Солдатский хлеб: crucide — LiveJournal

Я тут вчера спросил вас — когда в России был опубликован первый стандартный рецепт на хлеб? Алена почти догадалась. А у Оли был тот же ответ что и у меня, — действительно, насколько я знаю, первыми к мысли, что выпечку хлеба следует стандартизировать пришли военные. Русская армия опередила большевиков на 50 лет и выпустила свою «Инструкцию по хлебопечению в войсках» еще в 1885-м году. Этот рецепт вместе с технологией довольно часто воспроизводится в старых книгах, иногда с отсылкой к первоисточнику, иногда нет, я давно знаю о нем и каждый раз, когда он мне попадался на глаза, я думал «надо бы испечь». И тут, после того как он встретился дважды за одну неделю, — вдруг собрался. Само собой, я уменьшил размер буханки с грандиозного до то того, с чем я могу справиться в одиночку, но в остальном я старался максимально следовать пропорциям, временам и температурам указанным в оригинале.


Закваска:
18 г. ржаной закваски влажностью 65 проц.
300 г. ржаной обойной муки
400 г. теплой воды

1. Для закваски понадобится миска объемом не меньше 2 л.

2. Распустите закваску в 300 г. воды. Я предпочитаю сперва добавлять небольшое количество воды, разминать закваску в жидкую кашицу, а потом уже добавлять остаток, хотя, если честно, даже если влить сразу все 300 г. и просто разболтать закваску, то все прекрасно получается.
3. Добавьте муку, размешайте до однородного состояния, затем влейте остаток воды. Подобный способ замеса, через 100-процентную закваску, помогает избегать образования комков при приготовлении жидкой закваски, и заметно ускоряет замес при приготовлении густой.
4. Оставьте закваску в тепле пока она полностью не поднимется и не начнет опадать. В моем случае это заняло ровно 8 часов при температуре около 33-35 °С.

готовая закваска, полностью поднявшаяся и чуть просевшая

она же, 700 г. закваски вырослои примерно до объема в 1.8 литра, не удивительно что получилась практически пена

Тесто:
вся закваска
300 г. ржаной муки
6.7 г. соли
0.8 г. тмина (немного меньше чем ½ ч.л.)

1. Смешайте все ингредиенты и замесите тесто. Если у вас есть опыт выпечки ржаного хлеба, особенно формового, вы заметите, что тесто намного гуще обычного. Сопротивляйтесь желанию добавить воды. Готовое тесто должно быть однородным и совершенно не липким. Оно должно прекрасно сохранять форму.

замешанное тесто, его можно оставить в таком положении и оно так и останется на лопатке, не меняя формы.

2. Накройте миску с тестом пленкой и оставьте бродить при температуре около 32 °С на полтора часа. Готовое тесто должно ощутимо подняться, иметь мелкопористую структуру и быть безоговорочно кислым на вкус.

3. Подкатайте тесто в шар, уложите в миску и оставьте расстаиваться. Мой способ расстойки ржаного хлеба состоит из двух стадий — я начинаю расстойку в миске, и заканчиваю на листе бумаги для выпечки. Идея здесь состоит в следующем: я начинаю расстойку в миске, это позволяет тесту принять правильную округлую форму, одновременно предоставляя ему поддержку. Я закачиваю расстойку на бумаге, это позволяет мне перевернуть буханку до того, как она станет очень хрупкой и чувствительной к малейшим сотрясениям, и дает буханке время немного осесть, так, чтобы получился хлеб с ровным дном и без задранных краев. В этом случае я дал 40 минут расстойки, половину в миске и половину на бумаге.

после расстойки

и перед выпечкой

4. Сметите с буханки излишек муки, обрызгайте водой и огладьте поверхность. Посадите хлеб в духовку и выпекайте с малым паром. Я сажал хлеб в духовку разогретую до 225 °C (440 F), сразу же скидывал температуру до 215 °C (420 F), а еще через 20-30 минут уменьшал ее до 200 °C (400 F). Общее время выпечки — 50-60 минут.

над коркой можно работать и дальше

Я не стал торопиться и оставил буханку остывать до следующего дня. Хлеб получился, как я ожидал, очень плотный и мелкопористый. Его можно резать как угодно тонко и ломтик все равно держит форму. Кислый… о, да! На удивление, тмин чувствуется гораздо меньше, чем я предполагал, а если хлеб есть с чем-то — то и вообще нет. То есть в итоге — нормальный хороший ржаной хлеб, достаточно похожий на тот, что здесь у нас продается как основа для канапе.

еще один разрез

crucide.livejournal.com

Диета легионеров | Warspot.ru

Чтобы совершать дальние переходы, стоять ночью на страже и сражаться с противником в бою, солдат должен быть накормлен. Если пренебречь этим правилом — война может закончиться, даже не начавшись. Вегеций, крупнейший теоретик римского военного дела, писал: «Чаще войско губит недостаток продовольствия, чем битва, голод страшнее меча». Что же ели римские легионеры в походах и находясь на постое?

Средиземноморская диета

Основой средиземноморской системы питания в античности являлись злаковые сельскохозяйственные культуры, к числу которых относились пшеница-однозернянка, полба, ячмень, овёс, а также просо. В этих культурах содержится 8–14% белка, и его дефицит, как правило, восполнялся зернобобовыми (чечевица, горох, бобы, нут, люпин, вика), в которых доля белка составляет около 25%. Кроме зерновых и зернобобовых культур, заметная роль в питании римлян принадлежала овощам (капуста, свёкла, репа, морковь, тыква) и свежей зелени (лук, чеснок, сельдерей, салат, рута, кориандр). Даже в мелком крестьянском хозяйстве возделывался виноград, из которого давилось дешёвое вино для домашнего употребления. Ещё одной универсально распространённой культурой были маслины, плоды которых сушили, мариновали, а также выжимали из них масло невысокого качества. Из плодовых деревьев древние римляне выращивали яблони, груши, сливы, вишни, смоковницу.

Прекрасная картина утреннего завтрака крестьянина дана в приписываемый Вергилию небольшой поэме «Moretum». Герой её Симилл, пахарь малого поля, встав, размолол зерно и, замесив хлеб, сажает его в печь, «глиняной миской поверх накрывает и жар насыпает». Приправой к хлебу у него оказывается только кружок сыра, поскольку он человек бедный и потому «близ его очага не висели на крючьях для мяса окорока или туша свиньи, прокопчённая с солью». В огороде он набирает к завтраку растущий там чеснок, сельдерей, руту, кориандр и, подлив немного масла, стирает их в каменной ступке в единую плотную массу. Вместе с тёплым хлебом и сыром эта «толчёнка» (moretum) и составляет его завтрак.

Римляне ели дважды в день. С утра готовили завтрак, днём только перекусывали, а ближе к вечеру устраивали обед, когда за столом собиралась вся семья и приглашались гости. Такая пирушка могла затягиваться до глубокого вечера. Пирующие на помпейской фреске I веке н.э., Национальный музей археологии, Неаполь

Катон Старший приводит рецепты различных блюд, взятых им, очевидно, из крестьянского быта. Они включали ячменную и пшеничную крупу, овечий сыр, молоко и мёд. Из зерна варилась жидкая похлёбка наподобие супа, каша, выпекался хлеб или готовились сухари. Мясо, судя по этим рецептам, ели нечасто, однако с ростом благосостояния оно также появляется в рационе.

Военный хлеб (panis militaris)

Основу походного рациона у римлян, как и у греков, составлял хлеб (panis militaris). Он не портился на жаре, как мясо, рыба, овощи или фрукты, и его было легко достать, перевозить и хранить в больших количествах, невзирая на погодные или климатические условия. Во времена Полибия римский пехотинец получал в месяц довольствие в виде 26 кг хлеба. В некоторых случаях это могли быть сухари, особым образом выпеченные и высушенные. В эпоху Поздней империи такие сухари назывались буцеллатум (bucellatum). Однако гораздо чаще солдатам выдавалось зерно, которое они сами должны были молоть на ручных жерновах и выпекать на угольях. Получавшийся в результате хлеб грубого помола был более питательным и легче усваивался организмом в сравнении с дрожжевым белым хлебом.

Суточная норма потребления калорий для человека возрастом между 18 и 30 годами и весом 65 кг колеблется между 2990 и 3530 килокалориями в день в зависимости от уровня его физической активности. Калорийное содержание зерна пшеницы составляет примерно 3340 килокалорий на килограмм, ячменя – 3240 килокалорий на килограмм, проса – 3780 килокалорий на килограмм. Таким образом, для удовлетворения минимальной суточной потребности в калориях воин должен был потреблять примерно 1,2 кг хлеба. Это несколько больше того количества зерна на месяц, о котором писал Полибий, однако следует помнить, что солдаты питались не одним только хлебом. В их рацион входили также бобы, овощи, зелень, сыр, масло и другие продукты, объём которых, впрочем, мог значительно варьироваться в зависимости от времени.

Хлеб оставался основой военного рациона и в армии императорской эпохи. Теми же сухарями, что и его солдаты, питался суровый наместник Британии в 180–184 годах Ульпий Марцелл. Император Каракалла, стремясь заручиться симпатиями своих солдат, часто разделял с ними трудности военного перехода. На привале вместе с ними он также молол зерно и запекал хлеб, как о том рассказывает историк Геродиан:

«У него был простой стол. Случалось, что для еды и питья он пользовался деревянной посудой. Хлеб ему подавали своего изготовления, он собственноручно молол зерно, ровно столько сколько нужно было на него одного, замешивал тесто и, испекши на углях, ел».

Ручные жернова, наподобие тех, которые использовались в римской армии. Современная реконструкция. Такие жернова имелись у каждого контуберния. Они возились вместе с палаткой на вьючном муле

Ели ли римские солдаты мясо?

Рассказ Аппиана о неудачной кампании Луция Лукулла в Центральной Испании зимой 151–150 годов до н.э. породил среди части историков ложное представление о том, что римские солдаты совсем не употребляли в походе мясо:

«Они страдали от необычайности местной пищи: у них не было вина, соли, уксуса, растительного масла; питаясь пшеницей и ячменем, большим количеством мяса оленей и зайцев, печеным без соли, они страдали расстройством желудка, и многие из них от этого умирали».

Следует, однако, обратить внимание на исключительное стечение обстоятельств, которое породило такую ситуацию. В схожем положении в 59 году н.э. оказались воины Гнея Домиция Корбулона, которым во время перехода по бесплодной каменистой местности в восточной части Малой Азии при недостатке воды пришлось утолять голод одним только мясом, быстро портившимся в условиях изнуряющей летней жары.

При обычном положении вещей мясо являлось частью повседневного рациона римской армии. Публий Сципион Эмилиан, в 133 году до н.э. наводя порядок в своей армии, разложившейся под стенами Нуманции, запретил, по словам Аппиана, всю посуду, кроме вертела, медного горшка и чашки. Солдаты должны были есть мясо, варёное или жареное. Кроме мяса, по словам Плутарха, солдаты должны были питаться хлебом и похлёбкой. То же самое сделал Квинт Метелл Нумидийский в 109 году до н.э., запретив солдатам употреблять в пищу мясо кроме насухо жаренного или варёного.

Император Адриан, сам сторонник строгой военной дисциплины, подражал своим предшественникам, как о том рассказывает его биограф Элий Лампридий:

«Сам среди их манипул он исполнял обязанности военного начальника, с удовольствием питаясь на глазах у всех обычной лагерной пищей, то есть салом, творогом и поской по примеру Сципиона Эмилиана, Метелла и своего приемного отца Траяна».

Обуглившаяся буханка римского хлеба из Помпей. Хлеб имел вес около 1 фунта и стоил примерно 2 асса за буханку
Национальный музей археологии, Неаполь

В римской армии существовал традиционный культ «дисциплины предков», сторонники которой считали своим долгом ограничивать рацион воинов, по крайней мере на время похода. Одним из таких полководцев был Авидий Кассий, который, по словам своего биографа:

«Во время похода запрещал воинам иметь при себе что-нибудь, кроме сала, солдатских сухарей и винного уксуса, а если находил что-либо другое, то подвергал роскошествовашего тяжелым наказаниям».

Похожие истории рассказывали также и о Песценнии Нигре:

«Он приказал, чтобы во время похода никто не пил вина, чтобы все довольствовались винным уксусом. Он запретил во время похода следовать за войском пекарям и велел воинам и всем прочим довольствоваться солдатскими сухарями. За похищение одного петуха он приказал отрубить голову десятерым воинам одного манипула, которые ели вместе этого петуха, похищенного одним, и он привёл бы этот приказ в исполнение, если бы не просьбы всего войска, которое угрожало чуть ли не мятежом. Пощадив осуждённых, он приказал, чтобы те десятеро, которые ели краденого петуха, заплатили за петуха провинциалу в десятикратном размере. Сверх того, он отдал приказ, чтобы в течение всего похода никто из воинов этого манипула не разводил огня, никогда не ел свежесваренной пищи, питался бы одним хлебом и холодной водой и назначил наблюдателей за выполнением этого приказа».

Мозаика II века с изображением продуктов. Музей Бардо, Тунис

На квартирах

Вегеций в руководстве по военному делу даёт читателям подробные инструкции о том, как готовить город к осаде и как должны питаться осаждённые:

«При малейшем подозрении на подобного рода возможность землевладельцы должны старательно свезти в город все запасы продовольствия, чтобы у них самих было изобилие пищи, врагов же недостаток продовольствия принудил бы уйти. Не только свиней, но и всех животных, которых нельзя продержать в заключении, надо зарезать и засолить, чтобы, имея поддержку в мясе, можно было меньше тратить хлеба. Домашняя же птица, которая не требует расходов, кормится в городе и необходима для больных. Особенно нужно запасать фураж для лошадей; чего нельзя увезти, то должно быть сожжено; нужно собрать запасы вина, уксуса и разных плодов и яблок, чтобы ничего из того, что может быть использовано, не оставлять врагу».

В другом месте он даёт схожие наставления:

«Нужно всячески наблюдать, чтобы не было затруднений зимой в дровах и в фураже, летом в воде. Во всякое время не должно существовать недостатка в зерне, винном уксусе, а особенно соли…».

Хорошее представление о запасах продовольствия, которыми римская армия питалась на зимних квартирах, даёт перечень продуктов, который в 39 году до н.э. Ирод потребовал предоставить у самарийских общин: «хлеба, вина, оливкового масла, скота и всего прочего, чтобы его войско не терпело ни малейшего недостатка».

Торговка хлебом, римский рельеф III в. из Галлии

В условиях гарнизонной жизни добавлением к «походному пайку» являлись зелень, овощи, сыр, мясо различных сортов, оливковое масло и хорошее вино. Большинство необходимых продуктов поставлялось местными общинами в качестве взымаемых государством налогов. В случае нехватки припасов, вносимых таким образом, государство могло закупить необходимые продукты на рынке по фиксированным ценам. Наконец, активно использовалась частная благотворительность. Надпись из Македонии II в. рассказывает о человеке, пожертвовавшем на военные нужды 400 медимнов (1 медимн – около 50 литров) хлеба, 100 медимнов ячменя, 60 медимнов бобов и 100 мер вина.

В египетском папирусе, датируемом 199 годом, перечислены съестные припасы, которые местные жители были обязаны поставлять солдатам. Среди них – пшеничный хлеб, чечевица, ветчина, говядина, свинина, козлятина, вино и оливковое масло, необходимое для приготовления пищи, а также ячмень и другие разновидности фуража для лошадей и вьючных животных. Папирус из Оксиринха IV в. позволяет рассчитать рацион питания солдат, который включал 0,35 кг хлеба, 0,9 кг мяса, 1 литр вина и 100 г оливкового масла в день.

Охотники несут добытого ими кабана. Мозаика из Пьяцца Армерина, конец III – начало IV веков

Важным источником пополнения мясной части рациона солдат являлась охота. Вегеций рекомендует набирать в армию охотников на оленей и кабанов. По надписям в составе армии известны охотники (venatores) и хранители зверинца (custos vivari). О военной охоте рассказывает в своём письме солдат какого-то вспомогательного отряда из египетской пустыни между Коптосом и Красным морем:

«Антоний Прокул Валериану. Начиная с месяца Агриппина до настоящего времени мы по приказу префекта охотимся на все виды диких животных и птиц. То, что мы добыли, мы отослали Цереалу, он отослал всё это, а также всё снаряжение, тебе…»

Известна также надпись Минициана, префекта алы из Вирдаля в Британии, который посвятил алтарь лесному богу Сильвану:

«Во исполнение обета за добычу огромного дикого кабана, которого не мог убить никто из ранее пытавшихся».

Наконец, при раскопках римских пограничных укреплений археологи регулярно находят в них в большом количестве и разнообразии кости диких животных, рыбьи кости и раковины моллюсков, а также косточки оливок, слив и винограда, которые привозились торговцами с юга и покупались у них военными.

Рецепты

В 1985 году Маркус Юнкельманн с группой из 11 реконструкторов предпринял 22-дневный переход от Вероны до Аугсбурга протяжённостью около 540 км. По результатам этого похода была написана книга «Легионы Августа. Римский солдат в археологическом эксперименте», в которой автор обобщил полученный им уникальный опыт. В книге предложен ряд рецептов римской походной кухни, взятых большей частью из римского кулинарного сборника Апиция.

Солдатский хлеб

Тесто для 1,5 фунтов хлеба замешивается из 500 г грубой пшеничной муки, 300 г подогретой воды, 20 г соли и 20 г дрожжей. По возможности, в тесто добавляется измельчённый лук, а также мёд. После замешивания тесто оставляется на 20 минут в закрытой посуде рядом с огнём, чтобы оно поднялось, затем оно вновь интенсивно взбивается и запекается в закрытом горшке или на большом плоском камне в зависимости от объёма 30–50 минут.

Принадлежности для приготовления походной пищи: решётка для очага, бронзовый горшок для приготовления похлёбки, бронзовая патера, фляжка для воды или вина. Кроме того, здесь можно видеть масляную лампу и испечённый на углях хлеб. Современная реконструкция

Солдатская похлёбка

Для изготовления похлёбки берётся 2 л воды, 500 г пшеничной муки, 1 столовая ложка соли, половина столовой ложки чёрного перца, 1 луковица, 3 зубца чеснока, 50 г нарезанного кубиками сала, 100 г нарезанной кубиками говядины. Всё это помещается в бронзовый горшок, перемешивается и варится на открытом огне примерно 45 минут.

Праздничный напиток

Наконец, рецепт напитка (conditum paradoxum), который пили во время торжественных застолий. Для его приготовления следует взять 2 л сухого белого вина, по возможности приправленного по-гречески смолой, 500 г мёда, 30 г растёртого чёрного перца, 10 лавровых листьев, 10 г шафрана, 5 размоченных в вине фиников. Пол-литра вина и мёд смешивают в большом горшке и доводят до кипения, снимают пену, добавляют перец, лавр, шафран и очищенные от косточек финики, затем убирают с огня, доливают остальное вино и подают на стол в охлаждённом виде.


Литература:

  1. Ошеров. С. А. Крестьянский быт в поэме Moretum / Быт и история в античности. Под ред. Г. С. Кнабе. – М.: Наука 1988 – c.114 – 124.
  2. Гнабе Г. С. Римский обед. / Избранные труды: теория и история культуры. – М. РОССПЭН, 2006 – с. 517–541.
  3. Уотсон Дж. Римский воин. / Пер. с англ. М.: Центрполиграф, 2010 – 189 с.
  4. Каркопино Ж. Повседневная жизнь древнего Рима. Апогей империи. М.: Молодая гвардия, 2008 – 420 с.
  5. Davies R. W. The Roman Military Diet // Britannia 1971, Vol. 2, p. 122–142
  6. Junkelmann M. Die Legionen des Augustus. Der romische Soldat im archaeologischen Experiment. Mainz am Rhein, 2003. – 342 S.

warspot.ru

Солдатский хлеб | Аргументы времени

Время странная субстанция, наворачивается на стержень памяти человека как суровая нитка, местами чуть разлохмачиваясь, местами сбиваясь в пучки, эти самые пучки порой становятся столь плотными, что оставляют узелки, узелки на память. Вот так и живем с этой ниткой, то забывая поток событий, которые когда-то были существенными, а потом разлохматились за чередой других, а то, разглаживая нить воспоминаний, наталкиваемся на узелок и в памяти возникает событие, которое уж и вспомнить казалось бы и не чаял.

  Месяц назад, заскочив по пути на дачу в сельский магазин, купил буханку белого хлеба, не нарезной батон, не булку, а формовой «кирпичик» белого хлеба, чуть короче обычного «Бородинского», повыше, отличающегося от «московского стандарта» формового хлеба. Вот и зацепило…

   Рука приняла буханку, почти невесомую, но полную… Полную чего? Да, пожалуй, так сразу и не объяснить. В руке было живое ощущение ХЛЕБА. Корочка, чуть шероховатая, дышащая теплом, верх буханки прямо лоснился, на легкое сжатие хлеб откликнулся четким «дыханием». Под сердцем аж защемило, мозги судорожно рванули за кончик нити, разматывая события до того самого места, где был запрятан узелок, узелок с памятью о солдатском хлебе.

   Впервые по-настоящему я ощутил вкус солдатского хлеба, будучи семилетним пацаненком, в Ребольском Краснознаменном погранотряде. Там, наносившись по близлежащей тайге, с ее бесконечно высокими реликтовыми соснами, наскакавшись по гранитным валунам на побережье бессчетных озер, мы бежали к отрядной столовой, где в окно выдачи хлеборезки, назвав фамилию отца, получали от улыбающегося «бойца-хлеборезки» буханку белого хлеба «в счет пайка». В отряде пекли свой хлеб. Это было нечто сверхъестественное. Запах был опьяняющим, буханка ровненькая, но по форме была чуть короче городской, которую я помнил, по «академической» Москве и предкарельскому Ленинграду. Проводя ладошкой по боку буханки, я чувствовал ее шероховатую поверхность, почти суровую, до того хорошо она была пропечена, а корочка… Эх, братцы! Какая там была корочка! Светло-коричневая, глянцевая, которая просто сияла на солнце, когда ты выносил хлеб на улицу, счастливый от собственной безнаказанности, так как до дома, хлеб точно было не донести, а за паёк все равно вычтут. Эх! Вгрызаясь в хлеб, царапая нос о пропеченные стенки горбушки, отрываешь зубами его мягкое, податливое нутро. Ка-а-айф! Пористое нутро хлеба, его суть, отливающее восковой спелостью тепло. Нет, передать это на бумаге невозможно, это таинство. Таинство, через которое нужно пройти. Нет, мы не думали о труде пахаря, перед глазами не возникали бесконечные поля с колосящейся пшеницей, не было этого. Но осознание того, что в этом первом по-детски жадном откусывании есть нечто природное и магическое, было. Смачно хрустя горбушкой, переговариваясь между собой с набитым ртом, мы бежали опять в тайгу или на озеро, чтобы вечером, получать опять от матерей претензии и подзатыльники за то, что ужин остался почти не тронутым, и готовить они нам больше не будут, раз нам черники с брусникой хватает. Черники, брусники, клюквы, грибов, рыбы и дичи действительно было завались, но что это все было без солдатского хлеба?

   Годы шли, менялись места службы отца, потом я сам служил, но в памяти навсегда засел вкус того хлеба, деревянный желоб практически цвета белого янтаря, ободранный тысячами буханок хлеба, который грузили на «хлебовозку», развозя на ближайшие заставы. Стайку пацанов, которые неслись зимним днем к обеденной выпечке «за крошками». Не было ничего вкуснее, чем крошки горячие, еще парящие от тепла буханок на тридцатиградусном морозе, хрустящие на зубах. Умопомрачительное ощущение: теплая жменя крошек, стремительно отдающая тепло морозу, забрасывается в рот, а там, чуть похрустывая на зубах, наполняет рот вкусом и еще таящимся где-то внутри теплом.

   Меняя места службы, разменивая годы, приобретая друзей, врагов и жизненный опыт я приходил к выводу, что нет ничего вкуснее солдатского хлеба, а уж мне довелось поесть его вдоволь, во всех его проявлениях. Был и «заставской», и «отрядный», и «отдельский», и «корабельный», у каждого из них был свой вкус, но их объединяло одно, этот хлеб прошел через руки, он был живым. В нем не было того, что частенько присуще городскому хлебу, с его бездушием индустриальной технологии, когда даже горячий батон после отламывания горбушки и ее поедания не зовет к дальнейшей «трапезе голодного вороненка». Нет этого, ну разве что за исключением хлеба с Красной Пресни. Он не хранится, крошится и кислит уже через сутки, а я вот вспоминаю, как ребята из бригады сторожевиков, уходя на границу, морозили черный ржаной хлеб, загружая холщевые мешки с буханками с аккуратностью достойной снарядов, чтобы потом их разогревать там, в море, мотаясь без возможности зайти на базу за «свежачком». Помню, рассказ Димки Охотникова, который снайперил в знаменитом «полтиннике», 350-ом ВДП под Кабулом, который рассказывал о кофейно-чайном супе, который они жрали трое суток, вылеживая в засаде караван с оружием и мечтали о сухарях. А 88-ом, нам привезли из Кабула пакистанский чай, целый мешок и сухарей, обычных пайковых. Мы лихо заварили чай, а потом сидели и молча грызли сухари… Потом забыли про чай и напились водки, тихо перебирал струны гитары Охотников, учебники были задвинуты на угол подоконника, за дверями посапывали однокурсники, а мы грызли армейские сухари и пили водку не чокаясь.

   Видимо такова доля солдатского хлеба, давать ощущения полноты жизни в новорожденном своем состоянии и отрезвляюще тормошить память, будучи уже в сухаре.

   Не знаю, зачем я все это пишу, ведь тут нет ни намека на «смысл жизни» или юмора, но просто в руках была буханка ЖИВОГО ХЛЕБА, и дай Бог, чтобы каждому солдату, да и всем нам его хватало.

 Рихард (Старшина) 21-04-2005

 

»БИБЛИОТЕКА || » Рассказы пограничников

svgbdvr.ru

Солдатский хлеб — Жизнь за кадром — LiveJournal


«Отчего-то на войне кушать хочется вдвойне», — писал Твардовский. Совместные действия пехотных, танковых, артиллерийских и авиационных подразделений, в ходе проведения показных занятий для командиров соединений Западного военного округа на крупнейшем в Европе полигоне, расположенном в Нижегородской области. Несколько тысяч человек ездят, стреляют, летают. Всех их необходимо кормить. Для этого в поле развернута работа полевых кухонь. Здесь же работает хлебопечка. Здесь все, как на заводе – мука, дрожжи, соль вода, масло. Тесто раскладывают в формы, и через час над поляной разносится запах свежего хлеба.

01. Хлеб, кстати, по своему качеству в разы лучше, чем в магазине

02. Хлебопечка оборудована на базе «КамАЗа»

03. Готовый хлеб выкладывают на специальный стол

04. Оттуда раскладывают на деревянные поддоны

05. После его разнесут по столовым

06. Кстати, как выглядит полевая столовая

07. Раздача

08. Мой оператор Серега увлекся процессом нарезки

09. Я думал, что официант поставлен для кадра, но меня заверили, что даже в поле белая форма – обязательный атрибут

10. Первые посетители

Я в ТВИТТЕРе.
Я в ФЕЙСБУКе.

Кстати, а вы сами хлеб выпекаете, или покупной лопаете? Не кажется, что в последнее время качество хлеба резко ухудшилось?

yaroslav-gunin.livejournal.com

Солдатский хлеб


«Отчего-то на войне кушать хочется вдвойне», — писал Твардовский. Совместные действия пехотных, танковых, артиллерийских и авиационных подразделений, в ходе проведения показных занятий для командиров соединений Западного военного округа на крупнейшем в Европе полигоне, расположенном в Нижегородской области. Несколько тысяч человек ездят, стреляют, летают. Всех их необходимо кормить. Для этого в поле развернута работа полевых кухонь. Здесь же работает хлебопечка. Здесь все, как на заводе – мука, дрожжи, соль вода, масло. Тесто раскладывают в формы, и через час над поляной разносится запах свежего хлеба.

01. Хлеб, кстати, по своему качеству в разы лучше, чем в магазине

02. Хлебопечка оборудована на базе «КамАЗа»

03. Готовый хлеб выкладывают на специальный стол

04. Оттуда раскладывают на деревянные поддоны

05. После его разнесут по столовым

06. Кстати, как выглядит полевая столовая

07. Раздача

08. Мой оператор Серега увлекся процессом нарезки

09. Я думал, что официант поставлен для кадра, но меня заверили, что даже в поле белая форма – обязательный атрибут

10. Первые посетители

Кстати, а вы сами хлеб выпекаете, или покупной лопаете? Не кажется, что в последнее время качество хлеба резко ухудшилось?

zavodfoto.mirtesen.ru

Как наши предки хлеб выращивали

 

 

 

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?

Воспоминанья о былом
Мы ворошим теперь все реже 
И за обеденным столом 
Не делим хлеб, а просто режем, 
Притом, забыв про нож неострый, 
Ворчим, что хлеб немного черствый, 
А сами, может, в этот час 
Черствей его во много раз.
 

Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.

Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.

Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.

«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.

Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.

После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.

При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха)
Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)

* * *
• Посеешь в пору – соберешь зерна гору. 
• Лучше голодай, а добрым семенем засевай. 
• Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто. 
• Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит. 
• Некогда лежать, когда пришла пора жать. 
• Ломота в спине, да зато хлеб на столе. 

2. СЕВ

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.

Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.

В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.

Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.

День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.

В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.

Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Две недели зеленится, 
Две недели колосится, 
Две недели отцветает, 
Две недели наливает, 
Две недели подсыхает. (Рожь) 
* * *
В поле едет на спине, 
По полю – на ногах. (Борона) 
* * *

• Хлеб – батюшка, водица – матушка.
• Хлеб на столе, так и стол – престол; а хлеба ни куска – и престол доска. 
• Появились комары – пришла пора сеять рожь. 
• Лягушка квачет – овес скачет. 

3. ХЛЕБ РАСТЕТ

С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.

«Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.

Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь; 
На бабушкину пшеницу, 
На дедушкин ячмень 
Поливай весь день

Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:

Радуга-дуга,
Перебей дождя, 
Подай солнышка.

Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.

В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».

«Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества – сорняки.

Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками – «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей.

Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички – воробьи и особенно коростели.

ЗАГАДКА

Один льет,
Другой пьет, 
Третий зеленеет 
Да растет. (Дождь, земля, хлеб) 

4. ЖАТВА

Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.

День начала жатвы назывался Зажинки. Ученый-этнограф А. Терещенко в книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «Когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года».

«Рожь поспела – берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу.

Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем».

Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию», – писал А. Терещенко о деревенской жатве.

Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.

СТИХИ, ЗАГАДКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

А между тем досужий селянин 
Плод годовых трудов сбирает; 
Сметав в стога скошенный злак долин, 
С серпом он в поле поспешает. 
Гуляет серп. На сжатых бороздах 
Снопы стоят в копнах блестящих… 
Е. Баратынский 
* * *
Говорило ядреное жито: 
Не могу я в поле стояти, 
Колосочки держати. 
Надо житу стояти 
В поле копнами, 
В гумне стогами 
В клети коробами, 
А на стол пирогами! 
* * *
• Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает. (Коса) 
• Не море, а волнуется. (Поле) 
• Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел. (Серп) 
• Маленький, горбатенький, все поле обскакал. (Серп) 
• Осенью черно, зимой бело, весной зелено, летом желто. (Нива) 
• Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены. (Снопы на земле) 
• Рыбина белужина хвостом вильнула: лесы спали, горы стали. (Коса) 
• Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла. (Коса) 
* * *
• Зимой на деревьях много инея – хлеб уродится. 
• Зимой снег задувается в сугробы, хорошо уродится рожь. 
• Зимой снег рыхлый – урожай обильный. 
• Кто рано сеет, семян не теряет. Весной часом опоздаешь – в год не наверстаешь. 
• Пахать да боронить – часочка не обронить. 
• Пар спешат поднять, пока не созрели семена сорняков. Говорят: «Ранний пар родит пшеничку, а поздний – метличку». 

5. ОБМОЛОТ ЗЕРНА

Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.

Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – Спожинки.

Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине – не более 500.

Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.

А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму.

Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ 

• Стоит Фрол, и рот пол. (Овин)
• Стоит Андрюха, набитое брюхо. (Овин) 
• Стоит волк, вырван бок/клок. (Овин)

* * *
• Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе. 
• Ждут летней порою, а жуют холодной зимою. 
• Не шуба греет, а хлеб. 
• Береза распускается – сей овес. Лягушка с голосом – сей овес. Пересушил почву – овес поздно сеять. 
• Не сей пшеницу прежде дубового листа. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха. 
• Ростки пшеницы не любят клеклую землю. Поэтому говорят: «Пшеницу сей в ведро», «Рожь любит хоть на часок, но в песок (в сухую землю)». 
• Рожь сеять при северном ветре – лучше урожай. 
• Дубовый лист с пятак – сей яровое. Зацвела акация – сажай огурцы. 
* * *
Лады, лады-ладушки, 
Рада нам хозяюшка, 
Мы о хлебушке поем, 
Разговор ведем о том. 
Убран хлеб, и тише стало, 
Жарко дышат закрома, 
Поле спит, оно устало, 
Приближается зима. 
Над селом дымки плывут, 
Люди хлеб в домах пекут. 
Заходите, не стесняйтесь, 
Хлебом нашим угощайтесь. 

6. НА МЕЛЬНИЦЕ

Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть.

Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.

Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Ее основа – жернова – две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжелые жернова вращали лошади или быки.

Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса.

С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы. СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,
Но сломить его за лето так они и не смогли. 
«Вот какой я, – он хвалился, – с ветром справился, с водой!» 
До того он загордился, вырос кверху бородой. 
С. Погореловский 
* * *
• Сем хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать. 
• Не жди урожая, сей жито, хлеб будет. 
• Не земля хлеб родит, а небо. 
• Пересев хуже недосева. 
• Хата была, да без хлеба беда. 
• Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь. 
• Без печки холодно, без хлеба голодно. 
• Не уродится рожь – по миру пойдешь. 
• Калач приестся, а хлеб никогда. 
• Каждое семя знает свое время. 
• До поры до времени не сеют семени. 
• Сей в пору – соберешь хлеба с гору. 
• Сей хоть в песок, да в свой часок. 
• Посеешь в погоду – больше приплоду. 
* * *
• Гречиха любит сухую теплую землю. 
• За бороною пыль – будет и блин. 
• Днем раньше посеешь – неделей раньше пожнешь. 
* * *
Весь мир кормит, сама не ест. 
Всю жизнь крыльями машет, 
А улететь не может. (Мельница) 
* * *
У лепешки, каравая, 
Сушки, плюшки, пирожка 
От рождения седая 
Мать по имени… (мука). 

7. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА

В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.

Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая.

Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна была «надышаться».

На Руси пекли черный «кислый» хлеб. Черным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более темный цвет, чем пшеничная. «Кислый» – потому что использовалась кислая закваска. Замесив в квашне – деревянной кадушке – тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза.

Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.

Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.

Необходимо было соблюдать правила выпечки хлеба. Пекли хлеб строго при определенной температуре. Как измерить температуру, если нет термометра? Хозяйки дожидались, пока в горниле оставались одни угли. Подметали под – так называлась поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали на под щепотку муки: если мука становилась черной, то жар в печи слишком сильный и надо подождать. Спустя время под смачивали водой и пробовали еще раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты. ЗАГАДКИ

Слушаю, послушаю —
Вздох за вздохом, а в избе ни души. (Квашня с тестом) 
* * *
Полон хлев бесхвостых овец; 
Одна была с хвостом, и та ушла. (Хлеб и лопата) 
* * *
Велика звезда на печи взошла. 
Без рук, без ног – на гору ползет. 
Без рук, без ног – на липу лезет. (Квашня) 
* * *
Стоит изба из кирпича, 
То холодна, то горяча. (Печь) 
* * *
Купили новенькое, такое кругленькое, 
Качают в руках, а оно все в дырках. (Сито) 
* * *
Из-под липова куста 
Бьет метелица густа. 
Заяц бежит, следы засыпает. (Муку сеют) 
* * *
Черная гора, а всем мила. (Черный хлеб) 
* * *
Мешено, квашено, валяно, в печь поставлено. (Тесто) 

8. ХЛЕБ НА СТОЛЕ

Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.

В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.

При царском дворе была своя хлебная изба, вернее дворец. Государев хлебный дворец находился в Кремле на месте, где сейчас расположена Оружейная палата. Там изготовлялся хлеб для царского стола, именуемый басманом. На этот хлеб особым образом наносился узор «басма».

Большие пекарни работали также в русских монастырях. Там выпекали ржаной хлеб, просфоры. Пекли в те времена сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X–XIII веков упоминаются «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью русского праздничного стола. Изделиями из выпечки было принято украшать праздничные столы. В особо торжественных случаях, например на свадьбы, пекли каравай. Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике – расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче будут жить молодожены. 

В знаменитой энциклопедии домашнего хозяйства «Домострой» сохранились рецепты русского православного стола: пирожки в ореховом масле, жаренные с горошком; оладьи квашеные; пироги подовые, квашенные с горошком; пироги маковые большие, жаренные в конопляном масле с горошком; большие пироги с маковым соком да сочнями; пироги с вязигой, сигом, сомом, сельдью.

Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.

Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.

СТИХИ И ЗАГАДКИ 

Угодило зернышко промеж двух жерновов. Один говорит – побежим, другой говорит – полежим, третий говорит – покачаемся. (Вода, жернов, колесо)
Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (Хлеб)
* * *
Радо солнцу небушко, полюшко – подсолнушку. 
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко. 
Г. Виеру 
* * *
Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый. 
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. 
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло. 
Сколько рук его растило, охраняло, берегло. 
В нем – земли родимой соки, 
Солнца свет веселый в нем… 
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! 
С. Погореловский 
* * *
В печь сперва его сажают, 
А как выйдет он оттуда, 
То кладут его на блюдо. 
Ну, теперь зови ребят! 
По кусочку все съедят. (Пирог) 
* * *
Он на блюде расписном, 
С белоснежным рушником. 
С караваем соль подносим, 
Поклонясь, отведать просим: 
Дорогой наш гость и друг, 
Принимай хлеб-соль из рук! 

В. Бакалдин

Э. Л. Емельянова

Елена Стрельникова Славянская Культура

subscribe.ru

Из чего состояло солдатское меню перед революцией? | Еда и кулинария

Нам известны: нормы и ингредиенты, способы приготовления и… конкретные рецепты солдатских хлеба, каш и супов, традиционной основы питания. И консервов — немногого из того, что поставлялось готовым. Остальное готовили на месте. В общий ротный котел поступали приварочные и чайные деньги и паек.

Основа питания традиционна — хлеб, каши, щи.

Хлеб пекли в местах постоянной дислокации, в русских печах, из ржаной муки, дрожжей, соли (без яиц и масла). Ржаной дешевле и имеет больший припек — масса хлеба на треть больше массы муки. Фото: Источник

Кстати, приверженцы «здорового питания»! Это — правильный хлеб, есть который не только можно, но и нужно. По опыту скажу: привыкаешь к такому быстро и… И никакая подделка под хлеб уже в горло не лезет. А таким еще и наедаешься быстро, причем он естся и «без ничего», как самостоятельное блюдо.

Мясо — вареная говядина в первом (щи, борщ) и в кашах. В пост — речная рыба, обычно вяленая, затем подсушенная в печи. Дневная норма мяса — фунт, без костей! Вместо мяса могли выдать примерно 350 г консервов.

Но о технологии приготовления хлеба и консервов, а также важнейшего солдатского питья — кваса, поговорим отдельно. Тема того стоит.

Давайте к тому, что готовится на месте. И проще, и быстрее. Фото: Источник

На самом деле готовили солдатам не мудря. В ассортименте — практически только вареные блюда. Думаю, это и быстрее, и надежнее — у недосмотревшего повара жаркое подгорит куда скорее, чем суп. Кашевара назначали из состава части, а не присылали обученного повара. И простые рецепты солдатской кухни доступны каждому.

В общем виде технология проста: ингредиенты закладываются в котел и варятся. Норма на 10 человек — ведро щей на обед, около 12 литров; по 1,2 л на человека.

Итак, рецепт солдатских щей. Фото: Источник

В котел закладывают: ведро воды, 12 л (все в современных мерах, округленно!), 2 кг мяса, четверть ведра квашеной капусты, крупы «для вкуса и густоты», по 200 г (2/3 стакана) муки и соли, лук, перец, лавровый лист — по вкусу. Все! Ждем 3 часа, пробуем! Видимо, настаивание щей до «суточных» не предусматривалось, т.к. это, вообще-то, обед «на сегодня».

На первое варили: щи, борщ, лапшу, гороховый суп. Борщ — как щи, но половину капусты заменяет свекла.

Суп-лапша. Тесто для лапши: мука, яйца, сливочное масло, соль. На ведро воды отваривалось 2 кг мяса, после забрасывалось нарезанное в лапшу тесто (около 2,5 кг). Все!

Древнейшие традиционные сельхозкультуры Руси — бобовые, ценный источник растительного белка.

Итак, гороховый суп на 10 чел.: ведро воды, около 2,5 кг мяса, 3,28 л гороха, 200 г соли, специи.

Обратите внимание: популярнейшей сейчас картошки нет даже в щах. Так и есть. Она присутствует только в картофельном супе: ведро воды, 2 кг мяса, около 0,5 ведра картофеля, полстакана муки, 10 стаканов крупы. Фото: Источник

Можно сказать, что нынешняя картошка во многом заняла место круп, которые в начале века добавлялись почти во все. Теперь первое принято варить с картофелем.

Но после первого принято (хотя эту традицию я лично для себя не принимаю, а большинство придерживаются этого обычая) есть второе. Пожалуйста! Кушайте и наслаждайтесь!

Обычное второе в старой армии — каши.

Универсальный рецепт: 1,2 кг крупы, 200 г сливочного масла.

Это стандартное обеденное меню.

Второй прием пищи — ужин, жидкая каша, или т.н. кашица: 800 г крупы, 200 г масла.

Фото: Источник

Как я и сказал вначале, ничего сложного. Каждый может попробовать. Меры уже переведены в современные, рецепты приведены на 10 человек. Рассчитать соотношения и уменьшить порции нетрудно. Единственная сложность — наличие русской печи. Но может, в мультиварке получится?

Только придется учесть, что в любом случае, приготовление в большом котле придает блюду иной вкус.

Приятного аппетита!

shkolazhizni.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *