Ямато (государство) — Википедия. Что такое Ямато (государство)

государство Ямато (отмечено красным цветом).

Ямато (яп. 大和, «великая гармония, мир») — историческое государственное образование в Японии, которое возникло в районе Ямато (совр. префектура Нара) региона Кинки в III—IV веках. Существовало в течение одноимённого периода Ямато до VIII века, пока не было переименовано в 670 году в Ниппон (яп. 日本) — «Японию».

Происхождение

Вопрос происхождения государства Ямато весьма сложен, поскольку нет синхронных исторических письменных источников, которые засвидетельствовали бы его появление. О возникновении Ямато рассказывается в японских источниках начала VIII века. Многие предположения исследователей основываются на работах археологов. Последние ассоциируют возникновение и утверждение власти яматоских государей на Японских островах с распространением культуры курганов яматоского типа в период Кофун на большей части архипелага. Ряд исследователей старается связать становление государства Ямато с раннегосударственным образованием Яматай и его правительницей Химико, однако у этой гипотезы недостаточно аргументов.

Название

Существуют разные предположения насчёт значения слова «Ямато», но достоверно оно неизвестно. Древние японцы не имели письменности до принятия китайской иероглифики, поэтому не смогли оставить потомкам объяснения названия их страны. С принятием иероглифов «Ямато» записывали знаком 倭 («карлик»), которым китайцы пренебрежительно обозначали жителей Японского архипелага, но с V—VI веков такое написание было заменено на более изысканное 大和 («великая гармония»). Наконец в 670 году официальное название государства и династии Ямато было изменено на «Ниппон» (яп. 日本, «источник солнца»).

Несмотря на переименование, слово «Ямато» не вышло из обихода. Оно продолжало использоваться в средневековье и в новое время для обозначения «Японии» в первую очередь в частной переписке или религиозных обрядах синто. Для большинства японцев «Ямато» потеряло пренебрежительный оттенок древности, который придали ему китайцы. Оно стало поэтическим названием страны, наподобие названия «Русь» в России.

Политика государства

Древнеяпонское государство Ямато было довольно агрессивным образованием. С IV по VI века яматоские монархи подчинили себе западные, центральные и большинство восточных земель острова Хонсю, завоевали остров Сикоку и поставили под свой контроль север острова Кюсю. С проникновением на Японский архипелаг китаецентричной политической философии, правители Ямато начали рассматривать соседние племена как варваров, которых необходимо «возвращать» под монаршую руку. С VI по IX века яматосцы вели постоянные войны на севере острова Хонсю с племенами эмиси (прото-айнами) и кумасо и хаято на юге Кюсю. Результатом такой политики стало уничтожение или ассимиляция этих племён.

Ямато также проводило активную внешнюю политику, в частности в Корее. Его постоянным союзником на полуострове было древнекорейское государство Пэкче, воевавшее против других соседей — древнекорейских государств Силла и Когурё. Весьма активной сферой влияния японцев на Корейском полуострове являлась также небольшая южнокорейская конфедерация Кая (позднее поглощённая Силла). Неоднократным вторжениям японцев на протяжении всей своей истории подвергалось государство Силла. Однако в 663 году когда сначала пэкческие, а затем и посланные им на помощь экспедиционные японские войска были разгромлены коалиционными армиями Силла и Китая династии Тан, государство Пэкче прекратило своё существование, а придворная знать Пэкче эмигрировала в Японию. Потеряв таким образом главного союзника на континенте, японцы, умерив внешнеполитическую активность, отбросили амбиции относительно Корейского полуострова и сосредоточились на внутриполитических проблемах.

Литература

  • Воробьев М. В. Япония в III—VII веках: этнос, общество, культура и окружающий мир. М.: Наука, 1980. — 344 с.
  • Суровень Д. А. Возникновение раннерабовладельческого государства в Японии (I век до н. э. — III век н. э.) // Проблемы истории, филологии, культуры. Москва — Магнитогорск: Ин-т археологии РАН — МГПИ, 1995. Вып.2. С.150-175. [1]
  • Суровень Д. А. Основание государства Ямато и проблема Восточного похода Каму-ямато-иварэ-бико // Историко-юридические исследования российского и зарубежных государств. Екатеринбург, 1998. С.175-198. [2]
  • Арутюнов С. А. Дзимму-тэнно: мифический вымысел и историческая реконструкция // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. Новосибирск, 1975. С.9-12.

Источники

  • Синто: путь японских богов. СПб.: Гиперион, 2002.
  • Кодзики: Записи о деяниях древности, свиток 1-й / Пер. Е. М. Пинус. СПб: Шар, 1994. Т.I. — 320 с.
  • Кодзики: Записи о деяниях древности, свитки 2-й и 3-й / Пер. А. М. Ермаковой и А. Н. Мещерякова. СПб.: Шар, 1994. Т.II. — 256 с.
  • Манифест Тайка // Попов К. А. Законодательные акты средневековой Японии. М.: Наука, 1984. С.52-77.
  • Манъёсю: Японская поэзия. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  • Нихон-рёики: Японские легенды о чудесах / Пер. А. Н. Мещерякова. СПб.: Гиперион, 1995. — 256 с.
  • Нихон-сёки: Анналы Японии. СПб.: Гиперион, 1997. Т.I-II.
  • Свод законов «Тайхорё». М.: Наука, 1985. T.I-II.

wiki.sc

Ямато (государство) — это… Что такое Ямато (государство)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Ямато.

Ямато (яп. 大和?, «великая гармония, мир») — историческое государственное образование в Японии, которое возникло в районе Ямато (совр. префектура Нара) региона Кинки в III—IV веках. Существовало в течение одноимённого периода Ямато до VIII века, пока не было переименовано в 670 году в Ниппон «Японию».

Происхождение

Вопрос происхождения государства Ямато весьма сложен, поскольку нет синхронных исторических письменных источников, которые засвидетельствовали бы его появление. О возникновении Ямато рассказывается в японских источниках начала VIII века. Многие предположения исследователей основываются на работах археологов. Последние ассоциируют возникновение и утверждение власти яматоских государей на Японских островах с распространением культуры курганов яматоского типа в период Кофун на большей части архипелага. Ряд исследователей старается связать становление государства Ямато с раннегосударственным образованием Яматай и его правительницей Химико, однако у этой гипотезы недостаточно аргументов.

Название

Существуют разные предположения насчёт значения слова «Ямато», но достоверно неизвестно. Древние японцы не имели письменности до принятия китайской иероглифики, поэтому не смогли оставить потомкам объяснения названия их страны. С принятием иероглифов «Ямато» записывали знаком 倭 («карлик»), которым китайцы пренебрежительно обозначали жителей Японского архипелага, но с V—VI веков такое написание было заменено на более изысканное 大和 («великая гармония»). Наконец в 670 году официальное название государства и династии Ямато было изменено на «Ниппон» (日本, «источник солнца»).

Несмотря на переименование, слово «Ямато» не вышло из обихода. Оно продолжало использоваться в средневековье и в новое время для обозначения «Японии» в первую очередь в частной переписке или религиозных обрядах синто. Для большинства жителей Японских островов «Ямато» потеряло пренебрежительный оттенок древности, который придали ему китайцы. Оно стало поэтическим названием страны, наподобие названия «Русь» в России.

Политика государства

Древнеяпонское государство Ямато было довольно агрессивным образованием. С IV по VI века яматоские монархи подчинили себе западные, центральные и большинство восточных земель острова Хонсю, завоевали остров Сикоку и поставили под свой контроль север острова Кюсю. С проникновением на Японский архипелаг китаецентричной политической философии, правители Ямато начали рассматривать соседние племена как варваров, которых необходимо «возвращать» под монаршую руку. С VI по IX века яматосцы вели постоянные войны на севере острова Хонсю с племенами эмиси (прото-айнами) и кумасо и хаято на юге Кюсю. Результатом такой политики стало уничтожение или ассимиляция этих популяций.

Ямато также проводило активную внешнюю политику, в частности в Корее. Его постоянным союзником на полуострове было древнекорейское государство Пэкче, воевавшее против других соседей — древнекорейких государств Силла и Когурё. Весьма активной сферой влияния японцев на корейском полуострове являлась также небольшая южнокорейская конфедерация Кая (позднее поглощённая Силла). Неоднократным вторжениям японцев на протяжении всей своей истории подвергалось государство Силла. Однако в 663 году когда сначала пэкческие, а позднее и экспедиционные японские войска были разгромлены коалиционными армиями Силла и Китая династии Тан, государство Пэкче прекратило своё существование, а придворная знать Пэкче эммигрировала в Японию. Потеряв таким образом главного союзника на континенте, японцы, умерив внешнеполитическую активность, отбросили амбиции относительно Корейского полуострова и сосредоточились на внутриполитических проблемах.

Литература

  • Воробьев М.В. Япония в III-VII веках: этнос, общество, культура и окружающий мир. М.: Наука, 1980. – 344 с.
  • Суровень Д.А. Возникновение раннерабовладельческого государства в Японии (I век до н.э. – III век н.э.) // Проблемы истории, филологии, культуры. Москва – Магнитогорск: Ин-т археологии РАН – МГПИ, 1995. Вып.2. С.150-175. [1]
  • Суровень Д.А. Основание государства Ямато и проблема Восточного похода Каму-ямато-иварэ-бико // Историко-юридические исследования российского и зарубежных государств. Екатеринбург, 1998. С.175-198. [2]
  • Арутюнов С.А. Дзимму-тэнно: мифический вымысел и историческая реконструкция // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. Новосибирск, 1975. С.9-12.

Источники

  • Синто: путь японских богов. СПб.: Гиперион, 2002.
  • Кодзики: Записи о деяниях древности, свиток 1-й / Пер. Е.М.Пинус. СПб: Шар, 1994. Т.I. – 320 с.
  • Кодзики: Записи о деяниях древности, свитки 2-й и 3-й / Пер. А.М.Ермаковой и А.Н. Мещерякова. СПб.: Шар, 1994. Т.II. – 256 с.
  • Манифест Тайка // Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии. М.: Наука, 1984. С.52-77.
  • Манъёсю: Японская поэзия. М.: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
  • Нихон-рёики: Японские легенды о чудесах / Пер. А.Н.Мещерякова. СПб.: Гиперион, 1995. – 256 с.
  • Нихон-сёки: Анналы Японии. СПб.: Гиперион, 1997. Т.I-II.
  • Свод законов “Тайхорё”. М.: Наука, 1985. T.I-II.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена
26 мая 2011
.

dic.academic.ru

Страна Ямато Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ямато. государство Ямато (отмечено красным цветом).

Ямато (яп. 大和, «великая гармония, мир») — историческое государственное образование в Японии, которое возникло в районе Ямато (совр. префектура Нара) региона Кинки в III—IV веках. Существовало в течение одноимённого периода Ямато до VIII века, пока не было переименовано в 670 году в Нихон (яп. 日本) — «Японию».

Происхождение

Вопрос происхождения государства Ямато весьма сложен, поскольку нет синхронных исторических письменных источников, которые засвидетельствовали бы его появление. О возникновении Ямато рассказывается в японских источниках начала VIII века. Многие предположения исследователей основываются на работах археологов. Последние ассоциируют возникновение и утверждение власти яматоских государей на Японских островах с распространением культуры курганов яматоского типа в период Кофун на большей части архипелага. Ряд исследователей старается связать становление государства Ямато с раннегосударственным образованием Яматай и его правительницей Химико, однако у этой гипотезы недостаточно аргументов.

Название

Существуют разные предположения насчёт значения слова «Ямато», но достоверно оно неизвестно. Древние японцы не имели письменности до принятия китайской иероглифики, поэтому не смогли оставить потомкам объяснения названия их страны. С принятием иероглифов «Ямато» записывали знаком 倭 («карлик»), которым китайцы пренебрежительно обозначали жителей Японского архипелага, но с V—VI веков такое написание было заменено на более изысканное 大和 («великая гармония»). Наконец в 670 году официальное название государства и династии Ямато было изменено на «Нихон» (яп. 日本 Нихон, «источник солнца»).

Несмотря на переименование, слово «Ямато» не вышло из обихода. Оно продолжало использоваться в средневековье и в новое время для обозначения «Японии» в первую очередь в частной переписке или религиозных обрядах синто. Для большинства японцев «Ямато» потеряло пренебрежительный оттенок древности, который придали ему китайцы. Оно стало поэтическим названием страны, наподобие названия «Русь» в России.

Политика государства

Древнеяпонское государство Ямато было довольно агрессивным образованием. С IV по VI века яматоские монархи подчинили себе западные, центральные и большинство восточных земель острова Хонсю, завоевали остров Сикоку и поставили под свой контроль север острова Кюсю. С проникновением на Японский архипелаг китаецентричной политической философии, правители Ямато начали рассматривать соседние племена как варваров, которых необходимо «возвращать» под монаршую руку. С VI по IX века яматосцы вели постоянные войны на севере острова Хонсю с племенами эмиси (прото-айнами) и кумасо и хаято на юге Кюсю. Результатом такой политики стало уничтожение или ассимиляция этих племён.

Ямато также проводило активную внешнюю политику, в частности в Корее. Его постоянным союзником на полуострове было древнекорейское государство Пэкче, воевавшее против других соседей — древнекорейских государств Силла и Когурё. Весьма активной сферой влияния японцев на Корейском полуострове являлась также небольшая южнокорейская конфедерация Кая (позднее поглощённая Силла). Неоднократным вторжениям японцев на протяжении всей своей истории подвергалось государство Силла. Однако в 663 году, когда сначала пэкческие, а затем и посланные им на помощь экспедиционные японские войска были разгромлены коалиционными армиями Силла и Китая династии Тан, государство Пэкче прекратило своё существование, а придворная знать Пэкче эмигрировала в Японию. Потеряв таким образом главного союзника на континенте, японцы, умерив внешнеполитическую активность, отбросили амбиции относительно Корейского полуострова и сосредоточились на внутриполитических проблемах.

Литература

  • Воробьев М. В. Япония в III—VII веках: этнос, общество, культура и окружающий мир. М.: Наука, 1980. — 344 с.
  • Суровень Д. А. Возникновение раннерабовладельческого государства в Японии (I век до н. э. — III век н. э.) // Проблемы истории, филологии, культуры. Москва — Магнитогорск: Ин-т археологии РАН — МГПИ, 1995. Вып.2. С.150-175. [1]
  • Суровень Д. А. Основание государства Ямато и проблема Восточного похода Каму-ямато-иварэ-бико // Историко-юридические исследования российского и зарубежных государств. Екатеринбург, 1998. С.175-198. [2]
  • Арутюнов С. А. Дзимму-тэнно: мифический вымысел и историческая реконструкция // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. Новосибирск, 1975. С.9-12.

Источники

  • Синто: путь японских богов. СПб.: Гиперион, 2002.
  • Кодзики: Записи о деяниях древности, свиток 1-й / Пер. Е. М. Пинус. СПб: Шар, 1994. Т.I. — 320 с.
  • Кодзики: Записи о деяниях древности, свитки 2-й и 3-й / Пер. А. М. Ермаковой и А. Н. Мещерякова. СПб.: Шар, 1994. Т.II. — 256 с.
  • Манифест Тайка // Попов К. А. Законодательные акты средневековой Японии. М.: Наука, 1984. С.52-77.
  • Манъёсю: Японская поэзия. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  • Нихон-рёики: Японские легенды о чудесах / Пер. А. Н. Мещерякова. СПб.: Гиперион, 1995. — 256 с.
  • Нихон-сёки: Анналы Японии. СПб.: Гиперион, 1997. Т.I-II.
  • Свод законов «Тайхорё». М.: Наука, 1985. T.I-II.

wikiredia.ru

Страна Ямато Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ямато. государство Ямато (отмечено красным цветом).

Ямато (яп. 大和, «великая гармония, мир») — историческое государственное образование в Японии, которое возникло в районе Ямато (совр. префектура Нара) региона Кинки в III—IV веках. Существовало в течение одноимённого периода Ямато до VIII века, пока не было переименовано в 670 году в Нихон (яп. 日本) — «Японию».

Происхождение[ | ]

Вопрос происхождения государства Ямато весьма сложен, поскольку нет синхронных исторических письменных источников, которые засвидетельствовали бы его появление. О возникновении Ямато рассказывается в японских источниках начала VIII века. Многие предположения исследователей основываются на работах археологов. Последние ассоциируют возникновение и утверждение власти яматоских государей на Японских островах с распространением культуры курганов яматоского типа в период Кофун на большей части архипелага. Ряд исследователей старается связать становление государства Ямато с раннегосударственным образованием Яматай и его правительницей Химико, однако у этой гипотезы недостаточно аргументов.

Название[ | ]

Существуют разные предположения насчёт значения слова «Ямато», но достоверно оно неизвестно. Древние японцы не имели письменности до принятия китайской иероглифики, поэтому не смогли оставить потомкам объяснения названия их страны. С принятием иероглифов «Ямато» записывали знаком 倭 («карлик»), которым китайцы пренебрежительно обозначали жителей Японского архипелага, но с V—VI веков такое написание было заменено на более изысканное 大和 («великая гармония»). Наконец в 670 году официальное название государства и династии Ямато было изменено на «Нихон» (яп. 日本 Нихон, «источник солнца»).

Несмотря на переименование, слово «Ямато» не вышло из обихода. Оно продолжало использоваться в средневековье и в новое время для обозначения «Японии» в первую очередь в частной переписке или религиозных обрядах синто. Для большинства японцев «Ямато» потеряло пренебрежительный оттенок древности, который придали ему китайцы. Оно стало поэтическим названием страны, наподобие названия «Русь» в России.

Политика государства[ | ]

Древнеяпонское государство Ямато было довольно агрессивным образованием. С IV по VI века яматоские монархи подчинили себе западные, центральные и большинство восточных земель острова Хонсю, завоевали остров Сикоку и поставили под свой контроль север острова Кюсю. С проникновением на Японский архипелаг китаецентричной политической философии, правители Ямато начали рассматривать соседние племена как варваров, которых необходимо «возвращать» под монаршую руку. С VI по IX века яматосцы вели постоянные войны на севере острова Хонсю с племенами эмиси (прото-айнами) и кумасо и хаято на юге Кюсю. Результатом такой политики стало уничтожение или ассимиляция этих племён.

Ямато также проводило активную внешнюю политику, в частности в Корее. Его постоянным союзником на полуострове было древнекорейское государство Пэкче, воевавшее против других соседей — древнекорейских государств Силла и Когурё. Весьма активной сферой влияния японцев на Корейском полуострове являлась также небольшая южнокорейская конфедерация Кая (позднее поглощённая Сил

ru-wiki.ru

Ямато (государство) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ямато. государство Ямато (отмечено красным цветом).

Ямато (яп. 大和, «великая гармония, мир») — историческое государственное образование в Японии, которое возникло в районе Ямато (совр. префектура Нара) региона Кинки в III—IV веках. Существовало в течение одноимённого периода Ямато до VIII века, пока не было переименовано в 670 году в Нихон (яп. 日本) — «Японию».

Происхождение

Вопрос происхождения государства Ямато весьма сложен, поскольку нет синхронных исторических письменных источников, которые засвидетельствовали бы его появление. О возникновении Ямато рассказывается в японских источниках начала VIII века. Многие предположения исследователей основываются на работах археологов. Последние ассоциируют возникновение и утверждение власти яматоских государей на Японских островах с распространением культуры курганов яматоского типа в период Кофун на большей части архипелага. Ряд исследователей старается связать становление государства Ямато с раннегосударственным образованием Яматай и его правительницей Химико, однако у этой гипотезы недостаточно аргументов.

Название

Существуют разные предположения насчёт значения слова «Ямато», но достоверно оно неизвестно. Древние японцы не имели письменности до принятия китайской иероглифики, поэтому не смогли оставить потомкам объяснения названия их страны. С принятием иероглифов «Ямато» записывали знаком 倭 («карлик»), которым китайцы пренебрежительно обозначали жителей Японского архипелага, но с V—VI веков такое написание было заменено на более изысканное 大和 («великая гармония»). Наконец в 670 году официальное название государства и династии Ямато было изменено на «Нихон» (яп. 日本 Нихон, «источник солнца»).

Несмотря на переименование, слово «Ямато» не вышло из обихода. Оно продолжало использоваться в средневековье и в новое время для обозначения «Японии» в первую очередь в частной переписке или религиозных обрядах синто. Для большинства японцев «Ямато» потеряло пренебрежительный оттенок древности, который придали ему китайцы. Оно стало поэтическим названием страны, наподобие названия «Русь» в России.

Политика государства

Древнеяпонское государство Ямато было довольно агрессивным образованием. С IV по VI века яматоские монархи подчинили себе западные, центральные и большинство восточных земель острова Хонсю, завоевали остров Сикоку и поставили под свой контроль север острова Кюсю. С проникновением на Японский архипелаг китаецентричной политической философии, правители Ямато начали рассматривать соседние племена как варваров, которых необходимо «возвращать» под монаршую руку. С VI по IX века яматосцы вели постоянные войны на севере острова Хонсю с племенами эмиси (прото-айнами) и кумасо и хаято на юге Кюсю. Результатом такой политики стало уничтожение или ассимиляция этих племён.

Ямато также проводило активную внешнюю политику, в частности в Корее. Его постоянным союзником на полуострове было древнекорейское государство Пэкче, воевавшее против других соседей — древнекорейских государств Силла и Когурё. Весьма активной сферой влияния японцев на Корейском полуострове являлась также небольшая южнокорейская конфедерация Кая (позднее поглощённая Силла). Неоднократным вторжениям японцев на протяжении всей своей истории подвергалось государство Силла. Однако в 663 году, когда сначала пэкческие, а затем и посланные им на помощь экспедиционные японские войска были разгромлены коалиционными армиями Силла и Китая династии Тан, государство Пэкче прекратило своё существование, а придворная знать Пэкче эмигрировала в Японию. Потеряв таким образом главного союзника на континенте, японцы, умерив внешнеполитическую активность, отбросили амбиции относительно Корейского полуострова и сосредоточились на внутриполитических проблемах.

Литература

  • Воробьев М. В. Япония в III—VII веках: этнос, общество, культура и окружающий мир. М.: Наука, 1980. — 344 с.
  • Суровень Д. А. Возникновение раннерабовладельческого государства в Японии (I век до н. э. — III век н. э.) // Проблемы истории, филологии, культуры. Москва — Магнитогорск: Ин-т археологии РАН — МГПИ, 1995. Вып.2. С.150-175. [1]
  • Суровень Д. А. Основание государства Ямато и проблема Восточного похода Каму-ямато-иварэ-бико // Историко-юридические исследования российского и зарубежных государств. Екатеринбург, 1998. С.175-198. [2]
  • Арутюнов С. А. Дзимму-тэнно: мифический вымысел и историческая реконструкция // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. Новосибирск, 1975. С.9-12.

Источники

  • Синто: путь японских богов. СПб.: Гиперион, 2002.
  • Кодзики: Записи о деяниях древности, свиток 1-й / Пер. Е. М. Пинус. СПб: Шар, 1994. Т.I. — 320 с.
  • Кодзики: Записи о деяниях древности, свитки 2-й и 3-й / Пер. А. М. Ермаковой и А. Н. Мещерякова. СПб.: Шар, 1994. Т.II. — 256 с.
  • Манифест Тайка // Попов К. А. Законодательные акты средневековой Японии. М.: Наука, 1984. С.52-77.
  • Манъёсю: Японская поэзия. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  • Нихон-рёики: Японские легенды о чудесах / Пер. А. Н. Мещерякова. СПб.: Гиперион, 1995. — 256 с.
  • Нихон-сёки: Анналы Японии. СПб.: Гиперион, 1997. Т.I-II.
  • Свод законов «Тайхорё». М.: Наука, 1985. T.I-II.

wikiredia.ru

Ямато (государство) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ямато. государство Ямато (отмечено красным цветом).

Ямато (яп. 大和, «великая гармония, мир») — историческое государственное образование в Японии, которое возникло в районе Ямато (совр. префектура Нара) региона Кинки в III—IV веках. Существовало в течение одноимённого периода Ямато до VIII века, пока не было переименовано в 670 году в Нихон (яп. 日本) — «Японию».

Происхождение[ | ]

Вопрос происхождения государства Ямато весьма сложен, поскольку нет синхронных исторических письменных источников, которые засвидетельствовали бы его появление. О возникновении Ямато рассказывается в японских источниках начала VIII века. Многие предположения исследователей основываются на работах археологов. Последние ассоциируют возникновение и утверждение власти яматоских государей на Японских островах с распространением культуры курганов яматоского типа в период Кофун на большей части архипелага. Ряд исследователей старается связать становление государства Ямато с раннегосударственным образованием Яматай и его правительницей Химико, однако у этой гипотезы недостаточно аргументов.

Название[ | ]

Существуют разные предположения насчёт значения слова «Ямато», но достоверно оно неизвестно. Древние японцы не имели письменности до принятия китайской иероглифики, поэтому не смогли оставить потомкам объяснения названия их страны. С принятием иероглифов «Ямато» записывали знаком 倭 («карлик»), которым китайцы пренебрежительно обозначали жителей Японского архипелага, но с V—VI веков такое написание было заменено на более изысканное 大和 («великая гармония»). Наконец в 670 году официальное название государства и династии Ямато было изменено на «Нихон» (яп. 日本 Нихон, «источник солнца»).

Несмотря на переименование, слово «Ямато» не вышло из обихода. Оно продолжало использоваться в средневековье и в новое время для обозначения «Японии» в первую очередь в частной переписке или религиозных обрядах синто. Для большинства японцев «Ямато» потеряло пренебрежительный оттенок древности, который придали ему китайцы. Оно стало поэтическим названием страны, наподобие названия «Русь» в России.

Политика государства[ | ]

Древнеяпонское государство Ямато было довольно агрессивным образованием. С IV по VI века яматоские монархи подчинили себе западные, центральные и большинство восточных земель острова Хонсю, завоевали остров Сикоку и поставили под свой контроль север острова Кюсю. С проникновением на Японский архипелаг китаецентричной политической философии, правители Ямато начали рассматривать соседние племена как варваров, которых необходимо «возвращать» под монаршую руку. С VI по IX века яматосцы вели постоянные войны на севере острова Хонсю с племенами эмиси (прото-айнами) и кумасо и хаято на юге Кюсю. Результатом такой политики стало уничтожение или ассимиляция этих племён.

Ямато также проводило активную внешнюю политику, в частности в Корее. Его постоянным союзником на полуострове было древнекорейское государство Пэкче, воевавшее против других соседей — древнекорейских государств Силла и Когурё. Весьма активной сферой влияния японцев на Корейском полуострове являлась также небольшая южнокорейская конфедерация Кая (позднее поглощённая

ru-wiki.ru

Государство Ямато

10.12.2011

Культура государства Ямато, которую можно датировать примерно III —началом VI в., получила в японской историографии название эпохи Кофун (курган).

 

Согласно японской периодизации эпоха Кофун делится на четыре периода: период архаики, ранний период культуры курганов (III—IV вв.), средний период культуры курганов (V в.) и поздний период культуры курганов (VI—VII вв.).

Первый период относится к эпохе бронзы, три других составляют эпоху, которая квалифицируется современной наукой как ранний железный век. Ранний железный век в Японии охватывает период с рубежа III—IV вв. по начало VII в. Этот сравнительно большой, растянувшийся на три с лишним века период был временем становления и окончательного формирования государства из общеплеменного союза Японии (за исключением севера острова Хонсю и юга Кюсю) — так называемого государства Ямато. Процесс этот ускорялся и частично направлялся перманентным влиянием чужеземной культуры, приток которой не прекращается в течение всего периода.

Разумеется, невозможно установить точные хронологические рамки возникновения всех государственных институтов вместе и порознь, как невозможно пока решить, каков был первоначальный характер складывающегося государства—рабовладельческий или феодальный. Тем более что формы государства, государственный аппарат и формы политической борьбы в какой-то мере определялись стремлением подражать зарубежным образцам: феодальному Китаю и Корее. Так как процесс перехода от племенного союза к государству начался, по-видимому, задолго до эпохи Ямато, неизвестно, какие формы государства складывались, например, на Северном Кюсю и в Центральной Японии. Может быть, рабовладельческий уклад, сложившийся на Кюсю, был перенесен в Центральную Японию, где уже развивался феодализм. Это обстоятельство затрудняет решение вопроса о социальном и политическом строе так называемого государства Ямато и наследовавших ему государств Асука и Пара. Недаром среди японских ученых существуют столь острые разногласия по этим проблемам.

Одно несомненно и признано всеми японскими, советскими и западными исследователями (С. Гото, С. Тома, Т. Вацудзн, Т. Хора, С. А. Арутюнов, Дж. Кпддэр, Г. Сэисом и др.) — культура Ямато отличается неизвестной дотоле однородностью. Жители Ямато почти совсем не отличаются от средневековых японцев. Язык, материальная культура, характер экономики (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло), образ жизни массы рядового населения не претерпевают сколько-нибудь радикальных изменений ни в этот, ни в последующий периоды. Политическая же история этого времени развивается весьма бурно. В течение всего периода раннего железного века строительство курганов играло очень большую роль в жизни общества.

На постройку курганов сгоняли массы населения и затрачивали огромные средства. Археологам известно более 10 тыс. курганов, многие из которых раскопаны. Обнаруженные там предметы (оружие, украшения различный инвентарь и пр.) служат прекрасным источником по истории материальной культуры, идеологии и искусства этого периода.

Наконец, культура курганов вызвала к жизни создание неизвестного ни до, ни после нее вида погребальной пластики — ханива, значение которой для исследования истории культуры (идеологии, искусства, быта и нравов) чрезвычайно велико. Не случайно поэтому японские ученые называют всю культуру раннего железного века культурой курганов.

Что же такое кофун? Вернее, каков характер так называемой курганной культуры? Большинство археологов утверждают, что впервые в Японии курганы появляются примерно в III—II вв. до н.э. на Северном Кюсю (средний период Яёй). Это так называемые «дольмены», по японской археологической терминологии, но правильнее их называть просто круглые курганы.

В культурном ареале дотаку курганы появляются только в III в. н.э. По вопросу о происхождении курганов в Центральной Японии у японских и западных археологов существуют различные мнения. Наименее обоснованной представляется версия о чисто китайском заимствовании. В пользу теории о северо-кюсюском происхождении кофун говорит, во-первых, генетическая связь так называемых кругло-квадратных курганов (дзэнпокуэн) Ямато с «дольменами» Северного Кюсю, и, во-вторых, сам факт появления курганов в Центральной Японии в III в. н.э., т. е. в момент завоевания Центральной Японии племенами Северного Кюсю.

С. А. Арутюнов справедливо указывает на то, что обычай обносить курганы Ямато изгородью из глиняных цилиндров-ханива соответствует обычаю возведения циклопических изгородей из камня (когоиси) вокруг священной горы. Однако он не обратил внимания на ряд других, весьма существенных обстоятельств.

Прежде всего, культ гор в период перехода от бронзы к железу уже непременно связан с культом предков, и, значит, возведение когоиси вокруг гор и оформление курганов кофун изгородью из цилиндров также имеют прямое отношение к культу предков. Поэтому-то и сохраняется поныне в синто почитание горы Фудзи, генетически являющейся, по этнографической терминологии, «тотемным центром» для всего японского народа. Культ дотаку также, видимо, связан через культ гор с культом предков. Таким образом, туземный культ — культ предков — не исчезает после завоевания и объединения Кинай с Северным Кюсю.

Это и послужило одной из причин небывалого размаха строительства курганов. И раз идейное содержание верований племен Кинай и Северного Кюсю в принципе было одинаковым, религия Ямато унаследовала и продолжала развивать верования обеих культур эпохи бронзы.

В процессе объединения культов должен был сложиться и новый ритуал, в котором, по-видимому, культовый комплекс с дотаку в качестве главного предмета ритуала был вытеснен тройным ритуальным комплексом Северного Кюсю. Нетрудно представить, что уничтожение враждебно настроенного жречества Кинай повлекло за собой и изьятие дотаку, и в дальнейшем, при составлении «Кодзики» и «Нихонги», фиксировавших официальное мировоззрение, было сознательно изъято и всякое упоминание о дотаку. Возможно также, что только жрецы имели дело с этим священным предметом, своего рода «секретным фетишем», чурингой племени, связанным с культом предков, а простой народ не имел к нему доступа. Дотаку могли быть закопаны жрецами и для того, чтобы их магической силой не воспользовались победители. Этим, быть может, и объясняется отмечаемый всеми исследователями факт полного исчезновения колоколов-дотаку даже из памяти народа — фольклора.

Известно, что возведение курганов на стадии перехода от бронзы к железу связано также с солярным культом, в свою очередь переосмысленным на этой стадии (стадии расслоения родового общества и выделения племенной аристократии) в культ солнечного предка вождя племени. По синтоистской терминологии, такой вождь называется тэнно («небесный государь»), потомок богини солнца Аматэрасу.

Культ предков, и особенно солнечного предка — племенного вождя, типичный тройной ритуальный комплекс, характерные для религии Ямато, не что иное, как ранний синтоизм, т. е. национальная религия Японии в течение всей ее истории.

Реконструкция раннего синтоизма весьма затруднена поздними наслоениями. Так называемые камбундзэнсё — три основные книги: «Кудзики» (620 г.), «Кодзики» (712 г.) и «Нихонги» (720 г.), а также 10 первых томов из 50-том-ной «Эигисики» («Книги церемоний и нравов», 927 г.), которые считаются основным источником синтоистского мировоззрения (истории синто, его догматики и ритуала),— на самом деле далеки от первоначального синтоизма V—VI вв. н. э. Кстати, само название «синто» появляется позднее, после распространения буддизма в Японии и в противовес ему.

Начиная с конца VI в. синтоизм подвергается сильному влиянию корейской и китайской идеологии: конфуцианства, даосизма (в меньшей степени) и, особенно широко, буддизма. Названные выше классические священные книги, особенно «Нихонги» и «Эигисики» — источники синто,— также не избежали этого. Содержащиеся в них синтоистские мифы и предания были интерпретированы в соответствии с китайскими канонами и традициями.

Тем не менее в этих сочинениях присутствует стойкая традиция, уходящая корнями в протояпонскую культуру бронзового века. Особый интерес представляют «Кодзики» и «Эигисики» (вернее, синтоистские молитвословия норито, включенные в них). Несмотря на сильное влияние иноземной культуры в период записи «Кодзики», все сочинение в целом свидетельствует о том, что местная традиция живет и укрепляется, воплотившись в синтоистском мировоззрении. Мифология ранних архаических пластов синтоизма сохраняется в «Кодзики», «Фудоки» и даже в «Нихонги» и позволяет выявить и на столь поздней стадии циклизации развитой анимизм и еще более ранние архаический фетишизм и тотемизм.

www.waysamurai.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *