День основания Военно-морского флота России » Военное обозрение

30 октября в России отмечается День основания Военно-морского флота России. Такая дата выбрана не случайно — (20) 30 октября 1696 года Боярская Дума по настоянию Петра I вынесла решение о создании в Российском государстве регулярного военно-морского флота.
На самом деле флот на Руси существовал за много столетий до Петра I. Без флота не достиг бы своего положения Великий Новгород, русские воины на ладьях отправлялись в походы по Черному морю. Но тот старый русский флот не был регулярным в общепринятом понятии. Петр заимствовал идею создания централизованного военно-морского флота в Европе. Он сам очень интересовался кораблестроением и, как и в случае с регулярной армией, начал создавать российский флот с потешных войск. Знаменитый ботик Петра I «Святой Николай» не зря зовется «дедушкой русского флота» — он был приобретен еще двоюродным братом деда Петра боярином Никитой Ивановичем Романовым для речных прогулок, а в 1688 году Петр обнаружил ботик в Измайлове.

Петром лично были заложены несколько судов — в Переяславле, на Плещеевом озере. Затем некоторое время корабли строили в Архангельске, но вскоре Петр пришел к выводу о том, что Белое море совершенно не годится для морских экспериментов. Именно это обстоятельство и заставило его обратить повышенное внимание на возможность выхода России к другим морям – Балтийскому, Азовскому и Черному. Однако решение этой задачи требовало от России вступления в войну с соседними государствами. Ведь выход к Азовскому и Черному морям перекрывала Османская империя, Балтику контролировала Швеция.

Решение о создании регулярного флота принималось как раз на фоне бурных событий на южных рубежах российского государства. Первый штурм Азова, тогда еще бывшего османской крепостью, окончился неудачно, что заставило Петра активизировать работу по созданию флота. Азовская крепость фактически запирала выход из Дона в Азовское море, поэтому для того, чтобы обеспечить свободный выход русским судам, и предстояло освободить крепость от турок. Весной 1696 года были построены два корабля, два галеаса, 23 галеры и 4 брандера. Строили их на реке Воронеж, с прицелом на то, чтобы корабли затем вошли в Дон и спустились бы к Азову. Адмиралом флота был назначен Франц Лефорт – выходец из Швейцарии, ко времени описываемых событий уже более двадцати лет находившийся на русской службе.

Азовский флот строился Петром I с 1695 по 1711 годы. Наблюдением за строительством кораблей в конце 1690-х гг. занимался вице-адмирал Корнелиус Крюйс – норвежец по происхождению, ставший в 1705 году первым командующим Балтийским флотом. Для строительства Азовского флота были созданы дополнительные верфи в Таврове и Ново-Павловске, а также в районе реки Икорц. Всего с 1695 по 1710 годы было построено 67 кораблей, прамов и фрегатов, столько же бомбардных судов, брандеров, галер, около тысячи бригантин и прочих судов. Однако поспешность в строительстве кораблей сыграла свою роль – первый русский флот очень быстро приходил в негодность. Когда в 1710 г. началась война с Османской империей, в строю были лишь 5 кораблей, 1 фрегат, 2 шнявы и 1 тялка. С такими силами рассчитывать на победу в войне с турками было преждевременно. По итогам Прутского мира Россия была вынуждена вернуть туркам Азов, убрать верфи в Таганроге.

После Северной войны началось строительство Балтийского флота Российской империи. Его базы размещались в Санкт-Петербурге, затем – в Кронштадте, Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Именно с создания Балтийского флота фактически и началась победоносная история российских военно-морских сил. К 1725 г. Россия уже располагала 130 парусными кораблями, в том числе 36 линейными кораблями, 9 фрегатами, 3 шнявами. Кроме того, империя имела и мощный гребной флот из 396 кораблей. Строительство кораблей велось на многочисленных верфях, наиболее крупные из которых располагались в Воронеже, Казани, Архангельске, Переяславле, Олонце, Астрахани, а затем и Санкт-Петербурге. В 1718 году для управления флотом и решения всех важнейших вопросов его строительства была создана Адмиралтейская коллегия.

На первых порах существования российского флота важную роль в его становлении и развитии играли иностранные военные специалисты, прежде всего выходцы из стран Скандинавии, Нидерландов, Англии. Многие из них делали успешную карьеру сначала в европейских государствах, а затем и на службе русскому царю. В качестве примеров можно привести того же Франца Лефорта, Корнелиуса Крюйса, Томаса Гордона и многих других высокопоставленных офицеров. Однако именно в Петровскую эпоху появились и отечественные флотоводцы, довольно быстро догнавшие иностранных специалистов и даже превзошедшие их по своим командирским талантам, а главное – по отваге и мужеству. К «золотой плеяде» петровских флотоводцев можно отнести Федора Апраксина, Наума Сенявина, Алексея Сенявина, Михаила Голицына. Именно эти люди формировали лицо русского флота в начале XVIII века.

Смерть Петра I стала огромным ударом для русского флота. Темпы кораблестроения сбавились. Ситуацию удалось исправить только после восшествия на престол Анны Иоанновны, при власти которой была учреждена Воинская морская комиссия под председательством вице-канцлера графа Андрея Остермана. В состав комиссии вошли известные флотоводцы вице-адмирал граф Николай Головин, вице-адмирал Наум Сенявин, вице-адмирал Томас Сандерс, контр-адмирал Пётр Бредаль и контр-адмирал Василий Дмитриев-Мамонов.

Вторая половина XVIII века стала временем подлинного расцвета русского военно-морского флота. Русско-турецкие войны, присоединение к России земель Крымского ханства способствовали развитию Черноморского флота. Русские корабли стали выходить в Средиземное море, где успешно действовали против турок. Именно в это время взошла звезда русского военно-морского гения Федора Ушакова – одного из ярчайших защитников Российской империи, чье имя стоит в одном ряду с именем генералиссимуса Александра Суворова.

На рубеже XVIII-XIX вв. Российская империя уже обладала одним из самых сильных в мире флотов – третьим по количеству кораблей после флотов Великобритании и Франции. В начале XIX века русские моряки принимали самое активное участие в географических открытиях, совершая экспедиции в Арктике и Антарктике.

Очередным переломным моментом в истории русского флота стала Крымская война. Она продемонстрировала всему миру мужество русских военных моряков, в том числе и адмиралов, героически погибавших в обороне Севастополя. Но именно война в Крыму выявила и многочисленные недостатки русского флота, просчеты в организационной структуре, в управлении и комплектовании. Стало ясно, что Россия серьезно отстает от передовых стран мира в области судостроения.

По итогам Крымской войны устаревший парусный флот был заменен паровым флотом. Началось строительство броненосцев, мониторов и плавучих батарей, которые, однако, из-за тяжести не были способны ходить на большие расстояния. Конец XIX века стал для России и эпохой продолжающегося технического совершенствования флота. Особенно бурными темпами флот развивался после восшествия на престол императора Николая II. Однако начавшаяся Русско-японская война довольно быстро выявила и определенные просчеты, связанные не столько с качеством личного состава, сколько с неразберихой в управлении, высоким уровнем коррупции. Но ситуацию как всегда исправляли сами русские моряки – от матросов до адмиралов. Они демонстрировали чудеса отваги. Так, вошел в историю мирового флота подвиг моряков крейсера «Варяг».

19 марта 1906 года в составе российского императорского флота были созданы подводные силы. С этого времени развитие подводного флота стало одним из наиболее важных направлений, тем более, что подводные лодки демонстрировали все большую эффективность.

Первая мировая война стала последним испытанием российского императорского флота. Как всегда, моряки демонстрировали героизм, высокую боевую выучку. В Черном море российскому флоту удалось добиться превосходства над противостоявшим ему флотом Османской империи. Готовилась Босфорская операция. Однако революционные события 1917 года привели к развалу российского флота. Стоит отметить, что одну из ключевых ролей в революции сыграли именно матросы Балтийского и Черноморского флотов. Это было связано с тем, что среди матросов преобладали призванные на флотскую службу квалифицированные рабочие, многие из которых еще до мобилизации имели связи с революционными организациями. «Красные матросы» стали одним из символов Октябрьской революции.

По итогам Гражданской войны большая часть кораблей российского императорского флота была выведена белыми и интервентами. Советской России пришлось создавать свой флот практически с нуля и, надо сказать, новая власть с этой задачей превосходно справилась. В течение 1920-х – 1930-х гг. был создан прекрасно вооруженный и подготовленный советский флот. Именно в эти годы закладывался фундамент той организационной структуры, системы подготовки и образования военно-морского флота, который до сих пор используется уже постсоветской Россией.

