Содержание

Шквал (скоростная подводная ракета) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Шквал
ВА-111 «Шквал»

Торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»
Основная информация
Тип Скоростная подводная ракета
Государство СССР СССР
Украина Украина
Параметры
Масса 2700 кг
Длина 8 м
Диаметр 533,4 мм
Боевая часть 210 кг
Технические данные
Скорость 300 км/ч
Дальность 13 км
Глубина 30 м
 Шквал на Викискладе

ВА-111 «Шквал» — советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5[1]. Предназначена для поражения надводных[2] и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле, подводной лодке или стационарной установке.

История

Разработан под руководством  академика АН УССР Г. В. Логвиновича - директора Института гидромеханики АН УССР.

29 ноября 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» был принят на вооружение ВМФ СССР. Изначально несла ядерную боеголовку в 150 кт, впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой с автономным управлением, не имеющей самонаведения.

Высокая скорость движения (до 370 км/ч, в зависимости от плотности водной среды) торпеды была получена за счёт применения подводного реактивного двигателя, работающего на гидрореагирующем твёрдом топливе, которое обеспечивает большую тягу, и движение ракеты в кавитационной полости (паровом пузыре), что снижает сопротивление воды.

В 1992 году создан экспортный вариант — «Шквал-Э». В данной модификации ракета может поражать только надводные цели и несёт обычный боезаряд. Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом.

Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости, но в середине 2005 года Германия заявила, что она обладает торпедой «Барракуда», использующей тот же принцип кавитации и имеющей аналогичную скорость.

[3] А в мае 2014 года командующий ВМС Ирана заявил, что Иран также имеет на вооружении подводные ракеты, достигающие скорости 320 км/ч[4].

ТТХ

ТТХ «Шквал-Э»

  • Калибр, мм — 533,4
  • Длина, мм — 8200
  • Масса, кг — 2700
  • Дальность хода, км — до 10
  • Скорость на марше, км/ч — 375
  • Угол после залпового разворота, град — ± 20
  • Глубина хода на марше, м — 6
  • Тип боевой части — фугасный
  • Масса БЧ (ТНТ эквивалент), кг — не менее 210
  • Вид старта — надводный или подводный
  • Глубина подводного старта, м — до 30
  • Двигатель прямоточный гидрореактивный

Недостатки

  • Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.[5]
  • Малая дальность пуска (всего до 13 км) демаскирует подлодку, что негативно сказывается на живучести.
  • Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать подлодки на больших глубинах.
  • Импульс прямоточного гидрореактивного двигателя выше, чем у других двигателей, что может вызвать поломку гидролокатора подлодки.
    [6]
  • Носовая часть торпеды не позволяет установить на неё головку самонаведения — через носовую часть поступает забортная вода.[6]
  • Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ и без ГСН.

Изображения

См. также

Ссылки

Примечания

wikipedia.green

"Шквал" (скоростная подводная ракета)

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX - 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • www.arms-expo.ru

    Сверхскоростная подводная ракета "Шквал" - МИРОСТРОИТЕЛЬСТВО — ЖЖ

    Оружие ВМФ России: «Шквал», обгоняющий время

    Модернизация суперкавитационной торпеды "Шквал" заложена в российскую госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы. Об этом недавно сообщил руководитель корпорации " Тактическое ракетное вооружение" Борис Обносов.

    Суперкавитационная торпеда способна идти под водой в воздушной каверне со скоростью свыше 300 километров в час за счет прямоточного гидрореактивного двигателя. Принята на вооружение в 1977 году. Изначально имела ядерную боевую часть мощностью 150 килотонн, затем получила боеголовку с обычным взрывчатым веществом. Сегодня находится на вооружении ВМФ России. Впереди у нее большое будущее.

    Созданный в 1970-е годы " Шквал" обогнал свое время на десятилетия. Основное преимущество торпеды — невероятная маршевая скорость: 100 метров в секунду. Она же определяет ряд недостатков, включая высокую шумность, малую дальность (до 10 километров) и глубину погружения лишь до 30 метров. Торпеда не имеет головки самонаведения, координаты цели вводят непосредственно перед пуском. В прошлом веке ядерная боевая часть компенсировала все упомянутые недостатки. Современная неядерная модификация торпеды будет значительно улучшена с учетом новых целей и задач. Интерес к ней в мире огромен, а экспортный вариант торпеды " Шквал-Э" стоит около шести миллионов долларов за единицу.

    Высокая цена такого оружия оправданна. Даже обычные торпеды — основное и весьма эффективное средство защиты и нападения сил флота. Это оружие совершенствовалось более ста лет. Если первые самодвижущиеся мины работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, то современные торпеды стали умнее и быстрее, способны наводиться с помощью гидролокатора или по электромагнитным полям кораблей и поражают цели на расстоянии свыше 50 километров. " Шквал" выделяется из общего ряда, потому что создан " за гранью возможного" , с использованием космических технологий.

    Появление такой торпеды обозначило абсолютную уязвимость авианосных группировок ВМС США, повлияло на развитие стратегии и тактики боевого применения сил флота.

    Вопреки законам физики

    Торпедное оружие появилось на российском флоте в 1865 году, значительно раньше ракетного, и вскоре серийное производство торпед началось на двух заводах в Санкт-Петербурге. Экспансия закономерна. Торпеды не зависят от погодных условий, им не страшны штормовой ветер и сильное волнение. Они малозаметны. Их сложнее уничтожить. Торпеды могут быть опаснее, нежели противокорабельные ракеты (боевая часть торпеды больше, и вся энергия взрыва направлена на разрушение корпуса корабля, ведь вода не сжимается). И все же суперкавитационная торпеда — особая история.

    Законы физики на нашей планете позволяют большинству кораблей и подводных видов оружия достигать скорости 50 узлов. Гидрореактивный двигатель делает торпеду еще быстрее, но ускорение движения под водой встречает значительный эффект торможения. Для наращивания скорости необходимо убрать воду с пути торпеды, оптимально — превратить плотную жидкость в газ. Как это делается?

    Горячий выхлоп из ракетного двигателя частично направляется в каналы носовой части, и вода впереди торпеды превращается в пар. Таким образом, в движении создается и постоянно окружает торпеду газовая оболочка. Торпеда соприкасается с водой только узкой головной частью, в газовой среде испытывает значительно меньшее сопротивление и достигает скорости свыше 300 километров в час.

    Есть и другая проблема: суперкавитация усложняет маневрирование. Изменение направления движения выводит часть массивного корпуса торпеды из каверны, и резко возрастает сопротивление среды. Многие знают, как трудно на высокой скорости высунуть руку из автомобиля, преодолевая сопротивление воздушного потока. Вода гораздо плотнее. Удалось решить и эту гидродинамическую задачу.

    Кавитационную головку на носу " Шквала" сделали отклоняемой, то есть маневрирует сама кавитационная каверна, постоянно сохраняющая торпеду в своих " объятиях". На пути к цели повороты осуществляются за счет рулей и отклонения головки кавитатора (по ранее заложенной программе).

    Аналогов в мире нет

    Торпеды нередко конфликтуют с гидрологией, то есть с перепадами плотности и температуры воды на разных глубинах, меняющейся электромагнитной проводимостью морской среды. " Шквал" создавали представители различных областей науки. Специалисты провели огромный объем исследований. Достигнутые устойчивость и управляемость торпеды в сложной среде — настоящий прорыв в области гидродинамики. Здесь мы оторвались от конкурентов как минимум на четыре десятилетия. Сегодня такое оружие серийно выпускается только в России.

    По тематике суперкавитационных торпед работают специалисты нескольких стран мира. В 2004 году представители немецкой компании Diehl BGT Defence заявили о создании суперкавитационной торпеды " Барракуда" , оснащенной новейшей системой самонаведения. Якобы скорость ее настолько высока, что обгоняет собственные звуковые волны, распространяющиеся в воде. Обнаружить такую торпеду очень сложно, но по факту " Барракуда" так и не доведена до уровня реализуемого изделия.
    Соединенные Штаты разрабатывают подобную торпеду с 1997 года, но и там готовых образцов до сих пор нет. В 2000 году американский гражданин Эдмонд Поуп пытался тайно приобрести в России документацию на " Шквал". Успешнее идет модернизация американской торпеды большой дальности Mark 48, размещаемой на подводных лодках. Торпеда самостоятельно осуществляет поиск, захват и атаку цели — на скорости до 55 узлов и дальности около 40 километров. Но и это, как легко понять, далеко от " Шквала".

    Российские суперкавитационные торпеды уже сорок лет не имеют аналогов в мире и, если верить Борису Обносову, уходят в отрыв. Кстати, и антиторпедами располагает только ВМФ России.

    Разумеется, вооружение флота важно не само по себе. Морская мощь страны — основа ее безопасности, экономического роста, присутствия и влияния в Мировом океане.

    Александр Хроленко, обозреватель МИА " Россия сегодня"

    alexandr-palkin.livejournal.com

    Шквал (скоростная подводная ракета) — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Шквал
    ВА-111 «Шквал»

    Торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»
    Основная информация
    Тип Скоростная подводная ракета
    Государство СССР СССР
    Украина Украина
    Параметры
    Масса 2700 кг
    Длина 8 м
    Диаметр 533,4 мм
    Боевая часть 210 кг
    Технические данные
    Скорость 300 км/ч
    Дальность 13 км
    Глубина 30 м
     Шквал на Викискладе

    ВА-111 «Шквал» — советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5[1]. Предназначена для поражения надводных[2] и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле, подводной лодке или стационарной установке.

    История

    Разработан под руководством  академика АН УССР Г. В. Логвиновича - директора Института гидромеханики АН УССР.

    29 ноября 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» был принят на вооружение ВМФ СССР. Изначально несла ядерную боеголовку в 150 кт, впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой с автономным управлением, не имеющей самонаведения.

    Высокая скорость движения (до 370 км/ч, в зависимости от плотности водной среды) торпеды была получена за счёт применения подводного реактивного двигателя, работающего на гидрореагирующем твёрдом топливе, которое обеспечивает большую тягу, и движение ракеты в кавитационной полости (паровом пузыре), что снижает сопротивление воды.

    В 1992 году создан экспортный вариант — «Шквал-Э». В данной модификации ракета может поражать только надводные цели и несёт обычный боезаряд. Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом.

    Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости, но в середине 2005 года Германия заявила, что она обладает торпедой «Барракуда», использующей тот же принцип кавитации и имеющей аналогичную скорость.[3] А в мае 2014 года командующий ВМС Ирана заявил, что Иран также имеет на вооружении подводные ракеты, достигающие скорости 320 км/ч[4].

    Видео по теме

    ТТХ

    ТТХ «Шквал-Э»

    • Калибр, мм — 533,4
    • Длина, мм — 8200
    • Масса, кг — 2700
    • Дальность хода, км — до 10
    • Скорость на марше, км/ч — 375
    • Угол после залпового разворота, град — ± 20
    • Глубина хода на марше, м — 6
    • Тип боевой части — фугасный
    • Масса БЧ (ТНТ эквивалент), кг — не менее 210
    • Вид старта — надводный или подводный
    • Глубина подводного старта, м — до 30
    • Двигатель прямоточный гидрореактивный

    Недостатки

    • Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.[5]
    • Малая дальность пуска (всего до 13 км) демаскирует подлодку, что негативно сказывается на живучести.
    • Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать подлодки на больших глубинах.
    • Импульс прямоточного гидрореактивного двигателя выше, чем у других двигателей, что может вызвать поломку гидролокатора подлодки.[6]
    • Носовая часть торпеды не позволяет установить на неё головку самонаведения — через носовую часть поступает забортная вода.[6]
    • Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ и без ГСН.

    Изображения

    См. также

    Ссылки

    Примечания

    wiki2.red

    Сверхскоростная подводная ракета "Шквал": alex54sar — LiveJournal

    Оружие ВМФ России: «Шквал», обгоняющий время

    Модернизация суперкавитационной торпеды "Шквал" заложена в российскую госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы. Об этом недавно сообщил руководитель корпорации " Тактическое ракетное вооружение" Борис Обносов.

    Суперкавитационная торпеда способна идти под водой в воздушной каверне со скоростью свыше 300 километров в час за счет прямоточного гидрореактивного двигателя. Принята на вооружение в 1977 году. Изначально имела ядерную боевую часть мощностью 150 килотонн, затем получила боеголовку с обычным взрывчатым веществом. Сегодня находится на вооружении ВМФ России. Впереди у нее большое будущее.

    Созданный в 1970-е годы " Шквал" обогнал свое время на десятилетия. Основное преимущество торпеды — невероятная маршевая скорость: 100 метров в секунду. Она же определяет ряд недостатков, включая высокую шумность, малую дальность (до 10 километров) и глубину погружения лишь до 30 метров. Торпеда не имеет головки самонаведения, координаты цели вводят непосредственно перед пуском. В прошлом веке ядерная боевая часть компенсировала все упомянутые недостатки. Современная неядерная модификация торпеды будет значительно улучшена с учетом новых целей и задач. Интерес к ней в мире огромен, а экспортный вариант торпеды " Шквал-Э" стоит около шести миллионов долларов за единицу.

    Высокая цена такого оружия оправданна. Даже обычные торпеды — основное и весьма эффективное средство защиты и нападения сил флота. Это оружие совершенствовалось более ста лет. Если первые самодвижущиеся мины работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, то современные торпеды стали умнее и быстрее, способны наводиться с помощью гидролокатора или по электромагнитным полям кораблей и поражают цели на расстоянии свыше 50 километров. " Шквал" выделяется из общего ряда, потому что создан " за гранью возможного" , с использованием космических технологий.

    Появление такой торпеды обозначило абсолютную уязвимость авианосных группировок ВМС США, повлияло на развитие стратегии и тактики боевого применения сил флота.

    Вопреки законам физики
    Торпедное оружие появилось на российском флоте в 1865 году, значительно раньше ракетного, и вскоре серийное производство торпед началось на двух заводах в Санкт-Петербурге. Экспансия закономерна. Торпеды не зависят от погодных условий, им не страшны штормовой ветер и сильное волнение. Они малозаметны. Их сложнее уничтожить. Торпеды могут быть опаснее, нежели противокорабельные ракеты (боевая часть торпеды больше, и вся энергия взрыва направлена на разрушение корпуса корабля, ведь вода не сжимается). И все же суперкавитационная торпеда — особая история.

    Законы физики на нашей планете позволяют большинству кораблей и подводных видов оружия достигать скорости 50 узлов. Гидрореактивный двигатель делает торпеду еще быстрее, но ускорение движения под водой встречает значительный эффект торможения. Для наращивания скорости необходимо убрать воду с пути торпеды, оптимально — превратить плотную жидкость в газ. Как это делается?

    Горячий выхлоп из ракетного двигателя частично направляется в каналы носовой части, и вода впереди торпеды превращается в пар. Таким образом, в движении создается и постоянно окружает торпеду газовая оболочка. Торпеда соприкасается с водой только узкой головной частью, в газовой среде испытывает значительно меньшее сопротивление и достигает скорости свыше 300 километров в час.

    Есть и другая проблема: суперкавитация усложняет маневрирование. Изменение направления движения выводит часть массивного корпуса торпеды из каверны, и резко возрастает сопротивление среды. Многие знают, как трудно на высокой скорости высунуть руку из автомобиля, преодолевая сопротивление воздушного потока. Вода гораздо плотнее. Удалось решить и эту гидродинамическую задачу.

    Кавитационную головку на носу " Шквала" сделали отклоняемой, то есть маневрирует сама кавитационная каверна, постоянно сохраняющая торпеду в своих " объятиях". На пути к цели повороты осуществляются за счет рулей и отклонения головки кавитатора (по ранее заложенной программе).

    Аналогов в мире нет
    Торпеды нередко конфликтуют с гидрологией, то есть с перепадами плотности и температуры воды на разных глубинах, меняющейся электромагнитной проводимостью морской среды. " Шквал" создавали представители различных областей науки. Специалисты провели огромный объем исследований. Достигнутые устойчивость и управляемость торпеды в сложной среде — настоящий прорыв в области гидродинамики. Здесь мы оторвались от конкурентов как минимум на четыре десятилетия. Сегодня такое оружие серийно выпускается только в России.

    По тематике суперкавитационных торпед работают специалисты нескольких стран мира. В 2004 году представители немецкой компании Diehl BGT Defence заявили о создании суперкавитационной торпеды " Барракуда" , оснащенной новейшей системой самонаведения. Якобы скорость ее настолько высока, что обгоняет собственные звуковые волны, распространяющиеся в воде. Обнаружить такую торпеду очень сложно, но по факту " Барракуда" так и не доведена до уровня реализуемого изделия.
    Соединенные Штаты разрабатывают подобную торпеду с 1997 года, но и там готовых образцов до сих пор нет. В 2000 году американский гражданин Эдмонд Поуп пытался тайно приобрести в России документацию на " Шквал". Успешнее идет модернизация американской торпеды большой дальности Mark 48, размещаемой на подводных лодках. Торпеда самостоятельно осуществляет поиск, захват и атаку цели — на скорости до 55 узлов и дальности около 40 километров. Но и это, как легко понять, далеко от " Шквала".

    Российские суперкавитационные торпеды уже сорок лет не имеют аналогов в мире и, если верить Борису Обносову, уходят в отрыв. Кстати, и антиторпедами располагает только ВМФ России.

    Разумеется, вооружение флота важно не само по себе. Морская мощь страны — основа ее безопасности, экономического роста, присутствия и влияния в Мировом океане.

    Александр Хроленко, обозреватель МИА " Россия сегодня"

    alex54sar.livejournal.com

    Противолодочный ракетный комплекс BA-111 «Шквал» (СССР)


    Разработка высокоскоростной торпеды (подводной ракеты) «Шквал», движущейся в режиме развитой кавитации со скоростью 100 м/с, заданна Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР в 1960 году. Работа была поручена НИИ-24 (НИМИ, гл. конструктор М.С.Меркулов), который до этого занимался разработкой артиллерийских боеприпасов. Из НИИ-1 были переданы результаты исследований и документация по экспериментальному подводному снаряду РТК-45. Первоначально в НИИ-24 и институтах ВМФ были выполнены исследования, показывающие, что для борьбы с атомными подводными лодками противника можно создать подводную сверхскоростную противолодочную ракету, скорость движения под водой у нее должна была быть в 4-5 раз выше, чем у обычной торпеды.

    Для увеличения скорости движения в воде была применена каверна. По предложению М.С.Меркулова для ракеты создавался прямоточно-гидрореактивный двигатель с использованием твердого гидрореагирующее топлива, которое разрабатывалось в НИИ «Прикладной химии» (НИИПХ). Отработка топлива и стендовые испытания двигателей проводились на стендах на о. Коневец. Вскоре была создана экспериментальная модификация подводной ракеты М-1 (изготовлена заводе в Алма-Ате). В дальнейшем было создано еще семь модификаций изделия до создания боевой ракеты «Шквал». Были спроектированы, изготовлены и прошли стендовые и морские испытания модификации: черт. М-1, М-3, М3-М, М-4, М4-В1, М4-1М. Морские испытания проводились на базе №1 на озере Иссык-Куль. Первоначально по канатной дороге, оставшейся от испытаний ракеты РКТ-45, затем в свободном движении. В 1961 году в бухте Ирдык канатную дорогу разобрали и начались пуски модификации ракеты «Шквал» в свободном движении на дистанцию в один километр в глубь бухты, несколько позже был построен пусковой стенд со штатными торпедными аппаратами.

    С 1961 года комплекс «Шквал» прорабатывался для установки на титановую мало-габаритную АПЛ пр. 705. При испытании ракеты М-3 в 1963 году была выявлена необходимость создать двигатель, обеспечивающий жесткие требования при переходе от разгонного участка движения к маршевому без временного разрыва, что не обеспечивалось автономным разгонным двигателем. Созданный вскоре комбинированный двигатель привел к изменению конструкции ракеты и задержке ее отработки. Во время проведения ОКР «Шквал» возникло противостояние некоторых министерств и предприятий, так 4 ГУ Минсудпрома, ЦНИИ «Гидроприбр» (НИИ-400), ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова (ЦНИИ-45) - с одной стороны предпринимали попытки закрыть работу, а ВМФ, Минмаш и ЦАГИ с другой стороны настояли на продолжении работ по теме «Шквал».

    Новое Постановление СМ №1111463 на разработку подводной ракеты «Шквал» вышло 13 октября 1963 года. Эскизный проект торпеды был выполнен в 1963 году. Подводная реактивная торпеда «Шквал» имела дальность стрельбы 15-20 км при скорости хода в 200 узлов, в качестве системы управления предполагалось применить автономную систему. «Шквал» оснащалась специальным зарядом тактической мощности. Для целеуказания использовались данные гидроакустической станции подводной лодки. По проекту ракета «Шквал» стартовала с ПЛ с глубины 30 метров, после выхода из торпедного аппарата она под углом 15 градусов поднималась к поверхности воды и совершала движение на глубине 8-12 метров, при подходе к цели ракета резко меняла траекторию движения и пикировала на подводную лодку противника. В 1964 году начались опытные пуски на озере Иссык-Куль с самоходного испытательного стенда СИС-48А с глубин до 30 метров. На модификации опытной ракеты «Шквал» в 1965 году впервые получено устойчивое движение в кавитационном режиме.

    Разработка опытной ПЛ пр. 613РВ (С-65) под "Шквал" была поручена СКБ-143 (гл. конструктор Р.А.Шмаков). Опытная ПЛ была переоборудована в 1965 году силами ЧСЗ и предприятия «Эра» в Севастополе, в работах принимали участие специалисты завода «Красное Сормово», ЦКБ-18, НИИ-24 и СКБ-143. В мае-апреле 1966 года с ПЛ в районе Феодосии прошли отстрелы макетов. В 1969 году на базе подразделений НИИ-24 (НИМИ) и ГСКБ-47 создается НИИ «Прикладной гидромеханики» (НИИПГМ) - головной разработчик подводных ракет. Разработка ракеты «Шквал» НИИПГМ была задана Постановлением СМ № 1111-463 от 13 октября 1969 года. Была заново разработана техническая документация на ракету «Шквал». В дальнейшем проводились испытания модификации ракеты М-4 до 1972 года. На ней в 1969 году была подтверждена устойчивость движения в кавитационном режиме. После доработки ракета получила индекс М-5, с 27 января 1972 по 28 мая1976 года было проведено 43 пуска этой ракеты с испытательного стена в рамках государственных испытаний. С июня по декабрь 1976 года Госиспытания проводились с ПЛ проекта 613РВ, было выполнено семь пусков ракеты М-53. Дальнейшие испытания проводились на Северном флоте с атомной подводной лодки. В 1977 году были завершены Государственные испытания и ракета «Шквал» была принята на вооружение ВМФ в 1978 году под обозначением ВА-111.

    Принятая на вооружение ракета «Шквал» состоит из следующих основных частей: боевой части; бортовой системы управления и блоков питания; турбоводометного маршевого двигателя на твердом гидрореагирующем топливе с большой тягой; твердотопливного стартового двигателя; отклоняемых поверхностей управления с приводами. В 1977-1980 годах в районе г. Пржевальска был построен сборочно-снаряжательный комплекс для подготовки ракет «Шквал» к опытным и серийным испытаниям. Всего в процессе создания и испытаний ракеты «Шквал» было проведено свыше 300 пусков, из них 95 % выполнено на озере Иссык-Куль с плавучих испытательных стендов и 5 % с подводных лодок на Черно-морском и Северном флотах. Правительство РФ в 1992 году приняло решение разрешить продажу ракет «Шквал» на экспорт. Подводная ракета «Шквал» впервые была представлена на международной выставке вооружений в Абу-Даби в 1995 году.

    Совершенствование ракеты - варианты «Шквал-15» («Шквал-15Б») было продолжено и в 80-х годах. Для испытаний был введен в строй буксируемый мощный плавучий стенд «Шельф». В 1998 году на Тихоокеанском флоте ВМФ РФ были проведены первые испытания модернизированной ракеты «Шквал», которая была выполнен в обычном неядерном исполнении и оснащена системой самонаведения на цель. В настоящее время ракеты «Шквал» имеются у России, Украины и Казахстана. С конца 90-х годов Китай ведет переговоры с Казахстаном о закупке подводных ракет «Шквал», которые там проходили испытания. Более двух лет канадская разведка вела переговоры с Киргизией о продаже ей подводных ракет «Шквал», сумма контракта оценивалась в 6-10 млн. долларов, предполагалось закупить пять ракет и документацию к ним. Сделка сорвалась по не выясненным причинам в 2000 году. В настоящее время ГНПП «Регион» предлагает подводную ракету «Шквал-Э» («Шквал-Е») на экспорт для поражения надводных кораблей. Ракету предлагается применять с подводных лодок, надводных кораблей и берега. «Шквал-Э» не имея аналогов, обладает высоким поражающим действием, сочетающим нанесение ущерба как от взрыва ВВ, так и от кинетического воздействия на цель. Скорость хода «Шквал-Э» - до 200 узлов.

    Скоростная подводная ракета «Шквал-Э» имеет основные части и конструкцию аналогичную "Шквалу". В зависимости от условий применения и технических требований, по желанию заказчика, могут быть изменены калибр, длина и масса ракеты.

    Тактико-технические характеристики BA-111 «Шквал»
    Корабль-носитель- ПЛ проекта 613РВ (испытания), все АПЛ второго и третьего поколения
    Боевая часть: СБЧ или фугасная (экспортный вариант "Шквал-Э")
    - мощность заряда, кт. 186 (по зарубежным данным - 200 и 300)
    - вес, кг  210 (тротиловый эквивалент при использовании фугасной БЧ)
    - глубина подрыва, м до 20
    Система управления - автономная
    Тип старта - из торпедного аппарата
    Глубина старта, м до 30
    Глубина хода, м 10 (8-12)
    Дальность стрельбы, км до 7-12 (по проекту - 15-20, 6 миль)
    Скорость хода, узл. 194-200 (по ТТЗ) (90-100м/с)
    Отклонение по скорости +5% Vmax
    Точность стрельбы (КВО), м. 1 %D
    Число ступеней 1
    Длина ракеты, м 8,2
    Макс. диаметр корпуса, м 0,53
    Стартовый вес, т 2,66-2,7
    Пусковая устаповка: специальный 533-мм торпедный аппарат
    Средства целеуказания - ГАС подводной лодки

    www.dogswar.ru

    Шквал (скоростная подводная ракета) — Википедия. Что такое Шквал (скоростная подводная ракета)

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии
    Шквал
    ВА-111 «Шквал»

    Торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»
    Основная информация
    Тип Скоростная подводная ракета
    Государство СССР СССР
    Украина Украина
    Параметры
    Масса 2700 кг
    Длина 8 м
    Диаметр 533,4 мм
    Боевая часть 210 кг
    Технические данные
    Скорость 300 км/ч
    Дальность 13 км
    Глубина 30 м
     Шквал на Викискладе

    ВА-111 «Шквал» — советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5[1]. Предназначена для поражения надводных[2] и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле, подводной лодке или стационарной установке.

    История

    Разработан под руководством  академика АН УССР Г. В. Логвиновича - директора Института гидромеханики АН УССР.

    29 ноября 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» был принят на вооружение ВМФ СССР. Изначально несла ядерную боеголовку в 150 кт, впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой с автономным управлением, не имеющей самонаведения.

    Высокая скорость движения (до 370 км/ч, в зависимости от плотности водной среды) торпеды была получена за счёт применения подводного реактивного двигателя, работающего на гидрореагирующем твёрдом топливе, которое обеспечивает большую тягу, и движение ракеты в кавитационной полости (паровом пузыре), что снижает сопротивление воды.

    В 1992 году создан экспортный вариант — «Шквал-Э». В данной модификации ракета может поражать только надводные цели и несёт обычный боезаряд. Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом.

    Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости, но в середине 2005 года Германия заявила, что она обладает торпедой «Барракуда», использующей тот же принцип кавитации и имеющей аналогичную скорость.[3] А в мае 2014 года командующий ВМС Ирана заявил, что Иран также имеет на вооружении подводные ракеты, достигающие скорости 320 км/ч[4].

    ТТХ

    ТТХ «Шквал-Э»

    • Калибр, мм — 533,4
    • Длина, мм — 8200
    • Масса, кг — 2700
    • Дальность хода, км — до 10
    • Скорость на марше, км/ч — 375
    • Угол после залпового разворота, град — ± 20
    • Глубина хода на марше, м — 6
    • Тип боевой части — фугасный
    • Масса БЧ (ТНТ эквивалент), кг — не менее 210
    • Вид старта — надводный или подводный
    • Глубина подводного старта, м — до 30
    • Двигатель прямоточный гидрореактивный

    Недостатки

    • Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.[5]
    • Малая дальность пуска (всего до 13 км) демаскирует подлодку, что негативно сказывается на живучести.
    • Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать подлодки на больших глубинах.
    • Импульс прямоточного гидрореактивного двигателя выше, чем у других двигателей, что может вызвать поломку гидролокатора подлодки.[6]
    • Носовая часть торпеды не позволяет установить на неё головку самонаведения — через носовую часть поступает забортная вода.[6]
    • Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ и без ГСН.

    Изображения

    См. также

    Ссылки

    Примечания

    wiki.sc

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о