ТНШ (20-мм) — War Thunder Wiki

Пушка ТНШ в башне Т-60

Описание

Автоматическая пушка «Танковая, Нудельмана — Шпитального» (обозначалась ТНШ-1, затем ТНШ-20) представляет собой танковый вариант авиационной пушки ШВАК. Основой конструкции стала крыльевая ШВАК, от мотор-пушки заимствован ствол, от турельной — тяга перезаряжания, заново созданы спусковой механизм, прицел и затыльник. Пушка отличается очень высокой скорострельностью, но длительной перезарядкой и слабым бронепробитием.

Пушка активно применялась в начале Великой отечественной войны, позволяя эффективно бороться с бронеавтомобилями, расчетами орудий и пехотой. Однако борьба с хорошо бронированными танками Вермахта оказалась невозможной. Данным видом орудия оснащались лёгкий танк Т-60, Т-38 и двухбашенный Т-26, с января 1942 года им перевооружали Т-30 и Т-40.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Основные характеристики

Расскажите о тактико-технических характеристиках пушки или пулемета.

Доступные снаряды

Снаряд 20х99 пушки ТНШ (для сравнения: рядом снаряд 20х138 немецких танковых и зенитных пушек).

В состав боекомплекта пушки входят:

  • Унитарный выстрел с бронебойно-зажигательным снарядом (БЗТ-20) — отличается слабым бронепробитием даже по сравнению с другими автоматическими пушками.
  • Унитарный выстрел с подкалиберным бронебойно-зажигательным снарядом (сердечник из карбида вольфрама). Рекомендуется к применению.
  • Унитарный выстрел с осколочно-трассирующим снарядом и взрывателем мгновенного действия (ОТ-20). Следует использовать только против небронированных целей (ЗСУ и самолетов).
  • Унитарный выстрел с осколочно-зажигательным снарядом и взрывателем мгновенного действия (ОЗ-20). Следует использовать только против небронированных целей (ЗСУ и самолетов).

Технические характеристики снарядов пушки ТНШ приведены в таблицах:

Название снарядаТипМасса, кгНачальная скорость, м/сЗадержка взрывателя, м
Чувствительность взрывателя, мм
Вероятность рикошета при угле атаки 30°, %Угол нормализации при угле атаки 30°, °
БЗТБС0,17500
БП(Т)БПС0
ОЗТОФС0,17700,30,100

Шаблон:Пушки МК

Применение в бою

Для начального уровня пушка ТНШ-20 показывает себя весьма эффективным оружием ближнего боя. За счёт дикой скорострельности и ёмкой ленты, она позволяет буквально засыпать противников градом подкалиберных снарядов. На больших расстояниях пробиваемость резко падает, и при попытке вести снайперскую дуэль с другими танками Т-60 может проиграть. Наиболее уязвимые цели для пушки — с бронёй не более 20 мм. Благодаря скорострельности можно не переживать из-за промахов — пристреляться из автопушки по врагу легко. Рекомендуется изучать уязвимые места во лбу вражеских танков — такие как например спрямлённая броня, подбашенный погон.

Рекомендуется против бронетехники лента с подкалиберными снарядами. Но даже подкалиберные снаряды у этой пушки имеют не очень высокую бронепробиваемость (как обычные бронебойные у KwK 30), поэтому следует стараться заходить во фланг противникам и расстреливать их в борта, с близкого расстояния. В отличие от немецких 20-мм авто-пушек, у ТНШ есть ёмкая лента, позволяющая уничтожить даже несколько танков за раз. Но не стоит забывать, что перезарядка у ТНШ очень долгая, и должна производиться желательно в укрытии.

Авто-пушка ТНШ способна эффективно сбивать вражеские самолёты — для этого лучше всего подойдёт лента Стандарт (с осколочно-фугасными и бронебойно-зажигательными снарядами, как у самолётов).

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Автоматический огонь.
  • Большая емкость ленты (58 снарядов).
  • Хорошая эффективность в ближнем бою, особенно в случае применения подкалиберных снарядов.
  • Отличная скорострельность (800 в/мин).

Недостатки:

  • Сильное падение бронепробиваемости с расстоянием.
  • Очень длительная перезарядка ленты (26 сек).
  • Слабая бронепробиваемость у бронебойных, и даже подкалиберных снарядов.

Историческая справка

20-мм автоматическая танковая пушка ТНШ («Танковая, Нудельмана — Шпитального», обозначалась ТНШ-1, затем ТНШ-20) была основана на конструкции авиапушки ШВАК и была в экстренном порядке разработана в 1941 году в качестве основного вооружения легкого танка Т-60. Пушка ТНШ имела длину ствола 82,4 калибра, высота линии огня составляла 1480 мм, максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 2 км. Боекомплект орудия составлял 750 выстрелов унитарного заряжания. Для автоматического питания пушки снаряды размещались в ленту с 58 выстрелами и 58 разъёмными звеньями. Эта лента укладывалась в коробку, которая устанавливалась на кронштейне под пушкой.

Впервые танки с пушкой ТНШ пошли в бой в сентябре 1941 года под Полтавой, в дальнейшем они в больших количествах участвовали в сражениях 1941—1943 гг., начиная с битвы за Москву и заканчивая полной деблокацией Ленинграда в январе 1944 года. Потери Т-60 были высоки, так как к середине войны немецкие противотанковые орудия, танки и САУ намного превосходили по классу Т-60. Так, в боях с Pz.III и Pz.IV образца сентября 1942 г. боевая ценность Т-60 была ничтожной.

Тем не менее, пушка ТНШ позволяла Т-60 вполне эффективно бороться с легкими танками, бронеавтомобилями, пехотой и расчетами орудий. С конца 1942 года, в связи с появлением большого количества танков Т-34, танки Т-60 стали сниматься с боевой работы и переводиться для выполнения вспомогательных задач в тылу.

Медиа

  • Пушка ШВАК, послужившая основой для ТНШ

  • Лёгкий танк T-30 с пушкой ТНШ

  • Лёгкий танк T-38 с пушкой ТНШ

Обзор Т-60 с ТНШ от Omero


См. также

Ссылки на статьи War Thunder Wiki, которые по вашему мнению, будут полезны читателю. Например,

  • ссылка на статью о варианте пушки/пулемёта;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

И подобные.

Ссылки


wiki.warthunder.ru

Авиационная пушка ШВАК — печальный конец для вражеских истребителей

Средства поражения противника в воздушном бою, а одновременно и уничтожение наземных объектов требовало от авиационных конструкторов особой изобретательности. Это должно было быть универсальное и серьезное оружие. Оно должно было обладать высокой скорострельностью, поражающей силой и безотказностью в воздушном бою.

Естественно, что имеющиеся на самолетах пулеметы не могли соответствовать таким требованиям.

С этой целью конструкторы начали проводить работы по созданию оружия большего калибра, которое подходило под категорию пушек. Разработки такого оружия велись во многих странах мира.

Но созданные советскими инженерами по вооружению авиационные пушки, во много раз превосходили немецкий аналог MG-FF, которой были вооружены немецкие самолеты.

Одним из таких видов оружия была 20 мм ШВАК созданная Шпитальным — Владимировым.

Конструктивно эта пушка была схожа с аналогичным пулеметом, но имела больший калибр -20 мм, в то время, как пулемет — 12,7мм. Снаряды в неё подавались ленточным механизмом под воздействием пневматики или механически.

Универсальность нового оружия позволяла устанавливать его на крыльях, встраивать его в двигатель и для защиты самолета в турельном исполнении. В первых двух вариантах перезарядка оружия осуществлялась пневматически. А в третьем — механически стрелком радистом.

Пушка, встраиваемая в двигатель, отличалась значительной длиной ствола, имела амортизатор и еще несколько конструктивных особенностей.

Размещенная по центру продольной оси самолета она позволяла вести прицельный огонь по самолетам и наземным целям противника. В то время, как крыльевой вариант имел меньшую точность прицеливания и использовался для поражения наземных объектов.

В турельном варианте пушка управлялась членом экипажа, который отбивал атаки самолетов противника в воздушном бою. Моторная пушка использовалась и на легких танках Т-60 и Т-38.

Конструктивные особенности расположения пушек соответственно делало их разными по размеру ствола. Крыльевая имела длину 1679 мм, двигательная — 2122 мм, а оборонительная турельная — 1726 мм. В связи с этим различался и вес каждого из вариантов: 40 кг, 42 кг и самая тяжелая 44,5 кг. Но общим для всех видов оружия являлась их скорострельность – 700-800 выстрелов в минуту.

При такой скорострельности и калибре средства поражения в случае одновременной стрельбы разрезали самолёт противника практически пополам.

Как вспоминал советский летчик-ас, трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб, он просил техников подключить управление крыльевыми и моторными пушками на одну гашетку. При этом огневая мощь значительно увеличивалась, а, соответственно, росла и вероятность уничтожения самолета противника. Как рассказывал генерал Кожедуб, при таком огневом воздействии немецкие истребители разваливались в воздухе.

В зависимости от решаемых задач в боекомплект всех пушек входили снаряды разного назначения: осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные. Осколочно-зажигательный снаряд весил 96 грамм и имел 28 грамм взрывчатого вещества. Бронебойно – зажигательный весил чуть больше.

Гильза снарядов была изготовлена из латуни- металла мягкого и подающегося деформации. Именно это иногда служило причиной задержки в перезарядке оружия и приостановки автоматической стрельбы.

С целью улучшить поражающие способности снаряда его снабдили новым взрывателем, который приводил боевую часть в готовность после того, как снаряд выходил из ствола пушки. Это позволяло исключить разрыв снаряда до его вылета из ствола.

ШВАК в крыльевом и моторном вариантах устанавливались на советских истребителях и бомбардировщиках. В 1943 году советскими пушками перевооружали даже американские самолеты Харрикейн, которые поставлялись в СССР по Ленд-лизу из США.

Советские летчики отдавали предпочтение советским 20 мм пушкам ШВАК, отказываясь от установленных на американских самолетах 7,9 мм пулеметов Браунинг.

За годы войны оборонная промышленность выпустила около 70 тысяч авиационных пушек ШВАК. В 1946 году, производство данного оружия было прекращено.

ТТХ ШВАК:

Калибр, мм20

Длина, мм1679

Вес,кг40

Скорострельность, выс./мин700-800

Начальная скорость снаряда, м/с815

Василий Прохоров

politinform.su

Пушка ШВАК — Авиационное вооружение — Армейская авиация — Каталог статей

   Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путем замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было неясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на летно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16, и были признаны успешными. По окончании испытаний, в 1936 была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.
   По устройству 20-мм пушка ШВАК была одинакова с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки ленточное, перезаряжание пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.
   Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.
   20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 г. МГ-3 был заменен взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но все же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.
   В 1938 г. взрыватель был заменен более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолетов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.
   Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 г.
   20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулёмет) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,92-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2.
   Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941—1942 гг. устанавливалась на танках Т-60 и Т-38, что позволило увеличить мощность их огня в десятки раз и довести прицельную дальность до 7 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 г. во время исторической битвы за Москву. Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

Основные характеристики

 Варианты установки Крыльевой Турельный Мотор-пушка
 Длина 1679 мм. 1726 мм. 2122 мм.
 Вес 40 кг. 42 кг. 44,5 кг.
 Длина хода подвижных частей 185 мм.
 Темп стрельбы 700-800 выстр./мин.
 Начальная скорость снаряда 815 м/c
 Патрон 20x99R
 Тип  Осколочно-зажигательный Бронебойно-зажигательный
 Масса (гр.)
  96 96,9
 Длина (клб.)
  2,43,1




weapons-of-war.ru

20-мм пушка ШВАК Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. ШВАК.
ШВАК
И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, Ил-2
Длина
1679—2122
Масса снаряда, г 91—96
Масса патрона, г примерно 200
Масса пушки, кг 40—44,5
Калибр, мм 20
Число стволов 1
Боекомплект, патронов 150—2500
Темп стрельбы, выст/мин 700—800
Начальная скорость, м/с 800

ШВАК (Шпитального-Владимирова Авиационный Крупнокалиберный) — первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.

История создания

Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путём замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было не ясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в 1936 была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.

Производство

Серийное производство пушки было налажено на заводе № 536 НКВ[1] в Туле и на заводе № 314 НКВ[2] в Медногорске Чкаловской области. Лафеты ШВАК для тяжёлых истребителей Пе-3 выпускались на заводе № 481 НКАП[3], установки ШВАК для ТБ-7 на заводе № 487 НКАП[4]. Боеприпасы выпускались заводом № 187 НКОП/НКБ[5]

Ни один другой образец авиационного пушечного вооружения как у СССР, так и в других странах за все годы Второй мировой войны не может сравниться с ней по объёму производства. Количество выпущенных пушек ШВАК:

  • 1942 год — 34 601
  • 1943 год — 26 499
  • 1944 год — 25 633
  • 1945 год — 13 433
  • 1946 год — 754

Устройство

По устройству 20-мм пушка ШВАК была сходна с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки — ленточное, перезаряжание — пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.

Типовые характеристики
Варианты установкиКрыльевойТурельныйМотор-пушка
Длина1679 мм1726 мм2122 мм
Вес40 кг42 кг44,5 кг
Длина хода подвижных частей185 мм
Темп стрельбы700-800 выстр./мин.
Начальная скорость снаряда815 м/c
Патрон 20×99 мм R
ТипОЗ[6]БЗ[7]
Масса (г)9696,6
Длина снаряда (клб.)2,43,1

Боекомплект

Крыло немецкого Bf.109 после попаданий 20-мм снарядов ШВАК

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось[источник не указан 2730 дней] при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были ещё прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто[источник не указан 2730 дней] случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 года МГ-3 был заменён взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но всё же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.

В 1938 году взрыватель был заменён более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолётов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.

Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Сразу после войны в СССР, как и в союзных странах (Великобритания и Франция), за счёт усовершенствования технологий, была увеличена степень наполнения 20 мм авиационных снарядов взрывчатым веществом (в СССР — вдвое).

Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 году.

Советская номенклатура снарядовАмериканская номенклатура снарядовМасса пули [г]Дульная скорость [м/с]Описание
ОЗ[8]HEI96,0770с головным взрывателем, 2,8 г взрывчатого вещества + 3,3 г зажигательного
ОЗТHEI-T96,5770с головным взрывателем, 2,8 г взрывчатого вещества + 3,3 г зажигательного, трассер
ОФHE-Frag. 91,0 790с головным взрывателем, 6,7 г HE, взрывчатого вещества, с полуготовыми осколками
ОФЗHEI-Frag.91,0790с головным взрывателем, 0,8 г взрывчатого вещества + 3,8 г зажигательного, с полуготовыми осколками
БЗAPI-HC96,0750твёрдый стальной сердечник в мягкой оболочке, 2,5 г зажигательного вещества, в алюминиевой либо бакелитовой баллистической оболочке
БЗAPI-HC 99,0 750как предыдущий, но с кованым стальным носом
БЗ[9]API 96,0 750сплошной стальной снаряд с кованым носом
БЗТAPI-T 96,0 750как предыдущий, но с трассёром в основной полости
ПУTP 96,0 770Практический, гремучая смесь во взрывчатой оболочке
ПУТTP-T 96,5 770цельноштампованный пустотелый с реактивной смесью в полости

Применение

20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулемёт) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,7-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. На первых моделях штурмовиков Ил-2 с лета 1941 года в крыльях устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 200 снарядов на ствол.

Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941—1942 гг. устанавливалась на танках Т-30 (модификация Т-40) вместо 12,7-мм пулемёта ДШК, что позволило существенно увеличить мощность их огня и дало возможность эффективно поражать легко- и среднебронированные цели (до 35 мм подкалиберным снарядом), пулемётные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Вариант пушки ШВАК-20 под названием ШВАК-танковая, ТНШ-20 или просто ТНШ (танковая Нудельмана — Шпитального) серийно устанавливался на лёгких танках Т-60 и в порядке эксперимента на плавающем танке Т-38 (пушка, установленная на опытный образец Т-38Ш, вышла из строя, и испытания на нём прекратились). Для пушки ТНШ с длиной ствола 82,4 калибра максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 2 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 года во время битвы за Москву.
Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

См. также

  • ТНШ-20 — танковый вариант пушки ШВАК
  • ШКАС — первый советский скорострельный авиационный пулемёт.
  • ШВАК — первый советский крупнокалиберный авиационный пулемёт.

Примечания

  1. ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 542.
  2. ↑ Тихонов, Т.2, 2010, с. 152.
  3. ↑ Тихонов, Т.2, 2010, с. 305.
  4. ↑ Тихонов, Т.2, 2010, с. 310.
  5. ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 566.
  6. ↑ Осколочно-зажигательный
  7. ↑ Бронебойно-зажигательный
  8. ↑ Осколочно-зажигательные
  9. ↑ Бронебойно-зажигательные

Литература

  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
  • А. Б. Широкорад «История авиационного вооружения»
  • Д. Н. Болотин «Советское стрелковое оружие»

Ссылки

wikiredia.ru

ШВАК (пушка) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. ШВАК.
ШВАК
Носители

И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3

Размеры, мм
Длина

1679-2122

Масса
Масса снаряда, г

91-96

Масса патрона, г

примерно 200

Масса пушки, кг

40-44,5

Характеристики
Калибр, мм

20

Число стволов

1

Боекомплект, патронов

150-2500

Скорострельность
Темп стрельбы, выст/мин

700-800

Начальная скорость, м/с

800

ШВАК (Шпитальный-Владимиров Авиационный Крупнокалиберный) — первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.

История создания[править]

Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путем замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было не ясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в 1936 была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.

По устройству 20-мм пушка ШВАК была сходна с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки — ленточное, перезаряжание — пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.

Типовые характеристики
550px
Варианты установки Крыльевой Турельный Мотор-пушка
Длина 1679 мм. 1726 мм. 2122 мм.
Вес 40 кг. 42 кг 44,5 кг.
Длина хода подвижных частей 185 мм.
Темп стрельбы 700-800 выстр./мин.
Начальная скорость снаряда 815 м/c
Патрон 20×99 мм R
ТипОЗ[1] БЗ[2]
Масса(г.)9696,6
Длина снаряда(клб.)2,43,1
Крыло немецкого Bf.109 после попаданий 20-мм снарядов ШВАК

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось[источник не указан 2285 дней] при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были ещё прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто[источник не указан 2285 дней] случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 г. МГ-3 был заменен взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но все же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.

В 1938 г. взрыватель был заменен более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолетов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.

Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Сразу после войны в СССР, как и в союзных странах (Великобритания и Франция), за счёт усовершенствования технологий, была увеличена степень наполнения 20 мм авиационных снарядов взрывчатым веществом (в СССР — вдвое).

Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 г.


Снаряды 20×99 мм R

Советская номенклатура снарядов Американская номенклатура снарядов Масса пули [г] Дульная скорость [м/с] Описание
ОЗ[3] HEI 96.0 770с головным взрывателем , 2.8 г. взрывчатого вещества + 3.3 г. зажигательного
ОЗТ HEI-T 96.5 770 с головным взрывателем , 2.8 g взрывчатого вещества + 3.3 g зажигательного, трассер
ОФ HE-Frag. 91.0 790 с головным взрывателем , 6.7 g HE, взрывчатого вещества, с полуготовыми осколками
ОФЗ HEI-Frag. 91.0 790 с головным взрывателем, 0.8 г. взрывчатого вещества + 3.8 г. зажигательного, с полуготовыми осколками
БЗ API-HC 96.0 750 твёрдый стальной сердечник в мягкой оболочке, 2.5 г. зажигательного вещества, в алюминиевой либо

бакелитовой баллистической оболочке

БЗ API-HC 99.0 750 как предыдущий, но с кованым стальным носом
БЗ[4] API 96.0 750 сплошной стальной снаряд с кованым носом
БЗТ API-T 96.0 750 как предыдущий, но с трассёром в основной полости
ПУ TP 96.0 770 гремучая смесь во взрывчатой оболочке
ПУТ TP-T 96.5 770 цельноштампованный пустотелый с реактивной смесью в полости

Ни один другой образец авиационного пушечного вооружения как у нас, так и в других странах за все годы второй мировой войны не может сравниться с ней по объёму производства.

  • 1942 год — 34 601
  • 1943 год — 26 499
  • 1944 год — 25 633
  • 1945 год — 13 433
  • 1946 год — 754

20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулёмет) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,92-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. На первых моделях Ил-2 с лета 1941 г. в крыльях устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 200 снарядов на ствол.

Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941—1942 гг. устанавливалась на танках Т-30 (модификация Т-40) вместо 12,7-мм пулемета ДШК, что позволило существенно увеличить мощность их огня и дало возможность эффективно поражать легко- и среднебронированные цели (до 35 мм подкалиберным снарядом), пулемётные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Вариант пушки ШВАК-20 под названием ШВАК-танковая, ТНШ-20 или просто ТНШ (танковая Нудельмана — Шпитального) серийно устанавливался на легких танках Т-60 и в порядке эксперимента на плавающем танке Т-38 (пушка, установленная на опытный образец Т-38Ш, вышла из строя, и испытания на нём прекратились). Для пушки ТНШ с длиной ствола 82,4 калибра максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 2 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 г. во время битвы за Москву. Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

  • А. Б. Широкорад. «История авиационного вооружения»
  • Д. Н. Болотин. «Советское стрелковое оружие»
  • ТНШ-20 — танковый вариант пушки ШВАК
  • ШКАС — первый советский скорострельный авиационный пулемёт.
  • ШВАК — первый советский крупнокалиберный авиационный пулемёт.

Бронетанковая Энциклопедия

  1. ↑ Осколочно-зажигательный
  2. ↑ Бронебойно-зажигательный
  3. ↑ Осколочно-зажигательные
  4. ↑ Бронебойно-зажигательные

www.wiki-wiki.ru

ШВАК (пушка) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. ШВАК.
ШВАК
Носители

И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3

Размеры, мм
Длина

1679-2122

Масса
Масса снаряда, г

91-96

Масса патрона, г

примерно 200

Масса пушки, кг

40-44,5

Характеристики
Калибр, мм

20

Число стволов

1

Боекомплект, патронов

150-2500

Скорострельность
Темп стрельбы, выст/мин

700-800

Начальная скорость, м/с

800

ШВАК (Шпитальный-Владимиров Авиационный Крупнокалиберный) — первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.

История создания

Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путём замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было не ясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в 1936 была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.

Устройство

По устройству 20-мм пушка ШВАК была сходна с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки — ленточное, перезаряжание — пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.

Типовые характеристики
Варианты установки Крыльевой Турельный Мотор-пушка
Длина 1679 мм. 1726 мм. 2122 мм.
Вес 40 кг. 42 кг 44,5 кг.
Длина хода подвижных частей 185 мм.
Темп стрельбы 700-800 выстр./мин.
Начальная скорость снаряда 815 м/c
Патрон 20×99 мм R
ТипОЗ[1] БЗ[2]
Масса(г.)9696,6
Длина снаряда(клб.)2,43,1

Боекомплект

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналосьК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2730 дней] при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были ещё прижаты к стенкам патронника. По этой причине частоК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2730 дней] случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 г. МГ-3 был заменен взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но все же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.

В 1938 г. взрыватель был заменен более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолетов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.

Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Сразу после войны в СССР, как и в союзных странах (Великобритания и Франция), за счёт усовершенствования технологий, была увеличена степень наполнения 20 мм авиационных снарядов взрывчатым веществом (в СССР — вдвое).

Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 г.

Снаряды 20×99 мм R

Советская номенклатура снарядов Американская номенклатура снарядов Масса пули [г] Дульная скорость [м/с] Описание
ОЗ[3] HEI 96.0 770с головным взрывателем , 2.8 г. взрывчатого вещества + 3.3 г. зажигательного
ОЗТ HEI-T 96.5 770 с головным взрывателем , 2.8 g взрывчатого вещества + 3.3 g зажигательного, трассер
ОФ HE-Frag. 91.0 790 с головным взрывателем , 6.7 g HE, взрывчатого вещества, с полуготовыми осколками
ОФЗ HEI-Frag. 91.0 790 с головным взрывателем, 0.8 г. взрывчатого вещества + 3.8 г. зажигательного, с полуготовыми осколками
БЗ API-HC 96.0 750 твёрдый стальной сердечник в мягкой оболочке, 2.5 г. зажигательного вещества, в алюминиевой либо

бакелитовой баллистической оболочке

БЗ API-HC 99.0 750 как предыдущий, но с кованым стальным носом
БЗ[4] API 96.0 750 сплошной стальной снаряд с кованым носом
БЗТ API-T 96.0 750 как предыдущий, но с трассёром в основной полости
ПУ TP 96.0 770 гремучая смесь во взрывчатой оболочке
ПУТ TP-T 96.5 770 цельноштампованный пустотелый с реактивной смесью в полости

Производство

Ни один другой образец авиационного пушечного вооружения как у нас, так и в других странах за все годы второй мировой войны не может сравниться с ней по объёму производства.

  • 1942 год — 34 601
  • 1943 год — 26 499
  • 1944 год — 25 633
  • 1945 год — 13 433
  • 1946 год — 754

Применение

20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулемёт) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,7-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. На первых моделях Ил-2 с лета 1941 г. в крыльях устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 200 снарядов на ствол.

Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941—1942 гг. устанавливалась на танках Т-30 (модификация Т-40) вместо 12,7-мм пулемета ДШК, что позволило существенно увеличить мощность их огня и дало возможность эффективно поражать легко- и среднебронированные цели (до 35 мм подкалиберным снарядом), пулемётные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Вариант пушки ШВАК-20 под названием ШВАК-танковая, ТНШ-20 или просто ТНШ (танковая Нудельмана — Шпитального) серийно устанавливался на легких танках Т-60 и в порядке эксперимента на плавающем танке Т-38 (пушка, установленная на опытный образец Т-38Ш, вышла из строя, и испытания на нём прекратились). Для пушки ТНШ с длиной ствола 82,4 калибра максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 2 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 г. во время битвы за Москву. Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

Источники

  • А. Б. Широкорад. «История авиационного вооружения»
  • Д. Н. Болотин. «Советское стрелковое оружие»

См. также

  • ТНШ-20 — танковый вариант пушки ШВАК
  • ШКАС — первый советский скорострельный авиационный пулемёт.
  • ШВАК — первый советский крупнокалиберный авиационный пулемёт.

Напишите отзыв о статье «ШВАК (пушка)»

Ссылки

  • [www.airpages.ru/cgi-bin/pg.pl?nav=ru14&page=shvak20 Авиация Второй мировой]
  • [airbase.ru/alpha/rus/sh/shvak/20/ Авиабаза]
  • [www.airwar.ru/weapon/guns/shvak.html Уголок неба]
  • [russianammo.org/Russian_Ammunition_Page_TOC.html THE RUSSIAN AMMUNITION PAGE] (англ.)

[armor.kiev.ua/wiki/index.php?title=%D0%A2-60#.D0.92.D0.BE.D0.BE.D1.80.D1.83.D0.B6.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5 Бронетанковая Энциклопедия]

Примечания

  1. Осколочно-зажигательный
  2. Бронебойно-зажигательный
  3. Осколочно-зажигательные
  4. Бронебойно-зажигательные

Отрывок, характеризующий ШВАК (пушка)

– К чему такая бездна церквей?
– Русские очень набожны, – отвечал Балашев.
– Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения.
Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора.
– У каждой страны свои нравы, – сказал он.
– Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, – сказал Наполеон.
– Прошу извинения у вашего величества, – сказал Балашев, – кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей.
Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно.
По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. «Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна», – говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, [как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву,] что есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: «Poltawa», как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях.
После обеда перешли пить кофе в кабинет Наполеона, четыре дня тому назад бывший кабинетом императора Александра. Наполеон сел, потрогивая кофе в севрской чашке, и указал на стул подло себя Балашеву.
Есть в человеке известное послеобеденное расположение духа, которое сильнее всяких разумных причин заставляет человека быть довольным собой и считать всех своими друзьями. Наполеон находился в этом расположении. Ему казалось, что он окружен людьми, обожающими его. Он был убежден, что и Балашев после его обеда был его другом и обожателем. Наполеон обратился к нему с приятной и слегка насмешливой улыбкой.
– Это та же комната, как мне говорили, в которой жил император Александр. Странно, не правда ли, генерал? – сказал он, очевидно, не сомневаясь в том, что это обращение не могло не быть приятно его собеседнику, так как оно доказывало превосходство его, Наполеона, над Александром.
Балашев ничего не мог отвечать на это и молча наклонил голову.
– Да, в этой комнате, четыре дня тому назад, совещались Винцингероде и Штейн, – с той же насмешливой, уверенной улыбкой продолжал Наполеон. – Чего я не могу понять, – сказал он, – это того, что император Александр приблизил к себе всех личных моих неприятелей. Я этого не… понимаю. Он не подумал о том, что я могу сделать то же? – с вопросом обратился он к Балашеву, и, очевидно, это воспоминание втолкнуло его опять в тот след утреннего гнева, который еще был свеж в нем.
– И пусть он знает, что я это сделаю, – сказал Наполеон, вставая и отталкивая рукой свою чашку. – Я выгоню из Германии всех его родных, Виртембергских, Баденских, Веймарских… да, я выгоню их. Пусть он готовит для них убежище в России!
Балашев наклонил голову, видом своим показывая, что он желал бы откланяться и слушает только потому, что он не может не слушать того, что ему говорят. Наполеон не замечал этого выражения; он обращался к Балашеву не как к послу своего врага, а как к человеку, который теперь вполне предан ему и должен радоваться унижению своего бывшего господина.
– И зачем император Александр принял начальство над войсками? К чему это? Война мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?
Наполеон опять взял табакерку, молча прошелся несколько раз по комнате и вдруг неожиданно подошел к Балашеву и с легкой улыбкой так уверенно, быстро, просто, как будто он делал какое нибудь не только важное, но и приятное для Балашева дело, поднял руку к лицу сорокалетнего русского генерала и, взяв его за ухо, слегка дернул, улыбнувшись одними губами.
– Avoir l’oreille tiree par l’Empereur [Быть выдранным за ухо императором] считалось величайшей честью и милостью при французском дворе.
– Eh bien, vous ne dites rien, admirateur et courtisan de l’Empereur Alexandre? [Ну у, что ж вы ничего не говорите, обожатель и придворный императора Александра?] – сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим нибудь courtisan и admirateur [придворным и обожателем], кроме его, Наполеона.
– Готовы ли лошади для генерала? – прибавил он, слегка наклоняя голову в ответ на поклон Балашева.
– Дайте ему моих, ему далеко ехать…
Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась.

После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию.
Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию. В новой стране и в новых условиях жизни князю Андрею стало жить легче. После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему, глядя на небо на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме; но он даже боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытое были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного.
Из представлявшихся ему деятельностей военная служба была самая простая и знакомая ему. Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции.
В 12 м году, когда до Букарешта (где два месяца жил Кутузов, проводя дни и ночи у своей валашки) дошла весть о войне с Наполеоном, князь Андрей попросил у Кутузова перевода в Западную армию. Кутузов, которому уже надоел Болконский своей деятельностью, служившей ему упреком в праздности, Кутузов весьма охотно отпустил его и дал ему поручение к Барклаю де Толли.

wiki-org.ru

Военное дело — ШВАК (пушка)

Меню сайта

Наш опрос

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0


Форма входа


ШВАК (Шпитальный-Владимиров Авиационный Крупнокалиберный) — первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.

Авиапушка ШВАК.

История создания

Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путем замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было неясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на летно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в 1936 была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.

Устройство

По устройству 20-мм пушка ШВАК была одинакова с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки ленточное, перезаряжание пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.

Основные характеристики
Варианты установкиКрыльевойТурельныйМотор-пушка
Длина1679 мм.1726 мм.2122 мм.
Вес40 кг.42 кг44,5 кг.
Длина хода подвижных частей185 мм.
Темп стрельбы700-800 выстр./мин.
Начальная скорость снаряда815 м/c
Патрон 20x99R
ТипОЗ[1]БЗ[2]
Масса(г.)9696,6
Длина(клб.)2,43,1

1. Осколочно-зажигательный

2. Бронебойно-зажигательный

Боекомплект

Крыло немецкого Bf.109 после попаданий 20-мм снарядов ШВАК

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение гильзы после выстрела начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 г. МГ-3 был заменен взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но все же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.

В 1938 г. взрыватель был заменен более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолетов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.

Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Сразу после войны в СССР, как и в союзных странах (Великобритания и Франция), за счёт усовершенствования технологий, была увеличена степень наполнения 20 мм авиационных снарядов взрывчатым веществом (в СССР — вдвое).

Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 г.

Производство

Ни один другой образец авиационного пушечного вооружения как у нас, так и в других странах за все годы второй мировой войны не может сравниться с ней по объему производства.

1942 год — 34601

1943 год — 26499

1944 год — 25633

1945 год — 13433

1946 год — 754

Применение

20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулёмет) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,92-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2.

Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941—1942 гг. устанавливалась на танках Т-30 (модификация Т-40), Т-60 и Т-38, что позволило увеличить мощность их огня в десятки раз и довести прицельную дальность до 7 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 г. во время исторической битвы за Москву. Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

 В Мой Мир

Поиск


Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031


voinanet.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *