Кто первым изобрел самолет

Официально считается, что первый в мире самолет Flyer I был построен братьями Райт и совершил свой знаменитый полет 17 декабря 1903 года. С этим согласны не все – франкоязычные страны считают первым самолетом биплан 14-bis Альберто Сантос-Дюмона. А советская пресса утверждала, что самолет изобрел Александр Можайский. Кто же в конце концов прав?

Тим Скоренко

Самое смешное, что правы все. Каждый пионер авиации, работавший в XIX — начале XX века, вносил в авиастроение что-то новое, придумывал узлы и детали, которые не использовал никто до него. Причина этого была проста: никто толком не знал, какая концепция сработает, какая система на самом деле способна к полету. Диковинный мультиплан Филлипса имел ровно столько же шансов на полет, сколько машина более традиционной конструкции.

Первый планер и теория полета

Задолго до Можайского, Райтов и Сантос-Дюмона в Великобритании жил-был человек по имени Джордж Кейли (1773−1857).

Именно его имеет смысл считать «виновным» в появлении такой науки как аэродинамика и вообще теоретических основ авиации. В 1805—1810 годах Кейли строил модели планеров и испытывал их на ротативной аэродинамической установке собственной конструкции, замеряя подъемную силу и пробуя разные конфигурации крыла — впервые в истории! А в 1809−10 годах он опубликовал цикл статей под общим названием On Aerial Navigation («О воздушной навигации») — первый в истории труд по аэродинамике и теории полета. Он же, Кейли, построил и первые полноразмерные планеры, которые совершали небольшие подлеты, но не были способны на полноценный полет. Последний планер Кейли испытывал в 1853 году. За штурвалом был либо Джон Эпплби, сотрудник компании Кейли, или внук изобретателя Джордж. Реплики планера Кейли сейчас можно найти в различных авиационных музеях.

Item 1 of 2

1 / 2

Реплика планера Кейли, построенная Дереком Пигготтом, поднялась в воздух в 1973 году.

Итак, Кейли первым попытался построить полноразмерный летающий планер с использованием основ аэродинамики. Но он не думал об установке на свой планер двигателя, поскольку паровые установки того времени были крайне громоздки и тяжелы; трудно было представить, что они могут поднять в воздух что-то легкое (естественно, к тому времени они активно использовались на кораблях и паровозах, а чуть позже — и на первых паровых тракторах).

Первый патент на самолет и паровая модель

Первым человеком, который догадался оснастить планер мотором и получить, таким образом, полноценный самолет, стал другой британец — Уильям Хенсон (1812−1888). Хенсон был известным инженером и изобретателем, и сделал деньги на механизации изготовления бритвенных лезвий. А в апреле 1841 года со своим другом и коллегой Джоном Стрингфеллоу (1799−1883) он впервые в истории запатентовал самолет. Его Aerial Steam Carriage (Ariel) представлял собой деревянный моноплан с парусиновым крылом площадью 420 м? и размахом 46 м и закрытым фюзеляжем обтекаемой формы.

В движение он приводился двумя толкающими пропеллерами, вращающимися от одного 50-сильного парового двигателя. Хенсон и Стрингфеллоу зарегистрировали первую в истории авиакомпанию The Aerial Transit Company, которая предлагала в ближайшем будущем скоростные туры… в Египет. Предполагалось, что самолет будет перевозить 10−12 пассажиров на расстояние до 1500 км.

Item 1 of 2

1 / 2

Ariel Уильяма Хенсона.

Но денег на полноразмерный самолет изобретателям не хватило. Хенсон вскоре охладел к проекту, а в 1848 году с семьей эмигрировал в США, где патентное законодательство было значительно дружелюбнее к изобретателям, а Стрингфеллоу продолжил опыты с моделями Ariel.

В 1848 году Джон Стрингфеллоу совершил первый в истории моторизированный полет — естественно, беспилотный. Его модель Ariel с 3-метровым размахом крыла, приводимая в движение компактным паровым двигателем, совершила несколько успешных полетов, впоследствии повторенных на Всемирной выставке 1868 года, где изобретатель получил за свою работу золотую медаль. Модель и по сей день хранится в Лондонском музее науки и техники.

Item 1 of 3

1 / 3

Модель парового самолета Джона Стрингфеллоу (1848) — первый поднявшийся в воздух беспилотный самолет.

Первый полноразмерный самолет

Итак, паровая модель уже полетела. Следующим шагом был полноразмерный самолет — и здесь «право первой ночи» перешло от Британии к Франции. Полноразмерные планеры к тому времени строили многие — наиболее известным был француз Жан-Мари Ле Бри (1817−1872) и его планер «Альбатрос», успешно поднимавшийся в воздух в 1856 году. Но вот до самолета с мотором руки как-то не доходили.

На строительство полноразмерного самолета первым решился — и нашел финансирование — французский морской офицер Феликс дю Тампль де ля Круа (1823−1890). В 1857 году он запатентовал летающую машину — одноместную, с 6-сильным паровым двигателем.

Ее микромодели, оснащенные вместо паровой машины часовым механизмом, успешно летали. Но существовавший на то время паровые двигатели были слишком тяжелы для полета, и к 1776 году дю Тампль создал и запатентовал сверхлегкий двигатель — специально для своего самолета.

Впрочем, построил он силовую установку еще раньше, в 1874-м, одновременно с самолетом, получившим простое название Monoplane. Именно Du Temple Monoplane является первым в истории нелетающим полноразмерным паровым самолетом. Самолет демонстрировался на Всемирной выставке 1878 года, но так и не смог подняться в воздух, а дю Тампль сделал себе состояние на производстве и продаже сверхлегких паровых двигателей, нашедших применение на торпедных катерах.

И только вот здесь появляется Александр Федорович Можайский. Он был одним из великих пионеров авиации конца XIX века и вторым в истории решился построить полноразмерный самолет, причем в основном на собственные средства. Самолет был достроен к 1883 году, и был значительно совершеннее — и неимоверно тяжелее, — чем машина дю Тампля.

Его единственное испытание имело место в 1885 году — самолет проехал по рельсам, но подняться в воздух не смог, а опрокинулся, сломав крыло. Можайский стал первым авиатором, оснастившим свою систему органами поперечного управления (элеронами) и вообще задумавшимся о механизации крыла.

Item 1 of 2

1 / 2

Изображение самолета Можайского из дореволюционной книги. Год ошибочен, на самом деле машину закончили в 1883-м.

Вообще, с 1880 по 1910 год в мире было построено порядка 200 различных самолетов, которые так и не смогли взлететь. Каждый изобретатель вносил что-то свое, что-то новое, что использовали его последователи — это была великая эпоха поиска правильного решения. Адер, Вуазен, Корню, Можайский, Уэнем, Филлипс — эти имена навсегда записаны в истории воздухоплавания.

Первый полет с мотором

Первый летательный аппарат, оснащенный двигателем, поднялся в воздух именно 17 декабря 1903 года, и это был моторизированный планер Орвилла и Уилбура Райтов. Силовым агрегатом для Flyer стал двигатель внутреннего сгорания, созданный Райтами в сотрудничестве с механиком Чарльзом Тэйлором. В тот день планер совершил четыре полета. Первый — пилотом был Орвилл — длился 12 секунд, и машина преодолела 36,5 метров. Самым успешным был четвертый, когда Flyer находился в воздухе 59 секунд, пройдя целых 260 метров.

Но не все считают полет Райтов полноценным. Планер Flyer не имел шасси и взлетал со специальных полозьев (впрочем, как и многие другие самолеты пионеров) либо при помощи катапульты, и, кроме того, был стабилен исключительно при встречном ветре, а из-за отсутствия механизации крыла мог передвигаться только по прямой, без поворотов. К 1905 году братья значительно улучшили машину (в этой конфигурации она называлась Wright Flyer III), но тут их «обогнал» другой пионер — Альберто Сантос-Дюмон.

Первый «настоящий» самолет

Дюмон родился и умер в Бразилии, однако основную часть жизни провел во Франции. Он прославился как конструктор дирижаблей и был известен весьма эксцентричными выходками — например, Дюмон мог пролететь на компактном одноместном дирижабле от своей квартиры до какого-либо ресторана, посадить машину на широком проспекте и отправиться завтракать. Благодаря этому он был очень популярен, снимался для журналов и даже стал родоначальником стиля в одежде.

А 23 октября 1906 года Альберто Сантос-Дюмон сделал то, что до него не получалось ни у кого, даже у братьев Райт. На своем самолете 14-bis, также известном как «Хищная птица», Сантос-Дюмон самостоятельно взлетел с ровной площадки, пролетел 60 метров, причем по дуге, совершив поворот, и успешно сел на собственное шасси. По сути, именно 14-bis был первым полноценный самолетом — в том понимании, которое принято в авиации сегодня.

Item 1 of 3

1 / 3

14-bis Сантоса-Дюмона.

Кто был первым?

Кто же изобрел самолет? Джордж Кейли, который первым построил и запустил полноразмерный планер? Уильям Хенсон, который первым запатентовал летающую машину с двигателем? Джон Стрингфеллоу, который первым запустил оснащенную силовым агрегатом модель? Феликс дю Тампль де ля Круа, который первым построил полноразмерный самолет? Братья Райт, первыми преодолевшие по воздуху определенную дистанцию на моторизированном аэроплане? Альберто Сантос-Дюмон, первым взлетевший и приземлившийся без помощи дополнительных средств?

Все они внесли свой вклад в авиастроение, и термин «изобретатель первого самолета» попросту некорректен — ни по отношению к Райтам, ни по отношению к Сантос-Дюмону, ни тем более к Можайскому. Всех их можно назвать «изобретателями самолета», и подобных им на самом деле было как минимум полсотни. И каждый оставил в истории свой неизгладимый след.

Первый полёт аэроплана, самолёта братьев У.

и О. Райт: VIKENT.RU

Братья Уилбер и Оливер Райт осуществили первый полёт на самолёте. Характерно, что их успеху способствовала длительная и вдумчивая подготовка.

«Оба мальчика обладали техническим даром и оба интересовались управляемыми полётами. В 1892 году они открыли мастерскую, где продавали, чинили и изготавливали велосипеды. Эта работа давала им средства для занятия интересующим их делом — аэронавтическими исследованиями. Они запоем читали работы других энтузиастов в области аэронавтики — Отто Лилиенталя, Октава Чанюта и Сэмюэла П. Лэнгли. В 1899 году они сами начали работать над проблемами полётов. В декабре 1903 года, после четырёх с лишним лет работы, их усилия увенчались успехом.

Может возникнуть, вопрос, почему братья Райты смогли добиться успеха там, где другие терпели неудачу. Для их успеха было несколько причин.

Прежде всего, одна голова — хорошо, а две лучше. Братья Райты всегда работали вместе и прекрасно ладили друг с другом. Во-вторых, они приняли мудрое решение, что сначала следует научиться летать, а потом уж пытаться построить аэроплан с двигателем. Это звучит немного парадоксально: как можно научиться летать, если у Вас нет аэроплана? Братья Райты учились летать при помощи планера. Они стали работать с бумажными змеями и планерами в 1899 году. В следующем году они привезли свой первый планер, собранный в натуральную величину (достаточно большой, чтобы перевезти человека), для испытания в Китти Хок в штате Северная Каролина. Планер их не вполне устроил. Они построили и испытали второй планер в 1901 году и третий — в 1902 году. (Некоторые из полученных ими в 1903 году основных патентов были связаны с конструированием планера, а не их первого самолёта с двигателем внутреннего сгорания.) На третьем планере они совершили более тысячи успешных полётов. Братья Райты были уже самыми искусными и опытными в мире пилотами-планеристами, прежде чем они начали строить самолёт с двигателем.

Опыт с полётами на планере был их третьим ключом к успеху. Большинство людей, которые раньше пытались построить самолёт, заботились прежде всего о том, как оторвать свою конструкцию от земли. Братья Райты совершенно справедливо решили, что их важнейшей проблемой будет контроль за самолётом в воздухе. Поэтому они потратили большую часть своего времени и усилий на то, чтобы изобрести способы поддержания стабильности самолёта во время полёта и контроля за ним. Им удалось найти способ для трёхступенчатого контроля за и самолётом, и это дало им возможность добиться полной манёвренности.

Братья Райты сделали также важный вклад в конструирование крыла. Они скоро поняли, что все опубликованные прежде сведения по этому вопросу были ненадёжными. Поэтому они построили свою собственную аэродинамическую трубу и испытали в ней более двухсот профилей крыла разной формы. В основе этих опытов они получили возможность построить свою собственную таблицу, описывающую, как давление воздуха на крыло влияет на форму крыла. Эту информацию они впоследствии использовали для конструирования крыльев своего самолёта.

Несмотря на все эти достижения, братья Райты не смогли бы добиться успеха, если бы они не появились в нужный момент истории. Попытки предпринять полёт на самолёте с двигателем в первой половине девятнадцатого столетия были бы неминуемо обречены на неудачу. Паровые машины были просто слишком тяжелы по отношению к мощности, которую они производили. Когда появились братья Райты, мощные двигатели внутреннего сгорания были уже изобретены. Однако эти двигатели внутреннего сгорания при обычном использовании имели слишком большой коэффициент соотношения между весом и мощностью, чтобы их можно было использовать для летательного аппарата. Поскольку ни один производитель не мог сконструировать двигатель с довольно низким коэффициентом соотношения между весом и мощностью, братья Райты с помощью механика создали свой двигатель. Их гениальность проявилась в том, что, затратив сравнительно немного времени на проектирование мотора, они всё же сумели создать двигатель, превосходивший все остальные современные им двигатели. К тому же братьям Райтам пришлось также сконструировать собственный пропеллер. Тот пропеллер, которые они применили в 1903 году, имел коэффициент использования, равный 66%.

Первый полёт произошёл 17 декабря 1903 года в Килл Дейвил Хилл, недалеко от Китти Хок, в штате Северная Каролина. В этот день каждый из братьев совершил по два полёта. Во время первого полёта, совершенного Орвиллом Райтом, самолёт пролетел 12 секунд и покрыл расстояние в 120 футов. Последний полёт, в котором участвовал Уилбур Райт, длился 59 секунд. Было преодолено расстояние в 852 фута. Их самолёт, который они назвали «Флайер I» (сегодня его обычно называют «Китти Хок»), стоил им около тысячи долларов. Размах его крыльев составлял около 40 футов, и весил он 750 фунтов. Мощность двигателя составляла 12 лошадиных сил, а весил он всего 170 фунтов. Оригинал этого первого самолёта можно сегодня увидеть в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне.

Хотя этот полёт наблюдали пять очевидцев, только несколько газет сообщили о нём на следующий день, да и эти сообщения были не вполне точны. Газета, выходящая в их родном городе Дейтоне, вообще проигнорировала событие. Фактически только спустя пять лет весь мир узнал, что свершился управляемый человеком полёт.

После полёта в Китти Хок братья вернулись в Дейтон, где они построили второй самолёт – «Флайер II». На этом самолёте в 1904 году они совершили 105 полётов, однако и эти полёты остались незамеченными. «Флайер III», усовершенствованная и очень практичная модель, был построен в 1905 году. Даже после того, как они совершили много полётов в районе Дейтона, большинство людей так и не поняло, что был изобретён самолёт. Например, в 1906 году парижское издание газеты «Геральд трибюн» поместило статью о братьях Райтах под заголовком «Флайер или Лайер?» («Летун или лгун?»).

Однако в 1908, году братья Райт положили конец этому публичному недоверию. Уилбур Райт привёз один из этих самолётов в Париж, где провел серию его публичных демонстраций и организовал компанию для продажи изобретения. Тем временем в Соединенных Штатах Орвилл Райт также устраивал подобные демонстрации. К несчастью, 17 сентября 1908 года самолёт, которым он управлял, попал в катастрофу. Это был единственный серьёзный инцидент, с которым им когда-либо пришлось столкнуться. Пассажир погиб, а Орвилл сломал ногу и два ребра, но остался жив. Тем не менее, его успешные полёты убедили правительство Соединенных Штатов подписать с братьями контракт на поставку самолётов для военного министерства США, и в 1909 году федеральный бюджет включал в себя статью о поставках самолётов для нужд армии на сумму 30 000 долларов».

Майкл Харт, 100 великих людей, М., «Вече», 1998 г., с. 157-160.

кто и в каком году изобрел самолет

Содержание:

  • История авиации
  • Кто изобрел самолет
  • Работа братьев Райт
  • Сантос-Дюмонт и 14-бис
  • Летательный аппарат Можайского
  • Так кто же был первым
  • Первые военные самолеты
  • Первые пассажирские самолеты
  • История развития реактивных самолетов
  • Видео

О полетах в небе с помощью специального устройство задумывался еще Леонардо да Винчи в 16 веке, однако первый полет официально зарегистрирован в начале прошлого века. О том, кому мы обязаны возможностью авиаперелетов, до сих пор ведутся ожесточенные споры, однако факт остается фактом – официально первый полет зарегистрирован в 1903 году. Самый первый самолет в мире изобрели братья Райт.

Первый прототип самолета братьев Райт

История авиации

Первые попытки строительства летательного аппарата, способного поднять человека в воздух, начались в конце 18 века. История изобретения летательного аппарата берет начало в Англии, когда сер Джордж Кейли всерьез занялся этим вопросом и издал несколько научных трудов, в которых подробно изложил принцип строительства и функционирования прототипа современного самолета.

Свои работы изобретатель начал с наблюдения за птицами. Ученый посвятил длительное время измерениям скорости полета птиц и размаху крыла. Эти данные впоследствии стали основой нескольких публикаций, положивших начало развитию авиации.

Зарисовки летательного аппарата Кейли

В своих первых зарисовках Кейли представлял самолет как лодку с хвостовым оперением на одном конце и парой весел на носу. Конструкция должна была приходить в движение с помощью весел, которые передавали бы вращение на крестообразный хвостовик в конце судна. Таким образом, Кейли безошибочно изобразил основные элементы самолета. Именно работы этого ученого положили начало развития авиации и стали толчком к разработке концепции самолета.

Первооткрывателем авиации в современном ее понимании стал еще один английский изобретатель – Уильям Хенсон. Именно он получил заказ на разработку проекта летательного аппарата в 1842 году.

Предложенный Хенсоном проект «парового воздушного экипажа» описывал все основные элементы винтомоторного самолета. В качестве устройства, осуществляющего движение всей конструкции, изобретатель предлагал использовать воздушный винт. Многие идеи, предложенные Хенсоном, в последствие нашли развитие и стали применяться в ранних моделях самолетов.

Российский изобретатель Н.А. Телешов запатентовал проект строительства «системы воздухоплавания». Концепция летательного аппарата также была основана на паровой машине и воздушном винте. Спустя несколько лет, ученый усовершенствовал свой проект и одним из первых предложил идею создания реактивного самолета.

Особенностью проектов Телешова была идея перевозки пассажиров в закрытом фюзеляже.

Кто изобрел самолет

Самолет ТУ 204: от истории к современности

Несмотря на то, что разработка конструкции летательного аппарата велась многими учеными в середине 19 века, изобретение самолета приписывают братьям Райт, чей аэроплан совершил кратковременный полет в 1903 году.

Не все согласны с тем, что братья Райт были первыми. Бразилец Альберто Сантос-Дюмонт сконструировал, собственноручно построил и сам же испытал первый в мире прототип дирижабля в 1901 году. Именно тогда было доказано, что управляемые полеты действительно возможны.

По еще одной версии, первенство в изобретении первого рабочего летательного аппарата следует присвоить российскому изобретателю А.Ф. Можайскому, чье имя навсегда останется в истории авиации. Таким образом, споры о том, кто изобрел, и кто создал, самолет ведутся до сих пор.

Интересно! Несмотря на то, что официально изобретение самолета присуждают братьям Райт, все бразильцы уверены в том, что первый в мире самолет изобрел Сантос-Дюмонт. В России же считается, что первый прототип современного самолета построил Можайский.

Работа братьев Райт

Первый раз в аэропорту: что делать шаг за шагом

Братья Райт не стали первыми изобретателями самолета. Более того, первый неуправляемый полет человека также принадлежит не им. Тем не менее, братья Райт смогли доказать самое главное – то, что человек способен управлять летательным аппаратом.

Именно Уилбур и Орвилл Райт первыми осуществили управляемый полет на летательном аппарате, благодаря чему идея о возможности осуществления пассажирских перевозок по воздуху получила дальнейшее развитие.

Авторству братьев принадлежит идея о трех осевом вращении летательного аппарата, благодаря чему осуществлялось управление их самолетом и поддержание равновесия этой громоздкой конструкции.

В то время, когда все ученые ломали головы над возможностью установки более мощных двигателей для поднятия самолета в воздух, братья сосредоточились на вопросах возможности управления летательным аппаратом. Результатом стал ряд экспериментов с аэродинамической трубой, послуживших основой для разработки крыльев и пропеллеров аэроплана.

Первый планер с двигателем, построенный братьями, получил название «Флаер-1». Он был изготовлен из ели, так как этот материал отличается легкостью и надежностью. Устройство приводилось в движение бензиновым двигателем.

Интересно! Двигатель для «Флаер-1» изготовлен механиком Чарли Тейлором, особенностью конструкции стал небольшой вес. Для этого механик использовал дуралюмин, также называемый дюралем.

Самолет братьев Райт

Первый успешный полет был совершен 17.12.1903 года. Самолет поднялся на несколько метров и пролетел около 40 метров за 12 секунд. Затем были повторные испытания, в результате которых длительность и высота полета увеличились.

Сантос-Дюмонт и 14-бис

Реактивный самолет – самый мощный летательный аппарат современной авиации

Альберто Сантос-Дюмон известен как изобретатель воздушных шаров, он также иногда указывается как создатель первого в мире управляемого самолета. Ему также принадлежит изобретение дирижаблей, которые управлялись с помощью двигателя.

В 1906 году его самолет под названием «14-бис» поднялся в воздух и пролетел более 60 метров. Высота, на которую изобретатель поднял свой летательный аппарат, составила порядка 2,5 метров. Спустя месяц, Альберто Сантос-Дюмон совершил полет длинной в 220 метров на этом же самолете, установив в результате первый рекорд по дальности перелета.

Самолет «14-бис»

Особенностью «14-бис» стала то, что конструкция смогла взлететь самостоятельно. Братьям Райт не удалось этого добиться, и их самолет поднялся в воздух с посторонней помощью. Именно этот нюанс стал основополагающим в спорах о том, кого же следует считать изобретателем первого самолета.

После «14-бис» изобретатель всерьез занялся разработкой моноплана, в результате мир увидел «Демуазель».

Альберто Сантос-Дюмон никогда не останавливался на достигнутом и не хранил свои изобретения в тайне. Конструкциями своих летательных аппаратов изобретатель охотно делился с тематическими изданиями.

Летательный аппарат Можайского

Проект своего летательного аппарата ученый представил на рассмотрение еще в 1876 году. Можайский столкнулся с непониманием чиновников Военного министерства, в результате ему не выделили средств на продолжение исследований.

Несмотря на это, ученый продолжил разработки, вкладывая собственные средства, из-за чего строительство прототипа самолета Можайского затянулось на долгие годы.

Самолет Можайского был построен в 1882 году. Первые испытания летательного аппарата закончились катастрофой, однако свидетели утверждают, что летательный аппарат все же поднялся на некоторое расстояние от земли прежде, чем потерпел крушение.

Так как документальных подтверждений полета нет, считать Можайского первым человеком, совершившим полет на самолете, нельзя. Однако разработки ученого послужили основой для развития авиации.

Так кто же был первым

Несмотря на многочисленные споры, о том, в каком году был изобретен летательный аппарат, первый официально зарегистрированный полет принадлежит братьям Райт, поэтому именно американцы считаются «отцами» первого самолета.

Сравнивать вклад в развитие авиации братьев Райт, Сантос-Дюмона и Можайского нецелесообразно. Несмотря на то, что первый самолет Можайского был построен за 20 лет до первого управляемого полета, изобретатель использовал другой принцип строительства, поэтому сравнивать его самолет с «Флаером» братьев Райт невозможно.

Сантос-Дюмон не стал первым, кто осуществил полет, однако изобретатель использовал принципиально новый подход к строительству летательного аппарата, благодаря чему его устройство самостоятельно поднялось в воздух.

Помимо первого управляемого полета, братья Райт внесли весомый вклад в развитие авиации, первыми предложив принципиально новый подход к строительству пропеллера и крыльев летательного аппарата.

Нет смысла спорить, кто из этих ученых стал первым, потому что все они внесли огромный вклад в развитие авиации. Именно их работы и исследования стали основой для изобретения прототипа современного авиалайнера.

Первые военные самолеты

Прототипы «Флаера» братьев Райт и летательного аппарата Сантос-Дюмон использовались в военных целях.

Если братья изначально преследовали цель изобретения техники, которая дала бы преимущество американской армии, то бразилец Сантос-Дюмон был против использования авиации в военных целях. Несмотря на это, его работы послужили отправной точкой для создания ряда летательных аппаратов, которые затем использовались во время войны. Интересно, что Можайский изначально также преследовал строительство летательного аппарата, который бы использовался в военных целях.

Первый реактивный самолет появился в разгар Второй мировой войны.

Первые пассажирские самолеты

Первые пассажирские самолеты появились благодаря И.И. Сикорскому. Прототип современного авиалайнера поднялся в воздух в 1914 году, на борту присутствовало 12 пассажиров. В этом же году авиалайнер «Илья Муромец» установил мировой рекорд, совершив первый полет на дальнюю дистанцию. Он пролетел расстояние от Санкт-Петербурга до Киева, сделав одну посадку для дозаправки.

Первый пассажирский авиалайнер «Илья Муромец»

Авиалайнер также участвовал для перевозки бомб во время Первой мировой войны. Война заставила российскую авиацию на некоторое время замереть в развитии.

В 1925 году появился первый самолет «К-1», затем мир увидел пассажирские авиалайнеры Туполева и самолеты разработки ХАИ. С этого времени пассажирским самолетам уделяется все больше внимания, они приобретают большую пассажировместимость и способность совершать полеты на дальние расстояния.

История развития реактивных самолетов

Первым идею реактивного самолета предложил российский изобретатель Телешов. Попытка заменить винт поршневым двигателем была осуществлена в 1910 году конструктором из Румынии А. Коанда.

Эти попытки не увенчались успехом, и первое успешное испытание реактивного самолета прошло в 1939 году. Испытания проводила немецкая компания Heinkel, однако в ходе конструирования модели было допущено несколько ошибок:

  • неправильный выбор конструкции двигателя;
  • большой расход горючего;
  • частая потребность в дозаправке.

Тем не менее, первый прототип реактивного самолета смог развить высокую скорость набора высоты – более 60 метров за одну секунду полета.

Из-за допущенных конструктивных ошибок реактивный самолет не мог удаляться от аэродрома больше, чем на 50 километров, из-за необходимости частой дозаправки. Из-за ряда недостатков, первая удачная модель так и не попала в серийное производство.

Первым серийным самолетом стал Me-262 в 1944 году. Эта модель стала усовершенствованной версией предыдущей модели компании Heinkel.

Первый реактивный самолет

Затем разработку реактивной авиационной техники подхватили Япония и Великобритания.

Видео

Таким образом, реактивные самолеты появились в самый разгар Второй Мировой войны. На их счету серьезные боевые победы, однако, потери среди них также очень велики. В первую очередь это связано с тем, что пилоты просто не успели пройти полноценное обучение по управлению принципиально новым летательным средством. С момента первого удачного полета до появления реактивных самолетов прошло всего 30 лет, в течение которых произошел большой прорыв в авиации.

Комплект: манок на гуся гуменника SE-1 Манок Иваныч, манок на крякву SE-9 Манок Иваныч Уцененный товар (№1)

2175 ₽ Подробнее

Манок электронный I-Hunt «XSB», с Bluetooth, 700 звуков, дальность 40 м, 100 dB

4080 ₽ Подробнее

Манки на гуся

Сантос-Дюмон против братьев Райт: кто на самом деле изобрел самолет?

Олимпийские игры 2016 года в Рио-де-Жанейро вызвали историческую полемику: во время церемонии открытия Бразилия отдала дань уважения Альберто Сантос-Дюмону, человеку, которому страна приписывает изобретение самолета.

Кто на самом деле изобрел самолет?

Спросите любого американца, и общее мнение будет о братьях Райт.

Это относительно бесспорный факт. Орвилл и Уилбур Райт совершили первый управляемый устойчивый полет самолета тяжелее воздуха с двигателем 17, 19 декабря.03, немного южнее Китти Хок, Северная Каролина. Исторически это дает им власть изобретателей самолета… но не всем.

Если вы спросите бразильцев, родоначальников современной авиации, они расскажут вам совсем другую историю.

Альберто Сантос-Дюмон был бразильским пионером авиации, родившимся 20 июля 1873 года. Большую часть своей взрослой жизни он прожил в Париже, Франция, где посвятил себя изучению и экспериментам в области аэронавтики. Он проектировал, строил и управлял воздушными шарами и первыми дирижаблями (дирижаблями) до того, как начал свою работу по созданию самолетов тяжелее воздуха. Его первым самолетом с неподвижным крылом был биплан-утка, названный 14-бис .

23 октября 1906 года Сантос-Дюмон вылетел на 14-bis в первом в Европе полете на самолете тяжелее воздуха, сертифицированном Aro Club de France и Международной авиационной федерации (FAI). Самолет пролетел 197 футов на высоте около 16 футов. Он получил премию Deutsch-Archdeacon Prize за первый официально наблюдаемый полет более чем на 25 метров. Первый полет Сантос-Дюмона вы можете посмотреть ниже (озвучание на немецком языке):

Но очевидно, что к 1906 году братья Райт уже летали. На самом деле, к этому моменту Орвилл и Уилбур уже летали на своем «Райт Флайере III» в течение за полчаса .

Так где спор?

Споры

Что ж, одно утверждение состоит в том, что у Райтов не было свидетелей их ранних достижений, потому что это не было публичное событие. По этой причине им было трудно установить легитимность, особенно в Европе, где некоторые заняли антирайтовскую позицию. Напротив, полет Сантос-Дюмона был первым публики совершил полетов в мире, поэтому он был провозглашен изобретателем самолета по всей Европе.

Эрнест Архидьякон, основатель Aéro-Club de France, публично осудил заявления братьев, несмотря на опубликованные отчеты. Архидьякон написал несколько статей, в том числе заявление в 1906 году, в котором он заявил: «Французы проведут первую публичную демонстрацию полета с двигателем». В 1908 году архидиакон публично признался в несправедливости по отношению к Райтам после того, как они прилетели во Францию.

Определение самолета

Энрике Линс де Баррос (бразильский физик и эксперт Сантос-Дюмон) утверждал, что Райты не выполнили условий, установленных в этот период, чтобы отличить истинный вылет из затяжного прыжка; Сантос-Дюмон, с другой стороны, взлетел без посторонней помощи, публично пролетел заданную длину перед экспертами, а затем благополучно приземлился.

Бразильцы не признают законности полета братьев Райт, потому что они утверждают, что Райт Флаер взлетел с рельса, а затем использовал катапульту (или, по крайней мере, использовал наклон для взлета). Однако, Отчет CNN за 2003 год об этих утверждениях показывает, что даже эксперты Сантос-Дюмон не верят, что это правда, хотя Линс де Баррос считает, что «сильный, устойчивый ветер в Китти-Хок имел решающее значение для взлета Флайера, дисквалифицируя полет, потому что не было доказательством того, что он может взлететь сам по себе».

Питер Якаб, председатель отдела аэронавтики Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне и эксперт братьев Райт, с другой стороны, говорит, что подобные заявления, выдвинутые Линсом де Барросом, абсурдны: «Даже в 1903 году самолет продержался в воздухе почти минуту. Если он не поддерживает себя собственными силами, он не продержится так долго».

Конкурирующие претензии

К началу 20 века это была гонка за то, чтобы поднять в воздух первый самолет с двигателем.

Каждый начинающий авиатор хотел получить признание за изобретение первого самолета тяжелее воздуха с двигателем (не забывайте, что другие экспериментальные самолеты и первые летательные аппараты уже существовали), и Альберто Сантос-Дюмон не единственный летчик, совершивший первый успешный полет с двигателем (не считая братьев Райт).

Некоторые из наиболее значительных претензий включают следующих авиаторов:

  • Клемент Адер в Avion III (1897)
  • Гюстав Уайтхед на своих самолетах № 21 и 22 (1901-1903)
  • Ричард Пирс в своем моноплане (1903-1904)
  • Samuel Pierpont Langley’s Aerodome A (1903)
  • Карл Ято в биплане Jatho (1903)

Заявление Адера было опровергнуто к 1910 году. Пирс не заявлял о подвиге первого полета с двигателем. Aerodome Лэнгли не смог совершить ни одну из двух попыток. В Германии некоторые считают, что Ято совершил первый полет на самолете, хотя источники расходятся в том, управлялся ли его самолет.

Уайтхед Девелопментс

Из всех авиаторов, которые утверждали, что летали на самолетах с двигателями до братьев Райт, самым противоречивым, пожалуй, является Гюстав Уайтхед.

Утверждения Уайтхеда не принимались всерьез до 1935 года, когда два журналиста написали статью для Популярная авиация . В 1963 году запасной майор ВВС США Уильям О’Дуайер исследовал Уайтхеда и потому убедился, что он действительно летал; его исследования помогли Стелле Рэндольф в 1966 книга, История Гюстава Уайтхеда до полета Райтов. 8 марта 2013 года, Джейн, самолет всего мира, опубликовал редакционную статью Пола Джексона, поддерживающую утверждение Уайтхеда. 11 июня 2013 г. журнал Scientific American опубликовал опровержение утверждений Уайтхеда, а 24 октября 38 авиационных историков и журналистов отклонили эти утверждения и выпустили Заявление относительно заявлений Гюстава Уайтхеда о рейсе .

Номер 21 Уайтхеда, вид сзади (источник: wright-brothers. org)

Возможно, мы никогда не узнаем, кто на самом деле и на самом деле изобрел первый самолет, но большая часть свидетельств (и общего согласия) поддерживает братьев Райт. Но трудно сказать. К сожалению, аутентификация не всегда происходит сразу после изобретения (особенно когда мы говорим об истории). Трудно сказать, что изобретения и признание должны достаться только тем, кто ищет общественного мнения и имеет безупречную документацию, но как можно определить подлинность без них? Возможно, если бы самолет не был таким технологическим достижением, глобальное значение которого только возросло, вопрос «кто» не имел бы такого большого значения. Я имею в виду, мы даже не знаем, кто изобрел колесо…

Если вы пошли по стопам братьев Райт и Сантос-Дюмон и поднялись в небо, обязательно ознакомьтесь с нашей линейкой авиационных смазочных материалов и получите бесплатную доставку при заказе на сумму более 75 долларов!

Купите сегодня:  Магазин авиационных масел


Источники:

http://www. cnet.com/news/were-the-wright-brothers-…

http://www.cnn.com/2003/TECH/ptech/12/10/brazil.sa…

https://en.wikipedia.org/wiki/Альберто_Сантос-Думон…

https://en.wikipedia.org/wiki/Wright_brothers

https://en.wikipedia.org/wiki/Claims_to_the_first_…

№ 1675: Самолет «Первый»


№ 1675:
«ПЕРВЫЙ» САМОЛЕТ

Джон Х. Линхард

Щелкните здесь для прослушивания аудио эпизода 1675.

Сегодня мы думаем о первых самолетах. Инженерный колледж Хьюстонского университета представляет этот сериал про машины которые делают нашу цивилизацию run, и люди, чья изобретательность создала их.

На это Рождество моя жена подарила мне Модель первого самолета братьев Райт. я собрал его на обеденном столе, запустил его, и он действительно полетел. Теперь мы рядом с сотой годовщина Китти Хок и я перечитываю Как мы Изобрел самолет Орвиллом Райтом. Написано как судебные показания в 1920 году, он был аннотирован и опубликованный историком Фредом Келли после смерти Орвилла. Это открывает прекрасное окно в генезис самолета.

В течение многих лет я слышал от людей, отстаивающих другие изобретатели самолетов. Но поскольку вы преследуете претензии от Калифорния, Техас, Коннектикут, все они сливаются в плохо задокументированные полеты, которые привели нигде. Бразилия благодарит Сантоса Дюмона, который построил Самолет независимо через три года после Райтов. Намного позже Китти Хок Смитсоновский институт, который финансировал два неудачных проекта Лэнгли. попытки бегства, до сих пор называется ему изобретатель самолета.

Но братья Райт систематически строили и задокументировал длинную серию управляемых воздушных змеев, планеров, и реактивные самолеты. Они сделали свою собственную аэродинамическую трубу исследования. Статья Орвилла вызывает парад прежних рабочие: Леонардо, Кейли, Максим, Белл, Лилиенталь, Лэнгли, Шанют и многие другие. Он знал прекрасно, они не работали в вакууме. Они были одним из ряда, возможно, последним в сериал о людях, которые принесли самолет в существование.

Чтобы пилотировать первый самолет Райта, нужно лечь на дно. крыло, выглядывающее между двумя горизонтальными стабилизаторами спереди. Два боковых руля были установлены в задний. Два гребных винта за крыльями толкали машина по воздуху. Чтобы управлять самолетом в полете, Райты использовали систему шкивов для управления рули и деформировать крылья. (Подвижные элероны должны были подождите три года для Сантос-Дюмона.)

17 декабря 1903 года Райты совершили четыре полета. они вернулись в Огайо, чтобы построить лучший самолет. В течение следующие два года они сделали сто пятьдесят восемь рейсы. В конце концов они оставались в воздухе более половины час. Теперь пилот сидел, и они добавили пассажирское место.

В течение 1906 и 1907, только строили, не летали. Они торговались с армией США и иностранными покупателями. Они не могли убедить армию в том, что полет действительно возможен, пока 1908. Затем армия наконец подписала контракт на первый военный самолет.

В то время как кто-был-первый вопрос ошибочно собак изобретение, братья Райт справедливо носят корону — а не для определения момента, когда самолет появился. Нет таких мгновений — не для света лампочка, не для компа, не для полета.

Оба брата Райт были серьезными ремесленниками и строители с раннего детства. И они сначала были обратился в бегство в 1895 г. Начались серьезные работы по самолет в 1899 году, а десять лет спустя они продавали коммерческих самолетов в Европе и Америке. Это было очень долгий путь, и они были в нем — весь путь от мечта, на рынок.

Я Джон Линхард из Хьюстонского университета, где нас интересует, как работают изобретательные умы.

(Музыкальная тема)


Райт, О., Как мы изобрели самолет: Иллюстрированная история . (Отредактировано, с введением и Комментарий Фреда К. Келли.) Нью-Йорк: Publications, Inc. 1953/1988.

Для получения дополнительной информации о самолете Сантос-Дюмон см.:

http://www.maria-brazil.org/sdumont.htm


Последний планер братьев Райт в полете


Сантос-Дюмон экспериментирует со своим самолетом зимой.

Двигатели нашей изобретательности защищены авторским правом © 1988-2002, Джон Х. Линхард.


Предыдущий эпизод | Поиск эпизодов | Индекс | Главная | Следующая серия

Дорога к первому полету

Копия наброска Орвилла Райта, сделанного по памяти, вертолета Пено, оказавшего влияние на братьев.

Библиотека Конгресса, документы Райта, отдел рукописей (51)

The Spark
В 1903 году Уилбур и Орвилл Райт, два брата из Дейтона, штат Огайо, стали первыми людьми, совершившими полет на управляемой силой машине тяжелее воздуха, известной как Wright Flyer. Это произошло не просто за одну ночь. Братья с детства вынашивали идею полета время от времени. Это были склонные к механике молодые люди, вдохновленные усилиями других.

В 1878 году отец братьев, Милтон Райт, принес домой игрушечный вертолет с резиновым приводом. Эта игрушка, разработанная французским авиационным экспериментатором Альфонсом Пено, не просто упала на землю, как ожидалось. Скорее, он «пролетел через комнату, пока не ударился о потолок, где некоторое время порхал и, наконец, опустился на пол». Хотя хрупкая игрушка вскоре сломалась, Уилбур и Орвилл никогда о ней не забывали. Они даже пытались построить свои собственные игрушечные вертолеты. В более поздние годы Орвилл признал эту детскую игрушку объектом, который пробудил в них интерес к полету.

 

The Wright Cycle Company в Дейтоне, штат Огайо,

На протяжении всей своей жизни братья участвовали в различных предприятиях, чтобы заработать деньги. Но только в 1892 году, когда они основали компанию Wright Cycle Company для продажи велосипедов, они нашли успешный бизнес, который также дал им свободное время для других проектов. Поскольку бизнес шел довольно хорошо, братья также открыли ремонтную мастерскую, а позже начали производить велосипеды.

Хотя дела шли хорошо, братья были беспокойны. Их энергия была сосредоточена на двух событиях 189 г.6; смерть Отто Лилиенталя, знаменитого экспериментатора планеров, в авиакатастрофе и успешный беспилотный запуск механизированных моделей Сэмюэля Лэнгли. Творчество и изобретательность этих двух мужчин были хорошо и по-настоящему запечатлены. К счастью, велосипедный бизнес предоставил средства для этого нового интереса, потому что, в отличие от других в авиации, Райт никогда никем не финансировался. Кроме того, ремонт и производство велосипедов оттачивали механические навыки братьев. При создании летательных аппаратов Уилбур и Орвилл часто использовали то же оборудование и инструменты, что и при ремонте велосипедов. Они проводили многие из своих научных экспериментов в подсобном помещении своей мастерской, и большинство деталей, использованных в первом успешном самолете, были изготовлены именно там.

 

Письмо Уилбура Райта в Смитсоновский институт, 30 мая 1899 г.

Библиотека Конгресса

Метод и вдохновение
Серьезная работа Райтов в области авиации началась в 1899 г., когда Уилбур написал Смитсоновский институт литературы. Встревоженные тем, что так мало выдающихся умов добились столь незначительного прогресса, братья были воодушевлены осознанием того, что у них не меньше шансов на успех, чем у любого другого. Уилбур взял на себя инициативу на ранних этапах их работы по решению проблем полета, но вскоре Орвилл был привлечен в качестве равноправного сотрудника. Они быстро разработали свои собственные теории и в течение следующих четырех лет посвятили себя цели полета человека.

Братья знали, что решения для подъема и движения нуждаются только в доработке, но никому не удавалось добиться бокового контроля. Отвергая общепринятый принцип внутренней устойчивости, они хотели, чтобы управление зависело от пилота. Уилбуру пришла в голову идея деформировать крылья, вызванная его наблюдением за птицами и праздным вращением коробки, чтобы вращать крылья и стабилизировать полет. Они проверили искривление крыла — предшественника элеронов — на 5-футовом воздушном змее-биплане.

После успеха своего воздушного змея братья вскоре поняли, что погодные условия в Дейтоне не подходят для масштабных летных экспериментов. Они написали в Национальное бюро погоды в Вашингтоне, округ Колумбия, запросив список мест на восточном побережье, где дуют постоянные ветры.

 

Том Тейт с барабанной рыбой стоит перед планером 1900 года.

Библиотека Конгресса

1900
В письме от 13 мая 1900 г., адресованном Октаву Шанюту, опытному инженеру и мировому авторитету в области полетов того времени, Уилбур Райт писал:

В течение нескольких лет я был одержим верой в то, что человек может летать. Мое заболевание обострилось, и я чувствую, что вскоре оно будет стоить мне еще большей суммы денег, если не жизни. Я пытался устроить свои дела таким образом, чтобы все свое время в течение нескольких месяцев посвятить экспериментам в этой области .

Уверенные в надежности своей конструкции, Райты построили 17-футовый планер с необычным передним рулем высоты. Они отправились в Китти-Хок, Северная Каролина, в надежде получить опыт полетов, но крылья создавали меньшую подъемную силу, чем ожидалось, и они управляли планером в основном как воздушный змей, управляя поверхностями управления с земли. Время Уилбура в воздухе в свободном полете составило всего 10 секунд. Они пошли домой несколько обескураженные, но убежденные, что добились поперечного и продольного контроля.

 

Аэродинамическая труба братьев Райт.

Библиотека Конгресса

1901
В этом году Райты сосредоточили свое внимание. Пытаясь решить проблему подъемной силы, они увеличили изгиб планера 1901 года. Они также увеличили размах его крыльев до 22 футов, что сделало его самым большим планером, на котором когда-либо пытались летать. Но в их новом лагере в Килл-Девил-Хиллс подъемная сила по-прежнему составляла лишь треть от предсказанной данными Лилиенталя, на которых основывалась конструкция крыла. И планер бешено качался, залезая в свалки. Когда они вернулись к прежнему изгибу, они добились продольного контроля и в конечном итоге скользили 335 футов. Но машина все равно была непредсказуемой. Когда пилот поднял левое крыло, чтобы начать ожидаемый правый поворот, машина вместо этого имела тенденцию соскальзывать влево (неблагоприятное рыскание). Эта неудача и осознание того, что их работа основывалась на ложных данных, привели их к тому, что они уволились. Вместо этого они построили аэродинамическую трубу и получили свои собственные данные.

 

Уилбур Райт совершает правый бег в глиссировании из Вест-Хилла, 24 октября 1902 года, на фоне холма Килл-Девил.

Библиотека Конгресса

1902
Машина 1902 года воплощает в себе исследования Райтов. Они снабдили его эффективными 32-футовыми крыльями и добавили вертикальное хвостовое оперение, чтобы противодействовать неблагоприятному рысканью. Пилот двигал бедренную люльку, чтобы деформировать крылья. Около 400 полетов доказали, что конструкция работоспособна, но все еще имеет недостатки. Иногда, когда пилот пытался поднять опущенное крыло для выхода из поворота, машина вместо этого скользила боком к крылу и врезалась в землю. Орвилл предложил подвижный хвост, чтобы противодействовать этой тенденции. После того, как Уилбур решил связать движение хвоста с механизмом деформации, самолет можно было плавно поворачивать и стабилизировать. Если другие и думали о рулевом управлении, то только с помощью руля — морская аналогия, неработоспособная в воздухе. Райты увидели, что управляемость и устойчивость связаны, что самолет поворачивается по качке. Еще шестьсот полетов в том же году убедили их, что у них есть первый работающий самолет. В 1903, они докажут это.

 

1903-12 Секунды, изменившие мир
В то декабрьское утро братья были одеты в пиджаки и галстуки — прикосновение частной церемонии к событию, которое изменит мир. Бассейны вокруг их лагеря покрылись льдом, и перемена погоды могла стать их последним шансом в этом сезоне.