Военно-Морской Флот РФ. Справка — РИА Новости, 29.02.2020
День Военно-Морского Флота отмечается в России в последнее воскресенье июля.
Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII-XVIII веков главным препятствием для экономического и социального развития русского государства. Первое регулярное формирование отечественного военно-морского флота — Азовский флот. Он был создан Петром I для борьбы с Турцией за выход в Черное море. Первая крупная победа России за выход к морю одержана 19 июля 1669 года, когда была взята турецкая крепость Азак (Азов). 30 октября 1696 года Боярская дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть…», что стало первым законом о флоте и официальным признанием его основания.
С выходом российских войск к Балтике в 1703 году началось интенсивное строительство Балтийского флота с целью не допустить господства на море Швеции и обеспечить успех гребного флота. Свою первую морскую победу Балтийский флот одержал 26-27 июля 1714 года, когда галерный флот под руководством Петра I разгромил у острова Гангут шведский отряд контр-адмирала Нильса Эреншёльда.
22 декабря 1717 года по указу Петра для управления флотом была сформирована Адмиралтейств-коллегия. 20 сентября 1802 года образовано Министерство морских сил, впоследствии переименованное в Морское министерство (просуществовало до 1917 года). Органы боевого (оперативного) управления силами ВМФ появились после русско-японской войны с созданием 7 апреля 1906 года Морского генерального штаба.
До первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период второй мировой войны эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки. Окончательно Военно-Морской Флот как разнородное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х годов, когда в состав ВМФ вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО. Современная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. 15 января 1938 года Постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб.
В годы Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот надежно прикрывал стратегические фланги советско-германского фронта, наносил удары по кораблям и судам противника, защищал российские морские коммуникации. В послевоенные годы отечественный Военно-Морской Флот вышел на океанские просторы, стал атомным, ракетоносным, высокомобильным, способным решать любые задачи по защите российского государства. Наибольший боевой потенциал ВМФ имел в середине 1980‑х годов.
После распада СССР Военно-Морской Флот России столкнулся с рядом проблем: были утрачены важнейшие элементы базирования флота на Черном, Балтийском и Каспийском морях. За пределами России остались крупнейшие судостроительные предприятия. Значительно сократился корабельный состав, а также темп строительства боевых кораблей. На современном этапе одной из главных задач государства является поддержание технической готовности действующего флота, строительство новых кораблей, так как наличие у России хорошо оснащенного современного военно‑морского флота — один из важнейших инструментов обеспечения национальных интересов России в Мировом океане.
В настоящее время в состав Военно-Морского Флота РФ входят четыре оперативно-стратегических объединения: Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты, а также Каспийская флотилия.
Северный флот (СФ):
Главная база флота — Североморск, Беломорская военно-морская база расположена в Северодвинске.
Основу современного Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли.
Тихоокеанский флот (ТОФ):
Военно-морская база — Владивосток.
В составе флота — ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морская ракетоносная, противолодочная и истребительная авиация, части береговых войск.
Балтийский флот:
Основные пункты базирования — Балтийск (Калининградская область) и Кронштадт (Ленинградская область).
В своем составе имеет дивизию надводных кораблей, бригаду дизельных подводных лодок, соединения вспомогательных, учебных и поисково‑спасательных судов, ВВС флота, береговые войска, части тылового, технического и специального обеспечения.
Черноморский флот (ЧФ):
Главная база — Севастополь.
Черноморский флот имеет в своем составе дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск.
Каспийская флотилия:
Главная база — Астрахань.
В своем составе имеет соединения надводных кораблей, вспомогательных и поисково‑спасательных судов, авиацию, береговые войска, части тылового, технического и специального обеспечения.
Военно-Морской Флот успешно решает задачи в интересах обеспечения морской безопасности и обороноспособности государства. Личный состав Военно-Морского Флота вносит весомый вклад в формирование нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации, практическую реализацию Морской доктрины России, активно способствуя укреплению оборонной и экономической мощи государства.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ • Большая российская энциклопедия
ВОЕ́ННО-МОРСКО́Й ФЛОТ (ВМФ), вид вооружённых сил (ВС), предназначенный для решения стратегических и оперативных задач на океанских и морских ТВД; в ряде государств – военно-морские силы (ВМС). По своим боевым возможностям совр. ВМФ способен наносить ядерные удары по важным наземным объектам противника, уничтожать силы его флота в море и на базах, нарушать (срывать) океанские и мор. перевозки, завоёвывать господство в мор. (океанских) районах, содействовать сухопутным войскам (СВ) в проведении операций на континентальном ТВД, оборонять свои мор. (океанские) перевозки, высаживать мор. десанты. ВМФ проводит операции и ведёт боевые действия самостоятельно или совм. с др. видами ВС. Гл. свойства ВМФ: высокая мобильность, большая автономность, способность действовать в любых районах Мирового ок., постоянная боевая готовность и высокая боевая устойчивость его подводных сил и авианосных группировок.
Развитие флота началось в глубокой древности. В Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и Китае первоначально строились торговые суда, а позднее и воен. гребные корабли. В греч. флоте в 5 в. до н. э. осн. классом боевого корабля была триера. Наиболее распространёнными типами кораблей рим. флота в 3–2 вв. до н. э. являлись трирема (то же, что триера) и пентера (корабль больших размеров с 5 рядами вёсел). В 1 в. до н. э. в Риме наряду с этими типами кораблей появились либурны – небольшие корабли с однорядным размещением вёсел и большей манёвренностью. Осн. способами вооруж. борьбы на море были таран и абордаж. Позднее в качестве оружия стали использовать метательные машины – баллисты и катапульты, устанавливавшиеся в носовой части корабля и стрелявшие камнями и зажигательными снарядами. В 7 в. н. э. венецианцы на основе рим. либурны создали улучшенный тип гребного корабля – галеру, которая постепенно вытеснила др. типы гребных кораблей и к кон. Средневековья стала осн. боевым кораблём. В 10–12 вв. в ряде средиземноморских стран, а также у англосаксов, норманнов и датчан появились парусные суда. Переход от гребных судов к парусным завершился к сер. 17 в. Осн. оружием парусных кораблей становится артиллерия. В 16–17 вв. в Англии, Франции, Испании и Голландии создаются постоянные воен. флоты. К нач. 18 в. корабли в зависимости от водоизмещения, количества пушек и численности экипажа стали разделять на классы и ранги. В это же время сложилась боевая организация парусного флота – появились эскадры. Тактика ведения мор. боя парусными флотами заключалась в том, чтобы, построив свои корабли в кильватерную колонну, занять наветренное положение по отношению к кораблям противника и, сближаясь с ними, уничтожить их огнём своей артиллерии. Если арт. дуэль не приводила к успеху, бой завершался абордажной схваткой.
Начало созданию регулярного воен. флота России положено в 1696, когда по указу Петра I в целях борьбы за выход к Азовскому и Чёрному морям на р. Воронеж была построена Азовская флотилия. В ходе Северной войны 1700–21 был создан Балт. флот, выдвинувший Россию в число крупных мор. держав. Уже в начале своего становления рос. флот одержал первую победу над швед. флотом в Гангутском морском сражении 1714 и в последующем вписал много героич. страниц в отеч. историю.
84-пушечный корабль «Императрица Мария» (1853, Россия).
Во 2-й пол. 18 в. развитие пром-сти, науки и техники позволило значительно улучшить конструкцию корпусов кораблей, их парусное и арт. вооружение. Водоизмещение линейных кораблей увеличилось с 1 до 4 тыс. т, число орудий возросло до 135, усовершенствовалась корабельная артиллерия (бронзовые орудия были заменены чугунными, скорострельность возросла до 1 выстрела в 3 мин, дальность стрельбы – с 300 до 600 м). Парусный флот достиг своей вершины.
Минный заградитель «Енисей» (1912, Россия).
Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» (1904, Россия).
В нач. 19 в. появились первые паровые боевые корабли. После Крымской войны 1853–56 все государства перешли к строительству паровых броненосных кораблей. Переход к строительству парового флота совпал с внедрением нарезной корабельной артиллерии, обладавшей большей дальностью и точностью стрельбы. Появление в 1870-х гг. мин, а затем торпед привело к созданию минных заградителей и миноносцев. Бурный технич. прогресс привёл к созданию на флоте трёх осн. типов кораблей: эскадренных броненосцев для арт. боя; крейсеров для дозорной службы, разведки и уничтожения торговых судов; миноносцев для завершения боя минно-торпедной атакой повреждённых кораблей. Повышение роли ВМФ в кон. 19 в. (теория «морской силы», основоположники – амер. контр-адм. А. Т. Мэхэн и брит. вице-адм. Ф. Х. Коломб) было связано с активной колониальной политикой ведущих государств мира.
После русско-японской войны 1904–05 в составе флотов появились линкоры, которые стали решающей силой в вооруж. борьбе на море. Они постоянно совершенствовались: увеличивалось количество стволов артиллерии гл. калибра, её дальнобойность и скорострельность (до 2 выстрелов в 1 мин), бронирование, скорость хода. В связи с технич. совершенствованием возросла роль в мор. бою торпедного оружия и в составе флотов вместо миноносцев появились эскадренные миноносцы (эсминцы), оснащённые арт. и торпедным вооружением. Для разведки, борьбы с эсминцами противника и действий на мор. коммуникациях во мн. государствах строились лёгкие крейсера. Усовершенствование двигателей внутр. сгорания, электромоторов, аккумуляторных батарей и перископов создало предпосылки в нач. 20 в. для строительства подводных лодок (ПЛ), которые в большинстве государств первоначально предназначались для борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных водах и разведки. В ряде государств началось строительство гидросамолётов.
В 1-ю мировую войну в боях на море участвовали сотни надводных кораблей, ПЛ, а на последнем её этапе – и самолёты. Линкоры использовались крайне ограниченно из-за резко возросшей минной опасности, угрозы от ПЛ и др. боевых средств. Широкое применение нашли лёгкие крейсера, водоизмещение которых к концу войны выросло до 8 тыс. т, а скорость хода – до 30 уз (55,5 км/ч) и более. Кораблями универсального назначения показали себя эсминцы, которые стали наиболее многочисленными в составе флотов воевавших государств; их водоизмещение было доведено до 2 тыс. т, скорость хода – до 38 уз (70 км/ч). Дальнейшее развитие получили минные заградители. Появились спец. типы тральщиков: эскадренные (быстроходные), базовые и катера-тральщики. Важную роль в боевых действиях на море стали играть ПЛ, которые оформились в самостоят. род сил ВМФ, способный успешно решать не только тактические, но и оперативные задачи. В ходе 1-й мировой войны появились авианосцы, сторожевые корабли, торпедные катера. Впервые стала использоваться морская авиация, самолёты которой вели разведку, наносили бомбовые удары по кораблям и базам флота, корректировали огонь корабельной артиллерии. Оружием самолётов мор. авиации наряду с бомбами стали торпеды. ВМФ начал превращаться в вид ВС, объединяющий соединения и части надводных кораблей, ПЛ, авиации и морской пехоты, при доминирующем значении надводных кораблей.
В период между 1-й и 2-й мировыми войнами предпочтение отдавалось строительству линкоров. Корабли др. классов – авианосцы, крейсера, эсминцы и др. – предназначались для обеспечения действий линкоров. В 1937–38 Великобритания, Япония и США перешли к серийному строительству авианосцев. Интенсивно строились крейсера, эсминцы, ПЛ, торпедные катера. В состав флотов входила бомбардировочная, минно-торпедная, разведывательная и истребительная авиация. Корабли оснащались усовершенствованным арт. и торпедным оружием, появились неконтактные мины, новое противолодочное оружие, стали применяться радиолокация и гидролокация.
Во 2-й мировой войне размах военных действий на море значительно возрос. В ходе войны линкоры уступили авианосцам роль гл. ударной силы. Интенсивное развитие получила мор. авиация (палубная и наземного базирования). Возросла роль ПЛ, которые использовались гл. обр. для борьбы с надводными кораблями. Для борьбы с вражескими ПЛ применялись авиация, ПЛ и минное оружие. В составе флотов стали использовать корабли ПВО. Война подтвердила вывод о том, что цели вооружённой борьбы на море достигаются объединёнными усилиями разнородных сил флота.
В послевоен. период в строительстве ВМС мн. зарубежных государств, и прежде всего США, осн. усилия направлялись на создание атомных ПЛ, вооружённых баллистич. ракетами, а также авианосцев. Произошло качественное обновление парка самолётов авиации ВМС. Надводные корабли начали оснащаться противокорабельными, противолодочными и зенитными ракетами, а атомные ПЛ – стратегич. ракетами. Резко возросло насыщение кораблей и самолётов авиации ВМС разл. радиоэлектронными средствами. Появились противолодочные и десантные вертолётоносцы, корабли и катера на подводных крыльях, на возд. подушке и др.
В России после 1917 ВМФ создавался и развивался как составная часть ВС РСФСР (с 1924 – СССР). Декрет о создании Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ) был принят CHK 29.1(11.2).1918. За годы Гражд. войны 1917–22 в РККФ сформировано св. 30 морских, озёрных и речных воен. флотилий, преим. из кораблей Балт. флота. Большинство кораблей Черноморского флота в связи с угрозой захвата их герм. оккупантами 18.6.1918 было затоплено в районе Новороссийска, часть кораблей ушла в Азовское м. и составила ядро Азовской воен. флотилии. Корабли, действовавшие на стороне Белого движения, в нояб. 1920 были уведены в Тунис. После окончания Гражд. войны от Рос. имп. флота остались единицы кораблей, которые требовали ремонта.
В 1926 принята первая сов. программа воен. судостроения. К 1929 отремонтирована значит. часть кораблей, проведена модернизация эсминцев, частично линкоров, восстановлены воен.-мор. базы. В 1929–40 за счёт строительства новых кораблей укрепились Балт. и Черноморский, созданы Тихоокеанский (1935) и Северный (1937) флоты. Для непосредств. руководства ВМФ образован Нар. комиссариат ВМФ СССР (дек. 1937). Одновременно из Нар. комиссариата оборонной пром-сти СССР был выделен Нар. комиссариат судостроит. пром-сти СССР. В 1938 принята программа строительства большого мор. и океанского флота. В это же время активно исследовались новые формы и способы ведения боевых действий на море, направления развития сил флота. К началу Вел. Отеч. войны в состав ВМФ СССР входило ок. 1 тыс. боевых кораблей разл. классов (в т. ч. 3 линкора, 8 крейсеров, 54 эсминца и лидера, 212 ПЛ, 22 сторожевых корабля, 80 тральщиков, 287 торпедных катеров), св. 2,5 тыс. самолётов мор. авиации и 260 батарей береговой артиллерии. Значительно улучшилась система базирования сил ВМФ.
В ходе Вел. Отеч. войны ВМФ СССР вёл боевые действия по уничтожению сил флота противника, нарушал его морские коммуникации, охранял свои морские, озёрные и речные перевозки, содействовал приморским группировкам сов. войск в проведении оборонит. и наступат. операций. Сев. флот совм. с ВМС союзников (Великобритании, США) обеспечивал коммуникации, связывающие сев. порты СССР с портами этих государств, вёл активные действия на мор. коммуникациях противника. Для обеспечения безопасности движения судов в Арктике, и в частности по Сев. мор. пути, была создана Беломорская воен. флотилия. В 1942 на Сев. флот была возложена оборона п-овов Средний и Рыбачий. Балт. флот участвовал в обороне Лиепаи, Таллина, Моонзундских о-вов, п-ова Ханко, ораниенбаумского плацдарма, о-вов Выборгского зал. и сев. побережья Ладожского оз., а также сыграл важную роль в героич. обороне Ленинграда. Черноморский флот совм. с СВ оборонял Одессу, Севастополь, Керчь, Новороссийск, участвовал в обороне Сев. Кавказа. На многоводных реках и озёрах для создания оборонит. рубежей вместе с СВ использовались речные и озёрные флотилии: Пинская, Чудская, Ладожская, Онежская, Волжская, отряд кораблей на оз. Ильмень. Из Азовской воен. флотилии выделялись отряды кораблей для действия на реках Дон и Кубань. Ладожская воен. флотилия обеспечивала коммуникации через Ладожское оз. (Дорога жизни) с осаждённым Ленинградом. Большой вклад внесли моряки Волжской воен. флотилии в оборону Сталинграда и в обеспечение важных народно-хозяйств. перевозок по Волге. В 1943 воссоздана Днепровская воен. флотилия, а в 1944 – Дунайская воен. флотилия. Корабли Днепровской флотилии, перебазированные в бассейн р. Одер, принимали участие в Берлинской операции 1945. Дунайская флотилия участвовала в освобождении Белграда, Будапешта и Вены. Тихоокеанский флот и Амурская воен. флотилия в авг. – сент. 1945 участвовали в разгроме япон. Квантунской армии, освобождении Кореи, Маньчжурии, Юж. Сахалина и Курильских о-вов. ВМФ направил ок. 500 тыс. матросов и офицеров на сухопутные фронты. Воен. моряки сражались под Одессой, Севастополем, Москвой, Ленинградом. За годы войны сов. ВМФ было проведено св. 100 мор. оперативных и тактич. десантных операций. За боевые заслуги в Вел. Отеч. войне 78 кораблям присвоено гв. звание, ок. 80 соединений и частей были удостоены поч. наименований, св. 240 кораблей, частей и разл. формирований ВМФ получили гос. награды. Более 350 тыс. моряков награждены орденами и медалями, св. 500 чел. удостоены звания Героя Сов. Союза, из них 7 – дважды.
В послевоенное время ВМФ СССР развивался с учётом опыта Вел. Отеч. войны на базе достижений науки и техники. Были созданы дизельные и атомные ПЛ разл. назначения, ракетные корабли и катера, противолодочные корабли, способные вести успешную борьбу с совр. ПЛ. Мор. авиация получила на вооружение реактивные самолёты, способные нести на большие расстояния ракеты и поражать корабли разл. классов, пополнилась противолодочными самолётами и вертолётами. На вооружение ВМФ поступили ракетные комплексы. Мор. пехота получила воен. технику, необходимую для высадки мор. десантов на необорудованное побережье.
Сторожевой корабль «Сметливый» (1998, РФ).
ВМФ РФ – преемник рос. ВМФ и ВМФ СССР, предназначен для обеспечения воен. безопасности с мор. и океанских направлений, защиты интересов РФ и её союзников в Мировом ок. воен. методами, поддержания воен.-политич. стабильности. Кроме того, ВМФ создаёт и поддерживает условия для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности РФ в Мировом океане.
ВМФ РФ состоит из мор. стратегич. ядерных сил и мор. сил (войск) общего назначения. Включает: подводные силы, надводные силы флота, мор. авиацию и ПВО, береговые войска, являющиеся родами сил (войск) ВМФ, а также спец. войска (разведывательные, связи, радиотехнические, радиоэлектронной борьбы, мор. инженерные, судоремонтные, гидрографические и др.) и тыл. Береговые войска, в свою очередь, делятся на рода войск: мор. пехоту, береговые ракетно-арт. войска и войска береговой обороны. В организац. отношении ВМФ включает Балт., Северный, Тихоокеанский и Черноморский флоты, а также Каспийскую воен. флотилию и соединения, части, учреждения центр. подчинения. Гл. ударная сила ВМФ – ракетные подводные крейсера стратегич. назначения, многоцелевые атомные подводные лодки и мор. ракетоносная авиация.
В состав ВМС США, Великобритании, Франции и Китая входят: стратегич. ядерные силы (атомные ракетные ПЛ) и силы общего назначения (авианосцы, линкоры, многоцелевые ПЛ, эскортные корабли, корабли огневой поддержки, разл. десантные корабли и др.), а также авиация ВМС и мор. пехота. ВМС Италии, ФРГ, Канады, Турции, Норвегии, Бельгии, Нидерландов и др. стран – членов НАТО, а также Швеции, Австралии, Аргентины, Бразилии, Араб. Республики Египет, Индии, Израиля, Пакистана, Японии и др. включают дизельные ПЛ, надводные корабли, авиацию ВМС, мор. пехоту и вспомогательные суда (подробнее см. в статьях об этих государствах).
Министерство обороны Российской Федерации
Дом Состав
Показать по: 5 10 25
1 2 3 … 213
15.03.2023 (14:45) Фрегат «Адмирал Касатонов» проходит через Дуврский пролив Затем российское судно пересечет район пролива в Северное море, а затем в районы Северо-Восточной Атлантики.
03.03.2023 (17:00) Экипажи истребителей Су-27 Балтийского флота провели учения против самолетов условного противника Кроме того, в рамках тренировки летчики отработали ускоренную подготовку истребителей к взлету, выполнили взлет парами и пуски управляемых ракет с электронным управлением по воздушным целям.
27.02.2023 (14:00) Трехсторонние военно-морские учения России, Китая и ЮАР завершились в Индийском океане Российскую Федерацию на учениях представляли фрегат «Адмирал Горшков» и средний танкер Северного флота «Кама».
22.02.2023 (15:20) Церемония открытия российско-китайско-южноафриканских военно-морских учений в порту Ричардс-Бей Активная фаза учений пройдет с 25 по 27 февраля. Российскую Федерацию будут представлять фрегат Северного флота «Адмирал Горшков» и танкер «Кама»
22.02.2023 (06:30) Фрегат «Адмирал Горшков» прибыл в южноафриканский порт Ричардс-Бей Учения будут посвящены противодействию угрозам безопасности на море, а также демонстрации готовности военно-морских сил к совместному поддержанию мира и стабильности в регионе.
13.02.2023 (16:45) Вертолеты морской авиации Балтийского флота приступили к плановым учениям Летчикам предстоит совершить около 50 плановых полетов, отработать бомбометание, нанесение огневых ударов по морским и надводным целям.
13.02.2023 (11:45) Морская пехота Тихоокеанского флота и десантный корабль «Адмирал Невельской» провели совместные учения на Камчатке Экипажи бронемашин БТР-82А и БМП-3 поднялись на борт БДК по носовой аппарели; персонал погрузился после этого.
08.02.2023 (10:15) Фрегат «Адмирал Горшков» провел учения по противоторпедной защите в Атлантическом океане Экипаж проверен на уровень сплоченности. Личный состав отработал обнаружение приближающейся торпеды и маневрирование.
01.02.2023 (11:30) Экипажи морских вертолетов Ка-29 авиации Тихоокеанского флота нанесли удары по оборонительным позициям условного противника в прибрежной зоне Учение прошло в районе полигона береговой морской авиации на полуострове Камчатка. Экипажи вертолетов отработали стрельбу.
25.01.2023 (09:00) Фрегат «Адмирал Горшков» провел в Атлантике гиперзвуковые ракетные учения Экипаж фрегата отрабатывал удар гиперзвуковой ракетой «Циркон» по морскому кораблю условного противника на удалении более 900 километров.
Показать по: 5 10 25
1 2 3 … 213
ВМФ РОССИИ | Факты и подробности
ВМФ РОССИИ
Военно-морской флот России разделен на четыре флота: Балтийский, Черноморский, Северный и Тихоокеанский, каждый со своей авиацией, плюс Каспийская флотилия. Морская пехота (морская пехота) численностью 9500 человек включает три отдельные бригады и три бригады специального назначения. [Источник: Библиотека Конгресса, октябрь 2006 г. **]
Основными задачами военно-морских сил были обеспечение стратегического ядерного сдерживания атомного подводного флота и защита морских путей, приближающихся к побережью России. В состав ВМФ входят береговые войска, части морской авиации, четыре флота и одна флотилия. В оперативном подчинении флотов находились береговые силы и силы морской авиации. Стратегические военно-морские силы в составе 45 атомных подводных лодок и 13 тыс. человек личного состава находились в оперативном подчинении Министерства обороны и материально-техническом обеспечении флотов, в портах которых они базировались. Еще 138 подводных лодок находились в строю, хотя в середине 19В 90-е годы шло серьезное сокращение нестратегических подводных сил. [Источник: Библиотека Конгресса, июль 1996 г. *]
В середине 1990-х годов российская военно-морская авиация почти полностью базировалась на берегу после того, как в советское время она достигла значительного ударного потенциала морского базирования. В 1996 году только паровой авианосец «Адмирал Кузнецов», приписанный к Северному флоту, вел активную летную деятельность в море. Два новых атомных авианосца были списаны до завершения, что свидетельствует об отказе от этой программы, а более старые авианесущие крейсера были проданы в Республику Корея (Южная Корея) на металлолом.
Корабли и личный состав ВМФ России
В 2005 году в составе ВМФ имелось 46 тактических и 15 атомных подводных лодок, 1 авианосец, 6 крейсеров, 15 эсминцев, 19 фрегатов, 26 корветов, 41 противоминный корабль, 22 крупных десантных корабля, 72 патрульных и прибрежные боевые корабли. На флоте также имелось 266 боевых самолетов.
В середине 2000-х годов в составе ВМФ России насчитывалось 171,5 тысячи человек личного состава, 70 подводных лодок, 1 авианосец, 8 крейсеров и 17 эсминцев. Напротив, в ВМС США было 367 679 человек.личный состав, 73 подводные лодки, 12 авианосцев, 27 крейсеров и 55 эсминцев. Из-за нехватки средств в море выходит очень мало кораблей ВМФ России. России нужны большие деньги для модернизации своего флота. **
В 1990-е годы в составе ВМФ России насчитывалось около 200 тыс. моряков и морских пехотинцев, из них около 20% призывников, и 500 тыс. резервистов. Из личного состава действующей армии около 30 тыс. чел. в морской авиации и 24 тыс. чел. в войсках береговой обороны.
Один из крупнейших в мире линейных крейсеров, 823-футовый атомоход «Петр Великий» стоимостью 1 миллиард долларов был наконец передан российскому флоту в 1998 после 12 лет работы. Последний из четырех кораблей этого класса, это самое большое судно, кроме авианосца, построенное со времен Второй мировой войны. Построенный как истребитель авианосцев и предназначенный для Тихоокеанского флота, 28000-тонный корабль-носитель 20 противокорабельных ракет SS-N-19, предназначенных для уничтожения авианосцев противника. Его поддерживает экипаж из 610 человек. К 2004 году он находился в настолько плохом состоянии, что были опасения, что он может взорваться в любой момент
Российские подводные лодки
В разгар холодной войны у СССР было более 300 подводных лодок и 83 ракетоносца. подводные лодки в строю. В наши дни немногие российские подводные лодки даже покидают свои базы, потому что содержать их и поддерживать в рабочем состоянии слишком дорого.
Советский Союз производил самые большие в мире подводные лодки — водоизмещением 29 211 тонн и длиной 562 фута класса «Тайфун» — и самые быстрые в мире подводные лодки — атомные суда класса «Альфа», которые развивали скорость 40 узлов. Показанные в фильме и книге «Красный Октябрь» подводные лодки класса «Тайфун» несли 20 реактивных снарядов SS-NX-20 с разделяющимися боеголовками, каждая с 10 боеголовками. огневая мощь, чем все взрывчатые вещества, использовавшиеся во Второй мировой войне. Пятиэтажные подводные лодки класса «Дельта» и «Янки» также были огромными.
Советские подводные лодки были одними из самых страшных средств доставки оружия в советском арсенале. Вооруженные десятками ядерных боеголовок, они смогли пройти незамеченными через американскую оборону в пределах нескольких миль от побережья Соединенных Штатов. И Соединенные Штаты, и Советский Союз рисковали столкнуться, когда искали подводные лодки друг друга и следовали за ними. Миллиарды долларов были потрачены на технологию, позволяющую прослушивать подводные лодки, движущиеся по морю, и заставлять подводные лодки замолчать.
В середине 1990-х годов российские подводные технологии развивались быстрее, чем ожидали западные эксперты, поскольку флот сократился со 186 судов в 1986 году до 99. Согласно одной разведывательной оценке, более половины флота 1996 года было способно незаметно передвигаться по западным морским коммуникациям. В середине 1996 года ВМФ запланировал производство четырех подводных лодок, включая одну модернизированную подводную лодку в дополнение к существующему флоту кораблей класса «Акула» и три новых подводных лодки класса «Северодвинск», которые должны были войти в строй в 2000 году. -художественная подводная лодка, которая якобы настолько тиха, что устраняет техническое превосходство США в этой области, и вооружена новой 650-мм ракетой «Шквал», которая движется под водой со скоростью 200 узлов. [Источник: Библиотека Конгресса, 1996 *]
База подводных лодок Петропавловск-Камчатский на полуострове Камчатка на Дальнем Востоке России считалась стратегически важной с важной миссией. Персонал, работавший там, был высокооплачиваемым. База считалась настолько секретной, что главная причина, по которой в 1983 году был сбит Боинг-747 Korean Air — погибло 269 человек, — заключалась в том, что он думал, что может сделать разведывательные фотографии базы.
Российский военно-морской флот
Каждый из четырех российских флотов имеет подчиненные наземные военно-воздушные силы. Каспийская флотилия не имеет морской авиации. Береговые войска ВМФ состоят из морской пехоты и сил береговой обороны. В состав сил морской пехоты входят одна стрелковая дивизия Тихоокеанского флота и четыре бригады морской пехоты — одна на Балтийском флоте, одна на Черноморском флоте и две на Северном флоте. Войска береговой обороны представляют собой соединение стрелковых полков, бригад и дивизий с зенитно-ракетными полками. Десантные высадки имеют низкий приоритет; по оценкам разведки, тринадцать российских десантных кораблей могли высадить на берег только 2500 морских пехотинцев и 100 танков. Согласно российскому источнику, в 1996 большинство кораблей находились в относительно низком уровне боеготовности, при этом большинство частей оставались вблизи порта приписки. *
Штаб Северного флота находится в Североморске, на вершине Кольского полуострова недалеко от Мурманска, с дополнительными портами базирования в Коле, Мотовском, Гремихе и Ура Губе. Задачей Северного флота является защита далекого северо-западного арктического региона России, окружающего Кольский полуостров. Флот обеспечивает порты приписки для тридцати семи атомных подводных лодок, двадцати двух других подводных лодок, сорока семи основных надводных боевых кораблей и десяти прибрежных и более мелких кораблей. В состав контингента морской авиации входит двадцать Су-39.самолетов и десяти противолодочных вертолетов на борту «Адмирала Кузнецова», возглавляющего ПВО Баренцева моря. Морская авиация берегового базирования включает 200 боевых самолетов и 64 вертолета. В состав Северного флота входят две бригады морской пехоты, один полк береговой обороны и зенитно-ракетный полк. *
Расположенный между Баренцевым и Белым морями, к востоку от Норвегии и Финляндии, Мурманск был выбран в качестве базы для Северного флота, поскольку он находится в конце Гольфстрима и является единственным портом России с неограниченным круглогодичным доступом к Атлантика. Российские военно-морские офицеры, следящие за Баренцевым морем в районе северного города Мурманск, имеют английскую фразу, которая помогает им понять, что сказать, если кто-то неожиданно появится на их территории. Они могут выбрать одну из четырех возможностей: 1) ТЫ АРЕСТОВАН; 2) Я ИЩУ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ, ПОтерпевший бедствие; 3) В ЭТОЙ ЗОНЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ АРИЭЛЬ БОМБОМБИРОВАНИЕ и 4) МЫ РАДЫ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА НАШЕЙ ГОСТЕПРИИМНОЙ СОВЕТСКОЙ ПОЧВЕ И ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ. [Источник: National Geographic, Майлз Кларк, 19 июня. 94]
Штаб Балтийского флота находится в Калининграде, где его защищает бригада морской пехоты. Из этого довольно незащищенного места флот контролирует военно-морские базы в Кронштадте и Балтийске. Оперативные силы включают девять подводных лодок, двадцать три основных надводных корабля и примерно шестьдесят пять малых судов. В состав авиации Балтийского флота входят пять полков боевых самолетов и ряд других самолетов и вертолетов. Во время холодной войны базирующийся в Калининграде Балтийский флот был одной из самых передовых советских баз в Европе. Сегодня ему позволяют ржаветь и увядать. В 1992 г., в нем находилось 85 000 человек, 20 подводных лодок, 3 крейсера, 5 эсминцев, 29 фрегатов и другие корабли. В начале 2000-х его оккупировали 40 000 малооплачиваемых и недокормленных солдат.
Черноморский флот России
Черноморский флот Советского Союза базировался в крымском порту Севастополь с 1954 г. с дополнительным портом приписки в Одессе. После распада Советского Союза в 1991 г. Здесь базировалось около 330 военных кораблей, в том числе два малых авианосца, три крейсера и 28 подводных лодок.
Черноморский флот состоит из четырнадцати подводных лодок, тридцати одного линейного корабля и сорок одного каботажного корабля. «Москва» — первый в России морской авиационный крейсер, входящий в состав Черноморского флота. Это противолодочный вертолетоносец с восемнадцатью вертолетами Ка-25. Сухопутный компонент Черноморского флота состоит из одной бригады морской пехоты, дивизии береговой обороны и зенитно-ракетного полка (ЗРК). Как эти активы будут распределены между Россией и Украиной, неизвестно. Морская авиационная составляющая флота насчитывает около 8000 самолетов всех типов. Его ударная мощь сосредоточена в бомбардировочном полку и смешанном истребительно-штурмовом полку. *
Каспийская флотилия — малый отряд береговой обороны и патрулирования водных путей, состоящий из двух фрегатов, двенадцати сторожевых катеров и около пятидесяти других малых судов, базирующихся в Астрахани. Командование и техника используются совместно с Азербайджаном и Казахстаном, другими бывшими советскими республиками на побережье Каспийского моря. *
Спор о российском Черноморском флоте
Черноморский флот стал предметом спора между Россией и Украиной, когда последняя республика получила независимость после распада Советского Союза. Хотя Украина не нуждается в военно-морском флоте и не может позволить себе его содержать, она не хочет уступать свою долю флота, оба порта приписки которого находятся в Украине, более крупному соседу с традицией господства. Долгая международная ссора временно прекратилась, когда 19 июняНа саммите 95 года была выработана формула распределения активов Черноморского флота: корабли флота должны были быть поделены поровну между двумя странами, но Россия в конечном итоге выкупила примерно 60 процентов доли Украины. Русская часть Черноморского флота продолжала базироваться в Севастополе с отдельными российскими и украинскими портами на побережье. Все корабли должны были находиться под двойным командованием до вступления в силу соглашения в 1998 году. Однако этому решению противостояло значительное националистическое мнение российской стороны. *
Было обсуждение обмена флота на списание долгов на деньги, которые Украина должна России за нефть и бензин. Сделка предусматривала передачу 15 процентов флота Украине в обмен на кредит и передачу Севастополя в аренду России. Сделка была отложена, потому что украинский парламент отказался ее одобрить. Россия, в свою очередь, пригрозила прекратить поставки топлива. Ельцин наложил вето на закон о разделе Черноморского флота между Россией и Украиной.
Украина унаследовала недостроенный авианосец и продала его с аукциона компании из Макао, которая надеялась превратить его в курорт с казино, дискотекой и отелем на 600 номеров. Авианосец бесцельно кружил вокруг Черного моря, потому что Турция не хотела проходить через Босфор из-за опасений, что водный путь будет закрыт, если авианосец сядет на мель. В конце концов авианосец добрался до Китая, где был отремонтирован и отправлен в море в качестве рабочего авианосца.
Тихоокеанский флот России
Тихоокеанский и Северный флот считаются двумя самыми мощными военно-морскими силами России. Штаб Тихоокеанского флота находится во Владивостоке, с дополнительными портами приписки в Петропавловске-Камчатском, Магадане и Советской Гавани. В состав Тихоокеанского флота входят восемнадцать атомных подводных лодок, находящихся в оперативном подчинении Министерства обороны и базирующихся в Павловске и Рыбачьем. Ударная мощь Тихоокеанского флота на открытом воздухе заключается в тридцати четырех неатомных подводных лодках и сорока девяти основных боевых надводных кораблях. *
Воздушная мощь Тихоокеанского флота состоит из 250 боевых самолетов и вертолетов ВВС Тихоокеанского флота, все они наземного базирования. Его самая мощная ударная сила — два бомбардировочных полка, дислоцированные в Алексеевке. Каждый полк состоит из тридцати сверхзвуковых самолетов Ту-26 Backfire. Сухопутная мощь Тихоокеанского флота состоит из одной дивизии морской пехоты и дивизии береговой обороны. Дивизия морской пехоты включает в себя более половины всего личного состава морской пехоты России. Следуя образцу, установленному в морской пехоте, в середине 1990-х годов пехоту Тихоокеанского флота в ближайшее время планируется переформировать в бригады.
Во Владивостоке ушло на слом более 1500 кораблей и ушли тысячи моряков.
Неудовлетворительное состояние ВМФ России
Военно-морские силы находятся примерно в такой же степени боеготовности, как и военно-воздушные силы. Только один корабль, авианосец «Адмирал Кузнецов», в 1994 году находился в море целых пять месяцев. Другие военно-морские учения описывались как «нечастые». В 1995 из-за нехватки топлива, боеприпасов и экипажей, а также задержек в ремонте в доках оставалось почти 95% боеспособных кораблей. Из-за нехватки топлива Тихоокеанский флот отменил заходы одиночных кораблей в азиатские порты, а на базе атомных подводных лодок на Кольском полуострове отключили электричество, что едва не привело к серьезной ядерной аварии, поскольку база не могла платить по счетам. Черноморский флот был в замешательстве, когда в 1996 году у крейсера в Средиземном море закончилась вода, и ему пришлось запросить экстренное пополнение запасов у ВМС США. Некогда гордый авианосец «Адмирал Горшков», последний в строю из класса «Киев», в 1919 году находился в сухом доке.96 на ремонт после серьезного пожара, были предложения продать корабль на металлолом или ВМС Индии. [Источник: Библиотека Конгресса, июль 1996 г. *]
К середине 1990-х годов логистика ВМФ достигла кризисного состояния. В 1996 г. по сравнению с 1995 г. по сравнению с 1995 г. количество горючего сократилось на 65%, а пайки сократились на 60%. Аналогичные сокращения были произведены в средствах на техническое обслуживание, запчасти, инструменты и аккумуляторы. В результате готовность флота была снижена примерно на 30 процентов для береговых сил и на 50 процентов для морского флота. *
Четыре российских атомных крейсера типа «Киров» вышли из употребления, поскольку требуют большого количества экипажей и дороги в эксплуатации. Из кораблей этой категории «Ушаков» в 1996 году почти пять лет стоял в доках своего порта приписки, Мурманска, из-за нехватки запасных частей. «Петр Великий» начал ходовые испытания в 1996 году после трехлетней задержки. «Лазарев» планировалось дозаправить в 1996 году, но также рассматривалась возможность его утилизации. Суда с обычным двигателем также испытывали трудности с техническим обслуживанием. Корабль типа «Слава» «Маршал Устинов» два года находился в сухом доке в Санкт-Петербурге на ремонте, но ожидалось, что он будет списан из-за отсутствия запчастей и средств. *
Базы подводных лодок находятся в таком же плачевном состоянии. Некогда стратегически важная база Петропавловск-Камчатский теперь захламлена ржавеющими подводными лодками, ржавеющими кранами и депрессивными моряками, которым нечем заняться. База была отправной точкой мини-субмарины, попавшей в рыболовные сети в 2005 году.
Списанные подводные лодки
Когда-то у России было 90 подводных лодок в Тихом океане, но по состоянию на начало 2000-х годов все они были законсервированы, кроме 20. Некоторые из подводных лодок привязаны к своим базам и вряд ли когда-либо вернутся в море, но содержат полезные нагрузки и ракеты, которыми все еще можно стрелять по американским и европейским городам. Группа под названием «Совместная программа уменьшения угрозы Нанна-Лгара» работает с Россией над выводом из эксплуатации 543 ракет, способных поразить Соединенные Штаты тысячами боеголовок.
По состоянию на 2005 г. выведено из эксплуатации почти 200 ракетных подводных лодок стратегического назначения и подводных лодок общего назначения. Девяносто четыре были демонтированы. Еще 55 находятся в доках, ожидая демонтажа. Норвегия, Великобритания, Франция, Япония и Германия работают с Россией, чтобы помочь ей утилизировать ее подводные лодки в нескольких местах на северо-западе России и на Дальнем Востоке. Чтобы должным образом вывести из эксплуатации все подводные лодки со скоростью 15 в год, по оценкам, потребуется около 1,5 миллиарда долларов.
Одна 84,6-метровая дизельная подводная лодка сейчас находится в гавани Провиденса, штат Род-Айленд, США, в качестве музея. В нем есть общая спальня, которую можно использовать для детских ночевок, и специальную комнату для вечеринок по случаю дня рождения. Подлодка несла крылатые ракеты с ядерными боеголовками и использовалась для слежения за авианосцами. До прибытия в США он использовался в качестве ресторана и водочного бара в России.
В августе 2003 года в бурных арктических морях затонула списанная российская атомная подводная лодка, в результате чего погибли девять военнослужащих. 40-летняя подводная лодка была выведена из эксплуатации в 1989 году, ее отбуксировали на свалку, чтобы снять и разобрать ее ядерный реактор. Он затонул после того, как поплавки, поддерживавшие его, не выдержали шторма. Он перевозил 1700 фунтов отработавшего ядерного топлива. Тест после затопления выявил значительные выбросы радиации.
В районе Мурманска находится около 100 атомных подводных лодок, в том числе три атомные подводные лодки в ледяных водах у Снежногорска на Кольском полуострове. Есть опасения, что серьезная авария или теракт с участием этих подводных лодок может привести к ядерной катастрофе, после чего Чернобыль будет выглядеть как авария на детской площадке. Ходят разговоры о «200 Хиросимах». См. отдельную статью ЯДЕРНЫЕ ОТХОДЫ И РАДИОАКТИВНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ В РОССИИ В разделе Природа и см. Окружающая среда.
Аварии российских подводных лодок
Фильм «К-19: Роковая вдова» (2004) с Харрисоном Фордом был об аварии на атомной подводной лодке в 1961 году, в которой восемь моряков погибли от радиационного облучения, пока экипаж строил импровизированный трубопровод в перегретые реакторы на грани взрыва. Немногие события в фильме произошли на самом деле. Выживший в трагедии сказал Рейтер: «Только две вещи в фильме верны: бутылка шампанского не разбилась при спуске подводной лодки, и да, с реактором произошла авария». В одной из сцен на некоторых членах экипажа надеты наручники. Милиционеры в России, не говоря уже о моряках, еще в 19 году не пользовались наручниками61.
Подводная лодка К-19 находилась в Норвежском море, когда ее детекторы радиации забили тревогу. Реактор был остановлен, но топливные стержни продолжали нагреваться. Корабль, как сообщается, был спасен девятью смельчаками, которые забрались в камеру реактора и установили систему охлаждения, чтобы снизить температуру. Каждый из девяти человек получил дозу радиации, в 100 раз превышающую смертельную дозу. Все они погибли в течение нескольких недель после катастрофы, но спасли субмарину. В 1969 году та же подлодка столкнулась с подводной лодкой США. В 1972 января в результате пожара на борту судна погибли 26 членов экипажа.
8 апреля 1970 года подводная лодка класса «Ноябрь» затонула на глубине 12 354 фута в Атлантическом океане после того, как одновременно начались два пожара. Погибли пятьдесят два человека. По данным Гринпис, в 1982 году стратегическая атомная подводная лодка на базе Рыбачий на Камчатке случайно запустила баллистическую ракету, которая, как сообщается, приземлилась в Охотском море.
6 октября 1986 года произошел взрыв в ракетной шахте подводной лодки типа «Янки» на глубине от 16 000 до 18 000 футов в Атлантическом океане к северу от Бермудских островов. Четверо погибли, двое при взрыве и двое, которые не допустили перегрева ядерных реакторов. Подлодка едва всплыла на поверхность. 7 апреля 1989, вскоре после спуска на воду «Комсомолец» загорелся на глубине 5528 футов у берегов Норвегии. Погибли 42 из 69 членов экипажа судна.
Ядерный материал, включая плутоний, просочился из подводной лодки, затонувшей в 1986 году и вскрывшейся в Атлантике в 600 милях к востоку от Бермудских островов. На подлодке находились тридцать две ядерные боеголовки, некоторые из которых были уничтожены высоким давлением морских глубин.
Курск Катастрофа
12 августа 2000 г. подводная лодка типа «Янки» длиной 505 футов затонула на дно Баренцева моря около 90 миль к северу от Мурманска, после мощного взрыва внутри или вокруг торпедного отсека. Подводная лодка принимала участие в военно-морских учениях и затонула на глубине 350 футов в холодной воде. Все находившиеся на борту 118 человек либо погибли в результате взрыва, либо умерли от удушья. Это была самая ужасная морская катастрофа. Предназначенный для охоты и уничтожения американских авианосцев, «Курск» водоизмещением 18 300 тонн, был более чем в два раза длиннее «Боинга-747» и был вооружен торпедами и 24 крылатыми ракетами.
Корабли наблюдения США слышали два взрыва: первый короткий и резкий, второй мощный. грузоподъемностью две тонны тротила и величиной 3,5 по шкале Рихтера. Вся передняя часть двухкорпусного судна была разорвана, и считается, что все, кто находился в этой секции и рубке управления, сразу же погибли. Утечек радиации не обнаружено.
Сначала было непонятно, что послужило причиной взрывов. Теории включают 1) случайный запуск ракеты или торпеды; 2) внутренний взрыв другого рода; или 3) столкновение с крупным объектом, возможно, с миной или кораблем. Российские военные выдвинули версию о столкновении: предположительно, с подводной лодкой НАТО. В феврале 2002 года ВМФ России заявил, что катастрофа, скорее всего, произошла в результате применения на подводной лодке устаревших торпед, содержащих нестабильное топливо, которое каким-то образом загорелось и привело к взрыву торпед. Следователи заявили, что торпеды были разработаны в 1957 с использованием очень летучей смеси перекиси водорода и должен был быть выведен из эксплуатации,
Одна вещь, которая была совершенно необычной, заключалась в том, что русские были весьма откровенны и откровенны, когда они, наконец, раскрыли причину аварии. Был выпущен ряд ложных заявлений о проблемах с подлодкой. Расследование катастрофы сообщило о нарушениях безопасности, технических проблемах, плохом управлении, неадекватном обслуживании. и неряшливость также сыграла свою роль в катастрофе. В нем упоминались конкретные проблемы с резиновыми прокладками торпед и несоблюдение стандартных процедур. В медленном реагировании на катастрофу обвиняли неисправный буй, выпущенный с подводной лодки, который должен был посылать сигналы бедствия. Члены экипажа соседнего корабля «Петр Великий» слышали взрывы, но не реагировали. На помощь «Курску» могли быть отправлены еще несколько кораблей, а также вертолеты и подводные лодки, но ни один из них не был отправлен.
Обреченные выжившие после катастрофы «Курска»
Не менее 23 человек пережили взрыв «Курска» и оказались в ловушке на подводной лодке без возможности спастись. Суда наблюдения слышали, как в первый день кто-то выстукивал азбукой Морзе «SOS Water» на корпусе субмарины. Мужчины умирали медленно. Новости о катастрофе начали распространяться только через три дня после того, как подводная лодка затонула. Предложения помощи со стороны Соединенных Штатов и европейских стран были отклонены. Попытки спасти выживших и состыковаться с подлодкой не увенчались успехом. Россияне обвинили плохую погоду. Семьи погибших в Курске получили компенсацию по 25 тысяч долларов каждой. Экипаж при жизни получал всего 200 долларов в месяц.
Через пару месяцев после трагедии водолазы смогли проникнуть на подлодку и забрать несколько тел погибших. Записка, найденная в кармане одного из погибших, гласила: «Весь экипаж из шестого, седьмого и восьмого отсеков перешел в девятый. Здесь 23 человека. Такое решение мы приняли в результате аварии. из нас может выбраться на поверхность. Я пишу вслепую». В записке, найденной у другого пострадавшего, говорилось: «Мы плохо себя чувствуем. Мы слабеем из-за воздействия угарного газа после пожара. Давление растет. Если мы выберемся, то не выдержим сжатия».
Подъем «Курска»
«Курск» был поднят в сентябре 2001 года консорциумом голландских компаний, возглавляемых экспертами по спасению Smith International и Mamomoet, которые обычно занимаются работами, связанными с морскими нефтяными платформами. Несмотря на то, что это была одна из самых больших спасательных работ, когда-либо предпринятых, она была выполнена с удивительной легкостью.
Водолазы с помощью струй воды высокого давления проделали в корпусе подлодки 26 пробоин. Затем гидравлический цилиндр, закрепленный на морском дне, потянул из стороны в сторону цепь с абразивным покрытием и отпилил поврежденную переднюю часть субмарины. Пятьдесят четыре стальных троса были пропущены через отверстия и прикреплены к ребрам подлодки стальными заглушками. В безветренную погоду тросы и подлодку поднимала специально переделанная «понтонная» баржа. Подъем занял 15 часов. Затем баржу и подлодку отбуксировали на берег. Общая стоимость операции составила 65 миллионов долларов.
Мини-подводная лодка на грани катастрофы
В августе 2005 года небольшая российская подводная лодка длиной 13,4 метра с экипажем из семи человек запуталась в рыболовных сетях и тросах рыболовных сетей на глубине 190 метров у полуострова Камчатка в Тихом океане.
Подводная лодка была наконец поднята на поверхность, и весь экипаж был спасен с помощью беспилотного британского спасательного корабля, который ушел под воду в неспокойном море и оторвал подводную лодку от сетей и тросов. У этой истории был гораздо более счастливый конец, чем с «Курском», когда русские отказались от посторонней помощи и все на подлодке погибли.
Экипаж провел три дня под водой в холоде и темноте, делая все возможное, чтобы сохранить кислород, чтобы выжить. Никогда не было ясно, сколько у них воздуха.
Обогреватель на подводной лодке был выключен для экономии энергии. Один из членов экипажа сказал после спасения: «Мне было холодно, холодно, очень холодно. Я не могу это описать». Мужчины были одеты в термокостюмы и жались друг к другу, чтобы согреться, и сводили свои движения к минимуму, чтобы экономить воздух. Когда их спасли, у них, как сообщается, оставалось около шести часов воздуха. Все они написали прощальное письмо своей семье.Россия не смогла собрать собственный спасательный аппарат или глубоководных водолазов и разослала сообщения о помощи в Великобританию, Японию и США. Соединенные Штаты и Великобритания погрузили спасательные машины в самолеты и доставили их в порт на Камчатке в шести часах езды от места происшествия. Британские спасательные машины прибыли первыми и были прикреплены к российскому кораблю, который доставил их на место аварии. Были ложные заявления от правительства России, в котором говорилось, например, что у экипажа осталось пять дней полета.
Член британской спасательной команды рассказал AP: «Подводная лодка очень крепко зацепилась за рыболовные сети и въехала в них так, что они были очень тугими, и они действительно выглядели и вели себя как стальные провода, так что это было очень, очень трудно прорезать режущими инструментами».