О чем будут «Разговоры о важном» — 27 ноября 2022
На занятии старшеклассникам расскажут об истории появления герба России и научат отличать «правильный» герб от «неправильного»
Фото: Александр Подопригора / 161.RU
Поделиться
«Разговоры о важном» — классные часы, на которых детям рассказывают про любовь к Родине, традиционные ценности, известных российских ученых и государственные праздники. Каждую неделю мы пишем, о чем будут беседовать с детьми на патриотических занятиях.
Мы уже писали, что после 30 сентября в готовые методические материалы добавили информацию о референдумах и присоединении к России ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей, а еще в методичках поменяли темы — вместо традиционных семейных ценностей обсуждали ледоколы и развитие атомной отрасли в России. Мы разбирали «Разговоры» о Дне народного единства, классные часы на темы «Мы разные, мы вместе» и «День матери». А еще выяснили, что многим учителям отдельно не платят за проведение этих занятий, хотя в Минобре нам ответили, что за «Разговоры» полагается доплата. На этот раз тема занятия, которое пройдет 28 ноября, — «Символы России». В материалах для всех классов указано, что классный час должен сформировать у ребят патриотизм, любовь к Родине, развить историческую память и преемственность поколений.
Занятие начинается со слов учителя. Он говорит, что ребята принимают участие в поднятии флага России и исполняют гимн (с первого сентября каждый понедельник в школах начинается с этого), а дети уже знают, что флаг и гимн — это государственные символы страны.
— Есть еще один государственный символ — это герб, — продолжает учитель. — А хорошо ли мы знаем, что означают изображения на гербе? С какими историческими событиями связана символика герба? Почему люди во всём мире уважают герб, гимн и флаг своей страны?
В видеоролике, который дети смотрят после слов учителя, диктор объясняет, что «герб — это эмблема, символ государства», появившийся больше пятисот лет назад. На гербе России изображен двуглавый орел — «не только символ солнца, но и образ солнечной колесницы» («в древности славяне полагали, что солнце выезжает на золотой колеснице, запряженной двумя птицами»).
После просмотра видео учитель рассказывает ребятам о короне на голове орла, символе законности, обозначающем, что «страна живет по справедливым законам, по чести и совести, в дружбе и согласии всех народов», всаднике, который поражает мечом дракона, скипетре и державе.
Детям читают стихотворение о гербе России
Фото: https://razgovor.edsoo.ru/video/715/
Поделиться
Затем дети должны ответить на вопросы: «Почему на гербе имеются короны?» (примерный ответ ученика — «Это символ единства нашей страны»), «Что означает изображение всадника?» (примерный ответ — «Победу добра над злом!») и т. д. Ответив на вопросы, ребята переходят к выполнению задания — им нужно будет собрать элементы герба Российской Федерации. После этого детям рассказывают про флаг и гимн России.
— Российский флаг — символ доблести и чести российского народа, — рассказывает ребятам учитель. — Российский флаг размещается на государственных зданиях, на домах в дни государственных праздников. Флаг, как и герб, показывает принадлежность к стране. Гимн — торжественная песня, прославляющая нашу страну. Флаг и гимн объединяют людей внутри страны и показывают единство граждан для людей из других государств.
Еще, рассказывает учитель, «под флагом в тяжелые для нашей страны времена солдаты вставали на ее защиту», флаг и герб — «символы победы российских спортсменов». Флаг есть даже на борту космического корабля. Затем дети узнают про символику цветов российского триколора и пытаются запомнить их последовательность.
— Важно помнить, ребята, что герб, флаг и гимн всегда напоминают нам о нашей Родине, — подытоживает учитель. — Когда мы знаем, что означают цвета на гербе или флаге, мы всегда можем вспомнить, какая у нас страна красивая, какой мужественный народ. Мы очень любим и гордимся нашей Родиной — Великой Россией!
Ребятам постарше учитель тоже напоминает, что каждый понедельник в школе поднимают флаг и исполняют гимн, а потом спрашивает о том, почему госсимволам придается большое значение. Ответы на вопросы показывают в видео.
Диктор рассказывает, что история появления герба связана с княжескими печатями на Руси: у каждого князя был отличительный знак, который изображался на печати, клейме и монетах княжества.
Ребятам показывают княжеские печати
Фото: https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiansymbols-34-presentation.pdf
Поделиться
— Позже стали появляться гербы как символы государственности, — поясняет диктор. — Рассмотрим герб Российской Федерации. Изображение на российском гербе появилось давным-давно, более 500 лет назад. Это золотой двуглавый орел. Двуглавый орел символизирует независимость, могущество и единство Российского государства.
После этого учитель предлагает детям рассмотреть герб, рассказывает о значении его составляющих и цветов: «Красный — цвет храбрости, мужества, отваги, пролитой защитниками Родины крови; золотой — богатство во всех смыслах: материальные, природные достояния, духовные ценности; синий — небо, свобода, верность, честь; белый — чистота, благородство; черный — символ зла». Затем учитель рассказывает ребятам о флаге, символе «доблести и чести российского народа», единства граждан, о значении его цветов и о гимне, прославляющем Россию.
— Ребята, запомните, каждый гражданин нашей страны должен знать, уважать и гордиться государственными символами России, — заканчивает учитель.
В начале занятия учитель напоминает детям, что они — «граждане великой страны» и у России, как и у любого государства, есть госсимволы. Затем на видео диктор говорит, что «приближается один из самых значимых праздников для российской государственности — День герба» (он празднуется 30 ноября). После этого дети узнают о важности госсимволов, о том, что гербы есть и у городов России. Затем ученики отвечают на вопросы учителя. Их спрашивают, например, на каких зданиях есть флаг и когда исполняют гимн России.
День герба России празднуется 30 ноября
Фото: https://razgovor.edsoo.ru/video/721/
Поделиться
В основной части классного часа учитель рассказывает об истории появления герба.
— Первый раз двуглавый орел появился на печати великого князя Ивана III в далеком XV веке, — рассказывает детям учитель. — До этого орел использовался в Византии, но наш князь решил сделать его гербом в России. На уроках истории вы подробно познакомитесь с другими славными делами Ивана Великого (так его называли современники), но важно, что в его эпоху государство стало называться Россией и в это же время стал применяться двуглавый орел в качестве герба.
Внешний вид герба менялся, а в Российской империи «на крыльях орла располагались гербы царств и земель, которые были присоединены к России», эти гербы «напоминали о героических страницах истории России: взятии Астрахани и присоединении Сибири в XVI веке, Таврической области (Херсона)».
В 1993 году двуглавый орел, говорит учитель, снова стал государственным символом. После экскурса в историю дети отвечают на вопросы по рассказанному.
Затем учитель переходит к разговору о гимне, делает акцент на том, что он был написан в годы Великой Отечественной войны, и зачитывает реакцию советского человека на его исполнение:
— Взволнованно слушала вся наша великая страна его исполнение по радио, — читает учитель воспоминание очевидца. — Простая, проникновенная мелодия гимна, вдохновенные и мудрые слова его близки сердцу каждого гражданина нашей родины. И нам, советским людям, особенно радостно сознавать то, что гимн великого нашего государства создан именно сейчас, когда победоносное движение доблестной Красной армии и небывалый трудовой подъем всей страны приближают час окончательного разгрома ненавистного фашизма.
После этих слов учитель спрашивает, насколько они перекликаются с сегодняшним днем и какие чувства у ребят вызывает гимн.
Дальше дети делятся на группы. Каждая группа должна представить свою трактовку значения цветов на флаге России, а затем ответить на вопросы по итогам работы.
В заключительной части ребята еще раз повторяют изученное и придумывают продолжения фраз: «Из услышанной сегодня истории российского герба мне больше всего понравился сюжет о… », «Я думаю, что двуглавый орел отражает особый путь развития нашей страны, так как… », «Когда я вижу герб и флаг нашего государства, слышу гимн Российской Федерации, меня переполняет чувство гордости, потому что…».
Занятие начинается с просмотра интервью с Александром Карелиным — Героем РФ, депутатом Госдумы, трехкратным олимпийским чемпионом по греко-римской борьбе (этого видео на момент написания статьи еще не было в методических материалах). Затем учитель задает вопросы по просмотренному интервью. Далее ребятам включают видео (диктор рассказывает примерно то же, что и в материалах для других классов), а дети отвечают на вопросы учителя: вспоминают все госсимволы, говорят, где в их городе можно увидеть флаг и герб России и т. д.
Вторая часть классного часа посвящена истории герба и работе со стихотворением Владимира Степанова «Герб России». Ребята должны «определить, какие чувства вызывает государственный герб Российской Федерации у современного россиянина» и ответить на главный вопрос: «Почему автор использует прилагательные «сильный, мудрый, гордый» по отношению к гербу и что заставляет им гордиться?».
После этого дети пытаются определить значение цветов флага России и по итогам задания отвечают на вопросы о том, как флаг символизирует государственный суверенитет, что стало поводом гордости за флаг России и т. д.
Герб, по словам диктора, — это символ страны, который объединяет всех жителей с государственной властью
Фото: https://razgovor.edsoo.ru/video/724/
Поделиться
В заключительной части классного часа учитель говорит, что «флаг — символ защиты страны от врагов».
— Молодогвардейцы в Краснодоне во время фашистской оккупации ночью над зданием администрации водрузили советский флаг, — приводит пример учитель. — Это оказало огромное воодушевляющее воздействие на жителей. Во время военных действий флаг спасают от врагов, даже рискуя своей жизнью. В ночь на 7 ноября 1942 года, в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, молодогвардейцы водрузили восемь красных флагов на самых высоких зданиях в городе Краснодоне и прилегающих к нему поселках. С гордостью приносят присягу у флага и читают клятву сегодняшние юнармейцы — члены общественного патриотического движения «Юнармия».
В завершение разговора учитель говорит ребятам, что они совершат много великих и важных дел и получат за это заслуженные госнаграды: медали, звания и даже ордена.
— На многих из них и удостоверениях к ним будет изображен государственный герб России, поскольку это символ государства, которое выразит вам признательность за ваши заслуги перед страной и ее народом, — подытоживает учитель.
В конце ребята тоже заканчивают предложения, как и 8–9-классники.
Старшеклассники и студенты тоже смотрят интервью с Александром Карелиным, а потом отвечают на вопросы. Затем учитель включает видеоролик про государственные символы России.
— В знак уважения к символам государства при исполнении гимна и поднятии флага все присутствующие встают, — говорит диктор. — <…> С юных лет каждый из нас много раз слышал слова гимна Российской Федерации. Его слова в нашей памяти: «Славься, страна! Мы гордимся тобой!»
Ребятам говорят, что 25 декабря 2000 года президент подписал законы «О Государственном флаге РФ» и «О Государственном гербе РФ»
Фото: https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiansymbols-1011-presentation.pdf
Поделиться
В основной части дети учатся отличать «правильный» герб от «неправильного»:
— Вы идете по улице и вдруг замечаете, что на одном здании висит табличка с одним изображением государственного герба России, а в табличке на другом здании — цвет герба и его изображение совсем другие! — описывает учитель. — Или в интернете, на двух сайтах, которые заявляют себя «официальными», «государственными», вы видите изображения российского флага с двумя совершенно разными гербами… Как различить, где «правильный» сайт, где нет, где официальное учреждение, а где нет?
Детям раздают выписки из Федерального конституционного закона «О государственном гербе Российской Федерации» и карточки с изображениями герба, которые полностью или частично соответствуют закону. Дети должны определить, какие гербы на карточках «правильные». Затем ребята обсуждают значения цветов флага, рассуждают о ситуациях, когда госсимволы обязательны для использования и так далее.
В заключительной части занятия ребята думают, что объединяет фотографии с изображением флага (фото олимпийской чемпионки Елены Исинбаевой с флагом, покорение Фёдором Конюховым Эвереста, знамя Победы над Рейхстагом и т. д.).
В конце классного часа учитель говорит ребятам, что они могут сделать «много добрых, полезных и важных для страны дел», за которые многие получат награды с гербом России.
Ранее мы публиковали колонку учителя из Прикамья: она честно рассказала, что думает о «Разговорах о важном» и платят ли за их проведение.
Что значат для вас государственные символы России?
Что значат для вас государственные символы России?
23.08.2022 9:15 488 0
Руслан ИКОЕВ, председатель Совета ветеранов Алагирского района:
– Государственная символика – это отличительные знаки страны, которые выделяют ее в мировом сообществе. Для каждого человека государственный флаг, герб, гимн – символы мощи и процветания его страны, которые вызывают чувство гордости. Я думаю, что люди старшего поколения разделят мое мнение: российский триколор и величавый гимн, где есть слова «Россия – любимая наша страна» пробуждает в душе радость от принадлежности к державе с многовековой историей, надежду на стабильное будущее, светлые воспоминания. Мне бы очень хотелось, чтобы и наша молодежь при виде государственных символов испытывала гордость и уверенность в завтрашнем дне.
Александра КУРИЛОВА, воспитатель детского сада, г. Моздок:
– Государственные символы обычно «участвуют» в международных форумах. Но в последние годы, с тех пор, как нашим спортсменам запретили участвовать в Олимпийских играх под своим флагом, мы начинаем сознавать, что так называемые «мировые державы» нас боятся: нашей мощи, силы, независимости, нашего единства. В воспитании в подрастающих поколениях гордости за Отечество государственные символы имеют большое значение, и я очень рада, что в общеобразовательных учреждениях станет обязательным начинать день с подъема флага. А смущает меня, что наши дети приходят в одежде с иностранными надписями и даже с изображениями флагов чужих и чуждых нам государств. Хотелось бы, чтобы и родители нас понимали и поддерживали. Я не говорю, что надо нашу государственную символику на одежду переносить, но хотя бы школьные дневники можно с нашей символикой на обложках делать?
Владимир ВАСИЛЬЕВ, пенсионер:
– Несколько поколений советских людей выросли на песне «С чего начинается Родина?» И хотя в ней не было упоминания о гербе, флаге и гимне СССР, они вставали перед глазами вместе с образами из этой песни: березой, проселочной дорогой, буденновкой…
К счастью, нынешние идеологи демократических реформ вернули не только эту прекрасную песню, но и сам вопрос о Родине в повестку дня нынешних космополитов – строителей капитализма. А значит, теперь и символы новой России – герб, флаг и гимн получат новый мощный заряд патриотизма и глубокого уважения!
Анжела ДОГУЗОВА, менеджер по продажам:
− Флаг России – самый красивый. Он, прежде всего, ассоциируется у меня с патриотизмом. Что касается цветов – синий для меня – это море, небо, белый – цвет чистоты, красный – отвага, сила. Герб также главный символ страны. Изображение двуглавого орла для меня – это могущество, мужество и власть. Очень люблю наш гимн. Всегда, когда слушаю его, слезы на глазах появляются и мурашки по телу, а вместе с тем гордость за нашу сильную державу.
Руслан ХАТАГОВ, пенсионер:
– Уважение к флагу, гербу и гимну нужно прививать со школы. Прежде всего, это гордость за страну, в которой живешь, гордость за многие поколения людей, которые трудились ради того, чтобы мы жили сейчас. Я не зря упомянул школу. Только образованный человек способен понять, чем мы духовно богаты, каким безграничным массивом культуры мы обладаем, и эти знания дают нам возможность двигаться вперед. Государственные символы объединяют людей, а без такого объединения двигаться вперед нельзя. Государственные символы – это ответственность нынешнего поколения перед теми, кто сегодня за нами.
Юрий ПРОКОПОВ, ученик 11 класса:
– Для меня означают символы России все, что нужно знать о своей Родине. Белый цвет флага – чистоту души людей, которые живут в нашей стране, доброту. Синий цвет – ум, сознательность. Красный цвет – мужество, могущество, «Кто на нас с мечом пойдет, тот от меча и погибнет».
Герб для меня означает наш союз, силу. Если внимательней посмотреть на герб, то можно увидеть, что две головы у орла смотрят в разные стороны – на Европу и Азию. То есть наша страна расположилась на двух частях света, и она объединяет их.
6. Что означает единорог? Герб Чтение
из Чтение о многонациональности
by Uniwersytet Wrocławski
82 Джоанна Войдон
Герб Российской империи 1882 года. Вы можете увидеть много символов в нем. Какие из них вы узнаете? Вы указали на польского белого орла? Если нет, попробуй найти.
Тем, кто вырос в Польше или учился в польской школе, наверное, не составит труда объяснить, что означает белый орел и из какой легенды он произошел. Они также смогут интерпретировать символику белого и красного цветов. Поляки идентифицируют себя с этой эмблемой, а другие национальности — со своей. Его можно увидеть, например, на государственных или спортивных церемониях. Государственные гербы и цвета также упоминаются в стихах и песнях, а также — иногда менее серьезно — в поп-культуре (например, в комиксах Polandball).
Другая часть истории
Определите функцию эмблемы, о которой пишет д-р Довиле Тросковайте, по отношению к караимам, этнической и религиозной группе, происходящей из иудаизма, которые жили, в частности, в довоенном Вильнюсе.
6. Что означает единорог? Герб Чтение
Благодаря активной деятельности караимов Вильнюс стал ассоциироваться с этим этносом как его административный и культурный центр. Такой характер город приобрел благодаря многочисленным организациям и некоторым «вешам», указывающим на принадлежность города (тоже) караимам. Главную роль в этом сыграли Общество любителей караимской истории и литературы, журнал «Караимская мысль» и институт польского караимского хахама, который был важнейшей фигурой в общественно-политической и культурной жизни польских караимов. . Территория города была отмечена кенесой (открыта в 1923), который был религиозным центром общины, но и служил памятником современной ему этнической караимской идентичности — ярким ее проявлением является герб караимов, установленный на вершине купола как главный символ их идентичности.
▲ https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kenesa_Vilniuje_-_panoramio.jpg
В этом уроке мы будем интерпретировать государственные и национальные символы не глазами гражданина, спортсмена или художника, а как историк-исследователь. Так что будем смотреть более объективным взглядом, без эмоций и привязанностей. Мы будем искать выражение политических ситуаций и устремлений в то время, когда они создавались, а также исторические темы, которые в них отражались. Мы укажем элементы, которые являются как постоянными, так и переменными, индивидуальными и общими, важными и обычными. Проанализируем, соответствуют ли государственные символы национальным, как в них отражается многонациональность и какой посыл она несет.
Герб Российской империи был введен Петром Великим в 1721 году. Он был основан на прежнем гербе России, но золотой двуглавый орел был заменен черным, а герб был окружен вновь учрежденным Андреевским орденом — высшим российским рыцарским орденом. Приняв титул императора, Петр I сменил царские короны на императорские. Позже царь Николай I представил две
83
84 Джоанну Войдон
варианта герба: простой и величественный. Второй содержал шесть гербов, размещенных на крыльях орла — слева: польский, крымский и финский, а справа — казанский, астраханский и сибирский.
Согласно Википедии, Александр II (1818–1881) поручил Бернхарду фон Кёне разработать новые гербы, которые соответствовали бы западной геральдике. Результатом его работы стал малый герб России, утвержденный императором 8 декабря 1856 г., а также средний и большой варианты, введенные 11 апреля 1857 г. Кёне внес изменения, используя принципы западной геральдики, превратив фигуру св. Георгия на правую геральдическую сторону, добавив к щиту золотую окантовку и изменив расположение и количество гербов имперских земель на крыльях орла. Последнее изменение произошло при Александре III в 1882 г. – были внесены незначительные исправления. В большей версии, в свою очередь, гербы земель (которые до этого располагались по прямой линии) выстраивались в арку, объединяя гербы литовских и белорусских земель в один и добавляя герб герб Туркестана.
Найдите единорога. Это герб Туркестана (расположен в Средней Азии, его границы на севере отмечены Сибирью и Тибетом, на юге — Индией и Афганистаном, на западе — Каспийским морем, на востоке — Монголией). Выберите карту, на которой изображен Туркестан. [Остальные карты Ирана, Казахстана и Таджикистана]
1
3 2
6. Что означает единорог? Герб Рединг
▲ https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8f/Greater_coat_of_arms_of_the_Rus sian_empire.png
Задайте вопросы, которые вызывает эта эмблема при ближайшем рассмотрении. Начните их со слов ниже, но будьте изобретательны:
Who . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ? Когда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ? Где. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ? Почему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ? Какова цель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ? Чем можно подтвердить. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ? Что это значит, что . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ?
Сколько . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ? Откуда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ? Какого рода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ?
85
86 Джоанна Войдон
Выберите вопросы, которые
▶ повторялись чаще всего ▶ вы считаете наиболее важными (или наиболее интересными).
Вот описание герба России, доступное в польской Википедии. Это поможет вам найти ответы:
В золотом поле черный орел с золотым оружием и красными языками, в когтях золотой императорский скипетр с двуглавым орлом и яблоком, на груди красный французский щит с золотым ободком, со Святым Георгием в серебряных доспехах и синем плаще, едущие на серебряном коне с синей сбруей, золотыми поясами и красным седлом, метающие золотое копье в золотого дракона с зелеными крыльями, с императорскими коронами на головах. Вверху большая императорская корона с раскинутой вбок Андреевской лентой. На щите шлем святого Александра Невского с золотыми и черными мантиями, за и под щитом цепь ордена святого Александра. Сторонники: справа Архангел Михаил в серебряных доспехах с золотым крестом на груди и синем плаще, с поднятым вверх огненным мечом в правой руке, слева Архангел Гавриил в белом хитоне, золотом ораре и красном плаще , крест в левой руке. Вся задрапирована точечной шубкой, обсыпанной черными двуглавыми орлами, подбита мехом горностая, завязана по углам, с девизом на куполе, увенчана императорской короной с раскинутой вбок Андреевской лентой и императорским золотым флагом. с гербом Российской империи. Герб окружен справа лавровой ветвью с увенчанными гербами Казахского Царства, Царства Польского, Херсонесского Таврического Царства, Соединённых княжеств Новогрудского, Киевского и Влодзимежского, слева дубовой ветвью с увенчанным гербы Астраханского царства, Сибирского царства, Грузинского царства и Великого княжества Финляндского, внизу родовым гербом Романовых, вверху щитами Великого княжества Московского, Княжества Белорусского, Княжества Литовского, северо-восточных областей, юго-западных княжеств, Прибалтики и Туркестана, и на обратных лучах восходящего солнца.
6. Что означает единорог? Герб Чтение
А вот подробный разбор отдельных гербов, помещенных в герб России:
Герб Казахского Царства — на серебряном щите коронованный зилант (мифическое существо) с красные крылья, язык и хвост, золотой клюв и когти. Казанская шапка, которой увенчан герб, была подарена хану Едыглер-Махмету (ум. 1565), когда он попал в плен после взятия города русскими (1552). Он крестился и принял имя Симеон Касаевич.
Герб Астраханского Царства — на лазоревом щите золотая корона, под ним серебряный восточный меч с золотой рукоятью и острием вправо. Герб венчает «астраханская шапка», изготовленная в Москве в 1627 году для царя Михаила Романова.
Герб Царства Польского — увенчан императорской короной Анны Иоанновны, изготовленной около 1730 г. в Петербурге для нужд коронации Анны Иоанновны Романовой. В 1829 году он использовался при коронации царя Николая I как короля Польши.
Герб Сибири — на горностаевом щите два черных соболя, стоящие на задних лапах и поддерживающие одной передней лапой пятиконечную золотую корону, а другой — красный лук и две скрещенные стрелы, направленные головками вниз . Герб увенчан короной царя Ивана V Алексеевича, который до 1696 года соцарствовал со своим младшим братом Петром I, хотя роли в этих княжениях не играл.
87
88 Джоанна Войдон
Герб Херсонесского царства — На золотом щите черный византийский двуглавый орел с золотыми коронами, красными языками и золотыми клювами и когтями. На груди, на лазурном щите с золотыми краями, золотой православный крест. Герб увенчан короной Петра I, стилизованной под шапку Мономаха.
Герб Королевства Джорджия — Щит с четырьмя полями и двумя малыми щитками внутри. На среднем меньшем щите герб Грузии: на золотом поле святой Георгий в синих доспехах и красной накидке с золотым крестом на груди восседает на черном коне с золотой гривой, покрытой малиновым. , вооруженный копьем, побеждающий зеленого дракона с черными крыльями, красными глазами и языком. В первом поле щита — герб Иберии (древнее государство, существовавшее на территории восточной Грузии с V века до н.э. по VI век н.э.): на красном щите серебряный скачущий конь, вверху слева и в правом нижнем углу серебряные восьмиконечные звезды. На втором поле — герб Картли (царство в восточной Грузии, присоединенное к России в 1801 г.): на золотом щите гора, излучающая огонь, пронзенная двумя черными стрелами с наконечниками вверх. На третьем поле — герб Кабардинских земель: на синем щите, на двух серебряных стрелах, скрещенных головками вверх, золотой щиток с красным полумесяцем, указывающим вправо, в первых трех четвертях — серебряная шестерка. -конечные звезды. В четвертом поле — герб Армении: на золотом щите — красный лев в короне. В золотой отделке — герб черкесских князей: черкес, верхом, в серебряных доспехах, красном облачении и черной меховой накидке, с черным копьем на правом плече. Герб венчает грузинская корона царя Георгия XII, изготовленная в России в 179 г.8. В 1801 году корона была отправлена в Петербург последним грузинским царем. Затем он стал частью императорских регалий.
6. Что означает единорог? Герб Чтение
Совмещенные гербы объединенных княжеств Новгородского, Киевского и Владимирского — В первой серебряной части герб Новгорода: два черных медведя, которые поддерживают золотой трон с красной подушкой. На подушке справа скипетр, слева крест, над престолом золотой семиконечный подсвечник с горящими свечами, в лазоревом ободке щита две серебряные рыбы, расположенные друг против друга. Во второй лазурной части — герб Киева: Архангел Михаил в серебряной одежде и доспехах, с пламенным мечом и серебряным щитом. В третьей красной части — герб Владимира: золотой барс с железной короной, украшенной золотом и цветными камнями, держащий в правой лапе длинный серебряный крест. Герб венчает «шапка Мономаха» — главный венец московских князей допетровского времени. Легенда гласит, что шапка была прислана императорами Василием и Константином великому князю киевскому Владимиру в 9 г.88. Отделан мехом соболя.
Герб Великого княжества Финляндского — На красном щите, усыпанном десятью серебряными розами, изображен золотой лев в короне, держащий в правой лапе прямой меч, а в левой — изогнутый меч.
Фамильный герб царя Александра III (Романов-Гольштейн-Готторп) — Разделенный щит. Справа — герб рода Романовых: на серебряном поле красный грифон, держащий золотой меч и щит, увенчанный черным орлом, на черном венчике восемь львиных голов: четыре золотые и четыре серебряные. Слева — герб Шлезвиг-Гольштейна: четырехчастный щит, в первой, красной части — герб Норвегии: увенчанный золотым львом с серебряной алебардой, во второй, золотой части — герб Шлезвига : два лазоревых леопарда, в третьей, красной части, — герб Гольштейна: небольшой, разделенный серебристо-красный щиток, вокруг которого разрезанный на три части серебряный лист крапивы и три серебряных гвоздя с концами
89
90 Джоанна Войдон
лицом к углам щита; в четвертой части — герб Дитмаршена: золотой всадник с поднятым мечом на серебряном коне, покрытом черной попоной. Центральный меньший щит также разделял — в правой половине — герб Ольденбурга: две красные полосы на золотом поле; в левой половине — золотой крест на лазоревом поле, заостренный к низу. Этот меньший щит увенчан великокняжеской короной, а весь щит — царской.
Княжества и области Великой России: ▶ герб города Нижнего Новгорода: благородный олень на серебряном поле, ▶ герб города Югры: на серебряном поле руки в красных одеждах, выходящие из лазурных облаков, держащие серебряные копья, ▶ герб города Рязани: князь с мечом и ножами в золотом поле, ▶ герб города Смоленска: черная пушка на серебряном поле, на пушке безногая, красная птица, ▶ герб г. Пскова: леопард шагающий по лазоревому полю, вверху десница Божия, ▶ герб г. Твери: золотой трон на красном поле, царская корона на зеленой подушке трона, ▶ герб г. Ярославля город: черный медведь с золотой алебардой на серебряном поле, ▶ герб города Ростова: серебряный олень с золотым ошейником на красном поле, ▶ герб города Белозерска: на лазоревом поле две скрещенные серебряные рыбы под серебряный полумесяц, в правом верхнем углу золотой крест (Белозерское княжество стало вассалом Москвы в 123 г. 8), ▶ герб Удорского района: чернобурка с красными глазами и языком на черном поле.
Юго-Западные княжества и области: ▶ герб Волыни: серебряный крест на красном поле, ▶ герб Подолии: золотое солнце с шестнадцатью лучами под золотым крестом на лазоревом поле, ▶ герб Чернигова: на серебряное поле, черный орел с золотым клювом и когтями, держащий в левой лапе длинный золотой крест.
6. Что означает единорог? Герб Чтение
Княжества и области Беларуси и Литвы: ▶ герб Литвы: на красном поле серебряный всадник с мечом на серебряном коне, покрытом алой попоной с золотым ободком, восьмиконечный крест на щите всадника, ▶ герб города Белостока: разделенный щит, на первом поле выходящий серебряный орел, на втором золотом поле лазурный всадник с мечом на черном коне, покрытом красным попоном с золотым ободком , красный восьмиконечный крест на круглом серебряном щите всадника, ▶ герб Жемайтии: черный медведь, стоящий на задних лапах, с красными глазами и языком на золотом поле, ▶ герб города Полоцка: на серебряное поле, всадник в черных доспехах верхом на черном коне, покрытом красным попоном с золотым ободком, держит красный меч с золотой рукоятью, восьмиконечный крест на серебряном щите всадника, ▶ герб города Витебска: на красном поле едет серебряный всадник с мечом конь, восьмиконечный крест на круглом щите всадника, ▶ герб города Мстислава: на серебряном поле красный волк с повернутой налево головой.
Прибалтика:
▶ герб Эстонии: на золотом поле три лазурных леопарда, ▶ герб Ливонии: на красном поле четвероногий серебряный грифон с крыльями и хвостом, меч в передние лапы, имя Его Величества на груди, ▶ герб Курляндии и Земгалии: четырехчастный щит. На первом и четвертом полях — герб Курляндии: красный лев с красной короной на серебряном поле. На втором и третьем полях — герб Земгалии: на лазоревом поле серебряный олень с шестиконечными рогами, увенчанный княжеской короной, ▶ герб Карелии: на красном поле две руки в серебре доспехи с серебряными мечами, над ними золотая корона.
91
92 Иоанна Войдон
Северо-восточные земли: ▶ герб города Перми: белый медведь на красном поле, золотое Евангелие над медведем и серебряный крест над Евангелием, ▶ герб г. Перми Вятка: на золотом поле рука в красном, выходящая вправо из лазоревого облака, держащая красный лук со стрелой, в правом углу красный крест, ▶ герб Волжской Булгарии: на зеленом поле , ходячий ягненок с красным флагом и золотым крестом на нем, ▶ герб города Обдорска (ныне Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ): на серебряном поле черная ходячая лисица с красными глазами и языком, ▶ герб княжества Конда: на зеленом поле дикарь в набедренной повязке из дубовых листьев и с венком на голове, держащий правой рукой на плече серебряную булаву.
Туркестан — на золотом поле черный ходячий единорог с красными глазами, языком и рогом.
Если какие-либо вопросы остались без ответа, вы можете найти ответы в этой главе, в Интернете, в книгах или задать их своему учителю.
Дополнительное задание
Найти на гербе России следующие предметы:
1. Четыре мифических существа, 2. Десять различных видов животных, 3. Пять видов оружия, 4. Два святых, 5. Пять стихий пейзаж/неживая природа.
6. Что означает единорог? Герб Чтение 93
Герб царской России 1857 года.
▲ https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d2/Russian_Coat_of_Arms_1857.png
Сравните имперский герб 1882 года с предыдущей версией символа — от 1857 года.
Перечислите отличия 1) 2) 3)
и аналоги 1) 2) 3)
94 Джоанна Войдон
Сформулируйте три вывода, которые можно сделать на основе сравнения. По крайней мере, один из них должен касаться многонационального характера России. 1) 2) 3)
А вот комментарий историка к внесенным изменениям. В цитируемом отрывке укажите абзац, поясняющий контекст исторических изменений, тот, который содержит анализ герба, и тот, который автор посвятил констатации — подтверждению наблюдений сравнением с другими источниками.
Александр III вступил на престол в 1881 году, после того как его отец, Александр II, был убит. Александр III глубоко верил, что судьба его отца — результат проводившейся им либеральной политики. Поэтому в его манифесте 1881 г. четко говорилось, что стержнем его правления будет «могущество и справедливость авторитарной власти». Цель осуществления самодержавной власти привела к значительному акценту на «русскости», что отчасти означало возврат к русской истории допетровских времен, а также к русификации. Таким образом, можно сказать, что это покушение стало поворотным моментом в истории Российской империи как многонационального, многонационального, а значит, и поликультурного государства. Достаточно сказать, что, например, в 1885 г. русский язык был введен в качестве обязательного предмета в начальных школах. Герб 1882 года, который представлял собой модифицированную версию герба, введенного в 1857 году, отражал европейский и азиатский характер империи. Что бросается в глаза при сравнении этих двух гербов, так это параллельное использование европейского типа корон и московских головных регалий, украшающих щиты, — не только шапка Мономаха, которой венчали царей вплоть до Петра Великого, но и другие личные шапки царей XVI и XVII веков, созданные по его образцу. Размещение головных регалий и корон было вовсе не случайным: их расположение соответствовало иерархии многих титулов, и за исключением одного, представляющего Великое княжество Финляндское, эти регалии были реальными, существующими предметами. Сам факт изменения герба империи в 1882 г., т.е. до коронации, должен заставить нас задуматься о его возможных причинах. Что могло послужить причиной изменения композиционного обрамления столь важного государственного символа? Герб 1857 г. имеет П-образную форму, в центре арки большой герб России (всадник). Он напоминает церковный флаг, а вариант 1882 года круглый. Композиция из варианта 1882 г. гораздо больше подчеркивает центральность величественного русского герба, окруженного другими гербами: следовательно, композиция предполагает центральную роль русской народности. Что касается иконографического сообщения версии 1882 г., то я разделяю мнение знатока в этой области Пчелова. По его мнению, «композиция герба основывалась на символическом выражении идеи объединения земель под одним скипетром российского монарха. Но именно герб императорской династии стоял в основании всей композиции, подчеркивая таким образом, что единство гарантировалось династией и фигурой императора».
6. Что означает единорог? Герб Чтение
Дополнительное задание
Герб Речи Посполитой. Как это связано с идеей многонационального государства? Сравните его с гербом России.
95
▲ https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/19/Coat_of_arms_of_Vasa_kings_ of_Poland.svg
Описание: Четырехчастный щит с красным полем содержал символ Короны — два поля с изображением коронованного белого орла и двух полей с изображением Погони — герба Литвы. На щите был изображен фамильный герб правящего монарха.
96 Джоанна Войдон
На примечании
Процедура внесения изменений в гербы не является чем-то необычным. На основе проанализированных гербов России, Польши, а также представленного ниже венгерского герба сформулируйте выводы о том, что выражает (или призван выразить) государственный герб и при каких условиях он изменяется. Сравните свои выводы с выводами, сделанными вашими одноклассниками.
▶ https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fb/Coa_Hungary_Country_Hi story_Charles_I_(1310-1342).svg
Шарль Робер (1288–1342) сочетал традиционные серебряные и красные полосы венгерской династии Арпадов с анжуйскими золотыми лилиями на синем фоне, которые можно было встретить на гербах Французского королевства до XIX века. Одни считают, что четыре полосы (полосы) обозначают четыре главные реки исторической Венгрии (Дунай, Тиса, Драва, Сава), и не связывают этот герб с Арпадами, правившими в догеральдические времена (т. е. во времена когда гербы еще не были разработаны).
Сын Карла Робера, Людовик Венгерский (1326–1382) сохранил полосы Арпада, но добавил двойной крест на тримаунт, символизирующий три основных горных хребта исторической Венгрии: горы Татра, Фатра и Матра.
◀ Людовик Венгерский согласно
Chronica Hungarorum. https://uplo ad.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bd/Louis_I_(Chronica_Hun garorum).jpg
6. Что означает единорог? Герб Чтение
По некоторым толкованиям, это византийский крест, дошедший до Словакии через Святых Кирилла и Святых Мефодия. Вот почему он также появляется на гербе Словакии.
97
◀ Герб Словакии: https://pl.wikipe dia.org/wiki/Plik:Coat_of_arms_of_Slovakia.svg
Согласно другой интерпретации, на гербе Венгрии изначально был один латинский крест, символизирующий крест, подаренный Папой Сильвестром II первому королю Венгрии — Стефану I, в напоминание ему о миссии христианизации Венгрии.
Со временем герб Людовика развился еще дальше, что было связано с приходом власти на новых территориях. Определите, какие это территории.
98 Джоанна Войдон
Мотивы 14 века легко найти в сегодняшнем венгерском гербе.
▲ https://en.wikipedia.org/wiki/Coat_of_arms_of_Hungary#/media/File:Coat_of_arms_of_Hungary.svg
6. Что означает единорог? Герб Чтение 99
Анализ герба
Источники ▶ К какому времени он относится (год, период)? ▶ Каково место происхождения? ▶ Кто был создателем? ▶ Кто был заказчиком?
Внимательно прочитать ▶ Какие графические элементы есть? ▶ Какие текстовые элементы? ▶ Какие элементы являются символами? ▶ Что обозначают эти символы? ▶ Как текст соответствует символам? (например, поясняет или дополняет символы? Есть ли какая-то связь?)
Контекстуализация
▶ Какие исторические события полезно знать для лучшего понимания ее сообщения? ▶ Какие функции выполняет это символическое представление? ▶ Что происходило в мире, когда был создан этот герб? Отражается ли происходящее в используемых символах?
Интерпретация ▶ Кто был предполагаемым получателем этого представления? ▶ Если бы вы ничего не знали о мире, в котором создано анализируемое представление, что бы вы узнали из него? ▶ Что хотел показать создатель герба? Какую цель преследовал создатель? Какое сообщение они передали? Какой контент был предоставлен вопреки или независимо от намерений создателя?
Подтверждение ▶ Что бы вы хотели узнать из этого символического представления, но невозможно? ▶ С какими другими гербами вы можете сравнить этот? К каким выводам приводит это сравнение? ▶ Найдите другие примеры использования таких же или похожих символов. Как они меняют способ чтения анализируемого сообщения?
100 Джоанна Войдон
Учителю
Трудно избежать геральдики при преподавании истории, хотя геральдика рассматривается маргинально, в основном в контексте национальных символов и их эволюции, а также при представлении рыцарства или дворянства. Эта глава не является введением в геральдику. В нем не представлены ни геральдические принципы, ни специальная терминология (хотя стоит провести различие между гербом — знаком — и гербом — гербом, размещенным на щите). Скорее, он рассматривает гербы как символические визуальные сообщения, адресованные получателям, не обязательно знакомым с геральдическими принципами, и побуждает студентов деконструировать эти символы — так же, как и большинство материалов в этом томе: с акцентом на способ отражения многонациональности. . Исторический контекст здесь нужен для понимания символического посыла отдельных графических элементов, но — как это часто бывает с символами — не всегда удается их однозначно интерпретировать, и «официальная» версия не обязательно должна быть единственной. или самый «верный».
Поскольку речь идет в основном о национальных гербах, а также о гербах правителей, то их можно использовать для рассуждения об исторической политике государства как о явлении, которое можно проследить в довольно далеком прошлом — смотрим для преемственности и изменения в нем.
Можно подойти к теме и несколько более доступным способом, предложив учащимся игровое средство: пусть они найдут конкретные символы на богатейшем гербе России, определяя по их описанию гербы отдельных земель. Вы также можете повторить тему с помощью инструментов онлайн-голосования, таких как KAHOOT, или вовлечь учащихся в аналогичные действия.
Другие статьи этого издателя:
Ответы
Введение. Читать как ч…
1. Кровавое содержание, одетое в с…
3. Что, если мир перевернут…
4. Чужой в средние века. ..
5. Что и как делает фото…
История Большой Печати и Герба
История Большой ПечатиБольшая печать Мичигана была разработана Льюисом Кассом, вторым (не исполняющим обязанности) территориальным губернатором Мичигана. Печать была сделана по образцу печати меховой компании Гудзонова залива. Он был представлен Конституционному съезду 1835 г. и принят 2 июня 1835 г. в качестве официальной Большой печати Мичигана.
В верхней части Печати слова «E Pluribus Unum». Эти слова взяты из нашего национального девиза, означающего «Из многих — одно». Или, другими словами, формирование одной нации из многих государств.
Ниже изображен американский орел, наша национальная птица. Это символизирует высшую власть и юрисдикцию или контроль Соединенных Штатов. В когтях орел держит три стрелы и оливковую ветвь с 13 оливками. Стрелки показывают, что наш народ готов защищать свои принципы. Оливковая ветвь означает, что мы хотим мира. Оливки обозначают первые 13 штатов.
«Tuebor», что означает «Я буду защищать», относится к пограничному положению Мичигана.
Щит держат два животных, представляющих Мичиган, лось слева и лось справа. Мичиган находится на международной границе, и фигура мужчины показывает его правую руку, поднятую в мире. Левая рука держит пистолет, чтобы сказать, что хотя мы любим мир, мы готовы защищать свое государство и нацию.
«Si Quaeris Peninsulam Amoenam Circumspice» означает: «Если вы ищете красивый полуостров, оглянитесь вокруг». Считается, что это относится к Нижнему полуострову. Верхний полуостров был добавлен в 1837 году, чтобы заплатить за потерю полосы земли на нашей южной границе, переданной Огайо, когда Конгресс сделал Мичиган штатом.
Слова «Большая печать штата Мичиган, AD MDCCCXXXV» дополняют печать штата. Когда вы убираете эти слова и границу, это становится гербом штата Мичиган.
Время от времени в Большую Печать вносились изменения. Однако настоящая Печать не менялась с 1911 года. Никакие факсимиле или репродукции Большой печати не могут использоваться способом, не связанным с официальными функциями государства. (MCL 2.45) Лицо, нарушающее любое положение Закона о Большой печати, виновно в правонарушении (MCL 2.46).
История герба
И Большая печать Мичигана, и герб были приняты на Конституционном съезде 1835 года. Льюис Касс, второй (не исполняющий обязанности) территориальный губернатор Мичигана, создал оригинал дизайн.
Герб нам знаком, потому что он изображен на государственном флаге Мичигана. Впервые это произошло в 1837 году. С того времени использовались многочисленные флаги с Государственным гербом, с различными рисунками и эмблемами.
Однако только в 1865 году был принят официальный флаг Мичигана. Дизайн этого флага, рекомендованный генерал-адъютантом Джоном Робертсоном и одобренный губернатором Крапо, имел на одной стороне герб штата на синем поле. На оборотной стороне был герб США.
Государственный флаг штата Мичиган был впервые развернут при закладке краеугольного камня памятника Солдатскому национальному кладбищу в Геттисберге 4 июля 1865 года. простая фраза: «Государственный флаг должен быть синего цвета с гербом государства». (MCL 2.23) Пожалуйста, свяжитесь с вашим законодательным органом для получения информации о заказе флага штата Мичиган. Вы можете найти своего законодателя на сайте www.