Современные флагманы российского флота

В последнее воскресенье июля Россия отмечает День Военно-морского флота. Учредили главный праздник военных моряков России в 1939 году. Сама же история российского флота началась намного раньше.

Первый русский боевой корабль был создан еще в 17 веке, при Алексее Михайловиче. Построенное по проекту голландского судостроителя Корнелиуса Ванбуковена судно назвали «Орел» — в честь российского герба. Длина этого совершенного по тем временам судна равнялась 24,5 метра, а ширина – 6,5 метра. На борту были установлены 22 пушки. Экипаж «Орла» состоял из 22 матросов и 35 стрельцов. Однако легендарное «Морским судам быть!» провозгласили уже при Петре I. В 1696 году решение Боярской думы положило начало истории России как морской державы.

В День ВМФ России мы решили рассказать вам о кораблях, которые являются флагманами российских флотов сейчас.

Ордена Нахимова атомный крейсер «Петр Великий». Флагман Северного флота ВМФ РФ на данный момент является единственным тяжелым атомным ракетным крейсером третьего поколения (проект 1144 «Орлан»), находящимся в строю. Более того, «Петр Великий» — самый большой в мире действующий неавианесущий ударный боевой корабль.

«Петр Великий» — единственный тяжелый атомный ракетный крейсер третьего поколения, находящимся в строю

Крейсер был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода. Имя, данное ему при закладке, было «Куйбышев». С верфей в 1989 году он сошел уже как «Юрий Андропов». В 1992 году указом президента РФ кораблю дали нынешнее название.

Длина крейсера — 251,1 метра, ширина — 28,5 метра, водоизмещение – порядка 26 тысяч тонн. Максимальная скорость, которую может развить «Петр Великий», — 31 узел, или 57 километров в час. Экипаж крейсера — 635 человек. Атомный реактор на борту позволяет кораблю уйти в автономное плавание на три года. Правда, периодически заходить в порты все-таки придется – провианта на корабле можно запасти только на два месяца.

«Петр Великий» оснащен ударными крылатыми ракетами (ракетный комплекс «Гранит»), поражающими цели на расстоянии до 550 километров. Также на крейсере установлены противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф, автономная корабельная противовоздушная система «Клинок» («Кинжал»), зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик», артиллерийские установки «АК-130», два противолодочных ракетно-торпедных комплексов РПК-6М «Водопад» и др.

Именно этот корабль в августе 2000 года первым обнаружил подлодку «Курск» после катастрофы. Он же патрулировал местность во время подъема «Курска». В 2004-м крейсер был задействован на съемках фильма «72 метра».

Гвардейский ракетный крейсер «Москва». Флагман Черноморского флота, первый из кораблей, созданных по проекту 1164 «Атлант», моряки зовут «убийцей авианосцев». Проект ракетного крейсера класса «Атлант» был разработан в 70-х годах для установки на них ракетного комплекса «Базальт» (после модернизации «Вулкан») с противокорабельными ракетами П-500. Первый корабль заложили на Николаевском судостроительном заводе в 1976 году. В 1979 году он был спущен на воду с именем «Слава». В 1996 году после списания противолодочного крейсера «Москва» унаследовал его имя и стал флагманом Черноморского флота.

Крейсер «Москва», флагман Черноморского флота, «убийца авианосцев».

Длина крейсера — 186,5 метра, ширина — 20,8 метра, водоизмещение – более 11 тысяч тонн. Максимальная скорость, которую может развить «Москва» — 32 узла, или 60 километров в час. Экипаж крейсера — 510 человек. Автономность плавания – 30 суток.

Вооружение крейсера: противокорабельные ракеты, артиллерийские установки AK-130 и АК-630, зенитно-ракетное вооружение (комплекс «Риф»), противолодочное вооружение, авиационное вооружение (вертолет Ка-27).

Интересные факты о корабле: в 1983 году перешел на Северный флот для участия в правительственных испытаниях ракетного оружия; в июле 1989 года крейсер участвовал в советско-американском эксперименте по возможности дистанционного обнаружения ядерных крылатых ракет морского базирования; в декабре того же года обеспечивал первую встречу Михаила Горбачева с Джорджем Бушем страшим на острове Мальта. В августе 1990 на корабле прошла Ялтинская международная конференция по контролю за ядерным вооружением.

Гвардейский ракетный крейсер «Варяг». Первое имя нынешнего флагмана Тихоокеанского флота – «Червона Украина». Он создан по тому же проекту, что и крейсер «Москва» и, по сути, является его братом-близнецом. Корабль также был заложен на судостроительном заводе в Николаеве. После распада СССР крейсер достался России. Нынешнее имя «Варяг» получил в 1996 году. Флагманом стал в 2002 году.

Длина крейсера — 186,5 метра, ширина — 20,8 метра, водоизмещение – более 11 тысяч тонн. Максимальная скорость — 32 узла, или 60 километров в час. Экипаж крейсера — 510 человек. Автономность плавания – 30 суток.

Крейсер «Варяг» во Владивостоке

Вооружение крейсера: противокорабельные ракеты, артиллерийские установки AK-130 и АК-630, зенитно-ракетное вооружение, противолодочное вооружение, авиационное вооружение (вертолет Ка-27).

Именно на «Варяга» была возложена историческая миссия: доставить на родину переданный корейцами носовой флаг с легендарного тезки – «Варяга», погибшего во время Русско-японской войны. Также тихоокеанский флагман обеспечивал безопасное пребывание Президента РФ Дмитрия Медведева в Южной Корее в период проведения саммита «большой двадцатки» в Сеуле в 2010 году.

Эскадренный миноносец «Настойчивый», флагман балтийского флота, является 16-м эскадренным миноносцем проекта 956-А «Сарыч». Эсминец был заложен на заводе им. А. А. Жданова в 1988 году, а спущен на воду в 1991-м. До февраля 1992 года носил имя «Московский комсомолец».

Длина эсминца «Настойчивый» — 156,5 метра, ширина — 17,2 метра, водоизмещение – 8 тысяч тонн. Максимальная скорость — 33.4 узла (около 62 километров в час). Экипаж крейсера — 344-358 человек. Автономность плавания – 30 суток.

«Настойчивый» трижды был признан лучшим среди всех кораблей ВМФ России

Вооружение: артиллерийское (АУ АК-130/54, ЗАУ АК-630), ракетное (ПУ ПКР «Москит-М», ЗРК «Ураган-Торнадо»), противолодочное (РБУ-1000), минно-торпедное (ТА калибра 533 мм), авиационная группа (вертолёт Ка-27ПЛ).

За 20 лет службы эсминец «Настойчивый» трижды был признан лучшим среди всех кораблей ВМФ России и прошел расстояние, примерно равное двух экваторам. Установленный на нем ракетный комплекс не имеет аналогов в мире.

www.kp.ru

Современные флагманы российского флота

В последнее воскресенье июля Россия отмечает День Военно-морского флота. Учредили главный праздник военных моряков России в 1939 году. Сама же история российского флота началась намного раньше.

Первый русский боевой корабль был создан еще в 17 веке, при Алексее Михайловиче. Построенное по проекту голландского судостроителя Корнелиуса Ванбуковена судно назвали «Орел» — в честь российского герба. Длина этого совершенного по тем временам судна равнялась 24,5 метра, а ширина – 6,5 метра. На борту были установлены 22 пушки. Экипаж «Орла» состоял из 22 матросов и 35 стрельцов. Однако легендарное «Морским судам быть!» провозгласили уже при Петре I. В 1696 году решение Боярской думы положило начало истории России как морской державы.

В День ВМФ России мы решили рассказать вам о кораблях, которые являются флагманами российских флотов сейчас.

Ордена Нахимова атомный крейсер «Петр Великий». Флагман Северного флота ВМФ РФ на данный момент является единственным тяжелым атомным ракетным крейсером третьего поколения (проект 1144 «Орлан»), находящимся в строю. Более того, «Петр Великий» — самый большой в мире действующий неавианесущий ударный боевой корабль.

«Петр Великий» — единственный тяжелый атомный ракетный крейсер третьего поколения, находящимся в строю

Крейсер был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода. Имя, данное ему при закладке, было «Куйбышев». С верфей в 1989 году он сошел уже как «Юрий Андропов». В 1992 году указом президента РФ кораблю дали нынешнее название.

Длина крейсера — 251,1 метра, ширина — 28,5 метра, водоизмещение – порядка 26 тысяч тонн. Максимальная скорость, которую может развить «Петр Великий», — 31 узел, или 57 километров в час. Экипаж крейсера — 635 человек. Атомный реактор на борту позволяет кораблю уйти в автономное плавание на три года. Правда, периодически заходить в порты все-таки придется – провианта на корабле можно запасти только на два месяца.

«Петр Великий» оснащен ударными крылатыми ракетами (ракетный комплекс «Гранит»), поражающими цели на расстоянии до 550 километров. Также на крейсере установлены противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф, автономная корабельная противовоздушная система «Клинок» («Кинжал»), зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик», артиллерийские установки «АК-130», два противолодочных ракетно-торпедных комплексов РПК-6М «Водопад» и др.

Именно этот корабль в августе 2000 года первым обнаружил подлодку «Курск» после катастрофы. Он же патрулировал местность во время подъема «Курска». В 2004-м крейсер был задействован на съемках фильма «72 метра».

Гвардейский ракетный крейсер «Москва». Флагман Черноморского флота, первый из кораблей, созданных по проекту 1164 «Атлант», моряки зовут «убийцей авианосцев». Проект ракетного крейсера класса «Атлант» был разработан в 70-х годах для установки на них ракетного комплекса «Базальт» (после модернизации «Вулкан») с противокорабельными ракетами П-500. Первый корабль заложили на Николаевском судостроительном заводе в 1976 году. В 1979 году он был спущен на воду с именем «Слава». В 1996 году после списания противолодочного крейсера «Москва» унаследовал его имя и стал флагманом Черноморского флота.

Крейсер «Москва», флагман Черноморского флота, «убийца авианосцев».

Длина крейсера — 186,5 метра, ширина — 20,8 метра, водоизмещение – более 11 тысяч тонн. Максимальная скорость, которую может развить «Москва» — 32 узла, или 60 километров в час. Экипаж крейсера — 510 человек. Автономность плавания – 30 суток.

Вооружение крейсера: противокорабельные ракеты, артиллерийские установки AK-130 и АК-630, зенитно-ракетное вооружение (комплекс «Риф»), противолодочное вооружение, авиационное вооружение (вертолет Ка-27).

Интересные факты о корабле: в 1983 году перешел на Северный флот для участия в правительственных испытаниях ракетного оружия; в июле 1989 года крейсер участвовал в советско-американском эксперименте по возможности дистанционного обнаружения ядерных крылатых ракет морского базирования; в декабре того же года обеспечивал первую встречу Михаила Горбачева с Джорджем Бушем страшим на острове Мальта. В августе 1990 на корабле прошла Ялтинская международная конференция по контролю за ядерным вооружением.

Гвардейский ракетный крейсер «Варяг». Первое имя нынешнего флагмана Тихоокеанского флота – «Червона Украина». Он создан по тому же проекту, что и крейсер «Москва» и, по сути, является его братом-близнецом. Корабль также был заложен на судостроительном заводе в Николаеве. После распада СССР крейсер достался России. Нынешнее имя «Варяг» получил в 1996 году. Флагманом стал в 2002 году.

Длина крейсера — 186,5 метра, ширина — 20,8 метра, водоизмещение – более 11 тысяч тонн. Максимальная скорость — 32 узла, или 60 километров в час. Экипаж крейсера — 510 человек. Автономность плавания – 30 суток.

Крейсер «Варяг» во Владивостоке

Вооружение крейсера: противокорабельные ракеты, артиллерийские установки AK-130 и АК-630, зенитно-ракетное вооружение, противолодочное вооружение, авиационное вооружение (вертолет Ка-27).

Именно на «Варяга» была возложена историческая миссия: доставить на родину переданный корейцами носовой флаг с легендарного тезки – «Варяга», погибшего во время Русско-японской войны. Также тихоокеанский флагман обеспечивал безопасное пребывание Президента РФ Дмитрия Медведева в Южной Корее в период проведения саммита «большой двадцатки» в Сеуле в 2010 году.

Эскадренный миноносец «Настойчивый», флагман балтийского флота, является 16-м эскадренным миноносцем проекта 956-А «Сарыч». Эсминец был заложен на заводе им. А. А. Жданова в 1988 году, а спущен на воду в 1991-м. До февраля 1992 года носил имя «Московский комсомолец».

Длина эсминца «Настойчивый» — 156,5 метра, ширина — 17,2 метра, водоизмещение – 8 тысяч тонн. Максимальная скорость — 33.4 узла (около 62 километров в час). Экипаж крейсера — 344-358 человек. Автономность плавания – 30 суток.

«Настойчивый» трижды был признан лучшим среди всех кораблей ВМФ России

Вооружение: артиллерийское (АУ АК-130/54, ЗАУ АК-630), ракетное (ПУ ПКР «Москит-М», ЗРК «Ураган-Торнадо»), противолодочное (РБУ-1000), минно-торпедное (ТА калибра 533 мм), авиационная группа (вертолёт Ка-27ПЛ).

За 20 лет службы эсминец «Настойчивый» трижды был признан лучшим среди всех кораблей ВМФ России и прошел расстояние, примерно равное двух экваторам. Установленный на нем ракетный комплекс не имеет аналогов в мире.

www.smol.kp.ru

Каким будет новый флот России

Заместитель министра обороны Владимир Поповкин, озвучивая детали формирования Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы, очертил перспективы переоснащения русского ВМФ. По его словам можно понять, что основой программы будет курс на унификацию, основой флота будет подводный флот, в первую очередь атомные субмарины.

В настоящее время флот переживает не лучшие времена, большая часть кораблей фактически умирает от старости. Если не начать широкомасштабное обновление ВМФ прямо сейчас, то через 10-20 лет (в зависимости от того, будут ли корабли нормально обслуживаться) Россия останется даже без того, что есть сейчас, будут списаны последние титаны советской эпохи.

• Россия будет обладать, самое большее, отрядом кораблей на каждом направлении – Чёрное и Балтийское моря, Северный Ледовитый и Тихий океаны. То есть, максимум, что смогут ВМС – это пугать браконьеров, ловить контрабандистов. Защитить морские рубежи Российской Федерации, русское побережье, выполнять задачи в океане ВМС не смогут.

Унификация флота

• Фактически время до 2020 года – это и есть годы, когда надо создать костяк нового флота, что заменит уходящий флот ещё советского времени. Если за эти годы ничего не будет сделано, или выполнят только часть программы, то вооруженные силы России фактически потеряют морскую составляющую.

• Причём, нельзя строить всё подряд, нужно создавать именно ядро флота, системно закладывая целые серии кораблей. Судя по озвученным деталям Государственной программы вооружения на 2011–2020 гг., сегодня основная тенденция развития ВМФ России – максимальная унификация новых проектов кораблей и подводных лодок, достигаемая благодаря использованию стандартизированных энергетических установок, систем вооружения, боевых информационно-управляющих систем, радиоэлектронного вооружения и т.д.

• Такой подход, принятый у всех ведущих морских державах, должен удешевить, упростить и, как следствие, ускорить строительство флота, а в дальнейшем облегчить его обеспечение и поддержание в боевой готовности, позволит в обозримый срок преодолеть негативные тенденции, имевшие место еще в советские времена.

Будет покончено с нерациональным разнообразием проектов боевых кораблей, предназначенных для выполнения близких задач, корабли будут унифицированы и смогут выполнять самый широкий спектр боевых задач – ПВО, противолодочная борьба, борьба с вражескими кораблями, поддержка сухопутных сил с моря.

• Надо отметить, подобный подход был создан ещё в 80-е годы в СССР, именно тогда приступили к разработкам перспективного вооружения и оборудования, которое теперь будет использоваться на новых боевых кораблях ВМФ России. Надо думать, если бы не развал СССР, то такие корабли массово начали бы строить ещё в 90-е годы.

Подводный флот

• Подводный флот останется основой ВМС РФ. Прежде всего речь идёт о атомном флоте – с МБР, многоцелевых субмаринах. До 2020 года во флот должны войти 8 АПЛ проекта 955 с ракетами «Булава». Эти подводные ракетоносцы более чем с 700 ядерными боевыми блоками составят основу русских стратегических ядерных сил на следующие несколько десятилетий.

Основу атомного многоцелевого флота составят АПЛ проекта 885 «Ясень». Головная лодка этого типа «Северодвинск» была спущена на воду летом 2010 года. Эти весьма дорогие, но мощные атомные субмарины должны заменить в ближайшие 15 лет три типа подводных лодок – проекты 671, 945 и 949А советской постройки (всего 15 единиц).

• В настоящее время на верфях строится ещё одна АПЛ проекта «Ясень», в 2011-2018 гг. заложат ещё 6 «Ясеней», до 2025 года возможна постройка ещё 2-4 «Ясеней». Проект очень дорогой и сложный, но на создание более простой и дешёвой АПЛ просто нет времени. Поэтому строительство «Ясеней» будет продолжаться параллельно с их усовершенствованием.
Основу дизельного флота составят усовершенствованные варианты известной «Варшавянки» – субмарин проекта 636М. Головная лодка этого типа для Черноморского флота заложена в августе 2010 года. Они будут заменять старые «Варшавянки».

Есть ещё проект 677 «Лада». Головная подлодка этого проекта – «Санкт-Петербург», спущенная на воду ещё в 2004 году, вошла в состав ВМС только спустя 6 лет. По имеющейся информации, основные проблемы этих подлодок заключаются в гидроакустическом оборудовании и энергетической установке. Поэтому решили не рисковать и строить модернизированные «Варшавянки», подлодки нужны флоту прямо сейчас. Но доводку проекта «Лада» продолжат. Дизельных ПЛ планируют построить примерно 10 единиц до 2020 года.

Надводный флот

Надводный флот надо менять почти весь, старых кораблей порядка 90%. Лишь небольшую часть кораблей можно модернизировать с продлением срока службы. Командование ВС, видимо, решило не рисковать и начать восстанавливать ВМС с самых простых кораблей (малых и относительно дешевых), а потом перейти к более крупным, сложным и дорогостоящим боевым единицам.

• Так, в строй вступил корвет проекта 20380 «Стерегущий», спущен на воду 1-й корвет, заложено ещё 3 корвета. Всего планируется постройка 35 единиц за десять лет. Вслед за корветами было начато строительство кораблей океанской зоны — это фрегаты проекта 22350, первые отечественные крупные корабли, созданные в постсоветскую эпоху.

• Закладка головного корабля этого проекта — «Адмирал флота Советского Союза Горшков» — состоялась 1 февраля 2006 года на санкт-петербургском судостроительном предприятии «Северная верфь», спущен на воду 29 октября 2010 года. Всего предполагают заложить и построить 10-12 единиц до 2020 года.

• Но строительство затягивается, поэтому решено построить параллельно с новыми фрегатами серию кораблей проекта 11356, уже освоенных отечественной промышленностью на экспортных заказах для Индии. Они должны быть унифицированы с кораблями нового поколения по оборудованию и основным системам вооружения, что сведет различия между ними к минимуму. Предполагается, что в ближайшие 10 лет в строй должны войти порядка 5-6-ти кораблей проекта 11356.

После фрегатов и корветов будут строить более мощные корабли — эсминцы нового поколения. Создаётся проект корабля водоизмещением около 10 000 тонн, его также предполагается оснащать едиными для всего надводного флота универсальными пусковыми установками, стандартной боевой информационно-управляющей системой и прочим стандартизированным оборудованием.

• При этом все надводные корабли и атомные многоцелевые субмарины предстоит унифицировать по основному вооружению, которым в ближайшем будущем станет единый корабельный ракетный комплекс «Калибр», использующий средства поражения разных типов и назначения.

• Вместе с эсминцами будут строить универсальные десантные корабли. Если будет принято политическое решение, то это ядро флота — из АПЛ, НАПЛ, корветов, фрегатов, эсминцев, десантных кораблей — будет усилено за счёт модернизации тяжёлых ракетных крейсеров и создания новых русских авианосцев.

«Мистрали»

• Всего планируют ввести в строй 4 корабля этого типа. При этом вместе с кораблями французы поставят нам современные системы управления и навигации, которые интересуют как российских военных, так и представителей ОПК.
Корабли будут использованы не только как десантные или вертолётоносцы, но и как командно-штабные корабли, осуществляющие управление соединением, распределяющие цели между подчиненными боевыми единицами и координирующие их действия в режиме реального времени. На них будут размещены русские вертолёты, для обеспечения возможности действий в северных широтах проект будет доработан.

• Эти корабли увеличат возможности русских ВМС вести боевые действия в рамках концепции «флот против берега». Советский флот развивался в рамках концепции «флот против флота», в этом была его определённая недостаточность. Только в 80-е годы началось проектирование УДК проекта 11780, который по своим возможностям приближался к американским аналогам.
• Подобные корабли необходимы и для проведения операций против пиратов, для проведения спасательных операций, например, по вывозу своих граждан из другой страны.

Вопрос об ответственности

• Принятые руководством страны и Вооруженных Сил планы обновления флота в целом разумны и реалистичны и имеют все шансы на успешное воплощение в жизнь.

• Но есть одно «НО» — 20 лет разрухи и тотального воровства разложили руководителей всех уровней, от бригадиров на предприятиях до руководителей отраслей. Чтобы заставить распустившихся людей сделать Дело стратегической важности – от него зависит выживание нашей Родины и народа — необходим жесточайший контроль.

Мерами «перехода на другую работу» не обойтись – нужны методы Петра Первого и Сталина. Это вопрос выживания Русской цивилизации. Нам нужен новый флот и хорошо вооруженная и подготовленная армия, иначе Россию и её элиту сметёт буря Большой Войны.

/Александр Самсонов, «Военное обозрение»/

army-news.ru

Какой флот нужен России?

На протяжении последнего столетия отечественные программы военного кораблестроения принимались и осуществлялись без внятного представления о том, какие задачи придется решать флоту в будущей войне. В результате во всех трех главных войнах XX века — Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной — флот оказался не в состоянии завладеть инициативой и зачастую вел себя крайне пассивно. Анализ показывает, что эффективность Советского ВМФ оставляла желать лучшего и в период его расцвета — в 1980-е г. Сейчас, когда, с одной стороны, очень остро встает проблема обновления флота, а с другой, речь о былом бесконтрольном финансировании кораблестроения уже не идет, России как никогда важно избежать повторения прошлых ошибок.

 

Готовились к прошедшей войне?

Сто лет назад в Санкт-Петербурге вышла книга «Нужен ли нам флот и значение его в истории России», написанной морским офицером и историком, участником Цусимского сражения Петром Ивановичем Белавенцем. Эта работа, предназначенная для широкого круга читателей, вызвала большой резонанс в обществе и в последующие годы неоднократно переиздавалась. Пожалуй, именно книга Белавенца поставила точку в затянувшейся дискуссии о том, является ли Россия морской державой…

Катастрофическое поражение в войне с Японией вызвало в российском обществе шквал критики в адрес всего, что связано с флотом — кораблестроения, системы управления флотом, его снабжения, подготовки кадров и т.п. Критика в основном была оправданной. Кораблестроительные программы 1895 и 1898 годов по затратам превосходили аналогичные японские, но уступали последним по эффективности. Весьма красноречивый пример: Российский флот был бесспорным лидером по числу огромных и роскошных паровых суперъяхт. Причем строились они не только для императорской семьи, но и для других чиновников высокого ранга — например, генерал-адмирала и наместника на Дальнем Востоке. Ну, а чтобы замаскировать столь значительные траты бюджетных средств в последнем случае суда официально именовали крейсерами. Два таких крейсера-яхты («Светлана» и «Алмаз») участвовали в Цусимском сражении и показали почти полную непригодность для боя. Внешний лоск в ущерб боевым качествам был вообще свойственен отечественному флоту того времени.

«Алмаз» роскошная яхта наместника на Дальнем Востоке Е.И. Алексеева, формально — крейсер второго ранга

Но вот парадокс: при всех промахах и издержках тогдашней кораблестроительной политики Российский флот, вообще-то, более-менее подходил для войны с Японией. В целом ему не мешала «антибританская» направленность — Страна восходящего солнца по своему географическому положению была даже более уязвима, чем «владычица морей». Почему наш флот так и не смог нарушить океанские коммуникации противника, это другой вопрос. Но факт остается фактом: в последующих войнах XX века отечественный ВМФ оказался еще менее пригодным для решения боевых задач, чем в 1904-1905 гг.

Курс на воссоздание Российского Императорского флота был взят в 1907 году с принятием «малой судостроительной программы». А вскоре Россия стала лидером по темпам роста расходов на флот. В 1914 г. морской бюджет империи в абсолютных цифрах обогнал германский и вышел на третье место, уступая лишь Великобритании и США.

Однако подход к созданию нового поколения боевых кораблей лишний раз подтвердил известное изречение о том, что военные всегда готовятся к проигранной войне… Первые русские дредноуты типа «Севастополь» оказались весьма быстроходными, мощно вооруженными, но при этом обладали слабой броневой защитой, «размазанной» по всему надводному борту. Опыт Цусимы здесь сыграл отрицательную роль: сделав ставку на те элементы, которых так не хватало нашим броненосцам во время войны с Японией, специалисты из вновь созданного МГШ, во-первых, не учли прогресса в развитии артиллерии и бронебойных снарядов, во-вторых, недооценили минную угрозу, в-третьих, пожертвовали мореходностью и дальностью плавания… Несбалансированными выглядят и проекты кораблей других классов — легких крейсеров типа «Светлана» и эсминцев типа «Новик». Эти корабли были слишком крупными для замкнутых театров; к тому же идея массированного применения торпед идущими в атаку эсминцами у специалистов изначально вызывала обоснованное недоверие.

 Первая мировая война помешала России достичь амбициозной цели стать великой морской державой. Многие из заложенных кораблей, в том числе преемники «Севастополей» — гигантские линейные крейсеры типа «Измаил», — так и остались недостроенными. Впрочем, все это никак не повлияло на ход боевых действий, поскольку наша страна в очередной раз строила совсем не тот флот, какой ей был нужен.

В 1930-е г. история в точности повторилась. После полного упадка началось возрождение — Сталин утвердил программу создания «Большого флота». Вновь промышленность ценой мобилизации всех сил и огромного напряжения строит сверхтяжелые крейсеры и линкоры, которым так и не суждено будет сойти со стапелей. Но если бы даже их удалось достроить, они опять-таки остались бы не у дел. Ход Великой Отечественной войны показал, что потребности в «Большом флоте» у Советского Союза не было, а вошедшие в строй новые крейсера, лидеры и эсминцы на Балтике и Черном море использовались исключительно в роли транспортов и канонерских лодок.

После 1945 г. СССР оказался единственной страной в мире, развернувшей крупносерийное строительство кораблей фактически по довоенным, лишь слегка подкорректированным, проектам. За исключением подводных лодок, которые благодаря своей многочисленности действительно заставили понервничать наших противников по наступившей «холодной войне», обновленный ВМФ конца сталинской эпохи полностью состоял из морально устаревших кораблей. На фоне бурного развития атомного оружия, ракет, реактивной авиации и радиоэлектроники он выглядел крайне архаично. Здесь уместно процитировать профессора, капитана 1 ранга А.В.Платонова: «… получилось, что отечественный флот к 1955 г. представлял собой некую ностальгию по прошедшей войне — мы настроили тех кораблей, каких хотели бы иметь в 1941 г.». Так что последующие хрущевские реформы были неизбежными и в целом оправданными. Хотя, как водится, они не обошлись без перегибов, из-за которых, собственно, и оставили о себе недобрую память.

 

«Золотой век» или «лебединая песнь»?

Для СССР военно-морской флот превратился в реальную стратегическую силу лишь в 1960-е г., с появлением морского ракетно-ядерного оружия. Боевое дежурство в океане отечественных подводных лодок с баллистическими ракетами стало важным элементом системы сдерживания потенциального агрессора. Впервые в истории нашей страны выход флота за пределы прилегающих морей был оправданным не только с политической, но и с военной точки зрения. Созданные ведущими странами мира, прежде всего США и СССР, морские стратегические ядерные силы (МСЯС) вывели стародавнюю теорию владения морем Мэхена-Коломба на принципиально новый уровень.

Наступившая «эпоха С.Г. Горшкова» по праву считается «золотым веком» отечественного флота. Советский ВМФ вышел на второе место в мире, а по некоторым параметрам успешно претендовал на первое. Это, бесспорно, повысило международный авторитет нашей страны. Но какой ценой был достигнут этот авторитет? Увы, по критерию «стоимость-эффективность» наш флот 70-х -80-х годов прошлого века сильно проигрывал своим оппонентам по «холодной войне», а кораблестроительная политика была чрезмерно затратной.

Вот лишь несколько примеров. Самая богатая страна мира — США — с 1976 по 1996 г. строила всего лишь 2 типа подводных лодок, СССР — 16. Излишне говорить, что при крупносерийном строительстве корабль всегда получается дешевле, а его освоение экипажем — быстрее и проще. Американский флот в течение десятилетия пополнялся всего двумя типами многоцелевых эскортных кораблей океанской зоны — эсминцами типа «Спрюенс» и крейсерами типа «Тикондерога». Причем оба типа серийных кораблей были в значительной степени унифицированы — на них, в частности, стояли идентичные ГЭУ. У нас же близкие по водоизмещению и назначению эсминцы проекта 956 и БПК проекта 1155 абсолютно разные — и по энергетике, и по вооружению, и по архитектуре… В общем, расточительство, свойственное отечественному кораблестроению во все времена, в последние полтора-два десятилетия существования СССР приняло совершенно гротескные формы.

Модель атомного авианосца «Ульяновск», который так не был построен

Но главное даже не в этом. Самое грустное, что создание боевых кораблей, особенно надводных, в Советском Союзе зачастую не поддавалось никакой логике. Военная доктрина того времени ориентировала вооруженные силы СССР, в том числе и ВМФ, исключительно на глобальную ракетно-ядерную войну. И совершенно непонятно, зачем вообще столь крупными сериями строились наши БПК, начиная с 61-го проекта? Задача не подпустить к нашим берегам вражеские ППАРБ на дальность пуска баллистических ракет им явно не по силам. А для прикрытия района развертывания наших РПКСН они были излишне крупными и притом уязвимыми. По сути БПК представляли собой океанские эскортные корабли, но кого и где они должны были эскортировать в случае начала третьей мировой войны?

Наши противники по «холодной войне» изначально сделали ставку на вооружение противокорабельными ракетами своей морской авиации. Поэтому большинство стран Запада либо полностью отказалось от постройки ракетных катеров (Великобритания, Франция, Нидерланды, Канада), либо ограничилось одной экспериментальной серией (США, Италия, Япония). У нас не было возможности иметь палубную авиацию, и мы были вынуждены строить огромный «москитный» флот.

Об отечественных тяжелых надводных кораблях, в том числе авианосных, разговор особый. Стремление нашпиговать их всевозможным оружием — от РБУ до крылатых ракет оперативного назначения — приводило к огромному росту их водоизмещения и стоимости. Похоже, что крылатое макаровское выражение «корабли строятся для пушек» наши адмиралы и конструкторы понимали слишком буквально… При этом роль и атомных ракетных крейсеров, и авианесущих кораблей в глобальной ядерной войне выглядела весьма туманной, а боевая устойчивость в открытом океане без полноценного воздушного прикрытия — крайне низкой. На деле наши знаменитые ТАВКРы от «Киева» до «Баку» опять-таки оказались пригодны лишь для прикрытия районов развертывания стратегических подводных лодок, но для решения этой задачи они могли быть существенно меньше и дешевле. Выходит, что огромные дорогостоящие корабли фактически создавались лишь для демонстрации флага в мирное время.

Возникает закономерный вопрос; а почему так получалось? Ведь созданию боевого корабля всегда предшествуют научно-исследовательские работы, коллективом специалистов разрабатывается ТТЗ, которое затем согласовывается и утверждается во всех инстанциях. Столь же внимательно рассматривается проект корабля на разных этапах его проработки… Казалось бы, и предназначение корабля, и его характеристики должны быть четко оговорены.

Все это так, но лишь теоретически. А на практике часто получалось иначе. Обстановка чрезмерной закрытости приводила к тому, что решения принимались бесконтрольно отдельно взятыми высокопоставленными чиновниками, не обладавшими необходимым кругозором и полнотой информации. К тому же проектирование крупного боевого корабля — процесс длительный, и каждый новый начальник считал своим долгом внести свое слово в задание, утвержденное его предшественником. Отсюда и нередко встречающееся мнение конструкторов-кораблестроителей: мол, заказчик сам толком не знает, чего хочет, а мы — лишь исполнители, сделали то, что нам навязали.

Информация о том, как происходило обоснование тех или иных проектов кораблей, ныне стало достоянием гласности и порой просто изумляет. Специалисты высокого ранга (и в прямом, и в переносном смысле) «на полном серьезе» моделировали ситуацию столкновения нашей надводной ударной группы с авианосным соединением вероятного противника и рассчитывали потребное число крылатых ракет, способных пробить неприятельскую противоракетную оборону. Задача ставилась на уровне шахматной партии — потопить авианосец. Так сказать, классический морской бой эскадра на эскадру. Неужели наши спецы в области военно-морского искусства и впрямь верили в возможность подобной Цусимы в условиях третьей мировой войны?! Да если бы даже таковое сражение и произошло, разве могло оно повлиять на ее исход?

Впрочем, дело не только в наивности обоснования некоторых ТТЗ. Промышленность не всегда оказывается способной выполнить требования заказчика, которые иногда бывают противоречивы. К тому же отечественное кораблестроение с давних пор преследует тяга к изменениям проекта уже на стадии строительства корабля. В том числе и из-за этого создание крупного корабля часто превращается в столь же традиционный долгострой. В итоге чаще всего получается так: задумывается одно, со стапеля сходит другое, и когда корабль поступает на флот, ему, как правило, придумывают назначение уже на месте. Тем более что о первоначальных замыслах к тому времени успевают забыть.

 

Российский флот XXI века: каким ему быть?

Мы неспроста начали эту статью с упоминания о книге П.И.Белавенца. Вопрос, вынесенный ее автором в заголовок ровно сто лет назад, актуален по сей день. Действительно, а нужен ли современной России флот? И если да, то какой?

К сожалению, эти вопросы далеко не риторические. Опубликованный в открытой печати текст новой военно-морской доктрины России изобилует общими формулировками и не содержит практически никакой конкретики. Поэтому остается неясным, к какой войне должен готовиться флот, кто будет его вероятным противником и какие, собственно, задачи он будет решать. Хочется надеяться, что в Генштабе и Главном штабе ВМФ есть ответы на эти вопросы, что там детально рассматриваются сценарии возможных военных конфликтов, — просто их не хотят предавать огласке. Но даже если это так, то не следует забывать: военно-морской флот — слишком сложный и дорогой компонент вооруженных сил, чтобы при его создании полностью игнорировалось общественное мнение. В истории масса примеров: если та или иная страна хочет стать морской державой, то она в первую очередь использует пропагандистский аппарат и создает необходимую атмосферу в обществе. К сожалению, в России масс-медиа обычно вспоминают о кораблях и моряках лишь тогда, когда в море произойдет очередная авария или катастрофа… Обществу в течение полутора десятилетий навязывалось негативное мнение о флоте, это бесспорный факт. Сейчас ситуация меняется к лучшему, но все равно замалчивание роли российского ВМФ в потенциальных военных конфликтах вряд ли идет ему на пользу.

Не вызывает сомнений, что такой ВМФ, какой был у СССР, России не нужен. Содержать многочисленный, но несбалансированный «одноразовый» флот, предназначенный лишь для того, чтобы в течение нескольких часов (или даже минут) третьей мировой войны выпустить свои ракеты и затем погибнуть, сегодня не имеет смысла. В то же время совершенно очевидно, что в XXI веке избежать военных конфликтов в мире вряд ли удастся. Очевидно и то, что грядущие войны, скорее всего, будут совсем не такими, как их представляли два-три десятилетия назад. Ракетно-ядерная война двух или нескольких сверхдержав уже маловероятна, зато локальные вооруженные столкновения, террористическая деятельность, сепаратизм и гражданские войны, к сожалению, не исключены, в том числе и на примыкающих к России территориях. И решить (или предупредить) некоторые конфликты сможет только военно-морской флот.

Разумеется, даже при ничтожно малой вероятности возникновения глобальной ракетно-ядерной войны наша страна должна быть к ней готова. Собственно, в этой готовности и заключается принцип ядерного сдерживания. Причем морская составляющая стратегических сил является важнейшей, а в некоторых странах (Великобритания, Франция) — фактически единственной. Ликвидация МСЯС для России означала бы полную утрату статуса великой державы. А в более отдаленной перспективе вообще могла бы создать угрозу ее независимости.

Но если с силами ядерного сдерживания все ясно, то нужен ли нам флот для локальных конфликтов и решения тактических задач? Для ответа на этот вопрос достаточно взглянуть на карту — например, Дальнего Востока. Нефтяные месторождения на океанском шельфе, районы промысла ценных морепродуктов, неразвитость сухопутных коммуникаций, территориальные претензии и нелегальная иммиграция, не исключающая в перспективе повторения ситуации, сложившейся в Косово, — все эти факторы делают наличие флота в регионе просто необходимым.

Смоделируем гипотетический кризис: некая отдаленная восточная область поднимает мятеж и заявляет о своем выходе из состава России. Скажете, такое невозможно? Увы, примеры проплаченных «цветных» революций и повстанческих выступлений последних лет в разных странах мира свидетельствует об обратном. А если есть хотя бы минимальная вероятность того или иного события, необходимо предусмотреть и способы реагирования на него. И совершенно очевидно, что при отсутствии сети дорог и общей слабости инфраструктуры подавить выступление сепаратистов на некоторых омываемых морем территориях может только флот.

Таким образом, у Российского ВМФ в перспективе будут как стратегические задачи, схожие с теми, что были у СССР, так и принципиально новые, связанные с возможным участием в локальных конфликтах в прилегающих и сопредельных акваториях. Исходя из потенциальных угроз, ВМФ России должен состоять из двух основных компонентов — МСЯС и тактических сил быстрого реагирования. В организационном плане целесообразно отойти от деления на четыре флота по территориальному принципу. Логичнее иметь два флота стратегический (преимущественно подводный) и мобильный тактический (преимущественно надводный). Эти два флота должны дополняться немногочисленными соединениями (возможно, эскадрами или флотилиями разнородных сил) кораблей охраны прибрежных вод, распределенных по пяти театрам — Балтийскому, Черноморскому, Каспийскому, Северному и Дальневосточному.

Морские стратегические ядерные силы – важнейшая составляющая сил ядерного сдерживания, гарант безопасности страны. Исходя из принципа нанесения потенциальному агрессору недопустимого ущерба, на постоянном боевом патрулировании или в полной готовности к таковому должны находиться 8-9 РПКСН, вооруженных баллистическими ракетами. Учитывая относительно небольшую численность стратегических ракетоносцев, целесообразно все их сосредоточить на Северном театре; льды Северного Ледовитого океана являются самой надежной защитой от противолодочной авиации и систем космического слежения. Базирование РПКСН на Камчатке теряет смысл: несмотря на прямой выход в Тихий океан, стратегические субмарины в силу своей немногочисленности могут относительно легко отслеживаться потенциальным противником.

При плавании подо льдом прикрытие районов развертывания и боевого патрулирования РПКСН могут эффективно обеспечивать лишь многоцелевые АПЛ, которых должно приходиться как минимум две на одного «стратега». Таким образом, в составе МСЯС на Северном театре должно быть не менее 16-18 боеготовых многоцелевых атомных субмарин. Кроме того, целесообразно иметь 3-4 АПЛ с базированием на Камчатке: они необходимы для придания боевой устойчивости корабельным соединениям тактического мобильного флота.

Основное назначение флота быстрого реагирования (или мобильного тактического) -решение задач в рамках локальных и региональных конфликтов без применения ядерного оружия. Представляется, что в его состав должны входить три авианосные многоцелевые группы (АМГ) или эскадры (АМЭск), две из которых были бы в состоянии полной боевой готовности. Состав каждой группы/эскадры — 1 авианосец, 2-4 больших десантных корабля, в том числе с вертолетным вооружением, 3-4 эскортных корабля класса «фрегат — эсминец», суда обеспечения и в качестве приданных сил — 1-3 многоцелевые АПЛ. Одна АМГ должна постоянно находиться в тихоокеанских водах, вторая — там же или в любой другой точке Мирового океана, третья – в европейских водах на отдыхе, обслуживании и ремонте.

 

Какие строить корабли?

Разумеется, флот — это сложная многоуровневая система, комплексное рассмотрение которой выходит за рамки настоящей статьи. Мы остановимся только на корабельном составе будущего Российского ВМФ.

Так какие же корабли будут нужны нашему флоту в XXI веке? Попробуем перечислить их по классам, оглядываясь на реальные возможности нашей судостроительной промышленности, которая, хочется надеяться, после кризиса выйдет на новые рубежи. Численность кораблей приводится исходя из возможности оптимального решения боевых задач и в случае устойчивого экономического развития России в течение ближайших двух десятилетий представляется вполне реальной.

1. Атомные подводные лодки: 10-11 РПКСНтипа «Юрий Долгорукий» и 25-27 многоцелевых АПЛ нового типа (возможно, развитие проекта 971).

2. Авианосцы: 3 корабля — «Адмирал Кузнецов» и два новых, о которых будет сказано ниже.

3. Десантные корабли: 3-4 больших УДК с вертолетным вооружением, 10-12 БДК океанской зоны (для мобильного тактического флота) и около 20 ДК меньшего водоизмещения (для региональных соединений флота).

4. Эскортные корабли: 10-12 многоцелевых кораблей океанской зоны (фрегатов, ВПК или эсминцев) и 8-10 СКР морской зоны (корветов).

5. Патрульные корабли: 8-10 единиц.

6. Тральщики-искатели мин: 20-25 единиц (меньше в случае оснащения кораблей основных классов необитаемыми катерами-тральщиками и подводными противоминными аппаратами).

7. Пограничные сторожевые корабли и катера: не менее 40 единиц.

8. Суда обеспечения ВМФ: 3 танкера, 3-4 универсальных транспорта или корабля комплексного снабжения, ряд вспомогательных судов.

В целях оптимизации расходов на кораблестроение целесообразно отказаться от строительства РКА, МРК, МПК, всевозможной «экзотики», наподобие СВП и СПК. Разработку и постройку неатомных ПЛ следует продолжать только по экспортным заказам.

Здесь важно отметить одну традицию отечественного кораблестроения. Тактико-технические элементы боевых кораблей в нашей стране во все времена — начиная с броненосцев и заканчивая авианосцами — выбирались с оглядкой на аналоги ведущих морских стран. Задача «сделать не хуже, чем у американцев (англичан, немцев, французов)» часто превращалась в самоцель. При этом, как правило, игнорировалось то, что зарубежные аналоги-прототипы создавались для решения не свойственных нашему флоту задач, они предусматривали совершенно иные концепцию использования, систему базирования и т.п. Любопытно, что опыт ряда стран, которые вопреки моде создавали корабли исключительно под свои доктрину и ТВД (например, Финляндия, построившая в начале 30-х гг. необычные броненосцы береговой обороны типа «Ильмаринен»), у нас не воспринимался всерьез. Конечно, Россия — не Финляндия, но тут дело не в масштабах флота, а в подходе к его созданию.

Небольшое лирическое отступление. Утверждать, что проекты наших кораблей всегда базировались на зарубежных прототипах, конечно же, несправедливо. И самобытных проектов, и приоритетов в области морских вооружений у нашей страны немало. Однако следует признать, что большинство попыток найти «асимметричный ответ» или «национальный путь» в области кораблестроения потерпели неудачу: вспомним круглые броненосцы-«поповки», неоправданное увлечение миноносками, а затем торпедными катерами, переоценку самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП), те же экранопланы… А наши бесспорные достижения – например, самонаводящиеся противокорабельные ракеты и ракетные катера, — Запад быстро нейтрализовал созданием более компактных ракет аналогичного назначения, которые, как уже говорилось, поступили на вооружение самолетов и вертолетов. Весьма характерно, что «национальный путь» развития ВМФ у нас обычно подразумевал не взвешенный анализ боевых задач и соответствие корабля этим задачам, а нечто экстравагантное, не имеющее аналогов в мире…

Ярким примером противоречивости взглядов на роль флота может служить отношение военного и политического руководства нашей страны к авианосцам. Первоначально заклейменные как «оружие агрессии», они все же появились в составе советского ВМФ в «эпоху Горшкова». Правда, первоначально это были плохо сбалансированные тяжелые авианосные крейсера (ТАВКР) – носители СВВП Як-38. Лишь к моменту развала СССР в строй вступил первый более-менее полноценный авианосец — «Адмирал Кузнецов». Печальная судьба его последователей – «Варяга» и атомного «Ульяновска» — хорошо известна: первый перешел в собственность завода-строителя и после долгих лет отстоя был продан Китаю, второй — разобран на стапеле.

Вновь о строительстве авианосцев для Российского ВМФ активно заговорили в последние годы, но противоречивые цифры и даты вновь наводят на мысль, что четкого представления ни о самих кораблях, ни об их задачах так и не достигнуто. В 2005 г. тогдашний главком ВМФ адмирал В.Куроедов заявил о планах начать строительство нового авианосца для Северного флота уже в 2010 г. Его преемник адмирал В.Масорин привел первые данные проектируемого корабля: водоизмещение — 50 тыс. т, авиагруппа — 30 ЛА. Правда, о сроках постройки и ввода авианосца в строй главком предусмотрительно не упомянул. Наконец, нынешний главнокомандующий адмирал В. Высоцкий в прошлом году огласил планы создания «морских авианосных систем», включающих 5-6 авианосцев на Северном и Тихоокеанском театрах, а также космические средства разведки и целеуказания. Начало постройки первого авианосца, по словам адмирала, запланировано на 2012-2013 г. Характеристики корабля, даже самые приблизительные, при этом не упоминались.

Надо заметить, что некоторые военно-морские специалисты выступают категорически против авианосцев ограниченного водоизмещения – они считают, что необходимо строить корабли, близкие по своим ТТХ к американским атомным исполинам. Мол, боевая мощь авианосца по мере увеличения его размеров растет в геометрической прогрессии. С этим трудно спорить. Однако сравнение боевых возможностей кораблей опять-таки ведется на основе их гипотетического столкновения в океане один на один. Да не может столь неуклюжая модель их боевого применения являться серьезным аргументом! Давайте отойдем, наконец, от навязчивой идеи «догнать и перегнать» и будем исходить из соответствия корабля кругу решаемых им задач. А строить авианосцы для полномасштабной войны с США (а такая война может быть только ракетно-ядерной) в нынешних условиях просто нелепо.

К тому же надо спуститься с небес на землю. Авианосцы,  подобные американскому «Нимитцу» или недостроенному «Ульяновску», России просто не по карману — ни сейчас, ни в обозримой перспективе. Да и построить боевой корабль водоизмещением в 100 тыс. т отечественная промышленность не сможет. Даже 50-тысячетонный авианосец потребует колоссального напряжения сил, огромных финансовых вливаний в производство и в итоге обойдется стране в сумму, эквивалентную десяткам миллиардов долларов. Можно, конечно, заказать авианосцы за рубежом — это наверняка обойдется дешевле. Но при нынешнем состоянии отечественной «оборонки» уход за границу столь солидной бюджетной суммы многими будет воспринят как преступление.

Но вернемся к задачам, которые должен решать авианосец. Те, что стоят перед американцами — например, завоевание и удержание господства в воздухе, нанесение ударов по береговым целям с прорывом системы ПВО и др. — вряд ли будут актуальны для

нашего флота. В условиях локальных конфликтов наиболее вероятными могут считаться действия АМГ или АМЭск тактического мобильного флота против берега в условиях достаточного слабого противодействия. Думается, что для них более уместны были бы не атомные авианосцы-исполины, а аналоги универсальных десантных кораблей типа «Хуан Карлос I». Один такой корабль в настоящее время строится для испанского флота, еще два заказаны правительством Австралии. Фактически это корабли нового класса – десантные авианосцы. При полном водоизмещении 27790 т и скорости хода 21 уз. они оснащены док-камерой, обширными помещениями для автобронетехники, ангаром и полетной палубой с носовым трамплином. Авиагруппа насчитывает 30 ЛА, в том числе СВВП F-35B «Лайтнинг II» (проект JFS — Joint Strike Fighter), V-22 «Оспрей» и вертолеты. Правда, следует заметить, что в случае оснащения подобного корабля самолетами МиГ-29К (а пока это единственный подходящий для нас вариант), появляется необходимость в угловой палубе. Соответственно, водоизмещение авианосца вырастет, как минимум, на 5-7 тыс т.

Здесь уместно сделать еще одно лирическое отступление. Сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что ставка советского ВМФ на самолеты вертикального старта была ошибочной. По своим ЛТХ отечественный СВВП Як-38 явно проигрывал не только любому палубному самолету нормальной схемы, но и своему ближайшему «однокласснику» — британскому «Харриеру». Последний, в отличие от «яка», был оснащен не тремя двигателями (двумя подъемными и одним маршевым), а единым подъемно-маршевым двигателем с отклоняемым вектором тяги. «Харриер» показал достаточно высокую эффективность во время англо-аргентинского военного конфликта в 1982 г. Как следствие, в сознании прочно утвердилось мнение об ошибочности принципиальной схемы наших СВВП с раздельными группами двигателей, и недостатки Як-38 были автоматически перенесены и на его дальнейшее развитие – сверхзвуковой Як-41. Последний так и не приняли на вооружение, Более того, в 1995 году ОКБ имени А.С.Яковлева с согласия российского правительства продало документацию по самолетам Як-38 и Як-41 американской фирме «Локхид Мартин». Де-факто мы признали свое поражение и бесперспективность дальнейшего развития СВВП.

Модель авианесущего десантного корабля пр.11780 («Иван Тарава»). Данный корабль также не был построен

Но на самом деле все не так просто. Западные фирмы умеют рекламировать свою продукцию и прекрасно знают, как скрыть ее недостатки; у нас же рекламу часто принимают «за чистую монету». В минус «якам» традиционно записывают их высокую аварийность: из 231 построенного самолета Як-38 и Як-38М из-за различных аварий и инцидентов были потеряны 36 машин (15,5 %). Однако из 87 построенных фирмой «Хаукер Сидли» СВВП «Си Харриер» к январю 2005 г. в результате аварий разбились, как минимум, 30 самолетов (34,5%)! Причем наиболее часто встречающаяся причина потерь – отказ системы управления двигателем. Поэтому неудивительно, что новейший американский СВВП F-35B «Лайтнинг II», разработанный фирмой «Локхид Мартин» по программе JSF, создан практически по «яковлевской» схеме – с дополнительным подъемным устройством (правда, с приводом от подъемно-маршевого двигателя) позади кабины пилота. Причем американцы не скрывают, что в своей машине они использовали отдельные узлы и элементы Як-41М. Считается, что по боевым возможностям F-35B способен успешно конкурировать с самолетами классической аэродинамической схемы. К сожалению, в нашей стране поспешили похоронить «вертикалки», и создание отечественных СВВП нового поколения теперь уже вряд ли возможно.

Тем не менее, проект авианесущего десантно-штурмового корабля водоизмещением порядка 30-35 тыс. т и умеренной скоростью хода (21-22 узла) на первом этапе обновления Российского ВМФ выглядит очень привлекательно. Такой корабль с авиагруппой из 30 ЛА (в том числе 12-16 многоцелевых истребителей МиГ-29К) может успешно действовать против берега, а при необходимости обеспечивать соединению «воздушный зонтик» и ПЛО. При этом, благодаря относительно невысокой стоимости, он с наименьшими проблемами вписывается в военный бюджет страны, а его размеры позволяют осуществить постройку не только в Северодвинске, но и на верфях Санкт-Петербурга.

Важная составляющая флота быстрого реагирования — универсальные десантные корабли (УДК), Разработка таковых в СССР уже велась; один из проектов (1178) за свою схожесть с американским десантным вертолетоносцем «Тарава» среди специалистов получил ироническое прозвище «Иван Тарава». Однако УДК плохо вписывались в тогдашнюю военно-морскую доктрину и потому так и не были построены. Зато сейчас интерес к подобным кораблям во всем мире резко вырос. Необходимы они и для будущего Российского ВМФ. Представляется, что перспективный УДК должен иметь полное водоизмещение порядка 22-25 тыс. т, скорость хода 21-22 уз. и нести 18-20 тяжелых вертолетов, включая боевые. При необходимости такой корабль может принимать на борт противолодочные вертолеты или вертолеты-тральщики, что расширяет диапазон выполняемых им задач.

Многоцелевые фрегаты ВМС Дании «Абсалон» (L16) и «Эсберн Снаре» (Д17)

Следует внимательно изучить опыт ВМС Дании, имеющих в своем составе многоцелевые боевые корабли типа «Абсалон» (Absalon) полным водоизмещением 6300 т. Они сочетают в себе качества ракетного фрегата, универсального транспорта, минного заградителя. десантного и штабного корабля. При всеобщей тенденции сокращения численности корабельного состава ВМС такая «суперуниверсальность» выглядит оправданной. Вполне возможно, что наряду с чисто эскортными кораблями (эсминцами или фрегатами) в состав будущих российских АМГ/АМЭск целесообразно включать 1-2 корабля, аналогичных или близких к датскому «Абсалону».

Наконец, следует отметить, что в иностранных флотах в последние годы появляется все больше патрульных кораблей открытого моря, или, по западной классификации, OPV (Offshore Patrol Vessel). По многим причинам (агрессивность пиратов у берегов Сомали, рост нелегальной иммиграции, увеличение объемов контрабанды и наркотрафика) потребность в мореходных, но недорогих в постройке и эксплуатации судах растет. Однако в отечественном флоте патрульные корабли до сих пор отсутствуют. Один из возможных вариантов – разработать их проект на базе корвета «Стерегущий» (пр. 20380), в том же корпусе, но с более экономичной ГЭУ, облегченным вооружением и упрощенной электроникой. В этом случае появляется возможность при необходимости довооружить эти корабли до уровня корветов и таким образом быстро увеличить боевой состав ВМФ.

…Принято считать, что Российский флот ведет свою историю от знаменитого постановления Боярской думы: «Морским судам – быть». Но давайте процитируем это историческое решение полностью: «Морским судам быть, а скольким, о том справтца о числе крестьянских дворов, что за духовными и за всяких чинов людьми, о том выписать и доложить, не замолчав». То есть судам-то, конечно, быть, но только прежде надо бы подсчитать, во что сие удовольствие обойдется… И сейчас, три с лишним века спустя, воссоздание флота должно сопровождаться тщательным анализом и расчетами — чтобы при разумных затратах достичь его наибольшей эффективности. При этом избегая повторения старых ошибок, на которые столь богата история отечественного кораблестроения. 

(С. Балакин, «Обозрение армии и флота», 3/2009)

www.modernarmy.ru

ВМФ России. Состояние и перспективы развития. Часть 1.


Публикуем интересный взгляд на функции, задачи и перспективы российского военно-морского флота. 

В данной серии статей предлагается рассмотреть текущее состояние и перспективы дальнейшего развития российского военно-морского флота. Однако прежде, чем говорить собственно о российском флоте, необходимо разобраться с тем, какой собственно флот в идеале нужен современной России и для каких целей.

Для начала стоит заметить, что флот строится под определённые задачи, определяющимися общими геополитическими условиями страны и её геополитическими задачами.

К примеру, для США флот – это “основа основ”, он защищает многочисленные морские коммуникации, являющиеся можно сказать, залогом “жизнедеятельности” США, обеспечивает военное присутствие вооружённых сил США в различных регионах мира, осуществляет развёртывание сухопутных войск за рубежом и т.д. В связи с этим стоит заметить, что Россия, во-первых, сугубо континентальная держава, и практически все как существующие, так и потенциально возможные войны для обеспечения безопасности страны и её национальных интересов велись или будут вестись “на суше”. Зависимость же от морских коммуникаций же для России очень минимальна. Во-вторых, и, пожалуй, самое главное, современная

Россия – это региональная держава, что к сожалению, многие не понимают или это понимание для многих крайне болезненное (в результате чего многие “требуют” от армии и флота региональной державы “сверхдержавного” уровня). Региональная держава – это страна, которая за счёт своего экономического и\или военного потенциала оказывает существенное политическое и экономическое влияние на другие страны в определённом регионе. Для современной России “зоной национальных интересов” является пространство бывшего СССР. Казалось бы, нужен ли вообще в таких условиях сколь-либо мощный флот?

Для ответа на данный вопрос попробуем выделить потенциальные “конфликтные зоны” и потенциальные военные конфликты, в которых в будущем возможно участие российских вооружённых сил:

— “Операция по наведению стабильности на Востоке Украины” – назовём так отнюдь не лежащую в области фантастики возможность открытого крупномасштабного вмешательства в войну на Восточной Украине.

— Потенциальный региональный конфликт в Закавказье.

— “Наведение порядка” в какой-либо стране Средней Азии. К примеру, в случае появления там вооружённых радикальных исламских группировок, представляющих угрозу безопасности России или по какой-то ещё причине.

— Маловероятное, но отнюдь не кажущиеся невозможным в свете нынешних реалий военное столкновение с НАТО или страной, состоящей в НАТО на территории некоторых стран бывшего СССР, например, в Прибалтике или скажем, в Закавказье.

— Ограниченное участие в боевых действиях с целью поддержки союзников или обеспечения национальных интересов в стране, находящейся на весьма значительном удалении от российской территории. В частности, это ведущаяся ныне война в Сирии.

— Так называемая “Битва за Арктику”.

— Вооружённый конфликт с Японией из-за Курильских островов.

Остановимся пока что на последних двух потенциальных конфликтах. Причиной, начинающейся пока что к счастью, сугубо мирной, т.н. “Битвы за Арктику” являются климатические изменения, вызывающие интенсивное таяние арктических льдов, в результате чего уже растаяла значительная часть арктической “ледяной шапки”, а через пару десятилетий (а возможно и даже раньше), есть вероятность таяния всего ледяного покрова в Арктике. Это в свою очередь уже “оголило” обширные районы морского шельфа, невероятно богатого углеводородными ресурсами, то есть нефтью и газом. Кроме того, в перспективе это даёт возможность без существенных препятствий осуществлять морские перевозки Северным Морским путём, что в настоящее время затруднительно.

Естественно, обнаружившиеся огромные запасы природных ресурсов и перспектива контроля будущего “чистого” Северного Морского пути привлекают все государства, располагающиеся вблизи арктической зоны – это Россия, Норвегия, Дания, Канада и США. Это уже вызывает различные территориальные споры по поводу принадлежности тех или иных акваторий и участков морского шельфа. Однако значительная часть акваторий и шельфа, богатого полезными ископаемыми контролируется Россией, и существует вероятность, что в будущем, в Арктике возможна самая натуральная “битва за ресурсы”. И в этой войне, очевидно, задача России будет сводиться к обеспечению безопасности своих морских экономических зон, ключевых островов, акваторий и т.д. Такая война, очевидно, абсолютно невозможна без адекватного флота. Причём, в данном случае совершенно не исключено столкновение с ВМС США, в виде как минимум одной авианосной ударной группы.

Тут, я думаю, стоит сделать небольшое отступление, насчёт возможности военного столкновения с ВМС США, и попытаться вообще оценить силы США, на противостояние с которыми на мой взгляд, следует ориентироваться. Почти всегда, когда речь заходит о возможном противостоянии с ВМС США, почему-то начинается совершенно бессмысленное сравнение российского флота со ВСЕМ флотом США, в общем то классический “подсчёт бобов”. Мол “у нас 1 авианосец, а у американцев 10”, “у России 4 крейсера, а у американцев 84 “Иджис”-корабля” и т.д. К счастью для нас с вами, Америка совершенно не может задействовать весь свой флот или хотя бы его большую часть, даже если бы очень захотела.

У флотов России и США вообще абсолютно разные задачи. США – это в чистом виде талассократическая держава, и флот для Америки, как я уже говорил — “основа основ”. По большому счёту, именно флот является главным “столпом” военной мощи Америки и её главным геополитическим инструментом. Со времён окончания Холодной войны, сфера влияния США увеличилась, вместе с тем увеличилось американское военное присутствие и количество военных баз в мире, соответственно ещё более растянулись морские коммуникации. Да, флот Америки огромен, но он должен быть повсюду.

Тут ситуация примерно, как с флотом Британской Империи во Второй Мировой.Формально он был в 1939-м самым мощным и многочисленным в мире, но на практике был вынужден распылять свои силы и зачастую не мог выставить очень крупные военно-морские соединения на конкретном направлении. У флота США сейчас есть множество проблем, помимо гипотетического противостояния с Россией, в частности необходимости присутствия в различных регионах мира. Кроме того, многие страны, которых трудно назвать союзниками или дружественными Америке обзаводятся весьма мощными флотами. К примеру, в ближайшие годы Индия будет обладать двумя полноценными авианосными соединениями, а Китай и вовсе фактически бросил глобальный вызов США на море и без преувеличения семимильными шагами наращивает мощь своего флота.

Собственно, для ВМС США уже давно наиболее приоритетным направлением является Тихий океан, на “традиционную” для времён противостояния с советским флотом “главную зону” – Северную Атлантику выделяются откровенно скромные силы. Так, в составе Тихоокеанского флота США сейчас числится 6 авианосных ударных групп (АУГ), в то время как в составе Атлантического (соединения которого собственно фактически единственные “кандидаты” для ведения боевых действий против ВМФ России на Севере) их 4.

Отдельной проблемой для американцев является т.н. “коэффициент оперативной готовности” их АУГ, являющихся, как известно, основой ударной мощи американского флота. Этот коэффициент редко превышает 0.5. Авианосцы США, учитывая их интенсивную эксплуатацию проводят половину своей жизни не в море, а на всевозможных ремонтах. К примеру, до текущего года как минимум один из авианосцев проходил долговременный ремонт (длящийся несколько лет), связанный с “перезагрузкой” реакторов. С этого года на ближайшие несколько лет будет достигнут “пик” боеспособности американского флота, т.к. в течении несколько лет больше никакому авианосцу “перезарядка” реакторов не требуется. Но даже без учёта этого авианосцы несут длительную службу по полгода, после чего встают на сопоставимый по длительности средний ремонт, а в это время в зону боевого дежурства выходит АУГ-“сменщик”, авианосец и корабли прикрытия которой уже прошли этот самый ремонт.

В условиях столь интенсивной эксплуатации флота ВМС США, чтобы иметь в отдельно взятый момент боеготовыми N авианосцев, их должно быть N * 2. Соответственно реально в определённый временной промежуток боеспособна лишь половина американских АУГ. Учитывая всё вышесказанное, на мой взгляд, реально для противостояния России в адекватный временной промежуток США едва ли может выставить более 2-х АУГ. Заметим, перед началом многих войн последних десятилетий с участием США, сбор значительных авианосных сил занимал не один месяц.

Однако стоит заметить, что даже одна АУГ это крайне серьёзный противник, чья боевая мощь превосходит суммарную мощь многих флотов мира, а авиакрыло авианосца более многочисленно, чем ВВС многих “третьих” стран. Таким образом, в “прилегающих” к России “северным морям” российскому флоту следует ориентироваться на противостояние по меньшей мере одной АУГ, при благоприятных раскладах. Также заметим, что к 2020 году полноценной АУГ будет обладать Великобритания, в чью “зону ответственности” де-факто входит Северная Атлантика и чей флот с момента Холодной войны (в ходе которой он представлял далеко не радужное зрелище) радикально нарастил свою мощь.

На Тихом океане основным потенциальным противником России является Япония, располагающая крайне мощным флотом. При этом, в случае начала войны из-за Курильских островов (мирным путём, решение данного вопроса для Японии фактически невозможно), без адекватного противодействия ВМС Японии и нанесения ему достаточно высокого ущерба победа в войне невозможна. Эта задача фактически эквивалента поражению/лишения боеспособности авианосной ударной группы, если не более сложная, учитывая численный и качественный состав ВМС Японии, “ядро” которых составляет 2 лёгких авианосца, 6 “Иджис”-эсминцев, 9 современных эсминцев с большими возможностями ПВО. Едва ли в войне Япония может задействовать все основные силы своего флота, но тем не менее совершенно ясно, что в случае войны со стороны Японии будет действовать крайне мощное и многочисленное корабельное соединение.

Теперь собственно, попробуем сформулировать, какой же флот нужен современной России. Несмотря на то, что, казалось бы, Россия сугубо континентальная держава, флот ей нужен, и нужен достаточно мощный. Ограничится в чистом виде “флотом береговой обороны”, как некоторые предлагают, Россия позволить себе просто не может.

Точнее это возможно на Балтике и Чёрном море, где их небольшие размеры позволяют полностью “перекрыть” их авиацией, ПКР береговых ракетных комплексов и малых кораблей, действующих под плотным прикрытием авиации и в радиусе действия наземных средств ПВО. На Севере и Тихом океане, учитывая размеры даже “прибрежных” акваторий, в частности Баренцева и Охотского моря, для их более-менее уверенной обороны нужны достаточно многочисленные и мощные военно-морские силы.

Одной из основных проблем в военно-морском строительстве для России является её гигантская площадь и географическое положение, в результате чего ВМС России вынуждено разделены на 4 практически изолированных друг от друга флота, перемещение кораблей и военно-морских соединений между которыми в адекватный промежуток времени либо невозможны, либо предельно затруднительны. В случае войны, или в угрожаемый период силы одного флота не могут быть усилены силами другого, либо это требует значительного времени. Это в свою очередь, вынуждает иметь Россию фактически два “отдельных” мощных флота – на Севере и Тихом океане, не считая сил для действия во “внутренних” морях.

При этом, как на Севере, так и на Тихом океане, российский флот в случае начала войны в любом из данных регионах будет вынужден иметь дело с многочисленными и обладающими высочайшим технологическим уровнем и боевыми возможностями корабельными соединениями противника, в частности с авианосными ударными группами. Для обеспечения безопасности своих акваторий, защиты интересов и территориальной целостности в вышеуказанных регионах, Россия должна обладать на Севере и Тихом океане военно-морскими группировками, чей численный и качественный уровень позволял бы обеспечить уверенное и гарантированное поражение как минимум одной авианосной ударной группе, а в случае столкновения с большим количеством вражеских сил, хотя бы обеспечить завершение конфликта на приемлемых для страны условиях.

В идеале для этого необходимо наличие в составе Тихоокеанского и Северного флота по одной полноценной АУГ (либо сопоставимое по мощи корабельное соединение), оснащённой надводными кораблями современного поколения и значительных сил подводных лодок и морской авиации, обладающих противокорабельным вооружением, способным “пробивать” наиболее совершенные в мире корабельные системы ПВО.

В геополитических и экономических реалиях современной России, наиболее эффективными путями достижения вышеуказанных целей в развитии флота является “упор” на развитие подводного флота, морской авиации и совершенствовании противокорабельного вооружения.

В следующих частях будут рассмотрены текущее состояние и перспективы на обозримое будущее для всех “компонентов” ВМФ России – надводного и подводного флота, морской авиации, средств береговой обороны, ракетного оружия, средств разведки и целеуказания, и в целом о том, какие меры предпринимаются Россией для увеличения мощи и боеспособности флота и насколько они успешны.

Павел Румянцев

Источник

Авианосная группа российского флота готова обрушить огневой шквал на цитадель боевиков

Есть флот — да не тот

Нержавеющая цель

Самые известные военные корабли и подводные лодки России

Тайна острова Матуа

Подводные лодки проекта 667БДР: «Рабочие лошадки» ядерной триады




cezarium.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *