Полковой самоходный зенитный ракетный комплекс «Стрела-10»

Полковой самоходный зенитный ракетный комплекс «Стрела-10»

С созданием ЗРК «Стрела-1» открылась возможность формирования в полковых зенитных дивизионах ракетно-артиллерийских батарей, состоявших из взвода с четырьмя ракетными комплексами и взвода из четырех «Шилок», что позволяло реализовать преимущества как ракетного, так и пушечного вооружения с учетом складывающейся в конкретном случае боевой обстановки. Однако ЗРК «Стрела-1» не полностью отвечал задачам ПВО из-за чрезмерной зависимости возможности применения ракет с фотоконтрастной ГСН от метеоусловий, ограниченного боекомплекта, недостаточной помехозащищенности.

Кроме того, по результатам испытаний и учебных стрельб выявилась трудность определения момента пуска ракеты. В силу вполне объяснимого психифизиологического состояния операторы стремились запустить ракету как можно раньше, зачастую за пределами досягаемости цели. Для пригодных только для стрельбы вдогон комплексов «Стрела-2» эта проблема не стояла — стрелки-зенитчики в силу тех же причин пускали ракету при минимальном удалении пролетевшей над ними цели.

С учетом роста скоростных показателей фронтовой авиации вероятного противника реализуемый для комплекса «Стрела-1» диапазон скоростей поражаемых целей представлялся уже недостаточным. Совершенствование конструкций самолетов, реализация других мероприятий по повышению их живучести требовали применения на ракете более совершенных боевых частей.

С учетом в целом высокой стоимости боевой машины ЗРК, а также прогресса, достигнутого в разработке следящих приводов, было пересмотрено и решение об отказе от использования привода наведения пускового устройства, принятое при создании ЗРК «Стрела-1» для достижения высокой надежности и дешевизны. Скорость ручного наведения не всегда соответствовала возможностям скоростной цели, особенно внезапно появившейся, при усталости оператора. Ручное наведение также не оставляло резервов на увеличение массы ракеты, неизбежное при реализации мероприятий по ее совершенствованию. Кроме того, по уровню проходимости боевые машины ЗРК «Стрела-1» на базе БРДМ-2 уступали гусеничной технике, что затрудняло их применение в составе танковых частей.

Работы по созданию самоходного зенитного ракетного комплекса «Стрела-1 °CВ» (9К35) начались по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 24 июля 1969 г. № 595–204.

Наряду с разработкой ЗРК «Стрела-1 °CВ» проводились, но не были завершены работы по унифицированному с ним корабельному комплексу, а также по ЗРК «Стрела-11» для воздушно-десантных войск с боевой машиной на шасси БМД-1.

В соответствии с ТТТ комплекс «Стрела-1 ОСВ» должен был обеспечивать поражение целей, летящих на встречных курсах со скоростью до 415 м/с (до 310 м/с — на догонных курсах) на высоте от 0,025 км до 3,0–3,5 км, на дальности от 0,8–1,2 до 5 км при параметре до 3 км. При наличии целеуказания от средств управления ПВО полка и при отсутствии организованных помех и ловушек, должна была обеспечиваться вероятность поражения одной ЗУР одиночной цели, маневрирующей с перегрузками до 3–5 единиц, не менее 0,5–0,6.

Комплекс должен был вести борьбу с целями как автономно при визуальном обнаружении целей, так и в системе централизованного управления при приеме целеуказаний по речевому радиоканалу от пункта управления ПУ-12 (ПУ-12М). Возимый боекомплект должен был составлять 12 ЗУР. Боевые машины должны были быть авиатранспортабельными (перевозиться самолетом Ан-12Б и вертолетом Ми-6) и иметь возможность преодолевать водные преграды вплавь. Масса боевой машины лимитировалась 12,5 т.

Как и при разработке ЗРК «Стрела-1», головным разработчиком комплекса ЗРК 9К35 в целом, а также ракеты 9М37, аппаратуры пуска ЗУР и контрольно-проверочной машины было определено Конструкторское бюро точного машиностроения (КБТМ) МОП (главный конструктор — А.Э. Нудельман), а головной организацией по разработке ГСН и неконтактного взрывателя — Центральное конструкторское бюро «Геофизика» МОП (главный конструктор — Д.М. Хорол).

Кроме того, в создании комплекса принимали участие НИИ электронных приборов (НИИЭП) МОП, Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО) МОП, Харьковский тракторный завод (ХТЗ) Министерства сельскохозяйственного машиностроения (МСХМ), Саратовский агрегатный завод МОП, НИИ «Поиск» МОП.

Несмотря на то, что вскоре было начато проектирование обладавшего большими боевыми возможностями зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска», создание простого невсепогодного комплекса «Стрела-1 °CВ» в порядке дальнейшего совершенствования ЗРК типа «Стрела-1» продолжалось с учетом ряда технико-экономических факторов. При этом также исходили из тактического назначения такого комплекса как дополнения к комплексу «Тунгуска», способного обеспечить уничтожение внезапно появляющихся низколетящих целей в условиях сложной воздушной и радиоэлектронной обстановки.

К началу 1973 г. ЗРК «Стрела-1 °CВ» в составе боевой машины 9А35, оборудованной пассивным помехозащищенным радиопеленгатором целей 9С16 и 9А34 (без 9С16), ракеты 9М37 и контрольно-проверочной машины был предъявлен для проведения совместных испытаний. Испытания ЗРК «Стрела-1 °CВ» проводились на Донгузском полигоне (начальник полигона O.K. Дмитриев) с января 1973 г. по май 1974 г.

После их окончания разработчики ЗРК, представители ГРАУ МО и 3 НИИ МО высказались за принятие комплекса на вооружение. Однако председатель комиссии по проведению испытаний Л.А. Подкопаев, представители полигона и Управления начальника войск ПВО СВ были против этого, так как ЗРК «Стрела-1 °CВ» не полностью соответствовал ТТТ по уровню вероятности поражения цели, показателям надежности боевой машины, по возможности стрельбы на плаву. Компоновка боевой машины не обеспечивала удобство работы расчета. Комиссия рекомендовала принять ЗРК на вооружение после устранения недостатков, что и было осуществлено по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 16 марта 1976 г.

Зенитный ракетный взвод «Стрела- 1 °CВ» из одной боевой машины 9А35 и трех 9А34 совместно со взводом комплексов «Тунгуска» организационно должен был входить в зенитную ракетно-артиллерийскую батарею зенитного дивизиона мотострелкового (танкового) полка. В качестве батарейного командирского пункта использовался пункт управления ПУ-12 (ПУ-12М), который в дальнейшем предполагалось заменить на унифицированный батарейный командирский пункт «Ранжир».

Функционирование боевых машин комплекса обеспечивалось с применением машин техобслуживания 9В915 и контрольно-проверочных машин 9В839.

Централизованное управление комплексами «Стрела- 1 °CВ» в составе батареи и зенитного дивизиона полка предлагалось осуществлять так же, как и комплексами «Тунгуска» — путем передачи команд и целеуказаний от батарейного командирского пункта и командного пункта ПВО полка по радиотелефону, а в дальнейшем, после оборудования ЗРК аппаратурой передачи данных — и по радиотелекоду.

В отличие от ЗРК «Стрела-1 М» комплекс 9К35 размещался не на колесной машине БРДМ-2, а на гусеничном многоцелевом бронированном тягаче МТ-ЛБ, грузоподъемность которого позволила увеличить возимый боекомплект с четырех до восьми ЗУР в ТПК, половина из которых находилась на направляющих пускового устройства, а остальные размещались в корпусе самохода. При этом потребовалась дополнительная отработка приборного оборудования боевой машины, на которое воздействовали мощные вибрации гусеничного шасси, не свойственные ранее применявшимся колесным машинам.

В ЗРК «Стрела-1 °CВ» использовался электропривод пускового устройства, а не мускульная сила оператора, как в комплексе «Стрела-1М». Скорость кругового горизонтального наведения составляла от 0,3 до 100 град, в секунду. Максимальная скорость вертикального наведения в диапазоне углов — от -5 до +80 град, была вдвое меньше. Оператор вел наблюдение через бронестекло в секторе 90×120 град. При сложенном пусковом устройстве высота боевой машины не превышала 2,2 м. Перезарядка пускового устройства четырьмя ракетами осуществлялась вручную за 3 минуты.

Масса боевой машины 9А35 составляла 12,35 т, 9А34 — 12,29 т, длина — 6,93 м, ширина — 2,85 м.

В состав ракеты 9М37 комплекса «Стрела-1 °CВ» входила двухцветная головка самонаведения. В дополнение к примененному в ЗРК «Стрела-1М» фотоконтрастному (в данном случае более узкого диапазона — 0,4–0,8 мкм) каналу использовался и инфракрасный канал в диапазоне 3,5–5 мкм, что повысило боевые возможности ЗРК при стрельбе навстречу и вдогон цели, а также в сложных метеоусловиях и при использовании противником помех. Фотоканал использовался при стрельбе по приближающимся целям, а также как резервный, поскольку в отличие от теплового не требовал охлаждения, которое могло обеспечиваться только при однократной предпусковой подготовке ЗУР.

Пусковое устройство с зенитными ракетами в ТПК, аппаратурой и средствами оценки зоны и прицеливания

Схема БМ 9А35 ЗРК «Стрела-10»

БМ 9А35 ЗРК «Стрела-10» в походном положении и ее схема

БМ 9A35M3 ЗРК «Стрела-10МЗ» в походном положении. На бортах корпуса видны откидывающиеся поплавки из пенополиуретана.

Компоновочная схема ЗУР 9МЗ7ЗРК «Стрела-10»

1 — комбинированная ГСН; 2 — рулевая машинка; 3 — бортовая аппаратура; 4 — боевая часть; 5 — неконтактный взрыватель; 6-РДТТ; 7- роллероны

БМ 9А35 ЗРК «Стрела-10″в боевом положении

Для ограничения скорости проворота ракеты по крену на ЗУР применялись расположенные позади крыльев стоящие отдельно от них роллероны, выполненные без обычного для этих устройств роторов, раскручиваемых набегающим воздушным потоком. Вместо них роллероны были связаны с расположенными внутри корпуса роторами с газодинамической раскруткой. При сохранении диаметра корпуса и размаха крыла ЗУР комплекса «Стрела-1» длина ракеты 9М37 увеличилась до 2,19 м.

Для повышения эффективности боевого снаряжения при сохранении общей массы прежней боевой части в ЗУР 9М37 вместо осколков были использованы стержневые (режущие) поражающие элементы массой 9 г, разлетающиеся со скоростью до 1300 м/с. Масса взрывчатого вещества возросла до 1,1 кг

Введение в комплекс «Стрела-1 °CВ» аппаратуры оценки зоны пуска 9С86, автоматически вырабатывающей данные для отработки требуемых углов упреждения, позволило своевременно осуществлять пуски ракет в 98 % случаев, в то время как на «Стреле-1» это достигалось только в 75 % стрельб. Основу аппаратуры оценки зоны пуска составляли когерентно-импульсный радиодальномер миллиметрового диапазона волн, обеспечивавший определение дальности до цели (в пределах от 0,43 до 10,3 км с максимальной ошибкой не более 100 м) и радиальной скорости цели (с максимальной ошибкой не более 30 м/с), а также аналого-дискретное счетно-решающее устройство, которое определяло границы зоны пуска с максимальными ошибками 300–600 м и углы упреждения при пуске со средними ошибками 0,1–0,2 град.

Кроме того, комплекс оснащался наземным радиозапросчиком 1РЛ246 для определения на наклонных дальностях до 12 км государственной принадлежности целей, летящих на средних высотах, и до 10 км при высоте полета цели от 0,025.

В комплексе «Стрела-1 °CВ» появилась возможность обстреливать более скоростные цели по сравнению с ЗРК «Стрела- 1М», расширились границы зоны поражения. Если комплекс «Стрела- 1М» не был защищен ни от естественных, ни от организованных оптических помех, то ЗРК «Стрела-1 °CВ» при работе с использованием теплового канала ГСН был защищен от естественных помех и в определенной мере — от одиночных преднамеренных оптических помех-ловушек. Однако в ЗРК «Стрела-1 °CВ» еще оставались многие ограничения эффективной стрельбы с использованием как фотоконтрастного, так и теплового каналов ГСН ЗУР.

По совместному решению ГРАУ МО и Миноборонпрома и согласованному между ними ТТЗ в 1977 г. разработчики комплекса «Стрела- 1 °CВ» провели его модернизацию путем усовершенствования ГСН ЗУР и аппаратуры запуска ракет боевых машин 9А34 и 9А35. Комплекс получил название «Стрела-10М» (9К35М).

ГСН ракеты 9М37М селектировала цель от организованных оптических помех по траекторным признакам, что позволило снизить эффективность тепловых помех-ловушек. По всем другим характеристикам комплекс 9К35М остался аналогичным комплексу «Стрела-1 °CB», за исключением некоторого увеличения (на 2–3 с) работного времени при стрельбе в условиях помех.

Испытания ЗРК 9К35М проводились с января по май 1978 г. на Донгузском полигоне (начальник полигона В.И. Кулешов) под руководством комиссии, возглавляемой Н.В. Юрьевым. Комплекс «Стрела-10М» был принят на вооружение в 1979 г.

В 1979–1980 гг. по поручению ВПК от 31 июня 1978 г. была проведена дальнейшая модернизация комплекса «Стрела-10М».

В ходе модернизации была разработана и введена в боевые машины комплекса аппаратура 9В179-1 для автоматизированного приема от батарейного командирского пункта ПУ-12М и командного пункта начальника ПВО полка ППРУ-1 («Овод-М-СВ») или от РЛС обнаружения, оснащенных аппаратурой АСПД-У, а также аппаратура 9В180 отработки целеуказаний, обеспечивавшая автоматизированное наведение пускового устройства на цель. Введены в комплект боевых машин комплекса откидывающиеся от бортов боевых машин поплавки из пенополиуретана для преодоления водных преград вплавь с полным боекомплектом ЗУР и пулеметом, а также дополнительная радиостанция Р-123М для обеспечения приема телекодовой информации.

Полигонные испытания опытного образца комплекса, получившего название «Стрела-10М2» (9К35М2), были проведены на Донгузском полигоне в июле-октябре 1980 г. под руководством комиссии, которую возглавлял Е.С. Тимофеев.

В результате испытаний было установлено, что в заданной зоне поражения с использованием автоматизированного приема и отработки ЦУ (при самонаведении ЗУР по фотоконтрастному каналу без помех) ЗРК обеспечивает эффективность стрельбы одной ЗУР по истребителям на встречных курсах, составляющую 0,3 на дальности 3,5 км и 0,6 в диапазоне дальностей от 1,5 км до ближней границы зоны, что превышало эффективность стрельбы комплекса «Стрела-10М» на 0,1–0,2 на тех же дальностях. Это достигалось за счет увеличения дальности обнаружения цели с 6,8 до 8,4 км, сокращения работного времени при целеуказании с 8,5 до 6,5 с, увеличения частости непропуска цели с 0,7 до 1, сокращения времен доведения целеуказания до оператора в 2,5 раза и отработки целеуказания в 2 раза.

В 1981 г. комплекс «Стрела-10М2» был принят на вооружение.

По инициативе ГРАУ МО и 3 НИИ МО и последовавшему за ней решению ВПКот 1 апреля 1983 г. № 111, в период 1983–1986 гг. под шифром «Китобой» была проведена модернизация ЗРК «Стрела-10М2». Она осуществлялась кооперацией предприятий, разработавшей ЗРК «Стрела-10» и другие его модификации.

По сравнению с ЗРК «Стрела-10М2», модернизированный комплекс должен был иметь большую зону поражения и обладать более высокой эффективностью и помехозащищенностью в условиях интенсивных организованных оптических помех, обеспечивать стрельбу по всем типам низколетящих воздушных целей (самолетам, вертолетам, крылатым ракетам, дистанционно пилотируемым аппаратам).

Совместные испытания опытного образца ЗРК «Китобой» проводились с февраля по декабрь 1986 г. в основном на Донгузском полигоне (начальник полигона М.И. Ткаченко) под руководством комиссии под председательством А.С. Мельникова. Часть стрельб была проведена на Эмбенском полигоне. В 1989 г. после доработки ЗУР 9М33З ЗРК был принят на вооружение Советской Армии под названием «Стрела- 10МЗ» 9K35M3.

Входящие в состав ЗРК боевые машины 9A34M3 и 9A35M3 имели усовершенствованную аппаратуру запуска ЗУР, которая позволяла осуществлять более надежный захват цели ГСН ракеты, а также новый оптический визир с двумя каналами с переменными полем зрения и кратностью увеличения, Широкопольный канал обеспечивал поле зрения 35 град, и увеличение 1,8х, а узкопольный — поле зрения 15 град, и увеличение 3,75х, обеспечивавшие увеличение дальности обнаружения малоразмерных целей на 20–30 %.

Новая ЗУР 9М33З, по сравнению с ракетой 9М37М, имела несколько доработанные двигатель и контейнер, а также новую ГСН 9Э425 с тремя приемниками в различных спектральных диапазонах: ранее примененных фотоконтрастном и инфракрасном, а также в помеховом, на нехарактерных для излучения реальных целей длинах волн 1–1,Змкм, с логической селекцией цели на фоне оптических помех по спектральным и траекторным признакам, что значительно повысило помехозащищенность комплекса.

Подвижный пункт управления 9С482М6 (ПУ- 12М) на базе БТР-80

Подвижный пункт управления ПУ-12 на базе БТР-60

Хорватский вариант ЗРК «Стрела-10» — Strijela 1 °CRO

Основные характеристики ЗРК семейств «Стрела-1» и «Стрела-10»

Наименование«Стрела-1»«Стрела- 1М»«Стрела-1 °CВ»«Стрела-10М»«Стрела-10М2»«Стрела-10МЗ»
1. Зона поражения, км — по дальности1,0–4,20,5–4,20,8–5,0
— по высоте0,05-3,00,03-3,50,025-3,50,01-3,5
— по параметру3
2. Вероятность поражения цели одной ЗУР0,1–0,60,1–0,70,1–0,50,3–0,6
3. Максимальная скорость поражаемых целей*, м/с310/220415/310
4. Время реакции, с8,56,58,56,57,0
5. Скорость полета ЗУР, м/с600 (максимальная)700 (максимальная)
6. Масса ЗУР, кг30,54042
7. Масса боевой части, кг35
8. Число ЗУР на боевой машине48
9. Год принятия на вооружение196819701976197919811989

*в числителе — навстречу, в знаменателе — вдогон

Новый автопилот обеспечивал более устойчивую работу ГСН и контура управления ЗУР в целом в различных режимах запуска ракеты и ее полета в зависимости от помеховой и фоновой обстановки.

Новое неконтактное взрывательное устройство ЗУР было выполнено на основе четырех импульсных лазерных излучателей с оптической схемой, формирующей восьмилучевую диаграмму направленности, приемника отраженных от цели сигналов. Удвоенное по сравнению с ЗУР 9М37 количество лучей повысило эффективность поражения малоразмерных целей.

Боевая часть ЗУР 9М33З обладала увеличенной массой (5 кг вместо 3 кг в ЗУР 9М37) и оснащалась стержневыми поражающими элементами массой 19 г, большего сечения и большей длины. За счет увеличения разрывного заряда до 2,6 кг скорость разлета стержней была повышена до 1850 м/с. Контактный взрыватель состоял из предохранительно-детонирующего устройства, пускового устройства, механизма самоликвидации, контактного датчика цели и передаточного заряда.

В целом ЗУР 9М33З была значительно совершеннее ракеты 9М37, однако не удовлетворяла требованиям по работоспособности при высоких температурах (до 50 град. С) и по поражению малоразмерных целей на пересекающихся курсах, что потребовало ее доработки по завершении совместных испытаний. Длина ракеты увеличилась до 2,23 м, габариты контейнера до 2,3×0,303×0,32 м. Масса контейнера с ракетой составила 70 кг. Ракеты 9М33З и 9М37М могли быть использованы во всех модификациях комплекса «Стрела-10».

Комплекс 9K35M3 обеспечивал при оптической видимости поражение самолетов тактической авиации, вертолетов, а также дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) и крылатых ракет в условиях естественных помех, а самолетов и вертолетов — также и в условиях применения ими организованных оптических помех.

Комплекс обеспечивал не меньшие, чем у ЗРК 9К35М2, зону и вероятности поражения на высотах от 25 до 3500 м самолетов, летящих на встречных курсах со скоростями до 415 м/с (до 310 м/с — вдогон), и вертолетов со скоростями полета до 100 м/с. Крылатые ракеты со скоростями до 200–250 м/с и ДПЛА со скоростями от 20 до 300 м/с поражались на высотах от 10 до 2500 м (в фотоконтрастном канале — только выше 25 м).

Дальности и вероятности поражения целей типа истребителя F-15, летящих со скоростью 300 м/с, при стрельбе навстречу на высотах и с курсовыми параметрами до 1000 м при отстреле самолетом оптических помех вверх с темпом 2,5 с снижались до 65 % в фотоконтрастном канале и, соответственно, до 30 % и 50 % в тепловом канале. В остальной части зоны поражения, а также при отстреле помех вниз во всей зоне снижение дальностей и вероятностей поражения не превышало допустимой по ТТЗ величины 25 %. В комплексе 9K35M3 стало возможно до пуска обеспечивать надежный захват цели головкой самонаведения ракеты 9М33З при наличии оптических помех.

Функционирование комплекса обеспечивалось с использованием контрольно-проверочной машины 9В839М, машины техобслуживания 9В915 и системы внешнего электропитания 9И111.

Наиболее отличившиеся создатели комплекса «Стрела- 1 °CВ» (А.Э. Нудельман, М.А. Морейно, Е.Д. Конюхов, Г.С. Терентьев и другие) были удостоены Государственной премии СССР.

Серийное производство боевых машин всех модификаций комплекса «Стрела-1 °CВ» было организовано на Саратовском агрегатном заводе МОП, а ракет — на Ковровском механическом заводе МОП.

Подвижный зенитный ракетный комплекс SDPR SA VA — вариант «Стрелы-10», выпускавшийся в Югославии на базе БТР М-80

Пусковая установка зенитного ракетного комплекса SDPR SA VA

ГСН зенитной управляемой ракеты ЗРК SDPR SA VA

ЗРК «Стрела-1 °CВ» поставлялись в ряд зарубежных стран (в т. ч. в Афганистан, Алжир, Анголу, Болгарию, Венгрию, Индию. Иорданию, Ирак, Северную Корею, Кубу, Ливию, Польшу, Сирию, Словакию, Чехию, Югославию) и использовались в военных конфликтах на Ближнем Востоке и в Африке. В частности, они применялись ливийцами в боевых действиях в Чаде. Ангольцами (или кубинцами) в 1987–1988 гг. был сбит южноафриканский «Мираж F-1». В ходе боевых действий в Чаде и в Анголе несколько ЗРК «Стрела-10» были захвачены противником.

После распада СССР на Украине был разработан зенитный пушечно-ракетный комплекс «Донец» с использованием шасси танка Т-80УД, элементов вооружения и башни зенитной самоходной установки ЭСУ-23-4 и четырех контейнеров с ракетами семейства «Стрела-10», размещенных попарно по бортам башни.

В дальнейшем в России была разработана программа модернизации более ранних модификаций ракет с доведением до уровня 9М33З путем замены ГСН на 9Э47МЗ, аппаратурного отсека, неконтактного взрывателя, боевой части и доработки контейнера. Доработанные ракеты получили обозначение 9М35МД.

Применение модернизированного оптического прицела 9Ш127М взамен 9Ш127 обеспечит возможность поражения малоразмерных целей типа крылатых ракет, высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов на дальностях до 3–4 км.

Для обеспечения всесуточного применения комплексов «Стрела-10» разработан и испытан вариант дооснащения боевой машины ночным прицелом. Проведенные испытания подтвердили возможность обнаружения вертолета Ми-8 ночью на дальности 10 км.

На МАКС-2001 была представлена боевая машина «Гюрза» — усовершенствованная пусковая установка комплекса «Стрела- 10», на которой взамен пассивной радиолокационной системы пеленгации применена инфракрасная оптико-электронная система обнаружения с полусферическим блоком датчиков, размещенным в верхней части штатного поднимаемого пускового устройства. Новая машина также оснащается цифровой вычислительной системой. В отличие от ранее применявшихся средств обеспечивается обнаружение целей на вдвое большей дальности, эффективная работа по летательным аппаратам с неработающими на излучение радиолокаторами. Пеленгация целей осуществляется не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости до угла места 30 град.

В целом процесс совершенствования ЗРК семейства «Стрела-1» — «Стрела-10М» представляет собой положительный пример эволюционного развития вооружения с непрерывным наращиванием боевых возможностей, высокой степенью преемственности и взаимозаменяемости образцов различных лет разработки.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

ПОЛКОВОЙ САМОХОДНЫЙ ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «СТРЕЛА-10»

ПОЛКОВОЙ САМОХОДНЫЙ ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «СТРЕЛА-10»

Работы по созданию самоходного зенитного ракетного комплекса «Стрела-10С В» (9К35) проводились по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 24 июля 1969 г.

Несмотря на то, что в тот же период велась разработка зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска», создание более простого невсепогодного комплекса в порядке дальнейшего совершенствования ЗРК типа «Стрела-1» было признано целесообразным по экономическим соображениям. При этом также исходили из тактического назначения такого комплекса как дополнения к комплексу «Тунгуска», способного обеспечить уничтожение внезапно появляющихся низколетящих целей в условиях сложной воздушной и радиоэлектронной обстановки.

Наряду с ЗРК «Стрела-10СВ» проводились, но не были завершены работы по унифицированному с ним корабельному комплексу, а также по ЗРК «Стрела-11» для воздушно-десантных войск на шасси БМД-1.

В соответствии с ТТТ комплекс «Стрела-10СВ» должен был обеспечивать поражение целей, летящих на встречных курсах со скоростью до 415 м/с (до 310 м/с – на догонных курсах) на высоте от 25 м до 3000…3500 м, на дальности от 800… 1200 до 5000 м при параметре до 3000 м. Вероятность поражения одной ЗУР одиночной цели, маневрирующей с перегрузками до 3…5 ед., должна была быть не менее 0,5…0,6 при наличии целеуказания от средств управления ПВО полка и при отсутствии организованных помех и ловушек.

Комплекс должен был вести борьбу с целями как автономно (с визуальным обнаружением целей), так и в системе централизованного управления при приеме целеуказаний по речевому радиоканалу от пункта управления ПУ-12 (ПУ-12М).

Возимый боекомплект должен был составлять 12 ЗУР. ЗРК 9К35 должен был быть авиатранспортабельным (на Ан-12Б и Ми-6) и иметь возможность преодолевать водные преграды вплавь. Масса боевой машины была ограничена величиной 12,5 т.

Как и при разработке ЗРК «Стрела-1», организацией – головным разработчиком комплекса ЗРК 9К35 в целом, а также ракеты 9М37, аппаратуры пуска ЗУР и контрольно- проверочной машины было определено Конструкторское бюро точного машиностроения (КБТМ) МОП (бывшее ОКБ-16 ГКОТ, главный конструктор – А.Э.Нудельман), а головной организацией по разработке ГСН и неконтактного взрывателя ЗУР – Центральное конструкторское бюро «Геофизика» МОП (бывшее ЦКБ-589 ГКОТ, главный конструктор – Д.М.Хорол).

Кроме того, в разработке комплекса принимали участие НИИ электронных приборов (НИИЭП) МОП, Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛOMO) МОП, Харьковский тракторный завод (ХТЗ) Министерства сельскохозяйственного машиностроения (МСХМ), Саратовский агрегатный завод МОП, НИИ «Поиск» МОП.

К началу 1973 года ЗРК «Стрела-10СВ» в составе боевой машины (БМ) 9А35, оборудованной пассивным радиопеленгатором целей, боевой машины 9А34 (без пассивного радиопеленгатора), ЗУР 9М37 и контрольно-проверочной машины был предъявлен для проведения совместных испытаний. Испытания ЗРК «Стрела-10СВ» проводились на Донгузском полигоне (начальник полигона O.K. Дмитриев) с января 1973 г. по май 1974 г.

После их окончания разработчики ЗРК, представители ГРАУ МО и 3 НИИ МО высказались за принятие комплекса на вооружение. Однако председатель комиссии по проведению испытаний Л.А.Подкопаев, представители полигона и Управления начальника войск ПВО СВ были против этого, так как ЗРК «Стрела-10СВ» не полностью соответствовал ТТТ по уровню вероятности поражения цели, показателям надежности боевой машины, по возможности стрельбы на плаву. Компоновка боевой машины не обеспечивала удобство работы расчета. Комиссия рекомендовала принять ЗРК на вооружение после устранения недостатков. Поэтому комплекс 9К35 был принят на вооружение только после проведения доработок по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 16 марта 1976 г.

ЗРК 9К35 организационно объединялись в зенитный ракетный взвод «Стрела-10СВ» зенитной ракетно- артиллерийской батареи (взвод ЗРК «Стрела-10СВ» и взвод комплекса «Тунгуска») зенитного дивизиона мотострелкового (танкового) полка. Взвод состоял из одной боевой машины 9А35 и трех машин 9А34. В качестве батарейного командирского пункта использовался пункт управления ПУ-12 (ПУ-12М), который в дальнейшем предполагалось заменить на унифицированный батарейный командирский пункт «Ранжир».

Централизованное управление комплексами «Стрела-10СВ» в составе батареи и зенитного дивизиона полка предлагалось осуществлять так же, как и комплексами «Тунгуска» – путем передачи команд и целеуказаний от батарейного командирского пункта и командного пункта ПВО полка по радиотелефону (до оборудования ЗРК аппаратурой передачи данных) и по радиотелекоду (после такого оборудования).

Боевые машины ЗРК «Стрела-10»

БМ 9А35 ЗРК «Стрела-10»

Пассивный радиопеленгатор и,елей БМ 9А35 ЗРК «Стрела-10»

ГСН ракеты 9М37

ЗУР 9М37 ЗРК «Стрела-10». 1.Комбинированная ГСН 2.Рулевая машинка 3.Бортовая аппаратура 4.Боевая часть 5.Неконтактный взрыватель 6.РДТТ 7.Роллероны

В отличие от ЗРК «Стрела-1М» комплекс 9К35 размещался не на колесной машине БРДМ-2, а на гусеничном многоцелевом тягаче МТ- ЛБ, грузоподъемность которого позволила увеличить возимый боекомплект с четырех до восьми ЗУР в ТПК (четыре – на направляющих пускового устройства и четыре – в корпусе самохода). При этом потребовалась длительная отработка приборного оборудования боевой машины, на которое воздействовали мощные вибрации гусеничного шасси, не свойственные ранее применявшимся колесным машинам.

В ЗРК «Стрела-10СВ» использовался электропривод пускового устройства, а не мускульная сила оператора, как в комплексе «Стрела- 1М».

В состав ракеты 9М37 комплекса «Стрела-10СВ» входила двухцветная головка самонаведения. В дополнение к примененному в ЗРК «Стрела- 1М» фотоконтрастному каналу использовался и тепловой (инфракрасный) канал, что повысило боевые возможности ЗРК при стрельбе навстречу и вдогон цели, а также в условиях помех. Фотоканал использовался и как резервный, так как в отличие от теплового не требовал охлаждения, которое могло обеспечиваться только при однократной предпусковой подготовке ЗУР.

Боевая машина комплекса «Стрела-10» в походном положении и вид на нее сверху

Пункт управления подразделениями ПВО мотострелкового (танкового) полка 9С80 («Овод-М- СВ») – ППРУ-1

Пункт управления подразделениями ПВО мотострелкового (танкового) полка 9С80-1 («Сборка») – ППРУ-1М

Для ограничения скорости проворота ракеты по крену на ЗУР применены расположенные позади крыльев отдельно стоящие роллероны.

При сохранении диаметра корпуса и размаха крыла ЗУР комплекса «Стрела-1» длина ракеты 9М37 увеличена до 2,19 м.

Для повышения эффективности боевого снаряжения при сохранении прежней массы (3 кг) осколочно- фугасной боевой части в БЧ ЗУР 9М37 были использованы стержневые (режущие) поражающие элементы.

Введение в комплекс «Стрела-10СВ» аппаратуры оценки зоны пуска 9С86, автоматически вырабатывающей данные для отработки требуемых углов упреждения, позволило своевременно осуществлять пуски ракет. Ее основу составляли когерентно-импульсный радиодальномер миллиметрового диапазона волн, обеспечивавший определение дальности до цели (в пределах от 430 до 10300 м с максимальной ошибкой не более 100 м) и радиальной скорости цели (с максимальной ошибкой не более 30 м/с), а также аналого-дискретное счетно- решающее устройство, которое определяло границы зоны пуска с максимальными ошибками 300-600 м и углы упреждения при пуске со средними ошибками 0,1-0,2°.

В комплексе «Стрела-10СВ» появилась возможность обстреливать более скоростные цели по сравнению с ЗРК «Стрела-1М»; расширились границы зоны поражения. Если комплекс «Стрела-1М» не был защищен ни от естественных, ни от организованных оптических помех, то ЗРК «Стрела-1 ОС В» при работе с использованием теплового канала ГСН был защищен от естественных помех и в определенной мере – от одиночных преднамеренных оптических помех-ловушек. Однако в ЗРК «Стрела-10СВ» еще оставались многие ограничения эффективной стрельбы с использованием как фотоконтрастного, так и теплового каналов ГСН ЗУР.

По совместному решению ГРАУ МО и Миноборонпрома и согласованному между ними ТТЗ в 1977 году разработчики комплекса «Стрела-10СВ» провели его модернизацию путем усовершенствования ГСН ЗУР и аппаратуры запуска ракет боевых машин 9А34 и 9А35. Комплекс получил название «Стрела-10М» (9К35М).

ГСН ракеты 9М37М селектировала по траекторным признакам цель и организованные оптические помехи, что позволило снизить эффективность тепловых помех-ловушек.

По всем другим характеристикам комплекс 9К35М остался аналогичным комплексу «Стрела-10СВ», за исключением некоторого увеличения (на 2-3 секунды) работного времени при стрельбе в условиях помех.

Испытания ЗРК 9К35М проводились с января по май 1978 г. на Донгузском полигоне (начальник полигона В.И. Кулешов) под руководством комиссии, возглавляемой Н.В.Юрьевым. Комплекс «Стрела-10М» был принят на вооружение в 1979 году.

В 1979-1980 гг. по поручению ВПК от 31 июня 1978 г. была проведена дальнейшая модернизация комплекса «Стрела-10М».

В ходе модернизации разработана и введена в боевые машины комплекса аппаратура автоматизированного приема целеуказания 9В179-1 от батарейного командирского пункта ПУ-12М и командного пункта начальника ПВО полка ППРУ-1 («Овод-М-СВ») или от РЛС обнаружения, оснащенных аппаратурой АСПД-У, а также аппаратура отработки целеуказаний, обеспечивавшая автоматизированное наведение пускового устройства на цель. Введены в комплект боевых машин комплекса откидывающиеся от бортов боевых машин поплавки из пенополиуретана для преодоления водных преград вплавь с полным боекомплектом ЗУР и пулеметом, а также дополнительная радиостанция Р-123М для обеспечения приема телекодовой информации.

Подвижный пункт управления 9С482М6 ( ПУ-12М ) на базе БТР-80

Стрельба ЗРК «Стрела-10»

Боевая машина ЗРК «Стрела-10М2», оборудованная дополнительными поплавками по бортам корпуса

Перезарядка пусковых комплекса «Стрела-10»

Полигонные испытания опытного образца комплекса, получившего наименование «Стрела-10М2» (9К35М2), были проведены на Дон- гузском полигоне (начальник полигона В.И. Кулешов) в июле-октябре 1980 г. под руководством комиссии, которую возглавлял Е.С.Тимофеев.

В результате испытаний было установлено, что в заданной зоне поражения с использованием автоматизированного приема и отработки ЦУ (при самонаведении ЗУР по фотоконтрастному каналу без помех) ЗРК обеспечивает эффективность стрельбы одной ЗУР по истребителям на встречных курсах, составляющую 0,3 на дальности 3,5 км и 0,6 в диапазоне дальностей от 1,5 км до ближней границы зоны, что превышало эффективность стрельбы комплекса «Стрела-10М» на 0,1-0,2 на тех же дальностях. Это достигалось за счет увеличения дальности обнаружения цели с 6,8 до 8,4 км, сокращения работного времени при ЦУ с 8,5 до 6,5 с, увеличения частости непропуска цели с 0,7 до 1, сокращения времен доведения ЦУ до оператора (в 2,5 раза) и отработки целеуказания (в 2 раза).

Комплекс «Стрела-10М2» в 1981 году был принят на вооружение.

По инициативе ГРАУ МО и 3 НИИ МО и последовавшему за ней решению ВПК от 1 апреля 1983 г. №111, в период 1983-1986 г.г. под шифром «Китобой» была проведена модернизация ЗРК «Стрела-10М2». Она осуществлялась кооперацией предприятий, разработавшей ЗРК «Стрела-10» и другие его модификации.

По сравнению с ЗРК «Стрела-10М2», модернизированный комплекс должен был иметь большую зону поражения и обладать более высокой эффективностью и помехозащищенностью в условиях интенсивных организованных оптических помех, обеспечивать стрельбу по всем типам низколетящих воздушных целей (самолетам, вертолетам, крылатым ракетам, дистанционно- пилотируемым аппаратам).

Совместные испытания опытного образца ЗРК «Китобой» проводились с февраля по декабрь 1986 г. в основном на Донгузском полигоне (начальник полигона М.И. Ткаченко) под руководством комиссии под председательством А.С.Мельникова. Часть опытных стрельб была проведена на Эмбенском полигоне.

В 1989 году после доработки ЗУР 9М333 ЗРК был принят на вооружение Советской Армии под названием «Стрела-10М3» 9K35M3.

Входящие в состав ЗРК боевые машины 9A34M3 и 9A35M3 имели новый оптический визир с двумя каналами с переменными полем зрения и кратностью увеличения: широкопольный – с полем зрения 35° и увеличением 1,8х и узкопольный – с полем зрения 15° и увеличением 3,75х (обеспечивало увеличение дальности обнаружения малоразмерных целей на 20-30%), а также усовершенствованную аппаратуру запуска ЗУР, которая позволяла осуществлять более надежный захват цели ГСН ракеты.

Новая ЗУР 9М333, по сравнению с ракетой 9М37М, имела несколько доработанные двигатель и контейнер, а также новую ГСН с тремя приемниками в различных спектральных диапазонах: фотоконтрастный, инфракрасный (тепловой) и помеховый с логической селекцией цели на фоне оптических помех по спектральным и траекторным признакам, что значительно повысило помехозащищенность комплекса.

Хорватский вариант ЗРК «Стрела-10»

Югославский вариант ЗРК «Стрела-10» на шасси бронетранспортера М80А

Новый автопилот обеспечивал более устойчивую работу ГСН и кон- тура управления ЗУР в целом в различных режимах запуска ракеты и ее полета в зависимости от помеховой (фоновой) обстановки.

Новое неконтактное взрывательное устройство ЗУР было выполнено на основе четырех импульсных лазерных излучателей, оптической схемы, формирующей восьмилучевую диаграмму направленности, и приемника отраженных от цели сигналов. Удвоенное по сравнению с ЗУР 9М37 количество лучей повысило эффективность поражения малоразмерных целей.

БЧ ЗУР 9М333 обладала увеличенной массой (5 кг вместо 3 кг в ЗУР 9М37) и оснащалась стержневыми поражающими элементами большего сечения и большей длины. За счет увеличения разрывного заряда была повышена скорость разлета осколков.

Контактный взрыватель состоял из предохранительно-детонирующего устройства, пускового устройства механизма самоликвидации, контактного датчика цели и передаточного заряда.

В целом ЗУР 9М333 была значительно совершеннее ракеты 9М37, однако не удовлетворяла требованиям по работоспособности при высоких температурах (до 50°С) и по поражению малоразмерных целей на пересекающихся курсах, что потребовало ее доработки по завершении совместных испытаний. Длина ракеты увеличена до 2,23 м.

Ракеты 9М333 и 9М37М могли быть использованы во всех модификациях комплекса «Стрела-10».

Комплекс 9K35M3 обеспечивал при оптической видимости поражение самолетов тактической авиации, вертолетов, а также дистанционно- пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) и крылатых ракет в условиях естественных помех, а самолетов и вертолетов – также и в условиях применения ими организованных оптических помех.

Комплекс обеспечивал не меньшие, чем у ЗРК 9К35М2, зону и вероятности поражения на высотах от 25 до 3500 м самолетов, летящих на встречных курсах со скоростями до 415 м/с (до 310 м/с – вдогон) и вертолетов со скоростями полета до 100 м/с. Крылатые ракеты со скоростями до 200-250 м/с и ДПЛА со скоростями от 20 до 300 м/с поражались на высотах от 10 до 2500 м (в фотоконтрастном канале – только выше 25 м ).

Дальности и вероятности поражения целей типа истребителя F-15, летящих со скоростью 300 м/с, при стрельбе навстречу на высотах и с курсовыми параметрами до 1000 м при отстреле самолетом оптических помех вверх с темпом 2,5 с снижались до 65% в фотоконтрастном канале и, соответственно, до 30% и 50% в тепловом канале (вместо допустимого по ТТЗ снижения на 25%). В остальной части зоны поражения, а также при отстреле помех вниз во всей зоне снижение дальностей и вероятностей поражения не превышало 25%.

В комплексе 9K35M3 стало возможно до пуска обеспечивать надежный захват цели головкой самонаведения ракеты 9М333 при наличии оптических помех.

Функционирование комплекса обеспечивалось с использованием контрольно-проверочной машины 9В839М, машины техобслуживания 9В915 и системы внешнего электропитания 9И111.

Наиболее отличившиеся создатели комплекса «Стрела-10С В» (А.Э.Нудельман, М.А.Морейно, Е.Д.Конюхов, Г.С.Терентьев и другие) были удостоены Государственной премии СССР.

Серийное производство боевых машин всех модификаций комплекса «Стрела-10СВ» было организовано на Саратовском агрегатном заводе МОП, а ракет – на Ковровском механическом заводе МОП.

ЗРК «Стрела- 10CB» поставлялись в ряд зарубежных стран и использовались в военных конфликтах на Ближнем Востоке и в Африке. Они вполне оправдали свое предназначение и в боевых действиях, и на учениях.

Основные характеристики ЗРК типа «Стрела-10»

Наименование«Стрела-10СВ»«Стрела-10М»«Стрела- 10М2»«Стрела-10М3»
1. Зона поражения, км
— по дальности0,8..50,8..50,8..50,8..5
— по высоте0,025..3,50,025..3,50,025..3,50,01..3,5
— по параметрудо 3до 3до 3до 3
2. Вероятность поражения истребителя одной ЗУР0,1..0,50,1..0,50,3..0,60,3..0,6
3. Максимальная скорость поражаемых целей (навстр /вдогон), м/с415/310415/310415/310415/310
4. Время реакции, с6,58,56,57
5. Скорость полета ЗУР, м/с517517517517
6. Масса ракеты, кг40404042
7. Масса боевой части, кг3335
8. Число ЗУР на боевой машин8888
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

ЗРК-БД «Стрела-10»

Зенитный ракетный комплекс ближнего действия «Стрела-10» предназначен для непосредственного прикрытия подразделений и частей сухопутных войск во всех видах боя и на марше, а также малоразмерных объектов военного и гражданского назначения от ударов низколетящих средств воздушного нападения (самолетов, вертолетов, крылатых ракет, беспилотных летательных аппаратов) при их визуальной видимости.

Создание самоходного зенитного ракетного комплекса «Стрела-10СВ» (9К35) проводилось по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 24 июля 1969 г.

Несмотря на то, что в тот же период велась разработка зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска», создание более простого невсепогодного комплекса в порядке дальнейшего совершенствования ЗРК типа «Стрела-1» было признано целесообразным по экономическим соображениям.

ЗРК «Стрела-10» постоянно модифицируется. В настоящее время комплекс 9К35М3 обеспечивает при оптической видимости поражение самолетов тактической авиации, вертолетов, а также дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) и крылатых ракет в условиях естественных помех, а самолетов и вертолетов — также и в условиях применения ими организованных оптических помех.

Комплекс обеспечивает не меньшие, чем у ЗРК 9К35М2, зону и вероятности поражения на высотах от 25 до 3500 м самолетов, летящих на встречных курсах со скоростями до 415 м/с (до 310 м/с — вдогон) и вертолетов со скоростями полета до 100 м/с. Крылатые ракеты со скоростями до 200-250 м/с и ДПЛА со скоростями от 20 до 300 м/с поражаются на высотах от 10 до 2500 м (в фотоконтрастном канале — только выше 25 м). Дальности и вероятности поражения целей типа истребителя F-15, летящих со скоростью 300 м/с, при стрельбе навстречу на высотах и с курсовыми параметрами до 1000 м при отстреле самолетом оптических помех вверх с темпом 2,5 с снижаются до 65% в фотоконтрастном канале и, соответственно, до 30% и 50% в тепловом канале (вместо допустимого по ТТЗ снижения на 25%). В остальной части зоны поражения, а также при отстреле помех вниз во всей зоне снижение дальностей и вероятностей поражения не превышает 25%. В комплексе 9К35М3 стало возможно до пуска обеспечить надежный захват цели головкой самонаведения ракеты 9М333 при наличии оптических помех.

Функционирование комплекса обеспечивается с использованием контрольно-проверочной машины 9В839М, машины техобслуживания 9В915 и системы внешнего электропитания 9И111.

ЗРК БД «Стрела-10» поставлялся в ряд зарубежных стран и использовался в военных конфликтах на Ближнем Востоке и в Африке. Он вполне оправдал свое предназначение и в боевых действиях, и на учениях.

Тактико-технические характеристики

Комплекс Стрела-10СВ Стрела-10M Стрела-10M2 Стрела-10M3
Ракета 9М37 9М37М 9М37М 9М333
Зона поражения, км
по дальности 0,8..5 0,8..5 0,8..5 0,8..5
по высоте 0,025..3,5 0,025..3,5 0,025..3,5 0,01..3,5
по параметру до 3 до 3 до 3 до 3
Вероятность поражения истребителя одной ЗУР 0,1..0,5 0,1..0,5 0,3..0,6 0,3..0,6
Макс. скорость поражаемых целей (навстр./вдогон), м/с 415/310 415/310 415/310 415/310
Скорость полета ЗУР, м/с 517 517 517 517
Время реакции, с 6,5 8,5 6,5 7,0
Масса ракеты, кг 40 40 40 42
Масса боевой части, кг 3 3 3 5
Число ракет на боевой машине 8 8 8 8
Год принятия на вооружение 1976 1979 1981 1989

muzei-pvzrkku.su

ЗРК Стрела-10 | Модельный блог

Наличие в войсках простого и недорого ЗРК было продиктовано экономической целесообразностью.

Несмотря на работы по созданию зенитного пушечно-ракетного комплекса 2С6 «Тунгуска», было принято решение о разработке зенитно-ракетного комплекса с оптикоэлектронной системой наведения ракет, на базе уже существующего ЗРК «Стрела-1» . Согласно постановлению Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 июля 1969г. Конструкторское бюро точного машиностроения (бывшее ОКБ-16) приступило к проектированию комплекса 9К35 «Стрела-10СВ». Он предназначался для прикрытия мотострелковых и танковых полков, в том числе и на марше, от низколетящих целей противника. Комплекс должен был быть авиатранспортабельным, иметь возможность преодолевать водные преграды вплавь. В качестве боевой машины была выбрана база тягача МТ-ЛБ. Гусеничная машина обладала низким удельным давлением на грунт, что позволяло ей двигаться по болотам, песчаной местности и снежной целине. Так же машина способна преодолевать водные преграды вплавь. В походном положении высота комплекса составляет всего 2220 мм, это снижает его заметность и позволяет перевозить ЗРК самолетами транспортной авиации. Для приведения ЗРК «Стрела-10» в боевое состояние требуется не более 40 секунд. В отличие от комплекса 9К31 «Стрела-1», ЗРК «Стрела-10» оборудован электроприводами пускового устройства. Комплекс  9К35 вооружили новой ракетой 9М37 с двумя каналами наведения.  Основной канал наведения ракеты – оптический, инфракрасный используется при малой освещенности и при постановке противником оптических помех. ЗРК «Стрела-10», по сравнению с ЗРК «Стрела-1», имеет большую по дальности и высоте зону поражения целей, так же стало возможным поражать цели с более высокими скоростями полета на встречных и догонных курсах. В январе 1973г. комплекс 9К35 поступил на испытания. Они проходили на Донгузском полигоне  до мая 1974г. По результатам испытаний, ЗРК был рекомендован к принятию на вооружение, но только после устранения ряда замечаний. В частности, предписывалось увеличить вероятность поражения цели одной ракетой по ИК и фото контрастному каналам в различных ракурсах обстрела цели.  Необходимо было увеличить надежность боевой машины и ракеты 9М37, улучшить компоновку аппаратуры и обеспечить более удобную работу расчета.  В 1976г. на вооружении Советской Армии был принят зенитно-ракетный комплекс 9К35 «Стрела-10» (в кодировке НАТО — SA-13 Gopher).

В состав ЗРК входят боевые машины 9А35 и 9А34, ракеты 9М37, контрольно-проверочная машина 9В839, машина технического обслуживания 9В915 и система внешнего электропитания 9И111. Машина 9А35, одна из четырех зенитно-ракетного взвода, оборудована пассивным радиопеленгатором. Это позволяет обнаруживать и пеленговать цели с излучающей радиоэлектронной аппаратурой, и выдавать целеуказание на машины 9А34. Для вычисления углов упреждения пуска ракеты и выдачи команд на приводы наведения пусковой установки, в состав аппаратуры входят радиодальномер миллиметрового диапазона и счетно-решающее устройство. ЗРК «Стрела-10» способен стрелять, как с места, так и в движении при скорости до 30км/ч. Кроме четырех контейнеров с ракетами, размещенных на пусковой установке, еще четыре запасных находятся в корпусе боевой машины. На их замену подготовленному экипажу требуется около трех минут. Серийно ЗРК производился на Саратовском агрегатном заводе, а ракеты 9М37 — на Ковровском механическом заводе. В 1977г. была проведена модернизация комплекса и после испытаний, проведенных в 1979 году, на вооружение был принят ЗРК 9К35М «Стрела-10М». От предшественника он отличался усовершенствованной ракетой 9М37М, оснащенной новой ГСН, позволявшей осуществлять селекцию цели по траекторным признакам, что заметно снизило эффективность помех-ловушек.

ЗРК 9К35 «Стрела-10» поставлялся на вооружение Советской Армии, в страны Варшавского договора и другие государства. Сейчас он стоит на вооружении Российской Армии, стран СНГ и ряда других армий. Комплекс применялся в ходе боевых действий на Ближнем востоке и в Африке. В ходе войны в Персидском заливе 1991г. силы иракской ПВО, с помощью ЗРК «Стрела-10», сбили два американских штурмовика А-10 Thunderbolt II.

Технические характеристики ЗРК 9К35 «Стрела-10»:

Длина: 6450 мм
Ширина: 2850 мм
Высота:
— в походном положении — 2220 мм
— в боевом положении —  3800мм
Дорожный просвет (клиренс): 395 мм
Боевая масса: 12,3 т
Максимальная скорость:
— по шоссе – 60 км/ч
— наплаву – 5-6 км/ч
Запас хода по топливу: 500км
Вместимость: Экипаж 3 человека
Бронирование: противопульное
Вооружение:
— Пулемет 1хПКТ 7,62мм
— Ракета 9М37 – 8шт

Технические характеристики ракеты 9М37:
Длина: 2190 мм
Калибр: 120 мм
Стартовая масса: 42,5 кг
Масса боевой части: 5 кг
Скорость полета: 550 м/с
Зона поражения:
— по высоте – 25-3500м
— по дальности – 800-5000м
Максимальная скорость поражаемых целей (навстречу/вдогон): 415/310 м/с

Преодолеваемые препятствия:
подъем — 35 град.
ширина рва – 2,8 м
высота стенки — 1,1 м
глубина брода — плавает

Фотографии ЗРК 9К35 «Стрела-10М» сделаны 25 июня 2014 года в Техническом музее АвтоВАЗ в городе Тольятти. Произведены некоторые замеры элементов пусковой установки. Думаю, этот материал будет полезен при работе над моделями этого комплекса. В масштабе 1:35 модель ЗРК «Стрела-10» производится фирмой Скиф, а масштабе 1:72 модель комплекса 9К35 выпускалась украинской фирмой ACE, на данный момент она снята с производства. Будем надеяться, что модель будет перевыпущена в более высоком качестве, например, с использованием 3D технологий.

hobby-models.ru

Зенитный ракетный комплекс 9К35 «Стрела-10СВ»

]]>]]>В состав комплекса 9К35 входит:

  • боевая машина (БМ) 9А35, оборудованная пассивным радиопеленгатором целей,
  • боевая машина 9А34 (без радиопеленгатора),
  • ЗУР 9М37,
  • контрольно-проверочная машина.

В отличие от ЗРК «Стрела-1М» комплекс 9К35 (см. ]]>проекции]]>) размещался не на колесной машине БРДМ-2, а на гусеничном многоцелевом тягаче МТ-ЛБ, грузоподъемность которого позволила увеличить возимый боекомплект с четырех до восьми ЗУР (четыре — на направляющих пускового устройства и четыре — в корпусе самохода). При этом потребовалась длительная отработка приборного оборудования боевой машины, на которое воздействовали мощные вибрации гусеничного шасси, несвойственные ранее применявшимся колесным машинам.

В ЗРК «Стрела-10СВ» использовался электропривод пускового устройства, а не мускульная сила оператора, как в комплексе «Стрела-1М».

Ракета 9M37.

Для комплекса «Стрела-10СВ» была разработана новая ракета, получившая обозначение 9М37 (см. ]]>компоновочную схему]]>). В состав ракеты 9М37 входила двухцветная головка самонаведения, в дополнение к примененному в ЗРК «Стрела-1M» фотоконтрастному каналу использовался и тепловой (инфракрасный) канал, что повышало боевые возможности ЗРК при стрельбе навстречу и вдогон цели, а также в условиях помех. Фотоканал использовался как резервный, так как в отличие от теплового он требовал охлаждения, которое могло обеспечиваться только при однократной предпусковой подготовке ЗУР.

Для ограничения скорости проворота ракеты по крену на ЗУР применены расположенные позади крыльев отдельно стоящие роллероны. При сохранении диаметра корпуса и размаха крыла ЗУР комплекса «Стрела-1» длина ракеты 9М37 увеличена до 2,19 м.

Для повышения эффективности боевого снаряжения при сохранении прежней массы (3 кг) осколочно-фугасной боевой части в БЧ ЗУР 9М37 были использованы стержневые поражающие элементы. При прямом попадании в цель контактный датчик, а в случае пролета ракеты вблизи цели — неконтактный электронно-оптический датчик, задействовали предохранительно-исполнительный механизм на подрыв боевой части ЗУР.

]]>]]>

Введение в комплекс «Стрела-10СВ» аппаратуры оценки зоны пуска 9С86, автоматически вырабатывающей данные для отработки требуемых углов упреждения, позволило своевременно осуществлять пуски ракет. Ее основу составляли когерентно-импульсный радиодальномер миллиметрового диапазона волн, обеспечивавший определение дальности до цели (в пределах от 30 до 10300м с максимальной ошибкой не более 100м) и радиальной скорости цели (с максимальной ошибкой не более 30м/с), а не аналого-дискретное счетно-решающее устройство, которое определяло границы зоны пуска с максимальными ошибками 300-600м и углы упреждения при пуске со средними ошибками 0,1-0,2°.

В комплексе «Стрела-10СВ» появилась возможность обстреливать более скоростные цели по сравнению с ЗРК «Стрела-1М» расширились границы зоны поражения. Если комплекс «Стрела-1М» не был защищен ни от естественных, ни от организованных оптических помех, то ЗРК «Стрела-10СВ» при работе с использованием теплового канала ГСН был защищен от естественных помех и в определенной мере — от одиночных преднамеренных оптических помех-ловушек. Однако в ЗРК «Стрела-10СВ» еще оставались многие ограничения эффективной стрельбы с использованием как фотоконтрастного, так и теплового каналов ГСН ЗУР.

]]>]]>

ЗРК 9К35 организационно объединялись в зенитный ракетный взвод «Стрела-10СВ» зенитной ракетно-артиллерийской батареи (взвод ЗРК «Стрела-10СВ» и взвод комплекса «Тунгуска») зенитного дивизиона мотострелкового (танкового) полка. Взвод состоял из одной боевой машины 9А35 и трех машин 9А34. В качестве батарейного командирского пункта использовался пункт управления ПУ-12 (ПУ-12М), который в дальнейшем предполагалось заменить на унифицированный батарейный командирский пункт «Ранжир».

Централизованное управление комплексами «Стрела-10СВ» в составе батареи и зенитного дивизиона полка предлагалось осуществлять так же, как и комплексами «Тунгуска» — путем передачи команд и целеуказаний от батарейного командирского пункта и командного пункта ПВО полка по радиотелефону (до оборудования ЗРК аппаратурой передачи данных) и по радиотелекоду (после такого оборудования).

Средства связи:

  • Радиостанция Р-123М;
  • Танковое переговорное устройство ТПУ-4.

Экипаж: командир БМ, старший оператор и механник-водитель. Помимо личного оружия экипажа на каждой боевой машине находится пулемет ПК с двумя боекомплектами.

rbase.new-factoria.ru

Зенитный ракетный комплекс «Стрела-10»

Боевая машина 9А34 зенитного ракетного комплекса «Стрела-10» обеспечивает поражение аэродинамических целей, летящих на встречных курсах со скоростью до 415 м/с (до 310 м/с — на догонных курсах), на высоте от 0,025 км до 3,5 км, на дальности от 0,8 до 5 км при курсовом параметре до 3 км. При наличии целеуказания от средств управления и при отсутствии организованных помех обеспечиваться вероятность поражения цели одной зенитной управляемой ракетой (ЗУР) одиночной цели, маневрирующей с перегрузками до 3-5 единиц, не менее 0,5-0,6.

Возимый боекомплект составляет 12 ЗУР. Боевая машина 9А34 авиатранспортабельна (перевозиться самолетом Ан-12Б и вертолетом Ми-6) и имеет возможность преодолевать водные преграды вплавь. Масса боевой машины составляет 12,5 т.

Командирская боевая машина 9А35 оборудована пассивным помехозащищенным радиопеленгатором целей 9С16, а боевая машина 9А34 его не имеет.

Используемые зенитные управляемые ракеты — 9М37

Боевая машина 9А34 (9А35) оснащена аппаратурой оценки зоны пуска 9С86, автоматически вырабатывающей данные для отработки требуемых углов упреждения, что позволяет своевременно осуществлять пуски ракет.

Основу аппаратуры оценки зоны пуска составляет когерентно-импульсный радиодальномер миллиметрового диапазона волн, обеспечивающий определение дальности до цели в пределах от 0,43 до 10,3 км (с максимальной ошибкой не более 100 м) и радиальной скорости цели (с максимальной ошибкой не более 30 м/с), а также аналого-дискретное счетно-решающее устройство, которое определяет границы зоны пуска с максимальными ошибками 300-600 м и углы упреждения при пуске со средними ошибками 0,1-0,2 градусов.

В качестве базовой машины используется гусеничный многоцелевой бронированный тягач МТ-ЛБ, грузоподъемность которого позволяет перевозить до восьми ЗУР 9М37 в транспортно-пусковых контейнерах, половина из которых находится на направляющих пускового устройства, а остальные размещаются в корпусе самохода.

В боевой машине 9А34 (9А35) ЗРК «Стрела-10» используется электропривод пускового устройства. Скорость кругового горизонтального наведения составляет от 0,3 до 100 град, в секунду. Максимальная скорость вертикального наведения в диапазоне углов — от -5 до +80 градусов. Оператор ведет наблюдение через бронестекло в секторе 90×120 градусов. При сложенном пусковом устройстве высота боевой машины не превышает 2,2 м. Заряжание пускового устройства четырьмя ракетами осуществлялась вручную за 3 минуты.

Масса боевой машины 9А35 составляет 12,35 т, а 9А34 — 12,29 т, длина — 6,93 м, ширина — 2,85 м.

Зенитная управляемая ракета 9М37

Зенитная управляемая ракета 9М37 выполнена по аэродинамической схеме «утка» и использует пассивное самонаведение.

Для этого, в состав ракеты 9М37 комплекса «Стрела-10» входит двухдиапазонная головка самонаведения: фотоконтрастного (0,4-0,8 мкм) диапазона и инфракрасного диапазона (3,5-5 мкм), что повышает боевые возможности ЗРК при стрельбе навстречу и вдогон цели, а также в сложных метеорологических условиях и при использовании противником помех. Фотоконтрастный канал используется при стрельбе по приближающимся целям, а также как резервный, поскольку в отличие от теплового (инфракрасного) не требует охлаждения, которое может обеспечиваться только при однократной предпусковой подготовке ЗУР.

Для ограничения скорости поворота ракеты по крену на ЗУР применяются расположенные позади крылья и, стоящие отдельно от них, роллероны, которые выполнены без обычного для этих устройств роторов, раскручиваемых набегающим воздушным потоком. Вместо них роллероны связаны с расположенными внутри корпуса роторами с газодинамической раскруткой.

Для повышения эффективности боевого снаряжения в ЗУР 9М37 вместо осколков используются стержневые (режущие) поражающие элементы массой 9 г, разлетающиеся со скоростью до 1300 м/с. Масса взрывчатого вещества боевой части — 1,1 кг.

Длина ракеты 9М37 составляет 2,19 м.

ru.uos.ua

Стрела свою цель не упустит (ЗРК Стрела-10)

В ходе локальных войн на Ближнем Востоке успешно использовались относительно недорогие полковые и дивизионные ЗРК с оптико-электронными системами обнаружения целей советского производства. Так как их применение ограничивалось погодными условиями, то в связи с этим н 1968 году было начато проектирование самоходного ЗРК 9К35 «Стрела-ЮСВ». А полномасштабные работы по комплексу начались в июле 1969 года. Предназначался он для ПВО мотострелковых и танковых полков и представлял собой глубокую модернизацию ЗРК «Стрела-1М».

В состав 9К35 вошли: боевые машины 9А35, 9А34, ракета 9М37 и воспомогательное оборудование. Интересно, что первоначально предполагалось наряду с ракетой 9М37 вести стрельбу и ракетами 9М31М от комплекса «Стрела-1М».

Головным разработчиком комплекса в целом, а также ракеты 9М37 и ряда пусковых агрегатов было назначено КБ точного машиностроения Миноборонпрома (главный конструктор А.Э.Ну-дельман). Головной организацией по разработке головки самонаведения и неконтактного взрывателя являлось ЦКБ «Геофизика» Миноборонпрома (главный конструктор Д.М.Хорол). Изготовлением шасси боевой машины занимался Харьковский тракторный завод, а установкой артиллерийской части на нее — Саратовский агрегатный завод Миноборонпрома. Серийное производство ракет велось на Ковровском механическом заводе Миноборонпрома.

Заводские испытания первого опытного образца комплекса начались в августе 1971 года. Но они вскоре замедлились из-за срыва поставок головок самонаведения. Поэтому совместные (государственные) испытания ЗРК «Стрела-ЮСВ» завершились лишь в мае 1974 года на Донгузском полигоне. На вооружение же «Стрела-ЮСВ» была принята в 1976 году после многих доработок и длительных споров между разработчиками, ГРАУ и командованием ПВО сухопутных войск.

Ракета 9М37, выполненная по аэродинамической схеме «утка», имела управляющие органы (рули) в передней части корпуса, а неподвижный стабилизатор — в задней. Она оснащалась однокамерным двухрежимным реактивным твердотопливным двигателем и пассивной двухканальной головкой самонаведения. Основной канал наведения — оптический. Его аппаратура работала в видимой части спектра солнечных лучей и фиксировала цель, контрастирующую на фоне неба. После захвата цели головка самонаведения начинала сопровождать ее. Инфракрасный же канал использовался только в сложной фоновой обстановке, при малой освещенности и при постановке противником оптических помех.

Преимуществами такой системы перед радиолокационными системами наведения ракет комплексов «Куб» и «Круг» были: более низкая стоимость, невосприимчивость к радиолокационным помехам и неуязвимость боевых машин для ракет типа «Шрайк», наводившихся по лучу радиолокатора. А к ее недостаткам надо отнести: невозможность стрельбы по цели, заходящей со стороны солнца (угол между направлением на цель и солнцем должен был превышать 20°), и чувствительность к инфракрасным и оптическим помехам, создаваемым противником.

Ракета 9М37 с боевой частью 9Н125 со стержневыми поражающими элементами помещалась в контейнере, который обеспечивал пылебрызгозащищенностьее и выполнял при пуске ракеты роль направляющей. На контейнере размещались пороховой газогенератор и элементы системы охлаждения головки самонаведения.

По проекту 9М37 должна была обеспечить поражение целей типа МиГ-17 и Ил-28, летящих со скоростью 750 км/час, в передней полусфере при работе головки самонаведения в инфракрасном канале, и поражение целей, летящих со скоростью до 1100 км/ч, в задней полусфере на дальности свыше 4800 м.

При проектировании в качестве базового шасси боевой машины (пусковой установки) рассматривалось три «кандидатуры»: БМП-1, БМД-1 и МТ-ЛБ. Отметим, что все три машины гусеничные, так как «стрелы» предполагалось использовать совместно с «шилками». В конце концов, лучшим вариантом признали бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ, изготавливаемый Харьковским тракторным заводом.

На его базе создали две машины — 9А35 и 9А34. Разница между ними небольшая: первая оснащалась пассивными радиопеленгаторами 9С16, а 9А34 их не имела. Радиопеленгатор служил для обнаружения и точного пеленгования целей, летящих с работающей бортовой радиолокационной аппаратурой. Машина имеет V-образный четырехтактный дизель ЯМЭ-238В мощностью 240 л.с., позволяющий развивать скорость по шоссе до 61 км/час при запасе хода 500 км. Она способна преодолевать подъем в 30° и крен в 25°. Машина плавающая — максимальная скорость на плаву 6 км/час. Время перевода пусковой установки из походного положения в боевое около 20 секунд, а обратно — 2—3 минуты. В отличие от ЗРК «Куб» и «Круг», боевая машина комплекса «Стрела-10» не имеет специального двигателя, работающего на генератор бортовой сети. Поэтому комплекс может работать только при работе основного двигателя или при подключении внешнего источника электропитания.

Пусковая установка оснащена аппаратурой оценки зоны поражения 9С86 для автоматического определения дальности до цели, радиальной скорости цели в пределах 450—10 000 м и вычисления углов упреждения пуска ракеты, отрабатываемых приводами наведения пусковой установки. В состав аппаратуры входят когерентно-импульсный радиодальномер миллиметрового диапазона волн и аналоговое счетно-решающее устройство. Для определения государственной принадлежности воздушных целей, оборудованных ответчиками типа «Кремний-2», «Кремний-2М», «Пароль» и др., на боевой машине установлен радиозапросчик 1РЛ246-10-2, работающий при наклонной дальности до 12 000 м и высотах от 25 до 5000 м.

На пусковой установке в походном и боевом положениях размещены четыре ракеты в контейнерах, прикрепленных к раме пусковой установки с помощью бугелей. Масса одного контейнера с ракетой 74 кг. Перезаряжание полного боекомплекта производится вручную за три минуты. В боеукладке машины имеются четыре запасные ракеты.

Углы наведения составляют: по вертикали-5°…+80°, при скорости наведения 50 °/сек, а по горизонтали — 360° (100°/сек).

Расчет боевой машины состоит из трех человек: командира, оператора и механика-водителя. Для самообороны на корпусе боевой машины закрепляется 7,62-мм пулемет ПКТ.

Действие комплекса происходит следующим образом: данные целеуказания от пункта управления ПУ-12 или командирской машины «Овод М-СВ» поступают по радио или проводной связи к оператору комплекса, который наводит пусковую установку в направлении цели и с помощью оптического визира 9Ш127 производит точное прицеливание. При автономной работе комплекса цель обнаруживает командир по индикатору радиопеленгатора, а оператор окончательно прицеливается и при попадании цели в нулевое кольцо визира нажимает кнопку «слежение — пуск» до первого упора. При этом открывается передняя крышка контейнера ракеты. После захвата цели головкой самонаведения ракеты радиодальномер начинает излучать зондирующие импульсы, и параллельно с ним запросчик определяет государственную принадлежность цели. После этого происходит пуск, и связь ракеты с машиной прерывается, т.е. реализуется принцип «выстрелил — и забыл».

Комплексы «Стрела-10СВ» вошли в состав зенитных батарей мотострелковых и танковых полков. Причем батареи состоят из взвода ЗРК и взвода «шилок». Взвод первых состоит из одной машины 9А35 и трех 9А34. В качестве командного пункта используется пункт управления ПУ-12 (9С482) на шасси БТР-60ПБ, который предполагалось заменить на унифицированный батарейный командный пункт «Ранжир» (9С737), созданный на шасси МТ-ЛБУ и принятый на вооружение в 1989 году.

В 1977 году начались работы по модернизации комплекса «Стрела-ЮСВ». Модернизация состояла в усовершенствовании головки самонаведения ракеты и аппаратуры ее запуска. Модернизированная головка могла производить селекцию тепло-излучающих целей по траекторным признакам, что позволяло отличить часть инфракрасных ловушек от цели. Испытания модернизированного комплекса проходили с января по май 1978 года на Донгузском полигоне, а на следующий год он был принят на вооружение под названием «Стрела-ЮМ».

В том же 1979 году началась вторая модернизация комплекса. Основной целью ее являлось обеспечение боевыми машинами автоматического приема и отработки данных целеуказания от средств управления полкового звена ПВО. Для этого их оснастили дополнительными радиостанциями Р-123М для приема телекодовой информации. Кроме того, предполагалось обеспечить их плавание с полным боекомплектом (8 ракет.) Для этого пусковые установки оснастили специальными поплавками из пенополиуретана, и комплекс получил возможность запускать ракету даже на плаву.

В июле — октябре 1980 года на том же полигоне были проведены испытания модернизированного образца ЗРК. А в 1981 году комплекс под названием «Стрела-ЮМ2» (9К35М2) приняли на вооружение.

В 1983 году началась третья модернизация «Стрелы-10». В ее состав ввели новую ракету 9МЗЗЗ, которая по сравнению с 9М37М имела улучшенные двигатель и контейнер, новые головку самонаведения, автопилот, неконтактный взрыватель и боевую часть. Неконтактный взрыватель, имевший в два раза больше лазерных импульсных излучателей, формирующих восьмилуче-вую диаграмму направленности, существенно повысил вероятность поражения малоразмерных целей 

Ракеты 9МЗЗЗ и 9М37М можно запускать со всех модификаций боевых машин комплекса.

Последняя модификация была принята на вооружение в 1989 году под названием «Стрела-ЮМЗ» (9K35M3).

Организационная структура подразделений, оснащенных «Стрелой-ЮМЗ», осталась без изменений.

ЗРК «Стрела-ЮСВ» широко экспортировалась как в страны-участницы Варшавского договора, так и в развивающиеся страны. Комплекс достаточно успешнр применялся в ходе боевых действий в Ливане и Анголе.

Ближайшим аналогом «стрел» был американский ЗРК «Чапараэл» М730. Он также нес четыре ракеты на гусеничной пусковой установке, но запасных ракет не имел. Головка самонаведения ракеты инфракрасная, а боевая часть — осколочно-фугасная. Были попытки переделать «Чапараэл» во всепогодный комплекс, но успехом они не увенчались. В танковой дивизии США ЗРК «Чапараэл» вместе с 20-мм ЗСУ «Вулкан» входили в состав зенитного дивизиона, в котором было по две батареи ЗРК (24 машины) и ЗСУ. Принципиальным недостатком М730 по сравнению со «Стрелой-10» являлась невозможность ведения стрельбы по встречным целям.

Пусковая установка 9А35 зенитного ракетного комплекса «Стрела-10». На чертеже:

1 — гусеница; 2 — гидроамортизатор; 3 — колесо ведущее; 4 — трос буксировочный;5— пулемет ПКТ; 6— колпак воздухозаборника; 7— башня оператора; 8— рама пусковой установки; 9— контейнер с ракетой; 10 — ограждение; 11 — крюк буксирный; 12— колесо направляющее; 13— каток; 14— крышка трансмиссионного отделения; 15— фара; 16,26 — щитки лобовых стекол; 17— люк командира; 18— площадка технического обслуживания; 19— радиопеленгатор; 20 — жалюзи радиатора; 21 — люк над двигателем; 22 — люк механика-водителя; 23 — антенна радиостанции; 24 — остекление башни; 25 — антенна радиодальномера; 27,37 — щит волноотражательный в опущенном и поднятом положении; 28 — крюк буксирный; 29 — газогенератор; 30 — люки доступа к боеукладке; 31,36 — кормовая решетка в поднятом и опущенном положении; 32 — щиток гидродинамический;33— удлинитель воздухозаборной трубы; 34 — ограждение радиатора; 35 — рама пусковой установки в положении по-походному.
Масса боевой машины, кг:
9А34…………..12290
9А35…………..12348

 

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ЗЕНИТНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Название

«Стрела-

«Стрела-

«Сгрела-

«Стрела-

«Чапараэл»

комплекса

ЮСВ»

10М»

10М2″

10МЗ»

 

Индексы:

 

 

 

 

 

комплекса

9К35

9К35М

9К35М2

9K35M3

М730

машины

9А35 и

9А35М и

9А35М2 и

9A35M3 и

 

9А34

9А34

9А34М2

9A34M3

 

ракеты

9М37

9М37М

9М37М

9МЗЗЗ

Год

 

 

 

 

 

принятия на

 

 

 

 

 

вооружение

1976

1979

1981

1989

1968

Масса, кг:

 

 

 

 

 

стартовая

 

 

 

 

 

ракеты

39,2

40

40

42

84

боевой

 

 

 

 

 

части

3,0

3,0

3,0

5,0

5,0

Длина/диаметр

 

 

 

 

 

ракеты, мм

2190/120

2190/120

2190/120

2910/120

Скорость

 

 

 

 

 

ракеты

 

 

 

 

 

(макс./мин,),

 

 

 

 

 

м/с

800/360

800/360

800/360

850/-

Дальность

 

 

 

 

 

поражения

 

 

 

 

 

цели, км

0,8-5,0

0,8-5,0

0,8-5,0

0,8-5,0

0,8-6,0

Досягаемость

 

 

 

 

 

по высоте, м:

 

 

 

 

 

верхняя

3500

3500

3500

3500

3000

нижняя

25

25

25

10

15

 

techno-story.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *