Содержание

Советские игровые автоматы | petukhovsky.com

Не знаю что больше повлияло в пользу того чтобы провести пол дня в музее советских игровых автоматов — желание поностальгировать или желание повысить свою профессиональную квалификацию в области игр еще раз обратившись к истории компьютерных игр на примере игровых автоматов? В любом случае, и та и та потребности были удовлетворены.

О музее советских игровых автоматов

Музей имеет филиалы в Санкт-Петербурге и Казани, мне удалось посетить главный в Москве на улице Бауманской д.11, не далеко от метро Бауманская. Музей работает ежедневно с обеда и до 20 — 21 часов. Мне очень понравилось, что даже в вечернее время воскресного дня людей было совсем не много. Кстати, где-то в информации о музее мне удалось узнать, что с утра (до 13:00) в нем можно провести праздник для детей, в вечернее время (после 20:00) — устроить вечеринку для взрослых. Также можно взять в аренду игровые автоматы, как этим хвастались в Студии Лебедева, в которой и сделали официальный веб-сайт музея. Конечно, первое впечатление, оказалось очень ярким, ведь действительно, это машина времени, мне показалось, что я в конце 80х в г. Витебске, в фойе спортивного зала на улице Кирова, именно там я впервые и встретил автоматы «Сафари», «Зимняя Охота», «Морской бой», «Городки».

Осторожно! Под катом очень много фото.

Описание музея из Яндекс Афиши мне кажется очень точным

Здесь сбываются мечты любого «перестроечного» ребенка и не только! Получая пригоршню 15-копеечных монет, можно отправиться исследовать зал, который весь наполнен до боли знакомыми игровыми автоматами, среди которых встречаются совсем необычные и редкие экземпляры. Каждому посетителю дается право поиграть на 15 игровых автоматах.
А на экскурсии можно еще и узнать много разного-интересного. Оказывается, придуманы и созданы игровые автоматы еще в середине позапрошлого века в Америке. До советских просторов они добрались к лету 71-го года вместе с Всемирной выставкой аттракционов и игровых автоматов, и тут же вызвали небывалый ажиотаж среди посетителей.
А уже через 4 года на основе купленных выставочных образцов были созданы первые игровые автоматы отечественного производства. И собирали их не где-нибудь, а на военных заводах. Ведь именно там были сосредоточены необходимые мощности и передовые технологии того времени. Представьте себе, во благо и радость пионеров тогда работали более двадцати оборонных заводов! Да и стоили они тогда дорого – почти, как легковой автомобиль.

В музее собрано около 50 разнообразных игровых автоматов, и поиски продолжаются. И все – на радость повзрослевшим «детям советской эпохи».

Оригинал: Афиша Яндекс

Говоря об экскурсии — она действительно интересная. Помимо истории, которая есть на официальном сайте, вам удастся заглянуть под крышку автоматов, узнать принцип работы не только морского боя, который оказался не так уж и прост, но и автомата с газировкой.

И мы расскажем про то, что игровые автоматы были придуманы в Америке в середине XIX века. А советский человек увидел их летом 71-го года, когда в ЦПКиО им. Горького открылась Всемирная выставка аттракционов и игровых автоматов. Полтора месяца длиннющих очередей и полного аншлага. Люди увидели настоящие аппараты: с ковбоями, птицами, музыкой и цветными лампочками. Посетители были просто в восторге.

Взято с официального веб-сайта музея

Игровые автоматы

Чтобы лучше понять что это такое рассмотрим подробнее некоторые из них, которые мне были знакомы с детства и которые вызывают наибольший интерес. К сожалению, рассмотреть все, а их более 40 видов, не предоставляется возможным в рамках данной статьи по понятным причинам.

Морской бой

Официальный сайт: morskoy-boy.15kop.ru

Поиграть: morskoy-boy.15kop.ru/game

Автомат выпускался на Серпуховском заводе с 1974 года. На официальном сайте хорошо разобрано устройство этого агрегата, лично для меня было удивительным узнать, что он оказался устроен совсем не так как я ожидал. Я и представить себе не мог, на сколько далеко зашла инженерная мысль при его создании, имею ввиду, в первую очередь, конструктивное решение и использование зеркал. Этот автомат по праву считается самым узнаваемым автоматом советской эпохи после автомата с газировкой.
Много хороших фото и детальное описание автомата есть на официальном сайте по ссылке выше.

Вид в перископ.

Мне нравится то, что помимо играющего, в окошечко может понаблюдать за происходящим любой желающий.

Торпедная атака

У некоторых особенно популярных автоматов спустя какое-то время появлялся младший улучшенный брат. Так и произошло с автоматом «Морской бой» — у него появилось продолжение в виде игрового автомата для двоих игроков «Торпедная атака».

Автомат с газировкой

Официальный сайт: morskoy-boy.15kop.ru

Жаль, но для того чтобы попробовать газировки в музее нужно покупать отдельные жетоны. На экскурсии вы ознакомитесь не только с внешним видом автомата, но и сможете заглянуть внутрь.

Зимняя охота

Официальный сайт: zimnjaja-ohota.15kop.ru

Поиграть: zimnjaja-ohota.15kop.ru/game

Автомат также знакомый с детства, который стал популярен, еще до появления 8-битных игровых приставок с пистолетом и игр Duck Hunt или Wild Gunman.

Дуплет

Версия Зимней охоты для двух игроков. Играть на много интереснее потому как возникает соревновательный эффект.

Магистраль

Официальный сайт: magistral.15kop.ru

Поиграть: magistral.15kop.ru/game

Автомат примечателен игровым управлением с рулём и педалями. Можно поиграть вдвоём. Игра сложная, обыграть компьютер в одиночном режиме практически не возможно. На официальном сайте даже есть PDF с отсканированной инструкцией по эксплуатации.

Городки

Официальный сайт: gorodki.15kop.ru

Поиграть: gorodki.15kop.ru/game

Также довелось играть в эту игру в совсем юном возрасте. Заметил особенность — играть в эмуляторе принципиально легче автомата из-за удобства использования мышки вместо джойстика. Прямо сейчас мне без труда удалось с первой попытки попасть в призовую игру. Хотя на автомате 2 монетки не принесли мне и половины такого успеха. Управление в автомате представляет из себя самую примитивную версию джойстика с клавишей на конце.

Авторалли-М

Официальный сайт: autorally.15kop.ru

Поиграть: autorally.15kop.ru/game

Совершенно невменяемый по сегодняшним меркам геймплей. Честно говоря, мне гораздо больше нравятся полумеханические автоматы по сравнению с полностью электронными (т.н. телевизионными игровыми автоматами), они приятны и интересны и по сей день. Взять хотя бы морской бой, воздушный бой, они не стандартны. А игровые автоматы базировавшиеся на выводе через ЭЛТ, конечно безвозвратно утратили способность вызывать интерес за очень редкими исключениями.

Сафари

Это как раз и есть то редкое исключение когда телевизионный автомат может быть интересен. Правда, в музее мне попался экземпляр с ЧБ экраном, хотя я прекрасно помню что игра была в цвете. Но это не помешало мне с удовольствием опустить в автомат несколько монеток и попытаться добиться призовой игры.

Да, действительно, убедился в том, что полосы для разных зверюшек были окрашены в разные цвета.

Снайпер

Мой товарищ со своей девушкой, которые составили компанию при походе в музей, фактически оккупировали все автоматы стрелкового жанра.

Репка

Данный игровой автомат остался для меня не покоренным. Вероятно, он был неработоспособен, т.к. всегда показывал 116.

Скачки

В этот раз хотя и не довелось поиграть в данный экземпляр, но не понаслышке знаю, что автомат достоин внимания, в первую очередь потому, какую бурю эмоций он может вызвать при одновременной игре в него вшестером!

Не так давно видел подобную игровую механику в одной из передач по TV, в которой игроки звонят по телефону и управляют игрой через телефон.

Баскетбол

Обожаю оформление этого автомата и особенно шрифты, они вызывают во мне глубокое чувство ностальгии по 80-м, ведь в то время это был стандартный спортивный шрифт, которым оформляли все залы и стадионы.

Данные игровые автоматы были некогда очень популярны, помню именно его можно было часто встретить и после спада популярности игровых автоматов уже в 90-е.

В музее этих автоматов несколько штук, но мы заметили что тот, который на первом этаже, даёт преимущества красным, поскольку пружины в ключевых позициях срабатывают гораздо лучше чем у синих.

Футбол

Классическая настольная игра, в которой нужно управлять линиями футболистов крутя ручки. Единственное отличие от настольной игры в исполнении — электронный подсчёт голов и защитная крышка для игрового поля.

Хоккей

Также ставшая известной еще до появления игровых автоматов игра.

Викторина

Как можно догадаться из фото автомата, он позволяет проверить свои знания дорожных знаков.

Но поиграть и разобраться в правилах лично мне не довелось.

Подводная лодка

Суть игры очень напоминает «Морской бой» и «Торпедную атаку». Мне очень понравилась голограмма поверхности морского дна, я не вдавался в подробности технической реализации, но визуальное впечатление эта штука будет создавать до 2020 точно.

Танкодром

Хороший электронно-механический автомат. Задача игры поразить все цели врага за две минуты не наехав на мины. Игра сложна управлением — в качестве управления два рычага, это вам не world of tanks.

Воздушный бой

Одна из моих любимых игр детства. Очень классное игровое оформление: начиная видом из кабины, заканчивая джойстиком управления стилизованного под настоящий истребитель. Обратите внимание, что в те времена не было возможности выпускать сложную логику, но конструкторы в полной мере выкладывались на дизайне и сеттинге игровых автоматов, большинство из которых изобилует бутафорскими датчиками и элементами управления.

Хороший игровой процесс: самолёты противника постоянно маневрируют, нужно поймать их в прицеле. Очень напоминает появившийся гораздо позже Top Gun на 8-битной игровой платформе.

Зонд

Одна из самых популярных разновидностей игровых автоматов в которой, управляя механической дряблой рукой терминатора, нужно вытягивать призы и подарки. Во времена СССР эти автоматы были набиты настоящими интересными игрушками, мой отец несколько раз вытаскивал мне пластмассовые игрушки, гоночный автомобиль, например.

Поскольку цена игрового сеанса очень низкая, то и автомат в музее заполнен самыми простыми подарками.

01

Игра состоит из двух частей, первая напоминает «Магистраль» — задача как можно быстрее добраться до горящего здания. Во второй части игровое поле меняется на фасад здания с горящими окнами, по которым необходимо попасть из брандспойта и потушить пожар нажимая на кнопку на брандспойте и педаль газа. Очень жалею, что не уделил должного внимания этому экспонату.

Цирк

Одна из разновидностей популярного в те времена на западе автомата пинбол. Советская копия еще раз говорит о некоторой вторичности в советской индустрии игровых автоматов.

Автомат весьма играбелен, хотя для того, чтобы собрать какой-нибудь малозначительный ряд фонариков, нужен серьезный опыт.

Телеспорт

Автомат не нуждающийся в представлении.

Обратите внимание, на заднем плане хорошо виден автомат 01.

Обгон

Неплохой автомат, процесс повторяет «Магистраль». Однако, этот автомат гораздо интереснее, потому что он полумеханический и все визуальные ряды создаются зеркалами и светом.

Понимаете о чём я?

Вираж

Один из моих любимых автоматов, хотя не могу сказать, что у меня хватит терпения сыграть в него более 2-х раз к ряду. Игроку предстоит управлять голографической моделью автомобиля и пробираться по шоссе в вираже. К сожалению, кресло водителя для меня оказалось не очень удобным (вы можете видеть это на фото ниже). Создатели игрового автомата постарались сделать его управление максимально похожим на настоящее и добавили в автомат не только руль и педали, но еще и рычаг переключения скоростей. Однако даже на первой скорости мне с трудом удавалось проныривать межу автомобилями и стенками мостов.

Кран

Автомат «Кран» является разновидностью автомата «Зонд».

Ледокол

«Ледокол» это не «Магистраль» хотя у игр и схожие цели. «Ледокол» гораздо интереснее своим сеттингом и визуальным оформлением. Настоятельно рекомендую перед игрой ознакомиться с правилами, помимо рычага полный вперед есть еще и рычаг заднего хода. Интересные ощущения от процесса.

Шайбу! Шайбу!

Один из самых интересных с точки зрения игровой задачи автомат. Игровой автомат предусматривает игру двоих игроков с принципиально разными задачами, у хоккеиста задача забить шайбу, у вратаря отразить. Очередная успешная механическая реализация визуального ряда – люблю когда действие происходит с настоящими фигурками а не с пикселями на экране. Рекомендую попробовать этот автомат.

Меткий стрелок

Удачная вариация игры «Снайпер».

Удачный выстрел

Одна из самых затягивающих игр жанра тир.

Ни пуха, ни пера!

По разновидностям и популярности игровых автоматов можно уловить интересы советского обывателя — спорт, тир/стрельба, автомобили, военная техника. В музее я насчитал не менее 6 видов автоматов использующих макеты стрелкового оружия.

Перехватчик

Телевизионный игровой автомат. Если брать все телевизионные, к которым я отношусь очень холодно, то, на мой взгляд, это одна из интереснейших моделей из-за удачно обыгранного дизайна самого автомата: конструкция не сводится к простому управлению
и экрану, как это сделано у большинства других аппаратов, а обыгрывает военную тематику и изобилует датчиками и лампочками.

Истребители

Разновидность телевизионного игрового автомата. Упустил его из виду и не ознакомился.

Конёк горбунок

Игра выпускалась на базе ТИА-МЦ-1. ТИА-МЦ-1 — Телевизионный Игровой Автомат Многокадровый Цветной со сменными игровыми программами, один из наиболее известных советских игровых автоматов.

А вот и скриншоты из самой игры.

Эта игра, кстати, есть в версии для Android и называется Humpbacked Horse.

Если кого-то заинтересует платформа ТИА-МЦ-1, на просторах сети можно найти TIA-MC Emulator.

Снежная королева

Игра выпускалась на базе ТИА-МЦ-1.

Бильярд

Игра выпускалась на базе ТИА-МЦ-1. В настоящее время игра вряд ли покажется интересной.

Питон

Игровой автомат выполнен на базе платформы Фотон, в основе которой лежал ПК8000 (собрат ZX-Spectrum). Эти аппараты выпускались в самом конце эпохи советских игровых автоматов.
Обратите внимание на аскетичность управления. Представляю как в начале 80-х дети мечтали о таком автомате дома, правда им было невдомёк о том, что подобное изделие стоило по цене в половину автомобиля Жигули.

Поверьте, я привел далеко не все игровые автоматы которые установлены в музее и, тем более, не все которые изготавливались в те времена. Не верите? Тога вот полный перечень.

Симулятор советских игровых автоматов

Для тех, кто хотел бы еще лучше ознакомиться с игровыми автоматами советской эпохи, но кто не хочет для этого ехать в музей имеется симулятор, конечно, вся фишка советских автоматов именно в ощущениях от них самих, дубовых элементов управления и других, способных вызвать ностальгические чувства, мелочах.

Естественно, я сделал полную локальную копию сайта 15kop.ru, так что если хотя бы одна ссылка перестанет работать — дайте знать, я обязательно запущу копию на своём сайте.

Вместо выводов

— Стоит ли идти в музей из академических и профессиональных интересов?
— Конечно стоит, более того, стоит даже если просто захотелось вспомнить 80-е не только на ощупь но и на вкус (имею ввиду удивительно точное соблюдение советской рецептуры газировок).

— Стоит ли идти туда с ребенком?
— Стоит, но мне кажется, стоит идти либо с совсем маленьким лет до 6, либо уже со взрослым после 14, т.к. у детей от 6 до 14 уже есть любимые игры например на iPad или PC и вряд ли они оценят ваши старания. А детям после 14 стоит идти исходя из соображений относительного общего развития, таких как ходят в исторические музеи.

— Стоит ли идти с друзьями?
— Стоит, но нужно обратить внимание на то, что для веселой компании лучше всего подойдут автоматы «Баскетбол», «Футбол», «Хоккей», «Скачки» и «Дуплет». Остальные могут вызвать глубокое уныние и разочарование.

Обнаружил для себя, что тема истории компьютерных игр весьма интересна — в последствии обязательно опубликую подготовленный ранее материал о моём первом компьютере ZX-Spectrum 48k.

petukhovsky.com

Из истории советских игровых автоматов / Назад в СССР / Back in USSR

Игровые автоматы появились в СССР намного позже, чем в остальном мире. Когда в Америке и Японии уже вовсю играли в пинболы и аркадные шутеры, советские люди только начинали знакомиться с каруселями, американскими горками и игровыми автоматами.
Летом 1971 года в Парке Горького и в Измайловском парке в Москве прошла большая международная выставка «Аттракцион–71», на которую зарубежные производители привезли 180 самых разных игровых автоматов. Большинство советских жителей ничего подобного до этих пор не видели, и уж тем более – ни во что такое не играли, поэтому неудивительно, что за 10 дней работы выставки ее посетило 2,5 миллиона человек!
Для всех, в том числе и для Всесоюзного объединение «Союзаттракцион», – ведомства, организовавшего выставку, очевидными стали огромный интерес к игровым автоматам и их дальнейший потенциал. Но вместо того, чтобы заключить договоры с компаниями-производителями или выкупить лицензию на производство таких же аркад в СССР, «Союзаттракцион» поступил по-другому: из почти двух сотен зарубежных «выставочных» автоматов отобрали 30 самых популярных и отдали их на советские заводы, где западные прототипы разбирали, тщательно изучали, и уже на их основе производили советские аркады

Производство: военные заводы и товары народного потребления

Заводы, на которых советские специалисты разбирали и изучали западные автоматы, были в основной массе оборонного назначения.Во время работы большая часть этих заводов выпускала комплектующие и сложную электронику для оборонной промышленности. Автоматы появились на военных предприятиях неслучайно: строить отдельные фабрики для «несерьезных» устройств никто не стал, а на военных заводах были достаточные для производства автоматов ресурсы и кадры. К тому же, у каждого предприятия в СССР, независимо от того, что на нем производили, был финансовый план на выпуск товаров «народного потребления», одним из видов которых стали, в том числе, игровые автоматы
Однако, советская плановая модель экономики вносила коррективы в вопросы производства: действительно, советские инженеры разбирали западные автоматы и на их основе делали советские, но – только из имеющихся на конкретном заводе комплектующих. «Плановый» набор деталей, который получал каждый советский завод, не всегда подходил для создания того или иного автомата, поэтому приходилось работать с тем, что было. Из-за этого инженерам приходилось собирать сложнейшие конструкции, которые легко можно было упростить (и удешевить!), имей они нужные детали

Игровые автоматы: классификация

Всего с начала 1970-х до начала 1990-х годов в СССР было выпущено порядка ста разновидностей игровых автоматов.Большинство из них были копиями западных автоматов, остальные – оригинальными советскими разработками, какие-то автоматы выпускали на протяжении десятилетий, постепенно модернизируя и улучшая, другие – снимали с производства ввиду непопулярности, неокупаемости или производственных трудностей.
Все игровые автоматы можно классифицировать, используя при этом разные принципы деления. Самый простой способ – распределение по тематике. Так, советские аркады можно разделить на военные, спортивные, стрелковые и гоночные имитаторы, пинболы, автоматы-качалки. Более точная и сложная классификация – техническая, согласно которой все советские игровые автоматы делятся на электромеханические и электронные. Последние созданы на базе дискретной логики, а для отображения игрового поля в них, как правило, используется телеэкран

Электромеханика: «Морской бой»


Легендарный советский игровой автомат – «Морской бой» – это электромеханическая аркада. Цель и принцип игры хорошо известны многим, кто родился даже в позднем Советском Союзе: прицеливаться в перископ (кстати, сделанный по подобию настоящих) в кораблики на горизонте и «торпедировать» – стрелять по ним, выпуская торпеды
В распоряжении игрока есть 10 торпед, и в случае, если все 10 выстрелов достигнут цели, игрок получит вознаграждение – 3 дополнительные торпеды.
Советский «Морской бой» был скопирован с американских автоматов Sea Rider и Sea Devil, выпускавшихся чикагской компанией Midway с 1969 года. Американские производители поняли, что линейное расположение игровых элементов очень сильно влияет на габариты аркады, делая ее непозволительно громоздкой, поэтому в основе расположения внутренних составляющих лежит принцип зеркального отражения.
Панорама «боевых» действий, то есть само игровое поле, расположена вертикально, но отражаясь в зеркале, установленном под углом 45°, выглядит горизонтальной. Имитация моря выполнена из стекла, на которое нанесен рисунок моря, а под стеклом расположены траектории движения торпеды – 8 «дорожек», в каждой – по 10 лампочек

Запуская торпеду, игрок, на самом деле, замыкает один из 8-ми контактов механизма выбора траектории полета торпеды, лампочки в выбранной «дорожке» загораются одна за другой, создавая иллюзию динамично летящей торпеды. При совпадении последней лампочки с датчиком на корабле зажигается самая большая лампочка взрыва, цепь замыкается, игрок получает очко. Такой принцип фиксирования трассы торпеды делает аппарат технически более надежным, и, в то же время, пуск торпеды становится для игрока менее предсказуемым
Корабли, по которым ведется стрельба, – это плоские железные фигуры, прикрепленные к обычной цепи (такая еще используется в велосипедах), которая движется по круговой оси. После попадания торпеды свет в автомате выключается, сигнализируя игрока об успехе, корабли останавливаются и, затем, начинают движение уже в другую сторону
«Морской бой» выпускался на Серпуховском радиотехническом заводе «Ратеп» с 1974 года. Основной продукцией предприятия в советское время были радиолокационные системы управления для зенитных ракетных и артиллерийских комплексов, модули управления стрельбой корабельных комплексов выстреливаемых помех. Интересно, что другие автоматы, выпускавшиеся здесь же, – «Лоцман» и «Шайбу! Шайбу!» устроены по аналогичному принципу – с использованием зеркального отражения
Всего на заводе выпускалось несколько вариантов «Морского боя»: для внутреннего рынка и экспорта в социалистические страны и в Финляндию. Одна из версий автомата была разработана специально для тренировки экипажей подводных лодок ВМФ СССР. У таких автоматов не было монетоприемника, а надпись «Морской бой» была заменена аббревиатурой «ЭТ-10М». Загадочная аббревиатура расшифровывается просто: ЭТ — электронный тренажер, 10 – количество выстрелов, М — модернизированный. Такой вариант «Морского боя» устанавливали только на атомных подводных лодках – на них было достаточно места – для развлечения моряков в дальних походах

Электронные аркады

«Городки»
Электронные игровые автоматы большей частью представляют собой оригинальные конструкции, в которых заимствованные западные идеи реализуются на советской технической базе. Но есть и полностью оригинальные советские разработки, самая известная из которых – игровой автомат «Городки».
Геймплей «Городков» создан на основе одноименной старинной русской игры, в течение 20-го века быстро превратившейся из народной забавы в массовый вид спорта со своим регламентом, турнирами и ассоциациями. В 1960-е годы городки были вторым по популярности видом спорта после футбола, поэтому неудивительно, что вслед за реальной спортивной активностью была создана ее «аркадная» версия.
Разработкой аркады занимались сотрудники Центральной научно-исследовательской лаборатории аттракционной техники (ЦНИЛАТ) – подразделения «Союзаттракциона», занимавшегося научными изысканиями и социологическими исследованиями. Перед игроком ставится та же задача, что и в настоящем спорте: выбить городошные фигуры наименьшим количеством бит.
Набор и порядок появления фигур на экране тоже совпадает с правилами классического спорта: от самой простой «пушки», до самой сложной – «письма».
На кинескопе автомата вид на игру представлен сверху, поэтому все, что отображается на экране – бита и фигуры – переведено в двумерный пиксельный формат. Чтобы сделать игру интереснее и сложнее, фигуры двигаются, а бита вылетает автоматически через 5 секунд.
Автомат «Городки» выпускался на заводе «Терминал», расположенном в украинском городе Винница. В советское время предприятие было «монополистом» в сфере производства дисплеев и экранов, в том числе – и для оборонной промышленности. Завод также выпускал и товары народного потребления, включая и игровые автоматы. Промышленникам было выгодно использовать дисплеи в своей продукции, поэтому среди игровых автоматов для производства выбирали те, в которых для вывода изображения используются кинескопы. Так, вместе с «Городками», «Терминал» выпускал «Мотогонки», «Истребители» и все автоматы на базе платформы ТИА-МЦ-1

ТИА-МЦ-1

Телевизионный игровой автомат многокадровый цветной, более известный как ТИА-МЦ-1, – вид советских электронных игровых автоматов со сменными игровыми программами. В Советском Союзе все автоматы ТИА-МЦ-1 выпускались в одинаковых корпусах, которые отличались только цветом, содержанием инструкции к игре и обозначениями элементов управления.
На основе платформы ТИА-МЦ-1 было создано 12 оригинальных игр: «Конек-Горбунок», «Снежная королева», «S.O.S», «Кот-рыболов», «Звездный рыцарь», «Истребитель», «Котигорошко», «Остров дракона», «Остров сокровищ», «Автогонки», «Бильярд», «Городки». Все игры для ТИА-МЦ-1 были разработаны компанией «Экстрема-Украина» в середине 1980-х годов, а сами автоматы выпускались на производственном объединении «Терминал».
Структурно автомат состоит из монитора с 16-цветным экраном и разрешением 256х256 точек, консоли управления и основания, в котором расположены блоки элементов игрового автомата (БЭИА), выполненные в виде отдельных плат.
Блок БЭИА-100 предназначен для обработки логической информации в соответствии с игровой программой, преобразования цифрового кода в аналоговые сигналы цвета R,G,B; формирования сигналов звукового сопровождения, управления монетоприёмником и связи с пультом управления. БЭИА-101 предназначен для формирования синхронизирующих серий и фоновых элементов изображения. БЭИА-102 формирует подвижные объекты изображения, а БЭИА-103 нужен для хранения игровой программы, фоновых картинок, подвижных объектов и другой оперативной информации. Собственно, чтобы поменять игровую игровую программу в автомате, нужно было заменить блок БЭИА-103

Гоночные автоматы турнира: «Магистраль» и «Авторалли»

«Магистраль»
«Магистраль» – электронная гоночная аркада, которая в битве за популярность легко может поспорить с «Морским боем» или «Снайпером». Автомат имитирует автомобильные гонки на разных вариантах трассы, ход игры отображается на телеэкране, а сыграть в «Магистраль» можно одному или вдвоем, управляя своим автомобилем с помощью руля и педали газа.
Игроки могут выбрать один из вариантов трассы:
Режим «учебная трасса» – самый простой вариант гонок, в котором встречные автомобили – статические
«Гоночный» режим – трасса со встречной полосой движения, где виртуальные соперники управляют разными автомобилями — и стандартными, и суперкарами в два раза шире «нормы».
«Специальная» трасса – это гонки при попутных статических машинах со спецмашиной. Игроку необходимо маневрировать, пропуская другие автомобили вперед либо обгоняя их. Игра осложняется периодически проезжающими мимо спецмашинами, чья скорость значительно выше общего потока.
«Ночной» режим имитирует искусственное освещение от фар автомобилей. В полное темноте «ночного» режима нужно помнить о том, что одновременно на полосе может находиться две машины, двигающиеся по встречной полосе.
Режим «гололед» – это гонки при попутных динамических машинах, в котором виртуальные соперники скользят в том же направлении, что и игрок. Одновременно на экране могут отображаться три гоночных болида «соперников».
А в игровом автомате «Магистраль» выбор трассы происходит путем использования сенсорных (!) устройств на панели автомата!

«Авторалли»

«Авторалли-М» – еще одна советская гоночная аркада для одного или двоих игроков. Принцип управления типичен для многих гоночных автоматов – в распоряжении игрока руль и педаль газа, процесс игры, так же, как и в «Магистрали», отображается на телеэкране, расположенном горизонтально, но игровая ситуация отличается.
Цель игрока в «Авторалли» – не обогнать соперника, а собрать как можно больше очков, которые «разбросаны» по всему игровому полю в виде зеленых флажков. Чтобы выиграть в «Авторалли», игрокам нужно наезжать на них, собирая очки. А вот синие масляные пятна, красные флажки и белые барьеры лучше избегать: наезжая на них, игрок теряет управление и скорость. За несколько секунд до окончания игры очки начинают мигать: в этот момент лучше сосредоточить и поторопиться, потому что количество очков на задетом флажке удваивается.
Автомат «Авторалли-М» (буква «М», как и во многих других советских аркадах, означает «модернизированный») выпускался на Томском производственном объединении «Контур». В советское время предприятие в основном производило устройства числового программного управления и электронную начинку для ракет

back-in-ussr.com

Как в СССР создавали автомат будущего / Назад в СССР / Back in USSR

Советские проекты по созданию автоматов будущего выглядят не такими дерзкими, как американские программы SPIW, ACR и OICW. Вдобавок, США активно пиарили свои конкурсы, а аналогичные работы в СССР велись закрыто — некоторые результаты по ним не опубликованы до сих пор.
С другой стороны, публичность американцев позволяла советским конструкторам учитывать опыт заокеанских коллег и не повторять очевидных ошибок — отсюда и относительный консерватизм наших программ. А вот результаты поисков «оружия будущего» и там, и тут примерно одинаковы: армия Соединенных Штатов по-прежнему вооружена винтовкой М16, а наши солдаты — автоматом Калашникова.
«Отец буллпапов»Смелые стрелковые концепты появлялись в СССР еще в конце сороковых, когда военные выбирали оружие под новый промежуточный патрон 7,62х39 миллиметров. Как известно, победителем конкурса тогда стал автомат Калашникова (АК-47). Помимо известных конкурентов АК — автоматов Булкина, Дементьева и т.д. — за право стать основным стрелковым оружием Советской армии боролись и весьма нестандартные системы. Так, ТКБ-408 конструктора Германа Коробова. ТКБ-408 (ТКБ —
Тульское конструкторское бюро) иногда называют первым автоматом в компоновке булл-пап, когда магазин, патронник и УСМ расположены за рукояткой управления огнем. На самом деле такое оружие разрабатывалось еще во время Второй мировой войны — например, экспериментальный автомат Сергея Коровина: возможно, наряду с британской экспериментальной винтовкой он и был первым булл-пап-автоматом.

Автомат ТКБ-408
ТКБ-408Не считая компоновки, конструкция ТКБ-408 была традиционной: газовый двигатель с верхним расположением поршня, продольно скользящий затвор с запиранием перекосом. На испытаниях коробовский автомат показал отнюдь не выдающиеся результаты: невысокая кучность, неудовлетворительная надежность и малый — около пяти тысяч выстрелов — ресурс. В общем, калашникову не конкурент.
Зато Коробова вполне можно считать отцом советских автоматов булл-пап, ведь через 20 лет он предложит, по сути, революционные модели.
Но не булл-папом единым. В 1953 году, когда Главное артиллерийское управление выдало тактико-технические требования и организовало ОКР по созданию для Советской армии нового стрелкового комплекса (автомат плюс ручной пулемет), Коробов представил вполне традиционное оружие с полусвободным затвором ТКБ-517. Схожую схему во время Второй мировой войны использовал в своих пистолетах-пулеметах венгр Пол Кирали.
ТКБ-517 был главным конкурентом АКМ. Коробовский автомат был легче, проще и превосходил АКМ по кучности стрельбы очередями. На базе ТКБ-517 Коробов также сделал ручной пулемет с комбинированным питанием — магазинным и ленточным (это был прямой конкурент РПК на том же конкурсе). Но при всех очевидных достоинствах система Коробова уступала калашникову в главном — в надежности. Многие эксперты уверены, что автоматика с полусвободным затвором вообще не способна обеспечить должной надежности для оружия под промежуточный/автоматный патрон. Косвенное подтверждение тому — печальная судьба французской винтовки FAMAS, где использована та же схема, что и в ТКБ-517. Напомним, FAMAS считается одним из самых неудачных современных автоматов, и в конце прошлого года французы, презрев национальную гордость, отказались от него в пользу германской винтовки НК416.
Стоит ли говорить, что Советская армия, делая выбор, предпочла освоенную в производстве и проверенную систему Калашникова.
Слишком рано?60-е годы в СССР можно назвать золотым веком советских булл-папов. Авторами революционных концептов были уже упомянутый Герман Коробов и еще один тульский конструктор — Николай Афанасьев.
Серия автоматов ТКБ-022 считается одной из самых интересных коробовских разработок. Это было компактное оружие в пластиковом корпусе. С точки зрения дизайна и использованных материалов система была абсолютно прорывной — знаменитый пластиковый Steyr AUG появится в Австрии примерно пятнадцатью годами позже. В моделях ТКБ-022П магазин с патронами вставлялся непосредственно в рукоятку управления огнем, как у израильского «УЗИ». А модели ТКБ-022ПМ отличались сверхмалыми размерами: при одинаковой длине ствола в 415 миллиметров коробовский автомат был на 11,5 сантиметра короче, чем АКМС со сложенным прикладом. Это достигалось за счет использования клиновидного затвора, который перемещался в вертикальной плоскости, при этом магазин с патронами располагался у самого затыльника «приклада».

ТКБ-022П
Еще одного инновационное решение ТКБ-022 — выброс стреляных гильз вперед, что решало проблему стрельбы с левого плеча. Впоследствии этот прием будет использован на бельгийской винтовке XXI века — FN F2000.
В целом, по имеющимся оценкам (официальные результаты испытаний до сих пор не опубликованы), автоматы Коробова имели характеристики близкие к АКМ, но заметно превосходили последний по компактности.
В автоматах ТКБ-011 Николая Афанасьева использовался ряд конструкторских решений Коробова: общая компоновка, используемые материалы, выброс гильз. При этом оружие имело крайне необычный вид: передняя и задняя части ствольной коробки располагались под углом друг к другу. В справочниках указывается, что в конструкции булл-папов Афанасьева широко применен пластик, хотя некоторые источники сообщают, что корпуса музейных образцов деревянные.
ТКБ-022ПМ
Булл-папы 60-х так и остались опытными образцами. «Чем они не угодили — сказать трудно, потому что архивы еще не открыты, в открытом доступе этой информации нет», — пояснил историк стрелкового оружия Максим Попенкер. Из очевидных проблем — чрезмерно смещенный назад баланс ТКБ-022ПМ. Совмещение горловины автоматного магазина с рукояткой управления огнем ТКБ-022П — тоже сомнительное эргономическое решение. Наконец, общая проблема булл-папов — короткая прицельная линия, отрицательно влияющая на точность стрельбы. Неслучайно на том же Steyr AUG установлен оптический прицел в качестве основного.

Автомат ТКБ-011 образца 1963 года
Добавим к этому консерватизм военных чиновников: сможет ли пластиковый автомат показать такую же живучесть, как стальной, при эксплуатации в сложных условиях? Не потеряет ли пластик своих свойств, если оружие будет десятки лет храниться на складах при перепадах температур? В общем, много всяческих «но», при том что выигрыш в боевых характеристиках был не слишком очевиден.
Стрелы, залпы, три стволаА еще в 60-е годы наши конструкторы внимательно следили за попытками американских коллег повысить эффективность огня стрелкового оружия. В самом конце 50-х в США была запущена программа SPIW, при реализации которой, ставка делалась на легкие стреловидные пули и на оружие, способное стрелять фиксированными очередями с очень высоким темпом либо давать залпы с контролируемым рассеиванием (для этого делались специальные патроны с двумя пулями). Если на дальней дистанции хотя бы одна стрелка попадет в цель — это хорошо. А вблизи есть шансы, что противник «поймает» сразу три пули.

Трехствольный залповый автомат Коробова ТКБ-059
У нас тоже велись исследования по созданию систем стрелкового оружия, позволяющих резко повысить эффективность огня. В частности, в СССР опробовали свою залповую систему, только стреляла она не стрелками, а патронами 7,62х39. Решение предложил Герман Коробов: трехствольный булл-пап-автомат с возможностью залповой стрельбы. В 1962 году появился экспериментальный прототип «Прибор 3Б», на базе которого был создан трехствольный автомат залпового огня ТКБ-059. Внешне оружие напоминало зенитный пулемет, только уменьшенный в размерах. Стрельба велась либо очередями, либо залпами по три патрона. Темп огня достигал 1800 выстрелов в минуту.
ТКБ-059 использовался вертикальный клиновый затвор, автоматика работала за счет длинного хода блока стволов, собранных в едином лафете. Автомат был допущен до государственных испытаний, где показал очень высокую кучность стрельбы, но на этом трехствольный эксперимент закончился.
Лафет и балансирСоветскую программу по выбору оружия под новый малоимпульсный патрон 5,45х39 миллиметров эксперты называют самой предсказуемой — в том смысле, что ее результат был ясен заранее: победить в ней обречен был новый автомат Калашникова АК-74. И это, по словам историка оружия Максима Попенкера, вполне оправдано: «Нужно было догонять американцев по созданию оружия под малоимпульсный патрон (американская армия недавно перешла на патрон 5,56х45), поэтому изначально было решено принять освоенный и проверенный автомат Калашникова, а дальше уже спокойно, без спешки и судорог, на научной основе сделать следующий шаг».
Этим следующим шагом стала последняя и самая амбициозная советская стрелковая программа «Абакан». В ее рамках планировалось создать принципиально новое оружие, в полтора-два раза превосходящее по кучности и точности стрельбы АК-74. По времени проведения «Абакан» почти совпал с американской программой ACR (Advanced Combat Rifle), цель последней была схожей — сделать винтовку как минимум вдвое превосходящую по эффективности огня М16.

Опытный образец автомата АН-94
Обе программы де-факто ставили целью создать оружие будущего, но советская была чуть более консервативной. Если участники американского конкурса начали активно экспериментировать с боеприпасами (безгильзовые патроны, стреловидные пули), то советским конструкторам сразу поставили ограничение: чудо-оружие должно работать на уже освоенных патронах 5,45х39.
Определяющими в «Абакане» стали два пункта: сбалансированная автоматика и так называемая лафетная схема. Оружие со сбалансированной автоматикой создавалось в Ижевске еще на рубеже 1960-1970 годов, это был автомат АЛ-7. Суть ее в том, что в конструкцию затворной группы вводится балансир, соединенный с ней и равный ей по массе. Во время выстрела балансир движется разнонаправленно с затворной группой, компенсируя импульс от ее удара о заднюю стенку ствольной коробки и тем самым заметно снижая подброс оружия. По такому принципу работал представленный на «Абакане» АЕК-971 Ковровского механического завода (КМЗ).

Автомат Стечкина ТКБ-0146
ТКБ-0146В лафетной схеме после выстрела агрегат из ствола, затвора и ствольной коробки движется назад внутри специального кожуха. Во время движения из промежуточного патронника подается второй патрон, и сразу после досылания происходит второй выстрел. Таким образом две пули вылетают из ствола, прежде чем затворная группа достигнет крайнего положения и стрелок ощутит отдачу. Поэтому лафетную систему еще называют системой со смещенным импульсом отдачи (ее, кстати, использует немецкая G11).
Фиксированная очередь в два выстрела делается из такого оружия со скоростью 1800-2000 выстрелов в минуту, а две пули идут чуть ли не в одну точку. Но стрельба длинными очередями ведется уже с обычной скоростью — 600-700 выстрелов в минуту. Кучность стрельбы в этом режиме такая же, как у АК-74.
Лафетную схему использовали победитель конкурса «Абакан» Геннадий Никонов на своем АН-94 и его главный конкурент Игорь Стечкин на ТКБ-0146 (последний был скомпонован по схеме булл-пап). Одна из особенностей автомата Стечкина — выброс стреляных гильз через специальное окошко у рукоятки управления огнем, чтобы летящие гильзы не мешали стрелку вести огонь от левого плеча. Кстати, Никонов тоже активно экспериментировал с булл-папами: в начале 80-х он создал автоматы НА-2 и НА-4, использующие лафетную схему и стреляющие фиксированными очередями по три выстрела.

Экспериментальный автомат НА-2
Американская программа ACR закончилась ничем. В России оружие с лафетной схемой — АН-94 — формально было принято на вооружение, но автомат был «сырым», а заниматься его доводкой в 90-е никто не стал. Затем приоритеты военных изменились: оказалось, что повысить эффективность огня можно за счет более совершенных прицельных приспособлений и эргономики оружия. Стоит ли тратить кучу денег на доработку, испытания и запуск в серию заведомо более дорогого и сложного оружия, если выигрыш не очевиден.
Владислав Гринкевич

back-in-ussr.com

Музей советских игровых от ZeroCharisma за 10.03.2015 10:35

Автор:
10 марта 2015 10:35

В музее собраны игровые автоматы советских времен, всего более 70 экземпляров. Здесь можно вернуться в детство и сыграть 15 игр на работающих экспонатах, таких как «Морской бой», «Снайпер», «Магистраль», «Городки», «Сафари», а еще послушать экскурсию и освежиться настоящей советской газировкой.

Сейчас музей находится в лофте на Бауманской улице. Опознать можно по воротам с пиксельными машинками. Стойка у входа: здесь совмещены касса, бар и магазин сувениров. Каждому посетителю выдаётся горсть 15-копеечных монет, от которых и запускаются автоматы. Их можно получить дополнительно за правильные ответы на вопросы во время экскурсий, которые регулярно проводятся в музее. Также, если дома осталась заначка с монетами, можно принести с собой. Не во всех автоматах правила понятны, так что на всякий пожарный есть автомат-справочная. Такие раньше на железнодорожных станциях были. Впрочем, краткая памятка есть на всех аппаратах.
Табличка выше - от автомата "Цирк", русской локализации пинболла. Игровые автоматы появились в СССР в 1971 году, на всемирной выставке в парке культуры. Был огромный ажиотаж После этого автоматы был куплены и начали производить аналоги на оборонных заводах, так как машины были достаточно сложные. Затраты на создание одного аппарата также были немалыми, сопоставимыми со стоимостью автомобиля. Была создана специальная организация Союзаттракцион, которая занималась распределением автоматов по кинотеатрам, пионерлагерям и паркам культуры и отдыха, а также контролировала сбор выручки. У каждого автомата была норма выручки, зачастую она превышалась. Разницу предприимчивые механики клали себе в карман. Постепенно автоматы становились всё сложнее, механических частей было всё меньше. Последние модели представляют собой по сути видеоигры. В силу убыточности и развития новых технологий в девяностые годы поддержка автоматов прекратилась, многие экземпляры сдавали в цветмет. В средине 2000-х студенты-энтузиасты стали собирать и восстанавливать автоматы, что и вылилось в создание данного музея. За раз во все автоматы поиграть не получится, во-первых монет не хватит, во-вторых, нужно время, чтобы потренироваться и к каждому приспособиться. Возможно, опытным игрокам старшего поколения в этом плане проще. Практически змейка! Некоторые автоматы скорее обучающие, нежели игровые. Здесь, например, цель игры - запомнить дорожные знаки. Говорят, такие раньше в ГАИ стояли. Телетир из Тбилиси. Тренировать меткость - почему бы и нет? Не все автоматы работают, но и они постепенно восстанавливаются. У некоторых есть современные китайские бездушные аналоги, впрочем, ими увлекаться не советую. У каждого аппарата своя история, кратко рассказанная на табличках. География происхождения весьма любопытна. На одном из популярных автоматов своего времени "Морской бой" продемонстрирован механизм работы, можно увидеть, где же всё-таки находятся корабли. Кроме игровых автоматов, в музее представлены и другие машины: камеры хранения и аппараты по продаже воды с газом. Электронная игра: у меня была такая "Ну погоди!", где волк ловил яйца в корзину.

fishki.net

Вендинговые автоматы в СССР - Мастерок.жж.рф

Один из символов советского прошлого – автомат с газировкой. Я от лично их помню и частенько ими пользовался. Казалось бы. что по этой теме можно еще узнать нового, но оказывается это были не просто автоматы и не только автоматы с газировкой.

Получая за три копейки сладкую воду, простые граждане даже не подозревали, что участвовали в амбициозном проекте властей СССР по автоматизации торговли.

История советской торговли сейчас часто рассматривается однобоко. В основном вспоминают гигиенически чистые прилавки восьмидесятых. Между тем каждый генсек СССР отметился своим взглядом на то, как должна выглядеть социалистическая система распределения в целом и торговля в частности.

Например, Никита Сергеевич Хрущев, как только в 1957 году сконцентрировал власть в своих руках, обратил внимание, что построенная Сталиным система слишком уж сильно опирается на частника и чуждую социализму индивидуальную инициативу. До войны только 59,4% товарооборота обеспечивали госмагазины, 21,6% давали кооперативы, а 19% – колхозные рынки. При этом существовало мнение, что данные по рынкам, где продукцию вполне законно реализовывали самые разнообразные артели и кустари, были значительно занижены.

С легкой руки Хрущева частника стали выдавливать из жизни СССР. Прежде всего сократили базу для свободной торговли: приусадебные и подсобные хозяйства колхозникам запретили, начали принудительно выкупать домашний скот, в то же время артели и кооперативы сделали государственными. Затем начали все больше встраивать магазины потребкооперации в систему государственной торговли.

Параллельно с этими процессами власти искали новые, более социалистические, способы организации розницы, которые должны были облегчить путь к коммунизму. Например, магазины самообслуживания и торговые автоматы.

«Автоматторг»

Почему-то считается, что аппараты, торгующие всякой всячиной, появились в стране сразу после официального визита Хрущева в США в 1959 году. Это был первый визит руководителя такого уровня в оплот капитализма и, безусловно, личные впечатления генсека существенно повлияли на реализацию множества планов. Но сами идеи по внедрению вендинга в стране социализма появились раньше.

Первый раз их серьезно прорабатывал еще Анастас Микоян, который тогда занимал пост заместителя председателя совнаркома и заодно наркома пищевой промышленности. В 1937 году он тоже побывал в США и заинтересовался вопросом автоматизации. На массовое внедрение торговых аппаратов Микоян все же не решился, но производство установок для хот-догов и гамбургеров запустил в разработку. Такой автомат даже описали в статье журнала «Техника – Молодежи» (№1 1938 года). Вот только война и последовавшая затем кампания по борьбе с американизмами помешали их появлению.

К вендингу вернулись в середине пятидесятых и на этот раз подошли комплексно. Министерство торговли вначале изучило иностранный опыт. Для этого было закуплено 37 аппаратов из США и Европы, причем не только из капиталистических стран. Пять систем привезли из ГДР. В перечень купленных аппаратов попали даже весьма экзотические для Союза автоматы для продажи льда и горячих супов.

В 1955 году, в качестве эксперимента, запустили два автоматических магазина: «Закусочную №9 «Москва» в столице и «Закусочную «Дружба» в Ленинграде. Проекты работали вполне успешно. По крайней мере, власти поспешили отчитаться, что одновременно каждое из них обсуживало 120 человек, а всего за день проходило около десяти тысяч покупателей. Наверное, в воображении советских начальников уже появилась картина из будущего, в которой вся торговля происходит без участия человека, а значит без воровства, жалоб на грубость и прочих недостатков.

Уже в конце пятидесятых в Москве было создано объединение «Автоматторг», которое занималось советским вендингом. На пике своего развития только в столице в его сети работали 74 точки (кафе-мороженое, табачные и пивные магазины) и почти три тысячи автоматов, которые продавали газировку.

От газировки до парфюмерии


Сказать, что торговые аппараты заполонили крупные и мелкие города, было бы преувеличением. Тем не менее, в шестидесятых отрасль развивалась достаточно быстро, было выпущено довольно много моделей. Конструкция их была простой, удавалось обходиться без электроники, исключительно механикой. Большинству автоматов требовались специальные жетоны, которые приобретались на кассе, но некоторые принимали монеты.

Самыми распространенными стали аппараты, продававшие газировку. Они и сохранились почти до начала девяностых. Работали автоматы от водопровода, требовалось только регулярно пополнять емкость с сиропом. Стакан обычной газировки стоил одну копейку, с сиропом – три. Что интересно, модели с бумажными стаканчиками не прижились. Из-за нехватки бумаги наладить их регулярное и достаточное производство не получилось, а качество клея было настолько низким, что жидкость удержать они не могли. Так что в каждом автомате стоял обычный стеклянный стакан.


Ставили аппараты с газировкой не только на улицах. На многих заводах и фабриках их могли установить прямо в цехах. Они снабжали рабочих водой. В таких случаях плата не требовалась, достаточно было нажать кнопку и выбрать, сладкая вода нужна или обычная. Кстати, на некоторых предприятиях они функционируют и поныне. Довольно распространены были автоматы по продаже кваса, пива и вина. Конструкционно они недалеко ушли от тех, что наливали газировку. Главным отличием было то, что подключались они к бочкам с напитком, а для работы требовался жетон, который покупали в кафе или пивной, где их устанавливали.

Также можно было встретить аппараты, которые выдавали сигареты, газеты, бутылки с растительным маслом или молоком. Удобное изобретение, учитывая, что в отличие от магазинов работали они круглосуточно. В кафе стояли автоматы, в которых можно было получить бутерброды. В метро стояли машины, которые меняли мелочь по 5 копеек. На почте такие аппараты «разбивали» монеты на двухкопеечные. Гораздо реже попадались системы, торгующие мороженым (находились в аэропорту «Домодедово» и на Московском вокзале в Ленинграде) или брызгавшие одеколоном (можно было увидеть на ВДНХ и возле гостиниц).

Кафе-автомат


Отдельно надо рассказать про кафе-автоматы, которые начали открывать в крупных городах. Этот формат тоже подсмотрели в США. Их появление население встретило с восторгом. Некоторые, вроде «Кафе-Автомат» на Невском проспекте (дом 45) в Ленинграде, стали легендами.

Заведение на Невском было, по сути, бистро, которое славилось двумя вещами: солянкой (вкусной тушеной капустой с сосисками) и аппаратами, выдающими всем желающим пиво и несколько видов бутербродов. Чтобы получить последние, надо было бросить в щель огромного стеклянного шкафа 15 копеек.

Открылось оно одним из первых, еще в 1957 году. Вначале народ прозвал кафе «Пулемет» или «Американка». В этот период власти считали идеологически важным добиться успеха в экспериментах с автоматизацией и за работой внимательно следили. Но в дальнейшем качество блюд и обслуживания заметно снизились и за кафе надолго закрепилось не самое благозвучное название – «Гастрит». Уже в шестидесятых автоматы стали ставить во многих пивных и закусочных. Но в целом развитие вендинга в Советском Союзе застопорилось.

Без кружки и без сиропа


Причин падения интереса к автоматам можно назвать несколько. Самая очевидная – это уход с политической сцены Хрущева. Без него революцию торговли мотивировать сверху стало некому. Снизу, в самой системе советского общепита и розницы, заинтересованных в вендинге тоже не нашлось. Автоматы не очень вписывались в действующие махинации и аферы. Хотя некоторые умудрялись зарабатывать и на газировке.

Например, уже в эпоху андроповских «чисток» вскрылись факты масштабных хищений в киевском подразделении «Автоматторга». Его директор и сотрудники научились подправлять дозировку сиропа, уменьшая ее с пяти граммов до трех. Чтобы это было не очень заметно, заказали стаканы с более толстым дном, в результате емкость их уменьшилась на 20 граммов.


Уже в шестидесятых кафе-автоматы столкнулись с очередями, и опытным путем выяснилось, что быстрее обслуживали покупателей обычные люди. А еще автоматам постоянно не хватало тары. В начале семидесятых стояли не только за пивом, но еще и за кружками, позднее стали использовать даже пол-литровые банки. Кроме того, технику надо было регулярно чистить и обслуживать, например, сливать непроданное пиво. Аппараты ломались, ремонт постоянно затягивался.

Уже в середине семидесятых от амбициозного проекта остались только автоматы с газировкой. Но и они могли несколько дней стоять без сиропа. Бросая три копейки, покупатели получали обычную, а не сладкую воду. Что не прибавляло вендингу популярности. Пивные, кафе, магазины закрылись или стали работать как обычный общепит, техника оказалась на свалке. Там же через некоторое время оказалась и вся советская система торговли. Кто знает, может, первое событие ускорило второе?

[источники]

источинки
http://pulson.ru/nostalgiya/vendingovyie-avtomatyi-v-sssr-10-foto.html

masterok.livejournal.com

Геймерская культура в СССР - Мослента

В автоматах есть кнопка контрольного запуска игры и это, наверное, единственное их больное место. Дотянуться до нее при закрытой передней дверце на большинстве аппаратов невозможно, но, например, у «Морского боя» она так расположена за этой дверцей, в 20 сантиметрах от правого края, что, просунув туда линейку, нажать ее все-таки можно. Поэтому производитель несколько раз менял конструкцию: переносил ее, а в некоторых моделях ставился отдельный выключатель, блокирующий действие этой кнопки. У нас в коллекции есть различные вариации этого автомата, и если раскрыть переднюю панель, видно, как эта кнопка кочевала от модели к модели.

Редкие аппараты

Разновидностей советских игровых автоматов было порядка 100, некоторые из них в какой-то момент с производства были сняты или модернизированы. Например, «Подводный бой» в 1980-х выпускать прекратили, его модернизировали, что-то там упростили и выпускали до 1991 года уже под названием «Подводная лодка». Самым популярным, массовым, простым в обслуживании и надежным в работе во все времена оставался «Морской бой».

Отдельно стоит сказать про автомат ЭТ-10М, который представлял собой тот же самый «Морской бой», но без монетоприемника. Загадочная аббревиатура расшифровывается просто: ЭТ - электронный тренажер, 10 – количество выстрелов, М — модернизированный. Устанавливали их только на атомных подводных лодках для развлечения моряков в дальних походах. В отличие от дизельных подлодок, где места совсем не было, они изготавливались с повышенным вниманием к вопросу организации досуга экипажа: еще в советские времена там стали устраивать комнату с растениями — маленький зимний сад, а на некоторых даже бассейн.

На самом же деле тренажеров среди советских автоматов не было, если не считать «Викторину», которая задумывалась для проверки знаний в различных областях, но выпускалась в единственной комплектации — со знаками дорожного движения. Их устанавливали в ГАИ, где приходившие сдавать на права могли освежить в памяти знаки дорожного движения.

moslenta.ru

Музей советских игровых автоматов

Когда электронные игры стали неотъемлемой частью среды нашего обитания, бесполезно представлять мир без них. Но можно точно узнать, как развлекались советские люди при так называемом развитом социализме. Такую возможность предоставляет музей советских игровых автоматов, работающий в нашей столице. Расположено заведение на улице Кузнецкий мост, в бывшем торговом помещении.

Внутри посетителей неожиданно встречает кафе, которое можно посетить независимо от посещения экспозиции. Настенный стенд представляет довольно обширное меню, от кофе с бургером до первого и второго блюд. Сохранился здесь аппарат для приготовления молочных коктейлей, характерный для 70-х годов XX века, времен нашего теперь уже давнего социалистического прошлого.

Именно тогда советские люди впервые познакомились с игровыми автоматами, которые использовались для развлечения посетителей всемирной выставки аттракционов. Специалисты оборонных заводов, имеющие навыки создания новейших образцов военной техники, без особого труда наладили выпуск игровых автоматов собственной конструкции. Новый тип развлечений пришелся по вкусу и детворе, и взрослому населению СССР.

Срабатывали все автоматы от 15-копеечной монеты, опущенной в специальную щель. Так устройства в музее советских игровых автоматов запускаются и по сей день, но монеты, выпускаемые с 1961 года до распада СССР, сейчас уже стали предметом коллекционирования. стоимость одной игры равнялась цене детского билета в кино или мороженке, но любителей поиграть это не останавливало. Сейчас монеты выдаются вместе с билетом, дополнительные можно выиграть участвуя в викторинах либо купить в кассе.

Создатели советских игровых автоматов брали за основу своих изделий то, что они знали и умели воплощать лучше всего – вооружение и военную технику. Многие развлекательные устройства имитировали процессы прицеливания и стрельбы из различных видов оружия. Другие автоматы имитировали различные спортивные игры, одним из них была игра Баскетбол.

Разделенная на зоны игровая площадка была не ровной, как паркет в реальном спортивном зале – она состояла из впадин в виде ячеек, на днище которых стояли пружинные толкатели. Управляли щелчками кнопки со стороны каждого из играющих, зона полета мяча ограничивалась прозрачным колпаком. Цель игры совпадала с настоящим баскетболом, нужно было максимальное количество раз забросить мяч в корзину соперника.

Еще проще была устроена имитация самой популярной спортивной игры мира. Автомат Футбол прибалтийского производства представлял собой коробку с прозрачным куполом, установленную на постамент. Внутри коробки располагалось футбольное поле с двумя воротами, фигурки игроков крепились на поперечных стержнях, удары по мячу производились вращением ручек этих стержней. Восемь ручек – по 4 с каждой стороны позволяли участвовать в игре по 11 игроков каждой команды, а управлять ими могли несколько человек.

Общий вид двух последовательно расположенных залов музея советских игровых автоматов дает полное впечатление о его работе. Фактически это игровая зона с безобидными играми, имитирующими спорт и охоту, военные действия и вождение автомобилей. Присутствие посетителей различных возрастов говорит о популярности музея советских игровых автоматов и в наше время, когда электронные развлечения доступны практически в любом устройстве. Привлекают играющих более наглядная имитация реальных действий, ощущение подлинного участия в определенных событиях.

На переднем плане автомат Удачный выстрел, дальше стоят имитация морского боя и опять стрельба – устройство Снайпер. В конце первого зала стоит развлечение для любителей вождения автомобилей, пусть и на подобии тренажера. Игровой автомат Вираж обеспечивает ощущения управления автомобилем в созданной дорожной ситуации, поддерживаемые настоящим рулевым колесом, рычагом переключения передач, педалями газа и тормоза, а также  водительским креслом.

Силомер Репка создан на основе русской народной сказки, испытывающий свою тяговую силу человек играет роль Дедки. Результаты каждого посетителя, выраженные в килограммах силы, отражаются на электронном табло. Молодые мужчины активно пользуются этим автоматом, особенно в присутствии своих подруг – можно свою мощь продемонстрировать спутнице вполне наглядно.

Расположенный по соседству автомат Удачный выстрел оборудован двумя винтовками, почти неотличимыми от используемых в стрелковых тирах, условия которых здесь и имитируются.. Такая конструкция привлекает посетителей, любящих соревноваться в меткости стрельбы – наглядная видимость результатов выстрелов своих и соседа обеспечивает подлинно соревновательную атмосферу.

Другой автомат стрелковой тематики уже с одной винтовкой, точнее – охотничьим ружьем, это Ни пуха ни пера, демонстрирующая охоту на уток. На табло этого устройства высвечивается количество использованных зарядов и набранных очков.

Фотон – один из последних игровых автоматов советской эпохи, созданный уже на базе бытового персонального компьютера, в котором установлена игровая программа, например Питон. Ненужную в этом изделии клавиатуру заменяет джойстик, которым и действует играющий.

Морской бой привлекает многих детей, подходят и взрослые, не забывшие мальчишеские мечтания о флотской службе. Аппарат использует принцип зеркальных отражений, на нем нужно поразить цель торпедой с подводной лодки. Возможные цели – корабли противника, маневрирующие в открытом море.

Натуральность этому автомату придает наблюдение за полем боя через перископ, наличие различных показывающих приборов и карты района сражения на игровом столе. Зрители же могут видеть происходящее на экранах, расположенных в рекламном щите автомата.

Игровой автомат Сафари имитирует охоту в условиях африканской саванны, используя для демонстрации телевизионный экран. Космические приключения по сюжету близок ко многим современным видеоиграм и более понятен подрастающему поколению, чем прочие экспонаты музея советских игровых автоматов.

Еще несколько стрелковых автоматов расположены рядом друг с другом – можно выбрать на любой вкус. Зимняя охота предлагает на заснеженной лесной опушке пострелять разных зверей, пробегающих в поле зрения охотника. Меткий стрелок имитирует стрельбу по тарелочкам на стрелковом стенде, требует внимания и быстрой реакции в сочетании с точным прицеливанием и быстротой действий.

Название Торпедная атака говорит само о характере предлагаемого развлечения. Этот автомат разработан как усовершенствованный вариант Морского боя, позволяющий вести противоборство двум игрокам, атакуя судна противника.

Автомат Ледокол похож по целям на автомобильные гонки, но предлагает стать капитаном ледокольного судна и провести корабль среди угрожающих ему льдов. Кроме корабельного штурвала, имеются рычаги регулировки скоростного режима, доступно и включение заднего хода ледокола.

Снайпер 2 – типичная стрелялка с довольно натуральной винтовкой. Вообще имитаций стрелкового тира в музее советских игровых автоматов достаточно большое количество, а число интересующихся ими посетителей велико.

Вид сверху на зал музея советских игровых автоматов еще более подчеркивает его сходство с натуральным залом развлечений. Достаточно высокий посетительский спрос говорит о сохранении интереса к досугу прошлых лет.

Самой привлекательной чертой этого музея является, безусловно, рабочее состояние всех экспонируемых автоматов. В противном случае смотреть на ушедшие в историю развлечения вряд ли нашлось бы столько желающих.

countryscanner.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о