Самоходная артиллерийская установка СУ-5 » Военное обозрение

Необходимость в создании и развитии самоходной артиллерии определялась взглядами советской военной науки 1930-х годов. Их сущность сводилась к тому, что для ведения успешных боевых действий танковым и механизированным соединениям РККА может потребоваться усиление огневой мощи. Так как буксируемая артиллерия существенно уступает в подвижности танкам, то усиливать огневую мощь частей должна была самоходная артиллерия. В соответствии с данными взглядами в СССР приступили к созданию малых, легких и тяжелых САУ. Самоходные установки, получившие обозначение СУ-5, входили в состав так называемого «малого триплекса». Данным термином назывались САУ неполного бронирования, созданные на базе легкого танка Т-26 и представляющие собой универсальный самоходный лафет, на базе которого можно было разместить 3 орудия: СУ-5-1 – 76-мм дивизионную пушку обр. 1902/30 г., СУ-5-2 – 122-мм гаубицу обр. 1910/30 г, СУ-5-3 – 152-мм дивизионную мортиру обр. 1931 г.

Согласно распространенной в то время теории, наличие данного триплекса в полной мере могло покрыть весь существующий спектр задач армии на дивизионном уровне. За разработку всех трех систем отвечало КБ завода опытного машиностроения им. Кирова (завод №185) под руководством П. Н. Сячентова и С. А. Гинзбурга. Ответственным конструктором данного проекта был назначен В. Москвин.


Особенности конструкции

В качестве базового шасси для САУ был выбран легкий танк Т-26 обр. 1933 года, производство которого было налажено в Ленинграде. По причине того, что существующая танковая компоновка совершенно не подходила для САУ, корпус Т-26 был значительно переработан.

СУ-5-1


Отделение управления вместе с органами управления САУ, сидением механика-водителя, а также элементы трансмиссии остались на своем месте в носу машины. А вот моторное отделение пришлось перенести к центру корпуса, отделив его от остальных отсеков самоходки бронированными перегородками. В моторном отделении устанавливался стандартный бензиновый двигатель от танка Т-26 мощностью 90 л.с., главный фрикцион, укороченный карданный вал, радиатор, вентилятор, масляной и топливный баки, которые были разделены герметичными выгородками. Моторное отделение САУ СУ-5 было соединено при помощи специального кармана с боковыми отверстиями, которые служили для выброса охлаждающего воздуха. На крыше моторного отсека находились 2 люка для доступа к свечам, карбюратору, клапанам и маслофильтру, а также отверстия с бронированными жалюзи, которые служили для входа охлаждающего воздуха.

Боевое отделение находилось в корме машины. Здесь за 15-мм бронещитом располагалось вооружение САУ и места для расчета (4 человека). Для гашения отдачи во время ведения огня на землю опускался специальный сошник, расположенный в корме машины. Помимо этого могли применяться и дополнительные бортовые упоры.

Ходовая часть не претерпела изменений в сравнении с серийным танком Т-26. Применительно к каждому из бортов она состояла из следующих компонентов: по 8 опорных катков, которые были собраны в 4 тележки (первая и вторая/третья и четвертая тележки обладали общей подвеской с амортизацией на листовых рессорах), 4 поддерживающих роликов. Направляющее колесо заднее, ведущее переднее.

СУ-5-2


Все три САУ обладали единым шасси и различались, главным образом, используемым вооружением:

1. Основным вооружением САУ СУ-5-1 была 76,2-мм дивизионная пушка обр. 1902/30 гг. (длина ствола 30 калибра). Начальная скорость снаряда – 338 м/с. Вертикальные углы наведения орудия составляли от -5 до +60 градусов, горизонтальные – в секторе 30 градусов, без поворота корпуса установки. При ведении огня расчет использовал телескопический прицел и панораму Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 8 760 метров при угле возвышения орудия 40 градусов. Скорострельность орудия составляла 12 выстрелов в минуту. Стрельба осуществлялась с места без использования сошников при опущенном полике заряжающего. Возимый боекомплект САУ состоял из 8 выстрелов.

2. Основным вооружением САУ СУ-5-2 была 122-мм гаубица обр.1910/30 гг. (длина ствола 12,8 калибра), которая отличалась измененной конструкцией люльки. Начальная скорость снаряда равнялась 335,3 м/с. Углы наведения в вертикальной плоскости составляли от 0 до +60 градусов, по горизонтали – 30 градусов без поворота корпуса установки. При ведении огня расчет использовал телескопический прицел и панораму Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 7 680 м. Применение поршневого затвора обеспечивало приличную скорострельность на уровне 5-6 выстрелов в минуту. Стрельба осуществлялась с места без использования сошников при опущенном полике заряжающего. Возимый боекомплект состоял из 4 снаряда и 6 зарядов.

3. Основным вооружением САУ СУ-5-3 была 152,4-мм дивизионная мортира обр. 1931 г. (длина ствола 9,3 калибра). Начальная скорость снаряда – 250 м/с. Углы наведения в вертикальной плоскости составляли от 0 до +72 градусов, углы наведения в горизонтальной плоскости – 12 градусов без поворота корпуса установки. При стрельбе расчет использовал панораму Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 5 285 метров. Применение клинового затвора обеспечивало скорострельность на уровне 4-5 выстрелов в минуту при углах возвышения до 30 градусов и 1-1,5 выстрела при углах возвышения свыше 30 градусов. Возимый боекомплект состоял из 4 выстрелов. При ведении огня использовались 2 сошника, которые устанавливались снаружи кормовой части САУ.

Для подвоза к САУ СУ-5 боеприпасов на поле боя предполагалось использовать специальный бронированный подвозчик боеприпасов.

СУ-5-3


Боевая масса САУ СУ-5 составляла от 10,2 до 10,5 тонн в зависимости от модификаций. Экипаж САУ состоял и 5 человек (водитель и 4 члена расчета). Емкости топливных баков объемом 182 литра было достаточно для совершения 170 км. марша по шоссе.

Судьба проекта


Заводские испытания всех трех машин триплекса проходили с 1 октября по 29 декабря 1935 года. Всего САУ прошли: СУ-5-1 – 296 км., СУ-5-2 – 206 км., СУ-5-3 – 189 км., при этом последняя 1 ноября 1935 года была отправлена на парад в столицу. Помимо пробега машины испытали и стрельбой САУ СУ-5-1 и СУ-5-2 произвели по 50 выстрелов, САУ СУ-5-3 произвела 23 выстрела.

По результатам проведенных испытаний были сделаны следующие выводы: «САУ отличаются тактической подвижностью, которая позволяет им передвигаться по дорогам и вне их, переход в боевое положение для 76 и 122-мм СУ-5 является моментальным, для 152-мм версии требуется 2-3 минуты (так как стрельба предполагает использование упоров). В ходе испытаний были выявлены и недостатки машины, к которым отнесли: недостаточную прочность кронштейна, который связывал люльку с цапфовой обоймой, а также слабые бандажи опорных колес. Все выявленные дефекты не имели принципиального значении и легко устранялись.

По планам в 1936 году предполагалось изготовить партию из 30 самоходок СУ-5. Причем военные отдавали предпочтение версии СУ-5-2 со 122-мм гаубицей. От СУ-5-1 они отказывались в пользу артиллерийского танка АТ-1, а для 152-мм мортиры шасси СУ-5-3 было достаточно слабым. Первые 10 серийных машин были готовы к лету 1936 года. Две из них практически сразу были отправлены в 7-й мехкорпус для прохождения войсковых испытаний, которые продлились с 25 июня по 20 июля 1936 года и проходили в районе Луги. Во время испытаний машины прошли своим ходом 988 и 1014 км. соответственно, произведя по 100 выстрелов каждая.


По результатам проведенных войсковых испытаний было установлено, что САУ СУ-5-2 войсковые испытания прошли. СУ-5-2 были достаточно подвижны и прочны во время похода, обладая достаточной проходимостью и хорошей устойчивостью при ведении огня. Как правило, САУ использовались для ведения огня с открытых позиций, выступая в роли артиллерии сопровождения. При внесении в их конструкцию ряда дополнений данные самоходки желательно принять на вооружение механизированных соединений, в качестве средства непосредственной артиллерийской поддержки.

К основным выявленным недостаткам машины отнесли: недостаточный боезапас, его предлагалось увеличить до 10 снарядов. Также предлагалось увеличить мощность двигателя, так как САУ была перегружена и усилить рессоры. Глушитель предлагалось переместить в другое место, а отделение управления оборудовать вентилятором.

Часть этих нареканий военных была устранена в ходе производства оставшихся 20 самоходок, но повысить мощность двигателя и усилить подвеску так и не удалось. Ряд последних машин, которые были произведены осенью 1936 года, получили также дополнительные бронелисты, которые прикрывали сидения орудийного расчет с боков. Предлагалось внести в конструкцию САУ СУ-5 изменения и по результатам войсковых испытаний, после чего запустить их серийное производство, но вместо этого в 1937 году работы по программе «малого триплекса» были полностью свернуты. Возможно, это было связно с арестом одного из конструкторов П. Н. Сячентова.


Уже произведенные САУ из первой партии поступили на вооружение механизированных корпусов и отдельных бригад Красной Армии. Летом 1938 года данные машины даже приняли участие в боевых действиях против японцев у озера Хасан. СУ-5 действовали в районе высот Безымянная и Заозерная в составе артиллерийских батарей из состава 2-й механизированной бригады Особой Дальневосточной армии. Из-за кратковременности боевых действий, которые закончились уже 11 августа 1938 года, применение самоходок носило очень ограниченный характер. Несмотря на это в отчетных документах указывалось, что САУ оказали существенную поддержку пехоте и танкам.

В сентябре 1939 года во время «освободительного» похода в Западную Белоруссию и Украину, батарея СУ-5, входившая в состав 32-й танковой бригады совершила 350-км марш, но в боевых столкновениях с польскими войсками не участвовала. После данного марша одна установка была отправлена на завод для прохождения капремонта.

По состоянию на 1 июня 1941 года в составе Красной Армии находилось 28 САУ СУ-5: 8 в Западном Особом и 9 в Киевском Особом военных округах, 11 на Дальневосточном фронте. Из них исправно было лишь 16 машин. Каких-либо сведений об использовании данных САУ в Великой Отечественной войне пока не обнаружено. Все они, скорее всего, были брошены из-за неисправностей или потеряны в первую неделю боев.

Тактико-технические характеристики: СУ-5-2
Масса: 10,5 т.
Габаритные размеры:
Длина 4,84 м., ширина 2,44 м., высота 2,56 м.
Экипаж: 5 чел.
Бронирование: от 6 до 15 мм.
Вооружение: 122-мм гаубица обр.1910/30 гг
Боекомплект: до 10 выстрелов

Двигатель: рядный 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения от танка Т-26 мощностью 90 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 30 км/час
Запас хода: по шоссе – 170 км.

topwar.ru

Самоходная артиллерийская установка СУ-5 | Warspot.ru

В конце 1920-х годов военные теоретики СССР условно делили артиллерию на полковую, дивизионную и артиллерию особого назначения (то есть, артиллерию особо крупных калибров). Полковая артиллерия фактически представляла собой орудия первой линии, которые могли вести как навесной огонь, подавляя укрепления и огневые точки противника, так и огонь прямой наводкой. Дивизионная артиллерия должна была вести огонь из глубины боевых порядков, а потому обладать повышенной дальнобойностью и разрушительной силой снаряда, что влекло за собой увеличение порохового заряда, веса снаряда, повышение прочности конструкции орудия, а, следовательно, и его веса.

76-мм дивизионная пушка образца 1902/30 годов
Источник – readtiger.com

Дивизионную артиллерию также условно делили на три класса: пушки калибра 76,2 мм (трехдюймовые), гаубицы калибра 121,9 мм и мортиры калибра 152,4 мм. К 30-м годам значения калибров стали округлять. Напомним, что пушка является более дальнобойным орудием, чем гаубица и мортира, так как обладает более настильной траекторией снаряда, а значит, большей навеской пороха и более прочным стволом. Таким образом, пушка – это, скорее, средство обороны, нежели наступления. Гаубица же имеет меньший заряд пороха, чем пушка аналогичного калибра, поэтому траектория полета ее снаряда – более навесная. Специализация гаубиц – подавление огневых точек и укреплений противника во время наступления. Мортира также имеет навесную траекторию полета снаряда, но отличается от гаубицы длиной ствола (орудия с длиной ствола, меньшей, чем 15 его калибров, классифицируются как мортиры, с большей – как гаубицы).

На рубеже 20-х и 30-х годов военные теоретики придавали особую важность мобильности артиллерии, повышение которой позволяло бы оперативнее реагировать на изменения обстановки на театре военных действий. Многие европейские страны, потенциальные противники СССР, настойчиво искали пути решения этого вопроса. В Стране Советов знали об этом, и также старались не отставать в этом направлении гонки вооружений.

122-мм гаубица образца 1910/30 годов
Источник – acemodel.com.ua

В 1933 году из состава ленинградского завода №174 им. К. Е. Ворошилова, созданного в 1932 году на базе танкового производства завода «Большевик», был выведен его опытно-конструкторский машиностроительный отдел (далее – ОКМО). На его базе был создан завод №185 или Опытный завод Спецмаштреста (с 1936 года – завод им. С. М. Кирова). Еще в то время, когда ОКМО пребывал в составе завода «Большевик», на нем велись работы по созданию экспериментальной САУ СУ-1, вооруженной 76,2-мм полковой пушкой образца 1927 года.

152-мм мортира НМ образца 1931 года
Источник – alternathistory.org.ua

В этот же период времени главный конструктор ОКМО Петр Николаевич Сячинтов назначается начальником секции спецтехники и самоходов Управления механизации и моторизации (далее – УММ) РККА. Таким образом, завод №185 стал главным центром разработки САУ в СССР, а серийное производство уже готовых машин предполагалось наладить на заводе №174.

Весной 1934 года на заводе №185 начались работы по проектированию всех трех калибров дивизионных орудий в их самоходном исполнении. В качестве шасси для будущей артсистемы был выбран уже хорошо известный конструкторам завода танк Т-26 – советский вариант английского 6-тонного танка «Виккерс Мк.Е». Компоновку так называемого триплекса САУ осуществлял ответственный конструктор Г. Н. Москвин под общим руководством конструктора С. А. Гинзбурга (будущего создателя СУ-76) и П. Н. Сячинтова.

Самоходка СУ-5-1
Источник – armchairgeneral.com

Для нужд САУ шасси танка несколько изменили, разделив его на три отделения. В передней части машины находилось отделение управления, где располагалось место механика-водителя и трансмиссия. В моторном отделении находились силовая установка с укороченным карданным валом, баки с топливом (бензин) и маслом, фрикцион, радиатор, вентилятор и прочее. Забор холодного воздуха двигателем осуществлялся через отверстие в крыше корпуса, забранное броневыми жалюзи, а выброс отработанного воздуха – через специальные боковые отверстия. Кроме этого, над моторным отделением было сделано два люка для доступа к двигателю. Кормовое отделение являлось боевым и предназначалось для остальных 4-х членов экипажа – командира, наводчика и двух заряжающих. Спереди отделение прикрывалось изогнутым 15-мм бронещитом. Для устойчивости САУ при стрельбе в ее кормовой части крепились откидные упоры.

Первый вариант самоходки, вооруженный 76-мм дивизионной пушкой образца 1902/30 годов, получил индекс СУ-5-1. Машина весила 10,2 тонны. Горизонтальный угол наведения пушки составлял ±15°, вертикальный – от -5° до +60°. Пушка могла наводиться как посредством телескопического прицела, так и панорамным прицелом конструкции Герца. САУ СУ-5-1 могла перевозить боекомплект всего из 8 снарядов, поэтому для транспортировки остальных боеприпасов требовался дополнительный транспорт.

Самоходка СУ-5-2
Источник – armchairgeneral.com

Второй вариант САУ с индексом СУ-5-2 был вооружен 122-мм гаубицей образца 1910/30 годов. Первоначально машина могла перевозить боекомплект из 4 снарядов и 6 снаряженных зарядами гильз (заряжание гаубицы было раздельным). Позже количество снарядов также довели до 6. Углы наведения гаубицы были такими же, как и у пушки СУ-5-1.

На третий вариант машины – СУ-5-3 – установили 152-мм мортиру НМ образца 1931 года. Из-за больших размеров орудия разместить его боекомплект в боевом отделении САУ не представлялось возможным. По этой же причине углы наведения по горизонтали у этой артсистемы были меньше, чем у предыдущих двух вариантов СУ-5 – всего лишь ±7°. Зато по вертикали угол был больше – от 0° до +72°. Вес такой самоходки достигал 10,4 тонны.

Самоходка СУ-5-3 с откинутыми упорами
Источник – valka.cz

Все три машины были изготовлены к осени 1934 года, однако их испытания на заводском полигоне провели только через год – с 1 октября по 29 декабря 1935 года. СУ-5-3 даже успела поучаствовать в параде на Красной площади, для чего ее отправили в Москву 1 ноября того же года. Испытания показали, что первые два варианта САУ могут приступать к ведению огня практически мгновенно, так как для этого им не был нужен упор (то есть, откидывать складной сошник им не требовалось). Для третьего варианта машины, СУ-5-3, эта операция занимала 2-3 минуты.

При составлении плана производства на 1936 год от запуска СУ-5-1 в серию решили отказаться, так как на испытаниях лучшие результаты показала самоходка АТ-1 с 76,2-мм орудием ПС-3 конструкции П. Н. Сячинтова. Наладить серийное производство СУ-5-3 также не представлялось возможным, потому что установленная на ней мортира так и не была пущена в серию. Кроме того, шасси танка Т-26 оказалось слишком легким и непрочным для орудий такой мощности.

Зато заказ на первую экспериментальную партию, состоящую из 10 машин СУ-5-2 (индекс – СУ-5), был размещен на заводе №174 и выполнен уже к лету 1936 года. Две САУ были направлены в 7-й механизированный корпус, где проходили испытания уже в полевых условиях. Военные выдвинули несколько требований по усовершенствованию новой техники. Выяснилось, что вес самоходки слишком велик для имеющейся у нее силовой установки, поэтому двигатель нужно было заменить на более мощный. К тому же военные просили увеличить боекомплект до 10 зарядов, усилить рессоры, обеспечить место механика-водителя вентилятором и лучше звукоизолировать глушитель.

Батарея СУ-5 на параде в Хабаровске, 1937 год
Источник – vetrabotnik.narod.ru

Конструкторы выполнили эти требования лишь частично. Следующие двадцать машин могли перевозить боезапас из 8 зарядов. У них были усилены рессоры, однако новый двигатель для шасси Т-26 так и не был разработан. Между тем, 31 декабря 1936 года П. Н. Сячинтов был арестован по обвинению в измене Родине и 6 мая 1937 года расстрелян. После ареста конструктора все работы над дальнейшим усовершенствованием СУ-5 были прекращены.

В отличии от САУ АТ-1 и танковых 76-мм орудий ПС-3 конструкции П. Н. Сячинтова, самоходки СУ-5 остались в механизированных частях РККА, однако их производство было прекращено. Всего было собрано 32 единицы этой машины, из которых, по состоянию на 31 июля 1931 года, 29 штук находилось на вооружении в различных механизированных частях, две – на испытательном полигоне в Колпино, и одна – в ремонте на заводе №174.

Впервые СУ-5 приняли участие в боевых действиях в августе 1938 года, во время конфликта в районе озера Хасан. Пять самоходок 2-й мехбригады Отдельной Дальневосточной армии (ОДВА) вели огонь по японским войскам, поддерживая танковые атаки своей бригады.

САУ СУ-5 – вид со стороны казенной части
Источник – armchairgeneral.com

Во второй раз СУ-5 участвовали в боевых действиях в сентябре 1939 года, во время Польского похода РККА. Батарея СУ-5 в составе 32-й мехбригады совершила 350-километровый марш, однако в боестолкновения так ни разу и не вступила.

По состоянию на 1 июня 1941 года на вооружении Красной армии числилось 28 СУ-5, из которых исправными были только 16 машин. На западной границе имелось 17 таких самоходок: 9 – в Киевском Особом военном округе (КОВО) и 8 – в Западном Особом военном округе (ЗОВО). Процент исправных машин и подробности их участия в боях автору неизвестны. Скорее всего, все эти самоходки погибли, были уничтожены экипажами из-за недостатка топлива, или же стали немецкими военными трофеями. К 1942 году все СУ-5 были сняты с вооружения РККА в связи с отказом от производства машин, созданных на базе танка Т-26 и запчастей к ним. Об использовании САУ СУ-5 частями Вермахта у автора сведений нет.

Разбитая и брошенная на дороге САУ СУ-5 с демонтированным орудием.
Рядом – солдаты Вермахта на марше, 1941 год
Источник – alternathistory.org.ua

warspot.ru

СУ-5 Триплекс дивизионной артиллерии — aviArmor

Разработчик: КБ завода №185
Год начала работ: 1933
Год выпуска первого прототипа: 1934
Серийно в 1936-1938 гг. строилась только СУ-5-2, летом 1941 г. несколько САУ приняли участие в боях с немецкими войсками.

Параллельно с созданием самоходных орудий большой мощности в СССР начались работы по созданию “малого триплекса” для дивизионной артиллерии, который должен был включать в себя САУ, оснащенный 76,2-мм полковым орудием, 121,9-мм гаубицей и 152,4-мм мортирой. Согласно существовавшей тогда теории, наличие подобного триплекса в полной мере могло покрыть весь спектр задач армии. За разработку всех трёх проектов отвечало КБ завода опытного машиностроения им.Кирова (№185) под руководством С.А.Гинзбурга и П.Н.Сячинтова. Ответственным конструктором был назначен В.Москвин.

В качестве базового шасси был выбран легкий танк Т-26 образца 1933 года, производство которого осуществлялось в Ленинграде. В связи с тем, что существующая танковая компоновка совершенно не подходила для САУ корпус Т-26 был радикально переработан. Отделение управления, вместе с сидением водителя и органами управления, а также элементы трансмиссии по-прежнему находились в носовой части, но моторное отделение переместили к центру корпуса, отделив его от остальных отсеков бронированными перегородками. Здесь был установлен стандартный бензиновый двигатель Т-26 мощностью 90 л.с. с укороченным карданным валом, главный фрикцион, вентилятор, радиатор, масляной и топливный баки, которые разделялись герметичными выгородками. Моторное отделение соединялось специальным карманом с боковыми отверстиями для выброса охлаждающего воздуха. На крыше было вырезано отверстия с бронированными жалюзи для входа охлаждающего воздуха и два люка для доступа к карбюратору, свечам, клапанам и маслофильтру.

Боевое отделение, где находились места для расчета из 4-х человек и орудие, было перемещено в кормовую часть корпуса. Для гашения отдачи при стрельбе на землю опускался специальный сошник, расположенный на корме. Помимо этого, могли использоваться дополнительные бортовые упоры. Вместе с тем, ходовая часть изменений не претерпела. Как и на серийном танке Т-26, применительно на каждый борт, она состояла из следующих компонентов: 8 опорных катков сблокированных в четыре тележки (1-2 и 3-4 тележки имели общую подвеску с амортизацией на листовых рессорах), 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колеса. Самоходные орудия получили общее обозначение СУ-5, но в зависимости от типа устанавливаемого орудия к нему прибавлялся индекс. Соответственно, САУ обозначались как СУ-5-1, СУ-5-2 и СУ-5-3.

Самой легкой, как и следовало ожидать, среди них была СУ-5-1 – она весила всего 10200 кг. На этой САУ монтировалось 76,2-мм полковое орудие образца 1902\1930 гг., защищенное 15-мм лобовым бронещитом. Горизонтальный угол наведения пушки составлял ±15°, вертикальный – от -5° до +60°. Приборы наведения состояли из панорамы Герца и телескопического прицела. При стрельбе с места полик заряжающего опускался. Боекомплект пушки, уложенный непосредственно в машине, состоял всего из восьми выстрелов.

Самоходная установка СУ-5-2 отличалась только 121,9-мм гаубицей обр.1910\1030 гг. (сейчас принято “округление” до 122-мм) и возимым боекомплектом, состоявшим из 4 выстрелов и 6 гильз.

На СУ-5-3 была установлена 152,4-мм мортира НМ обр.1931 г. Из-за больших габаритов артсистемы “тройка” имела более ограниченные углы наведения: ±7° по горизонтали и от -0° до +72° по вертикали. Масса этой САУ составила 10400 кг при том, что возимые боекомплект отсутствовал вовсе.

На совместных заводских испытаниях, проведенных в период с 1 октября по 29 декабря 1935 года, самоходное орудие СУ-5-1 прошло 296 км, СУ-5-2 – 206 км и СУ-5-3 – 189 км. Далее, на артиллерийском полигоне, первый и второй вариант триплекса сделали по 50 выстрелов, “мортирная” самоходка – всего 23.

После завершения испытательного цикла СУ-5-3 была 1 ноября доставлена в Москву для участия в параде в честь 18-летия Октябрьской революции. В то же время, в отчете об испытаниях, были изложены следующие выводы:

“Самоходные установки обладают тактической подвижностью, позволяющей им передвигаться по дорогам и вне дорог. Переход в боевое положение для 76- и 122-мм СУ-5 – немедленно, для 152-мм машины – 2-3- минуты (необходимо ведение стрельбы с упором).
Недостатки: мала прочность кронштейна, связывающего люльку с цапфовой обоймой, слабы бандажи опорных колёс.
Все выявленные дефекты принципиального значения не имеют и вполне устранимы.”

ем не менее, для серийной постройки была выбрана только СУ-5-2. Что касается остальных машин, то их судьба решилась следующим образом. В вопросе по 76,2-мм самоходке большее предпочтение отдали АТ-1 с пушкой ПС-3 конструкции Сячинтова. Эта артсистема обладала большей мощностью и могла эффективно бороться не только с пехотой и полевыми укреплениями, но и с танками противника, что тоже было немаловажно. В добавок, АТ-1 имел лучшее бронирование боевого отделения при сохраненной компоновке танка Т-26.

С установкой СУ-5-3 всё было намного проще – для налаживания серийного производства просто не нашлось нужного количества 152,4-мм мортир типа НМ. Кроме того, шасси от Т-26 всё-таки посчитали слабоватым для столь тяжелой артсистемы.

Первые 10 изготовленных САУ СУ-5-2 были сданы заказчику к лету 1936 года. Машины с серийными номерами № 003-Г и № 008-Г сразу же отправили для проведения войсковых испытаний стрельбой и пробегом в 7-й механизированный корпус Киевского ВО. Испытательный цикл, целью которого была проверка качества и выявление конструктивных недостатков у машин первой установочной серии выпущенных заводом № 185, проходил в период с 25 июня по 20 июля 1936 г. В отчете об испытаниях было записано следующее:

”Всего сделано по 100 выстрелов из каждой. Поворот орудия на сторону 13°50′. Испытания пробегом (маршрут Петергоф — Луга): № 003 — 988,8 км, № 008 — 1014 км. Максимальная скорость по шоссе — 30 км/ч, по проселку – 18-20 км/ч, запас хода по шоссе — 225 км, по местности -130 км.

Помимо водителя на СУ размещены 4 человека, но в сухую погоду сильная пыль делает пребывание расчета на машине почти невозможным. СУ преодолевала стену высотой 0,9 м, ров шириной до 2,5 м, брод — 1 м, спуск по косогору — 36°.

Заключение:

1. СУ-5-2 войсковые испытания выдержала;

2. СУ-5-2 достаточно подвижны и прочны на походе, имеют достаточную проходимость по местности, устойчивое положение при стрельбе;

3. При внесении изменений и дополнений их желательно принять на вооружение механизированных соединений как артиллерию непосредственной поддержки”.

В ходе испытаний была уточнена и тактико-техническая характеристика СУ-5-2. Масса машины составляла 10 тонн, что приводило к перегрузке и быстрому перегреву двигателя. Угол горизонтального обстрела из 122-мм гаубицы равнялся 28-30°, угол возвышения +60°, склонения 0°. Возимый боекомплект состоял из 4 снарядов и 6 зарядов. Высота линии огня – 1880 мм, скорострельность — 4-5 выстрелов в минуту. Время перехода из походного положения в боевое – 25-30 с. Вместе с тем, боекомплект был увеличен до 6 выстрелов с гильзами.

Несмотря на столь положительные качества дальнейшая судьба СУ-5-2 оказалась достаточно скромной. Следующая партия из 20 самоходок отличалась увеличенным боекомплектом (8 выстрелов), немного сдвинутой выхлопной трубой и дополнительным вентиляционным лючком над местом механика-водителя. Некоторые машины получили частично откидную бронезащиту экипажа из 6-мм бортовых бронелистов. Чтобы снизить нагрузку на ходовую часть подвеску усилили за счет увеличения толщины коренных рессор на 1-1,3 мм. Этот шаг ощутимых результатов не дал, так как для более тяжелой СУ-5-2 требовалась подвеска нового типа. В добавок, самоходка так и не получила более мощный двигатель.

В первом полугодии 1937 года предполагалось выпустить улучшенный вариант СУ-5-2, по результатам испытаний которой можно было доработать серийные машины, однако жизнь распорядилась совершенно иначе. После ареста Сячинтова и многих других конструкторов тема самоходной артиллерии отошла на второй план, а машины и артсистемы, созданные под их руководством, попали в категорию “вредительских”. Тем не менее, самоходные установки СУ-5-2, в отличии от орудий ПС-3, не были сняты с эксплуатации.

О боевом применении СУ-5-2 сведений сохранилось совсем немного. Самоходные установки поступали на вооружение мехкорпусов и отдельных мотобригад в штучном количестве и скорее служили в качестве дополнения для полевой артиллерии. К 1 января 1938 года СУ-5-2 находились в составе следующих соединений: по четыре машины в 5-м мехкорпусе Московского военного округа, 4-й мехбригаде Белорусского военного округа, 11-й мехбригаде Ленинградского военного округа и в 8-й мехбригаде Киевского военного округа, по две машины находились на научно-испытательном артиллерийском полигоне и в 7-м мехкорпусе, пять во 2-й и шесть в 23-й мехбригадах Отдельной Дальневосточной армии (ОДВА) и одна в ремонте на заводе № 174.

Впервые СУ-5-2 приняли участие в боях с японскими войсками в районе озера Хасан. САУ действовали в составе артиллерийских батарей 2 и 3-го танковых батальонов 2-й мехбригады ОДВА в районе высот Заозерная и Безымянная. Несмотря на небольшое количество 122-мм самоходки хорошо проявили себя в боях и были высоко оценены в качестве средств огневой поддержки пехоты и танков. Вот что было записано в отчете о боевых действиях бригады от 31 июля:

“…2-й танковый батальон совместно с частями 40-й стрелковой дивизии имел задачу уничтожить огневые точки противника на высоте Заозерная. Боевой порядок батальона был построен в три эшелона, в атаке участвовало 47 танков. Батарея 2-го танкового батальона (4 СУ-12 и 2 СУ-5) с открытых позиций поддерживали атаку танков…

…3-й танковый батальон выступил в 15.15. Батарея (4 СУ-12 и 2 СУ-5) открыла огонь по противнику и выпустила 248 76-мм и 23 122-мм снаряда”.

Следующим местом боевого использования СУ-5-2 стала Польша, на территорию которой советские войска вошли 17 сентября 1939 года. В ходе “освободительного похода” батарея СУ-5-2 из состава 32-й танковой бригады прошла 350 км марш ни разу не вступив в боевое столкновение с противником. После этого одна СУ-5 была отправлена в капитальный ремонт.

В последний предвоенный год СУ-5-2 практически не эксплуатировались, мирно доживая свой короткий век. Тем не менее, на 1 июня 1941 года в составе РККА всё ещё оставалось 28 САУ этого типа (11 на Дальневосточном фронте, 9 в Киевском и 8 в Западном ОВО), из которых исправными считались только 16. Что-либо сказать об их боевом применении весьма сложно. Точно известна судьба только двух машин, входивших в состав 34-й танковой дивизии 8-го мехкорпуса. В “Акте о потерянных боевых машинах”, составленном в июле 1941 года, указывалось следующее:

“…Т-26 СУ-5 – 2 штуки, 1 (№ 91166) оставлена в г. Грудек-Ягелонский в ожидании ремонта из-за отсутствия экипажа, 1 (№ 916166) находилась на ремонте во Львове (была сдана в марте), судьба неизвестна”.

Остальные 15 машин, по всей видимости, участие в боях принять также не успели в виду технических неисправностей. Впрочем, на одной из немецких трофейных фотографий запечатлена именно CУ-5-2, выведенная из строя на марше. Была ли она уничтожена собственным экипажем или разбита авиаицей противника так и остаётся неизвестным. До настоящего времени ни одного самоходного орудия СУ-5-2 не сохранилось.

Источники:
М.Свирин “Броня крепка. История советского танка 1919-1937”, Москва, Яуза\ЭКСМО. 2008

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ
СУ-5-2 обр.1936 г.

БОЕВАЯ МАССА10500 кг
ЭКИПАЖ, чел.5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм4840
Ширина, мм2440
Высота, мм2560
Клиренс, мм380
ВООРУЖЕНИЕодна 121,9-мм гаубица обр.1910\1930 гг.
БОЕКОМПЛЕКТ8 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯтелескопический прицел и панорама Герца
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 15 мм
щит орудия – 15 мм
борт корпуса — 10 мм
корма – 10 мм
крыша — 6 мм
днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬТ-26, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 90 л.с. при 2100 об\мин., ёмкость бака 192 литра
ТРАНСМИССИЯмеханического типа: главный фрикцион сухого трения, карданный вал, 5-скоростная КПП, бортовые фрикционы, бортовые передачи и ленточные тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 8 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 30 км\ч по шоссе
15 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 150 км по шоссе
170 км по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.32°
Высота стенки, м0,75
Глубина брода, м0,80
Ширина рва, м2,00
СРЕДСТВА СВЯЗИфлажковая сигнализация

aviarmor.net

САУ СУ-5. Фото. ТТХ. Устройство

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации — превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки — в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

oruzhie.info

СУ-5-1 — War Thunder Wiki

СУ-5-1

Основные характеристики

Кратко

Подробно

1.3/1.3/1.3БР

5 человекЭкипаж

Подвижность

10,0 тоннМасса

5 вперёд
1 назадКПП

Вооружение

8 снарядовбоезапас

-5° / 60°УВН

-15° / 15°УГН

Экономика

4 000 исследование2 100 покупка250 / 311/240 / 299/280 / 349ремонт600 обучение экипажа2 100 эксперты40 асыx 1,00 награда за бой

Описание

СУ-5-1 — советская опытная лёгкая самоходная артиллерийская установка, созданная в 1934 году на Ленинградском заводе опытного машиностроения в рамках программы «малого триплекса» — проекта по созданию серии артиллерийских установок на едином шасси для дивизионной артиллерии, который, по мнению его авторов, должен был решать весь спектр задач, поставленных перед армией. Базой для серии установок СУ-5 послужило шасси танка Т-26 обр. 1933 года, производство которого было хорошо налажено в Ленинграде. В рамках программы было изготовлено три различных самоходных установки, различающихся в основном только вооружением: СУ-5-2 со 122-мм гаубицей, СУ-5-3 с 152-мм мортирой и младшая машина из серии — СУ-5-1 с 76-мм дивизионной пушкой образца 1902/30 годов. По результатам испытаний, СУ-5-1 показала неудовлетворительные результаты, и её было решено заменить артиллерийским танком АТ-1. В итоге, СУ-5-1 была изготовлена в единственном экземпляре, в серийное производство не пошла и в боевых действиях участия не принимала.

В игре самоходка СУ-5-1 была реализована в обновлении 1.67 «Штурм».

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

СУ-5-1 обладает чрезвычайно слабой бронезащитой и, следовательно, низкой живучестью. Броня лба и борта корпуса данной машины имеет толщину 15 мм, что даёт защиту максимум от крупнокалиберных пулемётов и мелких осколков. Крыша отделения управления с механиком-водителем и моторного отделения защищена листами брони по 7 и 8 мм соответственно. Боевое же отделение имеет защиту только в лобовой проекции в виде орудийного щита толщиной 15 мм, какое-либо бронирование крыши, борта и кормы боевого отделения отсутствует, что делает всех 4-х членов экипажа, сидящих там, чрезвычайно уязвимыми даже от близкого разрыва артиллерийских и фугасных снарядов. Поэтому и наличие достаточно большого экипажа, состоящего из 5 человек, не даёт данной самоходке существенной прибавки к живучести. Но плюсом можно выделить то, что благодаря мелким размерам топливного бака и боекомплекта, попасть в них противнику будет трудно и их детонация будет случаться очень редко.

Подвижность

СУ-5-1 также не выделяется хорошей подвижностью. Слабый 4-х цилиндровый двигатель мощностью 90 л.с. позволяет разогнаться в лучшем случае лишь до 30 км/ч, и то только по ровной дороге, ведь узкие гусеницы не дают эффективно передвигаться по пересечённой местности. Хотя максимальную скорость машина набирает достаточно быстро, хорошо маневрирует на скорости и поворачивает на месте, на низкой скорости, а особенно на горке или вязком грунте, движется она очень медленно. Также существенно снижает скорость преодоление различных преград (заборы, деревья).

Ещё один существенный минус СУ-5-1 — низкая скорость заднего хода, всего 3 км/ч, что не позволяет ей эффективно пользоваться укрытием, быстро заехать за препятствие в случае опасности у самоходки не получится. Также минусом является сильная раскачка после остановки, что делает невозможным прицельный огонь в течение нескольких секунд после торможения.

Вооружение

Основное орудие

76-мм пушка обр. 1902/30 на СУ-5-1

Главный же плюс СУ-5-1 — это её орудие — 76-мм дивизионная пушка образца 1902/30 годов. Данное орудие имеет отличную баллистику, позволяющую вести огонь на дальние дистанции, большую номенклатуру боеприпасов, хорошие УВН, а также, благодаря двум заряжающим, очень быструю перезарядку (5 секунд с асами). УГН пушки также неплохие, орудие может поворачиваться на 15 градусов влево и вправо от середины корпуса. Но при всех этих плюсах существует и огромный минус — максимальный перевозимый боезапас всего 8 снарядов. При отсутствии пристрелочного пулемёта это заставляет использовать боеприпасы очень аккуратно, прицеливаться максимально точно, а также вдумчиво выбирать наиболее эффективные боеприпасы.

Доступные снаряды для СУ-5-1:

  • БР-350А (МД-5) — бронебойный тупоголовый каморный снаряд. Первый доступный, а также самый удобный и универсальный боеприпас у данной самоходки. Он обладает достаточным бронепробитием для поражения всех потенциальных противников в лоб на большом расстоянии, а также 150 граммами взрывчатого вещества в каморе, что позволяет уничтожать практически всех врагов с 1-2 попаданий.
  • БР-350СП — бронебойный тупоголовый снаряд. Обладает большим пробитием на ближней дистанции и большей начальной скоростью, по сравнению с БР-350А (МД-5), но не имеет каморы со взрывчатым веществом, что сильно уменьшает заброневое воздействие данного снаряда, заставляя тратить на одного противника в среднем по 3-4 снаряда. Не рекомендуется брать из-за недостаточной эффективности.
  • ОФ-350М — осколочно-фугасный снаряд. Обладает слабым пробитием осколков, что делает его эффективным только против небронированной техники (САУ и ЗСУ с открытой рубкой). Не рекомендуется брать из-за недостаточной эффективности.
  • Ш-354Т — шрапнель. Пробития данного снаряда не хватает для уверенного поражения всех потенциальных противников в лоб, хотя заброневое действие при пробитии у него существенно выше, чем у БР-350А (МД-5). Также не рекомендуется брать из-за недостаточной эффективности.

Применение в бою

Из-за своей низкой манёвренности и открытого боевого отделения СУ-5-1 смертельно опасно идти в авангарде ударных сил, а также находиться среди крупного скопления союзников (в первую очередь на точках захвата) из опасности быть поражённым случайным осколком снаряда или артиллерией противника. Но при этом и слишком далеко отходить от точек тоже не рекомендуется, так как негде будет пополнить быстро заканчивающийся боекомплект.

Одна из возможных тактик игры на СУ-5-1 — защита захваченных точек. Стоя не далеко от точки, за укрытием, желательно закрывающим только корпус (достаточно высокое расположение орудия это позволяет сделать), самоходка может поддерживать союзников, уничтожая вражеские танки, пытающиеся прорваться на её захват, а при израсходовании боекомплекта быстро заезжать на точку и пополнять его. Но одному играть от этой тактики опасно: при массированном вражеском наступлении на точку у вас быстро закончится боекомплект, а пополнить его вы уже не сможете и останетесь безоружны. Лучше иметь несколько союзников в отряде, с которыми вы можете скоординировать оборону, и которые смогут поддержать вас огнём или оттащить тросом в случае опасности. Также нельзя забывать про артиллерию и авиацию противника: укрытие нужно выбирать так, чтобы оно было мало заметно с воздуха (например находилось в лесу) и всегда была возможность быстро отъехать от него при уведомлении об атаке артиллерии.

Достоинства и недостатки

Говоря в итоге — данная машина не для начинающих игроков. Для её максимально эффективного использования нужен опыт, знание карт, умение правильно рассчитывать дистанцию до противника, а также желательно наличие союзника, который в трудной ситуации сможет вас прикрыть.

Достоинства:

  • Большой экипаж
  • Мощное орудие и боеприпасы
  • Хорошие УВН
  • Быстрая перезарядка

Недостатки:

  • Плохая скорость и маневренность
  • Низкая скорость заднего хода
  • Слабое бронирование
  • Открытая рубка боевого отделения
  • Малый боезапас
  • Высокий силуэт

Историческая справка

СУ-5-1 на испытаниях

Как предполагала советская военная наука 1930-х годов, ведение успешных боевых действий танковыми и механизированными соединениями без усиления их огневой мощи, в первую очередь артиллерией, будет невозможно. Но буксируемая артиллерия, имеющаяся в то время на вооружении РККА, не имела достаточного уровня мобильности и защищённости, по сравнению с танками. Поэтому 5 августа 1933 года Революционный военный совет СССР принял постановление о системах артвооружения РККА на вторую пятилетку, в котором предусматривалось создание программы «малого триплекса» — серии их трёх самоходных артиллерийских установок на шасси общевойскового танка, которая, по мнению авторов данной программы, должна была решать весь спектр задач на дивизионном уровне, поставленных перед армией.

За разработку «малого триплекса» взялось КБ завода №185 (Ленинградского завода опытного машиностроения имени С. М. Кирова). Руководили данным проектом П. Н. Сячентов и С. А. Гинзбург, ответственным конструктором был назначен В. Москвин. В качестве базы для серии САУ было выбрано шасси легкого танка Т-26 обр. 1933 года, так как его производство было налажено в Ленинграде на заводе «Большевик» (ныне Обуховский завод), но корпус танка для данных самоходок был частично переработан: моторное отделение было перенесено к центру корпуса, отделив его от остальных отсеков бронированными перегородками, а боевое отделение было перенесено в корму машины, где за 15 мм бронещитом располагались вооружение и места для 4-х членов экипажа.

Всего в рамках проекта было разработано 3 различных самоходки СУ-5, отличавшиеся, в основном, только вооружением:

  • СУ-5-1 — с 76-мм дивизионной пушкой обр. 1902/30 гг. (длина ствола 30 калибров). Перевозимый боекомплект составлял 8 снарядов.
  • СУ-5-2 — со 122-мм гаубицей обр. 1910/30 гг. (длина ствола 12,8 калибров). Перевозимый боекомплект составлял 4 снаряда.
  • СУ-5-3 — со 152-мм дивизионной мортирой обр. 1931 г. (длина ствола 9,3 калибра). Перевозимый боекомплект отсутствовал.

Для подвоза боеприпасов на поле боя предполагалось использовать бронированный подвозчик боеприпасов.

Испытания машин проходили с 1 октября до 29 декабря 1934 года, в целом, самоходки показали себя хорошо, и все обнаруженные недостатки могли быть быстро устранены, но всё же военные отдавали большее предпочтение СУ-5-2 со 122-мм гаубицей. СУ-5-1 было решено заменить более защищённым артиллерийским танком АТ-1, а 152-мм мортиру на СУ-5-3 посчитали слишком мощной для данного шасси. В итоге, в серийное производство пошли лишь самоходки СУ-5-2. В 1936 году они прошли войсковые испытания и были поставлены на вооружение. Данные машины принимали участие в боях в 1938 году у озера Хасан и в Польском походе Красной армии в 1939 году. Производство СУ-5-2 было прекращено в 1938 году, всего было выпущено 33 экземпляра данных САУ. К началу Великой Отечественной Войны они практически не использовались, но всё ещё продолжали стоять на вооружении РККА, в том числе в околопограничных округах. Точных данных по участию самоходок СУ-5-2 в ВОВ нет.

СУ-5-1 же была построена в единственном экземпляре-прототипе и ни в одном боевом столкновении участия не принимала. До настоящего времени не сохранилось ни одного самоходного орудия серии СУ-5.

Медиа

Обзор от Omero

Обзор от CrewGTW


См. также

  • Т-26 — база, на которой построена СУ-5-1

Ссылки


wiki.warthunder.ru

Военкор✭Иван Буря | Самоходная артиллерийская установка СУ-5

Необходимость в создании и развитии самоходной артиллерии определялась взглядами советской военной науки 1930-х годов. Их сущность сводилась к тому, что для ведения успешных боевых действий танковым и механизированным соединениям РККА может потребоваться усиление огневой мощи. Так как буксируемая артиллерия существенно уступает в подвижности танкам, то усиливать огневую мощь частей должна была самоходная артиллерия. В соответствии с данными взглядами в СССР приступили к созданию малых, легких и тяжелых САУ. Самоходные установки, получившие обозначение СУ-5, входили в состав так называемого «малого триплекса». Данным термином назывались САУ неполного бронирования, созданные на базе легкого танка Т-26 и представляющие собой универсальный самоходный лафет, на базе которого можно было разместить 3 орудия: СУ-5-1 – 76-мм дивизионную пушку обр. 1902/30 г., СУ-5-2 – 122-мм гаубицу обр. 1910/30 г, СУ-5-3 – 152-мм дивизионную мортиру обр. 1931 г.

Согласно распространенной в то время теории, наличие данного триплекса в полной мере могло покрыть весь существующий спектр задач армии на дивизионном уровне. За разработку всех трех систем отвечало КБ завода опытного машиностроения им. Кирова (завод №185) под руководством П. Н. Сячентова и С. А. Гинзбурга. Ответственным конструктором данного проекта был назначен В. Москвин.

Особенности конструкции

В качестве базового шасси для САУ был выбран легкий танк Т-26 обр. 1933 года, производство которого было налажено в Ленинграде. По причине того, что существующая танковая компоновка совершенно не подходила для САУ, корпус Т-26 был значительно переработан.


СУ-5-1

Отделение управления вместе с органами управления САУ, сидением механика-водителя, а также элементы трансмиссии остались на своем месте в носу машины. А вот моторное отделение пришлось перенести к центру корпуса, отделив его от остальных отсеков самоходки бронированными перегородками. В моторном отделении устанавливался стандартный бензиновый двигатель от танка Т-26 мощностью 90 л.с., главный фрикцион, укороченный карданный вал, радиатор, вентилятор, масляной и топливный баки, которые были разделены герметичными выгородками. Моторное отделение САУ СУ-5 было соединено при помощи специального кармана с боковыми отверстиями, которые служили для выброса охлаждающего воздуха. На крыше моторного отсека находились 2 люка для доступа к свечам, карбюратору, клапанам и маслофильтру, а также отверстия с бронированными жалюзи, которые служили для входа охлаждающего воздуха.

Боевое отделение находилось в корме машины. Здесь за 15-мм бронещитом располагалось вооружение САУ и места для расчета (4 человека). Для гашения отдачи во время ведения огня на землю опускался специальный сошник, расположенный в корме машины. Помимо этого могли применяться и дополнительные бортовые упоры. 

Ходовая часть не претерпела изменений в сравнении с серийным танком Т-26. Применительно к каждому из бортов она состояла из следующих компонентов: по 8 опорных катков, которые были собраны в 4 тележки (первая и вторая/третья и четвертая тележки обладали общей подвеской с амортизацией на листовых рессорах), 4 поддерживающих роликов. Направляющее колесо заднее, ведущее переднее.


СУ-5-2

Все три САУ обладали единым шасси и различались, главным образом, используемым вооружением:

1. Основным вооружением САУ СУ-5-1 была 76,2-мм дивизионная пушка обр. 1902/30 гг. (длина ствола 30 калибра). Начальная скорость снаряда – 338 м/с. Вертикальные углы наведения орудия составляли от -5 до +60 градусов, горизонтальные – в секторе 30 градусов, без поворота корпуса установки. При ведении огня расчет использовал телескопический прицел и панораму Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 8 760 метров при угле возвышения орудия 40 градусов. Скорострельность орудия составляла 12 выстрелов в минуту. Стрельба осуществлялась с места без использования сошников при опущенном полике заряжающего. Возимый боекомплект САУ состоял из 8 выстрелов. 

2. Основным вооружением САУ СУ-5-2 была 122-мм гаубица обр.1910/30 гг. (длина ствола 12,8 калибра), которая отличалась измененной конструкцией люльки. Начальная скорость снаряда равнялась 335,3 м/с. Углы наведения в вертикальной плоскости составляли от 0 до +60 градусов, по горизонтали – 30 градусов без поворота корпуса установки. При ведении огня расчет использовал телескопический прицел и панораму Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 7 680 м. Применение поршневого затвора обеспечивало приличную скорострельность на уровне 5-6 выстрелов в минуту. Стрельба осуществлялась с места без использования сошников при опущенном полике заряжающего. Возимый боекомплект состоял из 4 снаряда и 6 зарядов.

3. Основным вооружением САУ СУ-5-3 была 152,4-мм дивизионная мортира обр. 1931 г. (длина ствола 9,3 калибра). Начальная скорость снаряда – 250 м/с. Углы наведения в вертикальной плоскости составляли от 0 до +72 градусов, углы наведения в горизонтальной плоскости – 12 градусов без поворота корпуса установки. При стрельбе расчет использовал панораму Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 5 285 метров. Применение клинового затвора обеспечивало скорострельность на уровне 4-5 выстрелов в минуту при углах возвышения до 30 градусов и 1-1,5 выстрела при углах возвышения свыше 30 градусов. Возимый боекомплект состоял из 4 выстрелов. При ведении огня использовались 2 сошника, которые устанавливались снаружи кормовой части САУ. 


СУ-5-3

Боевая масса САУ СУ-5 составляла от 10,2 до 10,5 тонн в зависимости от модификаций. Экипаж САУ состоял и 5 человек (водитель и 4 члена расчета). Емкости топливных баков объемом 182 литра было достаточно для совершения 170 км. марша по шоссе.

Судьба проекта

Заводские испытания всех трех машин триплекса проходили с 1 октября по 29 декабря 1935 года. Всего САУ прошли: СУ-5-1 – 296 км., СУ-5-2 – 206 км., СУ-5-3 – 189 км., при этом последняя 1 ноября 1935 года была отправлена на парад в столицу. Помимо пробега машины испытали и стрельбой САУ СУ-5-1 и СУ-5-2 произвели по 50 выстрелов, САУ СУ-5-3 произвела 23 выстрела. 

По результатам проведенных испытаний были сделаны следующие выводы: «САУ отличаются тактической подвижностью, которая позволяет им передвигаться по дорогам и вне их, переход в боевое положение для 76 и 122-мм СУ-5 является моментальным, для 152-мм версии требуется 2-3 минуты (так как стрельба предполагает использование упоров). В ходе испытаний были выявлены и недостатки машины, к которым отнесли: недостаточную прочность кронштейна, который связывал люльку с цапфовой обоймой, а также слабые бандажи опорных колес. Все выявленные дефекты не имели принципиального значении и легко устранялись.

По планам в 1936 году предполагалось изготовить партию из 30 самоходок СУ-5. Причем военные отдавали предпочтение версии СУ-5-2 со 122-мм гаубицей. От СУ-5-1 они отказывались в пользу артиллерийского танка АТ-1, а для 152-мм мортиры шасси СУ-5-3 было достаточно слабым. Первые 10 серийных машин были готовы к лету 1936 года. Две из них практически сразу были отправлены в 7-й мехкорпус для прохождения войсковых испытаний, которые продлились с 25 июня по 20 июля 1936 года и проходили в районе Луги. Во время испытаний машины прошли своим ходом 988 и 1014 км. соответственно, произведя по 100 выстрелов каждая. 

По результатам проведенных войсковых испытаний было установлено, что САУ СУ-5-2 войсковые испытания прошли. СУ-5-2 были достаточно подвижны и прочны во время похода, обладая достаточной проходимостью и хорошей устойчивостью при ведении огня. Как правило, САУ использовались для ведения огня с открытых позиций, выступая в роли артиллерии сопровождения. При внесении в их конструкцию ряда дополнений данные самоходки желательно принять на вооружение механизированных соединений, в качестве средства непосредственной артиллерийской поддержки.

К основным выявленным недостаткам машины отнесли: недостаточный боезапас, его предлагалось увеличить до 10 снарядов. Также предлагалось увеличить мощность двигателя, так как САУ была перегружена и усилить рессоры. Глушитель предлагалось переместить в другое место, а отделение управления оборудовать вентилятором. 

Часть этих нареканий военных была устранена в ходе производства оставшихся 20 самоходок, но повысить мощность двигателя и усилить подвеску так и не удалось. Ряд последних машин, которые были произведены осенью 1936 года, получили также дополнительные бронелисты, которые прикрывали сидения орудийного расчет с боков. Предлагалось внести в конструкцию САУ СУ-5 изменения и по результатам войсковых испытаний, после чего запустить их серийное производство, но вместо этого в 1937 году работы по программе «малого триплекса» были полностью свернуты. Возможно, это было связно с арестом одного из конструкторов П. Н. Сячентова.

Уже произведенные САУ из первой партии поступили на вооружение механизированных корпусов и отдельных бригад Красной Армии. Летом 1938 года данные машины даже приняли участие в боевых действиях против японцев у озера Хасан. СУ-5 действовали в районе высот Безымянная и Заозерная в составе артиллерийских батарей из состава 2-й механизированной бригады Особой Дальневосточной армии. Из-за кратковременности боевых действий, которые закончились уже 11 августа 1938 года, применение самоходок носило очень ограниченный характер. Несмотря на это в отчетных документах указывалось, что САУ оказали существенную поддержку пехоте и танкам.

В сентябре 1939 года во время «освободительного» похода в Западную Белоруссию и Украину, батарея СУ-5, входившая в состав 32-й танковой бригады совершила 350-км марш, но в боевых столкновениях с польскими войсками не участвовала. После данного марша одна установка была отправлена на завод для прохождения капремонта. 

По состоянию на 1 июня 1941 года в составе Красной Армии находилось 28 САУ СУ-5: 8 в Западном Особом и 9 в Киевском Особом военных округах, 11 на Дальневосточном фронте. Из них исправно было лишь 16 машин. Каких-либо сведений об использовании данных САУ в Великой Отечественной войне пока не обнаружено. Все они, скорее всего, были брошены из-за неисправностей или потеряны в первую неделю боев. 

Тактико-технические характеристики: СУ-5-2
Масса: 10,5 т.
Габаритные размеры: 
Длина 4,84 м., ширина 2,44 м., высота 2,56 м.
Экипаж: 5 чел. 
Бронирование: от 6 до 15 мм.
Вооружение: 122-мм гаубица обр.1910/30 гг 
Боекомплект: до 10 выстрелов
Двигатель: рядный 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения от танка Т-26 мощностью 90 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 30 км/час
Запас хода: по шоссе – 170 км.

Автор: Юферев Сергей

Источник: https://zen.yandex.ru/media/topwar.ru/samohodnaia-artilleriiskaia-ustanovka-su5-5cbec4a96c165100b0a5340a?utm_campaign=auction

ПОМОЧЬ САЙТУ

www.buria.info

СУ-5, Самоходная артиллерийская установка | Энциклопедия военной техники

После испытания пехотной САУ АТ-1, проложившей дорогу новому виду артиллерии своей боевой эффективностью, в СССР начались работы над так называемым “малым триплексом”, представлявшим собой универсальный лафет с откидными упорами на базе пехотного танка Т-26. На этом лафете в зависимости от ситуации размещали либо 76-мм пушку образца 1902/30 гг. с увеличенной длиной ствола (СУ-5-1), либо 122-мм гаубицу образца 1910/30 гг. (СУ-5-2), либо 152-мм мортиру образца 1931 г. (СУ-5-3).

Самоходные установки “малого триплекса”, благодаря высокой подвижности, должны были существенно усилить огневую мощь наступающей армии. Так как новые самоходки предполагалось использовать в бою на некотором удалении от танков первой линии, обязанных вызвать огонь противника на себя и тем самым обнаружить вражеские огневые точки, оборонительное пулеметное вооружение не было предусмотрено. Конструктивно новая САУ сильно отличалась от АТ-1 из-за переноса боевого отделения с середины в корму машины. От полностью бронированной рубки отказались ради улучшения обзора. В этот период времени самоходных артсистем в мире вообще не существовало, а первенец немецкого танкостроения вооружался всего двумя пулеметами. Франция в 1935 году оснащала свои новейшие танки Н-35 и R-35 малоэффективной 37-мм пушкой, оставшейся неизменной со времен Первой мировой войны. Слабость этой пушки, установленной на танке МС-1, стала ясна в Красной Армии еще в 1929 году в ходе военного конфликта на КВЖЦ. На этом фоне советский “малый триплекс” олицетворял собой значительный прогресс в области военной техники. Однако арест главного вдохновителя строительства самоходок на шасси танков, маршала Тухачевского, сорвал все работы в этом направлении. До 1942 года подразделения Красной Армии так и не получили ни одной серийной самоходной артиллерийской системы, хотя опытная партия “малого триплекса” СУ-5 (15 машин) успешно прошла полигонные и войсковые испытания.

Тактико-технические характеристики САУ СУ-5
Масса 10,2 т
Длина 4,84 м
Высота 2,35—2,56 м
Клиренс 380 мм
Броня лобовая 15 мм
Броня бортовая 15 мм
Максимальная скорость по шоссе 30 км/ч
Запас хода по шоссе 170 км
Экипаж 5 чел.
Вооружение 122-мм гаубица обр. 1910/1930 гг.
Боекомплект пушки 8
Двигатель Т-26, карбюраторный
Мощность двигателя 90 л.с.

war-book.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *