ВМС США испытает рельсотрон на борту корабля » Военное обозрение

Испытания рельсовой электромагнитной пушки (рельсотрона) ВМС США на борту корабля могут начаться уже в 2016 году. Сообщается, что принципиально новый тип оружия вплотную подошел к принятию на вооружение, что может коренным образом изменить облик современного военно-морского флота. ВМС США в настоящее время профинансировали 2 прототипа рельсотрона: от компании BAE Systems и General Atomics. Для второй фазы реализации проекта, в ходе которой будет продемонстрирована темповая стрельба, было выбрано довольно мощное 457-мм орудие компании BAE Systems.

Опытный образец рельсотрона планируется установить на борту многоцелевого быстроходного десантного катамарана «Миллинокет». Принцип действия таких пушек основан на применении электромагнитной силы (силы Лоренца), которая используется для запуска снаряда, устанавливаемого между двух направляющих — рельс. При этом снаряд, выпущенный из такого орудия, обладает очень высокой скоростью полета. На выходе из ствола скорость снаряда во много раз превышает показатели обыкновенных артиллерийских боеприпасов и может достигать скорости 8,5 тысяч км/ч. Это позволяет увеличить кинетическую энергию снаряда, который уже не требуется оснащать метательным зарядом, и дальность ведения огня.


Сообщается, что электромагнитная пушка будет применяться для уничтожения воздушных, надводных и наземных целей при сравнительно небольшой стоимости эксплуатации орудия. По имеющейся информации, данный проект обошелся Пентагону в 200 миллионов долларов. В работе над ним принимали компании BAE Systems и General Atomics. В настоящее время полным ходом ведутся работы по разработке мощной энергоустановки, которая может использоваться для запуска с борта корабля многоцелевых снарядов на расстояние до 200 км.
Рельсотрон для разгона снарядов использует силу Лоренца, а также взрывное испарение металла, которое возникает под воздействием токов большой силы. Прототипы, которые существуют на данный момент, в состоянии отправить 23-кг снаряд на дальность порядка 160 км, при этом начальная скорость полета снаряда составляет 2200 м/с. Для сравнения: современные 100-мм артиллерийские установки АК-100 советской разработки, которые стоят на многих российских кораблях, в состоянии отправить 15-кг снаряд на максимальную дальность 21 км, а начальная скорость полета снаряда составляет 880 м/с.

При этом снаряд для рельсотрона стоит порядка 25 тысяч долларов, что дешевле стоимости ракет, которые обходятся американским налогоплательщикам в 500 тысяч — 1,5 миллиона долларов за штуку. Помимо этого, рельсотрон обходится без пороховых зарядов, что существенно повышает живучесть боевых кораблей, на которых он установлен, и безопасность моряков. Также благодаря отсутствию метательных зарядов и сопутствующих систем, предназначенных для их хранения и подачи, такие орудийные остановки отличаются меньшими габаритами и массой. Наконец, рельсотрон сможет обслуживать всего 1 матрос.

Контр-адмирал Брайан Фуллер, главный инженер ВМС США, полагает, что электромагнитные пушки в состоянии придать американскому флоту невероятный наступательный потенциал. По его словам, новое оружие позволит американскому флоту эффективно противостоять очень широкому спектру угроз при сравнительно небольшой стоимости эксплуатации. Инженеры ВМС США уже закончили серию испытаний рельсотрона на суше, в 2016 году должны начаться морские испытания оружия, которое планируется установить на борту новейшего скоростного корабля JHSV Millinocket. Помимо этого, в июле текущего года должна пройти демонстрация рельсотрона на полигоне базы ВМС США, расположенной в Сан-Диего.


Если все пойдет успешно, уже в 2020-х годах корабли американского военно-морского флота смогут активно вооружиться рельсотронами, которые в состоянии выполнять очень широкий круг задач: от уничтожения наземных целей, до перехвата боеголовок баллистических ракет. Большая дальность стрельбы и высокая скорость полета снаряда позволяют электромагнитной пушке обстреливать цели, которые недоступны для обычного артиллерийского оружия. Более того, в отдаленной перспективе американские военные планируют увеличить начальную скорость используемых снарядов и довести дальность стрельбы из рельсотрона до 400 км.

Опытный образец нового оружия ВМС США рассчитывают установить на своем новом детище — многоцелевом быстроходном десантном судне-катамаране «Миллинокет» (JHSV-3 Millinocket) класса Spearhead (название головного корабля серии), всего планируется построить до 10 кораблей данного класса. Установка рельсотрона на борт судна должна быть осуществлена в 2016 году, об этом сообщает АРМС-ТАСС со ссылкой на отдел внешних связей Командования кораблестроения и вооружения американского флота. В том же году планируется приступить к морским испытаниям орудия. Предполагается, что электромагнитная пушка будет довольно эффективным оружием при борьбе с большим количеством возможных угроз, к которым относят небольшие суда, самолеты, надводные корабли, ракеты, а также наземные цели.

В целом созданный в США рельсотрон соответствует некоторым образцам уже развернутого сухопутного вооружения кинетического воздействия, предлагая при этом ряд новых возможностей. Одним из главных плюсов проекта является стоимость использовании электромагнитной пушки, которая ниже стоимости ближайших ракетных аналогов. Создаваемый для новой пушки снаряд должен соответствовать некоторым образцам обыкновенных артиллерийских орудий, что позволит использовать ракетное оружие лишь при борьбе с наиболее существенными угрозами. По словам контр-адмирала американского флота Мэтью Кландера, оружие направленной передачи энергии, которым является рельсотрон, — это будущее морского театра боевых действий. В ВМС США Мэтью Кландер занимает пост руководителя специального научно-исследовательского управления.


Десантный корабль-катамаран «Миллинокет» (JHSV-3 Millinocket)

Сообщается, что демонстрация возможностей электромагнитной пушки в море станет последним этапом в серии мероприятий, главной целью которых выступает разработка действующего образца рельсотрона и поставка его на вооружение ВМС. Начиная с 2005 года, ВМС США, а также другие задействованные в проекте организации занимались испытанием этого оружия в Центре надводных боевых действий ВМС, расположенном в Дельгрене в штате Вирджиния, а также на территории Научно-исследовательской лаборатории ВМС, где было расположено несколько опытных образцов рельсотронов. Наземные испытания установки прошли успешно, из нее было произведено более тысяч одиночных выстрелов. При этом в настоящее время конструкторы работают над тем, чтобы обеспечить возможность автоматической стрельбы из рельсотрона. Помимо этого, стоит задача по созданию возможности снабжения электромагнитной пушки большим количеством электроэнергии при ее установке на борту военных судов.

Американские инженеры рассчитывают на то, что рельсотрон будет в состояние использовать многоцелевые управляемые снаряды, с помощью которых можно будет уничтожать большой спектр целей, на дистанции до 110 морских миль (около 203 км). Сообщается, что энергия выстрела электромагнитной пушки достигает 32 мегаджоулей при использовании снарядов массой 10 кг. Американскими военными запланирована серия испытаний, главной задачей которых станет интеграция рельсотрона в существующую номенклатуру вооружения, а также изучение необходимых изменений, которые обязательно понадобится выполнить на борту боевого корабля для монтажа подобной системы.

Тот факт, что ВМС США рассчитывают провести испытания рельсотрона с помощью быстроходной модели десантного судна-катамарана «Миллинокет», является не случайным. Выбор в пользу проведения испытаний именно на этом корабле связан с его набором характеристик: грузоподъемностью и эргономикой этих судов, а также оперативной гибкостью их возможного применения. Так как суда данного класса не относятся к числу полноценных боевых кораблей, на данный момент времени нет какого-либо плана по постоянному размещению на них электромагнитных пушек. Окончательное решение о том, на какие именно корабли будут установлены перспективные рельсотроны, американские военные еще не приняли.


Источники информации:
http://vpk.name/news/108286_vms_ssha_razmestyat_elektromagnitnuyu_pushku_na_korable_dlya_provedeniya_morskih_ispyitanii_v_2016_godu.html
http://rnd.cnews.ru/army/news/top/index_science.shtml?2014/04/10/567681
http://www.techcult.ru/technics/1608-vms-ssha-nachnut-morskie-ispytaniya-elektromagnitnoj-pushki-v-2016-godu

topwar.ru

вундерваффе или очередной блеф? Леонид Нерсисян

 

Американский рельсотрон против России и Китая

 

Известнейшее американское издание Wall Street Journal опубликовало большой материал и видеозапись о перспективном оружии США, которое должно послужить сдерживающим фактором для России и Китая. Речь идёт о боевом рельсотроне, который планируется разработать и поставить на вооружение новейших эсминцев Zumwalt. Разберемся, что это за оружие и действительно ли оно является для России серьезной угрозой.

 

 

 

Рельсотрон — старая идея и новые технологии

 

Рельсотрон (или «электродинамический ускоритель массы») состоит из двух электродов («рельсов»), по которым пропускается очень сильный электрический ток. Возникающее электромагнитное поле (сила Лоренца) разгоняет объект (проводник), находящийся между «рельсами», до огромных скоростей — 10 км/с и больше. В этом и заключается главное преимущество рельсотрона — пороховые снаряды и пули, даже теоретически, не могут набирать скорости выше 2−2,5 км/с. Таким образом, можно превзойти возможности обычных артиллерийских установок в несколько раз — как по дальности, так и по разрушительной силе (несмотря на то, что снаряд рельсотрона не несёт взрывчатого вещества, огромная кинетическая энергия прекрасно «справляется» с задачей и без него).

 

Надо сказать, что создание рельсотрона не является какой-то современной идеей — она появилась еще в начале 20-го века, а первые работы над созданием системы противовоздушной обороны (ПВО) на его основе шли в Германии во время Второй мировой войны. Позже прототипы рельсовых пушек создавались как в СССР, так и в США. К примеру, спутники с рельсотронами рассматривались как один из элементов стратегической противоракетной обороны (ПРО) в рамках известной всем программы «Стратегическая оборонная инициатива», прозванной в СМИ «Звездные войны». Однако реальных боевых образцов до сих пор не создано, что связано с несколькими объективными причинами.

 

Главными недостатками рельсотронов являются огромные затраты электроэнергии для осуществления выстрела, низкий ресурс «рельсов», которые подвергаются серьезнейшим термическим воздействиям, общая «громоздкость» пушки. Кроме того, чтобы реализовать потенциал оружия на больших расстояниях (дальше прямой видимости), в снаряде должна быть система наведения — её создание является непростой задачей, так как она должна быть очень небольшой (к примеру, в американском рельсотроне используется снаряд весом примерно 10 кг), при этом выдерживать сумасшедшие перегрузки — до 60 000 g и не выходить из строя при воздействии сильнейшего электромагнитного поля (во время выстрела). Тем не менее современные технологии и прогресс в области инженерии позволяют, по крайней мере частично, решить эти проблемы.

 

 

Рельсотрон США — вундерваффе или очередной блеф?

 

Теперь вернемся к американскому рельсотрону, видеозапись с испытаний которого показал WSJ. По заявлению создателей — компаний General Atomics и BAE Systems, для работы их пушки необходима энергетическая установка мощностью 25 МВт (по данным самих же WSJ, этого достаточно для электроснабжения 18 750 домов). Таким показателем пока соответствует лишь один тип кораблей США — новейший эсминец Zumwalt (в строю один, строятся еще два), энергетическая установка которого «выдаёт» 78 МВт — на него в перспективе и собираются установить рельсотрон, заменив им артиллерийские орудия.

 

Показатели, к которым стремятся американцы, таковы: средняя скорость снаряда 7250 км/ч (примерно 2 км/с) при стрельбе на максимальное расстояние, равное 200 км. При этом орудие должно иметь скорострельность 10 выстрелов в минуту и ресурс в 1000 выстрелов. Вес снаряда, как выше уже говорилось, составляет 10 кг. Он представляет собой вольфрамовый сердечник, заключенный в алюминиевую оболочку, которая спадает сразу после выхода снаряда из дула.

 

Что касается реальных достижений — то никакой информации о достигнутом ресурсе «рельсов» пока не имеется, а это фактически ключевой показатель: нельзя же менять дорогущее орудие раз в несколько выстрелов. Скоростные же характеристики, по-видимому, уже достигнуты. Другим вопросом остается система наведения снарядов — о ней говорилось только вскользь. Если её не будет, то не совсем ясно — как применять орудие против движущихся целей за пределом прямой видимости, что делает сам рельсотрон достаточно сомнительным оружием с очень узким спектром применения (удары по статичным береговым объектам). Однако есть информация, что в 2015 году был испытан прототип электроники для снаряда рельсотрона — она успешно измеряла некоторые показатели во время полёта, такие как ускорение. Максимальная перегрузка во время полёта составила 30 000 g, но электроника из строя не вышла.

 

Что касается применения — пока создается орудие против наземных и морских целей. В перспективе американцы хотят использовать рельсотрон и против воздушных целей самых разных типов — от самолётов до тактических и крылатых ракет.

 

 

Рельсотроны в России — на уровне лабораторных прототипов

 

В России темой рельсотронов занимается Шатурский филиал Объединенного института высоких температур Российской академии наук. Здесь разработан прототип рельсотрона, разгоняющий снаряд массой в несколько граммов до скорости 6,25 км/с. Таким образом, научная база в этом направлении в России имеется, однако в открытых источниках никакой информации о разработке реальных боевых образцов пока не было. Если какие-то работы и их финансирование имеют место, то они, видимо, находятся под грифом «секретно».

 

Кстати, в том же Объединенном институте высоких температур еще 7 лет назад представили и другой вариант реализации рельсотрона — взрывомагнитный генератор. Он больше напоминает обычный артиллерийский снаряд (по габаритам и весу), в котором энергия взрыва преобразуется в электроэнергию, которая и используется для разгона сердечника, который поражает цель. Подобные снаряды разрабатывают и в США, есть информация, что создан прототип, позволяющий увеличить максимальную дальность обычных артиллерийских орудий примерно в два раза.

 

Таким образом, симметричный ответ США в данной области требует от России серьезных инвестиций в эту область, так как имеющиеся прототипы находятся заметно дальше от практического применения, чем американские. С другой стороны, возможно, российские ученые и военные считают тематику рельсотронов бесперспективной.

 

 

Выводы

 

Как мы видим, рельсотрон сам по себе является достаточно «заманчивым» оружием, и не мудрено, что военные хотели бы получить реальный, боевой образец. Тем не менее количество имеющихся проблем и непреодолимых преград также очень велико.

 

  1. Рельсотрон потребляет очень много энергии (и этот факт в будущем никуда не исчезнет), вследствие чего его наземный вариант может быть только стационарным и будет требовать подключения к достаточно мощной электростанции. Это делает стоимость самой пушки очень высокой, несмотря на дешевизну самих выстрелов, по сравнению с ракетами. Стационарность тоже не прибавляет рельсотрону наземного базирования ценности — его координаты будут известны, и это оружие будет быстро уничтожено противником. Таким образом, в обозримом будущем имеет смысл использовать оружие только на морских носителях.

 

  1. Выстрел из рельсотрона сильно демаскирует корабль-носитель. Характерный сильнейший всплеск электромагнитных волн достаточно несложно засечь и запустить в эту область противокорабельные крылатые ракеты. Фактически сделанный по технологии сниженной радиолокационной заметности Stealth эсминец Zumwalt сразу же покажет свое местоположение противнику после первого же выстрела. Тогда возникает логичный вопрос: зачем же нужна эта дорогостоящая малозаметность?

 

  1. Реальные достижения в ключевом показателе — ресурсе «рельсов» — пока неизвестны, то же самое касается и системы наведения снаряда. В реальности проект с очень большой долей вероятности может оказаться блефом или же источником «распила» военного бюджета, как, например, лазер ПРО авиационного базирования Boeing YAL-1.

 

  1. Пока рекламы и пустых разговоров больше, чем дела — для «сдерживания» России и Китая морского рельсотрона на нескольких кораблях явно недостаточно, да и прямого влияния на стратегический баланс они не оказывают. А реальная, полномасштабная война между РФ и США, так или иначе, закончится применением ядерного оружия, о чем ещё прекрасно знало как советское, так и американское руководство во времена холодной войны. Изменилось с тех пор не так много, как кажется.

 

  1. России и Китаю, которым угрожают рельсотронами, возможно, и самим стоит направить некоторое количество средств на изучение данной темы, причем, возможно, и в рамках какого-то совместного проекта. Даже если тема рельсотронов в итоге так и останется мечтой военных, полученные технологии могут оказаться полезными в других сферах, как случилось с теми же лазерами.

 

Леонид Нерсисян

 

 

 



news-front.info

В 2016 году США проведут морские испытания рельсотрона » Военное обозрение

Крупнейший оружейный концерн BAE Systems собирается провести в 2016 году первые морские стрельбы из электромагнитной рельсовой пушки, которая в перспективе сможет посылать снаряды на дальность до 400 километров. Сообщается, что испытания нового орудия должны состояться на борту новейшего скоростного корабля JHSV Millinocket. Многоцелевой быстроходный десантный корабль-катамаран станет третьим в серии из 10 кораблей JHSV типа Spearhead («Острие клина»), которые предназначены для командования морских перевозок ВМС США. При этом сами испытания на борту корабля будут не единственной новой вехой в разработке нового оружия. Создатели рельсовой пушки планируют оснастить гиперзвуковыми снарядами и обыкновенные пороховые пушки, что позволит существенным образом увеличить их возможности по борьбе с самыми разнообразными целями, в первую очередь воздушными.

В настоящее время большинство военных кораблей в мире вооружено автоматическими пушками калибра 100-155 мм, которые обладают недостаточной дальностью и точностью стрельбы в реалиях современного боя. В этой связи основной спектр целей современные боевые корабли поражают ракетным оружием, которое является очень дорогим и обладает большими размерами. ВМС США для решения этой проблемы рассчитывают к 2025 году поставить на вооружение своего флота рельсовую пушку, которая будет в состоянии поражать практически любые цели на больших дальностях и, что важно, недорогими боеприпасами. В настоящее время над созданием электромагнитной рельсовой пушки работают компании BAE Systems и General Atomics. Испытания первых образцов уже состоялись, а в следующем году выстрелы планируется провести с палубы боевого корабля.


ВМС США официально рассказали о своих планах по монтажу мощнейшей электромагнитной рельсовой пушки на борту боевого корабля в 2016 году. До этого подобная пушка, как и новая лазерная турель, проходили испытания лишь на суше. По словам контр-адмирала из научно-исследовательского подразделения ВМС США Мэтью Кландера, в течение ближайших двух лет электромагнитное оружие предполагается разместить на быстроходном десантном корабле-катамаране Millinocket. Так что такое оружие из разряда научной фантастики все больше превращается в реальность. Посмотрите на эти орудия — они стреляют, сообщил контр-адмирал агентству Reuters.

Как отмечает агентство Reuters, правительство США опасается конкуренции со стороны других военно-морских держав. К примеру, еще в 2012 году появилась информация о том, что КНР работает над созданием новых противокорабельных баллистических ракет. Сообщается, что разрабатываемая в Америке новая рельсовая пушка должна будет справиться и с этой угрозой. Если испытания в 2016 году пройдут успешно ВМС США сможет укрепить свою военную мощь. Мэтью Кландер считает, что рельсотрон может стать очень эффективным сдерживающим средством и действенным оружием против любых воздушных угроз, так что противникам США придется хорошенько подумать, прежде чем проявить агрессию.

Не менее важным фактором является доступность электромагнитной пушки в плане цены. Конечно, данный вид оружия обойдется ВМС США даже дороже новых боевых лазеров, один выстрел которых оценивается в смешные несколько долларов, но будет существенно дешевле ракет, стоимость которых может составлять до 1,5 миллионов долларов. По информации Reuters, снаряд для рельсоторона будет стоить около 25 тысяч долларов. При этом несмотря на открывающиеся преимущества ряд вопросов до сих пор остается нерешенным. К примеру, электромагнитное орудие может быть подвержено перегреву. Над данной проблемой ВМС США собирается поработать при помощи поиска эффективных способов и систем охлаждения. Но даже если проблему удастся успешно решить, ждать скорого внедрения нового оружия в состав вооружения боевых кораблей в ближайшее время не стоит, полагают эксперты.

Рельсотрон представляет собой особый вид орудия, в котором в основе разгона снаряда лежит электромагнитная энергия. В стволе пушки снаряд разгоняется, двигаясь по двум контактным рельсам, постепенно увеличивая скорость движения. Специалисты, которые работают над созданием данного вида оружия, рассчитывают в будущем добиться скорости полета снаряда на уровне 9000 км/ч. Стоит отметить, что снаряд рельсотрона — это болванка, которая не содержит в себе взрывчатых веществ. Поражение цели происходит за счет кинетического взрыва при попадании — перехода кинетической энергии в тепловую энергию.

Пока что разработчики рассчитывают, что установленные на корабле рельсовые пушки смогут выпускать снаряды со скоростью 5М на дальность до 400 километров. Согласно задумкам американских военных, новое оружие сможет поражать любые цели. Для поражения особо прочных объектов планируется применять сердечники без взрывателя, а для баллистических ракет — картечные снаряды. Таким образом, рельсовая пушка должна стать по-настоящему универсальным орудием, которое в большинстве случаев сможет заменить противокорабельные и зенитные ракеты, а также в какой-то мере обеспечит огневую поддержку десанта. По имеющейся в свободном доступе информации, в ходе проведения испытаний было установлено, что на дистанции в 180 миль кинетический снаряд в состоянии пробить стальную преграду толщиной в 75 мм.

Согласно сообщению управления по разработке морских систем ВМС США NAVSEA, возможности разрабатываемой рельсовой пушки планируется частично реализовать и в обыкновенных пороховых орудиях. Речь идет о планах по разработке гиперзвукового снаряда HVP, предназначенного для двух основных американских калибров на флоте — 127 мм и 155 мм. Таким образом, для двух типов пороховых орудий и рельсотрона будет создан один универсальный сердечник. Естественно, при выстреле из пороховой пушки скорость полета HVP будет меньше, чем при выстреле из рельсотрона (примерно 3М вместо 5М), но при этом она все равно будет сразу в два раза выше, чем при применении обычных снарядов.

Сообщается, что создаваемый снаряд HVP должен стать альтернативой для зенитных ракет и 155-мм снарядов LRLAP стоимостью 400 тысяч долларов за штуку для новейших эсминцев класса Zumwalt. При этом сообщается, что у HVP будет общий сердечник. Различаться будут только контейнеры под стволы разного калибра. В то же время испытания нового снаряда находятся еще лишь в своей начальной фазе. Основной их особенностью должна стать повышенная дальность и точность стрельбы, что позволит сбивать противокорабельные ракеты и самолеты без использования ЗУР, а также поражать надводные и наземные цели на большом удалении. Не исключено, что такие снаряды со временем будут применяться и в артиллерии на суше.

Сердечник HVP будет общим для снарядов разного калибра. Сверху вниз: 127-мм снаряд, 155-мм снаряд, снаряд для рельсотрона

Информация о том, что американские военные собираются провести морские испытания рельсотрона, появилась еще в декабре 2013 года. В сентябре того же года компания BAE Systems получила контракт от ВМС США на вторую фазу проекта. Данная фаза предусматривала разработку сравнительно компактного орудия. При этом рельсотрон должен был обладать существенным ресурсом ствола. Прототип предполагалось изготовить и испытать в 2014 году. На эту вторую фазу работ по проекту ВМС США выделяли 34,5 миллиона долларов. В то же время уже созданные рельсотроны, которые не были оптимизированы для использования на море, обеспечивали полет кинетического снаряда со скоростью в 7200-9000 км/ч (6,2-7,8 числа Маха). При этом дальность ведения огня превышала 200 километров. А ресурс ствола уже тогда превышал одну тысячу выстрелов.

Согласно словам адмирала Гринерта, цена одного выстрела рельсотрона равнялась 25 тысячам долларов. В эту сумму, кроме непосредственно стоимости снаряда, включался износ рельсов, а также энергетические расходы. Для сравнения адмирал приводил стоимость одного выстрела тактической крылатой ракетой, цена которой могла превышать миллион долларов. При этом, по словам адмирала, дальность ведения огня такими крылатыми ракетами могла быть и меньшей. В основном в 2014 году инженеры BAE Systems работали над исследованиями в области предельного ресурса ствола рельсотрона, после которого его необходимо бы было заменить. Одновременно с этим они вели работу по созданию новых материалов, которые могли бы на протяжении длительного времени выдерживать очень сильные энергетические нагрузки.


Источники информации:
http://zoom.cnews.ru/rnd/news/top/giperzvukovye_snaryady_rejlgana_poletyat_v_sleduyushchem_godu
http://hi-news.ru/weapon/vms-ssha-provedut-morskie-ispytaniya-elektromagnitnoj-pushki.html
http://flot.com/2015/%D1%F8%E0109
http://lenta.ru/news/2013/12/16/railgun

topwar.ru

Что такое рельсотрон и когда он появится на вооружении ≪ Scisne?

Фото: U.S. Navy


В конце мая газета The Wall Street Journal опубликовала большой материал, посвященный перспективному американскому энергетическому оружию — рельсотрону. В материале газеты утверждалось, что, по мнению военных планировщиков, такое орудие, в случае необходимости, поможет США защитить Прибалтику от российской военной агрессии и поддержать союзников в противостоянии с Китаем в Южно-Китайском море. Военный эксперт Василий Сычев рассказывает, что такое рельсотрон и как быстро его можно принять на вооружение.
Рельсотрон — оружие, знакомое многим людям, хотя бы раз игравшим в игры серии Quake. Там при помощи такой «пушки» можно было смело отстреливать строггов и устанавливать мир, справедливость и общественный порядок на Строггосе. В реальности все немного иначе, и военные вооружатся рельсотронами еще очень не скоро. По целому ряду причин, в числе которых — отсутствие нужных технологий.

В реальном мире рельсотрон представляет собой пушку, в которой для разгона электропроводного снаряда используется электромагнитная сила. По сути, это пара прямых металлических рельсов, подключенных к мощным ионисторам (кондесаторам с колоссальной емкостью и способностью отдавать высокие токи при разряде). Между рельсами устанавливается металлическая болванка.

На первом этапе запуска снаряд, не оснащенный ни порохом, ни взрывчаткой, является частью электрической цепи. Его движение обеспечивается силой Лоренца, когда через болванку и ее собственное магнитное поле начинает течь электрический ток. Физика работы рельсотрона изучена уже достаточно давно — и не только в США, но и в СССР, но создание оружие стало возможным лишь сейчас — благодаря появлению новых материалов. Да и то лишь отчасти.

Для того чтобы вести огонь из рельсотрона, необходим мощный источник питания, энергия которого будет расходоваться на очень быстрый разгон металлической болванки-снаряда. Например, для разгона снаряда массой около трех килограммов потребляемая мощность рельсотрона должна быть не менее трех мегаватт. Для этого и нужны батареи ионисторов, которые по массе и по своей важности превосходят все остальные части рельсотрона вместе взятые.

Перед выстрелом энергетическая установка — например, газотурбинный двигатель корабля — заряжает ионисторы. В момент выстрела ионисторы практически мгновенно разряжаются на рельсы, снаряд разгоняется до колоссальных скоростей. При этом ствол рельсотрона испытывает чудовищные перегрузки: рельсы превращаются в два магнита и начинают отталкиваться друг от друга, сильно нагреваются и, вдобавок, очень быстро изнашиваются и прогорают.

The U.S. Navy’s Electromagnetic Railgun / Department of Defense


Ресурс существующих сегодня прототипов рельсотрона крайне мал. По разным данным, ресурса ствола рельсотронов пока хватает на 50-100 выстрелов. Для сравнения, ресурс ствола обычного артиллерийского орудия Mk.45 калибра 127 миллиметров, стоящего на эсминцах типа «Арли Берк», составляет около 600 выстрелов.

Ионисторные батареи тоже не могут выдерживать большое количество циклов заряда и быстрого разряда. Наконец, прототипы рельсотронов, изначально разрабатываемых для установки на корабли, не имеют вообще никакой защиты от морской воды и соленого воздуха.

Без взрывчатого вещества

Активной разработкой рельсотронов в США сейчас занимаются две компании: американское подразделение британской BAE Systems и General Atomics. Созданные ими образцы обладают примерно одинаковыми характеристиками и проходят стрельбовые испытания с 2010 года. Причем разработки несколько отстают по срокам: изначально первые морские испытания рельсотрона планировалось провести еще в 2015 году. Теперь же они назначены на середину 2016-го.

Конечная цель проекта — создание надежного скорострельного рельсотрона, который сможет разгонять снаряд до 5,8 тысячи метров в секунду и поражать цели диаметром пять метров на расстоянии в 370 километров. Прицельная дальность стрельбы рельсотрона в 20 раз превысит такой показатель для современных образцов артиллерийских вооружений в составе ВМС США. Мощность готового рельсотрона составит 64 мегаджоуля и будет регулируемой в зависимости от дальности до цели.

Самый мощный прототип рельсотрона сегодня имеет дульную энергию в 33 мегаджоуля. Орудие на максимальной мощности способно вести огонь снарядами массой десять килограммов на дальность до 407,4 километра. При этом дульная скорость снаряда составляет около восьми чисел Маха (2,7 тысячи метров в секунду). Для сравнения, дульная скорость снаряда той же пушки Mk.45 версии Mod.4 составляет 802 метра в секунду. Конечная скорость болванки рельсотрона у цели составит около пяти чисел Маха.

Согласно требованиям военных, снаряды для рельсотрона должны быть корректируемыми. Это означает, что в них должна быть установлена собственная электроника системы наведения и отклонения хвостового оперения. Если такой снаряд при выстреле будет контактировать с рельсами напрямую, вся электроника сгорит еще до того, как болванка покинет ствол. Чтобы справиться с этим, разработчики заимствовали технологию обычных подкалиберных снарядов.

Подкалиберным снарядом называется боеприпас, калибр которого меньше калибра орудия, из которого им стреляют. Чтобы огонь таким снарядом был все же возможен, боеприпас помещают в специальный поддон — металлические пластины (чаще алюминиевые), которые доводят калибра снаряда до калибра орудия, а после покидания ствола разлетаются в разные стороны. В рельсотроне снаряд находится в металлическом поддоне и электрически изолирован от него.

Испытание рельсотрона на базе ВМФ США
Фото: John F. Williams / U.S. Navy


Каким образом разработчикам удалось защитить электронику снаряда от электромагнитного импульса при выстреле и не перекрыть при этом связь для приемника сигналов GPS, пока неизвестно. Тем не менее, первые испытания рельсотронных болванок с электронной начинкой состоялись весной текущего года и были признаны успешными. Элетроника в полете в штатном режиме корректировала траекторию снаряда.

Во время стрельбовых испытаний снаряды в момент выстрела испытывали перегрузки до 30 тысяч g. При этом дульная энергия рельсотрона была ограничена тремя мегаджоулями. Испытания проводила компания General Atomics. По ее данным, компоненты внутри болванок не только благополучно перенесли перегрузки, но и не потеряли способности корректно работать под воздействием магнитного поля с индуктивностью в несколько тесла.

Еще одной особенностью снарядов для рельсотрона является полное отсутствие взрывчатого вещества в них. И его там не будет. Болванки будут полностью кинетическими. Дело в том, что на больших скоростях заряды взрывчатого вещества просто не нужны. Тяжелый снаряд (испытания проходили болванки массой 3,2 килограмма) на гиперзвуковой скорости имеет колоссальную кинетическую энергию. При столкновении с целью происходит резкое торможение и взрывной переход кинетической энергии в тепловую. Это явление называется кинетическим взрывом.

Помимо больших рельсотронов для ВМС США, планируется разработать и меньшие по размерам орудия калибром от 12,7 до 127 миллиметров. Рельсотроны маленького калибра будут портативными. Испытания орудия калибром 127 миллиметров намечены уже на 2017 год, но ожидать их скорого появления в войсках пока не стоит. На боевых машинах и спинах бойцов пока просто нет места для размещения мощного генератора и тяжелой ионисторной батареи.

Более электрический корабль

Во второй половине 2000-х и в самом начале 2010-х годов энергетическое оружие всерьез захватило умы военных. Настолько, что для него планировалось построить специальные «более электрические корабли». Они имели бы обычные газотурбинные энергетические установки, но все бортовое оборудование, включая двигатели, работало бы на электричестве. Речь идет об эсминцах типа «Зумвалт».

Строительство первого такого корабля велось с 2010 года американской компанией General Dynamics. В конце октября 2013 года эсминец спустили на воду. Корабль, построенный с широким применением технологий малозаметности, получил имя в честь адмирала Элмо Рассела Зумвалта-младшего, руководившего морскими операциями ВМС США с 1970-го по 1974 год. В настоящее время в интересах ВМС США ведется строительство еще двух эсминцев типа: «Майкл Монсур» и «Линдон Джонсон». Их передача флоту запланирована на 2016-й и 2018 год соответственно.

DDG-1000 Zumwalt
Фото: General Dynamics Bath Iron Works / U.S. Navy


Изначально Пентагон планировал приобрести серию из 32 эсминцев типа «Зумвалт», однако из-за нехватки средств, отсрочек в разработке рельсотронов и боевых лазеров сократил заказ до трех кораблей. При этом проект эсминцев был скорректирован, чтобы корабли могли использовать самое обычное вооружение.

Эсминцы типа «Зумвалт» смогут развивать скорость до 30 узлов. Они будут вооружены 20 пусковыми установками Mk. 57 VLS на 80 ракет, двумя 155-миллиметровыми пушками и двумя зенитными орудиями Mk. 110 калибра 57 миллиметров. На эсминцах будут базироваться один вертолет SH-60 Sea Hawk и три беспилотных летательных аппарата MQ-8 Fire Scout.

Новые эсминцы будут оснащены газотурбинными энергетическми установками с генераторами общей мощностью 72 мегаватта. Для ведения стрельбы из рельсотрона с темпом в шесть выстрелов в минуту (нормальный устоявшийся артиллерийский темп в интенсивном бою) потребляемая мощность составит около 16 мегаватт. Это грозит кораблю потерей скорости в бою, а значит — серьезным риском погибнуть. И это при условии, что «Зумвалт» будет вооружен только одним рельсотроном.

В середине марта 2016 года директор управления боевых действий надводных сил ВМС США контр-адмирал Пит Фанта заявил, что эсминцы не будут серийно комплектоваться рельсотронами. По словам Фанты, на третий корабль проекта — «Линдон Джонсон» — рельсотрон, вероятно, будет установлен, но уже значительно позже завершения его строительства и принятия на вооружение в 2021 году.

Сроки

30 мая 2016 года, реагируя на публикацию в The Wall Street Journal, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич заявил: «Сообщение газеты не стало для нас откровением. Подобные разработки активно ведутся и в России». Правда, про эти разработки практически ничего неизвестно, кроме того, что и они завершатся очень и очень нескоро.

В США рельсотроны тоже, если и появятся у военных, то, скорее всего, после 2030 года. Прежде чем можно будет всерьез говорить о его принятии на вооружение, разработчикам нужно будет создать надежные и прочные материалы для ствола, чтобы увеличить его ресурс, а не менять половину орудия после каждой полусотни выстрелов. Полноценный рельсотрон потребует и более долговечной ионисторной сборки, компактного и эффективного источника питания. Вполне возможно, что к тому времени, как все эти проблемы будут решены, внешняя политика Соединенных Штатов и России изменится, и использование рельсотрона для защиты Балтики от кого бы то ни было будет неактуально.

Василий Сычев
5 июня 2016
Meduza

scisne.net

США создадут рельсотрон для Сухопутных войск — Naked Science

В настоящий момент именно Соединенные Штаты ближе всех подошли к созданию «полноценного» боевого рельсотрона. За спиной американских инженеров — длинный путь испытаний прототипа устройства.

 

Еще в декабре 2005 года Минобороны США выдало оборонным гигантам BAE Systems и General Atomics контракт, предполагающий создание рабочего рельсотрона, который можно было бы использовать для вооружения надводных кораблей. Между тем судьба рельсотрона до сих пор остается неопределенной. В декабре прошлого года стало известно, что, несмотря на солидные капиталовложения, в Пентагоне не желают и дальше мириться с трудностями и неопределенностями — и намерены закрыть программу для ВМС.  

 

Теперь же рельсотрон получил второе рождение, но уже в другой ипостаси. Выданный сейчас компании General Atomics контракт предполагает строительство прототипа устройства, которое может быть использовано в будущем Сухопутными войсками США. Детали соглашения не раскрываются. Ранее стало известно, что компания General Atomics потратила более 50 миллионов долларов собственных средств на разработку электромагнитной оружейной системы корабельного базирования Multimission Medium Range Railgun Weapon System (MMRRWS). Мощность комплекса — 10 МДж.

 

Изображение разрабатываемой General Atomics оружейной системы MMRRWS / ©General Atomics

 

Что касается перспективного комплекса для Сухопутных войск США, то в качестве возможных платформ для его применения издание Popular Mechanics называет полевую буксируемую гаубицу M777 и самоходную артиллерийскую установку M109. Эксперт отмечает, что рельсотрон может стать «длинной рукой» Армии США, предоставив широкие возможности по поражению целей, которые прежде поразить было затруднительно. Издание также говорит о возможном «фантастическом» варианте установки рельсотрона на основные боевые танки Штатов. Это, впрочем, потребует решения еще большего числа проблем, нежели в случае с корабельным вариантом или версией для сухопутных гаубиц.

 

Самоходная артиллерийская установка M109 / ©wikipedia

 

Напомним, одной из самых интересных и неожиданных новинок из мира вооружения стал китайский корабельный рельсотрон, установленный на десантном корабле «Хайяншань» (относится к типу Type 072-III). Китайцы стали первыми в мире, кто осуществил испытания устройства, уже установленного на борт судна. К середине марта провели приблизительно 50 тысяч тестов бортовых систем, связанных, в частности, с питанием перспективного комплекса.

naked-science.ru

Рельсотрон — Lurkmore

Сабж в действии на первой миллисекунде

Сабж в действии на баттхёрте

Рельсотрон (рельсовая пушка, англ. railgun, укр. рейкова гармата) — перспективная фундервафля, способная стрелять предметами размером с подшипник[1] на расстояния от 30 до 200 км со скоростями, которым позавидует даже этот ваш мутант Ртуть. Эффективность данной вундервафли в теории многократно превосходит большинство распространённых типов оружия.

[править] И тут не обошлось без нацистов

Почти во всём огнестрельном оружии с древнейших времён и до наших дней, чтобы пустить снаряд в цель, используется порох: порох сгорает, в результате чего образовавшиеся газы выталкивают снаряд из ствола. Об использовании электричества для запуска снаряда начали задумываться ещё в бородатые времена в XIX веке. Но только в 1902 году расовый француз Андрэ Луи-Октавом Фошоном Виепле решил получил патент на этот тип оружия. Испытания проводились с 1916 по 1918, причем по причине то ли криворукости, то ли распиздяйства, то ли отсутствия амперметра, измерения силы тока и начальной скорости снаряда не проводились, и в результате удалось установить только саму возможность создания такого оружия. Первыми реальными испытаниями подобной супер-пушки начали заниматься немцы во время второй мировой войны. Испытания, проводившиеся расовым немцем Иоахимом Хэнслером в железнодорожном тоннеле в Баварии, вселяли надежду на создание грозного электромагнитного оружия: прототип пушки разгонял десятиграммовую алюминиевую пипетку до 4 махов и более, что стало рождать в умах командования Люфтваффе влажные эротические фантазии. Ну сам посуди, мой юный друг: с такой скоростью можно было доставать американские крепости, устраивающие зерг-раши на Фаттерлянд, на любой высоте, и не особо ебясь с упреждениями[2]. А посему, ввиду неиллюзорной перспективы быть опиздюленными, выдали Хэнслеру заказ на рельсовое зенитное орудие, правда способное вести огонь снарядами, содержащими по полкило взрывчатого вещества, со скоростью разгона в 2000 м/c и скорострельностью в 10-15 выстрелов в минуту. Но получили дырку от бублика, ввиду причин, указанных ниже, заказ так и не был выполнен, да и вермахт вскоре приказал долго жить. В итоге прототип был захвачен американцами, которые оценили задумку по достоинству, сказав: «Йоба, мы тоже хотим такое…».

В годы холодной войны подобные работы велись и советским сумрачным гением. Разумеется, все разработки были строго секретными, однако слухов было достаточно вплоть до развала империи. У рашки же, в свою очередь, тупо не было бабла на развитие данного вооружения, и проект был свёрнут на долгое время. Сейчас в рашке разработка данного оружия возобновилась, при этом параллельно ведутся дебаты о целесообразности внедрения подобного оружия.

Суть™ в одной схеме
«

Короче, берём два проводиника под напряжением и замыкаем их

»
— Анонимус поясняет суть рельсотрона и электрической сварки

Вундервафля состоит из двух параллельных электродов, называемых рельсами. Разгоняемый снаряд также является проводником электричества и располагается между рельсами. Замыкая электрическую цепь, снаряд приобретает ускорение вследствие силы Ампера, действующей на замкнутый проводник с током. Помимо прочего, эта же самая сила действует и на сами рельсы приводя их к взаимному отталкиванию.

При определённых условиях снаряд разогревается и сгорает нахуй, превращаясь в токопроводную плазму, которая продолжает разгоняется. Однако вследствие её неустойчивости она быстро дезинтегрируется. При этом нельзя забывать, что движение плазмы, под действием силы Лоренца возможно только в воздушной или иной газовой среде не ниже определенного давления. Например, в вакууме плазменная перемычка рельсов движется в направлении обратном силе Лоренца, что может уебать стрелка.

При использовании снарядов, непроводящих электричество, сзади снаряда между рельсами зажигается дуговой разряд, и снаряд начинает ускоряться вдоль рельсов. Механизм ускорения в этом случае отличается от вышеизложенного: сила Лоренца прижимает разряд к задней части снаряда, которая начинает гореть/испаряться и в итоге приводит её в движение.

[править] Преимущества и недостатки

С точки зрения компьютерных игр рельсотрон — оружие очень перспективное и интересное, но давайте вернёмся на землю.

Преимуществ у рельсотрона всего два, но зато какие:

  • перед ствольной артиллерией — теоретически неограниченная скорость снаряда. У пороховых пушек теоретическая скорость снаряда максимум 2,5 км/с, а практически — около 2 км/с. У экспериментальных, но рабочих пушек Гаусса достигается 2,5 км/с. Отсюда вывод: рельсотрон имеет смысл, только если умеет разгонять снаряд существенно быстрее 2,5 км/с.
  • перед ракетами — в сторону противника улетает только неуправляемая болванка под названием «боевая часть», а не вундервафля с ИИ и закрылками за 100500 денег.

А вот минусов у рельсторона, чуть менее, чем дохуя. Разберем некоторые из них.

Пусть болванка вылетает со скоростью 5 км/c (меньше — нет смысла, см. выше), тогда при массе 3 килограмма её энергия будет 32,2 мегаджоуля (при массе 10 кг, соответственно, 125 мегаджоулей). При длине ствола, скажем, 10 метров, ускорение будет 250 000 м/c² или 25 000 g. А мощность импульса должна быть 1,6 гигаватта для трехкилограммовой болванки и 6,2 гигавата для 10 килограммовой. Это средняя мощность в импульсе, пиковая еще больше, и при 100% КПД (КПД военных образцов неизвестен, но существенно меньше 100%). На минуточку, 1 ГВт — это мощность среднего ядерного энергоблока. Поэтому нам нужна какая-то хитрая штука, которая накопит эту кучу энергии, пусть от источника существенно меньшей мощности, а потом очень быстро высадит её в виде электрического тока. В кустарных рельсотронах используется батарея конденсаторов, но для военной пушки нужны какие-то специальные конденсаторы, так как у бытовых электролитов большое емкостное сопротивление, и быстрого импульса не получается. Хитрые русские юзают под это дело одноразовые пьезогенераторы, но пока с переменным успехом.

Следствие высоких перегрузок — это сложность изготовления управляемых снарядов, да и точность стрельбы неуправляемыми болванками на сотни километров оставляет желать лучшего, мягко говоря.

При выстреле образуется электрическая дуга, которая прижигает не только снаряд, но и сами «рельсы», разрушая внутреннюю поверхность ствола рельсотрона. Поэтому после нескольких выстрелов ствол приходится менять, что снижает скорострельность и повышает стоимость эксплуатации этого чудо-оружия.

Снаряд должен иметь электрический контакт с рельсами и иметь хорошую электропроводность, как и рельсы. Иначе накопленная энергия будет не закачиваться в магнитное поле, а выделяться в тепло, что при таких мощностях приводит к биг-бада-буму. Хорошо проводят ток алюминий, медь, серебро и золото, но всё это мягкие металлы, (а два последних ещё и дорогие, поэтому не рассматриваются), в связи с чем рельсы будут быстро-быстро изнашиваться. И что-то с этим надо делать. Пока хитро ебутся с бескислородной медью, покрытой серебром.

Хреначить во врага алюминиевой болванкой тоже мало хорошего — металл мало того, что мягкий, так ещё и легкий, поэтому будет сильнее тормозиться о воздух. Но это решается следующим образом: полем разгоняется алюминиевая шайба, которая толкает вольфрамовый (или, как вариант, урановый) лом с крылышками, который уже и летит к врагу с приветом и демократией.

В общем минусов много, но они имеют характер инженерных задач. Нерды работают над этим.

Алсо, из перспективных ебилдов озвучиваются планы швырять вольфрамовые/урановые ломы ажно с орбиты. При этом прямой наводкой огонь вести никто не обещает — напротив, обязанность накапливать кинетическую энергию выполняет как раз крутящаяся вокруг Земли на хотя бы первой космической скорости в ОВЕР 28000 км/ч орбитальная станция, в которую заранее зарядили как уран топливный (ионный двигатель запитывать, например), так и уран швырятельный. По ПРОФИТУ обещают и кузькину мать уделать, и космическую точность обеспечить, и конвенцию ООН от 1953-го года наебать по причине «нет превращения одного элемента/изотопа в другой»: вольфрамовый лом, сделанный из космического мусора на орбитальном заводе, таки может разом устроить локальный Челябинский метеорит, только не на высоте, а уже при втыкании в землю.

Собственно, стрельба ломом

Вообще-то ещё с древних времён повелось так, что вооружение производится под конкретные цели и задачи. Создать можно всякие фундервафли, а идут в серийное производство и используются именно те, под которые есть задачи. А теперь давайте попробуем на минутку представить, что противокорабельные ракеты с радиусом действия 200 и более км, которыми вооружёна почти каждая посудина построенная после 1980 года, запрещены как читерский приём, ибо «так не честно» и разберёмся, что может этот ваш рельсотрон.

  • Стрелять с корабля по земле. Ну стрельнули болванку весом 10 килограмм на 100 км, упала она у кого-то там на заднем дворе. Дальше что? Пёрнули в лужу. Вывод: нужна нормальная боевая часть. А если ещё пошевелить головой и учесть, что при увеличении дальности увеличивается разлёт снарядов, то нужна не просто нормальная боевая часть, но ещё и корректирумая. А создание корректируемого снаряда с адекватной боевой частью выдерживающего перегрузку 30000g это целая отдельная инженерная задача с ебанистическими ценами на снаряды.
  • Стрелять по другим кораблям. Даже если у нас прицел самого господа Бога и мы до нанометров всё расчитали и попали по вражескому корбалю, то снаряд сделает в корабле две дырки с каждого борта. Проходящий мимо матрос заткнёт увиденную дырку в борту тряпкой, которой он драит пол. Fail
  • Высокая скорость снарядов позволяет использовать рельсотрон в качестве средства ПВО. Но если снаряды не управляемые, то нужна скорострельность, а чтобы достичь нужной скорострельности (нет, не потешные 5-6 выстрелов в минуту от 25 мегаваттного реактора) надо иметь на борту корабля ядерный реактор сопоставимый с какой-нибудь Саяно-Шушенской ГЭС. И не забываем про износ ствола пушки.

Алсо, рельсотрон очень полезен стрелять ломами по танкам, ибо никакая защита не поможет. Вот только придётся сначала изобрести переносной термоядерный реактор как у терминатора или какую-нибудь портативную электростанцию на 2-3 мегаватта. И не забываем про грузовик с запасными стволами для нашего «рельсотанка» с бригадой негров для быстрой замены ствола прямо на поле боя, хотя организовать замену отгоревших направляющих является самой лёгкой задачей. А вот без осколочно-фугасной начинки, наш супер-пупер мега танк становится сильно неэффективен против пехоты и при стрельбе по укрытиям. В итоге при его виде махра будет показывать танкистам Fuck, ржать и пытаться попасть по жопе из гранатомёта без риска для своей шкуры. И тут начинается самая мякотка — в лёгкий снарядик не влезет много взрывчатки, а значит и эффект от его взрыва будет ноль целых хуй десятых, а при увеличении массы ВВ, паровозом растет и масса снаряда, а также размеры миража Саяно-Шушенской ГЭС за каждым таким убертанком (смотри начало статьи). На фоне перечисленного гомерический смех вызывают публикации в СМИ рассказывающие о рейлгане как об оружии возмездия для сдерживания России от нападения на прибалтийские страны. Особенно смешно это выглядит, когда сами же американские эксперты говорят о малопригодности рельсовой пушки.

[править] В святой пиндосии

Должен был иметь рельсотрон на борту, но не срослось — пиарасты обосрались

По статьям, пиару и обзорам в интернете корабли-вундервафли типа «Зумвальт» планировались сделать орудием возмездия тоталитарной Россиюшки и Китая заодно. Абсурд дошёл то того, что на волне угара в мае 2016 были вбросы о том, что святой американский «рельсотрон» защитит Прибалтику от «агрессии России» [1]. Да-да, на рельсотрон с сомнительными характеристиками и сомнительной эффективностью, который ещё даже нормально не проверен и не испытан в бою, возложена святая миссия по защите прибалтики от «агрессии России». Этот ваш зумвальт планировалось оснастить лазерными и электромагнитными пушками, но США отказались от их производства. В итоге, Zumwalt получил традиционные ракетные и артиллерийские системы, причем такие, что они приемлемы разве что для работы по голожопым папуасам в африканских странах.

В ответ на рельсотроны некто попугал, америкосов «секретными разработками» — плавающими, ядерными какашками. Америкосы не сообразили что это, но сообразили, что это во всех смыслах shitposting и троллинг не удался. Хотя проблема «грязной бомбы» (радиация-only недо-ядерка) до сих стоит IRL, выжимая деньги на сканеры радиации и ядерную науку.

Советские кондесаторы для рельсотрона на фоне президента РАН

Во времена холодной войны совок наравне с США вёл работы по созданию электромагнитных пушек. В середине 80-х в ещё той стране советскими учеными был создан прототип данной вундервафли. Скорость пластмассового снаряда примерно с бутылочную пробку, достигала чуть ли не 10 км в секунду. О других достижениях до сих пор мало что известно, ибо секретно. После развала совка, очевидно, что всё накрылось медным тазом, а, скорее всего, пиздой.

После пиара, угара и содомии американских СМИ о зумвальте и рельсотроне, рашкинские пиарасты тоже решили, что надо поприкалываться, и рассказали про вывод спутников на орбиту с помощью рельсотрона:

Получение высоких скоростей связано с большими трудностями. Наша задача — получать системы с большими давлениями и исследовать с их помощью Вселенную. Вторая задача — защита от высокоскоростных космических тел, представляющих для нас угрозу, в том числе космический мусор, кометы и прочее. Следующая задача — вывод спутников на орбиту Земли

Владимир Фортов, президент РАН . [2]

Говоря о рельсотроне нельзя не упомянуть Пушку Гаусса, которую некоторые поциенты путают с рельсотроном. В далёком 1895 году расовый австриец, пионер космонавтики Франц Гефт подумал: «А что если притянуть какую-нибудь железяку очень сильным магнитом, причём притянуть так, что скорость этой железячки будет сопоставима со скоростью пули?» и все заверте… Тогда это было проектом катушечной электромагнитной пушки, предназначенной для запуска космических кораблей на Луну. В полном соответствии с принципом Арнольда пушку назвали именем сумрачного тевтонского математика Карла Гаусса, который рядом с этой пушкой и близко не стоял. Короче, суть такова: берём соленоид, внутрь помещаем ствол из диэлектрика, в один из концов ствола вставляем снаряд из ферромагнетика, пускаем ток на соленоид. В соленоиде возникает магнитное поле, которое разгоняет снаряд, «втягивая» его внутрь соленоида, после чего не забываем резко выключить соленоид, ибо снаряд останется внутри соленоида (на концах снаряда при этом образуются полюса, ориентированные согласно полюсам катушки, из-за чего после прохода центра соленоида снаряд начнёт тянуть в обратном направлении). Для большей мощности и скорости используем несколько соленоидов подряд, поочерёдно включая каждый.

Несмотря на кажущуюся простоту пушки Гаусса, у неё есть много минусов, главный из которых — большие затраты энергии и низкий КПД (1-7%), превращает её в совершенно бесперспективное оружие. Добавим к этому большой вес и габариты установки. Более того, с увеличением скорости снаряда время действия магнитного поля существенно сокращается, что приводит к необходимости не только заблаговременно включать каждую следующую катушку многоступенчатой системы, но и увеличивать мощность её поля пропорционально сокращению этого времени. Обычно этот «несущественный недостаток» часто обходится вниманием, так как большинство самодельных систем имеет или малое число катушек, или недостаточную скорость снаряда.

Рельсотрон своими руками
13yesПоказатьСкрыть


  1. ↑ хотя ничто не мешает стрелять предметами до 10 кг и даже больше
  2. ↑ правда, чтобы вывести из строя бомбардировщик одним попаданием, нужно ОЧЕНЬ постараться — возвращавшиеся на аэродромы «огрызки» после зенитного огня тому доказательство

lurkmore.to

Рельсотрон, созданный в США, будет сдерживать амбиции РФ и Китая?: tverdyi_znak — LiveJournal

СМИ сообщили о создании в США нового оружия для сдерживания России и Китая. В российской прессе выдернули куски из статьи The Wall Street Journal: Пентагон работает над созданием нового типа оружия, с помощью которого США планируют сдерживать Россию и Китай. По информации издания, речь идет о рельсотроне — электромагнитной рельсовой пушке ER (Electromagnetic Railgun).
«Рельсотрон может быть применен для защиты Прибалтики от России, а также для поддержки союзников США против Китая в Южно-Китайском море», — говорится в статье.

…Тревожная сирена проревела в бетонном бункере сверхсекретного военно-морского объекта в Дальгрене, штат Вирджиния, где американские военные инженеры готовы продемонстрировать оружие, от которого трудно защититься.
Чиновники воззрились на экран для первого взгляда на новую смертельную суперпушку, которая может стрелять 25-килограммовыми снарядами через семь стальных пластин и оставить 5-дюймовые отверстия.

Оружие называется рэйлган и не требует ни пороха, ни взрывчатых веществ. В обычных орудиях снаряд начинает терять ускорение после того, как порох воспламеняется. Рельсотрон разгоняет токопроводящий снаряд до ошеломляющей скорости метеорита с помощью электромагнитных рельсов. Скорость боеприпаса может достигать 45 тысяч миль в час (около 20 километров в секунду).

Военно-морские силы (ВМС) США приступили к разработке рельсотрона десять лет назад, чтобы пробивать броню вражеских кораблей, уничтожать танки и террористические лагеря. Новое оружие заинтересовало высших должностных лиц Пентагона, заинтересованных в том, чтобы сбить вражеские ракеты в небе дешевле и в большем количестве, чем нынешние ПРО системы, возможно, в течение десяти лет.

Будущим вызовом для американских военных является поддержание глобального охвата с сокращением числа кораблей ВМФ и сухопутных войск. Растущие расходы и фиксированные бюджеты делают более затруднительным содержание больших сил в нужных местах для сдерживания агрессии.

«Я не могу представить себе будущее, в котором мы бы реплицировать силы времен холодной войны в Европе», сказал заместитель министра обороны Роберт Уорк. «Но я мог бы представить себе рельсотроны, которые были бы недороги, но будут иметь огромное сдерживающее значение».
Заместитель министра обороны США Роберт Уорк подчеркнул, что РФ «в состоянии производить боеприпасы для выстрелов на большие расстояния».
«США должны быть способны противостоять этому. Рельсотрон вполне может стать потенциальным оружием для этих целей», — отметил он.

Рельсотрон столкнулся со многими техническими барьерами, прежде чем увидел свет. Разработчики должны также взвесить геополитические вопросы. Китай и Россия видят рельсотрон и другие достижения в области противоракетной обороны США в качестве переворота баланса сил в мире, потому что это сводит на нет их собственные ракетные арсеналы.
Перспективное военное преимущество рельсотрона стало приоритетной задачей хакеров в Китае и России, сообщили чиновники.
Китайские хакеры, в частности, пытались проникнуть в компьютерные системы Пентагона и его подрядчиков министерства обороны, чтобы исследовать секреты рэйлгана, сообщили представители министерства обороны США. Представители Пентагона отказались обсуждать этот вопрос дальше.

Военно-морские силы (ВМС) США приступили к разработке рельсотрона десять лет назад. Затраты на реализацию составили 1,5 миллиарда долларов. Теперь, как передает ТАСС, планируется потратить еще 800 миллионов долларов, чтобы превратить рельсовую пушку в защитный вид вооружений и сделать ее снаряды пригодными для палубной артиллерии американских кораблей.

После Второй мировой войны стала заметна ограниченность диапазона и точности традиционного огнестрельного оружия. Ракеты и реактивные истребители доминировали в годы холодной войны, что вынудило флот отправить в отставку линкоры с большими орудиями. Рельсотрон может дать начало новому поколению кораблей.
В настоящее время 6-дюймовые пушки ВМС имеют диапазон 15 миль. 16-дюймовые пушки законсервированных линкоров эпохи Второй мировой войны могли вести огонь на расстояние 24 миль и пробить 30 футов бетона. В противоположность этому, рэйлган имеет диапазон 125 миль, говорят чиновники, и в пять раз более сильное воздействие.

Звездные войны сиквел

Рельсотрон уже в течение многих лет был в границах лабораторийи и видеоигр. Бывший президент США Рональд Рейган в рамках Стратегической оборонной инициативы (так называемые Звездные войны ПРО) в свое время предполагал, используя рельсотрон сбивать ядерные ракеты. Эти планы были приостановлены в связи с технологиями 1980-х гг. Одна из проблем состояла в том, что ствол орудия и электромагнитные рельсы должны были быть заменены после одного выстрела.
Военно-морской флот считает, что имеет возможность в скором времени выстрелить со скоростью 10 раз в минуту, а прочности хватит на то, чтобы выпустить 1000 снарядов.

Кроме скорости, рэйлган также имеет преимущество в мощности. Типичный эсминец ВМС США может нести целых 96 ракет — либо наступательных крылатых ракет или оборонительных перехватчиков. Корабль, вооруженный рельсотроном, потенциально может нести тысячи снарядов, что позволяет вести стрельбу по летящим ракетам в течение более длительных периодов времени, и в более быстром темпе стрельбы.

В отличие от инициативы эпохи Рейгана, Пентагон не видит рельсотрон как щит против межконтинентальных баллистических ракет, но в качестве защиты от обычных ракет меньшей дальности.
США сохранили свое военное превосходство в последней четверти прошлого века в основном за счет такого высокоточного оружия как управляемые ракеты и боеприпасы. Также потратили миллиарды долларов на системы противовоздушной обороны, способных сбивать баллистические ракеты, направленных против США или их союзников.

Китай совершенствует корабельные баллистические ракеты. Россия в основном впечатлила американских военных планировщиков силой и точностью своих крылатых ракет, развернутых в Сирии, и улучшенной точностью артиллерии, что показали бои на Украине.

Военные эксперты также полагают, что в условиях гонки вооружений США нуждаются в новых военных достижениях. В статье уточняется, что «Россия разрабатывает ракеты типа “земля-воздух” большого радиуса действия, а также новые технологии радиоэлектронной борьбы, которые позволяют уничтожать любые объекты рядом со своими границами».
«Беспокоит тот факт, что США теряют свое традиционное превосходство. Это дестабилизирует ситуацию», — заявил представитель Центра новой американской безопасности (Center for a New American Security) Элбридж Колби.

Планировщики обороны считают, что США нужны новые военные достижения.
Перспективы вооруженного конфликта между великими державами все еще кажутся отдаленными. Но в первый раз с момента окончания холодной войны, Пентагон снова смотрит внимательно на растущую напряженность с Китаем и Россией.
Военные планировщики говорят, что рэйлган был бы полезен, если бы США пришлось защищать Прибалтику от России, или поддержать союзника против Китая в Южно-Китайском море.

Москва и Пекин инвестирует в ракетные системы, направленных на США из соответствующих регионов. Рельсотрон сможет защищать военно-морские силы и сухопутные войска, сообщили чиновники.


Заместитель министра обороны Роберт Уорк рассматривает отверстие,
сделанное в стальной пластине с помощью рельсотрона

Тем временем, российские чиновники, в том числе Александр Грушко, посланник Москвы в Организации Североатлантического договора, заявил, что технологические достижения со стороны США, в том числе ПРО, может подорвать стратегическую стабильность, гарантирующую в настоящее время относительный баланс ядерного арсенала России и США.

Власти ряда стран, граничащих с Россией, а также государств Восточной Европы, регулярно обвиняют Москву в агрессии. Так, 27 мая премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас заявил, что запугивание РФ Североатлантическим альянсом должно стать «новой нормальностью». Он призвал ввести в Латвию, Литву и Эстонию по батальону НАТО.

25 мая председатель военного комитета НАТО Петр Павел связал наращивание сил организации на восточном фланге альянса с действиями российской армии. Он отметил, что военно-политический блок, а особенно его восточные страны-члены, «чувствуют угрозу со стороны российской самоуверенности и агрессии».

19 мая министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс заявил, что НАТО следует увеличить свой контингент в стране. 13 мая глава польского МИД Витольд Ващиковский призвал НАТО отреагировать на «российскую военную угрозу».

Россия неоднократно заявляла, что рассматривает приближение натовских войск к своей территории как угрозу безопасности. 9 октября постпред РФ при НАТО Александр Грушко заявил, что Москва сделает все необходимое для сохранения баланса военных сил в Европе, но не стремится к новой гонке вооружений.

Быстрее, умнее

«Десять лет назад, мы не смогли бы построить снаряд, как этот потому, что в промышленности не усовершенствовали компоненты,» сказал Уильям Ропер, директор Управления стратегического потенциала Пентагона. «Это очень умные пули.»

Развитие системы наведения рэйлган достигнуто, но в снаряде должны быть укреплены, чтобы противостоять силам гравитации, которые достаточно сильны, чтобы превратить наиболее миниатюрную электронику в металлолом.
Рельсотрону до полноценной противоракетной обороны надо по крайней мере еще десять лет, но чиновники Пентагона считают, что оружие может быть использовано гораздо раньше. Снаряды могут быть заполнены вольфрамом, и, вероятно, будут стоить от $ 25000 и $ 50000, что все же выгоднее по сравнению с ракетой-перехватчиком стоимостью в $ 10 млн.

Для рельсотрона требуется электростанция, которая генерирует 25 мегаватт, такого количества электроэнергии достаточно для питания 18750 домов.

Электрическая энергия, необходимая для стрельбы из рельсотрона означает, что он, вероятно, будет использоваться в первую очередь в качестве корабельного оружия. Только эсминец класса Зумвальт имеет такую ​​электростанцию. Военно-морской флот имеет три таких корабля, так что Пентагон работает над адаптацией снаряда для использования в существующих корабельных орудиях на других судах, а также для армейской артиллерии.

В Дальгрене в прошлом году военные инженеры провели на рельсотроне испытания снарядов для 5- и 6-дюймовые пушек ВМС. Диапазон 6-дюймовых орудий ВМФ был продлен до 38 миль от 15 миль.
Пентагон также тестировал рельсотрон со снарядом 155-мм армейской гаубицы .

…Сирены снова взревели, и оружие выстрелило. Видео было замедлено, так чиновники могли увидеть, как алюминиевые стружки превращаются в огненный шар и снаряд выходит из защитной оболочки.

отсюда:

На самом деле штука не такая уж и новая. О рельсотроне в США писал еще в 2012 году:
Военные получили первую промышленную рельсовую пушку.
Еще раньше Восьмиклассник изобрел оружие будущего? и Новое оружие России: Рельсотрон Арцимовича.

Но теперь ребёнок окреп. И это может поменять баланс сил в мире.

tverdyi-znak.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *