корабли, которые не были достроены

«Тонкие черты вынырнувших из темноты силуэтов были непередаваемо прекрасны той жестокой красотой архитектуры, которая могла восхитить только профессионального моряка классической линкорной школы. Детали невозможно было разглядеть, расстояние скрадывало их черты, но сердце замирало от красоты хищных созданий человеческого гения». Так в романе «Вариант «Бис» Сергей Анисимов описывает чувства вражеского адмирала, заметившего на горизонте эскадру во главе с линейным кораблем «Советский Союз».

На самом деле этой встречи не было — книга Анисимова относится к жанру «альтернативной истории». Линкоры типа «Советский Союз» действительно должны были стать вершиной развития этого типа кораблей — но в реальности ни один из них так и не был достроен…К Первой мировой войне самым мощным типом военного корабля считался линейный корабль (линкор). Говорили даже, что статус великой державы у страны определяется наличием линкоров в ее флоте. Этот тип корабля был главной ударной силой любой эскадры. Россия, потерпевшая унизительное поражение от Японии в Цусимском бою (в ходе которого наши новейшие броненосцы были потоплены), сделала необходимые выводы. К Первой мировой войне и в ходе ее в строй вошли линкоры современной конструкции, продолжалась разработка новых проектов. Все кончилось после октября 1917-го.

Сталин тоже строит линкоры

Пришедшие к власти большевики не любили больших кораблей и своими руками устроили еще одну «Цусиму». Оставшийся им в наследство от царской России броненосный флот (в том числе и вполне современные корабли) был почти полностью разрезан на металл. Может быть, для управления самыми большими кораблями военного флота требовалось слишком много «военспецов» старой школы, которым новая власть не очень-то доверяла.

Линкоры решают успех боя, тогда как крейсера добивают получившие повреждения вражеские корабли и защищают линкоры от атак эсминцев. Быстроходные эсминцы, в свою очередь, используются для разведки, торпедных атак, постановки дымовых завес, спасения моряков с погибших кораблей. Примерно так виделось тогда взаимодействие трех основных типов кораблей в морском сражении. Содержание сражения – артиллерийская дуэль линкоров, основным оружием которых были мощные орудия главного калибра. Они открывали по врагу огонь с таких дистанций, с каких артиллерия кораблей других типов просто не могла ответить – поэтому эскадра без линкоров была обречена.

Впрочем, тенденция была общемировой — после Первой мировой войны эскадры каких бы то ни было стран большими кораблями не пополнялись. Вашингтонская и Лондонская конференции ограничивали развитие флотов Великобритании, США, Франции, Италии и Японии. Что же касается проигравшей войну Германии, то развитию ее военного флота (как и армии вообще) мешали ограничения, наложенные на страну Версальским договором. Однако к середине тридцатых ситуация изменилась. Сроки действия прежних соглашений об ограничении флотов подходили к концу, а подписавшие их страны за новыми переговорами старались скрыть строительство новых крупных кораблей. Пришедшие к власти в Германии нацисты наряду с мощным подводным флотом начали строить крейсера и линкоры. Не оставался в стороне от гонки вооружений на море и Советский Союз. Правда, у нас по старой традиции долго запрягали: заказ на проектирование двух типов линкоров был выдан НИИ военного кораблестроения лишь в 1936 году. В этой дате заключался весь блеск и вся трагедия будущих «Советских Союзов». Отставая от других стран, советские кораблестроители могли в своей работе использовать их достижения и создать самый лучший проект линкора. И проект действительно был лучшим! Однако достроить хотя бы один линкор до 1941 года СССР никак не успевал…

Атака японцев на Пёрл-Харбор не только положила начало войне на Тихом океане. Она показала, насколько уязвимы линкоры при атаках торпедоносцев и пикировщиков. Катастрофу американского флота объясняли внезапностью нападения. Но уже скоро стало ясно, что самолеты отлично топят корабли не только в портах, но и в открытом море.

Правда, по первоначальному заданию датой вступления в строй первых восьми линейных кораблей был определен именно 1941 год.

Но такой сверхоптимизм был основан лишь на одном: в СССР никогда не проектировали и не строили линейных кораблей — а поэтому и не представляли, с какими сложностями придется столкнуться…

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблемой оказалась даже модернизация существующих линкоров. К началу войны у СССР остались только три линейных корабля царской постройки — «Севастополь», «Петропавловск» и «Гангут».

Переименованные соответственно в «Парижскую коммуну», «Марат» и «Октябрьскую революцию», они прошли реконструкцию. Причем не все вместе, а по очереди — не хватало производственных мощностей! Четвертый линкор того же типа, «Полтаву», предпочли бросить без ремонта, а затем и вовсе отправить на переплавку. Модернизация линкоров велась не слишком грамотно, в результате чего в 1929 году «Парижская коммуна» чуть не потонула во время шторма в Бискайском заливе.

Однако подобные конфузы не помешали принятию амбициозной кораблестроительной программы, тем более что ко второй половине 30-х годов советские кораблестроители все-таки приобрели необходимый опыт. Существовало два проекта линейных кораблей. Один, под индексом 23 — большой линкор, предназначенный для действий на океанских просторах. Второй, «проект 25» — линкор ограниченного водоизмещения, который может действовать на Балтийском и Черном морях. Первоначальный план предусматривал строительство двух линкоров проекта 23 и шести — проекта 25. Казалось бы, вполне логично — сначала обеспечим безопасность Ленинграда и Черноморского побережья, а уж потом задумаемся о выходе на океанские просторы… Однако вскоре в план были внесены коррективы. «Проект 25» вообще перестал существовать в прежнем виде, превратившись в «проект 69». Малые линкоры переделали в тяжелые крейсеры, увеличив скорость и мореходность этих кораблей. Теперь они тоже могли действовать в океане! Выходит, СССР строил океанский флот — линкоры должны были сопровождаться крейсерами.

Корсары ХХ века

Что же касается проекта 23 (будущие «Советские Союзы»), то уже на стадии проектирования их водоизмещение было увеличено, а бронирование усилено. СССР готовился к прорыву в Атлантику, причем с самыми лучшими в мире линейными кораблями! Задумаемся — для какой войны предназначались эти мастодонты? Если воевать с Германией, то основной ареной противостояния становится Балтика. Океанский флот здесь вроде бы не нужен, а уж в мелководном Финском заливе суперлинкоры будут чувствовать себя, как киты в пруду. Зачем же тогда океанский флот был нужен Гитлеру? Он предназначался не для действий против СССР, а для морской блокады Англии. «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также последовавшие за ними «Бисмарк» и «Тирпиц» должны были нарушать морские сообщения Великобритании с союзниками и колониями. Гитлер, порой предпринимавший патологически неграмотные стратегические решения, на этот раз рассудил верно: без сырьевых поставок Британия долго не протянет. А поставки эти, в основном шедшие по морю, можно на море и прервать. Для этого даже необязательно топить все идущие к Британским островам суда. Несколько удачных рейдов — и грузооборот с Англией будет сведен к минимуму — ведь идти на дно никому не хочется.

Подобные планы базировались на опыте Первой мировой войны. В ходе ее германские рейдеры успешно перехватывали и топили пароходы Великобритании и ее союзников в Индийском океане и у берегов Южной Америки. И пусть на их мачтах не развевались флаги с черепом и костями, это были настоящие пираты XX века — неуловимые для военного британского флота, но беспощадные к мирным судам, перевозившим стратегические грузы. Впрочем, корсары нового времени не всегда прятались от противников, они умели огрызаться! В частности, германский «Эмден» потопил русский крейсер «Жемчуг», посланный в Индийский океан именно для того, чтобы бороться с немецкими рейдерами…

Но в целом германские «джентльмены удачи», конечно, избегали открытых столкновений с вооруженным противником. Их последователи под флагом со свастикой тоже не планировали атаковать мощный британский флот — они ставили перед собой задачу действовать на морских коммуникациях, охотясь на суда, перевозящие грузы. Точно для таких же целей предназначались и «Советские Союзы». Это были корабли, способные блокировать сообщение между Великобританией и США, в случае если бы СССР это понадобилось. Для войны против Гитлера «Советские Союзы» были не нужны, и поэтому сразу после нападения Германии их постройку прекратили.

Самые-самые!

15 июля 1938 года на Балтийском судостроительном заводе заложили первый линкор проекта 23 — «Советский Союз». Затем в Николаеве начали строительство «Советской Украины», а в Северодвинске (который тогда назывался Молотовском) — «Советской Белоруссии» и «Советской России». По долгосрочным планам развития советского флота такие линкоры планировалось строить и для Тихого океана. Но выбор мест строительства четырех кораблей первой очереди свидетельствует, что ареной действия «пиратов страны Советов» должна была стать Атлантика. Они предназначались для той же работы, что и «Шарнхорст» с «Бисмарком» — только могли бы делать ее лучше. Их отличие от германских рейдеров было принципиальным. «Бисмарк» был вынужден убегать от британского флота, тогда как «Советские Союзы» с их девятью 406-мм орудиями потенциально могли противостоять любому противнику.

При их проектировании учитывались все новейшие достижения тогдашнего кораблестроения. Там, где СССР отставал, прибегали к помощи извне. В частности, силовые установки были закуплены в Швейцарии, а часть брони приобрели в Германии… Броневая защита «Советских Союзов» была не только вертикальной, но и горизонтальной — 155-мм броня верхней палубы защищала от 500-килограммовых авиабомб! Мощная горизонтальная броня — примета нового времени, наступившего с развитием авиации и увеличением дальнобойности орудий главного калибра. Ведь она была эффективна и при попадании вражеских артиллерийских снарядов с дальней дистанции (которые падают почти вертикально).

Самому «Советскому Союзу» вести артиллерийскую дуэль на дальних дистанциях помогали бы самолеты-корректировщики КОР-2. Резонно решив, что в бою такой самолет собьют довольно быстро, конструкторы «Советского Союза» разместили на корабле сразу четыре корректировщика! В роли разведчиков они должны были компенсировать недостатки радиолокациных приборов, в развитии которых СССР отставал. Ну, а с артиллерией все было нормально — пушки нашего линкора должны были стрелять дальше всех…

Только японские суперлинкоры типа «Ямато» превзошли по вооружению так и не достроенные советские корабли (при этом их броневая защита была хуже), да вступившие в строй в ходе Второй мировой американские линейные корабли типа «Айова» имели схожие характеристики.

К недостаткам проекта «Советский Союз» можно отнести лишь принципиально ошибочный подход к организации зенитного огня (характерный, впрочем, для предвоенных лет). На корабле предполагалось установить сравнительно мало 37-мм автоматических зениток (10 четырехствольных установок) и сравнительно много дальнобойных 100-мм орудий (12). На самом деле именно малокалиберные скорострельные зенитки — самое эффективное средство обороны корабля от воздушных атак. Но это предстояло узнать только в сражениях Второй мировой, на которую «Советские Союзы» не успели.

Конец утопии

С самого начала строительство шло с большими трудностями, не хватало самых разных материалов. Было и то, что «компетентные органы» квалифицировали как вредительство, а мы сейчас можем расценить как безграмотность и разгильдяйство. После того как полгода строили «Советскую Белоруссию», выяснилось, что в доке используются заклепки из некачественной стали. Подсчитав, во что обойдется перестановка 70 тысяч заклепок, решили, что дешевле прекратить постройку корабля. Три оставшихся линкора планировали спустить на воду в 1943 году.

Когда войска вермахта захватили Николаев, на верфи был обнаружен корпус огромного корабля. Гитлер, бредивший постройкой линкоров, превышавших по мощи «Бисмарк», распорядился рассмотреть возможность достройки «Советской Украины» по собственному проекту. Однако германские кораблестроители, изучив вопрос, честно ответили, что такая задача им не по плечу.

После победы долго думали, что же делать с кораблями-гигантами, и в результате достраивать их так и не стали. Можно лишь фантазировать (как это и делается в книге Сергея Анисимова), чем бы закончился поединок могучих советских линкоров с британским флотом. Ясно одно — «мальчиками для битья» наши корабли в этой схватке не стали бы. Но артиллерийские дуэли в открытом море уходили в прошлое…

Вторая мировая война похоронила такой тип корабля, как линкор. Главной силой океанских просторов стали авианосцы. Неслучайно и «Бисмарк» потопили всего лишь потому, что английский самолет-торпедоносец смог повредить его рули. Ирония судьбы состояла в том, что это был весьма архаичный биплан Fairey Swordfish, напоминавший «этажерки» времен Первой мировой. Однако оказалось, что и тихоходный, странного вида самолетик, разработанный еще в начале тридцатых, оказался эффективным оружием в борьбе с новейшим германским линкором.

Что же касается действий на вражеских коммуникациях, то лучше всего для этой цели, как оказалось, подходили не линкоры-рейдеры, а подводные лодки, выпускаемые на океанские просторы.

«Советские Союзы» должны были стать самыми лучшими в мире линкорами, но исторически они завершали тупиковую ветвь развития военного кораблестроения.

Впрочем, 406-мм опытное орудие к началу войны успело пройти госиспытания и во время блокады Ленинграда вело огонь по гитлеровцам. А заготовленные для «Советского Союза» броневые листы использовались при строительстве дотов.

История сталинских линкоров — это история еще одной советской утопии. Государство, строившее светлое будущее всего человечества, не могло не иметь самых быстрых самолетов, самых дальнобойных пушек, самых мощных танков — и, конечно, самых больших линкоров. Однако и эта утопия рассыпалась при встрече с реальностью. Суммарная стоимость четырех линкоров составляла почти треть всего государственного бюджета СССР 1940 года! Затраты на их строительство были распределены на несколько лет, но все равно финансовое и ресурсное напряжение для страны они создавали колоссальное. А ведь при этом надо было производить и самолеты, и пушки, и танки! При верстке планов на 1941 год растерянно констатировали, что для продолжения постройки линкоров нужно на треть больше брони, чем может произвести вся броневая промышленность страны. Даже если отказаться от пушек и танков.

Поэтому неудивительно, что и этой советской утопии суждено было рассыпаться в прах. В конце концов, коммунизм тоже не построили…

WoWS: Legends—Become a naval legend

Back

Корабли VIII уровня прибывают к нам во всей своей ослепительной красе. Пора познакомиться с ними поближе и узнать, что в них особенного!

Сегодня мы поговорим о настоящих морских исполинах — линкорах VIII уровня. Обратите внимание: о главной награде за завершение кампании — французском линкоре VIII уровня République — мы уже рассказали в отдельном выпуске рубрики «В центре внимания» здесь. 

Предыдущие статьи:

Крейсеры VIII уровня

Эсминцы VIII уровня

Американский линкор Maine

Строительство корабля BB-69 Maine, систершипа Montana, должно было состояться на верфи в Нью-Йорке. Однако успех авианосцев и последующие изменения американской военно-морской доктрины привели к отмене строительства всей серии из пяти кораблей в мае 1943 года.

В игре Maine располагает целыми десятью 406-мм орудиями в башнях, организованных по принципу 2х2 и 2х3. Обладая почти непробиваемым панцирем (толщина брони достигает 541 мм!) и самой высокой скоростью среди линкоров VIII уровня (32 узла), он исключительно универсален и напорист, что, безусловно, делает его желанным кораблём для любого ценителя американских линкоров!

Немецкий линкор Friedrich der Große

Проект линкоров типа H, среди которых значился и Friedrich der Große, должен был состоять из шести кораблей. Этот проект входил в план по перевооружению и расширению немецкого флота. Однако сама программа так и не была реализована из-за начала Второй мировой войны в 1939 году, а постройку кораблей этого типа отменили — два недостроенных корабля были списаны в 1941 году. 

Обладая самым крупным главным калибром (420 мм) среди исследуемых «одноклассников», Friedrich — это корабль, мимо которого просто так не пройдёшь. Прибавьте к этому почти 19-километровую дальность стрельбы, самые высокие показатели вероятности вызвать пожар на борту противника и урона, наносимого ББ-снарядами, по сравнению с исследуемыми линкорами VIII уровня, а также 7-километровую дальность ведения огня орудиями ПМК и снаряжение «Сонар», и вы получите корабль, действительно достойный своего королевского имени! 

Японский линкор Izumo

Izumo — это проект 1938 года, предшествовавший появлению в составе флота Yamato. Он базировался на тяжёлом бронировании, относительно высокой скорости и мощной артиллерии, расположенной в трёх башнях в носовой части корабля. 

Мощные пушки Izumo — это не единственное, что делает его опасным противником. Он также обладает хорошей баллистикой и приличной скоростью, благодаря чему стиль игры на нём можеть быть поистине универсальным.

Советский линкор «Советский Союз» 

Строившиеся по программе «Большого флота» линкор «Советский Союз» и ещё три корабля того же типа должны были стать самыми крупными и мощными кораблями ВМФ по состоянию на 1938 год. Они могли конкурировать со своими потенциальными противниками в плане огневой мощи, водоизмещения и прочих значимых характеристик. Несмотря на то, что линкор был готов на 20%, военные действия прервали его строительство в 1941 году. В итоге он был списан после окончания Второй мировой войны. Остальные корабли этого типа постигла та же участь, за исключением одного из них, который был списан ранее, в 1940 году, из-за недостатков в конструкции.

 

Игровая версия «Советского Союза» отличается надёжной защитой как от снарядов, так и от торпед, а также самым большим запасом боеспособности среди линкоров VIII уровня. Это позволяет ему оставаться в игре и распоряжаться своими орудиями, расположенными в формате 3х3, максимально долго!

Ожидаемые характеристики основаны на результатах закрытого тестирования и могут несколько отличаться от возможностей кораблей на основном сервере.

Повышайте уровень, и turn the tide!


Самый большой линкор в истории, но он не устоял против США

  • Ямато Императорского флота Японии и однотипный корабль Мусаси были самыми большими линкорами, когда-либо построенными.
  • Ямато только один раз напрямую вступил в бой с боевыми кораблями союзников, во время битвы в заливе Лейте в октябре 1944 года.
LoadingЧто-то загружается.

Спасибо за регистрацию!

Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.

«Ямато» Императорского флота Японии вместе с родственным ему кораблем «Мусаси» были самыми большими из когда-либо построенных линкоров.

Девять 46-сантиметровых (18,1-дюймовых) основных орудий Тип 94 были самыми большими из когда-либо установленных на боевых фургонах, и в результате он был самым мощно вооруженным линкором из когда-либо построенных. Водоизмещая почти 72 000 тонн при полной загрузке, она была просто массивной.

Строительство боевого корабля также проходило в условиях строжайшей секретности, включая возведение высоких ограждений, защитной кровли и даже маскировочной сетки. ВМС США понятия не имели, с чем им предстоит столкнуться, когда на горизонте появились тучи войны. Ямато был гордостью Императорского флота Японии, и именно с мостика линкора в 1942 году адмирал Исороку Ямамото руководил флотом во время битвы за Мидуэй.

Было бы легко предположить, что Ямато был одним из лучших когда-либо построенных линкоров, но это далеко не так. На самом деле, Ямато также является самым худшим из когда-либо построенных линкоров.

Это потому, что о военных кораблях нужно судить по тому, что они делали на службе, а не по тому, что они могли бы сделать. Она только один раз напрямую вступила в бой с военными кораблями союзников, во время битвы у Самара — части более крупной битвы в заливе Лейте — где она обстреляла несколько военных кораблей ВМС США.

Ямато потопил только один американский эскортный авианосец типа «Касабланка», USS Gambier Bay (CVE-73), единственный американский авианосец, потопленный вражеским надводным артиллерийским огнем во время Второй мировой войны, и, как сообщается, один эсминец. Это была плохая демонстрация возможностей такого разрекламированного боевого корабля!

Комплексное строительство

Строительство Ямато на японской военно-морской базе Куре, 20 сентября 1941 года. Музей Ямато через Wikimedia Commons

Японская военно-морская военная доктрина по-прежнему считала, что для победы в войне потребуется способность «переиграть» и «переиграть» своего противника, и ожидалось, что ни один корабль не сможет сравниться с огневой мощью и массой борта корабля класса «Ямато». .

Тем не менее, массивные орудия имели необычайно сложную конструкцию, что, возможно, отражало сложность изготовления такого крупного калибра.

Как было видно, когда военный корабль вступил в бой, большие орудия на самом деле не были решающим оружием, способным разгромить вражеский флот. Это также означало, что Ямато и ее родственный корабль должны были быть снабжены специальными боеприпасами, которые не использовались другими военными кораблями IJN. Потом была огромная стоимость военного корабля.

IJN сделала большую ставку на потенциал своих суперлинкоров, даже когда разрабатывала авианосную тактику, которая должна была прийти к концу эры линкоров. Токио было бы лучше построить два дополнительных авианосца, а не Ямато.

Невозможность включения

Ямато ранен рядом с его носовой артиллерийской башней во время бомбардировки авианосцами США в битве при заливе Лейте 24 октября 19 года.44. ВМС США

Плохая история службы Ямато также связана с тем, что IJN также не хотел подвергать Ямато опасности без прикрытия с воздуха, что ограничивало возможности использования судов. Это также объясняет, почему третье судно этого класса было переоборудовано в авианосец еще во время строительства.

Проще говоря, Ямато был построен для эпохи, которая в значительной степени уже прошла.

На самом деле, только в начале 1945 года, когда японские лидеры осознали, что ведут проигрышную войну, Ямато в последний раз отправился в океан, совершив одностороннюю миссию на Окинаву. Ей было приказано высадить военный корабль на берег для защиты острова.

Могучий линкор так и не добрался до цели, а вместо этого был потоплен американскими авианосными бомбардировщиками и торпедоносцами 7 апреля 1945 года вместе с большей частью экипажа. Всего 19Американские воздушные торпеды поразили корабль, и в общей сложности на нем погибло 3055 моряков, что является самым большим числом моряков, когда-либо погибших на одном военном корабле.

Гордиться наследием?

Дым поднимается после того, как Ямато перевернулся, взорвался и затонул во время атаки авианосцев ВМС США к северу от Окинавы, 7 апреля 1945 года. ВМС США

По иронии судьбы, несмотря на такой плохой боевой послужной список, Ямато стал для японцев символом гордости и очарования.

Военный корабль был героем фильмов и телешоу, в том числе научно-фантастического сериала, дебютировавшего в 1970-х годах и посвященного превращению корабля в огромный космический корабль.

Только наконец Ямато по-настоящему проявила себя в битве с инопланетными захватчиками, угрожающими Земле. Ее реальная история гораздо менее гламурна или примечательна.

Старший редактор журнала 1945 года, Питер Сучиу — писатель из Мичигана, сотрудничавший с более чем четырьмя десятками журналов, газет и веб-сайтов. Он регулярно пишет о военной технике, истории огнестрельного оружия, кибербезопасности и международных делах. Питер также является автором статьи для Forbes. Вы можете следить за ним в Твиттере: @PeterSuciu.

Это самые большие из когда-либо построенных классов линкоров. Классы линкоров просто не были предназначены для борьбы с натиском, который авиация принесла в морские бои. В последний раз линкор использовался в бою в 19 г.91 во время операции «Буря в пустыне», когда авианосец «Миссури» оказывал огневую поддержку наземным войскам.

Однако даже сегодня одного из этих линкоров достаточно, чтобы любой энтузиаст военно-морского флота наполнился гордостью. Они по-прежнему сильны, и в случае необходимости их легко превратить из музеев, которыми они являются сегодня, в боевую форму. Никого не удивит, что все они из 20-го века, но нас может удивить то, что класс Айова не самый большой из когда-либо построенных.

1. Класс Yamato (Япония)

Линкоры класса «Ямато» были специально разработаны, чтобы стать самыми большими из когда-либо построенных кораблей, и они до сих пор удерживают этот титул, особенно потому, что их больше никто не строит. Эти звери также были созданы для того, чтобы пробивать их всем, что враг может бросить в них, и возвращать их обратно.

Yamato проходит испытания в 1941 году.

Удивительно, но, несмотря на водоизмещение более 71 000 длинных тонн при полной загрузке, класс Yamato мог двигаться со скоростью 27 узлов. Было построено только два корабля этого типа, «Ямато» и «Мусаси», оба из которых были потоплены американскими военно-морскими летчиками.

2. Класс «Айова» (США)

Несмотря на то, что линкоры класса «Айова» уступают кораблям класса «Ямато» в 57 000 длинных тонн, линкоры класса «Айова», впервые произведенные в США перед Второй мировой войной, не были предназначены для борьбы с такими бегемот. Они должны были противостоять японским линкорам типа «Конго». В результате эти мощные корабли могли двигаться со скоростью более 32 узлов.

Как мы упоминали ранее, самолет класса Iowa стоил вложений. С некоторыми модернизациями электроники и вооружения они имели срок службы, который продлил им путь до 19-го века.90 лет до выхода на пенсию.

3. Класс Bismarck (Германия)

Линейные корабли класса Bismarck ВМС Германии, немецкие линкоры класса Bismarck, лишь немногим меньше американских кораблей класса Iowa (51 000 длинных тонн), что делает их крупнейшими линкорами, используемыми любой европейской страной. Кригсмарине удалось построить только два из них, «Бисмарк» и «Тирпиц», оба из которых были потоплены британскими Королевскими ВВС во время Второй мировой войны.

Бисмарк в 1940 году.

И Бисмарк, и Тирпиц просуществовали недолго. Они были введены в эксплуатацию в 1940 и 1941. Бисмарк двинулся в Атлантический океан, чтобы совершить набег на корабли союзников, но был потоплен во время своей единственной операции в 1941 году. Тирпиц никогда не выходил в Атлантику, вместо этого он был центральным звеном флота Балтийского моря. «Тирпиц» был потоплен в 1944 году. 

4. Класс «Авангард» (Великобритания)

Тип «Авангард» был введен в строй в 1946 году, после окончания Второй мировой войны. Это дает Vanguard честь быть последним линкором Королевского флота, а также последним линкором, когда-либо спущенным на воду. Он лишь незначительно уступал по размеру классу Бисмарк.

Во время Второй мировой войны Британский королевский флот уже заложил линкоры класса Lion, но проектировщики понимали, что они не будут закончены до окончания войны. Они решили собрать воедино то, что у них было от класса Lion, и оснастить его орудиями, оставшимися со времен Первой мировой войны.