Великая Отечественная война – трагедия для страны, но и героическая страница в истории нашего флота. Поскольку судьба страны решалась на сухопутном фронте, значительная часть моряков была переброшена на сушу, где воевала как обычные пехотные подразделения. Гитлеровцы боялись советских моряков как огня, называя их «черными дьяволами». Всего за годы Великой Отечественной войны флот направил на помощь сухопутным войскам более 400 тысяч матросов и офицеров. Многие из них были отмечены за проявленную доблесть высокими правительственными наградами.

Послевоенный период – эпоха Холодной войны, длительного противостояния Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Военно-морской флот СССР не прекращал свое совершенствование и развитие, одновременно продолжая решать самые разные боевые задачи уже по всему миру. Советские военные моряки бывали в Анголе и Йемене, Египте и Сомали, Мозамбике и Бангладеш. К концу 1980-х гг. в состав ВМФ СССР входили более 100 эскадр и дивизий, численность личного состава достигала 450 тысяч человек. В Советском Союзе существовали многочисленные военно-морские учебные заведения, ставшие настоящей кузницей высококвалифицированных офицерских кадров для ВМФ СССР, а также флотов союзных государств.

Конечно, распад Советского Союза не мог не оказать соответствующего влияния и на ситуацию на флоте. Тяжелее всего пострадал Черноморский флот, оказавшийся разделенным между Россией и Украиной. Далеко не все моряки согласились перейти на службу в украинский флот, что привело к большим сокращениям личного состава.

В настоящее время Военно-Морской Флот Российской Федерации состоит из Балтийского флота, Северного флота, Тихоокеанского флота, Черноморского флота и Каспийской флотилии. В состав ВМФ РФ входят надводные и подводные силы, береговая и палубная морская авиация, береговые войска флота в составе войск береговой обороны и морской пехоты. В условиях обострившейся военно-политической ситуации, в том числе в Средиземноморье, российский флот решает важнейшие политические задачи, в том числе связанные с поддержанием боеспособности группировки российских войск в Сирии.

В последние годы российское правительство уделяет особое внимание развитию и совершенствованию Военно-морского флота. На флот поставляются новые корабли, подводные лодки, улучшаются условия службы и содержания личного состава. Возвращается престиж военной службы на флоте – сегодня попасть служить на корабли ВМФ России мечтают очень многие призывники. Как здесь не вспомнить знаменитые слова о том, что лишь армия и флот являются единственными подлинными союзниками России.

В День основания Российского военно-морского флота «Военное обозрение» поздравляет с этой праздничной датой всех тех, кто служит, служил или иным образом причастен к Военно-морскому флоту СССР и России.

topwar.ru

СКОЛЬКО ЛЕТ РОССИЙСКОМУ ФЛОТУ? | Информационный портал Hohlev.ru

Юрий МАЛЁКИН 
Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сколько лет Российскому флоту?

Этот вопрос не дает покоя многим историкам, морякам, общественным деятелям

18 июня 860 года произошло событие, которое является первым, засвидетельствованным многочисленными источниками, доказательством существования у наших предков мощного (по тем временам) военного флота.

О нем сообщают константинопольский патриарх Фотий в своем знаменитом «Окружном послании», его современники — архиепископ Георгий Никодимский, римский папа Николай I, Иосиф Песнописец и другие. В «Повести временных лет» это событие описано как поход Аскольда и Дира.

В древнерусской истории трудно найти факт, который столь подробно описывался бы в византийских, западноевропейских и древнерусских источниках. Это говорит о его  значении для Европы и свидетельствует о выходе Руси на международную арену уже в то время.

Историк, исследователь и издатель Сергей ЦВЕТКОВ рассказал:

— Число судов флота русов, по сведениям из разных источников, составляло от 200 до 360 кораблей. Причем, это не были примитивные долбленые лодки однодеревки, а крупные морские ладьи. Их вместимость — от 40 до 100 человек. Они не отличались от западноевропейских и большинства византийских судов.

И хочу обратить внимание на следующее, — говорит Сергей Васильевич, — В 862 году произошло призвание Рюрика, с которым связывают возникновение государственности на Руси. Однако нападение русского флота на Константинополь имело место двумя годами ранее. Это доказывает существование русской государственности до Рюрика. Речь идет о Русском каганате, о котором более чем за два десятилетия до 862 года упоминают Вертинские анналы и арабские средневековые источники. С вышеописанной военной операцией историки связывают начало русской дипломатии и, даже, начало распространения христианства на Руси.

О существовании у славян в конце VI в. парусного флота свидетельствуют многочисленные византийские источники. У скандинавов парус появляется не ранее начала «эпохи викингов», то есть на 200 лет позже. В начале IX века русские моряки уже появляются на византийской службе, причем обслуживают они самые элитные корабли византийского флота, в том числе флагманские.

Платили русским в четыре раза больше, чем грекам. Это свидетельствует о высочайшем уровне профессиональной подготовки русов. 

Рисунок —  боевая ладья руссов

Опубликовано в журнале «БЕГ» №7, 2008 

Количество просмотров: 487

hohlev.ru

какую годовщину отмечает ВМФ сегодня? сколько лет ВМФ

314 лет Подробно: 31 мая 2006 года, Указом Президента России В. В. Путина, День Военно-Морского Флота установлен как памятный день в Вооружённых Силах Российской Федерации. [1]. День ВМФ отмечается ежегодно, в последнее воскресенье июля. 30 июля – День Военно-Морского Флота России Петр I отлично понимал, что успешное решение первостепенной и исторически важной задачи — выхода к Балтийскому и Черному морям — зависит только от хорошо организованных совместных действий армии и флота. В итоге за неслыханно короткий срок (с ноября 1695 г. по май 1696 г. ) в городах, расположенных по берегам рек, впадающих в Азовское море, были построены 36-пушечные корабли «Апостол Петр» и «Апостол Павел» , 4 брандера, 23 галеры, 1 300 морских лодок, плотов и стругов. Таким образом, сформировался Азовский флот. 19 июля 1696 г. русская армия при поддержке боевых кораблей взяла турецкую крепость Азак (Азов) . Была одержана первая крупная победа в войне за выход к морю. В октябре 1696 года решение Боярской думы законодательно определило создание Российского флота и положило начало его строительству. «Морским судам быть… » — такова была воля не только молодого русского царя Петра I, но и его сподвижников, хорошо понимавших, что без флота государство не может сделать нового шага в своем развитии. Этот праздник имеет большую историю: 290 лет – в августе 1714 года русский флот под командованием Петра I одержал свою первую победу. Тогда и зародилась традиция по случаю побед на море выстраивать корабли и палить из всех пушек. В Советском Союзе с 1923 года проводилась «Неделя Красного Флота» . В эти дни проходили многолюдные митинги и собрания, трудовые субботники, сборы денежных средств на нужды флота. Во времена советской власти День рождения военно-морского флота России назывался иначе — День рождения ВМФ СССР. Необходимо отметить, что этот праздник начали отмечать с 1939 года по инициативе выдающегося советского флотоводца, Героя Советского Союза, адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова. 30 июля 2006 года его отмечают в 67-й раз. <a rel=»nofollow» href=»http://www.mil.ru/848/1045/1274/15330/15329/index.shtml» target=»_blank»>http://www.mil.ru/848/1045/1274/15330/15329/index.shtml</a> (Полностью)

touch.otvet.mail.ru

сколько лет флоту, история праздника

Автор: Лена КОВАЛЕВА

Россия является великой морской державой и по праву может гордиться своим флотом. Ежегодно день ВМФ отмечается в последнее воскресенье июля. В 2017 году праздник выпал на воскресенье, 30 июля. Этот праздник отмечает вся страна, но традиционно главные торжества пройдут в Санкт-Петербурге, Севастополе и Владивостоке. В нынешнем году страна отметит юбилей флота – 320 лет.

Современный российский флот – это надежные, оснащенные самым современным техническим оборудованием корабли, авианосцы, ракетоносцы и подводные лодки, несущие службу на благо Родины.

Началась история российского флота в 17 веке, когда Петр I решил начать строительство флота, понимая всю важность мореходства для обороны и торговли. Уже к 1701 году флот состоял из 200 кораблей и делился на Азовский и Балтийский. С 18 века в России начали открываться учебные заведения, готовящие специалистов для морской службы.

Современный российский флот делится на четыре части:
— Тихоокеанский;
— Балтийский;
— Черноморский;
— Северный.

В его составе надводные и подводные корабли, а также морская авиация и наземные подразделения. Российские корабли способны наносить удары по наземным, водным и воздушным угрозам, создавая практически непреодолимую преграду для врагов. Каждый из четырех флотов несет свою службы и выполняет важнейшую задачу в обороне и защите границ страны.

Военный флот – это национальная гордость россиян, поэтому день ВМФ всегда отмечает вся страна. В этот день вспоминают историю флота, восхищаются профессией военных моряков. Практически в каждом городе проводятся торжественные мероприятия, звучат поздравительные речи, устраиваются концерты. Особенно торжественно день ВМФ празднуют в тех городах, где базируются корабли. Там проходит парад кораблей и устраивается салют.

Главные торжества пройдут 30 июля 2017 года в северной столице – Санкт-Петербурге. Там состоится Торжественный парад ко Дню Военно-морского флота РФ, прямую трансляцию которого будет вести Первый канал.

Если вам понравилась эта публикация,
поделитесь ею или обсудите её в социальных сетях:

Подпишитесь, пожалуйста, на наш канала в Яндекс Дзен и получайте подборку наших лучших эксклюзивных публикаций


rrnews.ru

День Военно-Морского Флота России: с чего начинался русский флот? | Культура

Но делали они это в основном на гребных судах, где могли один или пару парусов поставить, чтобы ветер попутный гребцам помочь мог, но не более.

Нужды в многомачтовых судах с полным парусным оснащением не было — страна-то сухопутной была. Вот и отстали от тех государств, которые выход к морям имели, казалось, почти навсегда.

Царь Михаил Фёдорович Романов. Худ. Иоанн Генрих Ведекинд. Портрет царя Михаила Федоровича. 1728 г. ГТГ. Копия с портрета, исполненного в 1636 г.
ru.wikipedia.org

Первое военное парусное судно европейского типа было построено в России в 1636 году в царствование Михаила Федоровича Романова. Корабль строили в Нижнем Новгороде нижегородские плотники по просьбе голштинского герцога Фредерика III. Только это и было в судне русским, все остальное — и чертежи, и руководители строительства (шкипер, корабельный плотник, пушкарь и прочие) — было голштинским. Да и предназначен корабль был для голштинских купцов, которые на нем должны были ходить по торговым делам в Персию. Корабль Фредерик, иллюстрация из книги Шершова А. П. «К истории военного кораблестроения»
Источник

«Фредерик», так назывался корабль в честь заказчика, должен был быть первым из десяти подобных судов, его для пробы строили. 30 июля 1636 года корабль, на котором находилось 126 человек, под голштинским флагом отправился вниз по Волге в Персию. Плыли долго, только через три месяца он вышел в Каспийское море, а еще через две недели попал в жесточайший шторм и шкипер, чтобы спасти людей и груз, был вынужден посадить судно на мель. Люди его покинули и отправились домой, а «Фредерик» местные жители вытащили на берег и разграбили. Опыт оказался неудачным, и остальные корабли строить не стали.

Конечно, «Фредерик» впрямую нельзя отнести к русским военным парусникам, но в истории он считается именно таковым, поэтому заслужил право быть упомянутым. Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный русский художник второй половины 17 века. Школа Оружейной палаты
ru.wikipedia.org

Первым царем России, которому понадобились военные корабли, оказался Алексей Михайлович, отец Петра I. В то время купцам, отправляющимся вниз по Волге в Персию, сильно досаждали разбойники. Грабили они купеческие караваны нещадно. Было решено построить для охраны купеческих караванов военный корабль. Ближний боярин и воевода Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин
ru.wikipedia.org

Глава Посольского приказа боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин для строительства выбрал село Дединово на Оке. Ему государь поручил наблюдать за строительством, вести которое стали голландские корабелы по своему проекту. В их числе был и Карштен Бранд, ставший потом наставником Петра I по морскому делу и его учителем голландского языка, а также строителем потешной флотилии.

Первый русский военный парусник назвали «Орлом», в честь русского герба. Он имел приличное по тем временам вооружение: 22 пищали, 40 мушкетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты. Это был двухпалубный, трехмачтовый с бушпритом парусный корабль длиной 24,5 метра, шириной 6,5 метра, с осадкой до 1,5 метров.

Строительство было завершено в апреле 1669 года, на корабельные флаги, которые по одной из версий были трехцветные — бело-сине-красные, нашили изображение государственного герба России. Однако капитаном назначили голландца Давида Бутлера, да и вся остальная команда состояла из иностранцев. Глава Посольского приказа боярин Ордин-Нащокин разработал первый Морской устав, утвержденный царем и названный «письмом корабельного строя». Этот документ состоял из 34 уставных статей, содержащих основные правила корабельной службы. Кроме того Ордин-Нащокин назначил команду «солдат-корабельных», также состоящую из иностранцев, которая стала прообразом морской пехоты. Первый русский военный парусник «Орёл»
Источник

7 мая 1669 года «Орел» поднял паруса и отправился в путь, завершившийся в Астрахани через три с половиной месяца. Вместе с «Орлом» шли построенные на той же верфи яхта, вооруженный струг и две шлюпки. Судьба всех этих судов неожиданно оказалась весьма печальной. В Астрахани их захватили казаки из войска Степана Разина.

Атаман, уверенный, что военный корабль будет использован царскими войсками против восставших, приказал загнать судно в глухую протоку Кутум, где его сгнившие останки были найдены через много лет. Вероятнее всего, восставшие казаки не могли сами использовать корабль для борьбы с властью из-за сложностей управления, вот и решили убрать его подальше.

«Орлу» не суждено было выполнить поставленную перед ним задачу — обеспечить безопасный проход торговым судам на Каспии, в то же время его создание оказало немалое влияние на развитие отечественного кораблестроения. Петр I отмечал:

«Хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже от начинания того, яко от доброго Семене, произошло нынешнее дело морское».

Сегодня любой человек, прогуливаясь по Санкт-Петербургу в прямой видимости здания Адмиралтейства, может, подняв голову, рассмотреть профиль маленького трехпарусного кораблика, который в 1719 году рукой мастера Хармана ван Болоса вознесся к небесам и прикрепился к золотой игле величественного здания Главного командования ВМФ России.

Наступила эпоха Петра I. 26-летний Пётр I. Портрет кисти Кнеллера
ru.wikipedia.org

Морской историк Феодосий Веселаго в 1875 году писал:

«Первоначальный путь к заветной цели юноше-Петру указало сердце,…а мысль о серьезном значении моря для государства явилась только впоследствии…»

Давайте вкратце вспомним основные вехи в истории России, которая смогла за четверть века пройти путь, на который другим странам потребовались века, и встать в ряд крупнейших морских держав.

В июне 1689 года на Плещеевом озере были построены первые военные корабли: бот «Фортуна», два небольших фрегата и яхты. В Воронеже стоит макет корабля «Меркурий», как напоминание о том, что Российский флот зарождался на Воронежских верфях
Источник

В июле 1696 года русская эскадра, построенная на Воронежских верфях, в составе 4 линейных кораблей с флагманом 36-пушечным парусным кораблем «Апостол Петр», 4 брандеров, 23 гребных галер и более 1300 стругов совместно с сухопутной армией осадили турецкую крепость Азов, вынудив гарнизон сдаться.

20 октября 1696 года Боярская Дума одобрила царский указ «Морским судам быть» о выделении средств на новые суда.

В 1700 году Петр I учреждает Андреевский флаг, а через год принимает военно-морской устав, вводит флотские звания, открывает школу математических и навигационных наук — первое военно-морское учебное заведение. Андреевский флаг, военно-морской флаг Российской Империи и Российской Федерации
ru.wikipedia.org

Летом 1714 года разгром шведской эскадры у мыса Гангут, а в 1720 году победа в морском сражении при Гренгаме, поставили точку в окончании двадцатилетней Северной войны. Россия стала преобладать на Балтике.

В 1721 году в Российской Империи в морском флоте состояло 25 боеспособных линейных кораблей, больше чем в Швеции, и столько же, сколько в Дании.

К 1745 году Военно-Морской Флот России имел уже 130 парусных судов, в том числе 36 линейных, 9 фрегатов и 85 более мелких, а также 396 гребных судна. Это была значительная сила, которая могла сравниться с флотом любой страны.

shkolazhizni.ru

РОССИЙСКОМУ ФЛОТУ СТОЛЬКО ЛЕТ, СКОЛЬКО РОССИИ

Мальчишки России мечтают о море. И как о нём не мечтать им, живущим в стране, раскинувшейся у трёх океанов, омываемой четырнадцатью морями! Им – наследникам тысячелетней славы русских мореходов.

В IX-XII веках русские ладьи бороздили Чёрное и Каспийское моря, новгородцы уже в начале XII века осваивали студёные берега Баренцева и Белого морей, веком позже выходили в Северный Ледовитый и Атлантический океаны.

На карте мира в самых труднодоступных местах планеты, у Северного полюса, у Антарктиды, — русские наименования.

На кочах, судах, сконструированных русскими умельцами так, что их не могли раздавить льды, исследовали русские люди побережье Ледовитого океана. В 1648 году Семён Дежнёв открыл пролив между Азией и Америкой.

Неистовый император и настоящий патриот России Пётр I так определил значение флота: «Всякой потентат (государство), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который флот имеет, обе руки имеет».

Его жестокая воля и безграничная сила духа русского народа в считанные годы превратили Россию в государство, обладающее мощнейшим военным флотом, о чём свидетельствуют взятие Азова и Выборга, Орешка и Ниеншанца, победы при Гангуте и Гренгаме. А сколько было ещё! Побед и героических подвигов российских моряков.

«Бабахнула шести- дюймовая Авророва»

Моряки отечественного военно-морского флота были активными участниками революционного движения в России.

Восстание на броненосце «Потёмкин» и крейсере «Очаков», на военных базах в Кронштадте, Свеаборге, Севастополе, Баку, Владивостоке – это первая русская революция – 1905-1906 годы.

В период Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны моряки Красного Флота шли в первых рядах революционного пролетариата.

На море и на суше, на самых ответственных постах, где требовалась беззаветная преданность делу революции, были моряки.

Героические страницы в историю гражданской войны вписали моряки Волжско-Каспийской Флотилии, созданной по инициативе В.И. Ленина.

1 мая 1919 года – взят форт Александровск.

6 мая – захвачен белогвардейский пароход «Лейла» в Каспийском море.

На нём пленён генерал Гришин-Алмазов, направлявшийся от Деникина к Колчаку с важными оперативными документами.

18 мая 1920 года – Энзелийская операция (южное побережье Каспия). Возвращение кораблей русского флота, уведённых белыми (более 20 кораблей).

Командовали кораблями нашей флотилии бывшие матросы, лоцманами были астраханские рыбаки. Об одном из них восторженно пишет комиссар флотилии Лариса Рейснер в очерке «Астрахань»:

— Маленький крестьянин – совдепец стоит на железном мостике…

Вот он стоит в лаптях, русский мужик в лаптях, на бронированной палубе военного корабля, и весь этот быстроходный и бесшумный гигант… принадлежит ему и служит верховной воле его, Ивана Ивановича из села Солодники.

Никогда и нигде в мире мужицкие лапти не стояли на этом высоком, гордом мостике, над… орудиями и минными аппаратами, над целой Россией, над целым человечеством, разбитым вдребезги и начатым сначала революцией.

Март 1921 г. X съезд Российской Коммунистической партии (большевиков) вынес специальное постановление о возрождении Военно-Морского Флота, а 16 октября 1922 г. V Всероссийский съезд комсомола постановил принять шефство над ВМФ. С 1923 года в СССР стали проводить недели Красного Флота. Проходили трудовые субботники, сборы денежных средств на нужды флота, многолюдные митинги.

За постановлением последовали реальные дела: в военно-морских училищах готовились офицерские кадры для флота, один за другим вступали в строй подводные и надводные корабли, оснащённые по последнему слову науки и техники того времени. В 1932 году создан Тихоокеанский флот, в 1933 — Северный. 23 июня 1939 года вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) об установлении празднования Дня ВМФ СССР. Принято оно по инициативе выдающегося советского флотоводца, Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова.

От Киркинеса до Чхончжоу, От Печенги до Констанцы

Неувядаемой славой покрыли себя советские моряки в годы Великой Отечественной войны.

За 8 недель планировал Гитлер расправиться с СССР. Планы эти были сорваны уже на сухопутных и морских рубежах нашей Родины пограничниками, моряками – защитниками Таллина, военно-морской базы Ханко, Ленинграда, Севастополя, Одессы.

Более того. С 8 августа 1941 года самолёты морской авиации бомбили Берлин. Это привело Гитлера в полную прострацию. Он приказал тщательно скрывать, что Берлин бомбят советские самолёты. Геббельсовская пропаганда утверждала, что это английская авиация.

Огромен вклад советских моряков в победу над гитлеровским фашизмом и японским милитаризмом. За помощь в обретении свободы им благодарны народы Норвегии, Албании, Югославии, Болгарии, Румынии, Китая, Кореи.

Предательству нет прощения

В послевоенные годы Военно-Морской Флот СССР вышел на океанские просторы, стал атомным, ракетоносным, высокомобильным, способным решать любые задачи по защите нашего Отечества.

Наибольший потенциал он имел в середине 80-х годов, когда по многим параметрам от него отставали даже ВМС США.

Мальчишки гордились своими отцами и старшими братьями, готовы были прийти им на смену.

Но… нет врага более опасного, чем тот, что бьёт в спину.

Под призывы «улучшать социализм» предатели начали его уничтожение. Развалили Советский Союз. Были утрачены важнейшие элементы базирования флота на Чёрном, Балтийском, Каспийском морях. За пределами России остались крупнейшие судостроительные предприятия. Значительно сократился корабельный состав, а также темп строительства кораблей.

Достраиваются десятилетиями корабли, заложенные при советской власти.

По боевым возможностям сегодня Российский флот на Балтике уступает в два раза Шведскому и Финскому, в четыре раза – Немецкому; на Чёрном море – в три раза турецкому, не говоря уже о двадцатикратном (!) превосходстве над нами флота США.

Российский ВМФ разбросан по пяти почти или полностью изолированным друг от друга морским и океанским театрам военных действий. Всё это крайне затрудняет манёвр силами между ними даже в мирное время.

Для «успокоения народа» «медвежий режим» много болтает о возрождении оборонной мощи страны, даже военный парад провели на Красной площади. Внушительное зрелище, но каждый, кто его видел, понимал: «Это боевая мощь вчерашнего дня».

А мальчишки, вопреки всему, мечтают о море. Вступают в отряды гардемаринов, занимаются в клубах моряков, повзрослев, поступают в военно-морские училища, которых, увы, становится всё меньше.

Тучи «третьей мировой» над Россией всё гуще. Всё востребованнее становится опыт дедов и отцов, «превративших войну империалистическую в войну гражданскую».

Уважая дела и подвиги российских моряков всех времён, мы 27 июля будем отмечать День Военно-Морского Флота СССР, что ведёт своё начало от революционного крейсера «Аврора».

Трудящимся – власть и собственность, обществу – социализм, народам – Советский Союз и оборонную мощь, достаточную, чтобы умерить пыл «акул империализма». Предателей – к ответу!


 

Материал подготовили
Х.АИТОВ и Т.КОЖЕВНИКОВА

www.kprfast.ru

Где и как был создан русский военно-морской флот?. Кто есть кто в истории России

Где и как был создан русский военно-морской флот?

Русский военно-морской флот был создан далеко от моря, вблизи старинного города Воронежа, стоящего на реке Воронеж. В 1695 году русские войска дважды пытались взять турецкую крепость Азов. Однако попытки штурма крепости, не поддержанные с моря, оказались безрезультатными.

После этого Петр I принял решение построить флотилию военных кораблей, способную противостоять турецкому флоту. Для этого недалеко от Воронежа была построена верфь, куда собрали около 30 000 человек со всех концов России.

Под руководством опытных мастеров из Архангельска и Олонца сооружались галеры и брандеры. Весной 1696 года, когда вскрылись реки, было спущено на воду 30 больших и малых кораблей, составивших первую азовскую флотилию.

По рекам эти корабли вышли в Азовское море и неожиданно появились в окрестностях Азова. Мощная крепость оказалась окруженной с суши и с моря. Ошеломленные турки не смогли оказать серьезного сопротивления и сдали город. Так Россия получила не только порт, но и выход в южные моря.

А на воронежских верфях снова продолжалось строительство судов. Под руководством Петра I там был заложен один из самых больших кораблей того времени – линейный корабль «Предестинация». Его чертежи были составлены с учетом новейших достижений английского кораблестроения. Руководил строительством этого корабля мастер Федосей Скляев. «Лучший в своем мастерстве» – так характеризовал его Петр I.

Датой рождения русского флота принято считать 20 октября 1696 года. В этот день на заседании Боярской думы, высшего органа государственной власти, был принят указ, заканчивавшийся словами: «Морским судам быть».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *