правда и вымысел » Военное обозрение

О преимуществах японского холодного оружия и невероятной доблести его владельцев – самураев написано немало. Благодаря революции Мэйдзи и последующей активной военно-политической экспансии Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, о самураях и их оружии, о воинских традициях этой очень интересной страны узнал весь мир. Рост интереса к японскому холодному оружию происходил по мере популяризации восточных боевых искусств за пределами собственно Японии и Восточной Азии в целом. Джиу-джитсу (дзюдзюцу), дзюдо, айкидо, карате (правда, это не чисто японский, а окинавский вид единоборств) получили всемирную известность. Но если эффективность японских боевых искусств не подлежит сомнению, то о качестве японских мечей специалисты и любители спорят до сих пор.
Как и боевые искусства, первые железные мечи появились в Японии благодаря культурным и экономическим связям с Китаем. Во 2-й половине III века н.э. китайские торговцы завезли в Японию первые партии железных мечей. В наши дни археологи находят в курганах как китайские образцы, так и более поздние японские «подражания». К VIII в. н.э. в Японии достигло совершенства собственное производство железа, что повлекло за собой настоящую революцию в холодном оружии. Теперь японские воины уже не нуждались в завозе импортной китайской продукции – местные кузнецы, освоив секреты китайских и корейских мастеров, стали производить собственные мечи. Если китайские кузнецы – оружейники делали мечи из цельной полосы железа, то японцы ковали стальные и железные пластины. Постепенно японские мечи приобрели и характерную изогнутую форму. Согласно традиции, первым изогнутым мечом считается меч Когарасу-Мару (Маленькая Ворона). Его выковал в 703 г. н.э. кузнец Амакуни.

Дальнейшее развитие японского холодного оружия происходило параллельно развитию боевых искусств. Военная составляющая в жизни японского общества всегда играла огромную роль. Этому способствовала феодальная раздробленность и постоянные конфликты между князьями и служившими им самураями. Впоследствии страницы японской истории были в изрядной степени мифологизированы, в результате чего на Западе сложилось достаточно поверхностное и идеалистичное восприятие всего японского – и холодного оружия, и самураев, и самурайского кодекса чести, и в целом – характера взаимоотношений в японском обществе. Такому представлению в изрядной степени способствовала массовая культура, внесшая моду на японскую военную тематику среди европейцев и американцев.

В японской культуре меч играл огромную роль и наделялся сакральным значением. Существует несколько видов японских мечей. Самый известный, безусловно, это катана. Изогнутый меч, более напоминающий саблю, катана возникла примерно в XV веке и быстро превратилась в «классическое» оружие самураев. Катана использовалась в паре с вакидзаси – более коротким мечом. Если длина клинка катаны составляла от 2 до 2,5 сяку (60,6-75,7 см), то вакидзаси — от 1 до 2 сяку (30,3-60,6 см). Мечи с длиной клинка меньше 1 сяку относились к категории танто, т.е. кинжалов.

Катану и вакидзаси изготовлял один кузнец в одном стиле, поскольку мечи считались парой и назывались в совокупности «дайсё» — «длинный – короткий». Причем если мечи были изготовлены разными мастерами, то к дайсё они уже не относились. Поскольку для самураев мечи имели особое, сакральное значение, профессия кузнеца считалась в Японии очень почетной. Кузнецы выделялись среди остальных ремесленников. Еще в XIII веке император Го-Тоба ввел классификацию кузнецов в зависимости от их мастерства. Первый класс кузнецов имел особые привилегии, поскольку обладал большим мастерством. Считалось, что изготовленные великими мастерами клинки обладают сверхъестественной силой. На самом деле, как и в любом феодальном и сословном обществе, принадлежность к первому классу мастеров определялась не только и даже не столько мастерством, сколько происхождением.

Многие современные эксперты утверждают, что качество японских мечей на самом деле было далеко от совершенства. По крайней мере, они были ничуть не лучше, чем европейские, ближневосточные или индийские мечи. Однако затем распространились представления о едва ли не волшебной природе японской катаны.

Во многом, распространению мифов о небывалом качестве и силе японского оружия способствовали сами самураи, особенно в период, последовавший за революцией Мэйдзи. О небывалой воинской доблести самураев ходили самые невероятные истории, хотя они вполне могли быть изрядно преувеличены. Во-первых, вся история боевого пути японских самураев переполнена борьбой с заведомо более слабыми противниками. Лишь в ХХ веке Япония столкнулась с мировыми державами – Россией, а затем США и союзниками. До этого войны японского государства носили региональный характер. Но есть ли особая доблесть в том, чтобы побеждать окинавских крестьян или слабую армию раздробленной Кореи? Те же окинавские крестьяне сопротивлялись японским завоевателям очень активно, поскольку не хотели терять независимости (острова Рюкюсского архипелага до японского завоевания были независимым королевством с собственной богатой историей и культурой).

История того же карате восходит именно к периоду борьбы окинавского населения за свою независимость. Надо сказать, что самураи расправлялись с жителями Окинавы весьма жестоко. Окинавцам запретили под страхом смерти иметь любое оружие, после чего местное население во время восстаний стало использовать целый ряд предметов сельскохозяйственного инвентаря в качестве оружия. Получилось весьма интересно – например, та же тонфа. Совершенствование приемов безоружного боя происходило также именно по этой причине – жители Окинавы хотели противостоять японским оккупантам любыми способами, в том числе и голыми руками и ногами. С другой стороны, видно не столь большими мастерами боевых искусств были сами вооруженные до зубов самураи, если им могли противостоять безоружные окинавские жители.

Во-вторых, несколько преувеличенными выглядят и рассказы о небывалой чести и верности самураев своим сюзеренам — даймё. На самом деле, когда самураям требовалось, они могли пойти на разные поступки, включая даже убийство своего сюзерена. Отряды самураев могли запросто «поменять хозяина», если другой князь был готов заплатить им большее жалованье. Кстати, в отличие от европейской традиции измена не считалась чем-то предосудительным. Самураи «перебегали» от одного князя к другому целыми отрядами. В некоторых случаях они даже делились на маленькие отряды и предлагали свои услуги противоборствующим сторонам. Кстати, «доставалось» самураям тоже неплохо – от корейских патриотов, от крестьян Окинавы, от своих же японских крестьян, поднимавших мощные восстания против феодальной эксплуатации.

Была особая группа самураев – ронины, т.е. самураи, потерявшие хозяина. Как правило, ронины превращались в странствующих воинов, нанимаясь телохранителями к знатным и богатым людям, принимая участие в вооруженных конфликтах. Но было немало и тех ронинов, кто окончательно сосредотачивался на преступной деятельности и превращался в профессиональных преступников «с большой дороги». Это обстоятельство также говорит не в пользу невиданного благородства самурайского сословия.

В-третьих, превратным является и представление о повальной высокой грамотности самураев. Начнем с того, что самураи в большинстве своем были очень молодыми людьми, поскольку до зрелых лет профессиональные воины доживали редко. Научиться литературе, поэзии, истории и философии для юных самураев было просто проблематично. Ведь основное время они уделяли оттачиванию воинских навыков. Нет, конечно, встречались среди средневековых самураев и грамотные люди, но большинство все же составляли либо полностью неграмотные, либо едва умевшие писать и читать профессиональные солдаты. В этом не было ничего предосудительного и странного – точно также неграмотными были многие европейские рыцари, не говоря уже о профессиональных ландскнехтах.

Здесь стоит отметить, что боевые искусства самураев имели сугубо утилитарное предназначение. В отличие от многочисленных стилей китайского ушу, которые практически все сформировались и развивались в буддийских и даосских монастырях и были не только боевыми единоборствами, но и техниками психофизиологического совершенствования человека, в средневековой Японии долгое время рукопашному бою не уделялось достаточного внимания. Это вполне понятно – зачем самураям учиться драться без оружия, если они находились с оружием постоянно? Нет, конечно, были какие-то навыки, которые могли передаваться от старших к младшим, но в целом расцвет рукопашного боя начался в Японии довольно позже, чем история «будзюцу» — собственно самурайских боевых искусств. И внесли наибольший вклад в него как раз оппоненты самураев – крестьянские повстанцы, странствующие монахи, разбойники уголовные и политические, наемные убийцы. Именно для них владение приемами безоружного боя или подручными предметами представляло гораздо больший интерес, чем для хорошо вооруженных самураев.


Само собой, не приходилось говорить и о каком-то фантастическом благородстве самураев. Их отличала жестокость к побежденным противникам, причем, учитывая, что Япония – не христианская страна, эта жестокость не смягчалась религиозными представлениями. Если самурай мог совершить ритуальное самоубийство, то убить другого человека, в том числе и беззащитного, для него не представляло никакой сложности. Даже в ХХ веке японскую армию отличала крайняя жестокость к врагам, о которой сообщали практически все противники, которым приходилось воевать с японскими войсками.

Что творили японские оккупационные войска в Китае и Корее известно всему миру. Массовые убийства мирных жителей, казни и садистские пытки, изнасилования и насильственные обращения женщин в проституток – такими действиями запомнились японские войска в соседних странах. Жесточайшим пыткам подвергались военнопленные союзных войск, оказавшиеся в японских лагерях. Но ведь костяк японского офицерского корпуса составляли именно представители благородных самурайских фамилий, имевшие знатное происхождение и гордившиеся своими героическими предками. Получается, что они также поддерживали такое поведение своих солдат и не считали его предосудительным.

Конечно, чего у самураев не отнять, так это представлений о том, что честь является более ценной, чем жизнь, категорией. Отсюда и шла склонность самураев к самопожертвованию. Кроме того, ритуальные самоубийства были достаточно распространены в японском обществе и основывались на специфическом мировоззрении самураев. Расстаться в некоторых ситуациях с жизнью для них было более предпочтительно, чем сохранить ее, но лишиться чести. Большую роль играл и приказ хозяина совершить ритуальное самоубийство. Ослушаться такого приказа большинство самураев не могло себе позволить.

Харакири или сеппука рассматривалась как достойное завершение жизненного пути самурая, особенно если он оказывался в проигрышной ситуации в бою, лишался хозяина, болел. Когда в 1945 году Япония проиграла Вторую мировую войну, в стране отмечалось огромное количество самоубийств, которые совершали военные и гражданские чиновники самого разного ранга и уровня. Это была именно самурайская традиция – уходить из жизни путем ритуального самоубийства. Убежденность в необходимости совершения харакири / сеппуки укреплялась своеобразным самурайским кодексом чести, верность которому уважающие себя самураи стремились сохранять до конца.

Примечательно, что многие самурайские традиции впоследствии трансформировались в специфическую японскую деловую культуру. В японских компаниях существует совершенно иная модель организации труда и взаимоотношений между сотрудниками, чем в американских или европейских корпорациях. Выбирая компанию, японец чаще всего делает выбор едва ли не на всю жизнь, а фигура начальника играет для него очень большое значение – может и не такое, как дайме у средневекового самурая, но и явно отличающееся от роли начальника в американской или европейской традиции.

Образ японского самурая в значительной степени оказался мифологизированным. Сословное деление в самой Японии ушло в прошлое, но живучесть мифа о самураях оказалась поразительной. Причем едва ли не большими адептами этого мифа, чем сами японцы, являются жители других стран. Мода на японскую культуру стала распространяться на Западе в ХХ веке и довольно быстро укоренилась среди части западной интеллигенции, которая прельщалась мифами о благородных воинах – самураях, их невероятном воинском мастерстве, замечательных качествах японского холодного оружия.

topwar.ru

Невероятные факты и легенды, мифы и обычаи самурайского сословия древней Японии. Возможности японского меча (катана) и духовная составляющая его владением. Самурайские учение и мировоззрение.

Настоящим ценителям ножей, мечей и прочих острых ножевых инструментов будет интересно узнать о невероятных исторических фактах, мифах и легендах самурайских мечей и собственно о обычаях таких неоднозначных японских сословий древности как самураи. На нашем сайте Knife.kiev.ua мы постараемся изложить наиболее интересные и необычные факты истории, которые нашли своё документальное подтверждение в трактатах и сочинениях писцов древности. В этой статье Вы найдёте много полезной и поучающей информации о главном оружии настоящего самурая – мече самурая, а также о самых известных ножевых превосходствах и преимуществах настоящей катаны.

В начале нашего рассказа следует отметить наиболее важные моменты превосходства катаны над другим холодном оружием того времени, а также современности, которые были подтверждены историками и специалистами в области ножеделия. Многие из этих фактов неоднократно подвергались удачному или неудачному опровержению, однако действительность этих повествований навсегда останется в дебрях истории и будет пересказываться носителями японской культуры ценящим потомкам. Итак…

Следует отметить, что настоящие боевые качества самых лучших японских мечей в настоящее время оценить практически невозможно. Это обуславливается сверхвысокой ценой на такие мечи, их коллекционной пренадлежностью для современников и сравнительно разным изготовлением, предназначением и уходом, так как возможности разных мечей применимы для разных боевых ситуаций по разному. Так например сверхострая заточка меча для наибольшей остроты предназначеная для выполнения трюков с моментальным разрезанием поверхности либо упругого материала в воздухе окажется совершенно непригодной при колотых ударах таких материалов как прочные доспехи и щит. Как уже упоменалось уникальность таких японских древних мечей не оставляет шансов для их тестирования в полной мере, так как стоимость подобных экземпляров исчисляется сотнями тысяч доларов. Так например около 10 лет назад одна из катан произведённая одним из признаных мастеров древности была продана с аукциона обеспеченому коллекционеру в частную коллекцию за 600 000$ Стоимость других подобных произведений искусства находится в этих же пределах, при этом некоторые особо ценные мечи оцениваются на сегодняшний день в 1 милион доларов.

До нашего времени из древности и средних веков дошли такие известные и распространены сказания и легенды о сверх возможностях оружия и отношении кнему со стороны владельца. С удовольствием предоставляем Вам информацию об отдельных наиболее известных легендах и фактах о возможностях японского меча и духовной составляющей его владением.

— Мечи мастера Мондзю из провинции Тикудзэн (период Хэйан) отличались невероятной остротой. Меч Хигэгири («Резчик бороды») назывался так потому, что при отрубании головы срезал также и бороду жертвы, что конечно подтверждало его невероятную остроту.

— Меч Хидзамару («Повелитель коленей») при казни осуждённых в положении сидя на коленях отрубал голову, а вдобавок по инерции отрубал и колени провинившегося.

— Меч мастера Нагамицу из провинции Бидзэн (период Камакура) назывался Адзуки (в переводе – «боб»), потому что упавший на его лезвие боб моментально разрезался на две части.

— Во время Второй мировой войны японским солдатам демонстрировали пропагандистский фильм, в котором мастер перерубает ствол пулемёта. Изначально такой пример поднятия мужества и патриотичности у солдат был взят из факта древней истории Японии о том как испытатель мечей Оно Ханкэй (XVII век) перерубил мечом ствол ружья. Однако в действительности материал и толщина стали ствола пулемёта гораздо прочнее ствола ружья (даже не увлекающемуся огнестрельным оружием человеку понятно – ствол пулемёта изначально должен выдерживать повышенные, в сравнении с ружьём, нагрузки из-за повышенной используемости и эксплуатации), поэтому данный миф является только красивой легендой нежели былью, что и было подтверждено экспертами познавательной телепередачи «Разрушители мифов». Ими был опровергнут миф о том, что был перерублен ствол пулемёта путём использования повышенной, в сравнении с человеческой, силы робота. В данном эксперименте робот, сила удара которого во много раз превосходила человеческую, смог только погнуть ствол пулемета M2HB, но не перерезать его. Но следует также отметить, что легенду о перерубке ствола ружья никто не опровергал, тем более что в вышеуказанном эксперименте использовался лишь приближённый по качественным характеристикам меч, а не настоящий.

— В 1662 году испытатель мечей Ямано перерубил мечом «синто» — два тела трупов, уложенных один на другой. И, как не странно, это достижение не являлось успехом в полном разумении, так как во времена древних военных конфликтов с участием самураев бытовало мнение о оценке остроты меча, который был способен перерубить !!! четыре тела трупов убитых противников. Поэтому испытания Ямано не считалось уникальным результатом.

— Искусный мастер обращения с оружием и ножевого боя Кадзивара Нагато обладал настолько острым мечём и владением оружия, что мог на лету в акробатическом прыжке разрубить ласточку.

— Этика «кэн-до» и трепетное отношение к мечу в древние времена в Японии были обязательными и неотъемлемыми составляющими частями кодекса самурая. Меч считался особо важным предметом, символизирующим власть императора. Меч в те времена воспринимали как важную характеристику того, какое положение воин занимает в обществе. Меч воплощал в себе чистоту духа, поэтому его считали самым лучшим подарком, который можно преподнести, дабы он передавался по наследству из поколения в поколение.

— Распределение мечей между сыновьями владельца в древней Японии всегда оговаривалось специальной строкой в завещаниях самураев.

— С пяти лет мальчики — будущие воины опоясывались деревянными мечами, которые вскоре заменялись настоящими.

— Высшей доблестью считалось умереть в бою , сжимая рукоять меча. Эта традиция не исчезла вместе с эпохой самураев. Во время Второй мировой войны в 1943 году был сбит самолет японского адмирала Исироку Ямамото. Когда нашли останки самолета, увидели, что обгоревшие руки мертвеца сжимали рукоять самурайского меча.

— Настоящий самурайский меч , выкованый оружейником, мастером своего дела обладал огромной прочностью. Им можно было перерубить, например, другой меч, менее высокого качества. Или самурайские доспехи. Или человека от плеча до пояса. Такая прочность достигалась благодаря многократной проковке меча и его особому строению. Внутри помещалась более мягкая сталь, снаружи более твердая. Меч проковывался десятки тысяч раз. Получался клинок из множества накованных друг на друга слоев железа. Такие слоя исчислялись тысячами. По своей прочности эти мечи не уступали знаменитым дамасским клинкам .

Процесс изготовления клинка был долгим и кропотливым и мог длиться годами. К работе над мечом в целом оружейник готовился, в том числе и духовно. Соблюдал пост, воздерживался от неблаговидных поступков, от дурных мыслей. Создатель меча должен быть без пороков, в противном случае и созданное им оружие будет с дефектом. Что касается физических дефектов, если в своей работе мастер находил изъян, то меч, хотя на него было потрачено много времени и труда, обязательно уничтожался, дабы не опорочить честь оружейника в связи с возможностью изготовления некачественного меча.

— С XII века катаны стали непременным атрибутом японской аристократии. После революции Мэйдзи, когда чиновникам было предписано носить шпаги европейского образца, катаны утратили свое привилегированное положение, но как культурная реликвия остаётся историческо-ценной и на сегодняшний день.

Меч Катана существенно отличается от любых других мечей, изобретенных человечеством. По гибкости, остроте и прочности катаны превосходят арабские булаты, не говоря уже о европейских мечах. Большинство специалистов бескомпромиссно считают катану лучшим длинным клинком в мире.

— В всемирноизвестном фильме «Убить Билла» режиссер Квентин Тарантино допустил серьезную погрешность во времени и способе изготовления катаны. Согласно японским традициям, оружейник, сковавший клинок, никогда не стал бы заниматься изготовлением фурнитуры — для этого у него были помощники. В действительности, катана представляет собой целый конструктор как результат труда многих человек, и настоящий самурай всегда имел несколько комплектов принадлежностей для своего меча. Клинок передавался по наследству из поколения в поколение, и в зависимости от разных обстоятельств облик катаны менялся. Например, на войне нужно было придать мечу аскетичный угрожающий облик, а на свидание с дамой самурай мог явиться с богато украшенной катаной, подтверждающей обеспеченность владельца.

— Катана получила такую широкую известность во многом благодаря технологии ее изготовления. Самое основное в любой катане – это металл, для изготовления клинка предназначалась особая железная руда, содержавшая примеси молибдена и вольфрама. Согласно некоторым данным многие оружейники закапывали прутки металла в болото на 7-8 лет, чтобы ржавчина выела слабые места в изделии, после чего оно отправлялось к кузнецу. Кузнец расплющивал прутки специальным молотом, превращая их в фольгу, потом эта фольга складывалась и снова сплющувалась. В результате готовый клинок содержал в себе около 50000 слоев прочнейшего металла. Последний этап в производстве меча это закалка в жидкой глине, в процессе которой на клинке появлялась тонкая матовая полоска – якиба. Известные мастера ставили на хвостике клинка свою подпись, но во времена наказаний за производство мечей многие мечи ушли к хозяевам без ярлыка мастера. По окончании ковки и закалки меч в течение 2-х недель полировался до зеркального блеска, и лишь после этого работа считалась законченной.

— Многие эксперты по стародавнему клинковому оружию утверждают что настоящая катана была самозатачивающейся из-за упорядоченного движения молекул. Достаточно было повесить клинок на стену, чтобы через определенное время вновь получить острое, как бритва, лезвие. Клинок подвергался поэтапной шлифовке: девять шлифовальных кругов уменьшали зернистость, после чего мастер лично полировал его пылью древесного угля.

— Обычно мастер-оружейник создавал клинок в одиночестве либо с избранным учеником, которому из уст в уста передавал свои знания и опыт, однако достоверно известно что в этом процессе никогда не принимало участие более 2 человек.

Процесс изготовления меча мог длиться от нескольких месяцев до 10-15 лет. Известно немало случаев, когда глава самурайского рода заказывал мастеру изготовление катаны для своего новорожденного сына, чтобы по взрослении наследника и окончании его обучения он мог получить свой меч изготовленный специально для него по заказу многолетней давности.

— В феодальной Японии тренировка применения новой катаны, а также её возможностей выглядела очень жестоко. Только что созданными мечами рубили заключенных, чтобы посмотреть, какое воздействие клинок оказывает на кости и ткани человека и проверить его пригодность.

Меч катана по своей форме имел слегка изогнутое лезвие именно с практичной точки зрения. Такая форма лезвия позволяла клинку дольше оставаться в разрезе, тем самым, глубже проникая в рану. Многие боевые приемы самураев специально задумывались так, чтобы, используя всего 10-15 см кончика меча проникать в тело на 5–10 см. Это позволяло гораздо легче и быстрее сделать разрез и выдернуть меч для дальнейшего использования.

— Схватка на катанах среди опытных фехтовальщиков продолжалась всего несколько секунд, поэтому самураи стремились овладеть разнообразной тактикой, чтобы можно было её применить до первого удара или после. Среди самых распространённых приёмов было дать сопернику возможность первым сделать как минимум замах и как максимум удар. В промежутке между этими действиями или сразу после них выжыдающий соперник мог мгновенно поразить напавшего первым неприятеля сосредоточившись на действующей цели и увельнувшись от выпада. То есть попросту говоря – если воин ошибся нанося удар первым – его ждёт моментальная погибель от встречного приёма соперника. Во всем этом лежит задумка – обмануть соперника, этим же смыслом наделены почти все битвы на катанах. Движением глаз и тела самурай представлял врагу определенную картину, в рамках которой тот атаковал, и в ответ действовал неожиданно. Самураи настоящих древних учений никогда не размахивали своими мечами, а сохраняли хладнокровие вплоть до решающего мгновенья. Они прекрасно понимали, что если ты первым ударом не смогут повергнуть врага – времени на второй уже не будет.

Вторая часть нашего небольшого рассказа будет посвещена причинам высокой культурной и исторической ценности японских мечей, а также некоторым наиболее интересным фактам и легендам.

На сегодняшний день большинство коллекционеров оружия во всем мире ценят японский меч весьма высоко. В первую очередь ценились качественные характеристики мечей в связи с их предназначением. Для своего веса это сильнейшее оружие того времени, оно прекрасно сохраняет заточку лезвия. Самураи считали, что каждый клинок имеет душу. И душа этого меча состоит из помыслов создателя в процессе производства, поэтому в моменты работы над производством кузнец обязан был быть чистым помыслами и деяниями. В душу меча также входили благородные поступки его обладателя. Уникальная кривизна лезвия и соответственный профиль деревянных ножен позволяют быстро вытащить меч и перевести в позицию для нападения или защиты. Мягкое дерево нежно вмещает клинок, впитывает смазку, защищая его от ржавчины. Так как изготовление мечей являлось традиционным японским искусством, уважающий себя мастер-кузнец собирали богатый железом песок и сами плавили сталь для меча.

В технологии плавки стали были применимы разные секреты, однако почти все мастера для получения заготовки накладывали тысячи слоев стали один на другой. В итоге проковки такого набора создавалась особая молекулярная структура металла, отличавшаяся чрезвычайной твердостью и способностью сохранять высокую остроту лезвия очень долгое время. Закончив изготовление, большинство кузнецов отдают изделие на полировку для придания формы и остроты клинку либо занимаются этим самостоятельно, но такое было редкостью. Далее создаются ножны и другие аксессуары. Каждый этап создания меча длится долгое время из за тщательности и необычайной внимательности к каждому процессу, а также по привычке, так как в древние времена правительством Японии был издан указ согласно которому каждый кузнец имел право изготавливать не более одного меча в месяц дабы увеличить качество создаваемых предметов.

ЛЕГЕНДА о первой катане и мастере Амакуни.

Первый японский самурайский меч — катана был сделан оружейником Амакуни из провинции Ямато предположительно в начале IIX века нашей эры (710 г. предположительно). Амакуни был начальником группы оружейников, чьей задачей было обеспечивать мечами солдат императорской армии в IIX веке н.э.
Однажды Амакуни и его сын Амакура стояли в дверях своей кузницы и смотрели как возвращаются с войны изнемогающие от боя солдаты. Японский император проскакав мимо Амакуни даже не взглянул в его сторону, хотя обычно притормаживал чтобы отметить знаком внимания своего лучшего кузнеца и вдохновить его на новые кузнечные подвиги в искусстве изготовления мечей. Амакуни всегда с нетерпением ждал похвалы своего правителя для осознания своей значимости в общей победе войска. Затем он заметил, что почти половина возвращающихся солдат несут сломанные мечи и понял причину негодования императора. Выплавленные им мечи не выдерживали технической и качественной конкуренции со стороны оружия противника. Амакуни собрал у солдат несколько экземпляров сломанных мечей и стал их изучать. Причину он понял очень быстро, оказалось что хрупкость клинка обуславливалась неправильный подходом к процессу ковки и закалки. При рубящем ударе о твёрдый материал, каким являлись доспехи противника, металл крошился и меч ломался. Солдат в данной ситуации оказывался абсолютно безоружным. После игнорирования Амакуни императором кузнец поклялся изготовить сверхпрочные мечи для рубящих и колотых ударов.

Согласно легенде Амакуни и его сын заперлись в кузнице и молились семь дней и семь ночей Богам Синто чтобы сами боги благословили материал для стали и его стремление к совершенству. После духовного воодушевления Амакуни выбрал лучшие образцы песчаной руды и обогатил их другими углеродосодержащими составляющими. В течении месяца кузнец и сын медленно и упорно работали над новыми мечами и изнемогающие, бледные и ослабленные от изнурительных испытаний вышли на люди показать свои достижения. Мечи представленные людям были с искривлённым клинком, а также односторонней заточкой клинка, они были выкован из нескольких разнородных железных пластинок. Поначалу другие кузнецы не приняли эту форму меча достаточно удачной, но, несмотря внимания на всестороннюю критику, отец и сын принялись полировать клинок и занялись его доводкой. На протяжении несколько последующих месяцев Амакуни и его сын изготовили много аналогичных усовершенствованых мечей.

Когда на следующую весну снова прогремела война и солдаты вновь возвращались с боя Амакуни стоял в дверях и вёл подсчёт уцелевших мечей — 1,2,3…29:30,31. Какого же было его удивление когда он увидел что все выкованные им мечи вернулись с фронта без повреждений! А когда император скакал мимо его кузнецы — он поприветствовал мастера: «Ты настоящий мастер-оружейник! Ни один из твоих мечей не подвёл в сражении!» . Амакуни возрадовался и объявил всем, что выполнил дело своей жизни.

Также любому человеку, который интересуется холодным оружием будет интересно узнать о самых известных легендах, обычаях и историях с участием самураев, дошедных до наших времён. Далее Вы можете узнать наиболее необычные исторические сказания о японской культуре времён самурайского бытия.

«Дзюнси» — самоубийство верных.

Согласно «бусидо» — кодексу чести самурая — его жизнь полностью и абсолютно принадлежала хозяину. В средневековых войнах достаточно было убить война-господина, чтобы все его самураи совершили самоубивство по этой причине, правильно называемое — «дзюнси». «Дзюнси» («junshi») иногда переводится как «убийство из-за верности» и является подвидом традиционного японского ритуального самоубийства «сэппуку». Первоначально «дзюнси» как таковое совершалось только если господин был убит в бою, а его естественная смерть (от старости или болезни например) не являлась основанием для совершения подданным самоубийства. Эта практика описывается ещё в китайской летописи, созданной в VII веке и описывающей «людей Ямато». По данным «Вэйчжи» («Weizhi», «Хроника Вэй»), в 646 году указом было запрещено «дзюнси», но естесственно самоубийства происходили ещё на протяжении многих веков.

В эпоху сёгуната Токугава о войнах и сражениях практически ничего не знали и «дзюнси» постепенно стало повсеместной практикой даже в случае совершенно привычной, мирной смерти хозяина. Так досконально известно что после смертей Мацудайры Тадаёси (Matsudaira Tadayoshi) и Хидэясу (Hideyasu) произошло 1607 самоубийств. Сила верования в духовные каноны заставляла совершать самоубийства даже самых высокопоставленых лиц при дворе. Например, после смерти Токугавы Хидэтада (Tokugawa Hidetada) добровольно ушёл из жизни его старший советник, имеющий знатное положение в обществе, а после смерти Токугавы Иэмицу (Tokugawa Iemitsu) покончили с собой 11 его ближайших советников и двое старших советников. Со временем ритуальные самоубийства «дзюнси» совершались так распространённо, что стало восприниматься как правило даже выше законов. Правительством «дзюнси» было запрещено в 1663 году, однако практика ритуального самоубийства по прежнему продолжала своё существование. В 1668 году, когда скончался высокопоставленный даймё Окудайра Тадамаса (Okudaira Tadamasa), один из его вассалов совершил «дзюнси». Узнав об этом и для устрашения наказания за запрещённое деяние сёгунат (правительство) принял решение убить всех его детей, а также выслать всех прочих родственников семьи из занимаемых ими земель на другие — поменьше.

Сила верования и соблюдение обычаям простым населением не могло повлиять любые запреты поэтому случаи «дзюнси» всё равно продолжались и в итоге этот вид самоубийства был запрещён повторно, в 1683 году. Одним из последних и нашумевших случаев ритуальных самоубийств после гибели господина стало двойное убийство генерала Ноги и его жены после смерти императора Мэйдзи в 1912 году.

Интуиция – главное оружие самурая.

В древной Японии особое внимание духовного воспитания воинов уделялось развитию интуитивного чувства приближающегося противника. Так например школа Ягю-Синкагэ уделяла этому духовному развитию наибольшее внимание. Каждый воин должен был интуитивно предчуствовать неожиданное нападение противника и прочих опасностей. Наивысшей вехой в развитии интуиции согласно традициям школы Ягю-Синкагэ начинается с постижения техники правильного поклона. Стоило ученику опустить голову слишком низко и перестать следить за окружающим пространством, как он тут же получал неожиданный удар деревянным мечом по голове, что показывало его неготовность к скрытым опасностям. Такая практика в учениях продолжалась до тех пор, пока ученик не обучался ускользать от внезапных предательских ударов, не прерывая поклона.

В самом начале становления данного учения воинов учили еще более безжалостно. Чтобы пробудить в ученике необходимые для выживания и противостояния качества, мастер наносил серьёзные удары из под тишка в течении всех суток каждый день. В любое время не зависимо от того чем занимался ученик, а он мог выполнять обычную бытовую работу у мастера в доме либо вообще спать, мастер мог незаметно подкрадшись ударить подчинённого палкой, чтобы тот не раслаблялся не на миг. В конце концов ученик ценой шишек и собственной боли начинал предчувствовать приближение своего мучителя и думать, как избежать ударов, находясь в постоянном самоконтроле всё время. С этого момента наступал новый этап учений, более суровый, так как мастер вооружался уже настоящим оружием и применял уже настоящие боевые приёмы от которых ученик должен был молниеносно уворачиваться и обороняться.

Одним из сильнейших мастеров этого умения «дзансин» считался сам Ягю Мунэнори. Согласно легенде однажды обычным весенним днем он вместе со своим юным оруженосцем любовался цветением сакуры в своем саду. Вдруг его стало одолевать чувство внезапной опасности. Ему казалось что кто-то готовится нанести ему удар в спину. Мастер осмотрел весь сад, но ничего подозрительного не обнаружил. Оруженосец, изумленный странным поведением господина, спросил его, в чем дело. Мастер, засомневавшись в своих чувствах ответил, что, наверное, стареет и поэтому уже начинает путаться в интуиции предостерегающией его об опасности. И тут парень-оруженосец признался, что стоя за спиной господина, подумал, что мог бы очень легко его убить, будь у него на то причины, нанеся неожиданный удар сзади, и Мунэнори не помогли бы тогда все его умения. Мунэнори на это улыбнулся и, довольный, что его интуиция по-прежнему на высоте, простил юноше его грешные мысли.

Об этом случае прослышал сам сёгун Токутава Иэми-цу и решил устроить мастеру Мунэнори проверку. Он пригласил его к себе в дом якобы для разговора, и Мунэнори, как и следует самураю, почтительно присел у ног правителя. Иэмицу заговорил с ним и во время разговора совершенно неожиданно набросился на мастера Мунэнори с копьем. Но движение сёгуна не было для мастера неожиданным — он сумел почувствовать его «нехорошее» намерение гораздо раньше, чем тот его осуществил, и поэтому сразу же сделал Иэмицу подсечку, и сёгун был опрокинут, так и не успев понять, что же произошло, и конечно не успел даже замахнуться своим копьём для осуществления удара. После этого случая слава о умениях Мунэнори распространилась повсеместно.

Легенда о самом необычном поединке мастеров ножевого боя.

Согласно сказаниям однажды в Японии произошел достаточно интересный случай, связанный с катаной. Случилось это в XIV веке между Масамунэ и Мурамасой – наиболее известными оружейниками того времени. Чтобы проверить насколько идеальны их боевые мечи оба оружейника вонзили катаны собственного изготовления в дно маленького осеннего ручья по которому резво плыли сорванные ветром листья. При этом лезвия катан были направлены против течения ручья. Листья, которые дотрагивались до лезвия катаны, принадлежавшей Мурамасе, рассекались на две части. В то время как листья, подплывавшие к лезвию катаны Масамунэ, не прикасались к нему, а огибали, даже не притронувшись. После этого Мурамаса сказал, что этот поединок он проиграл , ведь, как гласит философия меча в Японии, меч не должен являться оружием, несущим опасность и жестокость. Он является оружием, приносящим мир, и главное предназначение катаны – это делать всё возможное, чтобы не дать начаться войне.

Установки религии буддизма гласили что предназначение любого меча – это приносить мир, а не начинать войну. Для каждого японского самурая меч является воплощением прямодушия, верности самому себе и чести. В средневековье японцы верили, что у любого меча есть своя волшебная сила чтобы победить зло. Отдавая честь духу оружия, катану ложили возле постели умершего человека и возле кроватки новорожденного для того, чтобы к ним не подступились злые духи. Каждый мастер, прежде чем приступить к ковке меча, молился синтоистским богам, чтобы они помогли ему сделать хорошую катану. Каждый самурай обязан был заботиться и оберегать свой меч, никогда не расставаться с ним и ничем не опозорить его.

Современная ценность японских мечей.

После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции совместно приняли решение о уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства историков и экспертов в оружии, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную культурную ценность, приказ изменили. Тогда было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей», одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии был принят закон «О культурном достоянии», в котором определялся порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации. Система и процесс оценки меча очень многоступенчата и начинается с присвоения низшей категории исторической ценности и заканчивается присуждением высших титулов произведениям искусства (два наивысших титула присваиваются и находятся в компетенции министерства культуры Японии. Такие мечи являются национальным достоянием Японии и не вывозятся из страны).

Иерархия титулов начиная с наивысшего выглядит так:
— национальное сокровище («кокухо»). Данный титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке чуть менее 20;
— важное культурное достояние. Этот титул имеют чуть менее 900 мечей;
— особо важный меч;
— важный меч;
— особо оберегаемый меч;
— оберегаемый меч.

По законодательству современной Японии гражданину можно хранить зарегистрированный меч, но только с одним из вышеуказанных титулов. Если же данное правило несоблюдено — меч подлежит конфискации как вид оружия. Так как один меч может являться культурным наследием семьи владельца и передаваться из поколения в поколение считаясь реликвией. Качество каждого меча обязательно сертифицируется «Обществом по сохранению художественных японских мечей» (NBTHK), которое выдаёт экспертное заключение на каждое оружие в отдельности. На сегодняшний день в современной Японии принято оценивать японский меч не сталько по техническим характеристикам, эффективным боевым предназначениям, сколько по критериям, применимым к настоящему произведению искусства. Настоящий японский меч затачивается с одной, выпуклой, стороны, а вогнутая сторона служит своего рода «щитом» во время фехтования. Особые технологии многослойной ковки делают меч поразительно крепким и острым и учитывая очень долгую и трудоемкую работу по его производству, его стоимость очень велика. В тоже время древний меч, созданный великим мастером и являющимся культурным наследием стоит целое состояние.

Следует также отметить что распределение мечей между сыновьями владельца в древней Японии всегда оговаривалось специальной строкой в завещаниях самураев. Сегодня любое японское оружие, в частности и катана, классифицируется по длине клинка, каждый вид меча имеет свое название. К основным типам относятся: «нодати» — двуручный меч с длиной клинка более 84 см; «тати» — придворная сабля самурая с клинком как у катаны, но более пышным декоративным оформлением; «тинса-катана» — придворная сабля длиной до 61 см; «вакидзаси» — являлась парой к катане или тати, длиной до 51 см; «танто» — боевой нож, который часто носили вместо вакидзаси, с клинком в 28-40 см, и «кайкен» — женский нож с прямым клинком 8-16 см.

< Предыдущая   Следующая >

Следующие статьи:

Предыдущие статьи:

www.knife.kiev.ua

Императорская катана | Самурай Джек Вики

Императорская катана

Силы

Неразрушимость, способна уничтожать злых существ

Императорская катана (Также, катана Джека) — меч, принадлежащий императору Японии. Она была выкована тремя высшими Богами: Одином, Ра и Вишной.

История Править

Катана была подарена Императору Японии от Высших Богов, чтобы тот смог уничтожить зло, попавшее на Землю, Аку. После жестокой битвы император одолел Аку и спас свою семью с его новорождённым сыном. Аку пообещал вернуться.

Проходит много лет, Япония смогла восстановиться и разрастись, но вернулся Аку. Император пытается взять катану, но Аку пленяет его. Императрица говорит ему взять катану и спастись, чтобы победить Аку.

В XCII эпизоде Джек теряет свою Катану, роняя её в бездну.

Силы Править

Катана императора является одним из сильнейших артефактов мультсериала. Она способна уничтожить любое вещество, если владелец приложит достаточную силу (Джек не мог сломать адамантиевую броню Ультра-Ботов без усиления, XVIII эпизод). Кроме этого, катана способна уничтожить любых злых существ, на которых не способно подействовать обыкновенное оружие. При попадании по врагу, его тело начинает разъедаться.

Из-за своего божественного происхождения, Катана не может навредить всему, подобному ей. Кроме этого, она не может разрушить сильные магические предметы (Меч Шотландца, XI эпизод).

Она неразрушима и не способна навредить добрым и невиновным созданиям. Тем не менее, это относится лишь к органическим формам жизни: Роботам навредить она способно не взирая на их мировоззрения (Джек-Аку убил невинного робота, XLIII эпизод). Без своего истинного владельца Катана теряет большинство своих способностей.

samuraijack.fandom.com

Топ-15 интересных фактов о настоящих японских самурайских мечах катана


1. Японская катана появилась в ХV веке и использовалась с конца ХIV века как традиционное оружие самурая вместе с коротким мечом вакидзаси.

 

2. Самурайский меч существует не для того, чтобы кого-то поранить или убить, а чтобы охранить себя и своих близких. В Японии запрещено иметь оружие. Но меч не оружие, это произведение искусства.

 

3. В фильмах (например, «Телохранитель» с Кевином Костнером) не врут, настоящей катаной и правда можно разрезать на весу шелковый платок. Хотя создан меч в первую очередь для того, чтобы разрубить пополам человека.

 

4. Ковка мечей происходит в белой одежде, она называется доги. Белый цвет символизирует чистоту, потому что помыслы мастера должны быть чисты, когда он приступает к работе.

 

5. В работе над мечом участвует много мастеров. Один кует, другой полирует, третий изготавливает чехол, четвертый — рукоять, пятый украшает его драгоценностями.

 

6. Ни у кого, ни у одного человека на Земле не получится сделать меч с первого раза. Необходимо учиться 7 лет, чтобы овладеть этим искусством. Первые три года учебы ученики даже не прикасаются к инструментам. Они не получают зарплату и делают все, о чем попросит учитель. 70% учеников уходят именно на этом этапе, не успев взять в руки молоток и меха. Но эти три года очень важны. Сначала ты принимаешь искусство ковки меча душой, после глазами и только потом — руками.

 

7. Материал для самурайского меча катана, как и тысячу лет назад, добывается традиционным способом: по кусочку из большого слитка, пока не наберется достаточно. Работать надо очень тщательно, поэтому среди мастеров есть негласное правило: делать не больше двух мечей в месяц.

 

8. В современной Японии осталось не больше 300 кузнецов мечей. Каждый из них на вес золота. Но проблема даже не в том, что их мало, а в том, что почти все пожилые. Молодые не хотят идти в эту профессию. Мало кто выдерживает такие нагрузки, физические и эмоциональные.

 

9. В японском языке есть такое слово — «хибитанье». Оно значит «трудолюбивый» и состоит из двух слов: «танье» — «отработка» и «хиби» — «каждый день». Все это появилось из быта кузнецов. Или еще слово «айдзичи» — «разговор двух человек». «Дзичи» значит «молоток», а «ай» — «вместе». То есть разговор двух мастеров, которые куют меч.

 

10. В Японии левостороннее движение. Это связано с тем, что самураи всегда носили меч на левой стороне. Так им было удобнее атаковать противника.

 

11. За катаной нужен тщательный уход. Причем производится он в определенной последовательности и прежде всего заключается в чистке, для которой применяются различные принадлежности. После чистки меч заново покрывается маслом.

 

12. Под влиянием голливудского кинематографа, самурайского кино, аниме и японских легенд создалось ошибочное мнение, что якобы из-за мягкого обуха и очень твердой режущей кромки японские мечи практически неразрушимы и режут с одинаковой эффективностью твердую сталь и органические материалы. Но подобные сцены из кинематографа противоречат законам физики.

 

13. После того как Япония проиграла во Второй мировой войне, США запретили японцам выпускать оружие, в том числе мечи. Многие мастера вынуждены были делать обычные кухонные ножи, а то и вовсе сидели без работы. Спустя шесть лет после поражения Японии император разрешил мастерам ковать мечи. Этим распоряжением император сохранил не только рабочие места, но и сохранил японскую культуру. Ведь катана — это душа всех японцев.

 

14. Настоящую японскую катану можно узнать по лини закалки и уникальному фамильному узору хамона.

 

15. Для японца меч — святое существо. Каждый мастер относится к своим мечам, как к детям.

 

 

По материалам журнала «FHM», 12/2009

www.kafetop.ru

Катана – меч удивительной судьбы

 Катана родилась в XV веке. Она пришла на смену мечу-тати. Тати, который до того времени предпочитали самураи, был лишь слабым подобием, предтечей катаны, значительно более хрупким и менее удобным. Появление катаны имело столь важное значение для японцев, что они сложили об этом поэтичную и изящную легенду.

Рождение катаны

Очень давно, веке в восьмом, жил в провинции Ямато кузнец и оружейник по имени Амакуни. Кузнец всегда печалился, когда ему приходилось видеть самураев, возвращавшихся с поля брани, держа в руках сломанные мечи. Он забирал обломки у воинов и подолгу разглядывал их, пытаясь разгадать загадку – почему же эти мечи не смогли выдержать напряжение битвы, почему они так часто ломаются? И решение пришло – все дело в неправильной ковке и закалке.

Тогда кузнец стал молить богов Синто помочь ему направить его разум и душу, чтобы создать новый, идеальный меч. Мастер Акамуни, взяв в помощники сына, приступил к долгим поискам и попыткам. Легенда не рассказывает, сколько времени отнял этот путь, но с некоторых пор ни один меч, выкованный Акамуни, ни разу не опозорил воина в битве.

Сам император отправился к кузнецу выразить благодарность. Мастер Акамуни поклонился и сказал только: «Я достиг цели своей жизни».

Катана – спутник самурая

Катана сопровождает самурая на всем его жизненном пути. Она рождается с ним, с ним взрослеет и покидает его только после смерти.

В древности японские аристократы заказывали катану кузнецу, как только в их в роду появлялся мальчик. Ведь в отличие от обычного меча, на создание которого уходит от 3-х до 12-ти месяцев, настоящую катану куют и закаляют не менее десяти, а то и пятнадцати лет. Вот и получалось, что с рождением ребенка мастер приступал к работе, а к тому моменту как мальчик становился мужчиной он получал готовую катану. До этой поры ему приходилось довольствоваться сначала деревянным, а позже – обычным мечом, который делают всего за несколько месяцев.

В обычной жизни катану было принято украшать. Если самурай шел на свидание, то он обвешивал свой меч всевозможными украшениями, чтобы показать своей избраннице, насколько он состоятелен, как силен и могуществен его род. Но перед боем, все лишнее снималось. В битву самурай шел только с чистым мечом.

Самурай мог оставить свой меч сыну по наследству. И эта традиция жива и по сей день. Но если случалось так, что он был смертельно ранен в бою, то свою катану он отдавал врагу, который его поверг. Бусидо, кодекс самураев, говорит, что меч после смерти хозяина продолжает свой путь воина и должен служить новому владельцу, как и его бывший хозяин-самурай (самурай – в пер. с японского –слуга).

www.jtheatre.info

Катана

Появление на свет первого самурайского меча датируется примерно X в. тем самым временем когда знатные японские воины служили феодальным полководцам. Их называли самураи, что означает, те кто служит. Мощь и авторитет таких войнов постепенно возрастали. Только избранные аристократы могли стать самураями. Это означало бесконечные тренировки и дисциплину, которые всегда отделяли их от остального общества. Быть самураем было почетно, это давало ощущение причастности к элите. Ты лучший, потому что только лучших избирают.

Для таких историков как доктор Стефан Тернбола помимо прочего самурайский меч стал еще и легендой. Достаточно мощный что бы расеч тело пополам, но настолько точный что бы разрерать одну волосинку. Расчитанный что бы рассекать достовая из ножен, меч, принес собой новый вид битвы. Меч Катана разработанный в XVI в.комбинирует в себе баланс, аристакротическую красоту и идеальную острату клинка. В засекреченном месте где-то на юге Японии все еще выковывают настоящие мечи Катана, это место называют — Родиной товаров. Здесь расположены редкие минеральные залежи производящие уникальную сталь. Рождение Катаны на самом дне плавильной печи под названием Татара. Секреты старинного исскуства и по сей день восхищают опытного металурга Девида Старли, который рассказывает о печах следующее: Традиционная японская плавильная печ называется Татара, она около трех метров в длину, метр в ширину и 1-2 метра в высоту. Имеет ряд входных отверстий для воздуха.

Кихара Акира (Akira Kihara — Tatara Master) — один из последних оставшихся мастеров традиционной Татары в мире. Он не спит по 3 дня и 3 ночи наблюдая за работой плавильной печи, над темными металами для производства острейших мечей. По сравнению с обыкновенной железной рудой, железный песщаник найденный неподалеку — невероятно чистый. Он содержит намного меньше примесей, таких как сера и фосфор, делающих железо и сталь ломкими. Магия начинается когда углерод содержащийся в угле соединяется с железным песщаником и формирует уникальную сталь.

Эту необработанную сталь японцы называют — Тамахагани. Кихара Акира рассказывает: в течении часа железистый песщаник просачивается на дно печи. Посмотрев на цвет мы можем сразу определить стала ли смесь Тамахагани. Частично из-за того что она никогда не плавится полностью необработанная сталь сохраняет химические и физические параметры необходимые для меча Катана. На атомном уровне неизменным остается небольшое количество углерода. Ровно то количество, которое необходимо легендарному мечу Катана для его самого главного качества. Углерод обеспечивает внутреннюю амортизацию удара. позволяющую отражать удары противника.

Но хороший меч самурая не должен быть только упругим, металлург Девид Старли, эксперт королевской оружейной палаты в объединненом королевстве говорит: это чистейший металл, очень эластичный и крепкий, он не расколится. Концы меча Катаны также сделаны из стали с небольшим количеством примеси, таких как сера, что в результате позволяет получить, остроту подобную лезвию. Уникальное совмещение железа с углеродом, придают мечу Катана прочность и гибкость одновременно, а руках тренированного самурая, привосходит по мощности свой вес и размер. Японские мастера превзошли сами себя в искусстве выплавлять мечи еще много веков назад. При нагревании до 1000 градусов жесткая сталь и мягкое железо превращаются в двуметалльное лезвие.

К концу второго дня плавильная печь поглатила 2/3 от 26 тонн угля и железестого песщаника. Кихара Акира: это печь как человек, я представляю что железо это еда, которой он питается. Только так, печь сможет дать нам качество Тамахагани.

Для 70 летнего человека Кихара Акира, остается на удивление страстным к своей работе. Со временем железо, разъедает стенки печи. Прямо под ней находится 3 метровая камера, любая жидкость впитавшаяся из земли снизила бы температуру и испортила драгоценную сталь, пришлось бы начинать весь процесс заново. Слои пепла и угля приподнимают печь над землей и с каждой стороны находятся 2 вентиляционных канала. При температуре примерно в 1000 градусов все примеси просачиваются в нижнюю камеру, оставляя за собой чистейшую сталь. У мастера Кихары, нет современного оборудования, он слышит шум пламени.

После 4 дней неприкращающейся работы печь разбивают и достают готовую сталь из которой в дальнейшем будет создаваться меч Катана. НА производство чернового металла под названием Таахагани ушло 26 тонн железной руды и угля, если он достаточно качественнен, то может стоить порядка 50 000 долларов, это примерно в 50 раз больше обыкновенной стали. Дальше, мастер по печи Акира Кихара определяет какие куски пойдут на меч, это зависит от содержания углерода, если углерода будет слишком мало, меч получится мягким, если много ломким. Лучший металл находится по краям, так как в этом районе происходит наибольшая оксидация (искусственное окисление).

После выбора лучших кусков, их отправляют кузнецу, где после тчательного отбора, лучшие куски идут в работу. Жар плавильной печи и постоянный работа кузнеца, превращает груду металла в новое оружие. Для избежания дальнейшей оксидации, куски заворачиваются в бумагу и тонкую обертку из глины и залы. Повторное нагревание до 1300 градусов подготавливают сталь к процессу в результате которого все отдельные куски будут соеденены. В этот момент необходимо работать быстро пока сталь не охладилась. Во время ковки вытесняют последние оставшиеся примеси. Готовый продукт весит на 50 процентов меньше, чем необработанный металл. То что скоро станет мечем, начинает приобретать форму. Единного сплавленного куска, однако металл не обретет свое лицо, пока его еще несколько раз неперегнут и не отобьют — это делается для того что бы равномерно распределить углерод. тот процесс необходим что бы перемешать железо и сталь, тогда кусок станет равномерным по всей структуре. Все проделанное производит около 5000 слоев на 1 сантиметр стали. именно эти слои создают модель под названием Дзи-xaдa (Jihada) — кожа металла.

Структура

Триумфом японских кузнецов стало совмещение железа и стали, для того что бы клинок оставался одновременно острым и не ломался. Жесткий материал по краям, более гибкий с обратной стороны клинка. Два отдаленных качества делают Катану острейшим и крепким из когда либо выкованных мечей, после чего под ударами кузнеца происходит слияние двух металлов. Острейший клинок, богатый углеродом сделанный из стали которая обернута вокруг нижнего слоя (более гибкого железа, образующего сердцевину лезвия). Но японские кузнецы не останавливались на достигнутом и продолжали совершенствовать свои работы. Секрет их умения заключается в работе с микроструктурой металла.

Под микроскопом, мы видим смесь нескольких компонентов. С наружней стороны, ближе к обратной стороне лезвия у нас чистое железо. Однако для острия нам необходимо что то прочнее стали. Острие Катаны важнейшая часть меча.

Секретная смесь глины с порошковым углем размазывается по поверхности меча изолирует и защитит лезвие во время закалки. Изоляционная линия сама по себе искусство, ее называют — Хаман. Она не только показывает мастерство кузнеца это проявление его творчества, характеризующая самого мастера.

Во время закалки происходит медленное рождение Катаны. Когда клинок во второй раз подвергается накаливанию, мастер терпеливо ждет когда клинок достигнет цвета заката, после чего его погружают в воду. Из-за резкого перепада температуры, на клинке углерод распределяется по краям, так и образуется острие меча. Такие структуральные изменения во время охлаждения приводит к традиционной форме меча. 

Катана — доказательство стремления человека к совершенству, это кульминация вековых поисков идеального оружия с острейшим и прочнейшим клинком.

 

Оценить статью:

 

Оцените сайт:

 

 

www.waysamurai.ru

Самурайский меч Катана. Смотреть Самурайский меч Катана онлайн на kinooko.net

Самурайский меч Катана

Samurai sword Katana

Поделитесь с друзьями ссылкой на фильм

Закрыть

60 сантиметров этой двуручной сабли могут превратить любой живой объект в салат оливье. Катана — японский меч изготовленный из рафинированной стали, что делает его очень прочным и практически идеальным оружием для убийства. История у этого «клинка» тоже очень увлекательная: Катана появилась в XV веке, как продолжение эволюции меча под названием «тати» — еще одного достояния японских воинов, но в отличии от Катаны, он не засовывался за оби, а подвешивался за пояс. National Geographic любезно представляет нам очередной шедевр документалистики для просмотра как раз на эту тему. В этом фильме вы узнаете абсолютно все, что связанно с кровавым оружием самурая. Начиная от истории создания, до ценности и духовного отблеска, который он несет в себе. Вы услышите о традиции японской семьи, которая из поколения в поколение занимается ковкой, что перестало быть для них просто профессией. Уделите всего 47 минут своего времени, и вы будете знать все тонкости и моменты этого прекрасного меча. Документальный фильм «Самурайский меч Катана / Samurai sword Katana (2006)» смотреть онлайн вы можете как всегда на сайте, который полностью посвящен избранным документальным картинам — kinooko.net

00:00:40

kinooko.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *