Содержание

Синоби-кэн / Синоби-гатана/ Меч ниндзя — Мастерская «Зброевы фальварак»

Одноручные, двуручные, полутораручные мечи (cталь)

7 лет ago

Janberg

Что представляет собой меч ниндзясиноби-кэн» «синоби-гатана«)?

Ответ на данный вопрос найти сложно из-за большего количества мистификаций внесенных киноиндустрией в образ меча ниндзя. Однако мы постараемся дать ясный ответ на данный вопрос и вместе с тем описать сделанный нами меч. Для ответа мы обратимся к монографии Валерия Хорева «Японский меч. Десять веков совершенства» 2003 года. Откуда мы приведем отрывок, в котором раскрывается тема: меч ниндзя — «синоби-кэн» или «синоби-гатана»:
В. Хорев, пишет:
«Нельзя прервать беседу о японском оружии, не коснувшись весьма специфической и даже щекотливой темы — оружия ниндзя. В данном случаи нас не интересует вся масса их зловещих приспособлений, но пресловутый «синоби-кэн» или «синоби-гатана» достоин особого рассказа. Любой мальчишка от мыса Горн до заполярного Тикси сегодня знает, — как выглядит этот предмет — не очень длинный прямой клинок, квадратная цуба и черная рукоятка с набором ядов и иголок внутри. Разумеется, цубу метали как сякэн, а через трубчатые ножны дышали под водой и плевались отравленными шипами. Ночные демоны победоносно сражались с неуклюжими самураями. Сокрушали их примитивную технику необоримыми приемами с использованием обратного хвата, ставшего визитной карточкой голливудских лазутчиков. Носили же сей предмет за спиной, и рукоятка торчала над правым плечом, точно знамя победы:
В сувенирных магазинах каждый может увидеть или купить дивный, почти натуральный «меч ниндзя», которому позавидовал бы и сам Хаттори Ханзо. Но берегись! Разочарование подстерегает нас, как эти самые ниндзя, чтобы сбросить с лазурных высот в серую прозу жизни. Все просто подобных мечей настоящее ниндзюцу не знало. То есть абсолютно. Вот что пишет о шпионских мечах А.Горбылев («Когти невидимок». Минск 1999 г. ), ссылаясь в свою очередь, на фундаментальную работу Нава Юимо «Хиссе-но хэйхо. Ниндзюцу-но кэнкю » (Всепобеждающее воинское искусство. Исследование ниндзюцу». Токио, 1972 г.):
«Рукоять была цельнометаллической. Ее оплетали шнуром черного цвета. В отличие от стандартных мечей, под оплетку не закладывали мэнуки. Цуба была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывали черным лакам, либо сначала обтягивали кожей. Никаких украшений на них не было, зато наконец надевали отточенную железную головку кодзири. В скобу куригата вдевали более длинный, чем обычно, — до 3.6 метров — шнур сагэо, сам клинок же был относительно коротким. И все, нив музее ниндзюцу в Ига Уэно, ни в усадьбе ниндзя-ясики в городе Конан нет прямых клинков. Прямые мечи ниндзя не описаны ни в работах историков, ни в энциклопедиях по традиционному оружию, ни в справочниках по мечам. Иными словами, такие мечи — выдумка кинематографистов».
Если дать себе труд задуматься и реально взглянуть на вещи, тотчас становится понятно абсурдность самой идеи некого особого меча, потому что первый и последний закон «невидимок» — невидимость. Разумеется, не в оптическом, а житейском смысле. То есть шпион и убийца ничем не должен, отличаться от человека толпы. Либо он самурай, либо торговец, либо еще кто-то, но никакие броские, экстравагантные детали облика просто недопустимы. Набор специальных орудий ремесла представлен образцами потайными, малогабаритными и универсальными. Но меч невозможно скрыть от остых глаз, обладателем которых сплошь и рядом мог оказаться тертый контрразведчик, «охотник за шпионами», поэтому чисто внешне он был копией рядовой катаны:
Если говорить о клинке, тот, как правило, был немного толще и короче обычного. Длинным мечом неудобно работать в тесноте замковых коридоров, с ним трудно и шумно продираться через дымоходы и заросли, и так далее. Более же толстая полоса обладала повышенным весом и соответственно большой мощью и ее прочность позволяла при необходимости орудовать мечом как рычагом. Изящество в данном случаи не уместно. Одни утверждают, что ниндзя в силу своей нищеты довольствовались лишь грубыми самоделками из плохого железа, другие же (в основном российские) знатоки воспевают недостигаемую прочностные и рубящие свойства магической стали. Как ни странно, ближе с истине как раз последние, ибо взгляд на средневековых шпионов как на оборванцев и отщепенцев в корне ошибочен. Нельзя противопоставлять ниндзя и самураев, поскольку девять шпионов из десяти, являются буси по рождению. Самурай — сословная принадлежность, лазутчик профессия или хобби. Денег на оплату труда известных кузнецов, как и собственно мастеров, у ниндзя хватало. Если для срочной операции требовался некий специальный клинок, он мог быть сделан на скорую руку, просто и крепко, без всяких металлургических изысков. И также просто его бросали при малейшей необходимости, если железяка мешала бежать, плыть или полсти, спасаясь от погони. Рассуждение о том, что разные кланы окрашивали клинки в строго определенные цвета, подобно бреду. Если вспомнить ужасное обыкновение ниндзя уродовать при поимке лицо для лишения противника возможности индефикации, то наличие, скажем, синего клинка школы Тогакура-рю равноценно подписи «здесь был Вася». До сих пор ни найдено, ни одного крашенного или вороненого меча, и самое большое, что могли проделывать ночные проныры непосредственно перед акцией — это коптить над пламенем блестящие фрагменты снаряжения (те же клинки) для гашения предательских бликов.
Итак, внешне «синоби-гатана» в точности походила на оружие простого война, но ее анатомия обеспечивала много задач:
Поскольку ножны были длиннее клинка, их нижняя полость вмещала разные знатные штуки — шипы, яды, украденные документы и т.д. Рукоятка также могла служить контейнером. Шнуром сагэо связывали «языка», крепили качели для подвески на дереве, вытягивали грузы или устраивали с его помощью ловушку. Через ножны действительно дышали под водой и плевали иголками, но цубу, ни в кого не метали. Оно вообще не была съемной, хотя квадратная форма, толщина до 5 мм и относительно большой размер — истинная правда. Дело в том, что цубу часто использовали в качестве ступеньки, приставив меч к высокой стене. Но никогда она не походила на бубновый туз с острыми углами, напротив, углы скруглялись в полном соответствии с традицией. Вообще внешний вид цубы находился в строгих рамках правил, а квадратных изделий мастера выпускали не мало.
Что касается прямых клинков, то ниндзя широко использовали их, как и остальное население Японии, в качестве потайного оружия, скрытого в бамбуковой палке, посохе, шесте, рукоятки носилок. Тот, кто смотрел сериал о похождении слепого массажиста Зато Ичи, помнят его смертельный меч в клюке. Кстати, обходился он как раз обратным хватом, который вовсе не был привилегией «невидимок», а всего лишь равноправным и общедоступным способом фехтования. Поскольку ниндзя часто резались в закрытых помещениях и иных тесных местах, они, естественно, предпочитали этот компактный стиль.
И, наконец, о мече за спиной. Как известно, так носили огромные полевые «но-то»(«нотати»). Именно носили, не дерзая при этом кувыркаться или шнырять по кустам. Висевший сзади меч довольно трудно выхватить, а вкладывать обратно еще хуже. Если рукоятка торчит над правым плечом, длины руки может не хватить. Таким образом, будет гораздо правильнее считать, что ниндзя забрасывали свои мечи за спину, только когда им предстояло полсти по земле или карабкаться на стену, но располагали их рукояткой влево».
Мы сделали стилизацию этого оружия, лезвие сделав согласно канонам кинематографа прямым, а рукоять и клинок повышенной прочности. Клинок получился более массивным и тяжелым.

Синоби-кэн / Синоби-гатана/ Меч ниндзяСиноби-кэн / Синоби-гатана/ Меч ниндзя

Цуба:

массивная цуба, сталь 3, квадрат со стороной 8 см, толщина 6 мм, могла использоваться как опора для ноги. в случаи необходимости преодолеть забор

Навешие:

отсутствует

Рукоять:

общая длина рукояти: 23 см.

Лезвие:

сталь 65Г, толщина 6 мм, толщина режущей кромки 2 мм, твёрдость 55 единиц, длина лезвия 75 см

Клинок:

Общая длина клинка 98,5 см.
Баланс: 16 см от рукояти.

Вес:

1,6 кг

Особенности:

режущая кромка клинка сведёна до 4 мм – имитация односторонней заточки, лезвие отполировано

Варианты японского меча — катана от мастерской ZF:

Катаны от мастерской ZF: сталь, дюраль, фанера

Дополнительно: варианты травления набора рукояти: гарды и навершия

Купить меч у ремесленников мастерской «Зброевы фальварак»


Tags: Катана, Япония

Комитет Контроля — Меч ниндзя (синоби-гатана; ниндзя-то).

Меч ниндзя (синоби-гатана; ниндзя-то).

Авторы//Карта и правила//Спасибы

Холодное оружие

Новости
Дополнения
Библиотека
История
Творчество
Реальность
Архив
Форум
Гостевая
Ссылки

Сайт родился
15/01/2003

Меч ниндзя — один из самых любопытных предметов в арсенале японских . И дело даже не в особой хитроумности его устройства — с этой стороны как раз все просто, а в том огромном количестве нелепиц и лжи, которое в настоящее время сообщается о нем в многочисленных популярных изданиях. Что же реально представлял собой этот загадочный меч ниндзя-то?

Hа основе дошедших до наших дней образцов этого оружия, Hава Юмио описывает синоби-гатану следующим образом.

Рукоять меча (цука) ниндзя была цельнометаллической. Ее оплетали шнуром черного цвета. В отличие от стандартных мечей, в оплетку рукояти синоби-гатаны не вплеталось украшение мэнуки. Гарда у ниндзя-то была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывались черным лаком, либо сначала обтягивались кожей и лишь затем крылись лаком. Hикаких украшений на них обычно не было. Hа конец ножен надевалась отточенная железная головка кодзири. Для прочности ножны охватывались одним металлическим кольцом. К специальному выступу с отверстием на ножнах куригата крепился более длинный, чем обычно, шнур сагэо — около 3,6 метров. Сам клинок обычно был относительно коротким.

И все. Hичего не заметили? Здесь нет ни слова о том, что меч был прямым! Действительно, ни в музее нин-дзюцу в Ига Уэно, ни в ниндзя-ясики в г. Конан я таких мечей не видел. Кроме того, прямые мечи ниндзя-то не описаны ни в работах японских историков нин-дзюцу, ни в японских же энциклопедиях по традиционному оружию, ни в справочниках по мечам.

Судя по всему, прямые ниндзя-то — выдумка режиссеров боевиков. И если кто-то попытается демонстрировать вам с прямым мечом в руках, можете быть уверены — перед вами жулик. И никакие утверждения вроде: , — здесь не проходят. Как не проходят и объяснения, что ниндзя не имели возможности изготовить или купить качественный меч и потому делали свои мечи прямыми и довольно грубыми. Hет. Hиндзя ценили качественное оружие не меньше самураев, да и средств у них на его приобретение вполне хватало. Кроме того, у прямого меча по сравнению с обычной катаной очень много недостатков в бою.

Главной особенностью шпионского меча была его функциональность. Для того чтобы ножны ниндзя-то (сая) не привлекали к себе внимание нескромных глаз, их делали очень простыми, лишенными всякой красивости, но прочными, чтобы их можно было использовать в качестве дубинки или как подвесной насест при длительном наблюдении за врагом. Hередко ножны были сантиметров на десять длиннее клинка. В образовавшуюся пустоту помещали различные мелкие предметы: бо-сюрикэны, секретные документы, ослепляющий порошок и т. д. У некоторых образцов наконечник ножен (кодзири) снимался, благодаря чему ножны можно было использовать как духовое ружье для стрельбы отравленными иголками или как трубку для дыхания под водой.

Более длинный, чем обычно, шнур сагэо также давал лазутчику массу преимуществ. Его использовали для связывания, устройства ловушек и т.д. и т.п. Синоби даже кодифицировали так называемые — сагэо сити-дзюцу, о которых подробнее будет говориться далее.

Гарда (цуба) синоби-гатаны, как уже говорилось, была квадратной со стороной около 8-10 см и толщиной около 5 мм. Такая простая форма лучше соответствовала специфике работы ниндзя, использовавших гарду как ступеньку при влезании. Кроме того, большой квадратной гардой с заточенными краями и углами можно было располосовать лицо противника в ближнем бою, а стальным набалдашником ножен кодзири пробить ему грудную клетку или выбить глаз. Правда, такие необычные гарда и кодзири не могли не бросаться в глаза и должны были постоянно привлекать к себе внимание.

Hава Юмио указывает, что акулья кожа, которой отделывались рукояти японских мечей, при попадании на нее воды сильно разбухает, и мечом становится пользоваться неудобно. Поэтому для защиты от воды ниндзя покрывали акулью кожу лаком (такие образцы мечей действительно встречаются в коллекциях), а сверху закрывали еще и оленьей кожей, которая от воды, наоборот, сжимается, и обматывали нитью.

Мечи ниндзя, как правило, были относительно короткими, так как длинный меч является обузой во время разведывательных операций, когда надо продираться сквозь буераки и буреломы, лазить по деревьям и стенам. Длина клинка синоби-гатаны, судя по сохранившимся образцам, колебалась в пределах от 42,5 см до 54,5 см. При этом клинок был относительно толстым и широким и обладал прекрасными рубяще-режущими качествами.

В отличие от стандартных мечей, которыми пользовались обычные самураи, на клинке синоби-гатаны как правило не было ни желоба для стока крови, ни гравировки, так как гравированный меч легче поддается ржавчине при попадании на него воды (а ниндзя, как известно, то и дело приходилось форсировать реки, рвы, действовать под проливным дождем), а меч со стоком при рубке издает характерный свист, который может выдать синоби врагу.

Хочется отметить один любопытный факт. В западной и отечественной литературе почему-то модно описывать ниндзя-то не по сохранившимся подлинникам, а по испанским подделкам-имитациям. Вот как описывает синоби-гатану уже поминавшийся в этой главе Валерий Момот:

* В современных модификациях ниндзя-то под гардой очень часто имеется фиксатор для закрепления двух тонких сякэнов (метательных звезд):

* За гасира (правильнее касира — прим. автора) в рукояти меча ниндзя чаще всего скрывался еще один тайник, в котором воин-тень мог носить ослепляющую смесь или порох, яды, лекарства и т. п. Гасира в ниндзя-то не служит для укрепления шнура, а является крышкой для полости в цука, удерживающейся в рукояти за счет двух распирающих изнутри упругих пластинок>.

Выглядит это описание, конечно, колоритно, но отражает оно не реальную историческую традицию японских средневековых лазутчиков-диверсантов (по крайней мере, ничего подобного не описывает ни один из японских специалистов), а технические находки испанских дизайнеров, воплощенные в , которыми сейчас завалены магазины в Москве и других крупных городах стран СHГ.

ДОБАВОЧКА:

Нельзя прервать беседу о японском оружии, не коснувшись весьма специфической и даже щекотливой темы — оружия ниндзя. В данном случае нас не интересует вся масса их зловещих приспособлений, но пресловутый «синоби-кэн» (или «синоби-гатана») достоин особого рассказа. Любой мальчишка от мыса Горн до заполярного Тикси сегодня знает, как выглядит этот предмет — не очень длинный прямой клинок, квадратная цуба и черная рукоять с набором ядов и иголок внутри. Разумеется, цубу метали, как сякэн, а через трубчатые ножны дышали под водой и плевались отравленными шипами. Ночные демоны победоносно сражались с неуклюжими самураями, сокрушая их примитивную технику необоримыми приемами с использованием «обратного» хвата, ставшего визитной карточкой голливудских лазутчиков. Носили же сей предмет за спиной, и рукоятка торчала над правым плечом, точно знамя победы:

В сувенирных магазинах каждый может увидеть или купить дивный, почти натуральный «меч ниндзя», какому позавидовал бы и сам Хаттори Ханзо. Но берегитесь! Разочарование подстерегает нас, как эти самые ниндзя, чтобы сбросить с лазурных высот в серую прозу жизни. Всё просто — подобных мечей настоящее ниндзюцу не знало. То есть абсолютно. Вот что пишет о шпионских мечах А. Горбылев («Когти невидимок». Минск, 1999 г.), ссылаясь, в свою очередь, на фундаментальную работу Нава Юимо «Хиссё-но хэйхо. Ниндзюцу-но кэнкю» («Всепобеждающее военное искусство. Исследования ниндзюцу». Токио, 1972 г.):

«Рукоять была цельнометаллической. Её оплетали шнуром черного цвета. В отличие от стандартных мечей, под оплетку не закладывали мэнуки. Цуба была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывали черным лаком, либо сначала обтягивали кожей. Никаких украшений на них не было, зато на конец надевали отточенную железную головку кодзири. В скобу куригата вдевали более длинный, чем обычно, — до 3,6 м — шнур сагэо, сам же клинок был относительно коротким. И всё! Ни в музее ниндзюцу в Ига Уэно, ни в усадьбе ниндзя-ясики в городе Конан нет прямых клинков. Прямые мечи ниндзя не описаны ни в работах историков, ни в энциклопедиях по традиционному оружию, ни в справочниках по мечам. Иными словами, такие мечи — выдумка кинематографистов».

Если дать себе труд задуматься и реально взглянуть на вещи, тотчас становится понятна абсурдность самой идеи некоего особого меча, потому что первый и последний закон «невидимок» — невидимость. Разумеется, не в оптическом, а в житейском смысле. То есть шпион и убийца ничем не должен отличаться от человека толпы. Либо он самурай, либо торговец, либо еще кто-то, но никакие броские, экстравагантные детали облика просто недопустимы. Набор специальных орудий ремесла представлен образцами потайными, малогабаритными и универсальными. Но меч невозможно скрыть от острых глаз, обладателем которых сплошь и рядом мог оказаться тертый контрразведчик, «охотник за шпионами», поэтому чисто внешне он был копией рядовой катаны:

Если говорить о клинке, тот, как правило, был немного короче и толще обычного.

Длинным мечом неудобно работать в тесноте замковых коридоров, с ним трудно и шумно продираться через дымоходы и заросли, и так далее. Более же толстая полоса обладала повышенным весом и соответственно большей мощью, а её прочность позволяла при необходимости орудовать мечом как рычагом. Изящество в данном случае неуместно. Далее — существуют разногласия относительно качества этих мечей. Одни утверждают, что ниндзя в силу своей нищеты довольствовались грубыми самоделками из плохого железа, другие же (в основном российские) знатоки воспевают недосягаемые прочностные и рубящие свойства магической стали. Как ни странно, ближе к истине как раз последние, ибо взгляд на средневековых шпионов как на оборванцев и отщепенцев в корне ошибочен. Нельзя противопоставлять ниндзя и самураев, поскольку девять шпионов из десяти являлись буси по рождению. Самурай — сословная принадлежность, лазутчик — профессия или хобби. Денег на оплату труда известных кузнецов, как и собственных мастеров, у ниндзя хватало. Если для срочной операции требовался некий специальный клинок, он мог быть сделан на скорую руку, просто и крепко, без всяких металлургических изысков. И так же просто его бросали при малейшей необходимости, если железяка мешала бежать, плыть или ползти, спасаясь от погони. Рассуждения о том, что разные кланы окрашивали клинки в строго определенные цвета, подобны бреду. Если вспомнить ужасное обыкновение ниндзя уродовать при поимке лицо для лишения противника возможности идентификации, то наличие, скажем, синего клинка школы Тогакурэ-рю (интересно, где некоторые авторы черпают подобные сведения?) равноценно подписи «здесь был Вася». До сих пор не найдено ни одного крашеного или вороненого меча, и самое большее, что могли проделывать ночные проныры непосредственно перед акцией — это коптить над пламенем блестящие фрагменты снаряжения (те же клинки) для гашения предательских бликов.

Итак, внешне «синоби-гатана» в точности походила на оружие простого воина, но её анатомия обеспечивала много задач:

Поскольку ножны были длиннее клинка, их нижняя полость вмещала разные занятные штуки — шипы, яды, украденные документы и т. д. Рукоятка также могла служить контейнером. Шнуром сагэо связывали «языка», крепили «качели» для подвески на дереве, вытягивали грузы или устраивали с его помощью ловушки. Через ножны действительно дышали под водой и плевались иголками, но цубу ни в кого не метали. Она вообще не была съемной, хотя квадратная форма, толщина до 5 мм и относительно большой размер — истинная правда. Дело в том, что цубу часто использовали в качестве ступеньки, прислонив меч к высокой стене. Но никогда она не походила на бубновый туз с острыми углами, напротив, углы скруглялись в полном соответствии с традицией. Вообще внешний вид цубы находился в строгих рамках правил, а квадратных изделий мастера выпускали немало, так что прохиндей и тут не вызывал подозрений.

Что касается прямых клинков, то ниндзя широко использовали их, как и остальное население Японии, в качестве потайного оружия, скрытого в бамбуковой палке, посохе, шесте, рукоятке носилок. Тот, кто смотрел сериал о похождениях слепого массажиста Зато Ичи, помнят его смертоносный меч в клюке. Кстати, обходился он как раз обратным хватом, каковой вовсе не был привилегией «невидимок», а всего лишь равноправным и общедоступным способом фехтования. Поскольку ниндзя часто резались в закрытых помещениях и иных тесных местах, они, естественно, предпочитали этот компактный стиль, вовсе не задумываясь о грядущей киногеничности.

И, наконец, о мече за спиной. Как известно, так носили огромные полевые «но-то» («но-тати»). Именно «носили», не дерзая при этом кувыркаться или шнырять по кустам. Если вы приторочите на спину палку с острой квадратной поперечиной, то любая попытка проскользнуть в узкое место или совершить акробатический номер закончится плачевно. Висящий сзади меч довольно трудно выхватывать (раскрываясь притом, как упавший на спину жук), а вкладывать обратно еще хуже. Если рукоятка торчит над правым плечом, длины руки может не хватить. Таким образом, будет гораздо правильнее считать, что ниндзя забрасывали свои мечи за спину, только когда им предстояло ползти по земле или карабкаться на стену, но располагали их рукояткой

С мира по нитке.

Японский меч: виды, названия, описание

Наверное, ни один вид оружия, неважно, холодного или огнестрельного, не является таким воплощением совершенства, как японский меч. Благородство и несгибаемый воинский дух так же четко выражены в нем, как превосходные рубящие и режущие свойства. Возможно, именно поэтому все чаще на экранах мелькают герои кино, вооруженные японскими мечами либо мечами, выполненными «в стиле японских», достаточно вспомнить героев Кристофера Ламберта («Горец», «Травля»), Кристиана Бейла («Эквилибриум»), Миллы Йоввович («Обитель Зла», «Ультрафиолет»). Однако часто незнание основ становится поводом для досадных ошибок, которых вполне можно было избежать – все мы видели прямые мечи ниндзя-то в кино. Об этих основах и пойдет речь. Хочу лишь предупредить, что в этой статье не будет излишнего злоупотребления японскими терминами, так как они представляют интерес лишь для небольшого круга специалистов.

При словах «японский меч» перед мысленным взором не слишком искушенного человека предстает вполне определенный предмет – двуручное оружие со слегка изогнутым клинком, небольшой круглой гардой и длинной рукоятью с характерной оплеткой. Интересно, что в японском языке словосочетание «нихон-то» (японский меч) включает в себя не только мечи, как таковые, но и различные ножи, алебарды и прочее. Причем есть разделение на оружие с изогнутым клинком («то») и прямым («кэн»). Уже поэтому знаменитый меч ниндзя-то, который мы видим в кино, не может быть прямым, поскольку в названии присутствует элемент «то». Впрочем, не будем углубляться в эти тонкости и обратимся собственно к предмету статьи.

Катана

Катана – именно то оружие, которое ассоциируется у большинства с японским мечом. По сути, катана представляла собой оружие пешего самурая невысокого ранга. Носили его за поясом с левой стороны, заткнув за пояс и дополнительно зафиксировав шнуром «сагэо». Длина рукояти редко когда превышает 30 сантиметров, но никогда не короче 20-25 сантиметров. Длина клинка составляет около 70-75 сантиметров. Разумеется, эти цифры довольно условны, поскольку традиционно меч катана (как, впрочем, и другие виды мечей) выковывался для конкретного владельца с учетом его физических данных, как рост, длина рук и так далее. Внешний вид катаны является воплощением скромности, которой должен обладать воин. Чаще всего единственным украшением является традиционное для японского оружия «менуки», которое укрепляется под оплетку рукояти.

Тати

Не в пример катане, тати является образцом роскоши и великолепия. Принято считать, что изначально тати была оружием конного самурая, отсюда и ее главные отличия от катаны – большая длина, значительно более сильный изгиб для удобства рубящих ударов с коня. Традиционно тати носили слева у пояса, подвешивая на шнуре «сагэо» почти горизонтально. Надо отметить, этот способ куда удобнее принятого в Европе, где меч чуть ли не волочился по земле, затрудняя владельцу ходьбу и вызывая необходимость контролировать эфес левой рукой. Существовали также огромные «но-тати», которыми пехотинцы могли рубить всадников с земли. Носить этих чудовищ за поясом было бы крайне неудобно, поэтому их клали на плечо. В отличие от катаны, рукоятки тати не всегда оплетались шнурами, встречались и экземпляры, у которых рукоять была обтянута акульей кожей. К сожалению, позже, во времена Токугава, тати утратила свое боевое значение, став предметом придворного костюма, откуда и пошла подчас вызывающая роскошь убранства ножен и рукояти. Доходило даже до абсурда, когда внешнее великолепие золота, драгоценных камней и лака скрывало паршивый клинок из обычного сырого железа.

Вакидзаси

Вакидзаси (короткий меч) чаще всего применялся, как вспомогательное оружие в паре с катаной. На японских гравюрах и рисунках можно увидеть воина, за поясом которого два меча – длинный и короткий. Длина клинка вакидзаси колеблется в районе 60 сантиметров, длина рукояти составляет примерно 20 сантиметров, принципиальных же отличий от катаны, кроме размеров, у него нет. Впрочем, из всего сказанного не стоит делать вывод, что вакидзаси не мог применяться в качестве самостоятельного оружия. Обучение владению малым мечом проходили даже женщины из знатных родов, чему есть масса подтверждений в японских хрониках. Интересно, что носить вакидзаси (в отличие от тех же катаны и тати) могли не только самураи, но и старосты, торговцы и ремесленники (данное правило не распространялось на Окинаву). Другой особенностью короткого меча было то, что его ношение разрешалось повсеместно, вплоть до дворца сегуна, тогда как длинный меч положено было сдать при входе.

Танто

Японский нож «танто» представляет собой весьма внушительное оружие с длиной клинка до 30 сантиметров, в декор которого включены все обязательные для мечей элементы – менуки, оплетку рукояти, круглую гарду. Кроме того, понятие «японский нож» включает в себя хамидаси, почти полный аналог танто, лишенный гарды, айкути, прямой нож чаще всего с деревянной рукояткой, и многие другие разновидности, которые останутся за рамками данной статьи.

Синоби-гатана

Ниндзя-то или синоби-гатана. Знаменитый благодаря кинематографу меч ниндзя, подлинную суть которого неискушенному человеку трудно понять из-за массы подделок и заблуждений. Чтобы понять абсурдность мысли о каком-то особом мече ниндзя, достаточно представить себе условия, в которых приходилось «работать» этим воинам, одним из которых является необходимость быть «как все», ничем не выделяться.  

Соответственно, и меч должен был выглядеть, как обычный короткий меч, причем без всяких особых украшений и, тем более, тайных знаков. Единственное, что могли себе позволить оружейники ниндзя – квадратные гарды, которые удобно было использовать в качестве ступеньки, чтобы влезть на стену или дерево. Клинок такого меча был толще, рукоять могла не иметь оплетки, а просто обтягиваться кожей. Шнур сагэо обычно был длиннее, чем обычный, порой он достигал трех с половиной метров. Носили такой меч точно также, как и обычный – за поясом. Привычное поклоннику боевиков положение за плечами меч занимал лишь в случае необходимости куда-то лезть или ползти.

Похожие статьи:

  • Пластунский нож
  • Кинжал
  • Мачете
  • Финка НКВД
  • Финка НКВД разборная
  • Медвежий нож
  • Нож КАБАР
  • Холодное оружие. Что говорит закон?

Шиноби-кен / Шиноби-гатана / Меч ниндзя

Что такое меч ниндзя («шиноби-кен» «шиноби-гатана»)?

Ответ на этот вопрос найти сложно из-за большего количества мистификаций, привнесенных киноиндустрией в образ меча ниндзя. Однако мы постараемся дать четкий ответ на этот вопрос и заодно опишем изготовленный нами меч. За ответом обратимся к монографии Валерия Хорева «Японский меч. Десять веков превосходства» 2003. Где приведем отрывок, в котором раскрывается тема: меч ниндзя — «шиноби-кен» или «шиноби-гатана»:
В. Хорев, пишет:

«Нельзя прерывать разговор о японском оружии, не коснувшись вполне конкретной и даже деликатной темы — оружия ниндзя. В данном случае нас не интересует вся масса их зловещих устройств, а вот пресловутые «шиноби-кен» или «шиноби-гатана» заслуживают особого рассказа. Любой мальчишка от мыса Горн до полярного Тикси сегодня знает, как выглядит этот предмет — не очень длинный прямой клинок, квадратная цуба и черная рукоятка с набором ядов и игл внутри. Конечно, цубу метали, как шакэн, а через трубчатые ножны дышали под водой и плевали на ядовитые шипы. Ночные демоны триумфально сразились с неуклюжими самураями. Свою примитивную технику они задавили незаменимыми приемами с использованием обратного хвата, ставшего визитной карточкой голливудских скаутов. Они носили этот предмет за спиной, а рукоять торчала из-за правого плеча, как знамя победы:
В сувенирных лавках каждый может увидеть или купить чудесный, почти натуральный «меч ниндзя», которому позавидовал бы и сам Хаттори Ханзо. Но будьте осторожны! Разочарование подстерегает нас, как этих самых ниндзя, чтобы бросить с лазурных высот в серую прозу жизни. Всех настоящих ниндзюцу просто не знали. Это абсолютно. Вот что пишет о шпионских мечах А. Горбылев («Когти невидимки». Минск 1999), ссылаясь, в свою очередь, на фундаментальный труд Нава Йимо «Хиссэ но хэйхо. Ниндзюцу-но кэнкю» (Всепобеждающее боевое искусство. Изучение ниндзюцу. Токио, 1972):
«Рукоть была цельнометаллическая. Она была оплетена черным шнуром. В отличие от стандартных мечей, менуки не закладывались под косу. Цуба была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывались черными лаками, либо сначала обтягивались кожей. На них не было никаких украшений, но наконец надели отточенную железную голову кодзири. На дужке кагегата был продет длиннее обычного — до 3,6 метра — шнур шалфея, само лезвие было сравнительно коротким. И все, прямых клинков нет ни в Музее ниндзюцу в Ига Уэно, ни в Усадьбе ниндзя Яшики в городе Конан. Непосредственно мечи ниндзя не описаны ни в трудах историков, ни в энциклопедиях по традиционному оружию, ни в руководствах по фехтованию. Другими словами, такие мечи — изобретение кинематографистов.

Если дать себе труд подумать и реально посмотреть на вещи, сразу станет ясна абсурдность самой идеи некоего особого меча, ибо первый и последний закон «невидимости» есть невидимость. Конечно, не в оптическом, а в бытовом смысле. То есть шпион и убийца не должны отличаться от человека в толпе. То ли он самурай, то ли торговец, то ли еще кто, но никакие броские, экстравагантные детали внешности просто недопустимы. Набор специальных ремесленных инструментов представлен секретными, малогабаритными и универсальными образцами. Но от посторонних глаз не утаишь меч, обладателем которого мог быть тертый контрразведчик, «охотник за шпионами», а потому внешне он был копией обычной катаны:

Шиноби-кен / Шиноби-гатана / Меч ниндзя


Если говорить о клинке, то он, как правило, был немного толще и короче обычного. Длинным мечом неудобно работать в тесных замковых коридорах, трудно и шумно пробираться сквозь трубы и заросли и так далее. Более толстая полоса имела повышенный вес и соответственно большую мощность, а ее прочность позволяла в случае необходимости орудовать мечом как рычагом. Благодать в данном случае не уместна. Одни утверждают, что ниндзя из-за своей бедности довольствовались лишь грубыми самоделками из плохого железа, другие же (преимущественно российские) специалисты восхваляют недосягаемую прочность и рубящие свойства волшебной стали. Как ни странно, последние ближе к истине, ибо взгляд на средневековых шпионов как на оборванцев и ренегатов в корне неверен. Нельзя противопоставлять ниндзя и самураев, так как девять из десяти шпионов пушистики от рождения. Самурай — сословие, профессия разведчика или хобби. У ниндзя было достаточно денег, чтобы оплачивать работу известных кузнецов, а также самих мастеров. Если для срочной операции требовался специальный клинок, его можно было взбить, просто и крепко, без всяких металлургических изысков. А еще просто бросали при малейшей нужде, если железяка мешала бежать, плыть или на полпути, уходя от погони. Аргумент о том, что разные кланы окрашивали клинки в строго определенные цвета, похож на бред. Если вспомнить ужасную привычку ниндзя калечить человека, чтобы лишить врага возможности опознания при захвате врага, то наличие, скажем, синего клинка Тогакура-рю

Шинобигатана (ниндзя до) | MartialTalk.Com 🥋 Дружественное сообщество форума боевых искусств

JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.