Сом (подводная лодка) — Википедия

«Сом»
англ. Fulton, рус. дореф. Сомъ

«Сом» в плавучем доке
История корабля
Государство флага Россия Россия
Спуск на воду 2 июня 1901
Выведен из состава флота 10 мая 1916
Современный статус погибла в результате тарана пароходом, найдена
Основные характеристики
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта «Сом»
Скорость (надводная) 8,5 узла
Скорость (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения 30 м
Автономность плавания 8 суток, 430 миль,
30 миль под водой
Экипаж 22 человека, в том числе 2 офицера
Размеры
Водоизмещение надводное 105 т
Водоизмещение подводное 120 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
19,3 м
Ширина корпуса наиб. 3,58 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
2,9 м
Силовая установка
бензин-электрическая, 1 двигатель 160 л. с., 1 электромотор 70 л. с.
Вооружение
Артиллерия дополнительно устанавливалось орудие калибра 37 мм
Торпедно-
минное вооружение
1 ТА калибра 457 мм
 Категория на Викискладе

«Сом» (рус. дореф. Сомъ, англ. Fulton) — российская подводная лодка, построенная в США по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда, по образцу которой в России в 1904—1906 годах была построена серия подводных лодок типа «Сом».

Постройка и испытания

Подводная лодка заложена на верфи Льюиса Никсона в США под названием «Фултон». Спущена на воду 2 июня 1901 года. 28 апреля 1902 года ПЛ «Фултон» вышла из Нью-Йорка в Вашингтон в сопровождении парохода «Норфолк». В самом начале этого перехода на лодке произошел взрыв, при котором пострадали несколько членов экипажа. Лодка повреждений не получила. Испытания лодки в рекламных целях продолжались до 1904 года. По свидетельству современников, эта лодка «обладала большими достоинствами… Она в течение восьми с половиной часов прошла девяносто верст в такую сильную бурю, что матросам пришлось себя привязать к судну, так как они не в состоянии были держаться на ногах. При этом лодка находилась в море около 12 часов».

28 апреля 1904 года с Невским заводом, как с представителем фирмы Голланд, был заключён договор на покупку ПЛ «Фултон» с доставкой её в готовом и исправном виде без торпедного оружия в один из портов Балтийского моря. 31 мая 1904 года приказом Морского ведомства эта лодка получила название «Сомъ». Она была отправлена из Америки на пароходе «Менатик» под названием «паровой котел» 13 июня 1904 года и прибыла в Кронштадт 1 июля в адрес директора Невского завода. Из Кронштадта груз отправили в Петербург на Невский завод, где на лодку были установлены аккумуляторы и снятые при транспортировке механизмы. Сборка лодки закончилась 6 сентября. Командиром лодки был назначен лейтенант В. В. Трубецкой 26 сентября ПЛ «Сом» перешла в Бьерке-Зунд, где были проведены ходовые испытания. Комиссия признала лодку годной «для прибрежной обороны». 10 октября ПЛ перешла в Морской канал, где началось обучение экипажей.

Жизненный цикл лодки.

15 ноября подводная лодка была погружена на специальную железнодорожную платформу и отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 декабря 1904 года. Во Владивостоке подводная лодка была окончательно собрана, испытана и готова к плаванию 1 февраля 1905 года, однако её боевое использование задержалось из-за отсутствия торпед. Русским правительством для подводных лодок иностранного производства были заказаны на заводе Шварцкопфа в Берлине 75 торпед калибром 45 см и длиной 355 см.

Служба

В Сибирской флотилии

«Сом» во Владивостоке.

9 февраля к Владивостоку близко подошли японские корабли. «Сому» был дан приказ выйти в море и атаковать неприятеля, но из-за отсутствия торпед приказ пришлось отменить. В этот период лодка отрабатывала боевые задачи, принимала участие в учении по преодолению противолодочных сетей.

Командир «Сома» в рапорте писал: «27 марта снялся с якоря, погрузился на глубину 16 футов и, идя со скоростью 6 узлов, прорвал сеть, причем лодка быстро стала подниматься, не слушая горизонтальных рулей, но, увеличив ход до 7 узлов, заставил слушаться рулей. Всплыв по своему желанию на поверхность, оказалось, что я сеть прорвал и всю её вместе с буйками тащил за собой…». Торпеды прибыли во Владивосток только 29 марта. Боевая деятельность «Сома», как и других подводных лодок, сводилась к несению дозорной службы, ведению ближней разведки и охране побережья в районе Владивостока. «Сом» за шесть месяцев боевых действий прошёл 1318 миль над водой и 93 мили под водой, удалялась от Владивостока на расстояние до 120 миль. Наибольшая продолжительность пребывания лодки в море составила восемь суток, из них под водой 16 часов 35 минут при наибольшей продолжительности пребывания под водой до полутора часов. При ведении разведки и несении дозорной службы русским подводным лодкам в районе Владивостока лишь в одном случае удалось обнаружить японские военные корабли. Это произошло 28 апреля 1905 года, когда подводные лодки «Дельфин», «Касатка» и «Сомъ» находились в районе бухты Преображения, расположенной в 70 милях от Владивостока.

«Сом», несколько отставший от других подводных лодок, обнаружил два японских миноносца. Во время погружения для начала атаки «Сом» был обнаружен и обстрелян одним из миноносцев. Попаданий в лодку не было. Погрузившись на глубину 12 метров, «Сом» начал маневрировать для выхода в атаку. Подняв через несколько минут перископ, командир увидел, что миноносцы уходят. Лодка всплыла, чтобы продолжить атаку в позиционном положении, но неожиданно опустившийся туман скрыл миноносцы.

Черноморский флот

В декабре 1914 года ПЛ «Сом» и «Щука» срочно погрузили на железнодорожные платформы и вместе с командами отправили в Севастополь, куда прибыли в первой половине января. «Сом» и «Щука» совершили переход из Севастополя в Одессу, где их включили в систему обороны порта. «Сом» и «Щука» поочередно несли дозорную службу на дальних подступах к порту вплоть до июля 1915 года.

Балтийский флот

В июле 1915 года ПЛ «Сом» была по железной дороге перевезена в Петроград и спущена в воды Балтийского моря. Из Петрограда своим ходом пришла на Аландские острова к новому месту базирования — город Мариехамн (Маарианхамина). ПЛ «Сом» неоднократно выходила на дежурство утром на рассвете, с темнотой возвращаясь на базу.

10 мая 1916 года в 4 часа утра ПЛ «Сом», осуществлявшая патрулирование в Аландском море, погибла при подводном столкновении со шведским пароходом «Онгерманланд»[sv]. Столкновение произошло между маяком Svartklubben[sv] и островом Архольма[sv]. Как засвидетельствовал капитан парохода, он заметил перископ, возвышающийся над водой на 1 м, на расстоянии 150 м. Лодка шла параллельным курсом, а затем повернула к пароходу. Решив, что корабль хотят осмотреть, капитан застопорил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части. Больше лодка не показывалась. Вместе с лодкой погиб и её боевой экипаж — 2 офицера и 16 нижних чинов[1]. Командовал лодкой 25-летний лейтенант Хрисанф Константинович Бугураев[2].

По другой версии подводная лодка была намеренно протаранена шведским пароходом для того, чтобы избежать досмотра груза[3].

Обнаружение

«Сом» был обнаружен в июле 2015 года шведской поисковой командой

Ocean X Team на дне Аландского моря западнее острова Эккерё (Аландские острова) в территориальных водах Швеции[4].

Информацию о находке передали в Министерство обороны Швеции, которое подтвердило обнаружение подлодки Российского императорского флота. В ближайшее время команда Ocean X Team намерена организовать новую экспедицию на место гибели подлодки[5][6]. С предложением о совместной экспедиции к подводной лодке также выступил президент Русского географического общества министр обороны России Сергей Шойгу[7].

В декабре 2015 года российско-шведская группа морских исследователей получила разрешение от шведских властей на подъем подводной лодки «Сом». Лодку планируют поднять к 23 мая 2016 года[8].

Примечания

Литература

  • Тарас А. Е. Подводные лодки Великой войны 1914—1918. — Мн.: Харвест, 2003. — 336 с. — ISBN 985-13-0976-1.

Ссылки

wikipedia.green

Подводная лодка «Сом».

Шведские дайверы обнаружили на дне субмарину с надписями на кириллице.

Объект с надписью на кириллице

История с поисками «неизвестной подводной лодки» в территориальных водах Швеции в октябре 2014 года получила неожиданное продолжение.
Шведская организация Ocean X Team, занимающаяся поиском исторических артефактов под водой, сообщила об обнаружении в территориальных водах Швеции затонувшей подводной лодки, скорее всего российского происхождения.

Подлодка была обнаружена у восточного побережья Швеции, в полутора милях от берега. Дайверы, обследовавшие её при помощи подводного аппарата, установили, что длина её составляет около 20 метров, а ширина — около 3,5 метров.

По сообщениям исследователей, подлодка не имеет видимых повреждений на корпусе, а люки её закрыты. По всей видимости, считают дайверы, экипаж корабля погиб во время выполнения секретной миссии. На российское происхождение судна указывают надписи на борту, сделанные на кириллице.

Ocean X Team передала сведения ВМС Швеции, которые в настоящее время заняты изучением полученных материалов.

Лодка провела на дне 99 лет?

Шведские специалисты разошлись во мнениях о том, сколько времени подводная лодка провела на дне. Некоторые эксперты, изучив снимки, посчитали, что речь идёт о новом судне, которое могло погибнуть во время испытаний. Другие полагают, что дайверы наткнулись на подводную лодку, проведшую на дне около века.

Российские специалисты, ознакомившиеся с фотографиями шведских дайверов, также склоняются к тому, что найденная подлодка погибла в начале XX века. На одном из снимков достаточно отчётливо виден твёрдый знак на конце надписи (до реформы языка символ назывался «еръ») на борту обнаруженного судна, что соответствует правилам дореволюционной орфографии русского языка.
Размеры обнаруженной подлодки, её характерная форма, расположение люков идентичны мини-субмарине «Сом», входившей в состав ВМФ Российской империи.

Американский «Сом» на русской службе

Подводная лодка «Сом», построенная по проекту Джона Филипа Голланда, была спущена на воду в июне 1901 года на верфи Льюиса Никсона в США и изначально носила название «Фултон».

В 1904 году подлодка, до этого проводившая испытания в рекламных целях, была приобретена российским Морским ведомством, и в мае 1904 года включена в состав ВМФ Российской империи под названием «Сом».

В 1904–1907 годах в России были построены ещё шесть подводных лодок аналогичного типа. Корпуса лодок строились из российских материалов, а механизмы и оборудование приобретались в США.

Что касается самого «Сома», то в декабре 1904 года, во время Русско-японской войны, лодка по железной дороге была доставлена во Владивосток, где она использовалась для несения дозорной службы, ближней разведки и охраны побережья. Как часто бывает в России, начало боевой службы «Сома» было отложено из-за форменного разгильдяйства. В тот момент, когда японские корабли появились у российских берегов, «Сом» не имел торпед, поставка которых из-за рубежа задерживалась. В конечном итоге, к боевой службе подлодка приступила лишь в конце марта 1905 года. За полгода патрулирования «Сом» лишь однажды встретился с японскими кораблями, но из-за погодных условий произвести атаку не сумел.



Подводная лодка «Сом» во Владивостоке.


Во время Первой мировой войны в декабре 1914 года «Сом» был переброшен на Черноморский флот. После доставки железнодорожным транспортом в Севастополь лодка своим ходом перешла в Одессу, где была включена в систему обороны порта.

Одесский порт «Сом» защищал до июля 1915 года, когда командование приняло решение венуть лодку на Балтику. Доставленная в Петроград по железной дороге, подлодка свои ходом совершила переход к месту базирования на базу Мариэхамн.
Последний поход

«Сом» продолжал нести боевое дежурство вплоть до мая 1916 года. 10 мая 1916 года, около 4 часов утра, подводная лодка, патрулировавшая район Оландсгафа, столкнулась со шведским пароходом «Ингерманланд».

По свидетельству капитана парохода, незадолго до столкновения он обнаружил в 150 метрах перископ подводной лодки, который возвышался над поверхностью воды примерно на 1 метр. Лодка шла параллельным курсом с пароходом, а затем неожиданно повернула к нему. Капитан «Ингерманланда», старавшийся избежать конфликта, застопорил ход, готовый выполнить требования военных моряков.

Однако в этот момент перископ скрылся под водой, а лодка ударилась в подводную часть парохода. Больше она на поверхности воды не появлялась. Причины происшедшего так и остались до конца неясными.
В момент гибели на борту «Сома» находился экипаж из двух офицеров и 16 нижних чинов. Никому из них спастись не удалось.

Ориентировочный район гибели «Сома» 10 мая 1916 года очень близок к месту обнарушения неизвестной подлодки шведскими дайверами.

Последним командиром «Сома» являлся лейтенант Хрисанф Бугураев. Вместе с ним при выполнении боевого задания погибли Иван Андрианов, Дмитрий Безматерных, Михаил Гусев, Дмитрий Завадский, Дмитрий Захарченко, Николай Истратов, Лука Кирейчук, Алексей Климачев, Дмитрий Корнев, Захар Кривчиков, Даниил Лунин, Николай Романов, Борис Саско, Иван Сидоров, Николай Сорокин, Алексей Цвелодуб и Илларион Шевенок.

источник

спасибо


feldgrau.info

Подъем затонувшей в 1916 году подлодки «Сомъ»

Подробности
Категория: События
Опубликовано: 28 марта 2016

19 марта, в Санкт-Петербурге, в день 110-летия подводного флота России, состоялась торжественная передача реликвий с места гибели подводной лодки «Сомъ» в Храм святых Первоверховных апостолов Петра и Павла (Сестрорецкий район).

Подводная лодка «Сомъ», изначально изготовленная на американских верфях как субмарина «Fulton», была выкуплена императорским правительством и в 1904 году была переправлена в Кронштадт на переоснащение. Спустя два года, ей повезло войти в число 20 судов, из которых был сформирован первый боевой отряд подводных лодок в истории отечественных военно-морских сил (ранее подлодки назывались «миноносцами» и не обособлялись в отдельные подразделения).

«Сомъ» состоял на боевом дежурстве в период русско-японской войны, на Тихоокеанском флоте и в начале Первой мировой на Черноморском флоте.

Осенью 1915 года подводную лодку направили в Петроград, где она вошла в состав 5-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря. В 1915-1916 годах «Сомъ» базировался в Мариенхамне и патрулировал южную часть Ботнического залива.

10 мая 1916 года, в прибрежном районе Оландсгафа, подводная лодка «Сомъ» столкнулась со шведским пароходом «Ингерманланд». По сохранившимся данным шведского экипажа, русская лодка шла параллельно пароходу, но вдруг неожиданно развернулась к нему. «Ингерманланд» был остановлен, но лодка ударилась корпусом в подводную часть парохода. Известно, что все члены экипажа (18 человек) русской подлодки погибли.

Необоснованность самоубийственного тарана, описанного в версии шведского капитана, породила и альтернативное мнение о том, что «Ингерманланд» сам преднамеренно таранил «Сома». Однако, возникает резонный вопрос: зачем шведским морякам, являвшейся нейтральной стороной конфликта, да еще и возвращавшимся из российского порта, нападать на нашу подводную лодку? Так или иначе, но гибель «Сома» остается одной из нерешенных загадок военно-морской истории.

Не так давно, летом 2015 года, интернациональная команда дайверов «Ocean X Team» обнаружила практически неповрежденную подводную лодку «Сомъ» на глубине чуть более 80 метров. Отчетливо видная надпись на борту с характерной буквой «Ъ», которой нет в других европейских языках, не оставляет никаких сомнений в былой принадлежности затонувшей субмарины.

Сегодня вопрос о поднятии «Сома» со дня Балтики стоит на повестке дня. Этой важной задаче подводной археологии был посвящен круглый стол, состоявшийся 18 марта в Санкт-Петербурге по инициативе Санкт-Петербургского комитета восстановления Храма Спаса-на-Водах. В рамках круглого стола прозвучали выступления бывшего заместителя командующего Тихоокеанским флотом и начальника Высшего военно-морского инженерного училища им. Дзержинского, контр-адмирала Игоря Колесникова, рассказавшего о своей службе на первых отечественных атомных подводных лодках, а также доклады членов экспедиции по подъему «Сома» – историка ВМФ Константина Стрельбицкого и подводного археолога Владимира Михайлова. Участникам круглого стола был продемонстрирован фильм, снятый на месте гибели подводной лодки, и продемонстрированы реликвии, позже переданные храму: фрагмент грунта и сосуд с морской водой со дна Балтики, где ныне покоится «Сомъ».

Подробности
Просмотров: 3063

historyrussia.org

как русская подлодка затонула в Швеции » Военное обозрение

Аландские острова, 2015 год. Видеозапись затонувшей субмарины, сделанную глубоководным аппаратом поисковой группы Ocean X Team, первыми посмотрели шведские военные. «Тут очень чистая и холодная вода, — рассказали дайверы. — Подлодка сохранилась в ней практически в неизменном виде, и поначалу мы засомневались — может, она современная»? Выяснилось все быстро: на глубине 87 м действительно лежали останки российской подлодки, но затонувшей еще 99 лет назад. На боку отчетливо читалось: «СОМЪ».
За Первую и Вторую мировые войны, а также Советско-финскую, на Балтийском море в походах погибли 46 российских и советских подлодок. Большинство из них не найдены до сих пор.

1905 Японское море

29 апреля, находясь в боевом патрулировании в 70 милях южнее Владивостока, моряки заметили пару двухтрубных японских миноносцев. Капитан «Сома» князь Владимир Трубецкой отдал команду на погружение и выход в атаку. Однако заметили опасность и сигнальщики японцев. Корабли развернулись и быстро набрали полный ход, и когда подлодка поднялась «под перископ», находились уже вне ее досягаемости. И хотя схватка не состоялась, встреча оказалась запоминающейся: по данным историка флота Эдуарда Игнатьева, это было первое столкновение русской субмарины с реальным противником.

1873−1901 Лимерик — Нью-Йорк

Новорожденный «Сом» носил имя «Фултон», в честь конструктора, который еще в 1800 году создал одну из первых работающих моделей подводных лодок. На его «Наутилусе» впервые использовались горизонтальные рули и гребной винт, имелся запас сжатого воздуха и даже раздельные двигатели для надводного и подводного хода.

Одним из последователей Роберта Фултона оказался бежавший в США ирландский националист Джон Холланд. Судя по всему, он знал всего две страсти — любовь к механике и ненависть к англичанам, и после впечатляющих известий о первых опытах боевого применения подлодок они слились в одну. В субмаринах Холланд увидел средство разгромить непобедимый «Гранд-Флит». Земляки Холланда быстро оценили эту возможность, и «Братство фениев» стало спонсором его первых разработок. При их поддержке инженер одну за другой создал несколько моделей, экспериментируя с конструкциями и двигателями. Но главная находка случилась в 1881 году, когда Холланд разместил на подлодке аппарат для метания мин, прообраз торпедных аппаратов всех последующих поколений. И если над первой моделью Холланда еще подшучивали, дескать, «один чудак из Лимерика построил себе плавучий гроб», то оснащенная тремя торпедами «Холланд-6» уже была принята на службу ВМФ США.

Но с успехом пришли и проблемы. В 1900 году у изобретателя возник конфликт с инвесторами, купившими его Holland Torpedo Boat Co. Холланда выдавили из компании и, когда он ушел в отставку, стерли память о нем даже из названия, превратив фирму в Electric Boat Co. «Фултон», построенный в 1901 году, стал девятой и последней подлодкой Холланда, работу над которой он успел довести до конца.


Судьба других субмарин серии сложилась вполне буднично. В 1918 году «Белуга», «Пескарь», «Стерлядь» и «Щука» были захвачены немцами в порту Ревеля и отправлены на слом. В 1919 году «Лосось» и «Судак» затопили англичане на внешнем рейде Севастополя. Они были подняты Экспедицией подводных работ особого назначения в 1932 году и тоже сданы в металлолом.

1904 Вашингтон — Кронштадт

От предыдущей модели подлодка заимствовала завидную устойчивость. Холланд отказался от вертикального погружения за счет впуска воды, перейдя к быстрому наклонному движению за счет двигателя и горизонтальных рулей. Боекомплект включал три торпеды, на корме устанавливалась пневматическая пушка для динамитных снарядов.

«Фултон» — еще не «Сом» — был построен на верфях в Нью-Джерси и в 1902 году совершил переход в Вашингтон, прекрасно показав себя даже во время невероятно сильной бури. Американские военные покупать новую серию не спешили, зато подлодкой заинтересовались в России.


С началом Русско-японской войны военно-морскому ведомству страны пришлось резко изменить свои планы. Балтийский завод приступил к срочной постройке нескольких тяжелых субмарин серии «Касатка». Наряд на изготовление легких подлодок получил Невский завод, который заключил контракт на покупку «Фултона» и производство серии его аналогов.

Несмотря на объявленный США нейтралитет, разобранный «Фултон» под видом парового котла отправился в Кронштадт, а оттуда — на верфи Петербурга. 31 мая 1904 года «Фултон» стал «Сомом» и был зачислен в состав Сибирской флотилии, а в 1904—1907 годах к нему присоединились шесть новых субмарин, тоже получившие «рыбьи» имена — «Щука», «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось» и «Судак».

1904 Петербург — Владивосток

По первоначальному замыслу вице-адмирала Карла Иессена, отряд подводных миноносцев должен был действовать непосредственно в японских портах. Но планы не сбылись, виной чему и недоверие флотоводцев к молодому «подплаву», и конструктивные недоработки субмарин, и просто неразбериха. Задача подводникам была поставлена более скромная: «Несение дозорной службы, ближняя разведка и охрана побережья вблизи крепости».

Впрочем, и это оказалось тяжелым испытанием. Качка и недостаток вентиляции, протечки и влажность — привычная атмосфера подводных походов того времени. Небольшие, плотно забитые объемы не позволяли организовать даже спальных мест, и моряки валились, не раздеваясь, где придется. Бортовые механизмы были ненадежны, торпеды быстро разъедала коррозия.

На этом фоне «Сом» выделялся в лучшую сторону. Уже после войны, подводя итоги действиям российских подлодок, конструктор Михаил Беклемишев отметил слаженные действия его экипажа и командира, хорошую управляемость и точность торпедной стрельбы.

1905−1914 Японское море

После войны «Сом» и его собратья продолжили службу на Тихом океане. Они использовались для обучения личного состава и дозоров, а заодно прошли серию модернизаций. Были обновлены многие механизмы, субмарины получили более совершенные перископы, а в 1909 году были оснащены новыми двигателями.

В том же 1909 году в петербургский Морской корпус поступил потомственный казак Хрисанф Бугураев. Неизвестно, чем так увлекло его море, но, бросив блестящую карьеру кавалериста, он стал гардемарином. Бугураев служил на линкоре «Андрей Первозванный», в 1910 году даже успел совершить плавание на крейсере «Аврора», а затем поступил в Учебный отряд подводного плавания (УОПП). В 1916 году на время отлучки командира «Сома» он будет исполнять его обязанности — в первый и в последний раз.

В самом начале Первой мировой «Сом» успел побывать в составе Черноморского флота, проводя дозоры на дальних подступах к Одесскому порту. Но уже летом 1915 года подлодку снова доставили в Петербург — теперь Петроград. После сборки и испытаний «Сом» перешел на свою последнюю базу, в Мариехамн, столицу финских Аландских островов.

1915−1916 Балтийское море

Аландские острова перегораживают вход в Ботнический залив и позволяют контролировать Северную и Восточную Балтику. Мариехамн стал западным форпостом Балтийского флота, где находилась и плавбаза подводных лодок «Святитель Николай». Российские субмарины действовали совместно с несколькими английскими, которые сумели форсировать блокированные немцами Балтийские проливы.


Подводная лодка Джона Холланда «Фултон» («Сом») стала основой для создания субмарин классов А (США), Holland (Великобритания), «Сом» (Россия) и № 1 (Япония), а также субмарин О-1 (Нидерланды) и Hajen (Швеция).

В 1915—1916 годах союзники осуществляли совместное патрулирование моря, хотя и для Великобритании, и для Германии этот театр оставался второстепенным. Несмотря на несколько славных баталий у Готланда и в Рижском заливе, задача подводников сводилась в основном к тому, чтобы не допустить проникновения немцев в Финский залив и удерживать контроль над грузовыми перевозками.

К этому времени «Сом» оставался на службе уже больше десяти лет. Назначенному исполнять обязанности командира Бугураеву уже доводилось ходить на подлодках этого класса, однако целый год до того он провел на субмаринах вчетверо тяжелее. Новый вахтенный «Сома» Борис Саско был подводником и вовсе начинающим, с курсов УОПП он выпустился лишь в апреле того же года.

1916 Аландские острова

10 мая «Сом» проводил патрулирование и, находясь между маяком Свартклаббен и островом Архольма, заметил шведский транспорт «Онгерманланд». Швеция оставалась нейтральной, однако продолжала осторожные поставки в Германию. Поэтому досмотр был процедурой обычной, и капитан транспорта приготовился выполнить требования военных, чей перископ следовал параллельным курсом в легком дневном тумане. Внезапно подлодка повернула к судну и через минуту оказалась перед его форштевнем.

Таран в то время был грозным оружием надводных кораблей, крушивших субмарины. «Сом» нарвался на такой удар сам. По словам эксперта по истории подводного флота Андрея Николаева, лейтенант Бугураев мог использовать небоевую ситуацию для учебного маневрирования, но неверно оценил ход корабля и подводной лодки.

Стремясь избежать столкновения, он отдал команду на срочное погружение, однако задел корабль корпусом. «Сом» получил дополнительный толчок и, подгоняемый рулями, быстро ушел на глубину. На 20 м должна была сработать система продувания балласта, но из-за большой скорости погружения она могла просто впустую израсходовать запас сжатого воздуха. И если удар о пароход не привел к появлению пробоины, Бугураев, Саско и 16 матросов «Сома» оставались живы, пока не закончился воздух.

«Категоричных выводов делать не стоит, — добавляет Андрей Николаев. — Ошибки командования возможны, но также возможно, что авария произошла из-за технического сбоя. А может быть, пароход осуществил опасное изменение курса. Это лишь одна из версий, и установить истину будет можно лишь тогда, когда «Сом» будет поднят».

2015 Аландские острова — Москва

По-настоящему розысками погибших кораблей дайверы Деннис Эсберг и Питер Линдберг увлеклись после того, как им удалось обнаружить место гибели шхуны «Йёнчёпинг». Всё в том же 1916 году она несла груз шампанского и коньяка ко двору Николая II, но была торпедирована немецкой подлодкой. В 1998-м останки корабля были подняты на поверхность вместе с 2400 бутылками настоящего брюта Heidsieck & Co Gut Americain. Шампанское великолепно сохранилось и на аукционах было нарасхват, несмотря на рекордно высокую стоимость. С тех пор Эсберг, Линдберг и их единомышленники из Ocean X Team продолжают работать «археологами моря». На счету команды — не один десяток находок, но целой подводной лодки им прежде не попадалось.

В 2014 году дайверы работали на судне iXplorer, обследуя дно близ Аландских островов, где, по указаниям некоторых источников, можно было найти кое-что интересное. «У нас были координаты, и мы приступили к поискам, даже не зная, что именно можем найти, — рассказал Деннис Эсберг. — Затонувших кораблей там полно, но то, что нам попалась подводная лодка, оказалось совершенно неожиданным».

Такой экспонат с радостью увидят у себя историки, моряки и музейщики многих стран. Однако первую скрипку в подъеме «Сома» должна сыграть, видимо, Россия. И действительно, желание поучаствовать в этой операции озвучили несколько общественных организаций, государственных лиц и даже пара министерств. Однако в Ocean X Team об этом ничего не слышали. «Из России, — сказал Деннис Эсберг, — к нам пока не поступало ни одного обращения».

Серия «Сом»

Производство: Невский судостроительный завод, Elecric Boat Co., 1904−1907 гг.

Представители: «Сом» (1901 г.), «Белуга», «Лосось», «Пескарь», «Стерлядь», «Судак», «Щука».

Водоизмещение: надводное 105 т, подводное 124 т.

Размеры: 19,8 х 3,6 х 2,9 м.

Глубина погружения: 30 м.

Полный надводный ход: 8,5 узла, 430 миль (ДВС, 160 л.с.).

Полный подводный ход: 6 узлов, 40 миль (электродвигатель, 70 л.с.).

Вооружение: 457-мм трубный ТА (боезапас 3 торпеды).

topwar.ru

Подводная лодка «Сом» — pravdoiskatel77 — LiveJournal



***
«Сом» в плавучем доке

«Сом» («Fulton») —российская подводная лодка, построенная в США по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда, по образцу которой в России в 1904—1906 годах была построена серия подводных лодок типа «Сом».
ПЛ «Фултон» спущена на воду 2 июня 1901 г. на верфи Льюиса Никсона (США). 28 апреля 1902 г. ПЛ «Фултон» вышла из Нью-Йорка в Вашингтон в сопровождении парохода «Норфолк». В самом начале этого перехода на лодке произошел взрыв, при котором пострадали несколько членов экипажа. Лодка повреждений не получила. Испытания лодки в рекламных целях продолжались до 1904 г. По свидетельству современников, эта лодка «обладала большими достоинствами… Она в течение восьми с половиной часов прошла девяносто верст в такую сильную бурю, что матросам пришлось себя привязать к судну, так как они не в состоянии были держаться на ногах. При этом лодка находилась в море около 12 часов».
28 апреля 1904 г. с Невским заводом, как с представителем фирмы Голланд, был заключен договор на покупку ПЛ «Фультон» с доставкой её в готовом и исправном виде без торпедного оружия в один из портов Балтийского моря. 31 мая 1904 г. приказом Морского ведомства эта лодка получила название «Сом». Она была отправлена из Америки на пароходе «Менатик» под названием «паровой котел» 13 июня 1904 г. и прибыла в Кронштадт 1 июля в адрес директора Невского завода. Из Кронштадта груз отправили в Петербург на Невский завод, где на лодку были установлены аккумуляторы и снятые при транспортировке механизмы. Сборка лодки закончилась 6 сентября. Командиром лодки был назначен лейтенант Трубецкой В. В. 26 сентября ПЛ «Сом» перешла в Бьерке-Зунд, где были проведены ходовые испытания. Комиссия признала лодку годной «для прибрежной обороны». 10 октября ПЛ перешла в Морской канал, где началось обучение экипажей.
15 ноября ПЛ была погружена на специальную железнодорожную платформу и отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 декабря 1904 г. Во Владивостоке ПЛ была окончательно собрана, испытана и готова к плаванию 1 февраля 1905 г., однако её боевое использование задержалось из-за отсутствия торпед. Русским правительством для подводных лодок иностранного производства были заказаны на заводе Шварцкопфа в Берлине 75 торпед калибром 45 см и длиной 355 см. 9 февраля к Владивостоку близко подошли японские корабли. ПЛ «Сом» был дан приказ выйти в море и атаковать неприятеля, но из-за отсутствия торпед приказ пришлось отменить. В этот период лодка отрабатывала боевые задачи, принимала участие в учении по преодолению противолодочных сетей.
Командир ПЛ «Сом» в своем рапорте писал: «27 марта снялся с якоря, погрузился на глубину 16 ф. и, идя со скоростью 6 узлов, прорвал сеть, причем лодка быстро стала подниматься, не слушая горизонтальных рулей, но, увеличив ход до 7 узлов, заставил слушаться рулей. Всплыв по своему желанию на поверхность, оказалось, что я сеть прорвал и всю её вместе с буйками тащил за собой…». Торпеды прибыли во Владивосток только 29 марта. Боевая деятельность ПЛ «Сом», как и других ПЛ, сводилась к несению дозорной службы, ведению ближней разведки и охране своего побережья в районе Владивостока. ПЛ «Сом» за 6 месяцев боевых действий прошла 1318 миль над водой и 93 мили под водой, удалялась от Владивостока на расстояние до 120 миль. Наибольшая продолжительность пребывания лодки в море составила 8 суток, из них под водой 16 час 35 мин., при наибольшей продолжительности пребывания под водой до 1,5 часов. При ведении разведки и несении дозорной службы русским подводным лодкам в районе Владивостока лишь в одном случае удалось обнаружить японские военные корабли. Это произошло 28 апреля 1905 г., когда ПЛ «Дельфин», «Касатка» и «Сом» находились в районе бухты Преображения, расположенной в 70 милях от Владивостока.

«Сом» во Владивостоке
ПЛ «Сом», несколько отставшая от других ПЛ, обнаружила 2 японских миноносца. Во время погружения для начала атаки ПЛ «Сом» была обнаружена и обстреляна одним из миноносцев. Попаданий в лодку не было. Погрузившись на глубину 12 метров, ПЛ «Сом» начала маневрировать для выхода в атаку. Подняв через несколько минут перископ, командир увидел, что миноносцы уходят. Лодка всплыла, чтобы продолжить атаку в позиционном положении, но неожиданно опустившийся туман скрыл миноносцы.
В декабре 1914 г. ПЛ «Сом» и «Щука» срочно погрузили на железнодорожные платформы и вместе с командами отправили в Севастополь, куда прибыли в первой половине января. «Сом» и «Щука» совершили переход из Севастополя в Одессу, где их включили в систему обороны порта. «Сом» и «Щука» поочередно несли дозорную службу на дальних подступах к порту вплоть до июля 1915 г.
В июле 1915 г. ПЛ «Сом» была по железной дороге отправлена на Балтику в Петроград, откуда своим ходом пришла к новому месту базирования — базу Мариэхамн. ПЛ «Сом» неоднократно выходила на дежурство утром на рассвете, с темнотой возвращаясь на базу. 10 мая 1916 г. в 4 часа утра ПЛ «Сом», осуществлявшая патрулирование в районе Оландсгафа, погибла при подводном столкновении со шведским пароходом «Ингерман-ланд». Как засвидетельствовал капитан парохода, он заметил перископ, возвышающийся над водой на 1 м, на расстоянии 150 м. Лодка шла параллельным курсом, а затем повернула к пароходу. Решив, что его хотят осмотреть, капитан застопорил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части. Больше лодка не показывалась. Вместе с лодкой погиб и её боевой экипаж — 2 офицера и 16 нижних чинов
виа

Мини-субмарина, найденная водолазами у побережья Швеции, является российской подлодкой «Сом», пропавшей во время Первой мировой войны. Об этом рассказали «Ленте.ру» военные эксперты.

На то, что найденная подлодка — «Сом», в частности, указывает часть ее названия. На одном из снимков видна буква Ъ, использовавшаяся в дореволюционной орфографии русского языка в конце слов после согласных.

Кроме того, субмарина напоминает «Сом» своим внешним видом с характерным куполом. К тому же, как отметили эксперты, место ее обнаружения находится недалеко от предполагаемого места гибели российской подлодки.

Ранее стало известно, что шведские водолазы обнаружили на дне Балтийского моря в территориальных водах королевства иностранную мини-подлодку, предположительно, принадлежавшую России. Подводная лодка около 20 метров в длину и три метра в ширину, как утверждается, была обнаружена с помощью дистанционно управляемого подводного аппарата. На ее корпусе были найдены надписи на кириллице.

Подводная лодка «Сом», ставшая головной в серии аналогичных подлодок российского флота, была построена в США по проекту Джона Филипа Голланда в 1901 году. Длина корпуса подлодки составляла 19,3 метра, ширина — 3,5 метра.

В июле 1915 года «Сом» была переведена из состава Черноморского флота на Балтийский. 10 мая 1916 года, осуществляя патрулирование в районе Оландсгафа, погибла при столкновении со шведским пароходом «Ингерманланд». Никто из экипажа субмарины — двух офицеров и 16 нижних чинов — не выжил.(с)сми

список с deepstorm.ru

pravdoiskatel77.livejournal.com

Сом (подводная лодка) — Википедия

«Сом»
англ. Fulton, рус. дореф. Сомъ

«Сом» в плавучем доке
История корабля
Государство флага Россия Россия
Спуск на воду 2 июня 1901
Выведен из состава флота 10 мая 1916
Современный статус погибла в результате тарана пароходом, найдена
Основные характеристики
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта «Сом»
Скорость (надводная) 8,5 узла
Скорость (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения 30 м
Автономность плавания 8 суток, 430 миль,
30 миль под водой
Экипаж 22 человека, в том числе 2 офицера
Размеры
Водоизмещение надводное 105 т
Водоизмещение подводное 120 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
19,3 м
Ширина корпуса наиб. 3,58 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
2,9 м
Силовая установка
бензин-электрическая, 1 двигатель 160 л. с., 1 электромотор 70 л. с.
Вооружение
Артиллерия дополнительно устанавливалось орудие калибра 37 мм
Торпедно-
минное вооружение
1 ТА калибра 457 мм
 Категория на Викискладе

«Сом» (рус. дореф. Сомъ, англ. Fulton) — российская подводная лодка, построенная в США по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда, по образцу которой в России в 1904—1906 годах была построена серия подводных лодок типа «Сом».

Постройка и испытания

Подводная лодка заложена на верфи Льюиса Никсона в США под названием «Фултон». Спущена на воду 2 июня 1901 года. 28 апреля 1902 года ПЛ «Фултон» вышла из Нью-Йорка в Вашингтон в сопровождении парохода «Норфолк». В самом начале этого перехода на лодке произошел взрыв, при котором пострадали несколько членов экипажа. Лодка повреждений не получила. Испытания лодки в рекламных целях продолжались до 1904 года. По свидетельству современников, эта лодка «обладала большими достоинствами… Она в течение восьми с половиной часов прошла девяносто верст в такую сильную бурю, что матросам пришлось себя привязать к судну, так как они не в состоянии были держаться на ногах. При этом лодка находилась в море около 12 часов».

28 апреля 1904 года с Невским заводом, как с представителем фирмы Голланд, был заключён договор на покупку ПЛ «Фултон» с доставкой её в готовом и исправном виде без торпедного оружия в один из портов Балтийского моря. 31 мая 1904 года приказом Морского ведомства эта лодка получила название «Сомъ». Она была отправлена из Америки на пароходе «Менатик» под названием «паровой котел» 13 июня 1904 года и прибыла в Кронштадт 1 июля в адрес директора Невского завода. Из Кронштадта груз отправили в Петербург на Невский завод, где на лодку были установлены аккумуляторы и снятые при транспортировке механизмы. Сборка лодки закончилась 6 сентября. Командиром лодки был назначен лейтенант В. В. Трубецкой 26 сентября ПЛ «Сом» перешла в Бьерке-Зунд, где были проведены ходовые испытания. Комиссия признала лодку годной «для прибрежной обороны». 10 октября ПЛ перешла в Морской канал, где началось обучение экипажей.

Жизненный цикл лодки.

15 ноября подводная лодка была погружена на специальную железнодорожную платформу и отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 декабря 1904 года. Во Владивостоке подводная лодка была окончательно собрана, испытана и готова к плаванию 1 февраля 1905 года, однако её боевое использование задержалось из-за отсутствия торпед. Русским правительством для подводных лодок иностранного производства были заказаны на заводе Шварцкопфа в Берлине 75 торпед калибром 45 см и длиной 355 см.

Видео по теме

Служба

В Сибирской флотилии

«Сом» во Владивостоке.

9 февраля к Владивостоку близко подошли японские корабли. «Сому» был дан приказ выйти в море и атаковать неприятеля, но из-за отсутствия торпед приказ пришлось отменить. В этот период лодка отрабатывала боевые задачи, принимала участие в учении по преодолению противолодочных сетей.

Командир «Сома» в рапорте писал: «27 марта снялся с якоря, погрузился на глубину 16 футов и, идя со скоростью 6 узлов, прорвал сеть, причем лодка быстро стала подниматься, не слушая горизонтальных рулей, но, увеличив ход до 7 узлов, заставил слушаться рулей. Всплыв по своему желанию на поверхность, оказалось, что я сеть прорвал и всю её вместе с буйками тащил за собой…». Торпеды прибыли во Владивосток только 29 марта. Боевая деятельность «Сома», как и других подводных лодок, сводилась к несению дозорной службы, ведению ближней разведки и охране побережья в районе Владивостока. «Сом» за шесть месяцев боевых действий прошёл 1318 миль над водой и 93 мили под водой, удалялась от Владивостока на расстояние до 120 миль. Наибольшая продолжительность пребывания лодки в море составила восемь суток, из них под водой 16 часов 35 минут при наибольшей продолжительности пребывания под водой до полутора часов. При ведении разведки и несении дозорной службы русским подводным лодкам в районе Владивостока лишь в одном случае удалось обнаружить японские военные корабли. Это произошло 28 апреля 1905 года, когда подводные лодки «Дельфин», «Касатка» и «Сомъ» находились в районе бухты Преображения, расположенной в 70 милях от Владивостока.

«Сом», несколько отставший от других подводных лодок, обнаружил два японских миноносца. Во время погружения для начала атаки «Сом» был обнаружен и обстрелян одним из миноносцев. Попаданий в лодку не было. Погрузившись на глубину 12 метров, «Сом» начал маневрировать для выхода в атаку. Подняв через несколько минут перископ, командир увидел, что миноносцы уходят. Лодка всплыла, чтобы продолжить атаку в позиционном положении, но неожиданно опустившийся туман скрыл миноносцы.

Черноморский флот

В декабре 1914 года ПЛ «Сом» и «Щука» срочно погрузили на железнодорожные платформы и вместе с командами отправили в Севастополь, куда прибыли в первой половине января. «Сом» и «Щука» совершили переход из Севастополя в Одессу, где их включили в систему обороны порта. «Сом» и «Щука» поочередно несли дозорную службу на дальних подступах к порту вплоть до июля 1915 года.

Балтийский флот

В июле 1915 года ПЛ «Сом» была по железной дороге перевезена в Петроград и спущена в воды Балтийского моря. Из Петрограда своим ходом пришла на Аландские острова к новому месту базирования — город Мариехамн (Маарианхамина). ПЛ «Сом» неоднократно выходила на дежурство утром на рассвете, с темнотой возвращаясь на базу.

10 мая 1916 года в 4 часа утра ПЛ «Сом», осуществлявшая патрулирование в Аландском море, погибла при подводном столкновении со шведским пароходом «Онгерманланд»[sv]. Столкновение произошло между маяком Svartklubben[sv] и островом Архольма[sv]. Как засвидетельствовал капитан парохода, он заметил перископ, возвышающийся над водой на 1 м, на расстоянии 150 м. Лодка шла параллельным курсом, а затем повернула к пароходу. Решив, что корабль хотят осмотреть, капитан застопорил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части. Больше лодка не показывалась. Вместе с лодкой погиб и её боевой экипаж — 2 офицера и 16 нижних чинов[1]. Командовал лодкой 25-летний лейтенант Хрисанф Константинович Бугураев[2].

По другой версии подводная лодка была намеренно протаранена шведским пароходом для того, чтобы избежать досмотра груза[3].

Обнаружение

«Сом» был обнаружен в июле 2015 года шведской поисковой командой Ocean X Team на дне Аландского моря западнее острова Эккерё (Аландские острова) в территориальных водах Швеции[4].

Информацию о находке передали в Министерство обороны Швеции, которое подтвердило обнаружение подлодки Российского императорского флота. В ближайшее время команда Ocean X Team намерена организовать новую экспедицию на место гибели подлодки[5][6]. С предложением о совместной экспедиции к подводной лодке также выступил президент Русского географического общества министр обороны России Сергей Шойгу[7].

В декабре 2015 года российско-шведская группа морских исследователей получила разрешение от шведских властей на подъем подводной лодки «Сом». Лодку планируют поднять к 23 мая 2016 года[8].

Примечания

Литература

  • Тарас А. Е. Подводные лодки Великой войны 1914—1918. — Мн.: Харвест, 2003. — 336 с. — ISBN 985-13-0976-1.

Ссылки

wiki2.red

Найдена подводная лодка «Сом» — bmpd — LiveJournal

Как сообщили шведские СМИ, местная организация дайверов-энтузиастов Ocean X Team, занимающаяся поиском исторических артефактов под водой, при содействии исландской компании подводных работ Ixplorer обнаружили у восточного побережья Швеции в полутора морских милях от берега небольшую «иностранную» затонувшую подводную лодку длиной около 20 метров, на борту которой видны «кириллические буквы».Дайверы 27 июля оповестили о своей находке вооруженные силы Швеции, которые «изучают предоставленные им материалы». Ocean X Team намерена продолжить изучение находки вместе с военными.

Видео Ocean X Team (via www.expressen.se ):

Данная новость вызвала ликование у части шведских СМИ, решивших, что обнаружена затонувшей одна из тех русских подводных лодок, «систематически орудующих в шведских водах», поиску которых вот уже более 30 лет безуспешно посвящает немалое время шведский военно-морской флот.


Однако уже беглый взгляд на распространенную Ocean X Team видеозапись с подводного аппарата заставляет сделать вывод о том, что на дне Балтийского моря обнаружена русская подводная лодка «Сом», затонувшая в результате столкновения со шведским пароходом Angermanland у Оландсгафа 10 мая 1916 года (по версии капитана Angermanland, лодка, находившаяся на перископной глубине, не заметила остановки парохода и врезалась в него; в кругах русских подводников было распространено мнение о том, что Angermanland сознательно протаранил русскую лодку при попытке последней останоить пароход для досмотра). При этом на лодке погибли все 18 членов экипажа во главе с командиром лейтенантом Хрисанфом Константиновичем Бугураевым.

Следует отметить, что, на самом деле, обнаружение «Сома» вовсе не является открытием ни для дайверских кругов Швеции, ни для шведских вооруженных сил, поскольку, согласно более ранним сообщениям, корпус «Сома» реально был найден на этом месте другими шведскими дайверами самое позднее еще в 2011 году. Как явствует из публикации шведского веб-ресурса www.dn.se , находка «Сома», в частности, обсуждалась на одном шведском дайверском веб-форуме, на котором присутствуют члены Ocean X Team, летом 2014 года, так что нынешнее преподнесение «сенсации» этой командой выглядит странным.

Подводная лодка «Сом» была построена в 1901-1902 годах на верфи Crescent Shipyard в Элизабет (штат Нью-Джерси, США) как Fulton в качестве экспериментальной подводной лодки по проекту Holland VIIR Джона Филипа Голланда, став одной из успешных «отработочных» конструкций этого «отца» подводного кораблестроения. В мае 1904 года Fulton при посредничестве Невского судостроительного завода был куплен Русским флотом и зачислен в списки как «Сом». Лодка была доставлена в Кронштадт из США пароходом в июле 1904 года и закончена сборкой на Невском заводе в сентябре. Затем «Сом» по железной дороге был отправлен во Владивосток, куда прибыл 29 декабря 1904 года (по ст. ст.) и в феврале 1905 года был приведен в боевую готовность, совершив до окончания Русско-японской войны несколько выходов в окрестности Владивостока.

В декабре 1914 года «Сом» по железной дороге был перевезен из Владивостока в Севастополь, а в июле 1915 года из Севастополя — в Петроград. На Балтийском флоте «Сом» базировался на Мариенхам на Аландских островах, откуда совершил несколько боевых походов, в том числе к шведскому побережью.

По образцу «Сома» по лицензии купленной у компании Electrc Boat Джона Голланда Невский завод построил для Русского флота еще шесть подводных лодок, сданных в 1905-1907 годах.

Характерный колпак-крышка рубочного люка и расположенный перед ним перископ подводной лодки «Сом» типа Holland VIIR (с) кадр из видео Ocean X Team / www.expressen.se

Хорошо различимый фрагмент «…МЪ» названия подводной лодки. Обращает внимание также расположение шпигатного отверстия рядом (с) кадр из видео Ocean X Team / www.expressen.se

Широко известные фотографии подводной лодки «Сом», на которых хорошо видна характерная конструкция колпака-крышки рубочного люка

Хорошо видимое написание названия на носу подводной лодки «Сом» со шпигатными отверстиями рядом (с) tsushima.su

bmpd.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.