САУ Веспе 105-мм Фото. ТТХ. Устройство
В начале 1942 г. шасси PzKpfw III/IV рассматривались специалистами из управления материально-технического снабжения как вполне подходящая основа для создания САУ со 105-мм орудиями. Однако, когда выяснилось, что эти орудия можно без потери качества конечного изделия устанавливать на шасси PzKpfw II, производственные линии по выпуску PzKpfw II перевели на изготовление leFH 18/2 auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II, более известного под названием «Веспе» (оса).
В феврале 1943 г. производственники получили заказ на 1000 единиц данного вида изделия, рассматривавшегося в качестве временной меры перед появлением более мощных САУ. Однако позднее заказ урезали до 835 единиц. В бронированной рубке «Веспе» размещалась боеукладка емкостью 32 артиллерийских выстрела, однако 159 машин были выпущены как специализированные транспортеры подвоза боеприпасов, способные нести 90 снарядов соответствующего калибра. По сравнению с PzKpfw II «Веспе» стала немного длиннее, силовая установка переместилась вперед, а в ходовой теперь было не четыре, а три поддерживающих катка. Водитель сидел в закрытом отсеке, расположенном в передней части корпуса, тогда как остальные члены экипажа помещались в открытом боевом отделении под защитой тонких броневых листов, спасавших от пуль и осколков, но неспособных уберечь людей от снарядов. Отсутствие крыши делало орудийную прислугу уязвимой для минометных мин и ручных гранат, однако для самозащиты в распоряжении экипажа имелся пулемет, которым комплектовались все «Веспе».
Немецкая самоходная гаубица «Wespe» из 116-й танковой дивизии вермахта, подбитая 12 августа 1944 года в районе французского города Мортре танками 5-й бронетанковой дивизии армии США. САУ двигалась задним ходом, когда ее подбили (очевидно существовала угроза). Об этом говорит след от правой гусеницы и левая гусеница, оказавшаяся спереди САУ. Вероятнее всего снарядом перебило гусеницу, вырвало ведущее колесо и повредило первый опорный каток и САУ по инерции откатилась назад в углубление. До этого расчет вел стрельбуна максимальную дальность — угол возвышения орудия близок к максимальному (по ТТХ 42 градуса).
Основное вооружение предназначалось для стрельбы прямой наводкой, но, поскольку оно имело максимальный угол возвышения 42 градуса, часто применялось для ведения навесного огня с удаленных позиций. Идея создания транспортеров боеприпасов оказалась весьма продуктивной, поскольку позволяла в полевых условиях снимать стволы орудий с подбитых САУ и ставить их на беспушечный транспортер, создавая таким образом новую самоходку. Как и многие другие образцы немецкой бронетехники, «Веспе» успели принять участие в сражении на Курской дуге летом 1943 г., после чего постоянно применялись на Восточном фронте. Из-за своей маневренности, скорости и надежности «Веспе», в отличие от большинства более тяжелых самоходок, пользовалась популярностью и задействовалась на всех европейских фронтах, включая Итальянский.
Немецкая 105-мм САУ «Веспе» (Sd.Kfz.124 Wespe) из 74-го полка самоходной артиллерии 2-й танковой дивизии вермахта, проезжает рядом с брошенным советским 76-мм орудием ЗИС-3 в районе города Орел. Немецкая наступательная операция «Цитадель». С каким умыслом они на броню жердин набросали ? Под траки подложить вроде тонковаты. Наверное импровизированные стойки для навеса/палатки, чтобы не в железной коробке ночевать,костер развести,при стрельбе с подготовленных позиций выложить из них площадку, чтобы боеприпас на сырой земле не лежал. да мало ли для чего — у солдата, как нашего, так и немецкого, любая деревяшка в хозяйстве пригодится.
Тактико-технические характеристики гаубицы Веспе
— Компоновочная схема: моторное, трансмиссионное отделения и отделение управления спереди, боевое в рубке сзади
— Годы разработки: 1942
— Годы производства: 1943—1944
— Количество выпущенных, шт.: 676
— Экипаж, чел.: 5
Вес САУ Веспе
— Боевая масса, т: 11,0
Габаритные размеры САУ Веспе
— Длина корпуса, мм: 4810
— Ширина, мм: 2280
— Высота, мм: 2300
— Клиренс, мм: 340
Бронирование САУ Веспе
— Тип брони: стальная катаная, поверхностно закалённая
— Лоб корпуса, мм/град.: 30
— Борт корпуса, мм/град.: 14,5
— Корма корпуса, мм/град.: 14,5
— Днище, мм: 6—10
— Крыша корпуса, мм: 10
— Лоб рубки, мм/град.: 10
— Борт рубки, мм/град.: 10
— Корма рубки, мм/град.: 10
— Крыша рубки, мм/град.: открытая
Вооружение САУ Веспе
— Калибр и марка пушки: 105-мм leFH 18/2
— Тип пушки: гаубица
— Углы ВН, град.: −5…+42°
— Углы ГН, град.: ±20°
— Дальность стрельбы, км: 10,65
— Пулемёты: 1 × 7,92-мм MG-34
Двигатель САУ Веспе
— Тип двигателя: рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
— Мощность двигателя, л. с.: 140
Скорость САУ Веспе
— Скорость по шоссе, км/ч: 40
— Запас хода по шоссе, км: 140
— Запас хода по пересечённой местности, км: 95
— Удельная мощность, л. с./т: 12,7
— Тип подвески: индивидуальная, на листовых рессорах
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,76
— Преодолеваемый подъём, град.: 30°
— Преодолеваемая стенка, м: 0,42
— Преодолеваемый ров, м: 1,7
— Преодолеваемый брод, м: 0,8
Фото САУ Веспе
Немецкие самоходчики и самоходная гаубица Wespe. На заднем плане виден перевернутый танк M4 «Шерман». Восточный фронт. Как говорили танкисты « Шерман такой высокий, что под ним можно на коленках проползти». На данном фото видно, какие узкие были гусеницы у шермана. Для грунтовых покрытий это хорошо, но вот для бездорожий беда. Вообще от этого страдала вся не наша техника — и немецкая, и американоанглийская. Есть книга Д. Ф. Лозы «Танкист на «иномарке»», где очень хорошо представлены всё плюсы и минусы данной машины в условиях востоного фронта.
На снимке виден установленный на накатник ствола манометр. Будут нагонять давление воздуха в накатнике до нормы, наверняка, от компрессора двигателя или баллона высокого давления, а сейчас придали стволу угол возвышения для создания гидрозапора. Накатник у орудий обычно гидро-пневматический. Тормоз отката — гидравлический. И на наших ЗиС-3 такая же беда, и в батарейном ЗИПе (запасные инструменты и принадлежности) есть специальный комбинированный гидро-пневматический ручной насос для закачки и воздуха в накатник, и если надо, жидкости в тормоз отката. Насос крипится на станине орудия. Берут два бойца за рукоятку этого насоса (она длинной метра 1,5) и качают до посинения, пока не нагонят нужное давление.
Установка 105-мм пушки в легкую немецкую самоходно-артиллерийскую установку «Vespe» (Sd.Kfz.124 Wespe) с помощью тягача-крана Sd.Kfz.9/1
Подбитые и брошенные западнее Житомира немецкие 105-мм САУ «Веспе» (Sd.Kfz.124 Wespe). Ближняя самоходка носила имя собственное — «Аннелиза». 1-й Украинский фронт. Снег под машинами отсутствует. Очевидно, технику припорошило первым снегом. Если время действия конец осени-начало зимы, то судя по чистой ходовой части, САУ стоят здесь продолжительное время. На ближней машине успела «уйти» гусеница, на дальней опорные и подвесные катки, правая бортовая передача.
Немецкая 105-мм легкая полевая самоходная гаубица Sd.Kfz. 124 «Веспе» (IeFH 18 auf Fahrgestell des GeschutzWagen II Wespe) на огневой позиции.
Добавить комментарий
oruzhie.info
Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 6. Wespe (Оса) » Военное обозрение
Wespe (Оса) — легкая по массе (11 тонн) немецкая САУ класса самоходных гаубиц периода Второй мировой войны. По ведомственному рубрикатору вооружений нацистской Германии данная самоходка проходила как Sd.Kfz. 124. За время производства, с февраля 1943 года до середины 1944 года, было собрано 676 самоходных гаубиц данного типа, которые активно использовались в сражениях на всех фронтах Второй мировой войны. Основным вооружением самоходки стала очень распространенная в вермахте 105-мм гаубица leFh28. В классе легких самоходных гаубиц немецкая Wespe признавалась одной из самых удачных для своего времени. Основными преимуществами данной боевой машины были хорошая подвижность, компактность, отличная баллистика 105-мм орудия. При этом по своей огневой мощи она уступала американской M7 Priest и советской СУ-122, которая, к слову, с закрытых позиций использовалась крайне редко, выступая главным образом в роли штурмового орудия, но превосходила британские Bishop и Sexton, вооруженные английской 25-фунтовкой (87,6-мм).Потребность вермахта в самоходной артиллерии наглядно проявилась уже во время боев в Польше и Франции. К примеру, во французской компании 6 немецких танковых дивизий были усилены ротами 150-мм самоходных пехотных гаубиц, но их было явно недостаточно, да и сами «Бизоны» были по большей части эрзац-машинами. Актуальность проблемы еще более возросла летом 1941 года, после того, как Германия напала на СССР. К этому моменту немцы располагали большим количеством трофейной французской и британской бронетехники, захваченной в 1940 году. Часть трофеев переделали в носители гаубиц крупного калибра, но такие машины, как G.Pz. Mk. VI (e), были чистой импровизацией и выпускались практически поштучно.
К производству полноценных САУ немецкая промышленность перешла лишь в 1942 году. В начале года фюрер приказал сконструировать и освоить в производстве выпуск самоходного орудия на базе устаревшего легкого танка PzKpfw II. Именно база танка Pz.Kpfw.II Ausf.F стала основой для достаточно крупной серии немецких 105-мм самоходных гаубиц. Так как немецкая промышленность не имела собственных свободных производственных мощностей, заказ на строительство новой САУ был передан другим предприятиям, расположенным преимущественно в Польше. К примеру, их собирали на заводе «FAMO» в городе Вроцлав, который уже имел опыт выпуска танков PzKpfw II, а также заводе «FAMO-Warschau» (или «FAMO-Ursus»), расположенном под Варшавой.
Первоначальный заказ предполагал постройку 1000 самоходных гаубиц. Однако в конце 1943 года его урезали до 835 машин, включая и невооруженные перевозчики боеприпасов «Munitions Sf auf Fgs» PzKpfw II. 27 февраля 1944 года Гитлер приказал присвоить самоходной установке 10,5 cm leFH 18 auf PzKpfw II Sd.Kfz.124 собственное имя — Wespe (оса), которое было закреплено за самоходкой до конца войны. Производство данных САУ было завершено в августе 1944 года вместе с эвакуацией станочного парка с предприятий «FAMO» из Польши в Германию.
Самоходные гаубицы Wespe предназначались для повышения мобильности частей полевой артиллерии бронетанковых войск. В ходе работ над данной самоходкой базовое шасси легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.F было перекомпоновано: мотор был перенесен вперед, а для механика-водителя установлена небольшая рубка в передней части корпуса. Двигатель перенесли в переднюю часть, для того чтобы освободить место для расположения просторного боевого отделения, в котором размещалась 105-мм гаубица, боекомплект и расчет. Отделение управления было сдвинуто чуть влево от продольной оси. Справа от него устанавливался двигатель и коробка передач, которые были отделены от мест мехвода противопожарной перегородкой.
Самоходки выпускались на двух типах шасси: базовом шасси танка Pz.Kpfw.II Ausf.F и его удлиненной версии, которую легко можно было узнать по промежутку между направляющим колесом и задним опорным катком. Применительно на каждый борт шасси самоходной артиллерийской установки состояло из 5 опорных катков, которые имели резиновые бандажи, 3-х поддерживающих катков, а также переднего ведущего и заднего направляющего колес.
Над средней и кормовой частью танкового шасси появилась достаточно просторная боевая рубка, в которой на станке устанавливалась качающаяся часть слегка модифицированной 105-мм полевой гаубицы leFh28 с длиной ствола 28 калибров. Гаубица оснащалась дульным тормозом SP18. Масса фугасного снаряда составляла 14,81 кг, максимальная скорость полета — 470 м/с. Дальность стрельбы доходила до 12 км. Сектор обстрела составлял 20 градусов в обе стороны, углы вертикального наведения орудия от +2 до +48 градусов. В самоходке перевозился боекомплект, состоящий из 32 выстрелов. Часть машин вооружалась устаревшей 105-мм гаубицей leFH 16 периода Первой мировой войны. В качестве вспомогательного вооружения использовался 7,92-мм пулемет MG-34, который перевозился внутри боевого отделения САУ. Он мог использоваться для стрельбы по воздушным целям, а также пехоте противника. Помимо этого в распоряжении экипажа было два пистолета-пулемета MP-40, которые хранились по бортам боевого отделения.
Самоходка имела типичную для немецких машин подобного типа безбашенную конструкцию с расположенной сзади неподвижной полуоткрытой боевой рубкой. Боевое отделение не имело крыши, спереди и с боков оно прикрывалось бронелистами толщиной 10 мм. По бокам рубки располагался возимый боекомплект. С левой стороны в двух стеллажах размещались снаряды, с правой стороны — гильзы с пороховыми зарядами. К левому борту самоходки на специальной раме крепилась радиостанция. Рама-стеллаж имела специальные резиновые амортизаторы, которые защищали радиостанцию от вибраций, возникающих во время движения. На полу боевого отделения с левой стороны располагались две горловины топливных баков, закрывающиеся пробками. Верхнюю часть задней стенки боевой рубки можно было откинуть, она была установлена на петлях, это облегчало доступ к боевому отделению, к примеру, для погрузки боеприпасов.
Установка 105-мм гаубицы в САУ Wespe с помощью тягача-крана Sd.Kfz.9/1, фото: waralbum.ru
В качестве силовой установки на самоходной гаубице Wespe использовался рядный шестицилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL62TR жидкостного охлаждения, который развивал мощность 140 л.с. при 2600 оборотах в минуту. Двигатель питался этилированным бензином с октановым числом 74. Топливо хранилось в двух баках общей емкостью 200 литров. Этого было достаточно, чтобы проехать до 220 км по дорогам с твердым покрытием. Воздухозаборники двигателя были расположены по бортам корпуса самоходки. Дополнительный воздухозаборник находился непосредственно внутри боевого отделения под казенной частью гаубицы. Выхлопная труба была выведена на правый борт САУ.
В общей сложности до середины 1944 года было собрано 676 самоходных установок и еще 159 транспортеров боеприпасов для них. Данные машины конструктивно почти ничем не отличались от боевых, однако не имели орудия. Амбразура для установки орудия на них была прикрыта бронелистом. Внутри боевого отделения располагались стеллажи со снарядами — всего 90 выстрелов. По штату каждая батарея самоходных гаубиц Wespe должна была иметь две таких транспортных машины. При необходимости их можно было легко переделать в полноценные боевые машины даже в полевых условиях.
Боевое применение САУ Wespe
Самоходные гаубицы Wespe организационно входили в состав дивизионов самоходной артиллерии в составе артиллерийских полков танковых дивизий. Так артполк немецкой танковой дивизии согласно штатному расписанию состоял из трех дивизионов и штабной батареи. Два дивизиона вооружались буксируемыми орудиями, а третий дивизион оснащался самоходными артиллерийскими установками. Он состоял из двух батарей САУ Wespe (12 штук) и одной батареи САУ Hummel (6 штук). Всего в артиллерийском полку танковой дивизии насчитывалось 42 орудия, 18 из которых были самоходными. Почти все самоходные гаубицы Wespe несли на броне буквенное обозначение от А до F (шестиорудийная батарея). На каждую батарею должно было приходиться также по два транспортера боеприпасов на базе Wespe.
Wespe из состава 2-й танковой дивизии вермахта, проезжает рядом с брошенным советским 76-мм орудием ЗИС-3 в районе Орла. Операция «Цитадель», фото: waralbum.ru
Дебют «Ос» состоялся в начале 1943 года на Восточном фронте. Скорее всего, они успели принять участие в Третьей битве за Харьков, которая продолжалась с 19 февраля по 19 марта 1943 года, в составе танковых дивизий СС. Точно можно сказать о том, что данные самоходные гаубицы использовались немцами во время сражения на Курской дуге.
В количественном отношении распространение данных САУ в войсках происходило следующим образом:
На 31 мая 1943 года — 84 САУ Wespe в составе 6 танковых дивизий.
На 31 июня 1943 года — 168 САУ Wespe в составе 15 танковых дивизий.
На 30 сентября 1943 года — 276 САУ Wespe в составе 24 танковых дивизий.
На 31 декабря 1943 года — 346 САУ Wespe в составе 31 танковой дивизии.
Основной задачей самоходной артиллерии была огневая поддержка танковых и пехотных частей. Чаще всего самоходные гаубицы не принимали участия в ближнем бою, ведя огонь с закрытых позиций, находясь в непосредственной близости от передовой. Однако в боекомплект самоходок все равно включались бронебойные снаряды, которые оставляли им шанс на выживание при прямом столкновении с бронетехникой противника. В литературе содержится крайне мало информации об истории артиллерийских частей немецких танковых дивизий. Связано это с тем, что роль артиллерии в танковых дивизиях вермахта недооценивалась, более того немецкое командование рассматривало ее как вспомогательный род войск. При этом части, вооруженные САУ Wespe, несли постоянные потери в боях. Самоходные орудия были слабо бронированы и представляли собой прекрасную цель для танков и противотанковой артиллерии противника.
Самоходная гаубица «Wespe» из состава 116-й танковой дивизии вермахта, подбитая 12 августа 1944 года в районе французского города Мортре танками 5-й бронетанковой дивизии армии США, фото: waralbum.ru
После сражения под Курском самоходные гаубицы Wespe приняли участие в боях в Италии, а также на Западном фронте. Они принимали участие в боевых действиях вплоть до мая 1945 года. Экипажи данных самоходных гаубиц отмечали их высокую огневую мощь и хорошую мобильность машин. В то же время у них был и целый ряд недостатков, часть из которых не удалось исправить на протяжении всего серийного производства. В частности двигатель САУ был недостаточно мощным, что вело к повышенным нагрузкам и частым поломкам. Ходовая часть легкого танка, несмотря на ее усиление и адаптацию, не была предназначена для установки 105-мм гаубиц, обладающих сильной отдачей. Это приводило к поломкам шасси, поэтому большое количество боевых машин часто находилось в ремонте, что снижало боеготовность подразделений. В целом же самоходная гаубица представляла собой целесообразный вариант использования шасси устаревших легких танков.
До наших дней сохранилось достаточное количество данных САУ. К примеру, только во Франции экспонируется три машины, еще одна находится на Абердинском полигоне в США. В России посмотреть на Wespe вблизи можно, посетив Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
Тактико-технические характеристики Wespe:
Габаритные размеры: длина — 4810 мм, ширина — 2280 мм, высота — 2300 мм, клиренс — 340 мм.
Боевая масса — 11 т.
Бронирование — от 10 мм (рубка) до 30 мм (лоб корпуса).
Вооружение — 105-мм гаубица leFH 18/2 и 7,92-мм пулемет MG34 в укладке.
Боекомплект — 32 выстрела и 600 патронов к пулемету.
Силовая установка — карбюраторный двигатель Maybach HL62TR жидкостного охлаждения мощностью 140 л.с.
Максимальная скорость — 40 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 220 км (по шоссе).
Экипаж — 5 человека.
Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/wespe.htm
http://pro-tank.ru/bronetehnika-germany/47/138
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G19_Wespe/История
Материалы из открытых источников
topwar.ru
Wespe из Сомюра | Warspot.ru
После начала Второй мировой войны немцы очень быстро убедились, что артиллерия на конной или даже механической тяге далеко не всегда способна сопровождать и эффективно поддерживать в наступлении танковые части. Решением этой проблемы стало появление самоходных орудий на гусеничном шасси, обладавших тактической подвижностью, сравнимой с самими танками. В целях экономии средств такие самоходные орудия, как правило, разрабатывались на базе уже существующих танков.
Sd.Kfz.124 Wespe по праву считается одной из самых удачных лёгких артиллерийских самоходок Второй мировой войны. Она была создана в 1942 году путём установки на шасси танка Pz.Kpfw.II гаубицы 10,5 cm leFH 18, которая была основой немецкой дивизионной артиллерии. Появившись в 1943 году, эта САУ активно применялась до конца войны. Трофейные Wespe высоко ценились и в Красной армии. В частности, в конце войны их успешно использовали как средство усиления передовых отрядов танковых бригад.
Об истории создания САУ Wespe рассказывается в статье «“Оса” и её сестры». В этом же материале представлена машина, которая находится в экспозиции французского танкового музея Musée des Blindés в городе Сомюр.
Музейная табличка с информацией об экспонате Общий вид спереди Общий вид слева спереди Левый борт Вид слева сзади. Экспонаты в музее стоят достаточно тесно Вид справа сзади Общий вид справа спереди Траки, крупный план Запасные траки закреплены на лобовой плите Вид на ходовую часть со стороны днища Место механика-водителя Обзор через смотровые щели был довольно ограничен. Впрочем, для движения на марше можно было открыть люк Ведущее колесо переднего расположения На поддерживающих катках неплохо сохранилась резина Ленивец 105-мм гаубица На правой стороне рубки нарисован тактический знак Глушитель Общий вид боевого отделения Снаряды и гильзы раздельного заряжания находились в ящиках вдоль бортов, расположенных слева… … и справа Рубка была достаточно просторной Ещё одна фотография боевого отделения с другого ракурса Маховик наводки Крепления для оборудования и снаряжения Механизм управления гаубицы разнесён по обе стороны от казённой части Элемент крепления крупным планом На левом борту рубки часть оборудования также снята Дульный тормоз крупным планомwarspot.ru
Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Самоходная установка Wespe Sd. Kfz. 124
Panzer II вывели из состава действующих частей и перевели в сервисные и тыловые части в начале 1942 г. Данный шаг дал возможность использовать шасси данной машины для создания самоходных орудий Marder II и Wespe. Последний был разработан фирмой Alkett в середине 1942 г., и именно прототип этой компании был запущен в серийное производство. В то же время прототипы на базе танков Panzer III и Panzer IV, разработанные другими компаниями, приняты не были. Wespe (Wasp) вооружался 105 миллиметровой лёгкой полевой гаубицей и был установлен на модифицированном шасси Panzerkampfwagen II Ausf F.Немецкая 105-мм САУ «Веспе» (Sd.Kfz.124 Wespe) из 74-го полка самоходной артиллерии 2-й танковой дивизии вермахта, проезжает рядом с брошенным советским 76-мм орудием ЗИС-3 в районе города Орел. Немецкая наступательная операция «Цитадель»
По мысли создателей, данная машина должна была дать пехотным войскам штурмовую и огневую поддержку. В первую очередь, Wespe предназначался для комплектации арт. батарей танковых дивизий – Panzerartillerie, в каждой из которых имелось 6 САУ Wespe и 2 Munitionsschlepper Wespe (тягачи для перевозки боеприпасов). Wespe принимал участие в боях на всех фронтах, входя в состав каждой танковой дивизии в период с 1943 по 1945 г.
Корпус Panzer II немного удлинён, двигатель вынесен вперёд, усиленная подвеска должна была противостоять силе орудийной отдачи. Гаубица устанавливалась внутри бронекорпуса, не имевшего крыши. Кабина защищала экипаж. Также по кругу кабины было установлено 32 снаряда по кругу. Орудие могло поворачиваться в горизонтальной плоскости в обе стороны на 17 градусов. Гаубица 105mm leFH 18 имела возможность вести огонь бронебойными, кумулятивными и фугасными снарядами. Максимальная дальность стрельбы составляла 8,4 тыс. м. Внутри машины размещался 7,92-миллиметровый пулемёт MG34 и использовался по необходимости. Во время производства Wespe место водителя несколько изменили. Таким образом появилось два варианта машины. Для ранней модели использовалось стандартное шасси Panzer II Ausf. F, более поздние модели – на том же шасси, удлинённом на 220 миллиметров. Для своевременной доставки боеприпасов на позиции Wespe, разработали невооружённый тягач Munitions Sf auf Fgst PzKpfw II, способный за раз транспортировать 90 снарядов. Экипаж машины состоял из трёх человек. Всего было произведено 159 таких тягачей. В случае надобности, на тягачи вновь устанавливались гаубицы.
Немецкие самоходчики и самоходная гаубица Wespe. На заднем плане виден перевернутый танк M4 «Шерман». Восточный фронт
Wespe разрабатывали конструкторами копании Alkett, а производство велось компаниями Vereinigte Maschinenwerke (Варшава) и Famo (Бреслау). Первоначальный заказ включал в 1000 машин, однако к концу 1943 г. заказ уменьшили до 835 машин, в том числе перевозчики боеприпасов. В период с февраля 1943 г. по август 1944 г. произвели 676 САУ Wespe и 159 тягачей Munitions Sf auf Fgst PzKpfw II. Впервые САУ Wespe была применена в июле 1943 г. на «Курской дуге», где показала себя как эффективное оружие и в дальнейшем использовалась вплоть до окончания военных действий. К марту 1945 г. в строю оставалось 307 Wespe.
Тактико-технические характеристики самоходной установки Wespe:
Масса – 11 тыс. кг
Двигатель – 6-цилиндровый Maybach HL 62 TRM, мощностью 140л.с.;
Длина – 4,81 м;
Ширина – 2,28 м;
Высота – 2,30 м;
Броня – 5-30 мм;
Вооружение:
ранних версий – 105 миллиметровая leFH 18/2 L/26 и 7,92-миллиметровый пулемёт MG34,
поздних версий – 105 миллиметровая leFH 18/2 L/28 и 7,92-миллиметровый пулемёт MG34;
Боезапас – 32 выстрела;
Скорость – 40 км/ч;
Запас хода по дороге – 220 км;
Экипаж – 5 человек.
Самоходная гаубица «Wespe» из состава 116-й танковой дивизии вермахта, подбитая 12 августа 1944 года в районе французского города Мортре танками 5-й бронетанковой дивизии армии США
САУ «Веспе» и «Хуммель» (на заднем плане), уничтоженные войсками 1-го Белорусского фронта на территории земли Бранденбург в Германии в 1945 году
САУ «Веспе» после попадания крупнокалиберного снаряда. Номер советской трофейной команды «256». Венгрия, район озера Веленце
Танковый музей в Сомюр (Musee des blindes, Saumur), Сомюр, Франция
Музей бронетанкового вооружения и техники, Кубинка Одинцовского р-на Московской обл, Россия
topwar.ru
Юрий Пашолок. САУ Wespe — «Оса» и ее сестры
Как и шасси других немецких легких танков, база Pz.Kpfw.II активно использовалась для создания самоходных артиллерийских установок. Благодаря большим, чем у Pz.Kpfw.I, размерам и более мощному двигателю, она оказалась подходящей для установки орудий большего калибра. В частности, шасси Pz.Kpfw.II после переделки оказалось идеальной базой для 105-мм гаубицы leFH 18. В этой статье речь пойдет о нескольких боевых машинах, созданных на основе Pz.Kpfw.II, в том числе о Wespe, легкой самоходной артиллерийской установке, благодаря которой шасси давно устаревшего танка продержалось на конвейере до лета 1944 года.
Содержание:
Второй подход к теме шасси для sIG 33
Поначалу немцы не рассматривали шасси Pz.Kpfw.II в качестве базы для создания САУ со 105-мм гаубицей leFH 18. Ещё летом 1939 года инженеры концерна Krupp стали прорабатывать идею самоходной установки, предназначенной для поддержки танков. Итогом стало появление осенью 1939 года проекта САУ Pz.Sfl.IVb. Эта машина получилась достаточно удачной, поэтому идеи установить такую же гаубицу куда-то еще даже не рассматривалась.
С другой стороны, опыт польской кампании показал, что пехота нуждается в механизации 149-мм тяжелого пехотного орудия sIG 33. В самом начале 1940 года Alkett, дочернее предприятие концерна Rheinmetall-Borsig AG, получило задание на разработку установки sIG 33 на шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B. Работы увенчались успехом – на свет появилась 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B.
Менее известен тот факт, что на Alkett прорабатывали установку sIG 33 и на шасси Pz.Kpfw.II. Дело даже дошло до изготовления опытного образца, по концепции не отличавшегося от машины на базе Pz.Kpfw.I. Увы, фотографий этой машины не сохранилось, зато известно, что испытания закончились неудачей. Не совсем понятно, что именно конструкторское бюро Alkett сделало не так, но при стрельбе самоходная установки имела склонность к опрокидыванию. Вероятнее всего, более широкий танк не позволял закатывать орудие на крылья, так что высота линии огня такой САУ оказалась еще выше, чем у машины на базе Pz.Kpfw.I.
Опытный образец установки sIG 33 на шасси Pz.Kpfw.II. Как можно заметить, в данном случае шасси пятикатковое
Отчасти в пользу подобного объяснения причин провала испытаний говорит тот факт, что в июне 1940 года были проведены испытания переделанной машины стрельбой. На сей раз колеса с sIG 33 сняли, но сам лафет полностью сохранялся. Значительное уменьшение высоты линии огня привело к тому, что проблема с опрокидыванием исчезла. Успешные результаты послужили основанием для продолжения работ.
В октябре 1940 года на испытания вышел новый образец самоходной установки. Инженеры Alkett постарались максимально рационально использовать шасси Pz.Kpfw.II Ausf.C. Ширина боевого отделения выросла до полной габаритной ширины машины. Отделение управления было максимально уменьшено, что позволило более рационально разместить орудие.
Как и в прошлый раз, само орудие sIG 33 практически не переделывалось, все изменения сводились к снятию колес. По мнению немецкого командования, в случае выхода самоходной установки из строя орудие можно было снять, вновь установить на него колеса и использовать как обычную sIG 33. С учетом опыта эксплуатации 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B определенная логика в этом была. Но подобное решение несло и массу проблем. Прежде всего, громоздкий лафет «съедал» значительный объем боевого отделения, и даже внесенные изменения не особо помогли.
Серийный образец 15 cm sIG 33 B Sfl
В феврале 1941 года было принято решение работы по данному варианту САУ прекратить. Но сама идея не умерла. Конструкторское бюро Alkett получило задание на разработку переработанного шасси. Всего предполагалось выпустить 12 таких САУ в установочной партии.
Переработанная самоходная установка в целом напоминала предыдущий вариант, но при этом стала заметно больше. Длина ее корпуса выросла с 4810 до 5480 мм, а ширина – с 2223 до 2600 мм. Это заставило внести ряд изменений в ходовую часть. Помимо увеличения числа опорных катков до 6 на борт, пришлось изменять и конструкцию трансмиссии. В качестве силовой установки использовался V-образный 8-цилиндровый двигатель Büssing-NAG L8V/GS, развивавший мощность до 155 лошадиных сил. Этот мотор не был уникальным – его ставили на 4-осные немецкие бронеавтомобили. Одной из причин замены Maybach HL 62 TR на этот двигатель была его меньшая длина. С учетом того, что от конструкторов требовалось максимально увеличить боевое отделение, такая замена выглядит вполне логично.
Боевое отделение самоходной установки. Благодаря увеличению длины шасси в нем было относительно просторно
Действия конструкторов, направленные на увеличение боевого отделения, принесли положительные результаты. Внутри машины, получившей обозначение 15 cm sIG 33 B Sfl (149-мм орудие sIG 33 B на самоходном лафете), могло размещаться не только орудие. Четыре члена экипажа отныне не выглядели бедными родственниками. Больше того, в самоходной установке нашлось место даже для боекомплекта. Он составлял всего 10 выстрелов, но с учетом того, что в 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B кое-как размещалось лишь 3 выстрела, это был заметный прогресс.
Не менее важным было и то, что высота машины, по сравнению с предшественником, резко снизилась. Она составила всего 1980 мм, то есть даже чуть меньше, чем у Pz.Kpfw.II Ausf.C. Уменьшение высоты заметно улучшило ситуацию с устойчивостью машины при стрельбе прямой наводкой.
Эта же машина. Она была разрушена внутренним взрывом, благодаря чему можно видеть устройство боевого отделения
Загруженность Alkett другими заказами привела к тому, что изготовление установочной партии несколько сдвинулось по времени. Первые 7 самоходных установок были сданы в декабре 1941 года, оставшиеся – в январе 1942 года. К тому моменту серийно выпускались Pz.Kpfw.II в модификации Ausf.F. САУ позаимствовала от этой машины некоторые элементы корпуса. Все выпущенные 15 cm sIG 33 B Sfl отправились во вновь сформированные подразделения — s.IG.Kp(Mot.S) 707 и s.IG.Kp(Mot.S) 708, по 6 машин на батарею. Штатная структура батарей оказалась аналогичной структуре подразделений, которые использовали 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. Из-за того, что возимый боекомплект САУ был небольшим, снабжение боеприпасами осуществлялось при помощи полугусеничных тягачей Sd.Kfz.10.
Механик-водитель получил отдельную рубку
Первой на фронт отправилась 708-я моторизованная батарея sIG. Случилось это в феврале 1942 года. В Северной Африке батарею включили в состав 90-й легкой дивизии. С 1942 года в состав этого формально не танкового соединения входил, например, 190-й танковый батальон. Таким образом, практика использования моторизованных батарей совместно с танковыми частями особо не изменилась. В апреле 1942 года в 90-ю легкую дивизию попала и 707-я моторизованная батарея.
Вид спереди, хорошо виден люк механика-водителя. Смотровой прибор, по сравнению с Pz.Kpfw.II Ausf.F, изменен
Сама по себе история с отправкой 15 cm sIG 33 B Sfl в Северную Африку вызывает целую массу вопросов. Немецкое командование было прекрасно осведомлено о тех проблемах, которые испытывали 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B во время боевых действий весной 1940 года и на советско-германском фронте. Безусловно, с технической точки зрения новая самоходная установка была явно лучше предшественника, но особо обольщаться по этому поводу не стоило. Боевая масса 15 cm sIG 33 B Sfl составляла 16 тонн, то есть почти в 2 раза больше исходного танка. Это была самая тяжелая машина на базе Pz.Kpfw.II. Чудес в таких случаях не бывает, за перегруз обычно приходится платить надежностью.
Кроме того, совершенно непонятно, о чем думали немецкие генералы, которые отправляли в Северную Африку боевые машины, предназначенные для непосредственной поддержки пехоты. На ровной местности, где основным видом растительности являлись верблюжьи колючки, незаметно подбираться вплотную к противнику было крайне непростым занятием.
Орудие установки на максимальном угле возвышения
Не стоит удивляться, что в подобных условиях 15 cm sIG 33 B Sfl стали для экипажей источником непрекращающейся головной боли. Из строя самоходные установки стали выходить еще до того, как вступили в бой. В конце мая командование 90-й легкой дивизии доложило, что обе батареи фактически небоеспособны. Машины испытывали проблемы с моторами и вечно перегревались. Если с мотором хоть что-то можно было сделать, то с низкой маневренностью приходилось просто мириться. Одним словом, к Северной Африке данная машина оказалась совершенно не приспособлена. И хотя все эти проблемы были легко предсказуемыми, немецкий генералитет в начале 1942 года это не остановило.
Разгрузка 15 cm sIG 33 B Sfl в порту, начало 1942 года
Благодаря довольно необычной внешности 15 cm sIG 33 B Sfl часто можно заметить на фотографиях военной поры. Правда, на боевую эффективность этот примечательный облик положительно не влиял. В тех редких случаях, когда самоходные установки не находились в ремонте, они являлись далеко не самыми удачными боевыми единицами. Их задачей была непосредственная поддержка пехоты, зачастую огнем прямой наводкой, а противопульная броня этому не особо способствовала. Не стоит удивляться, что к концу октября 1942 года из 12 машин в строю осталось 8.
После того, как англичане под Эль-Аламейном перешли в контрнаступление, не особо удачная боевая карьера 15 cm sIG 33 B Sfl и вовсе быстро закатилась. Ко 2 декабря все эти машины оказались потеряны, причем большинство – по техническим причинам. 6 САУ достались англичанам на сборном пункте аварийных машин. Позже несколько установок оказалось в египетской армии. Последняя 15 cm sIG 33 B Sfl была уничтожена в 1948 году в ходе войны за независимость Израиля.
Экипаж этой машины был увеличен до 5 человек. В боевом отделении 15 cm sIG 33 B Sfl они чувствовали себя вполне комфортно
Напоследок стоит упомянуть любопытный факт, который связан с обозначением данной машины. Чаще всего 15 cm sIG 33 B Sfl называют Sturmpanzer II, либо Bison. На практике ни то, ни другое обозначение к этим машинам не применялось. До введения «звериных» обозначений эти самоходные установки просто не дожили.
Неудача с 15 cm sIG 33 B Sfl немецкое командование не остановила. Установку sIG 33 было решено строить на базе другого легкого танка – Pz.Kpfw.38(t). Так появилась самоходная установка Grille. Что же касается базы Pz.Kpfw.II,то она к тому моменту нашла более достойное применение.
вернуться к меню ↑Гаубичная поддержка танковых дивизий
Второй шанс у Pz.Kpfw.II появился летом 1942 года. Во многом это было связано с очередной неудачей Krupp. К тому времени идею серийного производства истребителя танков Pz.Sfl.IVa немецкие военные окончательно отвергли, а над самоходной установкой Pz.Sfl.IVb стали сгущаться тучи. Машина, которая в 1942 году сменила обозначение на Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A, очень трудно запускалась в серию. Помимо этого, с точки зрения унификации детище Krupp выглядело крайне слабо, а в условиях войны это было совсем не достоинством.
Дополнительной проблемой стало то, что OKH изменило требования к «самоходным лафетам». Теперь орудие, подобно 15 cm sIG 33 B Sfl, требовалось делать быстросъемным для установки на наземную платформу. Кроме того, башня вместо ограниченных углов наводки по горизонтали должна была иметь круговой сектор обстрела. Все это привело к тому, что работы по созданию машины для крупной серии затянулись.
Первый опытный образец leFH 18/2 (Sf) auf GW II
Летом 1942 года в OHK начали подозревать, что с сохранением таких темпов необходимую войскам САУ можно и не получить и до конца войны. Поэтому была запущена программа по разработке «временного решения». В качестве надзорного органа выступила Танковая комиссия (Panzerkomission), возглавляемая Фердинандом Порше. Быстро разобравшись в вопросе, 14 июля комиссия в качестве базы для установки 105-мм гаубицы leFH 18 выбрала Pz.Kpfw.II. Правда, на сей раз было предложено не использовать танк в исходном виде, а перекомпоновать. Удачный опыт использования трофейных французских транспортеров Lorraine 37L в качестве базы для самоходных орудий показал, что даже при таких небольших размерах можно получить вполне просторное боевое отделение. Исполнителем заказа снова назначили фирму Alkett, на мощностях которой как раз Lorraine 37L и переделывались в САУ.
Эта же машина с другого ракурса. Хорошо заметно, насколько отличается рубка механика-водителя от серийной машины
Опытный образец машины, получившей обозначение leFH 18/2 (Sf) auf GW II (самоходная гаубица leFH 18/2 на шасси GW II), был построен довольно быстро. При разработке шасси GW II инженеры Alkett постарались максимально сохранить базовую машину в неприкосновенности. В результате по длине и ширине самоходная установка и танк были одинаковыми. Ходовую часть конструкторы оставили полностью без изменений, это же касалось трансмиссии.
Наибольшим изменениям подверглось моторное отделение. Его полностью убрали из кормовой части корпуса, перенеся двигатель и систему охлаждения в центр. Отделение управления оказалось отрезанным от боевого отделения, а механик-водитель получил небольшую рубку. Верхний лобовой лист корпуса был съемным, причем рубка механика-водителя снималась вместе с ним. Позже аналогичную компоновку конструкторское бюро Alkett разработало при проектировании самоходной установки Hummel.
Схема размещения двигателя, трансмиссии, орудия и топливных баков
Благодаря перекомпоновке в кормовой части появилось достаточно места для размещения там боевого отделения. Расчет из трех человек размещался в открытой сверху рубке. Над моторным отделением находилась качающаяся часть гаубицы leFH 18/2, спереди прикрытая орудийным щитом. Боекомплект состоял из 30 выстрелов, чего для боевой машины таких размеров было вполне достаточно.
Обратной стороной плотной компоновки стало непростое обслуживание двигателя и системы охлаждения. Как и у Hummel, для этого требовалось сначала снять орудие, а затем лобовые листы рубки и крышу моторного отделения. Несмотря на то, что на шасси было установлено достаточно мощное орудие, боевая масса машины по сравнению с базовым танком выросла незначительно – до 10 800 кг. В целом ее динамика сохранилась на уровне Pz.Kpfw.II Ausf.F.
Установка гаубицы leFH 18/2 вместе с надмоторной плитой
Первые же испытания leFH 18/2 (Sf) auf GW II показали, что с выбором шасси Panzerkomission не ошиблась. То, что полноценной заменой для Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A машина не являлась, ни для кого секретом не было. Куда важнее оказалось то, что для запуска легкой самоходной установки требовалось куда меньше времени, ее шасси серийно выпускалось, да и обходилась она куда дешевле. 25 июля Гитлера проинформировали, что идея гаубичной САУ на базе Pz.Kpfw.II вполне реализуема. Это же показали и испытания опытного образца. Для Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A успехи легкой САУ стали фатальными. Хотя окончательно от идеи среднего «самоходного лафета» немцы не отказались, о крупной серии речи уже не шло.
Как можно заметить, в боевом отделении было относительно просторно
Как и в случае с Hummel, планов производства leFH 18/2 (Sf) auf GW II на Alkett не было. Предприятие на тот момент полностью переключилось на выпуск самоходных установок StuG 40. Вполне логичным решением стало использование мощностей заводов, которые занимались выпуском Pz.Kpfw.II Ausf.F и машин на его базе. Танки этого типа выпускались на заводах FAMO в Бреслау и Ursus в Варшаве. С июля 1942 года производство этих предприятий переориентировалось на изготовление истребителей танков Pz.Kpfw.II als Sfl. Mit 7,5 cm Pak 40. А в конце 1942 года началась подготовка к началу серийного производства leFH 18/2 (Sf) auf GW II. По сравнению с опытной машиной у серийных изменилась конструкция рубки механика-водителя, дульного тормоза leFH 18/2, небольшие изменения претерпело навесное оборудование.
Получение доступа к мотору было не самой простой задачей
Первоначально предполагалось, что первые серийные самоходные установки данного типа будут построены в январе 1943 года. Но эти планы пришлось менять, поскольку FAMO и Ursus получили большой заказ на истребители танков, выпустив за январь 80 Pz.Kpfw.II als Sfl. Mit 7,5 cm Pak 40. Первые две leFH 18/2 (Sf) auf GW II удалось изготовить только в феврале. По-настоящему крупносерийное производство началось с марта, за это время два завода построили 30 машин. На апрель пришелся пик их производства – в этом месяце было произведено 136 самоходных установок. В дальнейшем таких рекордов заводы не ставили, поскольку уже за первые месяцы выпуска удалось обеспечить первоначальное насыщение частей. Всего за 1943 год было построено 517 машин данного типа.
В августе 1943 года для обозначения leFH 18/2 (Sf) auf GW II стало использоваться имя Wespe, то есть «оса». Хотя официально от этого обозначения в феврале 1944 года отказались, в реальности его продолжали использовать и позже, как на официальном, так и на неофициальном уровне. В общей сложности данную машину переименовывали 5 раз, для немцев подобная частая смена названий бронетехники была нормой.
Подвозчик боеприпасов GW II für Munition минимально отличался от самоходной установки. При необходимости его можно было переделать в САУ
Весной 1943 года стало ясно, что одними только Wespe обойтись не удастся. Небольшой боекомплект этой машины заставил военных инициировать разработку и производство подвозчиков боеприпасов. Эти машины получили обозначение Munitionsfahrzeuge (позже GW II für Munition). Их количество должно было составлять примерно четверть от числа выпускаемых самоходных установок.
Как и подвозчик боеприпасов для Hummel, GW II für Munition отличался от «своей» САУ минимально: он не имел орудия, а лобовой лист его рубки был «зашит». В случае необходимости путем достаточно нехитрых действий подвозчик боеприпасов можно было превратить в Wespe. Первые 10 подвозчиков были изготовлены в июне 1943 года, а до конца года их удалось построить 104 штуки. Стоит отметить, что основная нагрузка по выпуску самоходных установок и подвозчиков боеприпасов легла на завод Ursus. Мощности FAMO с августа 1943 года полностью переключились на изготовление тяжелых полугусеничных тягачей Sd.Kfz.9.
Трофейная САУ Wespe с именем собственным Prag. Ныне она находится в парке «Патриот»
Построеннные самоходные установки попадали в батареи легких самоходных гаубиц, введенные штатом K.St.N.431b от 16 января 1943 года. По этому штату в батарее имелись 6 Wespe, танк артиллерийских наблюдателей на базе Pz.Kpfw.III, а также легкий бронетранспортер Sd.Kfz.250/5. Позже в штат ввели 2 подвозчика боеприпасов. В составе самоходных артиллерийских дивизионов находились по две батареи, вооруженных Wespe, и по одной, вооруженной Hummel.
«Получателями» батарей легких САУ должны были быть танковые дивизии, но на практике они распределялись несколько иначе. По состоянию на 1 июня 1943 года только 17-я танковая дивизия получила две батареи Wespe. По 3 батареи ушли в 3-ю и 29-ю панцергренадерские дивизии, столько же оказалось в панцергренадерской дивизии «Великая Германия». По 2 батареи получили панцергренадерские дивизии СС «Лейбштандарт» и «Рейх». К 1 июля батареи легких САУ получили еще 8 танковых дивизий, 2 панцергренадерских дивизии вермахта и 3-я панцергренадерская дивизия СС «Мертвая Голова».
Цифра «10800» означает боевую массу машины
Значительная часть этих машин приняла участие в боях на Курской дуге. В целом сочетание Wespe и Hummel в составе одного дивизиона было признано успешным. В боях на Восточном фронте легкие самоходные гаубицы показали себя вполне надежными. Основные претензии сводились к некоторым неполадкам в работе тормозов и механизма поворота, на которые легла дополнительная нагрузка.
Совсем другие отчеты приходили из Италии. В условиях горной местности машина оказалась слишком медленной, а мотор – слишком слабым. Преследовали машину и проблемы с ходовой частью. К слову, очень похожие проблемы испытывали в Италии и Hummel. Специфичный театр боевых действий требовал несколько иных машин. Там же, где не требовалось ездить по горам, Wespe показывала себя очень удачным средством огневой поддержки. Не стоит удивляться, что к концу 1943 года данные самоходные установки находились на вооружении всех немецких танковых дивизий, пяти панцергренадерских дивизий и шести дивизий СС.
Данная машина участвовала в боях на Курской дуге, а захвачена была в конце 1943 года
Достаточно удачная конструкция шасси привела к тому, что Wespe за время производства модернизировалась очень мало. Наиболее заметные переделки произошли в июне 1943 года. Тогда была ликвидирована правая фара, усилена подвеска и установлены модернизированные отбойники, количество которых выросло до 3 на борт. Во второй раз отбойники были усилены в ноябре 1943 года.
Производство самоходной установки продолжалось до июня 1944 года. В общей сложности было выпущено 676 Wespe и 159 подвозчиков боеприпасов. Серийные номера машин находились в интервалах 31001–31300 и 21651–32185. Производство прекратилось не потому, что машина устарела, а из-за приближения линии фронта. После того, как в июне 1944 года Красная Армия провела ряд успешных операций, выпуск самоходных установок на заводе в Варшаве оказался под угрозой.
Тактические маркировки наносились на переднюю часть крыльев. Если приглядеться, то на правом крыле видна дивизионная маркировка
Несмотря на тяжелые потери немцев в течение 1944 года, число находящихся в строю самоходных установок оказалось довольно велико. Пик их наличия пришелся на апрель 1944 года, когда в действующей армии числилось 445 машин. Далее их число неуклонно снижалось, к концу года в войсках находилось 352 Wespe. По состоянию на 15 марта 1945 года их все еще было 169 штук, то есть четверть от выпуска.
Подбитые Wespe в районе Житомира, 1944 год
До настоящего времени сохранились 5 САУ Wespe. Одна из их числа находится в парке «Патриот». Эта самоходная установка с серийным номером 31081 была выпущена в апреле 1943 года и попала в дивизию СС «Рейх». Она имела имя собственное Prag («Прага»). Машина участвовала в сражении на Курской дуге, ее захватили в конце 1943 года.
Самоходная установка с башней по типу САУ Heuschrecke 10. Дальше макета процесс ее создания не продвинулся
Напоследок стоит упомянуть еще одну самоходную установку на базе этого же танка, которая также должна была иметь вооружение в виде 105-мм гаубицы. В ходе разработки самоходной установки Heuschrecke 10 очень похожая машина была разработана и на базе Pz.Kpfw.II. Вместо рубки на удлиненное шасси танка ставилась подбашенная коробка и вращающаяся башня. При помощи специального механизма башня вместе с коробкой могли сниматься с машины без помощи кранового оборудования. В отличие от Heuschrecke IVb, которую все же построили, проект аналогичной САУ на базе Pz.Kpfw.II дальше эскизного проекта и макета не продвинулся.
Источник – http://warspot.ru/9389-osa-i-ee-sestry
alternathistory.com
«Оса» и её сестры | Warspot.ru
Как и шасси других немецких легких танков, база Pz.Kpfw.II активно использовалась для создания самоходных артиллерийских установок. Благодаря большим, чем у Pz.Kpfw.I, размерам и более мощному двигателю, она оказалась подходящей для установки орудий большего калибра. В частности, шасси Pz.Kpfw.II после переделки оказалось идеальной базой для 105-мм гаубицы leFH 18. В этой статье речь пойдет о нескольких боевых машинах, созданных на основе Pz.Kpfw.II, в том числе о Wespe, легкой самоходной артиллерийской установке, благодаря которой шасси давно устаревшего танка продержалось на конвейере до лета 1944 года.
Второй подход к теме шасси для sIG 33
Поначалу немцы не рассматривали шасси Pz.Kpfw.II в качестве базы для создания САУ со 105-мм гаубицей leFH 18. Ещё летом 1939 года инженеры концерна Krupp стали прорабатывать идею самоходной установки, предназначенной для поддержки танков. Итогом стало появление осенью 1939 года проекта САУ Pz.Sfl.IVb. Эта машина получилась достаточно удачной, поэтому идеи установить такую же гаубицу куда-то еще даже не рассматривалась.
С другой стороны, опыт польской кампании показал, что пехота нуждается в механизации 149-мм тяжелого пехотного орудия sIG 33. В самом начале 1940 года Alkett, дочернее предприятие концерна Rheinmetall-Borsig AG, получило задание на разработку установки sIG 33 на шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B. Работы увенчались успехом – на свет появилась 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B.
Менее известен тот факт, что на Alkett прорабатывали установку sIG 33 и на шасси Pz.Kpfw.II. Дело даже дошло до изготовления опытного образца, по концепции не отличавшегося от машины на базе Pz.Kpfw.I. Увы, фотографий этой машины не сохранилось, зато известно, что испытания закончились неудачей. Не совсем понятно, что именно конструкторское бюро Alkett сделало не так, но при стрельбе самоходная установки имела склонность к опрокидыванию. Вероятнее всего, более широкий танк не позволял закатывать орудие на крылья, так что высота линии огня такой САУ оказалась еще выше, чем у машины на базе Pz.Kpfw.I.
Опытный образец установки sIG 33 на шасси Pz.Kpfw.II. Как можно заметить, в данном случае шасси пятикатковоеОтчасти в пользу подобного объяснения причин провала испытаний говорит тот факт, что в июне 1940 года были проведены испытания переделанной машины стрельбой. На сей раз колеса с sIG 33 сняли, но сам лафет полностью сохранялся. Значительное уменьшение высоты линии огня привело к тому, что проблема с опрокидыванием исчезла. Успешные результаты послужили основанием для продолжения работ.
В октябре 1940 года на испытания вышел новый образец самоходной установки. Инженеры Alkett постарались максимально рационально использовать шасси Pz.Kpfw.II Ausf.C. Ширина боевого отделения выросла до полной габаритной ширины машины. Отделение управления было максимально уменьшено, что позволило более рационально разместить орудие.
Как и в прошлый раз, само орудие sIG 33 практически не переделывалось, все изменения сводились к снятию колес. По мнению немецкого командования, в случае выхода самоходной установки из строя орудие можно было снять, вновь установить на него колеса и использовать как обычную sIG 33. С учетом опыта эксплуатации 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B определенная логика в этом была. Но подобное решение несло и массу проблем. Прежде всего, громоздкий лафет «съедал» значительный объем боевого отделения, и даже внесенные изменения не особо помогли.
Серийный образец 15 cm sIG 33 B SflВ феврале 1941 года было принято решение работы по данному варианту САУ прекратить. Но сама идея не умерла. Конструкторское бюро Alkett получило задание на разработку переработанного шасси. Всего предполагалось выпустить 12 таких САУ в установочной партии.
Переработанная самоходная установка в целом напоминала предыдущий вариант, но при этом стала заметно больше. Длина ее корпуса выросла с 4810 до 5480 мм, а ширина – с 2223 до 2600 мм. Это заставило внести ряд изменений в ходовую часть. Помимо увеличения числа опорных катков до 6 на борт, пришлось изменять и конструкцию трансмиссии. В качестве силовой установки использовался V-образный 8-цилиндровый двигатель Büssing-NAG L8V/GS, развивавший мощность до 155 лошадиных сил. Этот мотор не был уникальным – его ставили на 4-осные немецкие бронеавтомобили. Одной из причин замены Maybach HL 62 TR на этот двигатель была его меньшая длина. С учетом того, что от конструкторов требовалось максимально увеличить боевое отделение, такая замена выглядит вполне логично.
Боевое отделение самоходной установки. Благодаря увеличению длины шасси в нем было относительно просторноДействия конструкторов, направленные на увеличение боевого отделения, принесли положительные результаты. Внутри машины, получившей обозначение 15 cm sIG 33 B Sfl (149-мм орудие sIG 33 B на самоходном лафете), могло размещаться не только орудие. Четыре члена экипажа отныне не выглядели бедными родственниками. Больше того, в самоходной установке нашлось место даже для боекомплекта. Он составлял всего 10 выстрелов, но с учетом того, что в 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B кое-как размещалось лишь 3 выстрела, это был заметный прогресс.
Не менее важным было и то, что высота машины, по сравнению с предшественником, резко снизилась. Она составила всего 1980 мм, то есть даже чуть меньше, чем у Pz.Kpfw.II Ausf.C. Уменьшение высоты заметно улучшило ситуацию с устойчивостью машины при стрельбе прямой наводкой.
Эта же машина. Она была разрушена внутренним взрывом, благодаря чему можно видеть устройство боевого отделенияЗагруженность Alkett другими заказами привела к тому, что изготовление установочной партии несколько сдвинулось по времени. Первые 7 самоходных установок были сданы в декабре 1941 года, оставшиеся – в январе 1942 года. К тому моменту серийно выпускались Pz.Kpfw.II в модификации Ausf.F. САУ позаимствовала от этой машины некоторые элементы корпуса. Все выпущенные 15 cm sIG 33 B Sfl отправились во вновь сформированные подразделения — s.IG.Kp(Mot.S) 707 и s.IG.Kp(Mot.S) 708, по 6 машин на батарею. Штатная структура батарей оказалась аналогичной структуре подразделений, которые использовали 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. Из-за того, что возимый боекомплект САУ был небольшим, снабжение боеприпасами осуществлялось при помощи полугусеничных тягачей Sd.Kfz.10.
Механик-водитель получил отдельную рубкуПервой на фронт отправилась 708-я моторизованная батарея sIG. Случилось это в феврале 1942 года. В Северной Африке батарею включили в состав 90-й легкой дивизии. С 1942 года в состав этого формально не танкового соединения входил, например, 190-й танковый батальон. Таким образом, практика использования моторизованных батарей совместно с танковыми частями особо не изменилась. В апреле 1942 года в 90-ю легкую дивизию попала и 707-я моторизованная батарея.
Вид спереди, хорошо виден люк механика-водителя. Смотровой прибор, по сравнению с Pz.Kpfw.II Ausf.F, измененСама по себе история с отправкой 15 cm sIG 33 B Sfl в Северную Африку вызывает целую массу вопросов. Немецкое командование было прекрасно осведомлено о тех проблемах, которые испытывали 15 cm sIG 33 (mot S) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B во время боевых действий весной 1940 года и на советско-германском фронте. Безусловно, с технической точки зрения новая самоходная установка была явно лучше предшественника, но особо обольщаться по этому поводу не стоило. Боевая масса 15 cm sIG 33 B Sfl составляла 16 тонн, то есть почти в 2 раза больше исходного танка. Это была самая тяжелая машина на базе Pz.Kpfw.II. Чудес в таких случаях не бывает, за перегруз обычно приходится платить надежностью.
Кроме того, совершенно непонятно, о чем думали немецкие генералы, которые отправляли в Северную Африку боевые машины, предназначенные для непосредственной поддержки пехоты. На ровной местности, где основным видом растительности являлись верблюжьи колючки, незаметно подбираться вплотную к противнику было крайне непростым занятием.
Орудие установки на максимальном угле возвышенияНе стоит удивляться, что в подобных условиях 15 cm sIG 33 B Sfl стали для экипажей источником непрекращающейся головной боли. Из строя самоходные установки стали выходить еще до того, как вступили в бой. В конце мая командование 90-й легкой дивизии доложило, что обе батареи фактически небоеспособны. Машины испытывали проблемы с моторами и вечно перегревались. Если с мотором хоть что-то можно было сделать, то с низкой маневренностью приходилось просто мириться. Одним словом, к Северной Африке данная машина оказалась совершенно не приспособлена. И хотя все эти проблемы были легко предсказуемыми, немецкий генералитет в начале 1942 года это не остановило.
Разгрузка 15 cm sIG 33 B Sfl в порту, начало 1942 годаБлагодаря довольно необычной внешности 15 cm sIG 33 B Sfl часто можно заметить на фотографиях военной поры. Правда, на боевую эффективность этот примечательный облик положительно не влиял. В тех редких случаях, когда самоходные установки не находились в ремонте, они являлись далеко не самыми удачными боевыми единицами. Их задачей была непосредственная поддержка пехоты, зачастую огнем прямой наводкой, а противопульная броня этому не особо способствовала. Не стоит удивляться, что к концу октября 1942 года из 12 машин в строю осталось 8.
После того, как англичане под Эль-Аламейном перешли в контрнаступление, не особо удачная боевая карьера 15 cm sIG 33 B Sfl и вовсе быстро закатилась. Ко 2 декабря все эти машины оказались потеряны, причем большинство – по техническим причинам. 6 САУ достались англичанам на сборном пункте аварийных машин. Позже несколько установок оказалось в египетской армии. Последняя 15 cm sIG 33 B Sfl была уничтожена в 1948 году в ходе войны за независимость Израиля.
Экипаж этой машины был увеличен до 5 человек. В боевом отделении 15 cm sIG 33 B Sfl они чувствовали себя вполне комфортноНапоследок стоит упомянуть любопытный факт, который связан с обозначением данной машины. Чаще всего 15 cm sIG 33 B Sfl называют Sturmpanzer II, либо Bison. На практике ни то, ни другое обозначение к этим машинам не применялось. До введения «звериных» обозначений эти самоходные установки просто не дожили.
Неудача с 15 cm sIG 33 B Sfl немецкое командование не остановила. Установку sIG 33 было решено строить на базе другого легкого танка – Pz.Kpfw.38(t). Так появилась самоходная установка Grille. Что же касается базы Pz.Kpfw.II,то она к тому моменту нашла более достойное применение.
Гаубичная поддержка танковых дивизий
Второй шанс у Pz.Kpfw.II появился летом 1942 года. Во многом это было связано с очередной неудачей Krupp. К тому времени идею серийного производства истребителя танков Pz.Sfl.IVa немецкие военные окончательно отвергли, а над самоходной установкой Pz.Sfl.IVb стали сгущаться тучи. Машина, которая в 1942 году сменила обозначение на Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A, очень трудно запускалась в серию. Помимо этого, с точки зрения унификации детище Krupp выглядело крайне слабо, а в условиях войны это было совсем не достоинством.
Дополнительной проблемой стало то, что OKH изменило требования к «самоходным лафетам». Теперь орудие, подобно 15 cm sIG 33 B Sfl, требовалось делать быстросъемным для установки на наземную платформу. Кроме того, башня вместо ограниченных углов наводки по горизонтали должна была иметь круговой сектор обстрела. Все это привело к тому, что работы по созданию машины для крупной серии затянулись.
Первый опытный образец leFH 18/2 (Sf) auf GW IIЛетом 1942 года в OHK начали подозревать, что с сохранением таких темпов необходимую войскам САУ можно и не получить и до конца войны. Поэтому была запущена программа по разработке «временного решения». В качестве надзорного органа выступила Танковая комиссия (Panzerkomission), возглавляемая Фердинандом Порше. Быстро разобравшись в вопросе, 14 июля комиссия в качестве базы для установки 105-мм гаубицы leFH 18 выбрала Pz.Kpfw.II. Правда, на сей раз было предложено не использовать танк в исходном виде, а перекомпоновать. Удачный опыт использования трофейных французских транспортеров Lorraine 37L в качестве базы для самоходных орудий показал, что даже при таких небольших размерах можно получить вполне просторное боевое отделение. Исполнителем заказа снова назначили фирму Alkett, на мощностях которой как раз Lorraine 37L и переделывались в САУ.
Эта же машина с другого ракурса. Хорошо заметно, насколько отличается рубка механика-водителя от серийной машиныОпытный образец машины, получившей обозначение leFH 18/2 (Sf) auf GW II (самоходная гаубица leFH 18/2 на шасси GW II), был построен довольно быстро. При разработке шасси GW II инженеры Alkett постарались максимально сохранить базовую машину в неприкосновенности. В результате по длине и ширине самоходная установка и танк были одинаковыми. Ходовую часть конструкторы оставили полностью без изменений, это же касалось трансмиссии.
Наибольшим изменениям подверглось моторное отделение. Его полностью убрали из кормовой части корпуса, перенеся двигатель и систему охлаждения в центр. Отделение управления оказалось отрезанным от боевого отделения, а механик-водитель получил небольшую рубку. Верхний лобовой лист корпуса был съемным, причем рубка механика-водителя снималась вместе с ним. Позже аналогичную компоновку конструкторское бюро Alkett разработало при проектировании самоходной установки Hummel.
Схема размещения двигателя, трансмиссии, орудия и топливных баковБлагодаря перекомпоновке в кормовой части появилось достаточно места для размещения там боевого отделения. Расчет из трех человек размещался в открытой сверху рубке. Над моторным отделением находилась качающаяся часть гаубицы leFH 18/2, спереди прикрытая орудийным щитом. Боекомплект состоял из 30 выстрелов, чего для боевой машины таких размеров было вполне достаточно.
Обратной стороной плотной компоновки стало непростое обслуживание двигателя и системы охлаждения. Как и у Hummel, для этого требовалось сначала снять орудие, а затем лобовые листы рубки и крышу моторного отделения. Несмотря на то, что на шасси было установлено достаточно мощное орудие, боевая масса машины по сравнению с базовым танком выросла незначительно – до 10 800 кг. В целом ее динамика сохранилась на уровне Pz.Kpfw.II Ausf.F.
Установка гаубицы leFH 18/2 вместе с надмоторной плитойПервые же испытания leFH 18/2 (Sf) auf GW II показали, что с выбором шасси Panzerkomission не ошиблась. То, что полноценной заменой для Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A машина не являлось, ни для кого секретом не было. Куда важнее оказалось то, что для запуска легкой самоходной установки требовалось куда меньше времени, ее шасси серийно выпускалось, да и обходилась она куда дешевле. 25 июля Гитлера проинформировали, что идея гаубичной САУ на базе Pz.Kpfw.II вполне реализуема. Это же показали и испытания опытного образца. Для Pz.Sfl. leFH 18 Ausf.A успехи легкой САУ стали фатальными. Хотя окончательно от идеи среднего «самоходного лафета» немцы не отказались, о крупной серии речи уже не шло.
Как можно заметить, в боевом отделении было относительно просторноКак и в случае с Hummel, планов производства leFH 18/2 (Sf) auf GW II на Alkett не было. Предприятие на тот момент полностью переключилось на выпуск самоходных установок StuG 40. Вполне логичным решением стало использование мощностей заводов, которые занимались выпуском Pz.Kpfw.II Ausf.F и машин на его базе. Танки этого типа выпускались на заводах FAMO в Бреслау и Ursus в Варшаве. С июля 1942 года производство этих предприятий переориентировалось на изготовление истребителей танков Pz.Kpfw.II als Sfl. Mit 7,5 cm Pak 40. А в конце 1942 года началась подготовка к началу серийного производства leFH 18/2 (Sf) auf GW II. По сравнению с опытной машиной у серийных изменилась конструкция рубки механика-водителя, дульного тормоза leFH 18/2, небольшие изменения претерпело навесное оборудование.
Получение доступа к мотору было не самой простой задачеПервоначально предполагалось, что первые серийные самоходные установки данного будут построены в январе 1943 года. Но эти планы пришлось менять, поскольку FAMO и Ursus получили большой заказ на истребители танков, выпустив за январь 80 Pz.Kpfw.II als Sfl. Mit 7,5 cm Pak 40. Первые две leFH 18/2 (Sf) auf GW II удалось изготовить только в феврале. По-настоящему крупносерийное производство началось с марта, за это время два завода построили 30 машин. На апрель пришелся пик их производства – в этом месяце было произведено 136 самоходных установок. В дальнейшем таких рекордов заводы не ставили, поскольку уже за первые месяцы выпуска удалось обеспечить первоначальное насыщение частей. Всего за 1943 год было построено 517 машин данного типа.
В августе 1943 года для обозначения leFH 18/2 (Sf) auf GW II стало использоваться имя Wespe, то есть «оса». Хотя официально от этого обозначения в феврале 1944 года отказались, в реальности его продолжали использовать и позже, как на официальном, так и на неофициальном уровне. В общей сложности данную машину переименовывали 5 раз, для немцев подобная частая смена названий бронетехники была нормой.
Подвозчик боеприпасов GW II für Munition минимально отличался от самоходной установки. При необходимости его можно было переделать в САУВесной 1943 года стало ясно, что одними только Wespe обойтись не удастся. Небольшой боекомплект этой машины заставил военных инициировать разработку и производство подвозчиков боеприпасов. Эти машины получили обозначение Munitionsfahrzeuge (позже GW II für Munition). Их количество должно было составлять примерно четверть от числа выпускаемых самоходных установок.
Как и подвозчик боеприпасов для Hummel, GW II für Munition отличался от «своей» САУ минимально: он не имел орудия, а лобовой лист его рубки был «зашит». В случае необходимости путем достаточно нехитрых действий подвозчик боеприпасов можно было превратить в Wespe. Первые 10 подвозчиков были изготовлены в июне 1943 года, а до конца года их удалось построить 104 штуки. Стоит отметить, что основная нагрузка по выпуску самоходных установок и подвозчиков боеприпасов легла на завод Ursus. Мощности FAMO с августа 1943 года полностью переключились на изготовление тяжелых полугусеничных тягачей Sd.Kfz.9.
Трофейная САУ Wespe с именем собственным Prag. Ныне она находится в парке «Патриот»Построеннные самоходные установки попадали в батареи легких самоходных гаубиц, введенные штатом K.St.N.431b от 16 января 1943 года. По этому штату в батарее имелись 6 Wespe, танк артиллерийских наблюдателей на базе Pz.Kpfw.III, а также легкий бронетранспортер Sd.Kfz.250/5. Позже в штат ввели 2 подвозчика боеприпасов. В составе самоходных артиллерийских дивизионов находились по две батареи, вооруженных Wespe, и по одной, вооруженной Hummel.
«Получателями» батарей легких САУ должны были быть танковые дивизии, но на практике они распределялись несколько иначе. По состоянию на 1 июня 1943 года только 17-я танковая дивизия получила две батареи Wespe. По 3 батареи ушли в 3-ю и 29-ю панцергренадерские дивизии, столько же оказалось в панцергренадерской дивизии «Великая Германия». По 2 батареи получили панцергренадерские дивизии СС «Лейбштандарт» и «Рейх». К 1 июля батареи легких САУ получили еще 8 танковых дивизий, 2 панцергренадерских дивизии вермахта и 3-я панцергренадерская дивизия СС «Мертвая Голова».
Цифра «10800» означает боевую массу машиныЗначительная часть этих машин приняла участие в боях на Курской дуге. В целом сочетание Wespe и Hummel в составе одного дивизиона было признано успешным. В боях на Восточном фронте легкие самоходные гаубицы показали себя вполне надежными. Основные претензии сводились к некоторым неполадкам в работе тормозов и механизма поворота, на которые легла дополнительная нагрузка.
Совсем другие отчеты приходили из Италии. В условиях горной местности машина оказалась слишком медленной, а мотор – слишком слабым. Преследовали машину и проблемы с ходовой частью. К слову, очень похожие проблемы испытывали в Италии и Hummel. Специфичный театр боевых действий требовал несколько иных машин. Там же, где не требовалось ездить по горам, Wespe показывала себя очень удачным средством огневой поддержки. Не стоит удивляться, что к концу 1943 года данные самоходные установки находились на вооружении всех немецких танковых дивизий, пяти панцергренадерских дивизий и шести дивизий СС.
Данная машина участвовала в боях на Курской дуге, а захвачена была в конце 1943 годаДостаточно удачная конструкция шасси привела к тому, что Wespe за время производства модернизировалась очень мало. Наиболее заметные переделки произошли в июне 1943 года. Тогда была ликвидирована правая фара, усилена подвеска и установлены модернизированные отбойники, количество которых выросло до 3 на борт. Во второй раз отбойники были усилены в ноябре 1943 года.
Производство самоходной установки продолжалось до июня 1944 года. В общей сложности было выпущено 676 Wespe и 159 подвозчиков боеприпасов. Серийные номера машин находились в интервалах 31001–31300 и 21651–32185. Производство прекратилось не потому, что машина устарела, а из-за приближения линии фронта. После того, как в июне 1944 года Красная Армия провела ряд успешных операций, выпуск самоходных установок на заводе в Варшаве оказался под угрозой.
Тактические маркировки наносились на переднюю часть крыльев. Если приглядеться, то на правом крыле видна дивизионная маркировкаНесмотря на тяжелые потери немцев в течение 1944 года, число находящихся в строю самоходных установок оказалось довольно велико. Пик их наличия пришелся на апрель 1944 года, когда в действующей армии числилось 445 машин. Далее их число неуклонно снижалось, к концу года в войсках находилось 352 Wespe. По состоянию на 15 марта 1945 года их все еще было 169 штук, то есть четверть от выпуска.
Подбитые Wespe в районе Житомира, 1944 годДо настоящего времени сохранились 5 САУ Wespe. Одна из их числа находится в парке «Патриот». Эта самоходная установка с серийным номером 31081 была выпущена в апреле 1943 года и попала в дивизию СС «Рейх». Она имела имя собственное Prag («Прага»). Машина участвовала в сражении на Курской дуге, ее захватили в конце 1943 года.
Самоходная установка с башней по типу САУ Heuschrecke 10. Дальше макета процесс ее создания не продвинулсяНапоследок стоит упомянуть еще одну самоходную установку на базе этого же танка, которая также должна была иметь вооружение в виде 105-мм гаубицы. В ходе разработки самоходной установки Heuschrecke 10 очень похожая машина была разработана и на базе Pz.Kpfw.II. Вместо рубки на удлиненное шасси танка ставилась подбашенная коробка и вращающаяся башня. При помощи специального механизма башня вместе с коробкой могли сниматься с машины без помощи кранового оборудования. В отличие от Heuschrecke IVb, которую все же построили, проект аналогичной САУ на базе Pz.Kpfw.II дальше эскизного проекта и макета не продвинулся.
Источники и литература:
- Материалы ЦАМО РФ
- Материалы NARA
- Panzer Tracts 10–1 — Artillerie Sfl. – from Pz.Sfl.IVb to Hummel-Wespe, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2012
- Panzer Tracts No.10 Artillerie Selbstfahrlafetten, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 2002, ISBN 0–9708407–5–6
- Фотоархив автора
- Материалы РГАКФД
warspot.ru
Камуфляж и реальные фото САУ Wespe (оса)
Wespe (нем. Оса) — немецкая самоходная 105 мм гаубица Sd Kfz 124. В начале 1942 года танк Panzer II (Panzerkampfwagen II Ausf F) был выведен из состава действующих частей и переведён в тыловые и сервисные части. Этот шаг позволил использовать его шасси для создания САУ Wespe.
Wespe была разработана компанией Alkett в середине 1942 года. САУ была вооружёна 105мм. leFH 18 лёгкой полевой гаубицей. Гаубица производилась компаниями Famo (Бреслау) и Vereinigte Maschinenwerke (Варшава). С февраля 1943 по июль-август 1944 года было произведено 676 самоходных установок Wespe и 159 тягача для перевозки снарядов Munitions Sf auf Fgst PzKpfw II. Первым серьёзным столкновением с противником для Wespe была «Курская дуга» в июле 1943 года, где он показал себя очень эффективным оружием, и в дальнейшем активно использовался вплоть до окончания войны. К марту 1945 года в строю оставалось ещё 307 Wespe.
Сегодня, в хорошом состоянии Wespe Sd Kfz 124 можно увидеть во Франции (Saumur, Musée des Blindés), которые и представляем вашему вниманию.
.
Предлагаем вашему вниманию камуфляж (шкурку) САУ Wespe:
Установка: скачиваем архив, распаковываем и помещаем файл Wespe.dds в папку: \World_of_Tanks\res\vehicles\german\G19_Wespe. Желательно предварительно СОХРАНИТЬ! оригинальный файл. Далее запускаем игру и видим на нашей САУ новый скин. Все предельно просто. Удачных боев!
Скачать/Download 2.1 Mb
tarif.net | narod.ru
Автор шкурки Wespe (Веспе, оса) — Omdra, автор фотографий — Massimo Foti.
ВИДЕО ДНЯ
www.gosu-wot.com