Героические подвиги и символы Первой
ГЕРОИЧЕСКИЕ ПОДВИГИ, СИМВОЛЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Первая Мировая война как никакая другая война насыщенна символами, ритуалами, героическими подвигами, которые до сих пор окружает нас с вами.
ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА
Двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали. Также георгиевские ленты на бескозырке носили матросы гвардейского экипажа корабля, награждённого Георгиевским флагом. Использовалась также как элемент Георгиевских знамён (штандарта) и аксессуар знамени и штандарта.
C 1917 года не использовалась ни на одной советской государственной награде вплоть до восстановления ордена Святого Георгия и Георгиевского креста в 1992 году. Однако, лента продолжала использоваться в своём прежнем качестве на Георгиевских наградах в Белых армиях, в Русском Корпусе. Цвета ленты — чёрный и жёлтый — являются знаком личной доблести солдата на поле боя. Также считается, что эти цвета имеют в своей основе житие святого Георгия Победоносца и символизируют собой смерть и воскрешение. Св. Георгий, согласно житийной литературе, трижды прошёл через смерть и дважды был воскрешаем.
ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ
Париж. Могила Неизвестного Солдата под Триумфальной аркой
В столицах стран Антанты, чьи армии участвовали в Первой мировой, были уже вскоре созданы «главные» памятники своим погибшим воинам. Ещё в разгар войны, в 1916-м, француз Франсуа Симон предложил: учитывая, что многие из убитых на полях сражений воинов остаются неопознанными, для увековечения их памяти нужно создать символическую могилу, где погребён безымянный французский солдат.
Такая идея была реализована уже в мирное время. 28 января 1921 года в центре Парижа под знаменитой Триумфальной аркой состоялось торжественное захоронение перенесённых сюда с одного из участков Западного фронта останков неопознанного воина-француза. А несколькими годами позже, 11 ноября 1923-го, у этой Могилы Неизвестного Солдата был зажжён первый в истории Вечный огонь.
ГОЛУБЬ СИМВОЛ ВОЙНЫ… ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Голубиная связь использовалась в войсках в конце XIX — начале XX веков, включая Первую мировую войну, гражданскую войну 1918—1920 годов и Вторую мировую войну. Так, во время Первой мировой войны в немецкой армии существовали специальные роты голубиной почты.
Известен факт, когда за большие заслуги в Первой мировой войне звание полковника английской армии было присвоено почтовому голубю № 888, который был похоронен после смерти со всеми воинскими почестями.
Во время первой мировой войны экипажи использовали голубей как элементарные черные ящики. Записывали свои координаты на сообщение и выпускали голубей.
Голуби–фотографы. Данный способ аэрофотосъемки был изобретён и запатентован в 1907 году немецким аптекарем Джулиусом Нойбрённером. На почтового голубя надевалось небольшое эластичное крепление с миниатюрной (около 40 г.) камерой с автоспуском на 30 снимков.
Голуби приняли участие в Первой мировой войне, проведя несколько успешных операций. А в 1930 году в Мюнхене немецкая армия тренировала голубей, которые могли делать по 200 снимков за вылет.
КРАСНЫЙ МАК
Символ памяти жертв Первой мировой войны, а впоследствии — жертв всех военных и гражданских вооружённых конфликтов, начиная с 1914 года.
Впервые как символ цвет мака появляется в стихотворении канадского военного врача Джона Маккрея «На полях Фландрии» (1915), которое начинается словами, в русском переводе звучащими так:
На полях Фландрии между крестами
Качает ветер мак рядами
Идея использовать красный мак как символ памяти принадлежит Моине Мишель, преподавательнице Университета Джорджии, США. Под впечатлением от работы Маккрея в ноябре 1918 года она написала собственное стихотворение «Мы сохраним веру», где поклялась всегда носить красный мак в память о погибших в Первой мировой войне. После 1918 года Моина Мишель занималась финансовой поддержкой недееспособных ветеранов войны. Для того чтобы собрать необходимые средства, Мишель предложила продавать искусственные маки из шёлка.
Впервые символ был использован Американским легионом для памяти американских солдат, погибших во время Первой мировой войны. Широко распространён он в странах Содружества — Великобритании и её бывших колониях, а также в Северной Америке и Австралии.
«АТАКА МЕРТВЕЦОВ»
Гарнизон российской армии мужественно держал осаду крепости Осовец. Немцы безуспешно пытались взять крепость штурмом, но с каждым разом терпели неудачу. Прошел уже год, как отважные русские солдаты держали оборону, и 6 августа 1915 года немцы применили против защитников отравляющие газы. Немецкие солдаты, посчитав, что никто не выжил, решили войти в крепость. Но на их удивление, на них пошли атакой 60 полуживых бойцов, головы которых были обмотаны тряпками. Харкающие кровью, задыхающиеся российские бойцы отстояли крепость, и только 22 августа был отдан приказ отвести выживших защитников Осовца.
«ДИКАЯ ДИВИЗИЯ»
Кавказская туземная конная дивизия — кавалерийская дивизия, одна из частей Русской Императорской армии, сформированная 23 августа 1914 года. На 90 % состояла из добровольцев-мусульман — уроженцев Северного Кавказа и Закавказья, которые, как и все жители Кавказа и Средней Азии, по законодательству Российской империи не подлежали призыву на военную службу. Многие представители русского дворянства служили в дивизии офицерами.
ЖЕНСКИЙ «БАТАЛЬОН СМЕРТИ»
Мария Бочкарёва
В период Первой мировой войны героическим символом-явлением стало создание женского «батальона смерти» под командованием поручика Марии Бочкаревой. Главным аргументом Бочкаревой при создании ее батальона в мае 1917 г. было то, что «солдаты в эту великую войну устали и им нужно помочь… нравственно».
ТАРАН НЕСТЕРОВА
Смелый поступок Петра Нестерова стал одним из первых подвигов воинов Российской армии в ходе Первой Мировой войны, и первым проявлением осознанного самопожертвования. Благородный русский офицер, энтузиаст и изобретатель Петр Николаевич Нестеров начинал карьеру в армии как артиллерист, а потом ушел в авиацию. Прославился до войны, выполнив в августе 1913 года над аэродромом Киева знаменитую замкнутую петлю. Ровно через год 26 августа 1914 года в небе над городком Жолква сбил самолет противника, протаранив его своей боевой машиной. Нестеров погиб, а вместе с ним вражеский летчик и австрийский наблюдатель вражеской армии барон фон Розенталь.
КРАСНЫЙ СОКОЛ
Русский летчик Ю.В. Гильшер, несмотря на ампутацию ступни летом 1916 г., научился летать с протезом, одержал ряд побед над австрийскими и немецкими самолетами, погиб в 1917 г. во время неравного боя с противником.
СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ
Римма Иванова
Когда объявили о мобилизации, Римма Иванова добровольцем ушла на фронт, и служила сестрой милосердия 105-го Пехотного полка. В одном из первых же боев вынесла на себе командира полка, и командование наградило девушку железным крестом. За год службы спасла жизни более 600 бойцам, а в сентябре 1915 года у села Доброславка, когда погибли два командира, приняла на себя командование. Хрупкая и женственная она повела солдат в атаку, удержав позиции. Ведя солдат в атаку, Римма была смертельно ранена, и умерла на руках солдат. Очевидцы потом говорили, что ее последними словами были «Боже, спаси Россию», за свой подвиг получила Орден.
«РУССКАЯ СОЛДАТКА»
Кира Башкирова
8 декабря 1915 года на фронт Германской войны прибыл молодой русский доброволец Николай Попов. Он был зачислен в роту пешей разведки 88-го Петровского полка. Молодой человек был грамотным, знал иностранные языки, проявил сообразительность, неплохо стрелял — для разведки годен. Уже 20 декабря 1915 года рядовой Николай Попов с напарником отправился в ночной рейд на вражескую территорию, имея приказ захватить языка. Однако в ходе обстрела напарника ранили, так что солдат Попов выполнил задание в одиночку. За приведенного пленного и образцовое выполнение приказа он был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. Ничего необычного вроде бы в этом не было: сколько таких добровольцев разными путями попадали на войну и сколько из них совершали подвиги! Вот только этот Николай Попов на самом деле был ученицей 6-го класса высшего Мариинского училища города Вильно — Кирой Башкировой.
В 1916 году вновь бежала на фронт, вновь поступила добровольцем, но уже в другой полк, где ее не знали. Георгиевскому кавалеру всегда рады, так что взяли «излечившегося от ран ветерана» без лишних вопросов. До октября 1917 года «вольноопределяющийся Николай Попов» служила рядовым в третьем батальоне 30-го стрелкового Сибирского полка.
Кира Александровна Башкирова, в замужестве Лопатина, родила двоих детей, в Великую Отечественную работала медсестрой, спасая жизни тяжелораненых солдат. Награждена медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За боевые заслуги».
ЛИХОЙ КАЗАК
Смелый и мужественный Кузьма Крючков вошел в историю как первый солдат, на груди которого появился Георгиевский крест. Командование казакам доверяло самые ответственные и сложные задания. В одной из таких операций на засаду из четырех донских казаков, в которой находился Кульма, неожиданно вышел отряд немецких солдат из 27 человек. В неравном бою Кузьма Крючков, будучи тяжело раненным в руку, лично порубил шашкой или заколол пикой 11 немцев. Из 27 вражеских солдат только 3 удалось спасти жизни бегством. После боя на теле отважного казака насчитали 16 ран, на его лошади таких ран было 11.
Все эти подвиги — вершина осознанной жертвенности. Собственная безопасность в этих случаях уходила на второй план, уступая место долгу и чести, любви к Отчизне, жертвенности во имя народа.
Красные маки в честь Дня памяти |АНГЛОМАНИЯ
Оказавшись в Великобритании в октябре-ноябре, вы непременно обратите внимание, что многие носят на лацканах бумажные красные маки. Маки «расцветают» на одежде прохожих, они буквально повсюду — на улицах, в офисах, на официальных и неофициальных мероприятиях. Политики, общественные деятели и прочие известные личности непременно появляются на публике с красными маками на лацканах.
Красные маки стали в Великобритании символом Дня памяти погибших в войнах (Remembrance Day), который приходится на 11 ноября — день окончания Первой Мировой войны. Каждый год, 11 ноября в 11 утра (т.е. 11.11 в 11.00), проходят две общенациональные минуты молчания в честь погибших. Первая минута молчания была проведена в Лондоне 11 ноября 1919 года.
В рамках благотворительной акции «Воззвание маков» (
В эти дни к военным монументам возлагают маковые венки, а во дворах церквей появляются поля памяти из маленьких крестов с маками. Второе воскресенье ноября — так называемое Поминальное воскресенье (Remembrance Sunday), когда в английских церквях проходит служба в честь погибших в войнах. Кстати, такая служба проходит и в Москве, в Англиканской церкви Св. Андрея (St. Andrew’s Anglican Church) — и в этот день в московском переулке рядом с Большой Никитской тоже расцветают маки — на лацканах тех, кто приходит на это мероприятие.
Думаю, у многих сейчас возник вопрос: почему именно маки стали символом погибших в войнах? Ответ — в стихотворении канадского военого врача Джона МакКрея ( John McCrae), воевавшего в Бельгии в Первую мировую войну. Стихотворение было опубликовано в английском журнале Punch в 1915 году, а в 1918 полковник МакКрей погиб. Вскоре эти печальные строки стали символизировать жертву, которую принесли солдаты на кровопролитных войнах.
IN FLANDERS FIELDS
By: Lieutenant Colonel John McCrae, MD (1872-1918)
Canadian Army
In Flanders Fields the poppies blow
Between the crosses row on row,
That mark our place; and in the sky
The larks, still bravely singing, fly
Scarce heard amid the guns below.
We are the Dead. Short days ago
We lived, felt dawn, saw sunset glow,
Loved and were loved, and now we lie
In Flanders fields.
Take up our quarrel with the foe:
To you from failing hands we throw
The torch; be yours to hold it high.
If ye break faith with us who die
We shall not sleep, though poppies grow
In Flanders fields.
ВО ФЛАНДРИИ В ПОЛЯХ
(перевод Надежды Радченко)
Во Фландрии вновь маки расцвели
Среди крестов, что встали ряд за рядом
В том самом месте, где мы полегли.
Вновь жаворонки песни завели,
Едва слышны сквозь грохот канонады.
Мы пали. Но недавно жили мы.
Встречали и закаты, и рассветы.
Любимы были и любили мы,
Пока не полегли на поле этом
Во Фландрии.
Мы ненависть к врагам вам завещаем,
Из ослабевших рук примите факел,
Держите крепче, выше поднимая,
Как символ нашей веры сохраняя!
Пока нас помнят, расцветают маки
Религиозные иконы в искусстве и войне
- Искусство и культура
Святой Копье и символы сопротивления
Она одета в зеленую мантию, вокруг ее головы голубой ореол с тиснением украинского трезубца. Ее руки не сложены в молитве и не протянуты для благословения, но сжимают ее тезку — противотанковую ракетную установку «Джавелин», оружие, признанное лучшим средством украинского сопротивления для отражения и сдерживания вторгшейся российской армии.
Призывая к классическим христианским образам, Saint Javelin стал онлайн-феноменом в марте 2022 года, в основном благодаря социальным сетям.
Эта вирусная икона 21-го века имеет глубокие корни в религии и конфликте, что является частью того, что делает изображение таким привлекательным. Использование изображений христианских святых и Девы Марии для побуждения к действиям и вселения надежды на войну восходит к столетиям, хотя массовое производство и общественное потребление таких изображений началось во время Первой мировой войны.
Гравюры из коллекции Национального музея и мемориала Первой мировой войны показывают, что Дева Мария и другие христианские святые были посредниками в чудесных победах, вдохновении на героизм в вооруженных силах и трогательных образах помощи, вдохновляя других на помощь.
Изображение
Дева Мария и Святая Жанна д’Арк были популярными изображениями времен Первой мировой войны, которые выражали патриотическую и религиозную веру в правое дело, а также были полезными инструментами для вдохновения других на пожертвования в поддержку усилий. На одном изображении в знак признания поддержки польской армии Дева Мария и младенец Иисус сияют над городом, божественно направляя храбрость и веру солдат внизу. В отличие от ее воплощения в Святом Копье, в польском произведении ясно видно, что Дева Мария является источником веры и священной поддержкой дела.
Изображение
Свидетельство о пожертвовании, выданное Польским национальным департаментом, Польским центральным комитетом помощи (польско-американской организацией) в память о пожертвовании, сделанном в поддержку Польши и Войска Польского. Марка от 3 мая 1918 года номиналом два доллара США. Узнайте больше в базе данных онлайн-коллекций.Святых, особенно склонных к воинственности, также часто призывали воюющие нации для поддержки и вдохновения.
Что касается Saint Javelin, нынешнее изображение является переделкой оригинальной работы Криса Шоу «Мадонна Калашникова», изображающей мать Иисуса с АК-47 и впервые выставленной в Музее современного искусства Сан-Франциско в 2013 году. За девять лет, прошедших с тех пор, он прошел множество итераций в Интернете, прежде чем стал нынешним символом украинского сопротивления российскому военному вторжению.
Создание образа Святого Копья объединяет и обновляет иконографию христианского святого и Девы Марии, чтобы создать мощный образ священного сопротивления. Дева Мария хорошо вписывается в украинскую символику, так как именно к ней обращаются многие римо-католики и православные христиане с молитвой о помощи, любви и защите матери. Поскольку символ приобрел популярность в Интернете, он стал эмблемой для тех, кто находится за пределами Украины, чтобы продемонстрировать поддержку нации (продажи наклеек и других товаров с изображением собрали сотни тысяч долларов за считанные дни, а вырученные средства пошли на благотворительная организация «Помогите нам, помогите»), а также подкрепили повествование об украинском сопротивлении России как о божественно санкционированном, праведном деле со священными заступниками.
Стреляемое с плеча противотанковое оружие «Джавелин» имеет неоценимую ценность для украинских бойцов. Дополнительную неоценимую ценность для сердец людей, запертых в бункерах, метро и подвалах страны, имеет вера. Святой Джавелин — это вера — духовная и физическая — в украинскую храбрость против продолжающегося вторжения. В одном образе и имени она — окончательная помощь Небес и единственное оружие, способное сокрушить армию: Святой Копье, молись о нас.
Как мак стал символом Первой мировой войны | Умные новости
Первоначально выставка была показана в лондонском Тауэре, но после ее широкого успеха была сохранена для публики. Марисса — Flickr/Creative Commons Маки в Плачущее окно керамические. Рик Джексон — Flickr/Creative Commons Маки использовались для вербовки солдат и продажи военных облигаций, как на этом канадском плакате 19 века. 18. Викисклад/общественное достояние Плачущее окно будет путешествовать по Великобритании до 2018 года. Майкл Боулз/Getty Images/1418 СЕЙЧАС Семенам мака могут потребоваться десятилетия, чтобы прорасти, и для роста им нужна нарушенная земля. Хеннасабель — Flickr/Creative CommonsУстановка называется Маки: плачущее окно , и теперь он выставлен в Уэльсе в замке Карнарвон. Вызывающая воспоминания работа начала гастролировать по Великобритании в июле прошлого года. Созданная художником Полом Камминсом и дизайнером Томом Пайпером экспозиция начиналась как часть выставки в лондонском Тауэре и росла в размерах и масштабах по мере того, как огромное количество посетителей — около пяти миллионов человек — приходили посмотреть на кровавую красоту сотни тысяч красных маков, сыплющихся из окна, каждый в честь британского или колониального военнослужащего, погибшего во время войны. С тех пор выставка, которая изначально планировалась как временная, сохранилась и гастролирует по остальной стране в двух частях, Плачущее окно и Волна . Как сообщает BBC, нынешняя остановка выставки уже привлекла тысячи посетителей.
Но почему маки? Ответ наполовину биология, наполовину история. Обыкновенный или «кукурузный» мак, также известный как Papaver rhoeas , растет в США, Азии, Африке и Европе и произрастает в Средиземноморском регионе. Его семенам нужен свет, чтобы расти, поэтому, когда их закапывают в землю, они могут лежать в спячке 80 лет или даже дольше, по некоторым данным, и не цвести. Как только почва нарушена и семена выходят на свет, маки, о существовании которых никто не знал, могут зацвести.
Во время Первой мировой войны это прекрасное явление произошло в Европе, опустошенной первой настоящей современной войной. В Бельгии, где располагалась часть Западного фронта в провинциях Фландрии, земля была изрыта милями траншей и изрыта бомбами и артиллерийским огнем. Сражения при Ипре, которые проходили в части Фландрии, известной как Поля Фландрии, были особенно смертоносными и также нанесли ущерб физической среде. Сотни тысяч солдат, многие из которых были британцами, испустили последний вздох на земле, обнаженной и взбитой механикой войны.
После Второй битвы при Ипре канадский врач по имени Джон Маккрей заметил красные маки, растущие возле одного из братских кладбищ Фландрии Филдс. В 1915 году он написал стихотворение «На полях Фландрии», которое впоследствии было опубликовано в Великобритании. «На полях Фландрии цветут маки, — писал Маккрей, — между крестами ряд за рядом». Оно стало самым популярным и самым узнаваемым стихотворением о войне в Соединенных Штатах и Великобритании.
Поэма, которая размышляет о существовании маков на кладбище и призывает людей поднять факел в честь своих павших соотечественников, стала мощным инструментом вербовки для союзников. (Строки из стихотворения и красные маки какое-то время даже появлялись на оборотной стороне канадской 10-долларовой банкноты.) Красные маки стали появляться не только на плакатах, призывающих людей записываться в армию или покупать военные облигации, но и на церемониях в честь война мертва.
Как сообщает BBC, американка по имени Мойна Майкл прочла стихотворение МакКрэя и поклялась носить красный мак каждый день, пока не умрет. Она начала распространять шелковые маки, и ее работа побудила женщин из союзных стран продавать искусственные маки, чтобы собрать средства для жертв войны после войны. Родился символ, который существует и по сей день.