5 советских машин-амфибий, не доплывших до наших дней — Фан зона
- Фан зона
- Староход
Если вы думаете, что автомобили, умеющие плавать, – явление современное, то сильно ошибаетесь. Машины, которым в прямом смысле море по колено, начали строить еще в 20-х годах прошлого века. Причем Страна Советов со своими земноводными моделями была чуть ли не впереди планеты всей.
Вячеслав Василенко
Разработка подобных проектов – впрочем, как и сейчас – требовала серьезных инвестиций, поэтому многие из перспективных идей были загублены в СССР еще на стадии подготовки. А ведь сухопутные советские лодки могли взорвать мировую автоиндустрию, но, увы, оказались выброшенными на свалку истории. Вспомним самые любопытные.
ЗИС-485 «БАВ»
Государственный комитет обороны в 40-х годах поручил Министерству автотракторной промышленности построить грузопассажирскую амфибию с незамысловатым названием БАВ – Большой Автомобиль Водоплавающий. По аналогии с американской GMC DUKW-353, больше известной как «Утка», транспортное средство обзавелось трехосной базой, заимствованной у грузовика ЗиС-151. Над моделью трудился Виталиий Грачев, главный конструктор Днепропетровского автозавода. Множество узлов и агрегатов земноводному «чуду техники» досталось от бронетранспортера БТР-152. И спустя восемь лет кропотливой работы ДАЗ выпустил первые опытные образцы, прошедшие ряд успешных испытаний на Днепре. Машина могла одновременно перевозить 25 человек и до 25 тонн груза – вплоть до артиллерийских орудий. За океаном новинку отметили, как одну из лучших разработок в мире. Но спустя 12 лет производственного цикла по требованию Лаврентия Берия сборку остановили, переориентировав мощности предприятия для строительства ракетоносителя ядерных боеголовок Р-1.
ГАЗ-46 «МАВ»
Не сложно догадаться, что аббревиатура расшифровывается, как Малый Автомобиль Водоплавающий. Выпуском лодки, ползающей по земле, занялись специалисты Горьковского автозавода в 1953 году. Средство передвижения предназначалось для обеспечения действий подразделений разведки, в частности, высадки с кораблей, преодоления широких водных преград и организации десантных переправ. На борту могли уместиться 5 человек и до 500 килограммов полезного груза. Позже МАВ, оснащенный гребным винтом (подвеска и трансмиссия – от ГАЗ-69), стали использовать для проведения научно-инженерных работ на воде. Ближе к 60-м, с отмашки советских властей, амфибию сняли не только с вооружения, но и с конвейера. А оставшиеся в обиходе экземпляры превратились в вездеходы для перевозки начальства, которое помимо рабочих нужд использовало их также в поездках на рыбалку и охоту.
НАМИ-055В
Идея создания легкой армейской амфибии была содрана с американского Ford GPA, только в отличие от «янки» машина имела складные подводные крылья, позволяющие ей парить над водой, словно на воздушной подушке, со скоростью 60 км/ч. Что примечательно, конструкцию откидных крыльев на тот момент не применял еще никто из автопроизводителей. Еще бы – ведь над транспортным средством наряду с инженерами автомоторного института трудился сам руководитель конструкторского бюро судостроительной техники Ростислав Алексеев, спустивший на воду знаменитые «Ракеты» и «Метеоры». В 1958 году свет увидел первый товарный образец водоплавающего вездехода с кодовым обозначением 055В, имевшего полный привод, силовой агрегат от 410-го «Москвича» и гребной винт, разместившийся под кормой. Однако невзирая на солидную техническую начинку и завидные «водные» способности, проходимость машины на суше оказалась предельно слабой. В итоге от ее модернизации отказались.
347541
ЛУАЗ-967
Самая компактная советская амфибия была выпущена в 1971 году по заказу ВДВ для обеспечения подвоза военно-технического оборудования и боеприпасов по воде, а также буксировки, установки отдельных точек вооружения и эвакуации раненых. Кстати, без преувеличения успешная машина в последствие стала основой для знаменитого ЛуАЗ-969 «Волынь». А уцелевшие образцы после завершения производства в 1989 году еще несколько лет служили «техничками» во время проведения военных учений и использовались службами аэропортов. Луцкий автомобильный завод выпустил две модификации водоплавающего «проходимца» – с 27-сильным мотором и более мощным двигателем о 37 «лошадях», знакомым нам по легендарным «Запорожцам». Жаль, но дорабатывать модель Правительство сочло нецелесообразным, переключившись на развитие современной автопромышленности, которую, к слову, мы не увидели до сих пор.
ВАЗ-2122 «РЕКА»
А как вам первая и единственная амфибия Волжского автозавода? Не слышали? А между тем по заказу Министерства обороны СССР в середине 70-х над таким аппаратом работал лично главный вазовский конструктор Георгий Мирзоев. Он решил отказаться от привычных гребных винтов и явить военным чудо в виде машины, передвигающейся по воде за счет вращения колес! «Река», построенная на базе «Нивы» и оснащенная сначала 1,6-литровым мотором, а потом – для снижения нагрузки на трансмиссию – движком объемом 1,3 литра, преодолевала водоемы с мизерной скоростью 5 км/ч, в то время как по земле ускорялась до 110 км/ч. Зато модель могла похвастать кузовом с открытым бортом, двумя съемными дверями и плоским откидным лобовым стеклом. За 11 лет стараний на предприятии изготовили 27 опытных образцов ВАЗ-2122 в различных модификациях. Но министр обороны Дмитрий Устинов «обрадовал» генерального директора завода, что ввиду отсутствия финансовых возможностей, будущего не доведенной до ума машине не видать, как ему своих собственных ушей.
- Фан зона
- Староход
Самые неадекватные объявления по продаже старых LADA
182314
- Фан зона
- Староход
Самые неадекватные объявления по продаже старых LADA
182314
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс.Дзен
АВТОВАЗ, автозаводы, история модели, ретромобили, история
Сделано в СССР своими руками: Ихтиандры и Тритон — журнал За рулем
LADA
УАЗ
Kia
Hyundai
Renault
Toyota
Volkswagen
Skoda
Nissan
ГАЗ
BMW
Mercedes-Benz
Mitsubishi
Mazda
Ford
Все марки
Первые самодельные амфибии появились еще на заре 1960‑х, когда и технических требований на такие машины не было.
Советское движение «самавто» отметилось и машинами класса «гран туризмо», и моноприводными кроссоверами, и даже внедорожниками. Но жителям Страны Советов, не избалованным разнообразием серийных форм и конструкций, хотелось большего!
Материалы по теме
Автомобили-самоделки из СССР: от расцвета до закатаАвтомобили-самоделки из СССР: фанера и движок от ЗапорожцаАвтомобили-самоделки из СССР: приход стеклопластика
Морская пехота
Строить автомобили-амфибии наши люди пробовали еще на заре 1960‑х, когда и технических требований на такие машины не было. Изобретателей, проживавших в далекой от столиц провинции, это не смущало. Однако со временем они, конечно, захотели выезжать на своих машинах на дороги общего пользования. Появились и технические требования.
Материалы по теме
13 народных автомобилей СССР, которых как бы не было
Одним из них, как и для обычных сухопутных самоделок, стал рабочий объем двигателя — до 900 см³ и наличие не более четырех мест. Но реально и на это, и на многое другое удивительно демократичные по нынешним временам комиссии, от которых зависела регистрация самоделок в ГАИ, смотрели не очень строго. В частности, появились машины и с волговскими моторами.
Амфибия по сравнению с сухопутными автомобилями могла быть крупнее: длина — до 4800 мм, ширина — до 1800 мм, а высота — до 1650 мм. Минимальное расстояние от плоскости дороги до нижней точки амфибии должно было составлять 150 мм. Понятно, что амфибии необходимы были все полагающиеся нормальному автомобилю световые приборы. Но это было самой несложной задачей.
Разумеется, амфибии не стали массовым явлением в мире «самавто», как, впрочем, и во всем мире. Зато в Союзе появились заметные и очень интересные машины.
Ихтиандр и Ихтиандр-2
Знаменитая, известная всем любителям «самавто» амфибия Игоря Рихмана по имени Ихтиандр.
Знаменитая, известная всем любителям «самавто» амфибия Игоря Рихмана по имени Ихтиандр.
На воде Ихтиандр мог быть не только амфибией, но и яхтой с парусом.
На воде Ихтиандр мог быть не только амфибией, но и яхтой с парусом.
Одна из них — Ихтиандр инженера Игоря Рихмана. Гармоничный автомобиль с герметичным дюралевым (с пенопластовыми панелями изнутри) кузовом и сдвижным для входа/выхода колпаком, объединявшим боковые стекла и часть крыши. Машина появилась в 1979 году. Двигатель ВАЗ‑2103 и коробка передач ЗАЗ‑966 стояли сзади и приводили не только колеса, но и водометный движитель. При выезде из воды водомет и колеса можно было использовать одновременно.
Подвеска Ихтиандра была оригинальной: независимой торсионной спереди и сзади.
Ихтиандр‑2 — это вторая, более поздняя амфибия Игоря Рихмана.
Ихтиандр‑2 — это вторая, более поздняя амфибия Игоря Рихмана.
На шоссе машина развивала приличные 120 км/ч, на воде — до 20 км/ч, что тоже очень солидный показатель даже для некоторых аналогичных зарубежных конструкций тех лет. Позднее, проехав на первой машине около 400 тысяч км, Рихман построил Ихтиандр‑2 с мотором от Нивы, коробкой передач от ЛуАЗа и более модным кузовом.
Тритон
Если Ихтиандр был плавающим автомобилем-амфибией, то не менее известный некогда Тритон Дмитрия Кудрячкова — это ездящий катер, вернее — глиссер. Машина достигала на воде 60 км/ч (!), а на шоссе — 100 км/ч. Кузов уникального глиссера — несущий и герметичный, на буковом каркасе из бакелитовой фанеры, обшитой стеклотканью.
Катер на колесах Тритон конструкции Дмитрия Кудрячкова.
Катер на колесах Тритон конструкции Дмитрия Кудрячкова.
Материалы по теме
Самый желанный автомобиль в СССР: тест недоступной Волги
Тритон оснастили двигателем ГАЗ‑24 и коробкой передач ЗАЗ. Через самодельный редуктор момент передавался на водометный движитель. Подвески Тритона — оригинальные пружинные, передняя унифицирована с задней.
Перед въездом в воду колеса с подвесами можно было снять или, если плаванье предстояло недолгое, просто поднять над ватерлинией.При этом оригинальная тормозная система оставалась герметичной! Не без труда, но машину все-таки удалось зарегистрировать в ГАИ. На работу и на рынок на ней ездить никто, конечно, не собирался, но на дороги общего пользования Тритон выезжал законно.
На воде Тритон со снятыми колесами мог достичь скорости 60 км/ч.
На воде Тритон со снятыми колесами мог достичь скорости 60 км/ч.
Конечно, амфибии — автомобили единичные, на любителя, и в наших реалиях далекие даже от мелкосерийного производства. Зато уже в перестроечные времена появились полноприводные самоделки, теоретически пригодные к производству небольшими партиями. По крайней мере, так тогда казалось. О них мы еще расскажем — заходите почаще!
Первые самодельные амфибии появились еще на заре 1960‑х, когда и технических требований на такие машины не было.
Сделано в СССР своими руками: Ихтиандры и Тритон
- Чтобы уберечь радиатор автомобиля от попадания камней и прочих неприятностей, нужно изготовить защитную сетку своими руками или установить модельную защиту радиатора.
Фото: из архива «За рулем»
Сделано в СССР своими руками: Ихтиандры и Тритон
Первые самодельные амфибии появились еще на заре 1960‑х, когда и технических требований на такие машины не было.
Сделано в СССР своими руками: Ихтиандры и Тритон
Наше новое видео
Расход 2–3 л/100 км! Тест самого экономичного УАЗа
Тест самого раннего ВАЗ-2103 из сохранившихся
Тест нового кроссовера. Опять «китаец»? Не совсем
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем на Яндекс.Дзен
Новости smi2.ru
Плывут все! От мала до велика: уникальные советские военные амфибии
Автор: Евгений Кочнев
Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом «совершенно секретно» и были известны лишь высшим военным чинам, пусть большинство из них так и не вышло из стадии опытных образцов, вся эта небольшая водоплавающая армия амфибий «от мала до велика» на деле доказала настойчивость, творческий талант советских конструкторов и мощь отечественного Военно-промышленного комплекса.
Плавающая четырхосная машина «Дельфин» достигала на плаву скорости 16 км/ч (из архива СКБ ЗИЛ)
В нашем сериале о секретной автотехнике СССР мы уже рассказывали о легких плавающих микролитражках ТПК, об уникальнейших уральских амфибиях, закамуфлированных под обычные грузовики или белоголубых ЗИЛах для космонавтов.
В этом обзоре, поскребя по сусекам, вспомним о других не менее оригинальных и секретных амфибиях для Советской армии.
ВАЗ-2122 «Река» (1976–1987 гг.)
Начнем с достаточно известного плавающего варианта легендарного вездехода ВАЗ-2121 «Нива», который по велению Министерства обороны был преобразован в разведывательную амфибию ВАЗ-2122 «Река», способную передвигаться по скоростным магистралям и скользить по поверхности неглубоких внутренних водоемов.
Легкая плавающая машина ВАЗ-2Э2122 второй серии (из архива НИИЦ АТ)Идея создания собственного простого и недорогого плавающего джипа на шасси внедорожника «Нива» возникла в начале 1970-х, а для маскировки он значился как «автомобиль для рыбаков и охотников, способный преодолевать водные преграды». Летом 1976-го были построены первые 80-сильные образцы Э2122 с цельнометаллическим водоизмещающим кузовом, а все последующие годы конструкторы провели в многократных доработках первенца, которые свелись к улучшениям системы охлаждения двигателя.
Испытания модернизированной амфибии ВАЗ-2122.500 (из архива НИИЦ АТ)Последний шестой вариант плавающей машины ВАЗ-2122.600 «Река» (из архива ВАЗ)УАЗ-3907 «Ягуар» (1983–1989 гг.) (Фотографии из архива УАЗ)
Являясь ведущим советским предприятием по производству легких вездеходов, Ульяновский автозавод не мог не прийти к воплощению заманчивой идеи создания на их основе собственного плавающего варианта. Работа над ним началась в 1977-м, но только через шесть лет появился многоцелевой автомобиль-амфибия УАЗ-3907 «Ягуар» для Советской армии и погранвойск, способный доставлять грузы до 600 кг, легкое вооружение или раненых на носилках.
Армейский 77-сильный плавающий автомобиль УАЗ-3907 «Ягуар»Сохранившаяся в Рязанском автомузее амфибия «Ягуар» (фото М. Шелепенкова)Автомобиль оборудовали цельнометаллическим кузовом с аркой безопасности и двумя боковыми герметично закрывавшимися дверями с рычажными запорами (задрайками). Унифицированная с серией УАЗ-469, амфибия оснащалась 77-сильным мотором и раздаточной коробкой с отбором мощности на гребные винты и лебедку. Два водяных винта устанавливались под ее днищем непосредственно за передними колесами, которые при отклонении в разные стороны служили для управления машиной на плаву. В середине 1980-х собрали еще два пробных образца с узлами от УАЗ-3151.
На плаву машина «Ягуар» с двумя гребными винтами под днищем кузоваВыход 11-местной амфибии УАЗ-3907 «Ягуар» на крутой берег ВолгиДо 1989 года УАЗ собрал 14 амфибий, удачно прошедших заводские и военные испытания. Среди них был один экземпляр пограничного автомобиля «Баклан» для северных регионов, который укомплектовали двумя парами лыж и клеткой для розыскной собаки.
В 1991 году амфибию УАЗ-3907 приняли на вооружение, но с распадом Советского Союза все работы по ней были свернуты.
НАМИ-0281 (1989–1990 гг.) (Фотографии из архива НАМИ)
Бесславно завершив разработку легких амфибий НАМИ-032, известных как ТПК, Научно-исследовательский автомоторный институт (НАМИ) в течение почти 30 лет воздерживался от соприкосновения с этой тематикой. Только в 1989-м по заказу Министерства обороны там построили оригинальный низкопрофильный заднемоторный транспортер НАМИ-0281 класса 1,25–1,5 тонны для доставки подразделений быстрого реагирования.
Опытная амфибия НАМИ-0281 для доставки вооруженных десантниковКонструктивно он представлял собой комбинацию легкого транспортера переднего края и открытой боевой машины с центральным размещением рабочего места водителя. В ее открытом несущем корпусе на двух продольных сиденьях спинками друг к другу помещался боевой расчет из восьми человек.
Главными новинками являлись независимая гидропневматическая подвеска, двухвальная раздаточная коробка с отводом мощности на гребной винт и принудительная блокировка дифференциалов.Быстроходная 1,5-тонная плавающая бронемашина НАМИ-0281На шоссе машина развивала скорость 125 км/ч и внешне напоминала скорее экскурсионно-прогулочный катер, чем эффективную боевую машину. Это была последняя работа НАМИ в области легких армейских амфибий.
Урал-375П (1975–1976 гг.) (Фотографии из архивов НАМИ и Андрея Карасева)
В одной из первых глав нашего сериала, посвященной уникальным плавающим грузовикам Уральского автозавода, мы упоминали предшествовавшие им разработки других советских предприятий. Так в середине 1970-х, в процессе создания перспективного военного семейства «Суша», важную роль сыграл институт НАМИ. Он занимался «изучением возможности придания плавучести грузовику Урал-375», проводил научно-исследовательскую разработку будущей машины, сборку и испытания опытного образца.
Уникальный плавающий автомобиль Урал-375П был построен в НАМИ в 1975 году под руководством главного конструктора Н. И. Коротоношко. Будучи предшественником семейства «Суша», эта машина не требует подробного рассказа о своей конструкции: она уже давно и достаточно подробно описана в статье, посвященной экспериментальным амфибиям «Урал». Здесь же стоит лишь отметить главные черты московского образца: стальной герметизированный кузов с высокими бортами, обеспечивавший плавучесть, волноотражающий щит с воздуховодом и навесные поплавки с пенополиуретановым наполнителем.
Подготовка машины к форсированию водной преграды (обратите внимание на облачение водителя)На плаву Урал-375П с герметизированным кузовом и люком к крыше кабиныВ отличие от будущей амфибии Урал-43221 «Суша» на нем установили только один гребной винт и люк во всю ширину крыши серийной кабины, в которой водителю приходилось работать в водонепроницаемом костюме.
В начале 1960-х, после передачи с Московского автозавода ЗИЛ в Брянск всей документации по четырехосным машинам, для СКБ под руководством В. А. Грачева наступил критический момент. Оно лишилось государственной поддержки и было вынуждено самостоятельно изыскивать заказчиков и источники финансирования. Как ни странно, именно к этому периоду относились самые смелые и наиболее оригинальные проекты вездеходов, в том числе плавающей машины ЗИЛ-135П.
ЗИЛ-135П «Дельфин» (1965–1970 гг.) (Фотографии из архивов СКБ ЗИЛ и Романа Данилова)
Уникальная советская амфибия ЗИЛ-135П (8х8) претендовала на звание самой быстроходной в мире колесной плавающей машины, а с технической точки зрения являлась одним из направлений развития военных машин 135-й серии. В прежние времена она считалась лишь «гадким утенком Грачева», хотя достигала высшего мирового уровня, и в СССР не получила никакого применения.
20-тонный ЗИЛ-135П — одна из крупнейших в мире колесных плавающих машинС 1961 года работы по автомобилю ЗИЛ-135П были нацелены на применение его в качестве самоходного парома «Челнок», имевшего все шансы превзойти выпускавшиеся за границей паромные машины, но уже в процессе проектирования его признали ненадежным и слишком дорогим. После переделки в законченном виде амфибия с условным названием «Дельфин» появилась зимой 1965 года.
Амфибия ЗИЛ-135П со стеклопластиковым кузовом на испытаниях в Балтийском море
Модернизированный вариант ЗИЛ-135П имел компоновку с передней кабиной управления, силовыми агрегатами в кормовом отсеке и центральным расположением пассажирского салона для размещения 22 человек. Его базой являлось длиннобазное сухопутное шасси ЗИЛ-135К с двумя 180-сильными моторами, бортовыми трансмиссиями, жесткой подвеской всех колес и системой регулирования давления воздуха в шинах, на котором смонтировали несущий корпус из стеклопластика. Привод двух гребных винтов осуществлялся от коленчатых валов двигателей через редукторы и карданы, а сами винты помещались в кольцевых подъемных и поворотных насадках, что позволило отказаться от водяных рулей.
Скоростные испытания пятитонной 360-сильной амфибии ЗИЛ-135ПГребные винты диаметром по 700 мм в поворотных кольцевых насадкахВыгрузка амфибии из десантного судна во время испытаний на БалтикеСвои первые испытания на Москве-реке машина провалила. Повторные пробы состоялись в Балтийске на базе Балтийского флота, где в соответствии с потребностями ВМФ СССР ее переоборудовали открытым грузовым отсеком, превратив в мореходную транспортную амфибию ЗИЛ-135ТА.
Открытая грузовая амфибия ЗИЛ-135ТА для работы в качестве лихтераЛетом 1970-го представилась возможность испытать ЗИЛ-135П в качестве перегрузочного плавсредства (лихтера) для челночной доставки грузов с рейдовых судов на берег и обратно. Для этого уже заброшенная машина была реанимирована и оснащена перегрузочным краном, а потом короткое время возила грузы на побережье Северного Ледовитого океана. По возвращении в лоно родного завода ее разукомплектовали.
Понтонно-мостовая машина ПММ на 300-сильном шасси БАЗ-135МБ (фото К. Дунаева)Паромная амфибия ПММ «Волна» (1974–1985 гг.)
В истории советской автотехники для форсирования водных преград самой необычной и прогрессивной считается система самоходных четырехосных паромов с кодовым наименованием «Волна», которая до сих пор применяется в Российской армии.
Проектирование упомянутой выше паромной машины «Челнок» на базе стеклопластиковой амфибии ЗИЛ-135П привело к необходимости оснащения такой техники более прочными цельнометаллическими конструкциями. С конца 1960-х дальнейшей разработкой таких систем занималось СКБ инженерно-переправочных средств Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ) из Кременчуга. В 1974-м там построили первый прототип понтонно-мостовой машины (ПММ), входившей в состав самоходного понтонного парка (СПП).
Плавающая машина ПММ с герметичными раскладными понтонами (фото Е. Певзнера)Амфибия ПММ, ее алюминиевый корпус и движители были разработаны и собраны в Кременчуге на сухопутном 300-сильном шасси БАЗ-135МБ, на котором смонтировали упрощенную трехместную кабину от модели ЗИЛ-135ЛМ с почти плоской передней стенкой. Передвижение на воде обеспечивали два гребных винта, расположенные в подъемных кольцевых насадках с водяными рулями.
На фотографии видны два задних гребных винта в кольцевых ограждениях (фото К. Дунаева)На плоской грузовой платформе (палубе) помещались две пары уложенных друг на друга понтонов (передних и задних) и четверо средних подъемных аппарелей. На плаву они откидывались в разные стороны и вместе с палубой образовывали типовой однозвенный паром с полезной нагрузкой 42 тонны. При взаимном соединении таких машин друг с другом можно было создавать более тяжелые самоходные паромные системы или плавающие мосты для пропуска тяжелой военной техники. Все 24 амфибии, входившие в состав парка СПП, можно было в течение 30–40 минут объединить в крупные 50-тонные переправы длиной до 260 метров.
Возведение понтонно-мостовых сооружений с участием машин ПММ
В 1977 году сборку ПММ перенесли на Кадиевский завод сварных конструкций в Луганской области, который в 1978-м изменил свое название на Стахановский вагоностроительный завод. До 1985-го там собрали порядка 70 понтонных машин ПММ.
история военная техника
Новые статьи
Статьи / Авто с пробегом 5 причин покупать и не покупать Toyota Fortuner II «Безупречный автомобиль», «феноменальная проходимость», «подвеска трясучая, руль жесткий, двигатель внутри мычит, как бизон», «огромные просчеты в плане комфорта», «комфортный красавец», «оч. .. 3216 2 0 09.10.2022
Статьи / Практика Зри в шкворень: что такое шкворневая подвеска, как ее обслуживать и зачем шприцевать Слово «шкворень» сегодня кому-то кажется таким же архаизмом, как «зипун», «ендова» и «батог». На самом деле это не так: шкворни еще не покинули нас, и вполне вероятно, что некоторым придется… 1307 7 0 07.10.2022
Статьи / Авто с пробегом Вдоль по трассе 60: опыт владения BMW 325i E36 Обзавестись автомобилем из культового роуд-муви «Трасса 60» – задача в нашей стране непростая. Это и длительные поиски, и «параллельный импорт», и сложная логистика, и годы мучительного ожид… 2082 9 5 06.10.2022
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов… 13010 7 166 13.09.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0 Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть. .. 11394 10 41 13.08.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы! Хотите купить сегодня машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з… 8302 25 30 10.08.2022
Новый российский автомобиль-амфибия выглядит как нечто из фильма о Джеймсе Бонде некоторые из предлагаемых новинок. И нет ничего более экзотичного, чем автомобиль-амфибия «Дрозд», который представит Балтийская машиностроительная компания и который, похоже, мог появиться в мастерской Q — вымышленного научно-исследовательского подразделения Джеймса Бонда.
В сопроводительном репортаже ТВ Звезда , официальной телесети Минобороны России, говорится, что в настоящее время проходит испытания прототип автомобиля-амфибии. Он цитирует главного конструктора машины Сергея Терещенкова, который также возглавляет Балтийскую машиностроительную компанию (или БМК) в Санкт-Петербурге, и описывает конструкцию как первую российскую полноприводную амфибийную «глиссирующую» машину в своем классе. . Как глиссирующая конструкция, «Дрозд» должен иметь скорость, необходимую для достижения эффекта аквапланирования, частично отрываясь от поверхности воды, как это делает быстроходный катер.
USMC отменяет обновления для амфибийных транспортных средств с заменами, которые еще годы до
от Joseph Trevithick
, опубликованные в зоне военных действий
USMC уже хочет получить свой новый амфибийский боевой автомобиль с 30-миллиметровым Cannon
2 2
2 2
22 2
2 2
2 2
2. Автор: Джозеф Тревитик. 0003
Опубликовано в Зона боевых действий
Морская пехота США отменяет модернизацию амфибий с заменой еще на несколько лет
Джозеф Тревитик
Опубликовано в Зона боевых действий Автомобиль с 30-мм пушкой
Джозеф Тревитик
Опубликовано в Зона военных действий
Дрозд (имеется в виду дрозд, певчая птица) «практически непотопляем», ТВ Звезда смело заявляет, и, как сообщается, он развивает максимальную скорость 43 мили в час на воде и до 62 миль в час на суше, мощность его 260-сильного дизельного двигателя передается через трехступенчатую автоматическую коробку передач. . «Высокий уровень проходимости позволяет использовать амфибию на дорогах общего пользования, бездорожье, а также в водах рек, озер и морей», — добавляется в сообщении. Его дальность полета на суше составляет 497 миль, а на воде — 186 миль.
Приписан Дрозд общим весом 4409фунтов и может нести полезную нагрузку до 3307 фунтов. Сообщается, что легкая конструкция амфибии достигается за счет использования композитных материалов, особенно углеродного волокна, которое используется для создания несущего композитного корпуса. За гидродинамику амфибии отвечала российская компания «Компан Морские Системы», производитель быстроходных судов для силовых структур, а также для спорта и отдыха.
БМКНа имеющихся фотографиях передние колеса автомобиля убраны в горизонтальное положение, что необычно для амфибии, но, как говорят, повышает мореходные качества в условиях до 3 баллов (высота волны 1,25 метра). Между тем, задние колеса приподняты над днищем корпуса на воде. Центральная система регулирования давления в шинах — обычная черта российских колесных военных машин — также включена, что, кажется, добавляет еще один уровень сложности. Передняя часть автомобиля несет запасное колесо и шину, а также лебедку для самостоятельного подъема.
Хотя на прилагаемых изображениях показана полностью черная окраска в гражданском стиле — предположительно, это прототип — серийная амфибия явно предназначена для использования в военных целях и будет предлагаться с вариантами вооружения, включая пулеметы и различные «боевые модули», в том числе множественные -пусковые ракетные комплексы. При этом представляется вероятным, что БМК также предвидит ограниченный гражданский рынок для автомобиля-амфи, как в России, так и в других странах.
EXROADmedia через WikimediaДругие военные особенности, как сообщается, включают корпус с неизвестными мерами противоминной защиты и возможность добавления легкой брони. «Амфибия способна приземляться на высокой скорости и продолжать движение на колесах», — добавляет Телеканал Звезда , в котором предполагается, что он может быть особенно актуален для десантно-штурмовых операций, действующих в качестве передовой разведки или разведки. Время, необходимое для переключения с наземного режима на водный, составляет всего 12 секунд. Хотя неясно, как транспортное средство движется по воде, скорее всего, оно использует водомет.
В интервью Mil.Press Flot Терещенков говорит, что модульная конструкция «Дрозда» позволяет адаптировать его для использования в морской пехоте, флоте, десантных войсках и береговых войсках. Его задачи могут включать разведку и специальные операции, материально-техническое обеспечение и медицинское обслуживание. Конструктор также указывает на его полезность для инженерных войск, которые могли бы использовать его, например, для устройства понтонных переправ. Среди возможных гражданских операторов — спасательные и пожарные службы, а также правоохранительные органы.
«Кроме того, «Дрозд» может применяться в районах со сложными дорожными и климатическими условиями и обилием водных преград, в том числе арктических. Машина подготовлена для работы при температурах до -50 градусов по Цельсию [-58 градусов по Фаренгейту]», — добавляет Терещенков.
В беседе с Mil.Press Flot генерал-полковник Владислав Полонский, ранее отвечавший за бронетехнику в Министерстве обороны России, сказал, что он считает «Дрозд» особенно актуальным для российской морской пехоты — в целом эквивалентной корпусу морской пехоты США. Он пояснил, что пока их БТР-90, БМД-3 и БМП-3 отличаются высоким уровнем сложности, им всем мешает низкая скорость на воде, составляющая в среднем около 6-7 миль в час.
В статье на сайте Мил.Пресс Флот Терещенков поясняет, что толчком к проектированию автомобиля-амфимобиля послужила «ликвидация отставания России в области скоростных глиссирующих амфибий», заявил главный конструктор отметив, что Советский Союз создал подобную машину еще в 1980-х годах, когда изобретатель Дмитрий Кудрячков создал глиссирующую амфибию «Тритон». Его не следует путать с более поздним BORTS Triton, легким транспортным средством, которое одновременно является амфибией и способно летать с использованием установленного сзади толкающего винта и съемного гибкого крыла.
Ряд других советских или российских амфибийных разработок остался недостроенным. До этого Советский Союз представил ГАЗ-46 МАВ еще в начале 1950-х годов, это была амфибийная версия вездесущего джипа ГАЗ-69 с винтовым двигателем, но ему не хватало способности к глиссированию.
Джип-амфибия ГАЗ-46 МАВ, хранящийся в музее., WIKIMEDIA COMMONSС начала 20-го века в разных странах мира также было разработано множество автомобилей-амфибий и грузовиков. Сюда входят знаменитые американские грузовики-амфибии DUKW, более известные как Ducks, которые какое-то время широко использовались во многих городах США для водных туров. Возраст этих транспортных средств, а также громкие аварии, в том числе случаи со значительным числом погибших, привели к тому, что в последние годы они в значительной степени были выведены из коммерческого использования.
Статья Mil.Press Flot конкретно указывает на недавние «похожие» разработки, предпринимаемые на Западе и в Китае, упоминая неуказанную работу, проведенную Lockheed Martin и General Dynamics в Соединенных Штатах, а также в исследовательском центре Китая. Институт транспортных средств и Gibbs Amhibians в Соединенном Королевстве. Gibbs предлагает полный спектр транспортных средств-амфибий, от мотоциклов и квадроциклов до более крупных автомобилей и грузовиков, в первую очередь предназначенных для гражданских, коммерческих и аварийно-спасательных служб.
«В каждой стране создано несколько таких машин, некоторые из них уже выпускаются серийно», — добавляет он. Тем не менее, в нем отмечается, что ни один из зарубежных проектов не имеет «настоящего» полного привода с межколесными дифференциалами, обеспечивающими прямую подачу мощности на все колеса.
Дрозд, без сомнения, представляет собой интригующую конструкцию, не имеющую реального аналога на вооружении других вооруженных сил. В то же время неясно, является ли автомобиль, показанный на опубликованных изображениях, упомянутым прототипом или всего лишь макетом.
И, несмотря на все возможные военные применения автомобиля-амфи, еще неизвестно, проявят ли к нему серьезный интерес российские военные. Если нет, то это будет не первый случай бесследного исчезновения странного и прекрасного военного образца из России.
Связаться с автором: [email protected]
PTS | Weaponsystems.net
ПТС-М
Обзор
ПТС
Венгерский ПТС Советский автомобиль-амфибия с грузовиком Csepel D-344.
Источник: VargaA — © Attribution GNU — Alike Alike Лицензия
Происхождение
Советский Союз
Тип
All Terrain автомобиль
вступил в службу
около 1965
Статус
Limited Service
Development
Ранние 19603
Limited Service
Development
Ранние 19603
Limited Service
.
Советский Союз — Красноярский судостроительный завод
Производство
1965 — 1980-е
Производитель
Советский Союз
Количество произведено
Несколько сотен
Обозначения
ПТС | Плавающий Транспортер Средний
Русский «средняя амфибия»
ПТС-10 (ПТС-М на чехословацкой службе)
Известные пользователи
Советский Союз
Польша
Чехословакия
Описание
Введение
ПТС — автомобиль-амфибия советского производства. Он был разработан в начале 1960-х годов как замена более ранней машине-амфибии К-61. Название ПТС расшифровывается как «Плавающий транспортер средний», что в переводе с русского означает «средняя амфибия». Хотя PTS также может перевозить грузы по суше, он медленнее и менее экономичен по топливу, чем обычные транспортные средства.
Конструкция
ПТС базируется на шасси АТС-59артиллерийский тягач и имеет лодкообразный корпус. Боевое отделение расположено спереди и предусматривает места для водителя и командира. Остальная часть автомобиля представляет собой грузовой отсек, который загружается с помощью аппарели в задней части. Двигатель расположен посередине и приводит в действие как гусеницы, так и два гребных винта. PTS в основном используется для переправы через реки, но может использоваться для высадки десанта в прибрежных условиях соленой воды.
Варианты
ПТС
Оригинальный автомобиль с двигателем А-712П мощностью 300 л.с. Выпускается недолго и ограниченным тиражом.
ПТС-М
Улучшенная ПТС с двигателем В-54П мощностью 350 л.с. У этого больше мощности и лучше экономия топлива. Часто упоминается как PTS без суффикса M.
Грузоподъемность
ВТС может перевозить 5 т груза по суше и 10 т по воде. Хотя грузоподъемность ниже на суше, полную грузоподъемность можно использовать на расстоянии до 3 км, чтобы добраться до воды. Грузовой отсек достаточно велик, чтобы вместить 5-тонный грузовик, 70 военнослужащих или 12 носилок. PTS также может буксировать и использовать плавучий прицеп PKP. Использование прицепа позволяет перевозить тягач и артиллерийское орудие в одном пароме.
Мобильность
PTS является полностью амфибийным и лучше подходит для движения по воде, чем большинство бронированных транспортных средств-амфибий, хотя им трудно управлять. Гусеничное шасси обеспечивает хорошие внедорожные характеристики на суше, хотя и на ограниченных скоростях. Дизельный двигатель В-54 мощностью 350 л.с. позволяет ПТС развивать скорость 42 км/ч по суше и 11 км/ч по воде.
Пользователи
Основным пользователем ПТС был СССР. В дальнейшем основным потребителем оставалась Россия. В эпоху холодной войны многие автомобили были экспортированы в страны Варшавского договора и различных союзников СССР по всему миру. На вооружении России большинство ПТС были выведены из эксплуатации или заменены более новыми ПТС-2, но некоторые из них остаются в эксплуатации и сегодня.
Детали
Факты ПТС ПТС-М
Общий
Происхождение
Советский Союз
Тип
Транспортная машина-амфибия
Экипаж
2 + 70 (водитель, помощник, 90 пехотинцев)0003
Dimensions
Weight
18 t empty
28 t max load
Length
11.4 m
Width
3. 3 m
Height
2.65 m
Chassis
Chassis type
Гусеничное шасси, 6 опорных катков
Компоновка
Ведущая звезда передняя, направляющая задняя
Ширина гусеницы
0,48 м
Гусеница на грунте
5,63 м
Давление на грунт
00030,38 кг/см² пусто
0,58 кг/см /² максимальная нагрузка
Пропуск
2,8 м
Подвеска
Торсионная стержень
.
A-712P
Тип двигателя
V12 четырехтактный дизель
Выходная мощность
300 л.с. при 1,700 об / мин
Топливо
820 л
Мобильность
002 Скорость
40 км/ч на дороге
10 км/ч на плаву
Диапазон
300 км на дороге
10 км плавутся
Весовой коэффициент
16.7 При максимальной нагрузке
Собрание препятствий
Заземление
0,4 М
Стена
0,65 М
Тренхоя
2,5 М
Градиент
60 % Оллад
20 %
60 % Оллад
20 % 20 %
60 % Оллад. 0003
Amphibious
Protection
Armor type
Steel
Armor thickness
Up to 7 mm
NBC system
Yes, only for cabin
Smoke system
No
Equipment
Ночное видение
Пассивное ночное видение для водителя
Грузоподъемность
Грузовое пространство
7,9 x 2,6 м
Полезная нагрузка
5 т на суше
10 т на плаву
Буксируемый груз
Опциональный прицеп-амфибия ПКП
Медиа
PTS-M
Польская гусеничная транспортная машина-амфибия PTS-M выходит из воды с тактическим грузовиком Star 266 во время учений в 2005 г.
-МВид сзади на ПТС-М с опущенной аппарелью и УАЗ-469Б в грузовом отсеке.
Источник: www.en.valka.cz
Авторские права: авторские права принадлежат первоначальному владельцу
PTS-M
Самолет-амфибия инженерного подразделения сербской армии ПТС-М во время военного парада в 2014 г.
Источник: Srđan Popović транспортер.
Источник: Srđan Popović
Copyright: GNU Attribution — Share Alike license
Прицеп ПКП
Прицеп ПКП с артиллерийским орудием.
Источник: Половина 3544
Авторские права: общественное достояние
ПТС-М
Автомобиль-амфибия ПТС-М сербской армии во время тактических учений «Титель 2008».
Источник: Voja1978
Авторское право: GNU Attribution — Share Alike license
ПТС-М
Советский гусеничный транспорт-амфибия ПТС-М сербской армии, 2012 г.
3 Copyright: Srćan Popovi GNU Attribution — Лицензия Share Alike
PTS-M
Польская амфибия PTS-M замечена на плаву во время учений в 2009 г.
.Источник: Ministrystwo Obrony Narodowej
Copyright: GNU Attribution — Share Alike license
PTS-M
Несколько чехословацких PTS-M выстроились в депо.
Источник: www.army.cz
Авторские права: авторские права принадлежат первоначальному владельцу. лицензия
ПТС-М
ПТС-М на чехословацкой службе с УАЗ-469 в качестве груза.
Источник: www.valka.cz
Авторские права: авторские права принадлежат первоначальному владельцу
< Предыдущий > Следующий
Статьи по теме
АТС-59Г
ВТС создан на базе тягача АТС-59Г. Это, в свою очередь, использует многие автомобильные компоненты из серии основных боевых танков Т-54/55.
Чтение подробнее о АТС-59Г
ПТС-2
ПТС-2 представляет собой удлиненную ПТС-М на базе шасси гусеничного тягача МТ-Т. Грузоподъемность и вес увеличились, а мощность двигателя увеличилась вдвое.
Чтение подробнее о ПТС-2
Автомобиль-амфибия СССР. Перспективы для Азии
Предназначение амфибийных машин – легкое преодоление не только дорог, но и водной глади. Не все из них удачные — получается плохой катер и неважная машина. Однако есть и весьма удачные конструкции, которые могут с гордостью носить звание амфибийных машин. Журналисты Auto Express составили Топ-10 лучших плавающих колесных транспортных средств.
Возглавляет десятку Амфикар, ставший самым продаваемым плавающим автомобилем. с 1961 к 1968 г. было продано почти 4 тыс. штук, большая часть из которых — в США. Такая машина была даже у 36-го президента США Линдона Джонсона, который любил разыгрывать своих попутчиков, купая их в озере, ссылаясь на то, что у машины отказали тормоза.
Выпущенный западногерманской компанией Amphicar был оснащен 1,1-литровым четырехцилиндровым бензиновым двигателем от автомобиля Triumph Herald. Двигатель располагался сзади и вращал задние колеса через 4-ступенчатую коробку передач. Под задним бампером находились два гребных винта, которые разгоняли машину на воде до 7 узлов в час. Кузов был стеклопластиковый, поэтому ржавчина амфибии была не страшна.
От самого продаваемого автомобиля-амфибии мы переходим к автомобилю-амфибии, выпущенному в наибольшем количестве — более 14 тысяч единиц. Это армейский автомобиль Volkswagen Schwimmwagen, выпускавшийся во время Второй мировой войны — с 1941 по 1944 год. Сначала автомобиль предлагался с колесной базой 240 см, а затем с более короткой — 200 см. Schwimmwagen был построен на базе армейского VW Kubelwagen, унаследовавшего платформу от культового Beetle.
Автомобиль имел полный привод. На плаву машина приводилась в движение откидным гребным винтом. До наших дней дожило всего 163 амфибии Schwimmwagen.
Автомобиль на восьмом месте амфибия Gibbs Aquada с подводными крыльями. Несмотря на внешнее сходство с Mazda MX-5, этот автомобиль разработан с нуля. В конструкции использовано 60 запатентованных решений. Амфибия прославилась тем, что переплыла Ла-Манш — под руководством мультимиллионера Ричарда Брэнсона. Максимальная скорость на воде почти 50 км/ч.
Watercar Panther или плавающий автомобиль «Пантера» попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый быстро продаваемый в мире автомобиль-амфибия. Почти 9В кузове используется 00 литров пенополистирола, что делает его практически непотопляемым. Внешне автомобиль выглядит как смесь внедорожника Jeep Wrangler с ванной.
Благодаря двигателю Honda объемом 3,7 л и водометному движителю максимальная скорость на воде достигает 75 км/ч. Да и на суше машину нельзя назвать тихоходной – максимальная скорость составляет 130 км/ч. Единственным недостатком плавучей «Пантеры» является ее цена — около 140 тысяч долларов.
Амфибия Dutton Surf (от англ. «Прибой Даттона») находится на шестой позиции ТОП-10. Он был построен Тимом Даттоном, основателем крупнейшей в мире компании по производству сборных автомобилей. После продажи компании Тим занялся плавающими автомобилями. Одним из самых интересных является амфибия «Surf Dutton», использующая узел и агрегаты джипа Suzuki Jimny. Автомобиль способен развивать скорость до 10 км/ч на воде.
Две такие машины даже переплыли Ла-Манш, со средней скоростью 7 км/ч. Даттон также планирует построить автомобиль-амфибию на базе автомобиля. Ford Fiesta… Интересно, станет ли новая амфибия такой же популярной, как Fiesta, которая является самым продаваемым супермини на рынке.
Автомобиль-амфибия Splash был построен швейцарской компанией Rinspeed, известным создателем «сумасшедших» концепт-каров. Впервые этот автомобиль был показан на автосалоне в Женеве в 2004 году. Амфибия имеет подводные крылья и приводится в движение двухцилиндровым двигателем объемом 750 куб. см от снегохода. Примечательно, что этот мотор работает не на бензине, а на природном газе. Двигатель развивает мощность 140 л.с. и разгоняет амфибию до 100 км/ч всего за 6 секунд.
Амфибии, обладающие превосходными способностями к передвижению как по суше, так и по воде, всегда вызывали интерес у военных. Так появилась машина IVECO MPC (Marine Personnel Carriers), разработанная компаниями IVECO и BAE Systems. В результате 600 таких машин были закуплены для морской пехоты США.
МПК-амфибия базируется на шасси бронеавтомобиля Superav 8×8 — машины, построенной для вооруженных сил Италии в 2010 году. Эта 27-тонная машина способна перевозить до 12 военнослужащих и обеспечивает максимальную противоминную защиту.
Целью проекта «Морской лев» было создание самой быстрой амфибии на суше. Так родился Морской Лев, способный развивать скорость до 200 км/ч по дороге и до 100 км/ч по воде. Приводит автомобиль в движение роторный двигатель Mazda.
Особенностью корпуса является большое крыло в носовой части — так называемый волновой дефлектор, помогающий при движении по воде. Разработчики машины уверяют, что вполне реально довести максимальную скорость амфибии на суше до 290 км/ч. В 2012 году «Москрой Лев» был продан на аукционе за 260 тысяч долларов.
На втором месте рейтинга ТОП-10 амфибий находится первый в мире автомобиль, способный передвигаться под водой. Автомобиль sQuba построен на базе родстера Lotus Elise уже известной швейцарской компанией Renspeed. Только представьте, что водитель и пассажир едут на нем в кислородных масках. Разработчики явно вдохновлялись «подводной лодкой на колесах» Джеймса Бонда, созданной на базе спорткара Lotus Esprit.
Однако, в отличие от машины Бонда, sQuba плавает под водой. Понятно, что от двигателя внутреннего сгорания отказались в пользу электродвигателя. Последний разгоняет машину на суше до 120 км/ч, а под водой — до 3,2 км/ч. Rinspeed sQuba дебютировал на автосалоне в Женеве в 2008 году. Тогда компания-разработчик сообщила, что вынашивает планы по налаживанию производства подводных аппаратов. Еще есть надежда.
А завершает десятку самых амфибий на колесах караван Schwimmcaravan от немецкого производителя Sealander. По дорогам его можно смело буксировать обычной легковой машиной, а на воде он превращается в комфортабельную лодку. Однако стоит помнить, что на Schwimmcaravan не стоит купаться в больших волнах, так как все содержимое прицепа легко может оказаться под водой.
Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl + Enter .
«Автомобиль-амфибия» до сих пор звучит как что-то футуристично-фантастическое. Тем не менее, для военных водоплавающий подчас вещь незаменимая, поэтому в советское время было построено много амфибий, а некоторые даже попали в серийное производство.
ГАЗ-46 «МАВ»
Малый автомобиль-водоплаватель (сокращенно МАВ) начал выпускаться на Горьковском автомобильном заводе в 1953 году. Машина предназначалась для поддержки действий разведывательных подразделений, переправы десантников и для провести инженерные работы на воде. На ГАЗ-46 устанавливался четырехцилиндровый двигатель от ГАЗ-М20 «Победа», трансмиссия и подвеска были позаимствованы у ГАЗ-69., а для движения по воде использовался гребной винт. В целом модель была скопирована с американского Ford GPA. Производство «МАВ» продолжалось до 1958 года, затем производство было передано на завод УАЗ. Однако средств на производство амфибий не нашлось, а потребность в этой модели была весьма условной — так и производство ГАЗ-46 прекратилось.
ЗИС-485 «БАВ»
Нетрудно догадаться, что БАВ 1950 года, в отличие от МАВ, — это большая водоплавающая машина. Советские инженеры позаимствовали конструкцию этой машины у американской амфибии GMC DUKW-353. Машина была оснащена 110-сильным двигателем, точно таким же, как и на БТР-152. ЗИС-485 производился 12 лет и использовался для переброски войск и техники. В «БАВ» могли разместиться 25 человек или 25 тонн груза, включая автомобили и артиллерийские орудия. При увольнении в резерв большая часть ЗИС-485 была передана народному хозяйству.
ЛуАЗ-967
Полноприводный плавающий автомобиль-транспортер ЛуАЗ-967 создан по заказу ВДВ для эвакуации раненых, перевозки боеприпасов и военно-технического имущества, буксировки, установки отдельных видов вооружения . Необходимость в такой модели появилась во время войны в Корее, когда стало ясно, что даже МАВ слишком массовая амфибия для некоторых задач. ЛуАЗ-967 отличался малыми габаритами, оснащался двигателем объемом менее одного литра, приводился в движение по воде колесами — у него не было гребных винтов. Характерная особенность конструкции — складывающаяся рулевая колонка, расположенная по центру кабины: при необходимости водитель мог управлять ЛуАЗом-амфибией в полулежачем состоянии.
ВАЗ-Э2122
В свое время тольяттинцы пытались сделать амфибию. ВАЗ-Э2122 был разработан в 1976 году по заказу Министерства обороны СССР с использованием узлов и агрегатов «Нивы». Водоплавающая «Нива» отличалась от своих собратьев уникальным дизайном, который нисколько не выдавал в ней земноводного. Передняя часть автомобиля, кстати, напоминает Lamborghini LM002. Автомобиль оснащался 1,6-литровым двигателем, обладал уникальной проходимостью и мог передвигаться по воде со скоростью 4-5 километров в час. Через год была представлена вторая версия вазовской амфибии, она отличалась от первой улучшенными системами охлаждения, усиленным кузовом и измененным расположением сидений. Однако ни первая, ни вторая модификация ВАЗ-Э2122 так и не увидели конвейер.
УАЗ-3907 «Ягуар»
УАЗ-3907 Ягуар — еще одна перспективная машина-амфибия, не поступившая в серийное производство. Плавсредство изготовлено на базе агрегатов УАЗ-469. Первоначальная конструкция имела водоизмещающий корпус и герметичные двери. На переднем заднем мосту устанавливались два гребных винта, а передние колеса выполняли функцию рулей. К 1989 году было изготовлено 14 советских «Ягуаров» и автомобиль был принят на вооружение. В ходе испытаний УАЗ-3907 проплыл по Волге из Ульяновска в Астрахань и обратно. Но в 1991, все перспективы на боевой порядок и лидерство пропали. Ульяновский завод принял решение прекратить подготовку к серийному выпуску УАЗ-3907.
В середине прошлого века автомобили-амфибии были одной из тех вещей, наряду, например, с космическими кораблями, которые формировали у людей образ будущего.
И хотя в итоге водоплавающие не нашли широкого применения вне военных задач, они представляют собой весьма интересное явление. Предлагаем вам краткий экскурс в историю советских амфибий.
ГАЗ-46 «МАВ»
«МАВ» расшифровывается как Small Waterfaring Car. Оснащенный четырехцилиндровым двигателем от «Победы» и трансмиссией и подвеской от ГАЗ-69, автомобиль начал выпускаться в 1953 году. ГАЗ-46 передвигался по воде с помощью гребного винта. Назначение вполне стандартное: переправа десантников, инженерные работы на воде и прочие боевые задачи. Модель была скопирована с американского Ford GPA и просуществовала до 1958 года.
ЗИС-485 «БАВ»
«BAV», как вы, наверное, уже догадались, это Big Car Waterfowl. ЗИС-485 могла перевозить 25 человек или 25 тонн груза, включая даже автомобили и артиллерийские орудия, а модель была скопирована с другой американской амфибийной машины — GMC DUKW-353. Выпущенный в 1950 году, «БАВ» прожил в серийном производстве 12 лет.
ЛуАЗ-967
Полноприводная мототележка создана по заказу ВДВ для эвакуации раненых с поля боя и стала прототипом легендарного советского вездехода ЛуАЗ-9.69 Волынь. Габариты ЛуАЗа, как и грузоподъемность, были крайне малы. Объем двигателя не превышал одного литра, приводился он в движение колесами. При особой необходимости амфибией можно было управлять в полулежачем состоянии.
УС-055
Предшественник этой модели, амфибия НАМИ-011, как и ГАЗ-46, был скопирован с американского Ford GPA. НАМИ-055 имел более обтекаемый цельнометаллический корпус, 41-сильный двигатель от «Москвича-410» и задний винт. В результате амфибия даже с полной нагрузкой в полторы тонны на воде развивала скорость до 12 километров в час. Создатель легендарной легковой «Ракеты» Ростислав Алексеев уже работал над модификацией НАМИ-055В — в результате модель на подводных крыльях через 40 секунд после старта разгонялась до 55 километров в час.
ВАЗ-Э2122
Оказывается, у ВАЗа тоже была своя амфибия — его тольяттинцы по заказу МО СССР сконструировали ее в 1976 году на базе «Нивы». Водоплавающая «Нива» отличалась от других советских амфибий, прежде всего, тем, что почти ничем не была похожа на амфибию. Однако этот автомобиль, оснащенный 1,6-литровым двигателем, мог передвигаться по воде со скоростью 5 километров в час. Правда, конвейера тольяттинская амфибия так и не увидела.
На протяжении всей истории автомобилестроения многие инженеры-конструкторы пытались создать автомобили, которые могли бы передвигаться не только по суше, но и по воздуху, по водной глади. Так было на заре этой отрасли, так продолжается и сегодня.
Да, это хорошая идея. Представьте себе универсал! Сел — пошел. Впереди пробка. Взлетел — пролетел. Водный барьер? Неважно! Я нажал кнопку и поплыл. Фантастика! Но разве это фантастика? История знает немало автогибридов, полуневерсалов. Некоторые из гениев пытались поставить на конвейер полноценные универсалы. Мы много слышали об автомобильных двигателях, работающих на биотопливе, воде, электричестве и так далее. К счастью, последних сейчас все больше включают в производство.
Очень часто производство таких замечательных автомобилей не завершалось. То ли нехватка финансовых ресурсов, то ли ментальных. И по большей части, на мой взгляд, нежелание толстосумов и нефтяных магнатов, которые держали в руках (и не отпускают сейчас) это доходное дело. Но разобраться в этом должны специалисты. И будут ли они? И чтобы поговорить сегодня, мои дорогие, я хотел рассказать о нескольких попытках создать один из этих замечательных автомобилей. Некоторые из них прижились, многие канули в лету. Они были удачными и не совсем. Судите сами.
Итак, на ваш суд, амфибии. Автомобили, которые передвигаются не только по суше, но и по воде, несомненно, интересная идея. Интересна еще и тем, что не нова. В производстве одной из первых «амфибий» заслуга, как ни прискорбно, времен Второй мировой войны. Сегодня я хочу рассказать о более мирных моделях, производство которых стало более массово развиваться в 60-х годах 20 века. Чуть ниже я привел список, не скажу, что он полный, невероятный и интересный моделей «автоамфибий», созданных руками человека. Поехали — пошли!
Gibbs Quadski
Амфибия Gibbs Quadski — это и квадроцикл, и гидроцикл. Амфибия была запущена в производство в 2012 году. Изначально Quadski выпускался как одноместный, но позже американская компания Gibbs Sports модифицировала свое знаменитое «детище» и выпустила двухместный Quadski XL. Он оснащен 1300-кубовым двигателем BMW, который обеспечивает ему приличные 70 км/ч, как на суше, так и на водной глади. Переход от одного элемента к другому осуществляется легко и непринужденно всего за 4-5 секунд. Кампания Quadski использует технологию High Speed Amphibian (HSA) компании Gibbs, которая включает более 300 патентов и патентных заявок по всему миру.
ГАЗ-46 — компактный водоплавающий автомобиль советского производства. Выпускается с 1953 года на заводе ГАЗ. Как и большая часть аналогичной специализированной техники, эта машина предназначалась для нужд армии. Там новой амфибии ГАЗ-46 присвоили индекс «МАВ», что означало «автомобиль-водоплаватель». Основным назначением этой машины было ведение разведки в сложных условиях, где приходилось преодолевать водные преграды. Кроме того, инженерные части использовали легкую машину-амфибию для проведения различных работ на водоемах.
Зачем в армии была нужна специфическая амфибия
Советские войска до и во время Великой Отечественной войны не имели собственных плавсредств. Война показала, что отечественное автомобилестроение не так разнообразно и целостно, как хотелось бы. Поставки военной техники из США по ленд-лизу открыли для советских конструкторов многие пустующие ниши в отечественном автомобилестроении.
Наиболее интересными были амфибийные водные транспортные средства, с помощью которых советские войска с ходу преодолевали водные преграды в последние годы войны. Это были следующие модели:
- Пассажирский Ford GPA — водоплавающий полноприводный джип;
- Полноприводный шестиколесный грузовик DUKW.
Естественно, эта техника заинтересовала советских военных. Поскольку позволить потенциальному сопернику иметь более разнообразную и совершенную боевую технику было невозможно, амфибии были включены в план перевооружения, которое должно было состояться сразу после окончания войны.
Армии СССР срочно требовался командирский плавсредство и десантный груз, способный перевозить личный состав, поэтому конструкторы приступили к разработке следующих моделей:
- ЗИС-485.
Так как нельзя было просто копировать американские модели, инженерам-конструкторам пришлось потрудиться над созданием отечественных амфибий.
Проблемы создания легких амфибий
Работы по отечественным амфибиям были начаты в НАМИ сразу после окончания войны. В качестве шасси для легкового автомобиля было решено использовать ГАЗ-67, зарекомендовавший себя как неприхотливый армейский внедорожник. Чтобы сделать его амфибийным, было решено воспользоваться опытом американских конструкторов, создавших военный амфибийный автомобиль Ford GPA.
В 1948 году тактико-технические требования к новой машине были полностью утверждены. Машина, получившая название НАМИ-011, предназначалась для решения следующих задач:
- Перевозка разведывательных групп и командного состава по местности, имеющей водные преграды;
- Буксирные катера, понтоны и другие плавсредства, которые в те годы использовались инженерными частями армии СССР;
- Вождение по бездорожью.
В 1949 году опытный образец был готов, и инженеры НАМИ отправили его на испытания. Все испытания прошли настолько успешно, что создатели амфибии НАМИ-011 получили Сталинскую премию «За работы в области машиностроения». Машину приняли и отправили на Горьковский автозавод для запуска в серийное производство, но не все оказалось так просто и радужно.
Инженеры-конструкторы завода ГАЗ сразу обратили внимание на то, что новинка проектировалась на базе автомобиля ГАЗ-67, который должен был уступить дорогу. новая разработка, ГАЗ-69. Кроме того, амфибия, отлично прошедшая все испытания, была недоработана для серийного производства, поэтому наладить ее сразу не удалось.
Сделать госамфибию любой ценой
Хотя конструкторы завода прекрасно понимали, что наладить серийное производство такой модели в короткие сроки невозможно, спорить с правительством было смертельно опасно. Мы срочно создали отдельную группу опытных конструкторов под руководством Крещука, которая должна была быстро устранить недостатки НАМИ. Благодаря самоотверженной работе конструкторов уже в 1950, амфибия НАМИ-011 была готова к серийному производству.
Работа, которая проводилась из страха перед наказанием со стороны правительства, была заранее обречена на провал, так как на заводе ГАЗ еще в 1944 году пытались создать нечто подобное на базе ГАЗ-67. Потом работы свернули из-за слишком больших затрат… Понимая, что отвечать им еще предстоит, конструкторы решили перестраховаться и параллельно работали над созданием амфибии на базе ГАЗ-69., который изначально проектировался с учетом возможных переделок.
Новая модель, получившая индекс ГАЗ-46, была готова к серийному выпуску одновременно с ГАЗ-011 (НАМИ-011). Главный конструктор завода Липгард рассчитывал представить на испытания сразу две модели, чтобы заказчик выбрал лучшую.
ГАЗ-011 или ГАЗ-46?
Несмотря на все недостатки НАМИ-011, конструкторам Горьковского автозавода удалось справиться с проблемами, и действительно сделали качественный автомобиль… ГАЗ-011 превзошел начальную разработку НАМИ по следующим параметрам:
- Значительно снижен вес автомобиля;
- Увеличена скорость как на суше, так и на воде;
- Повышена надежность машины;
- Упрощен процесс сборки.
Военному командованию новый ГАЗ-011 понравился во время испытаний, что создало Горьковскому автозаводу дополнительные проблемы. ГАЗ-67 планировали заменить новой моделью, а выпуск амфибий помешал им это сделать.
Неизвестно, сколько бы продлилась эта парадоксальная ситуация, если бы в 1952 году конструктор Крещук не отправил секретное письмо Сталину, где рассказал о том, что происходит на заводе. Немедленно были приняты меры:
- Понижены многие чиновники и конструкторы;
- Срочно отменена премия за разработку НАМИ-011;
- Руководству Горьковского автозавода настоятельно рекомендовалось сделать так, чтобы это было выгодно государству.
На основании этого было принято решение о выпуске ГАЗ-46, хотя в 1953 году было выпущено еще 68 амфибий ГАЗ-011, которые пошли в армию.
Характеристики автомобиля-амфибии ГАЗ-46
Тактико-технические характеристики автомобиля ГАЗ-46 следующие:
- Машина имеет длину 4930 мм, высоту -1770 мм, ширину 1900 мм;
- Полный привод, колесная формула 4×4;
- Вес машины 1 270 кг, при этом вес перевозимого груза может достигать 500 кг;
- В амфибии относительно комфортно могут разместиться 5 человек;
- В качестве мотора используется карбюраторный мотор 2,1 л, развивающий 55 л. с.;
- Максимальная скорость автомобиля по воде — 9 км/ч, по шоссе — 90 км/ч;
- Запаса топлива хватает на 300-500 км пробега по суше (в зависимости от типа местности и наличия или отсутствия дорог). При движении по воде топлива хватает на 5 часов.
Автомобиль мог передвигаться по воде благодаря особой конструкции корпуса. Он был изготовлен из стали, которая крепилась на прочной раме. Корпус напоминал классический понтон, поэтому дверей в нем не было. Он делился на три отсека, каждый из которых предназначался для определенных целей:
- Носовой отсек для моторного отсека;
- Самый большой отсек — средний. Экипаж и пассажиры ГАЗ-46;
- Багажный отсек расположен в кормовой части салона.
На носу амфибии конструкторы предусмотрели специальный волнолом, который механически приводится в готовность экипажем машины перед входом в воду. Он отлично защищает двигатель от попадания воды в воздухозаборники. Амортизаторы рычажного типа располагались снаружи корпуса.
Двигатель на ГАЗ-46 был аналогичен двигателю, который устанавливался на «Победу». Трансмиссия и подвеска были взяты от нового ГАЗ-69. Коробка передач была трехступенчатой. Имелась двухступенчатая раздаточная коробка. Для движения в воде использовался специальный гребной винт, работавший от раздаточной коробки. Для задания правильного курса машине, превращавшейся в корабль, использовался водяной руль.
На автомобиль были установлены шины особой конструкции, в которых удалось снизить давление для лучшей проходимости. Все механизмы автомобиля были отлично защищены от попадания влаги.
Особенности конструкции автомобиля ГАЗ-46
Дизайн автомобиля ГАЗ-46 невероятно прост и аскетичен, однако он не выглядит чем-то особенным на фоне других послевоенных автомобилей. Если учесть, что эта амфибия задумывалась именно для военных нужд, спартанская ситуация даже сейчас не очень шокирует. Внешне амфибии наводят на мысли о катерах, и совсем не напоминают внедорожники. Несмотря на это, на бездорожье машина не будет отставать от БТР и БМП.
Приборная панель автомобиля, которую даже нельзя назвать модным сейчас словом «торпеда», была полностью позаимствована у ГАЗ-69. Кроме того, она получила несколько дополнительных функций. Это и свет, подавший сигнал, если в трюм попала вода, и тахометр. Одной из особенностей этой машины является то, что педали расположены очень близко друг к другу. Это сделано для того, чтобы уменьшить количество технологических отверстий в корпусе амфибии.
Ветровое стекло можно поставить на капот автомобиля вместе с его рамой. Топливный фильтр был установлен прямо в кабине. Это облегчало обслуживание топливной системы. Во избежание засорения карбюратора рекомендовалось следить за состоянием топливного фильтра, меняя его по мере засорения.
Плавающий МАВ поступил на вооружение воздушно-десантных и инженерных войск СССР. У разведчиков тоже были такие машины. Автомобили выпускались с 1953 по 1958 год, но за это время было собрано около 650 единиц, так как потребность в них была минимальной.