Какие они, воины Средневековья?

Казалось бы, о Средневековье написано немало, но, тем не менее, интерес к этому историческому периоду не ослабевает до сих пор. Одна из причин тому – воины, которые отличались превосходными боевыми качествами. И хотя они не владели магией и не могли использовать ее в борьбе со своими врагами, но вполне реальным оружием многие из них владели в совершенстве.

Одними из ярких представителей Средневековья являются викинги. И пусть они принадлежали к различным народам, это не мешало им понимать друг друга. Родиной всех их были северные земли, поэтому у французов викинги получили название «норманны». В самом начале словом «викинг» обозначались морские разбойники, которые совершали набеги на противника в прибрежных водах. И в Скандинавии они стали известны задолго до того, как появились первые упоминания о них в Европе.И куда бы ни держали путь викинги, они всегда захватывали чужие земли, иногда даже оставались на завоеванных территориях и становились там правителями. У французов им удалось отвоевать часть страны, которая получила название Нормандия. Викинги совершали набеги и на русские земли, спустившись даже к берегам Каспийского и Черного морей. Викинги – это последние германские варвары-завоеватели и первые европейские мореплаватели-первопроходцы. 

Для нападений викинги использовали отряды из специально подготовленных воинов, которые формировали отряды по несколько сотен человек. К слову сказать, вступление в эти отряды всегда было добровольным. Во время набега один из воинов обязательно нес знамя, что было очень почетно. Поэтому, как правило, для этой цели выбирался особо отличившийся воин. Считалось, что знамя способно не только принести победу в бою, но и сохранить жизнь тому, кто его несет. Основная задача викингов в случае поражения сводилась к тому, чтобы защитить своего командира (конунга), а если он погибал, то и все воины сражались до последнего рядом с телом предводителя.

Среди викингов особо бесстрашными были берсерки, которые принципиально не носили доспехов и не прятались от опасностей. Они шли напролом, словно безумные, наводя этим ужас на противника. Берсерки могли доводить себя до состояния эйфории и бились до смерти, сокрушая врагов.

Часто викинги использовали и отряды билменов. Как правило, это были воины-пехотинцы, вооруженные боевыми серпами (алебардами). Это оружие представляло собой некое подобие крестьянского серпа, который использовался для сборки урожая. В нем сочетался игольчатый наконечник и лезвие боевого топора с острым обухом. Было широко распространено в средние века в качестве эффективного оружия против кавалерии. Однако позже, когда появилось огнестрельное оружие, билмены утратили свое предназначение, поэтому их начали использовать в парадах и пышных церемониях.
Но, как оказалось, и у непобедимых викингов были слабые места – это неспособность к длительной осаде. Это, по сути, и стало одной из причин их поражений.

Не менее выдающимися военными качествами отличались рыцари. Так, к примеру, германские рыцари объединились вокруг Тевтонского ордена, который возник на основе больницы, которая была организована немецкими паломниками и крестоносцами между 1120-1128 годами. Сам же орден (как духовный орган) был зарегистрирован только в 1190 году, а спустя шесть лет он был реорганизован в духовно-рыцарский орден.

Иногда Тевтонский орден сравнивают с Орденом Тамплиеров и Орденом Госпитальеров. Члены его давали три обета: бедности, целомудрия и послушания. В те времена рыцари были в полной зависимости от папы римского и не подчинялись тем государям, на территории которых находились их владения.

Ян Матейко. «Грюнвальдская битва» (1878)

Известно, какая роль была сыграна рыцарями этого ордена в ходе завоевания прибалтийских и прусских территорий. Начиная с 1215 года, рыцари по инициативе папы римского проникают на балтийское побережье якобы с целью насаждения христианства. Однако этот процесс проводился при помощи кровавых операций. А прусские земли были взяты под контроль за неполных 50 лет. Они сумели завоевать значительную часть Польши, а также представляли собой постоянную военную угрозу для Литвы. В 1216 году тевтонцы потерпели поражение в борьбе с литовцами, и пруссы подняли восстание против немецких рыцарей. И только спустя много лет в 1283 году им удалось покорить свободолюбивых пруссов. А для того чтобы удержать контроль за Прибалтикой, тевтонцы продолжали жестоко уничтожать всех непокорных, всех, кто осмеливался оказывать даже малейшее сопротивление.

После объединения со шведскими феодалами тевтонцы стали посматривать и на русские земли, поскольку папа римский хотел господствовать во всем мире. Русь в этом плане была очень ценной прежде всего своими неисчерпаемыми богатствами. Но Русь сумела оказать достойное сопротивление, свидетельством чему может быть битва на Чудском озере в 1242 году. Именно поражение рыцарей в Ледовом побоище стало началом конца для Тевтонского Ордена. Они больше не имели возможности продвигаться на Восток, совершая грабежи и захватывая земли.

Значительно позже. в 1409 году между рыцарями Тевтонского ордена и объединенными силами Польши и Литвы вспыхнула Великая война, итогом которой стало поражение ордена, и был положен конец его экспансии на восточные земли. Тевтонский орден был вынужден отказаться от политической самостоятельности.

В Англии в 15 веке впервые появились рыцари в блестящих пластинчатых доспехах. Именно такими они вошли в средневековые легенды. Конечно, рыцарь в броне выглядел более внушительно, чем в кольчуге. Особой популярностью пользуются английские рыцари времен короля Артура. Но, в отличие от тех описаний, которых полно в литературе, они были далеко не такими верными и преданными. Многие рыцари искали денег и хорошую должность. Поэтому без особых колебаний могли переходить от одной стороны к другой. А некоторые превращались в настоящих головорезов. В этот период времени рыцарство как явление в корне изменилось. Им больше не требовалось защищать интересы государя в обмен на земли. Более того, многие из них предпочитали мирное существование, без войны. К тому же, рыцарем мог стать любой богатый горожанин, который не имел никакого рыцарского прошлого. Рыцари, которые принимали участие в войне, занимали офицерские должности в армии, которая становилась все более профессиональной.

Необходимо сказать и несколько слов о том, что в средние века на смену боевому луку пришел арбалет – механический лук. Начиная с 15 века, это оружие получило большое распространение в Европе. Характерным стало формирование отрядов арбалетчиков, в основном, в рыцарских армиях. Арбалет был намного точнее обычного лука, а также обладал большей убойной силой, но иногда был не таким скорострельным. Причиной популярности его стало то обстоятельство, что тетива натягивалась при помощи ворота. Поскольку больше не требовалось больших физических усилий для того, чтобы натянуть тетиву, легкий арбалет стал тяжелым, а его стрелы могли пробивать даже доспехи. Но у этого оружия были и недостатки – это не слишком удобная форма, высокая стоимость и сложности с перезарядкой. Арбалет мог позволить себе только воин регулярного войска.

Панцирные бояре – это категория воинов Великого княжества Литовского и Восточной Европы 10-16 веков. Они происходили от «панцирных слуг», то есть людей, обязанных нести военную службу на коне, будучи одетыми в тяжелое панцирное вооружение. Как правило, их освобождали от уплаты повинностей. А позже, когда период войн остался в прошлом, их привлекали к службе в качестве посыльных или полицейских. Это сословие было особенно распространено в Киевской Руси, Болгарии, Московском государстве, молдавских княжествах, Валахии.

Панцирные бояре были своего рода «прослойкой» между шляхтой и крепостными крестьянами. Они владели земельными наделами с правом передачи их по наследству, за что и состояли на военной службе. Несмотря на то что у некоторых из них были крепостные крестьяне, они предпочитали самостоятельно обрабатывать землю. Также они имели право жить в городах и заниматься торговлей и ремеслами.

После того, как Белоруссия была присоединена к Российской империи, панцирных бояр причислили к дворцовым крестьянам и они получили права наравне с украинскими казаками.

Большой интерес у историков продолжает вызывать орден Тамплиеров и орден Госпитальеров.

Орден Госпитальеров был создан в 12 веке и назван в честь святого Иоанна Иерусалимского. Главная цель его появления – осуществление защиты паломников, которые путешествовали по Иерусалиму. В самом начале своего образования орден выполнял в основном миссионерские и благотворительные функции, а рыцари нужны были только для охраны. Но позже, во время крестовых походов, орден был преобразован в монашеско-военную организацию, которую возглавил Великий Магистр Раймон дю Пюи. После того, как крестоносцы были изгнаны за пределы Святой земли, госпитальеры, недолго пробыв на Кипре, отвоевали остров Родос, где и основали свое государство. Однако в 1522 году они вынуждены были покинуть остров из-за турецкой осады. В 1530 году госпитальеры получили во владение остров Мальту (отсюда и его второе название Мальтийский), на котором братство и оставалось вплоть до 1798 года, времени захвата его французами. Они развернули борьбу на море против левантийских, алжирских, триполитанских и тунисских пиратов, а также отбили атаки турецких войск в 1565 году.

Великий Магистр госпитальеров Гийом де Вилларе защищает стены Акры, Галилея, 1291. худ. Доминик Луи Папети (1815-1849) Версаль

Мальтийский орден со временем вынужден был вернуться в Рим, но и здесь его рыцари чтили свои традиции и сохраняли суверенитет. На сегодняшний день орден Госпитальеров – это единственный орден, который признан официально, в отличие от ордена Тамплиеров, о котором ходит больше слухов, чем правды. За весь период своего существования рыцари Мальтийского ордена участвовали в политической мировой жизни. И сейчас они являются наблюдателями в ООН.

Орден Тамплиеров – это, подобно Мальтийскому ордену, военно-религиозный орден, основание которого приходится на 1119 год. Точно так же рыцари его должны были защищать паломников. История ордена начиналась с простых крестоносцев, но в скором времени он стал одним из самых богатых орденов. К слову сказать, именно тамплиерами была придумана банковская система, они неоднократно давали взаймы большие суммы денег. Кроме того, рыцари обладали широкими юридическими и религиозными полномочиями, которыми наделил их папа римский (непосредственный управляющий ордена).

Битва при Варне произошла 10 ноября 1444 года между объединённой армией крестоносцев и Османской империи у города Варна. Битва стала завершением неудачного крестового похода на Варну венгерского и польского короля Владислава. Исходом битвы стало полное поражение крестоносцев, гибель Владислава и усиление турок на Балканском полуострове.

Тамплиеры были широко известны своими боевыми качествами, у них была хорошая военная подготовка, они мастерски владели оружием, а отряды отличались высокой степенью организации и дисциплины. Но, помимо этого, рыцари ордена были известны как развратники и пьяницы. К тому же богатство их не довело до добра. Филипп Красивый очень завидовал столь несметным богатствам. Поэтому над тамплиерами начался судебный процесс, в результате которого большинство рыцарей были сожжены. Но золото так никому и не досталось и о том, где оно находится в данный момент, также ничего не известно. Те из тамплиеров, которые остались в живых, сумели надежно спрятать его.

Не меньшую заинтересованность историков вызывают еще одни представители военного Средневековья – хускарлы. Изначально это слово означало придворных слуг. Но в эпоху викингов значение его изменяется. В те времена так стали называть королевских дружинников. В Англии в первой половине 11 века термином «хускарлы» стали обозначать закрытую уникальную организацию воинов-профессионалов, которые составляли основу англосаксонской армии. Как правило, этот корпус использовали для наступательных операций.

Чаще всего происхождение хускарлов связывают с пиратским братством викингов из укрепленного Йомсборга. Хускарлы обладали высоким уровнем военной организации, имели свой кодекс чести, были преданы королю. Большинство из них получали за службу земельные владения, где и проживали в мирное время.

У данной организации имелся свой устав, который определял права и обязанности участников. Так, к примеру, за королевским столом все должны были рассаживаться по знатности происхождения или по служебному старшинству. Если же кто-либо из хускарлов совершал проступок, его пересаживали на место пониже. Если таких проступков было три – провинившегося садили в самый конец стола, где с ним никто не разговаривал. К тому же, в него могли бросаться костями. Если хускарл убивал товарища – за это лишался головы или изгонялся за пределы тех земель, где правил англосаксонский король Кнут. К тому же, к нему намертво приклеивалось слово «трус». Подобное наказание было предусмотрено за измену – казнь или конфискация имущества.

Том Лоувелл. Битва при Гастингсе

Поскольку количество хускарлов было незначительным, их никогда не использовали в качестве самостоятельной боевой силы, даже несмотря на то, что по своей военной мощи они превосходили национальное англосаксонское войско. Большинство хускарлов было убито в битве при Гастингсе в 1066 году. Оставшиеся в живых покинули пределы Англии, перейдя на службу к императору Византии.

Конечно, это далеко не полный перечень средневековых воинов. Здесь представлены только наиболее бесстрашные из них, те, кто вошел в историю цивилизации как яркие представители эпохи.

Использованы материалы:
http://mport.bigmir.net/war/1519397-TOP-5-luchshih-voinov-Srednevekov-ja
http://refak.ru/referat/1838/

xn--b1adccaencl0bewna2a.xn--p1ai

Защитное вооружение воина в период средневековья.

В IX – X вв. полный комплект железного защитного вооружения был делом дорогим и редким. Позднее, по мере развития ремесленного производства, доспех стал более массовым явлением. Однако и тогда полноценное защитное вооружение оставалось главным образом принадлежностью воинской элиты – князей, бояр и их дружинников.

Основным же видом защитного вооружения простого ополченца оставался деревянный щит. Но по мере роста ремесленного производства в городах, процент тяжеловооруженных воинов в русском войске постоянно рос.

Кольчуга.
Этот вид защитного вооружения появился ещё в 1 тыс. до н. э. и был известен на Ближнем Востоке и в Римской империи. Довольно долгое время считалось, что с падением Рима кольчуга в Западной Европе была забыта и её заново освоили только во времена крестовых походов, когда рыцари увидели её преимущества во время войн с мусульманами. Однако затем выяснилось, что это мнение ошибочно. Кольчатый доспех был широко известен в раннее средневековье на территории Великой Скифии – Сарматии, от Карпат до Северного Кавказа, Прикамья и Приуралья. Кольчуги были распространены и в «варварской» Европе, включая Скандинавию.

Ранняя кольчуга имела вид короткой рубашки с рукавами (до 70 см длиной), которые обычно доходили до локтей. Разрез ворота располагался посередине шеи или был сдвинут в сторону, воротник достигал 10 см. Внешний диаметр её колец доходил до 10-11 мм. Преимуществом древнерусской кольчуги была её относительная легкость и гибкость. Она не стесняла движений воина, при этом являлась хорошей защитой. Средний вес русской короткой кольчуги X – XIII вв. составлял около 6-7 кг.
Восточные славяне в VIII – X вв. сами производили кольчуги. Видимо, став наследниками традиций сармато-аланской эпохи. Кольчуги, изготовленные русскими мастерами X века, через Волжскую Булгарию попадали в далекий Хорезм. Спустя некоторое время русские кольчуги получили признание и в Западной Европе. На территории Руси археологи нашли более сотни кольчуг IX – XIII вв. из них около 40 целых. «Брони кольчатые» (слово «кольчуга» впервые зафиксировано в письменных источниках XVI века) мастера составляли из примерно 20 тыс. колец 6 – 13 в поперечнике, при толщине проволоки 0,8 – 2 мм. Для изготовления всего одной такой «рубашки» требовалось около 600 м проволоки. При применении другой технологии кольца делали не из проволоки, а вырубались из листа железа особым штампом. Кольца были обычно одинакового диаметра. Но в более поздние времена стали сочетать кольца разной величины, закрывая наиболее важные места тела мелким плетением. Некоторые кольца были заварены наглухо. Каждые четыре таких кольца соединялись одним разомкнутым, которое потом заклепывалось. Перед Батыевым нашествием на Руси появились кольчуги из уплощённых звеньев – «байданы» и кольчужные чулки – «нагавицы».

Панцирь (пластинчатый доспех). Долгое время считалось, что с пластинчатыми доспехами – «бронями дощатыми», русские познакомились не ранее XII века. Однако изобразительные источники донесли до нас изображения доспехов, которые, как правило, показаны в виде чешуи. Да и в летописном рассказе о том, как в 968 году печенеги впервые пришли на Русскую землю сообщается, что воевода Претич обменялся подарками с печенежским князем и среди русских даров был доспех. В 1948 году в Новгороде, в слое 11 века были найдены стальные пластинки. Это были фрагменты пластинчатого доспеха. Вскоре подобные находки были сделаны и в других древнерусских городах. В IX – XII кольчуга преобладала в защитном снаряжении русских воинов. Примерно на каждые четыре найденные кольчуги, приходятся фрагменты всего одного панциря. В XII – XIII вв. с развитием наступательного и защитного оружия, кольчуги начинают уступать место пластинчатым доспехам. Так, в том же Великом Новгороде в слоях XIV – XV вв. уже на девять остатков пластинчатой брони приходится один обрывок кольчуги. Надо отметить, что «монгольские» завоеватели пользовались такими же пластинчатыми доспехами.

Пластинчатый доспех, как и кольчуга, наследие более древней эпохи. Он был известен на Ближнем Востоке ещё во 2 тыс. до н. э. и доспехи этого типа были широко распространены по всей территории Евразии, включая скифосибирский мир и Дальний Восток. На Руси «брони дощатые» известны с периода образования державы Рюриковичей и являются ещё одним наследием Скифии.
Панцирь — это доспех собранный из небольших пластинок (его ещё называют ламеллярным). Пластины доспеха связывали между собой ремешками, пропущенными через небольшие отверстия по краям пластин. Пластины заходили одна за другую, поэтому создавалось впечатление чешуи, а в местах наложения пластинок, защита была двойной. К тому же пластины делали изогнутыми, что должно было лучше отводить или смягчать удары.

Наиболее древняя система, которая очень долго продержалась на территории Руси, не требовала кожаной основы. Удлиненные прямоугольные металлические пластинки размером 8 (10) х 1,5 (3,5) см связывались с помощью ремешков. Судя по изобразительным источникам, такой панцирь достигал бедер и делился по высоте на горизонтальные ряды тесно сжатых пластин.

Другим видом доспеха была чешуйчатая броня. Пластины были почти квадратными – 6 х 4 (6) см, и пришнуровывались к кожаной или плотной матерчатой основе. Пластины надвигались друг на друга. В таком панцире было 600 – 650 пластин. Чтобы пластины не топорщились от удара или при резком движении, не отходили от основы, их ещё скрепляли с основой ещё одной – двумя центральными заклепками. Такой панцирь, в отличие от системы «ременного плетения», был более пластичным. Пластины чешуйчатых панцирей найдены в слоях XIII – XIV столетий. На рисунках чешуйчатые доспехи встречаются с XI века.

Кроме того, на Руси существовали комбинированные доспехи. К примеру, кольчужные на груди, и чешуйчатые на рукавах и подоле. Очень рано на Руси появились и другие защитные элементы – наручи, налокотники и поножи. Наручи защищали руку воина от кисти до локтя. Один такой наруч был найден при раскопках южнорусского городища Сахновка. Наруч из Сахновки двустворчатый – длинная закругленная створка прикрывала руку воина снаружи, короткая прямоугольная защищала запястье. Наруч крепился на руке с помощью ремешков.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

historicaldis.ru

от Аттилы до первых пушек


> Аттила и орды варваров — воины кочевых племен IV-XIII вв.
*
Реконструкции из альбома «Аттила и орды варваров» («Attila and nomad hordes» (Osprey military, Elite series)).
> Пиктские воины (297-841 гг. н.э.)
*
Реконструкции из альбома «Пиктский воин (297-841 гг. н.э.)» («Pictish Warrior, AD 297-841» (Osprey publishing, Warrior series)).
> Британцы и англо-саксы (IV-XI вв.)
*
Реконструкции из альбома «Артур и англо-саксонские войны» («Arthur and the Anglo-Saxon Wars» (Osprey, Men-at-Arms series)).
> Армии Ислама (VII-XI вв.)
*
Реконструкции из альбома «Армии Ислама, VII-XI вв.» («The Armies of Islam, VII-XI Centuries» (Osprey military, Men-at-Arms series)).
> Викинги (IX-XII вв.)
*
Реконструкции из альбома «Викинги» (издательство «Астрель» — перевод издания Osprey Publishing).
> Воины Киевской Руси (750-1250 гг.)
*
Реконструкции из альбома «Армии средневековой Руси (750-1250)» («Armies of medival russia, 750-1250» (Osprey Military, Men-at-Arms series)).
> Мавры — мусульманские воины Испании, Сицилии и Северной Африки (643-1492 гг.)
*
Реконструкции мусульманских воинов в Испании, Сицилии и Северной Африке периода с 643 по 1492 г. (Osprey).
> Реконкиста (1050-1492 гг.). Христиане и мусульмане
*
Реконструкции из альбома «Эль Сид и реконкиста (1118-1461)» («El Cid and the Reconquista, 1118-1461» (Osprey military, Men-at-Arms series)).
> Каролинги и средневековая Франция (750-1300 гг.)
*
Реконструкции франкских и французских воинов 750-1300 гг. (Osprey).
> Германские воины (1000-1300 гг.)
*
Реконструкции воинов средневековой Германии 1000-1300 гг. (Osprey).
> Скандинавские воины (1100-1300 гг.)
*
Реконструкции датских, шведских, норвежских воинов XI-XIII вв. (Osprey).
> Норманы (XI-XIII вв.)
*
Реконструкции норманских воинов в Северной Франции, Британии, Сицилии и Палестине из альбома «Норманы» («The Normans» (Osprey Military, Elite series)).
> Армии крестовых походов (XI-XIII вв.)
*
Реконструкции воинов западных и восточных армий из альбома «Армии крестовых походов» («Armies of Crusades» (Osprey military, Men-at-Arms series)).
> Госпитальеры и тамплиеры (1100-1312 гг.)
*
Реконструкции из альбомов «Рыцари-госпитальеры 1 (1100-1306)» и «Рыцари-тамплиеры (1120-1312)» («Knight Hospitaller 1, 1100-1306», «Knight Templar, 1120-1312» (Osprey publishing, Warrior series)).
> Саладин и сарацины (XI-XIV вв.)
*
Реконструкции из альбома «Саладин и сарацины» («Saladin and the Saracens» (Osprey military, Men-at-Arms series)).
> Армия Византии (1118-1461 гг.)
*
Реконструкции из альбома «Армия Византии (1118-1461)» («Byzantine Armies, 1118-1461 AD» (Osprey military, Men-at-Arms series).
> Монголы — армия Чингисхана и его наследников (XIII в.)
*
Реконструкции из альбома «Монголы» («The Mongols» (Osprey Military, Men-at-Arms series)).
> КИЕВСКАЯ РУСЬ (X-XIII вв.)
*
Bллюстрации-реконструкции И.Дзыся из книги «Киевская Русь» (издательство «Росмэн»).
> ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ (1242 г.)
*
Иллюстрации-реконструкции И.Дзыся и описания к ним из книги А.Щербакова и И.Дзыся «Куликовская битва» («Экспринт», серия «Военный музей»).
> КУЛИКОВСКАЯ БИТВА (1380 г.)
*
Иллюстрации-реконструкции И.Дзыся и описания к ним из книги А.Щербакова и И.Дзыся «Куликовская битва» («Экспринт», серия «Военный музей»).
> Крестоносцы в Прибалтике (1100-1500 гг.)
*
Реконструкции датских, шведских и германских воинов в Прибалтике (Osprey).
> Венгры и Восточная Европа (XII-XVI в.)
*
Реконструкции воинов Восточной Европы XII-XVI в.: венгров, византийцев, сербов, хорватов, албанцев (Osprey).
> Армии средневековой Руси (1250-1500 гг.)
*
Реконструкции из альбома «Армии средневековой Руси (1250-1500)» («Medieval Russian Army, 1250-1500» (Osprey publishing, Men-at-Arms series)).
> Английские рыцари (1200-1600 гг.)
*
Реконструкции из альбомов «Английские рыцари» («English Medieval Knight, 1200-1300», «English Medieval Knight, 1300-1400», «English Medieval Knight, 1400-1500» (Osprey publishing, Warrior series)) и альманаха «Новый СОЛДАТ».
> Армии средневековой Германии (1300-1500 гг.)
*
Реконструкции из альбома «Армии средневековой Германии (1300-1500)» («German Medieval Armies, 1300-1500» (Osprey military, Men-at-Arms series)).
> Армии средневековой Италии (1300-1500 гг.)
*
Реконструкции из альбома «Армии средневековой Италии (1300-1500)» («Italian Medieval Armies, 1300-1500» (Osprey military, Men-at-Arms series)).
> Армии средневековой Бургундии (1364-1477 гг.)
*
Реконструкции из альбома «Армии средневековой Бургундии (1364-1477)» («Armies of Medieval Burgundy, 1364-1477» (Osprey, Men-at-Arms series)).
> Швейцария в войнах (1300-1500 гг.)
*
Реконструкции из альбома «Швейцария в войнах (1300-1500)» («The Swiss at War, 1300-1500» (Osprey, Men-at-Arms series)).
> Армия Тамерлана и его противники (XIV-XV вв.)
*
Реконструкции из альбома «Эпоха Тамерлана» («The Age of Tamerlane» (Osprey military, Men-at-Arms series)).
> Столетняя война (1337-1453 гг.)
*
Реконструкции английских и французских воинов времен столетней войны (1337-1453 гг.) (Osprey).
> Войны гуситов (XV в.)
*
Реконструкции воинов времен Гуситских войн (Osprey).
> Война Алой и Белой Розы (1455-1487 гг.)
*
Реконструкции английских воинов времен войны Алой и Белой Розы (1455-1487 гг.) (Osprey).
> Рыцарские турниры (XII-XVI вв.)
*
Реконструкции из альбома «Рыцари на турнирах» («Knights at Tournament» (Osprey military, Elite series)).

dick-k.narod.ru

Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов

C A.V.B. Norman’ом я раньше не сталкивался, поиск трудов на Амазоне дает представление о нем как о весьма плодовитом историке Средневековья, прежде всего в Англии и прежде всего по материальным аспектам: оружию и драгоценным изделиям из сокровищниц. Естественно, в России Центрполиграф добавил отсебятины в обложку The Medieval Soldier и написал аннотацию, представляющую книгу, как очередное повествование об оружии и доспехах. Это все есть, но это не самое главное в книге, даже можно сказать совсем не главное. «Средневековый воин» — это прежде всего труд о экономическом и социальном генезисе феодализма, как из родовых связей у лангобардов, саксов и франков выросли те самые феодалы, о которых обычно судят по ярким плюмажам и турнирным сшибкам. Без этого не обойтись, но куда интереснее читать главы о мобилизации способных носить оружие, о проработанной системе объединения хозяйств для прокорма одного-единственного рекрута, о том, как без майората земельное наследство сеньора дробилось иногда аж до 1/90 в пользу иного наследника.

Этот феодализм с изнанки был совершенно непохож в разных странах, своего рода «идеальная» система, выстроенная с чистого листа Вильгельмом Завоевателем в покоренной Англии, многообразные формы во Франции и совсем уж анархичные подходы в Германии. Я считал, потому что принято было считать, что феодализм — это отношения между защитником и защищаемым, феодалом и крепостным, один сражается, другой пашет. Так вот, в Германии существовал весьма обширный круг ministerials или «несвободных рыцарей», крепостных воинов при своем господине с наследственным статусом, очень полезных германским монархам для дальних походов за Альпы и Эльбу, потому что свободные вассалы отнюдь не горели желанием идти воевать за тридевять земель. И вообще, сама система вассалитета де-факто продержалась очень и очень недолго, постепенно подменив добровольное служение по долгу чести денежными выплатами, на которые сюзерен наймет себе куда более надежных и предсказуемых наемников — пока им платят, конечно, и дают пограбить.

Автор в целом рассматривает феодализм на примере трех главных стран континента, Англии, Франции и Германии, с неизбежным для англоязычного историка упором на родную землю. В отдельных главах много и кропотливого разбора вооружений с начала Великого Переселения народов до конца XIII века, то есть почти до конца эры кольчуги. Разбор иногда настолько дотошный, насколько виртуальный, потому что почти никогда описываемый на страницу шлем не представлен иллюстрацией. И хотя историк вроде бы является знатоком вооружений на уровне Окшотта, он иногда допускает необъяснимые ляпы в своей коронной теме, вроде генезиса тяжеловооруженного всадника или в происхождении германских ангонов от римских пилумов. До кучи добавлены весьма хаотично подобранные подробности первых трех крестовых походов, в особенности изменения в тактике при столкновениях с куда более мобильными войсками сарацин. И свою лепту хаоса вносит некая Грановская, как ответственный редактор этой и еще нескольких исторических книг издательства, постоянно лезущая с беспардонно-высокомерными комментариями по отношению к автору. В целом, Норман соединил под одной обложкой целых три внутренне несвязанных труда: великолепное исследование феодализма в Западной Европе как систему тогдашних связей в сословном обществе, весьма странное из-за отсутствия иллюстраций, но подробное описание оружия и доспехов, плюс совершенно отдельное повествование о крестовых походах. Конечно, с научной и просто с интересующей меня точки зрения, самой интересной оказалась только первая часть. Хотя, насколько я помню, покупал книгу с лотка у метро из-за более яркой второй.

mybook.ru

Читать книгу Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов А. В. Нормана : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

А.В.Б. Норман
Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов

Охраняется Законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.


Убийство cв. Томаса Бекета, из Латинской псалтири, созданной в Англии примерно в 1200 г. Два шлема имеют защиту лица. Код хранения – Herley Ms. 5102, f. 32. (Воспроизводится по разрешению попечителей Британского музея.)

Моим крестным дочерям Линнет и Джоанне и моей племяннице Джоанне

ВВЕДЕНИЕ

Военная система на большей части территории Западной Европы в XII – XIII веках была феодальной; это означает, что она основывалась на владении землей в обмен на военную службу господину. Владелец земли жил за счет сельскохозяйственного труда (барщина) и продуктов (оброк) своих крестьян (мог быть также и денежный оброк). За это феодал защищал своих крестьян от набегов, оборонял королевство во время войны, а также осуществлял правосудие в пределах своих владений. Существовало три важных элемента феодальной организации. Во-первых, это были графы, которые поначалу являлись королевскими должностными лицами в данном районе; во-вторых, это были рыцари, защищенные латами кавалеристы, из которых формировался костяк любой феодальной армии; и, в-третьих, замок. Замки в данной книге не рассматриваются и упоминаются только в связи с гарнизонной службой рыцарей в замках своих сеньоров.

Данная система развивалась очень неровно. К примеру, она получила большее развитие во Франции, чем в Германии, в то время как в Скандинавии существовали лишь некоторые ее черты, тогда как другие отсутствовали. Произошла эта система от племенной военной системы германских варваров, вторгшихся в свое время в Римскую империю, а также от традиций римской военной организации, которые сохранились, к примеру, в городах Франции и Италии. Через много лет после распада Римской империи ее авторитет был все еще высоким и оказывал значительное воздействие на образ мысли тех, кто жил на ее бывших территориях. (Тем более что сохранялась Восточная Римская империя со столицей в Константинополе. – Ред.)

Необходимость защищать границы больших стран, таких как государство Карла Великого, во времена, когда любые путешествия были медленными, а результат их непредсказуем и когда централизованная власть только зарождалась, привела к назначению королевских наместников, называемых графами. Эти люди имели значительную власть, позволявшую им организовать оборону своих районов. Во времена большой войны графы были обязаны являться в королевскую армию со своим отрядом. Позднее, при слабых преемниках Карла Великого, институт графов и владение ими землей стали наследственными.

Рыцарство, чей кодекс поведения управлял жизнью средневековой аристократии от самого короля до рыцаря (самый мелкий дворянский титул, ниже баронета. – Пер.) с определенными понятиями чести и доблести, появилось от синтеза кротких идеалов христианства и военных обычаев варваров темных германских лесов (далеко не только германских лесов, но также иранцев (сарматов, аланов), кельтов и славян. – Ред.). Церковь освящала клятву верности сеньору, которая имела происхождением клятву верности вождю германского (или иного. – Ред.) военного отряда. Церковь смогла направить буйную и воинственную энергию западного рыцарства в великие предприятия по освобождению Святой земли от мусульман, что было во многих отношениях главной задачей начала Средневековья. В первой части этой книги я попытался описать элементы, из которых развились феодализм и рыцарство, организацию и идеалы германских племен, а также их вооружение. Вторая часть имеет дело с организацией, вооружением, обучением и идеалами рыцарства и сопровождавших их солдат в период заката феодализма, когда рыцари превратились в обыкновенных наемников.

Книга, призванная описать историю значительной части Европы сравнительно большого периода времени, не может быть написана без помощи и совета друзей и коллег, поскольку фактов слишком много, чтобы их все можно было обработать одному. Было бы большой неблагодарностью не упомянуть тех, кто посвятил много своего времени помощи. Я очень благодарен миссис Лесли И. Вебстер, помощнице хранителя отдела британских и средневековых древностей в Британском музее, за просмотр в рукописи разделов, посвященных франкам, викингам и саксам, и за множество очень полезных предложений; господину И.Х.Х. Арчибальду, заместителю начальника Отдела картин в Национальном морском музее в Гринвиче, за советы по поводу кораблей; мисс Аманде Томлинсон из Библиотеки Конвея в Институте искусств Куртолда в Лондонском университете и мисс Алисон Стоунс, которая ныне работает в Отделе истории искусств в Университете Миннесоты, за советы по поводу датировки рукописей; господину Дону Поттингеру, служащему в коллегии герольдии «Единорог», за разрешение повторно использовать его рисунки, первоначально подготовленные для нашей книги «От воинов к солдатам» (в американском издании название было «История войны и оружия, 1449 – 1660»).

Есть два человека, которым я особо благодарен: моей жене, Кэтрин Бэрн, за ее терпение и доброту при чтении и исправлении моих рукописей, а также за множество предложений по улучшению их и господину Клоду Блэру, заместителю хранителя отдела металлических изделий в Музее Виктории и Альберта, за то, что он также прочел мою рукопись – критически, но благожелательно – и предоставил мне информацию о полезных литературных источниках с материалами о дошедших до наших времен образцах вооружения.

Миссис Хильда Р.И. Дэвидсон была столь добра, что позволила мне цитировать свою бесценную книгу «Меч в англосаксонской Англии», абзац с описанием мечей, посланных Варни императору Теодориху. Издательство «Пэнгвин Бук» также весьма любезно позволило мне использовать цитаты из Х. Мэттингли «Тацит о Британии и Германии» и из М.Р.Б. Шоу «Жуанвиль и Виллардуэн: хроники Крестовых походов». Я весьма благодарен доктору Р. Аллену Брауну за то, что он привлек мое внимание к абзацу в книге Роберта Вайса «Роман о Ру», описывающему высадку норманнов в Певенси.

Часть первая
НАЧАЛО ФЕОДАЛИЗМА
Глава 1
ЛАНГОБАРДЫ

Из великих германских народов, которые перемещались по Западной Европе в V – VI столетиях, самый яркий след, возможно, оставили франки на севере и лангобарды на юге. (Наверное, самый яркий след (из германцев) оставили все же вестготы. С них, по большому счету, и начался кризис Римской империи, приведший к гибели ее западной части: 378 – битва под Адрианополем, 410 – захват Рима, 419 – образование Тулузского вестготского королевства. Франки и другие лишь пожинали плоды процесса, начало которому положили вестготы. – Ред.) Вестготы в Испании имели небольшую численность и были отделены религией от основной массы народа, которым они управляли, что сделало неустойчивым их королевство, из-за чего им пришлось в начале XVIII века отойти на север Пиренейского полуострова под натиском арабов. (Государство вестготов было вполне жизнеспособным, но в ходе тяжелой войны 711 – 718 годов арабы завоевали почти весь Пиренейский полуостров, но в 718 году были разбиты под Ковадонгой – здесь началась Реконкиста – до 1492 года, когда захватчики были выбиты с испанской земли. – Ред.). Вандалы не смогли удержать свои владения на побережье Северной Африки. (Вандалы, как и остготы в Италии, не устояли перед мощью Восточной Римской (Византийской) империи, на время вернувшей эти земли. – Ред.) Эти народы добавили себе трудностей грубым обращением с местным населением и преследованием всех, кто не придерживался арианской веры1
  Арианская ересь, названная в честь первого ее проповедника Ария (IV в.), основывалась на мысли, что Христос был сотворен Богом и потому Он не творец, а всего лишь тварь. Кроме того, раз Христос имеет начало, значит, Он не вечен, и Его природа и силы другие, нежели у Бога Отца.

[Закрыть].

Лангобарды, или ломбарды, в начале I века жили по левому берегу нижнего течения Эльбы. В начале V века они передвинулись в бассейн среднего течения Дуная. В 552 году, когда 5500 лангобардов прибыли в Италию в качестве наемной конницы в войско византийского полководца Нарзеса, они, по всей видимости, заметили плодородие местных земель и их плохую защиту. Теснимые аварами, пришедшими в Среднюю Европу с востока в 557 году, лангобарды в 568 году вместе с присоединившимися к ним группами других германских и славянских племен начали вторжение в Италию. И вскоре равнины Северной Италии получили название Ломбардия. Только несколько городов, в которых были гарнизоны империи – такие, как стоящие среди болот Павия и Падуя, – смогли какое-то время сдерживать натиск. Повсюду в Италии продвижение лангобардов было разным по успешности и часто отражалось местными герцогами, в результате чего заселение было осуществлено неравномерно, так что римские города и поселения лангобардов перемежались друг с другом.

Около 643 года король Ротари собрал свои законы в единый кодекс («Лангобардская правда»). Этот кодекс важен для нас тем, что позволяет судить о социальной организации племен, о герцогах и военных лидерах, о schultheus, или управляющих поместьями, об администраторах сельских районов; о королевских castaldus, администраторах городов; о свободных лангобардах, уже называвшихся «баронами»; о простолюдинах, зависимых от короля или герцога, о gaisindi, как называли военные группы в Северной Европе; о людях, известных как aldii (не полностью свободное население на землях, занятых лангобардами, – видимо, потомки исконного римского населения). Каждая группа населения четко различалась по ее вергельду2
  Слово wergild фактически является древнеанглийским, но здесь оно используется для указания этой разновидности штрафа у германских народов.

[Закрыть] – плате, которая должна была производиться в случае убийства убийцей господину убитого или его родственникам. В этих и более поздних законах часто упоминаются лошади, что говорит о важности для лангобардов лошадей. Лошадь со сбруей оценивалась в сумму равную стоимости вергельда двух домашних рабов, и составляла две трети вергельда за свободного лангобарда, стоящего в самом низу социальной лестницы. Большинство погребений лангобардов-мужчин содержит седла и упряжь.


Рис. 1. Часть кольчуги, которая хорошо иллюстрирует процесс изготовления. Чаще использовались простые прямые заклепки

Хотя лангобарды обычно воевали верхом на лошади, временами они действовали как пехота, как под командой Нарсеса при Тагинэ (552), где они создали прочное ядро копейщиков в центре боевого порядка византийского войска. Павел Диакон (ок. 720 – 799, историк лангобардов. – Ред.) писал примерно в 790 году, что лангобарды надевают металлический шлем, lorica или нательные латы, и ocrea, или ножные латы. При раскопках в замке Трозино в Центральной Италии было найдено несколько кусков лат, которые были захвачены лангобардами в 578 году. Среди этих кусков есть нательные латы, которые изготовляли из множества крошечных узких пластин, связанных друг с другом кожаными полосками так, что одна пластина перекрывала соседние. В том же погребении находилось кольцеобразное основание шлема, из которого поднимались полосы, сходившиеся вместе на макушке головы. На самом верху шлема располагался узкий цилиндр, в который вставлялось перо. Также в этой могиле были найдены ручка и умбон щита, меч 92 см длиной, четыре наконечника стрелы, два ножа, наконечник копья в 27,5 см длиной (широкий, похожий на лист) и пара шпор. Другие воины в этом погребении были вооружены не столь роскошно, не было также найдено никаких других следов нательных лат или шлемов, кроме небольшого куска кольчуги. Кольчуга представляла собой гибкий доспех, изготовленный из множества маленьких взаимосвязанных колец из железной проволоки: каждое кольцо проходило через четыре соседних и на конце было соединено маленькими заклепками, проходящими через оба конца куска проволоки, из которой изготовлялось кольцо – там, где концы перекрывались (рис. 1). Кольчуга довольно часто встречается в римских городах, можно наверняка сказать, что в Северной Европе она появилась в III – IV столетиях до н. э., поскольку именно к этому времени относятся жертвенные хранилища в Хьертспринге и Торсберге в Дании. Могила, в которой была обнаружена упомянутая кольчуга лангобардов, содержала, напомним, также меч, нож, остро заточенный наконечник длиной 35 см, умбон и часть железного обода щита.

В могиле в Носера-Умбра второй половины VI или начале VII века было обнаружено кольцеобразное основание шлема, к которому была прикреплена полоса, останавливавшая меч и предохранявшая нос от удара. Более или менее полный шлем этого типа был обнаружен в аварской могиле в Керчи в Крыму, а другой, аналогичной конструкции, был найден в алеманнской (алеманны – одно из германских племен. – Пер.) могиле в Нидерштотцингене в Вюртемберге, юг Германии.

Воины в куполообразных шлемах, облаченные в доспехи до колен и с длинными рукавами, изготовленными из рядов множества узких вертикальных пластин, показаны на позолоченном кольцеобразном основании шлема, найденном около Лукки в Италии. На этом основании шлема написано имя короля лангобардов Агилулфа (590 – 615). Похоже на то, что шлемы изготовлялись из множества пластин в виде сегментов и дополнялись закрывающими щеки пластинами, как на шлеме из Керчи. Султаны, сделанные из лошадиного волоса, развевались на вершине шлема. Воины, имевшие эти шлемы, несли круглые щиты с центральными умбонами.

Умбоны щитов из этих погребений имели железные полусферические или конические чашеобразные части, которые на концах загибались, чтобы можно было прикрепить их к щиту при помощи пяти больших заклепок. Сам щит был изготовлен из дерева и, возможно, покрывался кожей. Рукоять (скоба) располагалась напротив углубления в умбоне, и от нее к концам щита отходили два длинных ремня.

Было обнаружено большое количество копий, в основном с наконечниками в виде широких лавровых листьев или с длинными заостренными треугольными лезвиями, причем в обоих случаях наконечник усиливался центральным ребром. Второй тип наконечника иногда имел короткие крючки или расходящиеся в стороны крылышки. Согласно Павлу Диакону, эти копья были достаточно крепкими, чтобы поднять противника из седла и держать его в воздухе.

Рукояти большинства найденных в могилах Ломбардии мечей с заточенными с двух сторон клинками до наших дней не сохранились, но в относящихся примерно к 600 году могилах в Носера-Умбра в Ломбардии были обнаружены двое ножен с позолотой. Оба меча имели прямые перпендикулярные перекрестья, предохраняющие руку от удара мечом противника, но эти перекрестья были изготовлены из какого-то непрочного материала, который к нашему времени исчез. Форму этих перекрестий, однако, можно представить по золотым пластинам, прикрепленным заклепками выше и ниже каждого перекрестья. Найденные мечи того же часто встречающегося типа из других районов имели перекрестье из дерева или рога, и это перекрестье защищалось аналогичными пластинами. Рог на редкость трудно резать, а целью перекрестья было предохранение руки от соскальзывания на клинок (помимо определенной защиты в бою – от скользящего удара мечом противника и др.). Навершие рукояти служило одновременно и противовесом для клинка, и защитой кисти руки от повреждения концом хвостовика – узкой части клинка неподалеку от рукояти. (Клинок изготовлялся так, что сужался к концу, проходил сквозь рукоять и расклепывался на конце меча; эта расклепанная часть была хвостовиком клинка, от которого требовалось защитить руку; руку защищало так называемое навершие.) Конец узкой части клинка, проходящий внутри рукояти, резко расходился в стороны за полосой навершия рукояти, что фиксировало клинок. Этот конец был скрыт рукоятью, имевшей цилиндрическую форму и прикрепленной заклепками. Рукояти из Носера-Умбра имеют небольшие фиксированные кольца, прикрепленные на одном конце к верхней части рукоятей. Такого рода кольца были развитием обычных колец, аналогичным образом прикреплявшихся к скандинавским рукоятям и другим находкам, обнаруженным в Англии.

Глава 2
ФРАНКИ
Ранние франки

Франки пришли в римскую Галлию из района к северу от Трира, Кельна и Майнца в IV веке поначалу как военные колонисты, или федераты, Римской империи для того, чтобы защищать границу от родственных франкам варварских племен. Позднее они расселялись в Восточной Галлии. (В 451 году франки участвовали на стороне римлян (во главе с Аэцием) в грандиозном сражении на Каталаунских полях, где гунны и их союзники, ведомые Аттилой, были разбиты. – Ред.) К 476 году, когда Западная Римская империя пала, к западу от земель, где расселились франки, оставался последний анклав империи в Галлии, управляемый галло-римскими патрициями из Суасона (так называемое государство Сиагрия). Почти вся Южная Франция вплоть до Луары входила в вестготское королевство, которое на юге простиралось до Гибралтара и занимало почти весь Иберийский (Пиренейский) полуостров, кроме земель басков в западных Пиренеях, кантабров на севере, свевов на территории современных Галисии и Северной Португалии.

Франки представляли собой не привязанную к одному месту группу языческих германских племен, управляемых вождями, утверждавшими, что они происходят от вождя Меровея (отсюда династия Меровингов. – Ред.) (под его руководством и верховным командованием римского полководца Аэция франки сражались в 451 году на Каталаунских полях. – Ред.). Франки были известны коварством и нарушением клятв. Несмотря на продолжительные контакты с римлянами на Рейне и службу в императорской армии, римская культура и римские законы оказали на франков сравнительно малое влияние. Так продолжалось до правления внука Меровея Хлодвига в 481 – 511 годах, когда франки были собраны под властью одного человека. Хлодвиг стал наследником своего отца Хильдерика в возрасте шестнадцати лет и сразу же приступил к делу своей жизни, в 486 году захватив последний осколок империи в Галлии – Суасонскую область. Затем Хлодвиг разбил алеманнов, отбросив их за Рейн. В 507 году он повернул на вестготов, которыми правил король Аларих II – под предлогом защиты католичества от арианской ереси, поскольку сам Хлодвиг к этому времени принял католичество (496). В 507 году в битве при Вуйе (у Пуатье) вестготы были разгромлены, Аларих II пал в бою. Франки вытеснили вестготов из Галлии (кроме Сентимании на юге с городом Нарбон).

Хлодвиг был только одним из великих германских «отцов-основателей», чьи действия оказались успешными, и эти успехи не в последнюю очередь объяснялись тем, что Хлодвиг и его дружина (а затем и народ) были обращены в католичество и таким образом получили религиозные симпатии своих римских подданных, чего не было у готов, лангобардов и вандалов, поскольку все они являлись арианами (лангобарды постепенно склонялись к католичеству). Личный авторитет Хлодвига упрочился в 508 году подарком диадемы и одежд от императора Анастасия, который надеялся сделать Хлодвига своим союзником против остготов в Италии. Это дало власти Хлодвига в глазах его римских подданных в Галлии видимость законности.

Самый ранний из сохранившихся письменный кодекс законов франков, относящийся, по всей видимости, к концу правления Хлодвига, ничего не говорит о военной роли римлян галльского происхождения, но Прокопий в своей «Истории готской войны», написанной во второй половине VI века, утверждает, что в 539 году галло-римские города посылали свои контингенты в армию франков под своими древними знаменами и вооруженными как римляне. По всей видимости, к концу VI века большая часть армии франков состояла из галло-римлян. Бургундские союзники франков в VI столетии имели галло-римского полководца, Евния Муммолия, а к 636 году один из двенадцати герцогов армии франков именовался «римским»; возможно, он был уроженцем Аквитании. Является установленным фактом, что в 605 году главный чиновник королевского двора – а, таким образом, и королевства, – майордом Протадий, был галло-римлянином.

Когда франки впервые осели там, где сейчас находятся Северная Франция и Рейнланд, они, похоже, недалеко ушли от описания германских племен, данного Тацитом около 98 года («Германия»): «Только несколько человек использовали мечи или копья. Копья, которые они несли – framae на их языке, – имели короткие и узкие наконечники, но были столь острыми и удобными в обращении, что то же оружие в случае нужды служило и для ближнего, и для дальнего боя. Всадникам требовались всего лишь копье и меч, но у пехоты были также дротики для метания, по несколько штук на человека; дротики можно было метать на большие расстояния, поскольку пехотинцы были либо обнажены, либо имели легкое облачение из плащей. В их одежде не было ничего показного. Только щиты были раскрашены в разные, тщательно выбранные цвета». Далее Тацит продолжает, что лишь немногие германцы имели нательные доспехи (loricae), «… лишь иногда вы увидите металлический или кожаный шлем (cassis et galea)… Они избирают себе королей по благородству происхождения, вождей по их доблести… Что касается вождей, то их личные качества, а не власть вызывают особое к ним уважение – их энергия, их особенности, их присутствие в первых рядах во время сражения». Когда юноша достигал определенного возраста, его вооружал щитом и копьем один из вождей, отец или родственник. После этого юноша становится способным вступить в военный отряд вождя – либо своего, либо соседнего племени, – где начинал бороться со своими товарищами за право быть в первой шеренге. Для вождя «показателем его власти и звания является свита из лучших юношей… Вождь может получить известность и славу большим числом и знатностью своих спутников не только среди своего собственного народа, но также и в соседних странах».

«На поле битвы для вождя является позором, если его воины превзойдут его в отваге, для воинов является позором, если они в отваге будут уступать вождю. Если воин покидал поле битвы живым, когда его вождь погибал в сражении, это означало пожизненные бесчестье и позор. Защита вождя в ущерб собственному желанию отличиться в бою – вот что на самом деле понималось под «преданностью». Вожди боролись ради победы, воины вождя – ради своего вождя…

Воины очень часто апеллировали к щедрости своих вождей. Это обычно были просьбы «дай мне этого боевого коня» или «дай мне это окровавленное и победоносное копье». Что касается совместных пиров – с обильным, но простым столом, – то это воспринимается, естественно, как плата… Человек обязан продолжать традицию кровной мести так же, как и поддерживать дружеские связи отца и родственников. Но кровная месть не может быть бесконечной. Даже убийство могло быть улажено за определенное количество крупного рогатого скота или овец, после чего семья убитого не имела больше претензий»3
  Mattingly H. Tacitus on Britain and Germany. Penguin Books, 1948. Р. 105, 106, 112 – 113, 118.

[Закрыть].

Свидетельства подобного рода документов и описаний современников позволяют предположить, что к V веку франки мало изменились. (Изменились, и сильно – после службы «федератами», битвы на Каталаунских полях и др. – Ред.)

Сидоний Аполлинарий, епископ Оверни (ок. 430 – 487/488) утверждал: «Франки – рослое племя, они облачены в тесно облегающую одежду. Их талию окружает пояс. Они метают свои топоры и бросают свои копья с большой силой, никогда не промахиваясь мимо цели. Они управляются со своими щитами с большой ловкостью и обрушиваются на противника с такой скоростью, что кажется, что они летят быстрее, чем их пики».

Византийский поэт и историк Агафий Миринейский (536 – 582) в своей «Истории», написанной примерно в 570 году, писал, что вооружение франков было очень простым и они не имели ни нательных доспехов, ни поножей, так что их ноги были закрыты только полотном или кожей. Большинство франкских воинов было с непокрытой головой, а шлемы были редки. Грудь и спина были обнажены до талии. Но Григорий Турский (538 – 594) несколько раз упоминает франков, на которых были нательные доспехи, поскольку граф Лодас сильно поразил его тем, что вошел в церковь полностью вооруженным, в шлеме и доспехах. Он также критически высказался относительно епископов Салония и Сагиттария, которые вооружились не только святым крестом, но также имели шлемы и доспехи (lorica). Агафий продолжает, что франки воевали верхом очень редко и что их национальной традицией было участие в сражении в пешем строю, где они действовали весьма успешно. Император Лев VI в своей «Тактике», возможно цитируя не дошедшую до нас версию «Стратегикона» (ок. 580) (авторство «Стратегикона» долго приписывалось императору Маврикию (582 – 602). Однако позже было доказано, что Маврикий не автор этого трактата. В исторической литературе автора называют Псевдо-Маврикием. – Ред.), пишет, что германские народы несли мечи на наплечном поясе, но некоторые использовали пояс на талии. Агафий пишет, что у франков не было ни луков, ни пращей, ни какого-либо метательного оружия, кроме топоров с двумя лезвиями и такого оружия, как ангон, которым они пользовались очень часто. Судя по описанию Агафия, ангон представлял собой копье средней длины, которое можно было использовать как дротик или как колющее оружие в ближнем бою, как этого требовала обстановка. Большая часть древка была покрыта железом, а наконечник имел зазубрины. Когда ангон бросали и он попадал в цель, наконечник было почти невозможно вынуть из раны из-за его зазубрин, что вело к ужасным ранениям, обычно оказывавшимся смертельными. Если такое копье попадало в щит, оно повисало на нем, а конец копья волочился по земле. Воин, в чей щит вонзился ангон, не мог вытащить его из-за зазубрин, не мог он и перерубить древко из-за того, что «он не мог достать до дерева, поскольку оно было покрыто железом». Когда франкский воин видел противника в таком затруднительном положении, он поспешно ставил ногу на волочащееся древко, лишая тем самым противника возможности прикрывать щитом голову и грудь. После этого, используя столь благоприятную возможность, он убивал своего не защищенного щитом противника либо ударом топора по голове, либо колющим ударом в горло вторым копьем. Прокопий Кесарийский (конец V века – 562), который являлся советником и секретарем византийского полководца Велисария, описывая силы франков, ведомые в Италию Теодебертом I в 539 году, утверждал, что «было всего несколько всадников, и их король держал при себе: только они держали копья. Остальные составляли пехоту, у которой не было ни копий, ни луков; они были вооружены только мечами, щитом и метательными топорами». По его описанию, лезвия топоров были большими, рукояти из дерева и очень короткие.

Хотя как Агафий, так и Прокопий говорят о редкости кавалеристов в армии франков, Notita Dignitatum, относящаяся примерно к 400 году, упоминает два отряда кавалерии франков, получавших жалованье от римлян; один отряд размещался в Египте, второй – в Месопотамии. (То есть в данных двух случаях в армии Восточной Римской империи (в 395 году Римская империя окончательно разделилась на Западную и Восточную). – Ред.) Описывая 507 год, Григорий Турский утверждал, что Хлодвиг, пересекая территорию Тура, чтобы напасть на вестготов, издал строгое приказание, чтобы ни один солдат не брал что-либо на этих землях, кроме воды и фуража, что заставляет предполагать, что в армии Хлодвига были лошади.

Во многих погребениях франков часто встречается копье, которое, по-видимому, и есть описываемый летописцами ангон. Судя по внешнему виду, эта разновидность копья, вероятно, происходит от римского копья пилума. (Пилум использовался аналогично, лишая противника щита. – Ред.) Наконечник с зазубринами изготавливался как единое целое с железной частью древка, составлявшей обычно 80 – 90 см в длину (именно такой вид имел и пилум). Временами эта часть много длиннее и имеет гнездо для короткого деревянного древка. Утверждение Агафия, что древко было сделано из дерева, покрытого железом, не подкрепляется находками из погребений. Наконечник ангона обычно имеет два длинных ряда узких зазубрин.

Второе копье, упомянутое Агафием и описанное Прокопием как оружие конницы, по всей видимости, представляло собой копье с тяжелым наконечником, имевшим форму листа. Копье такого рода встречается в захоронениях вместе с копьем ангоном. Целое копье, найденное в могиле в Оберфлахте, Германия, имело более 2 м в длину.

Полное вооружение вождя франков начала VI века может быть воссоздано по находкам в могиле в Крефельд-Геллепе в Рейнланде. Оно включало, помимо прочего, шлем с пластинами, закрывающими уши. Шею прикрывала кольчуга, созданная, по всей видимости, по восточноримской модели и, скорее всего, привозная, поскольку несколько такого рода кольчуг было найдено за пределами территории франков. Оружие франкского вождя представлено коротким мечом, тяжелым копьем, ангоном, двумя ножами в отдельных ножнах, но на одном крюке, и легким топором (секирой) для метания франциской (франциска могла быть с одним и двумя лезвиями, к ней привязывалась веревка, за которую франкский воин мог подтягивать секиру после метания на близкую дистанцию. – Ред.). Сохранились также остатки ножен для длинного меча, украшенных гранатами. Сохранившиеся железный умбон и ручка (скоба) показывают, что у вождя был еще и щит4
  Pirling R. Germania. XLII. 1964. P. 188 – 216.

[Закрыть].

Куполообразный шлем состоял из шести перевернутых Т-образных секций из бронзы, которые прикреплялись к круглому надбровному обручу по кругу. Ножка каждой Т изгибалась, все ножки встречались на вершине шлема, где соединение закрывалось держателем для пера. Зазоры между Т-образными секциями заполнялись железными пластинами, прикреплявшимися к внутренней части Т-образных секций. Уши воина были прикрыты отдельными пластинами. В погребении сохранились следы кольчуги, которая прикрывала шею и уши, свисая с нижней части шлема. Шлем, по всей видимости, изнутри был выстлан кожей, за эту кожаную основу на подвязках крепилась часть кольчуги, закрывающая уши, причем уши от кольчуги также отделял кусок кожи. Предполагается, что данный тип шлема с его позолотой и декоративно выполненной поверхностью был скорее символом ранга, чем реальным элементом вооружения для битвы. Шлем для маленького мальчика примерно этого же времени, найденный в Кельнском соборе, был сделан целиком из кусков рога; узкие полосы латуни прикрывали места соединения. От шлема осталась часть выстилавшей его ткани, закрывающие щеки пластины из рога и защищающая шею кольчужная сетка. Остальная часть вооружения была такой же, как и в последнем описанном выше погребении. А вот шлем, найденный в Бретценхайме около Майнца, был более прочной конструкции. Его основой были две железных полосы, начинающиеся на вершине шлема и идущие далее вниз для соединения с железным надбровным обручем. Промежутки между полосами были заполнены железными пластинами (шлем был разбит во время Второй мировой войны). Этот тип не имел держателя султана на вершине, что характерно для аналогичных шлемов, изображенных, к примеру, в рукописи, хранящейся в Лейденском университете под кодом Codex Perizoni 17 (рукопись была украшена цветными рисунками в аббатстве Санкт-Галлен примерно в 950 году). В рукописи шлемы имеют несколько разновидностей деталей, защищавших шею, но определенно у них нет каких-либо отдельных частей, защищавших щеки.

iknigi.net

Искусство Войны | Война В Средние Века

Типичный средневековый воин представляется нам крепко сидящим в седле представителем знати, возвышающимся над толпой жалких пехотинцев, набранных из подневольных крестьян. Хотя при этом обычно признают, что немалую роль в боях играли и лучники, в центре внимания всегда остается их господин — рыцарь, определявший судьбу королевств.

Такой взгляд легко объясним. Прежде всего нужно иметь в виду, что именно знатных персон изображали на гобеленах и других произведениях искусства, дошедших до наших дней. Эти персоны желали быть запечатлены в центре событий, и, как правило, их пожелания исполнялись. И действительно, именно знать собирала и вела в бой армии того периода, и именно она давала ход событиям, достойным отображения на гобеленах и миниатюрах в манускриптах.

Но тем не менее военные действия Средневековья вовсе не были одними лишь сшибками бронированной конницы в открытом бою. Такими и вправду были некоторые из сражений, но не они определяли решение стратегических задач. Армии вступали в битвы, чтобы добиться успеха целой кампании, а не победить в отдельном бою. Войны вели для достижения политического или экономического превосходства, а наилучшими способами в таких случаях были походы и захват городов и крепостей.

Под походом воин того времени понимал несколько различных операций, каждая из которых имела свое наименование. Походы устраивали, чтобы тревожить неприятеля и подорвать его уверенность в своих силах. Успешный поход демонстрировал неспособность противника защитить свои земли и подрывал авторитет его правителя.

Наиболее распространенной формой походов являлись набеги. Это были быстротечные и варварские по сути операции, призванные подорвать экономические возможности неприятеля и через это ослабить его политическое и военное влияние. Уничтожение посевов и разграбление деревень настолько снижало плодородие земель, что могло ощущаться па протяжении поколений. Лишая, таким образом, соседа возможности оплачивать содержание войска, правитель повышал собственную безопасность.

Конечно, выступления неприятеля старались прервать на самых ранних этапах — это вело к возникновению мелких стычек, а иногда и к крупным сражениям. Битвы разворачивались и в ситуациях, когда выступившее в поход войско сталкивалось с другим, высланным наперерез.

Целью крупных кампаний был, как правило, захват стратегически важных объектов. И большие, и малые города обычно имели укрепления, и потому требовалось потратить определенное время, чтобы ослабить их оборону и захватить. Это делали в ходе осад, которые могли продолжаться месяцы, а иногда и годы. Как правило, правитель города должен отбить осаждающих — в этом случае сражение могло развернуться как на городских стенах, так и в открытом поле, во время вылазки осажденных.

  • Залповая Стрельба В Средние Века
  • Историческая Перспектива В Средние Века
  • Тяжелый Конник
  • Мамелюки
  • Битва При Ла-Форби, 1244 Г.
  • Историческая Перспектива Кавалерии
  • Легкий Кавалерист
  • Грюнвальд, 1410 Г.
  • Вооружение Кавалериста
  • Клинковое Оружие У Коннного Воина
  • Кавалерийский Бой На Мечах
  • Другое Оружие Кавалерии
  • Артиллерист В Средние Века
  • Кистени Кавалеристов
  • Верблюжья Кавалерия
  • Снаряжение И Доспех Кавалериста
  • Пластинчатый И Полный Доспех У Рыцарей
  • Шлемы У Рыцарей
  • Бувиньи, 1214 Г.
  • Турнирный Рыцарский Доспех
  • Щиты В Средние Века
  • Конский Доспех
  • Подготовка К Сражениям В Средние Века
  • Сапер Или Минер В Средние Века
  • Обучение Владению Оружием В Средние Века
  • Поединок В Средние Века
  • Защита Отрядов Стрелков В Средние Века
  • Мастер Осадного Дела В Средние Века
  • Вооружение, Тактика И Техника В Средние Века
  • Іііато-Гайяр, 1203-1204 Гг.
  • Осада В Средние Века
  • Осажденные Осаждающие
  • Переговоры, Подкуп И Тактические Приемы В Средние Века
  • Действия Застрельщиков В Средние Века
  • Подкопы И Мины В Средние Века
  • Артиллерия До Появления Пороха В Средние Века
  • Огнестрельное Оружие В Средние Века
  • Легкие Орудия В Средние Века
  • Другие Виды Осадного Оружия В Средние Века
  • Сопротивление И Капитуляция В Средние Века
  • Штурм В Средние Века
  • Лиссабон, 1147 Г.
  • Контратака В Средние Века
  • Историческая Перспектива Стрелков В Средние Века
  • Осадные Орудия И Инженеры
  • Халид Он Хилл, 1333 Г.
  • Лучники В Средние Века
  • Арбалетчики В Средние Века
  • Пращники И Метатели Дротиков В Средние Века
  • Конные Лучники В Средние Века
  • Аркебузиры В Средние Века
  • Гуситские Войны, Около 1420 Г.
  • Вооружение Стрелка В Средние Века
  • Луки В Средние Века
  • Арбалеты В Средние Века
  • Тактика И Техника Боя В Средние Века
  • Пращи В Средние Века
  • Огнестрельное Оружие В Средние Века
  • Снаряжение И Доспехи В Средние Века
  • Повседневная Жизнь И Обучение Воинскому Делу
  • Турнирные Правила В Средние Века
  • Тактика И Способы Боя В Средние Века
  • Шереножная Атака В Средние Века
  • Варна, 1444 Г.
  • Атака Клиньями В Средние Века
  • Другие Тактические Приемы В Средние Века
  • Условия Ведения Осад В Средние Века
  • Отступление Или Бегство? Маневры На Поле Боя!
  • Пикеты И Аванпосты В Средние Века
  • Почему Пропали Рыцари?
  • Пехотинцы
  • Историческая Перспектива Пехоты В Средние Века
  • Вооружение Ополченцев В Средние Века
  • Знать, Профессиональные Воины И Вооруженные Крестьяне
  • Хускарлы В Средние Века
  • Стэмфорд-Бридж, 1066 Г.
  • Пеший Рыцарь В Средние Века
  • Азенкур, 1415 Г.
  • «Мастера Меча» В Средние Века
  • Копейщик И Пикинер В Средние Века
  • Баннокберн, 1314 Г.
  • Топоры, Алебарды И Совни В Средние Века
  • Оружие: Мечи И Кинжалы В Средние Века
  • Древковое Оружие В Средние Века
  • Пики И Алебарды В Средние Века
  • Снаряжение И Доспех В Средние Века
  • Щиты В Средние Века
  • Чудское Озеро, 1242 Г. В Средние Века
  • Жизнь И Воинское Учение В Средние Века
  • Обучение (Воинов) Пехотинцев В Средние Века
  • Раны И Лечение В Средние Века
  • Брюкеберг, 1471 Г.
  • Тактика И Техника Боя В Средние Века
  • Оборонительная Тактика В Средние Века
  • Тактика В Наступлении В Средние Века
  • Дополнительные Обязанности Пехоты
  • Иерусалим, 1099 Г.
  • Стрелки
  • Креси, 1346 Г.
  • Слейс, 1340 Г.
  • Искусство Верховой Езды В Средние Века
  • Как Становились Рыцарями В Средние Века
  • Из Оруженосцев В Рыцари В Средние Века
  • Обязанности Рыцаря В Средние Века
  • Турнир В Средние Века
  • Осадное Дело
  • Построение И Тактика
  • Арсуф, 1191
  • Конные Воины
  • Пушкарь Или Бомбардир В Средние Века
  • Xappah, 1104 Г.
  • Сержанты В Средние Века
  • Дротики В Средние Века
  • Конный Рыцарь
  • Снаряжение Кавалериста
  • Командование И Контроль Конницой
  • Гастингс, 1066 Г.
  • Геральдические Знаки И Одеяния
  • Рыцарь-Христианин В Средние Века
  • Наемник-Кондотьер
  • altpp.ru

    Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов (А. В. Норман, 2008)

    Охраняется Законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.

    Убийство cв. Томаса Бекета, из Латинской псалтири, созданной в Англии примерно в 1200 г. Два шлема имеют защиту лица. Код хранения – Herley Ms. 5102, f. 32. (Воспроизводится по разрешению попечителей Британского музея.)

    Моим крестным дочерям Линнет и Джоанне и моей племяннице Джоанне

    Военная система на большей части территории Западной Европы в XII – XIII веках была феодальной; это означает, что она основывалась на владении землей в обмен на военную службу господину. Владелец земли жил за счет сельскохозяйственного труда (барщина) и продуктов (оброк) своих крестьян (мог быть также и денежный оброк). За это феодал защищал своих крестьян от набегов, оборонял королевство во время войны, а также осуществлял правосудие в пределах своих владений. Существовало три важных элемента феодальной организации. Во-первых, это были графы, которые поначалу являлись королевскими должностными лицами в данном районе; во-вторых, это были рыцари, защищенные латами кавалеристы, из которых формировался костяк любой феодальной армии; и, в-третьих, замок. Замки в данной книге не рассматриваются и упоминаются только в связи с гарнизонной службой рыцарей в замках своих сеньоров.

    Данная система развивалась очень неровно. К примеру, она получила большее развитие во Франции, чем в Германии, в то время как в Скандинавии существовали лишь некоторые ее черты, тогда как другие отсутствовали. Произошла эта система от племенной военной системы германских варваров, вторгшихся в свое время в Римскую империю, а также от традиций римской военной организации, которые сохранились, к примеру, в городах Франции и Италии. Через много лет после распада Римской империи ее авторитет был все еще высоким и оказывал значительное воздействие на образ мысли тех, кто жил на ее бывших территориях. (Тем более что сохранялась Восточная Римская империя со столицей в Константинополе. – Ред.)

    Необходимость защищать границы больших стран, таких как государство Карла Великого, во времена, когда любые путешествия были медленными, а результат их непредсказуем и когда централизованная власть только зарождалась, привела к назначению королевских наместников, называемых графами. Эти люди имели значительную власть, позволявшую им организовать оборону своих районов. Во времена большой войны графы были обязаны являться в королевскую армию со своим отрядом. Позднее, при слабых преемниках Карла Великого, институт графов и владение ими землей стали наследственными.

    Рыцарство, чей кодекс поведения управлял жизнью средневековой аристократии от самого короля до рыцаря (самый мелкий дворянский титул, ниже баронета. – Пер.) с определенными понятиями чести и доблести, появилось от синтеза кротких идеалов христианства и военных обычаев варваров темных германских лесов (далеко не только германских лесов, но также иранцев (сарматов, аланов), кельтов и славян. – Ред.). Церковь освящала клятву верности сеньору, которая имела происхождением клятву верности вождю германского (или иного. – Ред.) военного отряда. Церковь смогла направить буйную и воинственную энергию западного рыцарства в великие предприятия по освобождению Святой земли от мусульман, что было во многих отношениях главной задачей начала Средневековья. В первой части этой книги я попытался описать элементы, из которых развились феодализм и рыцарство, организацию и идеалы германских племен, а также их вооружение. Вторая часть имеет дело с организацией, вооружением, обучением и идеалами рыцарства и сопровождавших их солдат в период заката феодализма, когда рыцари превратились в обыкновенных наемников.

    Книга, призванная описать историю значительной части Европы сравнительно большого периода времени, не может быть написана без помощи и совета друзей и коллег, поскольку фактов слишком много, чтобы их все можно было обработать одному. Было бы большой неблагодарностью не упомянуть тех, кто посвятил много своего времени помощи. Я очень благодарен миссис Лесли И. Вебстер, помощнице хранителя отдела британских и средневековых древностей в Британском музее, за просмотр в рукописи разделов, посвященных франкам, викингам и саксам, и за множество очень полезных предложений; господину И.Х.Х. Арчибальду, заместителю начальника Отдела картин в Национальном морском музее в Гринвиче, за советы по поводу кораблей; мисс Аманде Томлинсон из Библиотеки Конвея в Институте искусств Куртолда в Лондонском университете и мисс Алисон Стоунс, которая ныне работает в Отделе истории искусств в Университете Миннесоты, за советы по поводу датировки рукописей; господину Дону Поттингеру, служащему в коллегии герольдии «Единорог», за разрешение повторно использовать его рисунки, первоначально подготовленные для нашей книги «От воинов к солдатам» (в американском издании название было «История войны и оружия, 1449 – 1660»).

    Есть два человека, которым я особо благодарен: моей жене, Кэтрин Бэрн, за ее терпение и доброту при чтении и исправлении моих рукописей, а также за множество предложений по улучшению их и господину Клоду Блэру, заместителю хранителя отдела металлических изделий в Музее Виктории и Альберта, за то, что он также прочел мою рукопись – критически, но благожелательно – и предоставил мне информацию о полезных литературных источниках с материалами о дошедших до наших времен образцах вооружения.

    Миссис Хильда Р.И. Дэвидсон была столь добра, что позволила мне цитировать свою бесценную книгу «Меч в англосаксонской Англии», абзац с описанием мечей, посланных Варни императору Теодориху. Издательство «Пэнгвин Бук» также весьма любезно позволило мне использовать цитаты из Х. Мэттингли «Тацит о Британии и Германии» и из М.Р.Б. Шоу «Жуанвиль и Виллардуэн: хроники Крестовых походов». Я весьма благодарен доктору Р. Аллену Брауну за то, что он привлек мое внимание к абзацу в книге Роберта Вайса «Роман о Ру», описывающему высадку норманнов в Певенси.

    kartaslov.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *