Зенитный ракетный комплекс С-300ВМ «Антей-2500» » Военное обозрение

На протяжении нескольких последних десятилетий основным отечественным зенитным ракетным комплексом большой дальности в войсковой ПВО является система С-300В. Этот ЗРК появился в середине восьмидесятых годов и с тех пор прошел несколько модернизаций. Путем замены ряда важнейших составляющих были созданы несколько модификаций с повышенными характеристиками. Так, самым известным обновленным вариантом базовой системы С-300В является комплекс С-300ВМ «Антей-2500».

Вскоре после завершения работ по проекту ЗРК С-300В стартовала разработка новой системы аналогичного назначения, получившей обозначение С-300ВМ «Антей-2500». Целью нового проекта было изменение состава различного оборудования комплекса с последующим ростом основных характеристик. Используя имеющийся модернизационный потенциал, разработчики проекта намеревались увеличить максимальную дальность поражения целей, повысить помехозащищенность радиоэлектронных систем, а также улучшить другие показатели, прямо связанные с общей боевой эффективностью.


Результатом работ стало появление нового ЗРК для войсковой ПВО, в настоящее время предлагаемого отечественным и зарубежным заказчикам. По имеющимся данным, Концерн ПВО «Алмаз-Антей», разработавший и строящий такую технику, уже занялся выполнением заказов на ее поставку, а в будущем могут появиться новые контракты. Таким образом, глубокая модернизация базового комплекса С-300В оказалась интересной для некоторых заказчиков, что привело к появлению контрактов на поставку.
Пусковая установка 9А83М. На заднем плане видны ТПК ракет, установленные на установке 9А82М. Фото Wikimedia Commons

Являясь дальнейшим развитием существующей системы, ЗРК С-300ВМ сохранил основные черты своего предшественника. В частности, никаких изменений не претерпел состав комплекса. Как С-300В, так и «Антей-2500» состоят из нескольких самоходных машин на гусеничном шасси, оснащенных набором специального оборудования. Использование унифицированных шасси позволило обеспечить всем средствам комплекса схожие характеристики подвижности, в том числе на пересеченной местности. Кроме того, такая унификация серьезно облегчает производство и эксплуатацию серийной техники.

В состав зенитного комплекса С-300ВМ входят командный пункт 9С457М, радиолокационная станция кругового обзора 9С15М «Обзор-3», РЛС программного обзора 9С19М2 «Имбирь», многоканальная станция наведения ракет 9С32М, а также пусковые установки 9А82М и 9М83М. Для обслуживания последних в комплекс входят пускозаряжающие установки 9А84 и 9А85. Для поражения целей используются ракеты 9М82М и 9М83М. Кроме того, вместе с этой техникой применяется различное вспомогательное оборудование и т.д.

В ходе боевой работы за обработку информации с радиолокационных станций и передачу целеуказания пусковым установкам и другим средствам комплекса отвечает командный пункт 9С457М. Автоматика командного пункта под управлением расчета из семи человек обрабатывает поступающую информацию и ведет управление прочими средствами комплекса. В режиме противосамолетной обороны, в ходе которого осуществляется перехват аэродинамических целей, командный пункт способен обеспечивать выдачу целеуказания на четыре ЗРК с шестью целевыми каналами для каждого. При этом осуществляется сопровождение до 70 трасс целей. Информация о воздушной обстановке поступает на командный пункт со всех имеющихся в составе комплекса радиолокационных станций.


Командный пункт 9С457. Фото Rbase.new-factoria.ru

В режиме борьбы с баллистическими ракетами командный пункт 9С475М работает по иным алгоритмам, обусловленным спецификой перехвата подобных целей. В частности, в противоракетном режиме аппаратура командного пункта имеет меньшее работное время. Так, среднее значение этого параметра не превышает 3 с. При этом выдача целеуказания осуществляется при дистанции до баллистической цели на уровне 80-90 км.

Основным средством обнаружения аэродинамических и баллистических целей в составе комплексов С-300В и С-300ВМ является РЛС кругового обзора 9С15М «Обзор-3». На базовом самоходном шасси этой машины смонтирован набор специального оборудования, в том числе антенна, выполненная в виде одномерной волноводной решетки с электронным сканированием по углу места и механическими приводами вращения вокруг вертикальной оси. Использованная в составе машины 9С15М когерентно-импульсная РЛС работает в сантиметровом диапазоне. Предусматриваются два основных режима работы для обнаружения различных воздушных целей.

Первый режим позволяет следить за сектором угломестной плоскости шириной 45°. Инструментальная дальность обнаружения – до 330 км. Обзор всего окружающего пространства путем вращения антенны занимает 12 с. В таком режиме станция способна засечь цель типа «истребитель» с вероятностью 0,5 на дистанциях до 240 км. Второй режим работы РЛС подразумевает иные алгоритмы слежения за окружающим пространством. В этом режиме станция следит за сектором шириной 20° по углу места с темпом обзора 6 с. Инструментальная дальность обнаружения в таком случае сокращается до 150 км. Второй режим имеет специальную программу для осуществления противоракетной обороны. В этом случае в секторе предполагаемого местоположения ракеты противника шириной 120° скорость вращения антенны уменьшается, а угломестный сектор обзора увеличивается до 55°. В случае с баллистическими ракетами 8К14 такой режим работы позволяет производить обнаружение на дальностях не менее 110-115 км.


РЛС кругового обзора 9С15М

Еще одним средством обнаружения целей в составе ЗРК С-300ВМ является РЛС программного обзора 9С19М2 «Имбирь». Основным элементом этой составляющей комплекса является когерентно-импульсная РЛС сантиметрового диапазона с электронным сканированием в двух плоскостях. За счет последней особенности РЛС «Имбирь» способна не только следить за обстановкой, но и быстро производить изучение определенного сектора, получив соответствующую команду с командного пункта. Все это позволяет завязывать метки в трассы и сопровождать высокоскоростные аэродинамические или баллистические цели.

По имеющимся данным, РЛС 9С19М2 имеет три основных режима обзора. За счет различных параметров работы режимы обеспечивают поиск и обнаружение целей разных типов и классов. В зависимости от особенностей воздушной обстановки станция может работать в режиме обнаружения аэродинамических целей с дальностью обзора до 175 км, в режиме обнаружения аэробаллистических ракет (дальность до 175 км) или в режиме обнаружения и сопровождения баллистических ракет с аналогичными показателями дальности. Скорость обновления информации об обстановке в указанном секторе зависит от различных факторов, в первую очередь от его размеров и помеховой обстановки. Обычно этот параметр находится в пределах от 0,3 до 16 с.

Последним средством обнаружения комплекса «Антей-2500», выполненным в виде отдельной машины, является станция наведения ракет 9С32М. Задачей этой системы является поиск, обнаружение и автоматическое сопровождение аэродинамических и баллистических ракет, определение их координат и передача данных на другие средства комплекса, а также управление огневыми средствами. При этом выполнение конкретных функций зависит от разных факторов. К примеру, обнаружение и сопровождение баллистических целей может осуществляться только при предварительном получении целеуказания с командного пункта.


РЛС программного обзора 9С19М2. Фото Rbase.new-factoria.ru

Станция наведения ракет, используя собственную РЛС, способна сопровождать до 12 целей одновременно, а также управлять работой всех пусковых и пускозаряжающих установок комплекса. В таком режиме обеспечивается одновременный пуск до 12 управляемых ракет по шести целям. Для поиска целей и управления стрельбой используется трехкоординатная импульсно-когерентная РЛС сантиметрового диапазона. Стация может работать в двух режимах: в составе общей структуры комплекса или самостоятельно. Максимальная дальность обнаружения аэродинамических и баллистических целей находится на уровне 140-150 км. Аэробаллистические ракеты засекаются на расстоянии порядка 80 км.

Перевозка, предстартовая подготовка и запуск управляемых ракет осуществляется пусковыми установками 9А83М и 9А82М. На гусеничном шасси этих машин устанавливается подъемное устройство с креплениями для транспортно-пусковых контейнеров ракет. Машина 9А83М способна перевозить четыре контейнера с ракетами 9М83М, тогда как на 9А82М предусматриваются только два набора креплений для ТПК ракет 9М82М. Кроме того, пусковые установки оснащаются собственной радиолокационной станцией подсвета цели.

РЛС подсвета цели машины 9А83М располагается на подъемной мачте, установленной в передней части шасси. В походном положении она укладывается поворотом назад, а при подготовке к боевой работе поднимается в рабочее положение. Контейнеры с ракетами в походном положении опускаются на крышу шасси. Оборудование пусковых установок позволяет производить предстартовую подготовку ракет продолжительностью около 10-15 с. Кроме того, имеется возможность стрельбы залпами в две ракеты с интервалом не более нескольких секунд.


Станция наведения ракет 9С32М. Фото Rbase.new-factoria.ru

После пуска ракеты автоматика пусковой установки начинает работать в режиме передачи команд радиокоррекции. Также предусматривается режим подсвета цели.

Основные отличия пусковых установок 9А83М и 9А82М заключаются в конструкции систем крепления ТПК ракет и механизмов их подъема в стартовое положение, а также в строении антенны РЛС подсвета. Так, в случае с 9А83М последняя располагается на подъемной мачте, а соответствующие агрегаты машины 9А82М монтируются на крыше шасси и не поднимаются на большую высоту.

Совместно с пусковыми установками в составе зенитного соединения должны работать пускозаряжающие машины 9А85 и 9А84. Они предназначены для перевозки и загрузки на пусковые установки контейнеров с ракетами 9М83М и 9М82М соответственно. По общей архитектуре пускозаряжающие установки похожи на пусковые, но отличаются составом оборудования. Так, на месте РЛС подсвета на них располагаются подъемные краны для перегрузки ракет. Используя кран грузоподъемностью 6350 кг, расчет пускозаряжающей установки 9А85 может загрузить на 9А83М полный боекомплект за 50-60 минут.


ТПК ракет на пусковой установке 9А38М

При необходимости машины 9А85 и 9А84 способны выполнять функции пусковых установок. В таком случае они поднимают ракеты в вертикальное положение и производят запуск с внешним целеуказанием. В отличие от полноценных пусковых установок, пукозаряжающие машины не могут работать автономно и нуждаются в других средствах зенитного комплекса, обеспечивающих наведение ракет на цель.

В составе ЗРК С-300ВМ «Антей-2500» используются зенитные управляемые ракеты двух типов. Изделия 9М83М и 9М82М построены на основе общих идей и технических решений, однако отличаются габаритами и массой. При этом разница в размерах и весе обусловлена в первую очередь конструкцией первых ступеней двух ракет. Как следствие, ракета 9М82М, имеющая более высокие характеристики дальности полета, крупнее и тяжелее 9М83М.

Обе ракеты построены по двухступенчатой схеме, оснащаются твердотопливными двигателями и имеют аэродинамическую схему «несущий конус». Хвостовая часть обеих ракет представляет собой разгонную первую ступень, задачей которой является вывод ракеты на заданную высоту с заданной скоростью. Кроме того, сразу после выхода из ТПК специальный импульсный газовый двигатель первой ступени выполняет склонение ракеты в сторону цели. После выработки заряда твердотопливного двигателя первая ступень сбрасывается. Вторая (маршевая) ступень обеспечивает доставку боевой части к цели и оснащается аппаратурой управления.


Пускозаряжающая установка 9А85 для ракет 9М83М. Фото Rbase.new-factoria.ru

В головной части второй ступени ракет 9М83М и 9М82М размещается аппаратура самонаведения и радиовзрыватель. В центре второй ступени находятся осколочно-фугасная боевая часть весом 150 кг и твердотопливный двигатель. Часть специальной аппаратуры размещена в хвосте ступени. Там же находятся четыре аэродинамических руля.

Длина ракеты 9М83М составляет 7,9 м, изделия 9М82М – 9,9 м. Максимальный диаметр ракет равен 915 и 1215 мм соответственно. Стартовый вес – 3500 кг и 5800 кг. Основные особенности применения ракет, связанные с максимальной унификацией, одинаковы. Так, перед стартом в систему самонаведения ракеты вводится полетная программа, в которой указана расчетная точка встречи с целью. После этого производится старт, осуществляемый пороховым аккумулятором давления. Покинув ТПК, ракета запускает двигатель первой ступени и набирает начальную скорость, одновременно с этим разворачиваясь в сторону цели. После выработки топлива первой ступени происходит ее сброс и запуск маршевого двигателя второй ступени. Для повышения дальности полета запуск двигателя второй ступени может происходить с задержкой до 20 с после сброса.

Наведение ракет 9М83М и 9М82М выполняется бортовой аппаратурой в соответствии с введенной полетной программой. Кроме того, автоматика наземных средств зенитного комплекса отслеживает перемещения цели и ракеты, вырабатывает команды и передает их последней. Также предусмотрены другие алгоритмы наведения ракеты на цель, применяемые в тех или иных случаях.


Пускозаряжающая установка 9А84М для ракет 9М82М

Во время полета ракета 9М83М способна развивать скорость до 1700 м/с. Для 9М82М этот параметр составляет 2600 м/с. Конструкция ракет позволяет маневрировать с перегрузкой до 30 единиц. Производителем заявлена возможность поражения целей на дальности до 200 км и высоте до 30 км. При работе в режиме противоракетной обороны возможен перехват баллистических целей со скоростью до 4,5 км/с, что соответствует боевым блокам ракет с дальностью полета до 2500 км.

С конца девяностых годов зенитный ракетный комплекс С-300ВМ «Антей-2500» регулярно появляется на различных выставках вооружений и военной техники как в виде макетов, так и в виде полноценных боевых машин. Эта система постоянно привлекает внимание специалистов и широкой общественности, чему способствуют высокие боевые характеристики и эффективность. В ряде случаев интерес к комплексу С-300ВМ привел к появлению контрактов на поставку подобной техники.

Весной 2013 года отечественные средства массовой информации сообщили о первых поставках ЗРК С-300ВМ зарубежному заказчику. Первым иностранным покупателем этой техники стала Венесуэла. К моменту появления первых сообщений в апреле 2013-го в южноамериканскую страну уже были доставлены все заказанные машины, которым предстояло служить в составе двух зенитных дивизионов. Вскоре завершились все работы по подготовке этой техники к эксплуатации, и уже до конца года оба дивизиона были введены в строй.


Схема ракеты 9М83. Рисунок Rbase.new-factoria.ru

В марте 2015 года появились сообщения о новом контракте на поставку систем «Антей-2500». На этот раз заказчиком военной техники стал Египет. По имеющимся данным, до конца следующего года Концерн ПВО «Алмаз-Антей» должен построить и передать египетским вооруженным силам полковой комплект нового комплекса. Таким образом, Египет должен получить три дивизиона и полковой командный пункт. Сообщалось, что общая стоимость этого контракта превысит 1 млрд долларов США, а первые поставки уже выполнены: часть вспомогательного оборудования была отправлена заказчику еще в 2014 году.

Новым заказчиком ЗРК С-300ВМ мог стать Иран. Напомним, еще в 2007 году это государство заказало у России несколько комплексов С-300ПМУ-1 общей стоимостью около 800 млн долларов. Во время выполнения заказа Совбез ООН ввел санкции в отношении Ирана, из-за чего Россия была вынуждена отказаться от продолжения работ и вернуть заказчику аванс. Следующие несколько лет страны обменивались различными заявлениями, но строительство зенитных комплексов не возобновлялось. Наконец, в феврале этого года руководство корпорации «Ростех» рассказало о планах предложить иранской стороне новые комплексы «Антей-2500» вместо снятых с производства С-300ПМУ-1. Официальный Тегеран отклонил это предложение, из-за чего переговоры о дальнейшей судьбе достаточно старого контракта продолжаются до сих пор.

В настоящее время зенитный ракетный комплекс С-300ВМ «Антей-2500» является одним из самых новых и совершенных представителей семейства С-300В. Тем не менее, специалисты Концерна ПВО «Алмаз-Антей» продолжают развитие этой линейки техники, результатом чего уже стало появление нескольких новых комплексов, предназначенных для вооружения войсковой ПВО.

По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://pvo.guns.ru/
http://almaz-antey.ru/
http://vz.ru/
http://ria.ru/

Подробные фото комплекса и его макетов:
http://bastion-karpenko.narod.ru/S-300VM.html

topwar.ru

Мог бы зенитный комплекс С-300 защитить Югославию? » Военное обозрение


В декабре 1998 года командование НАТО пребывало в растерянности – когда решение о проведении бомбардировок Югославии было одобрено на самом высоком уровне, были намечены цели и составлены подробные планы проведения воздушной наступательной операции, белградские газеты внезапно опубликовали сенсационные материалы – фотографии зенитных ракетных комплексов С-300, стоящих на вооружении Союзной Республики Югославия.

Наличие у противника ЗРК С-300 явно не входило в планы агрессоров – это условие полностью поменяет сценарий воздушной войны, заставит принять дополнительные меры по обеспечению безопасности боевых вылетов и, очевидно, приведет к тяжелым потерям среди авиатехники и личного состава ВВС стран НАТО. Подлинность фотоматериалов сомнений не вызывала – эксперты единогласно подтвердили, что военные в сербской униформе действительно находятся в кабине управления ЗРК С-300. Фотомонтаж исключен.

Несколько недель длилась проверка – днем и ночью все перемещения югославской армии отслеживались с недосягаемой космической высоты, опрашивались источники в российском ВПК, тщательно проверялись возможные каналы поставок вооружения. Самолеты радиоэлектронной разведки «висели» вдоль границ Югославии, пытаясь запеленговать опасные сигналы радаров С-300. Тщетно. Наконец, разведка дала точный ответ: фотографии С-300 — блеф, у сербов нет такого оружия.
После короткой дипломатической комедии с заботой о правах человека, 24 марта 1999 в 13:00 первые B-52, увешанные гроздьями ракет, пошли на взлет…

Сейчас, по прошествии многих лет, стали известны некоторые подробности той истории. Это действительно была дезинформация, ловко подстроенная сербской разведкой. При этом инициатива исходила отнюдь не от государства – всю «спецоперацию» в частном порядке провели сербские военные и российские журналисты. В Россию были доставлены несколько комплектов сербской униформы, через личные связи был оформлен пропуск в одну из подмосковных частей ПВО – и дело в шляпе.

Одна из тех газет. На врага сурово взирают лица южнославянской национальности (на самом деле — все русские)


Встревоженное командование НАТО отложило начало операции «Решительная сила» — согласно первоначальным планам, воздушная война должна была начаться в самое удобное время года — зимой 1998-1999 г., когда деревья лишены растительности, а лежащий в горах снег затрудняет перемещение наземных сил противника. Постановочное фото «сербского расчета С-300» не только оттянуло начало войны, но и, в какой-то мере, сыграло определенную роль в снижении потерь сербской армии. Вообще, история с поставками ЗРК С-300 имеет в российском обществе сакральный смысл «вундерваффе»: до сих пор многие уверены, что только С-300 могли спасти Югославию. Но так ли было на самом деле?

В мирное время под тенью акации приятно мечтать о дислокации

Яркая вспышка раскалывает ночь, и столб пламени встает над руинами завода «Застава». Над неровным профилем города ревут реактивные моторы, ввысь летят трассирующие очереди зениток, тщетно пытаясь отвести от города новую беду. Но с неба падает очередная авиабомба, и долину снова сотрясает мощный удар…

Для проведения наступательной воздушной операции против Югославии 13 стран НАТО выделили колоссальные силы: всего около 1000 самолетов на авиабазах в Италии (Авиано, Виченца, Истрана, Анкона, Джоя дель Колэ, Сигонела, Трапани), Испании (военная база Рота), Венгрии (авиабаза Тасар), Германии (авиабаза Рамштайн), Франции (авиабаза Истр), Великобритании (военные аэродромы Фэйрфорд и Милденхолл). Еще два стратегических стелс-бомбардировщика B-2 действовали с территории США. В Адриатическом море патрулировала авианосная ударная группировка ВМС США во главе с атомным авианосцем «Теодор Рузвельт» (на борту корабля находились 79 самолетов и вертолетов). Вместе с авианосцем, воды Адриатики бороздили 4 ракетных эсминца и три подводные лодки (одна из которых — британская), до зубов вооруженные «Томагавками».

Основной ударной силой в операции должны были стать самолеты фронтовой (тактической) авиации – многоцелевые истребители F-16 и тактические бомбардировщики F-15E. Для уничтожения наиболее важных объектов использовались «невидимки» F-117A с авиабазы Авиано (24 машины), а также стратегические бомбардировщики B-1B, B-2 и даже дряхлые B-52, долбившие территорию Сербии крылатыми ракетами воздушного базирования.


Стоит заметить, что вместе с супер-технологичными машинами нового поколения (F-117A, B-2, F-15E), в рядах натовской авиации было немало авиационного хлама. Принимавшие самое активное участие в операции ВВС Голландии, Норвегии, Португалии были оснащены истребителями F-16A самого первого поколения, с устаревшими системами и БРЭО. Не лучшим было состояние ВВС других стран НАТО – французские летчики летали на «Миражах-2000», «Ягуарах» и «Мираж F1» начала 70-х годов, немцы использовали многоцелевые «Торнадо» мод. IDS, англичане – дозвуковые СВВП «Харриер». Смешнее всех выглядел авиапарк ВВС Италии – там, помимо дозвуковых штурмовиков AMX, встречались такие «динозавры» как F-104.

На аэродромах Албании, Македонии, Боснии и Герцеговины дислоцировались силы специальных операций США – несколько десятков поисково-спасательных вертолетов HH-60 «Pave Hawk» и MC-53 «Jolly Green», действия которых прикрывали самолеты огневой поддержки AC-130 «Спектр» — настоящие «летающие батареи» со 105 мм орудиями и автоматическими пушками в проемах бортов.

Подразделения спецназа выполняли наиболее ответственные задания на территории Сербии – наводили на цели «высокоточное оружие» с помощью лазерных отражателей, устанавливали радиомаяки и оборудование для радиотехнической разведки.
НАТО всегда уделяло повышенное внимание обеспечению войск связью и разведывательной информацией – для координации воздушных налетов на Сербию и обеспечения контроля над воздушным пространством Балкан натовское командование задействовало:


— 14 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения: девять «АВАКС» и пять палубных Е-2 «Хоук Ай» с авианосца «Рузвельт»,
— 2 воздушных командных пункта Е-8 системы «Джи СТАРС»,
— 12 самолетов радиотехнической разведки (EC-130, RC-135 и EP-3 «Орион»),
— 5 высотных разведчиков U-2
— порядка 20 самолетов РЭБ палубного и наземного базирования.

В ходе операции ограниченное применение нашли беспилотники – американские разведывательные БПЛА «Хантер» и «Предейтор».


Благодарю читателя, что он нашел в себе силы прочесть сей длинный список натовского имущества, — наш разговор идет по-прежнему о зенитном ракетном комплексе С-300. Учитывая количество сил, предназначенных для нападения на Югославию, тщетно тешить себя надеждами, что применение Сербией нескольких дивизионов мощных ЗРК могло радикально изменить ситуацию – потеря даже 10-20 самолетов вряд ли бы остановило НАТО. Наоборот, при численном превосходстве, войскам НАТО не составляло труда организовать охоту на С-300 и показательно уничтожить позиции зенитных ракет ослепительными ударами противорадиолокационных ракет HARM и высокоточными «Томагавками» при массированном применении средств РЭБ. По моему личному убеждению, применение сербами С-300 нанесло бы больше вреда имиджу русского оружия, чем выручило какую-либо конкретную пользу.

Вне всякого сомнения, С-300 классная зенитная система, одна из лучших в мире на сегодняшний день, но она не всесильна. Коллективной угрозе нельзя противостоять в одиночку – со множеством врагов можно справиться только применив целый комплекс оборонительных мер. Кроме того, сторонники использования «чудо-оружия» не учитывают, что в горной местности Югославии машины, со смонтированными на них элементами дальнобойного ЗРК, имеют ограниченные возможности по развертыванию и маневру, а сам холмистый рельеф значительно ограничивает радиогоризонт систем обнаружения и наведения С-300.


ЗРК «Бук М1-2»


Ряд экспертов сходятся во мнении, что ПВО Сербии мог значительно усилить мобильный ЗРК «Бук» — в условиях гористой местности этот комплекс имеет более высокую подвижность, а его возможности по перехвату воздушных целей в специфических условиях той войны примерно соответствуют тяжелому ЗРК С-300. При этом «Бук» на порядок дешевле. Увы, руководство Югославии не горело желанием закупать новейшую технику, больше полагаясь на дипломатические интриги.

Причины поражения

Вооруженные силы СРЮ не смогли организовать оборону страны. За 100 дней непрерывных ударов авиация НАТО уничтожила большинство инфраструктуры Югославии – электростанции и нефтехранилища, промышленные предприятия и военные объекты. Не обошлось без громких преступлений – весь мир обошли кадры с разрушенным Белградским телецентром и сгоревшими на мосту вагонами пассажирского поезда №393.


МиГ-29 ВВС Союзной Республики Югославия


Ограниченные силы ВВС и ПВО Югославии не имели шансов остановить армаду натовских стервятников. Всего на тот момент на вооружении Союзной Республики Югославия имелось 14 истребителей МиГ-29 первого поколения и две учебно-боевые спарки МиГ-29УБ. Несмотря на свое грозное название, МиГ-29УБ не имел РЛС, и, соответственно, не мог вести воздушный бой.
Также, в составе ВВС СРЮ имелись 82 МиГ-21 и 130 легких штурмовиков «Галеб», «Супер Галеб» и J-22 Orao, часть из которых находилась в небоеспособном состоянии.

Пусковая установка зенитно-ракетного комплекса С-125


Для контроля за воздушной обстановкой использовались радары советского и американского производства, в том числе 4 современные трехкоординатные РЛС с фазированной антенной решеткой AN/TPS-70 (дальность обнаружения до 400 км). Основу ПВО составляли 4 дивизиона С-125 и 12 дивизионов мобильных ЗРК «Куб». Увы, без качественной авиационной составляющей все эти меры не имели успеха – с первых же минут войны натовская авиация завоевала господство в воздухе. Часть позиций ЗРК была уничтожена, остальные не смогли эффективно работать – зенитчики лишь изредка включали радары, всякий раз рискуя получить страшный HARM, наводящийся на источник радиоизлучения. В таких условиях единственным средством ПВО стала ствольная артиллерий – зенитные автоматические пушки Bofors калибра 40 мм и переносные ЗРК «Стрела-2». Попытка защитить страну с помощью таких примитивных средств оказалась безуспешной.

Ответный огонь

На третий день войны, 27 марта 1999 г. на землю Сербии упал черный самолет. Субботним вечером все мировые телеканалы показали кадры с обломками F-117A – вся планета от души посмеялась над американским «невидимкой». Да…первая победа югославских зенитчиков стоила 10 побед! Представители НАТО растеряно объясняли, что самолет действительно невидимый, но в тот раз он изменил режим полета (открыл отсек вооружений)…такие дела. Объяснения натовцев потонули во всеобщем свисте.
К сожалению, пилот «стелса» подполковник Дейл Зелко сумел удрать от справедливого возмездия. Спустя несколько часов его радиомаяк засек самолет радиотехнической разведки EP-3, на место вылетела группа эвакуации.

НАТО признало потерю лишь тех самолетов, обломки которых смогла предоставить сербская сторона:
— ударный малозаметный самолет F-117A «Найтхок»
— многоцелевой истребитель F-16C
Обломки обеих машин пополнили экспозицию Белградского музея авиации – одного из крупнейших в мире выставочных центров по авиационной тематике.

Также, на всеобщее обозрение были выставлены:
— оторванный двигатель от штурмовика А-10 «Тандерболт». Американская сторона утверждает, что двигатель был оторван попаданием ракеты ПЗРК, самолет смог дотянуть до аэродрома в Македонии. А-10 создавался как противотанковый штурмовик, и его конструкция имеет повышенную живучесть. Хотите — верьте, хотите – нет.
— беспилотный разведчик MQ-1 Predator. Ссылаясь на хорошее состояние дрона, американские специалисты предполагают, что он сбился с курса и упал по техническим причинам.



Весьма вероятно, что некоторые самолеты НАТО возвращались на свои базы с рваными отверстиями в плоскостях и фюзеляже. Например, на просторах Интернета существует видео о странной посадке F-15 в Италии, за самолетом тянется белесый шлейф – явный намек на аварийный слив топлива. Однако все эти факты невозможно достоверно проверить, а следовательно дать какую-либо точную оценку. Факт уничтожения самолета – фиксирование его обломков. Других методов не существует; за отступление от этого правила упрекают асов Люфтваффе – они часто довольствовались записями фотопулеметов, на которых видно только попадание пуль в цель.

Что делать и кто виноват в сербской катастрофе? Ясно, что поставка двух-трех дивизионов ЗРК С-300 или «Бук» не смогла бы предотвратить вторжение – авиация НАТО имела достаточносил и средств для быстрого ликвидирования угрозы. Лавина самолетов и крылатых ракет просто смела бы эти установки, а потом натовские военные рассказали всему миру об «отсталых технологиях русских варваров».

Полное перевооружение сербской армии, комплексные поставки современной авиатехники (к примеру, Су-27 в количестве, достаточном для оснащения нескольких полков), новейших зенитный систем, радаров и систем связи, строительство новых аэродромов обучение личного состава… чтож, идея неплоха, но кто будет за это платить? Ведь за год до войны руководство СРЮ отказалось от поставок С-300 взамен погашения былых долгов перед СССР.

Очевидно, что защита Союзной Республики Югославия лежала вне военной плоскости. Проблема решалась чисто мирным, дипломатическим путем: с помощью заключения совместного договора о взаимной защите – такая практика широко распространена в мире, например, такие договоренности действуют между США и Японией, США и Сингапуром и т.д. Даже неважно, выполняются они или нет – главное, сам факт наличия подобного договора оказывает сильное отрезвляющее действие на потенциального противника.
Однако, у России на тот момент имелись куда более важные проблемы – никто не желал ввязываться в новую балканскую Чечню, где безумный межэтнический конфликт продолжается уже сотни лет. Сербия осталась одна против тысячи самолетов НАТО.

Некоторые интересные цифры и факты взяты из учебного пособия для офицеров военной кафедры УлГТУ «Обобщенный анализ применения средств воздушного нападения ОВС НАТО при проведении военной операции в Югославии», автор Л.С. Ямпольский, 2000 г.


ЗРК С-300 на гусеничном шасси

topwar.ru

Что же такое С-300В4, о котором так долго говорили…?

Наш коллега missiles2go сделал попытку анализа:
Что же такое С-300В4, о котором так долго говорили…?
http://missiles2go.wordpress.com/2012/03/15/что-же-такое-с-300в4-о-котором-так-долго-гов/

Прокатилась волна новостей о заключении Госконтракта на поставку ЗРК С-300В4. Между тем, нет данных о том, что собой представляет этот ЗРК. Мы опять говорим о том, чего не понимаем. И я среди вас ))).

Всегда шла речь о базовом, широко известном, варианте С–300В или о модернизированном варианте «Антей–2500». Откуда тогда взялся сразу вариант С–300В4? Должны быть промежуточные варианты.

Пошерстив интернет, а также различные официальные рекламные источники, можно, не вдаваясь в технические детали вопроса, прийти к общему представлению истории разработки семейства ЗРК С–300В. К сожалению, здесь не все прозрачно и однозначно, и предлагаемая краткая история семейства не может считаться исчерпывающей и полностью правдоподобной.

Любопытным подспорьем стал, в том числе, росворовско–алмазовский альманах «Вооружение ПВО и РЭС России», изданный к МАКС–2011 ассоциацией «Лига содействия оборонным предприятиям». Он повествует о некоторых этапах развития ЗРК С–300В.

«Разработка системы С-300В осуществлялась в два этапа, – читаем в альманахе. – На первом этапе система создавалась для борьбы с аэродинамическими целями, крылатыми и тактическими баллистическими ракетами. Созданный на этом этапе образец системы проходил испытания в 1980 – 1981 гг. и был принят на вооружение в 1983 г. под обозначением С-300В1».

«На втором этапе работ система дорабатывалась в целях обеспечения борьбы с баллистическими ракетами типа «Першинг-1», аэробаллистическими ракетами и барражирующими самолетами–постановщиками помех. Совместные испытания системы в полном составе проводились в 1985 – 1986 гг., после чего в 1988 г. она была принята на вооружение в полном составе», – читаем там же. Видимо, следуя логике, это уже был С-300В2 (не факт).

Далее, в отдельном разделе издания сообщается следующее: «В середине 1990-х гг. на базе ЗРС С-300В была разработана ЗРС «Антей-2500», которая обеспечивает возможность перехвата баллистических ракет с дальностью действия до 2500 км, а максимальная дальность поражения аэродинамических целей увеличена до 250 км». Известно, что система “Антей-2500″ (С-300ВМ) – экспортный вариант.

Можно предполагать, что этот проект имел дальнейшее развитие и под наименованием С-300В3 поставлялся в Сухопутные Войска РФ или, скорее всего, имеющиеся комплексы С–300В1/В2 проходили модернизацию до уровня С–300В3. Тут история умалчивает. Поправьте меня, кто знает. Об этом свидетельствует один источник. Согласно данным известного обличителя лиц, причастных к развалу «Алмаз–Антей», тов. Оружейника Просперо, приводимым на странице http://pro-spe-ro.livejournal.com, было так: «Несмотря на все препятствия, «НИЭМИ» без выпуска специальных постановлений Правительства РФ по собственной инициативе и по согласованию с МО РФ была проведена модернизация системы С-300В (в 1998 г. – С-300В3) и системы С-300ВМ (в 2003 г. – С-300ВМД)». Вариант С-300ВМД все же экспортный. Он же называется С–300ВМ4. «Данная модернизация позволила удвоить дальность действия модернизированных систем по сравнению с базовыми. Модернизация проводилась по ТЗ ГРАУ как за счет государственных, так и за счет собственных средств, полученных от продаж ВиВТ по линии ВТС при реализации контрактов ОАО «ПК «Концерн «Антей» на поставку систем “Тор” и С-300В», – читаем там же.

Именно вариант С-300В3 считается предыдущей модификацией, предшествующей варианту С-300В4, тактико-технические характеристики которого, судя по сообщениям сайта mil.ru, в 1,5–2,3 раза превышают возможности С-300В3. Первый пуск зенитной ракетной системой С-300В4 в рамках первого этапа испытаний успешно осуществлен 31 мая 2011 года. Стоит полагать, С-300ВМД / С–300ВМ4 – “экспортный облик” комплекса С–300В4.

“Сухопутные войска получат обновленные системы С-300. Долгосрочный контракт уже заключен, в соответствии с ним Концерн «Алмаз-Антей» к 2019 году поставит 24 боевых дивизиона С-300. Первые три дивизиона зенитных ракетных систем С-300 поступят в части Южного военного округа. Производство и поставки этих комплексов в войска производятся впервые после продолжительного перерыва”, – сообщает телеканал “Звезда” о новом С-300В4.

В свежем номере газеты “Стрела” (№2-2012) отмечается: “Разработана модернизированная ЗРС большой дальности на принципиально обновленной элементной базе с высочайшими боевыми возможностями, позволяющая эффективно отражать удары как аэродинамических, так и баллистических целей”.

“Система на основе уникальных технических решений позволяет поражать перспективные БР, ОТР, ТБР и широкую номенклатуру целей самолетного типа”, – сказал зам. гендира “Алмаз0Антей” Виталий Князев (телеканал “Звезда”).

Так что же это ЗРС С-300В4?
Я прокомментировал эволюцию ЗРС С-300В чуток:
ИМХО, после С-300В1 появилась просто С-300В. В ПВО была практика создания недо-ЗРК и ЗРС, которым присваивался индекс “1″. Например, пока мучились более 10 лет над созданием ПЗРК “Игла”, решили оперативно сдать на вооружение упрощенный вариант (в части старой ГСН) “Игла-1″. Когда делали ЗРС “Бук”, то сначала появился “Бук-1″, который был по-сути продвинутым “Кубом” с индексом “Куб-М4″…

Может быть был такой исторический путь ЗРС С-300В:
С-300В1->С-300В->C-300ВМ->Антей-2500 (экспорт)
                                           \->C-300ВМД->C-300В3->С-300В4

saidpvo.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *