ЧТО ОЗНАЧАЕТ СТ: Значения слова ст. Что такое ст?

Так как присваивание адресов узлам производится из централизованного пула адресов, то гарантируется их уникальность и, как следствие, отсутствие конфликтующих адресов. Сервис RPC какого-либо хоста, как правило, представляет клиентам комплекс программ, каждая из которых состоит из нескольких сервисных процедур. Стандарт SQL содержит компоненты для определения, изменения, проверки и защиты данных. В то же время в JDBC все простое делается просто, но и сложные возможности остаются доступными.

Экран синего цвета (в операционных системах семейства MS Windows) с сообщением о критической ошибке, после которой система не может продолжать работу. Таким образом, считать данные может только «свой» DSSS-приемник, который «знает» алгоритм кодирования данных, примененный передающей стороной. В свою очередь, обычные устройства также существенно не мешают широкополосным, так как «шумят» только в своем узком канале и не способны заглушить весь широкополосный сигнал целиком. Одновременно в одном частотном диапазоне может работать несколько пар передатчик-приемник, использующих разные, независимые друг от друга последовательности переключений подканалов.

Автоматический запрос на повторМетод исправления ошибок, согласно которому принимающее устройство автоматически посылает передающему запрос на повтор блока данных, принятых с ошибками. Примечательно то, что в Расписании болезней подробным образом описаны критерии определения сложности развития заболевания, что облегчает задачу расшифровки диагноза. В диагнозе используется код, состоящий из числа и буквы. Число соответствует статье, в которой описана болезнь, а буква указывает на степень развития этой болезни.

Налог на добавленную стоимость — является разновидностью налога с оборота. Он стал взиматься в Российской Федерации с принятием Закона РФ от 6 декабря 1991 г. “О налоге на добавленную стоимость”…Ставки налога на добавленную стоимость подразделяются на пять видов:. 1) 0%-ная применяется в отношении товаров, работ, услуг, указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ (таковыми, например, являются… Эти инстанции рассматривают составы деяний, субъектами которых также являются иные граждане.

Что означает статья 49 категория -Д?

Федеральная комиссия по сетямКоординирующая организация, состоящая из представителей фирм, занятых разработкой и использованием сетевых программно-аппаратных средств федерального уровня. Инструкции MMX работают на основе использования пакетного метода обработки данных SIMD, повышающего производительность ЭВМ в 1,5-4 раза в зависимости от характера приложений. Распределяет ресурсы, такие как память, процессорное время и т. д., а также осуществляет управление подключенными устройствами.

Система управления информационным наполнением (веб-сайта), Система управления контентомКласс прикладных программных средств, обеспечивающих веб-сервисы. В связи с наметившимся в последние годы значительным информационным наполнением сайтов управление и поддержка их без использования специальных средств стала весьма трудоемкой и дорогой задачей. В особенности это относится к корпоративным веб-сайтам, поддерживающим десятки тысяч страниц. Кроме этого назначением CMS-средств является также сокращение трудоемкости создания сайтов и повышение их качества при минимальных затратах.

Первый выпуск компанией своих акций на рынок, то есть выпуск на первичный рынок акций новой компанией или компанией, которая преобразуется из закрытой в открытую. Проходит в два этапа: сначала осуществляется первичное размещение (primary offering), а затем вторичное (secondary offering).

Пользуется поддержкой 300 тыс. фирм в различных областях экономики, предоставляет информацию о почти 2 млн. компаний (2004). Объединяет более 150 местных бюро совершенствования деловой практики (BBB), функционирующих в США и Канаде.

Еще интересное:

callbollonez.ru

Что означает ст. 31 УПК РФ?

Ст. 31 УПК РФ (действующая редакция) устанавливает подсудность по уголовным делам. В норме фиксируются составы, которые относятся к ведению тех или иных инстанций. Вопрос отнесения уголовных материалов к компетенции конкретного судебного органа имеет существенное значение в практике рассмотрения преступлений. Эту специфику необходимо учитывать при проведении досудебного разбирательства. Рассмотрим подробнее ст. 31 УПК РФ, что означает — подсудность.

Часть первая и вторая

В ч. 1 ст. 31 УПК РФ устанавливаются составы, рассмотрение которых осуществляет мировой судья. В частности, к таким уголовным делам относят преступления, максимальные санкции за которые не больше 3-х лет заключения в тюрьме. При этом, первая часть ст. 31 УПК устанавливает исключения. К ним относят нормы:

  1. 171.1 (части 1, 3 и 5).
  2. 177, 185, 195, 198, 253, 255, 257, 259, 262, 270, 271, 288, 289, 292, 297, 298.1, 207, 239, 243.1, 249, 328, 316, 108.
  3. 191.1, 250, 251, 252, 254, 291, 294, 296, 303, 306, 309, 109, 175 и 174.1 (ч. 1,2).
  4. 212, 256 (часть 3).
  5. 134-136, 107, 215, 215.1, 220, 216, 217.2, 217, 219, 220, 225, 228, 234.1, 235-238, 243, 243.2, 243.3, 247, 248, 301, 302, 307, 311, 322, 323, 327, 170, 170.2, 146-147, 193, 194, 199, 199.1, 200, 201.1, 202, 193.1, 178, 183, 263, 264, 266, 269, 272-274, 282.3, 285.1, 285.2, 286.1, 287, 290 и 171 (в первых частях).
  6. 228.2, 327.1, 228.3, 204 и 234 (в частях 1 и 3).
  7. 244 (ч.2)
  8. 293 (часть 1 и 1.1)

Составы этих положений Уголовного кодекса относятся к компетенции иных уполномоченных инстанций. Ч. 2 ст. 31 УПК РФ устанавливает, что районный суд рассматривает уголовные материалы по всем составам, кроме указанных в предыдущей и третьей частях.

Верховные инстанции

Суды республик, областей и округов (автономных в том числе), краев, городов фед. значения, окружные (флотские) военные уполномоченные органы рассматривают дела по статьям:

  1. 105 (ч. 2).
  2. 228.1, 131 и 132 (в пятых частях).
  3. 134 (ч. 6).
  4. 210, 229.1 (части четвертые).
  5. 281 (ч. 3).
  6. 277, 317, 357.

Исключениями из этой части ст. 31 УПК РФ являются составы, за которые не может назначаться максимальное наказание в форме пожизненного заключения (смертной казни), а также предусмотренные в нормах:

  1. 126 (в части три).
  2. 211 (ч. 1-3).
  3. 212 (в части первой).
  4. 209, 227, 275, 276,353-356, 278, 358, 279, 360.
  5. 281, 359 (в первых и вторых частях).

Дополнительно

Ч. 3. Ст. 31 УПК РФ относит к ведению указанных инстанций также уголовные дела:

  1. В отношении членов СФ, депутатов Госдумы, судьи Конституционного Федерального (общей юрисдикции и арбитражного), уставного (регионального) судов по их ходатайству. Оно должно быть заявлено до начала разбирательства.
  2. В материалах которых присутствуют сведения, относящиеся к гостайне.

Военные суды

Гарнизонные инстанции по ст. 31 УПК РФ рассматривают дела о всех преступлениях, которые совершаются военнослужащими, а также гражданами, проходящими сборы. Исключение составляют составы, подсудные вышестоящим органам. Окружной (флотский) суд разбирает дела, отнесенные к части третьей ст. 31 УПК РФ, если субъектами преступления были военнослужащие и граждане, пребывающие на сборах, а также материалы, которые переданы в инстанцию согласно частям 4-7 нормы 35 Кодекса.

Московский и Северо-Кавказский окружные суды

Статья 31 УПК РФ относит к их ведению дела:

  1. Указанные частями третьей и шестой.
  2. Предусмотренные в ст. 205, 205.1-205.5, 206 и ч. 4 ст. 211.
  3. Наказание за которые устанавливается с учетом отягчающего обстоятельства, зафиксированного в п. «р», части первой нормы 63, установленной в Уголовном кодексе.
  4. Предусмотренные статьями 277-279 и 360.

Особые сведения

Если материалы о преступлениях, которые были совершены группой (организованной и по сговору в том числе), сообществом, находятся в ведении военного суда в отношении хотя бы одного соучастника, а выделение дела по остальным субъектам деяния невозможно, рассмотрение осуществляется соответствующей военной инстанцией. Направление гражданского иска, исходящего из уголовного, определяется по подсудности последнего. Уполномоченные на разбирательство инстанции, находящиеся за пределами России (дислоцированные за пределы ее территории), при рассмотрении материалов в случаях, установленных конституционным законодательством, следуют положениям УПК. Военный, районный суд соответствующего уровня в ходе предварительного производства принимают решения, предусмотренные частями два и три Уголовного процессуального кодекса.

Ст. 31 УПК РФ (с комментариями)

Подсудность уголовного дела представляет собой комплекс признаков, в соответствии с которыми рассмотрение материалов относится к компетенции того либо другого органа первой инстанции. Статья 31 УПК РФ составлена так, что в ней приведен точный и исчерпывающий перечень дел, которые находятся в ведении:

  1. Мирового судьи.
  2. Федерального районного органа.
  3. Суда субъекта РФ.
  4. ВС России.

Распределение дел по подсудности осуществляется «снизу вверх» по уровням судов общей юрисдикции. При этом норма ссылается на конкретные статьи УК и их части, в которых формулируются составы преступлений. Кроме того, к указанному признаку присоединяется еще один особый критерий. Он состоит в наличии в материалах информации, попадающей под категорию государственной тайны. Такие дела подсудны инстанциям субъектов вне зависимости от предметного признака.

Шестая часть

В декабре 2009 года ч. 6 ст. 31 УПК была существенно обновлена. В ней в настоящее время определяется ведение военных судебных инстанций среднего звена. Положение части шесть можно изложить так:

Окружной (флотский) уполномоченный орган рассматривает дела, подсудные краевым, областным и приравненным к ним гражданским инстанциям общей юрисдикции, если в качестве обвиняемых выступают лица, которые в момент деяния были военнослужащими или проходили сборы (военные).

Дополнительно закон включает в ведение этих судов дела, касающиеся:

  • Террористической деятельности.
  • Посягательств на общественную безопасность.
  • Захвата заложников.
  • Публичных призывов или оправдания терроризма.
  • Организации вооруженных формирований.
  • Бандитизма.
  • Угона судов.
  • Посягательств на конституционный строй.
  • Нападений или угроз применения насилия в отношении общественных или государственных деятелей.
  • Посягательств на учреждения, находящиеся под международной защитой и пр.

Особенности подсудности

По ст. 5 ФЗ, вводящего в действие УПК, в субъектах РФ (республиках, округах и областях (автономных в том числе), краях), в которых на момент вступления в силу Кодекса не были утверждены должности мировых судей, дела, относящиеся к их ведению, рассматриваются уполномоченными лицами районных инстанций. По общему порядку разбирательство осуществляется единолично в таких случаях. Система военной юстиции не предусматривает наличие мировых судей. Дела военнослужащих, которые по своему предметному признаку относятся к компетенции последних, рассматриваются в гарнизонных инстанциях. Это установлено в ст. 6 указанного выше ФЗ о введении в действие Уголовного процессуального кодекса. Подсудность военных судебных инстанций, в отличие от гражданских, выстроена не только в соответствии с предметным, но и с персональным признаком. В таких случаях существенное юридическое значение имеет не только непосредственно сама квалификация преступного поведения, но и специфика субъекта. Предметный признак играет решающую роль в процессе разграничения подсудности между военными гарнизонными судами, которые выступают в качестве низшего звена системы, и флотскими (окружными) инстанциями, находящимися на среднем уровне во всей структуре. По указанному критерию первыми будут подсудны материалы, которые относятся к ведению федеральных районных органов, уполномоченных на уголовное судопроизводство.

Компетенция военных судов

В компетенцию этих инстанций входят все преступления, которые совершаются:

  1. Военнослужащими — лицами, проходящими в момент деяния службу по контракту либо призыву. Эта деятельности считается особым видом государственной федеральной службы, которая осуществляется гражданами в ВС России и иных войсках и органах, приведенных в ст. 2 ФЗ, регламентирующего воинскую обязанность.
  2. Лицами, которые находятся в процессе прохождения сборов.
  3. Гражданами, уволенными со службы в рядах войск и прошедшими подготовку, если деяния были совершены в эти периоды.

Нормативное закрепление

В соответствии с ФЗ от 29 декабря 2010 года (№ 433), часть 7.1 рассматриваемой статьи (дополненной непосредственно этим Законом) должна была вступить в действие только с 1 января 2013-го. Как отмечали юристы в то время, какие-либо видимые причины для такой продолжительной отсрочки отсутствовали. При этом норма закреплена в качестве части 2.1 ст. 7 ФЗ от 23 июня 1999 года в редакции ФКЗ № 2, вносящего изменения в Закон о военных судах в России. Этот акт уже считался вступившим в силу. Это, в свою очередь, означает, что обладало на тот момент юридическим действием и подлежало несомненному применению и положение, идентичное части 7.1 рассматриваемой 31-й статьи УПК. Это обуславливается тем, что конституционные законы имеют безусловный приоритет по отношению к обычным федеральным нормам во всех отношениях.

Инстанции, дислоцирующиеся за пределами страны

Их подсудность и особенности рассмотрения дел устанавливаются в части восьмой рассматриваемой статьи. Военные суды, дислоцирующиеся за границами страны, разбирают преступления, которые совершаются военнослужащими, которые пребывают в составе войск России, их близкими родственниками (членами семей). Эти инстанции рассматривают составы деяний, субъектами которых также являются иные граждане. Однако в этом случае преступление должно быть совершено на территории, находящейся в уголовной юрисдикции Российской Федерации, или виновное лицо было при исполнении служебного долга, или посягало на интересы государства.

fb.ru

Что означает ст. 22 ТК РФ?

Уважаемая Людмила Федяева! Статья 22 Трудового кодекса (ТК РФ) «Основные права и обязанности работодателя» содержит не исчерпывающий («ОТКРЫТЫЙ» ) перечень обязанностей работодателя: «исполнять ИНЫЕ обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами» . В частности, помимо предусмотренных в статье 22 ТК РФ, у работодателя есть также обязанности, установленные нормой статьи 62 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ) : «По письменному ЗАЯВЛЕНИЮ работника работодатель ОБЯЗАН не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления ВЫДАТЬ работнику КОПИИ ДОКУМЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С РАБОТОЙ (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и ДРУГОЕ) . Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно» . Обратите внимание! Статья 62 НЕ содержит исчерпывающий перечень документов, копии которых работодатель обязан предоставить работнику. Основным КРИТЕРИЕМ ОЦЕНКИ того или иного документа является его СВЯЗЬ С РАБОТОЙ определенного гражданина! То есть если документ, хранящийся у работодателя (или который работодатель обязан хранить) , так или иначе ОТНОСИТСЯ К РАБОТНИКУ в связи с возникшими трудовыми правоотношениями с работодателем (т. е. КАКИМ-ЛИБО ОБРАЗОМ затрагивает или устанавливает права и законные интересы, устанавливает обязанности работника) , копии таких документов работодатель ОБЯЗАН предоставлять работнику при наличии его ПИСЬМЕННОГО ЗАЯВЛЕНИЯ. В данной ситуации, если первичные документы бухгалтерской отчетности, где указаны порядок расчета заработной платы и определенные суммы, начисленные работнику в связи с его трудовыми отношениями с данной организацией, содержат информацию НЕ ТОЛЬКО О ДАННОМ РАБОТНИКЕ (но и других работниках) , советую Вам ограничиться ВЫПИСКАМИ из этих документов. Мотивировать данную позицию можно тем, что работодатель обязан предоставить документы, относящиеся к работе ИМЕННО ЭТОГО гражданина (а не кого-то еще) и, одновременно, ОБЯЗАН в соответствии с нормами статьи 88 ТК РФ обеспечивать сохранность персональных данных работников (других, всех без исключения) . Желаю Вам удачи! P.S. Что касается гражданско-правовых отношений гражданина и организации, то ситуация следующая. Если заключен ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ договор, то, во-первых, к регулируемым этим договором отношениям ДОЛЖНЫ применяться нормы ГРАЖДАНСКОГО (а не трудового) законодательства (пока по решению суда не будет установлено о наличии трудовых отношений) ! Во-вторых, НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ договора другие документы станут только тогда, когда о них ПРЯМО УКАЗАНО в договоре (предварительном договоре) или они будут ИЗМЕНЯТЬ отношения, возникшие между сторонами на основании ДАННОГО договора, и совершены в соответствии с нормой ч. 1 ст. 452 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) . В-третьих, надо использовать ПРАВИЛЬНО терминологию: РАБОТОДАТЕЛЬ и РАБОТНИК – стороны ТРУДОВОГО правоотношения (ст. 20 ТК РФ) ; стороны гражданско-правовых отношений (и также договоров) : заказчик и подрядчик (ст. 702 ГК РФ) или исполнитель (ст. 779 ГК РФ) , отправитель и перевозчик (ст. 785 ГК РФ) , доверитель и поверенный (ст. 971 ГК РФ) , принципал и агент (ст. 1005 ГК РФ) и другие.

Людмила, у работника есть зарплата, которая указана в трудовом договоре. Работодатель либо платит зарплату, либо не платит. Какое отношение к работнику имеют акты выполненных работ и т.д.?

Людмила, если Ваши отношения с работодателем регулируются гражданско-правовым договором ( о выполнении работ, оказании услуг), то акты о выполненых работах и т.д. являются неотъемлемыми частями договора, на основании которых оплачиваются работы. Копии их работодатель обязан Вам выдать, если у Вас по какой-либо причине не сохранился Ваш экземпляр.

touch.otvet.mail.ru

последние изменения и поправки, судебная практика

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Комментарий к Статье 3 Конституции РФ

1. В соответствии со ст. 1 Конституции Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

В статье 3 Конституции России указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие — «демократия» в переводе с древнегреческого). Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения понятие народ отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

Следует сказать, что в годы советской власти под народом понималась определенная историческая общность людей, которая изменяется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народ мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и те социальные слои, которые, не относясь по своему социальному положению к трудящимся, тем не менее объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия «народ» открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Государственную власть характеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости.

Государственная власть в Российской Федерации — не единственная форма власти народа. Еще одной формой его власти является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Признание многонационального народа Российской Федерации верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ.

Конституция закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации.

Таким образом, народовластие в Российской Федерации есть принадлежность всей власти ее народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия в Российской Федерации осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется ее народом, т.е. гражданами Российской Федерации, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане России. Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и ее осуществления в Российской Федерации, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании нашей демократии.

2. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство — важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия — форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

К институтам непосредственной демократии относятся: референдум, выборы, наказы депутатам, отчеты депутатов, отзыв населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сходы и собрания граждан, обращения граждан; правотворческая инициатива; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; опросы граждан и др.

3. «Высшим непосредственным выражением власти народа, — указывается в Конституции, — являются референдум и свободные выборы».

Согласно Закону о референдуме референдум — это всенародное голосование граждан России по вопросам государственного значения. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.

Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

Участие гражданина РФ в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или к неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. См. также комментарии к ст. 32, 84 (п. «б»), 130, 135.

Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, по смыслу Конституции, не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и как следствие — к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти.

Институт референдума субъекта РФ в силу целостности России и единства системы государственной власти, обусловленных суверенитетом ее многонационального народа (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 5 Конституции), не должны использоваться для противопоставления воли населения субъекта РФ воле федерального законодательства.

Нормы Конституции не препятствуют возможности введения федеральным законом института отзыва высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. При этом, однако, федеральный законодатель должен учитывать вытекающее из ч. 2 и 3 статьи 3 Конституции РФ соотношение форм (институтов) непосредственной демократии. Отзыв как одна из таких форм не должен использоваться для дестабилизации выборных институтов власти и в конечном счете самой демократии. Следовательно, законодатель, если он вводит институт отзыва, обязан предусмотреть общие принципы механизма отзыва, с тем чтобы не был искажен сам смысл выборов (см. Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П).

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах — то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов — прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия. Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право — право гражданина, а не просто человека. См. также комментарии к ст. 32, 81, 84 (п. «а»), 96, 97, 109, 130.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренных Конституцией, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Самостоятельно устанавливая систему своих органов государственной власти и образуя их, субъекты РФ обязаны действовать в соответствии с основами конституционного строя РФ, в том числе с принципом свободных выборов, гарантируя свободу волеизъявления граждан и не нарушая демократические принципы и нормы публичного права (см. Постановление КС РФ от 27.04.1998 N 12-П*(4)).

Провозглашая референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа и гарантируя в ч. 2 ст. 32 право граждан РФ на участие в свободных выборах и в референдуме, Конституция, как отмечал Конституционный Суд РФ, исходит из того, что названные высшие формы непосредственной демократии, имея каждая собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязанными, дополняют друг друга. Последовательность их перечисления в ст. 3 Конституции (референдум — свободные выборы) не дает основания для вывода о придании приоритетной роли референдуму, как не свидетельствует о приоритетной роли свободных выборов ст. 32 Конституции РФ, которая, определяя право граждан на участие в непосредственном осуществлении народовластия, называет сначала право избирать и быть избранным в органы публичной власти, а затем право участвовать в референдуме (см. Постановление КС РФ от 11.06.2003 N 10-П).

В силу взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 3 и ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции избирательные права как права субъективные выступают в качестве элемента конституционного статуса избирателя, вместе с тем они являются элементом публично-правового института выборов, в них воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе органов публичной власти.

По смыслу ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 3, ч. 3 ст. 17 и ч. 1 и 2 ст. 32 КРФ в их взаимосвязи, конституционные ценности, связанные с реализацией избирательных прав, могут вступать между собой в известное противоречие, поскольку интересы отдельных избирателей, которыми предопределяется их волеизъявление в процессе выборов, в том числе путем голосования «против всех кандидатов», не всегда совпадают с публичным интересом формирования органов публичной власти. На уровне конституционно-правового статуса личности это, с одной стороны, право каждого гражданина принимать участие в избрании представителей народа в выборных органах публичной власти и быть избранным в качестве такого представителя, а с другой — право каждого гражданина по своему усмотрению отказывать в доверии некоторым или всем участвующим в выборах кандидатам; на уровне же института выборов в целом это — формирование органов публичной власти, их представительный и легитимный характер (см. Постановление КС РФ от 29.11.2004 N 17-П*(5)).

4. В Конституции указывается, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Это означает, что государство признает правомерным только такое обладание властью, которое основано на законе и установленных им процедурах. Всякое иное обретение власти или властных полномочий признается неправомерным и влечет за собой ответственность.

Уголовным кодексом (гл. 29) предусмотрена ответственность за насильственный захват власти или насильственное удержание власти, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст. 278, 280).

Целям защиты конституционного строя от противоправных посягательств служат нормы УК об ответственности за преступления против интересов государственной службы, правосудия, порядка управления (гл. 30-32), все положения законодательства, обязывающие государство стоять на страже права граждан избирать и быть избранными, участвовать в референдуме (ст. 141, 142), а также других конституционных прав и свобод граждан

constrf.ru

что означает статья 77 трудового договора РФ?

Увольнение. С пунктами — по собственному, по пьяни, работодателю надоел и т. д.

Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора Основаниями прекращения трудового договора являются: 1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса) ; 2) истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса) , за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения; 3) расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса) ; 4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса) ; 5) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность) ; 6) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией (статья 75 настоящего Кодекса) ; 7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая статьи 74 настоящего Кодекса) ; 8) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая статьи 73 настоящего Кодекса) ; 9) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1 настоящего Кодекса) ; 10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 настоящего Кодекса) ; 11) нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса) . Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Не трудового договора, а Трудового кодекса. Эта статья — об общих основаниях прекращения трудового договора, содержащая 11 пунктов. Каждый из этих пунктов содержит ссылку на статью ТК РФ, в которой конкретно регламентирован порядок прекращения или расторжения трудового договора по данному основанию.

в трудовом договоре не статьи, а пункты, а вы имеете ввиду трудовой кодекс РФ Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора

Статья 77 ТК РФ предусматривает общие основания расторжения трудового договора, т. е. основания, применяемые ко всем работникам независимо от их категории. Нормы, содержащиеся в данной статье, в ряде случаев носят отсылочный характер. Это означает, что, например, при прекращении трудового договора по соглашению сторон, при увольнении работника по собственному желанию или по инициативе работодателя применяются соответственно ст. 78, 80 или 81 ТК РФ.

touch.otvet.mail.ru

Ст. 14 УК РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Комментарий к Ст. 14 УК РФ

1. Комментируемая статья содержит определение преступления и исчерпывающе называет признаки этого деяния: общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость. Все эти признаки обязательно должны быть присущи деянию, признаваемому преступлением.

Деяние — это собирательный термин, обозначающий внешний акт общественно опасного поведения человека. Оно включает две отличающиеся по внешнему выражению формы общественно опасного поведения. В ч. 2 комментируемой статьи пояснено, что деяние может иметь форму действия (т.е. активного поведения) либо бездействия (т.е. пассивного поведения, выражающегося в несовершении конкретного действия, которое лицо было обязано и могло совершить). И активное, и пассивное поведение, кроме своего внешнего проявления, должно быть осознанным. Совокупность этих двух характеристик деяния позволяет назвать ряд ситуаций, когда отсутствие одной из них исключает понимание деяния как преступного: при отсутствии возможности действовать (например, при физическом принуждении либо при наличии непреодолимой силы), а равно при отсутствии осознания совершаемого деяния (например, рефлекторные движения, действия невменяемого либо лица, не достигшего возраста уголовной ответственности).

Вопрос о признании деяния преступным при психическом принуждении, когда лицо имеет возможность руководить своими действиями (ст. 40 УК), решается с учетом положений ст. 39 УК о крайней необходимости.

Законодатель признает преступлением только деяние. Так называемое обнаружение умысла не признается даже стадией совершения преступления. Однако когда оно достигает определенной степени общественной опасности, законодатель возводит его в ранг преступления (ст. ст. 119, 296 УК).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

2. Общественная опасность — материальный признак преступления, раскрывающий его социальную сущность. Она проявляется в том, что общественно опасное деяние причиняет вред или создает угрозу причинения вреда личности, обществу или государству. В соответствии с Конституцией объекты уголовно-правовой охраны четко названы в ст. 2 УК РФ, и на первое место поставлена личность человека.

Общественная опасность характеризуется объективными (значимость объекта преступления, характер и степень вреда, способ, время, место совершения преступления и др.) и субъективными (форма вины, мотивы, рецидив и др.) признаками. Общественная опасность деяния объективна. Это не противоречит тому, что от законодателя зависит отнесение конкретных деяний к категории преступных. Деяние опасно не потому, что его так оценил кто-то, а потому, что оно по своей внутренней сути резко противоречит интересам личности, общества и государства.

Круг общественно опасных деяний изменяется в связи с изменениями в экономике, политике. Одни общественно опасные деяния криминализируются (см., например, гл. 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»; гл. 28 «Преступления в сфере компьютерной информации»), другие — декриминализируются (например, деяния, предусматривавшиеся ст. ст. 129, 173, 182, 200, 265 УК).

3. Противоправность означает запрещенность деяния уголовным законом. Значение признака противоправности состоит в том, что от его соблюдения зависит реализация провозглашенного в УК принципа законности (ст. 3). Кроме того, именно после законодательного закрепления требования противоправности деяния (впервые в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик от 25.12.1958 ) было прекращено применение уголовного закона по аналогии (т.е. применение статей УК в отношении тех деяний, которые не предусмотрены законом). В УК положение о запрете аналогии названо в числе принципов уголовного закона (ч. 2 ст. 3). Противоправность связана с общественной опасностью как форма с содержанием и является юридическим выражением общественной опасности.
———————————
Свод законов СССР. 1990. Т. 10. С. 501.

В зависимости от того, называет законодатель в определении преступления общественную опасность или противоправность в качестве признака преступления или нет, в науке уголовного права принято говорить о материальном, формальном либо материально-формальном определении преступления. В комментируемой статье дано материально-формальное определение преступления: в нем наличествуют оба названных признака.

4. Указание закона на виновность как на признак преступления означает, что российский законодатель стоит на позиции субъективного, а не объективного вменения (ст. 5 УК), т.е. общественно опасное деяние признается преступлением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности (ст. ст. 24 — 27 УК).

Признание приоритета субъективного вменения в противовес объективному вменению подтверждается наличием в УК ст. 28 о невиновном причинении вреда. Деяние признается невиновным, а следовательно, непреступным, если доказаны названные в ней условия (субъективное отношение к деянию, наличие экстремальных условий или нервно-психических перегрузок).

5. Наказуемость как признак преступления означает, что только запрещенное уголовным законом под угрозой наказания деяние признается преступлением. Однако в УК есть несколько норм, в соответствии с которыми лицо может быть освобождено от уголовной ответственности или наказания за совершенное им преступление (ст. ст. 75 — 85).

6. Для характеристики общественной опасности преступления большое значение имеет ч. 2 комментируемой статьи. В соответствии с ней не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Если деяние не причинило существенного вреда объекту, охраняемому уголовным законом, или не представляло угрозу причинения вреда, оно в силу малозначительности не обладает достаточной для преступления степенью общественной опасности и поэтому не рассматривается в качестве преступления. Решение вопроса о малозначительности деяния относится к компетенции следствия и суда и базируется на анализе признаков состава преступления .
———————————
Свод законов СССР. 1990. Т. 10. С. 501.

7. Материальный признак — общественная опасность — позволяет отграничить преступление от иных правонарушений (административных, дисциплинарных и др.). Разграничение проводится по степени общественной опасности деяния, которая определяется ее характером (качественный показатель) и степенью (количественный показатель) (ст. 6 и ч. 3 ст. 60 УК). Признаки, характеризующие общественную опасность, могут относиться к последствиям, способу, форме вины и т.д.

Другим критерием разграничения правонарушений является противоправность. Преступление нарушает только федеральный уголовный закон, который предусматривает за него более суровые санкции (вплоть до пожизненного лишения свободы) по сравнению с мерами административного, гражданского и иного воздействия, ответственность за которые регулируется КоАП, ГК, ТК ТС и другими нормативными правовыми актами.

stykrf.ru

Ст. 15 ГК РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Комментарий к Ст. 15 ГК РФ

1. В комментируемой статье понятие убытков связывается с правонарушением и характеризуется как категория юридической ответственности. Следует, однако, иметь в виду, что чрезвычайно широко распространено (в том числе и в законодательстве) и иное понимание убытков. Нередко под убытками разумеются неблагоприятные последствия (чего-либо) в имущественной сфере субъекта, выражающиеся в умалении этой сферы (например, утрата имущества), необходимости нести расходы и (или) сохранении этой имущественной сферы в неизменном виде, хотя она должна была пополниться (расшириться). Причем возложение обязанности возместить убытки в таких случаях нельзя квалифицировать как привлечение к гражданско-правовой ответственности. По-видимому, это мера защиты. Так, в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством (ст. 306 ГК). При изъятии у собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд ему выплачивается рыночная стоимость жилого помещения, а также возмещаются все убытки (в том числе те, которые он несет в связи с изменением места проживания, переездом, оформлением права собственности на другое жилое помещение и т.п., и, кроме того, упущенная выгода) (ст. 239 ГК, ст. 32 ЖК).

Независимо от того, взыскиваются ли убытки как гражданско-правовая санкция за правонарушение (как говорится в рассматриваемой статье) или взыскание убытков производится в качестве применения меры защиты (при отсутствии правонарушения), в соответствующих случаях действуют правила комментируемой статьи 15 ГК РФ о понятии убытков и о принципе полного возмещения убытков (об этом далее).

2. Взыскание убытков как санкция за правонарушение или как мера защиты является универсальным правовым средством. Оно может производиться в целях защиты любого субъективного гражданского права (вещного, обязательственного, исключительного) независимо от того, есть ли на этот счет указания в специальных нормах (о собственности, обязательствах и пр.).

Кроме того, универсальность рассматриваемого средства проявляется и в том, что убытки могут взыскиваться одновременно с взысканием неустойки (по общему правилу — в части, не покрытой неустойкой), процентов за пользование чужими денежными средствами (в части, не покрытой процентами) (см. ст. ст. 394, 395 ГК и комментарий к ним) и т.д. Вообще убытки в ряде случаев взыскиваются наряду с применением иных гражданско-правовых санкций. И это, кстати, опровергает широко распространившееся мнение о существовании принципа недопустимости применения двух (и более) санкций за одно правонарушение. В гражданском праве никогда такого принципа не было и нет.

3. В законе говорится о взыскании убытков, возмещении вреда или ущерба, компенсации расходов или издержек и т.п. Вопрос о соотношении соответствующих терминов (и понятий) остается предметом дискуссий уже несколько десятилетий . Анализ гражданско-правовых норм свидетельствует о том, что в некоторых случаях эти термины используются как синонимы. Так, в ст. 796 ГК РФ речь идет о возмещении ущерба, причиненного в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза либо багажа. Понятно, что речь идет об убытках (реальном ущербе). В других случаях указанными терминами обозначаются разные понятия. Например, на лицо, ответственное за причинение вреда, может быть возложена обязанность «возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15)» (ст. 1082 ГК).

———————————
Об этом см., например: Садиков О.Н. Убытки в гражданском праве Российской Федерации. М.: Статут, 2009. С. 9, 50 — 57.

Таким образом, всякий раз необходимо выяснять истинный смысл употребления того или иного термина, если, конечно, это имеет какое-либо правовое значение .

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. М.: Статут, 1997. С. 515.

4. Гражданское законодательство исходит из того, что убытки должны быть возмещены в полном объеме. Таково общее правило, сформулированное в комментируемой статье 15 ГК в развитие одного из основных начал гражданского законодательства: гражданское законодательство основывается в том числе на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав (см. ст. 1 ГК и комментарий к ней). Взыскание убытков в большем объеме, нежели пострадала имущественная сфера потерпевшего, приводило бы к неосновательному обогащению . Напротив, взыскание убытков в меньшем размере приводит к тому, что нарушенные права восстанавливаются лишь частично.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

———————————
См., например, Определение Верховного Суда РФ от 7 мая 2009 г. N КАС 09-184.

Сказанное отнюдь не означает, что гражданско-правовые санкции обладают компенсационной природой (ныне это чрезвычайно популярная точка зрения). Действительно, существует общее правило, в соответствии с которым нарушенное право должно быть восстановлено (потери компенсированы и т.д.). Применительно к убыткам справедливо отмечается существование принципа полного их возмещения. Однако из этого правила есть множество исключений, причем как в ту, так и в другую сторону. Например, возможно взыскание неустойки сверх убытков (субъект получает больше того, что потерял, см. ст. 394 ГК и комментарий к ней). В рассматриваемой статье 15 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность установления законом или договором правила, в соответствии с которым убытки взыскиваются не в полном объеме, но в меньшем размере.

Установление в законе ограничений при взыскании убытков достаточно широко распространено (как в случаях, когда взыскание производится в виде санкции, так и в ситуациях, когда оно происходит в качестве применения меры защиты). Только в ГК РФ соответствующих указаний несколько десятков . Например, заказчик по договору возмездного оказания услуг может отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (п. 1 ст. 782 ГК). В случае утраты или недостачи груза либо багажа перевозчик возмещает ущерб в размере стоимости утраченного или недостающего груза либо багажа (п. 2 ст. 796 ГК РФ).

———————————
Садиков О.Н. Указ. соч. С. 135.

Встречаются и ограничения иного рода. Так, ст. 717 ГК РФ устанавливает максимальный предел возмещения убытков в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора подряда. Так, подрядчик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с заказчика убытков, возникших в результате отказа последнего от исполнения договора строительного подряда, в размере разницы между договорной ценой и суммой, выплаченной за выполненную работу. Суд первой инстанции удовлетворил иск в полной сумме со ссылкой на ст. 717 ГК РФ, согласно которой в случае отказа заказчика от договора он обязан возместить подрядчику убытки в указанном в этой статье размере. Суд кассационной инстанции решение отменил и передал дело на новое рассмотрение по следующим основаниям. Заказчик до истечения срока действия договора и сдачи ему результата работы в порядке, установленном ст. 717 ГК РФ, отказался от исполнения договора, известив об этом подрядчика. В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ причиненный ущерб возмещается полностью, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Статьей 717 ГК РФ определено, что помимо уплаты подрядчику части установленной договором цены пропорционально объему работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора, заказчик обязан возместить убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу. Данная норма не содержит исключения из общего правила возмещения убытков и не освобождает истца от обязанности доказывания возникших у него убытков, а лишь ограничивает размер возмещения в случае, если фактический ущерб превышает установленный законом максимальный предел .

———————————
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» (п. 19).

Допустимость установления ограниченной ответственности договором есть одно из проявлений принципа свободы договора (см. ст. ст. 1, 421 ГК и комментарий к ним). Вместе с тем для усмотрения сторон существуют некие пределы, устанавливаемые законом. Наиболее общее правило включено в п. 4 ст. 401 ГК РФ: заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно. Недействительно также заранее заключенное соглашение. После нарушения, в том числе умышленного, ограничить размер ответственности, по-видимому, все же можно (в частности, посредством достижения мирового соглашения).

С целью защитить слабую сторону в п. 2 ст. 400 ГК РФ указывается на ничтожность соглашения об ограничении ответственности должника по договору присоединения или по иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя.

Существуют и иные нормы, ограничивающие усмотрение сторон, предусмотренные ГК РФ (п. 3 ст. 75, п. 2 ст. 461, п. 4 ст. 723, п. 2 ст. 793, ст. 1046), а также иными актами (в частности, транспортного законодательства) .

———————————
См. об этом: Садиков О.Н. Указ. соч. С. 144 — 147.

Ограничение ответственности может происходить также в результате установления исключительной неустойки (см. статью 394 ГК РФ и комментарий к ней).

Соглашение об ограничении размера или состава взыскиваемых убытков может быть достигнуто как до их появления, так и после того, как понесены убытки.

Законом или договором можно предусмотреть возмещение убытков в меньшем размере, но нельзя установить, что возможно взыскание большей суммы, нежели понесенные убытки, или указать на недопустимость взыскания убытков.

5. Как следует из п. 2 комментируемой статьи 15, согласно традиции убытки подразделяются на реальный ущерб и упущенную выгоду.

6. Реальный ущерб может выразиться в следующем.

Во-первых, в расходах, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления права. Имеются в виду как те ситуации, когда право прекратилось, но может быть восстановлено, так и случаи, когда право продолжает существовать в деформированном виде. Например, передана вещь ненадлежащего качества и понесены (должны быть понесены) расходы на исправление недостатков.

При взыскании расходов, которые лицо должно будет понести для восстановления нарушенного права (будущих расходов), суды исходят из того, что необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг, договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. .

———————————
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (п. 10).

В состав реального ущерба входят также расходы на представительство в суде и юридические услуги, понесенные в связи с обращением к суду за защитой нарушенного права (другое дело, что законодательством установлен специальный порядок взыскания такого ущерба) .

———————————
Определения Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2002 г. N 22-О «По жалобе открытого акционерного общества «Большевик» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации», от 19 января 2010 г. N 88-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Трофименко Зинаиды Ивановны на нарушение ее конституционных прав статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью первой статьи 98 и частью первой статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации«; информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. N 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» (п. 1).

Во-вторых, реальный ущерб может быть выражен в утрате имущества (о «многоликости» понятия имущества см. ст. 128 ГК и комментарий к ней).

Под имуществом в этом случае понимаются прежде всего вещи. Убытки выражаются в гибели вещи (ее исчезновении), что приводит к умалению имущественной сферы. Утратой имущества следует считать также прекращение права, если оно не может быть восстановлено. Взысканные убытки в этих случаях представляют собой денежную сумму, компенсирующую данные потери. Так, товарищество обратилось в арбитражный суд с иском об обязании предприятия передать в натуре две трехкомнатные квартиры, как это предусмотрено договором на участие в строительстве. При разрешении спора в суде первой инстанции ответчик признал иск, но сослался на невозможность исполнения обязательства, так как весь дом заселен. В связи с этим истец изменил предмет иска и просил взыскать убытки в виде стоимости квартир. Суд первой инстанции удовлетворил иск, взыскав с ответчика денежную сумму, внесенную истцом в размере сметной стоимости квартир на момент заключения договора. Обжалуя решение, истец указал на то, что присужденная сумма в связи с инфляцией не позволяет ему приобрести две трехкомнатные квартиры и, следовательно, восстановить свои имущественные права, нарушенные ответчиком вследствие неисполнения им договорного обязательства. Постановлением апелляционной инстанции решение изменено: в пользу истца взыскана денежная сумма, необходимая для покупки двух трехкомнатных квартир, адекватных по качеству тем, которые подлежали передаче истцу в построенном сторонами доме, по ценам, действовавшим в день предъявления иска. При этом арбитражный суд исходил из следующего. Поскольку ответчик не выполнил свои обязательства по передаче квартир, истец вправе требовать в соответствии со ст. 15 ГК РФ возмещения убытков. При определении размера убытков следует руководствоваться п. 3 ст. 393 ГК РФ .

———————————
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 июля 2000 г. N 56 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с договорами на участие в строительстве» (п. 10).

В-третьих, реальный ущерб может состоять в повреждении имущества. Речь идет только о вещах. Повреждение означает, что вещь утрачивает какие-либо свойства, понижаются ее качественные характеристики и т.д. Очевидно, что в этом случае говорится как о собственно повреждении вещи как следствии механического воздействия, так и о порче как результате развития органических процессов.

Умаление имущественной сферы потерпевшего состоит в сумме разницы между стоимостью вещи до ее повреждения и ее стоимостью после повреждения.

В судебной практике иногда понятие «ущерб» конкретизируется при применении норм процессуального законодательства. Так, Президиум ВАС РФ указал, что понятие «ущерб», использованное в ч. 2 ст. 90 АПК РФ, охватывает как ущерб, определяемый по правилам комментируемой статьи ГК РФ, так и неблагоприятные последствия, связанные с ущемлением чести, достоинства и деловой репутации .

———————————
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (п. 2).

7. Упущенная выгода (неполученные доходы) представляет собой то мыслимое (предполагаемое) пополнение имущественной сферы потерпевшего, которое произошло бы при нормальном развитии событий (при обычных условиях гражданского оборота), если бы право не было нарушено .

———————————
См., например: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21 января 2002 г. N 67 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм о договоре о залоге и иных обеспечительных сделках с ценными бумагами» (п. 10).

8. Правило, включенное в абз. 2 п. 2 комментируемой статьи 15 Гражданского кодекса, само по себе заслуживающее поддержки, «работоспособно» лишь в очень малом числе случаев. Хотя бы по той простой причине, что потерпевшему весьма непросто, а чаще всего невозможно доказать получение дохода правонарушителем, а тем более обосновать его размер.

9. При рассмотрении случаев, когда спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством.

Судебная практика исходит из того, что граждане и юридические лица на основании правил комментируемой статьи и ст. 16 ГК РФ могут предъявлять требования о возмещении убытков, вызванных необоснованным взиманием экономических (финансовых) санкций налоговыми, таможенными органами, органами ценообразования и другими государственными органами .

———————————
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (п. 2).

10. Взыскание убытков с практической точки зрения — дело весьма трудоемкое. И дело не столько в сложности рассматриваемых материально-правовых норм, сколько в том, что они оперируют оценочными категориями. Следовательно, необходимо доказать факт наличия убытков, а также материального права на их возмещение, отсутствие процессуальных препятствий для взыскания убытков, их размер и т.д. .

———————————
См. об этом: Дегтярев С.Л. Возмещение убытков в гражданском и арбитражном процессе. 2-е изд. М., 2003 (1-е изд. — 2001).

Смотрите также ст. 393 ГК РФ и комментарий к ней.

stgkrf.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *