Структура нового правительства: полный список министерств и ведомств
«Государственный комитет является федеральным органом исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти», — говорится в указе, текст которого распространен пресс-службой главы государства.
Согласно документу, руководитель госкомитета вносит в правительство проекты нормативных актов правительства по вопросам, отнесенным к полномочиям кабинета министров, представляет предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся сферы деятельности госкомитета, а также пользуется иными правами федерального министра, предусмотренными указами президента и постановлениями правительства.
В структуре правительства создаются два государственных комитета: госкомитет по рыболовству и госкомитет по делам молодежи.
Согласно указу, Федеральное агентство по рыболовству преобразуется в госкомитет РФ по рыболовству, ему передаются функции Минсельхоза «в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов, а также функции Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сфере контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания».
«Сохранить за Государственным комитетом Российской Федераций по рыболовству функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности и иные функции преобразуемого Федерального агентства по рыболовству. Установить, что руководство деятельностью Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству осуществляет Правительство Российской Федерации», — говорится в указе.
На госкомитет по делам молодежи, возложены «функции по определению государственной молодежной политики, созданию во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, условий для обеспечения здорового образа жизни молодежи, занятия спортом, нравственного и патриотического воспитания, реализации молодежью своих профессиональных возможностей, а также по координации деятельности в данной сфере органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».Руководить деятельностью этого госкомитета также будет правительство РФ.
Указ устанавливает, что новые органы исполнительной власти становятся правоопреемниками тех ведомств, на базе которых они были созданы.
«Установить, что федеральные органы исполнительной власти, которым переданы функции преобразуемых федеральных органов исполнительной власти, являются правопреемниками по их обязательствам, в том числе возникшим в результате исполнения судебных решений», — говорится в указе.
Ряд ведомств меняет свое положение в структуре правительства.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости передано в ведение министерства юстиции РФ. Ранее это ведомство находилось в ведении Минэкономразвития.
«Передать Министерству юстиции Российской Федерации функции по нормативному обеспечению ведения государственного кадастра объектов недвижимости. Установить, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости находится в ведении Министерства юстиции Российской Федерации», — говорится в тексте указа.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) выведена из ведения Минфина РФ.
«Установить, что руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет правительство Российской Федерации», — говорится в документе.
Минрегионразвития РФ переданы ряд функций. Это «функции по предоставлению господдержки за счет средств Инвестфонда РФ, согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ в части, касающейся комплексного территориального развития, а также функции по осуществлению прав государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ, связанных с экономическим развитием субъектов РФ и муниципальных образований».
Указ определяет, что министерство осуществляет разработку и согласование с Минфином и иными заинтересованными ведомствами методик выделения средств господдержки субъектам РФ и муниципальным образованиям и вносит их в правительство России на утверждение.
На министерство также возложена координация деятельности госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Ранее Путин назначил бывшего полпреда президента в ЮФО Дмитрия Козака министром регионального развития вместо Владимира Яковлева.
Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ поручено осуществлять функции по мобилизационной подготовке экономики России и формированию государственного оборонного заказа.
Указ устанавливает, что председатель правительства РФ имеет пять заместителей.
«В том числе — двух первых заместителей, одного заместителя — руководителя аппарата правительства Российской Федерации — заместителя председателя правительства Российской Федерации, а также заместителя председателя правительства Российской Федерации — министра финансов Российской Федерации», — говорится в указе.
Согласно документу, правительству РФ поручено обеспечить проведение реорганизационных мероприятий.
В том числе, ему поручено «определить федеральные органы исполнительной власти, которые обязаны принять не переданные в установленный срок обязательства и имущество преобразуемых федеральных органов исполнительной власти; уточнить функции федеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим указом».
Правительство также должно «представить предложения по внесению изменений в акты президента Российской Федерации в соответствии с настоящим указом, привести свои акты в соответствие с настоящим указом».
«Настоящий указ вступает в силу со дня его официального опубликования», — говорится в документе.
В приложении к указу приводится структура федеральных органов исполнительной власти.
I. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Федеральная миграционная служба
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
Федеральная служба по оборонному заказу
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
Федеральное агентство специального строительства
Министерство юстиции Российской Федерации
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральная регистрационная служба
Федеральная служба судебных приставов
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации
(федеральная служба)
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
II. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
Федеральная служба по труду и занятости
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
Федеральное медико-биологическое агентство
Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи
Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации
Федеральное агентство по информационным технологиям
Федеральное агентство связи
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное архивное агентство
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральное агентство по науке и инновациям
Федеральное агентство по образованию
Министерство природных ресурсов Российской Федерации
Федеральное агентство водных ресурсов
Федеральное агентство лесного хозяйства
Федеральное агентство по недропользованию
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации
Федеральное агентство по промышленности
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Федеральное агентство по энергетике
Министерство регионального развития Российской Федерации
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Федеральное агентство воздушного транспорта
Федеральное агентство геодезии и картографии
Федеральное дорожное агентство
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
Федеральная служба страхового надзора
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Федеральное казначейство (федеральная служба)
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Федеральное агентство по государственным резервам
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами
III. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации
Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи
Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству
Федеральная антимонопольная служба
Федеральная аэронавигационная служба
Федеральная служба государственной статистики
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Федеральная таможенная служба
Федеральная служба по тарифам
Федеральная служба по финансовому мониторингу
Федеральная служба по финансовым рынкам
Федеральное агентство по атомной энергии
Федеральное космическое агентство
Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств
Федеральное агентство по туризму
Федеральное агентство по физической культуре и спорту.
ria.ru
Правительство Российской Федерации
Понятие и структура Правительства РФ
Правовая основа деятельности Правительства РФ основывается на Конституции РФ, федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» и нормативно-правовых актах Президента РФ.
Правительство РФ наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами осуществляет государственную власть, коллегиальным органом системы исполнительной власти РФ.
Структура Правительства РФ представлена Председателем Правительства, заместителями Председателя Правительства и федеральными министрами (рис. 1).
Рисунок 1. Структура Правительства РФ
Правительство РФ, как уже говорилось выше, является коллегиальным органом, его решения принимаются на заседаниях. Решения принимаются большинством голосов, но решающим значением обладает мнение премьер-министра.
Структура и персональный состав Правительства РФ определяется Президентом с учетом мнения ранее назначенного Председателя Правительства.
Председатель Правительства РФ организовывает работу Правительства, представляя Правительство внутри и вне страны, проводя заседания, подписывая акты, вынося Президенту РФ кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, предложения об освобождении ими занимаемых должностей, наложении дисциплинарных взысканий, которые налагаются Президентом РФ. Председатель Правительства РФ должен распределять обязанности между своими заместителями и систематически информировать Президента о работе Правительства.
Заместители Председателя Правительства РФ вырабатывают и реализовывают политику Правительства РФ, подготавливая и исполняя его решения и координируя и контролируя работу министерств.
Федеральные министры подготавливают решения Правительства РФ, принимают и исполняют их, руководя соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Помимо министерств существуют центральные органы государственного управления, которые называются ведомствами и состоят из:
- государственных комитетов;
- федеральных служб;
- федеральных агентств;
- федеральных комиссий;
- федеральных надзоров и иных органов.
Если руководители этих ведомств имеют ранг федерального министра, то они входят в состав Правительства РФ. Но чаще они этого ранга не имеют. На заседания Правительства РФ Председатель может приглашать руководителей других центральных органов. Но они имеют только совещательный голос и в принятии решений не участвуют.
Замечание 1
В состав Правительства РФ входит специализированный орган, который называется президиумом Правительства и состоит из Председателя Правительства, его заместителей, некоторых министров и руководителя аппарата Правительства. Подробный состав президиума Правительства утверждается Постановлением Правительства РФ.
Порядок формирования Правительства РФ
Правительство начинает формироваться с выбора Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства и вынесение этой кандидатуры на рассмотрение Государственной Думой. В течение недели Государственная Дума должна рассмотреть эту кандидатуру, после чего осуществляется тайное или открытое голосование с большинством голосов от ее общего состава. Если Государственная Дума трижды отклонила представленные кандидатуры, Президент по своему усмотрению назначает Председателя Правительства, а Государственную Думу распускает, назначив новые выборы в Думу.
Если Государственная Дума соглашается с кандидатурой, Президент назначает Председателя Правительства РФ, которые в течение недели должен представить предложения о структуре Правительства РФ и кандидатуры конкретных лиц. Президент РФ издает указ о составе Правительства РФ и производит назначения.
Правительство РФ выполняет определенные функции:
- разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет;
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, финансов, образования и здравоохранения;
- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, охране собственности и борьбе с преступностью;
- обеспечивает оборону и безопасность страны;
- управляет федеральной собственностью;
- координирует деятельность органов исполнительной власти, министерств и ведомств;
- принимает постановления общего характера, обязательные для физических и юридических лиц.
Полномочия Правительства РФ
В различных сферах общественной жизни Правительство РФ наделено кругом широких полномочий. Эти полномочия закреплены в федеральном конституционном законе, где приводится полный перечень этих полномочий, состоящий из $80$ пунктов.
Мы остановимся на самых основных.
В области обеспечения прав и свобод личности полномочия Правительства сводятся к следующим:
- обеспечивает безопасность личности, законности и общественного порядка;
- ведет борьбу с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
- обеспечивает деятельность органов судебной власти.
В сфере экономики полномочия Правительства РФ заключаются в:
- регулировании экономических процессов;
- управлении государственным сектором экономики, государственной собственностью;
- обеспечении единой финансовой политики и единства экономического пространства, а также свободы экономическое деятельности;
- прогнозировании социально-экономического развития страны;
- разработки и осуществления программы развития приоритетных отраслей экономики;
- разработки и представления Государственной Думе федерального бюджета;
- управлении государственным внешним и внутренним долгом. Главная цель направления деятельности Правительства в этой сфере состоит в создании условий для функционирования и регулирования экономики.
В социальной сфере полномочия Правительства РФ сводятся к:
- обеспечению проведения единой государственной социальной политики;
- реализации конституционных прав граждан в сфере социального обеспечения;
- развитию благотворительности;
- принятию мер по реализации трудовых прав граждан;
- разработке программы уменьшения безработицы;
- проведению государственной миграционной политики;
- принятию мер по реализации прав граждан на охрану здоровья и благополучной санитарно-эпидемиологической обстановке;
- проведению единой государственной политики в области образования и мн. др. Главное направление в деятельности Правительства РФ в данной области заключается в государственной поддержке.
В духовной жизни общества деятельность Правительства РФ заключается в:
- обеспечении условий для идеологического плюрализма;
- пресечении расовой, национальной и религиозной розни;
- предотвращение политического экстремизма.
Основные направления функций Правительства РФ в духовной сфере состоят в стимулировании и контроле за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов.
В области обороны, государственной безопасности, внешней политики и международных отношений Правительство также осуществляет ряд полномочий. Этими полномочиями являются:
- обеспечение государственной безопасности и обороны страны;
- организация оснащения вооруженной техникой и материальными средствами Вооруженных Сил РФ;
- обеспечение функционирования военного производства;
- реализация внешней политики РФ;
- заключение международных договоров;
- разработка политики международного сотрудничества.
Основные направления деятельности Правительства РФ в данной области сводятся к прямому управлению и контролю.
Замечание 2
При осуществлении своих полномочий Правительство РФ разрабатывает множество правительственных программ по различным вопросам, которые носят ориентирующий характер и содержат конкретные обязывающие положения.
spravochnick.ru
полномочия, состав, структура :: BusinessMan.ru
В России высшим федеральным органом, осуществляющим исполнительную власть, является Правительство РФ. Конституция определяет порядок его действия и статус. В частности, основополагающие принципы содержатся в главе 6. Вторым нормативным актом, регулирующим деятельность органа, является федеральный Закон «О Правительстве РФ». Далее рассмотрим подробнее этот институт. В статье будет описана структура Правительства РФ, особенности его образования и характер его деятельности.
Общие сведения
Исполнительная ветвь выступает как важнейший элемент существующей в стране системы разделения властей. Она выражена в определенной системе госорганов. Они, в свою очередь, связаны друг с другом по горизонтали и вертикали. На высшей ступени этой системы находится Правительство РФ. Оно является коллегиальным органом госвласти общей компетенции. Структура Правительства РФ создана таким образом, чтобы обеспечить руководство распорядительной (административной) и исполнительной деятельностью в стране.
Место в системе госвласти
Сегодня в России установлен президентско-парламентский режим правления. В соответствии с ним образована структура Правительства РФ и определено ее место в системе власти. Ключевой фигурой государственно-политического механизма выступает Президент страны. Являясь главой в государстве, он призван обеспечивать согласованность взаимодействия и функционирования органов госвласти.
Вместе с этим Президент обладает достаточно широкими возможностями. Высший коллегиальный орган обеспечивает следование Конституции, федеральных нормативных актов и президентских указов. Правительство РФ вместе с другими структурами исполнительной власти федерального и субъектного уровня образует единую систему. Коллегиальный орган самостоятельно решает все вопросы, которые отнесены к его компетенции, координирует деятельность министерств и ведомств.
Состав и порядок образования
Структура Правительства РФ состоит из:
- Федеральных министров.
- Председателя и его заместителей.
Порядок образования коллегиального органа установлен в главе 6 Основ. Формирование Правительства РФ осуществляется Президентом с согласия Госдумы. Последняя принимает или отклоняет предложенные кандидатуры на тот или иной пост. Предложение о назначении Председателя вносится не позже 2-х недель после вступления избранного Президента либо после отставки действовавшего Правительства. В случае отклонения Госдумой кандидатуры новое представление вносится в течение недели. Рассмотрение предложения осуществляется также на протяжении 7 дней. Федеральные министры и прочие должностные лица назначаются тоже Президентом. Кандидатуры предлагает Председатель Правительства РФ. Не позже недели после своего назначения он должен предоставить предложения о системе федеральных исполнительных органов.
Особенности деятельности
Свои решения на заседаниях Правительство принимает большинством голосов. Они оформляются в виде распоряжений и постановлений. Они считаются подзаконными актами. Распоряжения и постановления издаются в соответствии и во исполнение Основ, указов Президента, федеральных предписаний. Противоречащие Конституции и прочим указанным документам акты могут быть отменены главой страны. Принятые распоряжения и постановления считаются обязательными для исполнения на территории России. Председатель Правительства РФ организует деятельность коллегиального органа. Он также определяет основные направления его работы. Такова структура Правительства РФ.
Схема работы
Коллегиальный орган осуществляет:
- Реализацию мер по защите, сохранению и обеспечению прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступностью, общественного порядка.
- Создание других исполнительных структур Российской федерации и ее субъектов.
- Разработку и представление для утверждения законодательным органом проекта бюджета субъектов страны, программ социально-экономического развития.
- Обеспечение исполнения финансового плана и подготовку отчетов.
- Управление и распоряжение собственностью субъектов РФ.
- Заключение договоров с исполнительными федеральными органами.
Кроме того, в Основах установлены полномочия Правительства РФ в наиболее значимых сферах социальной жизни. К ним, в частности, относят:
- Обеспечение единой кредитной, финансовой и денежной политики страны.
- Принятие мер по сохранению государственной безопасности и обороне.
- Проведение политики в культурной, научной, образовательной, экологической, социальной сферах, а также в области здравоохранения.
- Принятие мер для реализации внешней политики страны.
Эти и другие полномочия Правительства РФ приведены в ст. 114 Основ. Однако данный список не считается исчерпывающим. Закон «О Правительстве РФ» предусматривает возможность Президента издавать указы, расширяющие компетенцию коллегиального органа. Кроме того, дополнительные задачи, возможности и обязанности вытекают из других статей Основ. Так, Положение о Правительстве РФ обязует его давать заключения по проектам законов, которые предоставляются в Госдуму касательно вопросов, перечисленных в ст. 104, ч. 3.
Регулятивная функция
Правительство РФ осуществляет управление госаппаратом. Оно не только исполняет ключевую роль в процессе его создания, но и координирует его деятельность. Являясь в первую очередь политическим институтом, Правительство РФ регулирует работу государственного аппарата через ведомства, штабы, министерства и департаменты и прочие инстанции. Коллегиальный орган в данном случае выступает как центральное звено, принимающее решения на основании поступившей информации. Постановления и распоряжения, в свою очередь, реализуются государственным аппаратом.
Исполнительная задача
Следование законам в соответствии с конституционными принципами – одна из важнейших функций Правительства РФ. В соответствии с существующим политическим режимом, коллегиальный орган наделен исполнительной властью. Ему вменено в обязанности обеспечивать должное выполнение законодательных актов, которые принимаются парламентом.
Контролирующая деятельности
Правительство РФ осуществляет надзор за законодательной работой парламента. Сегодня фактически данная работа считается самостоятельной функцией коллегиального органа. Контроль осуществляется по двум основным направлениям. В первую очередь Правительство РФ выступает в качестве основного источника законодательной инициативы. Также коллегиальный орган обладает решающим влиянием непосредственно на нормотворческий процесс. Последний является важнейшим вопросом деятельности Правительства.
Нормотворчество
Ст. 115 Конституции гласит, что Правительство РФ имеет право законодательной инициативы. Это значит, что коллегиальный орган может самостоятельно разрабатывать проекты нормативных актов и выносить их на рассмотрение Госдумой. Законопроекты Правительства считаются важнейшим звеном в правовой системе страны. Основные их формы установлены в Основах. В Конституции определено, что постановления и распоряжения Правительства должны исполняться на всей территории государства.
Кроме того, данными формами должны оформляться все решения, которые носят нормативный характер либо имеют правовое значение. Принятие постановлений осуществляется на заседаниях путем голосования (при наличии кворума). Их подписывает высшее должностное лицо органа или заместитель Председателя Правительства РФ. Вместе с этим в аппарате действует постоянный орган — Президиум. В его функции входит решение оперативных и текущих вопросов. Заседания созываются по мере необходимости. Принятые им решения оформляются постановлениями и распоряжениями Правительства. Эти акты должны соответствовать тем, которые приняты на заседаниях непосредственно самого коллегиального органа.
Ответственность
Правительство РФ наделено полномочиями и обязанностями. На нем лежит двойная ответственность: политическая – перед государством и парламентом и юридическая – за нарушения правового режима. Последняя имеет место при любой форме правления в стране. Политическая ответственность перед государством и парламентом определяется существующей сегодня системой управления в России. В качестве ее разновидности выступает обязанность надлежащего исполнения бюджета. В нормальных условиях при не утверждении парламентом отчета Правительства по реализации финансового плана влечет отставку последнего. В качестве основания для юридической ответственности выступает установленный факт правового нарушения.
Взаимоотношения с парламентом
Их можно определить как взаимозависимость и взаимодействие. Парламентом утверждается бюджет и акты по налогообложению, проекты которых разрабатывается Правительством. Они оказывают прямое влияние на финансирование, судьбу программ и планов. Деятельность Правительства включает в себя заключение договоров с зарубежными странами. Эти соглашения впоследствии ратифицирует (утверждает) парламент. В ряде случаев требуется, чтобы последний предварительно санкционировал подписание международных договоров. Акты, которые изданы коллегиальным органом либо министрами, могут утратить силу в том случае, если парламентом будет издано предписание, в котором будут установлен новый порядок по тому же предмету регулирования. Парламент принимает участие в решении вопросов, касающихся ответственности, которую несет высшее должностное лицо, заместитель Председателя Правительства РФ и федеральные министры.
В заключение
Структура Правительства РФ сегодня такова: 23 министра, 8 заместителей (в том числе одного Первого) и Председателя. В качестве последнего выступает Д. А. Медведев. В структуре Правительства действует координационная комиссия. За организацию ее работы ответственен А. М. Абызов. Оптимальное сочетание задач и непосредственно самой структуры коллегиального органа обеспечивает не только успешное функционирование его самого, но и всей системы исполнительной власти. Последнее предопределяет стабильное развитие общества и государства.
businessman.ru
Система и структура федеральных органов исполнительной власти, понятие федеральных министерств, служб, агентств.
К организационно_правовым формам органов федеральной исполнительной власти относятся:
— федеральные министерства;
— федеральные службы;
— федеральные агентства.
Таким образом, в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 закреплено, что система федеральных органов исполнительной власти включает в себя три элемента: министерства, службы и агентства.
Первым звеном системы федеральных органов являются министерства РФ.
Министерство РФ — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере (отрасли) деятельности.
Министерство образуется на основании указа Президента РФ; возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр входит в состав Правительства РФ, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и положением о министерстве, утверждаемым Президентом или Правительством РФ. Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию (в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти), т. е. устанавливает правила поведения, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами (нормативно-правовые акты).
Вторым звеном системы федеральных органов исполнительной власти являются федеральные службы. Президентом РФ установлено, что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Не все федеральные службы являются самостоятельными, часть из них включена в структуры федеральных министерств.Одними службами руководство осуществляет Президент РФ, другие — находятся в ведении Правительства РФ.
К самостоятельным федеральным службам, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, относятся:
— Государственная фельдъегерская служба РФ.
— Служба внешней разведки РФ.
— Федеральная служба безопасности РФ.
— Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков.
— Федеральная служба охраны РФ.
В ведении Правительства РФ находятся следующие самостоятельные федеральные службы: антимонопольная; по тарифам; по финансовым рынкам; по гидрометеорологии и мониторингу окружающейсреды; государственной статистики; по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Третьим звеном системы федеральных органов исполнительной власти являются федеральные агентства.
Федеральные агенства — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций контроля и надзора. Президент РФ определил, что на правах самостоятельных федеральных агентств действуют подчиненные непосредственно ему Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ. Основная часть федеральных агентств включена в состав федеральных министерств. Так, например, Министерство природных ресурсов имеет три федеральных агентства: водных ресурсов, лесного хозяйства и по недропользованию. И лишь два федеральных агентства —Федеральное агентство по атомной энергии и Федеральное космическое агентство — являются самостоятельными и находятся в ведении Правительства РФ. Возглавляет федеральное агентство генеральный директор.
Федеральные службы и агентства руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также положениями о них, которые утверждаются Президентом или Правительством РФ.
В федеральных службах и агентствах образуются коллегии, утверждаемые Правительством РФ. Коллегия является совещательным органом. Ее решения оформляются приказами руководителя органа.
Рассматриваемые органы являются юридическими лицами, имеют расчетные и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.
studfiles.net
Структура и члены правительства РФ
Государственную исполнительную власть в Российской Федерации, согласно 11-й статье Конституции РФ, осуществляет российское правительство. Объясняя суть этого института власти в нашей стране простыми словами, можно сказать, что правительство занимается «хозяйственными делами», то есть разработкой федерального бюджета (который впоследствии утверждается парламентом РФ), экономической деятельностью, владеет государственным федеральным бюджетом и обладает многими другими функциями, о которых вы больше узнаете, прочитав эту статью.
Структура правительства

Членами правительства России являются министры, возглавляющие подведомственные им министерства, а также государственные служащие, входящие в различные комитеты и комиссии, федеральные агентства и ведомства.
Если рассматривать правительство России в его иерархическом срезе, то первые позиции здесь составляют министерства. Председателем (главой) является премьер-министр России. Он руководит деятельностью всей системы правительства и служит посредником между исполнительной ветвью власти и президентом страны. На сегодняшний день премьер-министром правительства РФ является Дмитрий Анатольевич Медведев.
Список министерств в составе правительства РФ
Министерство — это государственный орган управления определенной сферой деятельности. В РФ они представлены так:
- МВД России — Министерство внутренних дел, в состав которого входит полиция. Член правительства, возглавляющий его, — министр В. А. Колокольцев.
- МЧС России — занимается делами гражданской обороны, ликвидацией последствий стихийных бедствий и др.

- МИД России — орган, отвечающий за внешнюю политику России в международных отношениях. Члены правительства от МИДа, которых знает каждый россиянин, — Мария Захарова и Сергей Лавров.
- Минобороны РФ — отвечает за военную оборону Российской Федерации.
- Минюст — Министерство юстиции РФ.
- Минздрав — министерство, отвечающее за обеспечение массового здравоохранения и медицины.
- Минкультуры РФ — обеспечение культурного досуга населения.
- Минобрнауки — массовое образование и научная деятельность.
- Министерство экологии — осуществление природоохранной деятельности.
- Минпромторг РФ — осуществление регулирования промышленной деятельности и развития торговли.
- Министерство развития территорий Дальнего Востока.
- Минкомсвязь — осуществление деятельности по развитию коммуникаций и связи на территории Российской Федерации.
- Министерство по делам Кавказа.
- Минсельхоз — занимается развитием сельского хозяйства в России.
- Минспорт — министерство развития спорта.
- Минстрой РФ — орган, занимающийся коммунальным обеспечением и строительством.
- Минтруд — охрана труда и осуществление социальной защиты граждан РФ.
- Минфин — Министерство финансов РФ — осуществление экономической деятельности.
- Минэкономразвития — Министерство разработки программ экономического развития РФ.
- Мигэнерго — министерство энергетической отрасли российской промышленности.
Агентства, ведомства, службы
Правительство РФ, как уже было сказано ранее, включает в себя не только членов правительства — министров, но и иных государственных служащих, работающих в федеральных агентствах и ведомствах. Их в России насчитывается более десятка. Несколько из них будут представлены ниже:
- ФАДН — федеральное агентство, занимающееся делами национальностей (защита прав национальных меньшинств и т. д.).
- ФАС — антимонопольная служба, координирующая деятельность по противодействию монополизации существующих рынков.
- ФАНО — агентство, занимающееся в том числе аккредитацией существующих научных организаций.
- ГУСП — управление специальных программ, разработанных президентом РФ.
Иные структуры в правительстве РФ
Кроме того, в правительстве РФ существуют внебюджетные фонды, созданные преимущественно для социального обеспечения населения. К примеру, ПФ РФ — пенсионный фонд, осуществляющий накопление пенсионного резерва для граждан России. Также существуют государственные корпорации в отдельных «экзотических» отраслях промышленности. К примеру, РОСАТОМ или РОСКОСМОС.
Правительство в лицах
Список членов Правительства РФ (заместителей председателя правительства РФ), представленный ниже, не является исчерпывающим, кроме того, внутри самой структуры исполнительной власти не редки должностные перемещения.

- И. И. Шувалов. Он, кроме того, государственный советник первого класса.
- А. Г. Хлопонин. Является к тому же уполномоченным представителем президента в Северо-Кавказском округе.
- О. Ю. Голодец. Кроме того, курирует высшее и послевузовское образование.
- Ю. П. Трутнев. Является еще и уполномоченным представителем президента в Дальневосточном округе.
- А. В. Дворкович. Руководит автомобилестроением.
- Д. О. Рогозин. Курирует авиастроение в РФ.
- Д. Н. Козак. Курирует бюджетные проекты субъектов РФ.
- С. Э. Приходько. Курирует государственные и муниципальные услуги, оказываемые населению РФ.
- В. Л. Мутко. Курирует спортивную сферу.
fb.ru
Интернет-портал Правительства Российской Федерации / Исполнительная власть
Министр промышленности и торговли Российской Федерации
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания, народных художественных промыслов;
функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений, народных художественных промыслов;
функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, а также компенсирующих мер, предусмотренных Соглашением о единых правилах предоставления промышленных субсидий от 9 декабря 2010 г., по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;
функции федерального органа по техническому регулированию.
archive.government.ru
Глава 2. Структура правительства рф
2.1. Состав Правительства рф
В соответствии с ч.2 ст.110 Конституции РФ в состав Правительства входят: Председатель, заместители Председателя и федеральные министры. Кандидатуры на должности заместителей Председателя и федеральных министров предлагаются Президенту РФ Председателем Правительства.
Президентом может быть введена должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства, а также установлено, что руководитель федерального органа исполнительной власти является одновременно заместителем Председателя Правительства.
Таким образом, практически количество членов Правительства определено Президентом РФ. Количество заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие включаются, и первые заместители — общее их число определяется Президентом РФ по его усмотрению.
Так, в состав Правительства Черномырдина В.С. входило 10 заместителей Председателя, а в состав Правительства Кириенко С.Л. три заместителя.
Указами Президента РФ создаются, упраздняются, сливаются и разделяются министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование. В соответствии с ними Правительство РФ устанавливает функции и полномочия, преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти, а также уточняет положения о действующих органах в целях обеспечения или реализации государственной политики в установленных сферах ведения.
Как правило, общая структура федеральных органов исполнительной власти разрабатывается и принимается при формировании Правительства РФ после выборов Президента РФ, в дальнейшем она только изменяется и дополняется, хотя иногда и существенно.
В качестве постоянного органа Правительства для решения оперативных вопросов создан его Президиум. Президиум состоит из Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел и других. В зависимости от состава Правительства, может меняться и состав Президиума. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Президиума.
На заседаниях Президиума рассматриваются любые вопросы, относящиеся к сфере деятельности Правительства, и принимаются решения, в том числе акты нормативного характера.
Решения Президиума Правительства принимаются большинством голосов от общего числа его членов, издаются в форме постановлений и распоряжений Правительства и не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях правительства РФ. Правительство вправе отменить любое решение Президиума.
Для урегулирования неотложных вопросов, связанных с функционированием народнохозяйственного комплекса, обеспечения взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств действует Комиссия Правительства по оперативным вопросам, возглавляемая Первым заместителем Председателя Правительства. В ее состав входят также другие заместители Председателя, несколько министров. Решения Комиссии обязательны для организаций и учреждений, подведомственных Правительству. Одной из главных функций Комиссии является обеспечение контроля и проверки выполнения решений Правительства министерствами и ведомствами.
Министры осуществляют общее руководство деятельностью своих министров, несут персональную ответственность за выполнение, возложенных на министров задач.
По их представлению Правительство назначает заместителей министра. Однако министры самостоятельно распределяют обязанности между своими заместителями, а также утверждают структуру и штатное расписание центрального аппарата министров.
В каждом министерстве и ведомстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников министерства.
Коллегия, на своих регулярно проводимых заседаниях, рассматривает основные вопросы организации работы, по наиболее важным вопросам деятельности министерства и ведомства.
Министерство издает в пределах своей компетенции на основе и в исполнении законодательства Российской Федерации приказы и инструкции, а также дает указания для исполнения федеральными органами исполнительной власти.
Вообще министры Российской Федерации и руководители федеральных ведомств могут быть разделены на две статусные группы. Первая группа включает руководителей тех министерств и ведомств, которые в своей работе напрямую подчиняются Президенту РФ в соответствии с его конституционными полномочиями, федеральными законами и указами. Это министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий (МЧС), юстиции, директор Федеральной службы безопасности, директор Федеральной пограничной службы, директор Федеральной службы налоговой полиции, директор Службы внешней разведки.
Президенту РФ также подведомственны Федеральная служба железнодорожных войск, Федеральная служба охраны, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Главное управление специальных программ, Государственная техническая комиссия и другие, руководители которых не имеют ранга федеральных министров.
Подчинение некоторых федеральных министров Президенту РФ не отключает их от работы Правительства РФ. Они принимают участие в заседаниях Правительства и голосуют при принятии решений, выполняют поручения Правительства и несут коллективную ответственность за деятельность Правительства РФ.
Вторую группу составляют руководители министерств и ведомств, работающие под непосредственным руководством Правительства РФ. Это министры: по атомной энергии, торговле, региональной политики, национальной политики, по налогам и сборам, государственного имущества, здравоохранения, культуры, общего и профессионального образования, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, транспорта, финансов и другие, а также руководители государственных комитетов, комиссий, служб и агентств, надзоров.
studfiles.net