ГДЗ История Бойцов 6 класс Стр. 50

Содержание

Авторы:Бойцов, Шукуров

Тип:учебник

Содержание

  • Вопросы и задания после параграфа

Вопросы и задания после параграфа

1. Покажите на карте, какие территории были завоёваны арабами к середине VIII в. Чем можно объяснить победы арабских воинов?

К середине VIII в. арабы завоевали огромные территории в Азии (Аравийский полуостров, Иран, Палестина, Сирия, часть Закавказья и полуострова Малая Азия), в Африке (вся северная часть континента, включая Египет) и Европе (Пиринейский полуостров). Именно в этот период Арабский халифат достиг наибольшего могущества и максимального территориального расширения.

Победы арабских воинов и захват такого количества земель за короткий промежуток времени (чуть больше столетия), в первую очередь, можно объяснить слабостью их соседей, их постоянными противостояниями и конфликтами, и самое главное – нежеланием объединяться и бороться вместе против общего врага. Классическим примером могут послужить постоянные войны Византийской империи и Ирана (государства Сасанидов), которые существенно истощили их силы и вымотали войска. Этим воспользовались продолжатели пророка Мухаммада и нанесли поражение обоим державам. Как результат – Иран вошел в состав Арабского халифата, а Византия потеряла все свои азиатские провинции, кроме полуострова Малая Азия. Также, к причинам военных успехов арабов можно отнести высокий уровень боевого духа их воинов, которые искренне верили в то, что сражаются за благородное дело: распространяют «истинную» мусульманскую религию среди остальных народов.

2. Охарактеризуйте политику мусульманских правителей в завоёванных землях. Как различалось их отношение к разным группам населения?

Поскольку территория Арабского халифата была огромной, то её населяли множество народов, исповедующих совершенно разные религии. Поэтому и отношение мусульманских правителей к жителям покоренных земель было разным. Арабы уважительно относились к тем религиям, которые основывались на вере в Единого Бога. К таким, в первую очередь относились христианство и иудаизм. Поэтому христиане и иудеи хоть и платили налоги, однако не подвергались гонениям и притеснениям по религиозному признаку. Однако с язычниками арабы вели жестокую и беспощадную борьбу. Среди них ислам насаждался насильственно.

3. Используя карту (с. 43), назовите города, являвшиеся столицами Арабского халифата в VII—VIII вв. Чем было вызвано перемещение столицы?

Первоначально столицей Арабского халифата была Медина, город в котором учение пророка Мухаммада нашло своих сторонников. Именно с этого города начались завоевательные победы арабов-мусульман. Медина выполняла была столицей на протяжении 632 – 656 гг., т.е. в период пребывания при власти четырех «праведных халифов»: Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Во времена правления халифов с династии Омейядов, с 651 по 750 г, столицей Арабского халифата был Дамаск, который находился в Сирии. После того, как к власти пришла династия Аббасидов, в 762 г. столица была перенесена в Багдад, который был основан на территории Междуречья.

Таким образом, переносы столиц Арабского халифата были связанны с политическими, а не экономическими или культурными, событиями. Каждая новая династия, желая выделиться среди предшественников и тем самым укрепить свою власть, переносила столицу в другой населенный пункт. Аббасиды для таких целей вообще построили новый город – Багдад, который очень быстро стал центром мусульманской культуры и науки.

4. Объясните, почему распался Арабский халифат. Какие значительные государства выделились из его владений?

Арабский халифат распался, в первую очередь, из-за действий местных владык. Постепенно халифы из династии Аббасидов начали терять контроль над теми территориями, которые находились на окраинах такого огромного государства. В свою очередь влияние местной знати, возглавляемой эмирами, стало возрастать. Как результат – со временем власть халифа стала распространяться исключительно на Багдад и его окрестности. Хотя, при этом халиф считался главным среди всех мусульманских правителей (такое положение дел несколько напоминало Киевскую Русь в период феодальной раздробленности). Вся реальная власть в провинциях принадлежала местным эмирам.

Среди множества государственных образований, на которые распался некогда могущественный Арабский халифат, выделилось два эмирата. Первый – Кордовский эмират, который существовал на территории Пиринейского полуострова, с центром в городе Кордова. Второй – эмират Саманидов, существовавший на территории Ирана, с центром в Священной Бухаре.

5. Проведите обсуждение вопросов: 1) В чём состоял вклад арабов в развитие наук? 2) Как передавались научные знания в период раннего Средневековья?

1) Арабские ученые сделали огромный вклад в области медицины, астрономии, географии, математики, философии, архитектуре. Они обобщили знания предыдущих поколений и других народов, а также добавили свои собственные. Например, были созданы первые обсерватории, госпитали, а также довольно точные географические карты и сложные системы орошения земли.

2) Научные знания в Арабском халифате передавались или путем обучения в медресе – мусульманских высших школах (аналогах европейских университетов), или путем изучения книг в библиотеках. Почти во всех крупных исламских городах были публичные библиотеки, крупнейшая из которых была в Багдаде – «Байт ал-хикма» («Дом мудрости»). Также следует сказать, что на то время знания арабских учёных намного превосходили познания европейских. Поэтому немало христиан из Европы были вынуждены учиться у арабских мудрецов.

6*. Используя иллюстрации учебника и дополнительные материалы, составьте описание внешнего вида и внутреннего убранства мечетей арабского мира. Какое впечатление эти сооружения должны были производить на верующих?

Мусульманская мечеть, вне всякого сомнения, была главным сооружением любого исламского города, его центром. Она состояла из двух главных частей: двора и здания, в котором проходили богослужения. Также важнейшей частью был минарет (один или несколько), с вершины которого призывали верующих на молитву. Во дворе мечети обязательно находился бассейн или фонтан, который служил для ритуальных омовений (перед входом в здание верующий должен был вымыть лицо, руки и ноги). Внутри — зал для молитвы покрывался коврами или циновками, стены украшены растительным узором и священными надписями из Корана и Сунны (изображать Аллаха, пророков, каких-либо людей и даже животных было категорически запрещено). Также важнейшими элементами любой мечети были минбар (место с которого мулла произносил проповеди) и михраб (ниша в стене, которая указывала направление на главную святыню мусульман – Каабу в городе Мекка).

Считаю, что величина и размах мечетей (особенно в крупных городах), а также внутреннее богатство, должно было лишний раз подчеркивать могущество и величие Аллаха по сравнению с человеческой жизнью. Также мечеть должна была порождать среди верующих чувство восхищения и уважение к исламской религии.

7*. Раскройте смысл понятия «мир ислама». Выскажите суждение о том, какие явления определяли это понятие наряду с мусульманским вероучением.

Согласно моей точке зрения, мир ислама – это в первую очередь территории, где была распространена данная религия. К миру ислама также нужно отнести людей, которые её исповедовали и исповедуют (мусульман). Религия ислаи сформировала мусульманскую культуру и науку, а также нормы шариата (мусульманского права). Они тоже являются важнейшими частями мира ислама. Также к миру ислама можно отнести политический строй в виде халифата, арабский язык, арабскую письменность, исламские обычаи, традиции, и даже кухню.

І раздел

Раннее Средневековье

Глава 3. Держава франков

Скачать

Ошибка или идея? Сообщить 📤

Мне не нравится на сайте, измените:Сделайте так, чтобы можно было:Решение неправильно/опечатка

Все номера

Стр. 49Стр. 50Стр. 51Стр. 52Стр. 53Стр. 56Стр. 58Стр. 59Стр. 64Стр. 65

Ученый рассказал о судьбе Халифата — Газета.Ru

Понятие «Сирия» — это понятие современное, придумали его в 1929 году, а окончательно закрепили только в 1949 году, после окончания Второй мировой войны. В связи с этим очень сложно говорить о Сирии в древности — это все равно что говорить о России в древности. Ведь в древности ее просто не было, Россия как государство юридически существует с XVIII века.

Взлеты и падения Древней Сирии

На территории современной Сирии в древности были разные образования и государства с центрами в разных местах. Хронологически уникальность этой территории достаточно очевидна: современные Сирия и Ирак — это территории, где возникли самые древнейшие цивилизации — древнее китайской и индийской. С IV по I тысячелетие до н.э. Сирия была частью цивилизации Древней Месопотамии (Междуречья). Эта цивилизация замечательна во многих отношениях: именно в Древней Месопотамии впервые была придумана письменность, именно там были совершены замечательные открытия в астрономии, медицине и математике. Месопотамские ученые долго задавали тон в этих дисциплинах. Кроме того, в Древней Месопотамии была создана литература, написала «Песнь о Гильгамеше» — одно из старейших литературных произведений в мире.

close

100%

В I тысячелетии до н.э. начинается смена эпох, область Сирия (куда мы должны включить часть современного Ирака, Ливана и Израиля) становится частью поздневавилонской, а затем и персидской державы Ахеменидов. В IV веке эти области были завоеваны знаменитым Александром Македонским — и как раз в это время начался новый большой взлет культуры на сирийской территории. Как мы знаем, Македонский в 334 году до н.э. вступил в Малую Азию, дошел до Дамаска, свернул на восток, достиг Пальмиры и победил при Гавгамелах персидского царя Дария, дошел до Северной Индии, где и скончался. На территории Плодородного Полумесяца, сирийской пустыни и Месопотамии возникает держава Селевкидов — диадохов Александра. В это время для нашей области стал характерен синтез греческой и восточной культур — возникает эллинистический Восток. Именно тогда главным языком на территории государства становится арамейский язык, а название «Сирия» как область распространения арамейского языка постепенно приживается. Затем Сирия оказывается в составе Римской империи, а вскоре, на краткое время, — в составе Парфянской державы. С III по VII век Сирия становится разделенной между двумя империями — Восточно-Римской (Византийской) и Персидской. Все это время главным языком Сирии был арамейский.

В это время на территории Сирии возникает христианская культура, и она существует на границе двух миров — персидского и римско-эллинистического. Христианская культура стала мостом между Римом и Персией. В это же время Сирия получила большое значение, потому что она находилась на караванном пути, который соединял Ближний Восток с Китаем. Через Пальмиру шел Великий шелковый путь.

Последний период взлета Сирии связан с существованием на ее территории Арабского халифата со столицей в Дамаске — это произошло в VII веке. С 750 года центр Халифата перемещается восточнее — в Багдад, который специально для этого был построен. Багдад (сейчас это столица Ирака) становится центром науки и искусства, и прекращается все это только в XIII веке, когда монголы взяли Дамаск и Багдад, а цивилизация Арабского халифата прекратила свое существование. Начинается эпоха упадка, которая продолжается до сих пор — с той только разницей, что в колониальное время (когда территориями владели французы) Дамаск и столица Ливана Бейрут стали на некоторое время центром колониальной культуры.

Упадок Сирии начался с упадком Халифата в XII веке, с монгольскими завоеваниями он усугубился. За монголами пришли турки, которые начали давить арабов, — и арабы стали деградировать в течение нескольких столетий. Лидерство в исламском мире перешло к мамлюкскому Египту. Турки многого не позволяли местным жителям, держали сирийскую политическую и культурную жизнь под своим контролем. Вилайет Сирия в османское время был многонациональным, помимо арабов там жили арамеоязычные ассирийцы, армяне, персы, курды. Именно тогда сложилась Сирия как единство, а то, что называется сейчас «джумхурийет Сурья», — это постколониальная история, которая живет воспоминаниями о прошлом.

Исламизация Сирии

Процесс исламизации Сирии был очень сложным, и произошел он не за один год. Можно сказать, что он так никогда до конца и не завершился, а Сирия так и не стала полностью мусульманской. Местное население Сирии в VII веке, когда арабы начали захватывать страну, было в основном христианским — и эта часть населения так христианской и осталась.

В результате арабских завоеваний религиозный пейзаж в Сирии стал более разнообразным. В мусульманской традиции Сирию часто называли Шāм, хотя этот термин соответствует более широкой территории Древнего Ханаана, французы обычно называют ее Левант. Власти Сирии с VII века были исламскими, а население — исламским и христианским. Впрочем, население Сирии всегда было поликонфессиональным — даже во времена Римской и Персидской империй.

close

100%

Фундаментальный ислам появился в момент зарождения самой религии — уже тогда некоторые последователи Мухаммеда воевали с другими арабскими племенами, и в этих войнах были сформулированы жесткие радикальные тезисы, необходимые для борьбы с другими арабами («убивайте неверных, отбирайте их имущество» и так далее). Радикальность в исламе была всегда, но постепенно возникли арабская философия, мистика — они смягчили радикализм религии. Но осадок воинского, военного прочтения религиозной проповеди в исламе присутствовал всегда. И сейчас радикальный ислам переживает очередную стадию взбаламучивания — это наследие поднимается на щит.

Нельзя сказать, что многие сирийцы-христиане покинули границы страны после воцарившегося в ней Халифата. Мобильность в те времена была очень низкой, и люди с большим трудом куда-то переезжали, хотя некоторые сирийцы и мигрировали в Римскую империю. Массовое бегство — это все-таки черта более поздних времен. Вот во времена монгольских завоеваний часть Сирии переселилась в Египет. А в VII веке люди свое отношение к месту жительства определяли на основе богословских концепций, а не эмпирических знаний.

Мусульманин ведь, строго говоря, не имеет родины (ватан) — только религию (дин).

Важно понимать, что исламизация страны не принесла большого вреда науке и культуре. Сейчас нередко исламизация сравнивается с каким-то регрессом, но в те времена исламское государство было довольно прогрессивным. Халифат предлагал порой более эффективные (по сравнению с византийскими) способы администрирования, социальные и политические формы. Поэтому исламизация в VII веке была синонимом «переустройства». Халифат — это теократическое государство, где халиф («наместник Пророка Всевышнего») активно покровительствовал ученым, философам, поэтам. Население исламских государств в те времена свободно перемещалось из одной области Халифата в другую, из персидской Бухары — в Марокко, например.

Мнение, что исламизация нанесла прямой вред науке и искусству, — это мнение, в основе которого лежат невежество и исламофобия. В Дамаске и Багдаде работали школы, был создан Бейт ал-Хикма, «Дом Мудрости» — особый центр наук и искусств. В IX–X веках в Сирии наметился большой прогресс в науке и культуре. В «Доме Мудрости» проходили встречи и конференции ученых, была обширная библиотека, работали научные школы. Именно там были сделаны переводы многих сочинений Аристотеля.

Открытия и изобретения

Большинство арабских изобретений были сделаны на сирийской территории. Арабские математики впервые применили формализованный способ записи математических процедур. Тогда же были заимствованы индийские цифры, которые упростили способы числовой записи. Арабские математики применили впервые десятичные дроби, придумали уравнения, открыли общий вид бинома Ньютона, рассчитали стереометрические закономерности. Астрономы рассчитали поправку к углу наклона эклиптики, знаменитый Гебер разработал астролябию, Ал-Битруджи рассчитал законы движения планет. Была придумана система каталогизации астрономических тел, которая применяется до сих пор. Ее наиболее яркое выражение — каталог небесных тел «Альмагест», составленный арабами на основе греческих и ближневосточных астрономических знаний того времени. Инженеры арабского мира придумали коленчатый вал, клапанный насос, водяные часы, первых роботов-музыкантов.

close

100%

В арабском мире возникла алхимия — и именно арабы начали классифицировать химические элементы. Были сделаны большие шаги в филологии и лингвистике — например, создается учение о звуках (теория вокализма-движения, харакят), создается теория стиха, начинают развиваться диалектология и филологическая критика. В геометрии, физике были сделаны свои открытия. Активно развивалась география — среди арабов было много путешественников, которые писали книги на основе своих странствий. Благодаря этим книгам составлялись карты мира.

Медицина предполагала преемственность Ближнего Востока по отношению к Античности. Основы медицины были заложены Гиппократом, гиппократическая школа передала знания Галену, а при Галене в Пергаме возникла медицинская традиция — галенизм. В Сирии начали активно переводить медицинскую литературу на арамейский язык. Сирия стала репродуцировать античную науку, но при этом вносить и свой вклад — например, впервые была сформулирована концепция инфекции, даны объяснения многим физиологическим процессам, систематизирована натуропатия. Кроме того, в арабском мире возникла классификация болезней, введено понятие нервной системы — в Древней Греции считалось, что нервы — это сосуды, по которым в организм течет загадочная пневма.

Сирия и Русь

Сирия и Русь оказывались нередко связаны сложными связями. Знаменитый арабский путешественник Ибн-Баттута в XIV веке посетил Волжскую Булгарию и впервые упомянул о русах и Руси. Затем в XV веке Афанасий Никитин по пути к трем морям посетил Медину — и после этого начал называть себя «хозя» (хаджжи). По пути из Персии в Трапезунд он проходил и через Сирию.

Ислам обгонит всех

Самой массовой религией к концу века станет ислам, который обгонит христианство, выяснили американские…

03 апреля 16:48

Через Сирию могли проходить русские путешественники, направляющиеся к святым местам в Палестине. Если сейчас в Палестину идут через воздушные ворота, то в древности было два основных пути: через Каспийские ворота, через Астрахань (так ехал и Никитин) и через Черноморье (Таврию, Армению и Грузию). Но первый путь был более безопасным.

На Руси была известна дамасская сталь (знаменитый булат), а русская литература сохранила многие произведения, которые родились в разные эпохи на территории современной Сирии.

В XVII веке, во время русского раскола, в Москву приезжал патриарх Макарий из Сирии и его сын дьякон Павел, которые впоследствии очень хвалебно отзывались о русских обычаях. Они говорили, что русские — очень молитвенный народ, и если бы арабы и греки молились так же, как русские, — их бы не завоевали турки.

А вот если говорить о том, когда именно русские люди начали контактировать с сирийцами, то стоит упомянуть, что в XVII–XVIII веках, во время русско-турецких войн, Россия стала отправлять на Восток своих посланников — в Дамаск, Иерусалим. В России в XVIII веке возникло свое востоковедение — немецкие и русские ученые создали в Санкт-Петербурге классическую арабистику (Френ, Сенковский и другие), и благодаря этому разные сирийцы приезжали преподавать в Россию (Михаил Аттая, шейх Тантави).

Сириец Аттая, например, впервые написал на русском языке хрестоматию по ливанскому диалекту — это заложило начало арабской диалектологии в России.

Близость российской и сирийской культур

«С точки зрения ислама эволюция имеет место»

Как ислам сочетается с теорией эволюции живых организмов, идут ли иранские женщины в науку и как государство…

24 ноября 14:18

Культура Сирии на первый взгляд стоит довольно далеко от российской культуры — они не сестры, а какие-то седьмые родственники, седьмая вода на киселе. Но у России и Сирии есть другая близость — основанная на общих взглядах и подходах. Сирия интегрировала много культурных взглядов и влияний. В России тоже наблюдается большая сложность народов и культур.

Сирия в современном мире — одна из самых европеизированных исламских стран. Поэтому русские люди тяготеют к ней — в отличие от стран, где силен классический ислам. А еще близость России и Сирии заключается в том, что в последней находится множество христианских святынь — церкви, места поклонения Богородице.

Сирия традиционно была местом паломничества и встреч христиан.

Но связь сирийской и российской культур не стоит преувеличивать. Это не такая связь, как между российской и французской культурами. Восток — это родственное нам, но другое. Поэтому надо его изучать, проникать умом и сердцем. России культура Сирии намного ближе, чем, например, культура Китая. И общее культурное наследие — месопотамское, библейское, восточнохристианское, а также научное — делает нас ближе этой стране и этой культуре.

Подготовила Екатерина Шутова

RAQQA: Syrian Capital of the IS ‘Caliphate’

  • Опубликовано

Источник изображения, Reuters

Подпись изображения,

— это боевые вещества, проведенные через RAQQA «Caliphate». 2014

Ракка на севере Сирии стала де-факто столицей «халифата», провозглашенного три года назад так называемым «Исламским государством» (ИГ).

Провинциальный город был преобразован под властью ИГ, которое внедрило там крайнюю интерпретацию исламского закона и использовало обезглавливание, распятие и пытки, чтобы терроризировать жителей, выступавших против его правления.

Теперь поддерживаемый США альянс курдских и арабских боевиков пытается выбить ИГ из города и нанести еще один удар по группировке, отступающей в Сирии и Ираке.

Это видео невозможно воспроизвести

Чтобы воспроизвести это видео, вам необходимо включить JavaScript в вашем браузере.

Медиа-заголовок,

«Добро пожаловать в Ракку, столицу осажденного халифата»: Габриэль Гейтхаус сообщает с линии фронта .

Римский писатель Плиний Старший писал, что он был основан Александром Македонским. Но более вероятно, что один из его полководцев, Селевк Никатор, основал империю Селевкидов.

Первое поселение было построено недалеко от Тал Биа, холма к востоку от нынешних городских стен, и стало известно как Каллиникум, в честь царя Селевкидов, который расширил его около 244-42 гг. до н.э.

После того, как город был захвачен мусульманскими войсками в 639-40 гг. н.э., омейядский халиф Хишам, как говорят, построил здесь два дворца и переименовал его в Ракку («болото»).

В 771 году аббасидский халиф аль-Мансур выбрал Ракку в качестве второй столицы после Багдада и для помощи в защите северо-восточной Сирии, известной как «аль-Джазира».

Он переименовал город в ар-Рафика («спутник») и приказал возвести вокруг него стены из сырцового кирпича двойной толщины в форме подковы, укрепленные через каждые 35 м 100 полукруглыми башнями.

Большая мечеть также была построена в это время, хотя единственными сохранившимися древними частями являются минарет и колоннада, добавленные в 1165-66 годах Нур ад-Дином Махмудом Занги.

  • Отчаянная борьба за «столицу» группировки «Исламское государство»
  • Внутри «Исламского государства»: дневник Ракки
  • Группа «Исламское государство»: полная история который выбрал город в качестве своей базы с 796 по 808 год, за год до своей смерти.

    Он сохранил свою роль важного регионального центра при династиях Зенгидов и Айюбидов, но пришел в упадок после разграбления монголами в 1258 г.

    Ракка по-настоящему восстановилась только в 1960-х годах, когда она стала административной столицей новой провинции Ракка, а плотина Табка была построена на Евфрате примерно в 40 км вверх по течению.

    К 2004 году Ракка была шестым по величине городом в Сирии с преимущественно арабским суннитским населением в 220 000 человек.

    Источник изображения, AFP

    Подпись к изображению,

    Ракка была центром восстания против правительства Башара Асада, которое началось в 2011 году. и джихадисты, стремящиеся свергнуть сирийского президента Башара Асада.

    Среди них были члены организации, которая впоследствии стала известна как «Исламское государство Ирака и Леванта» (Исида или ИГИЛ), которые силой захватили контроль над городом в начале 2014 года, а затем начали навязывать свое видение государства.

    Источник изображения, AFP

    Подпись к изображению,

    ИГ внедрило крайнюю интерпретацию исламского закона в Ракке. Исламское государство».

    Группировка потребовала, чтобы мусульмане всего мира присягнули на верность ее лидеру Абу Бакру аль-Багдади и переселились на территорию, находящуюся под ее контролем.

    Тысячи людей, многие из которых являются гражданами западных стран, вняли призыву и отправились в Ракку через Турцию.

    Город неоднократно подвергался авиаударам с тех пор, как в сентябре 2014 года коалиция, возглавляемая США, начала операции против ИГ, что привело к тому, что ООН назвала «ошеломляющими человеческими жертвами».

    Около 160 000 жителей покинули свои дома, спасаясь от рейдов, говорится в сообщении.

    14.9: Аббасиды — Гуманитарные науки LibreTexts

    1. Последнее обновление
    2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    20390
  • Омейяды лишились власти в 750 г. из-за революционного восстания против их правления под предводительством Аббасиды , клан, происходящий от дяди Мухаммеда. Аббасидов поддерживали многие неарабские, но мусульманские подданные Халифата (называемые мавали ), которые возмущались тем фактом, что Омейяды всегда защищали статус арабов за счет неарабских мусульман в своей империи. Захватив контроль над Халифатом, Аббасиды предприняли согласованные убийства, пытаясь устранить всех потенциальных конкурентов Омейядов, в живых остался только один член руководства Омейядов. Аббасиды потеряли контроль над некоторыми территориями, принадлежавшими Омейядам (начиная с Испании, образовавшей свой собственный халифат при уцелевших Омейядах), но большинство земель, завоеванных в ходе арабских завоеваний столетием ранее, остались под их контролем. .

    Настоящий золотой век средневекового ислама пришелся на период Аббасидского халифата. Аббасиды перенесли столицу халифата из Дамаска в Багдад, который они основали отчасти для того, чтобы быть ближе к сердцу персидских государственных традиций. Там они еще теснее объединили ислам с персидскими традициями искусства и обучения. Они также создали традицию справедливого правления, в отличие от памяти о коррупции Омейядов. Аббасидские халифы были лидерами как политических, так и духовных орденов своего общества, стремясь обеспечить, чтобы все, от закона до торговли и религиозной практики, шло гладко и справедливо. Они следили за справедливой торговлей и использовали свои хорошо обученные армии в первую очередь для обеспечения хороших торговых путей, обеспечения справедливого сбора налогов и подавления случайных восстаний. Короче говоря, правители Аббасидов представляли собой своего рода просвещенную деспотию, которая намного опережала Византию или латинские королевства Европы с точки зрения своего космополитизма. Аббасиды отказались от политики, ориентированной на арабов, и вместо этого приняли мусульманский универсализм, который давал любому мусульманину возможность занимать высшие государственные посты и иметь политическое и социальное значение.

    Возможно, самым важным явлением в Аббасидском халифате было большое внимание и уважение, которое халифы уделяли обучению. Были сделаны новые открытия в астрономии, металлургии и медицине, а ученые труды с разных языков были переведены и сохранены на арабском языке. Наиболее значительная традиция изучения работ Аристотеля, в частности, имела место в халифате Аббасидов.

    Основная библиотека Багдада называлась Домом Мудрости ; в то время это была одна из величайших библиотек мира. Различные достижения Аббасидского халифата включали:

    • Медицина: гораздо более точные диагнозы и методы лечения, чем где-либо еще (за пределами Китая).
    • Оптика: первые телескопы, а также окончательное опровержение идеи о том, что глаз посылает лучи для обнаружения вещей и вместо этого получает информацию, отраженную от объектов.
    • Химия: различные методы, включая выпаривание, фильтрацию, сублимацию и даже дистилляцию. Несмотря на конкретный запрет на опьяняющие вещества в Коране, именно аббасидские химики изобрели дистиллированный спирт: al-kuhl , что означает «сущность», от которой происходит английское слово «алкоголь».
    • Математика: создание арабских цифр на основе индуистских символов, с которыми было гораздо проще работать, чем с неуклюжими римскими эквивалентами. В свою очередь Аббасиды изобрели алгебру и тригонометрию.
    • География и исследования: точные карты Азии и Восточной Африки благодаря наличию мусульманских торговых колоний вплоть до Китая, а также новым навигационным технологиям, таким как астролябия (устройство, которое используется для определения широты в море).
    • Банковское дело: изобретение чеков и форм коммерческого страхования для торговцев.
    • Массивные ирригационные системы, которые сделали Месопотамию почти наравне с Египтом в качестве самых богатых сельскохозяйственных угодий в мире.
    Рисунок \(\PageIndex{1}\): Ученые в Доме мудрости в Багдаде.

    Кроме того, Аббасидский халифат наблюдал за значительным ростом грамотности. Мало того, что мусульман (как мужчин, так и женщин) поощряли заучивать наизусть сам Коран, ученые и торговцы часто были взаимозаменяемы; в отличие от средневекового христианства, ислам не отвергал торговлю как морально испорченную.

    Таким образом, мусульмане, грамотность которых была обусловлена ​​изучением специфически исламских текстов, особенно Корана и хадисов, легко использовали те же навыки в торговле. Общим результатом стал более высокий уровень грамотности, чем где-либо еще в мире в то время, с сопутствующими преимуществами в техническом прогрессе и коммерческом процветании.

    В период своего расцвета империя Аббасидов была поистине огромной – она занимала большую территорию, чем Римская империя. Его купцы путешествовали из Испании в Китай, и он поддерживал дипломатические отношения с правителями территорий за тысячи миль от Багдада. Халифат достиг своего расцвета во время правления халифа Харуна ар-Рашида (годы правления 786 – 809). Его дворец был настолько огромен, что занимал треть Багдада. Он и величайший раннесредневековый европейский король Карл Великий обменивались подарками и дружескими письмами, хотя и из политической целесообразности: Карл Великий был врагом Кордовского халифата Испании, последнего остатка власти Омейядов, а Аббасиды действовали как внешнее давление.

    что Карл Великий надеялся заставить византийских императоров признать легитимность его императорского титула (кстати, одним из ценных владений Карла Великого был его домашний слон, которого аль-Рашид послал его далекому двору в качестве подарка доброй воли).

    Однако уже при ар-Рашиде Халифат раскалывался; он был просто слишком велик, чтобы эффективно работать без передовых бюрократических институтов. Северная Африка к западу от Египта отделилась к 800 году, превратившись в группу соперничающих исламских королевств. Другие территории последовали их примеру в течение оставшейся части девятого века, в результате чего Халифат получил прямой контроль только над основными землями Месопотамии. На оставшейся территории халифы также столкнулись с восстаниями. Даже идея единой (суннитской) уммы стала жертвой этого политического краха — правитель испанского королевства утверждал, что он «настоящий» халиф, с шиитской династией в Египте, известной как 9-я династия.0108 Fatimids

    оспаривает оба утверждения, поскольку отвергает саму идею суннитского халифа.

    Политическая независимость Халифата закончилась в 945 году, когда он был завоеван персидскими племенами, которые взяли под свой контроль светскую власть, сохранив при этом жизнь халифа как подставного лица. В 1055 году турецкая группа, сельджуков (та же самая группа, которая тогда угрожала Византии), захватила власть и сделала то же самое. В течение следующих двух столетий аббасидские халифы пользовались уважением и духовным почтением большинства мусульман-суннитов, но не обладали собственной политической властью.

    По мере роста могущества сельджуков могущество самого халифата ослабевало. Многочисленные независимые и соперничающие исламские королевства возникли на Ближнем Востоке, в Северной Африке и северной Индии, оставив даже центральные районы Ближнего Востока уязвимыми для иностранного вторжения, сначала европейских крестоносцев, начиная с 1095 года, и наиболее катастрофически во время монгольского нашествия 1258 года. при внуке Чингисхана). Именно монголы покончили с халифатом раз и навсегда, убив последнего халифа и уничтожив при этом большую часть инфраструктуры, построенной во время правления Аббасидов.