Фронтовой бомбардировщик Су-24 (СССР)

Фронтовой бомбардировщик Су-24 (код НАТО — «Fencer») предназначен для поражения наземных целей, в том числе малоразмерных, в режиме ручного и автоматического управления, действуя на малых высотах, в дневное и ночное время суток, независимо от метеоусловий. Основными объектами поражения для Су-24 являются радиолокационно-контрастные цели: боевая техника, средства ПВО, дороги, мосты, самолеты на стоянках, артиллерийские позиции, площадные цели, а также транспортные, связные и вспомогательные самолеты и вертолеты противника.

К работам по созданию ударного самолета, способного действовать на малых высотах, ОКБ им. П.О. Сухого приступило в начале 60-х годов. В мае 1970 г. совершил первый полет прототип Су-24, оснащенный крылом с изменяемой геометрией, а в 1972 г. началось серийное производство этой машины, официально принятой на вооружение в 1974 г. Всего в 1971-1983 годах было построено около 500 машин.

Су-24 — исходный серийный бомбардировщик. В состав радиоэлектронного оборудования Су-24 входит прицельно-навигационная система «Пума» (включает РЛС, ТВ- и ИК-аппаратуру, бортовое вычислительное устройство, систему радиосвязи и радионавигации), аппаратура опознавания государственной принадлежности, электронного противодействия и разведки, система контроля и регистрации параметров полета.

Прицельно-навигационная система совместно с радионавигационным оборудованием в любое время суток и в любых метеоусловиях обеспечивает выполнение следующих задач: выход в заданный район; предупреждение столкновения с наземными препятствиями; обнаружение наземных, заранее выбранных ориентиров и коррекцию местоположения самолета; поиск целей и поражение их бомбами с горизонтального полета и кабрирования; выдача целеуказания ракетам: обнаружение работающих РЛС и пуск по ним ракет; автоматическое или полуавтоматическое управление самолетом при заходе на посадку до высоты 40-50 м.

Су-24 способен брать на борт до 38 бомб массой от 100 до 1500 кг, контейнеры малогабаритных грузов, разовые бомбовые кассеты. УР «воздух-поверхность» Х-25, Х-29, Х-59 и Х-59М с лазерной и телевизионной системами наведения,противокорабельные и противорадиолокационные ракеты Х-28, Х-58 и Х-31. ракеты класса «воздух-воздух» Р-13М и Р-60М с тепловыми ГСН, НУР калибра от 57 до 370 мм. до трех контейнеров с подвижными пушечными установками.

Максимальная масса боевой нагрузки, размещенной на восьми узлах внешней подвески (в том числе двух поворотных), достигает 7500 кг. Имеется встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23 (калибр 23 мм, боезапас 500 снарядов, скорострельность до 10000 выстр./мин).

Самолет разработан в следующих модификациях:
Су-24М — модернизированный вариант, является модификацией самолета Су-24. Работы по его созданию начались в 1975 г. На самолете была изменена аэродинамическая компоновка, установлено новое оборудование и вооружение, в частности система дозаправки топливом в полете. Первый полет на Су-24М выполнен в 1978 г. Серийный выпуск этой машины продолжался до 1992 г. На самолете установлены 2 турбореактивных двигателя АЛ-21ФЗ-ЗА с тягой 11200 кгс на форсаже.

Су-24М оборудован прицельно-навигационной системой ПНС-24М «Тигр», объединяющей 13 подсистем. В нее входит импульсно-доплеровская поисковая РЛС «Орион-А», РЛС следования рельефу местности «Рельеф», оптико-электронная система «Кайра-24» с лазерным целеуказателем и телевизионным обзорным блоком. а также контейнерная система обнаружения источников радиолокационного излучения «Фантасмагория».

Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает выход в район цели в режиме автономной навигации по запрограммированному маршруту и автоматического следования рельефу местности на высоте 200 м со скоростью 1320 км/ч, что значительно повысило выживаемость самолета в бою. Оно включает бортовую цифровую вычислительную машину ЦВУ-10-058К, инерциальную систему МиС-П, автоматическую систему управления полетом САУ-6М1 ППВ. Имеется система управления вооружением СУО-1-6М.

Бортовой комплекс обороны «Карпаты», обеспечивающий защиту самолета от средств ПВО. включает станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15С, теплопеленгатор ЛО-82 для обнаружения пусков ракет, станцию активных помех СПС-161. устройство выброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей АПП-50 и блок управления.

Су-24М оборудован системой дозаправки в воздухе с выдвижной штангой-топливоприемником и может оснащаться подвесным агрегатом УПАЗ-А, позволяющим передавать в полете (в том числе ночью) заправляемому самолету до 9000 кг топлива.

В состав управляемого вооружения Су-24М, которое он может нести на восьми точках наружной подвески, входит широкий спектр УР класса «воздух-поверхность» с неядерной боевой частью, включая различные варианты ракет с радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением Х-25, Х-29Л(Т), Х-58 и Х-59. Нормальная нагрузка состоит из четырех УР Х-25 на подкрыльевых пилонах или трех ракет Х-29 на двух внутренних подкрыльевых и одном подфюзеляжном пилонах. На внешних подкрыльевых пилонах размещаются УР класса «воздух-воздух» Р-60 (для самообороны).

Возможна также подвеска свободнопадающих бомб массой от 100 до 1000 кг, двух корректируемых бомб КАБ-1500Л или четырех КАБ-500, блоков НУР калибра от 57 до 370 мм, контейнеров малогабаритных грузов, до трех подвижных установок СППУ-6 с шестиствольными пушками ГШ-6-23М (400 патронов, угол отклонения по возвышению до 45°, по азимуту до 120°). Имеется встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-28М (калибр 23 мм, скорострельность 9000-10000 выстр./мин, боекомплект 505 патронов).

Су-24М превосходит по боевой эффективности Су-24 на 40%. Модернизированный фронтовой бомбардировщик Су-24М совершил первый полет в июне 1977 года. Всего в 1979-1993 годах было построено около 400 машин. Самолет оснащен системой дозаправки топливом в воздухе, модернизированной прицельно-навигационной системой ПНС-24М «Тигр» с лазерно-телевизионной прицельной системой «Кайра», пассивным радиопеленгатором «Фантасмагория», бортовым комплексом обороны «Карпаты» со станцией предупреждения об облучении РЛС противника «Береза», теплопеленгатором предупреждения о запуске ракет «Мак», станцией активных помех «Гардения», системой отстрела дипольных отражателей и ИК ловушек.

В состав вооружения дополнительно введены до 3 корректируемых авиационных бомб КАБ-1500Л или КАБ-1500ТК, до 7 КАБ-1500Л или КАБ-500КР, до 4 управляемых ракет класса «воздух-земля» Х-25, до 3 Х-29Л или Х-29Т, две Х-59 или Х-59М, две управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Р-60М. Для стран Ближнего Востока в 1988-1989 годах было изготовлено около 60 Су-24МК с измененным составом бортового оборудования.

Су-24МК — экспортный вариант самолета Су-24М

Су-24МР — разведывательный вариант самолета Су-24М. Предназначен для ведения всепогодной комплексной воздушной разведки днем и ночью в широком диапазоне высот и скоростей на глубину до 400 км за линией боевого соприкосновения войск. Он разработан на основе фронтового бомбардировщика Су-24М, обладающего крылом изменяемой стреловидности, и не имеет среди зарубежных фронтовых разведчиков аналогов по комплексности получаемой разведывательной информации. Переоборудование и летные испытания самолета были проведены в 1980-1983 гг.

Бортовой навигационный комплекс обеспечивает полет по запрограммированному маршруту, вывод самолета в район разведки, маловысотный полет с огибанием рельефа местности.

Самолет оснащен бортовым комплексом разведки БКР-1. Он состоит из средств инфракрасной, радиолокационной («Штык»), телевизионной, лазерной («Шпиль-М»), общей радиотехнической и радиацион ной («Эфир-IM») разведки. Кроме того, на самолете установлена аппаратура для панорамной и перспективной фотосъемки — АП-402М (разрешение на местности 0,3 м с расстояния 0,4 км), А-100. Управление средствами разведки осуществляется как вручную, так и автоматически.

РЛС «Штык» обеспечивает просмотр зоны шириной 24 км с каждой стороны от линии курса при ширине непросматриваемого участка (непосредственно под самолетом) 8 км. Высота полета при радиолокационной разведке 100-3000 м. разрешение — 5-7,5 м. Собранная фотоинформация обрабатывается прямо на борту самолета и может сбрасываться на землю при помощи специальных устройств. Остальная разведывательная информация оперативно передается по радиоканалам.

Для самообороны под крылом самолета подвешиваются две УР Р-60 ближнего воздушного боя с тепловой головкой самонаведения.

Су-24МП — самолет РЭБ. Предназначен для постановки помех. Станция, создающая активные помехи радиолокационным средствам противника, располагается в подвесном контейнере под фюзеляжем. Самолет не предназначен для действий по наземным целям. Вооружение состоит из шестиствольной встроенной пушки и двух-четырех УР Р-60 или Р-60М.

Су-24МТ — воздушный танкер.

Базовый самолет имеет совершенную аэродинамическую компоновку, выполненную по нормальной схеме, с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности. Фюзеляж типа полумонокок, прямоугольного поперечного сечения, конструктивно разделен на головную, среднюю и хвостовую части. В головной части располагается кабина экипажа, ниша передней опоры шасси, отсеки радиоэлектронного и общесамолетного оборудования.

Кабина двухместная, герметичная, оснащена двойным управлением. Слева — рабочее место летчика, справа — штурмана-оператора. Для спасения экипажа в аварийных ситуациях в кабине установлены 2 катапультных кресла К-36ДМ. Средняя часть фюзеляжа включает 3 топливных отсека и ниши основных опор шасси. В хвостовой части находятся двигатели.

Крыло состоит из неподвижного центроплана и двух поворотных консолей. Стреловидность по передней кромке меняется от 16 до 69° при четырех фиксированных положениях консоли: 16; 35; 45; 69″. Механизация каждой поворотной консоли включает трехсекционные двухщелевые закрылки и четырехсекционные предкрылки. На верхней плоскости консолей установлены по две секции интерцепторов, предназначенных для поперечного управления самолетом.

Хвостовое оперение состоит из цельноповоротного горизонтального оперения и однокилевого вертикального оперения с рулем направления. Горизонтальное оперение выполняет функции руля высоты при симметричном отклонении правой и левой частей и функции элеронов при дифференциальном отклонении. Шасси, выполненное по трехопорной схеме, позволяет эксплуатацию с бетонированных и грунтовых ВПП.

Силовая установка состоит из двух турбореактивных двигателей АЛ-21ФЗ-ЗА с тягой на форсаже 11200 кгс. Воздухозаборники боковые нерегулируемые. Топливо размещается в фюзеляжных баках-отсеках. При необходимости под центропланом могут устанавливаться два подвесных топливных бака емкостью по 3000 л и один — под фюзеляжем (2000 л). Предусмотрен аварийный слив топлива в полете. Система нейтрального газа обеспечивает пожарную безопасность.

Самолет оснащен прицельно-навигационной системой ПНС-24 «Пума» с РЛС переднего обзора «Орион-А», РЛС предупреждения о столкновении с наземными препятствиями «Рельеф», пассивным радиолокационным пеленгатором «Филин», электронно-оптическим визиром «Чайка-1», теплопеленгатором ТП-23Е.

Вооружение включает встроенную шестиствольную 23-мм авиационную пушку ГШ-6-23. На восьми узлах подвески возможна подвеска до 3 авиационных бомб калибра 1500 кг, до 8 бомб калибра 500 кг, до 28 бомб калибра 250 кг, до 38 бомб калибра 100 кг, до 6 блоков с 57-мм и 80-мм неуправляемыми авиационными ракетами, до 4 НАР С-24, до 6 НАР С-25, до 4 управляемых ракет класса «воздух-земля» Х-23, две Х-28 или Х-58, до трех 23-мм съемных подвесных пушечных установок СППУ-6 с боекомплектом по 400 снарядов, две управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Р-55.

Модификация   Су-24
Размах крыла, м
  максимальный (69 град)   17,64
  минимальный (16 град)   10,37
Длина самолета, м   22,67
Высота самолета, м   5,92
Площадь крыла, м2
  при угле 69 град.   51,02
  при угле 16 град.   55,16
Масса, кг
  пустого самолета   21200
  нормальная взлетная   32300
  максимальная взлетная   39700
Топливо
  внутренние топливо, кг   9800
  внутренние топливо, л   13000
  ПТБ   4 х 1250 или 2 х 3000
Тип двигателя   2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21-ФЗ
Тяга, кгс
  нефорсированная   2 х 7800
  форсированная   2 х 11200
Максимальная скорость, км/ч
  на высоте   1700  (М=1.6)
  на уровне моря   1400 (М=1.15)
Перегоночная дальность, км   3055
Боевой радиус действия, км   600
Практический потолок, м   11000
Макс. эксплуатационная перегрузка   6.5
Экипаж, чел   2
Вооружение:  одна 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23М (500 патронов)
 Боевая нагрузка — 7000 кг на 8 узлах подвески
 Бомбы от 100 до 1500 кг, разовые бомбовые кассеты или контейнеры малогабаритных грузов КМГУ-2.
 Блоки НАР калибром от 57 до 370 мм.
 УР класса «воздух-воздух» Р-55
 УР «воздух-поверхность» Х-23 и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58.
 до трех подвижных установок СППУ-6 с ГШ-6-23М.

www.dogswar.ru

«Су-24 не мог ничего противопоставить F-16 в воздушном бою»?… | Екабу.ру

Российский самолет предназначен исключительно для наземных бомбардировок?! По словам главного редактора газеты «Военно-промышленный курьер», военного эксперта Михаила Ходаренка, у Су-24 не было абсолютно никаких шансов против F-16. Однако…

Сегодня российский самолет Су-24 был сбит турецким истребителем F-16 (General Dynamics F-16 Fighting Falcon, производится американской Lockheed Martin). Ракета класса «воздух-воздух» предположительно попала в сопло турбины Су-24. Сразу после этого самолет начал падать — это видно на видео, которое опубликовали турецкие СМИ. «Известия» разбирались, была ли у Су-24 возможность уклонится от атаки и чем Су-24 отличается от американского F-16. Как сообщают СМИ, самолет упал на палаточный лагерь туркоманов, или сирийских турок. Что касается пилотов, то им удалось катапультироваться, однако, по сообщениям CNN Turk, один из них взят в заложники туркоманами.

По словам главного редактора газеты «Военно-промышленный курьер», военного эксперта Михаила Ходаренка, у Су-24 не было абсолютно никаких шансов против F-16.

— Американский F-16 — это истребитель, который в первую очередь предназначен для воздушного боя. Он, конечно, может выполнять и задачи ударов по наземным объектам, но его главная функция — это маневренный воздушный бой. А Су-24 —это фронтовой бомбардировщик, это тяжелая машина, которая для воздушного боя не предназначена, а нужна только для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным объектами, — говорит он. — Безусловно, подвесить ракеты класса «воздух-воздух» можно и на Су-24, но в целом машина не предназначена для вооруженного противоборства в воздухе с истребителем типа F-15 и F-16. При любом раскладе Су-24 проигрывает. F-16 — многоцелевой. Он может и вести воздушный бои, и поражать объекты на земле. Но в связи с меньшим взлетным весом и большей маневренностью он превосходит Су-24 по всем показателям.

По словам Ходаренка, в Су-24 нет возможности заднего обзора, что, возможно, и помешало пилотам уклониться от удара.

— Су-24 мог даже не заметить F-16. У Су-24 в кабине нет зеркала заднего вида. Летчики иногда даже приматывают на руки зеркальца, чтобы хоть примерно понимать, что происходит сзади, — отмечает он. — Что касается катапультирования, то в Су-24 оно не автоматическое. Между ног у пилота находятся два рычага, которые надо поднять, чтобы катапультироваться.

Источник

А если взять материал от 4 июня 2015 ресурса tvzvezda.ru «Укол «Фехтовальщика»: почему американцы так боятся российского Су-24», то возникает ощущение некой несостыковки…

Этот самолет опередил свое время. Но, даже готовясь уступить место в строю новому поколению техники российских ВВС, этот небесный «пенсионер» еще дает жару в небе, пугая иных недоброжелателей одним только своим появлением.

Зачем экипажу эсминца «Ross» двойной комплект нательного белья?

В июне 2015 года ВМС США распространили информацию об очередном облете их корабля самолетом Су-24 (по кодификации НАТО «Fencer» — «Фехтовальщик»). Эсминец DDG-71 «Ross» находился в акватории Черного моря, где пытался проводить что-то похожее на маневры с единственным оставшимся на плаву в украинском военном флоте фрегатом «Гетман Сагайдачный». На подходе к российским территориальным водам оба корабля были «встречены» парой наших самолетов, которые недвусмысленно указали «гостям» на их приближение к зоне «нежелательного присутствия».

Намека оказалось достаточно: после первого же виража над их палубами эсминец с фрегатом дружно повернули обратно вглубь нейтральных вод. Американские моряки в Черном море не впервые испытывают на себе реакцию российской системы противодействия. И всякий раз желание пощекотать себе нервы заканчивается плачевно для самих же искусителей судьбы.

Известно, например, что после облета эсминца Donald Cook ВМС США парой Су-24, совершенного в апреле 2014 года, сразу 27 членов экипажа эсминца подали рапорта об отставке. Ощутимой моральной травмой и необходимостью срочной замены части нательного гардероба завершилось уже в этом году путешествие в Черное море американского крейсера USS Vicksburg, по которому истребители Су-30 и бомбардировщики Су-24 всего-навсего отработали имитацию атаки с воздуха.

Осторожность в общении с самолетами этой марки не назовешь напрасной. Дело в том, что Су-24 может нести на себе до 7,5 тонн боевой нагрузки (а модернизированный вариант – до 8). Арсенал самолета включает в себя едва ли не всю номенклатуру современного авиационного вооружения: начиная с 23-мм пушек и ракет различных типов и заканчивая полуторатонными авиабомбами, а также ядерным оружием. Этот «Фехтовальщик» всегда наносит удар первым. И выходит победителем.

Выше скорости звука

Свой первый полет Су-24 совершил в январе 1970 года, но еще пять лет новый самолет проходил окончательную доводку и притирку. Это была первая отечественная машина с революционной на тот момент системой изменяемой стреловидности крыла. Причем, крыло могло фиксироваться даже не в двух, а в четырех положениях, что упрощало применение при взлете и посадке, во время боевого маневрирования, а самое главное — при полете на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Именно изменяемая стреловидность давала такое необходимое в военной авиации преимущество — скорость, выше звуковой.

Также впервые члены экипажа оказались на этом самолете не один за другим, как это было ранее, а на соседних креслах, как в салоне автомобиля. Вообще, на этом фронтовом бомбардировщике впервые был внедрен целый авиационный боевой комплекс, интегрировавший в себя последние достижения самолето- и двигателестроения, аэродинамики, авиационного оборудования и вооружения.

К примеру, безопасное катапультирование на всех высотах гарантировала прогрессивная система аварийного покидания самолета с креслами К-36Д. Во время одного из испытаний, когда самолет только готовился к вылету, произошло случайное срабатывание стреляющего механизма одного из кресел. Ничего не подозревавший штурман оказался в воздухе. Однако парашют раскрылся штатно, и испытатель благополучно приземлился неподалеку от самолета. Система спасения безукоризненно сработала даже на «нулевой» скорости и высоте, чего ранее в практике отечественной авиации не происходило.

Кроме революционной конструкции самолет получил и обновленные системы вооружения. Радиолокатор переднего обзора позволял вскрывать даже малоконтрастные цели на дальностях до 150 км. Для Су-24 было предусмотрено и применение новейших 80-мм ракет С-8 из двадцатизарядных блоков, а также тяжелых С-25, запускавшихся из индивидуальных пусковых устройств. Самолет мог нести тактические ракеты класса «воздух-поверхность», снаряжаемые ядерной боевой частью. Кстати, Су-24 впервые в военной авиации комплектовались шторками, защищающими экипаж от светового излучения во время ядерного взрыва.

Распластавшись по поверхности

Су-24 оказался машиной с максимально широким диапазоном действия. Судите сами: имея практический потолок полета в 11,5 километров, он запросто работал и на высоте… 50 метров! Су-24 стал первым советским самолетом такого типа, специально спроектированным для действий на предельно малых высотах. Режим автоматического маловысотного полета с огибанием рельефа местности машине обеспечивала бортовая цифровая прицельно-навигационная система, которая могла быть запрограммирована на полет по заданному маршруту и даже на автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку. Кстати, облет американских кораблей в Черном море самолет совершал на высоте 60 и 160 метров. Для Су-24 это не было критически малой высотой, однако тем, для кого был устроен этот воздушный показ, так не показалось…

Английский журнал «Air International» в 1981 году в одном из своих номеров назвал характеристики советского бомбардировщика обладающими «преимуществом перед любым другими военными самолетами фронтовой авиации мира». В заслугу Су-24 было поставлено уникальное сочетание боевой нагрузки и радиуса действия. Внушительную дальность самолету придавала возможность установки дополнительных топливных баков. Кроме того, в более поздней конструкции на Су-24 была предусмотрена возможность дозаправки в воздухе.

При этом самолет может взлетать практически с любых малоподготовленных площадок. На машине этой конструкции была ликвидирована основная проблема, с которой сталкиваются самолеты на полевых аэродромах — попадание в воздухозаборники летательных аппаратов грязи при взлете-посадке. На Су-24 применили систему так называемой струйной защиты: от компрессора двигателя отбирался воздух, который выдувался через специальные щели в нижних панелях фюзеляжа. Мощная воздушная завеса не давала камешкам и прочему мусору попадать в двигатель.

Крайне востребованными оказались характеристики самолета в ходе практического применения во время боевых действий. Так, дальность перелета Су-24, превышавшая 3 тысячи километров, позволила при выполнении боевых задач в Афганистане в 1980-х годах базировать эти машины не на прифронтовых аэродромах, а на значительном удалении от районов боев. В итоге за всю афганскую эпопею не было потеряно ни одного бомбардировщика, несмотря на их интенсивное применение в целом ряде боевых операций.

Опередивший время

Сегодня в составе российских ВВС проходят службу модернизированные машины семейства Су-24 – самолеты Су-24М. На них установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр», благодаря чему бомбардировщик способен уничтожать наземные и надводные цели в любых метеоусловиях, днем и ночью, в тактической и ближайшей оперативной глубине территории противника.

Самолет развивал скорость 2240 километров в час, а у земли он способен проноситься со скоростью 1400 километров в час — в четыре с лишним раза выше рекорда, установленного однажды на гонках «Формулы-1». Так что панические настроения, царившие на палубе эсминца «Ross», когда там на форсаже проносился наш бомбардировщик, оправдать совсем нетрудно…

Модернизированный «двадцать четвертый» получил еще большую массу боевой нагрузки, увеличившуюся до 8 тонн. Самолет может нести управляемые ракеты Р-60М («воздух-воздух») и Х-23, Х-25, Х-29, Х-58 («воздух-земля»), блоки с неуправляемыми ракетами, корректируемые авиабомбы и бомбы свободного падения, кассетные бомбы, баки с зажигательной смесью, а также ядерные боеприпасы.

На вооружении ВВС России состоит и самолет Су-24МП — постановщик помех. Он предназначен для активного противодействия радиолокационным средствам противника. Установленная на борту и в подвесных контейнерах специальная аппаратура постановки помех в различных диапазонах длин волн (это оборудование до сих пор является секретным) позволяет использовать Су-24МП как самолет прикрытия при организации боевых действий в условиях хорошо развитой системы ПВО противника.

Но жизнь не стоит на месте. Еще немного – и Су-24 станет историей. Уже известно, что по мере поступления в строевые части новых многофункциональных истребителей-бомбардировщиков Су-34 поколения «4+» «двадцать четвертые» будут постепенно сниматься с вооружения. Ориентировочно их вывод из состава ВВС России запланирован на 2020 год. Пока же эти машины исправно служат, выполняют задачи по всему спектру своего боевого применения.

Автор: Дмитрий Сергеев
Фото: Минобороны России и компания «Сухой»

ekabu.ru

устаревший внешний вид Су-24 – вещь обманчивая » Военное обозрение

Бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24 – проверенная боевая машина, которая способна обеспечить российской авиагруппе в Сирии эффективность дальних ударных операций, говорится в статье, опубликованной в журнале National Interest. Перевод статьи приводит РИА Новости.
«По некоторым параметрам Су-24 (по кодификации НАТО Fencer, «Фехтовальщик») может оказаться для проведения операций даже более полезным, чем привлекающий всеобщее внимание многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34», – пишет автор публикации.

Он отмечает, что «несмотря на устаревший дизайн Су-24 (этот самолёт был разработан ещё в 1960-х годах), Россия провела модернизацию парка этих бомбардировщиков и оснастила их современными системами».

«Так, модернизированный Су-24 имеет стеклянную кабину, системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, системы индикации показаний приборов на лобовом стекле и самообороны «воздух-воздух». На борту самолёта могут находиться управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малого радиуса действия Р-73. Кроме того, бомбардировщик может переносить высокоточные управляемые боеприпасы», – сообщает автор.

По данным журнала, «максимальная боевая нагрузка самолёта составляет 7500 кг, боевой радиус Су-24 – 560 км, причём последние модификации оборудованы системой дозаправки в воздухе». Самолёт способен наносить удары по целям на малых высотах.

Мало того, в Сирии Су-24 могут быть использованы для проведения разведывательных операций.

Су-24 за сутки могут подниматься до 30 раз, «однако неизвестно, сколько пилотов, способных управлять этими машинами, находится на авиабазе в Латакии и как обеспечивается техническая поддержка самолётов», отмечает автор.

По мнению журнала, эти самолёты «в будущем будут заменены Су-34, однако российские бомбардировщики с полувековой историей до сих пор представляют собой эффективное средство для поражения целей, которые находятся на дальней дистанции от авиабазы в Латакии».

topwar.ru

Погибли оба пилота российского Су-24, сбитого при выполнении воздушной операции в Сирии: sell_off — LiveJournal

Пилоты российского бомбардировщика Су-24 в Сирии, сбитого Турцией, погибли
По информации Минобороны РФ, оба пилота сбитого Су-24 катапультировались, однако СМИ сообщали, что одного из российских летчиков нашли погибшим, а другой попал в плен
Фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24 считается самым аварийным самолетом российской военной авиации
О том, что пилоты российского бомбардировщика Су-24 в Сирии, сбитого Турцией, погибли, сообщили журналисты Sky News со ссылкой на источник, близкий к сирийским повстанцам, которые обнаружили тело одного из летчиков. Ранее в СМИ уже появилось подтверждение того, что была установлена личность погибшего. Им оказался житель Челябинска, военнослужащий авиабазы Шагол Сергей Румянцев.

По информации агентства AP, сирийские повстанцы, имеющие отношение к «Свободной сирийской армии», находящейся в оппозиции к действующему президенту страны Башару Асаду, в настоящее время проводят поисковую операцию с целью обнаружения тела второго погибшего пилота. Как пояснил журналистам представитель 10-й бригады повстанцев Джахид Ахмад, они рассматривают вариант с обменом тела погибшего российского пилота на «узников режима» Асада, находящихся в сирийских тюрьмах.

«Это тело российского военного, который убивал сирийский народ. У нас есть тело, и нам предстоит решить, что с ним делать», — заявил Ахмад, отвечая на вопрос об уже обнаруженном теле погибшего пилота.

Агентство Reuters уточняет, что обоим российским пилотам удалось катапультироваться, однако, находясь в воздухе, они был расстреляны сирийскими повстанцами.

Ранее в пресс-службе Центрального военного округа отказались предоставить какую-либо информацию относительно принадлежности сбитого самолета к челябинской авиабазе Шагол, пояснив, что информирование по военной операции в Сирии является прерогативой Минобороны РФ.

По информации Минобороны РФ, оба пилота сбитого Су-24 катапультировались, однако СМИ сообщали, что одного из российских летчиков нашли погибшим, а другой попал в плен. В интернете появилось видео с утверждением, что на записи запечатлен погибший пилот сбитого российского бомбардировщика.

+18

Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, в свою очередь, подчеркнул, что у его страны есть право «применять всевозможные средства и методы» для защиты своего воздушного пространства, которое защищено международными законами. Он отметил, что Турция не будет медлить перед угрозами своей национальной безопасности.

По мнению Давутоглу, Турция исполнила своей «национальный долг», сбив российский бомбардировщик. При этом премьер заверил, что эти действия не должны привести к открытой агрессии против зарубежных стран.

Давутоглу сделал акцент на том, что российский Су-24 пересек турецко-сирийскую границу и именно поэтому был сбит. По словам премьера, бомбардировщик также проигнорировал многочисленные предупреждения турецкой стороны, которые были даны перед тем, как турецкие истребители F-16 получили команду на уничтожение Су-24.

Минобороны РФ тем временем выступило с официальным заявлением, опубликованном на странице ведомства в Facebook. «Российский военный самолет Су-24 при возвращении на авиабазу «Хмеймим» был сбит турецким истребителем F-16 на территории Сирийской Арабской Республики. Анализ данных объективного контроля однозначно показал, что нарушения воздушного пространства Турции не было», — говорится в сообщении.

Ранее появились сообщения о том, что в Сирии на границе с Турцией разбился военный самолет. Об этом сообщал, в частности, турецкий телеканал Habertürk TV. В Минобороны РФ уже подтвердили факт крушения бомбардировщика.

Инцидент произошел вблизи сирийско-турецкой границы. CNN Türk со ссылкой на турецкие власти утверждает, что два военных самолета нарушили пространство, о чем их предупредили. После этого один самолет был сбит и упал на территории Сирии, что подтвердили турецкие официальные лица, передает Al Jazeera. Уточняется, что бомбардировщик рухнул около деревни Ямади в провинции Латакия. CNN Türk в Twitter опубликовал карту полета российского Су-24, составленную военными источниками.

Многие турецкие СМИ утверждали, что военный самолет принадлежал именно России. В Министерстве обороны РФ довольно быстро подтвердили, что на территории Сирии упал российский самолет Су-24. Предположительно, это произошло в результате обстрела с земли, отмечают в Минобороны. Самолет находился на высоте шести тысяч метров.

При этом в ведомстве опровергли информацию о том, что бомбардировщик мог покинуть воздушное пространство Сирии. «Выясняются обстоятельства падения российского самолета. Минобороны РФ отмечает, что все время полета самолет находился исключительно над территорией Сирии. Это зафиксировано объективными средствами контроля», — сказали представители министерства.

Разногласия между Россией и Турцией по поводу нарушения воздушного пространства начались осенью этого года. Глава МИД Турции Али Кемаль Айдын рассказывал, что с 3 по 10 октября Анкара зафиксировала 13 случаев опасного сближения российских самолетов с самолетами Турции.

«Российские военные самолеты дважды нарушали наше воздушное пространство, три военных российских самолета осуществляли опасные маневры в непосредственной близости турецких самолетов, в те же даты было зафиксировано 13 случаев опасного сближения российских самолетов с турецкими вдоль границ с Сирией», — говорил он.

16 октября турецкие ВВС сбили неопознанный беспилотник вблизи сирийской границы. Затем Турция пообещала сбивать самолеты, пересекающие ее воздушную границу.

В начале ноября главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев объяснял, почему российский истребитель нарушил воздушное пространство Турции. «Наш самолет выполнял боевую задачу на севере Сирии. Была очень плотная облачность. Когда наш истребитель стал проходить вдоль границы с Турцией, аппаратура показала, что какие-то наземные средства ПВО пытаются делать захват боевой машины. Потому летчик был вынужден в считанные секунды сделать противоракетный маневр», — сказал он.

Кроме того, генерал добавил: «Ну чуток забрался в турецкое небо. Что мы честно и признали».

Бомбардировщик Су-24

Фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24 считается самым аварийным самолетом российской военной авиации. Разработка самолета, способного наносить ракетно-бомбовые удары в том числе в сложных метеоусловиях и ночью, на малых высотах, велась еще в советское время. Первый полет Су-24 (по классификации НАТО — Fencer-A, «Фехтовальщик») выполнил в 1970 году, официальное начало эксплуатации — 1975 год. На базе этой модели впоследствии были созданы самолеты-разведчики и постановщики помех.

Серийное производство было прекращено в 1993 году. На тот момент было выпущено около 1200 машин. Су-24 использовались во время военных операций в Афганистане, Карабахе на стороне Азербайджана, в гражданской войне в Таджикистане, во время обеих чеченских кампаний, а также в Южной Осетии в 2008 году.

В Сирии, по данным РИА «Новости», с 30 сентября 2015 года были задействованы около 30 подобных машин. В Су-24 кабина экипажа имеет катапультирующие кресла К-36ДМ.

На нынешнее время средний возраст Су-24, которые находятся в распоряжении ВВС России, составляет примерно 30 лет, сообщает портал Avia.Pro. Изначально на их место планировалось поставить новые Су-34, а базовые Су-24 модернизировать до версии Су-24М2. Но из-за большого числа катастроф Су-24 решили полностью списать с вооружения до 2020 года. На утилизацию в России до 2015 года было направлено 103 бомбардировщика Су-24. Ежегодно с момента их запуска в серию с ними происходило от шести до восьми катастроф. Последняя крупная катастрофа с Су-24 произошла в феврале 2015 года.

источник

sell-off.livejournal.com

Три грозных достоинства Су-24 — Российская газета

44 года назад совершил первый полет фронтовой сверхзвуковой бомбардировщик Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла. Мы узнали, чем он напугал НАТО, для чего самолету устройство «Фантасмагория» и куда в случае большой войны Су-24 отнесет атомную бомбу.

Созданный для доставки тактического ядерного оружия, Су-24 быстрее звука летает на малых и сверхмалых высотах, огибая рельеф местности и оставаясь невидимым для радаров противника. А совершенные катапультные кресла позволяют экипажу спастись в критических ситуациях.

Летные и боевые качества самолета были по достоинству оценены в других странах. «Су-24 представляет потенциально наибольшую угрозу государствам Европы среди всех боевых самолетов, находящихся на вооружении фронтовой авиации ВВС СССР, — писал английский журнал «Air international». — Он обладает превосходными характеристиками по показателю боевая нагрузка/радиус действия и способен осуществлять вторжение в режиме следования рельефу местности».

Особую тревогу вызывала большая дальность самолета, о которой свидетельствовали огромные подвесные баки емкостью две и три тонны. На внешней подвеске Су-24 мог нести в трех баках 8000 литров топлива. По оценкам западных экспертов, в радиусе действия постоянно растущих группировок Су-24 на авиабазах в ГДР, Прибалтике и на Украине оказывалась почти вся территория Европы.

В НАТО бомбардировщик получил имя Fencer — фехтовальщик.

Оружие

На восьми точках подвески Су-24 способен доставить на место и обрушить на головы врагу 7,5 тонн различного добра: от неуправляемых ракет до полуторатонных корректируемых бомб. В ассортименте вооружения есть ракеты для уничтожения радаров противника — они управляются из подвешенного к бомбардировщику контейнера с чудным названием «Фантасмагория» и наводятся на цель по ее излучению.

Самолет может нести ракеты для уничтожения взлетно-посадочных полос, небольших кораблей и идущих в надводном положении подлодок. В его арсенале есть разнообразные бомбы: для мостов и бункеров, танковых колонн и рассеянной пехоты.

Су-24 способен минировать местность с воздуха, вести разведку и аэрофотосъемку, передавая информацию на землю по закрытым каналам связи. Для обороны от истребителей бомбардировщик оснащен ракетами класса «воздух-воздух», способными атаковать перехватчик с любого ракурса. Помогает отбиться и прикрытая обтекателем шестиствольная пушка под днищем.

Малозаметность

Несмотря на богатый ассортимент подвесного оружия, основной задачей Су-24 в серьезной войне является доставка в тыл противника одной тактической ядерной бомбы мощностью 150-300 килотонн для уничтожения важного стратегического объекта — например, пусковой установки баллистической ракеты. Под боевую задачу подобраны и летные характеристики — в первую очередь способность бомбардировщика летать со сверхзвуковой скоростью на малых и сверхмалых высотах, огибая рельеф местности и оставаясь невидимым для вражеской ПВО.

— На Су-24 впервые в отечественной авиации пилот и штурман оказались рядом друг с другом. Это очень удобно с точки зрения взаимодействия: штурман может не только что-то подсказать летчику по радио, но и показать жестом. Особенно это важно при полете на малых высотах, когда обстановка на земле стремительно меняется, а время на прицеливание сокращено до предела, — рассказали летчики. — С другой стороны, такая планировка кабины ухудшает обзор: летчику — справа, штурману — слева. Но это тоже вопрос взаимодействия: поле обзора делится на сектора и каждый смотрит за своей стороной.

Самолет оснащен крыльями с изменяемой стреловидностью: от 16 до 69 градусов. Крылья поворачиваются с шагом 5 градусов, позволяя летчику подобрать оптимальный режим для конкретной задачи.

— При полете на сверхмалых высотах возможна болтанка из-за завихрений. Возмущения воздуха достигают земли, отражаются от нее и трясут самолет, — продолжили летчики. — Опять же, уровень прогрева воздуха над полем один, над лесом другой, над морем третий. Поэтому какой-нибудь истребитель с хорошей управляемостью в таком режиме будет трясти. А Су-24 на сверхзвуке со сложенными крыльями (угол стреловидности 69) идет спокойно, как утюжок.

Защита

Бомбардировщик оснащен катапультируемыми креслами К-36, славящимися исключительной надежностью и не раз спасшими жизнь испытателям и боевым летчикам. По своим характеристикам кресло гарантирует безопасное катапультирование на всех высотах и скорости выше 70 километров в час.

11 ноября 1975 года в 63-м бомбардировочном авиаполку экипаж Су-24 готовился к выполнению полета. Была дана команда на запуск двигателей. По мере раскрутки ротора двигателя давление в гидросистеме бомбардировщика стало подниматься и ручки управления самолетом, стоявшие в заднем положении, пошли вперед к нейтрали. Правая, штурманская ручка, короче — чтобы тубус радиолокатора не мешал управлению самолетом, — она зацепилась за чеку системы катапультирования и выдернула ее. Ничего не подозревавший штурман бомбардировщика Османов взлетел в воздух без самолета.

На штатной высоте раскрылся парашют и вскоре Османов благополучно приземлился неподалеку. После происшествия система управления самолетом была усовершенствована. А экипаж бомбардировщика, невольно испытавший систему спасения, получил именные золотые часы от генерального конструктора самолета Павла Сухого и именные защитные шлемы от главного конструктора катапультируемых кресел Гая Северина.

rg.ru

Су-24

Су-24

Тип:

Фронтовой бомбардировщик

Разработчик:

ОКБ Сухого

Производитель:

НАПО им. В.П. Чкалова (Новосибирск)

Главный конструктор:

Е. С. Фельснер

Первый полёт:

17 января 1970 года (Т6-2И)

Начало эксплуатации:

4 февраля 1975 года

Статус:

Эксплуатируется

Основные эксплуатанты:

ВВС России


ВВС Украины

Годы производства:

1971-1993

Единиц произведено:

~1400

Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer, Фенсер — англ. Фехтовальщик) — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

Первый полёт совершил 17 января 1970 года. Принят на вооружение 4 февраля 1975. На базе самолета созданы модификации — разведчик и постановщик помех. Су-24М, МР, МП, М2 оборудованы системой дозаправки в воздухе.

Выпускался на Новосибирском авиазаводе и КнААПО. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году.

Конструкция

Самолёт представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений — 16° на взлёте и при посадке, 36° в крейсерском дозвуковом полёте, 45° при боевом маневрировании и 69° при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, «плечом к плечу», управление двойное. Катапультные кресла типа К-36ДМ.

На самолёте установлены два ТРДДФ АЛ-21Ф-31 с тягой на форсаже 2х11500 кгс. Топливная система имеет ёмкость 11 700 литров, плюс возможна подвеска двух дополнительных баков по 3000 л каждый, что увеличивает перегоночную дальность до 2850 км. В носовой части машины имеется убираемая штанга топливоприёмника воздушной заправки по системе «шланг-конус».

Бортовая цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума» массой 837 кг с РЛС переднего обзора «Орион-А» и РЛС предупреждения о столкновении при низковысотном полёте «Рельеф» обеспечивает автоматический вывод самолёта в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40–50 метров. Также имеется режим автоматического низковысотного полёта с огибанием рельефа местности.

Максимальная взлётная масса машины — 39,7 т, максимальная скорость полёта на высоте составляет 1700 км/ч, потолок — 17 100 м.

Некоторые технические решения при проектировании Су-24 были позаимствованы у американского истребителя-бомбардировщика F111.

Модификации

  • Су-24М, установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр», первый полёт в 1976 г.Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полет с огибанием препятствий на высоте от 50м
  • Су-24МП, первый полёт в декабре 1979 (постановщик помех). Выпущено 10 самолетов.
  • Су-24МР, первый полёт в сентябре 1980 (самолёт-разведчик). Выпущено 130 самолетов.
  • Су-24МК, первый полёт в 1987 г., экспортный Су-24М.
  • Су-24М2, первый полёт в 2001 г. Установлена новая навигационная система, которая за счёт интеграции данных, поступающих от различных источников, позволяет осуществлять длительный полёт на высотах 30–50 м (кратковременно — 10–30 м).

Операторы

Зимой 1992 года, почти сразу после распада СССР, 6 самолетов, взлетев с авиабазы в Украине, перелетели в Россию вместе со знаменем части, однако летчиков за такой поступок не удосужились наградить.

Боевое применение

В Афганской войне (1979—1989) советские Су-24 применялись ограниченно. К боевой работе они привлекались только во время Панджшерской операции 1984 года и вывода советских войск в 1988—1989 годах. Су-24 никогда не базировались на территории Афганистана, действуя с советских авиабаз в Средней Азии. Боевых потерь не было.

Иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе боевых вылетов не совершали и были перегнаны в Иран (присвоивший эти самолёты после завершения войны).

Самолёты, доставшиеся Азербайджану, ограниченно применялись в ходе Карабахской войны.

Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита.

Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было по разным причинам потеряно три машины.

Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии (2008). В официальных российских сводках потерь Су-24 не упоминаются, однако часть экспертов указывает на потерю двух самолётов этого типа

Один ливийский Су-24 был сбит огнём повстанцев во время гражданской войны в Ливии 2011 года.

Аварии и катастрофы

Су-24 считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении лётных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М. После принятия самолёта на вооружение ежегодно происходило 5—6 аварий и катастроф. По свидетельству заместителя главнокомандующего ВВС РФ Виктора Кота, на 1998 год самолёт Су-24 был наиболее аварийным летательным аппаратом в российской военной авиации.

В 2000—2008 гг. в России разбилось 11 самолётов Су-24/24М.

В 2006 году в России разбилось три Су-24 — в Приморье, под Воронежем и под Калининградом. В первом случае авиакатастрофа произошла из-за плохих метеоусловий, во втором — из-за отказа системы управления одного из агрегатов самолета, в третьем из-за потери экипажем ориентировки в пространстве в условиях плохой видимости.

23 августа 2007 года в Хабаровском крае разбился Су-24. Лётчики успешно катапультировались. Сразу же после аварии главком ВВС России временно приостановил все полёты самолётов данного типа до выяснения причин аварии.

19 декабря 2008 года в Воронежской области в 38 км к юго-востоку от Воронежа потерпел аварию Су-24. Лётчикам удалось катапультироваться.

В июне 2009 года разбились сразу два самолёта. 17 июня в Мурманской области на аэродроме Мончегорск разбился фронтовой бомбардировщик Су-24МР. Самолет упал на взлетную полосу, разрушился и полностью сгорел. Экипаж успел катапультироваться. На земле жертв и разрушений не было. Начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов заявил, что причиной аварии, по всей видимости, стала ошибка пилота. 19 июня в 15:40 мск в районе хутора Костино-Быстрянский Морозовского района Ростовской области разбился ещё один Су-24. Оба лётчика катапультировались. Падение самолета было вызвано отказом системы управления механизацией поворота крыла, в результате чего лётчики не смогли выполнить приземление.

17 февраля 2010 года в 13.00 на аэродроме Пушкин в Ленинградской области загорелся фронтовой бомбардировщик Су-24. Возгорание произошло во время пробега по взлетно-посадочной полосе. Самолет должен был совершить плановый полет. По данным агентства «БалтИнфо», которое ссылается на свой источник в военных кругах, самолет загорелся уже после полета. Во время посадки самолет выпустил тормозной парашют, после чего по неизвестной причине загорелся. Летчики до последнего пытались спасти машину, но Су-24 сгорел полностью. По словам источника агентства, в момент происшествия на самолете не было боекомплекта. Следствие по этому делу было закончено в конце 2010 года, судебные слушания дела об аварии были запланированы на 18 января.

20 октября 2011 года в 06:02 мск при посадке на аэродроме Украинка в Амурской области у бомбардировщика подломилась передняя стойка шасси, самолёт «на брюхе» вынесло за пределы ВПП, он загорелся и перевернулся. Экипаж самолета — пилот, гвардии майор Олег Носков, и штурман, гвардии капитан Виталий Новосельский погибли сразу.

Тактико-технические характеристики

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Су-24М:

Источник данных: POLYGON «Су-24»

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 24,594 м (с ПВД)
  • Размах крыла:
    • при угле стреловидности ?=16°: 17,638 м
    • при угле стреловидности ?=69°: 10,366 м
  • Высота: 6,193 м
  • Площадь крыла:
    • при угле стреловидности ?=16°: 55,16 м?
    • при угле стреловидности ?=69°: 51 м?
  • Коэффициент удлинения крыла:
    • при угле стреловидности ?=16°: 5,64
    • при угле стреловидности ?=69°: 2,107
  • Угол стреловидности по передней кромке: 16°/ 36°/ 45°/ 69°
  • Поперечное V крыла: ?4,5°
  • База шасси: 8,51 м
  • Колея шасси: 3,31 м
  • Масса пустого: 22 300 кг
  • Масса снаряжённого: 23 700 кг
  • Нормальная взлётная масса: 33 500 кг
  • Максимальная взлётная масса: 39 700 кг
  • Нормальная посадочная масса: 24 500 кг
  • Максимальная посадочная масса: 28 000 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 9800 кг
  • Объём топливных баков: 11 860 л
  • Силовая установка: 2 ? ТРДДФ АЛ-21Ф-З
    • Бесфорсажная тяга: 2 ? 7800 кгс (76,5 кН)
    • Форсажная тяга: 2 ? 11 200 кгс (110 кН)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • на большой высоте: 1700 км/ч (1,6М)
    • на высоте 200 м: 1400 км/ч (без подвесок)
  • Скорость отрыва: 300—310 км/ч
  • Посадочная скорость: 280—290 км/ч
  • Боевой радиус: 560 км (на высоте 200 м с ПТБ и норм. боевой нагрузкой)
  • Перегоночная дальность: 2850 км (с ПТБ)
  • Практический потолок: 11 000 м
  • Нагрузка на крыло: 607 кг/м? (при норм. взлётной массе при ?=16°)
  • Тяговооружённость: 0,67 / 0,56 (при норм./макс. взлётной массе на форсаже)
  • Длина разбега: 1150 — 1250 м (при норм. взлётной массе)
  • Длина пробега: 950 — 1000 м (при норм. взлётной массе и с торм. парашютом)
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 6,5g

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23 мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.
  • Точки подвески: 8
  • Боевая нагрузка: 8000 кг (максимальная)
  • Управляемые ракеты:
    • ракеты «воздух-воздух»: 2 ? Р-60 (АА-8)
    • ракеты «воздух-поверхность»:
      • 4 ? Х-25МЛ/МР или Х-23
      • 3 ? Х-29Л/Т или Х-59
      • 6 ? С-25Л
      • 2 ? Х-58
  • Неуправляемые ракеты:
    • 192 (6 ? 32) ? 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
    • 120 (6 ? 20) ? 80 мм С-8 в блоках Б-8М или
    • 30 (6 ? 5) ? 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или
    • 4 ? 240 мм С-24 или
    • 6 ? 266 мм С-25
  • Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты
    • 3 ? 1 500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т. д.) или
    • 7 ? 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) или
    • 10 ? 500 кг (ФАБ-500, РБК-500) или
    • 30 или 16 ? 250 кг (ФАБ-250, РБК-250) или
    • 38 ? 100 кг (ОФАБ-100) или
    • 7 ? контейнеров КМГУ-2
  • Пушечные контейнеры: 3 ? СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 с 400 сн.
  • Подвесной контейнер «Фантасмагория»

weapons-russia.ru

Су-24МП Википедия

Су-24

Су-24М в полёте, 2009 год.
Тип фронтовой бомбардировщик
Разработчик → ОКБ Сухого
Производитель → НАПО им. В. П. Чкалова
Главный конструктор Е. С. Фельснер
Первый полёт 17 января 1970 года (Т-6-2И)
Начало эксплуатации Су-24: 4 февраля 1975 года
Су-24М: 22 июня 1983 года
Статус эксплуатируется, снят с производства
Эксплуатанты ВКС России
ВМФ России
ВВС Украины
Годы производства 1971 — 1993
Единиц произведено ~ 1 400[1]
Варианты Су-24МР
 Медиафайлы на Викискладе

Су-24 (изделие Т-6, по ификации НАТО: Fencer — «Фехтовальщик») — советский и российский тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Су-24М постепенно заменяется фронтовым бомбардировщиком Су-34 в частях ВКС России[2]

Содержание

  • 1 История создания и производства
  • 2 Конструкция
  • 3 Электронное оборудование
  • 4 Вооружение
  • 5 Су-24М (изделие 44)
  • 6 Технические проблемы и особенности эксплуатации
  • 7

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *