135 лет назад русская армия одержала победу в битве за Шипку » Военное обозрение

Вдали от русской матери-земли
Здесь пали вы за честь отчизны милой,
Вы клятву верности России принесли
И сохранили верность до могилы.

Вас не сдержали грозные валы,
Без страха шли на бой святой и правый.
Спокойно спите, русские орлы,
Потомки чтут и помнят вашу славу…

стихи на одной из мемориальных досок

135 лет назад русско-болгарские войска одержали победу под Шипкой над турецкой армией Весиль-паши. В начале 1878 года была завершена оборона Шипки — один из ключевых и наиболее знаменитых эпизодов в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. Оборона Шипки сковала значительные силы турецкой армии и обеспечила русским войскам наиболее короткий путь наступления на Константинополь. Шипка стала святыней болгарских патриотов, т. к. Русско-турецкая война завершилась освобождением значительной части Болгарии от турецкого ига.

После форсирования реки Дунай и захвата плацдармов русская армия могла приступить к реализации следующего этапа наступления – перехода русских войск за Балканские горы и удара в направлении Стамбула. Войска были разделены на три отряда: Передовой, Восточный (Рущукский) и Западный. Передовой – 10,5 тыс. человек, 32 орудия под началом генерал-лейтенанта Иосифа Владимировича Гурко, в него входили и болгарские ополченцы, должен был выдвинуться к Тырново, занять Шипкинский перевал, перебросить часть войск за Балканский хребет, в Южную Болгарию. 45-тысячный Восточный и 35-тысячный Западный отряды должны были обеспечить фланги.

Войска Гурко действовали быстро: 25 июня (7 июля) Передовой отряд занял древнюю болгарскую столицу – Тырново, а 2 (14) июля перешёл Балканский хребет через труднодоступный, но неохраняемый Хаинкиойский перевал (расположен в 30 км восточнее Шипки). Русские вышли в тыл к туркам, которые сторожили Шипку. Войска Гурко разбили турецкие войска у д. Уфланы и г. Казанлыка и 5 (17) июля приблизились с юга к Шипкинскому перевалу. Шипку оборонял 5-тыс. турецкий гарнизон под командованием Хулюсси-паши. В этот же день перевал атаковал с севера отряд генерала Николая Святополка-Мирского, но потерпел неудачу. 6 июля в наступление перешёл отряд Гурко с юга, но также безуспешно. Однако Хулюсси-паша решил, что положение его войск безнадёжно и в ночь с 6-го на 7-е июля отвел войска боковыми дорогами в город Калофер, бросив пушки. Шипка была немедленно занята отрядом Святополка-Мирского. Таким образом, задача передового отряда была выполнена. Путь в Южную Болгарию был открыт, можно было наступать на Константинополь. Однако достаточных сил для наступления в Забалканье не было, основные силы были связаны осадой Плевны, а резервов не было. Сказалась изначальная недостаточная численность русской армии.

Передовой отряд Гурко был выдвинут к Нова Загоре и Стара Загоре. Он был должен занять позиции на этом рубеже и закрыть подступы к Шипкинскому и Хаинкиойскому перевалам. 11 (23) июля русские войска освободили Стара Загору, а 18 (30) июля Нову Загору. Однако вскоре сюда подошёл переброшенный из Албании 20-тыс. корпус Сулеймана-паши, который был назначен командующим Балканской армией. Турецкие войска немедленно атаковали, и 19 (31) июля у Стара Загоры произошло ожесточённое сражение. Русские солдаты и болгарские ополченцы под командованием Николая Столетова нанесли врагу большой урон. Но силы были неравные, и передовой отряд был вынужден отступить к перевалам, где вошёл в состав войск генерал-лейтенанта Фёдора Радецкого (командир 8-го корпуса).


Фёдор Фёдорович Радецкий.

Оборона Шипки

Шипка в этот момент входила в район южного фронта русской армии, который был вверен охране войск генерала Радецкого (8-й, часть 2-го корпусов, болгарские дружины, всего около 40 тыс. человек). Они были растянуты на 130 верст, а резерв располагался у Тырнова. Кроме защиты перевалов, войска Радецкого имели задачу обеспечивать левый фланг против Плевны со стороны Ловчи и правый фланг Рущукского отряда со стороны Осман-Базара и Сливно. Силы были разбросаны отдельными отрядами, на Шипке первоначально было всего около 4 тыс. солдат Южного отряда под началом генерал-майора Столетова (половину оставляли болгары) против 60-ти таборов (около 40 тысяч) турок Сулеймана-паши. Шипкинский перевал шёл по узкому отрогу главного Балканского хребта, постепенно повышаясь до горы св. Николая (ключ Шипкинской позиции), откуда дорога круто спускалась в долину Тунджи. Параллельно этому отрогу, отделённые от него глубокими и частью лесистыми ущельями, с востока и запада тянулись горные кряжи, которые господствовали над перевалом, но соединялись с ним лишь в 2-3 местах более или менее проходимыми тропами. Позиция, занятая русскими войсками, была малодоступной, растянувшись на несколько верст в глубину, по крайне узкому (25-30 саженей) гребню, но могла быть подвергнута перекрёстному огню с соседних господствующих высот. Однако из-за стратегической важности, перевал нужно было удержать. Укрепления Шипкинской позиции включали в себя окопы в 2 яруса и 5 позиций батарей, на наиболее важных направлениях были сооружены завалы и волчьи ямы, поставлены мины. Процесс оборудования позиций был далёк от завершения.


Шипкинский перевал.

Турецкое командование, учитывая важное стратегическое значение перевала, поставило задачу перед войсками Сулеймана-паши захватить Шипку. Затем Сулейман-паша должен был развить наступление в северном направлении, соединиться с главными силами турецкой армии, которые наступали на Рущук, Шумлу и Силистрию, разбить русские войска и отбросить их за Дунай. 7 августа войска Сулеймана-паши подошли к деревне Шипка. В это время Радецкий, опасаясь, что турецкие войска пройдут в Северную Болгарию через один из восточных проходов и ударят по Тырнову, получив тревожные сообщения об усилении турецких войск против наших отрядов около городов Елены и Златарицы (позднее выяснилось, что опасность была преувеличена), 8 августа направил туда общий резерв. 8 августа Сулемйман-паша сосредоточил против русских войск на Шипке 28 тыс. солдат и 36 орудий. У Столетова в это время было только около 4 тыс. человек: Орловский пехотный полк и 5 болгарских дружин при 27 пушках.

Утром 9 августа турки открыли артиллерийский огонь, заняв гору Малый Бедек, к востоку от Шипки. Затем последовали атаки турецкой пехоты с юга и востока, яростный бой шёл весь день, но русские смогли отразить вражеский натиск. 10 августа атак не было, шла оружейно-артиллерийская перестрелка. Турки не взяв русские позиции с ходу, готовились к новой решительной атаке, а русские укреплялись. Радецкий, получив известие о вражеском наступлении, двинул к Шипке резерв – 4-ю стрелковую бригаду, он её возглавил. Кроме того, к Шипке была направлена ещё одна бригада, стоявшая у Сельви (она прибыла 12-го). На рассвете 11 августа наступил критический момент, турки снова пошли в атаку. К этому времени наши войска уже понесли большой урон, а к полудню стали подходить к концу боеприпасы. Атаки турок следовали одна за другой, к 10 часам русские позиции были охвачены с трёх сторон, в 2 часа черкесы зашли даже в тыл, но были отброшены. В 17 часов турецкие войска, атаковавшие с западной стороны, захватили так называемую Боковую горку, и появилась угроза прорыва центральной части позиции. Положение уже было почти безнадёжным, когда в 7 часов появился 16-й стрелковый батальон, который Радецкий посадил на казачьи лошади, по 2-3 человек на лошадь. Появление свежих сил и Радецкого воодушевило защитников, и они смогли отбросить турок. Боковая горка была отбита. Затем подошли остальные части 4-й стрелковой бригады и натиск противника был отбит по всем направлениям. Русские войска смогли удержать Шипку. Но и турецкие войска по-прежнему обладали превосходством и их боевые позиции располагались лишь в нескольких сотнях шагов от русских.


Защита «Орлиного гнезда» орловцами и брянцами 12 августа 1877 года (Попов А.Н., 1893).

