Як-130 вне конкуренции. Кто чемпион среди учебно-боевых самолетов мира?

3 февраля 2020, 14:30

Статья

Американские издания очень любят сравнивать и делать пугающие рейтинги различной военной техники, периодически ставя российские вооружения либо на последние места, либо — на первые, а иногда и с пометкой «русская угроза миру». Так, недавно журнал National Interest перечислил пять подлодок, способных уничтожить мир за 30 минут. Три из них — наши, остальные — США. Российские эксперты тут же назвали публикацию глупой и некорректной, отметив, что такие материалы носят политический характер и к профессиональному военному анализу отношения не имеют.

Очередной кричащий топ составили журналисты американского издания Military Watch. В рейтинге пяти современных учебно-боевых самолетов (УБС) наш истребитель Як-130 занял последнюю строчку. На первом месте оказался тайваньский Brave Eagle, на втором и третьем — китайские JL-10 и JL-9, а на четвертом — южнокорейский Т-50 Golden Eagle. Но насколько компетентны подобные оценки? И почему авторы забыли упомянуть другие страны мира, обладающие достаточно серьезными учебными самолетами?

«Русские корни»?

Военно-воздушные силы практически всех государств мира используют учебные реактивные самолеты, которые обеспечивают летчиков нужным опытом. Эти машины просты в обслуживании и достаточно дешевы в эксплуатации. В публикации американского издания приводится оценка пяти УБС, обладающих самыми передовыми боевыми возможностями. Примечательно, что четыре машины проектировались изначально как легкие истребители. К примеру, в Китае делали учебный самолет из истребителя. Наш Як-130 создавался как дозвуковой УБС. Поэтому корректность рейтинга уже можно взять под сомнение.

Читайте также

Какая российская авиатехника интересует арабский мир

«Такие рейтинги решают определенные задачи. Где-то голословно поставить нас на место. Сделать это якобы в сопоставлении. Видите, они взяли Юго-Восточную Азию. В свое время у нас сказали бы, что сравнили со странами третьего мира», — так прокомментировал ТАСС публикацию Military Watch заслуженный военный летчик РФ генерал-майор Владимир Попов.

Эксперт отмечает еще такой важный момент: не все страны мира имеют возможность заниматься выпуском всей линейки авиационной техники. «Только два-три государства, которые такими проектами могут заняться, — от сверхлегких, винтовых, реактивных самолетов до стратегической авиации, тяжелой транспортной, — говорит он. — Какой огромный диапазон! И они пытаются сравнить военно-промышленный потенциал авиационной техники России со странами… даже не буду говорить с какими — это понятно. Возможности этих стран не сравнимы».

Причем составители рейтинга отмечают, что из пяти машин большая часть имеет «русские корни». Так, легкий штурмовик (УБС) JL-10 создан китайской компанией Hongdu (HAIG) при содействии российского предприятия ОКБ имени А.С. Яковлева. Первый полет совершил в 2006 году. И по сути является копией Як-130. Предназначен для подготовки пилотов Shenyang J-15 и Shenyang J-11, которые являются репликами наших истребителей Су-33 и Су-27 соответственно. В статье говорится: благодаря своим техническим характеристикам JL-10 размывает границы между истребителем и учебным самолетом.

Легкий штурмовик JL-10 (L-15F)

© REUTERS/Bobby Yip

«Есть сведения, что в создании китайских УБС активно участвовали специалисты ОКБ Яковлева. 90-е годы прошлого века были трудными для российской оборонки, и для выживаемости знаменитых фирм приходилось идти на сотрудничество с будущими конкурентами. Так что какое-то родство есть. Но насколько оно близкое — вопрос открытый», — считает военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин.

Еще один китайский клон — JL-9. Создан на основе JJ-7, является копией советского легкого фронтового истребителя МиГ-21У. Тут и становится очевиден тот факт, что китайцы изначально шли по пути создания из боевой машины учебно-тренировочной.

JL-9 (FTC-2000) Shanying

© Guang Niu/Getty Images

«Есть авиационные школы, которые занимаются проектированием и созданием самолетов. Но не все они могут похвастаться тем, что создавали учебные самолеты. У нас это было еще со времен самолета По-2 (создан под руководством Н.Н. Поликарпова в 1927 году, один из самых массовых самолетов в мире, имел разговорное название «кукурузник» — прим. ТАСС), который создавался для учебных центров, потом были Як-18 (был основным самолетом первоначального обучения летчиков прим. ТАСС) и так далее. В качестве реактивных самолетов у нас были L-29 и L-39 чешского производства», — говорит военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.

«Мы летали на L-29/39 почему? Потому что в те годы в содружестве государств просто нужно было дать возможность зарабатывать, открыть им рабочие места и под это отдавать проекты тоже. Так же, как мы Польше в свое время отдавали делать самолеты Ан-2 для сельхозавиации и вертолеты Ми-2 общего назначения», — поясняет летчик Попов.

По потенциалу их производства я не думаю, что любая страна мира выдержит такую «конкуренцию». То, что они единично выпустили несколько образцов техники, — это еще ни о чем не говорит. Поэтому я не вижу тут особой проблемы, что они наш Як-130 поставили на последнее место

Владимир Попов

заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор

«Главная вещь, которая сегодня остается за кадром, — это насколько быстро обучается с помощью этого самолета будущий летчик, какие функциональные задачи можно выполнять на этом самолете, — говорит военный эксперт Леонков. — Есть машины, которые готовят только военно-транспортных летчиков или только для истребительной, стратегической авиации. А есть универсальные такие «парты».

«Дело вкуса и пристрастий»

Впрочем, устанавливать рейтинги — дело полезное, но не всегда справедливое, считает Литовкин. «Какая главная задача УБС? Помочь летчику быстрее пересесть с компьютерного тренажера на реальную боевую машину. И УБС в этом смысле промежуточный вариант, который должен дать почувствовать летчику пилотажные свойства, чувство слияния с самолетом, владения им. Другими словами — научиться летать со всеми вытекающими отсюда последствиями», — говорит он.

Самолет Як-130 на авиасалоне в Ле Бурже, 2013 год

© Марина Лысцева/ТАСС

Сравнивать скорости, мощность двигателя, эффективность локатора, количество боеприпасов, которые может взять на борт УБС, для рекламных публикаций — здорово. Для того чтобы научить пилота летать, не бояться взлетов и, что особенно важно, посадок на аэродром, обучать его элементарным фигурам высшего пилотажа, умению уходить из-под удара противника и заходить в атаку на врага — разница в ТТХ различных учебных «парт» не столь важна, как принципиально важна она в реальном бою

Виктор Литовкин

военный обозреватель ТАСС

И какой, по его мнению, из перечисленных американским изданием самолетов ставить на первое или второе место — «дело вкуса и пристрастий, в том числе и рекламных».

Однако «мы не столь бледно выглядим, как они нас хотят представить», считает генерал Попов. «Но если мы делаем все на своей базе — от металла до авионики и автоматизированных систем, — то все те перечисленные страны будут, мягко говоря, находиться в нокауте, — говорит он. — К примеру, Южная Корея металл закупает у трех стран мира, своего там примерно процентов 25. В Китае берут готовый материал, отрабатывают под свои технологии. Если у них не получается один к одному, они делают клон, который ближе к их производству и технологиям».

Мы в этом плане более свободны. Мы можем позволить себе от проекта до реализации в железе все сделать самостоятельно, не заглядывая никому в рот

Владимир Попов

заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор

«У нас столько есть наработок по различным проектам самолетов, что если всех их объединить, то никто противостоять нам не сможет (ну разве только США). В этом плане нам бояться нечего. Даже этих рейтингов, которые «засовывают нас за пояс». Мы спокойны», — полагает Попов.

Вне конкуренции

Один из существенных показателей подобных сравнений, по мнению эксперта Леонкова, себестоимость часа, то есть насколько дорого обходится стоимость подготовки пилота на этом самолете.

«Это и расходные материалы, а также как часто ломается машина, как она эксплуатируется. Это такая сложная вещь, которая не всегда публикуется. И это можно узнать только по тому, как эти самолеты продавались и эксплуатируются, — говорит он. — Як-130 у нас хорошо эксплуатируется. И когда Минобороны его начало закупать в качестве учебного, это было сделано не просто так, чтобы поддержать отечественный авиапром, а исходя из того, что все технические задания, которые были предъявлены на этот самолет, были выполнены».

Учебно-боевой самолет Як-130 на Международной авиационно-космической выставке Dubai Airshow, 2019

© Марина Лысцева/ТАСС

Як-130 — самолет, который еще раскрывает свой потенциал. То, что он серийно закупается нашими ВКС, это дополнительный стимул и для зарубежных заказчиков, которые рассматривают его в качестве учебной «парты»

Алексей Леонков

военный эксперт журнала «Арсенал Отечества»

В ходе проведения авиасалона Dubai Airshow 2019 стало известно, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) начала глубокую модернизацию Як-130, в результате которой самолет станет в значительной степени боевым. На нем можно будет выполнять еще большее количество задач.

© Корпорация «Иркут»‘

Як-130 был создан в начале 1990-х годов для замены L-39, ранее использовавшихся для тренировок. Самолет обладает системой, позволяющей отрабатывать бой без стрельбы настоящими боеприпасами, наносить условные ракетно-бомбовые удары по наземным целям, но в случае войны может эффективно справляться с задачами легкого штурмовика.

Читайте также

Имитация любого истребителя. Чем «умный» Як-130 превосходит зарубежных конкурентов

На авиасалоне LIMA 2019 зарубежные заказчики оформили контракты на поставку порядка 100 этих машин. Известно, что Як-130 уже поставляется в Бангладеш, Мьянму и Лаос. Машина стоит на вооружении Белоруссии и Алжира, есть интерес к ней и со стороны Малайзии. Партии самолетов ежегодно поступают в российские авиационные части и учебные базы.

По мнению военного обозревателя ТАСС, преимущество нашего Як-130 перед остальными конкурентами в рейтинге американского журнала в его программном обеспечении. «На Як-130 можно учить летчика летать на истребителях марки МиГ-29 и Су-30 различных модификаций, на «Миражах», F-16 и F-18, Tornado и других самолетах западных и юго-восточных фирм. В этом его ценность, — считает Литовкин. — И, конечно, возможность использования его в реальном бою как истребитель, так и штурмовик и бомбардировщик. Як-130 берет на борт три тонны боеприпасов самого разного предназначения. Может также использоваться в разведывательных целях и как постановщик помех РЭБ, что делает его незаменимым в локальных вооруженных конфликтах».

Рейтинг стоит переделать

В 1993–1999 годы в ходе разработки Як-130 участвовала итальянская компания Aermacchi, в результате чего, по воспоминаниям главного конструктора Константина Поповича, концепция самолета поменялась с учебно-тренировочной на учебно-боевую. Aermacchi вышла из проекта, получив документацию по самолету, и впоследствии представила свой самолет М-346 (первый полет — в 2004 году), похожий на наш Як-130.

Aermacchi M-346

© EPA/ETIENNE LAURENT

Именно этого итальянца можно назвать серьезным игроком на мировом рынке УБС и главным конкурентом нашей машины. M-346 концерна Leonardo может поставляться в конфигурации УТС (M-346) и УБС (M-346FA). Его боевая нагрузка, как у Як-130, — порядка 3000 кг, а максимальная скорость — 1075 км/ч. В боевой конфигурации машина способна применять различные ракеты класса «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», а также управляемые и неуправляемые бомбы.

Забыли американские журналисты про ряд учебно-тренировочных (УТС) и УБС европейского производства. В частности, самолеты семейства Hawk производства британской компании BAE Systems.

Hawk 208 ВВС Малайзии

© M Radzi Desa/GFDL 1.2

В настоящее время наиболее современной модификацией Hawk является версия AJT (Hawk Advanced Jet Trainer, обозначение ВВС Великобритании — Hawk T2). Согласно данным BAE Systems, его максимальная взлетная масса составляет 9100 кг, полезная нагрузка — 3000 кг, максимальная скорость — порядка 1300 км/ч.

Эксперты считают, что немаловажную роль в превосходстве Як-130 над конкурентами играет его стоимость. По некоторым данным, она колеблется в пределах $15 млн, что значительно ниже стоимости итальянского M-346 и британского Hawk, стоимость которых превышает $30 млн. Почти в два раза дороже нашего и южнокорейский T-50 Golden Eagle.

Кстати, целесообразно было бы включить в рейтинг Military Watch и дозвуковой чешский учебный самолет Aero L-159 ALCA, совершивший первый полет в 1997 году. Произведено порядка 70 единиц.

Aero L-159 ALCA

© EPA/JAKUB KACZMARCZYK

И, пожалуй, совсем уж неполным будет топ учебных самолетов мира без американских машин. В частности, Boeing T-45 Goshawk палубного базирования. Он был разработан в 1980-х годах на базе английского Hawk и в настоящее время активно используется в ВМС США.

Boeing T-45A Goshawk ВВС США

© aviation-images.com/Universal Images Group via Getty Images

И еще один известный, но старенький американец — сверхзвуковой учебный реактивный самолет Т-38 Talon. Был разработан в конце 1950-х годов. По некоторым данным, в распоряжении ВВС США находится около 500 машин. Кстати, он является основным учебным самолетом астронавтов NASA. Ожидается, что эксплуатация Т-38 завершится через пять лет.

Northrop T-38 Talon

© REUTERS

Для его замены создается новый УБС — T-X. Его разработкой занимаются американская компания Boeing и шведская Saab. В настоящее время опытные образцы проходят летные испытания.

Boeing T-X

© AP Photo/Jeff Roberson

Новый кандидат

Эксперты сходятся во мнении, что уже точно можно будет переделывать американский рейтинг, если в России возродят производство самолета МиГ-АТ, созданного РСК «МиГ» более 20 лет назад.

Читайте также

МиГ превосходства: летчик-испытатель Михаил Беляев о секретах мастерства

В 1990-е годы для Военно-воздушных сил России разрабатывали два учебно-тренировочных самолета — МиГ-АТ и Як-130. Они строились по одному и тому же техническому заданию, поэтому их летные характеристики были примерно одинаковыми.

«МиГ-АТ — самолет с прямым крылом, и этим обуславливаются его аэродинамические возможности. Он не может летать на больших скоростях и больших углах атаки, но есть у него и преимущества. Достоинство прямого крыла в том, что оно дает более высокий коэффициент подъемной силы при меньших скоростях, у него меньше радиус виража, оно позволяет выполнить переворот на меньшей высоте. А стреловидное крыло, как у Як-130, дает возможность летать с большими углами атаки и использовать повышенные числа М (Маха) для полета», — высказал мнение в одном из интервью ТАСС замгендиректора ОКБ им. А.С. Яковлева по летным испытаниям, Герой России Роман Таскаев, впервые поднявший эту машину в воздух в 1996 году.

МиГ-АТ

© Виталий Белоусов/ТАСС

Масса МиГ-АТ чуть меньше, чем у Як-130, и в качестве боевой вариации он немного отставал по тяговооруженности от своего собрата. Тем не менее, поскольку была сделана ставка на электронную систему управления, характеристики управляемости МиГ-АТ можно было подкорректировать так, как понадобилось бы при обучении курсантов.

Тот МиГ-АТ, на котором я летал, — это самолет с СДУ (система дистанционного управления летательным аппаратом, обеспечивающая передачу управляющих сигналов от ручки и педалей управления в кабине экипажа к приводам рулей и механизации крыла в виде электрических сигналов. Современные самолеты оснащены комплексной системой управления, в которую входят СДУ и автопилот. Эта система сегодня установлена на Як-130), который не может быть дешевым

Роман Таскаев

Герой России

«МиГ-АТ был заморожен. Это было политическое решение. МиГ-АТ прошел ряд сертификационных испытаний, но, когда встал выбор, какой самолет брать, предпочтение было отдано фирме Яковлева, — говорит летчик Попов. — Когда разрабатывали эти самолеты (в 1990-х годах), были совсем другие финансовые возможности. Сегодня вполне можно запускать производство и не бояться внутренней конкуренции. Сегодня за счет наших возможностей российская авиатехника может в разы быть дешевле по отношению к любой западной технике».

МиГ-АТ

© Роман Азанов/ТАСС

Если МиГ-АТ возродят, то, можно сказать, он взорвет все зарубежные рейтинги и подобные сравнения самолетов в американских СМИ. На сегодняшний день мы (наша авиапромышленность) вполне способны выдвигать на внешние рынки два самолета — Як-130 и МиГ-АТ. У нас есть возможность строить новые машины, заводов много. И такие возможности есть далеко не у всех стран

Владимир Попов

заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор

«Безусловно, самолет МиГ-АТ нам нужен. Нам нужна еще одна «учебная парта» и, самое главное, чтобы он был многофункциональным и шел в эксплуатацию. Подготовка летчика стоит денег. Поэтому нужно найти определенный оптимум, который позволит качественно и сравнительно недорого готовить летчиков как для военной, так и для гражданской авиации», — считает эксперт Леонков.

Читайте также

«Снимать сложнее, чем управлять истребителем». Как делается воздушная съемка

Двухместный МиГ-АТ разрабатывался как самолет начальной, основной и повышенной подготовки. И по желанию может быть легко переделан в учебно-боевой (МиГ-АТС) или боевой самолет. Кроме того, он мог быть модифицирован для отработки взлетов-посадок на корабль. Как отмечали разработчики, при сравнительно небольшой стоимости машина имеет высокую эффективность в ближних воздушных боях и действиях по точечным наземным целям. У него семь точек подвески, высокие маневренные характеристики.

МиГ-АТ необходим ВКС России. И с уверенностью можно сказать, что с его появлением подобные зарубежные авиационные рейтинги можно будет переделывать заново и в нашу пользу.

Что касается Як-130, то тут он вне конкуренции. На этой машине установлены российские и мировые рекорды по скороподъемности на различные высоты с полезной нагрузкой и без нее в классе серийных турбореактивных самолетов наземного базирования с взлетной массой от 6000 до 9000 кг (подкласс C-1f по классификации Международной авиационной федерации). Об этом уже точно знали американские журналисты, составляя рейтинг. Чемпион известен.

Роман Азанов 

Теги:

СШАЧехияВеликобританияИталияРоссияКитай

Имитация любого истребителя. Чем «умный» Як-130 превосходит зарубежных конкурентов

26 марта 2019, 08:00

Статья

На крупнейшем в Юго-Восточной Азии малайзийском авиасалоне LIMA 2019 представлен учебно-боевой самолет (УБС) Як-130. Сегодня в странах региона к нему повышенное внимание: российские машины уже поставляются в Бангладеш, Мьянму и Лаос. Есть интерес и со стороны Малайзии. Россия, в свою очередь, готова расширять возможности Як-130 в соответствии с пожеланиями заказчиков. В Азиатско-Тихоокеанском регионе имеются достойные конкуренты, но, по мнению военных экспертов, у нашего «Яка» весьма весомые аргументы.

Научит любого пилота

Як-130 — это наиболее функциональная, конкурентоспособная и привлекательная по цене-качеству машина своего класса. «Исходя из основных задач, которые ложились на создателей Як-130 (подготовка военных летчиков от первоначальной летной подготовки до боевого применения, приобретение навыков действий в самых сложных условиях полета, в том числе и действий при отказах авиационной техники и ошибках пилотирования и так далее), эти российские самолеты идеально подходят для продвижения на зарубежных рынках, прежде всего — в Азиатско-Тихоокеанском регионе», — такое мнение высказал ТАСС глава Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов.

Як-130 на выставке LIMA 2019

© Екатерина Елисеева/ТАСС

Як-130 (Mitten по классификации НАТО) разрабатывался в первой половине 1990-х годов в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) имени Яковлева (ныне — в составе ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК) при участии итальянской компании Aermacchi (впоследствии вошла в состав концерна Finmeccanica, ныне — Leonardo), которая вышла из проекта в 1999 году. Машина создавалась для замены в ВВС России учебно-тренировочных самолетов Aero L-39 Albatros чехословацкого производства.

Опытный образец впервые поднялся в воздух 25 апреля 1996 года, его пилотировал летчик-испытатель первого класса, Герой России Андрей Синицын. Самолет серийно строился на Нижегородском авиационном заводе «Сокол», а с 2009-го по настоящее время  выпускается Иркутским авиационным заводом, который освоил производство на базе цифровых технологий и позже стал эксклюзивным поставщиком новых машин. В настоящее время весь комплекс работ по программе Як-130 выполняет корпорация «Иркут» (в составе ОАК).

Первый полет самолета Як-130, 1996

© Владимир Яцина/ТАСС

Як-130 способен обучать военных летчиков на разных режимах полета и применения вооружений, характерных для самолетов четвертого и даже пятого поколений.

Речь идет о российских и зарубежных самолетах Су-30, МиГ-29, F-16, Rafale и Eurofighter Typhoon, а также F-22, F-35. То есть, по сути, учебные возможности нашей машины охватывают практически весь сектор современной боевой авиации

Александр Михайлов

руководитель Бюро военно-политического анализа

Конечно, «почувствовать» настоящий истребитель все равно потом придется, но получить основы его управления, по мнению авиаспециалистов, Як-130 позволит. Самолет оснащен новейшими системами имитаций режимов боевого применения, а в случае необходимости Як-130 способен выполнять задачи штурмовика и уничтожать отдельные наземные и малоскоростные воздушные цели. Кроме того, машина неприхотлива в вопросе климатических условий эксплуатации и способна взлетать и садиться на грунтовых аэродромах.

© Корпорация «Иркут»

Интегрированная цифровая система управления во взаимодействии с экипажем (два человека — пилот-инструктор и ученик) и бортовым оборудованием обеспечивает ручное и автоматическое пилотирование самолета. Кроме того, «интеллект» машины был усилен и другим высокотехнологичным оборудованием — лазерной бесплатформенной инерциальной навигационной системой БИНС-СП-1, которая предназначена для ориентации в пространстве, определения местоположения летательного аппарата, комплексной обработки и выдачи навигационной, пилотажной информации.

Благодаря электронике самолет мгновенно реагирует на команды пилота. Если обучаемый пилот не справляется с управлением, а инструктор в кабине по какой-то причине потерял дееспособность, Як-130 можно посадить по радиосигналу с земли.

Учебно-боевые самолеты Як-130 на МАКС-2015

© Ладислав Карпов/ТАСС

Аэродинамическая схема Як-130 — двухдвигательный среднеплан с крыльевыми наплывами, размещенными под ними воздухозаборниками, с трехстоечным шасси. Особенности компоновки, высокомеханизированное крыло и цельноповоротный стабилизатор позволяют машине выполнять маневры на больших углах атаки. Так, летать на углах атаки до 40 градусов с изменением скорости от 200 до 800 км/ч — подобные режимы, по мнению специалистов, сегодня недоступны ни одному другому учебно-тренировочному самолету.

Тактико-технические характеристики

Длина — 11,49 м; высота — 4,76 м; размах крыла — 9,72 м. Максимальная взлетная масса — 9000 кг; максимальная боевая нагрузка — 3000 кг на девяти узлах подвески. Боевой радиус действия — 1315 км; практическая дальность — 1850 км; практический потолок — 12 500 м. Максимальная скорость — 1000 км/ч.

На девяти точках подвески «летающая парта» (такое ироничное название дали самолету журналисты) может нести широкий спектр авиационных средств поражения, в том числе ракеты класса «воздух-воздух» Р-73 (AA-11 Archer по классификации НАТО) с инфракрасными головками самонаведения, корректируемые авиационные бомбы КАБ-500Кр с телевизионной системой наведения, неуправляемые авиационные бомбы калибра до 500 кг, неуправляемые авиационные ракеты семейств С-8, (80 мм), С-13 (122 мм) и С-25, а также подвесные пушечные контейнеры с 23-мм автоматической пушкой ГШ-23Л (аналогичная пушка установлена на боевом вертолете Ми-35М).

Самолет также оснащен двумя контейнерами радиоэлектронного подавления. Комплекс управляемого и неуправляемого вооружения позволяет эффективно применять Як-130 в ходе обучения и при решении боевых задач.

Учебно-боевой самолет Як-130 пилотажной группы «Крылья Тавриды» на международном конкурсе «Авиадартс-2016»

© Марина Лысцева/ТАСС

Кстати, на Як-130 в период с 17 по 26 октября 2016 года проводилась серия рекордных полетов. Были установлены российские и мировые рекорды по скороподъемности на различные высоты с полезной нагрузкой и без нее в классе серийных турбореактивных самолетов наземного базирования с взлетной массой от 6000 до 9000 кг (подкласс C-1f по классификации Международной авиационной федерации).

Сегодня свыше 100 Як-130 используются в учебных центрах Минобороны России, в этом году поставки машин будут продолжены. В 2017 году сообщалось, что корпорация «Иркут» наращивает боевые возможности самолета Як-130, придавая ему функции легкого штурмовика. В частности, речь шла об установке на самолет лазерного дальномера, дополнительного радиосвязного оборудования и систем радиоэлектронной борьбы.

Конкуренты «умного Яка»

В настоящее время основными конкурентами Як-130 на мировом рынке вооружений является ряд учебно-тренировочных (УТС) и учебно-боевых самолетов (УБС) производства европейских и азиатских государств. В частности, Малайзия располагает самолетами семейства Hawk производства британской компании BAE Systems. По данным открытых источников, на вооружении страны состоит 10 УТС Hawk 108 и восемь легких истребителей Hawk 208.

Hawk 208 ВВС Малайзии

© M Radzi Desa/GFDL 1.2

В начале марта текущего года главнокомандующий ВВС этой страны Эффенди Буанг сообщил, что Hawk могут состоять на вооружении еще порядка десяти лет после прохождения ими необходимой модернизации. «Несмотря на то, что этим самолетам порядка 25 лет, усилиями ВВС Малайзии они стали вооружением, которое способно защитить безопасность воздушного пространства страны», — сообщил генерал малайзийской газете The Sun Daily. Более того, отметил Буанг, допускается закупка дополнительного количества УТС. «Разумеется, есть необходимость в закупке дополнительного количества этих самолетов (Hawk — прим. ТАСС), однако [объемы закупок] зависят от финансовых возможностей страны», — добавил главком. Вместе с тем расценивать его высказывание как намерение приобрести именно Hawk преждевременно.

В настоящее время наиболее современной модификацией Hawk является версия AJT (Hawk Advanced Jet Trainer, обозначение ВВС Великобритании — Hawk T2). Согласно данным BAE Systems, его максимальная взлетная масса составляет 9100 кг, полезная нагрузка — 3000 кг, максимальная скорость — порядка 1300 км/ч.

Серьезным конкурентом Як-130 на рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона является южнокорейский T-50 Golden Eagle — разработка концерна Korea Aerospace Industries (KAI). Как отмечает производитель, его уже закупили две страны — Таиланд (12 единиц) и Индонезия (16 единиц). На базе T-50 был создан легкий штурмовик, получивший обозначение FA-50. 12 таких самолетов поставлены Филиппинам.

T-50 Golden Eagle ВВС Южной Кореи

© REUTERS/Tim Chong

Согласно данным KAI, максимальная взлетная масса T-50/FA-50 составляет 12,3 т. Самолет отличается сверхзвуковой скоростью (до 1700 км/ч) и способен применять (в боевой конфигурации) ракеты класса «воздух-воздух» AIM 9, неуправляемые авиабомбы Mk.82 и управляемые JDAM, а также управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-65 и неуправляемые ракеты калибра 70 мм.

Серьезным игроком на мировом рынке учебно-боевых самолетов и главным конкурентом Як-130 является итальянский M-346 концерна Leonardo. Он также может поставляться в конфигурации УТС (M-346) и УБС (M-346FA). Его максимальная взлетная масса составляет 10 400 кг, боевая нагрузка — порядка 3000 кг, а максимальная скорость — 1075 км/ч. В боевой конфигурации машина способна применять различные ракеты класса «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», а также управляемые и неуправляемые бомбы.

Aermacchi M-346

© EPA/ETIENNE LAURENT

Однако немаловажную роль в превосходстве Як-130 над конкурентами играет его стоимость.

Экспортная стоимость Як-130 — в пределах $15 млн, что значительно ниже стоимости как его итальянского «клона» Aermacchi M-346, так и британского самолета Hawk, стоящих на вооружении ВВС Малайзии — стоимость этих машин превышает порог $30 млн. То же можно отнести и к южнокорейскому учебно-боевому T-50 Golden Eagle, который почти в два раза дороже российского самолета

Александр Михайлов

руководитель Бюро военно-политического анализа

Как отмечалось выше, в 1993–1999 годах в разработке Як-130 участвовала итальянская компания Aermacchi, в результате чего, по воспоминаниям главного конструктора Константина Поповича, концепция самолета поменялась с учебно-тренировочной на учебно-боевую. Aermacchi вышла из проекта, получив документацию по самолету, и впоследствии представила свой самолет М-346 (первый полет был в 2004 году), похожий на Як-130. Российская и итальянская стороны договорились о разделении рынков сбыта.

Выбор в пользу Китая?

Согласно плану модернизации, опубликованному ВВС Малайзии летом прошлого года, в перспективе предполагается закупка трех эскадрилий УБС, при этом особый упор делается именно на боевые возможности самолетов. Точные данные о грядущих закупках авиатехники ВВС Малайзии не публикует, однако, опираясь на структуру ВВС страны, можно предположить, что речь идет о приобретении 18–30 самолетов. Учитывая текущий состав парка Hawk, Куала-Лумпур, вероятно, более заинтересован в приобретении учебно-боевых самолетов или легких истребителей-штурмовиков на их базе.

Читайте также

Почему российские истребители Су-30 — звезды LIMA 2017

Однако стоит отметить, что Малайзия может отказаться от планов по приобретению европейских истребителей и сделать выбор в пользу Китая. Такое заявление 24 марта сделал премьер-министр страны Махатхир Мохамад. Таким образом Куала-Лумпур ответит Евросоюзу (ЕС), который намерен запретить поставки пальмового масла на рынки Европы. «Если ЕС не будет покупать наше пальмовое масло, то в ответ мы откажемся от их продукции», — приводит слова главы правительства издание «Нью Стрейтс таймс». Он также отметил, что «только что вернулся из Пакистана, где наблюдал за показательными полетами китайских истребителей».

Если нам придется закупать военные самолеты, думаю, что рассмотрим варианты из КНР. Думаю, что китайские технологии превосходят западные

Махатхир Мохамад

премьер-министр Малайзии

Кстати, в 2000-х годах китайская компания Hongdu Aviation Industry Corporation совместно с ОКБ Яковлева разработала на базе Як-130 легкий штурмовик (учебно-боевой самолет) L-15 Falcon. Первый полет состоялся в 2006 году, и, оснащенный двигателями украинского производства АИ-222К-25Ф, он был принят на вооружение Китая как JL-10. Так что и тут без «российского следа» не обошлось. Однако выбор Малайзией данного образца маловероятен в связи с тем, что он является только учебно-тренировочным — какие-либо сведения о легком боевом самолете на базе L-15 отсутствуют.

Hongdu L-15 Falcon

© Xu Zheng/CC BY-SA 4.0 via Wikimedia Commons

Несомненно, российский Як-130 — лучший выбор по критерию «стоимость-эффективность» как для подготовки летчиков-истребителей, так и для выполнения боевых задач в различных локальных конфликтах, число которых за последнее время в мире только увеличилось.

Роман Азанов, Дмитрий Федюшко 

Теги:

МалайзияВеликобританияИталияРоссияКитайРеспублика КореяЭкспорт российского вооруженияАвиасалон LIMA 2019

Як-130 Перчатка Учебно-тренировочный реактивный и легкий боевой самолет

Яковлев Як-130 Перчатка Усовершенствованный учебно-боевой реактивный и легкий боевой самолет by admin

Яковлев Як-130 (обозначение по классификации НАТО: Mitten) — дозвуковой двухместный усовершенствованный учебно-боевой реактивный и легкий боевой самолет, первоначально разработанный Яковлевым и Aermacchi как «Як/АЕМ-130». Он также позиционировался как потенциальный легкий штурмовик. Разработка самолета началась в 1991, а первый полет состоялся 25 апреля 1996 года. В 2002 году он выиграл тендер правительства России на учебно-тренировочный самолет, а в 2010 году самолет поступил на вооружение ВВС России. Как перспективный учебно-тренировочный самолет Як-130 способен воспроизводить характеристики нескольких истребителей поколения 4+, а также Су-57 пятого поколения.

Он также может выполнять задачи легкой атаки и разведки, неся боевую нагрузку 3000 кг (6600 фунтов).

Яковлев Як-130 Перчатка Усовершенствованный реактивный учебно-тренировочный и легкий боевой самолет

Яковлев Як-130 — усовершенствованный учебно-тренировочный самолет, способный воспроизводить характеристики российских истребителей 4-го и 5-го поколений. Это возможно за счет использования цифровой авионики с открытой архитектурой, совместимой с шиной данных 1553, полностью цифровой стеклянной кабины, четырехканальной цифровой системы Fly-By-Wire (FBWS), управляемых инструктором и переменных характеристик управления FBWS и встроенного моделирования. Этот тип также имеет проекционный дисплей (HUD) и нашлемную прицельную систему (HMSS) с двойным приемником GPS / ГЛОНАСС, обновляющим инерциальную систему отсчета (IRS) для высокоточной навигации и точного наведения. По оценкам разработчика, самолет может покрывать до 80% всей программы летной подготовки пилотов.

Яковлев Як-130 «Рукавица» Усовершенствованный реактивный учебно-тренировочный и легкий боевой самолет

Комплекс боевой подготовки на Як-130 включает имитацию и реальную стрельбу ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», сбросом бомб, стрельбой из пушек и др. бортовые системы самозащиты. Помимо своей учебной роли, самолет способен выполнять задачи легкой атаки и разведки. Он может нести боевую нагрузку в 3000 кг (6600 фунтов), состоящую из различного управляемого и неуправляемого вооружения, дополнительных топливных баков и электронных блоков. На этапе тестирования, завершившемся в декабре 2009 г., самолет был испытан со «всем бортовым вооружением массой до 500 кг, состоящим на вооружении ВВС России». Як-130 имеет девять узлов подвески: две законцовки крыла, шесть подкрыльевых и одну подфюзеляжную. Яковлев Як-130 Рукавица Усовершенствованный реактивный учебно-тренировочный и легкий боевой самолет

Максимальный внутренний запас топлива составляет 1700 кг (3700 фунтов). С двумя внешними боевыми топливными баками этот показатель увеличивается до 2600 кг (5700 фунтов). Максимальная истинная скорость полета составляет 0,93 Маха (572 узла), практический потолок — 12 500 метров (41 000 футов), коэффициенты перегрузки — от ?3 до +9.грамм. Типичная взлетная скорость и расстояние в «чистой» конфигурации составляют 209 км/ч (113 узлов) и 550 м (1800 футов), а посадочные значения составляют 191 км/ч (103 узла) и 750 м (2460 футов). соответственно. Ограничение по боковому ветру составляет 56 км/ч (30 узлов). Двойные двигатели самолета установлены под удлиненными корнями крыла, которые доходят до лобового стекла. Два Ивченко Прогресс АИ-222-25 с полным управлением цифровым управлением двигателем (FADEC) производят в общей сложности 49 килоньютонов (11 000 фунтов силы) тяги. Яковлев Як-130 Рукавица Усовершенствованный реактивный учебно-тренировочный и легкий боевой самолет

1/48 Российский легкий штурмовик ЯК-130 — Cyber ​​Hobby

{«id»:4202646536270,»title»:»1\/48 Российский легкий штурмовик ЯК-130″,»ручка»:» 1-48-russian-легкий-штурмовик-як-130″,»описание»:»\u003ch4\u003eЗвезда 4821 — 1/48 Российский легкий штурмовик Як-130\/h4> \n\u003cp\u003e\u003cspan\u003eЯковлев Як-130 — уникальный учебно-тренировочный самолет, предназначенный для обучения пилотов самолетов третьего, четвертого и пятого поколений, таких как Су-27, МиГ-29., Су-25, Су-30, Ф-16, Ф-15, Ф-16, Ф-22, Ф-35, Мираж, Харриер и другие. Помимо уникальных учебных возможностей, Як-130 может использоваться в качестве легкого штурмовика, разведчика, истребителя-бомбардировщика и самолета радиоэлектронной борьбы. В состав вооружения самолета входят управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Р-73 «Арчер», неуправляемые ракеты С-8, С-13, С-25 ОФМ и обычные авиабомбы массой до 500 кг. Сочетание характеристик, возможностей и стоимости делает этот самолет уникальным в своем роде. На вооружении с 2010 г., будет основным учебно-тренировочным самолетом ВВС России, другие пользователи — Беларусь, Мьянма, Бангладеш, Алжир.-10-11T11:16:20+08:00″,»created_at»:»2019-10-11T11:18:23+08:00″,»поставщик»:»Звезда»,»тип»:»Военный», «tags»:[«1\/48″,»Самолеты»,»Марка_Звезда»,»Военные»,»Масштабные модели»,»Масштаб_1\/48″,»Серия_Самолет»,»Серия_Warbirds»,»Статус_На складе», «Звезда»],»цена»:30800,»price_min»:30800,»price_max»:30800,»доступно»:true,»price_varies»:false,»compare_at_price»:null,»compare_at_price_min»:0,»compare_at_price_max» :0,»compare_at_price_varies»:false,»варианты»:[{«id»:30592983957582,»title»:»Заголовок по умолчанию»,»option1″:»Заголовок по умолчанию»,»option2″:null,»option3″:null ,»sku»:»ZV04821″,»requires_shipping»:true,»taxable»:true,»featured_image»:null,»имеется»:true,»name»:»1\/48 Российский легкий штурмовик ЯК- 130″,»public_title»:null,»options»:[«Название по умолчанию»],»price»:30800,»weight»:2000,»compare_at_price»:null,»inventory_management»:»shopify»,»штрихкод»: «»,»requires_selling_plan»:false,»selling_plan_allocations»:[]}],»images»:[«\/\/cdn.

shopify.com\/s\/files\/1\/0244\/9699\/6430\/products\/ZV04821.png?v=1570763908″],»featured_image»:»\/\/cdn.shopify.com\/s\/files\/1\/0244\/9699\/ 6430\/products\/ZV04821.png?v=1570763908″,»options»:[«Title»],»media»:[{«alt»:null,»id»:5244939403342,»position»:1,» preview_image»:{«соотношение сторон»: 1,333, «высота»: 675, «ширина»: 900, «src»: «https:\/\/cdn.shopify.com\/s\/files\/1\/0244 \/9699\/6430\/products\/ZV04821.png?v=1570763908″},»aspect_ratio»:1,333,»высота»:675,»media_type»:»изображение»,»src»:»https:\/ \/cdn.shopify.com\/s\/файлы\/1\/0244\/9699\/6430\/products\/ZV04821.png?v=1570763908″,»width»:900}],»requires_selling_plan»:false,»selling_plan_groups»:[],»content»:»\u003ch4\u003eZvezda 4821 — 1/48 Российский легкий штурмовик ЯК-130\/h4\u003e\n\u003cp\u003e\u003cspan>
Яковлев Як-130 — уникальный учебно-тренировочный самолет, предназначенный для обучения пилотов третьего, четвертого и самолеты пятого поколения, такие как Су-27, МиГ-29, Су-25, Су-30, F-16, F-15, F-16, F-22, F-35, Mirage, Harrier и другие. Помимо уникальных учебных возможностей, Як-130 может использоваться в качестве легкого штурмовика, разведчика, истребителя-бомбардировщика и самолета радиоэлектронной борьбы. В состав вооружения самолета входят управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Р-73 «Арчер», неуправляемые ракеты С-8, С-13, С-25 ОФМ и обычные авиабомбы массой до 500 кг. Сочетание характеристик, возможностей и стоимости делает этот самолет уникальным в своем роде. На вооружении с 2010 г., будет основным учебно-тренировочным самолетом ВВС России, другие пользователи — Беларусь, Мьянма, Бангладеш, Алжир.0009
  1. Домашний
  2. 1/48 Российский легкий штурмовик ЯК-130
Описание товара

Звезда 4821 — 1/48 Российский легкий штурмовик ЯК-130

Яковлев Як-130 — уникальный учебно-тренировочный самолет, предназначенный для обучения пилотов самолетов третьего, четвертого и пятого поколений, таких как Су-27, МиГ-29, Су-25, Су-30, Ф-16, Ф-15, Ф-16, Ф-22, Ф-35, Мираж, Харриер и другие.