Кондратьев “Сашка” сочинение. Разработки уроков

Дополнительные сочинения

Произведение В. Л.Кондратьева «Сашка» — это повесть, которая отражает все тяготы и невзгоды войны. В этом рассказе содержится множество проблем, таких как: любви, нравственного выбора, дружбы, сострадания, но главной проблемой этого шедевра военной литературы является проблема человека на войне.

Главный герой Сашка – обычный рядовой солдат, который раньше не имел никакого представления о войне. Попав на фронт, он испытал множество лишений и потерь, но это не убило в нем человеческие качества. За два месяца его рота потеряла большую часть состава. Еды и табака постоянно не хватало, не было сил на то чтобы закопать убитых и соорудить себе землянки, чтобы не мерзнуть в шалашиках.

И, наверное, любой человек бы проникся ненавистью к фашистам и озлобился, но с Сашкой этого не произошло.

Среди солдат царит атмосфера братской дружбы. Сашка, несмотря на опасность, отправился на поле, где в любой момент мог начаться обстрел, за сухими валенками для своего ротного, зная, что на складе нет сапог, а ротный ходит в сырых пимах. Этот поступок показывает, что людям на войне свойственна взаимовыручка, и что каждый солдат готов прийти на помощь к ближнему.

«Сашка помедлил малость, обтер пот со лба. Для себя ни за что бы, ни полез, пропади пропадом эти валенки. Но ротного жалко…Его пимы насквозь водой пропитались…а тут сухонькие наденет и походит в сухом…Ладно, была не была!»

Также когда главный герой по пути в госпиталь попал под минную атаку, и незнакомого солдата ранило осколком, Сашка пришел к нему на помощь даже, несмотря на усталость и боль в руке, перевязал его. У солдата было серьёзное ранение, и ему срочно требовалась врачебная помощь, но он был не в силах сам подняться. Отметив место, где остался раненый зарубкой на дереве Сашка отправился в госпиталь.

— Слышишь? Пойду я. Ты потерпи, я мигом. И санитаров пришлю. Ты верь мне… верь.

После того как он добрался до него Сашка не пошел в перевязочную, а вместе с санитарами отправился в лес за раненым. У Сашки больная рука, этого солдата он не знает, как звать, да и путь в лес небезопасен, но что-то заставило его отправиться в лес вместе с санитарами? Наверное, ощущение ответственности за раненого, жизнь которого зависит только от него. И если для кого-то этот поступок геройство, то для Сашки это норма. Вскоре Сашка даже и не вспомнит о том, как он спас раненого солдата, а тот в свою очередь будет помнить Александра всю жизнь.

       

Ярчайшим примером сострадания и доказательством человечности солдат, является героический захват немца. Для Сашки это событие стало тяжелым испытанием, потому что убийство безоружного человека немыслимо. Сашка по пути в штаб успел убедиться, что не все немцы – фашисты, которые жаждут убийства. Пленный оказался молодым человеком, которому война также чужда, как и Сашке, поэтому главный герой пообещал немцу жизнь.

И даже приказ командира и угроза расстрела, в случае если он не выполнит приказ, не позволила Сашке поступиться своими принципами и нарушить свое слово. Для Александра с детства клятва много значила, и он чувствовал, что убийство безоружного человека невозможно. Командир был ослеплен ненавистью к немцам после убийства его сестры, но даже, несмотря на это он осознал, что смерть, ни чем не повинного человека ее не вернет. Он отменил приказ, а это очередной раз доказывает, что война не делает сердца черствыми, даже не смотря на горе и страдание, которое приносит она людям. И когда у Сашки спрашивают, почему не побоялся ослушаться приказа командира, то он отвечает:

“Люди же мы, а не фашисты”

И это показывает, что человечность в людях непреодолима.

Человек на войне живет одним днем, ведь завтра может не быть. Любовь к Зине хоть и принесла разочарование, но она давала силы Сашке во время холодных, голодных ночевок в поле. Ночевка у Паши в деревне избавила на некоторое время от дурных воспоминаний о войне. Дружба с Володей сделала дорогу легче и избавила от одиночества.

Человек на войне сильно меняется и именно война показывает истинное лицо людей. Кондратьев в своем произведении, наверное, хотел отразить всю палитру человеческих качеств, которые свойственны русскому человеку на войне и, показать, что никакие испытания не смогут поколебать веру в победу.

На войне много таких Сашек и, наверное, именно им мы обязаны победой, потому что храбрые и искренние люди, которым свойственно чувство сострадания и взаимовыручки не могли не победить фашизм!

dp-adilet.kz

Тема Великой Отечественной войны в повести В. Кондратьева «Сашка»

В течение четырех лет войны не было ни одного хоть сколько-нибудь значительного события, которое не находило бы немедленного отражения в литерату­ре. Произведения тех лет на военную тему создава­лись буквально по горячим следам. Эту прозу называ­ют «лейтенантской», что многое говорит о ее авторах.

Вячеслав Кондратьев — фронтовик, свидетель и участник описываемых им событий. Его первая же повесть «Сашка» оказалась удачной. «История «Саш­ки» — это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности — сол­датской»,— так сказал о повести Кондратьева К. Си­монов.

Герой повести — Сашка, простой деревенский па­рень двадцати двух-двадцати трех лет. Его молодость выпала на нелегкое для страны время. Прежнее пред­ставление Сашки о войне резко отличается от того, чем война в действительности оказалась. Проводя своего героя через многие испытания, автор раскры­вает читателю его характер. Показателен в этом отно­шении эпизод с валенками. Рискуя собственной жиз­нью, Сашка решает достать валенки для ротного. Ротного ему жалко. «Для себя ни за что бы не полез»,— замечает герой. Писатель подчеркивает добродушие и бескорыстие Сашки, его любовь к ближнему.

Сообразительным, смелым, ловким показывает себя герой, когда неожиданно появляются немцы. Сначала у него перехватывает дыхание, затем он при­ходит в себя, начинает быстро соображать и предпри­нимает решительное действие: «резанул длинной оче­редью по немцам». Мужественно выглядит герой на фоне «битой-перебитой» роты, которая, едва получив приказ, с удовольствием ретируется за овраг. Сашка же бросается на помощь ротному. Идя с ним в атаку и заметив, что у того расстрелян диск, Сашка отдает ротному свой, не думая о своей жизни. У него одно же­лание: «настичь немцев и обязательно перестрелять их».

Кульминационным моментом повести является схватка героя с немцем и то, что последовало дальше. С горячей ненавистью бросается герой на врага и, не­смотря на разницу сил, побеждает его. Однако после захвата немца Сашка вдруг замечает, что пленник — его ровесник, такой же молодой, такой же, наверное, жизнелюбивый, да и «на вид он прямо русский». Со­чувствие проникает в сердце Сашки. В обращении с немцем герой ведет себя гуманно, замечая, что «не та­кой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться». Сашка не только сам не применяет насилия, он против того, чтобы другие пользовались своей «страшной властью». Подробно Кондратьев описывает Сашкины мытарства, которые он переносит ради одного — со­хранения жизни врагу. «Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь,— но цена человеческой жизни не умалялась от этого в его сознании». И это опреде­ляющая черта в образе Сашки — умение в нечеловече­ских условиях сохранить в себе человеческое, «есть у него в душе заслон какой или преграда, преступить которую он не в силах».   «Ну, Сашок…  Ты человек…» — говорят о нем товарищи.

Человечен Сашка и к своим, и к чужим. Снова рискуя собственной жизнью, он приводит к раненому солдату, которому он дал слово помочь, санитаров. Не может обмануть человека Сашка, крепко держит свое слово, дорожит человеческий жизнью.

Сложно складываются взаимоотношения героя с Зиной. После первой же встречи привязавшись к ней, Сашка надеется и с ее стороны увидеть любовь и преданность. Снова повстречав Зину, герой обнаруживает, что она любит другого. Сашка находит в себе муже­ство простить ей все, потому что он ее понимает: Зина молодая, ей надо как-то устраивать свою жизнь, и ни­какой уверенности в том, что Сашка с войны вернет­ся, у нее нет. «Неосудима Зина… Просто война….» — делает заключение герой.

Понимание свойственно Сашке и в других эпизо­дах. Предельно корректно ведет он себя с местным на­селением по пути своего следования, зная: осуждать их за негостеприимство нельзя — война. Герой умеет найти к человеку подход, знает, как не обидеть его.

Когда в госпитале происходит конфликт из-за ка­чества пищи, он обнаруживает необыкновенную сме­лость, беря на себя чужую вину. Сашка понимает, что друг его, Володька очень горяч нравом и может наделать глупостей, а он, Сашка, «благоразумнее», а пото­му попытается как-то сгладить сложившуюся ситуа­цию. О наказании за содеянное герой не думает, глав­ное для него — спасти друга.

Когда очарованный красотой подснежника Жора подрывается на мине, Сашка, ни минуты не раздумы­вая, бросается за отброшенной в сторону его шапкой. Не собственная жизнь волнует его в этот момент, а осознание долга перед товарищем: накрыть его лицо и отдать таким образом последнюю дань уважения. Сашка снова не думает о себе, проявляет способность к самопожертвованию.

На вокзале герой знакомится с двумя девушками, отправляющимися на фронт. Им жаль израненного, измученного Сашку, а Сашке — их. Он отлично по­нимает, что ждет этих юных, не нюхавших пороху девчат там, на передовой, и проявляет огромное со­чувствие.

Наплыв патриотических чувств вызывает у Сашки Москва. Он вдруг понимает всю важность и нужность того дела, которое он делал «там».

В повести «Сашка» Кондратьев нарисовал образ че­стного, смелого, мужественного, доброго и отзывчи­вого человека.

Писатель развернул перед читателем объективную картину войны, беспощадной и смертоносной.

5litra.ru

Патриотизм, любовь к Родине — аргументы ЕГЭ

Тезисы

  • Патриотизм может быть как истинным, так и ложным
  • Настоящий патриот не посмеет предать Родину даже под угрозой смерти
  • Патриотизм проявляется в желании сделать родную страну лучше, чище, защитить ее от врага
  • Огромное количество ярких примеров проявления патриотизма можно найти в военное время
  • Патриот готов даже на самый безрассудный поступок, который хоть немного может приблизить людей к спасению страны
  • Истинный патриот верен присяге и собственным моральным принципам

Аргументы

М. Шолохов “Судьба человека”. За время войны Андрей Соколов не раз доказывал, что он достоин называться патриотом своей страны. Патриотизм проявился в огромной силе воли и несгибаемом характере героя. Даже под угрозой смерти на допросе у Мюллера он решает сохранить свое русское достоинство и показать немцу качества настоящего русского солдата. Отказ Андрея Соколова пить за победу немецкого оружия, несмотря на голод – прямое доказательство того, что он является патриотом. Поведение Андрея Соколова как бы обобщает силу духа и непоколебимость советского солдата, по-настоящему любящего свою Родину.

 

Л.Н. Толстой “Война и мир”. В романе-эпопее читатель сталкивается с понятием истинного и ложного патриотизма. Истинными патриотами можно назвать всех представителей семьи Болконских и Ростовых, а также Пьера Безухова. Эти люди готовы в любую минуту встать на защиту Родины. Князь Андрей даже после ранения отправляется на войну, уже не мечтая о славе, а просто защищая Родину. Пьер Безухов, ничего толком не смыслящий в военных действиях, как истинный патриот остается в захваченной неприятелем Москве, чтобы убить Наполеона. Николай и Петя Ростовы воюют, а Наташа не жалеет подводы и отдает их для перевозки раненых. Все говорит о том, что эти люди – достойные дети своей страны. Этого нельзя сказать о Курагиных, которые являются патриотами лишь на словах, но не подкрепляют слова поступками. Они говорят о патриотизме лишь для своей выгоды. Следовательно, не каждого, от кого мы слышим о патриотизме, нельзя назвать настоящим патриотом.

 

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Петр Гринев не может допустить и мысли о том, чтобы присягнуть самозванцу Пугачеву, хотя это грозит ему смертью. Он – человек чести, верный присяге и своему слову, настоящий солдат. Хотя Пугачев добр к Петру Гриневу, молодой солдат не стремится ему угодить или дать обещание не трогать его людей. В самых сложных ситуациях Петр Гринев противостоит захватчикам. И хотя герой не раз обращается к Пугачеву за помощью, его нельзя обвинить в предательстве, потому что это все он делает ради спасения Маши Мироновой. Петр Гринев – настоящий патриот, готовый отдать жизнь за Родину, что и доказывают его поступки. Обвинения в предательстве, которые предъявляют ему на суде, ложны, поэтому в итоге и побеждает справедливость.

 

В. Кондратьев “Сашка”. Сашка является человеком, воюющим самоотверженно, в полную силу. И хотя он с ненавистью бьет врага, чувство справедливости заставляет героя не убивать пленного немца, его ровесника, неожиданно для себя самого оказавшегося на войне. Это, конечно, не предательство. Мысли Сашки при виде Москвы, не захваченной врагом, подтверждают, что он является настоящим патриотом. При виде города, в котором кипит почти прежняя жизнь, герой осознает, насколько важно то, что он делал на передовой. Сашка готов защищать свою родную страну, ведь он понимает, насколько это важно.

 

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Для казаков защита родной земли является основой существования. Не даром в произведении говорится, что трудно противостоять силе разозлившихся запорожцев. Старый Тарас Бульба – истинный патриот, не терпящий предательства. Он даже убивает своего младшего сына Андрия, перешедшего на сторону врага из-за любви в красавице-полячке. Тарас Бульба не считается с собственным ребенком, потому что его моральные установки незыблемы: предательство Родины не может быть ничем оправдано. Все это подтверждает то, что Тарасу Бульбе свойственно чувство патриотизма, как и другим настоящим казакам, в том числе и Остапу, его старшему сыну.

 

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Образ Василия Теркина служит идеальным воплощением простого советского солдата, готового в любую минуту совершить подвиг ради приближения победы над врагом. Ничего не стоит Теркину переплыть ледяную реку, подернутую льдом, чтобы передать на другой берег необходимые указания. Сам он не видит в этом подвига. И подобные поступки солдат на протяжении произведения совершает не раз. Без сомнения, его можно назвать настоящим патриотом, сражающимся за светлое будущее своей страны.

bank-argumentov.info

Образ Сашки по повести В.Кондратьева (Сашка Кондратьев)

Сочинение


События в повести «Сашка» происходят в 1942г . Автор сам является фронтовиком и воевал подо Ржевом,так же, как и его герой! Его повесть показывает людей на войне и в жизни.
В повести автор показывает правду жизни тех времен.Главный герой повести — Сашка, он очень молод, но уже 2мес. служит на передовой,где»просто обсохнуть, согреться- уже не малая удача».В главном герое воплотились лучшие черты характера:
мужество,отвага,стремление к подвигу,трудолюбие, выносливость и самое главное патриотизм! Сашка обладал талантом осмысливать и анализировать происходяще.Он xnjпрекрасно понимал,что люди еще не научились воевать, ни командиры,ни простые рядовые,понимал и возмущался.Лично у меня Сашка вызывает положительные чувства:симпатию, уважение.В ходе войны Сашка не утратил главные черты своего характера.Он все также любознателен, гуманнен и пытлив.Сашка обладает огромным чувством ответственности, пусть даже иногда за то, что он был не в силах отвечать.Ему стыдно даже перед немцами за то, что у них плохая оборона,за ребят, которых не похоронили. Сашка испытывал чувствостыда дажетогда, когда он вел пленного, он пытался вести его так, чтобы он не видел умерших и не похороненных.
Герой был очень услужливым человеком.Однажды,ночью он попал на нейтральную полосу, которая примерно составляет 1000 шагов , для того ,чтобы снять валенки с убитого немца для командира,так как у него они были такие, что и за лето не просушишь, но в тоже время у самого обувь была еще хуже.
Больше всего меня поразило в Сашке то,что он отказался расстрелять пленного немца.Это мне кажеться один из главных моментов в повести.
Когда же его спросили, почему он так поступил,он ответил,что:»Люди же мы , а не фашисты».
История жизни Сашки — это история человека, который жертвуя собой и своей жизнью, продлевает жизнь другим!

Другие сочинения по этому произведению


«Мужество есть великое свойство души: народ отмеченый им, должен гордиться собой…» (по повести В. Кондратьева «Сашка») Человек на войне по повести В. Кондратьева «Сашка» Война в повeсти Вячеслава Кондратьева \»Сашка\» Тема “Человек на войне” (на примере “Сашки” Кондратьева Изображение человека на войне (по повести В. Кондратьева «Сашка») Подвиг не рождается сразу: для этого нужно щедрую душу иметь Тема Великой Отечественной войны в повести В. Кондратьева «Сашка» Содержание повести Кондратьева «Сашка» Жуткий лик войны (на материале повести «Сашка») Особенности проблематики одного из произведений военной прозы по одному из произведений по выбору (В.А.Кондратьев «Сашка») Рецензия на повесть В. Л. Кондратьева «Сашка» «Сороковые, роковые…» Рецензия на повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка»

www.allsoch.ru

народ отмеченый им, должен гордиться собой… (по повести В. Кондратьева Сашка) (Сашка Кондратьев)

Сочинение


Повесть «Сашка» написана Вячеславом Кондратьевым в 1979 году.
Как поведет себя человек на войне? Поступится ли он, оказавшись в экстремальной ситуации, своими жизненными принципами, либо же останется самим собой? Именно эти вопросы находятся в центре внимания автора.
Повествуя о событиях минувших военных лет, писатель убеждает нас, что даже на войне человек может остаться верным себе. Молодой кадровый боец Сашка – главный герой повести. Этот человек, несмотря на юный возраст, относится к своей службе со всей серьезностью. Для него главным в жизни является защита Родины, он исполняет свой долг, руководствуясь уже сложившимися жизненными ценностями. Сашке присуще чувство жалости, сострадания. Он для других готов сделать то, чего никогда не сделал бы для себя. Уже в начале произведения Кондратьев показывает нам героизм молодого бойца: Сашка, рискуя жизнью, отправляется за валенками для своего товарища. Начинается обстрел. Каждую секунду жизнь главного героя висит на волоске. Но он с честью проходит выпавшее на его долю испытание.
Одной из ключевых в повести, на мой взгляд, является сцена, когда Сашка берет в плен немца. У него нет к нему вражды, чувство, которое испытывает герой, скорее можно назвать жалостью. Вот каким его видит Сашка: «Был он вроде бы Сашкин одногодок, лет двадцати – двадцати двух. Курносый и веснушчатый, на вид прямо русский». Привыкший брать на себя ответственность, уверенный в правоте своего дела, беззаветно верящий в справедливость, Сашка убеждает немца, что на его Родине пленных не расстреливают: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем». Автор подробно описывает путь главного героя в штаб, куда должен он был доставить немецкого солдата. За все стыдно Сашке: за непохороненные тела русских бойцов, за примитивность военного снаряжения, за поведение комбата. «Обросший, со спутанными волосами, лезшими ему на лоб, в расстегнутой гимнастерке, согнутый, с отвисшей нижней губой и черными кругами около глаз, необычный и страшноватый» — таким описывает его автор. Конечно, Сашка сочувствует командиру, потерявшему близкого человека, но, по его убеждению, никто не имеет право ставить личное горе выше воинского долга. И когда командир, ни в чем не разобравшись, отдает приказ расстрелять пленного, Сашка понимает, что жизнь этого молодого и курносого немца находится в его руках. Перед Сашкой выбор: поступить по совести и не выполнить приказ командира или, не нарушив присягу, расстрелять немецкого солдата и тем самым спасти собственную жизнь. И мы ни минуты не сомневаемся, что решит герой.
Перед очередным выбором становится Сашка после своего ранения. Он мог просто направиться в сторону госпиталя, но в силу своих убеждений не делает этого. Сашка возвращается, чтобы оставить отряду оружие и попрощаться с товарищами. По дороге в госпиталь он встречает раненого. Пообещав раненому солдату помощь, герой сам сопровождает санитаров и тем самым спасает бойцу жизнь.
С достоинством проходит герой и испытание любовью. Страницы, посвященные рассказу о первой любви Сашки, наполнены лиризмом, удивительной нравственной красотой. Юноша готов понять, а значит, и простить даже то, что ему предпочли другого. Он готов перетерпеть любую боль. А боится только одного – лжи и жалости.
Меня поразила в поведении Сашки ежеминутная готовность прийти к людям на помощь и одновременно боязнь, что кто-то почувствует себя его должником. Откуда в простом русском солдате столько тонкой душевной теплоты? От него буквально исходит доброта. Рядом с ним люди себя чувствуют уютно, надежно. Это и лейтенант Володя, и Паша, и девчонки-москвички, отправляющиеся на фронт.

Другие сочинения по этому произведению


Человек на войне по повести В. Кондратьева «Сашка» Война в повeсти Вячеслава Кондратьева \»Сашка\» Образ Сашки по повести В.Кондратьева Тема “Человек на войне” (на примере “Сашки” Кондратьева Изображение человека на войне (по повести В. Кондратьева «Сашка») Подвиг не рождается сразу: для этого нужно щедрую душу иметь Тема Великой Отечественной войны в повести В. Кондратьева «Сашка» Содержание повести Кондратьева «Сашка» Жуткий лик войны (на материале повести «Сашка») Особенности проблематики одного из произведений военной прозы по одному из произведений по выбору (В.А.Кондратьев «Сашка») Рецензия на повесть В. Л. Кондратьева «Сашка» «Сороковые, роковые…» Рецензия на повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка»

www.allsoch.ru

Конспект урока по литературе по произведению Вячеслава Кондратьева «Сашка»

«Ну Сашок… Ты человек».

11 класс

Конспект урока по литературе, 11 «Б» класс
Тема урока: «Ну Сашок… Ты человек».
Цели урока: знакомство с писателем В. Кондратьевым; размышления о герое, об авторе, представление о необычном  подходе  писателя к изображению войны; воспитание патриотического чувства, чувства ответственности и долга; обсуждение повести В.Кондратьева «Сашка» с целью осмысления характера простого человека во время Великой Отечественной войны; развитие умения анализировать текст.

Средства обучения: раздаточные листы с опорной схемой, презентация.

Этап урока

Структура учебного материала

Деятельность учащихся

Использование ПК и других форм наглядности

Вступление (проблемный вопрос)

Для вас, сегодняшних школьников, война – это далёкая история.

Чем больше проходит лет после Великой Отечественной войны, тем больше мы осознаём величие народного подвига. Но мы ещё очень многого не знаем о войне, об истинной цене победы. Наверное, в этом нам и помогают писатели, говорящие правду.

Вот что рассказывал Василь Быков – один из тех писателей, которые в полной мере знают, что такое та война: «В той войне нам не хватало всего: машин, горючего, снарядов, винтовок… Единственное, чего не жалели, – так это людей»

Трагический и страшный лик войны показан в книгах Быкова, Юрия Бондарева, Якова Бакланова и др.

Среди книг, способных взволновать, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть фронтовика, очевидца, участника военных событий — Вячеслава Кондратьева «Сашка».

В одной из статей критика Дедкова написано, что « герои Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчиняясь категоричному «надо», думают и действуют сверх надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать». Сашка, по мнению критика, делает сверх надобного.

Какой вопрос вытекает из этих слов? (Что же Сашка делает сверх?)

А еще в повести встречаются слова: «Ну Сашок… Ты человек». Кто говорит их? Какой еще вопрос, основываясь на этих словах, мы можем сформулировать? (Почему Сашка человек?). Я предлагаю записать эти слова темой занятия, так как, на мой взгяд, они очень важны.

Помните, что мы будем говорить о военном времени, о тяжелом, нечеловеческом времени, когда оставаться человеком подчас было сложно. Основываясь на этих словах и той записи, что вы видите на доске, сформулируйте, что станет целью нашего рассмотрения в повести?

(Что помогло Сашке остаться человеком? Какие качества?)

Ответы на поставленные вопросы, записи в тетрадь.

Слайд

Слайд

Слайд

Сообщение о писателе

Еще раз повторюсь, что автор – участник военных событий. Его герой – это некий собирательный образ таких вот «Сашек». Скажите, где еще, кроме текста, мы сможем найти ответы на вопросы, поставленные в начале урока? (в биографии автора)

— Вам было дано предупредительное задание, связанное с жизнью В.Кондратьева, давайте попробуем проанализировать тот материал, с которым вы работали. При прослушивании, записывайте в тетрадь факты, которые помогут ответить на вопросы, записанные ранее.

1-й учащийся. Константин Симонов сумел сказать об авторе «Сашки» коротко, но ёмко. Мы узнаём, что Кондратьев по профессии художник-оформитель, а по призванию, верил Симонов, он большой писатель. В 1939 г. с первого курса вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. Как помните, у героя повести такая же судьба. В декабре   41-го после многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года Кондратьев под Ржевом. О тяжести доставшихся там бойцам боев мы можем судить по тому, что только первую неделю он был помкомвзвода, командиром взвода, принял роту убитого командира, а после пополнения – снова  взвод. Потом  новые бои, тягостные, неудачные

Убит – эта чаша миновала автора «Сашки», на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу» – за отвагу под Ржевом. После отпуска по ранению снова фронт, служба в железнодорожных войсках, разведке. В конце 43-го года тяжелое ранение, полгода в госпитале, после – ограниченная годность, инвалидность. «До Берлина не дошел, но свое дело на войне сделал», – так заканчивается повествование Симонова о военной судьбе писателя-фронтовика В. Кондратьева.
Повесть «Сашка» написана в 1979 году.

— На что вы обратили внимание, прослушав этот отрывок?

2-й учащийся. Писатель признавался: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни». Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой». Кондратьев начал разыскивать своих ржевских однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всем рассказать! Это его долг.

— Что важного вы услышали в этом отрывке?

3-й учащийся. И вот «поехал весной 62-го подо Ржев. Протопал 20 километров пехом до самой своей бывшей передовой.  Увидел ту истерзанную,  всю испещренную воронками ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки… торчали еще оперения невзорвавшихся мин. Увидел – это было самым страшным – незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню – пшёнку или с кем жался в одном шалашике при минном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только  строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» – «лишь малая толика того, что нужно рассказать о солдате, солдате-победителе».

— Какая информация главная в этом отрывке?

Устные выступления учащихся.

Ответы по прослушанному.

Ответы по прослушанному.

Ответы по прослушанному.

Работа по повести

Чтобы перенестись в то время и на ту землю, о которой узнали по воспоминаниям В.Кондратьева, обратимся тем событиям, на которые обращает наше внимание писатель, но сначала ответьте на вопрос:

Сколько времени воюет Сашка? (два месяца )  Два месяца на передовой, это много или мало? Вспомните разговор Сашки с капитаном о том, сколько погибло людей за это время? Из 150-ти – 16! Значит, за два месяца из каждых 10-ти погибли девять. И однополчан-дальневосточников осталось 1-2 на роту.

Какие же события выбрал автор из двухмесячной Сашкиной фронтовой жизни?

.

1) Сашка добывает валенки для ротного;
2) Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять; 
3) Сашка под огнём возвращается в роту проститься и отдать автомат;
4) Сашка ведёт санитаров к раненому;
5) Встреча с Зиной;
6) Сашка выручает лейтенанта Володю.

Почему именно к ним привлёк наше внимание?

Именно в этих эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и как боец. Автор доказывает, что бесчеловечность войны так и не смогла обесчеловечить Сашку.

Как вы считаете, какие события наиболее ярко обрисовывают качества Сашки, которые помогли остаться ему человеком? (Эпизод с пленным немцем, эпизод с Зиной, эпизод с лейтенантом Володькой)

слайд

Испытание властью

Есть мнение критиков, что автор провёл своего героя через испытания властью, любовью, дружбой.

Рассмотрим, как выдержал Сашка эти испытания.

Очень важный эпизод, который мы проанализируем, история с пленным. Как вы считаете, почему это один из самых важных эпизодов? (потому что испытание властью над человеком, наверное, одно из самых сложных).

Но вначале расскажите, как Сашке удалось взять «языка».

Когда Сашка почувствовал свою власть над другим человеком? Как он относится к этой власти? (со слов Озлился Сашка и, вспомнив немецкое слово «генуг», прервал немца резко до слов Немец сразу в лице изменился, оживел, бледнота сошла… Курил он мелкими неглубокими затяжками, не как они — взахлеб, вдыхая дым что есть мочи, чтобы продрало до самого нутра. ).

Выводы: Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком. Он понял, какой страшный может стать эта власть над жизнью и смертью.

Почему Сашка ослушался приказа и так отстаивает жизнь пленного? Что же было написано в листовке? («Немецкий солдат! Этот счастливый час не вернется для тебя, если ты не сдашься в плен…» Ну и, конечно, что будет обеспечена жизнь, возвращение домой после войны и прочее… )

Выводы: Самое главное, почему Сашка ослушался приказа – немца в расход – он объясняет немцу: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем. Потому как люди мы! А вы фашисты!»

Прочитайте диалог капитана и Сашки о том, почему Сашка не может выполнить приказ: немца в расход («И ты этого гада жалеешь?»).  Какие слова вы бы выделили в этом отрывке?

Прочитайте мысленный разговор Сашки и немца, когда Сашка идёт исполнять приказание. (И захотелось Сашке сказать: «Эх, задурили тебе голову! За кого смерть принимать будешь? За Гитлера-гада! Эх ты…» — однако не сказал, понимая, не до слов сейчас, не до разговора, когда такое страшное впереди). Какие чувства испытывает Сашка?

– Сашка не выполнил приказ. У него своя точка зрения на события. 

Сравните жизненные принципы Сашки и Толика

(со слов Когда Сашка повернулся, немец, понявший все до слов А капитанский ординарец, когда немец сигареты доставал, ухватил цепким взглядом часы на его руке и уже не отпускал.)


– На чьей вы стороне? Почему? Если рядовой, значит, дело телячье? (выслушиваются мнения учащихся). В любой момент нужно оставаться человеком. 

Как вы можете объяснить такое отношение Сашки к «своему» немцу, ведь все поля в наших, он должен за это отомстить
Сашка не может стрелять в безоружного, он ему пообещал, руководствуясь тем, что было написано в листовке. Он не может обмануть, ненависть у Сашки на этого немца не распространяется) 

Как этот эпизод характеризует Сашку? Какие качества проявляются в нем? (Сашка не смог выполнить приказ капитана, так как ценность человеческой жизни очень велика для героя, для Сашки фриц – это уже не враг на поле боя, это человек, а убить безоружного, да еще и после обещанного он не мог, не мог перешагнуть через себя. Качества – гуманность, нравственность, мужество).

Устный ответ одного учащегося

Фронтальная работа, работа

с текстом

Высказывание собственного мнения.

Качества записываются на листках в опорную схему, затем зачитываются.

слайд

Физкультминутка.

Перед тем как приступить к следующей части нашей работы, я предлагаю вам немного размяться. Встаньте, выпрямите спину, расправьте плечи. Выполним наклоны головой, наклоны туловищем. Спасибо, садитесь, старайтесь сохранять осанку.

Испытание любовью

Мы продолжим разговор о Сашке, его отклике на добро и зло.

Итак, встреча с Зиной, испытание любовью. Что значит Зина в Сашкиной жизни? Как они встретились, почему Зина так много значит для Сашки?

Это первая Сашкина любовь. Он так ждёт встречи. С каким чувством он едет в тыл?

-А какие чувства движут ею? (А ею движет только жалость: «миленький, родненький»). Зачитаем отрывок, на какие слова стоит обратить внимание?

Как отнесся Сашка к предстоящей вечеринке, о которой говорит Зина?

Вывод: Умом понимает, а душой принять не может, потому что война, каждый день гибнут ребята. Вячеслав Кондратьев, в отличие от многих наших писателей, избежал поэтизации и возвеличивания войны как войны. Война, хоть она и Отечественная, священная, это смерть и горе.

Когда Сашка узнает об отношениях Зины и лейтенанта, как он поступает?

Противоречит ли это его решение вашему мнению о его характере или, наоборот подтверждает уже сложившееся представление о нем

Тяжелую ночь переживает Сашка. Ему горько, больно. И все-таки к какому выводу он приходит в итоге? (Что Зину осудить нельзя)

А ваше мнение, отношение к поступку Сашки, измене Зины?

Запишите в ваших листах, какие качества Сашки раскрываются в этом эпизоде? (Справедливость, доброта, Сашка остается Сашкой. Сашка не считает себя вправе мешать. Он подумал не о себе, а о ней. Он по-другому не может поступить. Наверное, это и есть настоящая любовь, которая помогает и понять, и простить любимого человека и не даёт сделать ему плохо, больно.

Устное выступление учащихся.

Высказывание мнений учащихся.

Запись качеств в опорные листы-схемы. Чтение ответов.

слайд

Испытание дружбой

Восстановим эпизоды, связанные с испытанием дружбой.

Расскажите историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей.

Немаловажное место занимает в этом эпизоде рассуждение лейтенанта и Сашки о командирах и рядовых. Давайте зачитаем этот отрывок.

(со слов Присели, завернули по цигарке, задымили… )

Каком мы видим здесь Сашку?

Сашка, по его поступкам судя, чувствует ответственность за всё, что происходит на войне.

Обратим внимание на случай в эвакогоспитале.

(Когда майор приходит утихомирить недовольных солдат: две ложки пшёнки выдали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и… полетела в него тарелка, брошенная Володей. Он рассудил, что лейтенанту это с рук не сойдёт – трибунал в военное время суров, а его, рядового, быть может, не накажут строго).

Осуждаете ли вы Сашку за этот поступок или оправдываете его? (Скорее, нет, ведь Сашка думает не о себе, а о друге)

Какие качества Сашки раскрывает нам этот эпизод? (Храбрость перед начальством, способность на самопожертвование).

Устное выступление учащихся.

Устное выступление учащихся.

Мнения учащихся.

Ответы учащихся, запись в листы-схемы.

слайд

Итоги (проблемный вопрос)

Вернемся к вопросам, которые мы обозначили в начале занятия.

Какие качества помогают Сашке остаться человеком на войне? (обобщение схемы, зачитывание ее).

Что же Сашка делает сверх?

Сашка думает прежде не о себе, Сашка думает о других. Наверное, это и есть человечность, это и есть человек. И если бы все были такие, как Сашка, поступали по совести, не считали за подвиг каждое совершенное дело, то и мир был бы добрее.

Один из учащихся зачитывает те качества, что записаны в опорной схеме.

Добавление записи в листы-схемы.

Слайд – опорная схема

Выводы

Американский журналист Хенрик Смит писал: “Люди Запада подчас знают о некоторых исторических событиях в Советском Союзе больше, чем русская молодежь. Такая историческая глухота привела к развитию поколения молодых, не знающих ни злодеев, ни героев и поклоняющихся разве что звездам западной рок-музыки. Среди книг, способных взволновать молодежь, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть В. Кондратьева “Сашка”.

слайд

Самооценка

Насколько вы поняли ту мысль, что попытался донести до вас автор?

Над чем помогла задуматься книга?

Посоветуете ли вы прочитать вашим друзьям эту книгу? Если да, то почему?

Устные ответы.

Выставление оценок

Обобщение работы на уроке.

Выставление оценок за устные ответы.

Домашнее задание (дифференцированное)

Выполнить одно из предложенных заданий:

        1. Моё впечатление от повести В. Кондратьева «Сашка». (сочинение-рассуждение)

        2. Легко или трудно иметь такого друга, как Сашка? (сочинение – эссе)

—целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

—самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

—поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

—осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

—смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля;

—построение логической цепи рассуждений;

—доказательство;

—выдвижение гипотез и их обоснование.

—планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

—умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

infourok.ru

Человек на войне на примере “Сашки” В. Кондратьева. Патриотическое воспитание

Дополнительные сочинения

К одному из недавних интервью Вячеслава Кондратьева в качестве эпилога поставлены строки Давида Самойлова:

Как это было! Как совпало-

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!

Самойловские строки служат ключом к человеческой и писательской судьбе Вячеслава Кондратьева.

Как глубоко запало пережитое тогда… Это только в первые дни мира казалось, как поется в песне Окуджавы: «С войной покончили мы счеты…» Не кончили, и сейчас уже ясно, что до конца своих дней не рассчитаемся. Случаются дни, когда снова подступает она вплотную, и некуда от нее деваться. Так было и у Вячеслава Кондратьева, это и толкнуло его к перу. Только страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о его войне, о его товарищах, которые сложили голову в затяжных, стоивших нам больших жертв боях подо Ржевом, — только такая неостывающая, ни с чем не считающаяся вера могла питать это упорство в написании рассказов и повестей о тяжелых днях.

Повесть «Сашка» была сразу же замечена и оценена по достоинству. Читатели и критики, проявив на сей раз редкое единодушие, определили ей место в ряду самых больших удач нашей военной литературы. Повесть эта, составившая имя Вячеславу Кондратьеву, и сейчас, когда перед нами уже целый том его прозы, несомненно, лучшая из всего, что он написал.

Художественное пространство в повести Кондратьева невелико и кажется замкнутым. Редеющий в безудержных атаках и от постоянных — как по расписанию — немецких обстрелов батальон; разные его роты, в каждой по полтора десятка штыков — из первоначальных ста пятидесяти, да это еще после того, как пополняли, наскребая кого только можно в тылах; три расположенных рядом деревни — Паново, Усово, Овсянниково, в которых прочно закрепились немцы; овраг, маленькие рощицы и поле, за которым вражеская оборона, — поле, сплошь простреливаемое пулеметным и минометным огнем…

Правда, повести и рассказы Кондратьева переносят нас и на Дальний Восток (там служили срочную в армии герои, там застала их война), и в настороженно — суровую, но спокойную Москву сорок второго (сюда, в родной дом, получив отпуск по ранению, приезжает Сашка).Но в центре художественной вселенной Кондратьева то овсянниковское поле — в воронках от мин, снарядов и бомб, с неубранными трупами, с валяющимися простреленными касками, с подбитым в одном из первых боев танком.

Ничем овсянниковское поле не примечательно. Поле как поле. Но для героев Кондратьева всё главное в их жизни совершается здесь, и многим не суждено его перейти, они останутся здесь навсегда. А тем, кому повезет, кто вернется отсюда живым, запомнится оно навсегда во всех подробностях — каждая ложбинка, каждый пригорок, каждая тропка. Для тех, кто здесь воюет, даже самое малое исполнено немалого значения: и шалаши, и мелкие окопчики, и последняя щепоть махры, и валенки, которые никак не высушить, и полкотелка жидкой пшенной каши в день на двоих. Всё это составляло жизнь солдата на переднем крае, вот из чего она складывалась, чем была наполнена. Даже смерть была здесь заурядно привычной, хотя и не угасала надежда, что живым и неискалеченным вряд ли отсюда выбраться.

Теперь из дали мирных времен может показаться, что одни подробности у Кондратьева не так существенны — можно и без них обойтись: дата, которой помечена пачка концентрата, лепешки из гнилой, раскисшей картошки. Но ведь это всё правда, так было. Можно ли, отвернувшись от грязи, крови, страданий, оценить мужество солдата. понять по-настоящему, чего стоила народу война?

Клочок истерзанной войной земли, горстка людей — самых обыкновенных, не решающее, вошедшее в историю сражение, — кровавая обыденность боев местного значения… Кондратьев на небольшом пространстве полностью изобразил народную жизнь. В малом мире овсянниковского поля открываются существенные черты и закономерности мира большого, предстает судьба народная в пору великих исторических потрясений. В малом у него неизменно проступает большое. Та же дата на пачке концентрата, свидетельствующая, что он не из запаса, а сразу, без промедления и задержек, попал на фронт, без лишних слов указывает крайний предел напряжения сил всей страны. Конечно, эта деталь подкреплена и подтверждена другими, но для полноты и точности картины необходима и она.

       

Фронтовая жизнь — действительность особого рода: встречи здесь скоротечны — в любой момент приказ или пуля могли разлучить надолго, часто навсегда. Но под огнем за немногие дни и часы, а иногда в одном лишь поступке характер человека проявлялся с такой исчерпывающей полнотой, с такой предельной ясностью и определенностью, которые порой в нормальных условиях недостижимы и при многолетних приятельских отношениях.

Представим, что война пощадила и Сашку, и того тяжело раненного солдата из «папаш», которого герой, сам раненый, перевязал и к которому, добравшись до санвзвода, привел санитаров. Стал бы вспоминать этот случай Сашка? Скорее, всего нет, для него в нём нет ничего особенного, он сделал то, что считал само собой разумеющимся, не придавая ему никакого значения. Но тот раненый солдат, которому Сашка спас жизнь, наверняка никогда его не забудет. Что из того, что он не знает о Сашке ничего, даже имени. Сам поступок раскрыл ему в Сашке самое главное. И если бы их знакомство продолжилось, оно бы не так уж много добавило к тому, что он узнал о Сашке в те считанные минуты, когда свалил его осколок снаряда, и лежал он в роще, истекая кровью.

Часто говорят, имея в виду судьбу человека, — река жизни. На фронте ее течение становилось катастрофически стремительным, она властно увлекала за собой человека и несла его от одного кровавого водоворота к другому. Как мало оставалось у него возможностей для свободного выбора! Но, выбирая, он каждый раз ставит на карту свою жизнь или жизнь подчиненных. Цена выбора здесь всегда жизнь, хотя обычно выбирать приходиться вещи как будто бы обыденные — позицию с обзором пошире, укрытие на поле боя.

Кондратьев пытается передать это неостановимое движение потока жизни, подчиняющего себе человека; иногда у него на первый план выступает герой — Сашка. И хотя он старается использовать все возникающие возможности для выбора, не упускает ситуаций, исход которых может зависеть от его смекалки, выдержки, он всё — таки во власти этого неукротимого потока военной действительности — пока он жив и цел, ему снова ходить в атаку, вжиматься под обстрелом в землю, есть что придется, спать, где придется…

Большое внимание в повести уделяется военному быту. Для писателя бытие слито с бытом, разделить их нельзя, невозможно.

Тыл постоянно возникает у Кондратьева. Война в тылу легла на плечи людей страшным грузом; непосильной работой, слезами матерей, у которых сыновья на фронте, вдовьей долей солдаток. И что бы ни говорили герои Кондратьева, они знают, что никто им так не сочувствует, никто их так не жалеет, как горемычные бабы и старухи, — кто как не они, будут выхаживать раненых, последним поделятся, будут прятать от фашистов. И солдаты чувствуют какую — то долю вину перед теми, кого призваны были защищать, — за то что война пошла не так, как думалось, за то, что женскими руками теперь приходится делать всю мужскую работу. И, быть может, солдат, которым так досталось в эти первые месяцы войны, больше всех их собственных бед и горестей жжет сознание того, что вот уже в армию, на войну уходят девушки, — значит, на самом краю стоим, из последних сил выбиваемся, значит, сами они с солдатским делом не управляются

Тяжкий период войны изображает Кондратьев — мы учимся воевать, дорого стоит нам эта учеба, многими жизнями плачено за науку. Постоянный мотив у Кондратьева: уметь воевать — это не только, преодолев страх, пойти под пули, не только не терять самообладание в минуты смертельной опасности. Это еще полдела — не трусить. Труднее научится другому: думать в бою и над тем, чтобы потерь — они, конечно, неизбежны на войне — все-таки было поменьше, чтобы зря и свою голову не подставлять, и людей не класть.

Против нас была очень сильная армия — хорошо вооруженная, уверенная в своей непобедимости. Армия, отличавшаяся необычайной жестокостью и бесчеловечностью, не признавая никаких нравственных преград в обращении с противником. Как же обращалась с противником наша армия? Сашка, что бы там ни было, не сможет расправиться с безоружным. Для него это значило бы, кроме всего прочего, утратить чувство безусловной правоты, абсолютного нравственного превосходства над фашистами.

Когда у Сашки спрашивают, как же он решился не выполнить приказ — не стал расстреливать пленного, разве не понимал, чем ему это грозило, он отвечает просто: «Люди же мы, а не фашисты.» В этом он непоколебим. И простые его слова исполнены глубочайшего смысла: они говорят о неодолимости человечности. Книга Кондратьева, в которой с таким бесстрашием нарисован жуткий лик войны — грязь, вши, кровь, трупы, — в своей основе светлая книга, потому что проникнута верой в торжество человечности.

Мог ли кто-нибудь тогда, сорок лет назад, представить себе, что переживает самые главные годы своей жизни! Конечно, нет, — считали, что всё еще впереди, в будущем, которое так много обещает. Дожить бы только до него… Даже самым молодым участникам войны вот-вот стукнет шестьдесят. Прожита целая жизнь, и четыре года — какими бы они там ни были — это все-таки только четыре года, Но почему-то вопреки такой очевидной арифметике кажется, что военные годы заняли полжизни, что пережить было в ту пору, когда каждый день был бесконечно длинным и мог стать для тебя последним, куда больше, чем за всю остальную жизнь.

И, читая военную прозу Кондратьева, постоянно ощущаешь это, хотя героям его тогда в голову не приходило, не могло прийти, что в их судьбе ничего важнее, больше и выше не будет, чем эти очень тяжелые, до отказа забитые обычными солдатскими заботами и тревогами дни.

По материалу книге Л. Лазарева «Самые главные годы» (о фронтовых повестях и рассказах Вячеслава Кондратьева).

dp-adilet.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *