Стальной шлем Тале-Харца (Германия)

Неотъемлемым элементом образа немецкого солдата времен Второй мировой войны является характерный металлический шлем с козырьком и расходящейся в стороны нижней частью. Изделия « штальхельм » M1935 и другие подобные шлемы являлись основной защитой головы бойцов нацистской Германии. В течение десяти лет немецкая промышленность неоднократно модернизировала шлем образца середины тридцатых с целью оптимизации производства и повышения некоторых характеристик. Кроме того, предпринимались попытки заменить имеющиеся шлемы более совершенными.
Предпосылки к появлению
Шлем Stahlhelm M1935 был принят на вооружение Германии в середине тридцатых годов. В 1940 году он прошел первую модернизацию. Ввиду необходимости упрощения производства было предложено изменить некоторые его детали. Изменения были незначительными, из-за чего обновленный вариант не сочли полноценной модификацией. По этой причине широко известное название M1940 не являлось официальным и появилось уже после войны. В 42-м шлем вновь модернизировали. Вариант M1942 имел менее длинные козырек и нижнюю часть, а также другие отличия от базового изделия. Все это упростило производство и позволило снизить расход металла.


Шлем M1935

Несмотря на все ухищрения конструкторов, немецкие штальхельмы имели некоторые проблемы, что стало ясно уже во время захвата Польши. Передняя часть такого шлема была почти вертикальной, что в определенной мере снижало его прочность и возможный уровень защиты. Иными словами, солдаты получали ранения и гибли даже в тех случаях, когда их мог спасти шлем . Требовалось разработать и принять на вооружение новую защиту.
В самом начале сороковых (по некоторым данным, чуть раньше, после окончания польской кампании) была проведена серия испытаний, целью которых было определение реальных характеристик шлемов и касок, используемых немецкой армией и зарубежными вооруженными силами. Подопытные изделия подвергли обстрелу из разного оружия с разных дистанций и ракурсов. По имеющимся данным, во время испытаний хуже всех себя показали британские каски , обеспечивавшие наименьший уровень защиты. Имевшиеся у немецких специалистов шлемы других стран также имели проблемы. Однако самым неприятным для немцев стал тот факт, что штальхельм M1935 тоже не был лишен недостатков.
Самым простым и логичным выходом из сложившейся ситуации было создание нового « стального шлема

forma-odezhda.ru

Стальной шлем Тале-Харца (Германия)

Неотъемлемым элементом образа немецкого солдата времен Второй мировой войны является характерный металлический шлем с козырьком и расходящейся в стороны нижней частью. Изделия «штальхельм» M1935 и другие подобные шлемы являлись основной защитой головы бойцов нацистской Германии. В течение десяти лет немецкая промышленность неоднократно модернизировала шлем образца середины тридцатых с целью оптимизации производства и повышения некоторых характеристик.

Кроме того, предпринимались попытки заменить имеющиеся шлемы более совершенными.

Предпосылки к появлению

Шлем Stahlhelm M1935 был принят на вооружение Германии в середине тридцатых годов. В 1940 году он прошел первую модернизацию. Ввиду необходимости упрощения производства было предложено изменить некоторые его детали. Изменения были незначительными, из-за чего обновленный вариант не сочли полноценной модификацией. По этой причине широко известное название M1940 не являлось официальным и появилось уже после войны. В 42-м шлем вновь модернизировали. Вариант M1942 имел менее длинные козырек и нижнюю часть, а также другие отличия от базового изделия. Все это упростило производство и позволило снизить расход металла.

 


Шлем M1935

Несмотря на все ухищрения конструкторов, немецкие штальхельмы имели некоторые проблемы, что стало ясно уже во время захвата Польши. Передняя часть такого шлема была почти вертикальной, что в определенной мере снижало его прочность и возможный уровень защиты. Иными словами, солдаты получали ранения и гибли даже в тех случаях, когда их мог спасти шлем. Требовалось разработать и принять на вооружение новую защиту.

В самом начале сороковых (по некоторым данным, чуть раньше, после окончания польской кампании) была проведена серия испытаний, целью которых было определение реальных характеристик шлемов и касок, используемых немецкой армией и зарубежными вооруженными силами. Подопытные изделия подвергли обстрелу из разного оружия с разных дистанций и ракурсов. По имеющимся данным, во время испытаний хуже всех себя показали британские каски, обеспечивавшие наименьший уровень защиты. Имевшиеся у немецких специалистов шлемы других стран так же имели проблемы. Однако самым неприятным для немцев стал тот факт, что штальхельм M1935 тоже не был лишен недостатков.

Самым простым и логичным выходом из сложившейся ситуации было создание нового «стального шлема», который смог бы превзойти по своим характеристикам все существующие аналоги. Тем не менее, в силу определенных причин все разработки в этой области не привели к каким-либо реальным результатам. До конца Второй мировой войны бойцы Вермахта и других структур нацистской Германии были вынуждены пользоваться шлемами M1935 и его модификациями. Также необходимо отметить, что к моменту окончания сравнительных испытаний немецкая промышленность полным ходом готовилась к массовому производству шлемов M1942, являвшихся упрощенной версией базового M1935.

Проекты «B», «BII» и «C»

Несмотря на наличие серийных шлемов, превосходящих некоторые зарубежные аналоги, руководство Германии решило инициировать разработку нового средства защиты. В рамках этой программы было создано несколько проектов новых шлемов. Некоторые разработчики пытались продолжать развитие идей, заложенных еще в M1935 с сохранением некоторых его общих черт. Тем не менее, сотрудники фирмы Volklingen Stahlwerke решили поставить во главу угла уровень защиты и не «цепляться» за существующую узнаваемую конструкцию.


Шлемы фирмы Volklingen Stahlwerke (слева направо): «B», «BII» и «C»

До конца 1942 года фирма Volklingen Stahlwerke представила четыре варианта шлемов с повышенным уровнем защиты. Со временем число проектов сократилось до трех. Командованию армии были предложены проекты с обозначениями «B», «BII» и «C». В силу разных причин работы в рамках программы создания нового шлема серьезно затянулись. Различные обсуждения, предварительные испытания и т.д. продолжались в течение двух лет. Только во второй половине 1944 года командование определилось с будущим новой программы.

В результате рассмотрения трех оставшихся проектов от Volklingen Stahlwerke было решено продолжить работы только по двум. Вариант «C» по ряду причин не устроил заказчика. Было решено продолжать разработку версий «B» и «BII», поскольку они имели заметно более высокие характеристики защиты и некоторый модернизационный потенциал. Уже на стадии проектирования удалось выяснить, что конструкция новых шлемов, при сохранении веса на уровне M1935, позволит ощутимо повысить уровень защиты. Либо, при схожем уровне защиты, новые шлемы получались легче.


Шлем версии «B»

Новые шлемы, изготовленные из тех же материалов, что и M1935, были примерно на 200 г легче его и весили не более 1 кг. Подобная экономия веса позволяла в перспективе повысить уровень защиты бойца. На практике сэкономленные 200 г можно было использовать для увеличения толщины металла на 0,4-0,5 мм с соответствующими последствиями для надежности защиты.

Шлемы «B» и «BII» имели схожую конструкцию. Из металлического листа предлагалось штамповать деталь сложной изогнутой формы, похожей на конус со скругленной вершиной и сплюснутый с боков. В боковой поверхности такого купола предусматривались три отверстия для креплений т.н. подтулейного устройства. Кроме того, в шлеме предусматривались отверстия для вентиляции.

Шлемы фирмы Volklingen Stahlwerke должны были опираться на голову бойца при помощи подтулейного устройства из металла и кожи либо другого доступного материала. Устройство состояло из мягкой части сложной формы с перфорацией и стягивающим шнурком, а также металлического пояса. Деталь из мягкого материала и пояс скреплялись при помощи заклепок. На поясе предусматривались уголки для крепления к куполу и петли для установки ремешка.

Главным отличием двух предложенных шлемов была форма стальной части. Так, купол изделия «B» был немного ниже и имел ровную нижнюю грань без выступающих частей. Проект «BII» предусматривал некоторое подобие расширяющейся части шлема M1935. На таком шлеме в передней нижней части купола предусматривалась выемка, улучшавшая боковой обзор. В случае с обоими шлемами передняя изогнутая часть купола также выполняла функции козырька.


Подтулейное устройство шлемов «B» и «BII».

Повышенный уровень защиты, выявленный в ходе испытаний, был связан с выбранной формой купола. Передняя часть обоих шлемов была наклонена на 55° к горизонтали, боковые и задняя – на 60°. Схожее решение к тому времени активно применялось в проектах различной бронетехники и получило название «рациональные углы бронирования». За счет размещения металлического листа под углом к вертикали достигается некоторое увеличение толщины металла, находящегося на пути пули. Таким образом, за счет измененной конструкции купола шлемов фирмы Volklingen Stahlwerke были более надежны, чем M1935.

Примерно в середине 1944 года было решено провести войсковые испытания новых шлемов. Компании Eisen und Huettenwerke заказали производство сотни изделий двух моделей. На этом этапе новые шлемы получили название по фамилиям своих конструкторов, после чего в течение некоторого времени обозначались как Stahlhelm Thale/Harz. Шлемы конструкции Тале-Харца были отправлены в одну из школ Вермахта, дислоцировавшуюся недалеко от Берлина, где использовались в течение нескольких месяцев.


Шлем версии «BII».

К осени 1944 года все необходимые испытания были завершены, что позволяло перейти к вопросу развертывания производства новых средств защиты. Согласно распространенной версии, пока не получившей достойного подтверждения или опровержения, шлемы Тале-Харца не были приняты на вооружение в связи с решением Адольфа Гитлера. В ряде источников утверждается, что он не одобрил новые разработки по эстетическим причинам. Якобы новые шлемы не были похожи на старые германские штальхельмы, а M1935 и его модификации оставались образцом настоящей защиты «истинных арийцев». Тем не менее, точные сведения о причинах отказа от шлемов Тале-Харца, подтвержденные документами, пока отсутствуют.

В случае принятия на вооружение шлем Тале-Харца должен был получить обозначение M1944 (M44) или M1945 (M45), в зависимости от точной даты подписания соответствующих документов. Тем не менее, новые шлемы не стали штатным вооружением армии. Это, однако, не мешает историкам и любителям военной истории использовать так и не присвоенные обозначения.



Фотографии шлемов различных моделей, использовавшихся в сравнительных испытаниях.

В некоторых источниках утверждается, что штальхельмы новой модели весной 1945 года были использованы в бою. В сражениях на подходах к Берлину в бой были брошены учебные подразделения, в которых проводились войсковые испытания новых шлемов. Немцам так и не удалось остановить наступающую Красную Армию, а шлемы M44/45 никак не повлияли на ход боев. Перевес был на стороне наступающего Советского Союза, из-за чего никакие шлемы не могли значительно оттянуть конец Третьего рейха.

Шлем M56 (ГДР)

Шлемы Тале-Харца не производились крупной серией и не получили широкого распространения. Тем не менее, любопытная конструкция с достаточно высокими характеристиками, по-видимому, не пропала. В самом начале 1956 года была создана Национальная народная армия Германской Демократической Республики. Вооруженные силы ГДР нуждались в различном вооружении и средствах защиты. В конце 56-го на вооружение был принят новый шлем, известный под названием M56.

Точная история разработки шлема M56 до сих пор является предметом споров. В одних источниках утверждается, что это изделие является незначительно доработанным вариантом шлема Тале-Харца, а другие говорят о полностью новой разработке. Тем не менее, нельзя не отметить, что штальхельм M56 внешне весьма похож на разработку фирмы Volklingen Stahlwerke в версии «BII». Кроме того, следует помнить, что разработкой M56 руководил Эрих Кизан, ранее участвовавший в создании шлемов предыдущих моделей.


Солдаты ННА ГДР в шлемах M56, 1961 год.

Общая форма купола шлема M56 была похожа на разработку начала сороковых. При этом в металлической детали предусматривались шесть отверстий для установки подтулейного устройства. Само устройство почти не имело общих черт со старым аналогом. В его конструкции использовался пластиковый амортизатор и поролоновые подушки, предназначенные для гашения ударов по куполу. Наконец, боковая часть ремешка шлема имела Y-образную форму и охватывала с двух сторон уши солдата. Были использованы оригинальные крепления подтулейного устройства к куполу. Ввиду больших размеров последнего существовал риск зацепиться краем шлема за какой-либо предмет и получить травму шеи. Для этого были предложены новые защелки, расцеплявшие купол и устройство при определенном усилии.



Подтулейное устройство шлема M56. Фото Chen-la.com

Вероятно, при создании шлема M56 немецкие инженеры учли опыт нацистской Германии, но не стали бездумно копировать изделие, так и не принятое на вооружение. Результатом этого стала серьезная переработка купола с созданием нового подтулейного устройства. Благодаря такому подходу с использованием существующих идей и созданием на их базе новых конструкций ННА ГДР уже в начале 1957 года получила первые серийные шлемы новой модели.

За первое полугодие 57-го было произведено около 50 тыс. шлемов трех размеров. Серийные изделия окрашивались матовой серой краской. Сверху на шлем могли надеваться маскировочная сетка или чехол. Чехлы выпускались в различных расцветках. В частности, для регулировщиков предназначались чехлы белого цвета с красной полосой и государственным гербом. Также существовал пластиковый вариант шлема весом около 500 г. Такая модификация использовалась солдатами почетного караула.

По материалам сайтов:
http://poster.4teachers.org/
http://chen-la.com/
http://axishistory.com/
http://helm.at.ua/
http://wehrmacht-awards.com/
http://germanmilitaria.com/

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-arsenal.ru

Стальные шлемы Nationale Volksarmee, NVA — Наши коллекционные вещи

В январе 1956 года Служба тыла ННА вместе с технической службой, VEB Eisen-Huttenwerk Thale и VEB Sattler- und Lederwarenfabrik Taucha начала разработку шлема для Национальной Народной Армии. Ответственным был назначен инженер доктор Эрих Кизан. Проанализировав недостатки стальных шлемов вермахта, конструкторы выбрали скошенную форму, которая достаточно эффективно отражала осколки и пули.

Работа над каской шла довольно быстро и уже на параде 1-го мая 1956 года военнослужащие ННА впервые предстали в касках нового образца перед общественностью.

Систематические проверки надёжности каски получившей обозначение VM 1/56 (Versuchsmuster (опытный образец) 1/56) начались в середине мая. Отстрел каски вёлся с расстояния 10 – 25 метров (пистолет ТТ), 25-100 метров (ППШ), 300-600 метров (карабин) и 600 метров (пулемёт), так же каска была опробованна на устойчивость к гранатным осколкам. Дальнейшие стрельбы проводились с использованием артилерийских боеприпасов от 82мм гранатомёта, 78мм пушки и 122мм гаубицы. Стрельбы показали что с дистанции от 10 метров каска держит выстрел из пистолета, а с расстояния более 500 метров удерживает удар пули пистолета-пулемёта. Осколки ручной гранаты разорвавшейся на дистанции 1 м не страшны VM 1/56. так же была доказанна надёжность шлема при попадании осколков артилерийских снарядов.

Следущим шагом была проверка на удобство подшлемника и воздействие каски на шейные позвонки при выполнении специальных задач. Разведовательные, сапёрные, мотоциклетные части, подразделения химической защиты провели полевые выходы и учебные стрельбы в новой каске. При испытании был установлен один существенный недостаток. Из-за своей необычной формы и удалённости бортов каски от головы, при десантировании с техники, прыжков в окопы, солдат мог зацепиться краем каски за какой-либо предмет, что нередко вело к травме шеи. Выход был найден довольно оригинальным решением. Подшлемник крепился к стальному колпаку на шести шпеньках, зацепившись за что-либо подшлемник просто отстёгивался от колпака. Сборка каски в одно целое занимала меньше минуты…

К концу 1956 года испытания М56 были законченны, результаты позволяли начать массовое производство и оснащение военных частей новым шлемом. За успехи Эрих Кизан (Dr. Erich Kiesan), инженер, возглавлявший группу специалистов работавших над новым шлемом, был награждён правительственными наградами.

Таким было возникновение каски М56 в ННА ГДР. зА первое полугодие 1957 года было выпущенно 50 тысяч экземпляров М56 в трёх размерах: 60, 64 и 68 см. Окрашивалась краска в маттовый штайнграу.

Stahnlhelm Modell 56

www.nakop.ru

Декали (щитки) на касках — Униформа и знаки различия

 

Существовало несколько видов декалей отличающихся друг от друга технологией изготовления и нанесения.

Множество оригинальных декалей были изготовлены таким образом, что могли

быть нанесены на поверхность только с использованием специального лака,
как клеящего вещества.

Также производилось некоторое количество декалей с «водным» переводом, изготовленных по принципу обычных «переводилок».

Наиболее прочные декали производились так сказать «лицом вниз», т.е.
изображение (лицевая сторона) прилегала к трансферной бумаге.

Декали
произведенные в то время обладали очень высоким качеством и стойкостью к
износу. Современные технологии позволяют создавать реплики декалей
наносимые на поверхность разными способами:

1. Обычные «переводилки».

2. Самоклеящиеся (по принципу наклеек)

3. Сухого нанесения

 

Вермахт (сухопутные войска)


Декаль с орлом вермахта (wehrmacht adler), наносилась с левой стороны шлема


Щиток с национальными цветами, наносился с правой стороны шлема

 


Разметка на трансферной бумаге

 

С 1935 года по 1940 германские каски имели две декали. С правой
стороны декаль в виде щитка с национальными цветами (черный, белый,
красный). С левой стороны декаль Wermachtadler. Серебристый орел с
полусложенными крыльями на черном щитке.

Цвет орла был именно серебристый, а не белый или серый как можно видеть на современных репликах декалей.

С 1940 по ранний 1943 на касках присутствовала только декаль Wermachtadler. Начиная с 1943 каски производились без декалей.


Декали африканского корпуса:

Декали на пробковый шлем:



Для пробковых шлемов, солдат африканского корпуса, изготавливались металлические щитки.

 

 

 

Декали африканского корпуса на стальной шлем:

 

Военно морские силы — кригсмарине

Каски ВМС Германии польностью идентичны каскам сухопутных войск, за
исключением цвета декали с орлом. У сухопутных войск орел был
серебристым, а у ВМС золотистым. Зачастую декали с орлом вермахта от времени желтеют и
их по ошибке принимают за декали кригсмарине.

1935 — 1940: каски двухдекальные.

1940 — 1943: каски однодекальные.

1943 — 1945: каски без декалей.

 

 

Декали люфтваффе


Десантный шлем с декалью люфтваффе


Декаль люфтваффе крупным планом

Известны два варианта декалей Luftwaffe. На обоих изображен Luftadler.
Аналогично сухопутным войскам каски Luftwaffe были двухдекальные, с 1940

однодекальные, а с 1943 без декалей.

 

Декали полиции

Эти декали использовались многими формированиями, военной и гражданской
полицией, пожарными подразделениями. Существовало достаточно большое
количество вариантов этой декали. Полицейская декаль всегда
использовалась со стандартной декалью — партийный щит (красный щиток,
белый круг, черная свастика).

Как видно на приведенных примерах в графических элементах полицейской
декали использован эффект тени. Кроме того эта декаль, как и все, была
многослойной с серебристым отливом. Все это делает полицейскую декаль
наиболее сложной для создания качественных репродукций.

Присмотревшись внимательно и сравнивая элементы рисунка на декалях, вы сами сможете увидеть различия.


Декаль — партийный щит

 


Декали СС
Декаль войск СС называлась SS Siegrunen (руны победы). Носилась декаль
на правой стороне. С 1935 по 1940 на левой стороне касок СС располагалась
декаль с партийным щитом. В 1940 эта декаль была удалена, а в 1943 с
касок была удалена и SS Siegrunen.
Известны ранний и поздний вариант SS Siegrunen.

 

Таблица производителей

 

 

 

производитель

 

местонахождение

 

Abziehbilderfabrik Gust. Peiniger

 

Bielefeld. No. 7209

 

C.A. Pocher

 

Nϋrnberg

 

Ed Strache

 

Warnsdorf / Vienna

 

Huber Jordon

 

Nϋrnberg

 

Methner & Bϋrger

 

Berlin

 

Wilhelm Abels

 

Köln

 

Стандартные размеры декалей

 

 

 

тип декали

 

высота\ширина

 

Вермахт орел**

 

40/41мм x 33мм

 

Кригсмарин орел**

 

40/41мм x 33мм

 

Люфтваффе (1й тип)

 

36мм x 60мм

 

Люфтваффе (2й тип)

 

36мм x 67мм

 

щиток триколор

 

40мм x 33мм

* у некоторых производителей размер отличается на 1мм

 

Декали Веймарской республики:

Деколь состояла из цветов земель Германии и наносилась с правой стороны каски.

 

 

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

Рогачи в вермахте — Амуниция и снаряжение

16 марта 1935 года на основе рейхсвера создаются вооружённые силы Германии,в стране вновь вводится всеобщая воинская повинность.С этого момента старые названия «рейхсвер»,«рейхсмарине» и т. д. не употребляются.Согласно «Закону о строительстве вермахта»,число дивизий должно было возрасти до 36,а общая численность сухопутной армии — достичь 500 тыс. человек.
В 1935 году,в вермахте,вводится новая модель шлема — М35.Но из за ускоренных темпов мобилизации,новых шлемов не хватает и в армии продолжают носить шлемы М16/18.

После аншлюса Австрии и аннексии Судетской области в 1938 году,в вермахте появляются еще несколько моделей шлемов,австрийские М17,М18 и чешский Vz.20.По сути,все эти шлемы,являются клонами германского М16.А после установки на них подшлемников М31,перекраски и наклейки декалей,различий между ними стало еще меньше.

Австрийский М17 в вермахте:

Солдаты вермахта в шлемах М16\17\18:

Австрийский М18 в вермахте:

После присоединения Австрии к немецкому рейху в марте 1938 года,солдаты австрийской федеральной армии первый раз применили немецкую символику на их парадной форме 15 марта 1938 года.Эти знаки состояли из немецкого орла на кителях и декалей на шлемах.

Австрийский солдат с эмблемами вермахта.На шлеме,судя по ремню и кламмерам,все еще установлен австрийский подшлем:

Австрийский гвардейский батальон,помимо эмблем вермахта,носил на фронтальной части шлема «Гвардейского орла». Этот орел был введен 14 марта 1935 года.

До начала второй мировой войны,больше никаких изменений в шлем не вносилось.

В 1940 году был изменен цвет шлемов. Об этом было объявлено в немецком армейском бюллетене,номер 428 от 21 марта 1940 года:

«В камуфляжных целях,армейские шлемы получат новую серую окраску,поверхность которой будет немного шероховатой.Необходимое количество краски для шлемов должно быть реквизировано через каналы снабжения.Инструкция для использования этой краски будет выпущена по мере необходимости.Черно-бело-красный щиток на шлеме должен быть удален.До начала выпуска текстурной краски,войска должны использовать материалы для ее замены(обмазывать шлем землей,глиной и т.п.).Это не относится к камуфляжным чехлам,сеткам или ремням для крепления камуфляжа».



2 февраля 1940 года вышел приказ о экипировке бронетанковых подразделений.В нем указывалось,что всем танковым экипажам должны быть выданы стальные шлемы.Водители и экипажи бронеавтомобилей Sd.Kfz.221,222 и 223,а также радисты танков,бронированных командирских машин и бронеавтомобилей связи,также получат стальные шлемы к дополнению к их полевым головным уборам.

28 августа 1943 года,декали на шлемах были запрещены.

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

Стальной шлем М34 в ОРИГИНАЛЕ | Антиквариат

Описание:

ОРИГИНАЛ

Выполнен в магнитном металле, оригинальный старый окрас.
Без ремонтов, реставраций и подкрасов.
Оригинальный подшлемник, в отличном состоянии.
Данная модель использовалась в организациях Третьего Рейха: Polizei Feuerwehr, TENO, RLB, Luftschutz.

Дополнительные изображения:

Шлем рассмотрен в каталоге «Стальной шлем. Германия 1933-45» Автор Frank Djemant

Немного истории:
Наиболее выразительным и запоминаемым на протяжении первой половины XX века, оставался шлем немецкого солдата — Stahlhelm (стальной шлем). Его узнаваемая форма предопределена сочетанием объемов цилиндрического тела, охватывающего голову, и конусным назатыльником, прикрывающим уши от удара звуковой волны и осколков. Первые образцы таких касок были приняты на вооружение в 1916 г., получили обозначение М16.

Разработка нового типа шлема, по причинам ограничений Версальского договора, проводилась не явно, а под видом создания защитного шлема для гражданских структур: полиции, пожарных и пр. Испытания опытных образцов проходили в 1933 — 1934 гг. под кодовым названием Vulcanfiber («Вулкан фибер»). Результатом этой работы, стало появление нескольких разновидностей шлема модели М34.

Главными отличительными особенностями шлемов М34 можно считать:

а) Сравнительно небольшую высоту конусных полей,
б) Четко выделяющиеся углы (внешний и внутренний) при переходе от конусного поля к козырьку шлема,
в) Использование в производстве более тонкого (по сравнению с армейскими образцами) листового металла, что делало шлем более легким. Имеются сведения о производстве шлемов М34 из алюминия.
г) Изготовление элементов вентиляции согласно шутливому выражению того времени в стиле «соль-перец», когда семь небольших отверстий располагаются в форме круговой розетки напоминающей отверстия в солонке.
д) Крепление подшлемника на четыре точки, когда между подшлемником и шлемом в зоне крепления кламера вставлялась дополнительная прокладка из пористого материала, прессованой пробки .
Интересно, что среди германских шлемов одинаковых моделей всегда можно найти некоторые отличия: различные размеры отверстий, отличия в геометрии шлема, различия в формах отверстий вентиляции и вентиляционных заклепок. Если посмотреть на фотографии шлемов М34 представленных на этой странице, то можно отметить разницу в форме выступов для вентиляционных отверстий.
Все различия встречающиеся на одинаковых моделях шлемов можно объяснить следующими обстоятельствами:
1. Шлемы были изготовлены разными производителями, которые применяли собственную оснастку и технологию, включая штамп-формы. Необходимо отметить, что шлемы гражданского назначения призводились разными предприятиями, как в Германии, так и за ее пределами. В отличие от военных образцов, призводителей которых было всего пять и располагались они только на территории Германии.
2. С течением времени технология совершенствовалась и соответственно изменялась.
3. Даже в цехах одного предприятия производилась замена оборудования оснастки и приспособлений.
4. В условиях военного времени, производство было оринтировано прежде всего на массовость, удешевление продукции и ее большую технологичность (простоту в производстве).
Именно эти обстоятельства, стоит считать основными причинами встречающихся отличий.

Так же известно о существовании образца облегченного шлема предназначавшегося для пожарных, полиции и других структур. Шлем изготавливался на базе модели М34 из специально обработаной пластмассы доступной для технологии первой половины 30-х годов (вулканизированой фибры). Вентиляционное отверстие выполнялось в виде детали из шести разгибающихся внутрь шлема лепестков и было закрыто мелкой металлической сеткой.
Для придания большей прочности, шлем имел металлическую окантовку по нижнему краю и окрашивался в защитный или черный цвет. Не исключено, что подобные каски благодаря небольшому весу и достаточно декоративному внешнему виду, могли использоваться не только для практических целей, но и для проведения церемониальных мероприятий, парадов и пр. Такие сведения встречаются в литературе посвященной шлемам Германии.

Изменение роли пехоты в войне, увеличение ее мобильности, отказ от позиционных боев, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема, привели к уменьшению размеров козырька и назатыльников. Шлем стали штамповать из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Каска из такой стали выдерживала давление до 220 кг на мм², что обеспечивало защиту даже от крупных осколков и пистолетных пуль. В результате немецкая каска М35 (принята на вооружение вермахта в 1935 году) визуально стала более обтекаемой и пластичной, а ее контур — более изысканным и стильным. Образ солдата вермахта с резкой тенью, отбрасываемой козырьком на мужественное лицо, превратился в расхожий штамп немецкой пропаганды.
К началу второй мировой войны немецкая каска М35 по праву считалась лучшим образцом защитного вооружения. Подшлемник из восьми кожаных (иногда девяти) лепестков с отверстиями для вентиляции стягивался сверху кожаным шнуром (в процессе эксплуатации заменялся подручным материалом, например обычными обувными шнурками). Подбородочный ремешок, предназначенный для фиксации шлема на голове (чтобы каска не слетала с головы), изготавливался из телячьей кожи. Рамочная пряжка надежно фиксировала необходимый размер. Подшлемник и ремень крепились к специальному подпружиненному обручу-каркасу, что обеспечивало максимальный комфорт во время передвижения и в случае сильного удара.
В 1940 году происходит модернизация шлема М35: упростилось изготовление вентиляционных отверстий, они стали изготавливаться штамповкой, а не в виде отдельных деталей; сталь также изменила состав, вместо молибдена стали использовать силикат марганца, что позволило сократить количество операций и время затрачиваемых на изготовление. Эта модель получила наименование М40.

M40

Шлем модели 1940 года (M40) является следующей ступенью развития германских шлемов. Реалии начавшейся войны и ощутимая нехватка ресурсов вынудили германское руководство производить шлемы с более низкой себестоимостью. Производство шлемов модели М40 было более технологично, чем производство предыдущей модели М35. Для М40 характерны, так же как и для М35, завальцованные края основания шлема. Именно из-за этого М40 часто принимают за шлем модели M35. Основное отличие между этими двумя шлемами заключается в вентиляционном отверстии, которое выштамповывалось без установки в него дополнительной детали (заклепки с отверстием). Такой способ производства позволил сократить количество операций необходимых для изготовления шлема, что являлось немаловажным фактором эффективности производства в военное время. В связи с упрощением процесса изготовления шлема, небольшое изменение претерпела и форма шлема, которая стала более округлая, чем у М35.
Шлемы модели М40 окрашивались в стандартные цвета и имели, как правило, одну декаль, указывающее на принадлежность к соответствующим родам войск, за исключением шлемов СС, некоторые из которых могли по прежнему иметь две декали.

M42

Шлем модели 1942 г. (M42) наиболее распространенный из всех германских армейских шлемов, использовавшихся в течение Второй мировой войны. Это связано прежде всего с тем, что выпуск М 42 осуществлялся с 1942 по 1945 год, в то время как большая часть шлемов ранних моделей была утрачена во время боевых действий. По этой причине в настоящее время из всего «модельного ряда» германских шлемов периода Второй мировой войны модель М 42 является наиболее распространенной и соответственно относительно дешевой.
Шлем модели М 42 был упрощенной версией модели М40. Отличительной чертой данного шлема является то, что край основания шлема не завальцовывался, а оставлялся острым. Эта особенность продиктована необходимостью упрощения и удешевления технологического процесса по изготовлению шлема. Кроме того, на шлемы М42 перестали наносить декали, хотя на ранних выпусках этого шлема иногда наносились декали Вермахта, Люфтваффе, Кригсмарин, СС и полиции.
В этой модели шлема устанавливался стандартный подшлемник образца 1931 г. Окрашивался шлем, как и предыдущие модели, стандартной фабричной краской зеленого цвета и уже в боевых условиях шлем перекрашивался либо на него наносился камуфляж.

 

germans-medals.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *