Казачье седло — Казачий Союз «Область Войска Донского»

Казаки были отличными наездниками, которые много времени проводили на коне, в походах, в сражениях.

Поэтому, с давних времен, методом проб и ошибок они разработали для себя наиболее удобные седла, которые используют и в наше время. Уже прошло несколько веков с тех пор, как казаки разъезжали по своим землям, появились другие средства передвижения, но казачье седло по-прежнему актуально. 

Основой казачьего седла является арчак (ленчик). Традиционно арчак для седла изготовлялся полностью из дерева (в наше время он частично заменён стальными дугами). Арчак состоит из деревянных полок, передней и задней лук и живца с ожиловкой. Живец казачьего седла не имеет боковых подушек, как в строевом седле. К передней и задней лукам прикрепляются небольшие рукояти, которые предназначаются для подвеса оружия или снаряжения.

Также к задней луке прикрепляется пахва — подхвостник. Это ремень, который одним концом прикреплен к задней луке, а второй конец имеет петлю, сквозь которую проходит хвост лошади. Пахва удерживает седло, чтобы оно не сползало на шею при спуске по склонам и джигитовке. На арчак кладется кожаная подушка с мягкой набивкой. Сверху подушка затягивается седельным троком, который проходит вкруговую под животом лошади. А чтобы путлища не натирали бока лошади — применяют тебеньки, это небольшие прямоугольные крылья, которые прикрепляются к арчаку при помощи ушивальников.

Какие особенности имеет казачье седло?.. Во-первых, расстояние между передней и задней луками у него меньше, чем у других седел.

 

Далее, арчак у всех седел имеют вогнутый профиль. У казачьего седла на ленчик кладут подушку с мягкой набивкой, а поверх подушки посередине идет седельный трок, в результате середина седла является самой низкой частью сидения. В других же седлах самая низкая часть находится возле задней луки.

Все эти отличия казачьего седла придают особенности посадке всадника. А именно — при езде на казачьем седле ноги всадника идут вниз почти по прямой линии, вследствие чего всадник сидит на разрезе.

Во время поездок рысью или галопом казаки передвигались почти стоя, на низко опущенных стременах, опираясь разрезом на мягкую подушку. Подушка гасит все колебания. Так как ноги всадника идут вниз по прямой, казаки почти не используют шпоры. Из-за своих особенностей казачье седло хорошо подходит для джигитовки. Многие всадники выбирают именно казачье седло, поскольку в таком седле комфортнее ездить.

ksovd.org

Седло казачье

История
Виды седел для лошадей
Наиболее популярные виды седел
Устройство казачьего седла
Особенности казачьего седла

История

Казаки были отличными наездниками, которые много времени проводили на коне, в походах, в сражениях.

Поэтому, с давних времен, методом проб и ошибок они разработали для себя наиболее удобные седла, которые используют и в наше время. Уже прошло несколько веков с тех пор, как казаки разъезжали по своим землям, появились другие средства передвижения, но казачье седло по-прежнему актуально.

Виды седел для лошадей

На сегодняшний день существует множество седел для лошади:

  • казачьи седла
  • кавалерийские седла
  • офицерские седла
  • ковбойские седла
  • седла, которые используют во время выездок
  • седла, предназначенные для троеборья
  • седла, которые применяют при лечебной езде на лошади
  • строевые седла
  • специализированные седла
  • вьючные седла
  • универсальные седла
  • строевые седла с двойным крылом
  • седла для пони
  • вольтижировочные седла
  • скаковые седла

Наиболее популярные виды седел

Все седла отличаются друг от друга. Некоторые виды седел встречаются довольно часто, а некоторые намного реже. Наиболее популярными седлами в России являются: казачье седло, кавалерийское седло, туристическое седло, строевое седло и спортивное седло.

Устройство казачьего седла

Основой казачьего седла является ленчик.

ленчик для седла

Он состоит из деревянных полок, передней и задней лук и живца с ожиловкой. Живец казачьего седла не имеет боковых подушек, как в строевом седле. К передней и задней лукам прикрепляются небольшие рукояти, которые предназначаются для подвеса оружия или снаряжения.

Также к задней луке прикрепляется пахва — подхвостник. Подхвостник — это ремень, который одним концом прикреплен к задней луке, а второй конец имеет петлю, сквозь которую проходит хвост лошади. Пахва удерживает седло, чтобы оно не сползало на шею при спуске по склонам и джигитовке. На ленчик кладется кожаная подушка с мягкой набивкой. Сверху подушка затягивается седельным троком, который проходит вкруговую под животом лошади. А чтобы путлища не натирали бока лошади — применяют тебеньки, это небольшие прямоугольные крылья, которые прикрепляются к ленчику при помощи ушивальников.

седло казачье

Особенности казачьего седла.

  • расстояние между передней и задней луками у казачье седла меньше, чем у других седел.
  • ленчики у всех седел имеют вогнутый профиль. У казачьего седла на ленчик кладут подушку с мягкой набивкой, а поверх подушки посередине идет седельный трок, в результате середина седла является самой низкой частью сидения. В других же седлах самая низкая часть находится возле задней луки.
  • меньше расстояние от середины ленчика до прорези для путлищ в полках ленчика.

Все эти отличия казачьего седла придают особенности посадке всадника. А именно при езде на казачьем седле ноги всадника идут вниз почти по прямой линии, вследствие чего всадник сидит на разрезе.

Во время поездок рысью или галопом казаки передвигались почти стоя, на низко опущенных стременах, опираясь разрезом на мягкую подушку. Подушка гасит все колебания. Так как ноги всадника идут вниз по прямой, казаки почти не используют шпоры. Из-за своих особенностей казачье седло хорошо подходит для джигитовки.

Многие всадники выбирают именно казачье седло, поскольку в таком седле комфортнее ездить.

Напоследок смотрите видео — показательная программа «Казачья джигитовка» при участии спортсменов федерации конноспортивной джигитовки под руководством С. В. Калинина.

Смотрите также

xn—-8sbbkgs1aqfmhgi.xn--p1ai

Сборка казачьего седла со вьюком. Наглядное пособие.


Представляем Вашему вниманию процесс сборки седла верхового казачьего типа со вьюком. Мы постарались отразить всю последовательность действий

1. Ленчик седла в сборе

[Spoiler (click to open)]2. Потниковая крыша с подвязанным потником и вьючными петлями

3. Сначала укладываем ленчик на потниковую крыши. При этом передний срез потниковой крыши должен чуть отступать от переднего конца полки седла.

4. Потниковую крышу на головке передней луки необходимо подтягивать максимально вверх

5. Заднюю часть потниковой крыши также притягиваем в головке задней луки максимально вверх.

Это необходимо для формирования «желоба», дабы обеспечить свободный ток воздуха, который позволяет спине лошади «дышать»

Вот тот самый «желоб» вид изнутри потниковой крыши с потником

Вид спереди

6. Путлища со стременами и скашевкой вставляются в нижнюю прорезь путлищных отверстий ленчика. Затем огибаем перемычку и выводим свободный конец путлища в верхнюю прорезь путлищных отверстий.

7. Застегиваем пряжку путлища на нужные нам отверстия и пригоняем ее к верхней прорези путлищного отверстия. Обратите внимание! Путлище проходит ПОВЕРХ тебенька!

8. Затем берем нагрудник (подперсье) и длинный его ремень вставляем в петлю живца (см. следующее фото) с правой стороны седла.

9. После чего протаскиваем и застегиваем на пряжку короткого нагрудного ремня

10. Соединительный ремень подхвостника (пахвы)

Заводим его с задней части седла под заднюю луку на живец

Затем охватываем живец и выводим свободный конец наружу, где и застегиваем на пряжку подхвостника

11. Далее берем переднюю и заднюю подпруги

И застегиваем их на приструги ленчика с правой стороны седла

12. Затем берем трок с арчаковой связкой

Пропускаем его в отверстие крыльца с правой стороны ленчика и далее под тебенек

Застегиваем среднюю подпругу на свободный конец трока

13. Вьючные ремни.
Берем передний ремень и пропускаем во вьючную петлю на переднем конце полки ленчика.
Задний нижний ремень пропускаем во вьючную петлю потниковой крыши, пряжками от седла (к лошади)

14. После этого надеваем переметную суму заднего вьюка вырезом лопасти на заднюю луку ленчика

Свободный конец заднего бокового вьючного ремня пропускаем в прорезь отверстия на лопасти сумы. Далее проводим его во вьючную петлю на заднем конце полки и выводим обратно в отверстие лопасти

Также пряжками к лошади

15. Затем застегиваем нижние вьючные ремни, охватывая переметную суму. После этого застегиваем задние боковые вьючные ремни

16. Трок, охватывая подушку поперек седла, свободным концом пропускается в отверстие левого крыльца и под тебенек, где и будет при седловке застегиваться на пряжку средней подпруги

17. Затем арчаковая связка одевается на головку задней луки

18. После этого на головку передней луки.
Длина арчаковой связки подгоняется таким образом, чтобы при застегивании средней подпруги трок и арчаковая связка надежно удерживали подушку седла в заданном положении

19. Регулировка арчаковой связки производится с помощью узла, расположенного за головкой задней луки

20. Далее берем кабуры переднего вьюка с уложенными в них саквами (наполненными овсом) и соединительным ремнем

Прорезь соединительного ремня одевается на головку передней луки

Затем передние вьючные ремни застегиваем, охватывая кабуры переднего вьюка, надежно притягивая их

Таким образом выглядит седло верховое казачьего типа со вьюком


Напоминаем, что вы можете заказать такое седло или через меня или напрямую в «Шорном Дворе Медведева»
ссыль вконтакте
ссыль в фейсбуке

uriadnik.livejournal.com

Казачье седло — Казачий Союз «Область Войска Донского»

Казаки были отличными наездниками, которые много времени проводили на коне, в походах, в сражениях.

Поэтому, с давних времен, методом проб и ошибок они разработали для себя наиболее удобные седла, которые используют и в наше время. Уже прошло несколько веков с тех пор, как казаки разъезжали по своим землям, появились другие средства передвижения, но казачье седло по-прежнему актуально. 

Основой казачьего седла является арчак (ленчик). Традиционно арчак для седла изготовлялся полностью из дерева (в наше время он частично заменён стальными дугами). Арчак состоит из деревянных полок, передней и задней лук и живца с ожиловкой. Живец казачьего седла не имеет боковых подушек, как в строевом седле. К передней и задней лукам прикрепляются небольшие рукояти, которые предназначаются для подвеса оружия или снаряжения.

Также к задней луке прикрепляется пахва — подхвостник. Это ремень, который одним концом прикреплен к задней луке, а второй конец имеет петлю, сквозь которую проходит хвост лошади. Пахва удерживает седло, чтобы оно не сползало на шею при спуске по склонам и джигитовке. На арчак кладется кожаная подушка с мягкой набивкой. Сверху подушка затягивается седельным троком, который проходит вкруговую под животом лошади. А чтобы путлища не натирали бока лошади — применяют тебеньки, это небольшие прямоугольные крылья, которые прикрепляются к арчаку при помощи ушивальников.

Какие особенности имеет казачье седло?.. Во-первых, расстояние между передней и задней луками у него меньше, чем у других седел.

 

Далее, арчак у всех седел имеют вогнутый профиль. У казачьего седла на ленчик кладут подушку с мягкой набивкой, а поверх подушки посередине идет седельный трок, в результате середина седла является самой низкой частью сидения. В других же седлах самая низкая часть находится возле задней луки.

Все эти отличия казачьего седла придают особенности посадке всадника. А именно — при езде на казачьем седле ноги всадника идут вниз почти по прямой линии, вследствие чего всадник сидит на разрезе.

Во время поездок рысью или галопом казаки передвигались почти стоя, на низко опущенных стременах, опираясь разрезом на мягкую подушку. Подушка гасит все колебания. Так как ноги всадника идут вниз по прямой, казаки почти не используют шпоры. Из-за своих особенностей казачье седло хорошо подходит для джигитовки. Многие всадники выбирают именно казачье седло, поскольку в таком седле комфортнее ездить.

ksovd.ru

О казачьем стиле верховой езды

Материал подготовлен на основании уставов, наставлений, и показывает особенность казачьего стиля езды, который по своей уникальности ничуть не отличается от стилей езды других народов, например ковбойского стиля «вестерн» или берберской езды. Пройдя через глубину веков, казаки сохранили особый тип конского снаряжения, который есть только у казаков, и особый стиль верховой езды, во многом недоступный представителям других народов в силу различия в антропологии и антропометрии. В наше время горько и забавно видеть реестровых казаков нелепо подпрыгивающих в спортивных седлах. Важно не только сохранять но пропагандировать казачий стиль верховой езды, собирая его поклонников не только у нас в стране но и за рубежом. Итак перейдем к основному материалу.

В то время как регулярная кавалерия переживала ряд переформирований и изменений в своем воспитании и обучении, казаки жили, обучались и действовали в бою и вообще на войне по старине, так, как обучали их отцы и деды, на рассказах и примерах которых вырастали молодые казаки, преемственно приобретая и хорошие и дурные черты, приемы и привычки в езде.
Для поднятия уровня обучения большую часть казачьих полков включили в кавалерийские дивизии, и обучение казаков с 1878 г. подчинили обязательному для них строевому уставу казачьей службы. Обучение казаков согласно этому уставу велось применительно к общей службе в кавалерии и к присущим казакам особенностям по их способу езды.
Само устройство кaзaчьих сёдел вызывает необходимость некоторых особенностей в посадке; в самой середине подушки казачьего седла проходит чересседельный трок; это место и является самой низкой частью сидения, тогда как в кавалерийском седле самая низкая часть находится ближе к задней луке.
Большое влияние на казачью посадку имеет то, как набита седельная подушка, ибо от этого зависит положение колен и самого седалища; необходимо, чтобы колено б. подано неск. назад, дабы на рыси иметь возм-сть немного больше, чем на шагу и на месте, передать груз свой на стремена. Если чрезмерно набита передняя часть подушки, то всадник садится на заднюю луку, и колено его уйдет вперед; при излишне набитой задней части подушки всадник будет сидеть на разрезе, корпус его будет валиться вперед, и такая посадка не будет крепкой; и то и другое положение вызывает напряженность посадки, a между тем только полное отсутствие напряжённости и может дать казаку желательную гибкость и свободу посадки, при коих он своевременным уклонением корпуса при неожиданных и порывистых движениях лошади сохраняет прочность в седле.
Посадка казака на месте и на шагу несколько отличаются от таковой же на рыси. На месте и на шагу казак должен иметь лишь слабый упор на стремена, сидением своим должен более прилегать к задней луке и сидеть на ягодицах, a не стоять на стременах. На рыси же для смягчения ударов седалищем по седлу всадник сильнее упирается на стремена, причем, дабы ноги его не ушли вперед и корпус не отваливался назад, всадник немного подается вперед грудью, сгибает ноги в коленах и при этом седалищем немного удаляется от задней луки; вследствие этого удары седалищем по седлу еще более смягчаются.
На обыкновенном намёте (галопе), когда лошадь идет плавными прыжками, надобности приподыматься на стременах не встречается, а, напротив, всадник на этом аллюре глубже садится в седло. Вследствие более приподнятого над спиной лошади положения и левая рука всадника будет высоко, a потому и напряжение поводьев таково, что удила действуют неизбежно на углы рта и почти только на них.
Особое устройство казачьего седла и посадки влекут и особенности в управлении лошадью, a также и то, что для управления конем казаки ничего, кроме уздечки, не признают.
Вследствие приподнятого положения всадника значение уклона корпуса увеличивается, а значение и сила шенкелей уменьшаются; кроме того:
• низко поставленные путлища ограничивают свободу движения шенкелей,
• они же делают то, что шенкеля постоянно лежат на боках лошадей, уменьшая этим их чувствительность.
Вследствие этого y казаков главным средствами управления лошадью являются уклоны корпуса и уздечки; шенкеля же в незначительной степени. Шенкель y казаков отчасти заменяется нагайкой, которая служит средством понуждения и наказания.
Уздечка, будучи проста по устройству и менее повелительна, чем другие приборы управления, вкладываемые в рот лошади, требует и большего искусства, ибо уздечке лошадь легче сопротивляется.
Главное искусство управления казака лошадью в том и заключается, чтобы, действуя поводом, заставить лошадь себе повиноваться, не причиняя ей боли давлением удил на челюсть, ибо это вызвало бы раздражение и сопротивление.

karabai96.livejournal.com

Казачье седло. устройство. история. особенности — Казачья история — Каталог статей

КАЗАЧЬЕ СЕДЛО. УСТРОЙСТВО. ИСТОРИЯ. ОСОБЕННОСТИ

I. Устройство седла. 
II. Особенности казачьего седла. 
III. Из истории седла. 
Приложение. Состав, укладка и приторочка военно-походного вьюка.

I. Устройство седла.

Основой казачьего седла является деревянный арчак или ленчик, состоящий из деревянных полок, металлических передней и задних лук (1и 6) и сыромятных живца с ожиловкой. В отличие от строевого седла, живец казачьего седла не имеет боковых подушечек. На передней и задней луках имеются небольшие рукояти, предназначенные для подвеса какого-либо оружия и вьючного снаряжения, а также для использования их для захвата рукой при джигитовке. Так же для джигитовки казачье седло снабжено не обозначенной на рисунке скашовкой — ремнём определённой длины, который соединяет между собой стремена под животом лошади.

Кроме этого, казачье седло снабжено пахвой (8). Пахва — подхвостник — ремень, одним своим раздваивающимся или одинарным концом пристёгивающийся к задней луке. Другой конец пахвы имеет мягкую петлю, сквозь которую пропускается хвост лошади так, чтобы петля оказалась в районе репицы хвоста. Пахва препятствует сползанию седла на шею лошади во время крутых спусков, езды по пересечённой местности, джигитовке.

В отличие от остальных сёдел, вместо кожаного сидения на арчак или ожилованный ленчик казачьего седла кладётся кожаная подушка с мягкой набивкой (2). Сверху подушка притягивается к ленчику седельным троком (4), проходящим вкруговую, под животом лошади.

От натирания боков лошади путлищами применяются небольшие крылья прямоугольной формы — тебеньки (11), которые крепятся к ленчику с помощью сыромятных ушивальников.

Под номером 18 — обозначен клапан, защищающий ногу всадника от натирания пряжкой путлища. 

II. Особенности казачьего седла.

Между строением строевого, офицерского и спортивного сёдел, с одной стороны, и казачьим, с другой стороны, имеется 3 принципиально важных различия.

1. Расстояние между передней и задней луками у казачьего седла несколько меньше, чем у остальных. 
2. Расстояние от прорези для путлищ в полках ленчика до середины ленчика у казачьего седла так же меньше. 
3. Ленчики всех сёдел имеют вогнутый профиль. На ленчик казачьего седла при сборе сверху кладётся кожаная подушка с мягкой набивкой, в результате чего седалищная часть всадника располагается несколько выше, чем в других сёдлах. Кроме этого, подушка притягивается к ленчику кожаным чересседельным троком, проходящим по ее середине, поэтому середина казачьего седла является самой низкой частью сиденья, в других кавалерийских и спортивных седлах самая низкая часть сиденья находится ближе к задней луке.

 

Эти три различия придают посадке всадника в казачьем седле некоторые особенности. При езде в строевом, офицерском или спортивном седле, всадник сидит «как на стуле» — ноги немного уходят вперёд. При езде в казачьем седле ноги всадника идут вниз почти по прямой, в результате чего всадник как бы сидит на разрезе. На рысях или галопе казаки передвигались в основном стоя на низко опущенных стременах и опираясь разрезом на мягкую подушку, которая в большей или меньшей степени гасила вертикальные колебания. В остальных же сёдлах при езде рысью всадник должен «облегчаться», т.е. ехать строевой (облегчённой) рысью. Тут хочется отметить, что в бой кавалеристы шли как раз, стоя на стременах, чтобы иметь более крепкое положение во время сабельного удара или работы пикой. Сравни посадку в обычном и казачьем седле на рисунке снизу.

Вследствие того, что нога всадника уходила вниз почти по прямой, казаки не использовали шпоры, а для высылки лошади пользовали нагайку, так как при посадке в казачьем седле шпоры были бесполезны. Исключение составляли казачьи гвардейские полки лейб-гвардии Сводный и лейб-гвардии Атаманский, но и там шпоры носили в основном декоративный характер. Кроме того, именно казачье седло, со своей спецификой устройства и посадки, идеально подходит для такого боевого элемента, как джигитовка, а шпоры при джигитовке — опасная помеха. 

III. Из истории седла

До Николая I.

Конское снаряжение состояло из казачьего седла (с высокими луками и подушкой), чемодана из белого сукна, черных кожаных уздечки, нагрудника и подхвостника, а также суконных чепрака и подушечного чехла: у лейб-казаков — алых, а у лейб-уральцев — малиновых с обшивкой по краям и поперек углов белой тесьмой (у офицеров серебряным галуном).

При Николае I.

Конское снаряжение в основном осталось прежним. Казачьи седла сохранили высокие острые луки, причем задняя делалась более пологой, чем передняя. К остову седла с обеих сторон крепились на двух узких ремешках четырехугольные кожаные тебеньки (крылья), а к полкам седла — две ременные подпруги и путлища, просовывавшиеся в полированные стремена. Сзади при помощи ремней к седлу привязывали (у офицеров пристегивали) пахву (подхвостник), а спереди на луку набрасывали и закрепляли с левой стороны седла подперсье. Уздечка, как и прежде, состояла из налобника, щечных ремней, подбородника, переносья, и связанных вместе узлами поводьев и чумбура. Снаряжение офицерских лошадей украшалось медными бляхами. Под седло клали потник, обшитый черной кожей, а между лук — кожаную мягкую подушку, которая пристегивалась кожаным чересседельным троком, проходившим по ее середине, поэтому середина седла была самой низкой его частью, это и составляло главную особенность конструкции казачьих седел — в других кавалерийских седлах самая низкая часть находилась ближе к задней луке.

В торжественных случаях седло покрывали вальтрапом из сукна мундирного цвета с обшивкой по краям тесьмой прикладного цвета, а на подушку надевали суконный чехол с выкладкой по шву. Офицерские вальтрапы, кроме того, отделывались тесьмой (в артиллерии золотым галуном) на передних углах длиной в 24 см, а на задних — 42 см. У забайкальцев вместо вальтрапа ввели седельный чехол из черной кожи, обшитый по краям красной тесьмой, а подушка шилась из серого сукна. Седельный чехол офицеров над красной тесьмой украшался серебряным галуном.

Во время похода казаки возили с собой на своих конях форменную одежду, необходимые вещи и продовольствие. Все это хранилось в седельном вьюке. Он состоял из серого суконного чемодана, в который укладывали парадную форму и сапоги, фуражных сакв (в них возили корм для коня), сухарных сум для продовольствия, седельной подушки для хранения белья, портянок, перчаток и т. д., конской торбы, в которой лежали скребница, щетка и другие мелкие вещи. К передней луке приторачивали скатанную в трубку шинель или бурку.

При Александре II.

В войсках в 1867 году суконные вальтрапы и подушки заменили черными кожаными, суконные чемоданы — кожаными сумами, перекидными через седло, но в 1874 году чемоданы возвратили. Шинель скатывали и укладывали к задней луке на сумы. Полагавшееся ранее подперсье отменили, вместо него в случае надобности использовался нагрудник — передняя подпруга, которая застегивалась вокруг груди лошади. Состав седельного вьюка был дополнен фуражным арканом длиной 14 м и толщиной 1 см.

У кавказских казаков все снаряжение оставалось прежним. Седло делалось с острыми луками, четырехгранными крыльями из черной кожи, двумя подпругами и ременными путлищами, в которые продевались полированные (железные или медные) стремена в виде стаканчика. Уздечка и пахвы изготовлялись из более тонких, чем в других войсках, черных кожаных ремней и богато украшались бляшками с чернью, позолотой и т. п.

На седло надевался кожаный четырехугольный чепрак, обшитый по краям красной тесьмой, а у офицеров, кроме того, серебряной или золотой тесьмой или черкесским галуном, а между лук укладывалась черная кожаная подушка, отделанная с обеих сторон по типу чепрака, крепившаяся с помощью ременного трока (длина края чепрака вдоль лошади составляла 50 см).

При Александре III.

В Донском, Уральском и Оренбургском войсках лавки ленчика стали делать с плоской поверхностью, без прежнего прогиба, длина и ширина лавок была уменьшена, луки разводились шире, отчего просвет над хребтом лошади уменьшился. У кавказских казаков лавки ленчика часто делали неодинаковой величины, это портило спину лошади, сам ленчик был то не в меру высок, то узок, то, наоборот, слишком широк, обе луки большей частью ставились почти перпендикулярно, что беспокоило всадника при спусках и подъемах в горной местности. Применялись стремена разнообразной формы, нередко непригодные для войны. Размещение вьюка не было как следует продумано. Все эти недостатки следовало устранить. Начались работы по созданию нового типа казачьего седла, современного, приспособленного к любым боевым условиям.

При Николае II.

Во всех казачьих войсках с 1895 года полагался деревянный арчак одинакового образца, оклеенный снаружи тонкой черной кожей, вводились переметные сумы особой конструкции. Каждая сума состояла из двух отделений: заднего прямоугольного и переднего цилиндрического, общей длиной 45 см, высотой 27 см и шириной 23 см. Они могли быть кожаные, бурочные шерстяные черного цвета, но крышка у всех делалась только из кожи. Суконный гвардейский чепрак выкраивался из двух половин, сшивавшихся между собой внутренним швом с выгибом в верхней части по форме арчака, имел два мыска по форме и размерам головок передней и задней лук, передние и нижние (боковые) края — прямые, задние, от середины с небольшим отклонением вниз к углам, образовывали с нижними краями острые углы. Чепрак обшивался поперек каждого угла и по краям лампасами или галунами. Его длина по прямой линии: по середине — до 80 см, по нижним краям от заднего до переднего угла — 85 см; ширина чепрака, сложенного вдвое, спереди около 36 см и сзади около 57 см.

В 1911 году были внесены новые изменения в конское снаряжение. Переметные сумы заменены передними и задними. Первые представляли собой два одинаковых кожаных цилиндра высотой 30 см и диаметром дна 13 см; вторые имели четырехугольную форму с закругленными нижними углами и достигали в длину 30 см, в высоту 20 см и в ширину 10 см. Теперь полное конское снаряжение состояло из уздечки, подперсья (одного подгрудного и двух нагрудных ремней), пахвы (четырех сыромятных ремней), арчака, подушки, трока подушечного, двух крыльев, двух путлищ со стременами, двух пар приструг, двух подпруг, потника, потниковой крыши, двух переметных сум для заднего вьюка, девяти вьючных ремней, четырех кожаных петель, двух переметных сум для переднего вьюка и одной кожаной петли, а в гвардии еще дополнительно из суконных чепрака и чехла на подушку. Весь конский убор полагался черного цвета. В гвардейских частях на ремни устанавливались украшения из красной меди: две круглые бляхи на подперсье и пахвах, одна четырехугольная, со срезанными углами на уздечке, тринадцать круглых кнопок на подперсье, пахвах и уздечке и три сердцевидные пластины на подперсье. Таким же образом украшалось офицерское войсковое конское снаряжение (но с меньшим числом кнопок или без них). Нижним чинам кавказских войск разрешалось иметь на ремнях пряжки, гайки, наконечники произвольных образцов: позолоченные, серебряные с чернью, стальные, железно-луженые или другие, но в конных частях — белого, а в артиллерии — желтого цвета. Для управления лошадью нагайка применялась только у казаков.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Состав, укладка и приторочка военно-походного вьюка. 
Из монографии В.Н. Сивогривова 
«Униформа степовых казачьих войск 1907-1917 гг.» 
Урюпинск

ПРИКАЗ 
по военному ведомству 
№ 125 С.-Петербург. Мая 27-го дня 1895 года. 
о вновь вводимом казачьем конском снаряжении 
выдержки

А. ДЛЯ НИЖНИХ ЧИНОВ.

Перечень предметов, входящих в состав военно-походного вьюка и предельный груз, возимый при этом казачьей лошадью, определяются особой таблицей. 
Поименованные в этой ведомости предметы укладываются и приторачиваются на седле следующим образом:

а) В военное время при седле полагаются два вьюка: передний и задний.

У степовых казаков передний вьюк составляют: шинель с башлыком, фуражный аркан и прикол или деревянная привязь.

Шинель, предварительно туго скатанная, перекидывается на обе стороны потниковой крыши и приторачивается к передней луке тремя вьючными торочинами, одной из середины луки и двумя с концов полиц. Башлык кладется внутрь шинели и вместе с ней закатывается.

Шинель складывается следующим образом: расстилается подкладкою вверх, воротник и полы, от подола до верхнего края разреза, заворачиваются внутрь; затем на воротник загибаются рукава, оставляя между ними небольшой промежуток, чтобы скатанная шинель в этом месте давала перегиб; на загнутые рукава кладется башлык, сложенный также с небольшим промежутком, после чего шинель скатывается к подолу. Концы скатанной шинели загибаются к середине. В скатанном виде шинель имеет около 1 и 1/4 аршина длины.

Аркан складывается в несколько раз и концом своим обвивается на манер жгута и вешается на луку с правой стороны, запуская его под нижнюю вьючную торочину.

Прикол или деревянная привязь приторачивается поверх шинели (потника) вьючными торочинами, с левой стороны, пропуская нижнюю торочину в кольцо прикола.

Задний вьюк составляют кожаные переметные сумы с полной их укладкой. Переметные сумы перекидываются по обе стороны арчака, вешаются на заднюю луку прорезью, имеющуюся на лопасти (карманами вперед) и приторачиваются внизу вьючными торочинами, которые пропускаются через две гайки на каждой стороне потниковой крыши, и, обогнув суму, завязываются своими концами сверху ее.

ВО ВЬЮК ПОМЕЩАЮТСЯ: 
В седельную подушку:

1. Одна рубаха и нижние брюки 
2. Шерстяные портянки или чулки 
3. Портянки холщевые 
4. Набрюшник 
5. Бешмет (теплая рубаха, теплушка) 
6. Вторые шаровары

В переметные сумы:

В правую: 
1. Котелок 
2. Сухари 
3. Крупа 
4. Соль 
5. Чай и сахар 
6. Ложка 
7. Сумка с мелочью и с повязкой для раненых 
8. Щетка платяная 
9. Мешочек с принадлежностями для чистки винтовки 
10. Полотенце

В левую: 
1. 2 подковы, 16 гвоздей и 6 ввинтных шипов 
2. Торба 
3. Легкая обувь (чувяки, черевички) 
4. Сукно для починки мундирной одежды 
5. Кусок мыла

В карманы сум укладывается суточная дача зерна, в сакве, поровну в каждом конце.

ПРИМЕЧАНИЕ 1. В переметные сумы укладываются также боевые патроны, не помещающиеся в патронташе

ПРИМЕЧАНИЕ 2. Если торба не положена в суму, то ее вешают на переднюю луку с левой стороны

ПРИМЕЧАНИЕ 3. Поименованная укладка вещей в ту или другую суму может быть изменена по обстоятельствам, с разрешения начальства, но всегда должна быть уравновешена

Саква с овсом перекидывается по обе стороны седла, запуская концы саквы в карманы переметных сум; Средняя же часть саквы, прорезью, надевается на головку задней луки. Если укладка в сумы столь не велика, что в них достаточно простора, то концы сакв должны быть опущены или вложены по ширине их, в карманы сум, свернуты и увязаны по продольному их боку.

Сетка, набитая сеном, переметывается позади седла и увязывается поверх сум. Если сетка не набита сеном, то ее надевают чехлом на овсяную сакву или укладывают в суму.

Тренога перекидывается через седло, у задней луки, между арчаком и подушкой, но может быть уложена в суму или повешена на переднюю луку. Недоуздок надевается на голову лошади, под уздечку.

б) В мирное время при обыкновенной форме, во время передвижения, передний и задний вьюки составляются так же, как и в военное время, но в переметные сумы укладываются такие вещи казачьего обихода, которые окажется возможным в них поместить, по усмотрению начальников частей. На маневрах, при занятиях аванпостовой службой и для практических походов, в мирное время, вьюки полагаются в полном составе и с полной укладкой, как в военное время. На домашние учения седло полагается без вьюка; шинель приторачивается к задней луке по особому приказанию начальства. В мирное время при парадной форме, а равно и при обыкновенной, на смотрах и парадах, вьюка (переднего и заднего) не полагается. Шинель скатывается и пристегивается к задней луке вьючными торочинами. На домашних учениях, а равно на смотрах и парадах, недоуздок не одевается.

ПРИМЕЧАНИЕ: В гвардейских казачьих частях суконный чехол на подушку и чепрак надеваются лишь в мирное время при парадной форме

Б. ДЛЯ ГЕНЕРАЛОВ, ШТАБ И ОБЕР-ОФИЦЕРОВ

Офицерский военно-походный вьюк, составляют переметные сумы, установленного для нижних чинов образца, и плащ (пальто) с башлыком, притороченный поверх переметных сум вьючными торочинами.

Плащ (пальто) складывается, начиная с воротника, плоско, так, чтобы ширина его, в сложенном виде, была не более 3 и 1/2 вершка.

В сумы укладываются все принадлежности, необходимые офицеру в военном походе.

Все, сказанное о выходе нижних чинов в строй с вьюком или без него, относится и до офицеров.

ПРИМЕЧАНИЕ: Суконные или мерлушковые чехлы на седельную подушку, а также мерлушковые или суконные чепраки, кому таковые положены, надеваются в мирное время при парадной форме, а при обыкновенной форме — лишь кому положено быть в свитской форме.

Источник: http://www.ratomka.ru/ 

xn--80aaganktfrtb6aej6eud.xn--p1ai

Отзыв на Казачье седло — Урядник всея тырнета — LiveJournal

Далее пойдёт текст и фотографии нашего покупателя из Костромской области.

[Spoiler (click to open)]

В наше время использование лошадей в армии свелось к хозяйственно-бытовым нуждам и стало более исключением, чем правилом. С развитием технологического процесса кавалерия как боевая единица, наводящая ужас на пехоту, ушла с поля боя; ушла кавалерийская подготовка, ушли и те знания, которые веками копились и оттачивались лучшими мастерами-всадниками

Благо сейчас есть те, кто обратились к почти забытому ремеслу изготовления казачьих седел и амуниции полного казачьего вьюка, в том виде, в каком они использовалось повсеместно в армии. На данных фотографиях представлены работы «Шорного двора Медведева». Мастер шорник Роман Медведев изготавливает прекрасные седла и прочие элементы экипировки для коней с армейской аскетичностью, надежностью, простотой, вкладывая в каждое изделие душу.

Все эти вещи становятся теми ниточками, которые дают владельцам седел прикоснуться к истории их предков — тех лихих казаков, что прошли верхом в казачьих седлах по Донским степям в Кавказские горы, прошли по Сибири до Дальнего Востока, побывали в жестоких боях с турками, японцами, немцами, французами. Во время многоверстовых переходов и суровых боев, каждая часть седла и амуниции испытывалась на деле и претерпевала изменения дабы стать еще более надежной, удобной для коня и всадника.

Напоминаем, что вы можете заказать такое седло или через меня или напрямую в «Шорном Дворе Медведева»
ссыль вконтакте
ссыль в фейсбуке

uriadnik.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *