Northrop Grumman B-2 Spirit

Автор: AVIATION WEEK & SPACE TECHNOLOGY

Категории: Военная авиация

Стратегический бомбардировщик

  Стратегический бомбардировщик В-2 относится к третьему поколению американских малозаметных самолетов Первое представляет Локхид SR-71, второе — Локхид F-117, четвертое — Макдоннелл-Дуглас А-12, пятое — истребители Нортроп YF-23 и Локхид YF-22. В-2, не является «невидимкой», потому что существуют системы, способные его обнаружить. Но все же малая заметность самолета обеспечивает высокую вероятность его выживания в боевых условиях.

   В-2 выполнен по схеме «летающее крыло» и не имеет вертикального оперения. Функцию рулей направления выполняют расщепляющиеся щитки, установленные на концах крыла. Планер самолета построен в основном из титановых и алюминиевых сплавов с широким применением углепластиков с бисмалеимидной и полиамидной матрицами, обладающими повышенной теплостойкостью по сравнению с эпоксидными связующими. Основным несущим компонентом конструкции служит однолонжеронный титановый кессон, расположенный в передней центральной части корпуса и в примыкающих промежуточных секциях, к которым крепятся углепластиковые консоли крыла, не имеющие сужения.

   Толщина монолитных титановых панелей кессона достигает 23 мм. Ряд титановых элементов изготовлен с применением сверхпластического формования и диффузионной сварки. Некоторые титановые панели обшивки — самые длинномерные в американской авиации. Например, панели промежуточных секций корпуса в зоне отсеков двигателей имеют размеры 0,31х3,66 м, в три раза большие по сравнению с ранее применявшимися. Консоли крыла, равные 19,8 м, — небывало длинномерные композитные конструкции.

   Форма В-2 в плане образована 12 прямыми линиями, что позволяет сконцентрировать все отражения в горизонтальной плоскости в нескольких основных узких секторах. Используется «четырехлепестковая» схема: параллельные передние и задние кромки корпуса и кромки люков, створок ниш шасси и отсеков двигателей, а также обечаек воздухозаборников формируют Х-образно расположенные четыре основных сектора отражения (по два сектора с передней и задней полусфер). С боковых и фронтальных ракурсов самолет практически не имеет прямых линий и плоских поверхностей. Носок крыла имеет внутреннюю шиловидную радиопоглощающую конструкцию с сотовым заполнителем, используются радиопоглощающие покрытия. Передняя кромка корпуса острая, без изломов, ее стреловидность — 33°. Задняя кромка имеет форму двойного W, внешняя точка излома находится примерно на полуразмахе. Крыло имеет сверхкритический профиль.

   Четыре двигателя установлены попарно по обеим сторонам центральной части корпуса рядом с бомбоотсеками. Для уменьшения радиолокационной заметности сопла двигателей выполнены плоскими. Этому же способствует организация изотропного рассеяния падающих волн благодаря плавному сопряжению элементов конструкции и минимальному числу выступающих элементов. Щели на внешних поверхностях тщательно заделываются, а двигатели и вооружение имеют внутреннее расположение.

   Экипаж — два человека, размещающихся в герметической кабине. Рабочее место каждого оснащено полным комплектом органов управления. В кабину поднимаются по складной лестнице через отсек передней стойки шасси. В отсеке шасси находится кнопка запуска двигателей и включения основных бортовых систем, использующихся при взлете по тревоге. Остекление кабины из четырех многосло

www.metaljournal.com.ua

Northrop B-2 Spirit — это… Что такое Northrop B-2 Spirit?

Нортроп B-2 «Спирит» (англ. Northrop B-2 Spirit) — американский тяжёлый малозаметный стратегический бомбардировщик, разработанный компанией Northrop Grumman.

Предназначен для прорыва плотной ПВО и доставки обычного или ядерного оружия. Для обеспечения малозаметности широко использованы стелс-технологии: самолёт покрыт радиопоглощающими материалами, создан по аэродинамической схеме «летающее крыло», реактивные струи двигателей экранируются

[2][3]. Точное значение ЭПР для B-2 не сообщается, по разным оценкам, это величина от 0,0014[4] до 0,1 м²[3]

История создания

Проект «ATB»

Создание тяжелого бомбардировщика началось в 1979 году по программе «Advanced Technology Bomber» (ATB). Холодная война шла полным ходом, и в ходе предвыборной кампании в 1979—1980 годах Рональд Рейган обещал восстановление американских вооруженных сил. 22 августа 1980 года министерство обороны США открыто объявило, что ведутся работы по созданию перспективных малозаметных самолетов, включая проект «ATB».

После оценки проектов, конкурс ATB был сокращен до двух команд — Northrop/Boeing и Lockheed/Rockwell, каждая команда получила контракт на дальнейшие исследования. Проект «ATB» финансировался под кодовым названием «Aurora». 20 октября 1981 год команда Northrop/Boeing была определена победителем в конкурсе проектов.

Проект Northrop получил обозначение B-2 с именем «Spirit». Дизайн самолета был изменен в середине 80-х годов, что задержало первый полет на два года и заставило потратить еще 1 млрд долларов США на программу разработки. К 1989 году на разработку бомбардировщика было потрачено в общей сложности 23 млрд долларов США.

Впервые B-2 был показан общественности 22 ноября 1988 года на заводе ВВС № 42 в Палмдейле, Калифорния, где он и был собран. Первый публичный полет состоялся 17 июля 1989 года.

Производство

Всего построен 21 самолёт B-2.[5] Почти все они названы в честь американских штатов[6][7][8].

Бортовой номерСобственное имяПринят на вооружениеПримечания
82-1066Дух Америки14 июля 2000 годаПрототип. Совершил первый полёт 17 июля 1989 года.
82-1067Дух Аризоны4 декабря 1997 года
82-1068Дух Нью-Йорка10 декабря 1997 года
82-1069Дух Индианы22 мая 1999 года
82-1070Дух Огайо18 июля 1997 года
82-1071Дух Миссисипи23 мая 1997 года
88-0328Дух Техаса21 августа 1994 года
88-0329Дух Миссури31 марта 1994 годаПервый B-2, принятый на вооружение.
88-0330Дух Калифорнии17 августа 1994 года
88-0331Дух Южной Каролины30 декабря 1994 года
88-0332Дух Вашингтона29 октбря 1994 годаСерьёзно поврежден в пожаре.
89-0127 Дух Канзаса17 февраля 1995 годаРазбился 23 февраля 2008 года. См. Авиакатастрофа на Гуаме
89-0128Дух Небраски28 июня 1995 года
89-0129Дух Джорджии14 ноября 1995 года
90-0040Дух Аляски24 января 1996 года
90-0041Дух Гавайев10 января 1996 года
92-0700Дух Флориды3 июля 1996 года
93-1085Дух Оклахомы15 мая 1996 года
93-1086Дух Китти Хоука30 августа 1996 годаНазван в честь родины Братьев Райт и представляет штат Северная Каролина.
93-1087Дух Пенсильвании5 августа 1997 года
93-1088Дух Луизианы10 ноября 1997 года

Модернизации

General Electric F118-GE-100
  • В 2008 году Конгрессом США была профинансирована программа модернизации систем управления вооружением для поражения движущихся наземных целей.[9]
  • 29 декабря 2008 года был подписан контракт на модернизацию радиолокационных систем B-2. В ходе модернизации радиолокационные системы были переведены на другой частотный диапазон. Контракт обошелся США приблизительно в 468 млн долларов.[10][11]22 июня 2009 года стало известно, что все B-2 прошли модернизацию до «второй ревизии», которая предусматривала улучшение возможностей БРЛС.
  • 28 апреля 2009 года было объявлено, что модернизированный B-2 может нести до 13500 кг полезной нагрузки в каждом отсеке.[12]
  • В начале 2010 года компания Northrop Grumman объявила о завершении расчетов, которые позволят устранить неполадку B-2 Spirit, регулярно возникающую на протяжении последних 20 лет. Неполадка заключается в растрескивании металлической панели, находящейся между двигателями и прикрывающей композитный каркас от раскаленной реактивной струи. Проблема была вызвана усталостью металла, которая проявлялась из-за воздействия высоких температур, а также вибраций, возникающих во время работы силовых установок. Справиться с неполадкой Northrop Grumman планирует за счет применения новых материалов, а также внесения небольших изменений в конструкцию хвостовой части B-2. Модернизация действующих бомбардировщиков в составе ВВС США будет недорогой и не потребует проведения значительных работ по изменению конструкции
    [13]
  • 4 апреля 2012 года, завешились испытания B-2 с модернизированным программным обеспечением, навигационными и коммуникационными системи, разработанных по программе The Extremely High Frequency (EHF) Increment 1. В ходе испытаний, B-2 выполнили ряд полетов на Северный полюс и обратно. Целью перелетов была проверка модернизированного бомбардировщика, на возможность совершать полеты на большой высоте в суровых климатических условиях. После совершенного полета на Северный полюс бомбардировщик сбросил четыре учебных свободнопадающих бомбы BDU-38. Сброс боеприпасов и испытания в целом, были признаны успешными.
    [14]
  • 24 сентября 2012 года Northrop Grumman объявила о завершении модернизации бомбардировщиков B-2, в рамках которой на самолеты были установлены новые БРЛС AN/APQ-181 с АФАР. Стоимость модернизации, заказанной ВВС США в 2008 году, составила около $468 млн. На самолёты также было установлено новое бортовое оборудование и системы связи. Благодаря модернизации бомбардировщики получили доступ к единой боевой информационно-управляющей системе Пентагона.[15]

Стоимость

B-2 является самым дорогим самолётом в мире (и, вероятно, самым дорогим самолётом в истории авиации). На 1998 год стоимость одного B-2 без учёта НИОКР составляла 1,157 млрд долларов[16]. Стоимость всей программы B-2 на 1997 год оценивалась почти в 45 млрд долларов; таким образом, с учётом НИОКР стоимость одной машины на тот момент достигала 2,1 млрд долларов[17].

По утверждению ВВС США и производителей, высокая стоимость самолета главным образом обусловлена сокращением его закупок. В связи с распадом СССР, из первоначально запланированных 132 бомбардировщиков, за все время производства было закуплено всего 20 единиц. [18]

Боевое применение

Сброс бомб Mk 82 во время учений в Тихом Океане недалеко от Пойнт Мугу (Калифорния)
  • Первый случай боевого применения имел место во время операции НАТО в Югославии в 1999 г. На цели было сброшено более 600 высокоточных бомб (JDAM), которые также были применены впервые[19]. При этом B-2 совершали беспосадочный перелет с базы ВВС «Уайтмэн» в шт. Миссури в Косово и обратно.
  • В последующие годы B-2 применялись в войнах в Ираке и Афганистане. С дозаправкой в воздухе B-2 совершил один из самых длинных своих боевых вылетов, взлетев с авиабазы «Уайтмэн» в штате Миссури, выполнив боевую задачу и вернувшись на родную базу.[16]
  • Во время военной операции «Иракская свобода» в 2003 г., B-2 совершали боевые вылеты с атолла Диего Гарсиа и другой «передовой базы», название которой не разглашалось. С двух этих позиций было совершено 22 боевых вылета. С авиабазы Уайтмен было совершено 27 боевых вылетов. В ходе 49 вылетов было сброшено более 300 тонн боеприпасов. Продолжительность боевых вылетов составила более 30 часов. Во время одного из вылетов B-2 оставался в воздухе без посадки в течение 50 часов.[16]
  • 19 марта 2011 года, во время военной операции «Одиссея. Рассвет», с базы ВВС Уайтмен штат Миссури были подняты три B-2 ВВС США. Совместно с двумя бомбардировщиками B-1B из Южной Дакоты они были направлены в Ливию. За время всей операции B-2 уничтожили 45, а B-1B 105 целей. Среди которых были склады вооружений, объекты ПВО, командно-контрольные пункты, объекты обслуживания авиационной и прочей военной техники. [20][21]

Сообщения о сбитых B-2 во время войны в Югославии

По мнению аргентинского журналиста Диего Зампини, в ходе военной операции НАТО в Югославии (1999) были сбиты два самолёта B-2: первый (88-0329, «Дух Миссури») сбит 20 мая над пригородом Белграда ЗРК С-300П, второй (88-0332, «Дух Вашингтона») подбит 1 июня и упал в Хорватии[22].

По мнению Зампини, системы С-300П были поставлены в Югославию в обход международного эмбарго по приказу премьер-министра России, В. С. Черномырдина. Отсутствие официальных заявлений со стороны югославского руководства Д. Зампини объясняет соображениями секретности и инструкциями В. С. Черномырдина[22]:

подобное заявление сделало бы очевидной возможность русских нейтрализовать современные американские бомбардировщики, поэтому Милошевич, получивший соответствующие инструкции от Черномырдина, замолчал факт уничтожения четырех американских самолетов.

Это сообщение ставится под сомнение рядом экспертов. Так, во время операции НАТО сербская сторона вообще не обладала системами С-300[23]. Фотографии российских военнослужащих в сербской форме возле комплекса С-300 в 1998 году были сняты в Подмосковье и «случайно» представлены огласке для дезинформации противника о системах ПВО Югославии[24].

Американская сторона потерю вышеуказанных бомбардировщиков не признала. Существуют также свидетельства, подтверждающие, что самолёты с указанными бортовыми номерами продолжали эксплуатироваться после 1999 года. В частности, «Дух Миссури» был сфотографирован во время военной операции коалиционных сил в Ираке в 2003 году[25], а в 2004 году на нём впервые совершил полёт полностью женский экипаж[26]. «Дух Вашингтона» сфотографирован на авиабазе Уайтмэн в 2008 году[27] и на нескольких других авиабазах в 2006—2007 годах[28].

Потери

По официальным данным США к 2010 году в небоевом происшествии был потерян один бомбардировщик B-2. 23 февраля 2008 года самолёт B-2 (серийный номер 89-0127, «Дух Канзаса») потерпел крушение у берегов тихоокеанского острова Гуам на американской военной базе Андерсен. Это был первый случай крушения самолёта этого типа. Двум пилотам удалось катапультироваться.[29] После аварии полёты всех самолётов этого типа были приостановлены. В конце апреля 2008 года полёты были возобновлены.[30]

Комиссия по расследованию пришла к выводу, что причиной аварии стала халатность наземного персонала, не включившего обогрев приёмника воздушного давления для удаления скопившегося в нём конденсата[31]. Из-за этого система управления самолёта получала завышенное значение скорости и преждевременно дала команду на отрыв от земли. Действия экипажа признаны правильными, других отклонений от штатного режима в работе бортовых систем не выявлено, а моделирование ситуации на тренажёре показало, что спасти самолёт было невозможно.[31]

Лётно-технические характеристики

Габаритный чертёж бомбардировщика B-2

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 20,90 м
  • Размах крыла: 52,12 м
  • Высота: 5,10 м
  • Площадь крыла: 460 м²
  • Масса:
    • пустого: 71700 кг
    • нормальная взлётная масса: 152600 кг
    • максимальная взлетная масса: 171000 кг
    • масса топлива: 73000 кг
    • масса полезной нагрузки: до 22730 кг (до 27000 кг после модернизации [12])
  • Нагрузка на крыло:
    • при максимальной взлётной массе: 372 кг/м²
    • при нормальной взлётной массе: 332 кг/м²
  • Двигатель:
  • Тяговооружённость:
    • при нормальной взлётной массе: 0,20 кгс/кг
    • при максимальной взлётной массе: 0,18 кгс/кг

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 1010 км/ч (1 М)
  • Крейсерская скорость: 775 км/ч (0,73 М)
  • Дальность полета:
    • максимальная: 11100 км
    • боевой радиус: 5300 км
  • Продолжительность полёта: до 6,5 ч
  • Практический потолок: 15000 м
  • ЭПР: по некоторым данным, от ~0,0014 до ~0,1 м²

Вооружение

  • Боевая нагрузка: до 22 730 кг (до 27 000 кг после модернизации[12])
  • Ядерное оружие: 16 х В61-11 (340 килотонн) или 16 х B83 (1,1 мегатонн) или 16 х AGM-129 ACM или 16 х AGM-131 SRAM II
  • Обычные бомбы: 80 х Mk.82 или 16 х Mk.84 или 36 кассетных бомб х CBU-87/CBU-89 GATOR
  • Высокоточное оружие: 8 х GBU-27 или AGM-154 JSOW или 12 х JDAM
  • Крылатые ракеты: 16 х AGM-158 JASSM[32]

Галерея

На вооружении

 США

Примечания

  1. 1 2 B-2 Bomber: Cost and Operational Issues (Letter Report, 08/14/97, GAO/NSIAD-97-181)
  2. PART 1 — GENERAL
  3. 1 2 PASSIVE MULTISTATIC RADARS IN ANTI-STEALTH AIR DEFENCE. By Lieutenant Colonel Paul E. Hudson, BSc, CD1  (англ.)
  4. B-2A Spirit
  5. «Air Force names final B-2 bomber ‘Spirit of America’.» fas.org, 14 July 200. Retrieved 16 June 2010.
  6. B-2 Spirit (fas.org)
  7. Pace 1999, p. Appendix.
  8. «B-2.» fas.org. Retrieved 16 June 2010.
  9. «Northrop Grumman Adding Mobile Targets to B-2 Bomber Capabilities.» Northrop Grumman, 7 February 2008. Retrieved: 13 September 2009.
  10. «B-2 radar modernization program contract awarded.» US Air Force, 30 December 2008. Retrieved: 13 September 2009.
  11. «USAF Awards B-2 Radar Upgrade Production.» Aviation Week, 30 December 2008. Retrieved: 13 September 2009.
  12. 1 2 3 Mayer, Daryl. Northrop Grumman and USAF Verify Proper Fit of 30,000lb Penetrator Weapon on B-2 Bomber defpro.com, 22 July 2009. Retrieved: 13 September 2009.
  13. Бомбардировщик B-2 избавят от 20-летней неполадки
  14. Бомбардировщик B-2 завершил испытания над Северным полюсом
  15. Бомбардировщики B-2 получили новые радары
  16. 1 2 3 B-2 SPIRIT (af.mil)
  17. B-2 Bomber: Cost and Operational Issues (Letter Report, 08/14/97, GAO/NSIAD-97-181)
  18. GlobalSecurity.org — B-2 Production  (англ.).
  19. Myers, Dominique (2002), ««Acquisition Reform-Inside The Silver Bullet»», Acquisition Review Journal Т. IX, no. 2 (Fall 2002): 312–322, <http://www.dau.mil/pubs/arq/2002arq/MyersFL02.pdf>. Проверено 1 сентября 2007. 
  20. Air Force Magazine — Bombers over Libia  (англ.). Архивировано из первоисточника 3 июня 2012.
  21. Wired Magazine — Two Bombers, 24 Hours, 100 Libyan Targets Destroyed  (англ.). Архивировано из первоисточника 3 июня 2012.
  22. 1 2 Д. Зампини «Рыцари короля Лазаря» (artofwar.ru)
  23. Что будет с Косово и Сербией
  24. ПОДВОДНЫЙ С-300 В СТЕПЯХ СЕРБИИ
  25. Обложка журнала Air Force Civil Engineer (Vol. 11, № 4, 2003) и подпись к фотографии на с. 3.
  26. См. 1988 USAF Serial Numbers
  27. Target Lock: B-2 : Production  (Проверено 28 мая 2009)
  28. Photo Search Results | Airliners.net
  29. ВЗГЛЯД / Разбился уникальный самолет
  30. Лента новостей — PDA.AVIA.RU — Авиационные новости
  31. 1 2 23 февраля 2008 года: капельки воды привели к трагедии
  32. Northrop Grumman — B-2 Spirit Weapons  (англ.). Архивировано из первоисточника 3 июня 2012.
  33. B-2 SPIRIT

Литература и источники

  • В. Юрцев. Новый американский бомбардировщик // «Зарубежное военное обозрение», № 2, 1987. стр.93

Ссылки

См. также

dic.academic.ru

Northrop B-2 Spirit: фото

По внешнему виду Нортроп Б-2 Спирит напоминает фантастическую летательную конструкцию, сошедшую с экрана какого-то шедевра голливудского искусства. Но это лишь первое впечатление, а на самом деле Б-2 Спирит причислен к категории самых мощных воздушных судов, оснащенных целым арсеналом боевого и ядерного оружия. Впервые мир увидел эту машину практически в конце Холодной войны, однако этому событию предшествовало логичное начало.

Northrop B-2 Spirit

Исторические моменты и этапы разработки

Ядерная эра стала толчком для решения вопроса, связанного с разработкой авиасудов обладающих максимальными возможностями. Американские авиаконструкторы пристально следили за разработками других стран, тщательно анализировали информацию и учитывали в своих планах. Их основной задачей являлось создание такой модели, которая могла бы не только незаметно долететь до территории противника, но и нанести сокрушающий удар путем применения ядерного оружия, находящегося на ее борту.

По сути, самый разгар разработки выпал на период Холодной войны, а точнее, на 1979 год. К процессу были привлечены известные американские гиганты авиакосмической промышленности, которые предложили вариант с наличием пониженной радиолокационной заметности. Это был стратегический бомбардировщик, получивший первоначальное название В2-Спирит. Свое полное название он получил в честь основателя и опытного авиаконструктора Джека Нортропа.

Эта летательная конструкция создавалась на основании схемы, именуемой «летающим крылом», что являлось отличительной чертой от предшествующих стратегических моделей. К сожалению, главный разработчик и вдохновитель так и не увидел, как его «детище» взмыло в воздух.

Нортроп Б-2 Спирит

Основополагающие концепции, особенности и характеристики

Изначально процесс создания основывался на так называемой концепции «невидимки», проще говоря — использование нестандартных аэродинамических свойств что давало возможность бомбардировщику быть практически незаметным для радаров любой мощности обнаружения.

После войны во Вьетнаме была начала программа «Стэлс», которая ориентирована на разработку самолетов с минимальной радиолокационной заметностью. Акцент делался на поиск такой конструкции, которая способна отражать такого рода сигналы за счет использования материалов радиопоглощающего характера.

В процессе работы над Northrop B-2 Spirit инженеры-конструкторы пришли к выводу, что для соответствия таким требованиям у авиамашины должны отсутствовать выступающие части, киль, а вот фюзеляж необходимо сделать так, чтобы он плавно переходил к крыльям. В итоге цель была достигнута, и В-2 (бомбардировщик третьего поколения «Стэлс») наконец-то увидел мир.

Его характеристики такие же оригинальные, как и внешний вид:

  • имеет скругленно-обтекаемую форму;
  • вертикальное «оперение» полностью отсутствует;
  • как и было указано в требованиях, модель не имеет деталей, выступающих над основной поверхностью;
  • двигательная установка, вооружение и также топливная система располагаются внутри главного корпуса;
  • в производстве применялись в большинстве своем композитные материалы, сам корпус вскрыт особенным составом, имеющим аббревиатуру в виде RAM. Также использованы разные виды углепластика, которые способны поглощать даже самые сильные радиоволны;
  • частично кабина и фонари, расположенные на ней вскрыты слоем золота, что также позволяет рассеивать сигналы, поступающие от радарных систем, а также защищать экипаж от воздействия светового излучения, вызванного ядерным взрывом (детальное изображение можно увидеть на фото).

Самолет Б-2 Спирит в разрезе

Касаемо особенностей самолета Б-2 Спирит можно сказать следующее: в нем учтено все для достижения поставленных целей, связанных с нанесением ядерного удара и защиты своих территорий:

  • присутствует система, охлаждающая образующиеся газы выхлопа и одновременно уменьшающая его заметность;
  • оснащен мощной авионикой, в состав которой входит система навигации (два блока – инерциальный и астроинерциальный), которая обеспечивает бесперебойную спутниковую связь и ориентацию разведывательного характера;
  • установлена многофункциональная система управления, позволяющая бомбардировщику находясь на малых высотах огибать сложно-рельефные места, картографировать и сканировать местность на протяжении около 240 км;
  • показатель радиуса боевой деятельности составляет почти 5.6 тыс. км;
  • подыматься может на максимальную высоту до 12.5 тыс. км. с максимальной скоростью на высоте около 1 тыс. км/час, с крейсерской почти 850 км/час.

Эти гиганты за весь период эксплуатации использовались Америкой во всех крупных войнах, но самое примечательное, что ни одна авиамашина не была сбита.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

samoleting.ru

B-2 Спирит — Википедија, слободна енциклопедија

Из Википедије, слободне енциклопедије

Иди на навигацију Иди на претрагу
B-2 Спирит

B-2 Спирит
Опште
НаменаБомбардер
Посада2-3 члана
Земља порекла САД
ПроизвођачНортроп-Граман
Први лет17. јул 1989.
Уведен у употребуаприл 1997.
Први корисникАмеричко ратно ваздухопловство
Број примерака21[1][2]
Димензије
Дужина20,90 m
Размах крила52,40 m
Висина5,45 m
Површина крила464,50 m²
Маса
Празан56 700 kg
Нормална полетна168 435 kg
Макс. тежина при узлетању181 500 kg
Погон
Турбо-млазни мотор4 x General Electric F118-GE-100
Потисак ТММ4 x 77 kN
Перформансе
Брзина крстарења850 km/h
Макс. брзина на Hopt1010 km/h
Макс. брзина на H=0880 km/h
Тактички радијус кретања5560 km
Долет11100 km
Плафон лета12500 m

B-2 Спи

sr.wikipedia.org

Спирит Б-2 в небе Югославии во время войны на Балканах


НА ГЛАВНУЮ


Преступная операция «Решительная сила» — атака США и НАТО на Югославию









Самолет за миллиард долларов воевал осторожно

Стратегические бомбардировщики «большая дубинка Америки» – применялись во всех сколько-нибудь значимых вооруженных конфликтах с участием США — в Коре, Вьетнаме, Ираке… Не стала исключение и Югославия, где впервые после 1945 года были задействованы все типы имеющихся на вооружении ВВС США стратегических самолетов. Боевые действия на Балканах положили начало использованию малозаметных стратегических бомбардировщиков Нортрс Грумман В-2А «Спирит». В отличие от двух других машин данного класса ВВС США — Рокуэлл В-1В «Лансер» и Боинг В-52Н «Стратофортресс», базировавшихся в Великобритнии, самолеты В-2А совершали полеты с американской авиабазы Уайтмен (шт. Миссури).

К участию в боевых действиях было привлечено шесть из девяти боеготовых самолетов В-2А варианта Block 30 (т.е. в окончательной конфигурации, способных применять все типы «штатного» вооружения и нести полный комплект «наступательного» и «оборонительного» БРЭО). Остальные три самолета В-2А Вlock 30 находились в ремонте или были задействованы в программах летных испытаний. Уже в течение первых суток удары по Сербии нанесли два самолета В-2А.

Об интенсивности использования бомбардировщиков этого типа можно судить по словам бригадного генерала Л. Барниджа — командира 509-го бомбардировочного авиакрыла. По его утверждению, к 1 мая самолеты «Спирит» выполнили более 40 боевых вылетов, сбросив более 500 900 килограммовых корректируемых авиабомб. Таким образом, боевая загрузка одного самолета составляла в среднем 12-13 КАБ, тогда как штатная загрузка бомбардировщика В-2А — 16 высокоточных боеприпасов (по восемь на двух многопозиционных барабанных держателях).

Хотя бомбардировщики «Спирит» выполнили лишь 50 боевых вылетов (0,17% от всего числа боевых вылетов авиации НАТО), они сбросили почти 11% всех использованных в этой войне авиационных боеприпасов. Основным оружием самолетов В-2А в ходе балканского конфликта были новейшие (официально еще не принятые на вооружение) корректируемые авиабомбы с инерциально — спутниковым автономным наведением GBU-31 типа JDAM (калибр 900 кг). Бомбометание выполнялось с высот порядка 12 км.

Самолеты подходили к цели зигзагом, несколько раз кратковременно включая БРЛС, осуществлявшую картографирование местности по курсу в секторе 30 град. Это позволяло более точно привязаться к местности, уточнить истинную высоту полета и местоположение цели (если она была достаточно радиолокационно контрастна), после чего при помощи системы управления вооружением GATS непосредственно перед бомбометанием внести коррекцию в системы самонаведения КАБ. В результате точность бомбовых ударов боеприпасами JDAM, по утверждению представителей ВВС США, удалось повысить с 13-14 до 6 м.

Продолжительность боевого полета В-2А составляла, в среднем, 33 часа, при этом выполнялось три-четыре дозаправки в воздухе. В ходе подготовки к операции «Союзническая сила» один из самолетов «Спирит» совершил экспериментальный беспосадочный перелет по маршруту Уайтмен — Гуам — Уайтмен протяженностью 26600 км и продолжительностью 37 часов (средняя скорость — 720 км/ч). А на тренажере был выполнен беспосадочный «полет» продолжительностью 44,5 ч. Был сделан вывод, что в случае необходимости бомбардировщик сможет находиться в воздухе 50 часов.

Переносить столь длительные полеты экипажу В-2А, состоящему всего из двух человек, помогает высокий уровень автоматизации, хорошо продуманная эргономика кабины, а также специальное оборудование, включающее такие «маленькие радости», как химический туалет, спинки катапультных кресел с вибромассажером и меню бортпайка, составленное с учетом вкусов конкретного летчика.

Специалисты конгресса США, подготовившие доклад об использовании самолета В-2А в боевых действиях на Балканах, на основе опроса летчиков отметили, что приборное оборудование кабины этого самолета все же не лишено ряда недостатков, повышающих утомляемость экипажа и затрудняющих его ориентирование в обстановке. По утверждению генерала Л.Барниджа, самолеты В-2А не получили ни одного боевого повреждения.

По сообщениям югославских информационных средств и свидетельству многих очевидцев, 20 мая в три часа ночи в 25 км к югу от Белграда «был сбит большой самолет — предположительно бомбардировщик» (а в этом районе могли находиться лишь одни самолеты класса бомбардировщик — В-2А). Разумеется, факт потери столь дорогостоящего самолета, как «Спирит», весьма трудно скрыть даже американцам — бесспорным мировым лидерам в информационной (или «дезинформационной») войне. Поэтому сообщения об уничтожении одного из В-2А (что равноценно национальной катастрофе, например, потере авианосца или линкора) вряд ли соответствуют действительности. В то же время речь может идти о повреждении такого самолета в результате успешного ракетного пуска или атаки истребителей.

Темно-серый, «мантообразный» «Спирит», как фантастическое чудовище скользящий в ночном небе Балкан, смотрелся весьма эффектно (во всяком случае, на фотографиях, опубликованных зарубежными иллюстрированными журналами). Однако следует обратить внимание на тот факт, что В-2А — наиболее дорогостоящие в мире боевые летательные аппараты (стоимость одной машины 997 млн. долл., т.е. треть стоимости атомного авианосца) — имели в небе Сербии солидное авиационное прикрытие, включавшее наряд самолетов РЭБ ЕА-6В и истребители F-15C при информационной поддержке самолетов ДРЛО «Сентри».

Такая тактика противоречит принципам использования малозаметных самолетов (действовать в одиночку, без привлечения самолетов других типов, не обладающих свойствами малозаметности и способных демаскировать «стеле»). Кроме того, резко возрастала цена одного боевого вылета бомбардировщика. Требовалась и весьма «тонкая» работа по согласованию совместных действий множества разнотипных самолетов. Это не могло не сказаться на оперативности боевого применения бомбардировщиков, а также обеспечении требуемого режима секретности. Однако американцы (особенно после потери первого F-117), вероятно, в большей мере полагались на мощь авиационного прикрытия, а не на боевую живучесть самого «Спирита».

Самолеты В-2А, участвовавшие в боевых действиях, были оснащены пассивной оборонительной системой радиоэлектронной разведки и управления, средствами РЭБ DMS (Defensive Management System) Локхид Мартин Федерал Системе AN/APR-50. Эта, в значительной мере, «компромиссная» система была установлена на бомбардировщики В-2А вместо «штатного» комплекса РЭБ Нортроп ZSR-62, в полной мере соответствующего принципам технологии «стеле» (его разработка была прекращена по финансовым и техническим причинам еще в 1980-е годы).

Система DMS обеспечивает экипаж информацией о ранее известных средствах ПВО, наложенной на цифровую карту местности. Аналогичным образом экипажу «Спирита» представляется информация и о вновь обнаруженных в ходе боевого вылета источниках радиолокационного излучения. Кроме того, В-2А оснащен системой оповещения о лазерном облучении, что позволяет уклоняться от огня малокалиберной зенитной артиллерии и при маловысотном полете (впрочем, последний режим, предназначенный для преодоления мощной российской ПВО, в Сербии не использовался).

Однако характеристики системы AN/APR-50 далеко не в полной мере удовлетворяют ВВС США. В докладе, подготовленном экспертами конгресса США по итогам боевого применения самолета В-2А в Югославии, отмечалось, что в ряде случаев система РЭБ «либо неправильно определяла угрозу, либо не обеспечивала точное определение ее местонахождения».

В американской печати приводились кадры, снятые с борта разведывательного самолета, на которых было изображено восемь капониров на одном из аэродромов в Косово, каждый их которых после удара самолета В-2А, сбросившего восемь КАБ, имел по «черному пятну» (т.е. пробоине). На другом кадре было показано бетонное укрытие на аэродроме в Приштине, разрушенное со стороны передних и задних ворот двумя попаданиями (тоже работа В-2А). Однако тот факт, что большинство боевых самолетов ВВС Югославии благополучно покинуло Косово (в том числе и аэродром Приштина) после достижения перемирия свидетельствует о том, что боевые успехи «Спиритов», мягко говоря, преувеличены.

Вероятно в Югославии, несмотря на экономическую блокаду, оказалось достаточно краски, чтобы нанести на поверхность капониров изображение «дыр от прямых попаданий высокоточных авиабомб». К одному из весьма сомнительных «успехов» самолетов В-2А (в значительной степени обусловленному «четкой» работой разведки) следует отнести бомбовый удар по зданию китайского посольства в Белграде, нанесенный тремя KA5JDAM.





skyairs.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *