Три российские подлодки вошли в пятерку самых опасных субмарин в мире — Российская газета

Американское военно-политическое издание The National Interest составило список пяти самых опасных подлодок в мире, которые, по мнению аналитиков журнала, способны уничтожить мир за 30 минут. Три из этих смертоносных субмарин — российские, остальные две — американские.

В списке — атомные субмарины, которые уже стоят на вооружении ВМФ России и ВМС США или вскоре будут введены в эксплуатацию. Более старые образцы вроде советских подлодок проекта 941 «Акула» составителями рейтинга не рассматривались, поскольку большинство из них уже списаны.

В рейтинге в итоге оказались подлодки проекта 955 «Борей». Их издание называет самыми тихими субмаринами с баллистическими ракетами. Также в пятерке лучших субмарин — подлодки проектов 667БДРМ «Дельфин» и 885М «Ясень-М». Последние, отмечается в материале американского журнала, могут подобраться к восточному побережью США на расстояние в 2 тысячи километров и оттуда с легкостью поражать любые цели вплоть до Великих озер.

Из американских подлодок в подборке оказались субмарины типа «Огайо» (с 2016 года 9 лодок размещены в Тихом океане, еще 5 находятся в Атлантике) и новые подлодки типа «Колумбия», строительство которых еще только ожидается в следующем году (поступление на вооружение запланировано на 2031-й год).

В материале отмечается, что некоторые из вошедших в список субмарин настолько мощные, что в одиночку способны «стереть в радиоактивный пепел 288 целей размером с города».

Стоит отметить, что ни одна из вошедших в топ-5 подлодок никогда не использовалась во время военных действий. «Эти машины и их боевое снаряжение могли бы уничтожить цивилизацию за меньшее время, чем требуется для заказа пиццы, если бы началась третья мировая война», — отмечает автор текста.

Кроме того вчера стало известно о предполагаемом начале размещения Соединенными Штатами на подлодках нового типа ядерных боезарядов малой мощности. Об этом говорится в сообщении Федерации американских ученых (ФАУ). «ВМС США развернули новый тип модернизированных боеголовок малой мощности W76-2 на подводной лодке с баллистическими ракетами Trident», — утверждает со ссылкой на источник в американском правительстве директор информационных проектов, касающихся ядерной сферы федерации, Ганс Кристенсен.

По его словам, стратегическая подводная лодка Tennessee класса «Огайо» в последние недели прошлого года отправилась на патрулирование с «одной или двумя боеголовками нового типа». «Судя по всему, сейчас она все еще на патрулировании, ожидается, что она вернется где-то в феврале. Кроме того, в Тихом океане патрулирование осуществляет и вторая субмарина, на борту которой находятся боеголовки нового типа», — добавил эксперт.

«Политика США заключается в том, чтобы не подтверждать и не опровергать наличие или отсутствие ядерного оружия где бы то ни было. В связи с этим мы не можем подтвердить или опровергнуть в настоящее время данное сообщение», — ответили ТАСС в пресс-службе Пентагона на просьбу прокомментировать заявления ФАУ.

Тем не менее в ноябре прошлого года руководитель Национального управления ядерной безопасности при Министерстве энергетики США Лиза Гордон-Хэгерти сообщила, что возглавляемое ею ведомство уже произвело «засекреченное количество» модернизированных боеголовок малой мощности типа W76-2, которые предназначены для установки на баллистические ракеты морского базирования. В Минэнерго уточнили, что в ноябре прошлого года они были переданы ВМС США.

Комментарий военного эксперта

Василий Дандыкин, член экспертного совета Общероссийской организации «Офицеры России», капитан 1 ранга:

— В основном, что касается подлодок, все описанное недалеко от истины. Теоретически, это все, конечно, возможно. А как это осуществить на практике, будет зависеть от умений моряков, от маскировки, от возможности выйти на ударную позицию и нанести удар.

Ну вообще американцы и мы обладаем одним из самых мощных компонентов ядерного оружия. Как известно, это ракетные войска стратегического назначения, авиация и морская компонента.

У нас она в последнее время модернизируется, наращивается. На подходе модернизированная подлодка «Князь Владимир» проекта 955 «Борей-А». Это будет, думаю, самая мощная и самая современная подлодка в мире. Лучшая и по возможностям, и по глубине погружения, и малошумности.

В ближайшие 5-6 лет произойдет обновление основной ударной силы ВМФ России.

Американское издание неслучайно отметило успехи российских строителей подлодок. Ведь в США ситуация с подводным флотом сложнее. Они, на мой взгляд, убаюкали себя после так называемой победы в «холодной» войне. Но, с другой стороны, возможностей у них побольше — многоцелевых лодок у американцев больше.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Лучшие подводные лодки, топ-10 рейтинг хороших подводных лодок в мире

Военной темой интересуются многие люди. В частности, особое любопытство вызывает подводный морской флот. Он существует уже свыше ста лет и за это время претерпел множество важных изменений. Мы решили порадовать наших читателей рейтингом лучших современных подводных лодок. Здесь будут представлены наиболее мощные и известные субмарины не только отечественного, но и зарубежного производства. Мы рассмотрим их ключевые характеристики, положительные и отрицательные стороны.

10 самых хороших подводных лодок мира

10. Подводная лодка Оскар II

Оскар IIОскар II

Относится к проекту 949А по отечественной классификации «Антей», является атомным подводным крейсером, который оснащен крылатыми ракетами модели 3М45. Они разрабатывались специально для борьбы с авианесущими кораблями противника. Проектирование субмарины началось еще в далеком 1969 году. Это был новый этап в развитии подводного флота, так как на тот момент ни у одной страны в мире не было аналогичного судна, способного эффективно справляться с авианосцами. По замыслу инженеров подлодка должна была стать превосходной заменой проектов 659 и 675, а по техническим возможностям превосходить их по всем ключевым показателям. Эта лодка способна запускать ракеты, находясь как в надводном, так и в подводном положении, передвигается не слишком шумно. Ракеты, предназначенные для «убийцы авианосцев», разрабатывались отдельно. Водоизмещение приличное – 10 000 тонн в надводном положении и 14 000 в подводном. Габаритные размеры тоже получились больше, чем у лодок, принадлежащих к предыдущему поколению: в длину судно 143 м, в ширину 18,3 м, дает осадку 11 м.

В качестве основной энергетической установки выступают два ядерных реактора с предусмотренной системой водяного охлаждения. Они в полной мере снабжают энергией две паровые турбины, передающие крутящий момент двум гребным валам. В надводном положении лодка движется со скоростью 20 узлов, в подводном значительно быстрее – может развивать до 35 узлов. В качестве основного боекомплекта выступают 24 крылатые 543-миллиметровые торпеды. Вместо них зачастую устанавливают противокорабельные или противолодочные торпеды, оборудованные осколочно-фугасным поражающим элементом. Лодка способна нести 4 противокорабельные торпеды с ядерной боеголовкой, мощность которой составляет 15 килотонн. Электроника представлена усовершенствованной радиолокационной станцией, позволяющей точно определить местоположение цели. Обслуживает судно экипаж из 130 человек. Это двухкорпусная субмарина, причем расстояние между легким и прочным корпусом составляет целых 3,5 м, что на 30% увеличивает плавучесть и позволяет надежно защитить основные элементы от подводных взрывов. Все внутреннее пространство поделено на 10 отсеков, при необходимости лодка способна лечь на грунт. Сегодня несколько таких лодок находятся в Черном и Средиземном морях, наблюдая за американскими авианосцами.

Преимущества:

  • Предназначена для борьбы с крупными кораблями противника;
  • В толще воды продвигается достаточно тихо;
  • Способна нести на себе ядерные ракеты;
  • До сих пор находится на вооружении российского флота;
  • Может продолжительное время находиться под водой.

Недостатки:

  • Несколько устаревшая система геолокации;
  • Проект разработан еще в середине 1970-х годов, без учета современных реалий.

9. Лодка Огайо

ОгайоОгайо

По водоизмещению в подводном положении эта подводная лодка в значительной степени превосходит советскую. Данный показатель составляет 18 700 тонн. Соответственно, конструкция у американских инженеров получилась намного крупнее: в длину лодка составляет 170,7 м, в ширину 12,8 м, осадка 10,8 м. Численность экипажа может варьироваться в пределах от 133 до 154 человек в зависимости от типа и сложности задания. Первая субмарина данного класса была запущена в производство в далеком 1976 году, встала на вооружение уже шесть лет спустя. Ракетоносец характеризуется довольно длинным корпусом, который по своей форме напоминает каплю. В передней части находится ракетный отсек, реакторный расположился ближе к корме, в непосредственной близости от гребных винтов, в районе центра установлено машинное отделение и капитанская рубка с горизонтальными рулями, имеющими форму крыла. Кормовой стабилизатор выполнен в форме креста. Гребной винт здесь всего один. Максимальная скорость этого монстра инженерной мысли может достигать 25 узлов в подводном положении.

Такая скорость развивается во многом благодаря атомному реактору, чья мощность составляет 44,2 тыс. кВт, имеется парогенератор и гребная установка, работающая по принципу турбины. В подводном положении лодка без перерыва может находиться на протяжении 70 суток, перезаряжать реактор требуется раз в 9 лет. Корпус корабля характеризуется повышенной прочностью, поэтому судно способно погружаться на глубину до 500 м, может выдерживать даже близкие взрывы. На центральном посту, непосредственно под капитанской рубкой находятся все ключевые системы управления ракетными запусками. В качестве основного оружия здесь выступают трехступенчатые ракеты «Трайдент», работающие на твердом топливе. Они оборудованы боевой частью, разделяющейся во время полета на 8 боеголовок, каждая из которых оснащена собственной системой наведения, активирующейся на конечном отрезке полета. Ракеты скоростные – расстояние в 7800 км они способны преодолеть в течение всего лишь 40 минут.

Преимущества:

  • Приличное водоизмещение и увеличенные габариты по сравнению с советским судном;
  • Хорошо продуманная организация внутреннего пространства;
  • Усиленный корпус, обеспечивающий погружение на значительную глубину и способный выдержать значительные взрывные нагрузки;
  • Большой боекомплект.

Недостатки:

  • Крупные габариты делают лодку не слишком поворотливой – долго заходит на цель, медленно разворачивается и тяжело маневрирует;
  • При попадании в гребной винт полностью обездвиживается.

8. Подводная лодка Сорю

Сорю фотоСорю фото

На сегодняшний день это одна из лучших неатомных подводных лодок во всем мире. Производится на японских судостроительных верфях. Изначально у военных инженеров Японии не слишком хорошо получалось разрабатывать подводные субмарины. Отдельные лодки, входящие в состав флота, производились в США, другие изготавливались самими японцами, но по проектам, приобретенным у итальянских или французских разработчиков. При создании проекта этой лодки пользовались именно итальянскими наработками, которые были в значительной степени усовершенствованы. Это одна из новейших мировых разработок, причем нисколько по своим характеристикам не уступают иностранным аналогам. На сегодняшний день в состав японского флота входит уже 8 субмарин этого типа. Японские специалисты смогли выйти на качественно новый уровень разработки металла, благодаря чему удалось добиться значительного снижения шума двигателей. Моторы здесь воздухонезависимые. Они работают на базе двигателей Стирлинга, однако в дальнейшем планируется произвести их модернизацию, оснастив литиево-ионными аккумуляторными батареями повышенной емкости.

По своей конструкции лодка несколько меньше зарубежных аналогов: ее длина составляет 84 м при ширине 9,1 м, она дает осадку 8,4 м. Водоизмещение незначительное – 2947 т в надводном положении и 4100 т в подводном. Максимальная скорость под водой может достигать 20 узлов, над водой – до 12 узлов в зависимости от погодных условий. В качестве оружия она несет на себе шесть торпед класса «Гарпун». Помимо этого, здесь есть оригинальная система отстрела средств противодействия противника. Иными словами – сначала лодка подавляет огонь неприятельского судна, а затем уничтожает его или же берет в плен. Субмарину обслуживает экипаж из 65 человек. Максимум она способна находиться под водой в течение 14 суток.

Преимущества:

  • Работает на двигателях Стирлинга с последующей перспективой их замены на аккумуляторные литиево-ионные батареи;
  • Есть новейшие системы вооружения;
  • Довольно легкая и прочная;
  • Для обслуживания не требуется слишком много персонала;
  • По размерам намного меньше зарубежных аналогов.

Недостатки:

  • Перемещается очень медленно;
  • Под водой способна находиться всего лишь 14 суток;
  • Производилась с опорой на итальянские проекты.

7. Лодка Щука-Б

Щука-Б фотоЩука-Б фото

Еще одна подводная лодка советского производства, чьи возможности зарубежная инженерная мысль до сих пор не может превзойти, по этой причине она до сих пор стоит на вооружении российской армии. Субмарины данного типа относятся к третьему поколению лодок, оснащенных атомным реактором. При разработке проекта конструкции особое внимание уделялось тому, чтобы в значительной степени снизить шум от перемещения как в надводном, так и в подводном положении. Это позволило бы сделать лодку более бесшумной. Главным отличием от предыдущего проекта «Барракуда» стал выбор материала при производстве корпуса. Было решено отказаться от титана, главным образом, по экономическим соображениям, а также в стране наблюдалась нехватка металла, были сложности с соединением элементов корпуса. Обратились к стали – это помогло не только в значительной степени ускорить производство лодок, но и сделать его менее затратным, причем это нисколько не сказалось на их надежности.

Для производства винтов у японской фирмы Toshiba были закуплены специальные высокоточные станки. Гребные винты, сделанные на них, отличались практически бесшумной работой. Подлодка оснащена двойным стальным корпусом, для этого используется металл с пределом текучести 100 кгс/кв.мм. Внутреннее пространство разделено на несколько отсеков – центральный пост, жилые помещения, посты дежурства, носовое вооружение, силовая установка, машинное отделение. Каждая зона оснащена собственной амортизацией, что положительно сказывается на акустическом фоне. Мощность двигателя составляет 190 МВт, которые обеспечивает ядерный реактор, работающий на медленных нейтронах. Под водой лодка развивает скорость 33 узла. Всего субмарина может нести до 40 ракет, причем 12 из них могут быть оснащены ядерными боеголовками, предусмотрена установка самонаводящихся торпед, которые будут перемещаться со скоростью до 50 узлов. У них не предусмотрен редуктор, который соединял бы между собой водометную установку и двигатель, поэтому ракета тоже перемещается бесшумно.

Преимущества:

  • Удешевленный стальной корпус повышенной прочности;
  • Комфортно организованное пространство внутри самой лодки;
  • Внушительный боекомплект, представленный торпедами и ракетами различных типов;
  • Практические бесшумное передвижение затрудняет обнаружение;
  • Есть система акустического наведения на цель.

Недостатки:

  • Воздушные ракеты идут на дозвуковой скорости;
  • Весь экипаж сконцентрирован в центральной части лодки.

6. Подводная лодка Лос-Анджелес

Лос-Анджелес фотоЛос-Анджелес фото

Разрабатывалась практически в одно и то же время, что и советский проект «Щука-Б». Первая лодка данного класса была поставлена на вооружение в 1976 г., последняя вошла в состав американского флота двадцать лет спустя. Субмарины принадлежат к ударному классу, способны бороться с подводными лодками неприятеля, перебрасывать подразделения специального назначения, минировать участки морей, производить поисковые и спасательные операции. В качестве основного вооружения используются ракетные комплексы типа «Томагавк», обладающие прицельной дальностью 2500 км. Лодка может быть также оснащена противокорабельной ракетой «Гарпун», оснащенной головкой самонаведения, дальностью поражения цели до 130 км и массой боевой части 225 кг. У судна есть уникальный комплекс поисковых систем обнаружения акустического типа, причем он может искать цели не только в водной среде, но и на суше, своевременно обнаруживать айсберги и так далее.

Мощность основного двигателя составляет 26 Мвт, он сопрягается в водо-водяными реакторами – подобное конструктивное решение обеспечивает максимальную подводную скорость в 30 узлов, при пиковых нагрузках на короткое время лодка может разгоняться до 35 узлов. Максимальная глубина погружения 450 м. В состав экипажа входят 14 офицерских единиц и 127 младших чинов. Над поверхностью воды лодка разгоняется до 17 узлов, есть также вспомогательный двигатель мощностью 242 кВт. Реактор способен прослужить порядка 10 лет, после чего его надо перезаряжать.

Преимущества:

  • Одна из самых популярных моделей во всем мире;
  • Большой боекомплект;
  • Высокая скорость передвижения;
  • Может погружаться на значительную глубину;
  • Многофункциональная лодка.

Недостатки:

  • С момента появления никакой модернизации, кроме систем вооружения и обнаружения целей, не производилось.

5. Лодка Sierra II

Sierra II фотоSierra II фото

Еще один советский проект конца 70-х годов прошлого века, принадлежит к многоцелевому поколению подводных лодок, у которых особое внимание уделялось увеличению их поисковых возможностей. Главное их предназначение заключалось в своевременном обнаружении субмариан противника, выслеживание их с последующим уничтожением, если на это поступал соответствующий приказ. Благодаря высокопрочному титановому сплаву удалось в значительной степени увеличить глубину погружения и снизить магнитное поле судна, причем по последнему пункту субмарины данного типа являются и на сегодняшний день мировыми лидерами. Конструкция облегченная, двухкорпусная. На носу можно обнаружить оконечность, выполненную в форме эллипса, на корме – веретенообразную. Всего под основным корпусом находится шесть соединяющихся между собой отсеков, причем они водонепроницаемые. Отсек, куда поступает вода, при необходимости изолируется. Продумана и система спасения экипажа – есть всплывающая капсула, рассчитанная сразу на всю команду лодки.

В качестве основной силовой установки здесь выступает водо-водяной реактор, мощность которого составляет 43 000 лошадиных сил, еще имеется турбозубчатый реактор, причем последний оснащен четырьмя парогенераторами. Комплекс вооружения позволяет вести огонь вне зависимости от того, на какой глубине находится в данный момент субмарина. В боезапас входит 40 торпед и ракет, разрешается использовать даже ядерные боеголовки.

Преимущества:

  • Незначительный шум при перемещении под водой;
  • Разветвленная силовая установка не позволит лодке остаться без движения;
  • Хорошо продуманная высокоточная система обнаружения целей;
  • Возможность вести стрельбу, невзирая на глубину погружения.

Недостатки:

  • Корпус изготавливается из дорогостоящего сплава, поэтому лодку выпускали всего 7 лет.

4. Подводная лодка Ясень

Ясень фотоЯсень фото

В отличии от рассмотренных выше подводных лодок, данный проект характеризуется так называемой полуторакорпусной конструкцией. В качестве легкого корпуса здесь выступают лишь обтекатели передней и кормовой части, дополнительную защиту получила капитанская и боевая рубки и надстройка. Изнутри лодка делится на несколько отсеков, при разработке был внесен определенный ряд изменений в местоположение вооружения по сравнению с моделями предыдущего поколения. Торпеды здесь находятся не в носу лодки, как у большинства, а по бортам, в средней части – подобное решение свойственно, скорее, надводным кораблям. Корпус изготавливается из слабомагнитной стали, которая также покрыта слоем специальной резины, которая понижает шумность и уменьшает отражение акустических волн локаторов. В носовой части находится гидроакустический комплекс высокой активности с рядом дополнительных антенн, которые занимают практически всю носовую поверхность лодки, не оставляя место для торпедных люков.

Имеющийся здесь атомный реактор способен работать без перезарядки в течение 30 лет – примерно столько же прослужит и сама лодка. Теплоноситель первого контура находится непосредственно в самом реакторе, что не допускает облучение экипажа и понижает вероятность возникновения нештатной ситуации.

Преимущества:

  • Торпедные аппараты находятся по бортам;
  • Надежный атомный реактор;
  • Резиновое покрытие корпуса позволяет перемещаться очень тихо;
  • Возможность комплектации различными торпедами и ракетами.

Недостатки:

  • Нет усиления корпуса в отсеках, где находится экипаж.

3. Лодка Астьют

Астьют фотоАстьют фото

На третьем месте расположилась достаточно крупная подводная лодка королевского британского морского флота. Ее выпуск начался относительно недавно – разработки проекта стартовали в 1991 году. В качестве прототипа использовалась подводная лодка класса «Трафальгар», однако у новой субмарины должен быть практически вдвое увеличен боезапас. В итоге получилась однокорпусная одновальная конструкция с двигателем насосного типа, который практически не шумит в процессе работы. Снаружи лодка покрыта специальным противоакустическим покрытием, которое включает в себя 39 тысяч специальных пластин, они поглощают сигнал сонара. По сравнению с предыдущими версиями более приспособлена для работы в прибрежных водах и даже на мелководье. Подобное решение позволяет поражать цели очень далеко на суше.

В качестве энергетической установки используется водо-водяной ядерный реактор, две паровые турбины, через редуктор выдающие крутящий момент на один вал. Реактор работает в течение 25 лет без подзарядки. В течение срока службы субмарина может выполнить целых 40 кругосветных плаваний. Для того, чтобы увеличить период автономности здесь установлена система выработки кислорода из морской воды. Здесь есть шесть торпедных аппаратов, максимальная дальность полета ракеты составляет 1600 км, одна боеголовка имеет массу 454 кг.

Преимущества:

  • Одна из новейших мировых разработок;
  • Продолжительный период службы реактора, который не требует подзарядки;
  • Предусмотрена специальная система для выработки кислорода, содержащегося в морской воде;
  • Способна маневрировать на мелководье.

Недостатки:

  • Нет способности нести ядерные боезаряды.

2. Подводная лодка Вирджиния

Вирджиния фотоВирджиния фото

Американская подводная лодка четвертого поколения рассчитана на работу с противником как на значительной глубине, так и для проведения прибрежных операций. Помимо комплекта стандартного вооружения, у этой субмарины имеется оригинальное оборудование – необитаемые подводные аппараты, шлюзовая камера для водолазов с облегченным снаряжением, палубное крепление, позволяющее установить контейнер или же миниатюрную подводную лодку. Разработка проекта стартовала в конце 1980-х годов, однако первая модель сошла с верфи лишь в 2004 году. Лодка получилась достаточно шумной, для борьбы с данным дефектом были использованы новейшие покрытия, заглушающие акустические колебания, изнутри установлена система изолированных палуб, энергетическая установка разработана с использованием новейших технологий. Кроме того, для снижения шума гребной винт был помещен в фенестрон или кольцевой обтекатель, который по глубине приблизительно равен диаметру самого винта.

Это первая лодка в мире, лишенная перископа в традиционном понимании. Вместо него здесь применяется специальная мачта телескопического плана, которая не проникает в сам корпус лодки. На ней размещена телевизионная камера, передающая сигнал на дисплей на командирском посту по оптоволоконному кабелю. На корпусе также имеются антенны связи и радиоэлектронной разведки, датчик для наблюдения в инфракрасном режиме. Инфракрасный лазер применяется в качестве дальномера. Чтобы обнаружить подводные минные поля, применяют необитаемые автоматические аппараты, способные проработать в автономном режиме до 18 часов.

Преимущества:

  • Значительная оснащенность не только боевыми единицами, но и дополнительными устройствами;
  • Первая в мире модель без классического оптического перископа;
  • Способна выполнять целый комплекс боевых и разведывательных задач.

Недостатки:

  • Довольно шумный винт, несмотря на всю его акустическую защиту.

1. Подводная лодка Seawolf

Seawolf фотоSeawolf фото

Изначально разработка этого проекта велась в качестве ответной реакции на создание советскими военными инженерами подводной лодки класса «Щука-Б». Это революционный образец американского дизайна и использования новейших технологий при построении субмарин. Подводная лодка разрабатывалась на протяжении 10 лет. Первая модель была заложена еще осенью 1989 года, на воду ее спустили летом 1995 г. Это одна из самых первых конструкций, которая разрабатывалась с использованием компьютерных технологий. Изначально планировалось выпустить серию из 30 подводных лодок, однако после распада социалистического государства, количество было сокращено до 12, выпущено было еще меньше – всего три судна. На сегодняшний день данная модель является наиболее современной по целому ряду своих характеристик, к тому же такая лодка стоит дороже любой аналогичной продукции в мире.

При разработке проекта особое внимание учитывалось значительному снижению шумности лодки по время передвижения на малом ходу. Для этого был использован оригинальный двигатель водометного типа, который раньше использовался на британских подводных лодках серии Trafalgar. Здесь установлено сразу 8 торпедных аппаратов, а количество зарядов увеличено до 50 единиц, причем ракеты и торпеды способны поражать подводные, наводные и наземные цели на значительном расстоянии, предусмотрена возможность запуска ядерных боеголовок, залпового огня одновременно из всех шахт.

Преимущества:

  • Оригинальная конструкция лопастей винта и двигателя обеспечивают низкую шумность при движении с малой скоростью;
  • Разрешается выпускать залпом сразу 8 торпед;
  • Первая подводная лодка, разработка которой производилась исключительно на компьютере.

Недостатки:

  • Очень дорогостоящая субмарина.

В заключении интересное видео

Рейтинг лучших современных подводных лодок приблизился к своему завершению. Как вы могли увидеть – в нем собраны и довольно старые экземпляры. Это не значит, что сегодня не выпускаются новые субмарины, просто ни одно из новейших судов по своим качественным характеристикам не смогло превзойти то, что было создано в 70-90-х годах прошлого века. А какую подводную лодку считаете лучшей вы? Поделитесь этим в комментариях к этой статье.

Топ-5 самых грозных подлодок России

Подводный флот нашей страны всегда представлял ту силу, не считаться с которой было нельзя. После краха СССР программа развития подводного флота в России по известным причинам замедлилась. Однако начиная с нулевых годов в этом отношении был сделан такой рывок, что даже многие зарубежные эксперты были удивлены происходящимм изменениями. При этом руководство России не собирается останавливаться на достигнутом. Мы не будем раскрывать всех секретов модернизации и создания новых проектов субмарин, лишь расскажем о тех российских подлодках, которые, по мнению наших заокеанских партнеров, являются для них главной угрозой.


«Щука-Б»


Первое место в этом списке занимают атомные подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» (она же – «Акула» по классификации НАТО). Они относятся к лодкам третьего поколения, начали поступать на вооружение флота в 1984 году. Особую опасность представляют последние усовершенствованные модификации. Многоцелевые «Щуки» предназначены для перехвата вражеских подлодок, охраны своих и уничтожения чужих надводных кораблей. Помимо восьми торпедных аппаратов, способных стрелять торпедами, ракето-торпедами, а также установок для запуска крылатых ракет (в том числе с ядерными боеголовками), не менее важными «оружием» «Акулы» являются ее скрытность и малошумность.


«Палтус» и «Варшавянка»
 

На второй и третьей позициях разместились родственные подлодки «Палтус» (проект 877) и «Варшавянка» (проект 636). Оба типа являются самыми малошумными в своем классе, «Варшавянка» даже получила в НАТО прозвище «Черная дыра». Конструкторам изначально (основной проект был создан в 70-х годах прошлого столетия) была поставлена задача создать субмарину, которая должна гарантированно выйти победителем в дуэльной ситуации. То есть она должна была обнаружить и уничтожить вражескую подлодку раньше, чем та что-либо поймет. И эта задача была выполнена. «Палтус» вооружен шестью торпедными аппаратами, а «Варшавянка» (эти подлодки последней версии сегодня строятся для Черноморского флота) имеет и пусковые установки для стрельбы крылатыми ракетами «Калибр». Оба типа субмарин охотно покупают за границей. Наши «Палтусы» и «Варшавянки» уже несут службу в Алжире, Вьетнаме, Индии, Китае.


«Борей»
 

В список грозы морей попал и стратегический подводный ракетоносец «Борей» проекта 955. Это первая субмарина, целиком спроектированная и построенная в постсоветской России. «Борей» вооружен баллистическими ракетами с ядерными боевыми блоками и торпедными аппаратами, способными стрелять целым арсеналом средств для уничтожения надводных и подводных кораблей. Ядерный реактор обеспечивает субмарине подводную скорость до 30 узлов, она способна погружаться на глубину до 480 м и находиться под водой 90 суток. Три лодки этого класса уже входят в боевой состав ВМФ России и способны выполнять поставленную задачу в любой точке Мирового океана. К 2020 году Минобороны РФ планирует принять на вооружение еще восемь «Бореев».


«Ясень»
 

Ну и замыкает перечень «грозы из-под воды» новейшая атомная субмарина проекта 885 «Ясень». Это самая современная и наиболее дорогая российская атомная многоцелевая субмарина четвертого поколения. Первый корабль «Северодвинск» вошел в состав Северного флота в 2014 году. Достаточно мощное вооружение (самонаводящиеся торпеды и крылатые ракеты с дальностью стрельбы до 400 миль) позволяют «Ясеню» одинаково эффективно поражать цели под водой, на воде и на суше.


Корпус лодки изготовлен из маломагнитной стали и покрыт резиной, что делает ее невидимой для противника. Огромная сферическая антенна гидроакустического комплекса, расположенная в носовой части субмарины, дает возможность морякам услышать корабль противника задолго до того, как тот их обнаружит. Подводная скорость в 35 узлов, возможность нырять на 600 м и находиться под водой до 100 суток делают «Ясени» очень мощным и современным оружием.

Атомные Подводные Лодки АПЛ, Новые Современные Военные Субмарины, Виды ПЛ России, США и Армий Мира, Проекты Дизельных Подлодок ДПЛ Атомная подводная лодка «Курск» Атомная подводная лодка «Курск»
837 просмотров

Атомная подводная лодка «Курск» — история разработки, конструктивные особенности и компоновка, вооружение и технические характеристики. События в день гибели подлодки, официальная и альтернативные версии.

Подводные лодки «Варшавянка» на дизельном двигателе проектов 636 и 877 992 просмотра Подводные лодки «Варшавянка» на дизельном двигателе проектов 636 и 877

08.12.2019

Подводные лодки «Варшавянка»: история создания, особенности конструкции и компоновки. Вооружение, технические характеристики, боевое применение и преимущества.

Атомная подводная лодка «Комсомолец»: история создания, основное вооружение
1050 просмотров Атомная подводная лодка «Комсомолец»: история создания, основное вооружение

05.12.2019

Советская атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец»: история создания, особенности, технические характеристики, максимальная глубина погружения, основное вооружение, достоинства и недостатки, подробности гибели и последствия катастрофы.

Акула (проект 941) —  самая большая подводная лодка в мире: история создания, технические характеристики, основное вооружение 1410 просмотров Акула (проект 941) — самая большая подводная лодка в мире: история создания, технические характеристики, основное вооружение

05.12.2019

Атомные подводные лодки проекта 941 «Акула»: история создания, особенности конструкции, вооружение. Технические характеристики подлодки, габариты, применение, преимущества и недостатки.

Субмарины-авианосцы 2619 просмотров Субмарины-авианосцы

24.10.2019

Как создать что-то инновационное и лучше, чем у других? Мало кто знает, но в 40-50-х годах знали японцы, создавшие субмарины с несколькими бомбардировщиками на борту. Как это стало возможным, учитывая…

Дизельные подводные лодки проекта 677 «Лада» 2022 просмотра Дизельные подводные лодки проекта 677 «Лада»

22.10.2019

Описание дизель-электрических подводных лодок проекта 677 (шифр «Лада») – история их разработки, основные элементы конструкции, технические характеристики, система вооружения, плюсы и минусы.

Атомные подводные лодки АПЛ проекта 945 типа «Барракуда» и 945А «Кондор» 1797 просмотров Атомные подводные лодки АПЛ проекта 945 типа «Барракуда» и 945А «Кондор»

12.10.2019

Описание атомных подводных лодок проектов 945 и 945А («Барракуда» и «Кондор»), истории их разработки, основных элементов конструкции, важнейших характеристик, преимуществ и недостатков, а также практического применения.

Первая успешная атака субмарины – одновременно и прорыв, и полный крах. Таинственная история судна и его экипажа 1755 просмотров Первая успешная атака субмарины – одновременно и прорыв, и полный крах. Таинственная история судна и его экипажа

11.10.2019

Неужели это возможно – 3 раза тонуть на испытаниях, но на четвёртый раз успешно выполнить свою задачу. Подводная лодка, которая не раз убивала свой экипаж, но которая стала первой субмариной,…

Летающая субмарина – гениальный проект советских инженеров 2551 просмотр Летающая субмарина – гениальный проект советских инженеров

02.08.2019

Безумные проекты перспективного вооружения – это всегда интересная тема, особенно после выявившихся секретных подробностей. СССР конечно в этом списке лидирует по гениальности идей и проектов. Ещё в 60-е годы возле…

Новейшие многоцелевые российские подводные лодки проекта 885 «Ясень» 10544 просмотра Новейшие многоцелевые российские подводные лодки проекта 885 «Ясень»

10.11.2018

Российские подводные лодки проекта 885 «Ясень» — это последнее слово отечественного кораблестроения. История проекта, описание и характеристики субмарины.

Атомная подводная лодка проекта 955 «Борей» 8741 просмотр Атомная подводная лодка проекта 955 «Борей»

06.11.2018

Подводные лодки проекта 995 «Борей» относятся к новейшим АПЛ четвертого поколения. На воду уже спущены три корабля этого проекта. Описание проекта, его характеристики и история создания.

Проект 667БДРМ — подводные лодки типа «Дельфин», основа ядерных морских сил РФ 8041 просмотр Проект 667БДРМ — подводные лодки типа «Дельфин», основа ядерных морских сил РФ

11.08.2017

Атомные ракетоносцы проекта 667БДРМ составляют основу ядерных морских сил российского ВМФ. Все 7 кораблей проекта продолжают нести боевую службу в составе Северного флота.

Проект 971 атомной подводной лодки АПЛ «Щука»: реализация 7297 просмотров Проект 971 атомной подводной лодки АПЛ «Щука»: реализация

20.07.2017

В Советском военно-морском флоте основной ударной силой являлись АПЛ проекта 971 типа «Щука-Б». Подводные лодки, сошедшие со стапелей 20-25 лет назад, до сих пор остаются в строю не утратив своего…

Подводные лодки проекта 949А «Антей»: история создания, описание и характеристики 16859 просмотров Подводные лодки проекта 949А «Антей»: история создания, описание и характеристики

28.10.2016

Подводные лодки проекта 949А «Антей» были созданы для уничтожения авианосных групп вероятного противника. История их создания, описание и характеристики.

Этот раздел посвящен подводному флоту – одному из самых важных составляющих современных военно-морских сил любой страны. Подводные лодки – это корабли, которые могут наносить удары по врагу прямо из морских пучин, при этом оставаясь практически неуязвимыми для противника. Главным оружием любой подлодки является ее скрытность.

Первое боевое применение подводной лодки произошло еще в середине XIX века. Однако массовым видом оружия субмарины стали только в начале прошлого столетия. Во время Первой мировой войны немецкие подлодки превратились в грозную силу, которая произвела настоящее опустошение на морских коммуникациях союзников. Не менее эффективно действовали подводные лодки и во время следующего глобального конфликта — Второй Мировой войны.

Могущество подводного флота многократно возросло с началом атомной эры. Субмарины получили ядерные силовые установки, что превратило их в настоящих хозяев морских глубин. Атомная подводная лодка может месяцами не появляться на поверхности, развивать под водой небывалую скорость, нести на борту смертоносный арсенал.

Во времена Холодной войны субмарины превратились в подводные стартовые площадки для баллистических ракет, способные одним залпом уничтожать целые страны. Многие десятилетия в морских глубинах шло напряженное противостояние между подводными флотами США и СССР, которое не один раз приводило мир на грань глобальной ядерной катастрофы.

Подводные лодки и сегодня являются одним из наиболее перспективных видов вооружения военно-морского флота. Разработки новых судов ведутся во всех ведущих мировых державах. Российская конструкторская школа подводного кораблестроения считается одной из лучших в мире. Данный раздел расскажет вам много примечательного про подводные лодки России, а также о перспективных разработках отечественных корабелов.

Не менее интересными являются и зарубежные работы в этой области. Мы расскажем вам про подводные лодки мира, которые эксплуатируются в настоящее время и о самых знаменитых подводных кораблях прошлого. Не меньший интерес представляют и основные тенденции развития субмарин, и перспективные проекты подлодок разных стран.

Современная боевая субмарина – это настоящий шедевр конструкторской мысли, который по своей сложности мало чем уступает космическому кораблю.

Подводные лодки, стоящие в наши дни на вооружении сильнейших флотов мира, могут не только уничтожать военные или транспортные корабли противника, они также способны наносить удары по военным или административным центрам противника, расположенным в сотнях километров от морского берега.

Для поражения целей они могут использовать не только баллистические ракеты с ядерной боевой частью, но и крылатые ракеты с обычным взрывчатым веществом. Современные подводные лодки способны вести разведку, устанавливать мины, высаживать на вражеский берег диверсионные группы.

Субмарины последних поколений очень тяжело обнаружить, их шумность обычно меньше фонового шума океана. Ядерный реактор позволяет современным подлодкам не всплывать на поверхность длительное время и развивать под водой значительную скорость. В будущем, как ожидается, боевые подводные корабли будут становиться практически необитаемыми, функции экипажа все чаще будет выполнять автоматика, контролируемая сложными вычислительными системами.

Подводные лодки ВМФ России

Важнейшей частью военно-морского флота являются его подводные лодки. Современные субмарины могут выполнять широкий круг задач по обнаружению и уничтожению кораблей, подлодок или наземных целей противника. Кроме того, морской компонент стратегических ядерных сил полностью построен на основе подводных лодок. В настоящее время в рамках обновления ВМФ ведется строительство новых подлодок различных типов. В обозримом будущем флот должен получить несколько десятков субмарин, как стратегических или многоцелевых, так и дизель-электрических или специальных. Тем не менее, пока основой подводного флота в количественном отношении являются подлодки, построенные ранее, в том числе и до распада Советского Союза.
В составе четырех флотов ВМФ России (за исключением Каспийской флотилии) сейчас в общей сложности служат 76 подводных лодок разных типов. В строю и в резерве находятся ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН), атомные многоцелевые подводные лодки, дизельные субмарины, а также некоторое количество атомных и дизельных субмарин специального назначения.

Ракетные крейсера стратегического назначения

Основой морской составляющей ядерных сил являются атомные подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин». В настоящее время в составе ВМФ России имеются шесть таких субмарин: К-51 «Верхотурье», К-84 «Екатеринбург», К-114 «Тула», К-117 «Брянск», К-118 «Карелия» и К-407 «Новомосковск». Субмарина «Екатеринбург» в настоящее время проходит ремонт. Завершение работ и сдача лодки запланированы на конец этого года. Еще одна подлодка проекта «Дельфин», К-64, в 1999 году была выведена из боевого состава флота и вскоре отправилась на переоборудование. Все шесть подводных лодок проекта 677БДРМ служат в составе Северного флота.

Второй по численности тип РПКСН в ВМФ России – проект 667БДР «Кальмар». Подлодки этого типа строились с середины семидесятых и до начала восьмидесятых годов. Большая часть подводных крейсеров «Кальмар» к настоящему времени списана и утилизирована. Сейчас в составе флота имеются только три подлодки этого типа: К-433 «Святой Георгий Победоносец», К-223 «Подольск» и К-44 «Рязань». Последняя является самой новой из имеющихся субмарин проекта 667БДР и была передана флоту в 1982 году. Все три «Кальмара» служат на Тихом океане.

До середины девяностых годов задачи ядерного сдерживания выполняла подлодка К-129 «Оренбург», построенная по проекту 667БДР. В 1996 году было принято решение переоборудовать ее в носитель глубоководных аппаратов. В настоящее время «Оренбург» относится к проекту 09786 и имеет обозначение БС-136.

В строю и в резерве Северного флота имеются три АПЛ проектов 941 и 941УМ «Акула». Тяжелый ракетный крейсер ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжает службу. Этому поспособствовал ремонт и модернизация в соответствии с проектом 941УМ, в ходе которых подлодка получила оборудование ракетного комплекса «Булава». Две другие «Акулы», ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь», в середине прошлого десятилетия были выведены в резерв по причине отсутствия ракет Р-39. Их дальнейшая судьба пока не определена.

В январе 2013 года состоялась церемония поднятия флага на головном РПКСН нового проекта 955 «Борей». Субмарина К-535 «Юрий Долгорукий», строившаяся с 1996 года, прошла все испытания и была передана флоту. В конце декабря того же года в состав ВМФ был принят подводный крейсер К-550 «Александр Невский». Головная подлодка проекта «Борей» вошла в состав Северного флота, первая серийная – в состав Тихоокеанского флота.

Многоцелевые АПЛ

Задачи уничтожения различных надводных, подводных и береговых целей возлагаются на многоцелевые атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами и торпедами. Самыми массовыми АПЛ этого класса являются субмарины проекта 971 «Щука-Б». ВМФ России располагает 11 подлодками этого типа, распределенными между Северным и Тихоокеанским флотом. Пять субмарин «Щука-Б» служат в составе Тихоокеанского флота, шесть числятся в составе Северного. На данный момент пять подлодок проекта 971 находятся на ремонте или готовятся к нему. К настоящему времени ВМФ лишился трех подводных лодок этого типа. Лодка К-284 «Акула» с 2002 года находится в отстое, К-480 «Ак Барс» в конце прошлого десятилетия была передана на утилизацию, а разборка К-263 «Барнаул» стартовала в прошлом году.

Отдельного рассмотрения стоит судьба лодки К-152 «Нерпа». Она была заложена в 1991 году для отечественного флота, однако финансовые трудности привели к срыву всех сроков выполнения работ. В 2004 году был подписан контракт, в соответствии с которым субмарину планировалось достроить и передать ВМС Индии. После ряда трудностей все работы завершились, и в январе 2012 года подлодка была принята заказчиком.

Вторыми по численности многоцелевыми АПЛ в военно-морском флоте России являются подлодки проекта 949А «Антей». На Тихоокеанском и Северном флотах служат 5 и 3 подлодки этого типа соответственно. Изначально планировалось, что ВМФ получит 18 таких субмарин, но финансовые возможности флота позволили построить только 11. К настоящему времени из строя выбыли три лодки проекта «Антей». В августе 2000 года трагически погибла субмарина К-141 «Курск», а с конца двухтысячных годов ведутся работы по утилизации подлодок К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск». Из оставшихся подлодок четыре в настоящее время проходят ремонт.

С конца семидесятых и до начала девяностых годов были построены четыре подлодки проектов 945 «Барракуда» и 945А «Кондор». По проекту 945 строились корабли Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома», по пр. 945А – Б-534 «Нижний Новгород» и Б-336 «Псков». Все эти субмарины числятся в составе Северного флота. В прошлом году начались работы по ремонту и модернизации подлодки «Карп». После нее ремонт пройдет «Кострома». «Псков» и «Нижний Новгород» продолжают службу.

До сих пор в составе Северного флота остаются четыре многоцелевые АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Две субмарины, Б-414 «Даниил Московский» и Б-338 «Петрозаводск» продолжают службу, а две другие, Б-138 «Обнинск» и Б-448 «Тамбов» находятся на ремонте. В соответствии с нынешними планами, все имеющиеся в составе флота «Щуки» в обозримом будущем закончат свою службу. Ранее сообщалось, что все они будут списаны к концу 2015 года. На смену им придут многоцелевые подлодки новых типов.

17 июня 2014 года состоялась торжественная церемония поднятия флага на подлодке К-560 «Северодвинск», головном и пока единственном корабле проекта 885 «Ясень». Первый «Ясень» был заложен в конце 1993 года и спущен на воду только в 2010-м. До 2020 года предполагается построить 8 подводных лодок типа «Ясень», имеющих ракетное вооружение. Ввиду больших сроков строительства головной подлодки все прочие субмарины серии будут строиться по обновленному проекту 885М. В настоящее время на стапелях предприятия «Севмаш» находятся три подлодки нового типа: «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск».

Неатомные подлодки

С начала восьмидесятых годов несколько отечественных судостроительных заводов занимались серийным производством дизель-электрических подлодок проекта 877 «Палтус». В течение последних десятилетий было создано несколько версий этого проекта, благодаря чему «Палтусы» разных модификаций стали самыми массовыми подводными лодками в ВМФ России.

Балтийский флот располагает двумя ДПЛЭ проекта «Палтус»: Б-227 «Выборг» и Б-806 «Дмитров» (пр. 877ЭКМ). В составе Черноморского флота имеется только одна лодка проекта 877В – Б-871 «Алроса». Вторая по численности группировка «Палтусов» имеется у Северного флота – пять ДЭПЛ проекта 877 и одна проекта 877ЛПМБ. Наконец, на базах Тихоокеанского флота служат восемь ДЭПЛ проекта 877 «Палтус».

Дальнейшим развитием проекта 877 является проект 636 «Варшавянка» и его версии. 22 августа 2014 года в боевой состав Черноморского флота была принята головная субмарина проекта 636.3 – Б-261 «Новороссийск». До конца десятилетия Черноморский флот получит еще пять подлодок этого типа. Две из них, Б-237 «Ростов-на-Дону» и Б-262 «Старый Оскол», уже спущены на воду.

До недавнего времени большие надежды возлагались на ДЭПЛ проекта 677 «Лада», являющиеся дальнейшим развитием «Палтусов». Ранее имелись планы на строительство серии из нескольких лодок проекта 677, однако испытания головного корабля заставили внести в них серьезные коррективы. В результате первая подлодка проекта, Б-585 «Санкт-Петербург» находится в опытной эксплуатации Северным флотом. Два серийных корабля проекта 677 находятся на стадии строительства. В связи с проблемами головной субмарины строительство серийных на некоторое время приостанавливалось.

Специальная техника

Помимо боевых подводных лодок в составе военно-морского флота России имеется некоторое количество специальных субмарин и подводных аппаратов, предназначенных для выполнения специфических задач разного рода. К примеру, в составе Балтийского, Северного и Тихоокеанского флота эксплуатируются четыре спасательных глубоководных аппаратов проекта 1855 «Приз».

Согласно открытым данным, в составе Северного флота имеются 10 атомных и дизель-электрических подлодок специального назначения, предназначенных для выполнения различных задач. Эта техника предназначается для выполнения исследовательских работ, проведения спасательных операций и обеспечения боевого дежурства подводных ракетных крейсеров. Наиболее известным представителем этого класса техники является специальная подлодка АС-12 «Лошарик», способная погружаться на глубину до нескольких километров. Сообщалось, что в сентябре 2012 года «Лошарик» участвовал в исследовательских работах в Арктике, в ходе которых его экипаж собирал образцы грунта на глубине более 2 километров.

В дальнейшем ВМФ России должен получить ряд новых подлодок специального назначения. Так, с 2012 года субмарина «Белгород» проекта 949А достраивается по специальному проекту, благодаря чему сможет стать носителем глубоководных исследовательских аппаратов. Весной прошлого года представители ВМФ утверждали, что в планах военного ведомства имеется строительство специальной подлодки гидроакустического дозора, задачей которой станет обнаружение подводных целей на расстоянии до нескольких сотен километров.

Перспективы

На данный момент в общей сложности в составе ВМФ России имеется более семи десятков подводных лодок и аппаратов различного назначения. Подавляющее большинство этой техники было построено еще до распада Советского Союза, что соответствующим образом сказывается как на состоянии, так и на возможностях подводного флота. Тем не менее, в течение последних лет был принят ряд мер, направленных на его обновление. В соответствии с нынешними планами до 2020 года ВМФ должен получить сравнительно большое количество новых подводных лодок.

До конца текущего десятилетия флот получит восемь стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей», такое же количество многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень» и шесть ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка». Атомные «Бореи» и «Ясени» будут распределены между Северным и Тихоокеанским флотом. «Варшавянки», в свою очередь, будут служить на черноморских базах. Ранее сообщалось о планах, касающихся будущего проекта 677 «Лада». В ближайшем будущем предполагается разработать обновленный вариант этого проекта, в котором будет использована новая энергетическая установка. Удачное завершение этого проекта позволит расширить планы по строительству неатомных подводных лодок.

Параллельно со строительством новых субмарин будут списываться старые. К примеру, к 2015-16 годам предполагается прекратить эксплуатацию оставшихся АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Почти все субмарины этого типа уже выведены из состава флота и утилизированы, а в строю продолжают оставаться лишь четыре. Со временем подобные процессы произойдут и с подлодками других типов, на смену которым придут новые «Ясени», «Бореи», «Варшавянки» и, возможно, «Лады». Тем не менее, полное обновление подводного флота займет много времени и станет одним из самых дорогих проектов за всю историю ВМФ России.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://rg.ru/
http://flot.sevastopol.info/
http://flotprom.ru/
http://flot.com/

на что будут способны новейшие атомные подлодки России — РТ на русском

В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт о крейсере стратегического назначения «Князь Владимир» и подлодке «Казань». Эти субмарины были спроектированы с учётом современных требований к вооружению и малошумности. По мнению экспертов, ввод в строй новых атомных лодок призван усилить боевые возможности подводного флота РФ и обеспечить ядерное сдерживание США.

Министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что в 2019 году в состав ВМФ войдут две атомные и одна дизель-электрическая подводные лодки. Это заявление глава военного ведомства сделал на селекторном совещании с руководством Вооружённых сил.

Также Шойгу рассказал, что в этом году надводные силы ВМФ пополнятся фрегатом «Адмирал флота Касатонов», корветом «Гремящий», большим десантным кораблём «Пётр Моргунов», малыми ракетными кораблями «Меркурий» и «Ингушетия», патрульным кораблём «Дмитрий Рогачёв» и 20 судами обеспечения.

Согласно опубликованной ранее официальной информации, в 2019 году ВМФ должен получить ракетный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта 955А «Борей-А» и многоцелевую атомную подлодку (АПЛ) «Казань» проекта 885М «Ясень-М».

  • Атомная подводная лодка проекта 955 «Александр Невский»
  • © ОАО «ПО Севмаш»

В частности, о скором появлении в составе флота «Князя Владимира» говорилось в докладе Шойгу от 18 декабря 2018 года. В марте прошлого года глава Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов сообщил журналистам, что АПЛ «Казань» войдёт в строй в течение 2019 года.

Носитель «Булавы»

 

«Князь Владимир», как и остальные крейсера проекта 955, был создан в ЦКБ МТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Подлодка была заложена в июле 2012 года, спущена на воду — в ноябре 2017 года.

На сегодняшний день боевое дежурство в Мировом океане несут три крейсера проекта 955 «Юрий Долгорукий» (Северный флот), «Александр Невский» (Тихоокеанский флот) и «Владимир Мономах» (Тихоокеанский флот). В ближайшие годы, помимо «Князя Владимира», производственное объединение «Севмаш» (Северодвинск) передаст флоту ещё четыре крейсера («Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III», «Князь Пожарский»).

Также по теме

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в Североморске © Сергей Ещенко Арктический форпост: как Северный флот стал одним из самых мощных объединений ВМФ России

85 лет назад был основан Северный флот России. Арктическая военно-морская группировка — самая молодая в составе ВМФ и одна из самых…

Как ожидают в Минобороны РФ, «Бореи» составят основу морской ядерной триады России, а в перспективе заменят атомоходы третьего поколения проекта 667БДР «Кальмар» и проекта 667БДРМ «Дельфин». Подводное водоизмещение субмарины проекта 955 — 24 тыс. т, длина — 170 м, ширина — 13,5 м, скорость — до 29 узлов (53,7 км/ч), глубина погружения — до 400 м, автономность — 90—100 суток.

Главная особенность проекта «Борей» заключается в показателе малошумности. В конструкции подлодки широко используются специальные звукопоглощающие материалы. Гребные винты конструкторы поместили в кольцевые насадки, а в случае необходимости атомоход может использовать водомётные движительные установки. Кроме того, «стратег» оснащён современными радиоэлектронными и гидроакустическими комплексами.

«Борей-А» — это полностью российская подлодка, созданная в соответствии с лучшими мировыми стандартами, включая показатели малошумности. «Князь Владимир» будет несколько отличаться от предшественников. У этого «стратега» несколько иная форма надстройки и корпуса. В целом это намного более технологичный корабль, чем все три его предшественника», — отметил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Крейсер проекта «Борей» является носителем межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-30 «Булава» разработки Московского института теплотехники (МИТ). Достоинство этого оружия заключается в так называемом сухом старте — перед пуском шахта, откуда вылетает ракета, не заполняется водой. Данное свойство позволяет уменьшить вероятность обнаружения подлодки гидроакустикой противника.

Важное преимущество Р-30 — возможность пуска из-под толщи арктического льда. При этом крейсера проекта 667, оснащённые жидкостными ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер», могут проводить стрельбы только после того, как проломят лёд.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в Североморске © Сергей Ещенко
  • Запуск ракеты «Булава» по полигону Кура на Камчатке
  • © Министерство обороны РФ / РИА Новости

Дальность «Булавы» составляет 10 тыс. км, длина — 12,1 м, полезная нагрузка — 1,1 т, вероятное круговое отклонение (точность) — от 120 до 350 м. Каждая МБР оснащается шестью боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн. Один «Борей» может нести в шахтах 16 единиц Р-30.

Дмитрий Корнев подчеркнул, что все стоящие на вооружении ВМФ баллистические ракеты способны преодолевать системы ПРО. Однако, по мнению эксперта, «Булава» является более эффективной МБР морского базирования.

«Между «Булавой» и ракетами Р-29МУ большие отличия. «Булава» — это твердотопливная ракета. Она уступает жидкостным МБР по дальности и боевой нагрузке, но при этом Р-30 более безопасная в эксплуатации и даёт ВМФ ощутимые преимущества в скрытности. Также Р-30 соответствует современным массогабаритным характеристикам и, насколько я могу судить, является более дешёвой в производстве», — пояснил эксперт.

«Существенные преимущества»

 

По информации ТАСС, многоцелевая подлодка «Казань» разработки АО «СПМБМ «Малахит» (Санкт-Петербург) войдёт в состав Северного флота в конце 2019 года. До осени субмарина будет проходить испытания. «Казань» является первой серийной подлодкой усовершенствованного проекта 855М.

С 2014 года на боевом дежурстве ВМФ находится АПЛ «Северодвинск», однако она была построена по предшествующему проекту. В рамках государственной программы вооружения до 2027 года предусмотрены средства на строительство семи субмарин проекта «Ясень-М». Сейчас на разных этапах строительства находятся пять АПЛ: «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь», «Ульяновск».

Также по теме

Береговой ракетный комплекс «Бал» выполняет стрельбу по кораблям условного противника во время учений Серьёзная угроза для эсминцев: как Россия выстраивает эшелонированную береговую оборону

Тихоокеанский флот России получил береговые ракетные комплексы «Бал», сообщила пресс-служба Минобороны РФ. Технику доставили морским…

Проект 855М относится к четвёртому поколению многоцелевых атомных подлодок. От советских АПЛ «Казань» отличается отсутствием двухкорпусной схемы. Ранее отечественные субмарины собирались из прочного и лёгкого корпусов, между которыми располагались балластные цистерны.

Минобороны СССР считало, что подобная схема обеспечивает повышенный запас плавучести. Однако лёгкий корпус значительно усиливал шумность подлодки в низкочастотном диапазоне. По этой причине инженеры «Малахита» в проекте 855М решили закрыть двумя корпусами только носовую часть АПЛ и конструкции, примыкающие к ракетным шахтам.

«Казань» оснащена самым современным оборудованием. В частности, на подлодке установлен гидроакустический комплекс нового поколения МГК-600 «Иртыш» с носовой сферической антенной «Амфора». Система необходима для шумопеленгования, измерения толщины льда, обнаружения гидроакустических сигналов и классификации целей.

Также «Казань» получила водо-водяной атомный реактор семейства ОК-650В, который был разработан в стенах ОКБМ им. И.И. Африкантова (Нижний Новгород). Он отличается простотой в эксплуатации и должен повысить надёжность энергетической системы подлодки.

Основу арсенала субмарины проекта «Ясень-М» составляют ракеты «Калибр» и «Оникс». Как полагает военный эксперт Юрий Кнутов, после завершения цикла испытаний подлодки будут оснащаться гиперзвуковыми ракетами «Циркон». Эти боеприпасы способны развивать скорость в 9 Махов и поражать цели на дальности свыше 1 тыс. км.

Береговой ракетный комплекс «Бал» выполняет стрельбу по кораблям условного противника во время учений
  • Подводная лодка Северного флота проекта 885 «Северодвинск»
  • © Министерство обороны РФ

«Циркон» даст «Ясеням» существенные преимущества. После принятия этой ракеты на вооружение подлодки проекта 885М смогут практически гарантированно выполнять боевые задачи, связанные с нанесением ударов по противнику. Прежде всего это поражение авианосных групп, отдельных крупных кораблей и военно-морских баз», — сказал Кнутов. 

Однако, как пояснил эксперт, основная задача субмарин проекта «Ясень-М» останется неизменной: отслеживание атомоходов стратегического назначения западных государств. Российские АПЛ должны эффективно предотвращать нанесение ядерного удара с морских платформ по территории РФ.

«Ясень» будет обеспечивать присутствие ВМФ в районах Мирового океана, откуда противник может гипотетически совершить пуск баллистических ракет. Я полагаю, что с учётом всех ресурсов нашего флота для выполнения этой миссии семи атомных подлодок проекта 885 будет вполне достаточно. Тем более Россия не ставит перед собой цель контролировать Мировой океан», — пояснил Кнутов. 

Аналогичной точки зрения придерживается Дмитрий Корнев. Собеседник RT считает, что с вводом в строй новых атомных подлодок Россия продолжит обеспечивать ядерное сдерживание Соединённых Штатов без втягивания в гонку вооружений.

«Проекты «Борей-А» и «Ясень-М» — это новое качество ВМФ. Причём каждая подлодка, которая спускается со стапелей, представляет собой модернизированную версию предыдущей. Крайне важно и то, что Россия наконец-то избавилась от зависимости в сфере подводного флота от зарубежных государств. Сейчас все серийные атомные подлодки — это полностью отечественные образцы», — заключил Корнев.

«Ее невозможно засечь»: чем угрожают России новейшие субмарины США

https://ria.ru/20200520/1571688161.html

«Ее невозможно засечь»: чем угрожают России новейшие субмарины США

Малошумность, «вечный» реактор, смертоносный боекомплект и баснословная стоимость — Пентагон попросил у конгресса почти 18 миллиардов долларов на постройку… РИА Новости, 20.05.2020

2020-05-20T08:00

2020-05-20T10:05

алексей леонков

князь владимир

военно-морские силы сша

подводные лодки проекта 955 «борей»

огайо

колумбия

безопасность

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn22.img.ria.ru/images/152837/93/1528379305_98:0:1502:790_1400x0_80_0_0_383fe58e48ac3e5e84a6431d10582011.jpg

https://ria.ru/20190913/1558602019.html

https://ria.ru/20170331/1491228598.html

https://ria.ru/20180522/1521044465.html

https://ria.ru/20180526/1521429052.html

Toki Mas

О «Хаски» столько болтовни..и супер скорость и гиперзвуковые ракеты, и искусственный интеллект…Алису туда установите?) Не так давно АС-12 «Лошарик», сверхсекретная разработка, которую тоже расхваливали затонула в Баренцевом море. Теперь уже не очень секретная и уже год ожидает ремонта.

197

Афанасий Бессмертный

«Лошарик» — как подводную лодку назовешь, так она и поплывет))

119

огайо

колумбия

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn22.img.ria.ru/images/152837/93/1528379305_98:0:1502:790_1400x0_80_0_0_383fe58e48ac3e5e84a6431d10582011.jpg

https://cdn22.img.ria.ru/images/152837/93/1528379305_274:0:1327:790_1400x0_80_0_0_8ec327abec2b92c814c920c8194a204c.jpg

https://cdn24.img.ria.ru/images/152837/93/1528379305_405:0:1195:790_1400x0_80_0_0_328d419d008ae4db45f11e9947912da4.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

алексей леонков, князь владимир, военно-морские силы сша, подводные лодки проекта 955 «борей», огайо, колумбия, безопасность

МОСКВА, 20 мая — РИА Новости, Андрей Коц. Малошумность, «вечный» реактор, смертоносный боекомплект и баснословная стоимость — Пентагон попросил у конгресса почти 18 миллиардов долларов на постройку сразу двух новейших атомных подводных лодок класса «Колумбия». Головной корабль заложат в следующем году, в первое боевое патрулирование он должен выйти не позже 2031-го. Именно «Колумбии» станут основой американских сил ядерного сдерживания. Об их особенностях и том, что противопоставит новой угрозе российский флот, — в материале РИА Новости.

«Золотая» субмарина

Командование ВМС США рассчитывает получить 12 стратегических «Колумбий» для замены стареющего флота из 14 подводных ракетоносцев класса «Огайо». На это потратят порядка 128 миллиардов долларов, а флагман проекта обойдется американским налогоплательщикам в 14 миллиардов. «Колумбия» — один из самых дорогих военных кораблей в истории. Для сравнения: «Огайо» стоит около трех миллиардов.

Малый ракетный корабль Град Свияжск запускает ракету Калибр

13 сентября 2019, 08:00

Потопить «Огайо». Россия испытывает новейший противолодочный комплекс

По размерам новая лодка практически такая же: длина — 170 метров, ширина — 13. Сопоставимо и подводное водоизмещение — около 20 тысяч тонн. На этом сходства заканчиваются. По словам представителей ВМС США, «Колумбия» в разы превзойдет «Огайо» по боевым возможностям.

«Боекомплект «Колумбии» — 16 ракет против 24 у «Огайо», — рассказывает РИА Новости военный эксперт Алексей Леонков. — Зато это новые Trident II в варианте D5. Они будут оснащаться как сверхмощными боеголовками, так и «малышами» по десять килотонн. Таких на одной ракете может быть до 12. При этом у всех боеголовок отклонение от точки цели — не более 90 метров. Это высокоточное оружие среди МБР».

АПЛ проекта 885 Ясень

31 марта 2017, 19:22

Тихий охотник: подлодка «Ясень-М» обезвредит авианосец одной торпедой

Ядерный реактор не требует «дозаправки» в течение всего срока службы, а это, между прочим, 42 года. Еще одно важное нововведение — полностью электрический основной двигатель, который запитывается напрямую от ядерной энергетической установки. Таким образом, паровые турбины из конструкции уберут. Благодаря этому, а также Х-образному кормовому оперению шумность субмарины значительно снизится, что сделает ее одной из самых скрытных в мире.

Наконец, на «Колумбиях» установят бесплатформенную управляющую систему, которая объединит сонар, оптические средства наблюдения, вооружение и связь. Это позволит максимально автоматизировать лодку и, следовательно, снизить численность экипажа. «Колумбии» хватит команды из 157 человек.

Равная сила

Пока ВМС США пытаются выбить из конгресса деньги на две перспективные лодки, в России готовят к принятию на вооружение атомоход, ни в чем не уступающий «Колумбии». Речь о головной АПЛ проекта 955А «Борей-А» «Князь Владимир». Этой весной новейший «стратег» завершил программу госиспытаний и уже в июне перейдет под знамена Северного флота.

По сравнению с классическими «Бореями» у модернизированного уменьшили уровень так называемых физических полей подлодки, в первую очередь акустического и магнитного. От них зависит, останется ли АПЛ не замеченной противолодочными силами противника, на какой дистанции ее обнаружат системы самонаведения торпед и на каком удалении можно безопасно пройти мимо подводной мины. Кроме того, на «Князе Владимире» установили усовершенствованные средства управления, связи и гидроакустики, улучшили условия жизни и работы экипажа.

Лодку максимально автоматизировали. Численность команды — 107 человек, что почти в полтора раза меньше, чем у перспективной «американки». При этом субмарины практически идентичны по габаритам и водоизмещению. Боекомплект одинаковый — по 16 баллистических ракет. Хотя американская Trident II D5 летит дальше и бьет точнее, одна российская Р-30 способна обрушить на голову противника гораздо больше смертоносного груза — шесть боеголовок мощностью 150 килотонн каждая.

«Важное конструктивное отличие проекта 955А от оригинальных 955-х — отсутствие характерного горба, в котором располагались пусковые установки баллистических ракет, — отмечает Алексей Леонков. — За счет этого улучшились гидроакустические характеристики. В конструкции реализовали самые последние российские ноу-хау по снижению заметности. Кроме того, баллистические ракеты запускают по технологии так называемого сухого старта. Это позволяет отстреляться, не демаскируя себя. Залп «Бореев» всегда будет полной неожиданностью для противника».

Перспективный охотник

По оценкам специалистов, именно на ракетоносцах типа «Борей-А» в полной мере реализуется потенциал атомных подлодок четвертого поколения. Вместе с тем в России разрабатывают субмарины пятого поколения. Этим атомоходам и предстоит выслеживать американские «Колумбии» в глубинах Мирового океана в 2030-х.

Проект АПЛ пятого поколения Хаски22 мая 2018, 01:48Новое оружие РоссииОпределен облик российской подлодки пятого поколения «Хаски»Будущая субмарина будет носителем перспективного ракетного комплекса с гиперзвуковыми крылатыми ракетами «Циркон». Строительство АПЛ проекта «Хаски» будет заложено в госпрограмме вооружения на 2018-2025 годы.

Речь о многоцелевых АПЛ проекта «Хаски». Формально они не стратегические, но призваны решать широкий круг задач, в том числе и в интересах сил ядерного сдерживания. Эскиз первого корабля уже готовят. Рассматривают два варианта АПЛ. Один оснастят противолодочной модификацией ракет «Калибр» для борьбы с субмаринами, в первую очередь — стратегическими «Огайо» и «Колумбиями». Второй, противокорабельный, вооружат перспективными гиперзвуковыми ракетами «Циркон». По размерам АПЛ будет существенно меньше современных «Бореев».

«На лодках проекта «Хаски» задействуют все те технологии, которые сегодня отрабатываются на кораблях проектов 885М «Ясень-М» и 955А «Борей-А», — уточнил Леонков. — Где-то после 2025-го проект будет готов, защищен, и начнется строительство головной субмарины. Лодка получится предельно многофункциональной».

Атомная подводная лодка (АПЛ). Архивное фото26 мая 2018, 03:04Петербургский международный экономический форумВ ОСК назвали сроки появления у России атомных подлодок шестого поколения

Подробной информации о проекте «Хаски» в открытых источниках пока нет. По оценкам специалистов, водоизмещение будет сравнительно небольшое — 12-13 тысяч тонн, экипаж — не более 90 человек. Корпус — из композитных материалов. Кроме того, субмарины «Хаски» оборудуют единой интегрированной боевой информационно-управляющей системой с искусственным интеллектом.

90000 Countries With the Most Submarines 90001 90002 By Victor Kiprop on November 9 2018 in World Facts 90003 90004 A Russian military submarine.90005 90002 The concept of submersibles can be traced to the fifth century during the siege of Syracuse (415 — 413 BC). The first of the modern submarines was made for the French Navy and commissioned in 1863. The submarine 90007 Plongeur 90008 was fitted with a reciprocating engine powered by compressed air from 23 tanks. The submarine was combat ineffective as it was extremely slow and had poor maneuverability.The modern submarine can unleash a barrage of nuclear and conventional missiles against ocean-going and land based targets. Modern submarines are used for deterrence and attack. There are three categories of submarines: the cruise missile submarine, the attack submarine, and the ballistic missile submarine. They are either powered by nuclear or diesel fuel. North Korea owns the most submarines of any country in the world. 90003 90010 Countries With the Most Submarines 90011 90012 90013 China 90014 90015 90002 China has the largest fleet of submarines in the world with 18 nuclear-powered and 58 non-nuclear powered vessels.The Chinese Navy has invested a significant amount of money in the past 40 years to expand its fleet. The rise of Chinese influence in the Pacific is threatening the dominance of the United States and her allies as the world’s most populous country continues to develop sophisticated artillery. In 2015 China unveiled three nuclear-powered submarines that are speculated to be either the advanced type 094 or 093. 90003 90012 90013 North Korea 90014 90015 90002 North Korea is thought to be in possession of between 72 and 76 submarines.However, the entire fleet is diesel powered. Despite being in possession of nuclear weapons, the country has yet to produce a nuclear-powered submarine. A few of the North Korean submarines have become obsolete and are battle ineffective. In spite of that, the remaining fleet is reason enough for other countries such as the United States to be concerned. The «Sinpo-Class» submarine is thought to be capable of firing ballistic cruise missiles that can be fitted with nuclear warheads. 90003 90012 90013 The United States 90014 90015 90002 The United States Navy is in possession of 70 submarines.The entire American fleet is nuclear-powered. Each of the vessels can last in the sea for more than 25 years with occasional replenishment of the food reserves. The country is in possession of cruise missile submarines, attack submarines and ballistic submarines with the capability of launching nuclear arsenal anywhere in the world. The United States is currently developing the Virginia class of submarines that is set to counter the strengthening influence of the Chinese Navy in the Pacific. 90003 90012 90013 Russia 90014 90015 90002 Russia has a fleet of 61 submarines that consist of 39 nuclear-powered and 22 diesel powered vessels.The Russian fleet consists of the attack submarines, ballistic missile submarines, and cruise missile submarines. Russia is in the process of adopting and integrating modern technology in its fleet to counter NATO. In 2017, the state unveiled the Yasen Class, which is the most powerful nuclear-powered submarine of the Russian Navy. 90003 90010 Global Submarine Power 90011 90002 There are 503 submarines in the world.141 are nuclear powered while the rest are diesel powered. The United States, China, the United Kingdom, France, and Russia are the only countries with nuclear-powered submarines. Only 38 countries are in the possession of submarines. Algeria, Egypt, South Africa, and Libya are the only African countries with the vessels. 90003 90010 Countries With the Most Submarines 90011 90042 90043 90044 90045 Rank 90046 90045 Country 90046 90045 Numer of Submarines 90046 90051 90052 90053 90044 90055 1 90056 90055 North Korea 90056 90055 72 90056 90051 90044 90055 2 90056 90055 China 90056 90055 58 90056 90051 90044 90055 3 90056 90055 South Korea 90056 90055 23 90056 90051 90044 90055 4 90056 90055 Russia 90056 90055 22 90056 90051 90044 90055 5 90056 90055 Iran 90056 90055 21 90056 90051 90044 90055 6 90056 90055 Japan 90056 90055 18 90056 90051 90044 90055 7 90056 90055 India 90056 90055 14 90056 90051 90044 90055 8 90056 90055 Turkey 90056 90055 14 90056 90051 90044 90055 9 90056 90055 Greece 90056 90055 8 90056 90051 90044 90055 10 90056 90055 Algeria 90056 90055 6 90056 90051 90134 90135 Click to Expand .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *