Символы Российской империи |

Продолжение. Начало здесь. Предыдущее здесь

Различать иллюзию. Понимать правду

Российская империя

Начиная рассказ о государственной символике Российской империи династии Романовых, нужно без обиняков честно сказать, что она вся заимствована на Западе и насквозь земная, потерявшая всякую связь с небом. Это символика власти нижестоящей по отношению к Европе и подчиненной интернационалу масонов. Ибо в царствование Петра Iокончательно умирает древлеправославное самодержавие князей Святой Руси и государей Московского царства и нарождается новый для евразийской страны тип государства – Европейская монархия в форме просвещенного абсолютизма, пренебрегающего институтом православной церкви.

Флаги окончательно потеряли и небесную троичность (исчез откос треугольника флагов Москвоского царства) и исконные красный (красивый) с желтым и зелёный (цветонегатив красного) цвета Духа, как проявленного пламени людских сердец под покровительством незримых небесных сил. Романовские флаги стали прямоугольные-земные «триколоры» в наборе англо-саксонских (синий, белый, красный) или немецко-саксонских (черный, желтый, белый) цветов саксонской династии Веттинов.

А герб вместо белого сокола Рюриковичей и Чингизидов принял фигуру черного орла с дьявольски раздвоенной головой – эмблемы династий Каролингов: наследников Священной римской империи «германско-саксонской» нации Карла Великого (VIIIв).

Примечательно, что история флага династии Романовых начинается с первого вооруженного корабля западно-европейского типа «Фредерик» построенного в 1636г. в Нижнем Новгороде для путешествия в Персию посольства Гольштейна (заселенной саксами области Германии). Из книги немецкого географа Адама Олеария «О путешествии через Московию, Тартарию и Персию с 1633 по 1639 гг.» видно, что корабль ходил под сине-бело-красным «триколором» герцогства Голштинского (флаг на грот-мачте).

Посольство задачу организации торговли китайским шелком по северному маршруту через Тартарию и Московию не выполнило, ибо Шелковый путь через Персию до конца XVIIв. контролировали еврей-рахдониты из Крымской Хазарии (символику см. ниже).

Вторым кораблем западно-европейского типа построенным по указу царя Алексея Михайловича в 1668г. в районе Коломны для охраны русской торговли в Каспийском море был фрегат Орел. На нем был поднят первый на Руси бело-сине-красный «триколор». А в 1693г. на построенной в Архангельске яхте молодого царя Петра I«Святой Пётр» впервые был поднят флаг «царя Московского» (бело-сине-красный с золотым двуглавым орлом посередине).

Различение сердцем находит удивительное совпадение флагов голштинско-голландского набора цветов с российским триколором. А объяснение этому таково: В 1648 году происходит революция в Англии. В 1688г. последний король династии Стюартов уступает место правителю Нидерландов Вильгельму III Оранскому, который получил свою корону короля Англии и короля Шотландии из рук масонов, присягнув на верность масонской хартии вольностей. Сторонники Вильгельма IIIОранского появляются в Москве, где находят гостеприимный приют при дворе Алексея Михайловича. Эти английские и шотландские эмигранты основывают в Москве Немецкую слободу, которая стала лабораторией масонства на Руси. Великим Мастером первой русской масонской ложи становится «чернокнижник» граф Брюс (Джеймс Дэниэл Брюс). Брюс же сопровождал Петра в его заграничном путешествии 1697-1698гг. в Голландию и Англию, где состоялись встречи Петра с Вильгельмом Оранским, Ньютоном и другими масонами. В Голландии Петр I и Лефорт были приняты в Тамплиеры. А в Англии Петр был возведен в шотландскую степень св. Андрея Первозванного. Причем дал обязательство, что сей орден восстановит в России, что и исполнил в 1698г. (заменив зелёную ленту на голубую). Протестанты-масоны внушили царю мысль уничтожить патриаршество, обезглавить церковь и унизить её авторитет, подчинив светской бюрократии. Так, отделив престол от алтаря Петр покончил со Святой Русью.

Примечательно, что раскол Русской Православной Церкви совпадает по времени с английской революцией. И вполне мог быть результатом интриг масонов, которые для этой цели использовали «киевских ученых», зараженных учением иезуитов-католиков и протестантов. Так или иначе восторжествовал масонский принцип «разделяй и властвуй». Русский раскол православного стада на две непримиримые враждующие стороны дал свободу третьей силе – «чужебесию»: масонским вольностям английской революции. Опираясь на библейское пророчество Третьей книги Ездры (Iв.) о последних днях «мира сего», как восставшем из моря трехглавом, а затем, после отпадения третьей – двуглавом орле (3 Ездр 11:4,33-34) староверы вполне обоснованно назвали Петра I«Помазанником сатаны» (сравни двуглавого орла масонов с прапором Петра I).

Здесь следует дать комментарий к родовому гербу Романовых, составленному в царствование Александра IIпо рисунку прапора боярина Н.И. Романова и высочайше утвержденного 08.12.1856г.

Герб представляет из себя красного грифона на серебряном поле, который держит меч и золотой щит увенчанный черным орликом; на черной кайме –восемь оторванных львиных голов. Здесь примечательно то, геральдическая функция грифона есть охрана сокровищ хозяина (орла или льва). То есть грифон на гербе Романовых – это охранник (вассал) малого черного орла, что сидит на щите. А одноглавый черный орел на золотом фоне со времен Карла Великого признан гербом Священной Римской империи немецкой нации (с XV века орел становится двуглавым). Да и вся династия Романовых после кончины императрицы Елизаветы Петровны и прекращения прямой линии наследования дома Романовых, с 1762 года, начиная от Петра III, это фактически Гольштейн-Готторп-Романовская «немецкая» династия. Если же вернуться к толкованию символа грифона: мифического существа с телом льва и головой орла (что-то вроде летающего динозавра), то его функция есть объединение Неба и Земли. Это страж на входе в мир невидимый. В мифологии китайцев есть подобное крылатое существо с головой льва

БиСие, охраняющее вход в сокровищницу золота и других богатств невидимого мира девяти драконов.

То есть Гольштей-Готторп-Романовская династия – это охранники ценностей западноевропейского кельтско-саксонского мира племен Иафета от нашествия восточных азиатских орд скифско-арийского мира племен Сима.

Кроме утверждения родового герба Романовых Александр IIв 1858 году утвердил и первый официальный государственный флаг Российской империи, повторявший черно-желтый «немецко-саксонский» набор цветов территорий-наследников Священной Римской империи германской нации Карла Великого, с XV века унаследовавших и черного двуглавого орла в гербе.

Однако в 1883 году император Александр III в цветах государственного флага России вернулся к «англо-саксонскому» бело-сине-красному набору цветов Вильгельма IIIОранского. А император Николай II с 1896 года в крыж бело-сине-красного «триколора» вставил черного двуглавого орла на желтом фоне Карла Великого. Объединив, тем самым, в государственной символике России преемственность Романовых от двух ветвей саксонских Веттинов. И тем окончательно отмежевавшись от родства с «золотым родом» Рюриковичей и Чингизидов.

Теперь осталось истолковать смысл центральной фигуры герба и Московского царства и Российской империи: всадника на белом коне поражающего копьем змия. По легенде прикрытия с опорой на иконографию, начиная от XV века, всадник-змееборец – это символ добра: святой Георгий Победоносец, поражающий зло. Если же отвлечься от анализа (навязанной Ватиканом) легенды прикрытия и опереться в оценках смыслов на дар различения чувством, то всадник окажется англо-саксонским рыцарем, побивающим хранителя сокровищ Скифии – грифона: символ евразийской власти ханов Тартарии (рода Симова). В этом суть скрытого от системы европейского образования Закона Перемен? по которому Запад в соответствующем цикле одолевает Восток. Здесь Запад: «Ездец на красном фоне», где белый конь на красном фоне – это и сейчас символ земли Нижняя Саксония – Ганновер. Раз так, то и рыцарь – сакс. А черный грифон на желтом фоне – это символ вычеркнутой из европейской истории Тартарии. Сохранявшейся после распада Золотой орды государственности тюрков от Крыма до Алтая, где грифон – это хранитель золота Скифов.

Примечательно, что Св. Георгий-змееборец, именно как символ добра, побивающего вселенское зло, появляется лишь в XV веке. Тогда Св. Георгий (Джордж) становится покровителем Англии, Грузии (Джорджии) и Московии Ивана III. Тогда же и черный двуглавый орел сменяет одноглавого у Каролингов – наследников империи Карла Великого. Можно полагать, что так усилиями Ватикана с соответствующим богословским обоснованием, был создан универсальный символ бесстрашного европейского война-Победоносца добивающего остатки Орды – Единого государства Чингисхана «от моря до моря». Тогда же из истории вычеркнули Тартарию, как евразийское государство-буфер между библейско-средиземноморской цивилизацией (в гербах: Орлы и Львы) и срединно-земельной китайской цивилизацией (в гербах Дракон). В понимании Запада средних веков «тартары» это враждебный Риму народ из дикой земли Магог, несущий Европе ужас и конец света.

Во всяком случае красный грифон рода Романовых и черный грифон «Тартарского цесаря» без всяких суждений от большого ума различаются как символы противоборства стражей двух разных цивилизаций, где у первой хозяин Орел, а у второй – Дракон.

И так, англосаксонские цвета: белый и красный, тогда как немецко-саксонские цвета: черный и золотой. Неудивительно, что немецкая Ангальт-Цербская принцесса, ставшая императрицей Екатериной IIВеликой, в 1769 году утвердила для России черно-златую немецко-саксонскую ленту ордена Святого Георгия.

В завершение раздела о символах Российской империи необходимо подчеркнуть, что в соответствии с современными знаниями о генетической истории человечества Восточные немцы – пруссы это онемеченные с XV века Тевтонским орденом славяне. Они принадлежат к распространившейся на север из лесостепной зоны Южной Сибири арийской гаплогруппе R1a. Тогда как Западные немцы – саксы принадлежат к гаплогруппе R1b. Романовы по крови – это западноевропейская гаплогруппа R1b. Поэтому планировщики с тайными знаниями из библиотеки Ватикана делали всё, чтобы не допустить родственного союза Пруссов и Руссов, но держать их как дворню при доме Веттинов.


Претенденты на российский престол «Кирилловичи»: Мария Владимировна Голштейн-Готторп-Романова с сыном Георгием Гогенцоллерном в регалиях Ордена св. Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты

Символику Союза ССР рассмотрим в четвертой части рубрики
«О наведении порядка в знаках и символах». ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ – ИНСТИТУТ НЕБОПОЛИТИКИ
Андрей Петрович Девятов, полковник
No411-3 от 17.06.15

www.peremeny.ru

Символ империи / Россия / БрамаBY: свободная саморегулируемая политическая площадка

Начиная с 2005 года накануне праздника Победы в России (а с недавних пор и во многих странах мира) проводится масштабная акция «Георгиевская ленточка»: волонтеры на улицах раздают прохожим оранжево-черные ленточки, объясняя что это символ уважения к подвигу советских солдат в годы Великой Отечественной войны. Однако, в действительности у Георгиевской ленты не такая однозначная история.

От Екатерины до Николая

История этого символа берет свое начало с 1769 года. Именно тогда Екатериной II был учрежден Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Это была первая русская награда, разделённая на 4 степени, и предназначенная для награждения сугубо за отличие в военных подвигах. В 1807 году был учреждён «Знак отличия военного ордена» для нижних чинов, причисленных к ордену святого Георгия.

Всего, орденом было награждено более 10 тысяч человек. Первой (высшей) степенью ордена всего 23 человека, из них только четверо стали полными кавалерами. Стоит также вспомнить возложения на себя знаков ордена 1 степени, императрицей Екатериной II по случаю учреждения ордена, и Александром II по случаю празднования 100-летнего юбилея ордена. Второй степени ордена были удостоены 125 человек. Орденские знаки не нумеровались, но велись списки награждённых.


Портрет генерала Ф. А. Боровского — одного из первых кавалеров ордена Св. Георгия. Худ. В. Л. Боровиковский, 1799


Орден Святого Георгия 1-й степени

13 февраля 1807 года был введен Знак Отличия Военного ордена св. Георгия «в награду нижних воинских чинов за храбрость, против неприятеля оказанную», который носился на ленте тех же цветов, что и орден. Первым получил солдатского Георгия унтер-офицер Кавалергардского полка Егор Иванович Митрохин за отличие в бою с французами под Фридландом 2 июня 1807 г. Первый кавалер солдатского Георгия служил с 1793 по 1817 годы и вышел в отставку в низшем офицерском чине прапорщика. Пик награждений солдатским Георгием пришелся на Отечественную войну 1812 года. Только в 1812 году было выдано 6,7 тысяч солдатских крестов, в 1813 году — 8,6 тысяч, в 1814 году — 9,3 тысяч -наград. Всего во время правления Александра I (1807-1825) было пожаловано 46 527 знаков Ордена.


Известен случай награждения солдатской наградой генерала. Им стал М. А. Милорадович за бой с французами в солдатском строю под Лейпцигом. Серебряный крест ему вручил наблюдавший сражение император Александр I.

В войне 1812 года произошел и первый случай награждения боевой наградой священнослужителя — кавалером Георгиевского креста стал Василий Васильковский, капеллан 19-го егерского полка (24-й пехотной дивизии 6-го корпуса 1-й армии). 15 июля 1812 года под Витебском разгорелся тяжелейший бой — арьергард армии, в который входил и 19-й егерский полк, прикрывал отход основных сил 1-й армии к Смоленску. Упорная битва продолжалась с раннего утра до самого вечера. В ходе этого боя отец Василий проявил себя настоящим героем. С самого начала сражения он находился в первых рядах своего полка, исповедовал и причащал умирающих. В один из таких моментов священник был тяжело ранен в левую щеку, но, несмотря на большую потерю крови, не покинул поле брани. Вскоре он опять ранен и только после этого, обессилевший, оставил ряды сражавшихся.


Георгиевский штандарт с Георгиевскими лентами лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка, 1817 год.

В 1833 году статут ордена был расписан подробно, с детальным описанием воинских доблестей по каждому роду войск, за которые имели право на награждение. Более детально был расписан срок службы, требуемый для награждения за выслугу лет, а также прибавилось требование участия хотя бы в одном сражении для получения Георгия 4-й степени за выслугу лет.

Так как Св. Георгий — христианский святой, то для иноверцев был предусмотрен вариант ордена, в котором вместо Святого Георгия был изображён герб России — двуглавый орёл. Образец ордена с орлом был утверждён Николаем I 29 августа 1844 года в ходе Кавказской войны, и первым удостоился нового знака майор Джамов-бек Кайтахский. В связи с этим в мемуарах и художественной литературе встречаются ситуации, когда офицеры, выходцы с Кавказа, недоумевали: «почему им дали крест с птицей, а не с джигитом?».


Наградная георгиевская труба


Наградная георгиевская сабля

С 1845 года награждённые только орденами Святого Владимира и Святого Георгия любых степеней получали права потомственного дворянства, в то время как для других орденов требовалось награждение высшей 1-й степенью. До того право на потомственное дворянство давал любой орден. Через четыре года, в 1849 года имена георгиевских кавалеров стали отмечать на мраморных досках в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца в Москве.


Знак отличия военного ордена

В феврале 1855 года вышел указ, по которому кавалеры ордена 4-й степени за выслугу, отличившиеся в бою и достойные награждения крестом 4-й степени, имели право добавить к уже полученному ранее за выслугу лет Знаку ордена Святого Георгия 4-й степени бант из Георгиевской ленты, который бы свидетельствовал, что носящий эту награду отмечен дважды: за выслугу лет и за воинский подвиг.


Мундир рядового 13-го драгунского полка

15 мая 1855 года указом отменено награждение орденом 4-й степени за выслугу лет с заменой его на орден Святого Владимира 4-й степени с соответствующей надписью. С этого момента Георгия давали только за боевые заслуги. В 1856 году ввели 4 степени для «Знака отличия военного ордена» (солдатского Георгия). Тогда же ввели разрешение на сохранение и одновременное ношение знаков всех степеней ордена Святого Георгия. До того наградные знаки низших степеней изымались, если офицер награждался тем же орденом более высокой степени. Кстати, после смерти владельца (до 1856 года) ордена сдавались в Военную Коллегию. Запрещалось украшать орденские знаки драгоценными камнями.


1-4 степени солдатского Георгиевского креста

В 1913 году статут ордена поменялся вновь, в основном в него включили дополнительные статьи и расширили описание военных подвигов по родам войск. «Знак отличия военного ордена» приобрёл официальное название Георгиевского креста. Упразднили орден Святого Георгия после Октябрьской революции 1917 года.


Георгиевский крест Временного правительства, выдававшийся после февраля 1917 года.


Также была учреждена Георгиевская медаль с надписью «За храбрость» (вместо учрежденных ранее медалей «За храбрость» для иррегулярных войск и для пограничной стражи) и причисленная к Военному Ордену Святого Великомученика и Победоносца Георгия.


Владимир Николаевич Грусланов (1894 — 1981) — советский писатель, участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, обладатель полного банта Георгиевских крестов.


Семен Буденный — полный Георгиевский кавалер, герой Первой мировой войны, будущий командарм Первой Конной армии РККА.


Будущий маршал и Министр обороны СССР Родион Малиновский. В сентябре 1915 года Малиновский — солдат 256-го Елисаветградского пехотного полка — был тяжело ранен под Сморгонью (два осколка попали в спину, один — в ногу) и получил первую боевую награду — Георгиевский крест 4-й степени.
Символ борьбы с большевизмом
С Орденом Святого Георгия связано и рождение Добровольческой Белой армии в 1917 году — собственно, первым воинским подразделением Добровольческой Армии была «Георгиевская рота», сформированная полковником И.К. Кириенко в Новочеркасске из офицеров 1-го Георгиевского полка.


Георгиевская рота


Иван Касьянович Кириенко (1881 — 1971) — генерал-майор, участник русско-японской войны, Первой мировой войны, георгиевский кавалер, активный участник Белого движения на Юге России, один из основателей Добровольческой армии

В годы Гражданской войны в России «георгиевская ленточка» стала отличительным знаком антибольшевистской Народной Армии Комуч (Комитет членов учредительного собрания). «Все находящиеся на службе в Народной армии носят на фуражке кокарду из Георгиевской ленточки, как символ особого мужества», — гласил приказ Штаба Народной армии от 17 июня 1918 года.


Образцы мундиров армии Комуч

У восставших в августе 1918-го против большевиков рабочих Ижевска георгиевская ленточка поначалу служила наградным знаком. Однако вскоре Ижевский исполком постановил: «Ввиду того, что частичное награждение ленточкой за отличие постепенно вносит раздор между солдатами, являющимися одинаково защитниками города Ижевска,- наградить всех солдат, принимавших участие в защите, ленточкой в петлице, а также предоставить право всем гражданам, сочувствующим освобождению, носить установленную ленточку как эмблему освобождения гор. Ижевска».


Флаг Ижевской стрелковой бригады

Эсеровский по своему составу Комуч не желал использовать старую российскую военную символику (офицерам даже не давали носить погоны), поэтому и взял на вооружение символ Ордена Святого Георгия. Вскоре пришедший к власти адмирал Колчак отменил нововведения и вернул прежние российские кокарды и другие атрибуты.


Элементы знаков отличия Комуч

Однако в некоторых частях, в частности, в полках ижевских рабочих, в знак признания их заслуг, остались оранжево-черные георгиевские знамена (интересно, что полк воткинских рабочих в белой армии сохранили свой красный флаг с двумя перекрещенными черными револьверами).


Символы Комуч

В 1919 г. в Добровольческой армии георгиевские цвета на парадную форму (желто-черные фуражки, погоны и петлицы) получила Особая рота при Ставке главнокомандующего.

Также по приказу Главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России генерал-лейтенанта А. И. Деникиным в Добровольческой армии были введены новые боевые награды — прежде всего, «Знак отличия 1-го Кубанского (Ледяного) похода». Этот знак, представлявший собой терновый венец, изготовленный из серебра, пересеченный мечом рукоятью вниз, вошел в историю Белого движения как самая почитаемая награда. Знаком под № 1 посмертно был награждён Л. Г. Корнилов. Всего в конце 1918 года на Юге России по заказу командования ВСЮР было единовременно изготовлено 5 000 знаков. Из них 400 так и не были выданы. Невыданные знаки были утоплены в Дунае в 1944 году, во время эвакуации Главного правления Союза участников 1-го Кубанского похода из Белграда перед его занятием Красной армией.


Участникам боевых действий выдавался знак на Георгиевской ленте, для тех, кто непосредственного участия в боях не принимал — на Владимирской ленте.


Также был учрежден знак Военного ордена «За Великий Сибирский поход», на котором меч был выполнен из золота. Право на награждение знаком имели все участники похода.


Бойцы Стрелковой генерала Дроздовского дивизии — участники Второго Кубанского похода.

Гвардейская лента

В 1943 году в СССР начался процесс реставрации «имперских» символов: в армию вернулись погоны и прежние воинские звания. Вернулась и лента Ордена Святого Георгия — однако, теперь она называлась «гвардейской лентой». Она представляла собой шёлковую муаровую ленту золотисто-оранжевого цвета с нанесёнными на неё тремя продольными чёрными полосами. В Советском Союзе гвардейская лента использовалась при оформлении колодки Ордена Славы и медали «За победу над Германией».

Орден Славы был учреждён 8 ноября 1943 года — этим орденом награждались только военнослужащие рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях храбрость, мужество и бесстрашие. Знак ордена состоял из трех степеней, награждение производилось последовательно: вначале третьей, после этого второй и первой степенью. Всего за время Великой Отечественной войны было выдано около миллиона знаков Ордена Славы III степени, а полных кавалеров ордена Славы насчитывается 2674 человека, среди них — четыре женщины.


Иван Кузнецов (1928 — 1989) — младший сержант, командир орудия 185-го гвардейского артиллерийского полка (1-й Белорусский фронт), самый молодой (17 лет) кавалер ордена Славы всех трех степеней.


Полный кавалер ордена Славы гвардии старшина Иванов В.С. (1924-1994) командир отделения разведки 190-го гвардейского стрелкового полка 63-й гвардейской стрелковой дивизии 2-й ударной армии Ленинградского фронта.


Снайпер ст. сержант Роза Шанина (1924-1945).В действующих войсках со 2 апреля 1944 года. На счету 54 подтверждённых уничтоженных солдат и офицеров, среди которых 12 снайперов, трое пленных солдат противника. Кавалер орденов Славы 2 и 3 степени. Погибла в бою 28 января 1945 года в 3 км юго-восточнее деревни Ильмсдорф, округ Рихау, Восточная Пруссия.


Советские награды. Крайняя справа — Медаль «За победу над Германией» на Гвардейской ленте


Удостоверение к Медали «За взятие Берлина», в которой присутствовала Гвардейская лента

К примеру, в приказе наркома ВМФ адмирала Николая Кузнецова об учреждении этого знака черным по белому было записано: «Гвардейская лента представляет собой ленту оранжевого цвета с нанесенными на ней тремя продольными черными полосами». Кроме того, изображение гвардейской ленты размещалось на знамёнах гвардейских объединений, соединений и частей (кораблей).

Символ разделения

В то же время лента Ордена Святого Георгия была отличительным знаком и русских эмигрантских организаций — прежде всего, Русского Общевоинского союза (РОВС), члены которого продолжили борьбу с большевизмом и после вынужденной эмиграции. Были и другие боевые дружины, поставившие себе целью свержение коммунистического строя в России. Например, в Шанхае из представителей Семиреченского, Оренбургского, Сибирского, Забайкальского и Амурского казачьих войск был образован Союз казаков — для взаимной духовной и материальной поддержки и сохранения традиций и казачьего единства. Основу Союза составили воинские чины Дальневосточной казачьей группы генерала Глебова, прибывшие из Владивостока на кораблях флотилии контр-адмирала Г.К. Старка.


Знаки Союз казаков в Шанхае. Слева — знак для Сибирского и Семиреченского казачьих войск. В центре знак для Амурского, Забайкальского и Уссурийского казачьих войск, справа — знак для Оренбургского казачьего войска.

В июле 1936 года Русское офицерское собрание в Шанхае к 10-летию своего существования учредило знак отличия для всех солдат и офицеров, совершивших ратные подвиги во время борьбы с большевизмом. Знак был выполнен в виде офицерской кокарды Российской императорской армии с наложенными вверху буквами «Ш.О.С.» (Шанхайское офицерское собрание) и лентой с датами «1926—1936». Слева — знак 1 степени, справа — 2 степени.


Александр Павлович Кутепов — генерал от инфантерии, основатель РОВС. Похищен и убит большевиками.

Неудивительно, что и в годы Второй мировой войны «георгиевская ленточка» стала символом русских офицеров, воевавших против большевизма на стороне Третьего Рейха. Как вспоминал начальник отдела разведки и контрразведки первой дивизии РОА майор вермахта Игорь Соломоновский (бывший офицер Добровольческой армии), «старые» эмигранты не очень-то доверяли генералу Андрею Власову — бывшему члену ВКП(б) и одному из сталинских любимцев, опасаясь, что предавший раз может предать и во второй раз. А вот к Соломоновскому они, напротив, относились с полным доверием: «У него же Георгий, это свой».


Атаман Петр Краснов. С сентября 1943 года Краснов — начальник Главного управления казачьих войск Имперского Министерства Восточных оккупированных территорий Германии.


Александр Альбов — начальник отдела пропаганды штаба ВВС КОНР. Умер в эмиграции в 1989 г.


Солдаты РОНА во время операции по подавлению Варшавского восстания, 1944 год

Последние награждения Георгиевским крестом и «Знаком отличия 1-го Кубанского (Ледяного) похода» Русской Добровольческой армии произошли в 1944 году в Русском охранном корпусе на Балканах. Эта, сформированная в 1941 г. из русских белоэмигрантов часть, сражалась на стороне немцев против партизанских отрядов Тито. Невыданные награды были затоплены в Дунае.


В то же время кавалеры Георгиевских орденов сражались и на стороне Красной армии. На фото: участник трех войн с Георгиевским крестом — гвардии рядовой Ф. Г. Вадюхин празднует Победу в Ленинграде.


Писатель, драматург, военный корреспондент Всеволод Вишневский на ступенях Рейхстага, май 1945. Рядом с крестом — две медали «За храбрость», на аверсе которых профиль Николая II, тут же советские награды


Матрос с крейсера «Варяг», награжденный советскими медалями «За отвагу» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».


На груди священнослужителя полный бант Георгиевских крестов соседствует с медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» с профилем И.В. Сталина.


Константин Иосифович Недорубов (1889 — 1978) — Герой Советского Союза, полный Георгиевский кавалер, гвардии капитан

Так что, по сути, в ХХ веке Георгиевская лента стала настоящим символом великой русской трагедии распавшегося на «белых» и «красных» народа, трагедии разъединенного на части воинства бывшей империи.

Не стоит лепить этот символ где попало.

Источник http://www.istpravda.ru

bramaby.com

24 символа всех времён и народов, которые навсегда останутся в истории

Символы – язык, понятный без слов. Этот способ общения доступен каждому в любом уголке мира, хотя значение знаков может меняться с течением времени. Первые символы появились раньше первой буквы или первого рисунка, и с тех пор люди пользуются ими во всех сферах своей жизни.

Предлагаем вам ознакомиться с самыми известными символами человечества, многие из которых вы наверняка сможете расшифровать и без наших подсказок.

Инь-Ян

Переплетенные в кругу черная и белая «рыбки» – один из наиболее популярных символов. Трактовок его много, но каждая из них по-своему верная. Черная половинка воплощает в себе темное, земное, северное или женское начало, а белая – все противоположное.

Мы знаем этот символ из даосской философии, но на самом деле гармония темного и светлого пришла из буддийской культуры. Инь-Ян стал олицетворением восточных учений и китайской медицины.

Самым распространенным толкованием считается баланс, гармония между женским и мужским началом, добром и злом.

Маген Давид (Звезда Давида)

Хотя сегодня мы воспринимаем этот символ исключительно как еврейский, появился он в Индии примерно в Бронзовом веке. Тогда он означал Анахату — чакру, которая раскрывает все прекрасное и отвечает за любовь.

Кстати, даже сегодня этот символ встречается в разных культурах. Например, в исламе такие же шестиконечные звезды изображены на покрывале, которым накрыта главная святыня в Мекке.

Связывать звезду Давида с евреями стали уже в Средние века, хотя в то время этот символ чаще можно было встретить в арабских трактатах.

Так как этот символ был изображен на фамильном гербе жившего в Иране царя Давида, звезда получила название Маген Давида. Ее использовал и Генрих Гейне, который подписывал таким образом свои статьи. Семейство Ротшильдов также включило этот знак в свой герб. Впоследствии Маген Давид стал символом сионистов.

Кадуцей

Это один из древнейших символов, который использовался еще в ритуальных обрядах древнего Египта. Кстати, его значение трактуется по-разному в зависимости от применения. В Древнем Риме этот знак был символом неприкосновенности, в оккультизме – знаком тайных знаний и ключом к нему. А вот в США в позапрошлом веке кадуцей был распространен как медицинская эмблема.

Но самым распространенным значением кадуцея является его трактовка как символа торговли, богатства и достатка. Факел с вьющимися змеями встречается на эмблеме торговой палаты, таможенной или налоговой службы, судов и даже некоторых городов.
Факел трактуется как ось жизни, а переплетенные змеи символизируют движение, борьбу добра и зла, единение Бога и человека, а также множество других явлений и понятий.

Хризма

Этот символ один из наиболее культовых символов христиан. Известен он как монограмма Христа, то есть хризма – это переплетение двух первых букв его имени. Хотя хризма – один из символов, которые традиционно были изображены на стягах Римской империи.

Есть трактовка, по которой это древний символ солнца в некоторых религиях. Именно поэтому многие христианские течения не признают этот знак.

Ом

Древний сакральный для индуистов символ, который означает божественную триаду. Он олицетворяет Создание, Поддержание и Разрушение, являясь тройственностью Брахмы, Вишну и Шивы.

Мантра «Ом» – это мантра силы, ума и вечности. Это одни из символов, который стал популярным в поп-культуре и кинематографе.

Чаша Гигиеи

Кто не видел этот ставший символом медицины знак? К нам эта эмблема пришла из Древней Греции, где она означала борьбу за здоровье и силу. Впервые врачи ее использовали еще во времена римских завоеваний, а позже этот знак стал общепринятым символом медицины. Хотя эмблема ВОЗ немного отличается – это змея, обвивающая посох. Но мы все равно знаем, что аспид с чашей означает медицинский препарат или учреждение.

Ихтис

Графический силуэт рыбы со вписанной аббревиатурой на греческом языке «Иисус Христос – Сын Божий» использовалась первыми христианами в период гонений. Рыбы – это символ христианства, апостолов и религиозных учений.

Сегодня больше распространена сама аббревиатура, хотя на древних культовых сооружениях можно найти эти скрещенные «полумесяцы».

Роза ветров

Роза ветров – это символ-оберег для моряков. Они считали, что этот знак поможет им вернуться домой и не сбиться с пути. Но в некоторых оккультных учениях есть подобная символика, которая олицетворяет ангельскую суть.

Колесо с 8 спицами

В разных религиях и культовых обрядах этот символ означал разное. Но самым распространенным толкованием является солнце, движение по кругу, судьба, фортуна.

В обиходе прочно закрепилось выражение «Колесо Фортуны». Оно пошло именно от этого символа.

Уроборос

Пожирающий собственный хвост змей олицетворяет цикличность жизни и смерти. Но с приходом христианства, где змей является олицетворением зла, уроборос стал символом борьбы добра и зла.

Серп и молот

Относительно «молодой» символ, который пришел в мир с коммунистическим движением. Придуман он был в 1918 году и означал крестьянство (серп) и рабочий класс (молот). Сегодня воспринимается как символ коммунизма.

Геральдическая лилия

Знак королевской власти. Особенно широко был распространен во Франции, хотя изначально цветок трактовался как символ чистоты и невинности. В эпоху Возрождения этот знак символизировал милосердие и сострадание. Многие считают, что геральдическая лилия является стилизованным цветком ириса.

Полумесяц

Изначально полумесяц был олицетворение ночного божества. На некоторых изображениях из Древнего Египта мы можем увидеть на богах головные уборы с полумесяцем. Но сегодня это наиболее устоявшийся символ ислама. Полумесяц встречается и в христианстве, там он символизирует Деву Марию и Рай.

Двуглавый орел

В Древнем Шумере двуглавый орел был солярным символом, олицетворяющим солнце и свет. В период становления первых государств двуглавый орел стал одним из наиболее распространенных символов империй. Популярность символ приобрел как герб Римской империи, династии Палеологов (Византия) и Золотой Орды. Сегодня его часто можно встретить в гербах многих государств.

Пентакль

С древних времен это символ защиты. Появился задолго до возникновения мировых религий. Но каждая из них нашла свое трактование пентаграммы. Например, в христианстве это символ пяти ран на теле Христа. Но больше знак известен как печать Соломона.

Пентаграмма встречается в разных значениях. Она используется и как оккультный символ, и как религиозный. Перевернутая пентаграмма трактуется как символ зла.

Свастика

Сегодня этот символ ассоциируется со злом и фашизмом, полностью утратив свое первоначальное значение. Более того, в некоторых странах эта символика запрещена законом.

Но история свастики начинается еще 10 тысяч лет назад. Изначально она трактовалась как пожелание удачи и благополучия. В доколумбовой Америке свастика означала солнце, жизнь, движение.

Всевидящее око

Знак истины, учения и покровительства. Встречается в Древнем Египте и в современном мире. Например, его можно увидеть на банкнотах валюты США. Обычно используется в паре с символом треугольника или пирамиды. Знак встречается как в религиозных и оккультных течениях, так и в символике масонов.

Крест

Изначально крест символизировал жизнь и солнце. Использовался он жрецами Древнего Египта, Индии и других древних цивилизаций.

С приходом христианства крест несколько изменил свое значение, став символом смерти и воскрешения. Сегодня это самый распространенный знак христианства.

Пацифик

Один из самых распространенных символов, который придумали как эмблему движения за ядерное разоружение. Но постепенно его первоначальный смысл трансформировался во всеобщее примирение и отказ от применения военной силы. Сейчас этот знак является международным символом мира.

Олимпийские кольца

Самая известная спортивная символика. Имеет несколько трактовок: пять колец – пять континентов, пять колец как пять навыков, которыми должен владеть каждый участник соревнований. Есть и другое значение, в котором пять цветов означают пять стихий, окружающих человека.

Циркуль и наугольник

Символ, который всегда приписывался лишь масонской ложе. А вот трактовка его довольно разнообразная. Циркуль означает небо, а угольник землю, символизируя единение духовного и земного. Часто в полученном ромбе изображают букву G, которая трактуется как душа человека.

Смайл

Самый популярный интернет-символ, который имеет лишь одно значение – have a happy day. Изначально смайл был эмблемой рекламной кампании, но очень скоро знак присоединился к любому посланию, которому хотят придать доброжелательности.

Знак доллара

Этот знак обозначает не только американскую валюту, но и любую другую, которая имеет название «доллар». А вот происхождение этого символа осталось загадкой. Есть трактовка, что доллар – это сокращение от валюты песо, ведь изначально на континенте главенствовали испанцы. По еще одной версии это графическое обозначение пути и геркулесовых столбов.

Знаки Марса и Венеры

Этот символ появился во времена Античности. Круг с полоской вниз означает Венеру, которая любуется своей красотой в зеркале. А круг со стрелкой вверх означает силу и мужество воинственного Марса.

interesno.cc

10 культовых символов, значение которых мы понимали неправильно

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Эти символы пережили десятки поколений, и люди веками наделяли их силой и смыслом. Иногда со временем значение символов меняется — обрастает ассоциациями и искажается до неузнаваемости. И, возможно, этот
красивый кулончик на вашей подвеске несет неожиданный сакральный смысл.

AdMe.ru заглянул в историю наиболее известных символов.

Чаша со змеем — символ Гигеи, древнегреческой богини здоровья. От имени этой богини произошел термин «гигиена».

Змея — символ и бессмертия, и смерти, ведь ее яд способен и убить, и стать лекарством. В Средние века чашу Гигеи в качестве эмблемы использовали аптекари города Падуи в Италии, позже символ стал общепринятым среди представителей врачевания. Но в некоторых странах символом медицины считают кадуцей — посох бога торговли Гермеса с двумя обвивающимися вокруг змеями.

Ранние упоминания символа датируются 4200 годом до нашей эры. Уроборос был популярен в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии.

Он олицетворяет созидание и разрушение, цикличность жизни и смерти. Символ был заимствован у египтян древними греками для обозначения вещей, не имеющих начала и конца. С уроборосом в китайской философии связана монада инь и ян. В гностицизме он являет собой и добро, и зло.

Символ широко использовался еще за 3 000 лет до нашей эры. В Индии он назывался Анахата. Два разнонаправленных треугольника — сложенные вместе мужское и женское начала — олицетворяли сердечную чакру.

Карл IV, император Священной Римской империи, в 1354 году разрешил евреям Праги
иметь собственный флаг. Полотнище с гексаграммой назвали флагом царя Давида. Во времена нацисткого режима звезда Давида желтого цвета стала символом холокоста.

Предполагают, что изначально символ инь-ян пришел от буддистов в I–III веках. В Китае и Японии инь-ян считается моделью всего сущего.

Изначальное понятие «инь» — «теневой», а «ян» — «солнечный склон горы». Инь и ян трактуется как беспрерывное взаимодействие контрастов. Полярные силы дополняют друг друга, и каждая несет в себе кусочек своей противоположности. Инь и ян — это мирная борьба, в которой окончательная победа невозможна, так как конца не существует.

Ранние изображения созданы в 2000 году до нашей эры. Символ встречается в Азии, на Ближнем Востоке и в Египте. Колесо было атрибутом богов солнца и олицетворяло цикличность жизни, перерождение и обновление. В буддизме и индуизме колесо символизирует круговорот Сансары, течение перемен, судьбу и время.

Позднее появилось понятие «колесо Фортуны» — символ изменчивости судьбы. Спицы колеса Фортуны несли удачи и неудачи, бесконечно сменяющие друг друга.

Первое упоминание символа датированно 1300 годом нашей эры.
Роза ветров была символом путеводной звезды и оберегом моряков.

В XVIII–XX веках были популярны татуировки с этим талисманом: считалось, что он поможет моряку в пути и в возвращении домой. Также роза ветров изображалась на картах, символизируя стороны света.

www.adme.ru

Символы императорской власти!

Символы императорской власти. Корона российской империи. Императорская корона Российской империи

 

Императорские регалии. Символы императорской власти.

Императорские символы власти: Корона, Держава и Cкипетр.

Корона, скипетр, держава — это регалии, знаки царской, королевской и императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны в основном античному миру.

Императорская корона это корона (главный символ), используемая для коронования императоров, и официальных (торжественных) мероприятий с участием императоров.

Считается, что корона (с лат. corona — венок, венец) ведет начало от венка, который в древнем мире возлагался на голову победителя в состязаниях. Затем он превратился в знак почести, воздаваемой отличившемуся на войне, — военачальнику или должностному лицу, став таким образом знаком служебного отличия (императорский венец). Из него и образовалась корона (головной убор), получившая в странах Европы широкое распространение как атрибут власти еще в раннее средневековье.

Скипетр — щедро украшенный и увенчанный символической (как правило, гербовой: геральдической лилией, орлом и т.п.) фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов – серебра, золота или слоновой кости;  наряду с короной одна из древнейших инсигний самодержавной власти. 

В русской истории скипетр явился преемником царского посоха – повседневного, а не парадного символа власти царей  и великих князей, некогда принимавших эти регалии от крымских татар в знак их вассальной присяги.  В состав русских царских регалий скипетр «из кости однорога трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями» вошел  в 1584 году при венчании на царство Федора Иоановича. 

В государственный герб России скипетр был включен столетие спустя.  Он занял свое ставшее традиционным место в правой лапе двуглавого орла на печати 1667 года царя Алексея Михайловича.

Держава — символ монархической власти (например, в России — золотой шар с короной или крестом). Название произошло от древнерусского «държа» — власть.

Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом.

Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника. Иногда в изобразительном искусстве с державой изображался Христос, как Спаситель Мира или Бог Отец; в одной из вариаций держава находилась не в руках Бога, а под его ногой, символизируя небесный шар. Начиная со времен правления российского императора Павла I, держава представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом.

 

Корона российской империи. 

 

Большая императорская корона Российской империи изготовлена в 1762 году.

Большая императорская корона Российской империи — главный символ власти российских монархов. Официальная имперская регалия с 1762 года до 1917 года.

Большой императорской короной короновались в России все императоры, начиная с Екатерины II Великой.

Большая императорская корона была изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье.

Большая императорская корона изготовлена, как было принято, в виде головного убора. Она составлена из двух серебряных полушарий, олицетворяющих соединение Востока и Запада на территории Российской империи.

Художественный дизайн Большой императорской  короны не только прекрасен и приятен глазу, но и наполнен глубоким смыслом. Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви — символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти.

Высота Большой императорской короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности  64 см. Корона изготовлена из золота и серебра. Масса короны  1993,80 грамм. Большая  императорская корона украшена 4936 бриллиантами весом в 2858 карат. Сверкание бриллиантового кружева подчеркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук, общей массой 763 карата.

Корону венчает редкий драгоценный камень ярко красного цвета — благородная шпинель величиной 398,72 карата.

 

Корона российской империи. 

 

Императрица Екатерина II Великая в Большой императорской короне.

 

Императрица Екатерина II Великая с коронационными регалиями: Большой императорской короной, Скипетром и Державой.

 

Корона российской империи. 

 

Малая императорская корона Российской империи изготовлена в 1856 году.

 

Малая императорская корона была изготовлена в 1856 году по образцу Большой императорской короны придворным ювелиром Зефтигеном для коронации супруги императора Александра Второго — императрицы Марии Александровны. Использовалась так же для коронации Марии Федоровны — супруги императора Александра Третьего.

В малой императорской короне 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 бриллиантов огранки роза, серебра 256,96 г, золота 2,26 г.

В настоящее время регалии (сисволы власти) Российских императоров, в том числе и императорские короны, хранятся в Алмазном фонде Российской Федерации.

 

Символы императорской власти. Корона российской империи. Императорская корона Российской империи. 

Женский сайт: Я-самая-красивая.рф (www.i-kiss.ru)

Поделиться с друзьями в социальных сетях:

Другие новости:


www.i-kiss.ru

Символ империи — Русская Мысль

В ХХ веке Георгиевская лента стала настоящим символом великой трагедии русского народа, распавшегося на «белых» и «красных»

Начиная с 2005 года накануне праздника Победы в России (а с недавних пор и во многих странах мира) проводится масштабная акция «Георгиевская ленточка»: волонтеры на улицах раздают прохожим оранжево-черные ленточки, объясняя, что это символ уважения к подвигу советских солдат в годы Великой Отечественной войны. Однако в действительности у Георгиевской ленты не такая однозначная история.

От Екатерины до Николая

История этого символа берет свое начало с 1769 года. Именно тогда Екатериной II был учрежден Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Это была первая русская награда, разделенная на четыре степени и предназначенная для награждения сугубо за отличие в военных подвигах. В 1807 году был учрежден «Знак отличия военного ордена» для нижних чинов, причисленных к Ордену Святого Георгия.

Всего, орденом было награждено более 10 тысяч человек. Первой (высшей) степенью ордена всего 23 человека, из них только четверо стали полными кавалерами. Стоит также вспомнить возложения на себя знаков ордена 1-й степени императрицей Екатериной II по случаю учреждения ордена и Александром II по случаю празднования 100-летнего юбилея ордена. Второй степени ордена были удостоены 125 человек. Орденские знаки не нумеровались, но велись списки награжденных.

13 февраля 1807 года был введен Знак Отличия Военного ордена Св. Георгия «в награду нижних воинских чинов за храбрость, против неприятеля оказанную», который носился на ленте тех же цветов, что и орден. Первым получил солдатского Георгия унтер-офицер Кавалергардского полка Егор Иванович Митрохин за отличие в бою с французами под Фридландом 2 июня 1807 года. Первый кавалер солдатского Георгия служил с 1793 по 1817 год и вышел в отставку в низшем офицерском чине прапорщика. Пик награждений солдатским Георгием пришелся на Отечественную войну 1812 года. Только в 1812 году было выдано 6,7 тысяч солдатских крестов, в 1813 году – 8,6 тысяч, в 1814 году – 9,3 тысяч наград. Всего во время правления Александра I (1807–1825) было пожаловано 46 527 знаков ордена.

Екатериной II был учрежден Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия

В войне 1812 года произошел и первый случай награждения боевой наградой священнослужителя – кавалером Георгиевского креста стал Василий Васильковский, капеллан 19-го егерского полка (24-й пехотной дивизии 6-го корпуса 1-й армии). 15 июля 1812 года под Витебском разгорелся тяжелейший бой – арьергард армии, в который входил и 19-й егерский полк, прикрывал отход основных сил 1-й армии к Смоленску. Упорная битва продолжалась с раннего утра до самого вечера. В ходе этого боя отец Василий проявил себя настоящим героем. С самого начала сражения он находился в первых рядах своего полка, исповедовал и причащал умирающих. В один из таких моментов священник был тяжело ранен в левую щеку, но, несмотря на большую потерю крови, не покинул поле брани. Вскоре он опять был ранен, и только после этого, обессилевший, оставил ряды сражавшихся.

В 1833 году статут ордена был расписан подробно, с указанием воинских доблестей по каждому роду войск, за которые имели право на награждение. Более детально был расписан срок службы, требуемый для награждения за выслугу лет, а также прибавилось требование участия хотя бы в одном сражении для получения Георгия 4-й степени за выслугу лет.

Так как Св. Георгий – христианский святой, то для иноверцев был предусмотрен вариант ордена, в котором вместо Святого Георгия был изображен герб России – двуглавый орел. Образец ордена с орлом был утвержден Николаем I 29 августа 1844 года в ходе Кавказской войны, и первым удостоился нового знака майор Джамов-бек Кайтахский. В связи с этим в мемуарах и художественной литературе встречаются ситуации, когда офицеры, выходцы с Кавказа, недоумевали: «почему мне дали крест с птицей, а не с джигитом?»

С 1845 года награжденные только орденами Святого Владимира и Святого Георгия любых степеней получали права потомственного дворянства, в то время как для других орденов требовалось награждение высшей, 1-й степенью. До того право на потомственное дворянство давал любой орден. Через четыре года, в 1849 году, имена георгиевских кавалеров стали отмечать на мраморных досках в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве.

В феврале 1855 года вышел указ, по которому кавалеры ордена 4-й степени за выслугу, отличившиеся в бою и достойные награждения крестом 4-й степени, имели право добавить к уже полученному ранее за выслугу лет Знаку ордена Святого Георгия 4-й степени бант из Георгиевской ленты, который бы свидетельствовал, что носящий эту награду отмечен дважды: за выслугу лет и за воинский подвиг.

15 мая 1855 года указом отменено награждение орденом 4-й степени за выслугу лет с заменой его на Орден Святого Владимира 4-й степени с соответствующей надписью. С этого момента Георгия давали только за боевые заслуги. В 1856 году ввели четыре степени для «Знака отличия военного ордена» (солдатского Георгия). Тогда же ввели разрешение на сохранение и одновременное ношение знаков всех степеней Ордена Святого Георгия. До того наградные знаки низших степеней изымались, если офицер награждался тем же орденом более высокой степени. Кстати, после смерти владельца (до 1856 года) ордена сдавались в Военную коллегию. Запрещалось украшать орденские знаки драгоценными камнями.

Портрет генерала Ф. А. Боровского – одного из первых кавалеров Ордена Св. Георгия. Худ. В. Л. Боровиковский, 1799 г.

В 1913 году статут ордена поменялся вновь, в основном в него включили дополнительные статьи и расширили описание военных подвигов по родам войск. «Знак отличия военного ордена» приобрел официальное название Георгиевского креста. Упразднили Орден Святого Георгия после Октябрьской революции 1917 года.

Также была учреждена Георгиевская медаль с надписью «За храбрость» (вместо учрежденных ранее медалей «За храбрость» для иррегулярных войск и для пограничной стражи) и причисленная к Военному ордену Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

Символ борьбы с большевизмом

С Орденом Святого Георгия связано и рождение Добровольческой Белой армии в 1917 году – собственно, первым воинским подразделением Добровольческой армии была «Георгиевская рота», сформированная полковником И.К. Кириенко в Новочеркасске из офицеров 1-го Георгиевского полка.

В годы Гражданской войны в России Георгиевская ленточка стала отличительным знаком антибольшевистской Народной Армии Комуч (Комитет членов учредительного собрания). «Все находящиеся на службе в Народной армии носят на фуражке кокарду из Георгиевской ленточки как символ особого мужества», – гласил приказ штаба Народной армии от 17 июня 1918 года.

У восставших в августе 1918-го против большевиков рабочих Ижевска Георгиевская ленточка поначалу служила наградным знаком. Однако вскоре Ижевский исполком постановил: «Ввиду того, что частичное награждение ленточкой за отличие постепенно вносит раздор между солдатами, являющимися одинаково защитниками города Ижевска, – наградить всех солдат, принимавших участие в защите, ленточкой в петлице, а также предоставить право всем гражданам, сочувствующим освобождению, носить установленную ленточку как эмблему освобождения гор. Ижевска».

Эсеровский по своему составу Комуч не желал использовать старую российскую военную символику (офицерам даже не давали носить погоны), поэтому и взял на вооружение символ Ордена Святого Георгия. Вскоре пришедший к власти адмирал Колчак отменил нововведения и вернул прежние российские кокарды и другие атрибуты.

Однако в некоторых частях – к примеру, в полках ижевских рабочих – в знак признания заслуг остались оранжево-черные георгиевские знамена (интересно, что полк воткинских рабочих в Белой армии сохранил свой красный флаг с двумя перекрещенными черными револьверами).

В 1919 году в Добровольческой армии георгиевские цвета на парадную форму (желто-черные фуражки, погоны и петлицы) получила Особая рота при Ставке главнокомандующего.

Также по приказу главнокомандующего Вооруженными силами Юга России генерал-лейтенанта А.И. Деникиным в Добровольческой армии были введены новые боевые награды – прежде всего «Знак отличия 1-го Кубанского (Ледяного) похода». Этот знак, представлявший собой терновый венец, изготовленный из серебра, пересеченный мечом рукоятью вниз, вошел в историю Белого движения как самая почитаемая награда. Знаком под №1 посмертно был награжден Л.Г. Корнилов. Всего в конце 1918 года на Юге России по заказу командования ВСЮР было единовременно изготовлено 5000 знаков. Из них 400 так и не были выданы, и их утопили в Дунае в 1944 году, во время эвакуации Главного правления Союза участников 1-го Кубанского похода из Белграда перед его занятием Красной армией.

Также был учрежден знак Военного ордена «За Великий Сибирский поход», на котором меч был выполнен из золота. Право на награждение знаком имели все участники похода.

Гвардейская лента

В 1943 году в СССР начался процесс реставрации «имперских» символов: в армию вернулись погоны и прежние воинские звания. Вернулась и лента Ордена Святого Георгия – однако теперь она называлась «Гвардейской лентой» и представляла собой шелковую муаровую ленту золотисто-оранжевого цвета с нанесенными на нее тремя продольными черными полосами. В Советском Союзе Гвардейская лента использовалась при оформлении колодки.

Орден Славы был учрежден 8 ноября 1943 года. Этим орденом награждались только военнослужащие рядового и сержантского состава Красной армии, а в авиации – и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях храбрость, мужество и бесстрашие. Знак ордена состоял из трех степеней, награждение производилось последовательно: вначале третьей, затем второй и первой степенью. Всего за время Великой Отечественной войны было выдано около миллиона знаков Ордена Славы III степени, а полных кавалеров Ордена Славы насчитывается 2674 человека, среди них – четыре женщины.

В приказе наркома ВМФ адмирала Николая Кузнецова об учреждении этого знака черным по белому было записано: «Гвардейская лента представляет собой ленту оранжевого цвета с нанесенными на ней тремя продольными черными полосами». Кроме того, изображение Гвардейской ленты размещалось на знаменах гвардейских объединений, соединений и частей (кораблей).

Символ разделения

В то же время лента Ордена Святого Георгия была отличительным знаком и русских эмигрантских организаций – прежде всего Русского Общевоинского союза (РОВС), члены которого продолжили борьбу с большевизмом и после вынужденной эмиграции. Были и другие боевые дружины, поставившие себе целью свержение коммунистического строя в России. Например, в Шанхае из представителей Семиреченского, Оренбургского, Сибирского, Забайкальского и Амурского казачьих войск был образован Союз казаков – для взаимной духовной и материальной поддержки и сохранения традиций и казачьего единства. Основу Союза составили воинские чины Дальневосточной казачьей группы генерала Глебова, прибывшие из Владивостока на кораблях флотилии контр-адмирала Г.К. Старка.

В июле 1936 года Русское офицерское собрание в Шанхае к 10-летию своего существования учредило знак отличия для всех солдат и офицеров, совершивших ратные подвиги во время борьбы с большевизмом. Знак был выполнен в виде офицерской кокарды Российской императорской армии с наложенными вверху буквами «Ш.О.С.» (Шанхайское офицерское собрание) и лентой с датами «1926–1936». Слева – знак 1-й степени, справа – 2-й степени.

Неудивительно, что и в годы Второй мировой войны Георгиевская ленточка стала символом русских офицеров, воевавших против большевизма на стороне Третьего рейха. Как вспоминал начальник отдела разведки и контрразведки первой дивизии РОА майор вермахта Игорь Соломоновский (бывший офицер Добровольческой армии), «старые» эмигранты не очень-то доверяли генералу Андрею Власову – бывшему члену ВКП(б) и одному из сталинских любимцев, опасаясь, что предавший раз может предать и во второй. А вот к Соломоновскому они, напротив, относились с полным доверием: «У него же Георгий, это свой».

Последние награждения Георгиевским крестом и «Знаком отличия 1-го Кубанского (Ледяного) похода» Русской Добровольческой армии произошли в 1944 году в Русском охранном корпусе на Балканах. Эта, сформированная в 1941 году из русских белоэмигрантов часть сражалась на стороне немцев против партизанских отрядов Тито. Награды, которые не были выданы, утопили в Дунае.

Так что, по сути, в ХХ веке Георгиевская лента стала настоящим символом великой трагедии русского народа, распавшегося на «белых» и «красных», трагедии разъединенного на части воинства бывшей империи.

При поддержке istpravda.ru

test.russianmind.com

Герб византийской империи: описание символов и фото

Мы традиционно связываем двуглавого орла с российской государственной геральдикой. Но всегда ли это было так? Как это мифологическое существо стало гербом России? Когда это случилось? Как связаны гербы Византийской империи и России? На эти и другие интересные вопросы мы ответим в статье.

Византийская геральдика

Существовали ли флаг и герб Византийской империи? В первую очередь отметим, что история византийской геральдики охватывает сравнительно небольшой период существования этого могущественного государства. Связано с тем, что геральдика появилась только в XII в.

На официальных государственных мероприятиях нередко использовали некоторые эмблемы и символы. Также их изображали на знаменах и щитах. Самыми распространенными такими символами были лабарум (государственное знамя великого императорского Рима) и крест.

Историкам также известно, что некоторые символы отображались и на печатях. Чаще всего это крест, изображение Богородицы и Иисуса Христа, различных святых. Однако по большей части это была более личная, нежели фамильная символика.

Одноглавый орел

Обратимся к истории герба Византийской империи. Как преемница Римской империи, она продолжала использовать своим символом одноглавого орла, но достаточно редко.

Существовала даже такая должность, как «орлоносцы». Эти воины исполняли ту же миссию, что и римские аквилиферы. Это знаменоносцы, которые несли в своих руках легионных орлов. В частности, «орлоносцы» упоминаются в военном трактате «Стратегикон Маврикия». Но неизвестно, насколько их штандарты походили на римские аквилы.

На монетах герб Византийской империи, одноглавый орел, стали изображать с VII века. Иногда его можно было встретить на рельефах и печатях. Известно, что в последние века существования империи такой герб вышивали и на дворцовых тканях. Так, в иллюминированных рукописях можно увидеть изображения расшитых императорских подушек именно с одноглавыми орлами.

Появление двуглавого орла

Гербом Византийской империи считается и двуглавый орел. Он здесь более распространенный символ. Но это геральдическое изображение не было создано византийцами. Оно было заимствовано у народов с более древней культурой.

Сегодня историкам известно, что мотив геральдического двуглавого орла принадлежал еще анатолийской традиции и своими истоками восходил к хеттской культуре. Византийцы же стали использовать его в качестве герба Византийской империи в последние годы существования государства.

Некоторые историки датируют появление таковой эмблемы в Византии серединой XI века. Объясняется, что именно тогда Комнины (императорская византийская династия) могли перенять этот символ с рисунков на камнях хеттских времен в своей родной местности Пафлагонии.

Но такая точка зрения все же в широких кругах считается ошибочной. Да, в декоративном искусстве Византии первые изображения двуглавого орла действительно начали появляться только в XI веке. Императорским символом, гербом Византийской империи он стал только при Палеологах (последняя и самая долговечная императорская династия в Византии), уже в XIII веке.

Также известно, что в XII веке этот символ использовала не только Византия. Как элемент дворцового декора, как собственную эмблему двуглавого орла перенял и ряд азиатских правителей. Например, султаны Кей-Кубад, Салах-ад-Дин, династии Зангидов и Артукидов.

Описание

Представим описание герба Византийской империи. Это гербовая фигура в виде мифического орла, имеющего две головы. Одна из них строго смотрит вправо, другая — влево. Встречались и такие вариации: в гербе было два орла, расположенные друг за другом. От того, что изображен на заднем плане, видна была только голова.

Две головы тут изображены не случайно. Они не просто смотрят строго вправо и влево. Она из них будто обращена на запад империи, а другая — на восток.

Символ, таким образом, олицетворяет собой единство Азии и Европы, Запада и Востока. Двуглавый византийский орел — символ величия власти и ее божественности.

Символ Палеологов

Фото герба Византийской империи вы можете рассмотреть в статье. Но это лишь символичное название двуглавого орла. Большинство историков считают его эмблемой последней византийской династии — Палеологов. Это был символ именно старших членов семьи. Известно, что его изображали на регалиях, вышивали на императорских одеждах. В частности, изображение мифической птицы можно было увидеть на сапогах последнего византийского императора Константина XI Палеолога.

Единожды орла можно было увидеть и на корабельном флаге — судна, на котором Иоанн VII Палеолог плыл к Ферраро-Флорентийскому собору. Свидетельство тому есть у Сфрандзи. Этот корабль изображен также на дверях Филарете, что в соборе Святого Петра.

Другие заимствования

История герба Византийской империи показывает, что Палеологи позаимствовали его у более древних народов и культур. Но череда заимствований не остановилась на Византии.

Этот герб также считался и эмблемой правителей на землях, подчиненных Византии. Например, на Лесбосе, в Морейском деспотате. Его изображали не только на императорских одеждах, но и на флагах Трапезундской империи.

Если обратиться к западноевропейским портуланам (морским картам) XIV-XV вв., мы увидим, что золотого или серебряного двуглавого орла чаще понимали, отмечали, как символ Трапезунда, а не Византийской империи.

Если рассмотреть уже историю герба, падения Византийской империи, то можно узнать, что одновременно с двуглавым орлом в те времена использовалось изображение и одноглавого. Притом как в символике Византии, так и в символике Трапезунда. Его также чеканили на монетах, изображали на флагах.

После падения великой империи византийский символ переняли другие государства — Болгария, Сербия, Албания. Также с 1472 года он стал гербом и Российского государства. Известно, что наряду с одноглавым орлом, двуглавого стала использовать и Священная Римская империя времен Фридриха Второго.

Российские гербы

Подробнее рассмотрим, как преемницей византийского герба стала Россия. До этого на Руси в XII–XIV вв. уже имелись городские, великокняжеские геральдические символы. Так, было известно, что древним московским гербом был всадник, копьем поражающий дракона.

Но со временем основную роль все же стал играть заимствованный византийский символ. Но как же он появился в России? На этот счет существует немало историй, легенд и мифов. Случилось это порядка 500 лет назад. Представим наиболее доказанную версию.

Появление двуглавого орла в России

Заимствование нашим государством византийского герба датируют 1472 г. Именно тогда состоялся брак Великого Московского князя Ивана Третьего и византийской царевны Софьи из рода Палеологов. При этом правителе окончательно завершилось объединение русских земель. Были и другие значительные положительные изменения: полностью сошла на нет зависимость от Золотой Орды, стали налаживаться торговые связи с Западной Европой. Был принят Судебник — единый свод законов всего Московского государства.

Что подвигло Великого князя принять новый герб для государства? Прежде всего, желание выступать на международной арене наравне с западноевропейскими правителями. Кроме того, в гербе он хотел запечатлеть и образовавшуюся родственную связь с императорской династией. Породниться с византийским царственным родом тогда считалось великой честью для правителей даже самых могущественных государств.

Кроме того, такой герб подчеркивал важную для тех времен отечественной истории идею: «Москва — третий Рим, а четвертому — не бывать!»

Российские видоизменения

Став символом уже Московского государства (а затем Российской империи, Российской Федерации), двуглавый орел претерпел некоторые изменения:

  • Иван Третий совместил это изображение с московским гербом — Георгием Победоносцем, поражающим копьем змия.
  • В XVII веке в лапах у гербовой птицы стали изображать державу и скипетр. Это были традиционные регалии монархических государств.
  • Федором Иоанновичем между головами орла, увенчанного коронами, размещен православный крест. Это неслучайно — в 1589-м было учреждено патриаршество, что означало церковную независимость России.
  • При Михаиле Романове на грудь орла вновь добавили изображение святого Георгия Победоносца.
  • Павел Первый добавил на российский герб мальтийскую символику — корону и крест. При Александре Первом она была убрана.
  • После Отечественной войны орла стали изображать с расправленными опущенными крыльями. В лапах он стал держать венок, факел и молнии вместо державы и скипетра.
  • При Александре Втором геральдического символа коснулись самые серьезные изменения. Правитель для этого создал специальное Гербовое отделение. Изменили изображение как орла, так и Георгия Победоносца. Новый герб был утвержден в 1857 году. В таком виде он просуществовал вплоть до падения Российской империи в 1917-м.

Ее преемник, СССР, отменил царский геральдический знак. Вместо него стал использоваться совершенно иной герб — серп и молот.

Современное использование

Что касается современных государств, многие из них являются преемниками византийского символа:

  • РФ. Символом государства с 1993-го является двуглавый золотой орел со скипетром, державой и распростертыми крыльями. Он увенчан тремя коронами.
  • Албания. Символ представлен на флаге, гербе, леке.
  • Армения. Орел изображен в правом верхнем углу щита на гербе.
  • Сербия. Изображается не только на флаге, гербе, но и на почтовых марках и прочей государственной документации.
  • Черногория. Изображение используется на гербе и флаге.

Также двуглавого орла изобразили на флаге и и иных символах непризнанного государства Донецкая Народная Республика.

Византийским гербом считался как одноглавый, так и двуглавый орел. Однако история этого символа уходит вглубь веков — к хеттским временам. Орел был заимствован у Византии и иными государствами, в числе которых и Россия.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *