«Атлантис» завершил последний в истории полет шаттла

Приземление вчера во Флориде шаттла «Атлантис» завершило целую эпоху в пилотируемой космонавтике. Корабль был последним из семьи космических челноков. Теперь он, как и его собратья, займет место в музее.

А началась история программы Space Shuttle (Космический челнок) в конце 1960-х. Это был американский ответ на успехи российской космонавтики. Идея многоразового корабля выглядела на редкость очевидной. Мало того, что космические полеты влетают в копеечку, так еще каждый становится для корабля последним, заканчивается его гибелью. Многоразовая система в корне меняла эту абсурдную ситуацию, а цена полета должна сократиться в сотни раз. В том числе и за счет частоты запусков. Их планировалась до 50 в год! У шаттла по сравнению с одноразовыми ракетами был еще один плюс. Он мог снимать с орбиты спутники и доставлять их на Землю для ремонта и модернизации, чтобы использовать повторно. Опять же существенная экономия.

Вначале НАСА вообще замахнулось на полную многоразовость, рассчитывая сохранить обе ступени и использовать их в последующих полетах. Но задача оказалась слишком сложной, пришлось ограничиться спасением только корабля. Дата первого полета шаттла «Колумбия», очевидно, была выбрана не случайно: 12 апреля 1981 года. Через 20 лет после полета Юрия Гагарина.

Вторым челноком был «Челленджер», после гибели которого его заменил «Индевор», третьим — «Дискавери», четвертым — «Атлантис».

Оправдался ли оптимизм, которым 30 лет назад были полны энтузиасты шаттла? Нет, считают специалисты. Так, вместо 50 запусков в год максимум, чего удалось добиться, — девять, осуществленных в 1985 году. Масштабным планам помешала катастрофа «Челленджера» в 1986 году. Всего же шаттлы поднимались в космос 135 раз, лидирует «Дискавери» — 39, за ним «Атлантис» — 33. Так как нет потока челноков, то не оправдалась и надежда на дешевизну доставки грузов. Цена оказалась примерно того же порядка, что и у одноразовых ракет. Что касается снятия спутников с орбиты, то шаттлы провели такую операцию всего три раза.

Вторая катастрофа — гибель «Колумбии» в 2003 году — фактически поставила крест на программе космических челноков. Стало ясно, что такая система слишком сложна и недостаточно надежна для частых, регулярных полетов. Словом, риск слишком велик, и программа начала постепенно сворачиваться. Последнюю точку поставило вчерашнее приземление «Атлантиса».

Кстати, Россия не осталась в долгу, создав русский шаттл «Буран», хотя, по мнению многих специалистов, особой нужды в нем было. Впрочем, отмечается, что наш корабль оказался более совершенным и безопасным чем, американские аналоги. Прямо скажем, «Бурану» не повезло со временем рождения. Первый полет состоялся в 1988 году, когда экономика нашей страны затрещала по швам. Скоро эта космическая программа, как, впрочем, и многие другие, вообще была закрыта.

Итак, американские шаттлы с почестями отправятся в американские музеи, и на несколько лет вся ответственность по доставке на орбиту космонавтов, в том числе американских, канадских, японских и европейских, ложится на плечи российских кораблей «Союз». Соглашение между Роскосмосом и НАСА будет действовать до 30 июня 2016 года.

Что придет на смену шаттлам? НАСА разработало корабль «Орион» и ракету-носитель «Арес-1». Планировалось, что уже в 2015 году первый корабль нового поколения доставит на Международную космическую станцию астронавтов и оборудование, но работы затягиваются из-за проблем с финансированием.

После того как шаттл «Атлантис» отстыковался от станции и доставил на Землю его экипаж, на ее борту продолжают работу командир МКС-28 — Андрей Борисенко, бортинженеры — Александр Самокутяев и Сергей Волков, американцы — Рональд Гаран и Майкл Фоссум, японец — Сатоши Фурукава.

Российская газета — Федеральный выпуск: №159(5535)

Поделиться:

КосмосПолеты шаттлов

В США приземлился последний шаттл Atlantis, программа космических челноков завершена

Шаттл Atlantis совершил посадку во Флориде, это событие закрыло программу космических челноков. Сейчас США остались без космических кораблей, способных доставлять на МКС астронавтов. До 2016 года NASA подписали соглашение с Роскосмосом о совместном использовании «Союзов».

Шаттл Atlantis — последний в истории космических челноков — приземлился на космодроме имени Джона Кеннеди на острове Мерритт во Флориде точно по расписанию, в 5.57 утра (13.57 мск). Посадка прошла без происшествий. Погода была почти идеальной, говорилось в сообщении NASA: сухо, безоблачно и очень слабый ветер. Все неравнодушные к космическим полетам могли наблюдать за возвращением шаттла по онлайн-трансляции на сайте американского космического ведомства. Когда шаттл подлетел к космодрому, на экране появилась картинка из кабины пилотов — сияющая огнями посадочная полоса перед носом челнока. Посадка прошла в предрассветных сумерках.

Последним экипажем Atlantis стали командир корабля Крис Фергюсон, пилот Даг Херли, а также астронавты Сэнди Магнус и Рекс Уолхейм.

Шаттл с экспедицией STS-135 стартовал 8 июля, пристыковался к МКС спустя два дня и еще через 11 дней вернулся на Землю. Этот полет завершил 30-летнюю программу Space Shuttle (космический челнок).

Как работает шаттл

Шаттл стартует вертикально, одновременно включаются водородные двигатели (вторая ступень) и твердотопливные ускорители (первая ступень) — это так называемая параллельная схема. Ускорители отделяются от бака и спускаются на парашюте в…

История шаттлов началась в конце 60-х, когда было принято принципиальное решение о проектировании многоразовой космической системы. Аргументы приводились следующие: разве может существовать транспортная система, которая, выполнив свою задачу, погибает? «Представьте себе авиалайнер, который погибает после перевозки пассажиров», — такой аргумент приводили авторы популярных статей. Эксперты считали, что с помощью многоразовой системы себестоимость выведения килограмма полезного груза на орбиту упадет в тысячу раз. В 1972 году были подписаны основополагающие документы NASA, определившие облик будущего шаттла.

Изначально NASA рассчитывало примерно на 50 пусков в год — почти каждую неделю.

Ресурс каждого шаттла был 20 лет, или 100 полетов. Фактически срок службы оказался дольше, а число полетов значительно меньше. Шаттл Discovery, рекордсмен, провел всего 39 полетов.

По плану летные испытания шаттлов должны были начаться в 1978 году. Фактически по разным причинам, в том числе из-за серьезных технических трудностей, первый пуск состоялся 12 апреля 1981 года, ровно через 20 лет после полета Гагарина.

Первый полет шаттла был экспериментальным, экипаж состоял всего из двух человек. Командиром корабля был ветеран американских космических программ Джон Янг. Второй полет тоже состоялся в 1981 году и тоже с двумя пилотами на борту. В первых пилотируемых полетах с двумя членами экипажа кабина была оснащена катапультирующимися креслами, что при полной загрузке было невозможно. По завершении испытательных полетов, когда экипажи стали полными, кресла убрали, иначе бы возникла ситуация, что часть экипажа может спастись, а часть нет. Первым шаттлом (не считая тестового Enterprise) была Columbia, вторым Challenger, третьим Discovery, четвертым Atlantis. Изначально планировался и пятый шаттл, но из соображений экономии его изготовление было отменено. Однако после гибели Challenger для восстановления частоты запусков еще один шаттл все-таки был построен — им стал Endeavour.

Максимальная частота пусков была достигнута в 1985 году — 9 раз. К концу 80-х годов планировалось выйти на 24 пуска в год, но из-за катастрофы Challenger и эти планы не были реализованы. Шаттл разрушился во время взлета. На 73-й секунде полёта на высоте 14 км произошел отрыв левого твердотопливного ускорителя от одного из двух креплений. Провернувшись вокруг второго, ускоритель пробил основной топливный бак. Носовую часть, в которой находились люди, оторвало и она рухнула в воду.

Погиб весь экипаж — семь человек, включая и первого астронавта-непрофессионала — бывшую учительницу Кристу Маколифф, которая выиграла общенациональный конкурс на право лететь в космос, организованный по инициативе президента США Рональда Рейгана.

К моменту гибели Challenger 28 января 1986 года в очереди на пуск стояло большое количество грузов: NASA намеренно переориентировала грузы на шаттл как на основной носитель, планировалось вообще отказаться от одноразовых носителей, за исключением самых легких. Но затем была постепенно изменена концепция использования шаттлов: полезные грузы начали запускать одноразовыми ракетами, а шаттл использовался как летающая лаборатория и средство доставки людей и грузов сначала на «Мир», а потом на МКС.

Вторая катастрофа — гибель Columbia 1 февраля 2003 года — предопределила завершение этой программы.

Шаттл взорвался и сгорел при заходе на посадку. Погибли семь человек.

Стало понятно, что риск слишком велик, и было принято решение о завершении полетов шаттлов в 2010 году. Потерять еще один корабль было бы слишком сильным ударом по престижу NASA. Кроме того, материальные издержки были слишком велики. Уже в первые годы эксплуатации цена выведения килограмма полезного груза на орбиту оказалась одного порядка с соответствующим значением для одноразовых ракет (а в конце срока службы даже дороже). Стоимость эксплуатации и предполетного обслуживания оказалась гораздо выше, чем планировалось. Наложило отпечаток и то, что не удалось выйти на проектное число запусков: стоимость инфраструктуры осталась прежней. Когда стало ясно, что себестоимость радикально снизить не удалось, то в качестве основного преимущества стали выдвигать снижение себестоимости создания самого спутника. Так как грузовой отсек шаттла большой по размерам и выводимая масса тоже достаточно большая, конструкторы в меньшей степени ограничены размерами и весом полезного груза.

Прощальный старт Discovery

Старейший шаттл Discovery в последний раз стартовал с мыса Канаверал. В 2011 году США заканчивают эксплуатацию…

25 февраля 15:33

Когда система «Спейс шаттл» создавалась, все были полны оптимизма, что это лишь промежуточное звено, которое через несколько десятков лет сменится новым поколением полностью многоразовых кораблей. В итоге даже сама программа была реализована в урезанном виде, а проектирование и изготовление полностью многоразовых кораблей даже не были начаты. Две катастрофы показали, что система слишком сложна для регулярных полетов с высокой частотой, недостаточно надежна и в слабой степени предусматривала аварийное спасение в отличие от одноразовых космических ракет, где спасение обеспечивается практически на любых этапах запуска.

После прекращения полетов шаттлов США фактически остались без средств подъема астронавтов на МКС.

Заменить челноки должен будет корабль «Орион», который в настоящее время проходит испытания. Первый полет он сможет совершить не ранее 2014 года, и до этого времени США будет пользоваться услугами российской космической отрасли, о чем ранее неоднократно заявляли представители NASA.

Представители американского космического ведомства не раз заявляли, что NASA довольно российскими «Союзами» и не планирует отказываться от них в пользу аппаратов других стран. Ранее NASA и Роскосмос подписали новые соглашения на сумму 753 миллиона долларов, продлевающие контракт на доставку астронавтов на МКС до 2016 года. За одно место для американского астронавта NASA будет платить $51 млн.

Насколько реальна миссия Quantum Leap Episode 2 на Атлантиде?

Автор Томас Бэкон

Делиться Твитнуть Делиться Делиться Делиться Электронная почта

В эпизоде ​​2 «Квантового скачка» Бен Сонг оказался в ловушке на борту космического корабля «Альтантис» — но насколько эта история была на самом деле правдой?

Эта статья содержит спойлеры к Квантовый скачок Эпизод 2. Квантовый скачок Эпизод 2 доктор Бен Сонг участвует в миссии на космическом челноке Атлантис, реальном шаттле, который существовал, даже если миссии не было. Благодаря необычной форме путешествия во времени, Квантовый скачок — это история, в которой своенравный ученый « прыгает » из тела в тело, исправляя ошибки и исправляя ошибки. В оригинальном сериале Скотт Бакула играл главную роль в роли доктора Сэма Беккета, но в перезапуске Рэймонд Ли играет его преемника, доктора Бена Сонга.

Первый эпизод перезапуска NBC Quantum Leap стал образцом для всего шоу; детали фона были бы исторически точными, но настоящая драма была бы полностью вымышленной.

С точки зрения повествования этот подход имеет смысл; концепция Квантовый скачок был бы слишком тревожным, если бы он исследовал (и, конечно же, переписал) трагедии реального мира. Квантовый скачок Эпизод 2 показывает, как Бен прыгает в миссию шаттла Atlantis, занимая тело астронавта, которому суждено умереть.

Связанный: Quantum Leap 2022 Руководство по актерам и персонажам

Астронавты, безусловно, делают опасную карьеру, и, к сожалению, история освоения космоса полна несчастных случаев. Это делает подход Quantum Leap эпизода 2 вполне правдоподобным, даже если история включает в себя много вымысла. Вот все детали, которые являются точными, и все украшения, добавленные для создания убедительного повествования.

Был ли у космического корабля «Атлантис» миссия в 1998 году?

Космический корабль «Атлантис» действительно существовал. Первый полет четвертого шаттла, созданного НАСА, «Атлантис» состоялся в 1985 году, и он был выведен из эксплуатации только в 2011 году.

Согласно эпизоду 2 Quantum Leap , в 1998 году Атлантис использовался для доставки первых частей Международной космической станции на орбиту. . Хотя строительство МКС действительно началось в 1998 году, «Атлантис» не принимал в нем участия — фактически «Атлантис» никогда не летал в космос в 1998 году.98.

Был ли астронавт Дэвид Тамара настоящим?

В своем первом приключении Бен Сонг прыгнул в середину Алмаза Надежды. В Quantum Leap Episode 2 он оказывается в теле астронавта по имени Дэвид Тамара, которому суждено погибнуть в результате трагического несчастного случая во время миссии Атлантиды. Дэвид Тамара, которого играет Тадаморе Яги, является полностью вымышленным персонажем. Вероятно, он назван в честь американского астрофизика и астронавта Тамары Э. Джерниган.

Объяснение катастрофы космического корабля в 2003 году

Попытки Бена изменить историю почти терпят неудачу, когда теплозащита Атлантиды повреждается. Аддисон сравнивает ущерб с трагической катастрофой «Колумбии» в 2003 году, когда большой кусок пенопласта выпал из внешнего бака шаттла во время входа в атмосферу и пробил крыло космического корабля, что привело к гибели «Колумбии» и всех семи астронавтов на борту.

Как ни странно, в то время как промах во втором эпизоде ​​ Quantum Leap является вымышленным событием, в 1988 году Атлантида получила повреждения во время запуска, связанные с этой пеной, что, возможно, предвещало судьбу Колумбии.

Связанный: Al Reveal Quantum Leap 2022 прекрасно использует концовку оригинальной серии

Строительство Международной космической станции началось в декабре 1998 года, когда ракета-носитель «Протон» вывела в космос первый модуль. Лишь в 2000 году МКС стала обитаемой, и ее постоянно обновляли и расширяли. Проект был сорван после катастрофы в Колумбии, когда все полеты НАСА были ненадолго остановлены. НАСА планирует вывести МКС из эксплуатации и вывести ее с орбиты в 2031 году, положив конец миссии, начатой, по-видимому, героями 9-го эпизода.0013 Квантовый скачок .

Эпизоды Quantum Leap выпускаются на NBC по понедельникам в 22:00 по восточному времени. Эпизоды доступны для эксклюзивной трансляции на Peacock на следующий день.

Атлантида: Запуск последнего шаттла | Космос

Космический шаттл «Атлантис» над Багамскими островами перед идеальной стыковкой с Международной космической станцией в 11:07 (восточноевропейское время) 10 июля 2011 года, в третий день полета последнего шаттла НАСА. На переднем плане часть пристыкованного к станции российского космического корабля «Прогресс». (Изображение предоставлено НАСА)

Атлантис был четвертым построенным шаттлом и последним, побывавшим в космосе. Он хорошо зарекомендовал себя за 25 лет службы, совершив 33 миссии, включая секретные миссии для вооруженных сил США, доставку астронавтов на космические станции и обратно и запуск нескольких зондов.

Шаттл заслужил репутацию незамеченной рабочей лошадки флота шаттлов, потому что он отправил в космос так много спутников. Он также отличился выполнением последней миссии шаттла до того, как флот был выведен из эксплуатации в 2011 году.0003

Атлантида была названа в честь корабля, который работал в Массачусетском океанографическом институте Вудс-Хоул в период с 1930 по 1966 год. Парусник был первым, кто получил изображение дна океана с помощью электронных зондирующих устройств.

Atlantis вкратце

  • Первый полет: STS-51J (3-7 октября 1985 г.)
  • Последний полет: STS-135 (8-21 июля 2011 г.)
  • Количество вылетов: 33
  • 2 Время
  • 2 Время
  • 2 в космосе: 306 дней, 14 часов, 12 минут, 43 секунды
  • Примечательно: Известен большим количеством запущенных спутников. Его первый полет был секретной военной миссией. Он также выполнил последний полет программы шаттлов STS-135.

Ранние миссии

Строительные работы на шаттле Atlantis начались 3 марта 1980 года в Палмдейле, Калифорния. Используя опыт других шаттлов, НАСА построило шаттл Atlantis за меньшее время, чем его братья и сестры. Кроме того, он был легче других шаттлов.

НАСА использовало теплозащитные покрытия на верхней части шаттла, а не отдельные плитки, что значительно сэкономило время и деньги при его строительстве. Atlantis оказался почти на 3,5 тонны легче, чем Columbia, и весил 151 315 фунтов. Потребовалось около шести месяцев, чтобы подготовиться к его первой миссии, которая стартовала 3 октября 19 года.85.

По сей день первый полет Атлантиды окутан тайной. Миссия STS-51J доставила в космос пять человек и длилась четыре дня. В то время НАСА периодически выполняло полеты для Министерства обороны, отправляя в космос секретные полезные грузы.

Чуть более месяца спустя «Атлантис» снова отправился в космос 26 ноября 1985 года с миссией STS-61B. Он вывел на орбиту три спутника связи. Кроме того, члены экипажа Atlantis совершили два экспериментальных выхода в открытый космос, посвященных сборке конструкций в космосе.

Взрыв «Челленджера» в январе 1986 года остановил оставшийся флот шаттлов на два года. Только в декабре 1988 года Atlantis снова полетел, на этот раз доставив в космос еще один секретный груз на STS-27.

Отправка зондов к планетам

Четвертый полет Атлантиды, STS-30, стал историческим первым для НАСА. На борту шаттла находился «Магеллан», космический корабль, который должен был отправиться к Венере. Это был первый случай, когда НАСА запустило межпланетный зонд из грузового отсека шаттла.

Астронавты отправили спутник в путь удивительно быстро, всего через шесть часов после запуска. «Магеллан» успешно запустил ступени своей ракеты до побережья Венеры. Его радар заглянул под густые облака Венеры и в конечном итоге нанес на карту 98 процентов поверхности горячей планеты.

STS-30 положил начало череде запусков спутников и засекреченных полезных грузов для орбитального аппарата. Атлантида повторила свой межпланетный подвиг на STS-34, отправив к Юпитеру зонд Галилео.

Затем он выполнил две секретные миссии для Министерства обороны, прежде чем отправить еще один зонд в космос на STS-37 в 1991 году: обсерваторию гамма-излучения Комптона. Астронавтам пришлось совершить экстренный выход в открытый космос, чтобы починить антенну с высоким коэффициентом усиления, которая отказывалась раскрываться. После того, как это было исправлено, обсерватория успешно наблюдала за сверхновыми и нейтронными звездами в течение девяти лет.

Компания Atlantis развернула спутник слежения и ретрансляции данных для своей следующей миссии, STS-43. Затем он поднял военный спутник на STS-44 и европейский гравитационный экспериментальный спутник на STS-46.

Семь прямо на Мир

В середине 1990-х фокус Атлантиды снова изменился. НАСА и Россия заключили соглашение о том, что американские астронавты останутся на борту космической станции «Мир», что даст обеим сторонам опыт совместной работы в космосе перед запланированной Международной космической станцией.

Космический шаттл «Атлантис» выкатывается на стартовую площадку 39A 10 ноября 2007 г. для запуска в декабре. (Изображение предоставлено NASA TV.)

НАСА выполнило 11 миссий на Мир, и Атлантис взял на себя большую часть работы. Шаттл семь раз подряд летал к орбитальной научной платформе, переправляя астронавтов туда и обратно.

STS-71 стартовал 27 июня 1995 года, ознаменовав несколько исторических моментов. Этот полет стал первым полетом шаттла к космической станции «Мир». Когда некоторые члены экипажа поменялись местами, чтобы вернуться домой, «Атлантис» также стал первым шаттлом, который увидел, как его астронавт изменился в космосе. Кроме того, миссия ознаменовала сотый запуск человека в космос из Космического центра Кеннеди.

Атлантида и Мир, соединенные вместе, образовали самый большой космический корабль на орбите Земли в то время. Космическая станция и космический шаттл вместе весили около 225 тонн, или почти полмиллиона фунтов. Находясь на борту, совместный американо-российский экипаж доставил оборудование на космическую станцию ​​и провел несколько биомедицинских экспериментов.

В ноябре 1995 года шаттл снова прилетел на станцию ​​с миссией STS-74. Среди астронавтов на борту был Крис Хэдфилд, первый и единственный канадец, добравшийся до космической станции «Мир». На STS-79 Atlantis доставил домой Шеннон Люсид после того, как она провела в космосе 188 дней, что является рекордом для американского астронавта.

Атлантис также вернул американца Джерри Линенджера на Землю после того, как он пережил тяжелое пребывание на борту «Мира», включая пожар на борту станции, а также необходимость проведения текущего ремонта стареющего объекта.

Пожар, как позже написало НАСА, «изменил всю природу его миссии» и побудил агентство провести расследование безопасности.

Миссии на «Мир» продолжались до 1998 года, но «Атлантис» был исключен из списка примерно на три года для проведения некоторых обновлений.

До 2005 года орбитальный аппарат прошел две модернизации, включая улучшение водопровода и электричества для длительного пребывания в космосе, установку шлюза для Международной космической станции и модернизацию Атлантиды до «стеклянной кабины» с более совершенной электроникой.

Атлантис снова принялся за работу на станции, когда вернулся в полет на STS-101. Теперь НАСА вступило в новую фазу строительства Международной космической станции. Орбитальный аппарат отправился к станции 19 мая 2000 года и стал третьей миссией, выполнявшей там работу. Астронавты перевезли более тонны грузов и вышли в открытый космос, чтобы поработать на двух кранах за пределами станции.

В течение следующих трех лет экипажи Atlantis проложили кабели между модулями «Заря» и «Звезда», установили американскую лабораторию Destiny и прикрепили шлюз Quest, среди прочих этапов.

В 2003 году полеты шаттлов снова были приостановлены после того, как шаттл «Колумбия» разбился при входе в атмосферу. «Атлантис» снова летал на STS-115, у которого была самая уникальная задержка в программе шаттлов. НАСА взяло шаттл в убежище в здании сборки транспортных средств, когда приближался тропический шторм Эрнесто, процесс, который занял несколько часов.

Когда пришел обновленный прогноз погоды, показывающий, что мысу Канаверал ничего не угрожает, НАСА вернуло шаттл на площадку, пока он еще был на пути к ВАБ. Это был единственный раз, когда шаттл изменил курс таким образом.

Последняя миссия

В своих последних нескольких миссиях на станцию ​​Атлантис продолжал перевозить тяжелое оборудование, такое как научная лаборатория Колумбуса и некоторые сегменты фермы. Он выполнил самую последнюю миссию шаттла, STS-35, благополучно приземлившись 21 июля 2011 года. В ходе этой миссии Atlantis доставила в космос многоцелевой логистический модуль Raffaello, а также кучу запасных частей.

Как и подобает рабочей лошадке флота шаттлов, Атлантида остается в городе, где так много рабочих шаттлов помогали ей готовиться к полетам в космос. Шаттл выставлен в Космическом центре Кеннеди. В апреле 2017 года, по-видимому, была украдена черная термоплитка, которая не летала в космос. Волонтер НАСА заметила, что он исчез из тележки для выставки, после того как она провела демонстрацию на выставке. [Инфографика: Где можно увидеть величайшие космические корабли Америки]

Связанный:

  • 7 интересных вещей, которые вы не знали о космическом челноке Atlantis Запуск шаттла
  • Endeavour: самый молодой шаттл НАСА

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected]

Элизабет Хауэлл, доктор философии, является штатным корреспондентом на канале космических полетов с 2022 года.