Война в Карабахе и шиитский фактор

  • Mнение

21 янв. 2021

Карабахский конфликт подтвердил: разлом в исламском мире не проходит по линии шииты-сунниты. Противоречия внутри групп могут быть серьезнее, чем между самими течениями, а некоторые государства с преобладанием шиитов и суннитов оказываются союзникам

Фото: Reuters

Над могилой азербайджанского генерала Полада Гашимова, погибшего еще в июле в Товузском районе, шиитский мулла, выступая с проповедью, попытался заговорить о «нашем шиитском шехиде», который пал якобы за имама Хусейна. Его прервал командир Физулинской бригады ВС Азербайджана, разъяснивший, что все шииты, сунниты, христиане и различные этнические группы вместе сражались за освобождение Азербайджана, а не за идеалы одной из религиозных групп страны, пусть и самой многочисленной, и ее убеждения.

В данном контексте важно, что сами шииты выступили против того, чтобы подчеркивать конфессиональную принадлежность своих шехидов.

Азербайджан и шиитский фактор

Этот эпизод весьма показателен, так как передает сложившую в Азербайджане картину межконфессиональных отношений. Несмотря на то, что большинство азербайджанцев считаются шиитами, в стране нет никаких препятствий для распространения и проповеди суннизма, у которого в стране число последователей только прибавляется.

В то же время и азербайджанские сунниты не ставят цель добиться собственного доминирования и оттеснить шиитов на второстепенные роли в религиозной и общественной жизни, как это сделали представители алавитского меньшинства в Сирии или суннитского в Бахрейне. Таким образом, в стране сохраняется устойчивый межконфессиональный баланс, а все попытки сыграть в пользу одной из ветвей Ислама пресекаются еще на низовом уровне.

Также следует учитывать, что распространение суннизма в Азербайджане не связано с переходом собственно шиитов в суннизм. Большинство азербайджанцев, ставших суннитами, до этого не были убежденными и последовательными шиитами.

Так, в республике значительная часть населения считает себя «мусульманами» достаточно условно, не разбираясь в различиях направлений ислама, также среди азербайджанцев много агностиков, деистов или просто атеистов.

Именно за счет этих групп населения в стране и увеличивается численность суннитов.Таким образом, распространение суннизма в Азербайджане объясняется скорее советским прошлым и сохраняющейся глубокой секуляризацией общества, которая вывела многих азербайджанцев из традиционного для страны шиизма, но, с другой стороны, открыла им возможности для религиозных поисков.

Как отметил историк-востоковед Иса Джавадов, в данном случае интерес представляет феномен влияние турецкого soft-power, а также фактор информационного освещения, из-за которых среди азербайджанцев растет интерес к суннизму. На территории Азербайджана действуют филиалы турецких суфийских джемаатов, люди смотрят турецкие сериалы, такие как Эртугрул, Абдулхамид, Осада Эль-Кута, которые создают позитивный образ воина, практикующего суннитский толк ислама.

В конце концов, президент Алиев чувствует себя комфортнее именно в кругу лидеров суннитских государств – взаимоотношения Азербайджана с Турцией или Саудовской Аравией, Катаром и Бахрейном не носят такой сложный характер, как с Ираном.

Также Иса Джавадов обращает внимание на специфику самого азербайджанского общества, где шииты и сунниты давно живут в мире и взаимоуважении и не имеют по отношению друг к другу агрессивных интенций. Однако подобные благостные картины межконфессионального мира очень быстро меняются, в случае, если в стране происходит социальный взрыв. Как это случилось, например, в Сирии, где враждующие стороны стали активно использовать конфессиональные противоречия для обоснования собственной правоты и привлечения новых сторонников в ходе начавшейся гражданской войны.

Исламский мир и шиитский фактор

Вместе с тем именно Азербайджан и карабахский конфликт стали триггером, выявившим серьезные изменения отношений между суннитами и шиитами и в исламском мире в целом. И эти изменения носят позитивный характер.

То, что большинство населения Азербайджана считается шиитами, не стало препятствием для азербайджанско-турецкого альянса. Хотя в отношениях Анкары и Баку именно этническая близость и принадлежность азербайджанцев и турок к тюркскому сообществу играет ключевую роль, однако, если речь идет об использовании конфессионального фактора, то даже весьма консервативные турецкие суннитские джамааты выступили в поддержку Азербайджана, несмотря на то, что большинство населения этой страны по-прежнему составляют шииты и она воспринимается, в первую очередь, как шиитская.

Это касается не только Турции. Общественность подавляющего большинства мусульманских стран следила за ходом боевых действий и поддерживала Баку. Конечно, нашлись и те, кто выразил и иную позицию, но это относится скорее к неким маргинальным меньшинствам и тем, кто и в самом исламском мире уже стал изгоем.

Показательно, что и Саудовская Аравия, несмотря на все свои противоречия с Турцией, главным союзником Азербайджана в этом конфликте, была вынуждена занять достаточно сдержанную позицию, хотя и продолжала критиковать Анкару за ее якобы имевшее место вмешательство в конфликт и призывать к мирному его разрешению. Эта взвешенная линия была во многом обусловлена и общественным мнением в этой стране, не позволяя ее руководству делать резких заявлений с осуждением линии Баку, взявшего курс на силовое решение проблемы. Таким же образом, и мировая умма отнеслась к Азербайджану в первую очередь как к стране, населенной мусульманами, не делая акцент на преобладании здесь шиизма, и поддерживала азербайджанский народ в его борьбе.

С другой стороны, позиция шиитского Ирана в отношении конфликта в Карабахе была не менее сдержанной. Он не спешил прийти на помощь соседнему государству с преобладанием шиитского населения. В то же время сам шиитский Иран имеет тесные связи с суннитским Катаром, с которым он разделяет газовое месторождение Южный Парс – крупнейшее в мире. Иран также поддерживает хорошие отношения с Турцией и спокойно относится к ее усилиям в Ливии. Иран также разделяет озабоченность Турции РПК и негативной ролью ОАЭ и КСА в поддержке отрядов ОНС в Сирии.

В этом контексте Абу-Даби может надеяться ослабить связи между Тегераном, Анкарой и Дохой, при том, что сами Эмираты заинтересованы в поддержании взаимопонимания с Ираном.

В конечном итоге ОАЭ сочтут поддержку Баку Турцией опасной и увидят явную выгоду в поддержке Армении, которая может приблизить Абу-Даби к России и Ирану.

Поэтому, наблюдая подобные клубки интересов и противоречий в исламском мире, можно констатировать, что шиитско-суннитский конфликт является продуктом пропаганды, результатом конфликта между Ираном и некоторыми суннитскими монархиями Залива. И те и другие используют конфессиональный фактор в качестве одного из аргументов в противостоянии.

Поэтому, несмотря на многочисленные недопустимые для суннитов догмы шиизма и вопреки пропагандистским установкам некоторых религиозных деятелей, в исламском мире линия разлома между шиитами и суннитами не столь значительна и не является главным фактором, препятствующим единству, в отличие от гегемонистских устремлений ряда самих суннитских государств или Ирана. При этом Тегеран сам зачастую отталкивает от себя шиитов, которые не разделяют идей хомейнизма и, наоборот, пытается выстраивать отношения с некоторыми суннитскими игроками, такими как ХАМАС.

Так, по словам историка и исследователя османского мира Али Нуриева, если речь идет об отношениях Баку и Тегерана, то парадокс заключается в том, что шиитское наследие обоих государств скорее разделяет Азербайджан и Иран, поскольку Баку небезосновательно опасается, что Иран сможет использовать шиитские сообщества внутри страны как своих агентов влияния. Будь Азербайджан суннитской страной, возможно и с Ираном отношения были бы проще.

Является ли сирийский конфликт межконфессиональным?

Кроме того, было бы неправильным считать, что и конфликт в Сирии является межконфессиональным, или же называть его ярким примером противостояния, где схлестнулись в схватке суннитский и шиитский миры. Так, мы уже можем наблюдать сотрудничество между Хафтаром, которого поддерживают радикальные сунниты – мадхалиты, и Асадом, укреплять и развивать связи с Дамаском также готовы Египет, ОАЭ и Бахрейн. С другой стороны, большинство шиитов не поддерживали режим Асада, а в войну вовлекались лишь проиранские силы.

В частности, бывший генеральный секретарь ливанской «Хезболлы» шейх Субхи аль-Туфейли, комментируя продолжающееся участие «Хезболлы» в сирийском конфликте, сказал: «Настроения шиитов в Ливане против сирийского режима, так как они уже испытали на себе 29 лет горечи, когда режим Дамаска правил Ливаном».

Он также раскритиковал «Хезболлу» за то, что она «соучастник убийства сирийского народа», заявив, что руководство «Хезболлы» знало, что ее участие в войне Сирии непопулярно среди ливанских шиитов, но она продолжает находиться там, несмотря ни на что.В свою очередь, лидер шиитов Саудовской Аравии, казненный саудовцами шейх Нимр аль-Нимр заявил: «Род Асадов в Сирии – угнетатели и шииты отрекаются от них! Кто защищает угнетателей, тот сам угнетатель!».

Также режим Асада отказались поддержать многие из шиитских богословов и политиков Ирака. В частности, Муктада ас-Садр, который сказал: «Вопрос об уходе Асада должен решить сирийский народ. Но Асад должен сам подать в отставку, чтобы положить конец страданиям этого народа и не допустить, чтобы страной завладели террористы».

Во время массовых протестов 2018- 2019 годов иракские шииты также выступали с явных антииранских позиций и требовали ухода Ирана из их страны. Так, в сентябре 2018 года протестующими шиитами в Басре было сожжено иранское консульство.

Безусловно, Иран пытается использовать шиизм, при этом даже несколько «сглаживая» его в плане антисуннитской риторики в своей неоимперской политике. Именно эта политика «неосефевизма», замешанная на идеологии хомейнизма, и вызывает наибольшее отторжение не столько среди суннитов, сколько среди арабов, которые воспринимают персидское государство как главную угрозу своим арабским национальным интересам. При том, что революционный Иран проделал тот же путь, что и большевистская Россия, от реальной программы экспорта революции, до неоимпериализма, где религиозная идеология перестала быть целью, а лишь стала служить обоснованием национально-государственной экспансии.

В то же время противостояние Египта и ОАЭ с Турцией в Ливии, конфликт ЮПС и хадистов в Йемене, сотрудничество ОАЭ с Асадом и РПК на фоне эмиратско-турецкого антагонизма, не говоря уже о продолжении антииранских акций иракских шиитов, еще раз подтверждает, что разлом на Ближнем Востоке проходит отнюдь не по линии шииты – сунниты. Собственно, для многих игроков в суннитском мире экзистенциальная угроза исходит не от шиитов, а от их суннитских же противников, именно отсюда такая одержимая озабоченность ОАЭ проблемой искоренения «Братьев-мусульман».

Шиитский фактор, конечно, можно считать одним из фрагментов раскола, но отнюдь не основным. А ведь еще пять лет назад только и говорили о шиитско-суннитском противостоянии в исламском мире как главной причине всех конфликтов. Это, конечно, был нужный пропагандистский фон, который был выгоден всем сторонам на том этапе, но не более. Теперь же после Карабахской войны ошибочность такого подхода стала еще более очевидной.

Точка зрения авторов публикаций не обязательно отражает мнение и позицию TRT на русском. Мы приветствуем любые предложения и открыты к сотрудничеству. Чтобы связаться с редакцией, воспользуйтесь формой обратной связи.

  • Шииты
  • сунниты
  • Азербайджан
  • Ислам
  • Иран

Эксперт Российского совета по международным делам, колумнист издания Al-Monitor

Новости по теме

Армения может оставить Россию без Евразийского союза Ереван, пользуясь статус-кво, продолжает дрейф на Запад и подтачивает мягкую силу Москвы

Айя-София и игра с нулевой суммой. Как борьба за  символы затмевает веру 24 июля с. г. стало очередной вехой в истории легендарной Айя-Софии. После 86-летнего перерыва в ней возобновилось богослужение. Но не все готовы принять то, что в храме вновь восславляют Бога. Неужели конкуренция между конфессиями важнее духовности?

Армения и Азербайджан: Война не кончится до решения карабахского вопроса Пока не устранены коренные причины карабахского конфликта, война в Закавказье возможна каждый день

Айя-София – символ многоликой Турции Древний, овеянный мифами, легендами и сказаниями Стамбул — еще и город многоконфессиональный, издавна толерантный к разным вероисповеданиям, религиозным обрядам и традициям народов и национальностей, его населяющих

В той же категории

Танки, дроны, самолеты: как оборонная индустрия Турции завоевывает мир С 2018 по 2022 год доля Анкары в мировой торговле оружием выросла с 0,6% до 1,1% — это сделало страну 12-м крупнейшим экспортером оружия в мире

Хороший террорист, плохой террорист: как США игнорируют опасения Турции В своем последнем отчете по терроризму Госдеп повторяет старую ошибку: он отказывается считать террористической деятельность РПК, ОНС/PПK и FETÖ, несмотря на очевидные нарушения ими международного гуманитарного права

Потеря демократии: два десятилетия разрушенных надежд Ирака США несут историческую ответственность за бедствия, обрушившиеся на арабскую страну, и по-прежнему в их силах все исправить

Война будущего: как искусственный интеллект изменит тактику сдерживания Могут ли новые технологии повлиять на сложившуюся систему взаимоотношений между государствами, обладающими ядерным оружием?

Что ещe Вы хотели бы узнать?

Шииты сунниты Азербайджан Ислам Иран

Более 300 тысячам немецких компаний грозит банкротство В ноябре по сравнению с мартом число кандидатов на банкротство в ФРГ выросло на 15,6%

К 2027 году в Карабах и Восточный Зангезур вернутся 34,5 тыс. семей Президент Азербайджана Ильхам Алиев утвердил I Госпрограмму Большого возвращения на освобожденные территории

Инвестиции в госбумаги США сократились на $212 млрд в сентябре Объем иностранных инвестиций в US Treasuries составил $7 трлн 296,9 млрд

Требование немецких рабочих об индексации зарплат угрожает экономике ФРГ Спор профсоюза работников автопрома и металлургии IG Metall с ассоциацией работодателей ФРГ Gesamtmetall на фоне заработных плат может угрожать немецкой экономике, пишет Bloomberg

ЕС нужно еще €70 млрд для восполнения отставания в оборонном потенциале Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности сообщил, что €70 млрд должны быть добавлены к оборонному бюджету Евросоюза, который был согласован еще несколько лет назад

Боевики ИГИЛ совершили геноцид против езидов и мусульман-шиитов в Ираке – следователи ООН

Карим Асад Ахмад Хан, Специальный советник, возглавляющий ЮНИТАД – Следственную группу ООН по содействию привлечению к ответственности за преступления, совершенные ИГИЛ/ ДАИШ, представил сегодня членам Совета Безопасности ООН свой шестой доклад.

Численность следственной группы, созданной по решению Совбеза еще в конце 2018 года, за минувшие годы выросла с пяти сотрудников до двухсот. Специалисты, входящие в ее состав, проводят тщательное расследование зверств боевиков ИГИЛ, оккупировавших значительную часть территории Ирака с июня 2014 года по декабрь 2017-го. 

Террористы, как сообщается в этом и предыдущих докладах Группы, совершали невиданные по своей жестокости преступления, включая казни, пытки, отсечение конечностей, изнасилование женщин и девочек и обращение их в сексуальное рабство. 

Наша задача заключается в том, чтобы добиться правосудия для всех пострадавших

Сегодня Карим Асад Ахмад Хан официально назвал преступления, совершенные против иракских езидов, «геноцидом». «Я могу подтвердить Совету, что в ходе независимого уголовного расследования ЮНИТАД собрала четкие и убедительные доказательства того, что члены ИГИЛ совершили геноцид в отношении религиозной группы езидов», – подчеркнул Специальный советник.  

Особенно часто нападениям боевиков ИГИЛ подвергались дети из числа езидов. «Все, кому удалось выжить, и особенно дети, до сих пор ощущают последствия этих травм», – добавил представитель ООН.  Более того, по его словам, тысячи женщин, мальчиков и девочек из числа езидов по-прежнему содержатся в неволе у игиловцев или тех людей, которым их продали. «Наша задача заключается в том, чтобы добиться правосудия для всех пострадавших», – отметил Карим Асад Ахмад Хан.

Боевики ИГИЛ совершали преступления и против других этнических и религиозных групп – к концу 2021 года, по словам представителя ООН, следователи планируют завершить работу еще над несколькими юридическими заключениями по преступлениям в отношении христиан, ярсанистов, шабаков, туркменов-шиитов и суннитов в Ираке, а также о массовом убийстве заключенных – преимущественно шиитов – в тюрьме Бадуш. 

«Видео, появившееся в июле 2015 года, отчетливо свидетельствует о том, что боевики ИГИЛ не скрывали своих намерений совершить геноцид против мусульман-шиитов. Закадровый голос прославляет ужасающие преступления – массовые казни – и призывает всех последователей ИГИЛ “убивать [шиитов], где бы они ни встретились” им», – сообщил членам Совета Карим Асад Ахмад Хан.  В 2021 году, по его словам, будет также представлено заключительное досье по разработке и применению ИГИЛ в Ираке химического и биологического оружия. 


Надя Мурад: ЮНИТАД дарит нам надежду на правосудие 

Надя Мурад, одна из самых известных в мире жертв преступлений ИГИЛ – сама бывшая пленница, в 2018 году она получила за свою правозащитную деятельность Нобелевскую премию мира. Выступая сегодня в Совете Безопасности, Мурад сообщила, что благодаря деятельности созданной ООН следственной группы ей удалось найти и похоронить тела своих двух братьев, похищенных и убитых ИГИЛ. 
Она высоко оценила тот факт, что следователи собрали множество доказательств геноцида езидов в Ираке, и призвала членов Совета изучить последствия этих зверств для конкретных людей.  

«Езиды подверглись самым жестоким преступлениям за всю историю человечества, – отметила Надя Мурад. – Я никогда не забуду глаза своей матери, узнавшей о казни сыновей, – тогда ей еще не было известно, что такая же судьба ждет ее саму. Я еще помню, как у меня из рук вырвали руку моей племянницы, чтобы затолкать нас в разные автобусы как скот. Я все еще могу прикинуть, во сколько бы могли оценить мое тело те, кто продает или покупает его».

Езиды подверглись самым жестоким преступлениям за всю историю человечества

Она напомнила, что этот кошмар длился для езидов семь долгих лет, 200 тысяч человек все еще не могут вернуться в свои дома и живут в лагерях для внутренних переселенцев, а тысячи семей ждут идентификации останков их близких, похороненных в братских могилах. «Но главный ужас заключается в том, что 2800 женщин и детей все еще содержатся в неволе у боевиков ИГИЛ», – добавила она. 

По словам Нади Мурад, несмотря на все пережитое, община иракских езидов пытается вернуться к жизни. «Я прошу международное сообщество дать езидам «ручку», чтобы они приступили к написанию новой главы своей истории, – обратилась она к членам Совета. – Привлечение ИГИЛ к ответственности станет важной вехой на пути моей общины к восстановлению». 

Что такое разделение суннитов и шиитов?

Раскол между двумя основными сектами в исламе насчитывает около 1400 лет.

Автор: Сара Прюитт

Обновлено: | Оригинал:

Mustafagull/Getty Images

Хотя две основные секты в исламе, сунниты и шииты, согласны в большинстве основных верований и практик ислама, ожесточенный раскол между ними насчитывает около 14 веков. Разделение возникло из-за спора о том, кто должен сменить пророка Мухаммеда на посту лидера исламской веры, которую он представил.

Согласно оценке Совета по международным отношениям, сегодня около 85 процентов из примерно 1,6 миллиарда мусульман во всем мире являются суннитами, а 15 процентов — шиитами. В то время как шииты составляют большинство населения в Иране, Ираке, Бахрейне и Азербайджане и большинство в Ливане, сунниты составляют большинство в более чем 40 других странах, от Марокко до Индонезии.

Несмотря на свои различия, сунниты и шииты жили рядом друг с другом в относительном мире на протяжении большей части истории. Но начиная с конца 20-го века раскол углубился, вылившись в насилие во многих частях Ближнего Востока, поскольку крайние разновидности суннитского и шиитского ислама борются как за религиозное, так и за политическое превосходство.

Последствия смерти Мухаммеда

Корни разделения суннитов и шиитов можно проследить вплоть до седьмого века, вскоре после смерти пророка Мухаммеда в 632 году нашей эры. элитные члены исламского сообщества должны выбрать его преемника, меньшая группа считала, что его преемником должен быть только кто-то из семьи Мухаммеда, а именно его двоюродный брат и зять Али. Эта группа стала известна как последователи Али; на арабском Шиат Али или просто Шиит.

«Суть проблемы в том, что Мухаммед умер, не оставив наследника мужского пола, и он никогда четко не заявлял, кого хотел бы видеть своим преемником», — говорит Лесли Хэзлтон, автор книги «После Пророка: эпическая история суннитов». Шиитский раскол в исламе . «Это было важно, потому что к моменту своей смерти он фактически объединил все племена Аравии в своего рода конфедерацию, которая стала уммой — народом или нацией ислама».

В конце концов суннитское большинство (названное в честь сунны , или традиции) победило и выбрало близкого друга Мухаммеда Абу Бакра, чтобы он стал первым халифом или лидером исламской общины. В конце концов Али стал четвертым халифом (или имамом, как шииты называют своих лидеров), но только после того, как оба его предшественника были убиты.

Сам Али был убит в 661 году, когда продолжалась ожесточенная борьба за власть между суннитами и шиитами. На карту был поставлен не только контроль над религиозным и политическим наследием Мухаммеда, но и большие деньги в виде налогов и дани, уплачиваемых различными племенами, объединившимися под знаменем ислама. Эта комбинация денег и власти будет только расти. В течение века после смерти Мухаммеда его последователи построили империю, которая простиралась от Средней Азии до Испании.

Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Битва при Кербеле.

В 681 году сын Али Хусейн возглавил группу из 72 последователей и членов семьи из Мекки в Кербелу (современный Ирак), чтобы противостоять коррумпированному халифу Язиду из династии Омейядов. Их ждала огромная суннитская армия, и к концу 10-дневного противостояния с различными более мелкими столкновениями Хусейн был убит и обезглавлен, а его голова доставлена ​​в Дамаск в качестве дани суннитскому халифу.

«Очевидно, что Омейяды намеревались положить окончательный конец всем притязаниям на руководство уммой как прямому потомку Мухаммеда», — говорит Хэзлтон о смерти Хусейна и смерти всех оставшихся в живых членов семьи Мухаммеда. , в Кербеле. — Но, конечно, это не то, что произошло. Вместо этого мученическая смерть Хусейна в Кербеле стала центральной историей шиитской традиции и ежегодно отмечается как Ашура , самая торжественная дата в шиитском календаре.

Разделение суннитов и шиитов в 21 веке

Помимо Кербелы, в подкасте NPR Throughline были определены три ключевые вехи, которые обострят разделение между суннитами и шиитами к концу 20 века. Сначала произошел подъем династии Сефевидов в 16 веке, которая превратила Иран (с помощью силы) из суннитского центра в шиитский оплот Ближнего Востока. В начале 20-го века победившие союзники разделили территорию, принадлежавшую бывшей Османской империи после Первой мировой войны, прорезав при этом многовековые религиозные и этнические общины. Наконец, в 19В 79 году Исламская революция в Иране породила радикальный вид шиитского ислама, который в последующие десятилетия столкнулся с суннитскими консерваторами в Саудовской Аравии и других местах.

На фоне растущей политизации ислама и подъема фундаменталистов по обе стороны водораздела межконфессиональная напряженность усилилась в начале 21 века, особенно на фоне потрясений, вызванных двумя войнами в Персидском заливе, хаоса, последовавшего за свержением суннитский режим Саддама Хусейна в Ираке и массовые восстания в регионе, начавшиеся с «арабской весны» в 2011 г.

Суннитско-шиитские подразделения разожгут длительную гражданскую войну в Сирии, боевые действия в Ливане, Иране, Ираке, Йемене и других местах, а также террористическое насилие с обеих сторон. Общей нитью в большинстве этих конфликтов является продолжающаяся борьба между суннитской Саудовской Аравией и шиитским Ираном за влияние на богатом нефтью Ближнем Востоке и прилегающих регионах.

Несмотря на давний характер разделения суннитов и шиитов, тот факт, что эти две секты сосуществовали в относительном мире на протяжении многих веков, предполагает, что их борьба может быть связана не столько с религией, сколько с богатством и властью.

«Ни один из них не является представителем подавляющего большинства мусульман-суннитов или подавляющего большинства мусульман-шиитов во всем мире», — говорит Хэзлтон о фундаменталистских режимах, правящих как в Саудовской Аравии, так и в Иране.

«Когда общество распадается, вы возвращаетесь к старым формам идентичности, а шииты и сунниты — это 1400-летние формы идентичности».

Население мусульман-шиитов — Мировое население мусульман-шиитов

По данным Pew Research Institute, всестороннее демографическое исследование более чем 200 стран показало, что сегодня в мире проживает 1,6 миллиарда мусульман всех возрастов, что составляет 23% от оценочного показателя 2009 года.население Земли 6,8 млрд. Шииты составляют около 20% мусульманского населения мира. Большинство шиитов (от 68% до 80%) живут всего в четырех странах: Иране, Пакистане, Индии и Ираке. Численность шиитов находится в диапазоне от 320 миллионов до 350 миллионов, а по некоторым оценкам, в диапазоне 400 миллионов. Основная часть мусульманского населения мира — более шести из десяти (62%) — проживает в самой Азии. На Ближнем Востоке шиитским большинством являются Иран, Ирак, Бахрейн, Азербайджан, Йемен, а также большое шиитское население проживает в Сирии и Турции. Шииты составляют около 20% населения Сирии и Турции. Алеви составляют вторую по величине религиозную общину в Турции (после суннитов) и составляют около 25% (20 миллионов) всего населения. Существует также община шиитов-двунадесятников, которая составляет около 5% мусульманского населения. В Южной Азии Индия, единственная немусульманская нация в мире с шиитским населением, составляющим 4–5 процентов от всего населения, признала день Ашура, указанный как Мохаррам, государственным праздником в Индии. В Индии также отмечается День рождения имама Али как государственный праздник в штатах Бихар и Уттар-Прадеш, столица которых Лакхнау считается центром мусульманской шиитской общины Индии. Дата рождения Али не признается ни одной страной ни в одном из своих штатов, кроме Индии, Азербайджана и Ирана, как государственный праздник. Шиитское население также было публично признано вторым по величине 14-м премьер-министром Индии доктором Манмоханом Сингхом, цитируемым в 2005 году [источник Википедия / Indian Express]. Одна из сохраняющихся проблем при оценке шиитского населения заключается в том, что, если только шииты не составляют значительное меньшинство в мусульманской стране, все население часто указывается как сунниты. По оценкам, шииты составляют 21–35 процентов мусульманского населения Южной Азии, хотя общее число трудно оценить из-за смешения исламских школ и ответвлений, а также практики такийи некоторыми шиитами.

Что касается мусульманского населения шиитов в мире, большинство людей не знает, что около половины населения центрального Ближнего Востока составляют шииты. Страны, в которых мусульмане-шииты составляют подавляющее большинство, — это Иран (95%), Азербайджан (80%), Бахрейн (75%) и Ирак (65%), большинство в Ливане (45%) и значительные меньшинства в Йемене ( 45%), Турция (25%), Кувейт (35%), Афганистан (20%), Пакистан (20-25%), Саудовская Аравия (15%), Индия (20-25% мусульман), ОАЭ (20 %), и Сирия (15-20%). Мусульманское население мира, составляющее 1,6 миллиарда человек, можно приблизительно разделить на следующие основные секты:
1) Ханафиты-сунниты: 35%
2) Шафеи-мусульмане-сунниты: 25%
3) Шииты: 20%
4) Малики-мусульмане-сунниты: 15%
5) Хамбали-мусульмане-сунниты: 4%
6) Мусульмане-салафиты : 1%

Большинство индоевропейцев — ханафиты.