Содержание

фото бомбардировщика Ту-160, описание самолёта.

Ту-160 «Белый лебедь» — дальний стратегический бомбардировщик России. Ту-160 имеет крыло изменяемой стреловидности, также это самый быстрый тяжёлый бомбардировщик, он способен развивать сверхзвуковую скорость.

Своё название «Белый лебедь» самолёт Ту-160 носит неофициально, так его называют лётчики.

Ту-160 – это также самый тяжёлый дальний бомбардировщик.

Разработка Ту-160 началась в СССР как ответ на создание американцами дальнего бомбардировщика B-1. В то время СССР сделал ставку на развитие ракетного вооружения и имел неплохую систему ракетно-ядерного сдерживания, но начал существенно отставать в области боевой авиации. А США сделали ставку на развитие стратегической авиации и технологическое отставание СССР постоянно нарастало.

18 декабря 1981 года бомбардировщик Ту-160 совершил свой первый полёт на аэродроме «Раменское». Самолет имел заводское обозначение: «изделие 70-01». Также в процессе первоначальных испытаний принимал участие и второй опытный образец – изделие «70-02», но он использовался во время статических испытаний, в лётной программе он участия не принимал.

У советских конструкторов уже был опыт разработки похожих самолётов, например пассажирский самолёт Ту-144 и бомбардировщик Ту-22М по конструкции имеют много общего с Ту-160. Этот опыт активно использовался при создании «Белого лебедя».

Производство Ту-160 началось в 1984 году на КАПО (Казанское Авиационное Производство). В этом же году в воздух поднялся первый серийный самолёт.

Изначально Ту-160 задумывался исключительно как тяжёлый ракетоносец. Его боевая функция заключалась в доставке крылатых ракет дальнего радиуса действия к месту пуска.

Ракеты Х-55СМ, которыми вооружён бомбардировщик, поражает цели по координатам, заранее заданным запрограммированным. Координаты вносятся в память ракеты перед вылетом бомбардировщика.

Ту-160 можно переоборудовать и он будет наносить удары свободноплавающими бомбами, в том числе ядерными, морскими минами или другими типами вооружения.

Сейчас разрабатываются высокоточные крылатые ракеты, которые существенно расширят боевые возможности Ту-160.

В 1992 году тогдашний президент РФ заявил о возможности прекращения производства бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь», при условии, что в США прекратится производство бомбардировщика B-2. Но этого не произошло, и самолёты Ту-160 продолжали производиться на Казанском заводе.

В 2008 году в состав ВВС РФ был передан последний самолёт Ту-160, он получил своё собственное имя «Виталий Копылов».

Кстати, обычно самолёты Ту-160 имеют свои собственные имена.

После распада СССР несколько самолётов Ту-160 достались Украине. Часть самолётов была передана России за счёт уплаты государственного долга, другая часть распилена по программе, финансируемой из США.

В составе ВВС России на начало 2013 года на вооружении находится 16 бомбардировщиков Ту-160 «Белый лебедь».

Самолёт Ту-160 «Белый лебедь» и иван-чай.

На фото самолёт «Белый лебедь».

Самолёт «Белый лебедь».

Смотрите другие фото Ту-160.

Бомбардировщик Ту-160 «Белый Лебедь» (Фото)

Ту-160 "Белый Лебедь"

Бомбардировщик стал «нашим ответом» на американскую программу AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft – «Развитый пилотируемый стратегический самолет»), в рамках которого был разработан небезызвестный B-1 Lancer, и ответом замечательным. Практически по всем характеристикам Ту-160 существенно опережают своих основных конкурентов – американских Lancer′ов. Скорость «лебедей» выше в 1,5 раза, настолько же больше боевой радиус и максимальная дальность полета. Тяга двигателей мощнее почти вдвое. И уж совсем не выдерживают сравнения с ними гораздо менее удачные «невидимки» B-2 Spirit, при конструировании которых в угоду малозаметности было принесено, кажется, все, что только можно, включая грузоподъемность, стабильность полета и его дистанцию.

Фото ИТАР-ТАСС

Бомбардировщик стал «нашим ответом» на американскую программу AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft – «Развитый пилотируемый стратегический самолет»), в рамках которого был разработан небезызвестный B-1 Lancer, и ответом замечательным. Практически по всем характеристикам Ту-160 существенно опережают своих основных конкурентов – американских Lancer′ов. Скорость «лебедей» выше в 1,5 раза, настолько же больше боевой радиус и максимальная дальность полета. Тяга двигателей мощнее почти вдвое. И уж совсем не выдерживают сравнения с ними гораздо менее удачные «невидимки» B-2 Spirit, при конструировании которых в угоду малозаметности было принесено, кажется, все, что только можно, включая грузоподъемность, стабильность полета и его дистанцию.

Фото ИТАР-ТАСС

Самолёт «Белый лебедь»: фото самолёта «Белый лебедь».

«Белый лебедь» — неофициальное название бомбардировщика Ту-160. Это название самолёт носит неофициально, так его называют лётчики.

На фото самолёт «Белый лебедь».

Самолёт «Белый лебедь». Самолёт «Белый лебедь».

Ту-160 «Белый лебедь» — дальний стратегический бомбардировщик. «Белый лебедь» имеет крыло изменяемой стреловидности, также Ту-160 «Белый лебедь» самый быстрый бомбардировщик класса, Ту-160 даже способен развивать сверхзвуковую скорость.

Бомбардировщик Ту-160 в СССР начали создавать в ответ на разработки в США аналогичной машины. Американский аналогичный бомбардировщик B-1 был разработан в 1970-80-х годах прошлого века компанией Rockwell International.

Во время создания Ту-160 «Белый лебедь» в армии СССР сложилась ситуация, которая отражала политическую волю руководства страны, а именно перекос в сторону ракетного вооружения. СССР активно развивал ракетную составляющую и имел отличную систему ракетно-ядерного сдерживания. Но работы по развитию стратегической авиации практически не проводились. В результате чего США начал уходить далеко вперёд в области стратегической авиации.

В условиях холодной войны, когда вся планета смотрит на гонку капиталистической системы и коммунистической, СССР не мог позволить себе отставание в этой области.

Самолёт «Белый лебедь» совершил свой первый полёт 18 декабря 1981 года на аэродроме «Раменское». Хотя в то время ещё Ту-160 не насил это неформальное название.

Советские конструкторы уже создали пассажирский самолёт Ту-144 и дальний бомбардировщик Ту-22М, которые по конструкторским особенностям схожи с Ту-160, так что работы над самолётом «Белый лебедь» не нужно было начинать с ноля.

1984 год стал годом рождения нового самолёта, первый серийный «Белый лебедь», произведённый на КАПО (Казанское Авиационное Производство), поднялся в небо именно в 1984 году.

Хотя изначально самолёт «Белый лебедь» задумывался исключительно как ракетоносец, цель которого запустить ракеты с ядерными боеголовками, но по мере развития проекта самолём получил возможность сбрасывать бомбы и морские мины.

В 1992 году на высшем политическом уровне поднимался вопрос о взаимной остановке производства бомбардироващиков Ту-160 и B-2 в России и США. Но США отказались закрывать свой проект бомбардировщика невидимки.

Последний самолёт «Белый лебедь» был передан в состав ВВС России в 2008 году. Он, как и многие Ту-160, имеет собственное имя «Виталий Копылов».

Смотрите больше фото Ту-160.

Ту-160

Blackjack или «Белый лебедь»: что происходит с Ту-160М?


Экономия и модернизация



Второго февраля произошло событие, которого долго ждали любители авиации. В воздух поднялся глубоко модернизированный Ту-160: испытания провели на аэродроме Казанского авиационного завода имени С. П. Горбунова. Самолет пилотировал экипаж под руководством Анри Наскидянца. Всего полет длился 34 минуты.

Сразу возникает вопрос: о каком самолете идет речь? Само по себе обозначение Ту-160 — «Белый лебедь» (или натовское Blackjack) уже мало о чем говорит, ведь существуют старые советские самолеты и машины более поздней постройки, для которых использовали советский задел. А среди названий существующих самолетов можно встретить Ту-160, Ту-160М, Ту-160М+ и даже Ту-160М2. Сразу оговоримся: последнее неверно, так как никакого Ту-160М2, ровно, как и «полностью нового» бомбардировщика, пока нет. Возникает вопрос: что же тогда взлетело, и почему к этому событию приковано столь большое внимание СМИ? Постараемся разобраться.

Итак, январь 2018 года. В небо поднимается Ту-160, который с легкой руки российских чиновников ранее почему-то получил обозначение М2, хотя, как оказалось впоследствии, это не совсем так (вернее, совсем не так). Напомним, речь тогда шла о самолете с серийным номером 8-04 и именем «Петр Дейнекин»: машину построили из советского задела, то есть чисто формально ее можно было считать новой. «На самолете проведена только малая модернизация, планер и двигатели остались прежними», — писало впоследствии ТАСС со ссылкой на свой источник в оборонно-промышленном комплексе.


Ранее, напомним, часть строевых машин уже прошла частичную модернизацию. Таким образом, всех их (как старые, так и новый) можно было условно отнести к самолетам «модернизации первого этапа», в рамах которой, по сути, мы получили тот же самый Ту-160, но с некоторыми улучшениями. Всего в составе ВВС на 2019 год числилось семнадцать разных Ту-160.

Первый полет не первого


Само собой, общественность ждала первый новый самолет — тот самый глубоко модернизированный, который и должен был стать прообразом «Супер лебедя». Своего рода аналога современных американских «стратегов». В октябре прошлого года стало известно, что сотрудники Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова изготовили первый мотоотсек стратегического бомбардировщика Ту-160М2 и подготовили его к отправке на Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова. А уже в ноябре 2019-го ТАСС сообщил о завершении сборки первого глубоко модернизированного бомбардировщика Ту-160М. И вот второго февраля самолет выполнил первый полет.Blackjack или «Белый лебедь»: что происходит с Ту-160М?
Подобная «прыть» заслуживала бы уважение, если бы не одно «но». Как мы уже говорили, никакого Ту-160 «новой постройки» пока не существует. Поднявшийся второго января в небо самолет — это не что иное, как прошедший модернизацию строевой Ту-160 с серийным номером 2-02, получавший ранее имя «Игорь Сикорский». Он стал своего рода «прообразом» нового «Ту», который должен получить (или уже получил) бортовую радиолокационную станцию семейства «Новелла» НВ1.70, «стеклянную кабину», новую навигационную систему НО-70М, навигационную РЛС ДИСС-021-70, приемник космической навигации А737ДП, автопилот АБСУ-200МТ, систему связи С-505-70, систему госопознавания БКР-70М, а также бортовой комплекс обороны «Редут-70М».

Специалисты говорят о новых вооружениях, однако, пока что все это на уровне слухов. Про перспективную ракету Х-БД большой/сверхбольшой дальности давно ничего не слышно. В последнее время СМИ говорят о некоей «гиперзвуковой» ракете для ПАК ДА. Однако если учесть, что гиперзвуковым оружием называют аэробаллистические «Кинжалы», говорить что-то с уверенностью про этот комплекс довольно трудно.

Скорее всего, обновленный Ту-160 сможет, как и некоторые другие самолеты этого типа, применять уже испытанные в Сирии крылатые ракеты X-101. Обращает на себя внимание то, что на машине с серийным номером 2-02 теперь, видимо, полностью демонтировали оптико-телевизионный прицельный комплекс, что может снизить многофункциональность комплекса. Однако будем исходить из условно оптимистичного варианта: ОТПК могли сделать выдвижным, подобному тому, как это реализовали в случае с установленным на Су-34 «Платаном».

Blackjack или «Белый лебедь»: что происходит с Ту-160М?
Не меньше противоречий и в случае с силовой установкой. Как стало известно, опытный Ту-160М не имеет новых двигателей НК-32-02, но их намерены устанавливать на другие модернизированные машины.

В конечном счете мы получили довольно неоднозначный вариант модернизации, а имеющиеся данные зачастую порождают больше вопросов, чем ответов. Точно известно, что до нового уровня модернизируют пятнадцать строевых машин. Такой же (или очень близкий) набор аппаратуры будут иметь десять полностью новых Ту-160М, первый из которых должен взлететь в 2021 году.

На первый второй


Собственно, именно с этого момента и начнется история М2: как стало известно, маркировку Ту-160М2 Министерство промышленности и торговли использует именно для обозначения построенных «с нуля» машин.

«Идет строительство стратегического ракетоносца Ту-160М2. Первый его полет запланирован на 2021 год, а поставки в соединения и части дальней авиации должны начаться в 2023 году. До 2027 года будет закуплено десять таких ракетоносцев»,


— приводит слова замминистра обороны РФ журнал «Радиоэлектронные технологии».

Если представленная ведущими российскими СМИ информация верна, то можно говорить об условной унификации стратегических бомбардировщиков Ту-160 в будущем. Это весьма кстати, если учесть, что, помимо них, ВВС продолжат эксплуатацию «стратегов» типа Ту-95МС, а также дальнего бомбардировщика Ту-22М3 и его новой версии Ту-22М3М.

Все это будет идти на фоне активной разработки перспективного ПАК ДА — первого российского стратегического бомбардировщика-«невидимки», который рассчитывают поднять в небо в середине 2020-х и ввести в строй ближе к концу десятилетия. Но это если все пройдет так, как планирует ОАК. Опыта создания «стелсов» у России несравнимо меньше, чем у Штатов. А цена ПАК ДА может быть если не сравнимой со стоимостью B-2, то вполне сопоставимой с ценой перспективного американского B-21 (эксперты говорят, что один «американец» обойдется примерно в 500 миллионов долларов).

Blackjack или «Белый лебедь»: что происходит с Ту-160М?
В целом можно ожидать неоднократных переносов сроков первого полета ПАК ДА: нечто подобное мы в свое время видели на примере российского истребителя пятого поколения. Иными словами, модернизированный Ту-160 по мере списывания откровенно старых Ту-95, вероятно, станет основой стратегической авиации России. В то же время реальной альтернативы «Белому лебедю» может не появиться еще очень много лет.

«Белые лебеди» на «заднем дворе» Вашингтона. Зачем Ту-160 летали в Венесуэлу

Через акватории Атлантического океана, Баренцева, Норвежского и Карибского морей — 10 декабря экипажи двух стратегических ракетоносцев Ту-160 (среди летчиков получил прозвище «Белый лебедь»), преодолев более 10 тысяч километров в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства, совершили перелет в Венесуэлу. Едва ли не по всему маршруту самолеты сопровождала боевая авиация западных стран.

Конечно, такое событие не осталось без внимания. Иностранные профильные издания почти не отреагировали на этот полет, в то время как многие общественно-политические СМИ предпочли цитировать заявление госсекретаря США Майкла Помпео, который назвал отправку в Боливарианскую Республику российских Ту-160 «разбазариванием госсредств». Пентагон, в свою очередь, призвал Каракас вместо приема самолетов ВКС РФ сосредоточиться на своих проблемах, а в Организации американских государств (ОАГ) и вовсе заявили, что размещение Ту-160 в Венесуэле нарушает конституцию этой страны. «Ложку дегтя» добавил и посол США в Колумбии Кевин Уитакер, сравнив российские самолеты с музейными экспонатами.

«Не надо так нервничать»

Реакция российского МИД последовала незамедлительно. «Всего два самолета, а у Госдепа истерика. Коллеги, не надо так нервничать, становитесь уже «снова великими», — посоветовала официальный представитель ведомства Мария Захарова.

‘ ТАСС/Ruptly’

«Заявление Помпео как раз и связано с тем, что полеты наших Ту-160 развенчивают миф о всемогуществе США. На их «заднем дворе», каким они считают Центральную и Южную Америку, приземляются русские стратегические бомбардировщики, способные нести крылатые ракеты большой дальности, в том числе и с ядерными боеголовками, а они ничего с этим поделать не могут», — так прокомментировал заявление Госдепа США военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин.

Бессилие, злость и досада политиков выливаются в такие нелепые замечания: «Россия разбазаривает государственные средства». По такому поводу у нас говорят: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

Виктор Литовкин

военный обозреватель ТАСС

Посещение Венесуэлы — дружественного нам государства — имеет еще и цель «поддержать эту страну и ее руководство в ее неравной борьбе с Соединенными Штатами, показать всему миру и в первую очередь Центральной и Латинской Америке». «Россия не бросает в трудные минуты своих друзей, готова помочь всем, чем может. И, естественно, это сигнал Вашингтону, что, в случае чего, мы долетим и сможем… — говорит эксперт. — Не только вам болтаться своими самолетами и кораблями у наших территориальных вод и воздушного пространства, — мы тоже это можем».

Министр обороны Венесуэлы Владимир Падрино Лопес (слева) рассматривает модель стратегического ракетоносца Ту-160 EPA-EFE/VENEZUELA DEFENCE MINISTRY

Министр обороны Венесуэлы Владимир Падрино Лопес (слева) рассматривает модель стратегического ракетоносца Ту-160

© EPA-EFE/VENEZUELA DEFENCE MINISTRY

Такого же мнения и заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор Владимир Попов. Этот перелет — чтобы показать им возможности нашей авиации. «На сегодняшний день они практически безграничные, — говорит он. — И это надо понимать не только США и странам НАТО, но и всему миру. Мы напоминаем о себе, участвуя в различных мероприятиях — тактических и оперативно-тактических учениях с другими странами мира, которые к нам обращаются лицом и с нами ведут партнерскую работу, а не указателей каких-то».

Это показательные полеты всему миру, но мы не угрожаем и даже не предупреждаем. Мы просто реально ставим точки над i

Владимир Попов

заслуженный военный летчик РФ генерал-майор

Такой же посыл, считает Литовкин, был и в предыдущие визиты. Подобный полет экипажи Дальней авиации ВКС России совершили осенью 2013 года. Тогда два Ту-160 перелетели в Венесуэлу, после чего отправились на аэродром Манагуа в Никарагуа. Самолеты выполнили ряд полетов в Южной Америке по плану патрулирования отдаленных районов.

Стратегический ракетоносец Ту-160 AP Photo/Misha Japaridze

Стратегический ракетоносец Ту-160

© AP Photo/Misha Japaridze

Еще один перелет был в сентябре 2008 года — два Ту-160 совершили посадку на военном аэродроме Либертадор в Венесуэле. В ходе полетов экипажи отработали исследовательские вопросы, связанные с особенностями эксплуатации авиатехники в тропическом климате. «Но тогда после наших ракетоносцев, как помнят специалисты, в военно-морскую базу Ла-Гуайра пришли с судами обеспечения тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и БПК «Адмирал Чабаненко», на борту которого побывали Дмитрий Медведев и Уго Чавес, мы провели совместные учения с военно-морскими силами Венесуэлы, — рассказывает Литовкин. — Это был очень серьезный сигнал США. Хотя и тогда в Вашингтоне, скрывая свою тревогу и удивление мощью российских кораблей и самолетов, пытались иронизировать над походом и полетами наших стратегов».

В «подбрюшье» США

О том, что прилет в Венесуэлу Ту-160 — это своего рода «знак Вашингтону», полагает и военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. «Они же нам ультиматумы там разные ставят, — говорит он. — Ну вот им лишний раз показывают, что в случае чего прилетят «Белые лебеди» в ту точку, куда их пошлют».

Нынешний перелет — это рядовое явление и даже не в духе холодной войны и ее разгара, когда все наши «стратеги», если и появлялись в воздухе, выходя в Атлантику, то на них были комплексы вооружения. Кстати, американцы на своем бомбардировщике B-52H по всему миру летают, и никто им ничего не говорит, шум не поднимают

Алексей Леонков

военный эксперт журнала «Арсенал Отечества»

Напомним, что секретариат ОАГ с огромной настороженностью воспринял нынешние новости из Венесуэлы в виду того, что «самолеты из России, способные нести ядерное оружие, находятся на ее территории». «Эти действия также могут представлять собой нарушение фундаментальных норм международного права. Венесуэла является государством — участником Договора о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (подписанном 14 февраля 1967 года — прим. ТАСС), первая статья которого запрещает прием, хранение и обладание ядерным оружием со стороны государств-участников и третьих стран на их территории», — отметили в организации.

Стратегический ракетоносец Ту-160 в международном аэропорту Майкетия, Венесуэла EPA-EFE/VENEZUELA DEFENCE MINISTRY

Стратегический ракетоносец Ту-160 в международном аэропорту Майкетия, Венесуэла

© EPA-EFE/VENEZUELA DEFENCE MINISTRY

«Такого рода полеты совершаются без оружия на борту, — прокомментировал ТАСС заявление ОАГ военный эксперт Леонков. — Только представьте, где он будет лететь, пересекать какие-то территории с таким ядерным оружием — это скандал!»

Заявление ОАГ, находящегося под тотальным контролем Вашингтона, можно считать пустопорожней риторикой. Никакого нарушения конституции Венесуэлы от посещения с дружественным визитом этой страны российскими Ту-160 нет и в помине. Мы не собираемся создавать там базу для размещения ядерного оружия. Оно, в отличие от американского, находится исключительно на территории России

Виктор Литовкин

военный обозреватель ТАСС

По мнению летчика Попова, Венесуэлу мы «использовали» чтобы показать, что партнерские отношения мы можем строить с любым государством. «При этом польза будет не столько для нас, а для тех, кто нас приглашает к этому диалогу», — говорит он. И еще один немаловажный момент. Как только произошла ситуация с украинскими кораблями у Керченского моста, и только-только американцы начали говорить что-то в пользу Украины, то «вроде как случилось это — мы выполнили этот полет в «подбрюшье» США и показали, что многие страны Южной Америки готовы к такому военному серьезному стратегическому сотрудничеству с нашей страной».

Конечно, для «стратегов» эти полеты очень интересны, так было и раньше. «Когда у нас были авиабазы на Кубе, туда летали именно таким порядком: улетали, отдыхали там, а эстафету брали другие экипажи и гнали самолеты назад, — рассказывает Попов. — Командировку отлетал один полк, потом другой. И с периодичностью раз в полгода в обязательном порядке туда гнали для того, чтобы иметь навыки длительных полетов. Психофизиологическая подготовка летчика дальней авиации — очень важный показатель».

Мы полеты выполняем на всех самолетах — они у нас не стоят. Чем больше самолет летает, тем он надежнее и исправней. У нас практически за каждым экипажем закреплен свой самолет. И экипаж обязан летать, в неделю даже два-три раза

Владимир Попов

заслуженный военный летчик РФ генерал-майор

Во время визита в Боливарианскую Республику на аэродроме Майкетия экипажи ВКС России и ВВС Венесуэлы в целях обмена опытом изучили район совершения полетов, обсудили вопросы взаимодействия и терминологию радиообмена. После этого российские Ту-160 и Су-30, а также венесуэльские F-16 провели совместный полет над акваторией Карибского моря, общая продолжительность которого составила около десяти часов.

Встреча экипажей российских ВКС в аэропорту Майкетия, Венесуэла EPA-EFE/VENEZUELA DEFENCE MINISTRY

Встреча экипажей российских ВКС в аэропорту Майкетия, Венесуэла

© EPA-EFE/VENEZUELA DEFENCE MINISTRY

Кстати, по итогам нашего прилета в Венесуэлу, президент республики Николас Мадуро заявил, что визиты боевых самолетов других стран в рамках обмена опытом в будущем будут продолжаться.

США «понатыкали» свои базы везде

Что касается появления военной базы в Венесуэле или, предположим, на Кубе, то почему бы и нет, — считает Литовкин. «Это будет зависеть от наших экономических возможностей и согласия руководства той или иной страны. В конце концов, американские войска и базы уже давно буквально висят на наших границах, а почему мы не можем ответить им тем же?!» — задается он вопросом.

Американцы в свое время «понатыкали» свои военные базы практически везде. Например, есть у них морская база на Окинаве (японский остров в Тихом океане) и на острове Гуам, расположенном к югу от Корейского полуострова. «Когда они с Северной Кореей играли в войну «у кого крупнее кнопка», то стратегический бомбардировщик B-52H туда полетел. Когда в Ираке была заварушка, B-52H перебазировались на Диего Гарсия в Индийской океане. Когда были события в Сирии, они прилетали в Грецию. То есть они везде летают!» — говорит Леонков.

Дальние бомбардировщики B-52 (справа) на авиабазе Гуам AP Photos/Pacific Daily News, Ron Soliman

Дальние бомбардировщики B-52 (справа) на авиабазе Гуам

© AP Photos/Pacific Daily News, Ron Soliman

Кстати, в ходе удара по так называемым «заводам химического оружия» в Сирии 15 апреля этого года американские бомбардировщики B-1B Lancer взлетали с авиабазы Эль-Удейд на территории Катара, куда были переброшены незадолго до этого.

По данным из открытых источников, американские воинские контингенты и объекты оборонного назначения находятся на территории более чем 35 стран. По всему миру расположено свыше 730 военных баз, и они продолжают расти. Так, только в Германии насчитывается порядка 170 военных объектов США.

Пусть догонят «Белых лебедей»…

Дальние полеты стратегической авиации России осуществляются, в первую очередь, по мнению Литовкина, для тренировок экипажей Ту-160, Ту-95МС и танкеров-заправщиков Ил-78, повышения летного и боевого мастерства летчиков.

«Ведь лететь приходится в нейтральном воздушном пространстве, часто только по приборам в так называемом безориетировочном пространстве, опираясь на показания GPS и ГЛОНАСС… И длится эта работа по несколько часов, как минимум — 10–12», — рассказывает он. Словом, работы очень много, и она требует очень высокого летного мастерства. Тем более, в таких полетах наших «стратегов» сопровождают истребители НАТО.

Так было и на этот раз. Два стратегических ракетоносца Ту-160, тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 и дальнемагистральный самолет Ил-62 на отдельных этапах маршрута сопровождали истребители F-16 ВВС Норвегии.

Они летели над нейтральными водами, но, понятно, пытались нас сопровождать. Но это ведь сверхзвуковой самолет, он поднялся на большую высоту, вышел на крейсерский режим и все: пусть попробуют догнать. Они же кричат: «Мы вас будем везде перехватывать». А любое сопровождение они называют перехватом. Ту-160 на форсаже может где-то 45 минут держать этот режим, а самый быстрый у них самолет F/A-18 Super Hornet форсаж держит десять минут. Пусть догонят!..

Алексей Леонков

военный эксперт журнала «Арсенал Отечества»

Когда самолеты находятся в международном пространстве, то они, уточняет летчик Попов, соблюдают только осмотрительность и оповещают в течение ближайших суток, по какому маршруту будет выполняться полет. «Это сообщается для того, чтобы обеспечить безопасность гражданской авиации. И самолеты минуют эшелоны, занятые гражданской авиацией, проходят или выше или ниже, — рассказывает генерал. — Возможности выше у нас есть — больше 12 тысяч метров. Участки, где пересекаются воздушные трассы, то там проходят выше, потому что примерно до 11 тысяч метров иногда поднимаются самолеты гражданской авиации. Они выбирают экономически выгодные маршруты и высоты полета, где меньше сопротивление воздуха и попутные есть, и самолет как бы несет ветром дальше. При этом меньше расходуется топливо, а скорость увеличивается».

«У США самый же дальний самолет — B-52H, может летать до 15 тысяч км. Также и B-2A может на дальности до 13 тысяч км», — говорит Леонков. «Мы просто показали, что можем в Венесуэлу спокойно долететь, и это для нас не предел. 18 тысяч км — это почти половина земного шара по экватору (протяженность экватора составляет более 40 тысяч км — прим. ТАСС). Поэтому наш самолет, как и ракета «Сармат», могут полететь в любую точку с нашей территории — вот это они должны понимать», — заключает военный эксперт.

B-52 – это самый старый тяжелый дальний бомбардировщик, используется с 1955 года. В настоящее время в составе ВВС США находится 76 единиц, каждый из которых способен нести 31,5 тонн крылатых ракет, бомб, включая высокоточные, и мин. Предполагается, что его сменит новый бомбардировщик-«невидимка» B-21.

Турбореактивные B-52 и B-21 способны нести ядерные боезаряды, в отличие от B-1, которых у ВВС всего 67. Они базируются в штатах Техас и Южная Дакота. B-1 способны долететь до Пхеньяна с Гуама, преодолев 3,4 тыс. км, менее чем за три часа.

Продолжение

Согласно Книге рекордов Вооруженных сил РФ, 9 июня 2010 года двумя ракетоносцами Ту-160 был поставлен рекорд по дальности и продолжительности полета: они преодолели почти 20 тыс. км за 24 часа 24 минуты. Дольше на самолетах подобного класса не летал никто. Полет проходил в удаленных районах вдоль северного побережья Канады, над акваторией Северного Ледовитого и нейтральными водами Тихого океанов. Взлет и посадка самолетов производились на аэродроме базирования Энгельс. Летные экипажи совершили две дозаправки топливом в воздухе от четырех самолетов Ил-78 с аэродромов Тикси и Украинка.

Стратегический ракетоносец Ту-160 и самолет-заправщик Ил-78  Сергей Бобылев/ТАСС

Стратегический ракетоносец Ту-160 и самолет-заправщик Ил-78

© Сергей Бобылев/ТАСС

«Да, с одной стороны, возможности у нас ограничены — мы понимаем это правильно, — говорит генерал Попов. — У нас, по большому счету, самолетов Ту-160 две эскадрильи. Но не надо забывать, что у нас с десяток полков Ту-95МС и еще плюс Ту-22М3. А сейчас еще и возобновляется постройка Ту-160М2 по указу президента РФ. Да, «начинка» будет другая, но платформа останется та же и может реализовать нам любые задачи, поставленные новым временем».


Роман Азанов

Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь». Инфографика | Инфографика | Вопрос-Ответ

Вечером в среду, 17 февраля, британские истребители «Тайфун» были подняты по тревоге для сопровождения двух российских бомбардировщиков Ту-160, которые направлялись в сторону воздушного пространства Англии. Позднее министерство обороны Соединенного Королевства объявило, что самолеты ВКС РФ в ходе инцидента не пересекли границу территории страны.

Ту-160 — это самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла. До 40 000 кг бомб и крылатых ракет этот борт может доставить до восточного побережья Северной Америки всего в течение 5 часов.

После чего бомбардировщик с одной дозаправкой в воздухе может вернуться обратно в «домашний» аэропорт. При этом полет для экипажа будет происходить в максимально комфортных условиях: на борту есть туалет, кухня со шкафом для разогрева пищи, а также откидная койка для отдыха.

Смотрите в инфографике АиФ.ru, что представляет собой легендарный бомбардировщик.

 

Дитя гонки вооружений

В 1960-х годах СССР активно развивал стратегические ракетные вооружения. Страна обзавелась самой передовой системой ракетно-ядерного сдерживания, а в области же стратегической авиации в результате такого «перекоса» наметился серьёзный кризис. Дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4 к тому моменту уже совершенно не подходили для прорыва противовоздушной обороны США. В результате советское правительство в 1967 году издало директиву в кратчайшие сроки создать принципиально новый самолет стратегической авиации, который смог бы конкурировать с сверхзвуковым B-1 Lancer, разрабатываемым американцами.

Подковерные баталии

В авиации существует следующая шутка: «Белого лебедя» никто никогда не разрабатывал, он вылупился как-то сам». На самом деле, конечно же, над проектом Ту-160 работали лучшие советские инженеры, но вот только создавался этот уникальный самолет, действительно, при очень странных обстоятельствах.

Дело в том, что заниматься проектом сверхзвукового бомбардировщика первоначально поручили лишь специалистам ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева, а такой гигант конструкторской мысли, как ОКБ Туполева, почему-то остался в стороне. Некоторые объясняют такой выбор большой загруженностью этого бюро в тот период, другие уверяют, что советское руководство просто не очень любило Андрея Туполева, который всегда был готов очень жестко отстаивать собственное мнение.

К началу 70-х годов участвовавшие в конкурсе разработчики представили свои проекты. Сухой презентовал Т-4МС, который в целом удовлетворял заявленным характеристикам, но являлся чересчур дорогостоящим проектом — корпус бомбардировщика предполагалось изготавливать из титана. Мясищев же представил более бюджетный М-18.

В конкурсе тогда, вроде как, побеждал М-18, но реализовать свой проект ОКБ Мясищева не дали. Советское правительство неожиданно для всей авиастроительной отрасли решает вовсе отстранить это бюро от участия в создании сверхзвукового самолета. О причинах такового поворота спорят до сих пор. Официально сообщалось лишь, что ОКБ Мясищева в то время не обладало достаточными ресурсами для реализации столь масштабного проекта.

Казалось бы, что теперь-то разработка сверхзвкового бомбардировщика точно должна была достаться ОКБ Сухого, но нет. По какой-то также не самой очевидной причине власти решили, что новый самолет должно строить ОКБ Туполева, а специалистам Сухого посоветовали бросить все силы на создание многоцелевого истребителя Су-27.

В результате все бумаги как по М-18, так и по Т-4МС оказались в ОКБ Туполева. Взяв за основу проект ОКБ Мясищева, бюро создало легендарный ТУ-160, который за грациозный внешний вид и «машущие» крылья пилоты прозвали «Белым лебедем».

Стреловидное преимущество

Крыло Ту-160 имеет изменяемую стреловидность. Взлет и посадку самолет производит с разведенными крыльями. Большая часть полёта обычно осуществляется на скорости 900 км/ч с почти прямыми крыльями, а на «сверхзвук» бомбардировщик выходит, уже сложив их. Такое решение позволяет максимально снизить аэродинамическое сопротивление и достичь наибольшей скорости.

Ельцину вопреки

До распада СССР было создано 34 сверхзвуковых бомбардировщика, после распада на территории новообразованной Российской Федерации осталось лишь шесть Ту-160. Большинство машин же в количестве 19 единиц оказались на Украине.

Дальняя стратегическая авиация абсолютно не вписывалась в оборонительную безъядерную доктрину Украины. Поэтому молодая республика начала дорогие в обслуживании бомбардировщики уничтожать. Ликвидация происходила на выделенные американцами по программе Нанна-Лугара* средства.

Не многим лучше к Ту-160 в то время относились и в России. Президент Борис Ельцин приказал прекратить серийный выпуск сверхзвуковых бомбардировщиков. Ельцин высказывался тогда в том духе, что после роспуска организации Варшавского договора стратегическая авиация никому уже не нужна.

Ситуация для Ту-160 стала меняться в лучшую сторону лишь в конце 90-х. К тому моменту Украина, освоив около 2,5 млн долларов, уничтожила лишь два бомбардировщика. Еще 9 машин были приведены в негодность. В 1999 году Украина, нарушая заключённые с американцами соглашения, самовольно останавливает процесс ликвидации самолетов и передает России в счет списания части долга за газ 8 исправных Ту-160.

При сборе Ту-160 по всем странам бывшего СССР, на вооружении ВВС РФ оказались 16 единиц Ту-160. И эти машины с середины нулевых уже не ржавеют на аэродромах, а совершают регулярные полёты. Так, в 2006 году экс-командующий Дальней авиацией ВВС России Игорь Хворов сообщил, что в ходе учений группа Ту-160 на некоторое время зашла в воздушное пространство США и осталась незамеченной.  

В 2015 году министр обороны России Сергей Шойгу объявил о планах возобновить серийное производство Ту-160, которое должно начаться в 2023 году. Вопрос о том, сколько именно новых сверхзвуковых бомбардировщиков необходимо ВКС РФ, пока находится на стадии согласования. Сообщается лишь, что Ту-160 в варианте «М2» будет сочетать в себе последние инновации в авионике, что позволит значительно повысить эффективность самолета.

Первое боевое крещение

В 2015 году Ту-160, никогда до этого не участвовавший в военных конфликтах, получил своё первое боевое применение. Бомбардировщики из акватории Средиземного и Каспийского морей начали наносить удары крылатыми ракетами Х-555 и Х-101 по важнейшим объектам террористов «Исламского государства»** в Сирии.

В результате массированной атаки бомбардировщиков удалось уничтожить пункты управления незаконными вооружёнными формированиями в провинциях Идлиб и Алеппо. Также ударами крылатых ракет были взорваны склады боеприпасов, лагеря подготовки боевиков и логистические пункты, участвовавшие в незаконном экспорте нефти в страны Ближнего Востока.   

 

*Программа Нанна-Лугара — неофициальное название американской Программы совместного уменьшения угрозы (англ. Cooperative Threat Reduction Program), которую разработали сенаторы Сэмьюэл Нанн и Ричард Лугар. Эта инициатива реализуется США с 12 декабря 1991 года в отношении России и стран СНГ. Одна из главных целей — уничтожение «в интересах безопасности» военной техники, а также ядерного и других видов оружия массового поражения.

**Террористическая группировка «Исламское государство» запрещена на территории России. 

Ещё смертоноснее. Чем удивит новый «Белый лебедь»

Прототип перспективного стратегического бомбардировщика Ту-160М2 поднимется в воздух уже в феврале 2018 года. Чем он будет отличаться от стоящих на вооружении самолётов и почему российской стратегической авиации они так нужны, разбирался журналист Лайфа Михаил Котов.

В пятницу стало известно, что прототип новейшего стратегического бомбардировщика Ту-160М2 совершит свой первый полёт уже в феврале 2018 года. Министр обороны России Сергей Шойгу рассказал, что серийное производство планируется развернуть к 2021 году, а впоследствии — выйти на выпуск трёх-четырёх самолётов в год. Ранее заявлялось о намерении создать пятьдесят таких машин. Зачем России столько бомбардировщиков и чем Ту-160М2 будет отличаться от Ту-160? Попробуем разобраться.

Лебединая песня

Фото: © РИА Новости/Максим Блинов

«Белый лебедь» Ту-160 стал одним из последних и, наверное, самых красивых детищ советских авиаконструкторов. Этот самолёт во многом самый-самый. Это самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт. Он же самый большой самолёт с изменяемой геометрией крыла, самый тяжёлый боевой самолёт в мире и самый скоростной бомбардировщик из находящихся на вооружении. Ту-160 может развивать скорость 2200 километров в час, что сравнимо с современными истребителями, его взлётная масса составляет 275 тонн.

Ту-160 — это один из компонентов российской ядерной триады вместе с ракетами шахтного базирования и атомными подводными лодками. Предполагается, что в случае ядерной войны группа Ту-160, сопровождаемая истребителями и самолётами-заправщиками, сможет связать истребители противника боем и достичь точки пуска ракет. Крылатые ракеты, идущие к цели на малой высоте, значительно сложнее увидеть на радарах, чем баллистические, идущие на большой высоте.

Первый полёт этот самолёт совершил в 1981 году, однако в серийное производство вышел в 1984-м, а в войсках появился лишь в 1987-м, когда СССР стоял уже на грани развала. В январе 1992 года Борис Ельцин принял решение о возможной приостановке продолжавшегося серийного выпуска Ту-160 в том случае, если США прекратят серийное производство самолёта B-2. Это была попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Американцы спокойно продолжили производство, а у России в тот момент не было средств на продолжение строительства.

Всего было создано 35 единиц, из которых — 27 серийных самолётов. На тот момент, когда Советский Союз уже трещал по швам, 19 самолётов находилось на Украине, на территории военного аэродрома Прилуки. После разрыва Союза удалось вернуть только восемь самолётов в качестве оплаты за газ, остальные были разрезаны и уничтожены по программе Нанна — Лугара, уцелел лишь один — оставленный для авиамузея в Полтаве.

Российские же «Белые лебеди» остались на авиабазе Энгельс и были модернизированы. Погиб лишь один самолёт: во время испытательного полёта в 2003 году произошла катастрофа — самолёт с бортовым номером 01 разбился в Советском районе Саратовской области при заходе на посадку. В настоящее время на вооружении России стоит 16 модернизированных Ту-160. Каждый из них имеет собственное имя.

Модернизация изнутри наружу

Самолёты стареют изнутри. Начиная с пятидесятых годов прошлого века авиаконструкторы создают фюзеляжи и крылья, достаточно эффективные и в настоящее время. Именно это позволяет оставлять на вооружении таких авиационных долгожителей, как B-52 и Ту-95, которые совершили первые полёты в далеком 1952 году. А вот авионика устаревает гораздо быстрее.

За последние семьдесят лет совокупность бортовой электроники пережила множество изменений. Те же американские B-52 за время своей эксплуатации модернизировались 11 раз, и по большей части менялась авионика или системы управления.

С Ту-160М2 ситуация ещё более ясная. У него прекрасный по современным меркам планер самолёта (этим термином специалисты называют фюзеляж, крылья, оперение, словом всё, кроме силовой установки и авионики). Поэтому все изменения коснутся исключительно бортовой электроники. На Ту-160М2 предполагается установка интегрированной модульной авионики (ИМА). Такая платформа идеальна для мультифункционального использования, то есть одни и те же мощности используются для решения максимального количества задач.

Кроме того, самолёт получит новые комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и системы управления вооружением. На приборной панели пилотов появятся мультифункциональные дисплеи, изменится нашлемное оборудование, станут удобнее прицеливание и навигация. Всё это для того, чтобы сделать из Ту-160 не только элемент ядерной триады но и инструмент, способный на точные точечные удары, причём не обязательно ядерные.

Также предполагается оснастить новые самолёты двигателями НК-32 серии 02 с улучшенными характеристиками, произведёнными на самарском предприятии ПАО «Кузнецов». Предполагается, что за счёт установки модернизированных двигателей Ту-160М2 станет более экономичным, что увеличит его дальность полёта без заправки. Как сильно, пока не известно. В настоящее же время дальность его полёта составляет внушительные 13 950 километров.

Веские аргументы

Фото: © РИА Новости/Сергей Скрынников

Основными ракетами, используемыми в Ту-160М2, станут крылатые ракеты класса «воздух — поверхность» Х-555, Х-101 и её вариант с ядерной боеголовкой Х-102.

X-555 — это модернизированная советская крылатая ракета Х-55. Её особенностью является полёт на дозвуковых скоростях с огибанием рельефа местности. На маршевом участке эта ракета может лететь на высоте всего от 40 до 110 метров над поверхностью, что делает её практически несбиваемой. При этом ракета не только использует заложенную в неё цифровую карту рельефа местности, но и постоянно обеспечивает сравнение этой карты с реальными показаниями высотомера и выдачу при необходимости соответствующих команд на корректировку курса.

В случае необходимости ракета может совершать противоперехватные манёвры, делая резкие рывки, чтобы уйти от ракеты перехватчика. Специально для ракеты разработана малогабаритная боевая часть с термоядерным зарядом мощностью 200–500 килотонн. С учётом точности попадания ракеты это гарантирует уничтожение цели. Единственный минус этой ракеты — не самая большая дальность, всего около 2000 километров, с конформными топливными баками — 2500 километров.

Х-101— это крылатая стратегическая ракета «воздух — поверхность», упор в которой сделан на технологию снижения радиозаметности. По некоторым данным, такая ракета имеет дальность до 9000 километров. Скорее всего, это завышенная цифра, однако многие источники говорят о 4500–6000 километров дальности. Ту-160 может нести 12 таких ракет в двух внутренних отсеках.

Ракеты Х-101 могут перенацеливаться прямо в процессе полёта, если поступила команда о более важной цели. На лету она может изменять профиль полёта и двигаться на высоте всего 30 метров над уровнем поверхности. Естественно, есть и ядерный вариант этой ракеты — Х-102 с боеголовкой мощностью 250 килотонн.

Оба вида ракет были испытаны в 2015–2017 годах во время контртеррористической операции в Сирии. Естественно, применялись ракеты с неядерной боевой частью.

Ту-160М2 или ПАК ДА?

Фото: © РИА Новости/Евгений Одиноков

А как же перспективный авиакомплекс дальней авиации (ПАК ДА)? Его первый полёт планировался на 2025 год, а принятие на вооружение — на 2028-й. Не помешает ли работа над новым «Белым лебедем» его разработке? Не сдвинет ли сроки?

И да и нет. С одной стороны, работы по проекту Ту-160М2 могут передвинуть сроки создания ПАК ДА на год или два. С другой — уже заявлялось о том, что на проекте Ту-160М2 будут опробованы новейшие элементы авионики, которые предполагается впоследствии использовать при создании перспективного бомбардировщика. «Белым лебедям» придётся сыграть роль промежуточного звена. Дело в том, что стоящие уже более шестидесяти лет на вооружении стратегические бомбардировщики Ту-95 придётся выводить из состава. Увы, но срок службы не бесконечен даже у самых замечательных самолётов. К этому времени ПАК ДА может быть ещё не готов, а значит, вся нагрузка стратегической авиации ляжет на Ту-160.

По-хорошему, к этому времени России нужно бы иметь ещё тридцать единиц Ту-160М2 вдобавок к 16 уже летающим «Белым лебедям». В этом случае можно быть уверенными в возможностях российской стратегической авиации в любой момент нанести удар смертоносными крылатыми ракетами.

Впрочем, как и с любым оружием ядерного сдерживания, хочется надеяться, что мы так и продолжим видеть эти огромные и грациозные машины лишь на парадах и учениях. И стране не понадобится пускать в смертельный и самоубийственный полёт всю стаю этих прекрасных «птиц» с ядерными ракетами под крылом.

Ту-160 Модернизация и расширение парка

Пожертвовать

The Flight of the White Swan: Tu-160 Fleet Modernization and Expansion

Написано J.Hawk специально для SouthFront

25 января 2018 года Минобороны России официально объявило о контракте на модернизацию 10 стратегических бомбардировщиков Ту-160 до Ту -160М2, который будет выполнять Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова, принадлежащий ОАО «Туполев», а поставка самолетов — в период с 2023 по 2027 год.Церемония ознаменовалась испытательным полетом первого модернизированного таким образом самолета, названного Петром Дейнекиным в честь первого начальника штаба ВВС РФ.

Заказ — это только начало модернизации и расширения состава бомбардировщиков Ту-160, поскольку МО планирует получить к 2035 году 50 Ту-160М2. Хотя некоторые из этих самолетов будут модернизированы, машины либо построены в советское время. или завершенные в последние десятилетия с использованием незавершенных фюзеляжей, построенных еще в 1980-х годах, остальные будут совершенно новыми самолетами.Поскольку в настоящее время в составе Дальней авиации находится всего 16 бомбардировщиков Ту-160, в том числе 5 модернизированных Ту-160М1, все из которых базируются на авиабазе Энгельс под Саратовом в составе 22-й дивизии тяжелых бомбардировщиков, предлагаемое расширение парка означает Ту-160 заменит Ту-95МС как самый массовый стратегический бомбардировщик на вооружении России.

Даже сегодня Ту-160 выгодно отличается от всех остальных находящихся на вооружении стратегических бомбардировщиков. Его максимальная взлетная масса 275 тонн и грузоподъемность 45 тонн комфортно превышают вес американского дозвукового бомбардировщика B-52.Бомбардировщик B-1 хоть и сверхзвуковой, но медленнее, имеет меньший радиус действия и гораздо меньшую полезную нагрузку. B-2 оказался определенным разочарованием в службе ВВС США, поскольку в настоящее время он не настроен как стратегический ракетоносец, а его скрытность недостаточна для того, чтобы рисковать этим самолетом стоимостью 1 миллиард долларов против современных стратегических систем ПВО, таких как С-400. Хотя США приступили к реализации еще одной программы стратегических бомбардировщиков, получившей название B-21, для замены существующих трех типов самолетов, пройдут десятилетия, прежде чем любой из этих самолетов войдет в строй, если вообще будет.

Таким образом, в то время как флот стратегических бомбардировщиков США находится в кризисе, у России есть бомбардировщик, который может похвастаться завидным сочетанием характеристик, которые ускользают от его американских аналогов. Межконтинентальная дальность полета даже без дозаправки, большая полезная нагрузка, возможность нести самые современные крылатые ракеты Х-101 и Х-102 внутри в двух отсеках для полезной нагрузки, в отличие от Ту-95МС. Модернизированный Ту-160М2 расширит свои возможности за счет внедрения полностью цифровой авионики, средств связи и систем самообороны, а также, вероятно, будет адаптирован для перевозки всего спектра разрабатываемых тактических высокоточных боеприпасов. для Су-34 и Су-57.Хотя Ту-160 доказал свою эффективность в операциях против Сирии, его единственной слабостью было отсутствие промежуточного комплекта боеприпасов, чтобы заполнить пробел между бомбами свободного падения и тяжелыми крылатыми ракетами, такими как Х-101. Точный характер модернизации пока не описан, но российские источники считают, что эффективность Ту-160М2 будет «увеличена в 2,5 раза».

Недавний поток новостей о парке Ту-16о также включал интересные сообщения о планах создания гражданской версии бомбардировщика, при этом в большинстве сообщений говорится о создании межконтинентального сверхзвукового самолета бизнес-класса.Вопрос о том, является ли это главной целью инициативы, остается спорным, поскольку гражданская версия потребует огромного и дорогостоящего бомбардировщика, а не только для замены бомбовых отсеков, систем самообороны и военной авионики пассажирской кабиной и другим обычным оборудованием. гражданским авиалайнерам. Что еще хуже, даже базовая конструкция самолета должна была бы претерпеть изменения, чтобы сохранить секретность того, что до сих пор является одним из самых передовых авиационных образцов, реальные возможности которого до сих пор неизвестны широкой публике.Более того, опыт Конкорда и Ту-144 показывает, что затраты на топливо и обслуживание сверхзвуковых пассажирских самолетов делают коммерческую целесообразность сомнительной даже в тех случаях, когда перевозится относительно большое количество пассажиров.

Другая возможность состоит в том, что гражданский вариант Ту-160 фактически будет представлять собой возрождение Ту-160СК, который должен был служить платформой для запуска спутников с использованием двухступенчатой ​​космической ракеты-носителя «Бурлак». В нынешнюю эпоху конкуренции за бизнес по запуску космических аппаратов будущее, похоже, принадлежит компаниям, способным снизить стоимость вывода спутников на орбиту.Американская компания Space-X пытается сделать это с переменным успехом, используя первую ступень многоразового использования. В Ту-160СК вообще отказался от первой ступени, так как бомбардировщик служит первой ступенью, позволяя запускать космический ускоритель на большой высоте и на сверхзвуковых скоростях. Модернизация Ту-160СК будет намного проще, чем в случае с пассажирским самолетом. На моделях Ту-160СК и на чертежах показан самолет, у которого вместо бомб / ракетных отсеков есть единственная подфюзеляжная точка крепления для 50-тонной ракеты, несущей 1.Полезная нагрузка 5 тонн на низкую околоземную орбиту. Поскольку Ту-160СК предположительно будет эксплуатироваться гражданской российской космической фирмой, риск того, что секреты Ту-160 попадут в чужие руки, невелик. По иронии судьбы Ту-160СК продолжит свою работу там, где остановился отказавший HAAL, или High Altitude Air Launch, консорциум США-Россия-Украина, который также планировал использовать Ту-160 для космических запусков.

Более того, если Ту-160СК — это гражданский вариант, о котором говорил Владимир Путин, его разработка, вероятно, также имела бы оборонное применение.В то время как радиус действия Ту-160СК с полной боевой нагрузкой будет уменьшен до 5000 км, способность нести одну, хотя и потенциально многоборную баллистическую ракету, сделает его неуязвимым даже для систем ПВО самого дальнего действия. Обычная или ядерная аэробаллистическая ракета Ту-160СК, в свою очередь, создаст серьезную проблему для систем противоракетной обороны.

Модернизационный потенциал Ту-160 означает, что программа будущих тяжелых бомбардировщиков ПАК-ДА отодвинута в будущее как минимум на десятилетие.Тем не менее, платформа Ту-160, вероятно, будет включать в себя многие инновации, разработанные для ПАК-ДА, что обеспечит жизнеспособность ядерной триады России на десятилетия вперед.

Пожертвовать

.

Белый лебедь: когда в небо попадет модернизированный российский бомбардировщик Ту-160

Полеты модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160 намечено начать в 2019 году, сообщил в среду командующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев.

«Модернизация бомбардировщика Ту-160 проводится в соответствии с указом президента. Я думаю, что к 2019 году этот модернизированный самолет начнет полеты », — сказал Бондарев по итогам совещания по развитию российской боевой авиации.

Заместитель министра обороны Юрий Борисов в феврале 2016 года заявил, что работа по восстановлению этого самолета включает в себя большую совместную работу и взаимодействие.

Ту-160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик, разработанный Туполевым в 1970-1980-х годах.

Хотя некоторые гражданские и военно-транспортные самолеты больше по габаритам, Ту-160 является крупнейшим в мире боевым самолетом, поступившим на вооружение.

Находится на вооружении с 1987 года. Это самый тяжелый боевой самолет в мире; с наибольшей максимальной взлетной массой среди бомбардировщиков.

Летчики прозвали бомбардировщик «Белый Лебедь».

Первый конкурс сверхзвукового стратегического тяжелого бомбардировщика был начат в Советском Союзе в 1967 году. В 1972 году Советский Союз начал новый конкурс многоцелевых бомбардировщиков, чтобы создать новый сверхзвуковой тяжелый бомбардировщик с изменяемой геометрией с максимальной скоростью Маха. 2.3, в ответ на проект бомбардировщика ВВС США B-1.

Конструкция Туполева, получившая название «Самолет 160М», с удлиненной компоновкой крыла со смешанным крылом и объединением некоторых элементов Ту-144, оспаривала проекты Мясищева М-18 и Сухого Т-4.

© Фото: Минобороны РФ

Ту-160

Модернизированный самолет был принят на вооружение России после испытаний в конце 2005 года. Усовершенствованная модель также объединила возможности для запуска двух новых обычных версий ядерной крылатой ракеты большой дальности Х-55 — Х-101 и Х-555.

.

Российский стратегический бомбардировщик «Белый лебедь» увеличил дальность полета более 1000 км

Россия находится в процессе модернизации и расширения своего парка сверхзвуковых тяжелых стратегических бомбардировщиков Ту-160 с изменяемой стреловидностью крыла Ту-160.

Новые двигатели НК-32 на Ту-160 позволят ему пролететь примерно на 1000 км дальше, чем с нынешними двигателями, сказал заместитель министра обороны Юрий Борисов.

Выступая перед журналистами во время своего визита на завод им. Кузнецова в Самаре в среду, старший офицер подтвердил, что инженеры работают над улучшением двигателей, повышением их эффективности на 10% с учетом последующего увеличения дальности полета.

«Завод заканчивает свою работу и поставляет нам четыре опытных двигателя, которые должны подтвердить эти технические характеристики. В этом году Туполев заключает долгосрочный контракт на серийную поставку двигателей для самолетов, которые будут поставлены. [военным] начиная с 2021 года », — сказал Борисов.

Завод им. Кузнецова известен как ведущий производитель перспективных конструкций авиационных и ракетных двигателей; Помимо Ту-160 предприятие производит и ремонтирует двигатели для стратегических и морских ударных бомбардировщиков Ту-95 и Ту-22М3.В 2014 году перед компанией стояла задача улучшить характеристики НК-32.

Ту-160М2 — это модернизация сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160, который впервые поступил на вооружение на закате советского времени. Обновленная версия самолета M2 имеет новые двигатели, новую авионику, системы связи и управления, а также различные улучшения вооружения, что побудило некоторых наблюдателей из оборонных ведомств охарактеризовать его как новый бомбардировщик во всем, кроме названия. На вооружении ВВС России находится 16 Ту-160. Все они будут модернизированы до стандарта М2.Еще десять Ту-160М2 в настоящее время заказаны, первый из них сейчас проходит испытания и, как ожидается, будет введен в эксплуатацию в конце этого года. Боевой дебют Ту-160 состоялся в 2015 году в Сирии, где он наносил удары по объектам джихадистов.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *