Свои среди чужих. Как советские солдаты остались жить в афганском плену
https://ria.ru/20180515/1520538947.html
Свои среди чужих. Как советские солдаты остались жить в афганском плену
Свои среди чужих. Как советские солдаты остались жить в афганском плену — РИА Новости, 19.05.2018
Свои среди чужих. Как советские солдаты остались жить в афганском плену
Тридцать лет назад, 15 мая 1988-го, начался вывод советских войск из Афганистана. Спустя ровно девять месяцев последний советский военный, генерал-лейтенант… РИА Новости, 15.05.2018
2018-05-15T08:00
2018-05-15T08:00
2018-05-19T08:16
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1520538947.jpg?15205410831526707018
краснодарский край
афганистан
москва
республика башкортостан
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian. ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2018
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
общество, краснодарский край, афганистан, москва, республика башкортостан
Общество, Краснодарский край, Афганистан, Москва, Республика Башкортостан
МОСКВА, 15 мая — РИА Новости, Анастасия Гнединская. Тридцать лет назад, 15 мая 1988-го, начался вывод советских войск из Афганистана. Спустя ровно девять месяцев последний советский военный, генерал-лейтенант Борис Громов, пересек по мосту Дружбы границу двух стран. Но на территории Афганистана остались наши солдаты — те, кто попал в плен, смог там выжить, принял ислам и создал семью. Таких называют невозвращенцами. Теперь они, когда-то Сережи и Саши, носят труднопроизносимые афганские имена, длинные бороды и просторные шаровары. Одни спустя десятилетия все же решили вернуться в Россию, другие так и живут в стране, пленниками которой стали.
«Красил волосы, чтобы сойти за афганца…»
Генерал Громов развенчал мифы о конфликте в Афганистане
15 февраля 2018, 08:00
Николай Быстров работает грузчиком на складе в Усть-Лабинске Краснодарского края. О том, что двадцать лет назад у него были другое имя — Исламуддин — и другая жизнь, из его коллег знают единицы. «Я забыть эту афганскую историю хочу, — Николай берет долгую паузу, в динамике телефона слышно, как он затягивается сигаретой. — Но мне не дают…»
Его призвали в армию в 1984 году, отправили охранять аэропорт Баграм. Спустя полгода он оказался в плену у душманов. Говорит, что это произошло по глупости. «Меня и еще двух пацанов, украинцев, «старики» послали за чаем и сигаретами в местный магазин. По дороге мы попали в засаду. Мне ногу прострелили — убежать я никуда не мог. Двух тех украинцев забрала другая группировка. А меня взяли бойцы из отряда Ахмада Шаха Масуда».
© Фото : Алексей НиколаевНиколай Быстров с сыновьями
© Фото : Алексей Николаев
Быстрова посадили в сарай, в котором он провел шесть месяцев. Николай уверяет, что за это время он дважды пытался бежать. Но с дырявой ногой далеко не уйдешь: «Меня ловили, когда я и на сотню метров от базы не успевал уйти, возвращали обратно».
Почему его не застрелили, Николай до сих пор не понимает. Скорее всего, боевики планировали обменять его на кого-то из пленных афганцев. Через шесть месяцев его стали выпускать из сарая без конвоя. Еще через некоторое время предложили вернуться к своим или через Пакистан уйти на Запад. «Но я сказал, что хочу остаться с Масудом. Почему? Трудно объяснить. Тот, кто не был в такой ситуации, все равно не поймет. К своим возвращаться я боялся, не хотел, чтобы меня посчитали предателем, боялся трибунала. Я ведь к тому времени у афганцев уже год прожил, принял ислам», — вспоминает он.
Марш на Кабул: выходцы из бывшего СССР помогают ИГ* захватить Афганистан
14 декабря 2017, 08:00
Николай остался у душманов и еще через некоторое время стал одним из личных охранников Ахмада Шаха Масуда — полевого командира, который первым пошел на перемирие с советскими войсками.
Как Быстрова, иноземца, подпустили столь близко к самому известному командиру, остается только догадываться. Сам он об этом рассказывает крайне уклончиво. Говорит, что «панджшерскому льву» (так называли Масуда) приглянулись его ловкость и умение подмечать мелочи, которые в горах могут стоить человеку жизни. «Помню, как он впервые дал мне в руки автомат с полным боекомплектом. Мы тогда поднимались по перевалу. Я наверх раньше всех забрался, стоял и думал: «А я ведь сейчас могу застрелить Масуда». Но это было бы неправильно, ведь когда-то он сохранил мне жизнь», — признается бывший пленник.
© Фото : Алексей НиколаевБыстров с семьей
© Фото : Алексей Николаев
От тех постоянных переходов по горам у Николая сохранилась любовь к зеленому чаю — во время привалов Масуд обязательно выпивал несколько чашек, причем без сахара. «Я все удивлялся, почему они пьют несладкий чай. Масуд отвечал, что сахар после долгих переходов бьет по коленкам. Но я все равно украдкой добавлял его в чашку. Ну не мог я эту горечь пить», — рассказывает Быстров.
Эксперт: не СССР «увяз» в Афганистане, а Запад
25 декабря 2017, 17:03
Не забыл Исламуддин и русскую еду — лежа ночью в афганских горах, он вспоминал вкус селедки и черного хлеба с салом. «Когда война закончилась, ко мне в Мазари-Шариф приезжала сестра. Она привезла всяких солений, в том числе и сала. Так я его прятал от афганцев, чтобы никто не видел, что я харамное ем», — делится он.
Язык дари Николай выучил за шесть месяцев, хотя в школе, признается, был двоечником. Через несколько лет жизни в Афганистане его уже было почти не отличить от местных. Говорил он без акцента, солнце высушило кожу. Чтобы еще больше слиться с афганским населением, он красил волосы в черный цвет: «То, что я, иностранец, был так близко к Масуду, многим местным не нравилось. Они даже однажды попытались его отравить, но я предотвратил покушение».
«Мать меня не дождалась, умерла…»
Женил Николая тоже Масуд. Как-то, говорит бывший пленник, полевой командир спросил его, хочет ли он дальше ходить с ним по горам или мечтает завести семью. Исламуддин честно признался, что хочет жениться. «Тогда он выдал за меня свою дальнюю родственницу, афганку, воевавшую на стороне правительства, — вспоминает Николай. — Жена у меня прекрасная. Когда в первый раз ее увидел, даже не поверил, что скоро она моей будет. В кишлаках я женщин с непокрытой головой не видел, а у нее волосы были длинные, сама при погонах. Она ведь тогда занимала должность офицера госбезопасности».
© Фото : Алексей НиколаевНиколай Быстров дома в станице Усть-Лабинская
© Фото : Алексей Николаев
Почти сразу после свадьбы Одыля забеременела. Но ребенку не суждено было появиться на свет. На шестом месяце жена Николая попала под бомбежку, у нее случился выкидыш. «Заболела она после этого сильно, а в Афганистане медицины нормальной не было. Тогда я впервые задумался о переезде в Россию», — откровенничает Быстров.
Шел 1995 год, когда Николай-Исламуддин вернулся в родной Краснодарский край. Его мать до этого дня не дожила, хотя из родных она единственная верила — ее Коля не умер на чужбине. «Она даже к какой-то гадалке отнесла мою фотографию. Та подтвердила: сын не убит. С тех пор все на мать смотрели как на сумасшедшую, а она все ждала письма от меня. Первое я смог отправить ей только через год», — рассказывает он.
В Россию Одыля приехала беременной. Вскоре у них родилась дочь, которую назвали Катей. «Это жена захотела так девочку назвать в память о моей покойной матери. Из-за этого от нее все подруги-афганки отвернулись. Они не могли понять, почему она девочке русское имя дала. Жена отвечала: «Я живу на этой земле и должна соблюдать местные традиции», — гордится Быстров.
Помимо дочери Николай и Одыля воспитывают двух сыновей. Старшего зовут Акбар, младшего — Ахмад. «Мальчиков жена назвала в честь своих братьев-коммунистов, которые погибли от рук душманов», — уточняет собеседник.
© Фото : Алексей НиколаевДетская площадка в Кабуле
© Фото : Алексей Николаев
В этом году старшего сына Быстровых должны призвать в армию. Николай очень надеется, что служить парень будет в спецназе: «Он у меня крепкий, здоровый образ жизни ведет».
За эти годы на родине Одыля была всего раз — не так давно она ездила хоронить мать. Когда вернулась, сказала, что больше туда ни ногой. А вот сам Быстров в Афганистан ездил довольно часто. По заданию Комитета по делам воинов-интернационалистов он занимался поисками останков пропавших без вести советских солдат. Удалось ему вывезти домой нескольких бывших пленных. Но своими в стране, которая когда-то отправила их на войну, они так и не стали.
Воевал ли Быстров против советских солдат? Этот вопрос повисает в воздухе. Николай опять закуривает. «Нет, я ни разу не был в бою. Я все время находился при Масуде, а он сам в бой не ходил. Знаю, меня не многие поймут. Но те, кто судит, они были в плену? Они бы смогли после двух неудачных попыток бегства совершить третью? Я хочу забыть Афганистан. Хочу, но мне не дают…» — снова повторяет бывший пленник.
«Через двадцать дней с меня сняли кандалы»
Помимо Быстрова сегодня известно еще о шести советских солдатах, которые попали в плен и смогли ассимилироваться в Афганистане. Двое из них потом вернулись в Россию, для четверых Афганистан стал второй родиной.
© Фото : Алексей НиколаевСергей Красноперов с детьми
© Фото : Алексей Николаев
В 2013 году всех невозвращенцев объехал фотожурналист Алексей Николаев. Из командировки в Афганистан он привез сотни снимков, которые должны лечь в основу книги «Навсегда в плену».
Фотограф признается: из всех четырех оставшихся жить в Афганистане советских солдат больше всего его тронула история Сергея Красноперова. «Мне показалось, что он не лукавит, рассказывая о прошлом. И в отличие от двух других пленников не пытался на нашем интервью заработать», — объясняет Николаев.
Красноперов живет в небольшом кишлаке в полусотне километров от города Чагчаран. Родом он из Кургана. Уверяет, что ушел из части, спасаясь от издевательств командиров. Вроде как рассчитывал дня через два — после того как его обидчиков посадят на гауптвахту — вернуться. Но по пути его взяли в плен душманы. К слову, есть и другая версия бегства Красноперова. В СМИ проходила информация, что он якобы убежал к боевикам после того, как был пойман на торговле армейским имуществом.
© Фото : Алексей НиколаевУчетная карточка Красноперова
© Фото : Алексей Николаев
Из интервью Сергея Красноперова для книги «Навсегда в плену»:
«Дней на двадцать меня заперли в каком-то маленьком помещении, но это была не тюрьма. На ночь на меня надевали кандалы, днем их снимали. Того, что я сбегу, душманы не боялись. В горах все равно не поймешь, куда нужно идти. Потом приехал командир боевиков, сказал, что раз я сам к ним пришел, то могу сам и уйти. С меня сняли кандалы. Хотя в часть я бы все равно вряд ли вернулся — думаю, меня сразу бы пристрелили. Скорее всего, их командир так меня испытывал…»
© Фото : Алексей НиколаевОбстановка в доме Красноперова аскетичная
© Фото : Алексей Николаев
Через год плена Красноперову предложили жениться на местной девушке. И он не стал отказываться.
«После этого с меня окончательно сняли надзор. Но я по-прежнему не работал. Было очень сложно, приходилось выживать. Я перенес несколько смертельно опасных болезней, даже их названий не знаю…»
Фотожурналист Алексей Николаев рассказывает, что в 2013 году у Красноперова было шестеро детей. «Все светленькие, голубоглазые, очень необычно было увидеть их в афганском кишлаке, — вспоминает фотограф. — По местным меркам Нурмамад (такое имя Сергей носит в Афганистане) — зажиточный человек. Он вкалывал на двух работах: прорабом на небольшой россыпи по добыче щебня и электриком на местной гидроэлектростанции. Получал Красноперов, с его слов, 1200 долларов в месяц. Правда, странно, что при этом он жил в мазанке».
© Фото : Алексей НиколаевКишлак, в котором живет Красноперов
© Фото : Алексей Николаев
Красноперов, как и все попавшие в плен солдаты, заверяет, что не воевал против советских войск, а только помогал душманам чинить оружие. Впрочем, ряд косвенных признаков свидетельствует об обратном. «У местных он пользуется авторитетом, что, как мне кажется, может свидетельствовать о том, что в боевых действиях Сергей все же участвовал», — делится соображениями фотокорреспондент.
Красноперов хоть и говорит хорошо по-русски, но возвращаться в Россию не хочет. «Как он мне объяснил, родных у него в Кургане не осталось, все умерли. Да и в Чагчаране он уважаемый человек, у него есть работа. А что его ждет в России, непонятно», — передает слова бывшего пленника Николаев.
© Фото : Алексей НиколаевДети Сергея Красноперова внешне сильно отличаются от сверстников
© Фото : Алексей Николаев
Хотя Афганистан — точно не то место, где можно вести беззаботную жизнь. Алексей Николаев говорит, что за месяц командировки он трижды попадал в очень щекотливые ситуации. В одном из случаев спас его как раз Красноперов. «По своей глупости мы решили записать с ним интервью не в городе, где относительно безопасно, а у него в деревне. Приехали туда без предупреждения. На следующее утро Сергей нам позвонил и сказал, чтобы мы больше из города не выезжали. Мол, ходят слухи, что нас могут похитить», — описывает фотограф.
«Сначала сильно пил, потом стал у душманов водителем»
В городе Кундуз на северо-востоке Афганистана после плена осели еще два советских солдата — Геннадий Цевма и Александр Левенец. Хотя оба мужчины земляки (родом с Донбасса), друзьями они так и не стали. Да и чужой они давно считают свою историческую родину.
Левенец утверждает, что попал в плен из-за дедовщины. Якобы после драки с офицером он попал на гуаптвахту, откуда решил бежать в компании с еще одним солдатом.
© Фото : Алексей НиколаевЦевма и Левенец хоть и живут в одном городе, друзьями так и не стали
© Фото : Алексей Николаев
Из интервью Александра Левенца для книги «Навсегда в плену»:
«Мы собирались идти в аэропорт, но почти сразу попали к душманам. К утру нас привели к какому-то большому командиру, я при нем так и остался. Сразу же принял ислам, получил имя Ахмад, потому что раньше был Сашей. В тюрьму меня не сажали: под арестом я был всего одну ночь. Сначала сильно пил, потом стал у боевиков водителем. С нашими я не воевал, да никто этого и не требовал от меня. <…> После ухода талибов я смог позвонить домой на Украину. Трубку взял мой двоюродный брат, сказал, что мой родной брат и мама умерли. Больше я туда не звонил».
По словам Алексея Николаева, в Афганистане Левенец по сравнению с другими живет неплохо, работает таксистом. Он даже в хадж ходил. А вот судьба его земляка Геннадия Цевмы сложилась не так удачно. «Как мне показалось, даже по афганским меркам он живет за чертой бедности», — отмечает фотограф.
© Фото : Алексей НиколаевГеннадий Цевма
© Фото : Алексей Николаев
Из интервью Геннадия Цевмы для книги «Навсегда в плену»:
«Когда опять пришли талибы, я исполнял все их указы — носил чалму, отпустил бороду длинную. Когда талибы ушли, мы стали свободными — появились свет, телевизор, электричество. Кроме круглосуточного намаза, ничего хорошего от них не было. Только намаз прочитал, вышел из мечети, тебя обратно отправляют молиться. <…> В прошлом году я съездил на Украину, отец и мать уже умерли, сходил к ним на кладбище, повидался с другими родственниками. Остаться, конечно, даже не думал — у меня ведь тут семья. Да и не нужен я больше никому на родине».
На самом деле, говоря это, Цевма, скорее всего, лукавит. Из Афганистана его пытался вывезти Николай Быстров, первый герой нашего материала. «Мне позвонили из украинского правительства, попросили выдернуть из Афганистана их земляка. Я поехал. Вроде бы Гена сказал, что хочет домой. Ему сделали паспорт, дали где-то две тысячи долларов на то, чтобы он уладил все формальности, заселили в гостиницу в Кабуле. Перед рейсом мы пришли забирать его из отеля, а он сбежал», — вспоминает историю «возвращения» Николай Быстров.
Быстров считает, что тех, кто решил остаться в Афганистане, вызволять уже не имеет смысла. «Они потерянные люди, не вернутся уже на родину. Даже если приедут, потом захотят бежать обратно», — ставит точку бывший пленник.
© Фото : Алексей НиколаевЮрий Степанов на работе
© Фото : Алексей Николаев
Из этого ряда выбивается история солдата Юрия Степанова. Осесть в России он смог только со второй попытки. В 1994 году Степанов попытался вернуться домой в башкирский поселок Приютово в первый раз. Но так и не смог здесь освоиться, отправился обратно в Афганистан. А в 2006-м снова приехал в Россию. Говорит, что уже навсегда. Сейчас он работает вахтовым методом на севере. Как раз на днях он уехал на вахту, поэтому связаться с ним нам не удалось.
«Мы считали себя лучше советских солдат»: советский и британский ветераны о войне в Афганистане, выводе войск и «Талибане»
«Мы считали себя лучше советских солдат»: советский и британский ветераны о войне в Афганистане, выводе войск и «Талибане» — BBC News Русская службаBBC News, Русская службаПерейти к содержанию
Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер
«Мы считали себя лучше советских солдат»: советский и британский ветераны о войне в Афганистане, выводе войск и «Талибане»
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Военные кампании в Афганистане — и советская, и коалиционная — привели к многочисленным потерям как военных, так и местных жителей. Некоторые считают, что войска НАТО повторили ошибки СССР.
Пока лидеры «Талибана» (организация признана террористической и запрещена в России) утверждают, что после их прихода к власти страна не вернется к публичным казням и женщины смогут учиться и работать, ООН уже получает данные об обратном.
Русская служба Би-би-си попросила сравнить опыт войны в Афганистане британского и советского солдата. Ветераны рассказали об ошибках военных кампаний, возможном результате вывода войск коалиции и о том, можно ли верить новому «имиджу» талибов.
Автор: Мария Евстафьева
Редактор: Бен Тавенер
Темы
- Россия
- Британия
- Аль-Каида
- Афганистан
- Террор
- Талибан
Читайте также
Видео, «Они сказали идти домой». Даст ли «Талибан» женщинам Афганистана работать и учиться, Продолжительность 4,41
Видео, «Cловно остались в темной комнате»: афганцы пытаются бежать из страны, Продолжительность 1,58
Видео, Хаос и паника.
Афганцы покидают захваченный «Талибаном» Кабул, Продолжительность 2,52
Самое популярное видео
Видео, Арест подозреваемого в утечке документов Пентагона. Видео, Продолжительность 1,08
Видео, «Пункты несокрушимости». Волонтеры создают оазисы мирной жизни на фронте, Продолжительность 8,23
Видео, Год войны в Украине: сколько российских военных погибло и о чем говорят эти цифры?, Продолжительность 10,03
Видео, Что Лукашенко сказал народу в ежегодном послании? Главное, Продолжительность 2,29
Видео, «Тела людей валяются вдоль дорог и в лесах».
Как ищут и опознают убитых военных в Украине, Продолжительность 4,51Видео, «А я сейчас покажу, откуда на Беларусь готовилось нападение…» Как Александр Лукашенко стал мемом, Продолжительность 0,51
Видео, В преддверии коронации короля Карла III: обзор золотых королевских карет, Продолжительность 1,37
Видео, 300 дней войны: карта российского вторжения и контрнаступления Украины, Продолжительность 3,13
Видео, Белорусский елбасы с ракетами? Зачем Лукашенко провел референдум по конституции, Продолжительность 5,48
Видео, Как в Госдуме принимали закон об электронных повестках. Видео, Продолжительность 2,29
Советские солдаты, никогда не покидавшие страну, в которую они вторглись
Ясной звездной ночью 1984 года Геннадий Цевма, которому тогда было 18 лет, тихо перешагнул через пьяных дремлющих солдат, несших вахту в его лагере в северном афганском городе Кундуза.
Он решил избежать того, что он называет «пытками советской армии», не зная, что будет дальше.
После дезертирства украинский солдат попал прямо в объятия моджахедов, поддерживаемой США афганской боевой группы, сражавшейся с Советами во время их вторжения.
Когда советские войска уходили в 1989 году, они были уверены, что все их солдаты покинули афганскую землю. А господин Цевма остался. На самом деле, по данным Русского культурного центра в Кабуле, в общей сложности осталось 226 таких же перебежчиков из армии, как он.
Десятилетняя война унесла жизни почти двух миллионов афганских мирных жителей, а также 15 000 советских солдат в период с 1979 по 1989 год. Господин Цевма был жив, но решил свести свою предыдущую жизнь в могилу.
Первоначально атеист из восточноукраинского региона Донбасс, 55-летний г-н Цевма теперь называет себя Ник Мохаммед. Он отец четверых детей, свободно говорит на дари, афганском диалекте персидского языка, и стал практикующим мусульманином.
В своей бежевой мешковатой тунике он сидит в окружении своей семьи на кровати возле своего дома, положив руку на опору для ходьбы, а его улыбающийся двухлетний внук пытается привлечь его внимание.
«Я построил здесь свою жизнь, и теперь я афганец», — говорит он на дари без намека на украинский акцент.
«Я больше почти ни по чему не скучаю, кроме, может быть, холодного пива время от времени», — усмехается он.
Еще в 1984 году, когда он столкнулся с моджахедами в ту же ночь, когда бежал, он впервые попал в плен. Но группа вскоре интегрировала его в свои ряды.
«Они дали мне учителя языка, научили меня молиться и выбрали Биби Хаву, которой тогда было 14 лет, чтобы она стала моей женой», — говорит он, добавляя, что прожил с ними семь лет, после чего взял работа водителем грузовика.
Старые советские танки продолжают украшать ландшафт Афганистана, например, этот в провинции Кандагар. Стефани Глински / The National
Возвращение на Украину — несмотря на то, что Советский Союз распался — Мохаммад больше никогда не рассматривал, даже после того, как с ним связались представители посольства России и предложили репатриационную стипендию в размере 2000 долларов (7340 дирхамов).
«Я боялся и, кроме того, уже построил семью в Афганистане», — вспоминает он.
Восемь лет назад он выехал наземным путем в Донбасс со своим афганским паспортом, который он приобрел для поездки, уже получив официальное афганское удостоверение личности, или «таскиру». Это был его первый и последний визит.
«Мои родители уже умерли, поэтому я встретил своего брата и его семью. Это было эмоционально. Мы не могли перестать плакать и обниматься».
После двухнедельного визита Мохаммед вернулся к своей семье в Афганистан, поделился фотографиями и историями со своими детьми. Он едва поддерживает связь со своей семьей, но говорит, что у него есть один украинский телеканал, который он время от времени включает, чтобы следить за новостями. Война на Донбассе между украинскими войсками и пророссийскими сепаратистами, разразившаяся в 2014 году, огорчила его и в конечном итоге способствовала его решению никогда не возвращаться.
«Я хотел бы увидеть Украину, но отсюда далеко», — говорит его 26-летний сын Файзал, добавляя, что почти не говорит по-украински.
Подробнее
Афганские власти встревожены вербовщиками ИГИЛ в Кабульском университете
Талибан и США отвергают заявление афганского правительства о прямых переговорах с боевиками $95) в месяц. Мохаммед проводит дни, сидя на своей террасе, любуясь своим цветущим садом. Ночью он иногда просыпается от звуков взрывов или ударов американской и афганской авиации по городу и его окрестностям.
Десятилетия войны сказались на мужчине, который выглядит намного старше своего возраста. Боевые действия вокруг Кундуза усилились, талибы приближаются к городу. В конце 2015 года повстанцы контролировали город более двух недель, прежде чем отступить.
По данным министерства обороны, афганская армия в настоящее время изменила свою позицию с оборонительной на наступательную, а США увеличили количество авиаударов примерно на 20 процентов.
«Я пришел сюда воевать, но теперь война воюет со мной», — цинично смеется Мохаммед.
Мохаммед говорит, что не знает никого из оставшихся советских боевиков, кроме Хаджи Ахмада, еще одного украинца, живущего в Кундузе, который работал логистиком, возил товары в Кундуз, но дезертировал в том же году, что и Мохаммед.
«Когда мы встречаемся, мы говорим друг с другом на дари», — смеется г-н Ахмад, чье настоящее имя Александр Уривич. Как и Мохаммед, он бежал из армии и в конце концов присоединился к моджахедам.
Хаджи Ахмад, 54 года, бывший советский солдат, сейчас работает таксистом в городе Кундуз. Он прибыл в Афганистан в 1984 и с тех пор не уезжал. Стефани Глински / The National
Мистер Ахмад никогда не был в Украине. Он говорит, что не может позволить себе поездку. Вместо этого он копил на хадж в Саудовскую Аравию шесть лет назад и говорит, что копит на вторую поездку — и на этот раз надеется взять с собой жену.
Г-н Ахмад, отец шестерых детей и водитель такси, который сидит на оживленном рынке в Кундузе, не выделяется своей традиционной туникой, шляпой и длинной бородой. Его деревня Хазрат Султан находится в районе талибов, но он говорит, что группа боевиков уважает его.
«Я принял ислам, и мне кажется, что я провел всю свою жизнь здесь, в Афганистане», — объясняет он. Хотя некоторые воспоминания остались.
«В Украине у меня была девушка. По выходным мы ходили на вечеринки, чтобы выпить», — вспоминает он. «Жизнь была свободной, и я мог делать все, что хотел. Здесь я не выбирал свою жену. Его мне дали моджахеды».
Однако он не выглядит расстроенным тем, как все обернулось для него.
Как и Мохаммед, г-н Ахмад получил финансовую помощь от российского делегата, чтобы вернуться в Украину, но сказал, что использовал деньги в другом месте.
«У меня большая семья, и я должен обеспечить ее в первую очередь», — говорит он, его голос почти заглушается суетой покупателей на рынке.
Мало что напоминает Ахмаду о его жизни в Украине, говорит он, объясняя это тем, что его родители, братья и сестры уже скончались, и он разорвал связи со своей большой семьей.
Старые и ржавые советские танки продолжают украшать ландшафт Афганистана, напоминая о давно ушедшей войне. Как и конфликт, их родина теперь стала далеким воспоминанием.
«Я не скучаю по Украине», — говорит г-н Ахмад, собираясь уехать со своими следующими клиентами. «Афганистан — мой дом, и это моя культура. Это не плохо. Я счастлив.»
Как советский разведчик стал мусульманином и афганцем
Шерефович Хакимов сражался на стороне коммунистов советских войск против афганских моджахедов в 1980-х, но его жизнь коренным образом изменилась после того, как он попал в плен.
56-летний Шерефович Хакимов, бывший советский военный, больше не называет себя русским. Он живет в афганском городе Герат как мусульманин и афганец.
В 1987 году в составе войск вторжения Советского Союза попал в плен.
Его брат Александр был российским депутатом в парламенте страны, а сестра Мабуба работала советником советских военных. Его родители также были высокопоставленными чиновниками Советской Армии. Его отец, этнический армянин, был генералом, а мать, украинская еврейка, работала в советской разведке.
В 1984 году Хакимов был направлен в Афганистан в качестве офицера советской военной разведки. Через три года он был тяжело ранен во время перестрелки с афганскими моджахедами. Раненый и деморализованный, он в конце концов стал военнопленным.
«Было около 120 потерянных советских солдат, и Хакимов — один из них», — сказал Билал Гюлер, корреспондент
«Нет конкретной информации о тех потерянных советских солдатах, и никто из них, похоже, не может вернуться ни в Советы, ни в нынешнюю Россию. Непонятно, что с ними случилось», — рассказывает Гюлер TRT World . Среди прочих, у Хакимова уникальная история.
«Они говорили мне стать мусульманином. Они также поощряли меня говорить «Ля иляха иллаллах Мухаммедун Расулуллах»», — сказал Хакимов, который также носит свое принятое имя Шейх Абдулла, данное ему Хаджи Сайидом Абдулвахабом Катали, один из лидеров моджахедов.
Декларацией веры в исламе считается «Ля иляха иллаллах Мухаммедун Расулуллах», что означает «нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его пророк». Произнося эти слова, немусульманин может войти в ислам и стать мусульманином.
«Я думал, что Мухаммад придет и решит, что со мной делать, и что он был судьей или лидером этих [моджахидов]», — сказал Хакимов Гюлеру из агентства Anadolu Agency , вспоминая свои чувства в тот день. Агентство Анадолу взяло интервью у Хакимова 15 февраля, в годовщину вывода советских войск из Афганистана.
Ислам во сне
Хакимов не стал мусульманином, пока ему не приснился сон, в котором белобородый мужчина также посоветовал ему принять ислам. После этого он решил принять и мусульманскую веру, и афганскую культуру.
«Я в Афганистане почти 40 лет. Теперь я афганец. У меня есть афганское гражданство. Теперь я мусульманин. Я не русский. Я не принадлежу к русским», — сказал Хакимов.
Хакимов также подружился со своим бывшим врагом Катали.
«Он был нашим врагом тогда. Мы были и его врагами. Если бы мы его поймали, мы бы его казнили. Если бы мы попали к нему в руки, может быть, он бы нас расстрелял», — сказал Хакимов.
«Мы подружились после того, как я принял ислам… Я стал и его работником, и его сыном. Он выдал меня замуж. Он дал [мне] дом», — добавил он.
В 25 лет Хакимов женился на афганке, которая умерла, родив девочку по имени Менис. Его вторая жена также скончалась из-за рака желудка в прошлом году.
С потерей второй жены Хакимов разочаровался в жизни. «После того, как моя жена умерла, я больше ничего не мог делать». Каждый день он посещает могилу своей жены, чтобы помолиться за нее.
Россия: чужбина
Хакимов, страдающий потерей памяти и другими заболеваниями из-за полученной в прошлом травмы, потерял советский паспорт и личные вещи, в том числе фотографии членов семьи.
Его русский со временем заржавел, и по состоянию здоровья он забыл многие слова и фразы. Однако он по-прежнему хорошо владеет родным армянским языком.
Оба его родителя мертвы. Нахождение вдали от своих братьев и сестер на протяжении десятилетий оказало на него психологическое воздействие. Он очень скучает по своим брату и сестре.
Но Гюлер считает, что если бы кто-то из его братьев и сестер посетил его в Афганистане, он почувствовал бы воодушевление поехать в Россию. «Я думаю, что он чувствует себя покинутым семьей, — говорит Гюлер.
«Политика России другая. Правда, говорят, нас прощают. Но один из нас уехал в Россию и был арестован. Он сбежал оттуда и вернулся в Афганистан. Если бы его не арестовали русские, нас бы всех не было», — сказал Хакимов.
Ветераны войны пьют водку в память о своих товарищах возле могил солдат Советской Армии, погибших во время боев в Афганистане, под Минском, Беларусь, 15 февраля 2009 года.. (Архив АП) Хакимов опасается, что, если он вернется в Россию, его тоже ждет возмездие.«Я здесь не под арестом. Они [русские] говорят, почему вы сдались. Мы говорим, что мы не сдавались. Мы были ранены и остались. Мы попали в руки моджахедов», — сказал Хакимов.
«Потребуется много времени, чтобы понять, что мы были в плену и не сдались», — добавил он.
Различные делегации ООН в Узбекистане и России неоднократно посещали его, чтобы помочь ему покинуть Афганистан, но он отказался это сделать.
Хакимов не уверен, что российское правительство может понять обстоятельства, приведшие к его задержанию. В некоторых случаях Хакимов даже обучал моджахедов воевать против Советов.
«Я должен был, я боялся. Ради своей жизни, чтобы выжить, я демонстрировал моджахедам все свои навыки».
Нейтральный «афганец»
В 1989 году, через два года после пленения Хакимова, Советы с позором покинули Афганистан. Но после этого Афганистан охватила внутренняя борьба за власть, пока в 1995 году талибы не одержали победу. Однако правление талибов также было прервано в 2001 году после терактов 11 сентября в США и американского вторжения.