Военно-Морской Флот РФ. Справка — РИА Новости, 29.02.2020

День Военно-Морского Флота отмечается в России в последнее воскресенье июля.

Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII-XVIII веков главным препятствием для экономического и социального развития русского государства. Первое регулярное формирование отечественного военно-морского флота — Азовский флот. Он был создан Петром I для борьбы с Турцией за выход в Черное море. Первая крупная победа России за выход к морю одержана 19 июля 1669 года, когда была взята турецкая крепость Азак (Азов). 30 октября 1696 года Боярская дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть…», что стало первым законом о флоте и официальным признанием его основания.

С выходом российских войск к Балтике в 1703 году началось интенсивное строительство Балтийского флота с целью не допустить господства на море Швеции и обеспечить успех гребного флота. Свою первую морскую победу Балтийский флот одержал 26-27 июля 1714 года, когда галерный флот под руководством Петра I разгромил у острова Гангут шведский отряд контр-адмирала Нильса Эреншёльда.

22 декабря 1717 года по указу Петра для управления флотом была сформирована Адмиралтейств-коллегия. 20 сентября 1802 года образовано Министерство морских сил, впоследствии переименованное в Морское министерство (просуществовало до 1917 года). Органы боевого (оперативного) управления силами ВМФ появились после русско-японской войны с созданием 7 апреля 1906 года Морского генерального штаба.

До первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период второй мировой войны эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки. Окончательно Военно-Морской Флот как разнородное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х годов, когда в состав ВМФ вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО. Современная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. 15 января 1938 года Постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб.

В годы Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот надежно прикрывал стратегические фланги советско-германского фронта, наносил удары по кораблям и судам противника, защищал российские морские коммуникации. В послевоенные годы отечественный Военно-Морской Флот вышел на океанские просторы, стал атомным, ракетоносным, высокомобильным, способным решать любые задачи по защите российского государства. Наибольший боевой потенциал ВМФ имел в середине 1980‑х годов.

После распада СССР Военно-Морской Флот России столкнулся с рядом проблем: были утрачены важнейшие элементы базирования флота на Черном, Балтийском и Каспийском морях. За пределами России остались крупнейшие судостроительные предприятия. Значительно сократился корабельный состав, а также темп строительства боевых кораблей. На современном этапе одной из главных задач государства является поддержание технической готовности действующего флота, строительство новых кораблей, так как наличие у России хорошо оснащенного современного военно‑морского флота — один из важнейших инструментов обеспечения национальных интересов России в Мировом океане.

В настоящее время в состав Военно-Морского Флота РФ входят четыре оперативно-стратегических объединения: Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты, а также Каспийская флотилия.

Северный флот (СФ):

Главная база флота — Североморск, Беломорская военно-морская база расположена в Северодвинске.

Основу современного Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли.

Тихоокеанский флот (ТОФ):

Военно-морская база — Владивосток.

В составе флота — ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морская ракетоносная, противолодочная и истребительная авиация, части береговых войск.

Балтийский флот:

Основные пункты базирования — Балтийск (Калининградская область) и Кронштадт (Ленинградская область).

В своем составе имеет дивизию надводных кораблей, бригаду дизельных подводных лодок, соединения вспомогательных, учебных и поисково‑спасательных судов, ВВС флота, береговые войска, части тылового, технического и специального обеспечения.

Черноморский флот (ЧФ):

Главная база — Севастополь.

Черноморский флот имеет в своем составе дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск.

Каспийская флотилия:

Главная база — Астрахань.

В своем составе имеет соединения надводных кораблей, вспомогательных и поисково‑спасательных судов, авиацию, береговые войска, части тылового, технического и специального обеспечения.

Военно-Морской Флот успешно решает задачи в интересах обеспечения морской безопасности и обороноспособности государства. Личный состав Военно-Морского Флота вносит весомый вклад в формирование нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации, практическую реализацию Морской доктрины России, активно способствуя укреплению оборонной и экономической мощи государства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ • Большая российская энциклопедия

ВОЕ́ННО-МОРСКО́Й ФЛОТ (ВМФ), вид воо­ру­жён­ных сил (ВС), пред­на­зна­чен­ный для ре­ше­ния стра­те­ги­че­ских и опе­ра­тив­ных за­дач на оке­ан­ских и мор­ских ТВД; в ря­де го­су­дарств – во­ен­но-мор­ские си­лы (ВМС). По сво­им бое­вым воз­мож­но­стям совр. ВМФ спо­со­бен на­но­сить ядер­ные уда­ры по важ­ным на­зем­ным объ­ек­там про­тив­ни­ка, унич­то­жать си­лы его фло­та в мо­ре и на ба­зах, на­ру­шать (сры­вать) оке­ан­ские и мор. пе­ре­воз­ки, за­воё­вы­вать гос­под­ство в мор. (оке­ан­ских) рай­онах, со­дей­ст­во­вать су­хо­пут­ным вой­скам (СВ) в про­ве­де­нии опе­ра­ций на кон­ти­нен­таль­ном ТВД, обо­ро­нять свои мор. (оке­ан­ские) пе­ре­воз­ки, вы­са­жи­вать мор. де­сан­ты. ВМФ про­во­дит опе­ра­ции и ве­дёт бое­вые дей­ст­вия са­мо­стоя­тель­но или совм. с др. ви­да­ми ВС. Гл. свой­ст­ва ВМФ: вы­со­кая мо­биль­ность, боль­шая ав­то­ном­ность, спо­соб­ность дей­ст­во­вать в лю­бых рай­онах Ми­ро­во­го ок., по­сто­ян­ная бое­вая го­тов­ность и вы­со­кая бое­вая ус­той­чи­вость его под­вод­ных сил и авиа­нос­ных груп­пи­ровок.

Раз­ви­тие фло­та на­ча­лось в глу­бо­кой древ­но­сти. В Древ­нем Егип­те, Древ­ней Гре­ции, Древ­нем Ри­ме и Ки­тае пер­во­на­чаль­но строи­лись тор­го­вые су­да, а позд­нее и во­ен. греб­ные ко­раб­ли. В греч. фло­те в 5 в. до н. э. осн. клас­сом бое­во­го ко­раб­ля бы­ла трие­ра. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ны­ми ти­па­ми ко­раб­лей рим. фло­та в 3–2 вв. до н. э. яв­ля­лись три­ре­ма (то же, что трие­ра) и пен­те­ра (ко­рабль боль­ших раз­ме­ров с 5 ря­да­ми вё­сел). В 1 в. до н. э. в Ри­ме на­ря­ду с эти­ми ти­па­ми ко­раб­лей поя­ви­лись ли­бур­ны – не­боль­шие ко­раб­ли с од­но­ряд­ным раз­ме­ще­ни­ем вё­сел и боль­шей ма­нёв­рен­но­стью. Осн. спо­со­ба­ми воо­руж. борь­бы на мо­ре бы­ли та­ран и абор­даж. Позд­нее в ка­че­ст­ве ору­жия ста­ли ис­поль­зо­вать ме­та­тель­ные ма­ши­ны – бал­ли­сты и ка­та­пуль­ты, ус­та­нав­ли­вав­шие­ся в но­со­вой час­ти ко­раб­ля и стре­ляв­шие кам­ня­ми и за­жи­га­тель­ны­ми сна­ря­да­ми. В 7 в. н. э. ве­не­ци­ан­цы на ос­но­ве рим. ли­бур­ны соз­да­ли улуч­шен­ный тип греб­но­го ко­раб­ля – га­ле­ру, ко­то­рая по­сте­пен­но вы­тес­ни­ла др. ти­пы греб­ных ко­раб­лей и к кон. Сред­не­ве­ко­вья ста­ла осн. бое­вым ко­раб­лём. В 10–12 вв. в ря­де сре­ди­зем­но­мор­ских стран, а так­же у анг­ло­сак­сов, нор­ман­нов и дат­чан по­яви­лись па­рус­ные су­да. Пе­ре­ход от греб­ных су­дов к па­рус­ным за­вер­шил­ся к сер. 17 в. Осн. ору­жи­ем па­рус­ных ко­раб­лей ста­но­вит­ся ар­тил­ле­рия. В 16–17 вв. в Анг­лии, Фран­ции, Ис­па­нии и Гол­лан­дии соз­да­ют­ся по­сто­ян­ные во­ен. фло­ты. К нач. 18 в. ко­раб­ли в за­ви­си­мо­сти от во­до­из­ме­ще­ния, ко­ли­че­ст­ва пу­шек и чис­лен­но­сти эки­па­жа ста­ли раз­де­лять на клас­сы и ран­ги. В это же вре­мя сло­жи­лась бое­вая ор­га­ни­за­ция па­рус­но­го фло­та – поя­ви­лись эс­кад­ры. Так­ти­ка ве­де­ния мор. боя па­рус­ны­ми фло­та­ми за­клю­ча­лась в том, что­бы, по­стро­ив свои ко­раб­ли в киль­ва­тер­ную ко­лон­ну, за­нять на­вет­рен­ное по­ло­же­ние по от­но­ше­нию к ко­раб­лям про­тив­ни­ка и, сбли­жа­ясь с ни­ми, унич­то­жить их ог­нём сво­ей ар­тил­ле­рии. Ес­ли арт. ду­эль не при­во­ди­ла к ус­пе­ху, бой за­вер­шал­ся абор­даж­ной схват­кой.

На­ча­ло соз­да­нию ре­гу­ляр­но­го во­ен. фло­та Рос­сии по­ло­же­но в 1696, ко­гда по ука­зу Пет­ра I в це­лях борь­бы за вы­ход к Азов­ско­му и Чёр­но­му мо­рям на р. Во­ро­неж бы­ла по­строе­на Азов­ская фло­тилия. В хо­де Се­вер­ной вой­ны 1700–21 был соз­дан Балт. флот, вы­дви­нув­ший Рос­сию в чис­ло круп­ных мор. дер­жав. Уже в на­ча­ле сво­его ста­нов­ле­ния рос. флот одер­жал пер­вую по­бе­ду над швед. фло­том в Ган­гут­ском мор­ском сра­же­нии 1714 и в по­сле­дую­щем впи­сал мно­го ге­ро­ич. стра­ниц в отеч. ис­то­рию.

84-пушечный корабль «Императрица Мария» (1853, Россия).

Во 2-й пол. 18 в. раз­ви­тие пром-сти, нау­ки и тех­ни­ки по­зво­ли­ло зна­чи­тель­но улуч­шить кон­ст­рук­цию кор­пу­сов ко­раб­лей, их па­рус­ное и арт. воо­ру­же­ние. Во­до­из­ме­ще­ние ли­ней­ных ко­раб­лей уве­ли­чи­лось с 1 до 4 тыс. т, чис­ло ору­дий воз­рос­ло до 135, усо­вер­шен­ст­во­ва­лась ко­ра­бель­ная ар­тил­ле­рия (брон­зо­вые ору­дия бы­ли за­ме­не­ны чу­гун­ны­ми, ско­ро­стрель­ность воз­рос­ла до 1 вы­стре­ла в 3 мин, даль­ность стрель­бы – с 300 до 600 м). Па­рус­ный флот дос­тиг сво­ей вер­ши­ны.

Минный заградитель «Енисей» (1912, Россия).

Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» (1904, Россия).

В нач. 19 в. поя­ви­лись пер­вые па­ро­вые бое­вые ко­раб­ли. По­сле Крым­ской вой­ны 1853–56 все го­су­дар­ст­ва пе­ре­шли к строи­тель­ст­ву па­ро­вых бро­не­нос­ных ко­раб­лей. Пе­ре­ход к строи­тель­ст­ву па­ро­во­го фло­та сов­пал с вне­дре­ни­ем на­рез­ной ко­ра­бель­ной ар­тил­ле­рии, об­ла­дав­шей боль­шей даль­но­стью и точ­но­стью стрель­бы. По­яв­ле­ние в 1870-х гг. мин, а за­тем тор­пед при­ве­ло к соз­да­нию мин­ных за­гра­ди­те­лей и ми­но­нос­цев. Бур­ный тех­нич. про­гресс при­вёл к соз­да­нию на фло­те трёх осн. ти­пов ко­раб­лей: эс­кад­рен­ных бро­не­нос­цев для арт. боя; крей­се­ров для до­зор­ной служ­бы, раз­вед­ки и унич­то­же­ния тор­го­вых су­дов; ми­но­нос­цев для за­вер­ше­ния боя мин­но-тор­пед­ной ата­кой по­вре­ж­дён­ных ко­раб­лей. По­вы­ше­ние ро­ли ВМФ в кон. 19 в. (тео­рия «мор­ской си­лы», ос­но­во­по­лож­ни­ки – амер. контр-адм. А. Т. Мэ­хэн и брит. ви­це-адм. Ф. Х. Ко­ломб) бы­ло свя­за­но с ак­тив­ной ко­ло­ни­аль­ной по­ли­ти­кой ве­ду­щих го­су­дарств ми­ра.

По­сле рус­ско-япон­ской вой­ны 1904–05 в со­ста­ве фло­тов поя­ви­лись лин­ко­ры, ко­то­рые ста­ли ре­шаю­щей си­лой в во­оруж. борь­бе на мо­ре. Они по­сто­ян­но со­вер­шен­ст­во­ва­лись: уве­ли­чи­ва­лось ко­ли­че­ст­во ство­лов ар­тил­ле­рии гл. ка­либ­ра, её даль­но­бой­ность и ско­ро­стрель­ность (до 2 вы­стре­лов в 1 мин), бро­ни­ро­ва­ние, ско­рость хо­да. В свя­зи с тех­нич. со­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем воз­рос­ла роль в мор. бою тор­пед­но­го ору­жия и в со­ста­ве фло­тов вме­сто ми­но­нос­цев поя­ви­лись эс­кад­рен­ные ми­но­нос­цы (эс­мин­цы), ос­на­щён­ные арт. и тор­пед­ным воо­ру­же­ни­ем. Для раз­вед­ки, борь­бы с эс­мин­ца­ми про­тив­ни­ка и дей­ст­вий на мор. ком­му­ни­ка­ци­ях во мн. го­су­дар­ст­вах строи­лись лёг­кие крей­се­ра. Усо­вер­шен­ст­во­ва­ние дви­га­те­лей внутр. сго­ра­ния, элек­тро­мо­то­ров, ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­рей и пе­ри­ско­пов соз­да­ло пред­по­сыл­ки в нач. 20 в. для строи­тель­ст­ва под­вод­ных ло­док (ПЛ), ко­то­рые в боль­шин­ст­ве го­су­дарств пер­во­на­чаль­но пред­на­зна­ча­лись для борь­бы с над­вод­ны­ми ко­раб­ля­ми про­тив­ни­ка в при­бреж­ных во­дах и раз­вед­ки. В ря­де го­су­дарств на­ча­лось строи­тель­ст­во гид­ро­са­мо­лё­тов.

В 1-ю ми­ро­вую вой­ну в бо­ях на мо­ре уча­ст­во­ва­ли сот­ни над­вод­ных ко­раб­лей, ПЛ, а на по­след­нем её эта­пе – и са­мо­лё­ты. Лин­ко­ры ис­поль­зо­ва­лись край­не ог­ра­ни­чен­но из-за рез­ко воз­рос­шей мин­ной опас­но­сти, уг­ро­зы от ПЛ и др. бое­вых средств. Ши­ро­кое при­ме­не­ние на­шли лёг­кие крей­се­ра, во­до­из­ме­ще­ние ко­то­рых к кон­цу вой­ны вы­рос­ло до 8 тыс. т, а ско­рость хо­да – до 30 уз (55,5 км/ч) и бо­лее. Ко­раб­ля­ми уни­вер­саль­но­го на­зна­че­ния по­ка­за­ли се­бя эс­мин­цы, ко­то­рые ста­ли наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ны­ми в со­ста­ве фло­тов вое­вав­ших го­су­дарств; их во­до­из­ме­ще­ние бы­ло до­ве­де­но до 2 тыс. т, ско­рость хо­да – до 38 уз (70 км/ч). Даль­ней­шее раз­ви­тие по­лу­чи­ли мин­ные за­гра­ди­те­ли. Поя­ви­лись спец. ти­пы траль­щи­ков: эс­кад­рен­ные (бы­ст­ро­ход­ные), ба­зо­вые и ка­те­ра-траль­щи­ки. Важ­ную роль в бое­вых дей­ст­ви­ях на мо­ре ста­ли иг­рать ПЛ, ко­то­рые офор­ми­лись в са­мо­сто­ят. род сил ВМФ, спо­соб­ный ус­пеш­но ре­шать не толь­ко так­ти­че­ские, но и опе­ра­тив­ные за­да­чи. В хо­де 1-й ми­ро­вой вой­ны по­яви­лись авиа­нос­цы, сто­ро­же­вые ко­раб­ли, тор­пед­ные ка­те­ра. Впер­вые ста­ла ис­поль­зо­вать­ся мор­ская авиа­ция, са­мо­лё­ты ко­то­рой ве­ли раз­вед­ку, на­но­си­ли бом­бо­вые уда­ры по ко­раб­лям и ба­зам фло­та, кор­рек­ти­ро­ва­ли огонь ко­ра­бель­ной ар­тил­ле­рии. Ору­жи­ем са­мо­лё­тов мор. авиа­ции на­ря­ду с бом­ба­ми ста­ли тор­педы. ВМФ на­чал пре­вра­щать­ся в вид ВС, объ­е­ди­няю­щий со­еди­не­ния и час­ти над­вод­ных ко­раб­лей, ПЛ, авиа­ции и мор­ской пе­хо­ты, при до­ми­ни­рую­щем зна­че­нии над­вод­ных ко­раб­лей.

В пе­ри­од ме­ж­ду 1-й и 2-й ми­ро­вы­ми вой­на­ми пред­поч­те­ние от­да­ва­лось строи­тель­ст­ву лин­ко­ров. Ко­раб­ли др. клас­сов – авиа­нос­цы, крей­се­ра, эс­мин­цы и др. – пред­на­зна­ча­лись для обес­пе­че­ния дей­ст­вий лин­ко­ров. В 1937–38 Ве­ли­ко­бри­та­ния, Япо­ния и США пе­ре­шли к се­рий­но­му строи­тель­ст­ву авиа­нос­цев. Ин­тен­сив­но строи­лись крей­се­ра, эс­мин­цы, ПЛ, тор­пед­ные ка­те­ра. В со­став фло­тов вхо­ди­ла бом­бар­ди­ро­воч­ная, мин­но-тор­пед­ная, раз­ве­ды­ва­тель­ная и ис­тре­би­тель­ная авиа­ция. Ко­раб­ли ос­на­ща­лись усо­вер­шен­ст­во­ван­ным арт. и тор­пед­ным ору­жи­ем, поя­ви­лись не­кон­такт­ные ми­ны, но­вое про­ти­во­ло­доч­ное ору­жие, ста­ли при­ме­нять­ся ра­дио­ло­ка­ция и гид­ро­ло­ка­ция.

Во 2-й ми­ро­вой вой­не раз­мах во­ен­ных дей­ст­вий на мо­ре зна­чи­тель­но воз­рос. В хо­де вой­ны лин­ко­ры ус­ту­пи­ли авиа­нос­цам роль гл. удар­ной си­лы. Ин­тен­сив­ное раз­ви­тие по­лу­чи­ла мор. авиа­ция (па­луб­ная и на­зем­но­го ба­зи­ро­ва­ния). Воз­рос­ла роль ПЛ, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­лись гл. обр. для борь­бы с над­вод­ными ко­раб­ля­ми. Для борь­бы с вра­же­ски­ми ПЛ при­ме­ня­лись авиа­ция, ПЛ и мин­ное ору­жие. В со­ста­ве фло­тов ста­ли ис­поль­зо­вать ко­раб­ли ПВО. Вой­на под­твер­ди­ла вы­вод о том, что це­ли во­оружённой борь­бы на мо­ре дос­ти­га­ют­ся объ­е­ди­нён­ны­ми уси­лия­ми раз­но­род­ных сил фло­та.

В по­сле­во­ен. пе­ри­од в строи­тель­ст­ве ВМС мн. за­ру­беж­ных го­су­дарств, и пре­ж­де все­го США, осн. уси­лия на­прав­ля­лись на соз­да­ние атом­ных ПЛ, воо­ру­жён­ных бал­ли­стич. ра­ке­та­ми, а так­же авиа­нос­цев. Про­изош­ло ка­че­ст­вен­ное об­нов­ле­ние пар­ка са­мо­лё­тов авиа­ции ВМС. Над­вод­ные ко­раб­ли на­ча­ли ос­на­щать­ся про­ти­во­ко­ра­бель­ны­ми, про­ти­во­ло­доч­ны­ми и зе­нит­ны­ми ра­ке­та­ми, а атом­ные ПЛ – стра­те­гич. ра­ке­та­ми. Рез­ко воз­рос­ло на­сы­ще­ние ко­раб­лей и са­мо­лё­тов авиа­ции ВМС разл. ра­дио­элек­трон­ны­ми сред­ст­ва­ми. Поя­ви­лись про­ти­во­ло­доч­ные и де­сант­ные вер­то­лё­то­нос­цы, ко­раб­ли и ка­те­ра на под­вод­ных крыль­ях, на возд. по­душ­ке и др.

В Рос­сии по­сле 1917 ВМФ соз­да­вался и раз­ви­вал­ся как со­став­ная часть ВС РСФСР (с 1924 – СССР). Дек­рет о соз­да­нии Ра­бо­че-кре­сть­ян­ско­го Крас­но­го Фло­та (РККФ) был при­нят CHK 29.1(11.2).1918. За го­ды Гражд. вой­ны 1917–22 в РККФ сфор­ми­ро­ва­но св. 30 мор­ских, озёр­ных и реч­ных во­ен. фло­ти­лий, пре­им. из ко­раб­лей Балт. фло­та. Боль­шин­ст­во ко­раб­лей Чер­но­мор­ско­го фло­та в свя­зи с уг­ро­зой за­хва­та их герм. ок­ку­пан­та­ми 18.6.1918 бы­ло за­то­п­ле­но в рай­оне Но­во­рос­сий­ска, часть ко­раб­лей уш­ла в Азов­ское м. и со­ста­ви­ла яд­ро Азов­ской во­ен. фло­ти­лии. Ко­раб­ли, дей­ст­во­вав­шие на сто­ро­не Бе­ло­го дви­же­ния, в но­яб. 1920 бы­ли уве­де­ны в Ту­нис. По­сле окон­ча­ния Гражд. вой­ны от Рос. имп. фло­та ос­та­лись еди­ни­цы ко­раб­лей, которые тре­бо­ва­ли ре­мон­та.

В 1926 при­ня­та пер­вая сов. про­грам­ма во­ен. су­до­строе­ния. К 1929 от­ре­мон­ти­ро­ва­на зна­чит. часть ко­раб­лей, про­ве­де­на мо­дер­ни­за­ция эс­мин­цев, час­тич­но лин­ко­ров, вос­ста­нов­ле­ны во­ен.-мор. ба­зы. В 1929–40 за счёт строи­тель­ст­ва но­вых ко­раб­лей ук­ре­пи­лись Балт. и Чер­но­мор­ский, соз­да­ны Ти­хо­оке­ан­ский (1935) и Се­вер­ный (1937) фло­ты. Для не­посредств. ру­ко­во­дства ВМФ об­ра­зо­ван Нар. ко­мис­са­ри­ат ВМФ СССР (дек. 1937). Од­но­вре­мен­но из Нар. ко­мис­сариа­та обо­рон­ной пром-сти СССР был вы­де­лен Нар. ко­мис­са­ри­ат су­до­строит. пром-сти СССР. В 1938 при­ня­та про­грам­ма строи­тель­ст­ва боль­шо­го мор. и оке­ан­ско­го фло­та. В это же вре­мя ак­тив­но ис­сле­до­ва­лись но­вые фор­мы и спо­со­бы ве­де­ния бое­вых дей­ст­вий на мо­ре, на­прав­ле­ния раз­ви­тия сил фло­та. К на­чалу Вел. Отеч. вой­ны в со­став ВМФ СССР вхо­ди­ло ок. 1 тыс. бое­вых ко­раб­лей разл. клас­сов (в т. ч. 3 лин­ко­ра, 8 крей­се­ров, 54 эс­мин­ца и ли­де­ра, 212 ПЛ, 22 сто­ро­же­вых ко­раб­ля, 80 траль­щи­ков, 287 тор­пед­ных ка­те­ров), св. 2,5 тыс. са­мо­лё­тов мор. авиа­ции и 260 ба­та­рей бе­ре­го­вой ар­тил­ле­рии. Зна­чи­тель­но улуч­ши­лась сис­те­ма ба­зи­ро­ва­ния сил ВМФ.

В хо­де Вел. Отеч. вой­ны ВМФ СССР вёл бое­вые дей­ст­вия по унич­то­же­нию сил фло­та про­тив­ни­ка, на­ру­шал его мор­ские ком­му­ни­ка­ции, ох­ра­нял свои мор­ские, озёр­ные и реч­ные пе­ре­воз­ки, со­дей­ст­во­вал при­мор­ским груп­пи­ров­кам сов. войск в про­ве­де­нии обо­ро­нит. и на­сту­пат. опе­ра­ций. Сев. флот совм. с ВМС со­юз­ников (Ве­ли­ко­бри­та­нии, США) обес­пе­чи­вал ком­му­ни­ка­ции, свя­зы­ваю­щие сев. пор­ты СССР с пор­та­ми этих го­су­дарств, вёл ак­тив­ные дей­ст­вия на мор. ком­му­ни­ка­ци­ях про­тив­ни­ка. Для обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти дви­же­ния су­дов в Арк­тике, и в ча­ст­но­сти по Сев. мор. пу­ти, бы­ла соз­да­на Бе­ло­мор­ская во­ен. фло­ти­лия. В 1942 на Сев. флот бы­ла воз­ло­же­на обо­ро­на п-овов Сред­ний и Ры­ба­чий. Балт. флот уча­ст­во­вал в обо­ро­не Лие­паи, Тал­ли­на, Мо­он­зунд­ских о-вов, п-ова Хан­ко, ора­ни­ен­ба­ум­ско­го плац­дар­ма, о-вов Вы­борг­ско­го зал. и сев. по­бе­ре­жья Ла­дож­ско­го оз., а так­же сыг­рал важ­ную роль в ге­ро­ич. обо­ро­не Ле­нин­гра­да. Чер­но­мор­ский флот совм. с СВ обо­ро­нял Одес­су, Се­ва­сто­поль, Керчь, Но­во­рос­сийск, уча­ст­во­вал в обо­ро­не Сев. Кав­ка­за. На мно­го­вод­ных ре­ках и озёрах для соз­да­ния обо­ро­нит. ру­бе­жей вме­сте с СВ ис­поль­зо­ва­лись реч­ные и озёр­ные фло­ти­лии: Пин­ская, Чуд­ская, Ла­дож­ская, Онеж­ская, Волж­ская, от­ряд ко­раб­лей на оз. Иль­мень. Из Азов­ской во­ен. фло­ти­лии вы­де­ля­лись от­ря­ды ко­раб­лей для дей­ст­вия на ре­ках Дон и Ку­бань. Ла­дож­ская во­ен. фло­ти­лия обес­пе­чи­ва­ла ком­му­ни­ка­ции че­рез Ла­дож­ское оз. (До­ро­га жиз­ни) с оса­ж­дён­ным Ле­нин­гра­дом. Боль­шой вклад вне­сли мо­ря­ки Волж­ской во­ен. фло­ти­лии в обо­ро­ну Ста­лин­гра­да и в обес­пе­че­ние важ­ных на­род­но-хо­зяйств. пе­ре­во­зок по Вол­ге. В 1943 вос­соз­да­на Днеп­ров­ская во­ен. фло­ти­лия, а в 1944 – Ду­най­ская во­ен. фло­ти­лия. Ко­раб­ли Днеп­ров­ской фло­ти­лии, пе­ре­ба­зи­ро­ван­ные в бас­сейн р. Одер, при­ни­ма­ли уча­стие в Бер­лин­ской опе­ра­ции 1945. Ду­най­ская фло­ти­лия уча­ст­во­ва­ла в ос­во­бо­ж­де­нии Бел­гра­да, Бу­да­пеш­та и Ве­ны. Ти­хо­оке­ан­ский флот и Амур­ская во­ен. фло­ти­лия в авг. – сент. 1945 уча­ст­во­ва­ли в раз­гро­ме япон. Кван­тун­ской ар­мии, ос­во­бо­ж­де­нии Ко­реи, Мань­чжу­рии, Юж. Са­ха­ли­на и Ку­риль­ских о-вов. ВМФ на­пра­вил ок. 500 тыс. мат­ро­сов и офи­це­ров на су­хо­пут­ные фрон­ты. Во­ен. мо­ря­ки сра­жа­лись под Одес­сой, Се­ва­сто­по­лем, Мо­ск­вой, Ле­нин­гра­дом. За го­ды вой­ны сов. ВМФ бы­ло про­ве­де­но св. 100 мор. опе­ра­тив­ных и так­тич. де­сант­ных опе­ра­ций. За бое­вые за­слу­ги в Вел. Отеч. вой­не 78 ко­раб­лям при­свое­но гв. зва­ние, ок. 80 со­еди­не­ний и час­тей бы­ли удо­стое­ны поч. на­име­но­ва­ний, св. 240 ко­раб­лей, час­тей и разл. фор­миро­ва­ний ВМФ по­лу­чи­ли гос. на­гра­ды. Бо­лее 350 тыс. мо­ря­ков на­гра­ж­де­ны ор­де­на­ми и ме­да­ля­ми, св. 500 чел. удо­стое­ны зва­ния Ге­роя Сов. Сою­за, из них 7 – два­ж­ды.

В по­сле­во­ен­ное вре­мя ВМФ СССР раз­ви­вал­ся с учё­том опы­та Вел. Отеч. вой­ны на ба­зе дос­ти­же­ний нау­ки и тех­ни­ки. Бы­ли соз­да­ны ди­зель­ные и атом­ные ПЛ разл. на­зна­че­ния, ра­кет­ные ко­раб­ли и ка­те­ра, про­ти­во­ло­доч­ные ко­раб­ли, спо­соб­ные вес­ти ус­пеш­ную борь­бу с совр. ПЛ. Мор. авиа­ция по­лу­чи­ла на воо­ру­же­ние ре­ак­тив­ные са­мо­лё­ты, спо­соб­ные не­сти на боль­шие рас­стоя­ния ра­ке­ты и по­ра­жать ко­раб­ли разл. клас­сов, по­пол­ни­лась про­ти­во­ло­доч­ны­ми са­мо­лё­та­ми и вер­то­лё­та­ми. На воо­ру­же­ние ВМФ по­сту­пи­ли ра­кет­ные ком­плек­сы. Мор. пе­хо­та по­лу­чи­ла во­ен. тех­ни­ку, не­об­хо­ди­мую для вы­сад­ки мор. де­сан­тов на не­обо­ру­до­ван­ное по­бе­ре­жье.

Сторожевой корабль «Сметливый» (1998, РФ).

ВМФ РФ – пре­ем­ник рос. ВМФ и ВМФ СССР, пред­на­зна­чен для обес­пе­че­ния во­ен. безо­пас­но­сти с мор. и оке­ан­ских на­прав­ле­ний, за­щи­ты ин­те­ре­сов РФ и её со­юз­ни­ков в Ми­ро­вом ок. во­ен. ме­то­да­ми, под­дер­жа­ния во­ен.-по­ли­тич. ста­биль­но­сти. Кро­ме то­го, ВМФ соз­да­ёт и под­дер­жи­ва­ет ус­ло­вия для обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти мо­ре­хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти РФ в Ми­ро­вом океа­не.

ВМФ РФ со­сто­ит из мор. стра­те­гич. ядер­ных сил и мор. сил (войск) об­ще­го на­зна­че­ния. Вклю­ча­ет: под­вод­ные си­лы, над­вод­ные си­лы фло­та, мор. авиа­цию и ПВО, бе­ре­го­вые вой­ска, яв­ляю­щие­ся ро­да­ми сил (войск) ВМФ, а так­же спец. вой­ска (раз­ве­ды­ва­тель­ные, свя­зи, ра­дио­тех­ни­че­ские, ра­дио­элек­трон­ной борь­бы, мор. ин­же­нер­ные, су­до­ре­монт­ные, гид­ро­гра­фи­че­ские и др.) и тыл. Бе­ре­го­вые вой­ска, в свою оче­редь, де­лят­ся на ро­да войск: мор. пе­хо­ту, бе­ре­го­вые ра­кет­но-арт. вой­ска и вой­ска бе­ре­го­вой обо­ро­ны. В ор­га­ни­зац. от­но­ше­нии ВМФ вклю­ча­ет Балт., Се­вер­ный, Ти­хо­оке­ан­ский и Чер­но­мор­ский фло­ты, а так­же Кас­пий­скую во­ен. фло­ти­лию и со­еди­не­ния, час­ти, уч­ре­ж­де­ния центр. под­чи­не­ния. Гл. удар­ная си­ла ВМФ – ра­кет­ные под­вод­ные крей­се­ра стра­те­гич. на­зна­че­ния, мно­го­це­ле­вые атом­ные под­вод­ные лод­ки и мор. ра­ке­то­нос­ная авиа­ция.

В со­став ВМС США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции и Ки­тая вхо­дят: стра­те­гич. ядер­ные си­лы (атом­ные ра­кет­ные ПЛ) и си­лы об­ще­го на­зна­че­ния (авиа­нос­цы, лин­ко­ры, мно­го­це­ле­вые ПЛ, эс­корт­ные ко­раб­ли, ко­раб­ли ог­не­вой под­держ­ки, разл. де­сант­ные ко­раб­ли и др.), а так­же авиа­ция ВМС и мор. пе­хо­та. ВМС Ита­лии, ФРГ, Ка­на­ды, Тур­ции, Нор­ве­гии, Бель­гии, Ни­дер­лан­дов и др. стран – чле­нов НАТО, а так­же Шве­ции, Ав­ст­ра­лии, Ар­ген­ти­ны, Бра­зи­лии, Араб. Рес­пуб­ли­ки Еги­пет, Ин­дии, Из­раи­ля, Па­ки­ста­на, Япо­нии и др. вклю­ча­ют ди­зель­ные ПЛ, над­вод­ные ко­раб­ли, авиа­цию ВМС, мор. пе­хо­ту и вспо­мо­га­тель­ные су­да (под­роб­нее см. в стать­ях об этих го­су­дар­ст­вах).

Министерство обороны Российской Федерации

Дом Состав

Показать по: 5 10 25

 

1 2 3 … 213

15.03.2023 (14:45) Фрегат «Адмирал Касатонов» проходит через Дуврский пролив Затем российское судно пересечет район пролива в Северное море, а затем в районы Северо-Восточной Атлантики.

03.03.2023 (17:00) Экипажи истребителей Су-27 Балтийского флота провели учения против самолетов условного противника Кроме того, в рамках тренировки летчики отработали ускоренную подготовку истребителей к взлету, выполнили взлет парами и пуски управляемых ракет с электронным управлением по воздушным целям.

27.02.2023 (14:00) Трехсторонние военно-морские учения России, Китая и ЮАР завершились в Индийском океане Российскую Федерацию на учениях представляли фрегат «Адмирал Горшков» и средний танкер Северного флота «Кама».

22.02.2023 (15:20) Церемония открытия российско-китайско-южноафриканских военно-морских учений в порту Ричардс-Бей Активная фаза учений пройдет с 25 по 27 февраля. Российскую Федерацию будут представлять фрегат Северного флота «Адмирал Горшков» и танкер «Кама»

22.02.2023 (06:30) Фрегат «Адмирал Горшков» прибыл в южноафриканский порт Ричардс-Бей Учения будут посвящены противодействию угрозам безопасности на море, а также демонстрации готовности военно-морских сил к совместному поддержанию мира и стабильности в регионе.

13.02.2023 (16:45) Вертолеты морской авиации Балтийского флота приступили к плановым учениям Летчикам предстоит совершить около 50 плановых полетов, отработать бомбометание, нанесение огневых ударов по морским и надводным целям.

13.02.2023 (11:45) Морская пехота Тихоокеанского флота и десантный корабль «Адмирал Невельской» провели совместные учения на Камчатке Экипажи бронемашин БТР-82А и БМП-3 поднялись на борт БДК по носовой аппарели; персонал погрузился после этого.

08.02.2023 (10:15) Фрегат «Адмирал Горшков» провел учения по противоторпедной защите в Атлантическом океане Экипаж проверен на уровень сплоченности. Личный состав отработал обнаружение приближающейся торпеды и маневрирование.

01.02.2023 (11:30) Экипажи морских вертолетов Ка-29 авиации Тихоокеанского флота нанесли удары по оборонительным позициям условного противника в прибрежной зоне Учение прошло в районе полигона береговой морской авиации на полуострове Камчатка. Экипажи вертолетов отработали стрельбу.

25.01.2023 (09:00) Фрегат «Адмирал Горшков» провел в Атлантике гиперзвуковые ракетные учения Экипаж фрегата отрабатывал удар гиперзвуковой ракетой «Циркон» по морскому кораблю условного противника на удалении более 900 километров.

Показать по: 5 10 25

 

1 2 3 … 213

ВМФ РОССИИ | Факты и подробности

ВМФ РОССИИ

Военно-морской флот России разделен на четыре флота: Балтийский, Черноморский, Северный и Тихоокеанский, каждый со своей авиацией, плюс Каспийская флотилия. Морская пехота (морская пехота) численностью 9500 человек включает три отдельные бригады и три бригады специального назначения. [Источник: Библиотека Конгресса, октябрь 2006 г. **]

Основными задачами военно-морских сил были обеспечение стратегического ядерного сдерживания атомного подводного флота и защита морских путей, приближающихся к побережью России. В состав ВМФ входят береговые войска, части морской авиации, четыре флота и одна флотилия. В оперативном подчинении флотов находились береговые силы и силы морской авиации. Стратегические военно-морские силы в составе 45 атомных подводных лодок и 13 тыс. человек личного состава находились в оперативном подчинении Министерства обороны и материально-техническом обеспечении флотов, в портах которых они базировались. Еще 138 подводных лодок находились в строю, хотя в середине 19В 90-е годы шло серьезное сокращение нестратегических подводных сил. [Источник: Библиотека Конгресса, июль 1996 г. *]

В середине 1990-х годов российская военно-морская авиация почти полностью базировалась на берегу после того, как в советское время она достигла значительного ударного потенциала морского базирования. В 1996 году только паровой авианосец «Адмирал Кузнецов», приписанный к Северному флоту, вел активную летную деятельность в море. Два новых атомных авианосца были списаны до завершения, что свидетельствует об отказе от этой программы, а более старые авианесущие крейсера были проданы в Республику Корея (Южная Корея) на металлолом.

Корабли и личный состав ВМФ России

В 2005 году в составе ВМФ имелось 46 тактических и 15 атомных подводных лодок, 1 авианосец, 6 крейсеров, 15 эсминцев, 19 фрегатов, 26 корветов, 41 противоминный корабль, 22 крупных десантных корабля, 72 патрульных и прибрежные боевые корабли. На флоте также имелось 266 боевых самолетов.

В середине 2000-х годов в составе ВМФ России насчитывалось 171,5 тысячи человек личного состава, 70 подводных лодок, 1 авианосец, 8 крейсеров и 17 эсминцев. Напротив, в ВМС США было 367 679 человек.личный состав, 73 подводные лодки, 12 авианосцев, 27 крейсеров и 55 эсминцев. Из-за нехватки средств в море выходит очень мало кораблей ВМФ России. России нужны большие деньги для модернизации своего флота. **

В 1990-е годы в составе ВМФ России насчитывалось около 200 тыс. моряков и морских пехотинцев, из них около 20% призывников, и 500 тыс. резервистов. Из личного состава действующей армии около 30 тыс. чел. в морской авиации и 24 тыс. чел. в войсках береговой обороны.

Один из крупнейших в мире линейных крейсеров, 823-футовый атомоход «Петр Великий» стоимостью 1 миллиард долларов был наконец передан российскому флоту в 1998 после 12 лет работы. Последний из четырех кораблей этого класса, это самое большое судно, кроме авианосца, построенное со времен Второй мировой войны. Построенный как истребитель авианосцев и предназначенный для Тихоокеанского флота, 28000-тонный корабль-носитель 20 противокорабельных ракет SS-N-19, предназначенных для уничтожения авианосцев противника. Его поддерживает экипаж из 610 человек. К 2004 году он находился в настолько плохом состоянии, что были опасения, что он может взорваться в любой момент

Российские подводные лодки

В разгар холодной войны у СССР было более 300 подводных лодок и 83 ракетоносца. подводные лодки в строю. В наши дни немногие российские подводные лодки даже покидают свои базы, потому что содержать их и поддерживать в рабочем состоянии слишком дорого.

Советский Союз производил самые большие в мире подводные лодки — водоизмещением 29 211 тонн и длиной 562 фута класса «Тайфун» — и самые быстрые в мире подводные лодки — атомные суда класса «Альфа», которые развивали скорость 40 узлов. Показанные в фильме и книге «Красный Октябрь» подводные лодки класса «Тайфун» несли 20 реактивных снарядов SS-NX-20 с разделяющимися боеголовками, каждая с 10 боеголовками. огневая мощь, чем все взрывчатые вещества, использовавшиеся во Второй мировой войне. Пятиэтажные подводные лодки класса «Дельта» и «Янки» также были огромными.

Советские подводные лодки были одними из самых страшных средств доставки оружия в советском арсенале. Вооруженные десятками ядерных боеголовок, они смогли пройти незамеченными через американскую оборону в пределах нескольких миль от побережья Соединенных Штатов. И Соединенные Штаты, и Советский Союз рисковали столкнуться, когда искали подводные лодки друг друга и следовали за ними. Миллиарды долларов были потрачены на технологию, позволяющую прослушивать подводные лодки, движущиеся по морю, и заставлять подводные лодки замолчать.

В середине 1990-х годов российские подводные технологии развивались быстрее, чем ожидали западные эксперты, поскольку флот сократился со 186 судов в 1986 году до 99. Согласно одной разведывательной оценке, более половины флота 1996 года было способно незаметно передвигаться по западным морским коммуникациям. В середине 1996 года ВМФ запланировал производство четырех подводных лодок, включая одну модернизированную подводную лодку в дополнение к существующему флоту кораблей класса «Акула» и три новых подводных лодки класса «Северодвинск», которые должны были войти в строй в 2000 году. -художественная подводная лодка, которая якобы настолько тиха, что устраняет техническое превосходство США в этой области, и вооружена новой 650-мм ракетой «Шквал», которая движется под водой со скоростью 200 узлов. [Источник: Библиотека Конгресса, 1996 *]

База подводных лодок Петропавловск-Камчатский на полуострове Камчатка на Дальнем Востоке России считалась стратегически важной с важной миссией. Персонал, работавший там, был высокооплачиваемым. База считалась настолько секретной, что главная причина, по которой в 1983 году был сбит Боинг-747 Korean Air — погибло 269 человек, — заключалась в том, что он думал, что может сделать разведывательные фотографии базы.

Российский военно-морской флот

Каждый из четырех российских флотов имеет подчиненные наземные военно-воздушные силы. Каспийская флотилия не имеет морской авиации. Береговые войска ВМФ состоят из морской пехоты и сил береговой обороны. В состав сил морской пехоты входят одна стрелковая дивизия Тихоокеанского флота и четыре бригады морской пехоты — одна на Балтийском флоте, одна на Черноморском флоте и две на Северном флоте. Войска береговой обороны представляют собой соединение стрелковых полков, бригад и дивизий с зенитно-ракетными полками. Десантные высадки имеют низкий приоритет; по оценкам разведки, тринадцать российских десантных кораблей могли высадить на берег только 2500 морских пехотинцев и 100 танков. Согласно российскому источнику, в 1996 большинство кораблей находились в относительно низком уровне боеготовности, при этом большинство частей оставались вблизи порта приписки. *

Штаб Северного флота находится в Североморске, на вершине Кольского полуострова недалеко от Мурманска, с дополнительными портами базирования в Коле, Мотовском, Гремихе и Ура Губе. Задачей Северного флота является защита далекого северо-западного арктического региона России, окружающего Кольский полуостров. Флот обеспечивает порты приписки для тридцати семи атомных подводных лодок, двадцати двух других подводных лодок, сорока семи основных надводных боевых кораблей и десяти прибрежных и более мелких кораблей. В состав контингента морской авиации входит двадцать Су-39.самолетов и десяти противолодочных вертолетов на борту «Адмирала Кузнецова», возглавляющего ПВО Баренцева моря. Морская авиация берегового базирования включает 200 боевых самолетов и 64 вертолета. В состав Северного флота входят две бригады морской пехоты, один полк береговой обороны и зенитно-ракетный полк. *

Расположенный между Баренцевым и Белым морями, к востоку от Норвегии и Финляндии, Мурманск был выбран в качестве базы для Северного флота, поскольку он находится в конце Гольфстрима и является единственным портом России с неограниченным круглогодичным доступом к Атлантика. Российские военно-морские офицеры, следящие за Баренцевым морем в районе северного города Мурманск, имеют английскую фразу, которая помогает им понять, что сказать, если кто-то неожиданно появится на их территории. Они могут выбрать одну из четырех возможностей: 1) ТЫ АРЕСТОВАН; 2) Я ИЩУ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ, ПОтерпевший бедствие; 3) В ЭТОЙ ЗОНЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ АРИЭЛЬ БОМБОМБИРОВАНИЕ и 4) МЫ РАДЫ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА НАШЕЙ ГОСТЕПРИИМНОЙ СОВЕТСКОЙ ПОЧВЕ И ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ. [Источник: National Geographic, Майлз Кларк, 19 июня. 94]

Штаб Балтийского флота находится в Калининграде, где его защищает бригада морской пехоты. Из этого довольно незащищенного места флот контролирует военно-морские базы в Кронштадте и Балтийске. Оперативные силы включают девять подводных лодок, двадцать три основных надводных корабля и примерно шестьдесят пять малых судов. В состав авиации Балтийского флота входят пять полков боевых самолетов и ряд других самолетов и вертолетов. Во время холодной войны базирующийся в Калининграде Балтийский флот был одной из самых передовых советских баз в Европе. Сегодня ему позволяют ржаветь и увядать. В 1992 г., в нем находилось 85 000 человек, 20 подводных лодок, 3 крейсера, 5 эсминцев, 29 фрегатов и другие корабли. В начале 2000-х его оккупировали 40 000 малооплачиваемых и недокормленных солдат.

Черноморский флот России

Черноморский флот Советского Союза базировался в крымском порту Севастополь с 1954 г. с дополнительным портом приписки в Одессе. После распада Советского Союза в 1991 г. Здесь базировалось около 330 военных кораблей, в том числе два малых авианосца, три крейсера и 28 подводных лодок.

Черноморский флот состоит из четырнадцати подводных лодок, тридцати одного линейного корабля и сорок одного каботажного корабля. «Москва» — первый в России морской авиационный крейсер, входящий в состав Черноморского флота. Это противолодочный вертолетоносец с восемнадцатью вертолетами Ка-25. Сухопутный компонент Черноморского флота состоит из одной бригады морской пехоты, дивизии береговой обороны и зенитно-ракетного полка (ЗРК). Как эти активы будут распределены между Россией и Украиной, неизвестно. Морская авиационная составляющая флота насчитывает около 8000 самолетов всех типов. Его ударная мощь сосредоточена в бомбардировочном полку и смешанном истребительно-штурмовом полку. *

Каспийская флотилия — малый отряд береговой обороны и патрулирования водных путей, состоящий из двух фрегатов, двенадцати сторожевых катеров и около пятидесяти других малых судов, базирующихся в Астрахани. Командование и техника используются совместно с Азербайджаном и Казахстаном, другими бывшими советскими республиками на побережье Каспийского моря. *

Спор о российском Черноморском флоте

Черноморский флот стал предметом спора между Россией и Украиной, когда последняя республика получила независимость после распада Советского Союза. Хотя Украина не нуждается в военно-морском флоте и не может позволить себе его содержать, она не хочет уступать свою долю флота, оба порта приписки которого находятся в Украине, более крупному соседу с традицией господства. Долгая международная ссора временно прекратилась, когда 19 июняНа саммите 95 года была выработана формула распределения активов Черноморского флота: корабли флота должны были быть поделены поровну между двумя странами, но Россия в конечном итоге выкупила примерно 60 процентов доли Украины. Русская часть Черноморского флота продолжала базироваться в Севастополе с отдельными российскими и украинскими портами на побережье. Все корабли должны были находиться под двойным командованием до вступления в силу соглашения в 1998 году. Однако этому решению противостояло значительное националистическое мнение российской стороны. *

Было обсуждение обмена флота на списание долгов на деньги, которые Украина должна России за нефть и бензин. Сделка предусматривала передачу 15 процентов флота Украине в обмен на кредит и передачу Севастополя в аренду России. Сделка была отложена, потому что украинский парламент отказался ее одобрить. Россия, в свою очередь, пригрозила прекратить поставки топлива. Ельцин наложил вето на закон о разделе Черноморского флота между Россией и Украиной.

Украина унаследовала недостроенный авианосец и продала его с аукциона компании из Макао, которая надеялась превратить его в курорт с казино, дискотекой и отелем на 600 номеров. Авианосец бесцельно кружил вокруг Черного моря, потому что Турция не хотела проходить через Босфор из-за опасений, что водный путь будет закрыт, если авианосец сядет на мель. В конце концов авианосец добрался до Китая, где был отремонтирован и отправлен в море в качестве рабочего авианосца.

Тихоокеанский флот России

Тихоокеанский и Северный флот считаются двумя самыми мощными военно-морскими силами России. Штаб Тихоокеанского флота находится во Владивостоке, с дополнительными портами приписки в Петропавловске-Камчатском, Магадане и Советской Гавани. В состав Тихоокеанского флота входят восемнадцать атомных подводных лодок, находящихся в оперативном подчинении Министерства обороны и базирующихся в Павловске и Рыбачьем. Ударная мощь Тихоокеанского флота на открытом воздухе заключается в тридцати четырех неатомных подводных лодках и сорока девяти основных боевых надводных кораблях. *

Воздушная мощь Тихоокеанского флота состоит из 250 боевых самолетов и вертолетов ВВС Тихоокеанского флота, все они наземного базирования. Его самая мощная ударная сила — два бомбардировочных полка, дислоцированные в Алексеевке. Каждый полк состоит из тридцати сверхзвуковых самолетов Ту-26 Backfire. Сухопутная мощь Тихоокеанского флота состоит из одной дивизии морской пехоты и дивизии береговой обороны. Дивизия морской пехоты включает в себя более половины всего личного состава морской пехоты России. Следуя образцу, установленному в морской пехоте, в середине 1990-х годов пехоту Тихоокеанского флота в ближайшее время планируется переформировать в бригады.

Во Владивостоке ушло на слом более 1500 кораблей и ушли тысячи моряков.

Неудовлетворительное состояние ВМФ России

Военно-морские силы находятся примерно в такой же степени боеготовности, как и военно-воздушные силы. Только один корабль, авианосец «Адмирал Кузнецов», в 1994 году находился в море целых пять месяцев. Другие военно-морские учения описывались как «нечастые». В 1995 из-за нехватки топлива, боеприпасов и экипажей, а также задержек в ремонте в доках оставалось почти 95% боеспособных кораблей. Из-за нехватки топлива Тихоокеанский флот отменил заходы одиночных кораблей в азиатские порты, а на базе атомных подводных лодок на Кольском полуострове отключили электричество, что едва не привело к серьезной ядерной аварии, поскольку база не могла платить по счетам. Черноморский флот был в замешательстве, когда в 1996 году у крейсера в Средиземном море закончилась вода, и ему пришлось запросить экстренное пополнение запасов у ВМС США. Некогда гордый авианосец «Адмирал Горшков», последний в строю из класса «Киев», в 1919 году находился в сухом доке.96 на ремонт после серьезного пожара, были предложения продать корабль на металлолом или ВМС Индии. [Источник: Библиотека Конгресса, июль 1996 г. *]

К середине 1990-х годов логистика ВМФ достигла кризисного состояния. В 1996 г. по сравнению с 1995 г. по сравнению с 1995 г. количество горючего сократилось на 65%, а пайки сократились на 60%. Аналогичные сокращения были произведены в средствах на техническое обслуживание, запчасти, инструменты и аккумуляторы. В результате готовность флота была снижена примерно на 30 процентов для береговых сил и на 50 процентов для морского флота. *

Четыре российских атомных крейсера типа «Киров» вышли из употребления, поскольку требуют большого количества экипажей и дороги в эксплуатации. Из кораблей этой категории «Ушаков» в 1996 году почти пять лет стоял в доках своего порта приписки, Мурманска, из-за нехватки запасных частей. «Петр Великий» начал ходовые испытания в 1996 году после трехлетней задержки. «Лазарев» планировалось дозаправить в 1996 году, но также рассматривалась возможность его утилизации. Суда с обычным двигателем также испытывали трудности с техническим обслуживанием. Корабль типа «Слава» «Маршал Устинов» два года находился в сухом доке в Санкт-Петербурге на ремонте, но ожидалось, что он будет списан из-за отсутствия запчастей и средств. *

Базы подводных лодок находятся в таком же плачевном состоянии. Некогда стратегически важная база Петропавловск-Камчатский теперь захламлена ржавеющими подводными лодками, ржавеющими кранами и депрессивными моряками, которым нечем заняться. База была отправной точкой мини-субмарины, попавшей в рыболовные сети в 2005 году.

Списанные подводные лодки

Когда-то у России было 90 подводных лодок в Тихом океане, но по состоянию на начало 2000-х годов все они были законсервированы, кроме 20. Некоторые из подводных лодок привязаны к своим базам и вряд ли когда-либо вернутся в море, но содержат полезные нагрузки и ракеты, которыми все еще можно стрелять по американским и европейским городам. Группа под названием «Совместная программа уменьшения угрозы Нанна-Лгара» работает с Россией над выводом из эксплуатации 543 ракет, способных поразить Соединенные Штаты тысячами боеголовок.

По состоянию на 2005 г. выведено из эксплуатации почти 200 ракетных подводных лодок стратегического назначения и подводных лодок общего назначения. Девяносто четыре были демонтированы. Еще 55 находятся в доках, ожидая демонтажа. Норвегия, Великобритания, Франция, Япония и Германия работают с Россией, чтобы помочь ей утилизировать ее подводные лодки в нескольких местах на северо-западе России и на Дальнем Востоке. Чтобы должным образом вывести из эксплуатации все подводные лодки со скоростью 15 в год, по оценкам, потребуется около 1,5 миллиарда долларов.

Одна 84,6-метровая дизельная подводная лодка сейчас находится в гавани Провиденса, штат Род-Айленд, США, в качестве музея. В нем есть общая спальня, которую можно использовать для детских ночевок, и специальную комнату для вечеринок по случаю дня рождения. Подлодка несла крылатые ракеты с ядерными боеголовками и использовалась для слежения за авианосцами. До прибытия в США он использовался в качестве ресторана и водочного бара в России.

В августе 2003 года в бурных арктических морях затонула списанная российская атомная подводная лодка, в результате чего погибли девять военнослужащих. 40-летняя подводная лодка была выведена из эксплуатации в 1989 году, ее отбуксировали на свалку, чтобы снять и разобрать ее ядерный реактор. Он затонул после того, как поплавки, поддерживавшие его, не выдержали шторма. Он перевозил 1700 фунтов отработавшего ядерного топлива. Тест после затопления выявил значительные выбросы радиации.

В районе Мурманска находится около 100 атомных подводных лодок, в том числе три атомные подводные лодки в ледяных водах у Снежногорска на Кольском полуострове. Есть опасения, что серьезная авария или теракт с участием этих подводных лодок может привести к ядерной катастрофе, после чего Чернобыль будет выглядеть как авария на детской площадке. Ходят разговоры о «200 Хиросимах». См. отдельную статью ЯДЕРНЫЕ ОТХОДЫ И РАДИОАКТИВНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ В РОССИИ В разделе Природа и см. Окружающая среда.

Аварии российских подводных лодок

Фильм «К-19: Роковая вдова» (2004) с Харрисоном Фордом был об аварии на атомной подводной лодке в 1961 году, в которой восемь моряков погибли от радиационного облучения, пока экипаж строил импровизированный трубопровод в перегретые реакторы на грани взрыва. Немногие события в фильме произошли на самом деле. Выживший в трагедии сказал Рейтер: «Только две вещи в фильме верны: бутылка шампанского не разбилась при спуске подводной лодки, и да, с реактором произошла авария». В одной из сцен на некоторых членах экипажа надеты наручники. Милиционеры в России, не говоря уже о моряках, еще в 19 году не пользовались наручниками61.

Подводная лодка К-19 находилась в Норвежском море, когда ее детекторы радиации забили тревогу. Реактор был остановлен, но топливные стержни продолжали нагреваться. Корабль, как сообщается, был спасен девятью смельчаками, которые забрались в камеру реактора и установили систему охлаждения, чтобы снизить температуру. Каждый из девяти человек получил дозу радиации, в 100 раз превышающую смертельную дозу. Все они погибли в течение нескольких недель после катастрофы, но спасли субмарину. В 1969 году та же подлодка столкнулась с подводной лодкой США. В 1972 января в результате пожара на борту судна погибли 26 членов экипажа.

8 апреля 1970 года подводная лодка класса «Ноябрь» затонула на глубине 12 354 фута в Атлантическом океане после того, как одновременно начались два пожара. Погибли пятьдесят два человека. По данным Гринпис, в 1982 году стратегическая атомная подводная лодка на базе Рыбачий на Камчатке случайно запустила баллистическую ракету, которая, как сообщается, приземлилась в Охотском море.

6 октября 1986 года произошел взрыв в ракетной шахте подводной лодки типа «Янки» на глубине от 16 000 до 18 000 футов в Атлантическом океане к северу от Бермудских островов. Четверо погибли, двое при взрыве и двое, которые не допустили перегрева ядерных реакторов. Подлодка едва всплыла на поверхность. 7 апреля 1989, вскоре после спуска на воду «Комсомолец» загорелся на глубине 5528 футов у берегов Норвегии. Погибли 42 из 69 членов экипажа судна.

Ядерный материал, включая плутоний, просочился из подводной лодки, затонувшей в 1986 году и вскрывшейся в Атлантике в 600 милях к востоку от Бермудских островов. На подлодке находились тридцать две ядерные боеголовки, некоторые из которых были уничтожены высоким давлением морских глубин.

Курск Катастрофа

12 августа 2000 г. подводная лодка типа «Янки» длиной 505 футов затонула на дно Баренцева моря около 90 миль к северу от Мурманска, после мощного взрыва внутри или вокруг торпедного отсека. Подводная лодка принимала участие в военно-морских учениях и затонула на глубине 350 футов в холодной воде. Все находившиеся на борту 118 человек либо погибли в результате взрыва, либо умерли от удушья. Это была самая ужасная морская катастрофа. Предназначенный для охоты и уничтожения американских авианосцев, «Курск» водоизмещением 18 300 тонн, был более чем в два раза длиннее «Боинга-747» и был вооружен торпедами и 24 крылатыми ракетами.

Корабли наблюдения США слышали два взрыва: первый короткий и резкий, второй мощный. грузоподъемностью две тонны тротила и величиной 3,5 по шкале Рихтера. Вся передняя часть двухкорпусного судна была разорвана, и считается, что все, кто находился в этой секции и рубке управления, сразу же погибли. Утечек радиации не обнаружено.

Сначала было непонятно, что послужило причиной взрывов. Теории включают 1) случайный запуск ракеты или торпеды; 2) внутренний взрыв другого рода; или 3) столкновение с крупным объектом, возможно, с миной или кораблем. Российские военные выдвинули версию о столкновении: предположительно, с подводной лодкой НАТО. В феврале 2002 года ВМФ России заявил, что катастрофа, скорее всего, произошла в результате применения на подводной лодке устаревших торпед, содержащих нестабильное топливо, которое каким-то образом загорелось и привело к взрыву торпед. Следователи заявили, что торпеды были разработаны в 1957 с использованием очень летучей смеси перекиси водорода и должен был быть выведен из эксплуатации,

Одна вещь, которая была совершенно необычной, заключалась в том, что русские были весьма откровенны и откровенны, когда они, наконец, раскрыли причину аварии. Был выпущен ряд ложных заявлений о проблемах с подлодкой. Расследование катастрофы сообщило о нарушениях безопасности, технических проблемах, плохом управлении, неадекватном обслуживании. и неряшливость также сыграла свою роль в катастрофе. В нем упоминались конкретные проблемы с резиновыми прокладками торпед и несоблюдение стандартных процедур. В медленном реагировании на катастрофу обвиняли неисправный буй, выпущенный с подводной лодки, который должен был посылать сигналы бедствия. Члены экипажа соседнего корабля «Петр Великий» слышали взрывы, но не реагировали. На помощь «Курску» могли быть отправлены еще несколько кораблей, а также вертолеты и подводные лодки, но ни один из них не был отправлен.

Обреченные выжившие после катастрофы «Курска»

Не менее 23 человек пережили взрыв «Курска» и оказались в ловушке на подводной лодке без возможности спастись. Суда наблюдения слышали, как в первый день кто-то выстукивал азбукой Морзе «SOS Water» на корпусе субмарины. Мужчины умирали медленно. Новости о катастрофе начали распространяться только через три дня после того, как подводная лодка затонула. Предложения помощи со стороны Соединенных Штатов и европейских стран были отклонены. Попытки спасти выживших и состыковаться с подлодкой не увенчались успехом. Россияне обвинили плохую погоду. Семьи погибших в Курске получили компенсацию по 25 тысяч долларов каждой. Экипаж при жизни получал всего 200 долларов в месяц.

Через пару месяцев после трагедии водолазы смогли проникнуть на подлодку и забрать несколько тел погибших. Записка, найденная в кармане одного из погибших, гласила: «Весь экипаж из шестого, седьмого и восьмого отсеков перешел в девятый. Здесь 23 человека. Такое решение мы приняли в результате аварии. из нас может выбраться на поверхность. Я пишу вслепую». В записке, найденной у другого пострадавшего, говорилось: «Мы плохо себя чувствуем. Мы слабеем из-за воздействия угарного газа после пожара. Давление растет. Если мы выберемся, то не выдержим сжатия».

Подъем «Курска»

«Курск» был поднят в сентябре 2001 года консорциумом голландских компаний, возглавляемых экспертами по спасению Smith International и Mamomoet, которые обычно занимаются работами, связанными с морскими нефтяными платформами. Несмотря на то, что это была одна из самых больших спасательных работ, когда-либо предпринятых, она была выполнена с удивительной легкостью.

Водолазы с помощью струй воды высокого давления проделали в корпусе подлодки 26 пробоин. Затем гидравлический цилиндр, закрепленный на морском дне, потянул из стороны в сторону цепь с абразивным покрытием и отпилил поврежденную переднюю часть субмарины. Пятьдесят четыре стальных троса были пропущены через отверстия и прикреплены к ребрам подлодки стальными заглушками. В безветренную погоду тросы и подлодку поднимала специально переделанная «понтонная» баржа. Подъем занял 15 часов. Затем баржу и подлодку отбуксировали на берег. Общая стоимость операции составила 65 миллионов долларов.

Мини-подводная лодка на грани катастрофы

В августе 2005 года небольшая российская подводная лодка длиной 13,4 метра с экипажем из семи человек запуталась в рыболовных сетях и тросах рыболовных сетей на глубине 190 метров у полуострова Камчатка в Тихом океане.

Подводная лодка была наконец поднята на поверхность, и весь экипаж был спасен с помощью беспилотного британского спасательного корабля, который ушел под воду в неспокойном море и оторвал подводную лодку от сетей и тросов. У этой истории был гораздо более счастливый конец, чем с «Курском», когда русские отказались от посторонней помощи и все на подлодке погибли.

Экипаж провел три дня под водой в холоде и темноте, делая все возможное, чтобы сохранить кислород, чтобы выжить. Никогда не было ясно, сколько у них воздуха.

Обогреватель на подводной лодке был выключен для экономии энергии. Один из членов экипажа сказал после спасения: «Мне было холодно, холодно, очень холодно. Я не могу это описать». Мужчины были одеты в термокостюмы и жались друг к другу, чтобы согреться, и сводили свои движения к минимуму, чтобы экономить воздух. Когда их спасли, у них, как сообщается, оставалось около шести часов воздуха. Все они написали прощальное письмо своей семье.

Россия не смогла собрать собственный спасательный аппарат или глубоководных водолазов и разослала сообщения о помощи в Великобританию, Японию и США. Соединенные Штаты и Великобритания погрузили спасательные машины в самолеты и доставили их в порт на Камчатке в шести часах езды от места происшествия. Британские спасательные машины прибыли первыми и были прикреплены к российскому кораблю, который доставил их на место аварии. Были ложные заявления от правительства России, в котором говорилось, например, что у экипажа осталось пять дней полета.

Член британской спасательной команды рассказал AP: «Подводная лодка очень крепко зацепилась за рыболовные сети и въехала в них так, что они были очень тугими, и они действительно выглядели и вели себя как стальные провода, так что это было очень, очень трудно прорезать режущими инструментами».