Содержание

Царь-пушка. История кратко для детей 1-2 класса. Окружающий мир

Царь-пушка, стоящая в Кремле как памятник литейного искусства русских мастеров, находится в числе самых популярных достопримечательностей Москвы. Истории известны лишь краткие сведения об изначальном предназначении огромного орудия, символизирующего мощь России. Сегодня пушка — музейный экспонат артиллерийских орудий XVI — XIX вв.

Содержание статьи:

Где находится Царь-пушка

Сегодня Царь-пушка значится как знаменитый памятник русскому оружию и мастерству оружейников. Это удивительное орудие находится среди популярных примечательных мест столицы, в Кремле, на Ивановской площади, возле церкви и колокольни с 1960 г.

Царь-пушка

История достопримечательности для детей 1-2 класса

По указу государя мастер Пушечного двора, в Москве, Андрей Чохов отлил в 1586 г. Царь-пушку, превосходившую по размеру все существующие. Поставили её на землю у Лобного места, прикрывать Спасские ворота. Через 40 лет её установили на изготовленный сруб из брёвен, заполненный землёй. По прошествии ещё 10-летия заменили на раскат из камня.

Изображение на орудии царя со скипетром, позволило части историкам выдвинуть предположение о наименовании оружия. Мол, в честь Фёдора Ивановича, правящего в то время и издавшего указ изготовить пушку. Другая часть исследователей убеждена, что имя ей дали исключительно из-за габаритов.

Размеры пушки:

  • 5,34 м — длина;
  • 120 см — диаметр;
  • 39,31 т — вес;
  • 890 мм — калибр.

Параметры внушительные и для нашего времени. Использование такого орудия в походах требовало много затрат труда и сил. При доставке орудия с пушечного двора к месту установления, было задействовано много людей и 200 лошадей.

Причины отлития Царь-пушки

После царствования Ивана Грозного, присоединившего к России Сибирь, Астрахань и земли Литвы, открывшие выход в Балтийское море. У государства значительно увеличилось количество вражеских стран, с которыми к концу XVI в. подписали сомнительные мирные договоры, напоминающие передышку.

При царствовании Ивана IV Грозного, Московское царство вело войны с Крымским ханством и странами Европы:

  • Дания;
  • Швеция;
  • Речь Посполитая.

После правления сильного царя, его слабый сын Фёдор l Иванович, прозванный Блаженным, не представлялся народу защитником отечества. Тем более Россия, воевавшая с Крымским ханством, часто подвергалась набегам татар.

Москвичи опасались за свои жизни и нажитое добро, особенно после нападения хана Девлет Гирея, завершившегося сожжением предместий столицы. Тогда царь издал указ создать оружие, наводящее ужас на противника и внушающее успокоение подданным.

Изготовление

По указу царя, на Московском Пушечном дворе изготовили пушку для навесной стрельбы картечью, превосходившую по калибру все другие.Идея создания исходила от Бориса Годунова, являвшегося шурином царю и имевшему значительную власть в государстве. Лили её в печи высокой технологии плавления, для тех времён, позволившей накалить десятки тонн металла и отлить подобной величины орудие.

Перестановки

Царь-пушка (история кратко повествует о её перестановках) перемещалась по территории Кремля при участии большого количества людей и 200 лошадей, которые тянули её, перекатывая по брёвнам. Второй раз, таким способом, она переставлялась в XVIII в., в связи с постройкой Арсенала в Кремле и установкой пушки в его дворе с другими орудиями.

Во время Отечественной войны с французами, в 1812 г. Наполеон, отступая с Москвы, приказал подорвать Арсенал. В результате пострадали орудия большей части Арсенала, сгорели лафеты. Восстановили Арсенал в 1817 г., а Царь-пушку поставили к воротам. Прошло два года. У архитектора Анри Монферрана возникла идея возвести памятную композицию, приуроченную к исторической победе России в войне 1812 г.

Проект подразумевал расположение Царь-пушки и ещё одного крупнокалиберного орудия, — Единорог, возле входа в Арсенал.

Установить их должны были на деревянные лафеты, окрашенные в зелёный цвет, с декорациями из кованого железа чёрного цвета. Утверждённый проект не реализовался.

Задумка установить пушку к главным воротам Арсенала воплотилась в 1835 г. К тому времени в Санкт-Петербурге был готов лафет из чугуна, украшенный барельефами, под стать ствола, и окрашенный в бронзовый цвет. Вместе с ним к композиции добавили 4 ядра, весом 1970 кг каждое. В таком виде пушка сохранилась до сегодняшнего дня.

Спустя восемь лет, в 1843, пушку переместили к Оружейной палате. Где простояла она до 1960 г., пока здание, в котором тогда располагались казармы, не пошло под снос, для освобождения территории под сооружение Дворца съездов. Орудие тогда установили с северной стороны колокольни Ивана Великого, где оно и стоит сейчас.

Царь-пушка сегодня

Теперь она выставлена как памятная композиция русской артиллерии и литейному мастерству, символизируя могущество державы и сильную армию.

Эксперты признали Царь-пушку орудием самого большого калибра средневековья, поэтому её занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Где она продержала первенство до выпуска в XIX начале XX вв. оружия калибра 914мм.

Ствол декорирован

Ствол украшен изящным орнаментом, предающим Русскому дробовику, художественную ценность. В передней, дульной части справа изображён царь Фёдор Иванович в короне, на коне, со скипетром. Сверху надпись, содержащая полное перечисление титулов царя.

На средней части, справа, повеление о создании пушки, где упоминается имя царицы, великой княгини Ирины. Слева информация о месте изготовления и дате, указанной в старославянском стиле, от сотворения мира, «….лета 7094…», с именем литейщика.

Как выглядит Царь-пушка?

Если сначала ствол лежал на земле, то потом его поставили на лафет, создав памятную композицию, с ядрами и табличкой, содержащей краткую информацию о пушке, её массе, каждого ядра и лафета. Все экспонаты прекрасно сочетаются друг с другом, хотя сделаны в разное время и другими мастерами. Лафет с ядрами для ствола изготовили почти через 250 лет.

Декорации ствола сочетаются с рельефными изображениями лафета, подчёркивающими статус орудия. Особенно крупной головой льва, спереди по центру, сразу под стволом. А среди поразительно красивого узора, в виде переплетённых растений, изображён лев, повергающий змея. Впереди орудия стоят, выложенные пирамидкой, четыре ядра.

Конструктивные особенности

Орудие, согласно заключению историка, А.Н. Лобина, по типу ствола, представляет собой бомбарду. К такому типу оружия позволило отнести соотношение калибра к длине ствола, составляющее 3,4. У классической пушки длина должна соответствовать 40 калибрам и больше. Однако она отличалась и от традиционной бомбарды.

Отличительные особенности:

  • узкая, по соотношению с такими размерами, зарядная камера 440Х1740 мм;
  • диаметр ствола у основания 890 мм;
  • диаметр у дульного среза 920 мм.

Данные типичные для мощного осадного артиллерийского оружия. Однако транспортировать её в походах, учитывая вес и размеры, очень проблематично, без кранов и тягачей.

Для совершения выстрела, такого размера дробовики заряжались целые сутки. Использование орудия с такими характеристиками в оборонительных целях было целесообразней всего. В этом случае, их не нужно было куда-либо транспортировать.

Интересные факты

Изготовили пушку для обороны, как полноценное орудие или как декоративное памятное изделие — спорят исследователи. Есть ли возможность произвести выстрел, интересует их. Стоящие у пушки ядра, точно не могут использоваться в качестве снаряда. Заряд пороха разорвал бы ствол с использованием такого ядра.

Задумка изготовить таких размеров дробовик могла возникнуть ещё у Ивана Грозного. Известного заказчика, других огромных орудий, немного меньших размеров и калибра, но боевых, используемых в походах.

В те времена успех при взятии городов, зависел от наличия в арсенале подобных по калибру орудий, при помощи которых разбивали стены. Но не успел воплотить, по причине смерти. Вот Борис Годунов, будучи приближённым к Ивану IV (Грозному), и выдвинул идею усопшего царя.

Царь-пушку, имеющую историческую ценность,  гордость и визитную карточку страны, незадолго до Олимпиады-80 решили отреставрировать. Восстанавливая её, эксперты провели обследование, после чего кратко прокомментировали, что орудие изготовлено для навесного огня небольшими ядрами (картечью). Но почему-то не нашли запального отверстия, поставив точку в споре между группами учёных о предназначении орудия.

По заключению экспертной комиссии, орудие выполнено по нормам Артиллерийского оружия, как боевое, но произвести выстрел невозможно, по причине отсутствия отверстия для установки запала.

Тайна Царь-пушки

Отсутствие документального подтверждения участия пушки в бою или проведения испытательной стрельбы, послужило причиной для продолжительных дебатов. Военные и исторические исследователи XIX, начала ХХ вв., преимущественно считали её боевым орудием.

До сих пор неизвестно, стреляла ли Царь-пушка когда-либо

Некоторые исключали боевое применение, предполагая, что изначально она была изготовлена с умыслом, произвести впечатление на иностранцев.

Другие исследователи полагают, что Царь-пушка стреляла, хотя бы один раз. О чём может свидетельствовать клеймо мастера внутри ствола, которое позволялось ставить только после испытательного залпа. Их оппоненты опровергают возможность выстрела, остатками бронзы в камере ствола, которые после стрельбы там не остаются. Подкрепляя позицию очевидным заключением, отсутствием отверстия для запала.

Царь-пушка (история кратко описывает события, затрагивающие эксплуатацию орудия, поэтому на сегодня сохранилось мало фактов про памятник) после изготовления была установлена как оборонительное оружие против крымских татар. А, по историческим событиям, известны факты использования в битвах орудий, в частности бомбард, со слегка уступающим калибром.

В таблице предоставлены краткие данные других крупнокалиберных боевых бомбард:

Pumhart von Stey
Название Вид Калибр Дата изготовления Страна
Pumhart von Stey Бомбарда 820 начало XV века Габсбурги, Австрия
Faule Mette (Ленивая Метта) Бомбарда 735 1411 Германия

Брауншвейг

Безумная Грета Бомбарда 660 XIV в Город Гент, Священная Римская империя
Базилика Бомбарда 650 1464 Османская империя
Faule Grete

(Ленивая Грета)

Бомбарда 520 1409 Государство Тевтонского ордена
Mons Meg Бомбарда 520 1449 Бургундское герцогство
Неизвестно Бомбарда 510 1480 Госпитальеры Орден Святого Иоанна

При том, что отливали их ещё раньше, почти на 100 лет. Раз так, то и Русский дробовик мог стрелять, но не пришлось.

Faule Mette

В пользу того, что пушка была изготовлена боевым орудием, а не бутафорией, указывает то, что при приближении войска татар в 1591 г., её приводили в боевую готовность, вместе со всей столичной артиллерией. Установив защищать главные кремлёвские ворота.

Легенда о Царь-пушке

Царь-пушка (история кратко упоминает ее в сказании о Лжедмитрии) выстрелила прахом самозванца в сторону Речи Посполитой, где тот родился. Лжедмитрий и его разоблачение — исторические факты, искажённые домыслами в народных легендах.

По легенде, после разоблачения, Лжедмитрий стремился убежать из России, но в пути встретил народных ополченцев, которые его зверски убили. Но труп, через день после похорон, нашли возле приюта.

Решили так закопать, чтобы уже не вылез, только результата это действие не принесло, его снова обнаружили на другом кладбище. Подумали, что такого не принимает земля русская, поэтому труп сожгли, а собранный прах, смешали с порохом и отправили, откуда пришёл, выстрелом из пушки.

В легенде прослеживается отношение народа к легендарному орудию. Во время смуты и безвластия, убиенного самозванца закопали в землю, но он вновь появлялся среди живых. В простонародье рассудилось, что отторгает его земля и миссию выгнать вон из наших земель смутьяна, решили возложить на Царь-пушку, защитницу русского народа.

Царь-пушка и ее копии

Две точные копии кремлёвского оригинала изготовлены на Ижевском оружейном заводе в 2001 г. Одну торжественно вручили городу Донецку, а вторую поставили возле входа на завод.

Копию оригинального орудия Донецк получил в подарок от Московской администрации, в ответ на подарок копии Пальмы Мерцалова Москве. Установили, доставленный подарок, возле Донецкого горсовета, в направлении прямо от здания, символически защищая его.

Копии, в общем виде идентичные оригиналу, изготовлены из чугуна, со стволами на 6 см короче, что выполнялось по распоряжению дирекции музея. Масса ствола составила 44 т, лафета — 20 т.

Если 2 пушки, изготовленные в Ижевске, полностью идентичны с оригиналом, то в Йошкар-Оле, не является точной копией. Она меньше в 2 раза, отлита из стали и часть рельефного рисунка изменена или отсутствует. Изготовили пушку на Звениговском судоремонтном заводе, полностью пригодной к стрельбе, поэтому в ствол установили ядро.

Как добраться

Находится Царь-пушка в Москве, на Ивановской площади, в Кремле. Если добираться на метро, то находим одну из близких к Кремлю станций — «Александровский сад». Через пешеходный переход, от неё легче прийти к кассам, для приобретения билетов на экскурсию по Кремлю.

По короткому пути от станции можно дойти пешком, пройдя в Кремль через Троицкую башню. От башни, направляясь к исторической реликвии русского артиллерийского искусства, пройти мимо Дворца Съездов к Царь-пушке, находящейся с западной стороны Ивановской площади.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о Царь-пушке

О Царь-пушке:

touristam.com

Царь-пушка в Кремле – история кратко о легендарном орудии


 

Знаменитую Царь-пушку в Кремле, одну из наиболее посещаемых достопримечательностей московского Кремля, сегодня можно увидеть на западной стороне Ивановской площади. Каждый из туристов, прибывших в Москву, обязательно включает в программу своего посещения осмотр грандиозного орудия XVI столетия. Кратко история царь-пушки и для детей, и для взрослых приведена в нашей статье.

Отлитая в гигантских размерах из высококачественной бронзы, пушка даже занесена в мировую книгу рекордов Гиннеса. И это неспроста. Вот только самые основные ее параметры:

  • длина - более 5 м.,
  • внешний диаметр ствола достигает 134 см.,
  • калибр - 890 мм,
  • весит изделие около 40 тонн.

Когда и зачем ее создали?


Фото 1. Царь-пушка - одна из главных достопримечательностей Кремля

История и малоизвестные факты о Царь-пушке в Кремле


В 1586 году в град Москву донесли тревожное послание: на столицу походом идет крымский хан со своим многочисленным войском. Для отражения вторжения, по указу правившего в то время царя Федора Ивановича,  на Пушечном дворе Москвы русским литейщиком Андреем Чоховым было отлито огромное по своим размерам артиллерийское орудие, которое предназначалось для стрельбы каменной картечью.

Так как изначально орудие предназначалось для обороны Кремля, установили его на возвышенности над берегом Москвы-реки - на Красной площади, неподалеку от знаменитого Лобного места и Спасской башни.

Однако крымский хан так и не подошел к стенам Первопрестольной столицы, а посему москвичи так и не смогли узнать, насколько мощно стреляет это орудие, прозванное за свои габариты Царь-пушкой.

Позже, во времена царствования Петра І,  орудие  при помощи специальных катков переместили на территорию Кремля: сначала во двор строящегося Арсенала, а потом уже к его главным воротам. Там она была установлена на деревянном лафете, который вместе с лафетами других орудий сгорел при пожаре 1812 года.

В 1835 году на судостроительном заводе Берда в Петербурге, по чертежам военного инженера Витте (в некоторых источниках автором эскиза упоминается академик Александр Павлович Брюлов), был изготовлен более прочный, чугунный лафет для грандиозного орудия.

В 1843 году  Царь-пушка  была убрана от ворот Арсенала, где находилась все это время, и установлена рядом со старым зданием Оружейной палаты. Там она простояла вплоть до 1960 года, когда в рамках постройки Кремлевского дворца съездов орудие вновь перенесли, на этот раз - на Ивановскую площадь, где оно находится и по сей день.

Итак, мы кратко описали историю пушки, и теперь для более любознательных детей и взрослых продолжим свой рассказ.

Описание легендарной царь-пушки


Как говорилось выше, лафет орудия выполнен методом чугунного литья и выполняет чисто декоративные функции. Само тело орудия вылито из бронзы. Рядом с лафетом расположены чугунные ядра, которые также являются элементом декора.

На правой стороне орудия размещено изображение самодержца Федора Ивановича, сидящего на боевом коне. Голову князя венчает царская корона, а в руках находится один из символов российской власти – скипетр. Рядом вылита поясняющая изображение надпись.

Одной из гипотез появления названия «Царь-пушка» является именно изображение правившего в момент создания этого грозного арторудия царя, который и увековечен на плоскости пушки. Правда, существует и еще одно название, встречающееся в российских документах разных эпох, – это «дробовик российский». Дело в том, что так обозначались орудия, предназначенные для стрельбы дробом (по-иному - картечью).

Левая сторона орудия декорирована надписью, увековечившей ее создателя и которая гласит «литец Ондрей Чохов».

Сама плоскость ствола, помимо прочего, украшена оригинальным орнаментом.

Отдельно хотелось бы выделить сам лафет, который декорирован таким образом, чтобы явно выделить высокий статус артиллерийского орудия. Главной его составляющей является изображение льва – грозного и сильного царя зверей. Символическое отображение льва, сражающегося с мифическим змеем, можно увидеть и в хитросплетении орнаментальных растений на плоскости лафета.

Хотелось бы добавить, что для перемещения пушки, расположенной в московском Кремле, запрягали одновременно 200 тягловых лошадей.

Несмотря на внушительность орудия, некоторые специалисты сходятся во мнении, что изготовили его все же не для стрельбы, а исключительно для устрашения неприятеля, в конкретном случае, наступавшие на столицу войска крымского хана. О технической стороне пушки и пойдет речь далее, из которой мы и узнаем – бутафория это или действительно грозное арторудие.

Сразу отметим, что размещенные пирамидой у лафета чугунные ядра лишь декор, полый внутри. Если же их сделать настоящими, то каменное ядро будет весить порядка 819 килограммов, а чугунное и вовсе под 2 тонны.

Далее, по мнению специалистов, сам лафет не приспособлен технически для стрельбы из такого мощного орудия, да и сами тяжеленные чугунные ядра физически не подошли бы – ствол Царь-пушки во время выстрела просто разорвало бы. О его боевом применении фактов в истории не засвидетельствовано.

Но не может такого быть, чтобы в те далекие времена, перед угрозой нападения на Москву, артиллерийское орудие создавали бы лишь для того, чтобы «пустить пыль в глаза». Попробуем все же в этом разобраться!

Начнем с того, что до XX столетия военные специалисты и историки все же обозначали нынешнюю «Царь-пушку» как дробовик, т.е. предназначенную для стрельбы картечью, которую заменяли в те далекие времена обычные мелкие камни. Нынешнее название закрепилось лишь с 1930 года, когда власти решили повысить статус орудия в пропагандистских целях. Каких? Наверное, исходя из того, что в великой стране, должно быть все самое грандиозное в мире. Это как в шутке советских времен, что в СССР «самые большие радиодетали в мире».

Но не будем злословить и продолжим, тем более завеса тайны над пушкой все-таки была приподнята, и случилось это во время плановых реставрационных работ, проведенных в 1980-м году.

Орудие сняли с лафета и отправили на один из военных заводов города Серпухова, где и проводилась его реставрация. Вместе с обычными в таком случае работами, силами военных специалистов из Артиллерийской академии Москвы были проведены обмеры царь-пушки, правда главный отчет так до сих пор и не был обнародован. Правда, сохранились черновые чертежи, которые подчеркивают, что эта пушка вовсе и не пушка в действительном ее обозначении.

Итак, по порядку. Диаметр канала ствола, со стороны которого и производится зарядка орудия ядрами – 90 сантиметров, а к самому концу боевой части он уменьшается до 82-х. Глубина этого конуса порядка 32 сантиметров. Далее идет зарядная камера с плоским дном глубиной 173 сантиметра, диаметр которой в начале составляет 44,7 сантиметров, увеличивающейся к концу до 46,7 сантиметров.

Эти данные позволяют отнести орудие к классу бомбард, это значит, что из нее вполне возможно было стрелять каменными ядрами. Назвать же эту артиллерийскую установку пушкой нельзя, т.к. не выдержано одно из главных условий: длина ствола должна быть не менее 40 калибров. Тут же речь идет всего о четырех. Что же касается использования орудия в качестве дробовика, стреляющего картечью, то, исходя из имеющихся характеристик, это было бы весьма неэффективно.

Сами бомбарды относятся к классу стенобитных орудий, предназначенных для разрушения крепостных стен. В большинстве случаев для них даже не делали лафет, т.к. часть ствола просто закапывалась в землю. Расчет орудия располагался в устроенных рядом с бомбардой окопах, т.к. стволы при выстреле часто разрывало. Скорострельность оставляла желать лучшего и редко доходила до 6 выстрелов … в день.

При исследовательских работах в канале Царь-пушки таки нашли частички пороха. Вопрос только в том, это был испытательный выстрел или орудие все-таки успели применить против неприятеля? Последнее, скорее всего, невозможно. Подтверждением может служить и тот факт, что на стенках ствола так и не обнаружили продольных царапин, которые должны были остаться или от ядра, или от каменной шрапнели.

Миф об орудии и царе-самозванце Лжедмитрие


И все же она стреляла!? Дошедший до нашего времени миф гласит, что единственный выстрел был произведен прахом временного русского царя Лжедмитрия.

После разоблачения он попытался сбежать из Москвы, но наткнулся на боевой дозор и был жесточайшим образом убит. Тело дважды предавали земле, и дважды оно вновь оказывалось на поверхности: то у богадельни, то на погосте. Поползли слухи, что даже земля не хочет принимать его, после чего и было принято решение тело кремировать, а прахом произвести выстрел из пушки, повернув орудие в сторону Речи Посполитой (нынешней Польши), откуда он и был родом.

Такова история Царь-пушки кратко - самого большого орудия своей эпохи.

Сегодня уменьшенные копии кремлевского орудия установлены в Донецке, Перми и Йошкар-Оле. Однако ни по параметрам, ни по характеристикам они даже не приближаются к московскому гиганту.

Что еще интересно прочитать:

  1. Царь-колокол в Кремле - история кратко о великом звоне

 



progulkipomoskve.ru

👍Царь-пушка: история и фото.

Царь-пушку отлил в XVI веке мастер Андрей Чохов для устрашения татар. Тогда ожидали нападения на Москву крымского хана, но опасность миновала.

Сначала пушка целилась на стены Китай-города, но потом ее переместили на Красную площадь к Лобному месту. А по указу Петра I пушка отправилась во двор Арсенала. Сейчас гигантское орудие находится на Ивановской площади. Для каждого перемещения требовалась сила не менее 200 лошадей, которых привязывали к специальным скобам по бокам пушки.

Царь-пушка называется так не только из-за размеров — еще на ней выгравирован портрет царя Федора, сына Ивана IV. Лев на лафете (подставке под ствол для наводки на цель и точной стрельбы) подчеркивает высокий статус орудия. Сам лафет отлили только в 1835 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге.

Многие спрашивают, стреляла ли Царь-пушка? Ученые говорят, что один испытательный выстрел она все-таки сделала для пристрелки.

Поэтому внутри дула есть клеймо создателя: тогда именную печать мастера ставили только после проверки орудия на практике. Поэтому можно смело утверждать, что Царь-пушка стреляла.

Но такие массивные орудия предназначались для прицельной стрельбы по стенам крепостей тяжелыми ядрами. Но четыре ядра у подножия памятника — декоративные и полые внутри. Настоящие ядра такого размера весили бы не менее тонны каждое, и для их загрузки потребовался бы специальный механизм. Поэтому для заряда Царь-пушки использовали небольшие каменные ядра. А настоящее название орудия — «Дробовик российский», или мортира (на военной терминологии), то есть оно должно стоять дулом вверх.

Есть также версия, что по конструкции Царь-пушка — бомбарда. К пушкам относят орудия с длиной ствола от 40 калибров и выше, а у Царь-пушки длина всего 4 калибра, как у бомбарды. Эти стенобитные орудия были огромными, чтобы разрушить крепостную стену, и не имели лафета. Ствол вкапывали в грунт, а рядом делали еще 2 окопа для артиллерийского расчета, так как орудия часто разрывало. Скорострельность бомбард была от 1 до 6 выстрелов в день.

У памятника Царь-пушка есть несколько копий.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Весной 2001 года по заказу правительства Москвы удмуртское предприятие «Ижсталь» изготовило копию Царь-пушки из чугуна. Новодел весит 42 тонны (каждое колесо весит 1,5 тонны, диаметр ствола — 89 см). Копию Москва подарила Донецку, где ее установили перед зданием мэрии.

В 2007 году в Йошкар-Оле на площади Оболенского-Ноготкова у входа в Национальную художественную галерею поставили копию Царь-пушки, отлитую на Бутяковском судостроительном заводе.

А в Перми находится самая большая в мире 20-дюймовая литая чугунная пушка. Это точно боевое орудие. Его изготовили в 1868 году по заказу Морского министерства на Мотовилихинском чугунопушечном заводе. При испытаниях пермской Царь-пушки сделали 314 выстрелов ядрами и бомбами разных систем.

Модель пермской пушки в натуральную величину выставили перед павильоном России на Всемирной выставке в Вене в 1873 году. Она должна была уехать в Кронштадт для защиты Петербурга со стороны моря. Там уже подготовили лафет, но гигант вернулся в Пермь. К тому времени инженер-изобретатель Павел Обухов из Златоуста разработал технологию производства высокопрочной пушечной стали и открыл завод в Санкт-Петербурге, где отливали более легкие орудия. Так пермская Царь-пушка технически устарела и стала памятником.

А что вы знаете об истории Царь-пушки Московского Кремля?

liveinmsk.ru

А Царь-Пушка то настоящая ?

Официально, Царь-пушка – средневековое артиллерийское орудие, памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе. Длина пушки – 5,34 м, наружный диаметр ствола – 120 см, диаметр узорного пояса у дула – 134 см, калибр 890 мм (35 дюймов), масса – 39,31 т (2400 пудов).

С первого профессионального взгляда на Царь-пушку  становится понятно, что вот этим стрелять нельзя. Вообще-то, худо-бедно стрелять можно почти из всего – из обрезка водопроводной трубы, из лыжной палки и т.д. Но этот артиллерийский комплекс, выставленный на обозрение в Кремле – настоящая бутафория. Или нет ?

Давайте разбираться подробнее …

 

В народе ходит много заблуждений про неё. Например: «В России была самая мощная и передовая в мире производственно-технологическая база изготовления чугуна, памятниками которой и являются эти уникальные артефакты (это про Царь-колокол и Царь-пушку, – авт.)… уже давно доказано, и есть документальные подтверждения того, что Царь-пушка реально стреляла» .

По колоколу и так понятно. Их делают исключительно из бронзы, причём не любой, а специального состава. Ну, а пушки, конечно, разные бывают. Для этого в тяжёлые времена наш замечательный народ использовал даже берёзовый кап. Брали плотную кряжистую берёзовую заготовку, делали в ней отверстие, оковывали железными полосами, прожигали маленькое отверстие в казённой части для запала и вот пушка готова. В 17…19 веках их, в основном, уже лили из чугуна. Но Царь-пушка всё-таки бронзовая.

О документальных доказательствах того, что пушка стреляла, замечание важное. Действительно, в народе крутится информация о том, что некие специалисты точно установили… обнаружили… и т.д. Слух этот запущен журналистами. О том кто, и что действительно установил, будет подробно рассказано ниже. Также рассмотрим вопрос о другом заблуждении, которое бродит в учёных умах. Многие из них считают, что Царь-пушка, это огромный дробовик. Очень удобное мнение, которое позволяет историкам объяснять многие загадки, связанные с ней. На самом деле, это не так, что и будет убедительно показано.

Бытует и ещё одно устойчивое заблуждение, заставляющее сомневаться в разумности человеческой природы. Утверждают, что Царь-пушка изготовлена, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар. Нелепость этого утверждения тоже станет очевидной, по мере прочтения статьи.

Какие можно привести аргументы:

Во-первых, бросаются в глаза чугунные ядра, которые в 19 веке и стали источником тех самых разговоров о декоративном назначении пушки. В 16 веке пользовались каменными ядрами, а они в 2,5 раза легче выставленных чугунных. Можно совершенно точно сказать, что стенки пушки не выдержали бы давления пороховых газов, при выстреле таким ядром. Конечно, это понимали, когда их отливали на заводе Берда.

Во-вторых, бутафорский лафет, отлитый там же. Стрелять с него нельзя. При выстреле штатным каменным 800 килограммовым ядром из 40 тонной Царь-пушки, даже с небольшой начальной скоростью 100 метров в секунду, произойдёт следующее:

  • расширяющиеся пороховые газы, создавая повышенное давление, будут как бы раздвигать пространство между ядром и дном пушки;
  • ядро начнёт двигаться в одном направлении, а пушка – в противоположном, при этом скорость их движения будет обратно пропорциональна массе (во сколько раз легче тело, во столько раз быстрее полетит).

 

 

Масса пушки всего лишь в 50 раз больше массы ядра (в автомате Калашникова, например, это соотношение порядка 400), поэтому, когда ядро полетит вперёд со скоростью 100 метров в секунду, пушка покатится назад со скоростью около 2 метров в секунду. Эта махина остановится не сразу, всё-таки 40 тонн. Энергия отката будет приблизительно равна жёсткому удару КАМАЗа в препятствие на скорости 30 км/час.

Царь-пушку сорвёт с лафета. Тем более, что она просто лежит на нём сверху, как бревно. Удержать всё это может только специальный скользящий лафет с гидравлическими демпферами (гасителями отката), и надёжным креплением орудия. Уверяю вас, это и сегодня довольно внушительное устройство, а тогда такого просто не было. И всё это не только моё мнение: «В настоящее время Царь-пушка находится на чугунном декоративном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра, которые отлили в 1834 г. в Петербурге на чугунолитейном заводе Берда. Понятно, что ни стрелять с этого чугунного лафета, ни использовать чугунные ядра физически невозможно – Царь-пушку вдребезги разнесёт!» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

Поэтому, тот артиллерийский комплекс, который нам показывают в Кремле под названием Царь-пушка, это гигантская бутафория.


Классическая бомбарда

 

Сегодня упорно муссируются гипотезы о применении Царь-пушки в качестве дробовика. Мнение очень удобное для историков. Если это дробовик, то его таскать никуда не надо. Поставил к бойнице и всё, жди врага.

То, что отлил Андрей Чохов в 1586 году, то есть, сам бронзовый ствол, действительно могло бы стрелять. Только выглядело бы это совсем не так, как думают многие. Дело в том, что по своей конструкции Царь-пушка это не пушка, а классическая бомбарда (Рис. 1). Пушкой называется орудие с длиной ствола от 40 калибров и выше. У Царь-пушки длина канала ствола всего 4 калибра. А для бомбарды это как раз нормально. Они часто имели внушительный размер, и применялись для осады, как стенобитное орудие. Чтобы разрушить крепостную стену, нужен очень тяжёлый снаряд. Для этого и гигантские калибры.

 

 

Ни о каком лафете речь тогда не шла. Ствол просто прикапывали в грунт. Плоский торец упирали в глубоко забитые сваи (Рис. 2). Рядом копали ещё 2 окопчика для артиллерийского расчёта, поскольку такие орудия частенько разрывало. Заряжание иногда занимало сутки. Отсюда скорострельность подобных орудий – от 1 до 6 выстрелов в день. Но всё это стоило того, ибо позволяло сокрушать неприступные стены, обходиться без многомесячных осад и сокращать боевые потери при штурме.

 

 

Только в этом может быть смысл отливки 40 тонного ствола калибром 900 мм. Царь-пушка это бомбарда – стенобитное орудие, предназначенное для осады вражеских крепостей, а вовсе не дробовик, как некоторые склонны считать.

Вот и мнение специалиста по данному вопросу: «…В качестве же дробовика Царь-пушка была крайне неэффективна. По стоимости затрат вместо неё можно было изготовить 20 малых дробовиков, на заряжание которых нужно не сутки, а всего 1-2 минуты. Замечу, что в официальной описи «При Московском арсенале состоящей артиллерии» на 1730 г. числилось 40 медных и 15 чугунных дробовиков. Обратим внимание на их калибры: 1500 фунтов – 1 (это и есть Царь-пушка), а затем следуют калибры: 25 фунтов – 2, 22 фунта – 1, 21 фунт – 3 и т.д. Наибольшее число дробовиков, 11, приходится на 2-фунтовый калибр. Риторический вопрос: каким местом думали наши военные, записавшие Царь-пушку в дробовики?..» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

 

 

Царь-пушка никогда не применялась по назначению

Как было сказано в начале статьи, ходят слухи о неких «документальных подтверждениях» того, что Царь-пушка стреляла. Вообще-то, имеет большое значение не только факт выстрела, но ещё и чем она стреляла, и при каких обстоятельствах. Ядра, которыми заряжали пушку, могли быть разного веса, и навеска пороха могла быть разная. От этого зависит давление в канале ствола и мощность выстрела. Всего этого сейчас не определить. Кроме того, если из орудия были произведены пробные испытательные выстрелы, то это одно, а если оно применялась в бою – совсем другое. Приведу по этому поводу цитату:

«Документы об испытаниях Царь-пушки или применении её в боевых условиях не сохранились, что дало основание позднейшим историкам для длительных споров о её назначении… Меньшая часть специалистов вообще исключает возможность боевого применения пушки, а изготовлена она, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар… Интересная деталь, в 1980 г. исследовавшие канал орудия специалисты из Академии им. Дзержинского сделали вывод, что из Царь-пушки стреляли, по крайней мере, 1 раз…» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

 

 

Кстати, отчёт этих самых специалистов по непонятным причинам не был опубликован. А раз отчёт никому не показывают, то его нельзя считать доказательством. Фраза «стреляли, по крайней мере, 1 раз» видимо кем-то из них была обронена в беседе или интервью, а то мы бы вообще ничего об этом не узнали. Если бы пушка использовалась по назначению, то неизбежно в стволе имелись бы не только частицы пороха, которые по слухам и были обнаружены, но и механические повреждения в виде продольных царапин. В бою из Царь-пушки стреляли бы не ватой, а каменными ядрами весом примерно 800 кг.

 

 

Должен быть и некоторый износ поверхности канала ствола. Иначе и быть не может, потому что бронза достаточно мягкий материал. Выражение «по крайней мере», как раз и свидетельствует о том, что кроме частиц пороха ничего существенного там обнаружить не удалось. Если это так, то пушка не применялась по назначению. А частицы пороха могли остаться от испытательных выстрелов. Точку в этом вопросе ставит тот факт, что Царь-пушка ни разу не покидала пределов Москвы:

«После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, её перетащили к Спасскому мосту и уложили на землю рядом с пушкой «Павлин». Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали верёвки, в эти верёвки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных брёвнах-катках. Первоначально орудия «Царь» и «Павлин» лежали на земле у моста, ведущего к Спасской башне, а Кашпирова пушка – у Земского приказа, располагавшегося там, где сейчас Исторический музей. В 1626 г. их подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землёй. Эти помосты назывались роскаты…» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

У себя дома применять стенобитное орудие по назначению как-то самоубийственно. В кого собирались стрелять 800 килограммовым ядром от стен Кремля? По живой силе противника 1 раз в день стрелять бессмысленно. Танков тогда не было. Наверное, ожидали появления Годзиллы. Разумеется, эти огромные стенобитные орудия были выставлены на всеобщее обозрение не с боевыми целями, а как элемент престижа державы. И, конечно, это не было их основным предназначением. При Петре I Царь-пушку установили на территории самого Кремля. Там она находится и по сей день. Почему она ни разу не использовалась в боевых действиях, хотя как стенобитное орудие вполне боеспособна? Может быть, причиной тому является её чересчур огромный вес? Реально ли было перемещать такое орудие на большие расстояния?

 

 

Транспортировка

Современные историки крайне редко задают себе вопрос: «для чего?». А вопрос – крайне полезный. Вот и давайте спросим, для чего было отливать осадное орудие весом 40 тонн, если бы его нельзя было доставить к вражескому городу? Для того, чтобы напугать послов? Вряд ли. Могли бы для этого изготовить дешёвый макет, и показывать его издалека. Зачем столько труда и бронзы тратить на блеф? Нет, Царь-пушку отлили, чтобы использовать её практически. Значит, могли и переместить. Как они могли это сделать?

40 тонн – это действительно очень тяжело. Такой вес не способен перевести грузовик КАМАЗ. Он рассчитан только на 10 тонн груза. При попытке погрузить на него пушку, сначала разрушится подвеска, затем погнётся рама. Для этого нужен тягач в 4 раза более прочный и мощный. А всё, что можно было изготовить из дерева, с целью удобной транспортировки пушки на колёсах, имело бы воистину циклопические размеры. Ось такого колёсного устройства была бы толщиной не менее 80 см. Дальше нет смысла представлять, всё равно никаких свидетельств о чём-то подобном нет. Везде написано, что Царь-пушку тащили, а не везли.

Посмотрите рисунок, на котором грузят тяжёлое орудие. К сожалению, здесь мы видим только сталкивание бомбарды с настила, а не сам процесс перемещения. Но на заднем плане видна транспортная платформа. У неё загнутая к верху носовая часть (защита от утыкания в неровности). Платформу явно использовали для скольжения. То есть, груз тащили, а не катили. И это правильно. Катки можно использовать только на ровной и твёрдой поверхности. Где такую найдёшь? Вполне понятно и то, что загнутая носовая часть окована металлом, ведь груз очень тяжёлый. Вес большинства стенобитных орудий не превышал 20 тонн.

Допустим, что основную часть пути они преодолевали по воде. Перемещение этих бомбард волоком на небольшие расстояния в несколько километров с помощью множества лошадей, тоже выполнимая задача, хотя и очень нелёгкая. Но можно ли сделать то же самое с 40 тонным орудием? Обычно такие исследования заканчиваются выражениями типа «исторический казус». Как будто решили недотёпы всех удивить, отлили что-то рекордно гигантское, а как тащить не подумали. Вот, дескать, как это по-русски – Царь-колокол, который не звонит и Царь-пушка, которая не стреляет.

Но мы не будем продолжать в этом духе. Давайте прощаться с мыслями о том, что наши правители были глупее сегодняшних историков. Довольно валить всё на неопытность мастеров и самодурство царей. Царь, сумевший занять этот высокий пост, заказавший 40 тонное орудие, оплативший его изготовление, был явно не дурак, и должен был очень хорошо обдумать свой поступок. Такие затратные вопросы с кондачка не решаются. Он совершенно точно понимал, как собирается доставить этот «подарок» к стенам неприятельских городов.

 

 

Конструкция стволов древних мортир А Чохова: а — Мортира «Самозванец», 1605 г.; б — «Царь-пушка», 1585 г .

 

Кстати, отговорка типа «сначала сделали, а потом подумали, как перетащить» довольно часто встречается в исторических исследованиях. Это стало привычным. Не так давно канал Культура рассказывал зрителям о китайской традиционной архитектуре. Показали вырубленную в скале плиту весом 86 000 тонн. Объяснение в общих чертах такое: «Китайский император, якобы, имел отклонения в психике на почве гигантского самолюбия и заказал себе немыслимых размеров гробницу. Он сам, архитекторы, тысячи каменотёсов, якобы, были психически неполноценными и в части логики. Десятилетиями все они осуществляли мегапроект. Вырубили, наконец, плиту и тут только поняли, что даже с места сдвинуть её не смогут. Ну и бросили это дело…» Похоже на наш случай.

 

 Громадное орудие Малик-э-Майдан

 

То, что Царь-пушка – это не просто всплеск энтузиазма московских литейщиков, доказывает и существование ещё более громадного орудия Малик-э-Майдан (Рис. 4, Рис. 5). Оно было отлито в Ахман-дагаре в Индии в 1548 году, и имеет массу целых 57 тонн. Там историки тоже поют песни о 10 слонах и 400 буйволах, тащивших эту пушку. Это такое же по назначению осадное орудие, как Царь-пушка, только тяжелее на 17 тонн. Что это, второй исторический казус в это же историческое время? И сколько ещё таких орудий надо обнаружить, чтобы понять, что их в то время отливали, доставляли к осаждённым городам и практически использовали? Если мы сегодня не понимаем, как это происходило, значит, таковы наши познания.

Здесь мы снова сталкиваемся с остаточно-низким уровнем нашей сегодняшней технической культуры. Это связано с искажённым научным мировоззрением. С современных позиций мы не видим решения, которое было в то время очевидным. Остаётся сделать вывод, что ещё в 16 веке на Руси и в Индии знали что-то такое, что позволяло перемещать подобные грузы.

 

 

Упадок артиллерийских технологий в средние века

На примере бомбард можно увидеть очевидную деградацию артиллерийского искусства на протяжении столетий средневековья. Первые образцы изготавливались из двухслойного железа. Внутренний слой был сварен из продольных полос, а снаружи его укрепляли толстые поперечные кольца. Через некоторое время стали изготавливать литые орудия из бронзы. Это однозначно снизило их надёжность, и соответственно, увеличило вес. Любой инженер вам подтвердит, что кованое железо на порядок прочнее литой бронзы. Тем более, если оно собрано, как описано выше – двухслойным пакетом с направлением волокон соответствующим действующим нагрузкам. Вероятно, причина в стремлении удешевить процесс изготовления.

Конструкция первых бомбард тоже удивительно прогрессивна. Например, сегодня вы не найдёте современных образцов стрелкового оружия, которые заряжались бы со стороны дульного отверстия. Это очень примитивно. Уже полтора столетия в ходу заряжание с казённой части. В таком способе масса преимуществ – и скорострельность выше, и обслуживание орудия удобнее. Недостаток один – более сложная конструкция с запиранием казённой части ствола на момент выстрела.

 

Как интересно, что первые же в истории орудия (бомбарды), сразу имели прогрессивный способ заряжания с казённой части. Казённик часто крепился к стволу с помощью резьбы, то есть, ввинчивался. Такая конструкция некоторое время сохранялась и в литых орудиях. Посмотрите на Рис. 6. Здесь сравнивается турецкая бомбарда и Царь-пушка. По геометрическим параметрам они очень похожи, но Царь-пушка, отлитая на сотню лет позже, уже выполнена неразъёмной. Значит в 15…16 веках перешли на более примитивное дульное заряжание.

Вывод здесь может быть только один – первые бомбарды выполнялись с остаточным знанием прогрессивных конструктивных решений артиллерийского оружия, а возможно, копировались с каких-то старых и более совершенных образцов. Однако технологическая база уже была довольно отсталой для этих конструктивных решений, и могла воспроизвести только то, что мы наблюдаем в средневековых орудиях. При таком уровне изготовления преимущества казённого заряжания уже практически не проявляются, но их упрямо продолжали делать казнозарядными, потому что не знали ещё, как можно по-другому. Со временем техническая культура продолжала деградировать, соответственно и орудия стали выполняться неразъёмными, по более упрощённой и примитивной схеме заряжания с дульной части.

 

1894 год

 

Заключение

Вот и выстроилась логичная картинка. В 16 веке Московское княжество вело многочисленные боевые действия, как на востоке (взятие Казани), на юге (Астрахань), так и на западе (войны с Польшей, Литвой и Швецией). Пушку отлили в 1586 году. Казань к этому времени уже взяли. С западными странами было установлено шаткое перемирие, более похожее на передышку. Могла ли Царь-пушка быть востребована в этих условиях? Да, безусловно. От наличия стенобитной артиллерии зависел успех военной кампании. Города-крепости западных соседей надо было как-то брать. Иван Грозный умер в 1584 году, за 2 года до отливки пушки. Но именно он определил потребность государства в подобных орудиях, и процесс их изготовления был запущен. Вот как развивались события:

«С 1550 г. по 1565 г. на московском Пушечном дворе работами руководил Кишпир Ганусов (Ганус), по национальности, видимо, немец. В летописях встречаются упоминания об одиннадцати орудиях, им отлитых, но до нас не дошло ни одно. Самое большое медное орудие, отлитое Ганусовым в 1555 г., было названо Кашпирова пушка. Вес её составлял 19,65 т. В том же 1555 году московский мастер Степан Петров отлил пушку «Павлин» весом 16,7 т… Любопытно, что обе огромные пушки Иван Грозный повелел доставить к осажденному русскими Полоцку. 13 февраля 1563 г. царь приказал воеводе князю Михаилу Петровичу Репнину «пушки болшие Кашпирову да Степанову да Павлин да Орел да Медведь и весь наряд стенной и верхней поставити близко городских ворот» и стрелять «без опочивания, день и нощь». От этой стрельбы дрожала земля – «ядра у болших пушек по двадцети пуд, а у иных пушек немногим того полегче». На следующий день ворота были разрушены, и сделано несколько проломов в стене. 15 февраля Полоцк сдался на милость победителям. В 1568 г. молодой ученик Кашпира Андрей Чохов (до 1917 г. его писали Чехов) отлил своё первое орудие… Самым знаменитым орудием Андрея Чохова стала Царь-пушка (1586 г.)» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

При Иване Грозном было отлажено производство подобных орудий и освоено их применение, включая транспортировку. Однако, волевая государственная хватка пропала после его смерти и вступления на престол преемника. Фёдор 1 Иоаннович был человеком совсем другого склада. В народе его называли безгрешным и блаженным. Вероятно, стараниями последователей Ивана Грозного заказ на изготовление Царь-пушки всё же был сформирован. Однако, величие творения Андрея Чохова всё же превышало запросы нового царя. Поэтому Царь-пушка осталась невостребованной, хотя боевые действия с применением осадной артиллерии велись уже спустя 4 года (русско-шведская война 1590-1595 года).

 

 

Вывод

Царь-пушка – настоящая. Антураж вокруг неё – бутафория. Сформированное общественное мнение о ней – ложно. Царь-пушка должна удивлять нас, гораздо больше, чем древние мегалиты. Ведь они удивительны тем, что огромные камни весом в несколько тонн доставлены… подняты… поставлены… и т.д. В 16 веке ничего принципиально нового, отличного от неолита в транспортировке и погрузке (согласно официальной точке зрения) не применялось, а 40-тонное орудие транспортировали. Кроме того, камни ставили один раз и на века, а не менее тяжёлую пушку предполагалось многократно перемещать на огромные расстояния.

Она тем более удивительна, что была изготовлена сравнительно недавно, ещё в 16 веке. Ведь про время мегалитов учёные вольны фантазировать, как им вздумается – сотни тысяч рабов, столетия строительства и т.д., но про 16 век много чего известно. Тут с фантазиями не разгуляешься.

В кремле выставлено на обозрение настоящее чудо, замаскированное под нелепость, но мы его не замечаем, потому что зомбированы пропагандой, ложными гипотезами и мнением авторитетов.

С одной стороны, это образец гигантской бутафории 19 века, с другой – одно из крупнейших действующих средневековых орудий. Вместе с тем, она замечательный свидетель упадка артиллерийских технологий средневековья.

 

 

Вот что вам еще напомню - Первые русские артиллеристы и Многобашенные танки с разоблачениями ! Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=33471

masterok.livejournal.com

история создание, описание, легенды . Чёрт побери

С момента изобретения человечеством пороха роль артиллерии на поле боя постоянно увеличивалось. Пушки сначала использовали для разрушения стен вражеских крепостей и других укреплений противника, а затем стали применять для уничтожения живой силы неприятеля. В прошлом столетии артиллерия стала настоящей «богиней войны», во многом определив исход двух мировых войн.

Военная история знает десятки примеров уникальных артиллерийских орудий, некоторые из них обладали необычным характеристиками, а другие – участвовали в интересных событиях, иногда изменивших судьбу целых стран или итог военных конфликтов. Самым знаменитым и уникальным российским артиллерийским орудием, без сомнения, является Царь-пушка. Она считается самой большой пушкой в мире, и по этой причине занесена в Книгу рекордов Гинесса.

Можно сказать, что сегодня Царь-пушка и Царь-колокол являются одними из главных достопримечательностей Москвы, мало какой турист уезжает, не сделав селфи с этими замечательными памятниками русской старины. Особенно радуются этой диковинке дети.

Споры вокруг Царь-пушки не утихают уже несколько столетий. Неизвестно, для каких целей она была сделана, и стреляла ли она когда-нибудь? Это бутафория или настоящее орудие, созданное для обороны Москвы в Средние века? Кто он, мастер, отливший Царь-пушку? Где находится сегодня это орудие?

Описание

Царь-пушка – это средневековое артиллерийское орудие, а если говорить еще точнее, бомбарда. Она имеет длину 5,34 м, наружный диаметр ствола составляет 120 см, калибр орудия – 890 мм, весит оно — 39,31 т. Длина ствола составляет шесть калибров, поэтому по современной классификации Царь-пушка – это мортира.

Пушка полностью выполнена из бронзы. Она была изготовлена русским мастером Андреем Чоховым (Чеховым) в 1586 году на Пушечном дворе.

Мастер, отливший Царь-пушку, богато украсил различными рельефами и надписями. На правой стороне дульной части орудия находится рельеф, изображающий царя Фёдора I Иоанновича, во время правления которого и был изготовлен этот дивный памятник литейного искусства. Российский самодержец изображен на коне с короной на голове, в одной руке он держит скипетр. На ствол нанесены надписи, из которых можно узнать, когда и кем была изготовлена Царь-пушка. Некоторые историки считают, что название пушки появилось именно благодаря изображению на ней царя. Хотя, скорее всего, оно связано с огромными размерами орудия.

На каждой стороне ствола расположены четыре скобы, предназначенные для транспортировки орудия.

Любопытен канал ствола Царь-пушки. Внутрь от дульного среза он имеет вид конуса, с начальным диаметром 900 мм и конечным – 825 мм. Зарядная камора также напоминает конус: ее начальный диаметр 447 мм, а конечный (тот, что у казенной части) – 467 мм. Дно каморы плоское.

История

Как уже было сказано выше, Царь-пушка была отлита в 1586 году оружейником Андреем Чоховым. В то время очень частыми были набеги татар, которые не только вторгались в российские земли, но и несколько раз захватывали и разоряли саму Москву.

Поэтому считается, что орудие такого размера и калибра было сделано специально для защиты столицы от очередного татарского набега.

Первоначально Царь-пушка защищала мост через Москву-реку и обороняла Спаские ворота, позже ее разместили около Лобного места, установив на специальный накат из бревен. Поучаствовать в настоящем сражении Царь-пушке так и не удалось.

Во время царствования Петра I пушка была перемещена во двор Арсенала, а позже заняла место у его ворот.

В XIX веке (в 1835 году, если быть точнее) для Царь-пушки был изготовлен великолепный лафет, украшенный резными орнаментами и чугунные ядра. Все это было сделано на петербургском заводе Берда по эскизам архитектора Брюллова.

В 60-е годы прошлого века орудию вновь пришлось изменить свое место дислокации. Из-за постройки Кремлевского дворца съездов Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь Кремля. Там она находится и поныне.

В 1980 году орудие решили отремонтировать и отправили на Серпуховский завод, где ее обследовали специалисты. Именно тогда и было установлено, что из Царь-пушки все-таки стреляли, вероятно, это было во время пристрелки орудия. Это подтверждает именная печать мастера, найденная на внутренней стороне ствола, в те времена она ставилась только после проверки орудия. По мнению поэта Гумилева, именно из Царь-пушки выстрели прахом Лжедмитрия в сторону польской границы. При обследовании ствола орудия в нем были обнаружены частицы пороха и нагара, что подтвердило факт использования пушки по назначению. Хотя, некоторые авторы сомневаются в этом, указывая на приливы бронзы в стволе, которые бы неминуемо удались при первом же выстреле. Кроме того, у Царь-пушки нет запального отверстия, что вызывает немало вопросов.

 

В документах XVIII–XIX столетий Царь-пушку часто называют «дробовиком». Дробью раньше артиллеристы называли картечь, состоявшую из мелких камней. Однако в качестве дробовика это орудие крайне неэффективно. Если говорить кратко, то для дробовика Царь-пушка имеет слишком большой размер. В описях Московского арсенала начала XVIII века указывались калибры различных дробовиков. Наибольшим из них был 25 фунтов. Однако самым многочисленным был еще более мелкий калибр – 2 фунта. В этой же описи указана и Царь-пушка, ее калибр составлял 1500 фунтов.

chert-poberi.ru

История создания Царь-Пушки и Царь-Колокола

Царь-пушка считается одной из основных достопримечательностей Кремля в Москве. Это величайший памятник русской артиллерии. Мало найдется иностранных туристов, покинувших Москву, не взглянув на пушку. Будучи самым крупнокалиберным орудием в мире, царь-пушка находится в книге рекордов Гиннеса.


В 1586 г. в Москву пришло тревожное известие: на город движется крымский хан со своей ордой. В связи с этим, русский мастер Андрей Чохов отлил огромное по размерам орудие, которое стреляло каменной картечью и было предназначено для защиты Кремля. Изначально пушку установили на возвышенности для защиты моста через Москву-реку и обороны Спасских ворот.

Однако хан не дошел до Москвы, поэтому горожане так и не увидели, как бьет орудие, именуемое за свои размеры царь-пушкой. В XVIII в. пушку переместили в Московский Кремль, и с тех пор она не покидала его пределы. На том месте царь-орудие стояло до начала ХVIII в., пока Петр I не задумал строительство Цейхгауза (Арсенал Московского Кремля), организуя в нем оружейное хранилище для древних и трофейных экспонатов. Сначала орудие поставили во дворе Арсенала, а потом оно охраняло его главные ворота.

В 1835 году пушка была воздвигнута на новый лафет из чугуна, изготовленный по эскизам академика Брюллова А.П. Царь-пушка вместе с другими старинными орудиями была размещена вдоль Оружейной палаты. В 1960 г. Началось строительство Кремлевского дворца. Старая постройка Оружейной палаты была снесена и орудие снова доставили к Арсеналу. Ближе к 1980 году царь-пушка вместе с лафетом и ядрами вывозят на плановую реставрацию. На прежнее место их вернули 1980 году.

Сегодня орудие можно посмотреть на Ивановской площади. Рядом расположена колокольня Ивана Великого и церковь Двенадцати апостолов.

Царь-пушка расположена на лафете из чугуна, выполняющем декоративную функцию. Саму пушку отливали из бронзы. Рядом лежат декоративные ядра из чугуна. С правой стороны пушки изображен Федор Иванович на коне. На голове у князя корона, а в руках он держит скипетр. Рядом с изображением написано, что это Великий Князь Федор Иванович, являющийся Государем-самодержцем Великой России. Считается, что название пушка могла получить благодаря изображению князя. Кроме царь-пушки, можно встретить другое название - «Дробовик Российский». Такое название связано с тем, что орудие отливали специально для стрельбы дробом, так называемой картечью.

На левой стороне пушки написано, что ее автором является «литец Ондрей Чохов». Ствол орудия декорирован красивейшим орнаментом. Отдельного внимания заслуживает лафет. Чтобы подчеркнуть высокий статус орудия, литейщики изобразили царя зверей – льва. Лафет покрыт незаурядным переплетением растений, среди которых символическое изображение льва, борющегося со змеей. Спицы больших колес выполнены в виде переплетающихся листьев.

 

 


В мире не существует колокола больше, чем Царь-колокол, отлитый руками человека. Правда, эту работу, можно отнести к достижению в сфере технологии литья, поскольку колокольного голоса услышать никому и не удалось. Но какие бы не были функции у Царь-колокола, однозначно – это уникальное произведение колокольного литья и символ российского государства.

История создания Царь-колокола начинается с приказа об его изготовлении, который был издан императрицей Анной Иоанновной. Им должны были заменить колокол Григорьева, висевший на колокольне Кремля (около Успенского собора), который был поврежден во время пожара. По приказу императрицы, изготовить новый нужно было из материала старого колокола, но при этом увеличить его вес на 20%, доведя до 10000 пудов!

Никто из мастеров колокольных дел не решался браться за такую работу. Колокол Григорьева был достаточно сложен, а изготовление нового, казалось, затеей неосуществимой. Было даже отправлено предложение во Францию к механику королевского дворца, на что тот ответил отказом, приняв все за шутку. Фельдмаршал Миних, на котором лежала ответственность за поиск мастера, уже совсем отчаялся, когда русский умелец Иван Моторин дал свое согласие.

Так как выбора у Миниха особо не было, то в 1733 году именно Моторин приступил к изготовлению. Работы проводили в Москве на Пушечном дворе (теперь здесь знаменитый «Детский мир»). Прямо в земле была вырыта опалубка для формы колокола, так как данный вес изделия не смог бы выдержать никакой другой способ. На подготовку ушло почти полтора года. Неожиданностью для всех стала смерть Ивана Моторина в 1735 году. Завершить начатое дело пришлось его сыну Михаилу.

Днем, когда был отлит Царь-колокол, принято считать 25 ноября 1735 года. Вес его составляет почти 200 тонн! Размеры (диаметр и высота) увеличились каждый на 6 метров. Сплав состоит из чистого серебра (525 кг), золота (75 кг), меди (85%) и олова (13%). Заготовке, полученной в результате отливки, была необходима доработка. Нужно было убрать лишний облой и при помощи чеканки осуществить украшение всех элементов. На проведение этих работ также ушло довольно много времени.

Все то время, пока над Царь-колоколом работали декораторы, он находился в яме. На нем появились барельефы Иоанна Предтечи, апостола Петра, Христа, Богоматери и Святой Анны. Четко вырисовывались фигуры Анны Ивановны и царя Алексея Михайловича (отца Петра I). Но история создания Царь-колокола складывалась довольно не гладко. Во время крупного пожара в Москве (20 мая 1937 год) загорелась возведенная вокруг почти завершенного Царь-колокола деревянная постройка. Потушить огонь быстро не удалось, а из-за горящих падающих бревен колокол нагрелся. Боясь, что поверхностный слой может частично расплавиться, и при этом пострадает оригинальный декор, было принято решение охладить колокол. Фатальной ошибкой стало то, что его начали поливать водой. В связи с таким резким перепадом в температуре, на колоколе образовались значительные трещины, и отвалился кусок, вес которого составил 11,5 тонн.

Дважды пытаясь восстановить Царь-колокол, наконец, отказались от этой затеи, решив, что после спайки «голос» колокола не будет таким, который требовался. Царь-колокол в 1836 году становится своеобразным памятником, установленным на постаменте в Кремле в Москве. Эта известная достопримечательность находится там и сегодня.

Источник

 

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

zagopod.com

Царь-пушка и Царь-колокол: история создания

Список достопримечательностей Москвы, с которыми стоит ознакомиться туристу, просто огромен. Особое место в нем занимают Царь-пушка и Царь-колокол. История появления этих исторических памятников окружена большим количеством легенд, что привлекает к ним еще больше внимания.

Царь-пушка - свидетельство военной мощи

Царь-пушка – главный памятник российской артиллерии, поэтому ее считают самой важной достопримечательностью столичного Кремля. Все желающие ознакомится с историческими памятниками столицы, обязательно приходят посмотреть на это уникальное свидетельство оружейного мастерства. Стоит отметить, что Царь-пушка известна во всем мире как оружие с самым крупным калибром.

Колоссальное орудие было создано в 1586 г. Его изготовил народный умелец Андрей Чохов. Он создал пушку, чтобы защитить Кремль от нападения войск крымского хана. Сначала ее поставили на возвышенности с целью защиты Спасских ворот и моста через Москву-реку. Но войска хана не пришли к Москве, поэтому использовать пушку по назначению не пришлось. Из-за больших габаритов оружие стали называть «Царь-пушка». В восемнадцатом столетии пушку перевезли в Кремль, где она и остается и сейчас.

По Кремлю пушку перевозили несколько раз. Сначала она находилась во дворе Арсенала, после его поставили у главных ворот. В девятнадцатом столетии для уникального орудия соорудили новый лафет. Его изготовили из чугуна, над чертежами трудился академик А.П. Брюллов. Потом с прочими экземплярами средневекового оружия ее поместили в Оружейную палату. В 60-ых гг. двадцатого века во время постройки Кремлевского дворца прежнее строение разрушили, и пушку снова выставили у Арсенала. Через несколько лет уникальный экспонат направили на реставрационные работы, после чего установили там, где она стояла ранее. Сейчас памятник можно увидеть на Ивановской площади.

Царь-пушка была довольно мощным артиллерийским орудием для своего времени, но стрелять из нее весьма проблематично. Некоторые придерживаются точки зрения, что это просто бутафория, и это мнение нельзя считать полностью ошибочным. Чугунные ядра, находящиеся у подножья орудия, являются лишь декорацией. Хотя внутри снаряды пустые, они весят почти 2000 килограмм, тогда как масса ядра из камня – 0,819 т. То есть стрелять чугунными ядрами невозможно, потому что пушку в итоге разорвет. Однако существует легенда, которая гласит, что все-таки один раз Царь-пушка стреляла. Предполагается, что это произошло после изобличения и бегства из столицы самозванца Лжедмитрия.

Царь-колокол

В период правления Анны Иоанновны по ее указу был сделан Царь-колокол. Его создали, чтобы установить вместо колокола Григорьева, находившегося на кремлевской колокольне близ Успенского собора и получившего существенные повреждения от пожара. История появления достопримечательности непроста, она давно стала преданием, лишь добавляющим интереса к памятнику.

Согласно пожеланию императрицы, планировалось сделать Царь-колокол из материалов колокола Григорьева. Предполагалось, что его масса будет достигать десяти тысяч пудов, то есть станет больше на 20%. В связи с тем, что у поврежденного колокола была очень сложная конструкция, изготовить на его основе новый казалось практически невозможным, местные мастера, занимавшиеся колокольным ремеслом, боялись взяться за это дело. Отыскать мастера, которого бы не испугала сложность работы поручили фельдмаршалу Миниху. Он даже предлагал эту работу механику королевского дворца во Франции, но тот отказался, так как не принял это предложение всерьез.

Когда уже казалось, что никто не хочет заниматься этой работой, изготовить колокол предложил русский мастер Иван Моторин. Он начал трудиться над созданием Царь-колокола в 1733 г. Чтобы сделать его на Пушечном дворе (там сейчас расположен «Детский мир») в земле выполнили опалубку, соответствующую форме будущего колокола. Начальный этап продолжался больше года, потом работы были заморожены из-за внезапной кончины ремесленника. Завершить труд Моторина взялся его сын Михаил.

Считается, что Царь-колокол был отлит осенью 1735 г. Масса уникального колокола составляла около двухсот тонн. Он был сделан на 85% из меди и на 13% - из олова, но в состав сплава еще входили более 70 кг золота и 500 кг серебра. Он был на шесть метров выше и больше в диаметре, чем колокол Григорьева.

Полученная после отлива заготовка была основательно доделана. Из нее удалили излишки материала, оставшиеся после обработки, а все части декорировали чеканкой потрясающего мастерства. Этот этап работ тоже продлился несколько месяцев. На протяжении всего этого времени огромный колокол был в яме, потому что не было опор, способных бы удержать такую массу. В качестве украшений на изделие были нанесены барельефы Богоматери, Христа, святых. Кроме того, мастера нанесли изображения царских особ Алексея Михайловича и Анны Иоанновны.

Когда работы по изготовлению Царь-колокола близились к завершению, в столице произошел сильный пожар. Постройка из дерева вокруг изделия, тоже загорелась. От огня колокол сильно нагрелся, чтобы не повредить изделие его начали спешно охлаждать. Из-за того, что на колокол лили холодную воду, произошел резкий скачок температур, на поверхности металла появились повреждения, и от изделия отвалился кусок весом более 11 тонн. Попытки восстановить колокол были дважды, но они ни к чему не привели. Мастера пришли к выводу, что колокол уже не будет звучать, так как это должно было быть до спайки, и было принято решение сделать из него памятник. В девятнадцатом веке его постановили на пьедестал в Московском Кремле, где его можно увидеть и сейчас.

 

Другие статьи

www.russren.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о