боевой летучий корабль » Военное обозрение
![](/wp-content/uploads/sovetskij-ekranoplan-lun_0.jpg)
Судно на воздушной подушке развивало скорость 500 км/ч
В 1986 году сошел на воду первый корабль из серии боевых ракетоносных экранопланов весом 400 т. Его назвали «Лунь». Своеобразный гибрид с двигателями, разработанными авиаконструктором Николаем Кузнецовым, объединял в себе качества корабля и самолета. Проект считался перспективным, но в 90-е был законсервирован.
![](/wp-content/uploads/sovetskij-ekranoplan-lun_1.jpg)
Экраноплан движется вблизи поверхности воды или земли за счёт так называемого экранного эффекта: набегающий под крыло поток воздуха создаёт дополнительную подъёмную силу — воздушную подушку. Он может развивать скорость до 500 км/ч и имеет ряд очевидных преимуществ. Более того, существует разновидность экранопланов, способных на длительное время отрываться от поверхности, переходя в режим самолета, — экранолеты.
«КАСПИЙСКИЙ МОНСТР» И «ОРЛЕНОК»
Первый опытный образец военного экраноплана разработал нижегородский инженер-конструктор Ростислав Алексеев. Корабль-макет (КМ) с размахом крыльев в 38 метров и длиной 92 метра на Западе окрестили «Каспийским монстром». В воздух махину поднимала десятка двигателей, разработанных для стратегических бомбардировщиков.
Преимущества экранопланов перед другими видами военного транспорта — экономичность, грузоподъемность и быстроходность — были оценены руководством СССР и министерства обороны. Главной «фишкой» амфибии стала его незаметность для радаров противника. Опытный образец летал на высоте от 4 до 14 метров (слишком низко для радиолокаторов) поверхностью над поверхностью моря, не касался воды при полете (не уловим для гидролокаторов). КМ мог брать на борт груз равный собственной массе (240 тонн), при этом расходовал на его доставку в пять раз меньше топлива, чем транспортный самолет аналогичной грузоподъемности.
В 1972 году Алексеев развил свои идеи и создал десантную версию экраноплана «Орленок», он же А-90. Корабль мог за час доставить с одного берега Каспийского моря на другой до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или два плавающих танка (БТР, БМП) с экипажами. При этом судно имело черты уже экранолёта — могло не только скользить в нескольких метрах над поверхностью воды, но и подниматься на высоту до 300 метров. На вооружение ВМФ СССР экранопланы типа «Орленок» поступили в 1979 году. В общей сложности было построено пять А-90, последний из был списан в 2007 году.
![](/wp-content/uploads/sovetskij-ekranoplan-lun_2.jpg)
«УБИЙЦА АВИАНОСЦЕВ»
Эволюция инженерной мысли Алексеева в итоге привела к созданию ракетного экраноплана «Лунь». Первый и, к сожалению, единственный экземпляр корабля был спущен на воду 16 июля 1986 года.
Длина машины уменьшилась до 73 метров, а размах крыльев в свою очередь увеличилась до 44 метров. Скорость хода «Луня» достигала 500 км в час, а дальность хода — до 2000 км. Максимальная взлетная масса составила 380 тонн. Помогали полету 8 газотурбинных двигателей НК-87. Вооружен экраноплан шестью советскими противокорабельными ракетами «Москит». На момент создания одной из самых современных разработок. «Москиты» двигаются со сверхзвуковой скоростью (2,5 тыс км в час) на расстоянии, затрудняющем их обнаружение и захват противоракетными установками (5-7 метров над поверхностью моря).
В 1984 году руководство Минобороны вывело тему экранопланов из приоритетных для ведомства. Среди высказаных экспертами причин — нетипичность проекта, необходимость новых материалов и т.д.
![](/wp-content/uploads/sovetskij-ekranoplan-lun_3.jpg)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ
В последнее время о развитии строительства экранопланов вспоминают все чаще и чаще. В марте 2014 года ученые Дальневосточного федерального университета заявили о начале разработки первого экспериментального образца пассажирского экраноплана. Ранее о намерении возобновить строительство такого вида судов на динамической воздушной подушке объявляла Пограничная служба ФСБ России. Министерство обороны страны так же озвучивало свой интерес к экранопланам, однако в государственную программу вооружений до 2020 года финансирование их разработки пока не было включено.
topwar.ru
Лунь (экраноплан) — Википедия
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»[4] (заводской номер С-31[1], по кодификации НАТО: Utka[5]) — советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903, разработанного в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых. Создан на опытном заводе «Волга» и является единственным полностью построенным кораблём проекта 903 из восьми планировавшихся[1].
Экраноплан предназначен для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага. Главной целью ракетоносца являются авианосцы. Экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров может подходить к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты
История проекта и его реализации
Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов под руководством В. Н. Кирилловых в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева — на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана КМ.
Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившимся при ЦКБ в городе Горький. 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду[7] с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1986 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году
[3].Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии[2]. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным[1][8]. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады[2].
Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной целесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был[1].
Видео по теме
Конструкция
Экраноплан создан по самолётной схеме моноплана с трапецевидным крылом в плане. Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевыми шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления. В носовой части «Луня» расположен горизонтальный пилон, на котором держатся в мотогондолах восемь главных двигателей НК-87. Сверху корпуса под углом к горизонту установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит».
Оборонительное артиллерийское вооружение проекта 903 составляли носовая (размещалась в стойке носовых ПУ ПКР «Москит») и кормовая артиллерийские установки типа УКУ-9К-502-II со спаренными 23-мм 2-ствольными авиационными пушками ГШ-23. Данные установки являлись унифицированными, и кроме того устанавливались на самолётах Ил-76 и Ту-95МС[3].
Корпус, имея высоту — 19 метров, длину — 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков. В средней части находится центроплан крыла, а под днищем расположено гидролыжное устройство (применяется при посадке). Корпус имеет три палубы, использующиеся для размещения служебного оборудования и расчета ракетного комплекса. Выполнен корпус из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава. Толщина обшивки — от 4 до 12 миллиметров.
Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Оно выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Крыло водонепроницаемо, кроме хвостовой части и закрылок. В четырёх отсеках крыла размещено топливо. Концевые шайбы имеют обтекаемую форму и представляют собой цельнометаллические сварные конструкции. Закрылки разделены на двенадцать секций и имеют клёпаную конструкцию из листов и профилей.
Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 квадратных метров. Законцовка выполнена из пенопласта, а её наружные и внутренние поверхности облицованы стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный, его обшивка является сварной из прессованных панелей. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта. Руль направления состоит из нижней и верхней секции.
Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.
Достоинства и недостатки
Изделию присущи черты судов и летательных аппаратов, а следовательно достоинства и недостатки и тех и других.
Противники использования экранопланов используют соответствующую аргументацию[1]:
Проблема оказалась в том, что экраноплан должен действовать в условиях сильного сопротивления противника, а большие размеры корабля, зенитное вооружение и скорость хода, которые оказались на уровне тихоходного самолёта, делают «Лунь» крайне уязвимым. |
С другой стороны[9]:
… поскольку наступательный потенциал носителя ракет много выше оборонительного, выживание под ответным ударом крайне сомнительно. Морской бой — воздействие по противнику и оборона от его воздействия — стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар — использование оружия без входа в зону противодействия противника. |
Кроме того, экраноплан «Лунь» является кораблем по определению и сравнивать его следует в первую очередь с кораблями, а не с самолётами. В сравнении с передовыми боевыми кораблями, производимыми в мире, экраноплан «Лунь» имеет десятикратное превосходство в скорости[10].
Экраноплан «Спасатель»
Второй корабль также закладывался как ракетоносец, но распад Советского Союза негативно сказался на финансировании военно-промышленного комплекса. Предпринимались попытки завершить постройку второго экраноплана в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель». Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 75 % степени готовности судна.
Дальнейшая судьба проекта и ракетоносца
Экраноплан «Лунь» (Каспийск, 2010).21 ноября 2011 года появилась информация о том, что российские военные решили отказаться от разработки экранопланов, а оставшиеся экранопланы будут утилизированы в ближайшие месяцы. Как сообщил высокопоставленный представитель Минобороны[11][2]:
В гособоронзаказе на 2011—2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие… Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий. |
Однако сразу после этого в СМИ Нижнего Новгорода появилась новость о неких активистах[12], желающих сохранить ракетный экраноплан «Лунь» в качестве музейного комплекса. С этой целью они послали письмо в министерство обороны и получили ответ, в котором сообщалось о возможности передачи в том случае, если поступит официальное обращение муниципалитета[13]. В результате этого активисты создали петицию, адресованную администрации города, с просьбой сохранить уникальный ракетоносец[14]. В ответ на это администрация заявила о желании реализации музея из экраноплана «Спасатель» вместо ракетоносца «Лунь», транспортировка которого, по словам администрации, окажется крайне дорогой[15][16][17]. Таким образом, на момент начала 2013 года «Лунь» утилизирован ещё не был. Весной 2013 года администрация укрепилась в решении транспортировать «Спасатель» с завода «Волга» для музейных нужд, в то же время дальнейшая судьба ракетоносца «Лунь» остается неизвестной[18].
Тактико-технические характеристики
- Размах крыла — 44,00 м;
- Длина — 73,80 м;
- Высота — 19,20 м;
- Площадь крыла — 550,00 м2;
- Масса:
- пустого самолёта — 243 000 кг,
- максимальная взлётная — 380 000 кг;
- Тип двигателей — НК-87;
- Тяга — 8 × 13 000 кгс;
- Максимальная скорость — 500 км/ч;
- Практическая дальность — 2000 км;
- Высота полёта на экране — 1…5 м;
- Мореходность — 5…6 баллов;
- Экипаж — 10 чел.;
- Вооружение:
Сравнение с аналогами
ЭМ типа «Замволт» | ЭМ типа 45 | ЭМ типа 956 | «Лунь» | КМ | Ту-160 | Ту-95[19] | B-52 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | ||||||||
Максимальная боевая нагрузка, т | н/д | ~600[К 1] | ~1500[К 1] | 137 | 304 | 45 | 29,4 | 22,7 |
Максимальная скорость, км/ч | 55,6 | 53,7 | 61,9 | 500 | 500 | 2230 | 882 | 957 |
Максимальная дальность[К 2], км | н/д | 13 000 | 8300 | 2000 | 1500 | 13 950[20] | 15 000 | 16 090[21] |
Суммарная масса крылатых ракет[К 3], кг | н/д | 21 600 | 31 440 | 24 900 | н/д | 26 400 | 12 000 | 17 400 |
Совокупная тяга двигателей, кгс | 7 956 000 | 4 050 000 | 7 500 000 | 104 000 | 130 000 | 100 000 | 48 000 | 61 680 |
Экипаж, чел. | 148 | 190 (235) | 296 (358) | 10 | н/д | 4 | 9 | 5 |
- ↑ 1 2 Максимальная боевая нагрузка судов требует уточнения. Сейчас это разность между стандартным и полным водоизмещением.
- ↑ Практическая дальность в таблице, по отношению экранопланам, представлена не очень выгодно, однако современные истребители, такие как Су-33, Су-57, F-22, F-35, имеют практическую дальность 1000—1500 км у поверхности и 2000—4500 км на высоте. Таким образом максимальная дальность экранопланов соизмерима с дальностью полёта истребителей на высоте, а при полёте над поверхностью даже больше чем у истребителей. Для истребителей имеется возможность дозаправки в воздухе. Информация о возможности дозаправки больших экранопланов на воде, например с танкера, в открытых источниках отсутствует. Вероятно такие опыты по дозаправке никогда не проводилась по причине приостановки работ по проектам.
- ↑ Суммарная масса крылатых ракет рассчитана на основе массы ракет и их количества.
Интересные факты
- Несколько ракетоносцев «Лунь» присутствуют в компьютерной игре World in Conflict: Soviet Assault. Однако, в отличие от реальности, в игре корабли имеют десантный отсек[25]. Один экраноплан типа «Лунь» участвует в сюжете игры James Bond 007: Blood Stone[26].
- Экраноплан был прозван «убийцей авианосцев» за свою специализацию в уничтожении этих кораблей[6].
- Экраноплан «Лунь» является одним из самых крупных летательных аппаратов (ЛА), когда-либо произведённых[5] — наряду с такими ЛА как советские экраноплан-прототип КМ и транспортный самолёт Ан-225 «Мрия».
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Апальков, 2004, с. 28.
- ↑ 1 2 3 4 5 Минобороны окончательно отказалось от экранопланов
- ↑ 1 2 3 4 Качур, 2007.
- ↑ «Лунь» — это шифр проекта 903, а не название единственного созданного ракетного экраноплана. Однако для удобства и краткости в статье ракетный корабль-экраноплан будет называться как «Лунь».
- ↑ 1 2 Lun Ekranoplan
- ↑ 1 2 Секретное оружие СССР пытаются вернуть к жизни
- ↑ В журнале «Наука и техника» и в книгах «Крылатые суда отечества» и «Гидросамолеты и электропланы России» годом начала испытаний является 1985. В статье журнала «Техника и вооружение» 16 июля 1986 года обозначено первым спуском на воду.
- ↑ Потенциальный спрос высок
- ↑ Горшков С. Г. Морская мощь государства. — М.: Воениздат, 1972.
- ↑ § Сравнение с аналогами.
- ↑ В России возрождают идею «каспийских монстров» — гигантских экранопланов, пугавших НАТО
- ↑ Убийцу авианосцев — под «болгарку»?
- ↑ Экраноплан «Лунь» вернут нижегородцам
- ↑ Сохраним ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь»
- ↑ Возвращение в Нижний ракетоносца «Лунь» стоит слишком дорого
- ↑ Зачем Нижнему Новгороду тратить миллионы на недостроенный экраноплан для Парка Победы?
- ↑ У «Луня» шансов мало
- ↑ Экраноплану подыскивают место
- ↑ Летно-технические характеристики Ту-95
- ↑ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОМБАРДИРОВЩИКА Ту-160.
- ↑ Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1996. — Т. 1. — С. 68. — 272 с. — ISBN 5-89327-004-5.
- ↑ Экраноплан лунь проект 903 Ростислава Алексеева. Первый в мире экраноплан-ракетоносец
- ↑ Bond, James Bond
Литература
- Петров Г. Ф. Гидросамолёты и экранопланы России : 1910—1999. — М. : РУСАВИА, 2000. — С. 206—207. — 248 с. — 3000 экз. — ISBN 5-900078-05-1.
- Апальков В. А. Ч. 2 : Малые ракетные корабли и катера // Корабли ВМФ СССР : Справочник : в 4 т. — СПб. : Галея-Принт, 2004. — Т. 2 : Ударные корабли. — С. 25—28. — 122 с. — ISBN 5-8172-0087-2.
- Яблонский П. П. Крылатые суда отечества. — М. : [б. и.], 1997. — С. 44—49. — 98 с. : ил. — (Экранопланы мира). — ISBN 5-093-85941.
- Павел Качур. Ч. IV : Корабли, летящие над волнами. — В: Конструктор крылатых кораблей : К 90-летию Р. Е. Алексеева // Техника и вооружение : журн. — М., 2007. — № 5 (май).
- Ярослав Ефименко. Экранопланы / Ярослав Ефименко ; Андрей Скулин // Наука и техника : журн. — М., 2009. — № 7—8.
Ссылки
wiki2.red
история создания, описание и технические характеристики . Чёрт побери
Распад Советского Союза поставил крест на реализации многих интересных научно-технических проектов, большая часть которых касалась военной сферы. Одной из самых необычных советских разработок были экранопланы – летательные аппараты, использующие для полета так называемый экранный эффект. Согласно международной классификации (ИМО), эти аппараты относятся к морским судам.
Подобные аппараты можно использовать для различных целей: для перевозки грузов и пассажиров, выполнения спасательных миссий, морского патрулирования, но советские экранопланы разрабатывались в первую очередь для военных нужд.
История создания экранопланов в СССР связана с именем талантливого конструктора Ростислава Алексеева.
Результатом многолетней работы Алексеева и его подчиненных стало создание ударного ракетного экраноплана «Лунь» (проект 903). В рамках этого проекта был построен один аппарат, хотя изначально планировалось изготовить восемь экранопланов. Основной его задачей было уничтожение авианосцев и других крупных кораблей противника. На Западе «Лунь» получил прозвище «Каспийский монстр». Большинство характеристик этого летательного аппарата никто не смог превзойти до сих пор.
В СССР этот проект был абсолютно секретным, конструкторам запрещалось даже произносить слово «экраноплан», в западной литературе подобные летательные аппараты обозначают аббревиатурой WIG (от Wing-In-Ground effect).
За счет чего экраноплан летает
Принцип полета экранопланов мало похож на те, что используются обычными самолетами или кораблями на воздушной подушке. Экраноплан поддерживается в воздухе также за счет воздушной подушки, но она не нагнетается специальными двигателями, а возникает за счет набегающего потока.
Обычный самолет взлетает и летит, потому что форма и профиль его крыла создает над его плоскостью давление ниже, чем под ней. У экраноплана все не так. За счет воздушных возмущений под его крылом создает область повышенного давления, которая достигает поверхности и отражает обратно. Это так называемый экранный эффект. Создать его можно только на очень небольших высотах. Он зависит от формы крыла и его удлинения, поэтому крыло самолета и экраноплана сильно отличаются.
Экранный эффект мешает пилотам самолетов проводить маневры на низких высотах, но именно он формирует воздушную подушку, которая удерживает экранопланы в воздухе. Подобный эффект сильно заинтересовал кораблестроителей: сначала появились суда на подводных крыльях, а затем корабли на воздушной подушке. Однако и те и другие имели ограничения максимальной скорости.
Ростислав Алексеев долгие годы занимался созданием кораблей на подводных крыльях, его «Ракеты» и «Метеоры» не имели мировых аналогов. Однако для конструктора этого было мало, и в 1961 году он создал свой первый экраноплан.
История создания
В 1967 году американские военные, изучая снимки, сделанные спутником-шпионом, обнаружили в акватории Каспийского моря огромный летательный аппарат, который они сразу же получил прозвище «Каспийский монстр». В будущем это название закрепилось за всеми советскими аппаратами подобного типа. Что же так удивило американских специалистов на снимках?
Они увидели настоящего гиганта, самолет длиною в сто метров с непропорционально маленькими крыльями – всего лишь сорок метров. При этом «Каспийский монстр» мог развивать скорость до 500 км/ч и передвигался на высоте неконтролируемой ПВО противника. Естественно, что все это сильно озадачило экспертов Пентагона.
В 1967 году в ЦРУ состоялось специальное совещание, на котором обсуждались интригующие спутниковые снимки. На него были приглашены эксперты НАСА и военного ведомства, большинство из которых посчитало удивительный летательный аппарат фокусом или уловкой русских и только несколько инженеров пришли к выводу, что они имеют дело с новым типом летательных аппаратов.
На снимках американцы увидели первое масштабное творение Алексеева – экраноплан с названием «Корабль-Макет» или «КМ». Его полетный вес составлял 544 тонны, а площадь крыла равнялась 662,5 м2. На этой машине советские конструкторы отрабатывали технические решения, которые планировали использовать при постройке серийных экранопланов.
В 1972 году на воду был спущен первый серийный экраноплан «Орленок», вес которого достигал 120 тонн. «Орлята» относились к новому типу летательных аппаратов – экранолётов, во время полета они могли использовать экран или лететь как обычный самолет. «Орленок» был способен перебрасывать десантников на расстояние до 1500 км. Изначально планировали построить 24 экраноплана такого типа, но сделано было всего лишь пять машин.
В ходе реализации проекта конструкторы столкнулись с целым рядом сложных технических задач, связанных с тем, что экранопланы имели особенности как морских судов, так и самолетов. Нужны были легкие материалы, способные противостоять коррозии и выдержать удар о воду на скорости около 500 км/ч. Кроме того, техника пилотирования экранопланов очень сильно отличалась от самолетной.
В 1983 году на опытном заводе «Волга» был заложен первый ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь». В 1986 году аппарат его спустили на воду, в том же году начались испытания.
«Лунь» был вооружен шестью противокорабельными крылатыми ракетами «Москит», попадания хотя бы одной из них и сегодня является фатальным практически для любого корабля. Скорость экранопланов проекта 903 составляла 500 км/ч.
В 1990 году «Лунь» приняли в опытную эксплуатацию, а уже через год он был снят с нее и законсервирован. Первоначально планировали построить восемь ракетных экранопланов проекта 903 «Лунь», но реализованы они не были. Причиной этого стала тяжелая экономическая ситуация в стране и признание военной нецелесообразности использования подобных аппаратов.
Единственный экраноплан проекта 903 «Лунь» сегодня находится на консервации в сухом доке на территории завода «Дагдизель» (г. Каспийск). С него демонтирована вся электроника.
После распада СССР и прекращения финансирования второе судно проекта «Лунь» хотели превратить в поисково-спасательное, ему дали название «Спасатель». Он должен был не только проводить спасательные операции на море, но и иметь на своем борту госпиталь на 150 человек. Несмотря на 75% готовность «Спасателя», он так и не был достроен.
Дальнейшая судьба уже построенных экранопланов «Лунь» и всего проекта в целом остается довольно туманной. В 2011 году представители российского Министерства обороны заявили о решении полностью отказаться от разработки и строительства экранопланов. Примерно в то же время в СМИ появилась информация о том, что «Спасатель» и «Лунь» планируют сделать частью музейных экспозиций, но финансирования для транспортировки машин нет.
В 2015 году сразу несколько высокопоставленных чиновников заявили о том, что Россия возобновит строительство ударных экранопланов. Согласно озвученной информации работы должны начаться в Нижнем Новгороде после 2020 года. В том же году было объявлено о завершении эскизного проекта нового морского боевого экраноплана А-050 со взлетной массой 54 тонны.
В августе 2015 года российское военное ведомство поставило перед конструкторами задачу создать к 2020 году машину с грузоподъемностью 240–300 тонн. Однако, учитывая нынешнее не слишком блестящее положение российской экономики и секвестр оборонного бюджета, будущее экранопланов нельзя назвать безоблачным.
Описание конструкции
Экраноплан «Лунь» изготовлен по самолетной схеме моноплана и имеет крыло трапециевидной формы, расположенное в центре корпуса. В передней части находится кабина пилотов, также здесь установлен пилон, на котором расположены восемь двигателей НК-87. Корпус экраноплана полностью выполнен из магниево-алюминиевого сплава, что значительно уменьшает вес «Луня» и снижает вероятность коррозии. Толщина обшивки составляет от четырех до двенадцати миллиметров.
На верхней части корпуса установлены шесть контейнеров для противокорабельных крылатых ракет «Москит».
В кормовой части экраноплана находится хвостовое оперение, которое имеет Т-образную форму.
Длина корпуса «Луня» составляет семьдесят три метра, он разделен перегородками на десять водонепроницаемых отсеков, также корпус экраноплана делится на три палубы. Снизу на корпусе установлено гидролыжное устройство, применяемое при посадке и взлете аппарата.
Размах крыла – 44 метра, на его концах установлена концевидная шайба. Крыло водонепроницаемо, в нем размещены четыре емкости с топливом.
Экипаж экраноплана состоял из семи офицеров и четырех мичманов. Автономность «Луня» — пять суток.
Силовая установка экраноплана состояла из восьми двигателей НК-87, ее мощность составляла 104 кгс (8 х 13000).
Достоинства и недостатки проекта
Не слишком корректно говорить о достоинствах или недостатках экранопланов проекта «Лунь», потому что ему присущи все особенности аппаратов подобного типа. Военных всегда смущала низкая защищенность экранопланов, которая делала его весьма уязвимым для огня противника. Скорость его хода сопоставима со скоростью тихоходного самолета, а отсутствие зенитного вооружения делало экранопланы легкой добычей авиации противника.
К несомненным достоинствам экранопланов следует отнести превосходное сочетание скорости и грузоподъемности. Они могут перемещаться со скоростью самолета (до 600 км/ч), при этом их грузоподъемность сравнима с небольшим кораблем.Экранопланы очень живучи, в случае аварии они могут просто совершить посадку на воду даже при сравнительно большом волнении.Подобные аппараты способны летать не только над водной гладью, им подходит любая ровная поверхность: пустыня, тундра, лед.Экранопланы очень экономичны: во время полета на экране они тратят на 30% меньше топлива, чем традиционные самолеты.Этим аппаратам не нужен аэродром, достаточно небольшой акватории или ровного участка суши.Еще одним преимуществом экраноплана является его малозаметность для радаров в результате полета на высоте нескольких метров.
Однако у этого типа летательных аппаратов есть и серьезные недостатки, которые значительно осложняют их эксплуатацию.
Главным из них является то, что экранопланы не могут летать над неровной поверхностью, в этом случае невозможно создание экрана. Но, правда, подобного недостатка лишены экранолёты (типа «Орленок»), которые могут летать по-самолетному.Экранопланы имеют очень низкую маневренность, у них большой радиус разворота.Несмотря на большую по сравнению с самолетами экономичность, для взлета экраноплан должен обладать весьма высокой тяговооруженностью, что требует установки на него взлетных двигателей, которые не работают во время полета.Управление экранопланом требует особых навыков и сильно отличается от пилотирования самолета.
Что дальше?
Несмотря на целый ряд недостатков, схема полета с использованием экранного эффекта выглядит очень заманчиво. Впечатляющая грузоподъемность экранопланов делает из этих аппаратов идеальный транспортный корабль, способный перевозить людей и грузы над океанскими просторами.
Советским экранопланам просто не повезло: целый ряд обидных и необязательных аварий, смена руководства, распад государства поставили крест на этом потенциально очень интересном проекте. Алексеев планировал не только создавать огромные ударные и десантные машины, но и использовать экранопланы в качестве плавучего авианосца и даже космодрома. Этому не суждено было сбыться.
В начале нынешнего столетия компания Boeing занималась проектом создания экраноплана Pelican, который должен перевозить 1400 тонн груза на расстояние до 16 тыс. км. Последнее упоминание об этих работах относится к 2003 году.
Ведутся работы по созданию подобных аппаратов в Германии, Франции, Китае и Южной Корее. Однако речь идет о небольших машинах, с максимальной грузоподъемностью в несколько десятков тонн.
Экранопланы небольшого размера разрабатываются сегодня и в России.
Технические характеристики
Размах крыла, м | 44,00 |
Длина, м | 73,80 |
Высота, м | 19,20 |
Площадь крыла, м2 | 550,00 |
Масса максимальная взлётная, кг | 380000 |
Тип двигателей | НК-87 |
Тяга | 8 х 13000 кгс |
Максимальная скорость, км/ч | 500 |
Высота полёта на экране | 1-5 м |
Мореходность, баллов | 5-6 |
Экипаж, чел. | 10 |
Вооружение: | 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит |
chert-poberi.ru
Морской кошмар НАТО: РФ возродит легендарный экраноплан-ракетоносец «Лунь»
Легендарный проект советского экраноплана-ракетоносца «Лунь» может получить новую жизнь. Новые военные технологии превратят и без того грозное оружие в настоящий кошмар для НАТО, морского зверя, который будет рвать и метать. Подробности рассказал военный эксперт Сергей Хатылев.
Гениальный советский кораблестроитель Алексеев Ростислав Евгеньевич во времена существования Советского Союза совершил настоящий прорыв в создании морской военной техники. Под руководством талантливого инженера были построены такие легендарные машины как «КМ – Корабль Макет», но он же «Каспийский Монстр», малый десантный корабль «Орленок». В 1980-ых годах мир увидел ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь», который был сконструирован в ЦКБ имени Алексеева. Этот «летающий корабль» действительно навел «шороху» в военных кругах своими потрясающими боевыми возможностями.
Экраноплан «Каспийский Монстр»
Фото: К.Е. Сергеев/Собственная работа/CC BY-SA 3.0
Экраноплан «Лунь» мог перемещаться со скоростью 500 километров в час над водной поверхностью и нес ударное ракетное вооружение – шесть пусковых контейнеров с ракетами «Москит». Стрельбу по противнику «Лунь» мог вести прямо на ходу. По ударной мощи экраноплан был сопоставим с эсминцем, но был в два раза дешевле в изготовлении и перемещался в 10 раз быстрей.
За высокую маневренность, огромную боевую мощь и скорость «летающий корабль» окрестили убийцей авианосцев. Да и в целом, борьба с кораблями противника была главной задачей этого экраноплана. В свое время машина была уникальной и прорывной. Западные технологии не позволяли эффективно и оперативно бороться с такой боевой единицей.
К сожалению, запуск в серийное производство не состоялся по нескольким причинам. Во-первых, умер сам гениальный конструктор, что не позволило развивать и модернизировать проект дальше. Во-вторых, было прекращено финансирование. И сегодня до сих пор непонятно, почему 903 проект решили не развивать – действительно проблемы или саботаж? В третьих, распался Советский Союз.
Сегодня экраноплан «Лунь» не участвует в боях, не плавает, а просто стоит практически как музейный экспонат в ожидании своей участи. Его собрат «Спасатель» используется в качестве музейного комплекса.
Казалось бы, что подобные машины больше никогда не будут строиться в России, их просто законсервируют, потому что сейчас для развития нет никаких возможностей. Даже в 2011 году представителем военного ведомства РФ было сделано заявление о том, что Россия не питает иллюзий о строительстве ракетоносцев-экранопланов и о возрождении не идет и речи.
Однако в интервью изданию «ПолитЭксперт» бывший начальник зенитно-ракетных войск (2007-2009), командования специального назначения ВВС России Сергей Хатылев рассказал, что сегодня для России экранопланы отнюдь не «мертвый проект», а вполне себе перспективный.
«Алексеев, гениальный конструктор, в свое время изобрел уникальные летающие лодки, экранопланы, боевые корабли на подводных крыльях – «КМ», «Лунь» и другие. Вот сейчас это получило новое развитие, сейчас военные делают на подобную технику ставку. В настоящее время перспективно применять такие корабли в Средиземноморском бассейне и в зоне Тихого океана.
«Новые экранопланы будут иметь крылатые ракеты, ракеты для стрельбы по береговым укреплениям, реактивные снаряды для уничтожения кораблей. Для реализации задуманного в РФ возрождают соответствующие конструкторские бюро», — заявил Сергей Хатылев.
Из интервью стало понятно, что новые экранопланы станут еще мощнее и функциональнее. Ведь проекты прошлого поколения были приспособлены больше для потопления авианосцев и других типов кораблей. Новые «летающие корабли» смогут также успешно ликвидировать прибрежные цели и вести огонь по удаленным целям.
Новые технологии, современное вооружение, мощные двигатели и материалы превратят и без того грозное оружие в настоящий кошмар для НАТО, морского зверя, который будет рвать и метать.
Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе.
politexpert.net
Экраноплан «Лунь». Каспийский монстр. | РАТНИК КЛУБ
Корпус полностью выполнен из магниево-алюминиевого сплава.
Скорость 500 км/ч.
Полетный вес 544 тонны.
Распад Советского Союза поставил крест на реализации многих интересных научно-технических проектов, большая часть которых касалась военной сферы. Одной из самых необычных советских разработок были экранопланы – летательные аппараты, использующие для полета так называемый экранный эффект. Согласно международной классификации (ИМО), эти аппараты относятся к морским судам.
Подобные аппараты можно использовать для различных целей: для перевозки грузов и пассажиров, выполнения спасательных миссий, морского патрулирования, но советские экранопланы разрабатывались в первую очередь для военных нужд.
История создания экранопланов в СССР связана с именем талантливого конструктора Ростислава Алексеева.
Результатом многолетней работы Алексеева и его подчиненных стало создание ударного ракетного экраноплана «Лунь» (проект 903). В рамках этого проекта был построен один аппарат, хотя изначально планировалось изготовить восемь экранопланов. Основной его задачей было уничтожение авианосцев и других крупных кораблей противника. На Западе «Лунь» получил прозвище «Каспийский монстр». Большинство характеристик этого летательного аппарата никто не смог превзойти до сих пор.
В СССР этот проект был абсолютно секретным, конструкторам запрещалось даже произносить слово «экраноплан», в западной литературе подобные летательные аппараты обозначают аббревиатурой WIG (от Wing-In-Ground effect).
За счет чего экраноплан летает?
Принцип полета экранопланов мало похож на те, что используются обычными самолетами или кораблями на воздушной подушке. Экраноплан поддерживается в воздухе также за счет воздушной подушки, но она не нагнетается специальными двигателями, а возникает за счет набегающего потока.
Обычный самолет взлетает и летит, потому что форма и профиль его крыла создает над его плоскостью давление ниже, чем под ней. У экраноплана все не так. За счет воздушных возмущений под его крылом создает область повышенного давления, которая достигает поверхности и отражает обратно. Это так называемый экранный эффект. Создать его можно только на очень небольших высотах. Он зависит от формы крыла и его удлинения, поэтому крыло самолета и экраноплана сильно отличаются.
Экранный эффект мешает пилотам самолетов проводить маневры на низких высотах, но именно он формирует воздушную подушку, которая удерживает экранопланы в воздухе. Подобный эффект сильно заинтересовал кораблестроителей: сначала появились суда на подводных крыльях, а затем корабли на воздушной подушке. Однако и те и другие имели ограничения максимальной скорости.
В 1967 году американские военные, изучая снимки, сделанные спутником-шпионом, обнаружили в акватории Каспийского моря огромный летательный аппарат, который они сразу же получил прозвище «Каспийский монстр». В будущем это название закрепилось за всеми советскими аппаратами подобного типа. Что же так удивило американских специалистов на снимках?
Они увидели настоящего гиганта, самолет длиною в сто метров с непропорционально маленькими крыльями – всего лишь сорок метров. При этом «Каспийский монстр» мог развивать скорость до 500 км/ч и передвигался на высоте неконтролируемой ПВО противника. Естественно, что все это сильно озадачило экспертов Пентагона.
В 1967 году в ЦРУ состоялось специальное совещание, на котором обсуждались интригующие спутниковые снимки. На него были приглашены эксперты НАСА и военного ведомства, большинство из которых посчитало удивительный летательный аппарат фокусом или уловкой русских и только несколько инженеров пришли к выводу, что они имеют дело с новым типом летательных аппаратов.
На снимках американцы увидели первое масштабное творение Алексеева – экраноплан с названием «Корабль-Макет» или «КМ». Его полетный вес составлял 544 тонны, а площадь крыла равнялась 662,5 м2. На этой машине советские конструкторы отрабатывали технические решения, которые планировали использовать при постройке серийных экранопланов.
В 1972 году на воду был спущен первый серийный экраноплан «Орленок», вес которого достигал 120 тонн. «Орлята» относились к новому типу летательных аппаратов – экранолётов, во время полета они могли использовать экран или лететь как обычный самолет. «Орленок» был способен перебрасывать десантников на расстояние до 1500 км. Изначально планировали построить 24 экраноплана такого типа, но сделано было всего лишь пять машин.
«Лунь» был вооружен шестью противокорабельными крылатыми ракетами «Москит», попадания хотя бы одной из них и сегодня является фатальным практически для любого корабля. Скорость экранопланов проекта 903 составляла 500 км/ч.
В 1990 году «Лунь» приняли в опытную эксплуатацию, а уже через год он был снят с нее и законсервирован. Первоначально планировали построить восемь ракетных экранопланов проекта 903 «Лунь», но реализованы они не были. Причиной этого стала тяжелая экономическая ситуация в стране и признание военной нецелесообразности использования подобных аппаратов.
Единственный экраноплан проекта 903 «Лунь» сегодня находится на консервации в сухом доке на территории завода «Дагдизель» (г. Каспийск). С него демонтирована вся электроника.
После распада СССР и прекращения финансирования второе судно проекта «Лунь» хотели превратить в поисково-спасательное, ему дали название «Спасатель». Он должен был не только проводить спасательные операции на море, но и иметь на своем борту госпиталь на 150 человек. Несмотря на 75% готовность «Спасателя», он так и не был достроен.
Дальнейшая судьба уже построенных экранопланов «Лунь» и всего проекта в целом остается довольно туманной. В 2011 году представители российского Министерства обороны заявили о решении полностью отказаться от разработки и строительства экранопланов. Примерно в то же время в СМИ появилась информация о том, что «Спасатель» и «Лунь» планируют сделать частью музейных экспозиций, но финансирования для транспортировки машин нет.
В 2015 году сразу несколько высокопоставленных чиновников заявили о том, что Россия возобновит строительство ударных экранопланов. Согласно озвученной информации работы должны начаться в Нижнем Новгороде после 2020 года. В том же году было объявлено о завершении эскизного проекта нового морского боевого экраноплана А-050 со взлетной массой 54 тонны.
В августе 2015 года российское военное ведомство поставило перед конструкторами задачу создать к 2020 году машину с грузоподъемностью 240–300 тонн. Однако, учитывая нынешнее не слишком блестящее положение российской экономики и секвестр оборонного бюджета, будущее экранопланов нельзя назвать безоблачным.
Описание конструкции
Экраноплан «Лунь» изготовлен по самолетной схеме моноплана и имеет крыло трапециевидной формы, расположенное в центре корпуса. В передней части находится кабина пилотов, также здесь установлен пилон, на котором расположены восемь двигателей НК-87. Корпус экраноплана полностью выполнен из магниево-алюминиевого сплава, что значительно уменьшает вес «Луня» и снижает вероятность коррозии. Толщина обшивки составляет от четырех до двенадцати миллиметров.
На верхней части корпуса установлены шесть контейнеров для противокорабельных крылатых ракет «Москит».
В кормовой части экраноплана находится хвостовое оперение, которое имеет Т-образную форму.
Длина корпуса «Луня» составляет семьдесят три метра, он разделен перегородками на десять водонепроницаемых отсеков, также корпус экраноплана делится на три палубы. Снизу на корпусе установлено гидролыжное устройство, применяемое при посадке и взлете аппарата.
Размах крыла – 44 метра, на его концах установлена концевидная шайба. Крыло водонепроницаемо, в нем размещены четыре емкости с топливом.
Экипаж экраноплана состоял из семи офицеров и четырех мичманов. Автономность «Луня» — пять суток.
Силовая установка экраноплана состояла из восьми двигателей НК-87, ее мощность составляла 104 кгс (8 х 13000).
Достоинства и недостатки проекта
Не слишком корректно говорить о достоинствах или недостатках экранопланов проекта «Лунь», потому что ему присущи все особенности аппаратов подобного типа. Военных всегда смущала низкая защищенность экранопланов, которая делала его весьма уязвимым для огня противника. Скорость его хода сопоставима со скоростью тихоходного самолета, а отсутствие зенитного вооружения делало экранопланы легкой добычей авиации противника.
- К несомненным достоинствам экранопланов следует отнести превосходное сочетание скорости и грузоподъемности. Они могут перемещаться со скоростью самолета (до 600 км/ч), при этом их грузоподъемность сравнима с небольшим кораблем.
- Экранопланы очень живучи, в случае аварии они могут просто совершить посадку на воду даже при сравнительно большом волнении.
- Подобные аппараты способны летать не только над водной гладью, им подходит любая ровная поверхность: пустыня, тундра, лед.
- Экранопланы очень экономичны: во время полета на экране они тратят на 30% меньше топлива, чем традиционные самолеты.
- Этим аппаратам не нужен аэродром, достаточно небольшой акватории или ровного участка суши.
- Еще одним преимуществом экраноплана является его малозаметность для радаров в результате полета на высоте нескольких метров.
Однако у этого типа летательных аппаратов есть и серьезные недостатки, которые значительно осложняют их эксплуатацию.
- Главным из них является то, что экранопланы не могут летать над неровной поверхностью, в этом случае невозможно создание экрана. Но, правда, подобного недостатка лишены экранолёты (типа «Орленок»), которые могут летать по-самолетному.
- Экранопланы имеют очень низкую маневренность, у них большой радиус разворота.
- Несмотря на большую по сравнению с самолетами экономичность, для взлета экраноплан должен обладать весьма высокой тяговооруженностью, что требует установки на него взлетных двигателей, которые не работают во время полета.
- Управление экранопланом требует особых навыков и сильно отличается от пилотирования самолета.Советским экранопланам просто не повезло: целый ряд обидных и необязательных аварий, смена руководства, распад государства поставили крест на этом потенциально очень интересном проекте. Алексеев планировал не только создавать огромные ударные и десантные машины, но и использовать экранопланы в качестве плавучего авианосца и даже космодрома. Этому не суждено было сбыться.
(В начале нынешнего столетия компания Boeing занималась проектом создания экраноплана Pelican, который должен перевозить 1400 тонн груза на расстояние до 16 тыс. км. Последнее упоминание об этих работах относится к 2003 году.)
Ведутся работы по созданию подобных аппаратов в Германии, Франции, Китае и Южной Корее. Однако речь идет о небольших машинах, с максимальной грузоподъемностью в несколько десятков тонн.
Экранопланы небольшого размера разрабатываются сегодня и в России.
Егоров Дмитрий http://militaryarms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/lun/
ratnik161.ru
Лунь (экраноплан) Википедия
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»[4] (заводской номер С-31[1], по кодификации НАТО: Utka[5]) — советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903, разработанного в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых. Создан на опытном заводе «Волга» и является единственным полностью построенным кораблём проекта 903 из восьми планировавшихся[1].
Экраноплан предназначен для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага. Главной целью ракетоносца являются авианосцы. Экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров может подходить к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты[6].
История проекта и его реализации
Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов под руководством В. Н. Кирилловых в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева — на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана КМ.
Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившимся при ЦКБ в городе Горький. 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду[7] с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1986 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году[3].
Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии[2]. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным[1][8]. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады[2].
Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной целесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был[1].
Конструкция
Экраноплан создан по самолётной схеме моноплана с трапецевидным крылом в плане. Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевыми шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления. В носовой части «Луня» расположен горизонтальный пилон, на котором держатся в мотогондолах восемь главных двигателей НК-87. Сверху корпуса под углом к горизонту установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит».
Оборонительное артиллерийское вооружение проекта 903 составляли носовая (размещалась в стойке носовых ПУ ПКР «Москит») и кормовая артиллерийские установки типа УКУ-9К-502-II со спаренными 23-мм 2-ствольными авиационными пушками ГШ-23. Данные установки являлись унифицированными, и кроме того устанавливались на самолётах Ил-76 и Ту-95МС[3].
Корпус, имея высоту — 19 метров, длину — 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков. В средней части находится центроплан крыла, а под днищем расположено гидролыжное устройство (применяется при посадке). Корпус имеет три палубы, использующиеся для размещения служебного оборудования и расчета ракетного комплекса. Выполнен корпус из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава. Толщина обшивки — от 4 до 12 миллиметров.
Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Оно выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Крыло водонепроницаемо, кроме хвостовой части и закрылок. В четырёх отсеках крыла размещено топливо. Концевые шайбы имеют обтекаемую форму и представляют собой цельнометаллические сварные конструкции. Закрылки разделены на двенадцать секций и имеют клёпаную конструкцию из листов и профилей.
Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 квадратных метров. Законцовка выполнена из пенопласта, а её наружные и внутренние поверхности облицованы стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный, его обшивка является сварной из прессованных панелей. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта. Руль направления состоит из нижней и верхней секции.
Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.
Достоинства и недостатки
Изделию присущи черты судов и летательных аппаратов, а следовательно достоинства и недостатки и тех и других.
Противники использования экранопланов используют соответствующую аргументацию[1]:
Проблема оказалась в том, что экраноплан должен действовать в условиях сильного сопротивления противника, а большие размеры корабля, зенитное вооружение и скорость хода, которые оказались на уровне тихоходного самолёта, делают «Лунь» крайне уязвимым. |
С другой стороны[9]:
… поскольку наступательный потенциал носителя ракет много выше оборонительного, выживание под ответным ударом крайне сомнительно. Морской бой — воздействие по противнику и оборона от его воздействия — стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар — использование оружия без входа в зону противодействия противника. |
Кроме того, экраноплан «Лунь» является кораблем по определению и сравнивать его следует в первую очередь с кораблями, а не с самолётами. В сравнении с передовыми боевыми кораблями, производимыми в мире, экраноплан «Лунь» имеет десятикратное превосходство в скорости[10].
Экраноплан «Спасатель»
Модель экраноплана «Спасатель» на Expo 2000Второй корабль также закладывался как ракетоносец, но распад Советского Союза негативно сказался на финансировании военно-промышленного комплекса. Предпринимались попытки завершить постройку второго экраноплана в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель». Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 75 % степени готовности судна.
В августе 2019 года председатель совета директоров АО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева» Георгий Анцев заявил, что работы над «Спасателем» активно ведутся и это будет машина массой около 500-700 тонн, одной из основных задач которой станет тушение лесных пожаров. Грузоподъёмность воды должна составить 200 тонн. Местом базирования нового экраноплана предполагают сделать крупные реки Сибири и Байкал.[11]
Дальнейшая судьба проекта и ракетоносца
Экраноплан «Лунь» (Каспийск, 2010).Хорошо видны пусковые установки ПКР «Москит», а также кормовая и носовая кабины воздушных стрелков (с орудийных установок УКУ-9К-502-II демонтированы 23-мм пушки ГШ-23).
21 ноября 2011 года появилась информация о том, что российские военные решили отказаться от разработки экранопланов, а оставшиеся экранопланы будут утилизированы в ближайшие месяцы. Как сообщил высокопоставленный представитель Минобороны[12][2]:
В гособоронзаказе на 2011—2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие… Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий. |
Однако сразу после этого в СМИ Нижнего Новгорода появилась новость о неких активистах[13], желающих сохранить ракетный экраноплан «Лунь» в качестве музейного комплекса. С этой целью они послали письмо в министерство обороны и получили ответ, в котором сообщалось о возможности передачи в том случае, если поступит официальное обращение муниципалитета[14]. В результате этого активисты создали петицию, адресованную администрации города, с просьбой сохранить уникальный ракетоносец[15]. В ответ на это администрация заявила о желании реализации музея из экраноплана «Спасатель» вместо ракетоносца «Лунь», транспортировка которого, по словам администрации, окажется крайне дорогой[16][17][18]. Таким образом, на момент начала 2013 года «Лунь» утилизирован ещё не был. Весной 2013 года администрация укрепилась в решении транспортировать «Спасатель» с завода «Волга» для музейных нужд, в то же время дальнейшая судьба ракетоносца «Лунь» остается неизвестной[19].
Тактико-технические характеристики
- Размах крыла — 44,00 м;
- Длина — 73,80 м;
- Высота — 19,20 м;
- Площадь крыла — 550,00 м2;
- Масса:
- пустого самолёта — 243 000 кг,
- максимальная взлётная — 380 000 кг;
- Тип двигателей — НК-87;
- Тяга — 8 × 13 000 кгс;
- Максимальная скорость — 500 км/ч;
- Практическая дальность — 2000 км;
- Высота полёта на экране — 1…5 м;
- Мореходность — 5…6 баллов;
- Экипаж — 10 чел.;
- Вооружение:
Сравнение с аналогами
ЭМ типа «Замволт» | ЭМ типа 45 | ЭМ типа 956 | «Лунь» | КМ | Ту-160 | Ту-95[20] | B-52 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | ||||||||
Максимальная боевая нагрузка, т | н/д | ~600[К 1] | ~1500[К 1] | 137 | 304 | 45 | 29,4 | 22,7 |
Максимальная скорость, км/ч | 55,6 | 53,7 | 61,9 | 500 | 500 | 2230 | 882 | 957 |
Максимальная дальность[К 2], км | н/д | 13 000 | 8300 | 2000 | 1500 | 13 950[21] | 15 000 | 16 090[22] |
Суммарная масса крылатых ракет[К 3], кг | н/д | 21 600 | 31 440 | 24 900 | н/д | 26 400 | 12 000 | 17 400 |
Совокупная тяга двигателей, кгс | 7 956 000 | 4 050 000 | 7 500 000 | 104 000 | 130 000 | 100 000 | 48 000 | 61 680 |
Экипаж, чел. | 148 | 190 (235) | 296 (358) | 10 | н/д | 4 | 9 | 5 |
- ↑ 1 2 Максимальная боевая нагрузка судов требует уточнения. Сейчас это разность между стандартным и полным водоизмещением.
- ↑ Практическая дальность в таблице, по отношению экранопланам, представлена не очень выгодно, однако современные истребители, такие как Су-33, Су-57, F-22, F-35, имеют практическую дальность 1000—1500 км у поверхности и 2000—4500 км на высоте. Таким образом максимальная дальность экранопланов соизмерима с дальностью полёта истребителей на высоте, а при полёте над поверхностью даже больше чем у истребителей. Для истребителей имеется возможность дозаправки в воздухе. Информация о возможности дозаправки больших экранопланов на воде, например с танкера, в открытых источниках отсутствует. Вероятно такие опыты по дозаправке никогда не проводилась по причине приостановки работ по проектам.
- ↑ Суммарная масса крылатых ракет рассчитана на основе массы ракет и их количества.
Интересные факты
- Несколько ракетоносцев «Лунь» присутствуют в компьютерной игре World in Conflict: Soviet Assault. Однако, в отличие от реальности, в игре корабли имеют десантный отсек[26]. Один экраноплан типа «Лунь» участвует в сюжете игры James Bond 007: Blood Stone[27].
- Экраноплан был прозван «убийцей авианосцев» за свою специализацию в уничтожении этих кораблей[6].
- Экраноплан «Лунь» является одним из самых крупных летательных аппаратов (ЛА), когда-либо произведённых[5] — наряду с такими ЛА как советские экраноплан-прототип КМ и транспортный самолёт Ан-225 «Мрия».
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Апальков, 2004, с. 28.
- ↑ 1 2 3 4 5 Минобороны окончательно отказалось от экранопланов
- ↑ 1 2 3 4 Качур, 2007.
- ↑ «Лунь» — это шифр проекта 903, а не название единственного созданного ракетного экраноплана. Однако для удобства и краткости в статье ракетный корабль-экраноплан будет называться как «Лунь».
- ↑ 1 2 Lun Ekranoplan
- ↑ 1 2 Секретное оружие СССР пытаются вернуть к жизни
- ↑ В журнале «Наука и техника» и в книгах «Крылатые суда отечества» и «Гидросамолеты и электропланы России» годом начала испытаний является 1985. В статье журнала «Техника и вооружение» 16 июля 1986 года обозначено первым спуском на воду.
- ↑ Потенциальный спрос высок
- ↑ Горшков С. Г. Морская мощь государства. — М.: Воениздат, 1972.
- ↑ § Сравнение с аналогами.
- ↑ В России создается тяжелый аварийно-спасательный экраноплан (неопр.). ТАСС. Дата обращения 9 августа 2019.
- ↑ В России возрождают идею «каспийских монстров» — гигантских экранопланов, пугавших НАТО
- ↑ Убийцу авианосцев — под «болгарку»?
- ↑ Экраноплан «Лунь» вернут нижегородцам
- ↑ Сохраним ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь»
- ↑ Возвращение в Нижний ракетоносца «Лунь» стоит слишком дорого
- ↑ Зачем Нижнему Новгороду тратить миллионы на недостроенный экраноплан для Парка Победы?
- ↑ У «Луня» шансов мало
- ↑ Экраноплану подыскивают место
- ↑ Летно-технические характеристики Ту-95
- ↑ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОМБАРДИРОВЩИКА Ту-160.
- ↑ Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1996. — Т. 1. — С. 68. — 272 с. — ISBN 5-89327-004-5.
- ↑ Экраноплан лунь проект 903 Ростислава Алексеева. Первый в мире экраноплан-ракетоносец
- ↑ Bond, James Bond
Литература
- Петров Г. Ф. Гидросамолёты и экранопланы России : 1910—1999. — М. : РУСАВИА, 2000. — С. 206—207. — 248 с. — 3000 экз. — ISBN 5-900078-05-1.
- Апальков В. А. Ч. 2 : Малые ракетные корабли и катера // Корабли ВМФ СССР : Справочник : в 4 т. — СПб. : Галея-Принт, 2004. — Т. 2 : Ударные корабли. — С. 25—28. — 122 с. — ISBN 5-8172-0087-2.
- Яблонский П. П. Крылатые суда отечества. — М. : [б. и.], 1997. — С. 44—49. — 98 с. : ил. — (Экранопланы мира). — ISBN 5-093-85941.
- Павел Качур. Ч. IV : Корабли, летящие над волнами. — В: Конструктор крылатых кораблей : К 90-летию Р. Е. Алексеева // Техника и вооружение : журн. — М., 2007. — № 5 (май).
- Ярослав Ефименко. Экранопланы / Ярослав Ефименко ; Андрей Скулин // Наука и техника : журн. — М., 2009. — № 7—8.
Ссылки
wikiredia.ru
Мощь СССР — Ракетный экраноплан «Лунь» — Энциклопедия Кладоискателя:
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» длиной 74 метра. СССР. 1986 г
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»[4] (заводской номер С-31[1], по кодификации НАТО: Utka[5]) — советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903, разработанного в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых. Создан на опытном заводе «Волга» и является единственным полностью построенным кораблём проекта 903 из восьми планировавшихся
Экраноплан предназначен для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага. Главной целью ракетоносца являются авианосцы. Экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров может подходить к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты
История проекта и его реализации
Основная статья: КМ (экраноплан)
Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов под руководством В. Н. Кирилловых в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева — на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана КМ.
Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившимся при ЦКБ в городе Горький. 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду[7] с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1986 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году[3].
Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии[2]. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным[1][8]. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склад
Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной целесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был
poiskfan.ru