В ночь на 12 августа на перевал подошли подкрепления во главе с генерал-майором Михаилом Драгомировым (2-я бригада 14-й пехотной дивизии). Были подвезены боеприпасы, провиант и вода. Под началом Радецкого оказалось до 14,2 тыс. человек при 39 орудиях и он решился в следующий же день перейти в контрнаступление. Он планировал сбить турецкие силы с двух высот западного кряжа — так называемого Лесного кургана и Лысой горы, откуда противник имел наиболее удобные подступы к русской позиции и даже угрожал её тылу. Однако на рассвете турецкие войска снова пошли в наступление, ударив по центру русских позиций, а в обед и по горе св. Николая. Турецкие атаки были отражены по всем направлениям, но и русское контрнаступление на Лесной курган не имело успеха. 13 (25) августа русские возобновили атаки на Лесной курган и Лысою гору, Радецкий к этому времени получил ещё подкрепление – Волынский полк с батареей. Сулейман-паша к этому времени значительно усилил свой левый фланг, поэтому упорный бой за эти позиции шёл весь день. Русские войска смогли сбить противника с Лесного кургана, но овладеть Лысой горой не смогли. Русские войска отошли к Лесному кургану и здесь в течении ночи и утра 14-го отбивали вражеские атаки. Все турецкие атаки были отражены, но отряд Столетова понёс настолько значительные потери, что, не получив подкрепления, был вынужден оставить Лесной курган, отступив на Боковую горку.


Авангард 4-й стрелковой бригады генерал-майора А.И. Цвецинского спешит на Шипку.

За шесть дней боёв на Шипке русские потеряли до 3350 человек (в том числе 500 болгар), т. е. фактически весь первоначальный гарнизон, включая генералов Драгомирова (был тяжело ранен в ногу), Дерожинского (убит), 108 офицеров. Турецкие потери были выше – около 8 тыс. человек (под другим данным – 12 тыс.). В результате русские войска смогли одержать стратегическую победу – прорыв турецких войск через перевал и их решительное наступление против одного из флангов растянутого расположения русской армии не только вынудило бы остальные к отступлению, но могло повести и к отрезанию их от Дуная. Особенно опасным было положение отряда Радецкого, наиболее удалённого от Дуная. Был поднят даже вопрос об отходе сил Радецкого и очищении Шипкинского перевала, но затем было решено укрепить гарнизон перевала. В тактическом отношении, положение наших войск на перевале по-прежнему было тяжёлым, они были охвачены противником с трёх сторон, а осень и зимой ещё более ухудшилось.



Национальный парк-музей на Шипкинском перевале. «Стальная» батарея.

«Шипкинское сидение»

С 15 (27) августа Шипкинский перевал защищала 14-я пехотная дивизия и 4-я стрелковая бригада, под началом генерал-майора Михаила Петрушевского. Орловский и Брянский полки, как понёсшие наибольшие потери, были отведены в резерв, а болгарских ополченцев перевели к д. Зелено Древо, чтобы занять путь через Имитлийский перевал, обходящий Шипку с запада. Защитники Шипкинского перевала, обречённые на пассивную оборону, с этого моменты были более всего озабочены об укреплении своих позиций и их обустройстве. Сооружали закрытые ходы сообщения с тылом.

Турки также вели фортификационные работы, усиливая свои боевые порядки, и проводили постоянный оружейно-пушечный обстрел русских позиций. Время от времени они совершали бесплодные атаки на деревню Зелено-Древо и гору св. Николая. 5 (17) сентября, в 3 часа ночи, турецкие войска предприняли сильную атаку с южной и западной сторон. Первоначально им сопутствовал успех, они смогли захватить т. н. Орлиное гнездо — скалистый и обрывистый мыс, выдающийся перед горой св. Николая. Однако затем русские контратаковали и после отчаянной рукопашной схватки, отбросили противника. Вражеский удар с запада, со стороны Лесного кургана, также был отражён. После этого серьёзных атак не было. Боевые действия ограничивались перестрелками. 9 ноября Вессель-паша атаковал гору св. Николая, но очень неудачно, т. к. удар был отбит с большими потерями для турецких войск.


Снежные траншеи (Русские позиции на Шипкинском перевале). В.В. Верещагин.

Вскоре русским солдатам пришлось выдержать серьёзный экзамен, который провела природа. Положение войск на Шипке сделалось крайне тяжелым с наступлением зимы, морозы и метели на вершинах гор были особенно чувствительны. С середины ноября начались лютые морозы и частые снежные бураны, число заболевших и отморозившихся в некоторые дни доходило до 400 человек, часовых просто сносило ветром. Так, три полка прибывшей 24-й дивизии буквально были выкошены болезнями и обморожениями. За период с 5 сентября по 24 декабря 1877 года в шипкинском отряде боевые потери составили около 700 человек убитых и раненых, а больными — до 9,5 тысяч.

Сражение при Шейново 26 — 28 декабря 1877 года (7 – 9 января 1878 г.)

Последним актом битвы за Шипку атака позиций турецких войск на дороге от горы св. Николая к д. Шипка (сражение при Шейново). После падения Плевны в 28 ноября (10 декабря), численность войск Радецкого была доведена до 45 тыс. человек. Однако даже в этих условиях атака сильно укреплённых позиций Вессель-паши (он имел около 30 тыс. человек), была рискованной.

Было решено атаковать обширный турецкий лагерь в долине против Шипкинского перевала двумя колоннами, которые должны были совершить обходной манёвр: 19-тыс. восточной колонной под началом Святополка-Мирского, через Тревненский перевал и 16-тыс. западной колонной под командованием Михаила Скобелева, через Имитлийский перевал. Под началом Радецкого оставалось около 10-11 тыс. человек, они оставались на шипкинских позициях. Колонны Скобелева и Святополка-Мирского выступили 24 декабря, обе колонны встретили большие трудности, преодолевая снежные завалы, пришлось оставить почти всю артиллерию. 26 декабря колонна Святополка-Мирского спустилась на южную сторону гор, главные силы заняли позиции около деревни Гюсово. Колонна Скобелева, кроме природных препятствий, столкнулась с турецкими отрядами, занимавшими господствующие над южным спуском высоты, которые пришлось занимать с боем. Авангард Скобелева только к вечеру 26 декабря смог выйти к деревне Имитлия, а главные силы были ещё на перевале.

Утром 27 декабря Святополк-Мирский начал атаку на восточный фронт турецкого лагеря. Лагерь имел около 7 верст в окружности и состоял из 14 редутов, которые имели окопы впереди и между ними. К 1 часу дня русские войска захватили на этом направлении первую линию турецких укреплений. Часть сил Святополка-Мирского заняла Казанлык, блокировав путь отступления турецких войск к Адрианополю. Войска западной колонны 27-го продолжали сбивать турок с господствующих высот и из-за незначительности сил, которые перешли горы, Скобелев не решился начать наступление. Утром 28-го турки перешли в контрнаступление против восточной колонны, но были отброшены, русские захватили Шипку и несколько укреплений. Дальнейшая атака колонны Святополка-Мирского была невозможна, т. к. со стороны Скобелева атака ещё не начиналась, и войска понесли большие потери, израсходовали большую часть боеприпасов.

Радецкий, получив донесение Святополка-Мирского, решил ударить во фронт турецких позиций и оттянуть часть турецких сил на себя. В 12 часов дня 7 батальонов спустились с горы св. Николая, но дальнейшее продвижение, по узкой и обледенелой дороге, под сильным вражеским ружейно-артиллерийским огнём, привела к таким высоким потерям, что русские войска, дойдя по первой линии вражеским окопов, были вынуждены отступить. Однако эта атака отвлекла на себя значительные силы турецкой армии и артиллерии, которые не смогли использовать для контрудара против войск Святополка-Мирского и Скобелева.


Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года (Кившенко А. Д., 1894).

Радецкий не знал, что в 11 часов Скобелев начал свою атаку, направив главный удар по юго-западной части вражеских позиций. Вскоре его силы ворвались в середину укреплённого лагеря. Одновременно возобновила наступление колонна Святополка-Мирского. Около 3 часов Вессель-паша, убедившись в невозможности дальнейшего сопротивления и отступления, решил капитулировать. Войска, которые удерживали позиции в горах, также получили приказ сдаться. Только часть турецкой конницы смогла сбежать.

В результате сражения при Шейново русские войска потеряли около 5,7 тыс. человек. Армия Вессель-паши перестала существовать, только пленных было около 23 тыс. человек, захватили также 93 орудия. Эта победа имела важные последствия – фактически кратчайший путь на Адрианополь и Константинополь был открыт. Так закончилась битва за Шипку.

Оборона Шипки до сих пор является одним из символов стойкости и мужества русских воинов. Для Болгарии имя Шипки – святыня, т. к. эта была одна из главных битв, которая принесла свободу болгарскому народу после почти пятивекового османского ига.


«Большой» русский памятник на Шипке.

topwar.ru

В.В.Верещагин. Балканская серия

Русско-турецкая война за освобождение балканских народов от османского владычества застала Верещагина недалеко от Парижа, где он трудился над Индийской серией в своей мастерской в Мезон-Лаффите. Художник подал прошение о причислении его к штабу русских войск еще осенью 1876 года, а после начала войны в апреле 1877 года добровольно уехал на фронт, где находился вплоть до окончания военных действий. 

Адъютант. Холст, масло. 50х75. Частное собрание
На вопросы, ради чего он постоянно рискует жизнью, по собственному желанию участвуя в сражениях, художник отвечал: «…Выполнить цель, которою я задался…, — дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, — участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны… нужно не бояться жертвовать своей кровью… иначе картины мои будут „не то“ 1

Балканская война вызвала небывалую волну патриотизма в среде российского общества, в том числе творческой интеллигенции. За полгода до начала войны П.М.Третьяков в письме к И.Н.Крамскому делился своими мыслями: «…Россия ведет себя относительно славян уж вовсе не позорно! Когда и на какое дело Русские люди столько жертвовали капиталов, сколько жертвуют теперь? и жертвуют бескорыстно!… Приятно принадлежать в настоящее время к Русскому народу»2.  На Балканах наряду с Верещагиным работали многие отечественные художники: В.Д.Поленов, А.Д.Кившенко, А.П.Боголюбов, Н.Н.Каразин, Л.Ф.Лагорио, А.А.Попов, Н.Д.Дмитриев-Оренбургский, П.О.Ковалевский. Вместе с тем именно полотна Верещагина остались наиболее яркой страницей в истории батального искусства XIX века.

Причисленный к отряду генерала М.Д.Скобелева, он спешил на передовую линию фронта, готовый сразу идти в атаку и первым встретиться с башибузуками3. Во фронтовых письмах художник сообщал, что «приготовился к смерти еще в Париже»4  и пошел воевать по зову сердца, чтобы «заглянуть в глаза войне» и увидеть ее истинное лицо.

Александр II под Плевной 30 августа 1877 года. 1878-1879
 В июне 1877 года, вместе с экипажем миноносца «Шутка», Верещагин участвовал в атаке на турецкий пароход-фрегат, во время которой получил серьезное ранение. За неудачную, но героическую попытку лейтенанта Н.И.Скрыдлова, товарища художника по Морскому кадетскому корпусу, потопить турецкий монитор, Верещагин едва не поплатился жизнью. Выздоровление в бухарестском госпитале было долгим, но закончилось благополучно во многом благодаря заботе русских сестер милосердия, и уже в конце лета художник вернулся в действующую армию. Добравшись до ставки великого князя Николая Николаевича, у которого он состоял во флигель-адъютантах, Верещагин оказался участником третьего штурма Плевны. Крепость была сильно укреплена турками, две попытки взять ее штурмом малыми силами оказались неудачными. Штурм крепости, назначенный на 30 августа (по ст. стилю) в честь тезоименитства Александра II, стоил русским войскам тяжелых потерь и бесславного поражения. Художник был глубоко потрясен всем увиденным и пережитым в трагические дни «третьей Плевны», но душевная рана стала еще глубже, когда художник узнал, что во время штурма Плевны погиб его младший брат Сергей, а другой брат Александр — ранен. Верещагин вспоминал, как спустя три с половиной месяца, когда Плевна наконец сдалась, М.Д.Скобелев заказал отслужить панихиду по погибшим на редуте, отбившем пять яростных атак противника. Михаил Дмитриевич рассказывал, «чтобы легче идти на штурм, взбираться на высоты, солдаты побросали шанцевые инструменты…», а когда турки напали, им пришлось рыть окоп штыками и голыми руками. Они успели выкопать только малую канавку, как подоспевшие турки подняли на штыки русских воинов. Скобелев «горько плакал над той самой едва заметной канавкой, рытую пальцами», а вместе с ним плакали Верещагин и большинство присутствующих5.
Перед атакой. Под Плевной. 1881
Балканские полотна были исполнены по типу натурных панорамных видов, на фоне которых разворачивались безжалостные сцены «театра военных действий», без бутафорской фальши и надуманного «ура-патриотизма». Вместе с тем картины, правдиво передающие «изнанку» войны, где видны «раны человечества», говорящие о героизме больше, чем блестящие мундиры и победные знамена, выполнены без подчеркнутого натурализма и морально-назидательного императива. Отличительной особенностью батальной живописи Верещагина на тему русско-турецкой войны являлся выбор сюжета, когда чаще всего на картине был изображен не сам момент военного столкновения, разгар битвы, а эпизоды, предшествующие сражению или следующие за ним.
После атаки. Перевязочный пункт под Плевной. 1881

После взятия Плевны художник совершил в колонне М.Д.Скобелева труднейший зимний переход через Балканы и участвовал в решающем бою за Шипку у деревни Шейново. Десять месяцев Верещагин провел на войне, где с «неподражаемым энтузиазмом», как писал Стасов, «с задыхающейся грудью, со щемящим сердцем наносил на свои путевые холстки и дощечки страшные сцены, проносившиеся перед ним». Эти маленькие эскизы указывали на свободную и раскованную манеру живописного письма, новую для верещагинской техники, без детализации и раскраски по карандашному контуру. В конце войны Верещагин гордо отказался от награждения «золотой шпагой». С 1877 по 1879 год он работал в парижской мастерской с огромной отдачей. Им были написаны около тридцати полотен Балканской серии, среди которых нет ни одной «мирной» жанровой сцены. Три картины: «Перед атакой», «После атаки. (Перевязочный пункт под Плевной») (обе ГТГ) и «Турецкий госпиталь в Плевне» (НОХМ) были созданы в 1881 году, картина «Атака» (ВИМАИВиВС) осталось неоконченной.

 
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878-1879

 Уничижительная сцена «маскарада» с переодеванием в русские мундиры турецких башибузуков («Победители» (1878–1879, НМККГ ), передний план с убитыми бойцами на фоне победоносного проезда М.Д.Скобелева («Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», 1878–1879, ГТГ), бескрайнее степное поле, словно покрывающее золотым саваном мертвых («Побежденные. Панихида». 1877–1879, ГТГ), замерзшие и забытые на снежных вершинах солдаты («На Шипке все спокойно!» 1878–1879. триптих, частная коллекция) — такие темы, «лишенные всякого шовинистического духа», как писал И.С.Тургенев, показывали «все стороны войны: патетическую, уродливую, ужасную…и в особенности психологическую сторону» войны. По мере завершения работы над серией Верещагин начал задумываться о покупателе для Балканской серии, пытаясь вести переговоры с представителями царской семьи и коллекционерами. По признанию самого Верещагина, он не мог отдать «за полцены» работу, «стоящую такого громадного труда и усилия, талантом, деньгами и в особенности здоровьем», стараясь при этом поставить «условия неразрозниваемости на веки веков»6. Великие князья высказывали сомнение, найдут ли понимание подобные «непатриотические» картины в России и не спешили приобретать серию до ее полного завершения7. С Третьяковым, принявшим и купившим туркестанские работы, в этот раз художник разошелся во взглядах на «мировую идею войны»: Третьяков, подобно многим патриотам в России, близких к идеям славянофильства, считал эту войну освободительной, жертвенной и необходимой ради «великой идеи» объединения славянских народов. Объективно соглашаясь с этим, Верещагин, вместе с тем со свойственной ему прямотой отказывался примириться с сотнями «беспощадно искалеченных солдат наших», которые оставались лежать навеки на чужой земле. Он писал, что «ужасный призрак войны» стоял во всеоружии перед ним всю жизнь, в особенности после Балканской кампании, с которым он боялся «схватиться» и оказаться побежденным.
Побежденные. Панихида. 1878-1879

Балканский цикл является самым глубоким по содержанию и художественному воплощению в творчестве художника, это вершина его мастерства, свидетельство зрелости таланта, сравнимое в литературе с эпопеей «Война и мир» Л.Н.Толстого. Во время работы над этой серией окончательно сложилась идейная позиция Верещагина: «Передо мною, как перед художником, война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары — это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады»8.

После колоссального нервного напряжения Верещагин нуждался в отдыхе. В поисках успокоения и «лечения» душевных ран он уезжает на Ближний Восток.

Продолжение следует… 

1 Верещагин В.В. На войне: Воспоминания о Русско-турецкой войне 1877 г. художника В.В.Верещагина. М., 1902. С. 58.

2 П.М.Третьяков – И.Н.Крамскому. 8 сентября 1876. Москва // Переписка И.Н.Крамского: в 2 т. Т.1: И.Н.Крамской и П.М.Третьяков. 1869–1887 / подгот. к печати, примеч. и предисл. С.Н.Гольдштейн. М., 1953. С. 158.

3 Из письма В.В. Верещагина В.В. Стасову от 29.04/11.05.1877// В.В. Верещагин. Избранные письма. М., 1981. С.47. Далее – Избр. письма

4 Из письма В.В. Верещагина – В.В.Стасову от 15/27.07.1877 //Переписка В.В.Верещагина и В.В.Стасова.Т.1. 18741878. М., 1950. С.174-175

5 На войне. В Азии и Европе. Воспоминания художника В.В.Верещагина. М., 1894. С.321-322

6 Избранные письма. С. 86.

7 Избранные письма. С.102

8 В.В. Верещагин – П.М. Третьякову. 3 мая [1879]. Париж // Переписка Верещагина и Третьякова. С.37.

Автор: Светлана Капырина, хранитель музейных предметов 1 категории Отдела живописи второй половины XIX — начала XX века, куратор выставки В.В.Верещагина

tretyakovgallery.blogspot.com

Описание картины Василия Верещагина «Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой» Картины художников

Описание картины Василия Верещагина «Шипка — Шейново. Скобелев под Шипкой»

Ответ:

Картина написана в 1878 году и принадлежит Балканской серии работ художника. Главной идеей полотна становится мысль о том, какой ценой Россия прокладывает себе путь в свободное и независимое будущее. Сюжет картины повествует о событиях, произошедших в 1877 году в горной местности Болгарии между русскими и турецкими войсками.

В данной работе присутствует и жизнь и смерть — две составляющие кровавой войны, на которой художник присутствовал лично. Слева расположилась шеренга солдат, ликующих от победы в сражении. Они подбрасывают вверх шапки и приветствуют конный ряд генерала М. Д. Скобелева, который на своем белом коне мчится вдоль передней линии войска и чествует сумевших отстоять отечественные земли. Однако на переднем плане картины рассыпаны тела погибших, мужественно отдавших

свои жизни за родину. Такая игра эмоций на полотне раскрывает истинное лицо войны, где радость и ликование сопряжены с горечью утрат и жестокости.

Работая над картиной, Верещагин отказался от идеи прославлять конкретную личность, сделав упор на героизм и отвагу русских солдат, до последнего защищающих родные земли от ненасытного врага. Художник не уделяет повышенного внимания отдельным деталям картины, но делает упор на краски и прорисовку некой грани между героями работы. Картина выглядит реалистично, благодаря мастерству Верещагина и его воспоминаниям о том самом дне.

Художник посвятил целую серию работ той кровавой войне, которая считается самой масштабной в истории русско-турецких отношений. Таким образом он обратил внимание на проблему безразличия властей к судьбам простого народа, зачастую встававшего на защиту своих земель вместе с опытными воинами. Сегодня эту и многие другие работы Верещагина можно увидеть в Государственном Русском музее.


Прислал: Суханова Анна . 2017-10-08 22:25:59

opisanie-kartin.iusite.ru

Сочинение по картине В.В. Верещагина «Шипка—Шейново. Скобелев под Шипкой»

     Эта картина была написана в 1878 году, отнести ее можно к Балканскому циклу написанных картин. В ней художник нам показывает ценность победы русской армии над врагом в русско-турецкой войне в горах Болгарии.

     На картине нарисован парад у поселений Шейново и Шипка 1877 года, этот парад был организован в честь победы русских над турками. Верещагин был очевидцем этого события. На полотне изображена длинная колонна русских солдат, вдоль которых, мчатся всадники. Ведет свиту на белого цвета коне Генерал Скобелев. Его рука поднята вверх, этим жестом он будто поздравляет воинов с победой. В ответ на жест, армия кричит протяжное «ура», и бросает вверх свои солдатские фуражки.

     Передний план картины показан нам заснеженным полем, на котором лежат погибшие тела солдат. На мой взгляд, художник специально показывает нам убитых, что бы мы могли прочувствовать весь трагизм атмосферы. Именно через этот контраст счастья от победы, и трупов убитых солдат, мы должны осмыслить ценность человеческой жизни. А может быть, Верещагин хотел показать нам патриотизм убитых солдат, что они сражались за родину и стояли против врага на смерть. Картина очень реалистично передает все событие. Очень жизненно изображение войны.

     Хочется отметит, что Верещагин не прославляет воинов оставшихся в живых, а показывает в общем простых солдат, их самоотверженность и героизм, будто напоминает нам, что благодаря им у нас есть все наши просторы и дали. Мне очень понравилась картина этого художника. Она заставила стать гордыми за нашу армию, за простых людей, и с сочувствием и сопереживанием отнестись к тем, кто на этой войне погиб. Ни одна война, не стоит таких жертв и смертей. Каждая потеря для русской армии большая трагедия, потому что каждый воин, каждый солдат ценен, и равен перед остальными.

Понравилось сочинение? Тогда Вам будут интересны ещё эти:

isoch.ru

Сочиненин по картине Верещагина “Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой”

Эта картина была написана в 1878 году, отнести ее можно к Балканскому циклу написанных картин.
В ней художник нам показывает ценность победы русской армии над врагом в русско-турецкой войне в горах Болгарии.

На картине нарисован парад у поселений Шейново и Шипка 1877 года, этот парад был организован в честь победы русских над турками.
Верещагин был очевидцем этого события.
На полотне изображена длинная колонна русских солдат, вдоль которых, мчатся всадники.
Ведет свиту на белого цвета коне Генерал Скобелев.
Его рука поднята

вверх, этим жестом он будто поздравляет воинов с победой.
В ответ на жест, армия кричит протяжное “ура”, и бросает вверх свои солдатские фуражки.

Передний план картины показан нам заснеженным полем, на котором лежат погибшие тела солдат.
На мой взгляд, художник специально показывает нам убитых, что бы мы могли прочувствовать весь трагизм атмосферы.
Именно через этот контраст счастья от победы, и трупов убитых солдат, мы должны осмыслить ценность человеческой жизни.
А может быть, Верещагин хотел показать нам патриотизм убитых солдат, что они сражались за родину и стояли против врага на смерть.

/> Картина очень реалистично передает все событие.
Очень жизненно изображение войны.

Хочется отметит, что Верещагин не прославляет воинов оставшихся в живых, а показывает в общем простых солдат, их самоотверженность и героизм, будто напоминает нам, что благодаря им у нас есть все наши просторы и дали.
Мне очень понравилась картина этого художника.
Она заставила стать гордыми за нашу армию, за простых людей, и с сочувствием и сопереживанием отнестись к тем, кто на этой войне погиб.
Ни одна война, не стоит таких жертв и смертей.
Каждая потеря для русской армии большая трагедия, потому что каждый воин, каждый солдат ценен, и равен перед остальными.

goldsoch.info

Описание картины Василия Верещагина «Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой)»

Полотно «Скобелев над Шипкой» считается исторической картиной, которая несёт в себе глубокий смысл. Верещагин создал целый цикл, посвящённый баталиям балканской кампании. Это была одна из жесточайших войн за всю историю между русской и турецкой армии в горах Болгарии. Кровопролитие было основано на жестокости властей на Апрельском восстании. Именно тогда люди узнали о бедственном положении христиан находящихся под властью султана Османской Империи.

Верещагин, как участник событий, воссоздал тот день, когда наши силы с доблестной победой входили в город. На заднем плане изображен целый парад у деревень Шипки и Шестнова. Шапки подкинуты вверх по традиции, на лицах гордость и радость за одержанную с трудом победу. Так и слышится зрителю громкое «Ура!» из уст всех людей. А впереди всех мчится на белоснежном коне генерал М.Д. Скобелев, поздравляющий взмахом руки всех своих воинов с победой в сражении.

Но война не может проходить без жертв. В центре картины – заснеженное поле с множеством погибших солдат, изогнувшиеся в причудливых формах. Верещагин как бы говорит, что победа даётся слишком дорогой ценой. Радость и горе идут всегда в одну ногу в таких событиях.

Композиция картины не кажется навязчивой, наоборот она естественна и понятна всем. Краски между собой гармоничны, не смешиваются и дополняют друг друга, а главное – не используются ядовитые тона, давящие на человека, не давая полностью понять всю ситуацию сюжета. Не детализируя, художник добивается невероятно четкого понимания со стороны зрителя, который может сам спокойно догадаться и достроить недостающие детали.

Полотно «Шипка-Шестново. Скобелев над Шипкой» показывает настоящих героев войны, которые проливали кровь за родину, жертвуя своими жизнями. Здесь не важны ни чины, ни звание – лишь только мужество, отвага и честь солдата.

Описание картины Василия Верещагина «Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой)» | источник


sochinenie-o.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *