилированным листом дюралюминия.
Отсек вооружения расположен в передней части корневого участка каждой консоли. В передней части правой консоли, в районе расположения первой аэродинамической перегородки, установлен киносъёмочный аппарат АКС-5-750С.
В средней части каждой консоли между лонжероном и задней стенкой, нервюрами № 12 и № 22 расположен герметизированный топливный отсек с заливной горловиной и сливным устройством. Верхняя и нижняя поверхности топливного отсека образованы монолитными панелями.
Элероны имеют весовую и аэродина-мическую компенсацию, подвешены на консоли крыла в трёх точках. Углы отклонения элерона ±22°, ось его вращения расположена выше плоскости его хорд.
Выдвижные щелевые закрылки расположены в хвостовой части крыла, на участке между бортами фюзеляжа и элеронами. Выпускаются и убираются закрылки при помощи двух гидравлических силовых цилиндров по направляющим рельсам, расположенным на нервюрах № 12 и № 19 хвостовой части крыла. При выпуске закрылки отклоняются на 25° вниз.
Хвостовое оперение — стреловидное, состоит из горизонтального оперения — управляемого стабилизатора и вертикального оперения — форкиля и киля с рулём направления. Угол стреловидности горизонтального и вертикального оперения по линии 25% хорд равен 55°.
Стабилизатор установлен на 110 мм ниже строительной горизонтали фюзеляжа с углом установки — 1°. Состоит стабилизатор из двух половин, каждая из которых на шаровых шарнирных подшипниках поворачивается относительно полуоси, установленной под углом 41°30′ к продольной оси самолёта. Каждая половина стабилизатора управляется своим бустером.
Вертикальное оперение самолёта — обычного типа. Киль крепится на фюзеляже к шпангоутам № 38 и № 43. Руль направления, управляемый с помощью бустера, имеет весовую балансировку. В киле размещены антенны радиоответчика и связной радиостанции; для обеспечения их работы верхние части киля и руля направления выполнены из радиопрозрачного материала — стеклотекстолита.
Конструкция оперения — цельнометаллическая, клёпаная с работающей обшивкой.
Шасси самолёта — трёхколёсное, состоит из двух главных стоек, расположенных под отъёмными частями крыла, и передней стойки, установленной под носовой частью фюзеляжа. Главные стойки убираются движением к продольной оси самолёта в ниши корневой части консолей крыла, а передняя убирается движением вперёд, в нишу под полом кабины лётчика.
Турбореактивный двигатель АЛ-7Ф-1
На главных стойках установлены тормозные колёса высокого давления марки КТ-69 (880X230) с дисковыми тормозами, на передней — нетормозное колесо высокого давления марки К283 (570X140). Амортизация — масляно-пневматическая. Колея шасси — 3830 мм, база (при необжатых амортизаторах) — 4920 мм.
Тормозной посадочный парашют ПТ-7, применяемый для уменьшения пробега самолёта после посадки, размещён в контейнере, установленном в хвостовой части фюзеляжа. Управление выпуском и сбросом парашюта — электрическое, дистанционное.
Силовая установка. На самолёте установлен турбореактивный двигатель АП-7Ф-1 с форсажной камерой. Длина двигателя — 6630мм, максимальный диаметр — 1250 мм, масса — 2010 кг. Максимальная тяга на бесфорсажном режиме — 6800 кгс, на форсаже — 9600 кгс. Компрессор двигателя — осевой девятиступенчатый со сверхзвуковой ступенью на входе, с постоянным (неуправляемым) кольцевым перепуском воздуха над 1-й ступенью, с поворотными лопатками направляющего аппарата 1-й ступени и с управляемым (с помощью лент) перепуском воздуха за 4-й и 5-й ступенями компрессора. Основная камера сгорания — кольцевая, турбина двухступенчатая. Форсажная камера с удлинительной трубой и регулируемым реактивным соплом.
Система запуска — автономная. Двигатель запускается турбостартёром ТС-20, раскручиваемым электродвигателем стартёра СТ-ЗПТ. В качестве пускового топлива используется бензин Б-70. Аварийный запуск двигателя в воздухе производится той же системой, что и запуск на земле.
Охлаждение форсажной камеры, удлинительной трубы, а также приводных агрегатов двигателя и турбо- стартёра осуществляется наружным воздухом, отбираемым при помощью воздухозаборников, расположенных на поверхности фюзеляжа.
Система кислородной подпитки служит для запуска двигателя на большой высоте, запуска двигателя на земле при низкой температуре, а также для запуска форсажной камеры.
В качестве топлива используется керосин марок Т-1, ТС-1 или их смесь. Топливо размещено на самолёте в четырёх фюзеляжных топливных баках, в двух герметичных крыльевых баках- отсеках и двух подвесных топливных баках (ПТБ). Полная ёмкость топливной системы, включая подвесные баки, составляет 4695 литров, из них:
- в баке № 1 — 1100 л.,
- в баке № 2 — 680 л.,
- в баке № 3 — 505 л.,
- в баке № 4 — 330 л.,
- в двух крыльевых баках-отсеках — 800 л.,
- в двух подвесных баках — 1280 л.
ОСНОВНЫЕ ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЕЙСТВА Су-7 истребитель
Су-7 | Су-7Б | Су-7БМ | Су-7БМК | Су-7БКЛ | Су-7У | |
Длина фюзеляжа, м | 15,015 | 15,115 | 15,115 | 15,115 | 15,115 | 15,315 |
Длина самолёта с ПВД, м | 18,283 | 18,383 | 18,383 | 18,583 | 18,583 | 18,783 |
Размах крыла, м | 9,309 | 9,309 | 9,309 | 9,309 | 9,309 | 9,309 |
Площадь крыла, м2 | 34,00 | 34,00 | 34,00 | 34,00 | 34,00 | 34,00 |
Двигатель | АЛ-7Ф | АЛ-7Ф-1 | АЛ-7Ф-150 | АЛ-7Ф-150 | АЛ-7Ф-250 | АЛ-7Ф-250 |
Тяга двигателя, макс, кгс | 6850 | 6800 | 6800 | 6800 | 6800 | 6800 |
Тяга двигателя, форс, кгс | 8950 | 9200 | 9600 | 9600 | 9600 | 9600 |
Макс. взл. вес, кг | 10 859 | 13 043 | 13 830 | 9287 | 15 090 | 15210 |
Норм. взл. вес, кг | 9245 | 10 839 | 11 730 | 12 260 | 12 550 | 12 990 |
Макс. бомб. Нагр, кг | 1000 | 2000 | 2000 | 2500 | 2500 | 2000 |
Скорость на высоте: | ||||||
Н= 0 м (км/ч) | 1250 | 1200 | 1200 | 1150 | 1200 | 1150 |
Н= 13000 м (км/ч) | 2120 | 2120 | 2120 | 2150 | 2150 | 2070 |
Время набора высоты 10000 м, мин | 4,2 | 4,3 | 5,3 | 6,2 | 6,4 | 6,4 |
Потолок, м | 15 000 | 19 500 | 18 500 | 17 600 | 17 600 | 17 000 |
Дальность полёта, км | 890 | 1130 | 1135 | 1000 | 1000 | 820 |
Посад, скорость, км/ч | 260 — 280 | 270 — 280 | 280 — 290 | 280 — 290 | 285 — 295 | 300-320 |
Длина пробега с ТП, м | 1000 | 1100 | 1200 | 700 | 700 | 850 |
Длина пробега без ТП, м | 1200 | 1300 | 1600 | 1600 | 1700 | 1800 |
Гидросистема самолёта обеспечивает выпуск и уборку шасси, закрылков, тормозных щитков, конуса воздухозаборника, противопомпажных створок, питание гидроусилителей (бустеров) управления стабилизатором, элеронами и рулём направления. Гидросистема состоит из трёх самостоятельных систем: силовой и двух бустерных — основной и дублирующей. Максимальное давление в гидравлической системе — 215 кг/см2.
Пневмосистема самолёта обеспечивает торможение колёс и аварийный выпуск шасси и закрылков. Пневмосистема состоит из двух автономных пневмосистем: основной и аварийной. Давление в баллонах — 150 кг/см2, в исполнительных механизмах — 12 кг/см2.
Электросистема обеспечивает питание потребителей постоянным и переменным током. Вся самолётная электросеть выполнена по однопроводной схеме с присоединением минусового провода к корпусу самолёта. Основными источниками электроэнергии на самолёте являются генератор постоянного тока ГС-12Т и генератор переменного тока СГС-7.5Б. Аварийным источником постоянного тока служит аккумуляторная батарея 12САМ-28.
Для подключения бортовой электросети самолёта к наземным источникам электроэнергии на нём имеются две вилки аэродромного питания: одна ШРА400МЛК — для питания постоянным током, другая ШРА200ЛК — переменным.
Истребитель бомбардировщик Су 7Б
Радиоэлектронное оборудование.
В его состав входят: СПО «Сирена-2» (станция предупреждения об облучении самолёта противником со стороны задней полусферы), связная радиостанция УКВ диапазона РСИУ-4В «Миндаль», радиокомпас АРК-5, маркерное радио-приёмное устройство МРП-56П, радиолокационный ответчик СРО-2, самолётный ответчик СОД-57М, радиолокационный дальномер СРД-5М, автопилот АП-28И1 и авиагоризонт АГИ-1.
Су-7 истребитель вооружение. Встроенное вооружение самолёта состоит из двух встроенных пушек НР-30 с боекомплектом по 80 снарядов на ствол.
Подвесное вооружение включает:
— неуправляемые ракеты С-21, С-24, С-5 в блоках УБ-32, УБ-16 и орудиях ОРО-57КМ, ракеты С-ЗК на АПУ-14У;
— пушечные установки УПК-23-250 с боекомплектом 250 снарядов;
— бомбы калибра 50, 100, 250, 500 кг;
— ядерную бомбу РН-28.
Всё вооружение самолёта предназначено для действий по наземным или надводным целям. Ракеты С-ЗК, С-5, встроенные пушки и пушечные установки УПК-23-250 могут применяться и по воздушным целям.
Одновременно подвешивать под самолёт неуправляемые ракеты и бомбы не рекомендовалось, исходя из отличий в тактике их применения и стремления сократить время нахождения самолёта над целью.
toparmy.ru
📌 Су-7 — это… 🎓 Что такое Су-7?
Эта статья — о реактивном истребителе-бомбардировщике. О поршневом истребителе-перехватчике см. Су-7 (1944).Су-7 (изделие «С2», по кодификации НАТО: Fitter) — истребитель-бомбардировщик ОКБ им. Сухого.
История
Работы над самолетом начались в 1953 г. В 1953-1954 гг. был разработан опытный истребитель, который впервые в практике советского сверхзвукового самолетостроения был оборудован регулируемым воздухозаборником и цельноповоротным горизонтальным оперением (управляемым стабилизатором). В одном из испытательных полетов этот самолет достиг скорости 2170 км/ч. Обнадеживающие результаты летных испытаний позволили приступить к строительству опытного образца самолета Су-7, испытания которого начались в 1955 г. В 1956 г. самолет был продемонстрирован на аэродроме в Тушино. С 1958 г. Су-7 запущен в серийное производство, причем модификация Су-7Б была принята на вооружение многих стран, включая государства Варшавского договора.
В процессе эксплуатации самолет неоднократно подвергался модернизации. Изменения касались конструкции планера, двигательной установки, вооружения и бортового оборудования. В 1966 году на базе Су-7БМ в был создан самолёт с крылом изменяемой стреловидности Су-17 (в 1967 г. этот самолет был показан на воздушном параде в Домодедово).
Су-7 был самым аварийным самолётом ВВС СССР начала 1960-х годов. За первые пять лет эксплуатации (1959—1963) было потеряно 28 машин, причём подавляющее большинство (82 %) лётных происшествий произошло из-за конструктивно-производственных недостатков. В 1964 году налёт на одно лётное происшествие у Су-7 составлял 1770 часов по сравнению с 3225 часами у МиГ-21.[1]
Конструктивные особенности
Вид этого же самолёта с другой стороныСу-7 построен по классической схеме, имел стреловидное среднерасположенное крыло с углом стреловидности 60°, обеспечивающим очень высокую скорость. В качестве основных удельных параметров самолета главный конструктор выбрал тяговооруженность, близкую к единице, и нагрузку на крыло около 300 кг/м2. Для того времени это было очень необычно и многими воспринималось скептически.
Впервые в истории советского авиастроения был применен цельноповоротный стабилизатор с необратимым бустерным управлением. Если на первых реактивных самолетах Су-9, Су-11, Су-15 бустер только помогал летчику управлять машиной, то при больших сверхзвуковых скоростях этого было мало: усилия на ручке управления становились огромными. Принципиально новым решением П.О. Сухого было сделать бустер двухкамерным, с двумя золотниками и питанием каждого от своей гидросистемы, что исключало отказ управления в целом. В будущем этот способ широко применялся на всех зарубежных и отечественных самолетах.
Больших усилий потребовала разработка конструкции шасси. При уборке его в фюзеляж уменьшалось пространство для размещения емкостей топлива, усложнялась силовая установка, что в общем утяжеляло конструкцию. После многодневных исканий было найдено простое и рациональное решение: крепить колеса главного шасси на рычажной подвеске и убирать в крыло механическим подтягом. Зазоры между стойками шасси при уборке их в крыло уменьшили. Такая схема, не имеющая аналогов в отечественном и зарубежном самолетостроении, оказалась весьма удачной. При разработке фонаря кабины был выбран вариант сдвижной назад кабины, что позволяло защитить летчика от набегающего воздушного потока при катапультировании. Было спроектировано и катапультируемое кресло КС-1 новой конструкции.
Варианты
- Су-7, изделие «С2» — фронтовой истребитель (серийно строился в 1958—1960 гг.).
- Су-7Б, изделие «С22» — серийный истребитель-бомбардировщик (1960—1961 гг.).
- СУ-7БКЛ, изделие «С22КЛ» — колесно-лыжная модификация самолета, для улучшения условия базирования на грунтовых ВПП (1965-71).
- СУ-7БМ, изделие «С22М» — модификация Су-7Б с новым бортовым оборудованием, и двигателем АЛ-7Ф-1 с повышенным ресурсом (1962-64).
- СУ-7БМК, изделие «С22МК» — экспортный вариант СУ-7БМ, с некоторыми улучшениями конструкции, реализованными на Су-7БКЛ; последние серии самолета были оборудованы дополнительной парой подвесок (1966-71).
- СУ-7У, изделие «У22» — учебно-тренировочная модификация самолета на базе СУ-7Б (1965-71).
- СУ-7УМК, изделие «У22МК» — экспортный вариант Су-7У (1965-71).
Стоял на вооружении ВВС следующих стран
- СССР
- Алжир — В 1971—1972 годах, Алжир получил 22 истребителя-бомбардировщика Су-7БМК, включая спарки Су-7УМК.[2]
- Афганистан — В начале семидисятых Афганистан получил 24 истребителя-бомбардировщика Су-7БМК, поступивших на вооружение 355-го апиб. Ввиду постоянных боевых действий, высокой аварийности в условиях высокогорья и плохого техобслуживания, авиаполк постоянно доукомплектовывался подержанными Су-7БКЛ поступавшими из СССР. Всего Афганистан получил 79 Су-7, последние из которых окончательно вышли из строя к 1992 году.[3]
- Египет — Первая партия из 14 Су-7БМК, поступила на вооружение 55-й эскадрильи 1-й авиабригады ВВС Египта. Большая часть этих самолётов была уничтожена в ходе «шестидневной войны» и для восполнения боевого состава, из СССР стали вновь поступать Су-7. Помимо 55-й эскадрильи, ими были вооружены 202-я и 204-я истребительно-бомбардировочные авиабригады. Впоследствии во время боевых действий Су-7 ВВС Египта несли тяжелые потери, которые восполнялись поставками из СССР, всего, за период 1967—1972 годов, Египет получил 185 Су-7БМК и Су-7УМК. После разрыва отношений между СССР и Египтом, Су-7 находились на вооружении ВВС последнего до середины восьмидесятых.[4][5]
- Индия — В Индию Су-7 поставлялся с 1968 года, где истребителями-бомбардировщиками Су-7БМК и «спарками» Су-7УМК было укомплектовано шесть эскадрилий. В марте 1968 26-я, в июле 101-я, в августе 221-я, затем 32-я и 108-я. Последней Су-7, в сентябре 1968 года, получила 222-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья. Всего в нескольких партиях с учетом восполнения потерянных самолётов, ВВС Индии получили 154 Су-7. Последние истребители были списаны в 1986 году.[6][7]
- Ирак — В 1968 году ВВС Ирака получили первые 18 Су-7БКЛ. Всего в Ирак из СССР было отправлено 83 истребителя типа Су-7.[2][8]
Красный: снят с вооружения | Синий: стоит на вооружении |
---|
- КНДР — В конце шестидесятых ВВС КНДР получили 25 Су-7БМК и Су-7УМК, что позволило укомплектовать истребительно-бомбардировочный авиаполк двухэскадрильного состава. После перевооружения на штурмовики Су-25 в 1987—1989 годах, старые Су-7 не были списаны. Самолёты поддерживались в боеготовом состоянии и содержались на открытых стоянках на краю аэродрома, очевидно в целях дезинформации. По данным с космических снимков, на этот момент в строю оставалось 18 Су-7.[9]
- Польша — В июле 1964 года 5-й полк истребителей-штурмовиков, входивший в 16-ю дивизию истребительно штурмовой авиации, получил шесть Су-7БМ. Следующая партия, прибывшая в июне 1966 года, состояла из двенадцати Су-7БКЛ. С мая 1967 года полк стал именоваться 3-им Поморским полком ИБА. Всего, до окончания поставок в 1972 году, полк получил 30 Су-БКЛ. В сентябре 1969 года, полк получил три спарки Су-7У, кроме того ВВС Польши получили дополнительно пять Су-7У для подготовки пилотов Су-20, не имевшего двухместного варианта. Один Су-7БКЛ полякам пришлось отдать Чехословакии, взамен сбитого на учениях польским МиГ-21ПФМ, чехословацкого Су-7БКЛ. А ещё один Су-7БКЛ, был передан в качестве компенсации самой Польше, но уже от СССР, взамен разбитого советским лётчиком самолёта ВВС Польши. В 1988 году началось списание истребителей этого типа с вооружения, а 25 июня 1990 года польские Су-7 в последний раз поднялись в воздух. За 26 лет эксплуатации в ВВС Польши было потеряно в общей сложности 10 машин этого типа.[10]
- Сирия — Вскоре после «шестидневной войны» ВВС Сирии получили 25 Су-7БМК и Су-7УМК, из которых была сформирована истребительно-бомбардировочная авиабригада. В войне 1973 года сирийская авиация понесла ощутимые потери, в частности было потеряно 13 Су-7БМК. После 1973 года ВВС Сирии получили ещё 35 самолётов этого типа, однако ввиду того, что выпуск экспортных машин был уже завершен, это были подержанные советские Су-7БКЛ и Су-7У. В середине восьмидесятых Су-7 были переведены в резерв, а к началу девяностых сняты с вооружения.[11]
- Чехословакия — Чехословацкие ВВС стали первым зарубежным эксплуатантом Су-7. В 1963 году ЧССР оплатила заказ первой дюжины Су-7 для своих ВВС, это стало началом для амбициозных планов по оснащению двух истребительно-бомбардировочных полков новыми самолётами. Первой частью получившей Су-7БМ, стал 28-й авиаполк, входящий в состав 34-й авиадивизии, размещенной на аэродроме Часлав. Всего, начиная с середины 1964 года, полк получил 41 Су-7БМ. В июле следующего года первые машины получил 20-й истребительно-бомбардировочный авиаполк в Намеште-над-Ославой. В 1966 году начали в чехословацкие ВВС поступать Су-7БКЛ, в конце этого же года прибыли первые двухместные Су-7У, а в следующем году поставки были завершены. Всего было поставлено 64 Су-7БМ, 31 Су-7БКЛ и 7 Су-7У. Ещё один Су-7БКЛ чехи получили из Польши, взамен сбитого на учениях польским МиГ-21ПФМ, чехословацкого Су-7БКЛ. Другой Су-7БКЛ был передан в качестве компенсации Советским Союзом. В 1990 году 20-й ибап сдал свои последние Су-7БКЛ. За время эксплуатации Су-7 в ВВС Чехословакии было потеряно 30 истребителей.[12][13]
Тактико-технические характеристики Су-7Б
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
Боевое применение
См. также
Литература
- Павлов В. Над полем боя. Об истребителе-бомбардировщике Су-7Б (рус.) // Крылья Родины. — М., 1999. — № 4. — С. 4-9. — ISSN 0130-2701.
- Агеев В. На пороге «второго звука» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1992. — № 4. — С. 18-19,22-23. — ISSN 0130-2701.
Ссылки
Примечания
- ↑ Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7
- ↑ 1 2 Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 6. — С.19.
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 7. — С.29-36.
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 8. — С.27-33.
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 9. — С.22-33.
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 12. — С.25-30.
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 1. — С.25-33.
- ↑ Iraqi Air Force Since 1948, Part 1
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 11. — С.22-27.
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 3. — С.24-33.
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 10. — С.29-34.
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 5. — С.14-21.
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 6. — С.35-41.
dic.academic.ru
Су-7 — Википедия
Эта статья — о реактивном истребителе-бомбардировщике. О поршневом истребителе-перехватчике см. Су-7 (1944).Су-7 (изделие «С2», по кодификации НАТО: Fitter) — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в 1950-х годах ОКБ им. Сухого.
Всего было произведено 1847 Су-7 всех модификаций, из которых 691 самолёт был поставлен на экспорт в 9 стран мира.
История создания и производства[править]
Работы над самолётом начались в 1953 году. В 1953—1954 годах был разработан опытный истребитель, который впервые в практике советского сверхзвукового самолётостроения был оборудован регулируемым воздухозаборником и цельноповоротным горизонтальным оперением (управляемым стабилизатором). В одном из испытательных полётов этот самолёт достиг скорости 2170 км/ч. Обнадеживающие результаты летных испытаний позволили приступить к строительству опытного образца самолета Су-7, испытания которого начались в 1955 году. В 1956 году самолёт был продемонстрирован на аэродроме в Тушино. В 1958 году Су-7 запущен в серийное производство. Су-7 был принят на вооружение 10 стран, включая СССР и государства Варшавского договора.
В процессе эксплуатации самолёт неоднократно подвергался модернизации. Изменения касались конструкции планера, двигательной установки, вооружения и бортового оборудования. В 1966 году на базе Су-7БМ в был создан самолёт с крылом изменяемой стреловидности Су-17. В 1967 году этот самолёт был показан на воздушном параде в Домодедово.
Су-7 был самым аварийным самолётом ВВС СССР начала 1960-х годов. За первые пять лет эксплуатации (1959—1963) было потеряно 28 машин, причём подавляющее большинство (82 %) лётных происшествий произошло из-за конструктивно-производственных недостатков. В 1964 году налёт на одно лётное происшествие у Су-7 составлял 1770 часов по сравнению с 3225 часами у МиГ-21.[1] По данным ОКБ Сухого, с 1956 по 1979 год в ВВС СССР произошло 224 лётных происшествия с самолётами Су-7, включая 114 катастроф[2].
Конструктивные особенности[править]
Су-7БКЛ: хорошо видно колёсно-лыжное шасси и блок 57-мм НАР УБ-16Су-7 построен по классической схеме, имел стреловидное среднерасположенное крыло с углом стреловидности 60°, обеспечивающим очень высокую скорость. В качестве основных удельных параметров самолёта главный конструктор выбрал тяговооружённость, близкую к единице, и нагрузку на крыло около 300 кг/м². Для того времени это было очень необычно и многими воспринималось скептически.
Впервые в истории советского авиастроения был применён цельноповоротный стабилизатор с необратимым бустерным управлением. Если на первых реактивных самолётах бустер помогал лётчику управлять машиной, то при больших сверхзвуковых скоростях этого было мало: усилия на ручке управления становились огромными. Принципиально новым решением П.О. Сухого было сделать бустер двухкамерным, с двумя золотниками и питанием каждого от своей гидросистемы, что исключало отказ управления в целом. Впоследствии этот способ широко применялся на всех зарубежных и отечественных самолётах.
Больших усилий потребовала разработка конструкции шасси. При уборке его в фюзеляж уменьшалось пространство для размещения емкостей топлива, усложнялась силовая установка, что в общем утяжеляло конструкцию. После многодневных исканий было найдено простое и рациональное решение: крепить колеса главного шасси на рычажной подвеске и убирать в крыло механическим подтягом. Зазоры между стойками шасси при уборке их в крыло уменьшили. Такая схема, не имеющая аналогов в отечественном и зарубежном самолётостроении, оказалась весьма удачной. При разработке фонаря кабины был выбран вариант сдвижной назад кабины, что позволяло защитить лётчика от набегающего воздушного потока при катапультировании. Было спроектировано и катапультируемое кресло КС-1 новой конструкции.
Су-7У в Пражском музее авиации- Су-7 (изделие «С2») — фронтовой истребитель (серийно строился в 1958—1960 гг.).
- Су-7Б (изделие «С22») — серийный истребитель-бомбардировщик (1960—1961 гг.).
- СУ-7БКЛ (изделие «С22КЛ») — колёсно-лыжная модификация самолёта, для улучшения условия базирования на грунтовых ВПП (1965-71).
- СУ-7БМ (изделие «С22М») — модификация Су-7Б с новым бортовым оборудованием и двигателем АЛ-7Ф-1 с повышенным ресурсом (1962-64).
- СУ-7БМК (изделие «С22МК») — экспортный вариант СУ-7БМ, с некоторыми улучшениями конструкции, реализованными на Су-7БКЛ; последние серии самолёта были оборудованы дополнительной парой подвесок (1966-71).
- СУ-7У (изделие «У22») — учебно-тренировочная модификация самолёта на базе СУ-7Б (1965-71).
- СУ-7УМК (изделие «У22МК») — экспортный вариант Су-7У (1965-71).
Тактико-технические характеристики[править]
Приведённые характеристики соответствуют модификации Су-7Б.
Три проекции Су-7Источник данных: [3]
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
- Стрелково-пушечное: 2 х НР-30 (по 70 патронов на пушку)
- Точки подвески: 6
- Боевая нагрузка: 2000 кг
- Неуправляемые ракеты: С-3К или С-5 или С-24
- Бомбы: 2 х 500 кг или 4 х 250 кг или 1 х ядерная РДС-4
- Подвесные пушечные контейнеры: УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боезапасом 250 снарядов </ul>
Сравнение с аналогами[править]
Су-7 | McDonnell Douglas F-4 Phantom II | Republic F-105 Thunderchief | Hawker Hunter | Dassault Super Mystère | Dassault Étendard | HAL HF-24 Marut | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | |||||||
Год принятия на вооружение | 1960 | 1961 | 1958 | 1956 | 1958 | 1962 | 1967 |
Годы производства | 1957 — 1972 | 1958 — 1979 | 1957 — 1964 | 1953 — ? | 1957 — 1960 | 1960 — 1965 | 1961 — 1985 |
Выпущено, единиц | 1874 | 5195 | 833 | ~2000 | 180 | 90 | 147 |
Масса пустого, кг | 8370 | 12701 | 12181 | 6405 | 6932 | 5900 | 6195 |
Масса боевой нагрузки, кг | 1200 | 7275 | 6400 | 3400 | 1360 | 1800 | |
Встроенная пушка | 2 × 30-мм НР-30 | 1 х 20-мм M61 Vulcan | 1 × 20-мм M61 Vulcan | 4 × 30-мм ADEN | 2 × 30-мм DEFA 552 | 2 × 30-мм DEFA 552 | 4 × 30-мм ADEN |
Макс. взлётная масса, кг | 13 043 | 20 230 | 23 970 | 11 160 | 11 660 | 10 200 | 10 910 |
Силовая установка | 1 × АЛ-7Ф-1 | 2 х General Electric J79-GE-8 | 1 × Pratt & Whitney J75-P-19W | 1 × Rolls-Royce Avon 207 | 1 × SNECMA Atar 101G | 1 × SNECMA Atar 8B | 2 × Bristol Siddeley Orpheus Mk 703 |
Тяга двигателя (форсаж), кН | 1 × 94,1 | 2 × 79,4 | 1 × 117,9 | 1 × 45,1 | 1 × 43,1 | 1 × 43,2 | 2 × 21,6 |
Макс. скорость, км/ч | 2120 | 2585 | 2208 | 1150 | 1250 | 1100 | 1128 |
Практический потолок, м | 15 000 | 18 898 | 12 558 | 15 240 | 17 000 | 15 500 | 13 750 |
Практ. дальность (без ПТБ), км | 1130 | 1650 | 1175 | 1100 |
- СССР СССР — в 1960-1970-х годах Су-7 состоял на вооружении 25 авиаполков. Снят с вооружения в 1986 году и заменён на Су-17 и МиГ-27.
- Алжир Алжир — в 1971-1972 годах, Алжир получил 22 истребителя-бомбардировщика Су-7БМК, включая спарки Су-7УМК.[4]
- Афганистан Афганистан — в начале 1970-х годов Афганистан получил 24 истребителя-бомбардировщика Су-7БМК, поступивших на вооружение 355-го апиб. Ввиду постоянных боевых действий, высокой аварийности в условиях высокогорья и плохого техобслуживания авиаполк постоянно доукомплектовывался подержанными Су-7БКЛ, поступавшими из СССР. Всего Афганистан получил 79 Су-7, последние из которых окончательно вышли из строя к 1992 году.[5]
- Египет Египет — первая партия из 14 Су-7БМК, поступила на вооружение 55-й эскадрильи 1-й авиабригады ВВС Египта. Большая часть этих самолётов была уничтожена в ходе «шестидневной войны», и для восполнения боевого состава из СССР стали вновь поступать Су-7. Помимо 55-й эскадрильи, ими были вооружены 202-я и 204-я истребительно-бомбардировочные авиабригады. Впоследствии во время боевых действий Су-7 ВВС Египта несли тяжелые потери, которые восполнялись поставками из СССР. Всего за период 1967—1972 годов Египет получил 185 Су-7БМК и Су-7УМК. После разрыва отношений между СССР и Египтом Су-7 находились на вооружении ВВС последнего до середины восьмидесятых.[6][7]
- Индия — в Индию Су-7 поставлялся с 1968 года, где истребителями-бомбардировщиками Су-7БМК и «спарками» Су-7УМК было укомплектовано шесть эскадрилий: в марте 1968 26-я, в июле 101-я, в августе 221-я, затем 32-я и 108-я. Последней Су-7, в сентябре 1968 года, получила 222-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья. Всего в нескольких партиях с учетом восполнения потерянных самолётов ВВС Индии получили 154 Су-7. Последние истребители были списаны в 1986 году.[8][9]
- Ирак Ирак — в 1968 году ВВС Ирака получили первые 18 Су-7БКЛ. Всего в Ирак из СССР было отправлено 83 истребителя типа Су-7.[4][10]
- КНДР КНДР — в конце 1960-х годов ВВС КНДР получили 25 Су-7БМК и Су-7УМК, что позволило укомплектовать истребительно-бомбардировочный авиаполк двухэскадрильного состава. После перевооружения на штурмовики Су-25 в 1987—1989 годах старые Су-7 не были списаны. Самолёты поддерживались в боеготовом состоянии и содержались на открытых стоянках на краю аэродрома, очевидно, в целях дезинформации. По данным с космических снимков, на этот момент в строю оставалось 18 Су-7.[11]
- Польша Польша — в июле 1964 года 5-й полк истребителей-штурмовиков, входивший в 16-ю дивизию истребительно штурмовой авиации, получил шесть Су-7БМ. Следующая партия, прибывшая в июне 1966 года, состояла из двенадцати Су-7БКЛ. С мая 1967 года полк стал именоваться 3-им Поморским полком ИБА. Всего, до окончания поставок в 1972 году, полк получил 30 Су-БКЛ. В сентябре 1969 года полк получил три спарки Су-7У, кроме того ВВС Польши получили дополнительно пять Су-7У для подготовки пилотов Су-20, не имевшего двухместного варианта. Один Су-7БКЛ полякам пришлось отдать Чехословакии взамен сбитого на учениях польским МиГ-21ПФМ чехословацкого Су-7БКЛ. А ещё один Су-7БКЛ был передан в качестве компенсации самой Польше, но уже от СССР, взамен разбитого советским лётчиком самолёта ВВС Польши. В 1988 году началось списание истребителей этого типа с вооружения, а 25 июня 1990 года польские Су-7 в последний раз поднялись в воздух. За 26 лет эксплуатации в ВВС Польши было потеряно в общей сложности 10 машин этого типа.[12]
- Сирия Сирия — вскоре после «шестидневной войны» ВВС Сирии получили 25 Су-7БМК и Су-7УМК, из которых была сформирована истребительно-бомбардировочная авиабригада. В войне 1973 года сирийская авиация понесла ощутимые потери: в частности, было потеряно 13 Су-7БМК. После 1973 года ВВС Сирии получили ещё 35 самолётов этого типа, однако ввиду того, что выпуск экспортных машин был уже завершён, это были подержанные советские Су-7БКЛ и Су-7У. В середине восьмидесятых Су-7 были переведены в резерв, а к началу девяностых сняты с вооружения.[13]
- Чехословакия Чехословакия — чехословацкие ВВС стали первым зарубежным эксплуатантом Су-7. В 1963 году ЧССР оплатила заказ первой дюжины Су-7 для своих ВВС, это стало началом для амбициозных планов по оснащению двух истребительно-бомбардировочных полков новыми самолётами. Первой частью, получившей Су-7БМ, стал 28-й авиаполк, входящий в состав 34-й авиадивизии, размещённой на аэродроме Часлав. Всего, начиная с середины 1964 года, полк получил 41 Су-7БМ. В июле следующего года первые машины получил 20-й истребительно-бомбардировочный авиаполк в Намеште-над-Ославой. В 1966 году начали в чехословацкие ВВС поступать Су-7БКЛ, в конце этого же года прибыли первые двухместные Су-7У, а в следующем году поставки были завершены. Всего было поставлено 64 Су-7БМ, 31 Су-7БКЛ и 7 Су-7У. Ещё один Су-7БКЛ чехи получили из Польши, взамен сбитого на учениях польским МиГ-21ПФМ, чехословацкого Су-7БКЛ. Другой Су-7БКЛ был передан в качестве компенсации Советским Союзом. В 1990 году 20-й ибап сдал свои последние Су-7БКЛ. За время эксплуатации Су-7 в ВВС Чехословакии было потеряно 30 истребителей.[14][15]
Боевое применение[править]
- Шестидневная война — в воздушных боях израильскими истребителями были сбиты 9 египетских Су-7[16]. Египетские Су-7 сбили один «Мираж-III» и предположительно SMB.2. Также посадили два израильских вертолёта S-58.[17][18] Истребитель-бомбардировщик Су-7БМК в авиационном музее ВВС Индии
- Война на истощение
- Третья индо-пакистанская война — индийские Су-7 совершили около 1500 боевых вылетов. Первые из них были на выведение из строя пакистанских аэродромов. В частности, 32 эскдрилья заявляла о поражении 2 B-57, 2 «Сейбров» и 1 «Мираж-3» на авиабазе Шоркот на Западном фронте. Пакистанцы отвергли потери самолётов, индийцы же предоставили снимки ФКП Су-7, на одном из которых виден взрыв «Сейбра», всего 4 самолёта отмечаются подтверждённо уничтоженными.[19] На Восточном фронте в результате налета «сухих» 221-й эскадрильи были уничтожены 3 «Сейбра» (пакистанскими данными это не подтверждается). Всего на этом фронте был потерян 1 Су-7. В следующих атаках были нанесены серьезные потери наступавшей пакистанской бронетехнике. В одной из них было поражено 69 танков, 57 бронемашин и 25 орудий. 14 декабря в результате налета Су-7 было полностью парализовано железнодорожное сообщение от Касура до Пукхпаттана, индийцы стали использовать на самолётах тяжёлые НУРС С-24. На следующий день в от удара ракетами С-24 была поражена ГЭС в Сулейманки. 16 декабря индийские Су-7 в секторе Шакаргарх уничтожили 17 пакистанских танков, потеряв один самолёт. На следующий день индийские штурмовики полностью уничтожили эшелон с танками на станции Вазирабад, лишив пакистанцев подкреплений.
Приходилось индийским Су-7 встречаться и с пакистанскими истребителями, для боя с которыми они практически не предназначены. В этих стычках несколько «сухих» получили попаданий ракет AIM-9, ни одно из которых не было фатальным: самолёт получал повреждения и возвращался на базу, по другим данным, три самолёта были сбиты ракетами AIM-9. Согласно данным российского исследователя Владимира Ильина, Су-7 не имели потерь в воздушных боях, однако индийский военный историк Jagan Mohan, опираясь на ряд индийских публикаций, определяет число потерь Су-7 в воздушных боях в 4 сбитых точно (два «Сейбрами» и два F-6) и один, предположительно, «Миражом». 8 декабря разбился пакистанский F-6, пролетев через обломки падающего Су-7. 12 декабря, Су-7, во время разведывательного вылета на фотографирование аэродрома, перехватил пару пакистанских F-6 и огнём пушки сбил один из них. На следующий день, по неподтверждённой информации, Су-7 сбили два пакистанских «Сейбра». Отмечались случаи использования «сухих» против водных целей, в ходе которых несколько катеров и барж было потоплено.[20]. Общие потери Су-7 в войне составили по одним данным 14 машин, по по более современным данным — 19(с учетом списанных), что составило четверть всех потерь ВВС Индии в этом конфликте. Хвост одного из Су-7, выдержавшего прямое попадание ракеты AIM-9 выставлен в авиационном музее индийских ВВС.[21][22].[23][24][25][26]
Су-7БКЛ в музее Джихада, г. Герат, Афганистан- Октябрьская война — Су-7 применялись Египтом, Сирией, Ираком, Алжиром. 6 октября группа египетских Су-7 нанесла удар по израильским аэродромам, на которых было поражено 18 израильских самолётов. В ходе налета 2 Су-7 было сбито.[27] За время войны было потеряно 15 иракских и 21 алжирский Су-7(включая 16 от действий противника), потери египетских и сирийских самолётов неизвестны. Как минимум 18 арабских Су-7 были сбиты израильскими истребителями в воздушных боях.[28][29][30][31]
- Египетско-ливийская война — по некоторым данным один египетский Су-7 был сбит истребителем «Мираж-5» ВВС Ливии, по другим он был сбит из ПЗРК Стрела-2.[32].
- Гражданская война в Афганистане — в 1979 году афганские Су-7 нанесли удар по территории СССР, что привело к гибели мирных жителей. Шесть афганских Су-7 взорваны моджахедами на аэродроме Шинданд в 1985 году[33]. В 1983 году один афганский Су-7 был угнан лётчиком в Пакистан.[34]
- Ирано-иракская война — известен случай сбития иракского Су-7 иранским истребителем F-5[35].
Авиапамятники и экспонаты музея[править]
Таблица памятников истребителей Су-7 и истребителей-бомбардировщиков Су-7Б/БМ/БКЛ/У/БМК находится на сайте Ейского Высшего Военного Авиационного Училища Лётчиков (ЕВВАУЛ): Памятники ИБА: Су-7
п/п | Тип | Бортовой номер | Страна | Местонахождение | На карте | Изображение |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Су-7 | — | Россия | c. Воздвиженка (аэродром), Приморский край. Памятная доска: Вечная слава авиаторам — Оршанцам, отдавшим жизнь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и при исполнении воинского долга. На обоих бортах нанесены изображения наград 523-го Оршанского иап: — орден Красного знамени; — орден Александра Невского; — орден Кутузова; — орден Суворова | карта | фото |
2 | Су-7Б | 77 | Россия | г. Таганрог, Ростовская область. КПП аэродрома Таганрог-Центральный (ранее принадлежал ЕВВАУЛ). Памятные тексты: Слава советской авиации ! … Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума. Самолёт — величайшее творение разума и рук человеческих | карта | фото |
3 | Су-7Б | 69 | Россия | г. Курган, Музей авиации | фото | |
4 | Су-7БМ | 06 | Украина | г. Красноград, Харьковская область, ул. Полтавская, около д. 90. Памятная доска: Бессмертному подвигу, стойкости, мужеству крылатых защитников Отчизны 292-й Красноградской штурмовой авиационной дивизии и 268-у Краснознамённому истребительному авиационному полку | карта | |
5 | Су-7БКЛ | 01 | Украина | г. Черкассы (Черкаси), Парк 30-летия Победы. Памятная доска: Подвигу 8-й Черкасской гвардейской бомбардировочной дивизии, освобождавшей г. Черкассы, посвящается. 14 декабря 1943 г. | карта | |
6 | Су-7У | 116 | Польша | г. Краков (Kraków), Музей польской авиации (Muzeum Lotnictwa Polskiego). | карта | |
7 | Су-7БМК | — | Египет | г. Бени-Суэйф | карта |
- ↑ Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7
- ↑ В. Марковский, И. Приходченко. Первый сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7. — М.: Яуза; ЭКСМО, 2012. — С. 121.
- ↑ Су-7Б
- ↑ 4,04,1 Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 6. — С.19.
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 7. — С.29-36.
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 8. — С.27-33.
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 9. — С.22-33.
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 12. — С.25-30.
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 1. — С.25-33.
- ↑ Iraqi Air Force Since 1948, Part 1
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 11. — С.22-27.
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 3. — С.24-33.
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 10. — С.29-34.
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 5. — С.14-21.
- ↑ Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 6. — С.35-41.
- ↑ Israeli Air-to-Air Victories in 1967
- ↑ Israel Air Force Aircraft Inventories
- ↑ Egyptian Air-to-Air Victories since 1948
- ↑ Shorkot raid attack. Air marshal vk «Jimmy» Bhatia
- ↑ Indian Air-to-Air Victories since 1948
- ↑ Indian Air Force Losses in the 1971 War.
- ↑ A WHALE OF A FIGHTER: THE SU-7 IN IAF SERVICE
- ↑ Sukhoi-7 BMK (Fitter) Type S-22
- ↑ Су-7Б Истребитель- бомбардировщик
- ↑ Indian Air-to-Air Victories since 1948
- ↑ Истребитель-бомбардировщик Су-7. Игорь ПРИХОДЧЕНКО. стр.142,143
- ↑ Авиация и космонавтика, Сентябрь, 2007
- ↑ Потери авиационной техники Ирака
- ↑ 12 ЛЕТ НА СУ-7
- ↑ Истребитель-бомбардировщик Су-7. Игорь ПРИХОДЧЕНКО. стр.92
- ↑ Israeli Air-to-Air Victories in 1973
- ↑ Libya-Egypt Conflict 1971-1979
- ↑ Истребительно-бомбардировочная авиация
- ↑ Беглецы (ВВС ДРА) — Авиация в локальных конфликтах — www.skywar.ru
- ↑ Chronological Listing of Iraqi Losses & Ejections
www.wikiznanie.ru
Су-7 Википедия
Эта статья — о реактивном истребителе-бомбардировщике. О поршневом истребителе-перехватчике см. Су-7 (1944).Су-7 | |
---|---|
Су-7БМ в польском авиамузее, 2011 год. | |
Тип | истребитель-бомбардировщик |
Разработчик | ОКБ Сухого |
Производитель | Авиазавод № 126 (Комсомольск-на-Амуре) |
Первый полёт | 7 сентября 1955 года |
Начало эксплуатации | 1960 год |
Конец эксплуатации | 1986 год (СССР) |
Статус | снят с вооружения |
Эксплуатанты | СССР СССР см. на вооружении |
Годы производства | 1957 — 1972 |
Единиц произведено | 1 848 |
Варианты | Су-17 |
Медиафайлы на Викискладе |
Су-7 (изделие «С-2», по ификации НАТО: Fitter-A) — советский истребитель, разработанный в 1950-х годах ОКБ им. Сухого.
Су-7Б (изделие «С-22», по ификации НАТО: Fitter) — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в конце 50-х ОКБ им. Сухого
Всего было произведено 1 848 Су-7 всех модификаций, из которых 691 самолёт был поставлен на экспорт в 9 стран мира.
Содержание
- 1 История создания и производства
- 2 Конструкция
- 3 Модификации
- 4 Лётно-технические характеристики
- 5 Сравнение с аналогами
- 6 На вооружении
- 7 Боевое применение
- 8 Авиапамятники и экспонаты музеев
- 9 В кино
- 10 См. также
- 11 Литература
- 12 Ссылки
- 13 Примечания
История создания и производства[
ru-wiki.ru