Содержание

Место и роль СССР в послевоенном мире — что это, определение и ответ

СССР – мировая держава

Один из результатов победы – это изменение статуса СССР, превращение его в мировую державу. К завершающему этапу войны Советский Союз становится одной из самых значительных военных сил в мире: это обусловлено как численностью армии, её опытом и подготовкой, так и научно-техническими достижениями и новшествами, которые активно внедрялись в течение всей войны и до её начала. Уже в 1949 году в СССР пройдут успешные испытания атомной бомбы, сделавшие государство ядерной державой.

В первые послевоенные годы под контролем СССР находилась значительная часть территории Европы, Северного Китая, Кореи, Ирана, что было обусловлено обстоятельствами войны. Присутствие Красной Армии или её непосредственная помощь способствовали установлению просоветских режимов в странах Восточной Европы при условии главенствующей роли руководства СССР. Советские режимы были установлены: в Албании и в Болгарии (1946), в Польше, Венгрии, Румынии (1947), в Чехословакии (1948). В 1948 году произошло установление советского режима в Северной Корее, а в 1949 году коммунистическим стал Китай. Сталин диктовал условия этим странам и с помощью силы определял основные векторы внутренней и внешней политики этих стран, советское правительство предоставляло также многочисленные льготные кредиты Восточной Европе.

Кроме того, в результате победы были закреплены и признаны территориальные изменения, совершенные в 1941 г. (присоединение Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии, Бессарабии, части Карелии), а также имели место территориальные приращения: в состав СССР вошла почти вся Восточная Пруссия, ставшая Калининградской областью, а на востоке – Южный Сахалин и Курильские острова. Были подписаны новые соглашения с Китаем, установился совместный контроль над КВЖД, а также в качестве военной базы СССР мог использовать Порт-Артур и арендовать пристани в порту Дальний. Таким образом, Советский Союз не только вернул позиции ещё Российской империи, утраченные после русско-японской войны (1904-1905), но и расширял их.

С целью не допустить начала новой войны и сохранить наследие человечества в послевоенном мире будет создана ООН – Организация Объединённых Наций. СССР выступил одним из инициаторов её создания и стал постоянным членом Совета Безопасности – руководящего органа структуры.

Рост коммунистических идей в мире и распад колониальной системы

Борьба с нацизмом и осуждение агрессивных идеологий способствовали росту популярности в мире коммунистических идей и коммунистических партий, которые были в авангарде сопротивления. Сразу после войны представители таких партий вошли в состав правительств ряда европейских стран: как на востоке, так и Италии, Франции. Греческие коммунисты вели борьбу против правительства, а китайские коммунисты при поддержке СССР в 1949 году одержали победу.

В то же время запускается процесс распада колониальной системы.

В 1945 году, несмотря на попытки удержат власть силой, независимость провозглашена в нидерландской колонии Индонезия. В том же году лидер вьетнамских коммунистов Хо Ши Мин провозгласил создание Демократической Республики Вьетнам, у которой затем вспыхнет конфликт с Францией, опасавшейся за свои колониальные владения. Египет выступает против неравноправных условий договоров с Великобританией, дававших ей возможность держать в Египте (главным образом, в районе Суэцкого канала) свои войска. В 1947 году свободной становится Индия, что станет символом ликвидации колониальной системы: антиколониальные восстания вспыхивали в Африке, в Латинской Америке распространились левые взгляды.

Столкновение интересов

Разница в интересах СССР и его союзников проявились ещё в годы войны, а после её окончания – усугубились: Советский Союз стремился закрепить своё положение, завоёванное в результате победы. В частности, сохранить пояс союзников в Восточной Европе, прочные позиции на Дальнем Востоке, а заодно закрепить влияние в Японии, Иране и добиться от Турции права контролировать проход через черноморские проливы. Рост коммунистических настроений во всём мире приветствовался и поощрялся советским правительством.

Западные страны опасались распространения социалистических идей, и на смену разорённым войной Англии и Франции в роли лидера западного мира приходят США, которые вышли из войны сильнейшей в экономическом и военном плане государством. Реализуется «Доктрина Трумэна» (названная по имени американского президента), предполагавшая готовность США противодействовать советскому влиянию. Реализуется «План Маршалла» — программа помощи Европе в восстановлении после войны, но с понятным политическим подтекстом. СССР и другие социалистические страны от помощи демонстративно отказываются, а в Италии и Франции коммунисты теряют свои позиции.

В 1947 году Сталин создаёт Коминформбюро как замену Коминтерну (Коминтерн был упразднен в 1943 году, чтобы наладить отношения со странами Запада и ускорить формирование антигитлеровской коалиции). Коммунистическое информационное бюро было международной организацией, поддерживающей отношения с коммунистическими партиями Албании, Болгарии, Чехословакии, Франции, Венгрии, Италии, Польши, Румынии и Югославии. Отношения между СССР и Западом обострились.

Холодная война

После ужасной по масштабу жертв Второй мировой войны люди надеялись на период затишья. Однако союзники по антигитлеровской коалиции не сумели удержать и сохранить мир. Началось геополитическое противостояние двух блоков – капиталистического и коммунистического.

У. Черчилль в 1946 году выступил в американском городе Фултоне с речью перед студентами колледжа и объявил о начале противостояния между бывшими союзниками: СССР, США, Англией. С этого момента берет свой отсчет холодная война. Бывший премьер-министр Великобритании призвал обратить внимание на происходящее в Европе и высказал свои опасения касательно распространяющей своё влияние Советской России, опустившей «железный занавес» и создавшей за ним «советскую сферу». Уже 14 марта И. Сталин в интервью газете «Правда» прокомментировал слова Черчилля, поставив его в один ряд с Гитлером и заявил, что своей речью тот призвал Запад к войне против СССР: «По сути, господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны … Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей». Международный климат, а также взаимное положение недоверия и неприятия и определили внутриполитический курс советского правительства, что нашло отражение во всех сферах жизни советского общества.

Холодная война оказалась результатом страшного опыта мировых войн и движения за мир, более действенными оказались международные организации (ООН), большую роль играло возникновение ядерного оружия. Потому она не переросла в стадию открытого противостояния, но находились и иные способы борьбы с влиянием друг друга.

Причины начала Холодной Войны:

— Идеологические и политические различия в позиции СССР и западных держав (коммунизм и капитализм, демократия и тоталитарный режим).

— Установление просоветских режимов в странах Восточной Европы (Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия) и Азии (КНР, КНДР, Вьетнам) и сопротивление лидеров западных стран распространению коммунистической идеологии.

Внутреннее положение СССР

Победа стала главным событием для советских граждан, для достижения которого были брошены все силы. Вырос авторитет советской власти и самого режима, поскольку победой тот доказал свою состоятельность. Самый страшный враг в истории был повержен, и далее ожидалось светлое будущее.

Большой была и «цена победы»: СССР потерял до трети своего национального богатства, значительная часть страны буквально лежала в руинах. Во время войны погибло около 27 млн советских граждан, из них большая часть – мирное население. Достичь довоенных показателей развития хозяйства удалось достичь в рекордно короткие сроки, чего нельзя сказать о показателях населения: даже к 1950 году в СССР проживали 179 млн человек, что на 20 млн меньше, чем до войны.

Несмотря на значительные экономические успехи, ещё наблюдалось сильное отставание по многим показателям (в частности, от США), что предопределило характер экономического развития на годы вперёд: вновь советским людям предстояло идти на новые жертвы, поднимать народное хозяйство и выводить его на новые качественные показатели. Всё это было особенно важно в условиях противостояния – Холодной войны.

Итоги

Решающий вклад СССР в победоносное завершение Второй мировой войны превратил его в одну из двух сверхдержав послевоенного мира.

Информационные войны. «Холодная война », часть 1

Железный занавес

После Второй Мировой войны бывшие союзники предсказуемо стали противниками. Считается, что антикоммунистическая речь бывшего премьер-министра Великобритании Винстона Черчилля, произнесенная в Фултоне (США), положила начало противостоянию капиталистического и социалистического мировых порядков. Между СССР и США за пять послевоенных лет вырос «железный занавес». 

Однако, стороны не решались вступать в прямой конфликт, поэтому битва в этом политическом противостоянии активно шла за умы населения, как своего, так и противостоящего лагеря. Однако, помимо двух сверхдержав, в послевоенном деколонизируемом мире образовалось множество условно народных государств, которых нужно было вовлечь в свою орбиту. Для этого велись информационные войны в самых высоких политических кругах, о них мы и расскажем вначале, а чуть ниже обсудим пропаганду среди «обывателей».

Страны народных демократий

После Второй Мировой во многих странах мира наблюдался всплеск популярности левых политических идей: коммунизма, социализма, социал-демократии. Речь идёт и о европейских государствах (Италия, Франция, Германия, Восточная Европа), и об Азии (Китай, Вьетнам, Корея), и об освобождающихся от колониального гнёта странах-сателлитах (Индия, Африка и т.д.). Советскому союзу необходимо было ухватиться за эти возможности, чтобы вовлечь в свою орбиту идеологически-близких союзников.

Сразу после войны СССР не был готов организовать «кордон» из стран восточной Европы, довольствуясь лишь союзниками из левых партий в рамках демократий. Но к концу 40х политика Сталина стала жёстче, и заработала машина пропаганды: в социалистических кругах Европейских стран велась обширная агитация о необходимости относительного признания старшинства Москвы среди стран Соцблока, а также по дискредитации умеренных левых, которых называли «резевионистами», так как они считали возможным сосуществование социализма и демократии. Основным рупором советской агитации было Коммунистическое Информационное Бюро, созданное на базе распущенного в 1943 году Коминтерна.

Однако, многие лидеры стран соцблока: Ио́сип Броз Ти́то в Югославии, Владислав Гомулка в Польше, Имре Надь в Венгрии, а позже и Александр Дубечка в Чехословакии, признавая в целом идеи социализма, видели путь развития своих стран отличным от советского, что привело к их постепенной вестернизации. Более успешной советская информационная агитация оказалась в Азии и на Кубе. Хотя Мао Цзедун со временем поссорился с СССР, остров свободы оставался пером под брюхом у США, а Вьетнам с Кореей – бельмом у американцев на глазу. Левая агитация помогла фактически развалить английскую колониальную систему, дав СССР союзников по всему миру. Война между коммунистами и проанглийским правительством бушевала также в Греции.

Американцы тоже преуспели. Для их информационной пропаганды использовалась очень высокая трибуна: буквально, трибуна для выступлений Организации Объединённых Наций (основана в 1945 году). С неё американцы на весь мир обвиняли СССР в политике «красного неоколониализма».  

Но и сами не сидели сложа руки: пострадавшим от войны европейским странам была предложена всесторонняя материальная помощь, так называемый план Далласа. В обмен требовалось всего то ничего: вывести из состава своих правительств симпатизирующие социалистическим идеям партии. В Италии, Франции, Великобритании и ряде других стран план сработал – за звонкую монету удалось «разагитировать» Европейские демократии. 

В Азии западная пропагандистская кампания полностью провалилась, и именно здесь холодная война вспыхивала «горячими» точками. Побеждали, как правило, социалисты.

Вообще, обе стороны использовали пропагандистские клише межвоенного периода. Союз обвинял американцев в захватнической политике в интересах капиталистов, в нарушении прав рабочих внутри страны и простых жителей всего мира. Рупор американской пропаганды выставлял СССР деспотичной коммунистической империей, тюрьмой народов, где граждане влачат бесправное существование под диктатурой Партии. При взаимных обвинениях в расширении сфер влияния спользовались термины «мировой империализм» и «красная угроза». Не в пользу репутации СССР сыграли и оба Берлинских кризиса: события были выставлены так, будто Москва душит, угнетает немцев, а Запад – спасает их.

Битва за сознание обывателей

 Железный занавес практически не позволял США и СССР воздействовать на граждан друг друга, поэтому агитация велась среди собственного населения, а также жителей «нейтральных стран». Американцы для этого пропагандировали образ «страны возможностей», изобильного рая, «американскую мечту». Своё противостояние они позиционировали, как борьбу демократии, свободы и изобилия против тоталитаризма, и коллективизма. При этом вменяли СССР несоблюдение прав человека, политические репрессии и систему трудовых лагерей для “врагов народа”

Советский союз позиционировал себя, как светоч справедливость, рай для пролетариата, прогрессивное социалистическое общество, а Штаты выставлял, как кровавых империалистических захватчиков, игнорирующих интересы своего и других народов ради обогащения капиталистов. Особо выделялась тема расизма в США, а также достижением народного хозяйства и социалистического строительства на Родине.

Внутри противостоящих стран выходили агитматериалы о порочности образа жизни оппонента: кино, мультфильмы, литература, различной степени выдуманности и правдивости показания очевидцев. Доходило до абсурда: в СССР были запрещены некоторые западные жанры искусства, а в США супергерои из комиксов восхваляли применение атомной бомбы.

Граждане узнавали о жизни «за занавесом» обычно через СМИ – радио, газеты, телевидение. Разумеется, большая часть этих материалов было откровенной пропагандой, восхваляющей отечественный образ жизни и демонизирующей «вражеский». Сон разума порождает чудовищ, и вот народная молва уже сочиняла домыслы, небылицы и целые теории заговора.

Были, впрочем, и официальные источники ознакомления – страны договорились о выпуске друг для друга журналов «Soviet Fife» и «Америка», но их тиражи были ограничены, а содержание жестко цензурировалось.

Пропаганда, сдобренная слухами, привела к истерии по поводу агентов иностранного влияния. В СССР велась борьба с инакомыслящими, космополитами, пацифистами и диссидентами. В странах Соцлагеря это выражалось в шпионских войнах и преследовании слишком «умеренных» социалистов. В США тоже развернулась целая кампания против коммунистически настроенных граждан. А в их числе в послевоенное десятилетие оказались многие известные учёные, преподаватели, артисты, политики, общественные деятели. Среди которых действительно были информаторы советской разведки, что привело к охоте на ведьм и размножило слухи о «красной угрозе» (непримирение с коммунизмом в любой форме называлось «Маккартизм»).

Из эксклюзивных средств пропаганды кратко выделим два: Советские лидеры начали посещать зарубежные страны, в том числе США. Это формировало у американцев более живой, человечный образ руководителей Союза. Отправляли за рубеж и социально-надёжных туристов, которые своим поведением также должны были работать на репутацию страны советов. Американцы использовали силу технологий: организовали радиовещание русскоязычных радиостанций на территорию Союза. По каналам «голоса Америки», «Свободы», «свободной Германии» транслировались мировые новости, музыка, альтернативная политическая позиция и повестка. СССР прикладывало немало усилий и средств, чтобы глушить эти трансляции.

К концу 40х обе страны обладали ядерным оружием, а к 60м могли доставить его межконтинентальными ракетами, это дало ещё один повод к демонизации противника, рисованию образа безумного алчного экспансиониста с «красной кнопкой», усугубляющего конфликт.

Гонка вооружений была одной из главных тем в СМИ и в бытовых обсуждениях. События эти привели к Карибскому Кризису, который, однако, разрешился и обе стороны немного сбавили обороты информационной войны, что получило название «разрядка».

Обложка «Мы — Они». Художники Константин Кузгинов и Сергей Сахаров. 1950 год https://histrf.ru/ 

Холодная война: итоги, комбатанты, начало и конец

Холодная война: сдерживание

К моменту окончания Второй мировой войны большинство американских официальных лиц соглашались, что лучшей защитой от советской угрозы была стратегия, называемая «сдерживание». В своей знаменитой «Длинной телеграмме» дипломат Джордж Кеннан (1904–2005) объяснил эту политику: «Советский Союз, — писал он, — был «политической силой, фанатично приверженной вере в то, что с США не может быть постоянного modus vivendi». соглашение между несогласными сторонами]. В результате единственным выбором Америки было «долгосрочное, терпеливое, но твердое и бдительное сдерживание экспансивных тенденций России». «Это должна быть политика Соединенных Штатов», — заявил он перед Конгрессом в 1919 г.47, «поддерживать свободные народы, сопротивляющиеся попыткам порабощения… внешним давлением». Такой образ мышления будет определять американскую внешнюю политику на следующие четыре десятилетия.

Знаете ли вы? Термин «холодная война» впервые появился в 1945 году в эссе английского писателя Джорджа Оруэлла «Ты и атомная бомба».

Холодная война: Атомный век

Стратегия сдерживания также послужила основанием для беспрецедентного наращивания вооружений в Соединенных Штатах. В 1950, отчет Совета национальной безопасности, известный как NSC-68, повторил рекомендацию Трумэна о том, что страна должна использовать военную силу для сдерживания коммунистического экспансионизма везде, где он, по-видимому, происходит. С этой целью в отчете содержится призыв к четырехкратному увеличению расходов на оборону.

В частности, американские официальные лица поощряли разработку атомного оружия, подобного тому, что положило конец Второй мировой войне. Так началась смертельная «гонка вооружений». В 1949 году Советы испытали собственную атомную бомбу. В ответ президент Трумэн объявил, что Соединенные Штаты создадут еще более разрушительное атомное оружие: водородную бомбу или «супербомбу». Сталин последовал его примеру.

В результате ставки холодной войны были опасно высоки. Первое испытание водородной бомбы на атолле Эниветок на Маршалловых островах показало, насколько страшным может быть ядерный век. Он создал огненный шар площадью 25 квадратных миль, который испарил остров, проделал огромную дыру в океанском дне и был способен уничтожить половину Манхэттена. Последующие американские и советские испытания привели к выбросу радиоактивных отходов в атмосферу.

Постоянная угроза ядерного уничтожения оказала большое влияние и на американскую внутреннюю жизнь. Люди строили бомбоубежища в своих дворах. Они отрабатывали атаку в школах и других общественных местах. 1950-е и 1960-е годы стали свидетелями эпидемии популярных фильмов, которые наводили ужас на кинозрителей изображениями ядерных разрушений и существ-мутантов. Этим и другим образом холодная война была постоянным присутствием в повседневной жизни американцев.

Холодная война и космическая гонка

Исследование космоса послужило еще одной драматической ареной соревнований времен холодной войны. 4 октября 1957 года советская межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 запустила «Спутник» — первый в мире искусственный спутник и первый искусственный объект, выведенный на орбиту Земли. Запуск спутника стал неожиданностью, причем неприятной для большинства американцев. В Соединенных Штатах космос рассматривался как следующий рубеж, логическое продолжение великой американской исследовательской традиции, и было крайне важно не уступить слишком много позиций Советам. Кроме того, эта демонстрация подавляющей мощи ракеты Р-7, которая, по-видимому, способна доставить ядерную боеголовку в воздушное пространство США, сделала сбор разведданных о советских военных действиях особенно актуальным.

В 1958 году США запустили свой собственный спутник Explorer I, разработанный армией США под руководством ученого-ракетчика Вернера фон Брауна, и началась космическая гонка. В том же году президент Дуайт Эйзенхауэр подписал публичное распоряжение о создании Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), федерального агентства, занимающегося исследованием космоса, а также нескольких программ, направленных на использование военного потенциала космоса. Тем не менее, Советы были на шаг впереди, запустив первого человека в космос 19 апреля.61.

В мае того же года, после того как Алан Шепард стал первым американцем в космосе, президент Джон Ф. Кеннеди (1917–1963) сделал смелое публичное заявление о том, что к концу десятилетия США высадят человека на Луну. Его предсказание сбылось 20 июля 1969 года, когда Нил Армстронг из миссии НАСА «Аполлон-11» стал первым человеком, ступившим на Луну, фактически выиграв космическую гонку для американцев.

Астронавты США стали считаться величайшими американскими героями. Советы, в свою очередь, изображались злодеями с их огромными, неустанными усилиями превзойти Америку и доказать силу коммунистической системы.

Холодная война и красная паника

Тем временем, начиная с 1947 года, Комитет Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности (HUAC) привнес холодную войну домой другим способом. Комитет начал серию слушаний, призванных показать, что коммунистическая подрывная деятельность в Соединенных Штатах жива и здорова.

В Голливуде HUAC заставила сотни людей, работавших в киноиндустрии, отказаться от левых политических убеждений и дать показания друг против друга. Более 500 человек потеряли работу. Многие из этих «черных списков» писателей, режиссеров, актеров и других лиц не могли работать снова более десяти лет. HUAC также обвинила сотрудников Госдепартамента в подрывной деятельности. Вскоре другие политики-антикоммунисты, прежде всего сенатор Джозеф Маккарти (1908-1957), расширил это расследование, включив в него всех, кто работал в федеральном правительстве.

Тысячи федеральных служащих были расследованы, уволены и даже привлечены к ответственности. По мере того как эта антикоммунистическая истерия распространялась в 1950-е годы, либеральные профессора колледжей теряли работу, людей просили давать показания против коллег, а «клятвы верности» стали обычным явлением.

Холодная война за границей

Борьба с подрывной деятельностью внутри страны отражала растущую обеспокоенность советской угрозой за границей. 19 июня50 года первая военная операция холодной войны началась, когда поддерживаемая Советским Союзом Северо-Корейская народная армия вторглась в своего прозападного соседа на юге. Многие американские официальные лица опасались, что это был первый шаг в коммунистической кампании по захвату мира, и считали, что невмешательство невозможно. Трумэн направил американские войска в Корею, но Корейская война зашла в тупик и закончилась в 1953 году.

В 1955 году США и другие члены Организации Североатлантического договора (НАТО) сделали Западную Германию членом НАТО и разрешили его ремилитаризовать. Советы ответили Варшавским договором, организацией взаимной защиты между Советским Союзом, Албанией, Польшей, Румынией, Венгрией, Восточной Германией, Чехословакией и Болгарией, которая создала единое военное командование под командованием маршала Советского Союза Ивана С. Конева.

Последовали другие международные споры. В начале 1960-х президент Кеннеди столкнулся с рядом тревожных ситуаций в своем собственном полушарии. Вторжение в залив Свиней в 1961 году и кубинский ракетный кризис в следующем году, казалось, доказывали, что реальная коммунистическая угроза теперь лежит в нестабильном постколониальном «третьем мире».

Нигде это не было так очевидно, как во Вьетнаме, где крах французского колониального режима привел к борьбе между поддерживаемым американцами националистом Нго Динь Дьемом на юге и националистом-коммунистом Хо Ши Мином на севере. С 1950-х годов Соединенные Штаты были привержены сохранению антикоммунистического правительства в регионе, и к началу 1960-х годов американским лидерам стало ясно, что если они хотят успешно «сдержать» коммунистический экспансионизм, им придется вмешиваться более активно. от имени Дима. Однако то, что должно было стать краткосрочной военной акцией, превратилось в 10-летний конфликт.

Конец холодной войны и последствия

Практически сразу после вступления в должность президент Ричард Никсон (1913-1994) начал реализовывать новый подход к международным отношениям. Он предположил, что вместо того, чтобы рассматривать мир как враждебное, «двухполярное» место, почему бы не использовать дипломатию вместо военных действий для создания большего количества полюсов? С этой целью он призвал Организацию Объединенных Наций признать коммунистическое правительство Китая и после поездки туда в 1972 году начал устанавливать дипломатические отношения с Пекином. В то же время он проводил политику «разрядки» — «расслабления» — в отношении Советского Союза. В 1972 году он и советский премьер Леонид Брежнев (1906-1982) подписал Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), который запрещал производство ядерных ракет обеими сторонами и сделал шаг к уменьшению угрозы ядерной войны, существовавшей десятилетиями.

Несмотря на усилия Никсона, холодная война снова разгорелась при президенте Рональде Рейгане (1911-2004). Как и многие лидеры его поколения, Рейган считал, что распространение коммунизма повсюду угрожает свободе. В результате он работал над оказанием финансовой и военной помощи антикоммунистическим правительствам и повстанцам по всему миру. Эта политика, особенно в том виде, в каком она применялась в развивающихся странах, таких как Гренада и Сальвадор, была известна как доктрина Рейгана.

Даже когда Рейган боролся с коммунизмом в Центральной Америке, Советский Союз распадался. В ответ на серьезные экономические проблемы и растущее политическое брожение в СССР премьер-министр Михаил Горбачев (1931–2022) вступил в должность в 1985 году и ввел две политики, которые изменили отношение России к остальному миру: «гласность», или политическая открытость, и «перестройка», или экономическая реформа.

Советское влияние в Восточной Европе ослабло. В 1989 году каждое второе коммунистическое государство в регионе сменило правительство на некоммунистическое. В ноябре того же года Берлинская стена — наиболее заметный символ многолетней холодной войны — была окончательно разрушена, чуть более чем через два года после того, как Рейган бросил вызов советскому премьеру в речи у Бранденбургских ворот в Берлине: Горбачев, снеси эту стену». К 1991, распался сам Советский Союз. Холодная война закончилась.

Карл Маркс, немецкий философ и экономист, считается отцом коммунизма. Маркс сотрудничал с Фридрихом Энгельсом, чтобы предложить новую идеологию, в которой государство владеет основными ресурсами, а все разделяют трудовые блага. В «Коммунистическом манифесте» Маркс и Энгель призывали к восстанию рабочего класса против капитализма. Их девиз: «Пролетарии всего мира, соединяйтесь!» стал лозунгом среди недовольного рабочего класса по всей Европе. Немецкий философ-социалист Фридрих Энгельс был близким соратником Карла Маркса. Энгельса, сына владельца текстильной фабрики, отправили на производственную фабрику в Манчестере, чтобы изучить семейный бизнес. Его наблюдения за рабочим классом пробудили в нем интерес к социализму. Он и Маркс, с которым он познакомился в Манчестере, опубликовали «Положение рабочего класса в Англии» в 1845 году и «Коммунистический манифест» в 1848 году. во внутренней политике в Советском Союзе, ослабление ограничений на поездки и освобождение тысяч сталинских политических заключенных. Фидель Кастро создал первое коммунистическое государство в Западном полушарии после свержения военной диктатуры Фульхенсио Батисты на Кубе в 1959. Он правил Кубой почти пять десятилетий, пока в 2008 году не передал власть своему младшему брату Раулю. , сигнализируя о новой и ужасающей фазе холодной войны. К началу 1950-х годов школьники начали практиковать в школах учения по воздушному налету «Пригнись и укройся», как на этой фотографии 1955 года. Учения были частью программы Федерального управления гражданской обороны президента Гарри С. Трумэна и были направлены на информирование общественности о том, что обычные люди могут сделать, чтобы защитить себя.51 января FCDA наняло Archer Productions, рекламное агентство Нью-Йорка, для создания фильма, чтобы научить школьников тому, как защитить себя в случае атомной атаки. Получившийся в результате фильм «Утка и укрытие» был снят в школе в Астории, Квинс, и анимация чередовалась с изображениями учеников и взрослых, практикующих рекомендуемые методы безопасности. Две сестры сидят вместе в своем доме после учений по атомной войне со своей семьей. Они держат идентификационные жетоны, которые носят на шее 19 марта.54 фото. Семья во время учений атомной войны. Учения было легко имитировать — как ныряние и укрытие действительно могли защитить вас от ядерной бомбы? Однако некоторые историки утверждают, что учения могли обеспечить некоторую защиту, если взрыв (меньшего масштаба) произошел на расстоянии. В 1961 году Советы взорвали 58-мегатонную бомбу, получившую название «Царь-бомба». более 50 миллионов тонн тротила — больше, чем все взрывчатые вещества, использовавшиеся во Второй мировой войне. В ответ центр гражданской обороны США переместился на строительство убежищ от радиоактивных осадков. Мать и ее дети совершают тренировочный забег к своему стальному укрытию на заднем дворе за 5000 долларов в Сакраменто, Калифорния, 5 октября 19 года.61 Это переносное укрытие из армированного стекловолокном пластика было представлено на Боллинг-Филд в Вашингтоне, округ Колумбия, 13 июня 1950 года. Предназначенное как для военнослужащих, так и для оборудования, оно состояло из 12 отдельных секций, каждая из которых взаимозаменяема. По словам производителя, убежище могло быть возведено или разобрано тремя мужчинами за 30–45 минут, и в нем могли комфортно разместиться 12 человек в казарменном стиле или 20 человек в полевых условиях. На этом снимке из архива от 12 сентября 1958 года Беверли Высоцки (вверху) и Мари Граскамп (справа). Две женщины выходят из семейного бомбоубежища в Милуоки, штат Висконсин, 12 сентября 19 сентября. 58. Это вид изнутри на 4500 фунтов. Стальной подземный убежище от радиоактивных осадков, где пара с тремя детьми отдыхает среди двухъярусных кроватей и полок с провизией. В их убежище на заднем дворе также было радио и ящики с консервами и водой. Во время гонки вооружений во время холодной войны американцы были засыпаны противоречивыми изображениями и сообщениями, которые пугали, хотя и пытались их успокоить.

1 / 9: American Stock/Getty Images

Camp Century был построенной Пентагоном базой на северо-западе Гренландии, которая публично рекламировалась как «арктический исследовательский центр с ядерной установкой». Но настоящая причина создания этой базы времен холодной войны заключалась в том, чтобы построить и поддерживать секретную сеть туннелей и ракетных шахт, соединенных железнодорожными вагонами, известную как «Операция Ледяной червь». Здесь мужчины устанавливают арочные опоры в туннеле к основной траншеи стационарного лагеря во время строительства в 1959. Подробнее: Когда Пентагон выкопал секретные ледяные туннели времен холодной войны, чтобы спрятать ядерное оружиеКран загружает аварийный люк на сани. Лестница входит в люк, чтобы обеспечить выход из подземного лагеря. Вид на главный вход в траншею в лагерь Сенчури, Гренландия. Кран опускает люк в боковую траншею лагеря Сенчури. Мужчины устанавливают ферму для поддержки боковых стен лагеря Лагерь. На этой фотографии, сделанной в мае 1962 года, специалисты наблюдают за панелью управления атомной электростанцией, питавшей лагерь. Кран устанавливает резервуар для отходов атомной станции. Мужчины стоят возле казарм на аванпосте в Гренландии, 19 мая.62

1 / 8: Pictorial Parade/Archive Photos/Getty Images

От союзника к врагу: американское восприятие Советского Союза с 1920 по 1950 год

1.  Активировать предварительные знания об отношениях между США и СССР.

Попросите учащихся поделиться тем, что они уже знают о Советском Союзе. Предложите учащимся предположить, что Советский Союз был нашим союзником во Второй мировой войне и не ладил с Америкой во время холодной войны. Объясните учащимся, что они собираются оценить этот сдвиг в отношениях, проанализировав ряд первоисточников, чтобы они смогли ответить на вопрос: как Советский Союз стал врагом Соединенных Штатов?

Объясните цели обучения и навыки, рассматриваемые в упражнении. Сообщите учащимся, что они будут оцениваться в конце занятия, анализируя первоисточник, который они никогда раньше не видели. Напомните учащимся, что активное участие и вовлечение на протяжении всего занятия обеспечит наличие у них исторических знаний и навыков для анализа нового первоисточника в конце занятия.

 

2.  Студенты анализируют американскую пропаганду 1920 с.

Сообщите учащимся, что всем классом они собираются использовать первоисточники для изучения того, как американцы относились к Советскому Союзу и коммунизму в 1920-е годы. Покажите первую политическую карикатуру из карусели ресурсов и просмотрите ее вместе со студентами. Задайте следующие вопросы и убедитесь, что учащиеся записывают ответы в своих тетрадях.

  • Какие люди, места и вещи изображены на этой политической карикатуре? Перечислите все, что вы можете идентифицировать.
  • Проанализируйте элементы, указанные выше. Что символизирует каждый человек, место или вещь? Как они отражают восприятие американцами Советского Союза и коммунизма?
  • Какое сообщение пытается передать художник об отношениях Америки и СССР?

Затем покажите вторую политическую карикатуру и попросите учащихся проанализировать ее. Повторите те же вопросы, что и выше, и попросите учащихся снова записать свои ответы. Позвольте учащимся сначала поработать над своими ответами самостоятельно. При желании учащиеся могут затем поделиться своими ответами с партнером или небольшой группой. Просмотрите ответы вместе всем классом.

 

3.   Обсудите в классе восприятие и отношение американцев к Советскому Союзу в 1920-е годы.

После того, как учащиеся просмотрят обе политические карикатуры, снова соберите класс. Спросите:

  • Судя по карикатурам, как американцы воспринимали Советский Союз в этот период времени?
  • Почему у американцев такое отношение? Что в отношении Советского Союза вызвало у американцев негативное отношение? [Чтобы ответить на этот вопрос, учащиеся должны подключиться к предшествующим знаниям о восприятии коммунизма американцами.] 

 

4.  Проанализируйте фотографии времен Второй мировой войны, чтобы изучить изменение отношения американцев к Советскому Союзу.

Спроектируйте первую фотографию времен Второй мировой войны, американского и русского солдат, для учащихся. Скажите учащимся, что эта фотография была сделана в середине Второй мировой войны. Спросить: Как эта фотография передает точку зрения, отличную от карикатур, которые мы только что проанализировали?

Затем покажите учащимся вторую фотографию Второй мировой войны «Большая тройка». Скажите учащимся, что на этой фотографии изображена встреча лидеров Великобритании, США и Советского Союза во время Второй мировой войны. Спросите:

  • Зачем этим трем лидерам встречаться?
  • На этих фотографиях изображено другое отношение американцев к Советскому Союзу? Если да, то каково отношение и что чувствуют многие американцы в данный момент?
  • Основываясь на ваших знаниях того периода, что вызвало этот сдвиг в отношении американцев к Советскому Союзу?

 

5.  Проанализируйте речь Черчилля о железном занавесе.

Раздайте учащимся рабочий лист «Железный занавес и Америка времен холодной войны» и попросите их прочитать вопросы. Скажите им, что они прочитают отрывок из речи Уинстона Черчилля о железном занавесе, а затем ответят на только что прочитанные вопросы. Попросите учащихся прочитать речь, а затем попросите их ответить на управляемые вопросы в своем рабочем листе. После самостоятельной работы в течение 10 минут попросите учащихся объединиться с партнером, чтобы просмотреть свои ответы и подготовиться к обсуждению всем классом.

 

6.  Проведите обсуждение в классе о речи Черчилля о железном занавесе и восприятии и отношении американцев к Советскому Союзу в конце 1940-х годов.

Обсудите ответы учащихся на направляемые вопросы из раздаточного материала «Железный занавес и холодная война в Америке». Попросите добровольца описать тон выступления Черчилля. Затем задайте следующие вопросы:

  • Какое отношение к Советскому Союзу подчеркивает эта речь? Отличается ли оно от предыдущих подходов? Если да, то как сейчас многие американцы относятся к Советскому Союзу?
  • Основываясь на ваших знаниях того периода, что вызвало этот сдвиг в отношении американцев к Советскому Союзу?

 

7.   Сравните исторические точки зрения американцев, чтобы ответить на вопрос: Как Советский Союз стал врагом Соединенных Штатов?

Обсудите со студентами, что они уже узнали об отношении американцев к Советскому Союзу в 1920-х, 1940-х и 1950-х годов. Спросите: Как Советский Союз стал врагом Соединенных Штатов?

 

Формальная оценка

Объясните учащимся, что теперь им нужно проверить свою способность интерпретировать и анализировать исторические источники, связав эти источники с их предыдущими знаниями по содержанию. Покажите первоисточник оценки и предложите учащимся проанализировать ее, ответив на вопросы из рабочего листа оценки «От союзника к врагу». Предложите учащимся самостоятельно выполнить задание и собрать ответы.

Соберите рабочие листы оценок учащихся «От союзника к врагу» и проверьте правильность их ответов, используя Ключ ответов «От союзника к врагу».

Расширение обучения

Попросите учащихся представить, что они советники президента Трумэна в конце Второй мировой войны. В роли Совета национальной безопасности Трумэна попросите студентов представить, что они слышали, как Уинстон Черчилль говорил об опасностях «железного занавеса» Советского Союза, распространяющегося по всей Европе. Вместе попросите учащихся обсудить потенциальные меры, которые Соединенные Штаты могут предпринять, чтобы остановить распространение «железного занавеса». Возможные ответы включают:

  • Открытая война против Советского Союза
  • Ядерное сдерживание
  • Открыть дипломатические отношения с Советским Союзом, чтобы воспрепятствовать расширению
  • Активно препятствовать расширению/развитию Советского Союза

После мозгового штурма разделите учащихся на группы и назначьте каждой группе одну возможную политику. Попросите каждую группу провести мозговой штурм потенциальных плюсов и минусов каждого варианта политики. После того, как группы поработают вместе, чтобы взвесить потенциальные «за» и «против», снова созовите класс, чтобы обсудить варианты политики.

После обсуждения предложите учащимся прочитать «Длинную телеграмму» Джорджа Кеннана. Этот первоисточник объясняет американскую политику сдерживания в отношении Советского Союза, которая стала официальной политикой Соединенных Штатов при президенте Трумэне. Прочитав о мерах сдерживания и определив их, попросите учащихся сравнить меры сдерживания с политиками, которые они совместно разработали.

Предметы и дисциплины
  • Социальные исследования
    • История США
    • Всемирная история
Цели обучения

Учащиеся будут:

  • определять и описывать отношение американцев к Советскому Союзу в течение трех конкретных периодов времени путем анализа нескольких первоисточников
  • объяснить, почему отношение американцев к Советскому Союзу изменилось в этот период, предоставив доказательства из первоисточников в поддержку объяснения
Подход к обучению
  • Обучение для использования
  • Объектное обучение
Методы обучения
  • Открытое обучение
  • Обсуждения
  • Мультимедийная инструкция
  • Чтение
Сводка навыков

Это задание направлено на следующие навыки:

  • Результаты студентов 21 века
    • Информационные, медиа и технологические навыки
      • Информационная грамотность
      • Медиаграмотности
    • Обучение и инновационные навыки
      • Критическое мышление и решение проблем
  • Темы 21 века
    • Глобальная осведомленность
  • Навыки критического мышления
    • Анализ
    • Применение
    • Понимание

Связь с национальными стандартами, принципами и практикой

Стандарты учебных программ Национального совета социальных исследований
  • Тема 6: Власть, власть и управление
Стандарты ISTE для студентов (Стандарты ISTE*S)
  • Стандарт 4: Критическое мышление, решение проблем и принятие решений

Что вам понадобится

Материалы, которые вы предоставите
  • Карандаши
  • Ручки
Требуемая технология
  • Доступ в Интернет: Требуется
  • Техническая установка: 1 компьютер на класс, принтер, динамики
  • Плагины: Flash
Физическое пространство
  • Класс
Группировка
  • Обучение в больших группах
Другие примечания

Продолжая модификацию шага 3, сообщите учащимся, что во время просмотра « Песня о России» им нужно изучить персонажей фильма и подумать, показывает ли этот клип изменение взглядов американцев на Советский Союз и коммунизм. Воспроизведение фильма с временного кода 1:01 до временного кода 1:05. После просмотра ролика проведите дискуссию, ответив на следующие вопросы:

  • Что произошло в клипе? Назовите персонажей и события.
  • К какому решению пришли два главных героя в конце ролика?
  • Этот ролик показывает, что отношение американцев к Советскому Союзу изменилось? Почему или почему нет?
  • Если вы считаете, что этот клип демонстрирует новое отношение американцев, чем можно объяснить это новое отношение к американцам? Почему Советский Союз стал союзником США?

Если вы уже рассказывали о Красной угрозе 1920-х годов и учащиеся уже понимают, что американцы негативно относились к Советскому Союзу и коммунизму, вы можете начать задание с шага 3.

Дифференцируйте темп занятия в зависимости от навыков учащихся уровни. Если учащиеся часто практиковались в анализе источников, вы можете быстрее перейти к речи Черчилля о железном занавесе.

Справочная информация

В начале 1920-х годов по США прокатилась первая красная паника. Коммунизм стал ассоциироваться с иностранцами и антиамериканскими ценностями. В результате в этот период американцы становились все более враждебными по отношению к Советскому Союзу. Однако в начале Второй мировой войны американцы были вынуждены изменить свое отношение к Советскому Союзу в результате советско-американского союза против Гитлера. Несмотря на эти временные положительные отношения, после Второй мировой войны американцы стали все более скептически относиться к тому, что они считали агрессивной советской экспансией в Европе и Азии. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль назвал Советский Союз «железным занавесом», опустившимся на Европу. Несмотря на то, что Советский Союз был союзником Америки во Второй мировой войне, во второй половине двадцатого века он стал главным врагом Соединенных Штатов.

Предварительные знания

  • Базовое понимание капиталистической и коммунистической экономических систем и противоречий между ними
  • Общее понимание причин Второй мировой войны, вступления Америки в войну и ее положения в ней, а также держав Оси
  • Общее понимание итогов Версальского договора
  • Навыки приведения аргументов в поддержку первоисточников
  • Полезно, но не необходимо: истоки русской революции и создание Советского Союза после Первой мировой войны

Рекомендуемая предыдущая деятельность

  • Нет

Словарь

союз

Существительное

человека или группы, объединившиеся для определенной цели.

коммунизм

Существительное

Тип экономики, при котором вся собственность, включая землю, фабрики и компании, принадлежит государству.

Железный занавес

Существительное

фраза, используемая для описания разрыва между рыночной экономикой Запада и коммунистической экономикой Востока во время холодной войны.

пропаганда

Существительное

Информация или идеи, специально предназначенные для помощи или вреда делу организации.

социализм

Существительное

система организации или правительства, при которой вся собственность, промышленность и капитал принадлежат сообществу, а не отдельным лицам.

Советский Союз

Существительное

(1922-1991) крупная северная евразийская нация с коммунистическим правительством. Также называется Союзом Советских Социалистических Республик или СССР.

Справочник

  • Справочник по современной истории: биполярный мир

Веб-сайты

  • Письма Армагеддона
  • Президентская библиотека и музей Джона Кеннеди: Кампания 1960 года
Наконечники и модификации
Наконечник

Проверьте понимание на протяжении всего урока, попросив учащихся обобщить отношение американцев к Советскому Союзу в разные моменты времени.

Наконечник

Содействуйте мышлению учащихся, побуждая их подтверждать свои ответы на вопросы в шагах 2 и 5 фактами из первоисточников.