Как назывался и на каком топливе работал первый советский трактор?
О первом серийном советском тракторе Запорожец
Крестьянский двор трактор купить не сможет. Крестьяне могут организовать кооператив, сброситься деньгами и купить трактор, скажем, на 10 дворов. Дневная производительность их труда резко возрастет, но годовая останется та же. Ведь от земли крестьянин все равно не сможет уйти, следовательно, промышленности от кооперации сельского хозяйства нет никакого толку: притока рабочих рук в город все равно не будет.
Идеологически неприемлемый выход — вернуть землю помещикам — был неприемлем не только по идейным, но и по государственным соображениям. Да, помещик, забрав у крестьян землю и купив трактора, оставил бы у себя только одного крестьянина из 5, а остальных выгнал бы в город. А куда их здесь, в городе, деть? Ведь рабочие должны поступать на предприятия в строго необходимом количестве — в таком, которое требуют уже построенные предприятия. А они от помещика повалят валом, ведь помещику плевать на то, построены в городах заводы или еще нет.
У нас разные Говорухины блеют, что, дескать, если бы не было революции, то Россия была бы богатой и счастливой. Черта с два! Даже если бы не было Первой мировой войны, то уже году к 1925-му в России был бы такой бунт, что Гражданская война показалась бы всем детской забавой. Ведь Генри Форд уже в 1922 году начал выпускать свои трактора «Фордзон» с темпом более миллиона штук в год и по такой дешевой цене, что их в России покупали бы не только помещики, но и средней руки кулаки. Из деревни в города России ринулась бы такая масса голодных безработных, что она снесла бы и царскую власть, и помещиков с капиталистами еще чище, чем это сделали большевики. Ведь царь работал без плана, он не развивал экономику России осмысленно, для него ход научно-технического прогресса был бы абсолютно неожиданным.
А посмотрите, как осмысленно действовали большевики! Они сначала развили промышленность в городах, т.е. создали рабочие места, а уж потом начали повышать производительность труда в сельском хозяйстве, заполняя рабочие места в городе высвободившимися крестьянами.
Но в 1922 г. тракторов в СССР еще не было. До 1917 года было закуплено за границей и завезено в Россию около 1500 тракторов. гражданская война внесла коррективы в их количество.
В том памятном 1922 году партийное руководство Запорожской губернии связалось с начальством завода «Красный прогресс» – крупнейшего промышленного предприятия в Кичкасском уезде Запорожья и поставило задачу: стране нужны тракторы. Много. Необходимо наладить производство в самые сжатые сроки.
А сейчас надо оговориться: старой, дореволюционной технической интеллигенции в руководстве завода не осталось. Ее вообще на заводе не осталось. Революции и гражданские войны даром не проходят… Кто-то из «бывших» угодил в расстрельный подвал, кто-то эмигрировал от греха подальше, кого-то кровавый вихрь гражданской занес на другой конец страны… В общем, ни одного старорежимного инженера.
Однако – нужны трактора! Идите и работайте! О результатах докладывать еженедельно!
Работяги поскребли в затылках. И осторожно поинтересовались: а что это такое, трактор? Как примерно выглядит и для чего предназначен?
Ну да… Не производились в царской России трактора в таких количествах, чтобы быть известными всем и каждому, – единичные, опытные экземпляры. Конского поголовья хватало… И закупались за границей считанные единицы – ни одна из тех единиц до Кичкасса не доехала.
Заводик (не так давно именовавшийся «Южным заводом общества А. Копп») после военной разрухи только-только задышал, спасибо нэпу – и сложнее корпусов для керосиновых ламп и станин для швейных машинок пока что ничего не производил. А тут сразу трактор…
Партийное руководство в вопросах тракторостроения было более подковано – они трактор, по крайней мере, видели. Один раз. Мельком. В кинохронике. Объяснили, как умели, словами и жестами.
Понятно, покивали работяги. Сделаем.
Проект, чертежи, расчеты? Ах, оставьте… Нам, как говаривал лесковский Левша, мелкоскопы ни к чему, у нас глаз пристрелямшись…
Технические руководители кичкасского завода инженеры Г. Ремпель и А. Унгер при поддержке запорожского Губметалла стали строить первый оригинальный трактор. Его строили без каких-либо чертежей, по эскизам, набросанным карандашом, из случайных материалов, а то и деталей других машин, оказавшихся под рукой.
И они сделали! Без чертежей и мелкоскопов!
За две недели до назначенного срока на заводском дворе стоял трактор, получивший гордое имя «Запорожец». Опытный экземпляр – концепт, как принято ныне говорить.
Вид концепт имел самый фантастичный. И не менее фантастично был устроен… Хотя к стим-панку отношения не имел: двигатель стоял все-таки не паровой, – внутреннего сгорания. Но и в дизель-панк никак не вписывалась чудо-машина, про детище Рудольфа Дизеля товарищ ничего не рассказывали запорожским левшам. А то бы они сделали…
Как известно, двигатели внутреннего сгорания делятся на два класса: карбюраторные и дизельные. Ни к той, ни к другой категории стальное сердце «Запорожца» не относилось. Как так? А вот так. Ноу-хау. Уникальная разработка. Прототипом послужил сломанный одноцилиндровый двигатель «Триумф», десять лет ржавевший на заводском дворе и лишившийся многих деталей. Изобретать утерянное заново кичкассцы не стали, упростив конструкцию до предела.
Не дизель – там воздушно-топливная смесь воспламеняется сама, от сжатия, здесь же имело место внешнее воспламенение (каким именно способом – отдельная песня). Но и не карбюраторный – карбюратор, как таковой, напрочь отсутствовал. И топливного насоса не было – горючее самотеком поступало из высоко расположенного бака, и смешивалось с воздухом прямо в цилиндре.
Какое именно горючее? А вот попробуйте угадать.
Керосин? Мимо…
Дизельное топливо, в просторечии солярка? А что это такое, спросили бы левши, слыхом не слыхавшие о Рудольфе Дизеле.
Мазут? Не то, но уже теплее…
Кто сказал: Аи-92? Двойка!
«Запорожец» работал на нефти. На сырой. Ни крекинга, ни очистки – что из скважины течет, то и в бак. Дешево и сердито.
Про дизайн кабины рассказать? Не стану. Кабины не было. Кабина, по большому счету, излишество, никто еще от дождя не растаял. Жесткое металлическое сидение под открытым небом, вынесенное далеко назад, тракторист сидел на нем, как птичка на жердочке, – ничего, работать можно. Ни одной педали – ни газа, ни сцепления, ни тормоза, – штурвал, и всё.
Однако склепать механического уродца, ничего не смысля в технических дисциплинах, – лишь начало. Но попробуйте-ка заставить заработать свое детище – поехать, поплыть, полететь.
Так вот – ЭТО работало! ЭТО вполне бодро ездило – и ездило, и ездило, и ездило, и ездило… Потому что остановиться не могло. Никакого намека на коробку передач и на сцепление – вал двигателя наглухо соединен с колесами, вернее, с одним ведущим задним колесом, «Запорожец» был трехколесным. Хочешь остановиться – перекрой топливный кран и заглуши мотор, других штатных способов нет. Но завестись будет ох как непросто… Зато удобно – заправка на ходу, и трактористы-сменщики на ходу сменяют друг друга, благо скорость всегда одна и та же – чуть меньше четырех километров в час. Для того и сидение вынесено назад, за пределы трактора, – чтобы, сменяясь, не угодить невзначай под колесо. И никаких простоев техники. Вечно пашущий трактор – с одного поля на другое, третье, четвертое, а там уж и плуг пора менять на борону, затем на сеялку… Почти вечный двигатель.
Как завестись, если вдруг заглохнет? Да, это непросто… Стартера с аккумулятором нет, понятное дело; вообще нет никакой электрики (фары – на основе керосиновых ламп). Но и заводную ручку придется крутить не сразу. Зажигание смеси в нем происходило от запальной головки, которую перед пуском двигателя минут 15—20 разогревали до каления. Момент зажигания регулировался подачей воды в цилиндр, охлаждался двигатель водой. Из-за низкого КПД и негерметичности для вспашки одной десятины расходовалось 1,5 пуда черной нефти и 5 ведер воды.
Редуктор, закрытый в плотный металлический корпус, предохранял шестерни от грязи и пыли. Вместо шариковых подшипников и баббитовых вкладышей применялись бронзовые втулки. В случае износа их можно было изготовить в любой мастерской. Мощность от двигателя к колесам передавалась через фрикционную муфту с обшивкой из сыромятной кожи. Трактор передвигался только с одной скоростью — 3,6 км/ч. Правда, в некоторых пределах она все же изменялась воздействием на маятниковый регулятор изменения числа оборотов.
Фантастика… Бластер, скованный феодальными оружейниками. Глайдер, выпорхнувший из стен каретной мастерской.
А ведь среди них был гений – там, на Кичкасском заводе… Гений, имя которого мы никогда не узнаем…
Потому что у гениев есть – среди прочего – две особенности: невероятная, прямо-таки мистическая интуиция и не менее мистическая удачливость…
Дедал и его полет… Миф или отголосок реального события? Примитивный планер или дельтаплан вполне можно было построить в средние века, и даже раньше, в античности, – материальная база позволяла. И строили, и прыгали с обрывов и колоколен, и ломали ноги, и разбивались насмерть… Успешно полетел Лилиенталь – понятия не имея об аэродинамике и множестве других необходимых для полета дисциплин. Интуиция и удачливость. Гениальность…
Был гений и на «Красном прогрессе», иначе не выкатился бы «Запорожец» с заводского двора. Даже с места бы не тронулся.
Работу же на такой несложной машине, как «Запорожец», мог легко освоить даже малограмотный крестьянин и ухаживать за ней как за «механической лошадью». Протокол испытаний опытного образца (лето 1922 года) констатировал: «Трактор с 12-сильным двигателем, расходующим около двух пудов черной нефти на десятину, при глубине вспашки до четырех вершков свободно снимал пласт земли в 65 квадратных вершков. Трактор мог вспахать 1,5—3 десятины земли в день (в зависимости от глубины вспашки)
И поступил новый партийный приказ: запускаем в серию!
Это тоже фантастика… Какие только странные устройства не породила за века человеческая фантазия. Однако – на бумаге, в чертежах. В лучшем случае – пара опытных экземпляров. Но чтобы десятками, сотнями… Не бывает. Фантастика.
Но запустили! И наклепали за три года несколько сотен!
Более того – не разорились, невзирая на весь волюнтаризм затеи! Продукция исправно находила сбыт, спрос даже превышал предложение, – как-никак «Красный прогресс» стал всесоюзным монополистом. И сельхозартели, и товарищества по совместной обработке земли, и сельские коммуны (колхозов еще не было) желали приобрести чудо-технику. И даже зажиточные крестьяне, проще говоря, кулаки, – наивно надеялись, что бухаринский призыв «Обогащайтесь!» относится к ним тоже, и записывались в очередь на приобретение заветного трактора.
«Запорожец» решили усовершенствовавать и обеспечить его изготовление чертежами и моделями. Было построено 10 тракторов модернизированной конструкции. Образец прибыл на токмакский завод «Красный прогресс» 29 сентября 1923 года. Здесь предусматривалось освоить его серийное производство. Путь почти в 90 верст от села Кичкаса «Запорожец» проделал своим ходом без малейших поломок. В пути следования для крестьян несколько раз демонстрировалась вспашка земли «механическим конем»…
«Соревнования «Запорожца» пер
ussrvopros.ru
«Мирный советский трактор»: Первая проба
В 70-х годах, после вооруженных конфликтов на острове Даманский и в районе озера Жаланашколь на советско-китайской границе, среди людей стал ходить анекдот о мирном советском тракторе: «От Советского Информбюро: вчера в четыре часа утра в долине Амура китайская армия в составе 4-х дивизий при поддержке танков и артиллерии перешла советско-китайскую границу и напала на мирный советский трактор. Трактор шквальным ракетно-пулеметным огнем отразил вероломное нападение, сбив при этом 8 самолетов, уничтожив 30 танков и до 1000 единиц живой силы противника, после чего, включив маршевые двигатели, скрылся в околоземном пространстве. По сообщению тракториста полет проходит нормально. Председатель колхоза генерал-полковник Д. Ф. Устинов предупреждает, что если инцидент повторится, то МТС колхоза выпустит на поле мирный советский комбайн».
«Мирный советский трактор» стал именем нарицательным, а остроумные поэты даже увековечили его в стихах. Один из образцов этого народного творчества приведен ниже:
Мы сообщаем вам о вопиющем факте:
На берегах Амура посреди родных полей
Подвергся наш простой советский мирный трактор
Обстрелу шестерых китайских батарей.
Услышав дикий крик китайского десанта
Советский тракторист, по званию старлей,
Ответил на огонь одним могучим залпом
И уничтожил шесть китайских батарей.
А после, слив бензин и запустив реактор,
Он всех их пропахал и быстро внес навоз.
Поднялся в небо наш советский мирный трактор
И улетел домой, в родимый свой совхоз.
Назавтра в интервью спецкорам их редакций
Советский бригадир, по званью капитан,
Сказал, что в случае второй подобной провокации
На поле вместо трактора мы выпустим комбайн!
Но мало кто из «травивших» анекдоты или распевавших песенки на смешные стишки знал, что под этой шуткой есть очень глубокая подоплека. Идеи об использовании сельскохозяйственной техники, а именно тракторов, в качестве оружия возникли еще столетие назад, во время Первой мировой войны, когда стало ясно, что бронеавтомобили не обладают той проходимостью, которая могла бы устроить военных. Они рисковали застрять в грязи в самый ответственный момент перед боевыми порядками противника и быть расстрелянными его артиллерией. Какая же техника может преодолевать раскисшую грязь? Вывод напрашивался сам собой – конечно, сельскохозяйственный трактор, ведь именно для этого он и сконструирован. Создавать заново специализированный тягач дорого и долго, а тут обшиваешь броней готовую серийную машину, вооружаешь ее и отправляешь в бой! Одним из первых, кто пришел к этому выводу в царской армии, был полковник артиллерии Н. А. Гулькевич.
Трактор «Холт-75», на базе которого первоначально предполагалось создать боевую машинуИсточник – img.hrenovina.net
15 июля 1915 года Гулькевич направляет в Главное артиллерийское управление (далее – ГАУ) рапорт, в котором разъясняет необходимость создания бронированной техники, вооруженной пулеметами и пушками, на базе американских тракторов компании «Холт» (сегодня это известная компания «Катерпиллер»), которые в то время как раз были закуплены для нужд русской армии: «Я нашел способ применить специальный двигатель, который можно вооружить пулеметами и легкой пушкой, и так же свободно уничтожать проволочные заграждения… Бронированные автомобили, которыми до сих пор единственно пользовались для установки пулеметов, имеют тот недостаток, что не могут проходить по всяким дорогам и тем более проходить через проволочные заграждения и их уничтожать; между тем имеется «гусеничный трактор», который специально предназначен для передвижения по всякому грунту, даже по вспаханным полям. Его специальная конструкция соответствует еще одному важному предназначению: разрывать и затаптывать в землю проволочные заграждения».
Полковник Гулькевич уделял так много внимания вопросу преодоления проволочных заграждений, поскольку незадолго до этого создал экспериментальный складной штык с ножницами для резки проволоки и специальные отдельные ножницы (крепившиеся на стандартный мосинский штык или непосредственно на винтовку), которые позволяли солдату резать колючую проволоку, не вставая с земли. Однако изобретателю стало ясно, что бронированная техника прорыва была бы более действенным средством преодоления проволочных заграждений. Полковник назвал свое детище «самодвигателем» – оно стало первым названием танка в русском языке, а собственно слово «танк» войдет в обиход намного позже.
Экспериментальный откидной штык конструкции полковника Гулькевича с прикрепленными к немуножницами для резки колючей проволоки
Источник – ralados-antiques.com Штык конструкции полковника Гулькевича с его именем
Источник – popgun.ru
Одновременно с разработкой «самодвигателя» амбициозный полковник предлагал военную организацию бронесил поддержки пехоты: «Если опыты дадут вполне блестящие результаты, необходимо приступить немедленно к массовому производству предложенных мною бронированных и вооруженных самодвигателей по расчету не менее 40 экземпляров на корпус, дабы ни под каким видом не выпускать в действующую армию один или два аппарата, так как противник может воспользоваться и изготовить их еще в большем числе и размере, чем мы».
Однако, как это часто бывает в России, вопрос, поднятый русским полковником почти одновременно с родоначальниками бронетанковых войск Англии – подполковником Свинтоном (октябрь 1914 года) и Франции – полковником Этьеном (1 декабря 1915 года), натолкнулся на непробиваемую стену военной бюрократии. Интересно, что западноевропейских новаторов на мысль о создании бронированных вездеходов также натолкнул трактор «Холт», и их докладные записки вызвали стремительное развитие бронетанковых сил этих двух стран. В России же рапорт Гулькевича кочевал из ГАУ в Главное военно-техническое управление Русской Императорской армии (далее – ГВТУ), а из ГВТУ – в Изобретательную комиссию при Центральном военно-промышленном комитете (далее – ИК). Там рапорт застрял на полгода, и лишь 18 января 1916 года Гулькевичу пришел запрос на предоставление проекта «с приложением к оному чертежей, пояснений или моделей». Пока ИК рассматривала проект, все тракторы оказались в действующих частях, и разработчику пришлось ждать закупки следующей партии.
Трактор «Эллис-Чалмерс» на испытаниях в Офицерской стрелковой школе в ОраниенбаумеИсточник – bronetechnikamira.ru
Но полковник Н. А. Гулькевич был не тем человеком, который быстро сдается. Для нужд зарождающихся бронетанковых войск России он решил приспособить американские тракторы «Эллис-Чалмерс» фирмы «Эллис Чалмерс Мотор Трак Лтд», десять единиц которых ГАУ закупило для проведения испытаний на предмет их пригодности в роли артиллерийских тягачей. Тракторы проходили испытания в Офицерской стрелковой школе в Ораниенбауме. Бронирование прототипа полковник согласился произвести за собственный счет. Кстати, компания «Эллис Чалмерс Мотор Трак» существует до сих пор и в 2004 году даже вошла в топ-лист пятисот крупнейших компаний США. Ее трактор представлял собой полугусеничный тягач с карбюраторной силовой установкой мощностью 68 л.с., работавшей на газолине. Коробка передач этого трактора имела четыре передачи вперед и одну – назад. Передние колеса с металлическими бандажами являлись рулевыми, а гусеницы были снабжены независимой подвеской.
Машина была довольно легкой и мощной, что позволяло рассчитывать на то, что после утяжеления ее броней, вооружением, экипажем и боекомплектом она лишь незначительно потеряет в скорости и проходимости.
Трактор «Эллис-Чалмерс» с установленным в его кузове полевым 76,2-мм дивизионным орудиемИсточник – bronetechnikamira.ru
3 марта 1916 года Гулькевич подал в ИК проект самодвигателя, а также сообщил, что за счет собственных средств начал реализацию проекта на Обуховском сталелитейном заводе. Возможно, именно этот факт, а также дешевизна проекта, объясняемая тем, что он использовал уже готовые серийные шасси, повлияли на то, что проект был принят, и Гулькевич получил из казны средства на его завершение. В связи с тем, что на тот момент у Обуховского завода не было свободных мощностей для завершения работ, заканчивать бронирование боевых машин должны были на Путиловском заводе.
27 мая 1916 года полковник поставил ГАУ в известность, что планирует вооружить свой самодвигатель двумя пулеметами «Максим», двумя 37-мм орудиями Гочкиса и 76,2-мм горной пушкой Данглиз-Шнейдера. Однако последующие работы над самодвигателем заставили разработчика отказаться от установки двух 37-мм орудий – внутри машины попросту не хватало места, чтобы разместить их расчеты.
76,2-мм горная пушка Данглиз-ШнейдераИсточник – mvpvo.ru
В ноябре 1916 года бронирование первого трактора было завершено. На нем было установлено 76,2-мм орудие, располагавшееся в корпусе (в кормовой части) на модернизированном станке. Российская бронетехника тех времен наступала задним ходом, чтобы в случае начала артиллерийского обстрела можно было быстрее поменять позицию, поэтому и вооружение размещалось в задней части машины. Два пулемета «Максим» располагались в шаровых установках специальной конструкции Гулькевича, размещенных в круглой вращающейся башне, установленной на крыше корпуса самодвигателя.
Сам корпус, защищенный 6,5-мм листами брони, был разделен на два отделения. В переднем находились двигатель, трансмиссия, водитель, башенная пулеметная установка с боезапасом и пулеметчики. В заднем – артиллерийский расчет, боекомплект к орудию и второй пост управления, то есть трактором можно было управлять с двух постов. Общий вес машины с вооружением, боекомплектом и экипажем достигал 12 тонн.
Бронетрактор Гулькевича с красной звездой на корпусеИсточник – static.diary.ru
Первый бронетрактор получил личное название «Илья Муромец» и был отправлен на испытания, прошедшие в ноябре–декабре 1916 года. На полигоне машина показала себя надежным и эффективным видом вооружения, и в 1917 году Путиловский завод получил заказ на изготовление еще одного самодвигателя. Изготовление второго экземпляра машины было завершено в марте 1917 года, он получил личное название «Ахтырец» (в честь Ахтырского гвардейского полка) и в апреле того же года был отправлен на испытания, которые также прошел успешно.
Но в этот период Россия уже переживала революционные потрясения. После Февральской революции царь Николай ІІ отрекся от престола, и вскоре к власти в Петрограде, а затем и во многих других губерниях России пришли большевики. Оба бронетрактора были поставлены на службу советской власти. «Илья Муромец», переименованный в «Красный Петроград», охранял Смольный дворец в самые критические моменты Октябрьского переворота, а «Ахтырец» 29 октября 1917 года был отправлен в Москву, где вместе с еще несколькими бронеавтомобилями участвовал в утверждении власти Советов. 1–2 ноября «Ахтырец» сражался с юнкерами, оставшимися верными Временному правительству – под прикрытием его огня бойцы Красной гвардии сражались на Кудринской площади, Новинском бульваре, улицах Бронной и Поварской.
Бронетрактор «Красный Петроград», охраняющий Смольный дворец. Ноябрь 1917 годаИсточник – bronetechnikamira.ru Бронетрактор «Ахтырец» на московской улице. 4 ноября 1917 года
Источник – vadimvswar.narod.ru
В сентябре 1918 года бронетрактор «Ахтырец» перебросили в Казань, где он был включен в состав 3-го автобронеотряда Красной армии. С осени 1918 до конца 1919 года он сражался с войсками Колчака на Восточном фронте, а в январе 1920 года прибыл для ремонта в Москву. Его «родной брат» – бронетрактор «Красный Петроград» во время Гражданской войны находился в резерве Красной армии.
В 1922–23 годах оба самодвигателя отправили на переплавку из-за отсутствия запчастей.
Бронетрактор «Красный Петроград» ждет утилизацииИсточник – oldsp.ru
warspot.ru
Первый советский трактор «Запорожец» Энергия энтузиазма
Крестьянский двор трактор купить не сможет.
Крестьяне могут организовать кооператив, сброситься деньгами и купить трактор, скажем, на 10 дворов. Дневная производительность их труда резко возрастет, но годовая останется та же. Ведь от земли крестьянин все равно не сможет уйти, следовательно, промышленности от кооперации сельского хозяйства нет никакого толку: притока рабочих рук в город все равно не будет.
Идеологически неприемлемый выход — вернуть землю помещикам — был неприемлем не только по идейным, но и по государственным соображениям. Да, помещик, забрав у крестьян землю и купив трактора, оставил бы у себя только одного крестьянина из 5, а остальных выгнал бы в город. А куда их здесь, в городе, деть? Ведь рабочие должны поступать на предприятия в строго необходимом количестве — в таком, которое требуют уже построенные предприятия. А они от помещика повалят валом, ведь помещику плевать на то, построены в городах заводы или еще нет.
У нас разные Говорухины блеют, что, дескать, если бы не было революции, то Россия была бы богатой и счастливой. Черта с два! Даже если бы не было Первой мировой войны, то уже году к 1925-му в России был бы такой бунт, что Гражданская война показалась бы всем детской забавой. Ведь Генри Форд уже в 1922 году начал выпускать свои трактора «Фордзон» с темпом более миллиона штук в год и по такой дешевой цене, что их в России покупали бы не только помещики, но и средней руки кулаки. Из деревни в города России ринулась бы такая масса голодных безработных, что она снесла бы и царскую власть, и помещиков с капиталистами еще чище, чем это сделали большевики. Ведь царь работал без плана, он не развивал экономику России осмысленно, для него ход научно-технического прогресса был бы абсолютно неожиданным.
А посмотрите, как осмысленно действовали большевики! Они сначала развили промышленность в городах, т.е. создали рабочие места, а уж потом начали повышать производительность труда в сельском хозяйстве, заполняя рабочие места в городе высвободившимися крестьянами.
Но в 1922 г. тракторов в СССР еще не было. До 1917 года было закуплено за границей и завезено в Россию около 1500 тракторов. гражданская война внесла коррективы в их количество.
В том памятном 1922 году партийное руководство Запорожской губернии связалось с начальством завода «Красный прогресс» – крупнейшего промышленного предприятия в Кичкасском уезде Запорожья и поставило задачу: стране нужны тракторы. Много. Необходимо наладить производство в самые сжатые сроки.
А сейчас надо оговориться: старой, дореволюционной технической интеллигенции в руководстве завода не осталось. Ее вообще на заводе не осталось. Революции и гражданские войны даром не проходят… Кто-то из «бывших» угодил в расстрельный подвал, кто-то эмигрировал от греха подальше, кого-то кровавый вихрь гражданской занес на другой конец страны… В общем, ни одного старорежимного инженера.
Однако – нужны трактора! Идите и работайте! О результатах докладывать еженедельно!
Работяги поскребли в затылках. И осторожно поинтересовались: а что это такое, трактор? Как примерно выглядит и для чего предназначен?
Ну да… Не производились в царской России трактора в таких количествах, чтобы быть известными всем и каждому, – единичные, опытные экземпляры. Конского поголовья хватало… И закупались за границей считанные единицы – ни одна из тех единиц до Кичкасса не доехала.
Заводик (не так давно именовавшийся «Южным заводом общества А. Копп») после военной разрухи только-только задышал, спасибо нэпу – и сложнее корпусов для керосиновых ламп и станин для швейных машинок пока что ничего не производил. А тут сразу трактор…
Партийное руководство в вопросах тракторостроения было более подковано – они трактор, по крайней мере, видели. Один раз. Мельком. В кинохронике. Объяснили, как умели, словами и жестами.
Понятно, покивали работяги. Сделаем.
Проект, чертежи, расчеты? Ах, оставьте… Нам, как говаривал лесковский Левша, мелкоскопы ни к чему, у нас глаз пристрелямшись…
Технические руководители кичкасского завода инженеры Г. Ремпель и А. Унгер при поддержке запорожского Губметалла стали строить первый оригинальный трактор. Его строили без каких-либо чертежей, по эскизам, набросанным карандашом, из случайных материалов, а то и деталей других машин, оказавшихся под рукой.
И они сделали! Без чертежей и мелкоскопов!
За две недели до назначенного срока на заводском дворе стоял трактор, получивший гордое имя «Запорожец». Опытный экземпляр – концепт, как принято ныне говорить.
Вид концепт имел самый фантастичный. И не менее фантастично был устроен… Хотя к стим-панку отношения не имел: двигатель стоял все-таки не паровой, – внутреннего сгорания. Но и в дизель-панк никак не вписывалась чудо-машина, про детище Рудольфа Дизеля товарищ ничего не рассказывали запорожским левшам. А то бы они сделали…
Как известно, двигатели внутреннего сгорания делятся на два класса: карбюраторные и дизельные. Ни к той, ни к другой категории стальное сердце «Запорожца» не относилось. Как так? А вот так. Ноу-хау. Уникальная разработка. Прототипом послужил сломанный одноцилиндровый двигатель «Триумф», десять лет ржавевший на заводском дворе и лишившийся многих деталей. Изобретать утерянное заново кичкассцы не стали, упростив конструкцию до предела.
Не дизель – там воздушно-топливная смесь воспламеняется сама, от сжатия, здесь же имело место внешнее воспламенение (каким именно способом – отдельная песня). Но и не карбюраторный – карбюратор, как таковой, напрочь отсутствовал. И топливного насоса не было – горючее самотеком поступало из высоко расположенного бака, и смешивалось с воздухом прямо в цилиндре.
Какое именно горючее? А вот попробуйте угадать.
Керосин? Мимо…
Дизельное топливо, в просторечии солярка? А что это такое, спросили бы левши, слыхом не слыхавшие о Рудольфе Дизеле.
Мазут? Не то, но уже теплее…
Кто сказал: Аи-92? Двойка!
«Запорожец» работал на нефти. На сырой. Ни крекинга, ни очистки – что из скважины течет, то и в бак. Дешево и сердито.
Про дизайн кабины рассказать? Не стану. Кабины не было. Кабина, по большому счету, излишество, никто еще от дождя не растаял. Жесткое металлическое сидение под открытым небом, вынесенное далеко назад, тракторист сидел на нем, как птичка на жердочке, – ничего, работать можно. Ни одной педали – ни газа, ни сцепления, ни тормоза, – штурвал, и всё.
Однако склепать механического уродца, ничего не смысля в технических дисциплинах, – лишь начало. Но попробуйте-ка заставить заработать свое детище – поехать, поплыть, полететь.
Так вот – ЭТО работало! ЭТО вполне бодро ездило – и ездило, и ездило, и ездило, и ездило… Потому что остановиться не могло. Никакого намека на коробку передач и на сцепление – вал двигателя наглухо соединен с колесами, вернее, с одним ведущим задним колесом, «Запорожец» был трехколесным. Хочешь остановиться – перекрой топливный кран и заглуши мотор, других штатных способов нет. Но завестись будет ох как непросто… Зато удобно – заправка на ходу, и трактористы-сменщики на ходу сменяют друг друга, благо скорость всегда одна и та же – чуть меньше четырех километров в час. Для того и сидение вынесено назад, за пределы трактора, – чтобы, сменяясь, не угодить невзначай под колесо. И никаких простоев техники. Вечно пашущий трактор – с одного поля на другое, третье, четвертое, а там уж и плуг пора менять на борону, затем на сеялку… Почти вечный двигатель.
Как завестись, если вдруг заглохнет? Да, это непросто… Стартера с аккумулятором нет, понятное дело; вообще нет никакой электрики (фары – на основе керосиновых ламп). Но и заводную ручку придется крутить не сразу. Зажигание смеси в нем происходило от запальной головки, которую перед пуском двигателя минут 15—20 разогревали до каления. Момент зажигания регулировался подачей воды в цилиндр, охлаждался двигатель водой. Из-за низкого КПД и негерметичности для вспашки одной десятины расходовалось 1,5 пуда черной нефти и 5 ведер воды.
Редуктор, закрытый в плотный металлический корпус, предохранял шестерни от грязи и пыли. Вместо шариковых подшипников и баббитовых вкладышей применялись бронзовые втулки. В случае износа их можно было изготовить в любой мастерской. Мощность от двигателя к колесам передавалась через фрикционную муфту с обшивкой из сыромятной кожи. Трактор передвигался только с одной скоростью — 3,6 км/ч. Правда, в некоторых пределах она все же изменялась воздействием на маятниковый регулятор изменения числа оборотов.
Фантастика… Бластер, скованный феодальными оружейниками. Глайдер, выпорхнувший из стен каретной мастерской.
А ведь среди них был гений – там, на Кичкасском заводе… Гений, имя которого мы никогда не узнаем…
Потому что у гениев есть – среди прочего – две особенности: невероятная, прямо-таки мистическая интуиция и не менее мистическая удачливость…
Дедал и его полет… Миф или отголосок реального события? Примитивный планер или дельтаплан вполне можно было построить в средние века, и даже раньше, в античности, – материальная база позволяла. И строили, и прыгали с обрывов и колоколен, и ломали ноги, и разбивались насмерть… Успешно полетел Лилиенталь – понятия не имея об аэродинамике и множестве других необходимых для полета дисциплин. Интуиция и удачливость. Гениальность…
Был гений и на «Красном прогрессе», иначе не выкатился бы «Запорожец» с заводского двора. Даже с места бы не тронулся.
Работу же на такой несложной машине, как «Запорожец», мог легко освоить даже малограмотный крестьянин и ухаживать за ней как за «механической лошадью». Протокол испытаний опытного образца (лето 1922 года) констатировал: «Трактор с 12-сильным двигателем, расходующим около двух пудов черной нефти на десятину, при глубине вспашки до четырех вершков свободно снимал пласт земли в 65 квадратных вершков. Трактор мог вспахать 1,5—3 десятины земли в день (в зависимости от глубины вспашки)
И поступил новый партийный приказ: запускаем в серию!
Это тоже фантастика… Какие только странные устройства не породила за века человеческая фантазия. Однако – на бумаге, в чертежах. В лучшем случае – пара опытных экземпляров. Но чтобы десятками, сотнями… Не бывает. Фантастика.
Но запустили! И наклепали за три года несколько сотен!
Более того – не разорились, невзирая на весь волюнтаризм затеи! Продукция исправно находила сбыт, спрос даже превышал предложение, – как-никак «Красный прогресс» стал всесоюзным монополистом. И сельхозартели, и товарищества по совместной обработке земли, и сельские коммуны (колхозов еще не было) желали приобрести чудо-технику. И даже зажиточные крестьяне, проще говоря, кулаки, – наивно надеялись, что бухаринский призыв «Обогащайтесь!» относится к ним тоже, и записывались в очередь на приобретение заветного трактора.
«Запорожец» решили усовершенствовавать и обеспечить его изготовление чертежами и моделями. Было построено 10 тракторов модернизированной конструкции. Образец прибыл на токмакский завод «Красный прогресс» 29 сентября 1923 года. Здесь предусматривалось освоить его серийное производство. Путь почти в 90 верст от села Кичкаса «Запорожец» проделал своим ходом без малейших поломок. В пути следования для крестьян несколько раз демонстрировалась вспашка земли «механическим конем»…
«Соревнования «Запорожца» первого выпуска и гусеничного трактора «Холт» Обуховского завода на полях Петровской сельскохозяйственной академии осенью 1923 года прошли в пользу отечественного первенца. На вспашку десятины земли при четырехвершковой глубине «Запорожец» в среднем тратил около 30 кг нефти. Трактор «Холт» — 36 кг керосина. За оригинальную конструкцию трактора применительно к условиям СССР, при хорошей сборке, производительности и тяговых усилиях госзавод №14 удостоился Почетного диплома I степени.
Спрос на трактор марки «Запорожец» был большой. Особенно он возрос после испытаний, проведенных вместе с американским «Фордзоном» весной 1925 года. Вспашку десятины земли «Запорожец», уже имевший 16 л. с., заканчивал на 25 минут раньше. При этом расход нефти составлял 17,6 кг. «Фордзод» сжигал 36 кг керосина. По всем показателям питомец «Красного прогресса» выглядел лучше заграничного коллеги. Программой-максимумом предполагалось довести к 1924—1925 годам выпуск «Запорожцев» до 300 штук в год. Однако ход дальнейших событий сложился не в пользу «Запорожца». Победило направление массового производства. К этому времени уже прояснились горизонты первой пятилетки, перед страной стояли грандиозные задачи, нужны были крупные предприятия.
На тракторе «Запорожец» №107, например, тракторист и механик М. И. Роскот из Черниговской области бессменно работал с 1924 по 1958 год. В годы немецко-фашистской оккупации он разобрал трактор, узлы и детали надежно спрятал. После освобождения. «Запорожец» пришел на помощь разоренной земле.
Не думаю, что покупка кого-либо разочаровала. Во-первых, сравнивать было не с чем. Во-вторых, управиться с «Запорожцем» было лишь чуть сложнее, чем с кувалдой: получасовой предпродажный инструктаж – и рули, пока нефти хватит. Наконец, исключительная надежность, – при отсутствии сервисных мастерских и магазинов запчастей качество весьма важное. А поломки, которые все же случались, мог устранить любой сельский кузнец. Нынешние автомобилисты, морально и материально измученные автосервисом, хорошо могут представить, каково ездить на машине, где сломаться ПРОСТО НЕЧЕМУ. Мечта…
И вот ситуация: в стране идет подготовка коллективизации и индустриализации, Госплан верстает планы первой пятилетки. Механизация сельского хозяйства не забыта, в числе первоочередных задач. Идут переговоры с лидерами американского тракторостроения: с компаниями «Форд» и «Катерпиллер», закуплены опытные образцы – технические специалисты (настоящие, высокого уровня) их вдумчиво изучают, проводят полевые испытания, прикидывают, лицензию на производство каких машин купить для Краснопутиловского завода в Ленинграде. Все обстоятельно, все по плану.
А тут весть из глухой провинции, из задрипанного Мухосранска: а мы трактора вовсю уже делаем! И по всей стране продаем!
Технические специалисты и причастные к делу ответственные товарищи из Тракторной комиссии ВСНХ, мягко говоря, удивились. Сначала не поверили, но весть подтвердилась. Отправили гонца на «Красный прогресс»: ну-ка, товарищи прогрессивные новаторы, что вы тут наизобретали? Может, ну их, капиталистов-кровососов, своими силами и техническими идеями обойдемся?
Так вот же он, трактор, по двору катается! Гонец впал в легкий ступор, не поверил: трехколесное ЭТО – трактор?! Трактор. Пашет, сеет, жнет. Покупать будете? Да нет, нам бы пакет технической документации для изучения… Ась? Что за пакет? Зачем он нам? Мы по первому образцу все делаем, размеры – вот они, измеряйте, записывайте…
(На самом деле серию лепили не по первому образцу, по второму. Первый торжественно отправили в подарок Ильичу, в Горки.)
Легкий ступор гонца сменился глубоким шоком…
Хотите верьте, хотите нет: никакой проектной документации после двух лет производства НЕ БЫЛО! Даже минимального комплекта чертежей – не было!
В архивах сохранился письменный запрос краснопутиловцев, не поверивших гонцу. (Да и как в такое поверить?! Запил в провинции по-черному, не иначе…) Пришлите, дескать, товарищи, чертежи для изучения. И гордый ответ «Красного прогресса»: нам чертежи с мелкоскопами ни к чему, у нас глаз пристрелямшись…
Той же осенью, когда проходила московская выставка, еще один трактор «Запорожец», построенный в Кичкасе, был представлен на первой Всеперсидской сельскохозяйственной выставке в Тегеране.
Советский Союз охотно принял в ней участие, получив приглашение тамошнего правительства. Уже в Тегеране рабочий Картавцев по просьбе посетителей выставки запускал двигатель «Запорожца», садился за рычаги управления и демонстрировал работу трактора возле павильона. Однажды он выехал в поле. После вспашки восторг присутствующих был неописуем. Трактором особенно интересовались местные крестьяне. Они ходили за ним, словно дети, плотно оцепив «чудо-машину» живым кольцом.
Так «Запорожец» стал первой сельскохозяйственной машиной, которая появилась на полях Персии. Его, а также некоторые другие советские экспонаты наградили золотыми медалями, почетными грамотами, дипломами. Отечественная промышленность получила солидные заказы. Для молодой Страны Советов это, разумеется, было крайне важно как с экономической, так и с политической точки зрения.
Что было потом? Потом – пятилетка, конец нэпа и относительно свободного рынка: выпуск «Запорожца» свернули волевым начальственным решением. В планах нет, так и нечего тут…
Потом были вновь построенные или перепрофилированные тракторные гиганты – Сталинградский завод, Челябинский, Харьковский… Была плеяда отечественных, оригинальных тракторов, переплюнувших западные аналоги. А трудяги-«Запорожцы» так и пыхтели на своей сырой нефти до самой войны, а кое-где и после нее – чему ломаться, если ломаться нечему? – но в конце концов все попали в переплавку.
Осталась легенда. Несколько сотен машин – на огромную страну капля в море. Мало кто видел первый советский трактор воочию, мало кто на нем работал. И рассказы про вечно пашущий трактор со сменяющимися на ходу трактористами передавались из уст в уста, обрастая самыми фантастическими подробностями…
http://chispa1707.livejournal.com/1242538.html
alternathistory.com
Мирный советский трактор — Lurkmore
A long time ago, in a galaxy far, far away… События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает! |
« | Трактор, товарищи, это танк, а танк — это во! | » |
— «Трактористы» |
« | В поле мирно пашет трактор, За холмом горит реактор, Ты, реактор, догорай, Встретим мирно Первомай! | » |
— Народная лирика второй половины 80-х |
Мирный советский трактор — эпическое оружие возмездия, предшественник ОБЧР на страже советских рубежей. Является героем множественных народных песен, стихов и анекдотов. ТТХ его неизвестны, но, предположительно, он оснащен ракетным вооружением, ядерным реактором и способен к полету. Еще более лютой вундервафлей является мирный советский комбайн, одного упоминания которого достаточно, чтобы привести врагов в ужас. По мнению компетентных исследователей, сабж — близкий родственник боевого треножника.
[править] Происхождение мема
[править] Анекдот
Мирный советский трактор с острова Даманский, РСЗО БМ21 Мирный советский комбайн — старший брат мирного советского трактора Мирный советский комбайн второго поколения. Два шнека, термоядерный элеватор, стоствольный измельчитель.От советского информбюро. Вчера в четыре часа утра, в долине Амура, китайская сторона в составе 4-х дивизий при поддержке танков, авиации и артиллерии перешла советско-китайскую границу и напала на мирный советский трактор. Трактор шквальным ракетно-пулеметным огнем отразил вероломное нападение, сбив при этом 8 самолетов, уничтожив 30 танков и до 1000 единиц живой силы противника. После чего включив маршевые двигатели скрылся в околоземном пространстве. Тракторист чувствует себя хорошо. Полет проходит нормально. Председатель колхоза генерал-полковник Д. Ф. Устинов предупреждает, что если инцидент повторится, то на поле выйдут сеялки, веялки, молотилки и комбайн с вертикальным взлетом и посадкой, а также с выхлопными газами типа зарин и зоман[1]. |
Сообщение ТАСС. Вчера утром советский мирный трактор с вертикальным взлетом занимался распашкой контрольно-следовой полосы близ китайской границы. Проходивший мимо китайский пограничный патруль произвел в районе дислокации советского трактора одиночный винтовочный выстрел вверх. Однако тракторист Петров по прозвищу «Старлей» не растерялся: подняв машину в воздух, ответил залпом, прополол танковую дивизию и сто пятьдесят гектаров пехоты противника, расположенные неподалеку в 500 километрах, после чего включил форсаж и вышел на околоземную орбиту. В связи с инцидентом ТАСС уполномочено заявить: при повторении подобных провокаций советское правительство направит в распоряжение председателя гвардейского краснознаменного бронеколхоза «Путь к победе» генерал-майора Иванова эшелон тракторов, комбайнов, косилок, молотилок, сеялок, веялок и прочей сельскохозяйственной техники, а также партию минеральных удобрений нервно-паралитического действия. |
Основным источником мема стала разборка с китайцами, известная как Пограничный конфликт на острове Даманский.
Началось все с того, что китайцы перешли границу, убили советских пограничников, после чего невозбранно съебались на свою сторону реки. Наши пограничные части, видя такое безобразие, засуетились, в Москву один за другим полетело несколько запросов… Но в Москве просто не брали телефонную трубку, не выходили на связь. Между тем с другой стороны реки начинал отчетливо слышаться гул большого количества все прибывающих с каждым днем китайских машин и китайских китайцев. Старший по званию, сочтя молчание наших нерезиновских ягнят за разрешение действовать на свой страх и риск, отдал приказ полку «Градов» обстрелять заречную территорию. Ночью площадь в 20×8 километров была деликатно выжжена реактивными снарядами, все наши восточные друзья благополучно выпилились, а командир морально приготовился к расстрелу. Примерно через недельку, поскольку с китайской стороны не последовало никаких претензий, его представили к награде.
Альсо есть информация о том, что РСЗО по каким-то документам прошли как тракторы. В итоге эти «тракторы» положили туеву хучу узкоглазых, чем немало подняли престиж советской тракторной промышленности.
Остров перед советско-китайскими переговорами таки позволили занять китайцам, но китайцы в дальнейшем остерегались залупаться на СССР и перешли к более рациональному захвату территорий путём экспорта в них единственного продукта, который у Китая получается качественно производить — китайцев.
Горбачев в 1991 году юридически оформил передачу острова.
[править] Бронетракторы
« | Трактор в полі «дир-дир-дир», Ми за працю, ми за мир… | » |
— П. Тычина |
Второй причиной появления мема было то, что в СССР танки и прочую наземную военную технику производили на заводах, которые проходили как тракторные или просто машиностроительные — поскольку на каждом машиностроительном заводе лишь малая часть мощностей была выделена под нужды военной гражданской промышленности.
Более того: в первые годы ВОВ, за неимением лучшего, тракторы действительно переделывали на танки — на хуёвые, правда, эрзац-танки. Своего рода мемом тех лет был танк «НИ-1», то есть, «На испуг», сделанный и названный так остроумными одесситами. Аналогичные вундервафли под маркой ХТЗ выпускались в Харькове. В некотором роде, это были предтечи Killdozer’а.
И «На испуг», и ХТЗ выглядели, как коробка для обуви на гусеницах, и представляли собой наспех обшитый бронёй трактор или тягач. Стрелять с него можно было, разве что высунувшись из люка с пистолетом, но для большей жути на лобовую часть приваривали водопроводную трубу, изображающую пушку. Правда, более продвинутые модели оснащали пулемётами, а около двух десятков тракторов получили 45-мм или 37-мм пушки от разбитых танков Т-26. Зато «НИ» имели другие поражающие факторы: тарахтели, как целая дивизия, а для усиления эффекта на них ставили яркие фары и сирены. Правда, Одессу в 41-м осаждали в основном румыны — простые мамалыжные селяне, поставленные под ружье маршалом Антонеску, и обосраться они могли даже от обыкновенного пердения горохом при наличии мощного мегафона около собственной жопы, так-то!
Эталонный образец можно невозбранно увидеть в Парижской палате мер и весов Одессе на территории мемориала 411-й батареи и в Серединском сквере на углу ул. Мясоедовской и Разумовской, а также в Киеве — в музее войны. Мирный советский трактор повоевал ещё под Сталинградом, где на него, за неимением грузовиков, ставили катюши.
Еще один источник распространения мема — способ поставки советских шушпанцеров дружественным странам: на гражданских сухогрузах под видом сельхозтехники с соответствующими документами.
ЧСХ, по окончании Великой Отечественной, валяющиеся в поле танки сметливые колхозники стали переделывать обратно в тракторы.
[править] Собственно стихи
Уже и в мультфильмах Ещё более мирный российский тракторЯ расскажу о вопиющем факте: На берегах Амура, средь полей Попался наш простой советский трактор В прицел шести китайских батарей. Ударил залп, снаряды полетели, Но тракторист был парень с головой: Он жмёт педаль — и вот не видно цели В поставленной завесе дымовой. А трактор взмыл над милой стороною И в тот же миг агрессору в ответ, Чтоб постерёгся нас пугать войною Ударил залп тактических ракет. А тракторист наш, капитан Литвинов, Взглянул на карту и включил форсаж, Спокойно отбомбился над Пекином И заложил на родину вираж. Он над Амуром выключил реактор, Чтоб не пугать родных овец и коз. Пронёсся в небе наш советский трактор На дозаправку в свой родной колхоз. И, если враг опять предпримет меры, Чтоб помешать собрать нам урожай, Приказом Агропром СССР-а У нас на поле вылетит комбайн. |
Игорь Байков |
Вариант 1
Мы сообщаем вам о вопиющем факте: На берегах Амура посреди родных полей Подвергся наш простой советский мирный трактор Обстрелу шестерых китайских батарей. Услышав дикий крик китайского десанта Советский тракторист, по званию старлей, Ответил на огонь одним могучим залпом И уничтожил шесть китайских батарей. А после, слив бензин и запустив реактор, Он всех их пропахал и быстро внёс навоз. Поднялся в небо наш советский мирный трактор И улетел домой, в родимый свой совхоз. Назавтра, в интервью спецкорам их редакций Советский бригадир, по званью капитан, Сказал, что в случае второй подобной провокации На поле вместо трактора мы выпустим комбайн! |
Вариант 2
Когда родной колхоз был занят важным делом — Посеять на полях гречиху поскорей Советский мирный трактор подвергся артобстрелу Шести крупнокалиберных китайских батарей. Он отстегнул прицеп и запустил локатор, Работу автоматики проверил поскорей. Ответил тракторист одним могучим залпом И уничтожил шесть китайских батарей. А после, слив бензин и разогнав реактор, Он быстро допахал гречиху и овёс. Поднялся в небеса советский мирный трактор И полетел обратно в свой родной колхоз. А после, в интервью какой-то из редакций, Наш бригадир сказал, как будто невзначай Что в случае повторения подобных провокаций На поле вместо трактора мы выпустим комбайн |
Другие варианты тут
Мирный немецкий трактор. Истоки всех вышеперечисленных Мирный советский трактор на шасси Т-55.(спойлер: с ресурсом 500 моточасов)- Еще один бронированный трактор (точнее, бульдозер) был в единственном экземпляре собран Марвином Химейером в целях лютого, бешеного экстерминатуса недвижимости своих недругов.
- Понятие мирного трактора немцы ввели в обиход таки раньше одесситов! Из-за тотальной и беспросветной задницы, именуемой Версальский договор, Германии было строжайше запрещено создавать хоть какие-нибудь вменяемые танковые войска. А существующие — распилить на металлолом. Посему немцы, на резонные вопросы проверяющих про беспорядок в танковой среде, смиренно отвечали — это трактор. Легкий и совершенно мирный сельскохозяйственный трактор должен был быть укомплектован четырьмя колхозниками — водителем трактора, командиром уборки урожая, связистом (видимо, чтобы докладывать в штаб об успехах на ниве мирной деятельности) и заряжающим… заряжающим… для чего-нибудь. Для красоты, например. Для еще более толстого троллинга в Германии велась разработка «Grosstraktor» — «большого трактора». А ведь еще был «сельскохозяйственный тягач»…
- Аналогичное «изделие» ввел в начале Второй мировой фееричный новозеландский минобороны Боб Сэмпл. Видимо, долгое пребывание вниз головой плохо сказывается на работе МНУ.
- Еще раньше, в 1930 г., в этой стране появились два танка конструкции инженера Кристи, ставшие прототипом серии БТ. Танки, документация и лицензия на производство были куплены за сотни нефти советской делегацией. Так как в САСШ действовали (и действуют сейчас) законы, ограничивающие экспорт вооружений, особливо для режимов с альтернативной демократией, то с танков были сняты башни и по экспортным документам они прошли как «сельскохозяйственный трактор».
- В Red Alert имеется пара вооруженных харвестеров, в том числе и у Советов, например.
В Red Alert 2 же сборщик (ЧСХ, только красных) можно прокачать на солдатах, если они будут устойчиво подваливать к нему понемногу, до того, что его пулемётик станет противотанковой пушкой.
А в C&C Generals имеется трактор, вооруженный распылителем токсинов. Also в RA3 Uprising у Советов запилен юнит «каток», не вооруженный классическими стрелялками, зато бодро крошащий вражеские здания и технику своим мотовилом.
- В олдовой Earth 2150 потомки этой страны в лице Евразийской династии могли вооружить мирный сборщик ресурсов «Тайга». Боеспособность была соответствующей (то есть хуёвой), но на первое время (особенно в качестве ПВО) годится и это. Впоследствии может быть укомплектован скорострельной ракетной установкой и энергитическим щитом, что еще больше намекает.
- В Вархаммере Ленд Рейдер космодесанта задумывался как комбайн для сельскохозяйственных работ. Учитывая вольную живность отдельных миров этой вселенной дружбы и добра, спаренный болтер и лазерные пушки, скорее всего, были включены в исходную конструкцию.
- У Пейсателя в книге «Звёзды — холодные игрушки» есть цивилизация геометров, прототипом которой является советская в эпоху светлого будущего (по произведениям советских фантастов). Пилоты этой цивилизации летают на мирных кораблях, на которых нет оружия, но возможно нестандартное применение оборудования: релятивистского щита, противометеоритных пушек, сейсмических зондов, ремонтных лазеров, систем дальней связи — всё это способно разрушать целые межзвёздные флоты. У него же в «Линии грёз» мирный (не советский, но, определённо, русский) комбайн под управлением потерявшего адекватность героя в буквальном смысле выкашивает группу лихих молодцев, вышедших на большую дорогу поживиться за счёт проезжих.
- Война кварианцев с гетами началась с того, что большая сельскохозяйственная платформа взялась за оружие, чтобы защитить более мелкого и слабого сородича.
- В СССР неоднократно пытались построить мирный советский боевой корабль, который должен был в мирное время работать на гражданском флоте, а в военное становиться боевым кораблём. На практике же получившаяся НЁХ отвергалась либо военными, которым была нахуй не нужна лоханка с черепашьей скоростью по причине наличия экономичного гражданского двигателя, либо не военными, которым был нахуй не нужен корабль, жрущий сотни нефти по причине наличия неэкономного военного двигателя. Впрочем, идея таки прижилась на суше, мирные советские автомобили Урал, Шишига, УАЗ подтверждают это. Для моноприводных грузовиков в СССР были разработаны киты для переделки в средства перевозки личного состава, а также методики подсчета количества снарядных ящиков и ракетных укупорок, которые можно впихнуть в кузов самосвала. Наконец, все советские автобусы разрабатывались с учетом возможности использования их в роли санитарных машин — именно для погрузки раненых были сделаны люки в задней части у ПАЗа и КАвЗа и в передней — у ЛАЗа-695 (скотовоз избежал этой участи, потому что имел достаточно широкие двери, через которые вполне можно было пропихнуть носилки). Поэтому-то в СССР и в России до недавнего времени все автобусы, грузовая, тракторная и просто полноприводная техника (даже древняя «Нива» твоего дяди, анон) перед постановкой на учет в ГАИ должны были регистрироваться в военкомате — так их было бы удобнее реквизировать в случае начала войны.
- Некто Путин говаривал, дескать, укропским воякам абыдна, наверное, проигрывать вчерашним шахтёрам и трактористам, что кагбе намекает…
- У султана Омана есть мирный исламский десантный корабль, выглядящий как роскошная королевская яхта, имеющая однако помещения для сотен пихоты и пары вместительных военных вертолётов.
И, наконец:
- Мирные тракторы в армиях разных стран по сей день используются как тягачи. Трактору, в общем-то, всё равно, что за собой тащить — борону или пушку.
- ↑ Ещё один советский мем. Рождением обязан палубному штурмовику Як-38, ЧСХ, вертикального взлета, выпускавшемуся на Саратовском заводе комбайнов. Правда, завод был переименован в Саратовский авиационный, но всем было абсолютно похуй, советский пролетариат не забывал, а район завода до сих пор называют «Комбайн»
Мирный советский трактор грязи не боится. | |
---|---|
Мирный советский трактор — неотъемлемая часть Советского Союза. | |
---|---|
Мирный советский трактор — гордость авиастроения. | |
---|---|
lurkmore.to
Сталинец С-65 — первый советский серийный дизельный трактор
Трактор С-65, с очень ответственным на то время названием «Сталинец», кардинально отличался от своих предшественников двигателем — он был дизельным. С-65 стал первым советским серийным дизельным трактором. Его выпускали на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) с 1937 по 1941 год. Дизельный двигатель М-17 заменял 65 лошадей! Это и обозначает число в названии модели.
«Сталинец-65» с дизельным двигателем расходовал 220 г солярки на 1 л.с. в час. Для сравнения: этот показатель для лигроинового мотора — 34 г на 1 л. с. в час. Кроме дизтоплива М-17 работал на смеси автола с керосином. Мотор легко заводился даже при -30 °С. Пусковой бензиновый двигатель в 20 л. с. имел ручной и автомобильный электростартеры. Трехскоростная коробка передач обеспечивала скорость до 7 км/ч.
Начав массовое производство С-65, ЧТЗ запустил процесс перевода на дизельные двигатели всего тракторного парка страны. Эти кардинальные преобразования СССР завершил через 20 лет. Первым в мире. Трактор С-65 спроектировали и выпускали на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ). Основой машины стал гусеничный трактор С-60. В его конструкцию внесли минимальные изменения. Главным новшеством стал дизельный бескомпрессорный двигатель — М-17.
Первый дизельный
Дизельный двигатель, изобретенный в 1890 году Р. Дизелем и приспособленный для применения на автотранспорте в 1920-х Р. Бошем, имеет неоспоримые преимущества перед карбюраторным: примерно на 30 % меньше расходует топлива, которое менее опасно в пожарном отношении, у него отсутствует система зажигания, что уменьшает число возможных неисправностей при эксплуатации. Но есть и обратная сторона: в дизельном двигателе нагрузки на все механизмы и детали значительно больше, что приводит к увеличению его массы и размеров, а при изготовлении топливной аппаратуры требуется высокая точность.
В начале 1930-х годов, учитывая все плюсы и минусы дизеля, советское правительство решило, что применение тракторов с таким двигателем будет экономически выгодно, и постановило срочно наладить промышленное производство дизель-моторов и новых тракторов.
В феврале 1935 года проектировать двигатель начали конструкторы ЧТЗ во главе с В. Ломоносовым и в Научном автотракторном институте (НАТИ) под руководством А.Лебедева. Для ускорения работ к сотрудничеству хотели привлечь американскую фирму Caterpillar, ведь именно ее трактор в свое время стал прототипом для С-60. Однако президент компании от совместной работы отказался, опасаясь конкуренции, и советские конструкторы продолжали проектирование самостоятельно.
На основе двух опытных образцов (ЧТЗ и НАТИ) был создан дизель-мотор М-75. На его основе под руководством инженера Э.Гуревича к 15 июля собрали дизель-мотор М-17. Как и требовалось, в сам трактор внесли совсем небольшие изменения: увеличили передаточное отношение в конечной паре коробки скоростей, в гусеницу добавили одно звено, изменили расположение топливного бака, немного уширили радиатор. 14 августа опытный образец трактора с новым мотором совершил первый 15-километровый пробег по площадке завода.
На устранение обнаруженных во время испытаний недостатков ушло еще несколько месяцев, в марте 1937 года с конвейера сошли последние тракторы С-60, а 20 июня завод выпустил первый дизельный трактор С-65. Но чуть раньше, в мае, опытный образец нового «Сталинца» получил высшую награду, Гран-при, на международной выставке в Париже «Искусство и техника современной жизни». Уже в феврале 1938 года 60 тракторов С-65 отправили на экспорт.
Дизель-мотор
Двигатель Дизеля по характеру работы резко отличается от карбюраторного. В цилиндры дизель-мотора засасывается не горючая смесь, а чистый воздух, который при сильном сжатии нагревается до 500°С и выше. В нагретый воздух впрыскивается под дав лением мелко распыленное топливо. Смешиваясь с воздухом, оно воспламеняется и сгорая, образует газы, которые расширяясь приводят в движение поршни.
Первые двигатели Дизеля работали на расти тельных маслах или легких нефтепродуктах. В 1898 году Эммануэль Нобель приобрел лицензию на двигатель Дизеля и приспособил его для работы на нефти.
Двигатель долгое время использовали как стационарный. Для подачи и распыления горючего применяли воздух, сжатый с помощью компрессора, а этот агрегат был довольно громоздким и тяжелым. С изобретением компактного топливного насоса высокого давления дизели стали устанавливать на тракторы, грузовики, автофургоны, локомотивы. Топливные насосы для дизелей изготавливают из высококачественных материалов, причем обработка деталей производится с очень высокой точностью, в пределах нескольких тысячных долей миллиметра.
Эффективная работа двигателя зависит от способа образования рабочей смеси в цилиндрах мотора. На двигателе М-17 трактора «Сталинец-65» был применен форкамерный способ, который заключается в следующем: топливо, подаваемое в цилиндры двигателя под давлением от топливного насоса, не впрыскивается непосредственно в цилиндр, а предварительно поступает в форкамеру (предкамеру) — часть камеры сжатия. Из-за недостатка воздуха топливо сгорает здесь лишь частично, и образовавшиеся при этом газы с силой устремляются через отверстие форкамеры в цилиндр, увлекая за собой несгоревшую часть топлива. Это обеспечивает лучшее перемешивание воздуха с топливом и интенсивное и полное его сгорание в цилиндре двигателя.
Некоторые детали конструкции
Двигатель С-65 состоит из трех частей: собственно мотора (дизеля), топливного насоса и пускового двигателя. Все механизмы и детали крепятся на массовой отливке из серого чугуна, называемой блок-картером. Внутри блок-картера расположены четыре вставных гильзы (цилиндры), детали кривошипно-шатунного механизма дизеля, распределительный вал и масляная магистраль.
Двигатель расположен на раме трактора, в передней ее части. Рама крепится к корпусу коробки передач и составляет вместе с ним остов машины. Муфта сцепления расположена на верхнем (главном) валу коробки передач, между двигателем и корпусом коробки. Она соединяет и разъединяет коленчатый вал двигателя и механизм передач. Это необходимо при включении и выключении шестерен в коробке передач, а также для плавного трогания трактора с места.
Остальные механизмы трактора, за исключением передачи на ведущие колеса, расположены внутри корпуса коробки передач. Передача на ведущие колеса расположена внутри кожухов, прикрепленных по бокам корпуса коробки. Ходовая часть состоит из двух тележек (левой и правой), двух гусеничных цепей и балансирного устройства. Связь ходовой части с остовом трактора осуществляется шарнирно в трех точках. Задними опорами для остова трактора служат подшипники осей ведущих колес, укрепленные на рамках тележек. Передняя опора — балансир, соединенный с остовом трактора при помощи пальца. Передача движения от вала двигателя к ведущим колесам происходит через муфту сцепления, коробку передач, конические шестерни, фрикционы гусениц и передачу на ведущие колеса.
Для поворота трактора используют действие фрикционов гусениц. При выключении правого фрикциона правое ведущее колесо перестает вращаться, правая гусеница останавливается и трактор поворачивает направо. При выключении левого фрикциона — налево.
Альтернативная модель — СГ-65
Интересно, что одновременно с дизельным на Челябинском тракторном заводе разработали и производили газогенераторный трактор — СГ-65. Газогенератор — установка, перерабатывающая твердое топливо (уголь, торф, древесину, солому, отходы деревообрабатывающих производств) в горючий газ. Разработкой и внедрением таких агрегатов в Советском Союзе занимались уже давно, с целью использовать разнообразное местное топливо вместо жидкого привозного. Еще в начале 1920-х годов С. И. Дека-ленков изобрел тракторный газогенератор. В мае 1936 года на ЧТЗ было организовано экспериментальное конструкторское бюро. Челябинские инженеры приспособили один из вариантов генератора Декаленкова, Д-8, к трактору С-60, и завод выпустил 264 таких машины.
На С-65 установили более совершенный генератор, разработанный в НАТИ, Г-25, который по сравнению с Д-8 давал более очищенный и охлажденный газ. Лучшее качество газа обеспечивало большую мощность двигателя. Кроме того, генератор НАТИ мог работать на более влажных чурках. Всего из ворот ЧТЗ вышло 7365 газогенераторных тракторов СГ-65. Газогенераторные двигатели были очень популярны и за рубежом во время Второй
мировой воны, при дефиците жидкого горючего. Ими оборудовали легковые и грузовые автомобили, автобусы, тракторы, мотоциклы, корабли, поезда и даже некоторые танки. После войны газогенераторы быстро исчезли. Однако челябинские тракторы с причудливыми башенками сэкономили немало жидкого топлива в самое трудное для страны время.
carakoom.com