Сталин глазами западных карикатуристов – ХХ век – Материалы сайта – Сноб

 

Зато пропагандистский эффект этих перевоплощений в полную меру использовали немцы. После нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года был снят действовавший более полутора лет, с момента заключения пакта Риббентропа — Молотова, запрет на антисоветскую пропаганду в Третьем рейхе. Более того, поскольку главным врагом Германии внезапно оказался СССР, понадобилось спешно компенсировать затянувшуюся пропагандистскую паузу волной новых компрометирующих антисоветских материалов и одновременно объяснить немецкому народу причины как внезапной дружбы со Сталиным в 1939 году, так и не менее внезапной войны с ним в 1941-м.

Осенью 1941 года в Дрездене большим тиражом (не менее 150 тысяч экземпляров) вышла книжка Мартина Пазе «Сталин в свете прессы и карикатуры» (Martin Pase, Stalin im Blitzlicht der Presse und Karikatur).

Она составлена из статей о Сталине и СССР и карикатур на эту тему, опубликованных до осени 1941 года в немецкой и мировой прессе. В этот момент нацистская пропаганда оказалась в очень выгодной ситуации. Все, что писалось об СССР в западной демократической печати в середине и конце 30-х годов, полностью устраивало нацистов. Перепечатки публикаций из прессы враждебных Германии стран — Англии, Франции, США — только подчеркивали в глазах читателей объективность немецкой пропаганды. А то, что эти страны внезапно прекратили антисоветскую пропаганду и превратились в союзников СССР, подчеркивало в глазах немецких читателей их лицемерие.

Слабым местом нацистской пропаганды оставалась проблема с объяснением странного поведения самой Германии в 1939 году и причин заключения пакта с СССР, а также крайне деликатный вопрос о совместном с СССР разделе Польши и санкционировании немецким правительством дальнейших советских захватов в Европе в 1939–40 годах, в особенности войны с Финляндией. Тем более что героическая борьба финнов с СССР, широко освещавшаяся мировой прессой, начала активно использоваться в 1941 году немецкой пропагандой, хотя и задним числом. Главной целью всей немецкой пропаганды в это время было представить советско-германскую войну исключительно как акцию по спасению европейской цивилизации в целом (и народов СССР в частности) от большевизма.

Поэтому главный упор в антисоветской пропаганде делался на преступления Сталина и советской тайной полиции — ГПУ, на ужасные условия жизни в СССР и на советские претензии на мировое господство. Тут практически ничего не надо было придумывать, а материала хватало с избытком.

Вот некоторые карикатуры на Сталина из немецкой, французской, американской, шведской и итальянской прессы.  

Из-за своего характера и своей еврейско-большевистской программы Сталин ни перед чем не останавливается. Красной армии тоже пришлось в это поверить. Холодно и беспощадно приказал он казнить всех интеллигентных руководителей, которые казались ему опасными

Сталин — Крупской: «Если ты не перестанешь иметь дело с троцкистами, я назначу Ленину другую вдову»

Сталин бросает в ад полные лопаты людей и железа

Бесчисленные кровавые преступления Сталина не дают ему спать

Папаша Сталин: «Черт возьми! Хорошо же убивает ЧК!»

«Эволюция одного медведя»

Миллионы обвиняют тебя в убийствах!

Сталин ждет, чтобы добить первого, кто упадет

Союзник Сталина

Достопримечательности Советского Союза. Проект плаката для туристской рекламы

Сталин своему отражению в зеркале: «Что? Больше никого не осталось для следующего показательного процесса?»

Неправильный калибр! (Надпись на пушке: «Сила советского человека»; табличка над патронами: «Сила советских мозгов»; надпись на коробке: «Красные вожди»)

«Если его так швыряет даже такой малыш, то должен быть готов вступить драку и прикончить его». Надпись на ринге: «Ужасный Джо против боевого финна».

«Пара граммов помощи значат больше, чем целая тонна сочувствия»

В то время, когда Сталин насиловал Финляндию, американская газета «Вашингтон Пост» высмеяла незначительность помощи, которую США оказывали маленькой стране. Сегодня «Вашингтон Пост» над этим не смеется, потому что сегодня Сталин сделал господина Рузвельта соучастником убийства.

Надпись на луже: «200 000 убитых»

Сталин на переговорах с Финляндией: «Это не должно омрачать наши отношения, мы всегда испытываем к вам самые дружеские чувства!» (Das Reich, 13 июля 1941)

«Мир!»

Надпись на серпе: «Договоры о взаимопомощи»

Надпись на лупе: «Привычная техника. Изготовлено в Германии»

snob.ru

Сталин знал, кто рисовал карикатуры на Гитлера

В МУЗЕЕ «Милосердие и мужество» Борисовского медицинского колледжа экспонируются две картины Николая ГУТИЕВА — «Партизанский госпиталь на озере Палик» и «Милосердие». Почему так цепляет драматизм, с которым на его полотнах запечатлены картинки Великой Отечественной? Мэтр – человек неординарной судьбы. Художник-партизан, он после войны много времени отдавал книжной иллюстрации, создавая рисунки для сборников произведений Пушкина, Гоголя, Толстого, Шекспира, белорусских народных сказок.

НИКОЛАЙ Гутиев родился 31 декабря 1912 года в Ростове-на-Дону. О своей семье рассказывал так: «Прабабушка — наполовину казачка, наполовину хохлушка; дедушка — тоже «половинчатый» — поляк-немец, имел два университетских образования, владел шестью языками. Мать — полька-немка, имела великолепное музыкальное образование, хорошо пела и играла на фортепиано. Отец Тимофей Гутиев — чистокровный осетин — врач-невропатолог, пользовался большим авторитетом в родном краю, в Осетии».

После школы, поработав в художественном отделе издательства «Колхозная правда», Николай Гутиев решает продолжить образование и поступает в Ростовский художественный техникум. Пять лет учебы — и он единственный из всех выпускников получает возможность продолжить образование в Ленинградской академии художеств. Но судьба распорядилась иначе. Он оказался в Красной Армии. Участвовал в освобождении Западной Украины в 1939 году и в советско-финской войне. Демобилизовался с мечтой заняться живописью. Но снова не судьба — началась Великая Отечественная.

Первые недели войны — отступление, окружение, фашистский концлагерь Боровуха под Полоцком. Здесь пулеметчик Гутиев в ноябре 1941 года знакомится с художником Николаем Обрыньбой, который так описывал первую встречу: «В помещение комендатуры ввели странную фигуру. Военнопленный смотрел черными маслинами глаз, пилотка опущена на уши, у пояса котелок, одна нога обмотана куском плащ-палатки. Он сказал, что художник из Ростова и умеет рисовать портреты». Судьба связала мастеров надолго. В августе 1942 года вместе с группой смельчаков они бежали из плена и оказались в партизанской бригаде Дубова.


КАЗАЛОСЬ бы, на войне не до творчества. Но Николай Гутиев находил время и делал зарисовки сурового партизанского быта, портреты бойцов, карикатуры на врагов. Главным персонажем его едкой сатиры стал Адольф Гитлер и приспешники.

Справедливости ради надо отметить, что в Лепельской бригаде воевали оружием, карандашом и кистью художники, ставшие впоследствии известными: Николай Обрыньба, Виктор Громыко и другие. Их рисунки, зарисовки, плакаты были настолько популярны, что о них знал Иосиф Сталин. В 1943 году партизанская картинная галерея самолетом вывезена в Москву и долгое время экспонировалась в Третьяковке.

Художники-партизаны Николай ГУТИЕВ (справа) и Николай ОБРЫНЬБА Художник-партизан Николай Гутиев Центральным штабом партизанского движения был направлен в Государственное издательство БССР, где и проработал 27 лет, руководя редакцией художественного оформления. В 1960 году в возрасте 48 лет с отличием заканчивает художественно-графический факультет Московского полиграфического института. Работа в издательстве захватывает его все больше. Художник становится профессиональным книжным иллюстратором широкого творческого диапазона.

НО главной и основной в творчестве остается партизанская тема, те героические события, активным участником которых был он сам. Изучая свой огромный архив, Николай Тимофеевич стремился создать образы друзей-однополчан.

В 1974 году созданы композиции в технике акварели: «Опергруппа Ушачско-Лепельского соединения», «Партизанский аэродром», «Совещание комбригов и комиссаров Ушачско-Лепельского соединения Героя Советского Союза В. Е. Лобанка». А через несколько лет художник-график вновь обращается к ней и работает уже над живописной картиной «Съезд комбригов и комиссаров Ушачско-Лепельского соединения», которая экспонировалась на республиканской выставке «30 лет Великой Победы» в 1975 году.

Мастер много времени отдавал книжной иллюстрации, оформляя произведения великих писателей, сказки. А сборник партизанской поэзии «Лесные песни» украшен также его военными зарисовками. Он читал лекции в Минском театрально-художественном институте. Был первым заместителем председателя Союза художников БССР, членом правления Союза художников СССР, занимался журналистикой. Его статьи публиковались в журнале «Искусство».

Заслуженный деятель искусств БССР Николай Гутиев прожил 95 лет, из которых 66 лет отдал нашей земле.

Галина ДЕГТЯРЕНКО, член Борисовского районного совета ветеранов

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

www.sb.by

ЗАКЛЯТЫЕ ДРУЗЬЯ СОЮЗ ГИТЛЕРА И СТАЛИНА В ЗЕРКАЛЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЫ

Нынешний год отмечен сразу двумя юбилеями, связанными с жизнью и деятельностью знаменитых тиранов ХХ века. Исполнилось 70 лет со дня прихода Адольфа Гитлера к власти и 50 лет со дня ухода Иосифа Сталина в мир иной. Есть неплохой повод вспомнить событие, ставшее исключительно важной вехой на жизненном пути обоих диктаторов.

23 августа 1939 г. между Советским Союзом и нацистской Германией был заключен пакт о ненападении. Одновременно стороны подписали секретный дополнительный протокол, разграничивавший сферы советского и немецкого влияния в Восточной Европе. В преддверии мировой войны Гитлер и Сталин приступили к дележу будущей добычи — решали, кому достанутся Польша, Финляндия, страны Балтии. Начался беспрецедентный процесс превращения злейших врагов в хороших друзей.

На протяжении долгого времени на эту страницу советско-германских отношений у нас было наложено табу. Любые материалы, касавшиеся сотрудничества Сталина и Гитлера, были надежно сокрыты от широкой общественности. Сейчас ситуация изменилась. К нашим услугам — архивные документы, мемуары очевидцев, статьи из периодической печати, фотографии, кадры кинохроники. Все эти свидетельства с различных сторон характеризуют союз нацистского и большевистского вождей. Но, пожалуй, нигде специфика диктаторской дружбы не отразилось столь ярко, как на политических карикатурах 1939—1940 гг.

Жанр политической карикатуры носит злободневный характер. Любое сколько-нибудь значительное событие, происшедшее в мире, тут же отражается в творчестве карикатуристов. В этом отношении советско-германский пакт от 23 августа 1939 г. имел как минимум три важных последствия. Во-первых, художники «Крокодила» с редким единодушием прекратили изображать Гитлера и его соратников в виде свирепых зверей семейства псовых. Во-вторых, со страниц немецкого журнала «Симплициссимус» бесследно исчезли дегенераты-большевики, увешанные ножами, револьверами и ручными бомбами. Наконец, в прессе демократических стран появились десятки остроумных карикатур на тему взаимоотношений Иосифа и Адольфа.

Прежде всего следует отметить рисунки крупнейшего английского карикатуриста Дэвида Лоу. Посетив СССР в начале 30-х годов, он смог воочию наблюдать сталинские методы правления. Наверное, поэтому художник одним из первых обратил внимание на поразительное сходство советского и германского диктаторов. Карикатура Лоу, увидевшая свет еще в ноябре 1937-го, изображает товарища Сталина с ножницами и небольшим зеркалом в руках. Отец народов решил сменить имидж: он тщательно причесал волосы на косой пробор и теперь подстригает усы «под Гитлера». «Удивительно, как вы мнекого-то напоминаете, Иосиф…» — говорит молодой коммунист, наблюдая за метаморфозами генсека.

Дэвид Лоу не преминул взяться за перо и два года спустя, когда оба тирана доказали всему миру, что они — действительно близнецы-братья. 20 сентября 1939 г. в лондонской «Ивнинг Стандарт» была напечатана, пожалуй, самая знаменитая карикатура, посвященная сотрудничеству Гитлера и Сталина, — «Рандеву». Лоу запечатлел встречу двух вождей на фоне разгорающегося пожара мировой войны. Германский и советский лидеры демонстрируют верх благовоспитанности и безупречное знание этикета. «Подонок человечества, если я не ошибаюсь?» — с поклоном приветствует Сталина Гитлер. «Кровавый убийца рабочих, я полагаю?» — учтиво осведомляется в ответ Иосиф Виссарионович.

Не менее известна карикатура американца Клиффорда Берримана, появившаяся в октябре 1939-го на страницах газеты «Вашингтон Стар». В интерпретации Берримана дружба двух диктаторов — больше чем дружба. Художник изобразил …бракосочетание Гитлера и Сталина! Трудно удержаться от улыбки при виде черноусой невесты Иосифа и элегантного жениха Адольфа, под ручку идущих к алтарю. Лица молодых светятся неподдельной (или все же поддельной?) радостью. Не забыта и такая трогательная деталь, как свадебный торт, украшенный серпами, молотами и свастиками. Рисунок сопровождает ехидная подпись: «Интересно, сколько продлится медовый месяц?»

«Медовый месяц» СССР и Германии продлился без малого два года, и это время стало настоящей пыткой для активистов западных компартий. Очень трудно было разъяснить несознательным трудящимся, да заодно и самим себе, почему главный оплот прогрессивных сил столь активно сотрудничает с центром мировой реакции и фашистского мракобесия.

Нелегкой доле бедолаг-ортодоксов посвящена карикатура С. Рэя «Замешательство их последователей», опубликованная в «Нью-Йорк Таймс» спустя четыре дня после подписания советско-германского пакта. Две живописные группки — американские коммунисты и фашисты — выясняют между собой отношения. Страсти накалены до предела; ожесточенная дискуссия вот-вот перейдет из вербальной сферы в кулачную. Но почему непримиримые оппоненты вдруг застыли? Куда устремлены их изумленные взоры? Оказывается, на горизонте появились лидеры Советского Союза и нацистской Германии. Как и полагается добрым друзьям, в обнимку. «Хайль Сталин!» — восклицает германский фюрер. «Товарищ Гитлер!» — польщенно улыбается советский вождь. Тут поневоле впадешь в замешательство!

О том, что в случае необходимости идеологические разногласия легко преодолимы, свидетельствует карикатура француза Анри Поля Гассье «Военная маскировка». Стремясь задобрить Сталина, Гитлер маскируется под другого, не менее знаменитого немца — Карла Маркса. Фюрер обзавелся накладной бородой a la Marx, широкополой шляпой, тростью, черным плащом (из-под которого, впрочем, все равно выглядывает мундир вермахта). Для полноты эффекта он демонстрирует Сталину книгу — несомненный бестселлер «Майн КАмпфПитал». Неудивительно, что Иосиф Виссарионович стоит перед нацистским лидером коленопреклоненный, прижав руку к сердцу.

Любопытны многочисленные карикатуры, изображающие практические плоды советско-германского сотрудничества, — раздел Восточной Европы на сферы влияния, вооруженную агрессию против суверенных государств. Неблаговидные действия двух тиранов вызывали на Западе вполне понятное возмущение. Поэтому английские, французские, американские карикатуристы наперебой изощрялись в злом остроумии. Какие только обличья ни принимала их волею воинствующая парочка! Коты Гитлер и Сталин подкрадываются к аквариуму с восточноевропейскими рыбками. Удавы Гитлер и Сталин переваривают аннексированные территории и при этом живо обмениваются впечатлениями. Палачи Гитлер и Сталин распинают Польшу на огромной свастике. Домохозяйки Гитлер и Сталин стирают свое «грязное белье» — страны, подвергшиеся германской и советской агрессии. И так далее и тому подобное…

За 22 месяца горячей дружбы СССР поставил Германии сотни тысяч тонн зерна, нефтепродуктов, лесоматериалов, фосфатов, никеля, марганцевой и хромовой руды. Эшелоны с советским продовольствием и сырьем пришлись очень кстати во время гитлеровского блиц-крига против Норвегии, Голландии, Бельгии, Франции. Сталин, таким образом, сыграл роль нацистского «спонсора», и это обстоятельство не ускользнуло от бдительных глаз западноевропейских карикатуристов. Если зловредный американец Берриман обрядил тов. Сталина в подвенечное платье, то оригинальная французская карикатура 1940 г. восстанавливает мужское достоинство кремлевского горца. Здесь Иосиф Виссарионович — заправский плейбой, расположившийся на мягком диване в доме терпимости. Отца народов развлекают две сногсшибательные красотки в изящном кружевном белье — Геринг и Гитлер. «Значит, ты расплатишься своими рублями?» — обнимая Сталина за шею и мило улыбаясь, осведомляется фюрер.

Оба диктатора неоднократно заявляли о стабильности советско-германских отношений. «Дружба народов Германии и Советского Союза, скрепленная кровью, имеет все основания быть длительной и прочной», — писал Сталин в декабре 1939-го, отвечая на поздравление Гитлера по случаю своего 60-летия. Но Иосиф Виссарионович явно кривил душой. Альянс одинаково беспринципных и амбициозных тиранов не мог существовать продолжительное время. Что поделаешь, Европа оказалась слишком мала, чтобы вместить сразу двух претендентов на мировое господство. Столкновение интересов Гитлера и Сталина было неизбежно. И, наверное, профессиональные карикатуристы сознавали это особенно отчетливо — ведь за долгие годы они успели неплохо изучить повадки своих «постоянных клиентов».

Весьма красноречива карикатура Кимона Маренго «Прогресс русско-германского сотрудничества». Впервые она появилась в иллюстрированном египетском журнале, а затем была перепечатана и многими европейскими изданиями. На рисунке Маренго правая нога Иосифа и левая нога Адольфа обуты в общий сапог. В таком виде два тирана, словно иллюстрируя мудрое сталинское высказывание, шагают по крови. Но, несмотря на схожесть методов, нацистскому и большевистскому вождям в единой связке не особенно удобно. Сталин направляется в одну сторону, Гитлер рвется в другую; уступать никто не намерен. Упрямые диктаторы напоминают легендарных героев басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Вот только для доказательства своей правоты у лидеров СССР и Германии есть кое-что поэффективнее клювов, плавников и клешней — они уже потянулись к табельному оружию.

Эту тему развил известный нам англичанин Дэвид Лоу. На одной из его карикатур, опубликованной вскоре после раздела Польши, Сталин и Гитлер в обнимку прогуливаются вдоль общей границы. Настроение у коллег-диктаторов превосходное, они обмениваются дружелюбными улыбками. Кажется, налицо полная идиллия. Но не так все просто! Обнимая Сталина, Гитлер прячет за спиной пистолет. Точно такой же маневр проделывает Иосиф Виссарионович. Стратегия каждого из тиранов ясна — заверить партнера в своих доброжелательных намерениях, усыпить его бдительность, а затем, улучив подходящий момент, нажать на курок. Карикатура Лоу представляет особый интерес в связи с появлением версии о том, что Сталин также готовился напасть на Гитлера. И хотя дискуссия по данному вопросу далеко не окончена, многие факты свидетельствуют о правоте английского карикатуриста…

22 июня 1941 года странной дружбе двух диктаторов пришел конец. Гитлер спустил курок первым.

maxpark.com

Карикатуры Гитлер и его свора

Карикатуры Гитлер и его свора Нагрянули гости? 7 простых и классных закусок из овощей и фруктов 15 товаров бренда Xiaomi, которые обожают покупатели 15 смешных надписей и объявлений, которые могли написать только в... Рвали, рвали и... порвали Назад в детство: 15 вещей, которые были дороги советским детям Демотиваторы, от которых у вас улучшится настроение Грустная история про кота с хорошим концом 20 людей, у которых в жизни точно наступила чёрная полоса Жесткое задержание преступников со стрельбой в Краснодаре попало... Как собрать дождевую воду на дачном участке Интересные и редкие ретро-фотографии 15+ жизненных истин, которые внезапно открылись для пользователей сети Если забросишь с середины площадки, то вы сможете играть дальше Как сделать кулон-сердечко из дерева и эпоксидной смолы своими руками Находки, которые принесли людям миллионы Стальной осьминог стал коралловым рифом Миниатюры и модели, созданные для съемок известных фильмов Ирландский паб призвал к бойкоту виски Макгрегора и слил напиток в... Смешные картинки Moonspell Автор:
09 мая 2015 06:15

fishki.net

жертва или инициатор Второй мировой войны?

Рубрика «Мнение»

Хотя с момента окончания Второй мировой войны прошло уже 70 лет, но нередко, читая книги и статьи как западных, так и некоторых украинских авторов (о российских речь отдельная), тем более, слушая выступления западных политиков, ловишь себя на мысли: уроки истории не изучены и не усвоены, выводы не сделаны, а если и сделаны, то однобокие. Снова и снова звучат мантры о «воинствующем национализме Гитлера» и о его «планах мирового господства».

А тем временем нацистская концепция была не националистической, а расистской, она закладывала в основу не только идеологии, но и законодательства расово-антропологические факторы («Нюрнбергские законы»). В дополнение к этому, нацизм представлял собой разновидность тоталитарного социализма, включавшую как внешние атрибуты (именования партии «рабочей», торжественное празднование 1 мая, награждение передовиков «социального соревнования» специальными «золотыми флагами» и т.п.), так и соответствующую социальную политику: во второй половине 1930-х немецкий рабочий имел самый высокий уровень жизни в Европе.

К «мировому господству» Гитлер никогда не стремился, и это документально подтверждено

И к «мировому господству» Гитлер никогда не стремился, и это документально подтверждено. Скажем, на большом глобусе, который стоял в рейхсканцелярии, он лично провел карандашом «линию – с Севера на Юг по Уралу», которая имела значение для «будущей границы разграничения сфер влияния с Японией». Зафиксированы рассуждения Гитлера о границах Италии, Франции, Великобритании и т.д. – в Европе, Африке и Азии.

Зато не только идею, а целую программу достижения мирового господства с применением пропаганды, военной агрессии и подрывной деятельности разработала и воплощала в жизнь совсем другая политическая сила, начав это еще до вхождения отставного ефрейтора Адольфа Гитлера в немецкую политику. И вот о роли этой силы в разжигании Второй мировой войны (а она не меньше, чем у нацистов, хотя и имеет другие формы) западные политики и ученые нередко стыдливо молчат. А зря. Ведь зло, которое предпочитают не замечать, будет обязательно воскресать в несколько измененных ипостасях.

Коминтерн и «всемирный Советский Союз»

В 1915 году, в разгар Первой мировой войны, вождь большевиков Ленин (Ульянов) отметил, что в результате нее «возможна победа социализма сначала в немногих или даже одной, отдельно взятой, капиталистической стране. Победный пролетариат этой страны, экспроприировав капиталистов и организовав у себя социалистическое производство, стал бы против другого, капиталистического мира, привлекая к себе угнетенные классы других стран, поднимая в них восстание против капиталистов, выступая в случае необходимости даже с военной силой против эксплуататорских классов и их государств». А через год он дополнил эту программную установку тезисом о том, что «победный социализм» вовсе не отрицает войну, наоборот, он ее предусматривает, но это была бы война справедливая, «это была бы война за социализм, за освобождение других народов от буржуазии».

Готовить новую мировую войну для победы в мировом масштабе, российские большевики замахнулись еще во время Первой мировой...

Иными словами, готовить новую мировую войну для победы в мировом масштабе, российские большевики замахнулись еще во время Первой мировой...

После получения большевиками власти в России воплощение этой идеи перешло в практическую плоскость. Были созданы два главных инструмента «мировой революции», в которую должна вылиться такая война (Коммунистический интернационал и Красная армия) и ее опорная база – Советский Союз. В декларации об образовании СССР (30 декабря 1922 года) откровенно говорилось, что союз «послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в мировую Социалистическую Советскую Республику». Как это объединение будет происходить? В резолюциях Коминтерна Красная армия фигурировала как «главное оружие рабочего класса»; в середине 1920-х Михаил Фрунзе, тогдашний руководитель Красной армии и ведущий военный теоретик, конкретизировав это положение, утверждал, что необходимо готовить армию «для завершения задач революции путем энергичных, решительных и смело осуществляемых наступательных действий... так, чтобы Красная армия могла выполнить свои задачи на любом операционном направлении и любой части будущего фронта. Границы же этого фронта в ближайшую очередь будут определяться пределами своего континента Старого света».

В редактируемом Сталиным «Кратком курсе истории ВКП (б)» (1938) был четко очерченный курс большевиков на ликвидацию «капиталистического окружения», без чего победа социализма, мол, не будет окончательной: «...Для уничтожения опасности капиталистической интервенции необходимо уничтожить капиталистическое окружение, а уничтожить капиталистическое окружение можно только в результате победоносной пролетарской революции, по меньшей мере, в нескольких странах... Из этого следует, что победа пролетарской революции в капиталистических странах является кровным интересом трудящихся СССР».

Гитлер «поблагодарил» Сталина, ударив первым

Может, это были только слова? Вовсе нет. Они подкреплялись развертыванием военно-промышленного комплекса, ростом численности Красной армии, разработкой и производством новых видов вооружений, масштабной подрывной деятельностью Коминтерна в Европе, Азии, Африке и Латинской Америке (от пропаганды до террора), преобразованием всего СССР в военный лагерь, в конце концов, ГУЛАГом, Голодомором и Большим террором как составляющими полного – по мнению Сталина и ЦК ВКП (б) – усмирения тыла накануне Великого похода. Что же касается конкретных цифр, возьмем только производство танков СССР: в 1932 году – 3 032, в 1933-м – 3 509 (это – на фоне Голодомора и за счет вывезенного за границу зерна), в 1936-м – 3 981, в 1939-м – 3 107 (началось перевооружение на новые типы, именно тогда выпущены два первые Т-34...). В итоге СССР перед началом Второй мировой войны имел вдвое больше танков, чем весь остальной мир. И почти вдвое больше боевых самолетов. Не говоря уже о грандиозном количестве пушек, бронепоездов и бронеавтомобилей.

СССР в 1939 году мог не только остановить, но и разгромить нацистскую Германию. Но Сталин решил дать Гитлеру возможность начать мировую войну против европейских демократий, чтобы потом этим воспользоваться

Другими словами, СССР в 1939 году мог не только остановить, но и разгромить нацистскую Германию. Но Сталин решил дать Гитлеру возможность начать мировую войну против европейских демократий, чтобы потом этим воспользоваться.

Как воспользоваться? Это очертил советский премьер Молотов министру иностранных дел Литвы летом 1940 года, говоря о «советской системе, которая в будущем воцарится повсеместно, по всей Европе». Молотов подчеркнул: «...Гениальный Ленин не ошибался, уверяя нас, что Вторая мировая война позволит нам завоевать власть во всей Европе, как Первая мировая война позволила захватить власть в России... Мы придем со свежими силами, хорошо подготовленные, и на территории Западной Европы, как я думаю, где-нибудь поблизости Рейна, состоится решающая битва между пролетариатом и загнивающей буржуазией, которая и решит навсегда судьбу Европы».

Но Гитлер ударил первым. По уже почти готовой к походу в Европу Красной армии. Волею обстоятельств Сталин стал союзником «загнивающих капиталистов», а Советский Союз надел маску «миролюбивого государства». Он был одним из зачинщиков Второй мировой войны, жертвами которой в мире стали более 75 миллионов человек.

Сергей Грабовский, кандидат философских наук, член Ассоциации украинских писателей

Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции

Оригинал публикации – на сайте Радіо Свобода

ru.krymr.com

Карикатуры на Сталина. Часть 2

Здесь см. первую часть карикатур на Сталина

"На Западе  фигура Сталина воспринимается как обычный образец азиатского, вероломного, туповатого диктатора. Лишь продвинутые азиаты – типа японцев – видели в Сталине панка (как панк-группа The Stalin).

Сталин  и сам любил рисовать карикатуры. Достоянием общественности они стали лишь несколько лет назад. В общей сложности обнаружено около 500 карикатур, нарисованных диктатором. При этом Сталин любил приписывать к ним оскорбительные надписи.

По свидетельству историка, члена РАН Бориса Илизарова, во время заседаний Политбюро ЦК ВКП(б) Сталин нередко рисовал оскорбительные карикатуры на некоторые из своих будущих жертв. На одной такой карикатуре, которая, по мнению Илизарова, датирована примерно 1930-м годом, сталинский министр финансов Николай Брюханов изображен голым, подвешенным за половые органы. Этот рисунок был найден вместе с запиской, написанной и подписанной Сталиным, в которой этот тиран не пытается скрывать своего удовлетворения в связи с той участью, которую он предопределил для Брюханова, к тому времени уже четыре года являвшегося членом Политбюро. В записке, вверху которой стоит гриф «Особое досье», говорится: «Всем членам Политбюро. Брюханова за его нынешние и будущие прегрешения следует подвесить за яйца. Если они выдержат, тогда следует признать его невиновным, все равно что оправданным по суду. Если они оторвутся, его следует утопить в реке». Брюханов был казнен по приказу Сталина в 1938 году по сфальсифицированному обвинению.

Как правило, рисунки Сталина «крутились» вокруг гейской и садомазо тематики – голые мужики в похотливых и подчиненных позах. Вот образчик рисунка Сталина, на того самого министра финансов («Кудрина» той эпохи) Брюханова:

В свою очередь, на Западе также рисовали карикатуры на Сталина. Даже в 1930-е годы в западном мире (не говоря уже об СССР и прочем втором и третьем мире) было достаточно неграмотных (к примеру, в США около 15%) или полуграмотных людей. И рисунки (в том числе постеры, плакаты) были наглядной агитацией, доступной для понимания всеми слоями общества.

Одним из «специалистов по Сталину» был английский карикатурист Дэвид Лоу. Посетив СССР в начале 30-х годов, он смог воочию наблюдать сталинские методы правления. Наверное, поэтому художник одним из первых обратил внимание на поразительное сходство советского и германского диктаторов.

Разумеется, и в сталинское, и в постсталинское время карикатуры на диктатора были запрещены, и даже карались административным или уголовным наказанием. Единственной категорией советских граждан, осмелившейся преодолеть эти запреты, были уголовники. Среди них постоянно встречаются татуировки с изображением Ленина, Сталина, Маркса, Брежнева, Горбачева, часто с рогами, хвостом, с оскорбительными надписями и в непристойных позах. В воровской мифологии советская символика ассоциируется с дьяволом, Сатаной, злом.

Вот как Сталин воспринимался на Западе в 1930-50-е годы:


1

3


4


5

6 Балканы


8


9

10


11


13

( Ещё много )

Друзья-полиглоты! А не переведёте ли с ваших языков подписи?
Спасибо!!

Здесь см. первую часть карикатур на Сталина

alexeyshornikov.livejournal.com

британские карикатуры времен Второй мировой: mexanic2 — LiveJournal

Наши британские партнеры ни минуты не сомневались в том, что гитлеровцы казнили польских офицеров в Катыни. Это наглядно видно, если посмотреть британские карикатуры времен Второй мировой. Один из читателей моего блога nstarikov.ru О.Э. Великанов случайно наткнулся на весьма показательную подборку рисунков британского карикатуриста Лесли Иллингвёрта. Это работы военного периода. Почему это интересно? Потому, что можно понять, как тогда видели СССР «наши верные союзнички». Большинство из этих карикатур, как ни странно, довольно позитивно показывают роль СССР в той войне. Однако одна карикатура про Катынь понравилась особенно — она прямо так и подписана —  «Фальшивые русские зверства». Что имеется ввиду? Геббельсовская ложь о Катыни, где якобы русские расстреляли поляков. На самом деле – преступление на совести нацистов. Как видим – в тот момент наши «британские партнеры» все прекрасно знали.

А потом «забыли»…

Источник: http://www.sql.ru/

«Лесли Иллингвёрт (1902-1979), замечательный карикатурист и иллюстратор, чье творческое наследие составляет более 4.5 тысяч работ, в годы Второй Мировой Войны работал в газете «Дэйли Мэйл» и его карикатуры отображали те или иные исторические события, военные сражения, международную политику и внутреннюю ситуацию в Великобритании.

Немцы обнаруживают в Катыни захоронения 4000 польских офицеров и на удочку с наживкой «фальшивые русские зверства» Геббельс пытается поймать западные державы, приговаривая «Тихо! Клюет!»

Гитлер нападает на СССР, вонзая нож в спину Сталину, у которого из рук выпал «Пакт о ненападении», со словами: — Прости, товарищ, но это был такой хороший шанс!

Франция капитулирует

Фашисты на подступах к Ленинграду. Над своеобразно нарисованными лицами советских людей надпись «Они не пройдут»! А на переднем плане — Анри-Филипп Петен, заключивший перемирие с Германией после капитуляции Франции и сотрудничавший с оккупантами вплоть до отправки евреев в концлагеря. Скрючившись, бывший прославленный генерал 1-й мировой войны, он говорит: » Спасибо за воспоминания…» Намек ясен.

Гитлеровцы у стен Москвы. Автор-то понимает, что после захвата Урала, фашисты камня на камне не оставят от Британии и США.

Прогулочный автомобиль «Сила через радость»  на маршруте «Прикосновение к Кавказу», управляемый знаменитой интуицией фюрера подрывается на мине под Харьковом. К чему карикатура, надеюсь описывать не надо!

Отступая, Гитлер встречает дух Наполеона, который говорит: «Я хотя бы сперва занял Москву…»

Степь за степью (игра на похожести слов step (шаг) и steppe(степь). Гитлер получает крепкого пинка под Сталинградом.

Советские войска освобождают захваченные фашистами города, и что подметил автор, празднуя образование Красной армии 23 февраля!

Сталин, Рузвельт и Черчилль встречаются в Тегеране, обрушивая первый «закладной камень прочного мира» на головы хозяев «нового мирового порядка».

Расплата

тоже хороша.. из "крокодила"

lynx 8  ch-andre7 месяцев назад

Сколько лет прошло, а действующие лица всё те же - США иТурция опять грабят Сирию. Только вот СССР уже нет.

mexanic2.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о