Неустрашимый, фрегат, история создания, конструкция, характеристики (ТТХ)
Не всегда судьба военной техники (в то числе и боевых кораблей) складывается так, как это видели создатели. Иногда это даже не связано с уровнем технических характеристик – а только с внешними обстоятельствами. «Жертвами» таких обстоятельств невольно стали российские сторожевые корабли проекта 11540 «Ястреб».
Назвать эти фрегаты «неудачными» или «устаревшими» сложно. Головной корабль проекта – «Неустрашимый» одно время даже был «знаменитостью» – в медиа освещались подробности его борьбы с пиратами. Но «Ястребы» не смогли, ни сменить своих предшественников, ни даже занять важное место в российском флоте.
История создания и конструкция
Одними из самых многочисленных океанских кораблей в советском военно-морском флоте были сторожевики проекта 1135. Этот тип фрегата был разработан ещё в 60-е годы, а с 1970 года было построено более 40 кораблей. Разумеется, командование предвидело необходимость разработки новых сторожевиков. Проект 1135 разрабатывался под уже устаревшие образцы вооружения, как правило – более тяжёлые и громоздкие чем новейшие. Не было на СКР и вертолётной площадки.
Первые варианты проекта будущего «Ястреба» прорабатывались уже в 1975 году. Шесть лет спустя постройка сторожевиков проекта 11540 была включена в очередной пятилетний план. Первоначально ожидалось, что головной корабль вступит в строй в 1986 году, но постоянная доработка проекта привела к тому, что в 1987 году удалось только приступить к закладке. Строить «Ястребы» должны были в Калининграде.
Фрегаты проекта 11540 имеют стальной корпус с длинным полубаком, разделённый на 12 водонепроницаемых отсеков.
Первоначальный проект предполагал использовать в конструкции лёгкие сплавы, но анализ войны на Фолклендах привёл к отказу от такого решения.
Традиционно в советском флоте для снижения радиолокационной заметности применяли надстройки со скошенными гранями и наклонёнными поверхностями. На «Ястребах» ради максимального использования внутренних объёмов от такого решения отказались, но надстройки получили характерные изломы в виде гофра.
Силовая установка состоит из 2 маршевых газовых турбин М-70 и 2 форсажных М-90. Каждая пара турбин в нормальных условиях вращает один вал из двух, но в принципе каждый двигатель имеет возможность работать на два вала. В случае выхода из строя турбин системы корабля обеспечивают электричеством 2 дизель-генератора.
Для улучшения мореходности и обитаемости «Ястребы» имеют успокоители качки и бортовые кили. При этом максимально плотная компоновка всё-таки привела к тесноте в жилых помещениях.
Вооружение
На полубаке фрегатов размещена артиллерийская установка АК-100 калибра 100 мм. Артсистема имеет высокую (до 60 выстрелов в минуту) скорострельность и наводится по радару. Установка универсальная, для поражения воздушных целей используются снаряды с радиовзрывателями.
Главное зенитное вооружение – ракеты комплекса «Кинжал», пусковые шахты которых также находятся на полубаке.
Комплекс позволяет производить пуски по 4 целям одновременно. Вспомогательное средство ПВО – 2 ракетно-пушечные установки «Кортик», находящиеся на корме. Каждая установка включает в себя 30 мм пушку АО-18 и 2 контейнера с 4 ракетами, аналогичными использованным на самоходке «Тунгуска».
Для борьбы с подводными целями сторожевики проекта 11540 получили, во-первых, ракето-торпеды «Водопад», запускаемые из штатных трубных торпедных аппаратов. Во-вторых, бомбомёты РБУ-6000, способные не только поражать бомбами субмарины, но и «перехватывать» угрожающие кораблю торпеды. Наконец, противолодочные задачи решает базирующийся на корабле вертолёт Ка-27.
А вот с главным противокорабельным оружием «Ястребам» не повезло. По замыслу, им должны были стать ракеты «Уран», разработанные на базе авиационных ПКР Х-35. Однако «Неустрашимый» их так и не получил. Второй фрегат – «Ярослав Мудрый» – оснастили пусковыми контейнерами вдоль бортов только в 2014 году.
На грот-мачте кораблей расположена антенна радара МР-755 с двумя фазированными решёткам. РЛС зенитного комплекса МР-352 использует антенну, установленную на фок-мачте. Сторожвики оснащены спутниковой навигацией и боевой информационно-управляющей системой «Трон».
Эксплуатация
В последние годы существования СССР в Калининграде заложили три корабля проекта – «Неустрашимый», «Неприступный» и «Туман». Достроить и сдать в эксплуатацию успели только «Неустрашимый». Постройка его «систершипов» фактически остановилась.
Только после некоторого улучшения экономической ситуации, в 2003 году, было решено достроить второй корабль, к этому времени сменивший названия.
«Традиционное» имя «Неприступный» зачем-то сменили на имя князя, никакого отношения к морским походам не имеющего. Достройка затянулась на несколько лет, и только в 2009 году (спустя 20 лет после закладки) «Ярослав Мудрый» встал в боевой строй.
«Туману» повезло меньше всех. Этим фрегатом пытались заинтересовать зарубежных покупателей, даже был подготовлен проект достройки по изменённому, «экспортному» проекту. Однако покупателей не нашлось. После достройки «Ярослава Мудрого» заниматься «Туманом» тоже не стали, заявив, что ещё один фрегат «не вписывается в стратегию развития» и потому попросту не нужен. Сообщалось, что в 2016 году корпус «Тумана» всё же решили утилизировать.
В 2008 году «Неустрашимый» получил долю мировой известности – его направили на патрулирование у берегов Сомали для защиты торговых судов от пиратов. Там он минимум трижды применял оружие, отбивая пиратские атаки. В 2010 и 2013 годах боевые дежурства в Аденском заливе продолжились. В настоящее время сторожевик находится на ремонте. В 2016 году бороться с пиратами отправился и «Ярослав Мудрый», но к этому времени их активность снизилась, и столь широкого освещения в СМИ этот поход не получил.
Технические характеристики
Аналогом фрегатов проекта 11540 можно считать американские корабли типа «Оливер Перри», хотя строиться они стали раньше.
Проект 11540 «Ястреб» | FFG-7 Oliver H. Perry | |
---|---|---|
Длина, м | 129 | 135 |
Водоизмещение, т | 4350 | 4200 |
Скорость хода, уз | 30 | 29 |
Вооружение | 100 мм АУ, ЗРК «Кинжал», ЗРАК «Кортик» , ПКР «Уран», РБУ-6000, РПК «Водопад» | 76 мм АУ, 20 мм АУ, ЗРК «Стандарт», ПКР «Гарпун», 2 торпедных аппарата |
Дальность плавания, миль | 3500 | 5000 |
Экипаж | 214 | 219 |
Американские фрегаты предназначались для обеспечения ПВО и ПЛО в дальних походах, для чего оснащались дальнобойными зенитными ракетами «Стандарт» и несли по два противолодочных вертолёта (вместо одного на «Ястребах»). Этим же объясняется и увеличенная, по сравнению с советскими и российскими кораблями дальность плавания.
В настоящее время американские фрегаты считаются устаревшими. Почти все корабли списаны или проданы.
Более 20 лет «Неустрашимый» бы единственным «Ястребом», находящимся в эксплуатации.
А к тому времени, как удалось достроить «Ярослав Мудрый», оказалось, что «11540» уже успел морально устареть.
Сейчас будущее российского флота связывают с новыми фрегатами – проекта 22350. За «Ястребами» осталась роль кораблей, которые помогли пережить «переходный период».
Видео
warbook.club
Сторожевой корабль проекта 11540 — Малый флот
Теперь немного о том, что получается, когда люди начинают заниматься не своим делом. Конечно, приятно, как говорится, «положить на свой кусок хлеба твой кусок масла», но ведь существует давняя договоренность между разработчиками о дележе «пирога» военно-промышленного комплекса. ЦМКБ «Алмаз» разрабатывает малотоннажные корабли, Зеленодольское КБ — чуть крупнее, Западное ПКБ — это в основном тральщики, Северное ПКБ занимается кораблями среднего тоннажа (правда проект 1144 — исключение, но он вырос до непомерных размеров из 9000-тонного корабля), Невское ПКБ — это епархия океанских монстров всех мастей.
Были совершены две попытки вторгнуться в первую линию, прослеженную ранее, линию, начатую проектом 1135, т.е. законный хлеб Северного ПКБ.
Но первое вторжение можно хоть как-то оправдать. В серии успешно шел малый противолодочный корабль проекта 1124 «Альбатрос» и в 1972 г. Зеленодольскому ПКБ в его развитие было выдано ТТЗ на пр. 1154 «Поморник», что логично. И водоизмещение должно было остаться таким же — 800 т, и скорость 34 уз. После каждого этапа проектирования постоянно увеличивался круг задач, возлагаемых на корабль. Видоизменялось вооружение, постоянно увеличиваясь. Постоянно росло, соответственно, и водоизмещение: 1975 г. — 1500 т, 1976 г. — 1800 т, 1979 г. — 2000 т, затем — 2500 т. При этом постоянно снижалась скорость. Корабль переставал быть противолодочным. Со скоростью 27—28 узл. он уже не смог преследовать современные подводные лодки. И вот тут бы работы следовало бы передать в Северное ПКБ.
Правда, существует и другая версия, что было выдано сразу два ТТЗ на корабль водоизмещением 800 т и корабль водоизмещением 1800 т. Что является еще большей глупостью. В любом случае заказчик не знал, что хотел.
В любом случае, в 1981 г. было выдано новое ТТЗ на пр.11540 «Ястреб».
Корабли строились на заводе «Янтарь» в Калининграде. Головной корабль «Неустрашимый» передан флоту для испытаний в 1990 г. Введен в состав флота только в 1993 г.. Дело в том, что коллектив Зеленодольского ПКБ не имел опыта проектирования таких больших кораблей, а перенесение в увеличенном масштабе пр. 1124 (что явно угадывается во внешнем виде) на более крупный корабль себя явно не оправдало. Было очень много проблем, которые пришлось решать на месте, в отрыве от основного коллектива. В любом случае флоту этот корабль не понравился и постепенно начавшаяся серия была свернута. А планы были наполеоновские. С третьего корабля он должен был быть с усиленным радиолокационным вооружением, а с седьмого корабля — строиться в исполнении для пограничной службы. Дополнительно намечалось строительство и на Дальнем Востоке.
Тем не менее, второй, «Неприступный», так и стоит у достроечной стенки уже десять лет, а третий, «Туман», разобрали на стапеле.
Тактико-технические данные проекта 11540 следующие. Водоизмещение: стандартное — 3600 т, полное — 4250 т. Размеры: длина — 129,6 м, ширина — 15,6 м, осадка — 4,6 м. Энергетическая газотурбинная установка — 2×28 500 л.с. Скорость 32 уз. Дальность плавания 18-узловым ходом — 3000 миль. Экипаж 200 человек.
Вооружение: 4×4 ПКР «Уран»; 2 ракетно-артиллерийских комплекса «Кортик»; 4 пусковых установки ЗРК «Кинжал»; одна 100-мм артиллерийская установка АК-100; 6 пусковых установок для противолодочного комплекса «Водопад»; РБУ-6000; вертолет Ка-27.
Хочется сказать, что до последнего времени так и не был установлен противокорабельный комплекс «Уран» и корабль проекта 11540 используется как сторожевой корабль. Продолжается его реклама на всех выставках, но уже в несколько обновленном виде, как СКР «Корсар». Вот такое дело.
НАЗАД ВПЕРЕД
cmboat.ru
Сторожевой корабль «Неустрашимый» проекта 11540
Сторожевой корабль «Неустрашимый» проекта 11540 (по классификации NATO — фрегат) предназначен для поиска, обнаружения и слежения за подводными лодками противника, для обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесения ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.
Назван в честь эскадренного миноносца «Неустрашимый» — ервого эсминца, построенного после Великой Отечественной войны.
СКР «Неустрашимый», бортовой номер 712, был построен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Строительство началось 25 марта 1987 года. На воду корабль был спущен 25 мая 1988 года, в этом же году был сформирован экипаж. Корабль вступил в строй 28 декабря 1990 года, а 14 марта 1991 года был включен в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ).
24 января 1993 года на корабле был поднят военно‑морской флаг России.
2 февраля 1993 года корабль был введен в состав бригады противолодочных кораблей.
Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 3590 тонн, полное 4350 тонн. Длина наибольшая 129,8 метра, ширина наибольшая 15,6 метра, осадка на миделе 4,8 метра. Скорость хода полная 30 узлов, экономическая 18 узлов. Дальность плавания 3000 морских миль при 18 узлах. Автономность плавания 30 суток. Экипаж составляет 210 человек, в том числе 27 офицеров.
Двигатели: Двухвальная газотурбинная — 2 маршевых ГТУ и 2 форсажных ГТУ.
Мощность: 37 000 л. с. (маршевые ГТУ) + 20 000 л. с. (форсажные ГТУ).
Вооружение:
Артиллерия: 1 АК-100.
Ракетное вооружение: 4×8 ПУ «Кинжал»; 2 ЗРАК «Кортик».
Противолодочное вооружение: 2×3 533-мм ТА; 1 х РБУ-6000; 2 х «Водопад-НК».
Авиационная группа: 1 вертолёт «Ка-27».
Первый антипиратский поход в Аденский залив СКР «Неустрашимый» совершил в конце 2008 — начале 2009 года, когда впервые в новейшей истории российского ВМФ экипаж корабля выполнял задачу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности плавания российских и иностранных судов в районе залива.
В 2010 году СКР «Неустрашимый» совершил второй поход в район Африканского рога. В этом походе сторожевой корабль провёл в море 144 суток. За это время было пройдено более 22000 морских миль, совершено 3 деловых захода в иностранные порты, проведено 7 конвоев из 28 гражданских судов общим тоннажем около 1,3 млн. тонн.
В составе экипажей судов, проводку которых обеспечил СКР, находилось 496 человек, из них 183 — граждане Российской Федерации. В ходе выполнения задач российские моряки задержали 7 граждан, подозреваемых в пиратстве.
17 марта 2013 года СКР вышел в третий антипиратский поход из главной военно-морской базы БФ – Балтийска и взял курс на западное побережье африканского континента, где он выполнял задачи обеспечения безопасности гражданского судоходства. 17 октября корабль прибыл в пункт постоянного базирования — город Балтийск.
В общей сложности СКР находился в походе 7 месяцев, оставив за кормой более 30 тысяч морских миль за 215 ходовых суток. За это время кораблем совершены неофициальные визиты в порты Мальты, Омана, Объединенных Арабских Эмиратов, Кении и осуществлен деловой заход на Сейшельские острова. Дальний поход СКР проходил в соответствии с планом боевой подготовки ВМФ России. Корабль выполнял задачи в районах Средиземного, Аравийского и Красного морей.
В январе 2014 года корабль встал на доковый ремонт у причала Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» для восстановления технической готовности. На корабле будет произведена замена форсажных двигателей, вспомогательных дизель-генераторов. Представители завода выполнят средний ремонт всех основных систем: водоотливной, противопожарной, топливной, электрической, а также системы автоматики и управления.
Добавить в закладки:
www.korabli.eu
Сторожевые корабли проекта 11540 | |
---|---|
СКР «Неустрашимый» | |
Проект | |
Страна |
|
Изготовители |
|
Операторы |
|
Годы постройки | с 1986 |
Годы в строю | с 1990 |
Годы в эксплуатации | с 1991 |
Построено | 2 |
В строю | 2 |
Отменено | 1 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 3590 тонн (стандартное) 4350 тонн (полное) |
Длина | 129,8 м (наибольшая) 117,2 м (по КВЛ) |
Ширина | 14,2 м (по КВЛ) |
Осадка | 8,35 м (по бульбу) 4,8 м (на миделе) |
Двигатели | 2 × маршевый ГТА М-70 или D090 2 × форсажный ГТА М-90 |
Мощность | 2 × 10 000 л.с. (маршевый) 2 × 18 500 л.с. (форсажный) |
Движитель | 2 × ВФШ |
Скорость хода | 30 узлов (полная) |
Дальность плавания | 3000 миль ходом 18 узлов 3500 миль ходом 16 улов |
Автономность плавания | 30 суток |
Экипаж | 214 человек (27 офицеров) |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | НРЛС МР-212 «Вайгач» НК «Бейсур» |
Радиолокационное вооружение | РЛС типа «Фрегат» РЛС ЗРК МР-352 «Позитив» РЛС УО МР-145 СУО «Лев» |
Радиоэлектронное вооружение | КС Р-782 «Буран» ГАК МГК-365 «Звезда-М1» Комплекс РЭБ МП-405 «Старт» или ТК-25 2 × ПУ комплекса РЭП ПК-16 8 × ПУ комплекса РЭП ПК-10 БИУС «Трон-11540» СУО АУ «Лев-145» СУО комплекса ПЛО «Онега-11540» |
Артиллерия | 1 × АК-100 |
ruwikiorg.ru