Самоходный миномёт «Айбат» (Израиль-Казахстан) — «Оружейная экзотика». (Нереализованные проекты, опытная и малоизвестная серийная военная техника) — LiveJournal

«Айбат» (по-казахски : грозный , устрашающий) — 120-мм самоходный миномёт, разработанный израильской компанией «Солтам» по заказу министерства обороны Казахстана для казахстанской армии. Самоходный миномёт «Айбат» представляет собой модернизированный советский 120-мм миномёт 2Б11, снабжённый израильской противооткатной системой и комплексом CARDOM на шасси МТ-ЛБ или БТР-70 …
В состав последнего входят компьютеризированная система управления огнём и командования, а также инерциальное навигационное оборудование, спутниковое позиционирование (совмещенный клиент NAVSTAR и GLONASS), и метеостанция, применение которых уменьшает время подготовки к открытию огня (до 30 секунд) и увеличивает вероятность попадания с первого выстрела. Скорострельность системы достигает 16 выстрелов в минуту.
Помимо установленного внутри машины 120мм миномета, машина вооружена еще и 82мм «спешиваемым» минометом. 82-мм миномет в разобранном виде закреплен на бортах и крыше машины. Трехбатарейный дивизион самоходных минометов «Айбат» комплектуется станцией метеоразведки и комплексом разведки с БПЛА израильского производства.
Производство было освоено в 2008 году АО «Национальная компания „Казахстан Инжиниринг“» на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (АО «ПЗТМ») на севере Казахстана. Партнёры : израильские компании «Солтам» и «Израэль милитари индастриз» (IMI).
В дальнейшем, в ходе эксплуатации были выявлены конструктивные недостатки системы: после проведения показательных стрельб оказалось деформировано днище корпуса гусеничного тягача, на котором был установлен миномёт. В последствии эти недостатки были устранены путём усиления днища МТЛБ.
Характеристики :

Длина ствола, мм: 1740
Экипаж (расчёт), чел.: 4
Калибр, мм: 120
Скорострельность,
выстрелов/мин: 16
Начальная скорость
снаряда, м/с 325
Прицельная дальность, м: 480..7100
Максимальная
дальность, м: 9000

Источники :

http://ru.wikipedia.org
http://strangernn.livejournal.com
http://forum.guns.ru/

raigap.livejournal.com

Самоходный миномет CMT (Индия) » Военное обозрение

В последние годы одним из главных направлений развития артиллерии является создание самоходных систем. Регулярно демонстрируются новые образцы самоходной техники с тем или иным вооружением. В конце девяностых годов индийская промышленность впервые продемонстрировала новый самоходный миномет CMT собственной разработки. Позже эта боевая машина поступила на вооружении сухопутных войск Индии и стала основным представителем своего класса.

Разработка проекта CMT (Carrier Mortar Tracked – «Носитель миномета гусеничный») началась в середине последнего десятилетия прошлого века. По имеющимся данным, новый проект преследовал несколько основных целей. Военные желали получить перспективную самоходную машину с артиллерийским вооружением, пригодным для решения некоторых боевых задач. При этом требовалось создать новую бронемашину на основе одного из имеющихся шасси, что позволило бы освоить выпуск требуемой техники без значительных проблем. Исходя из этих требований, к середине девяностых годов было сформировано техническое задание на проект CMT.


В ходе освоения и эксплуатации новой техники индийская армия планировала обойтись без излишних расходов. По этой причине в качестве основы для перспективного самоходного миномета была выбрана одна из существующих боевых машин с приемлемыми характеристиками. Устанавливать минометное вооружение и иные необходимые приборы предлагалось на доработанное шасси боевой машины пехоты «Саратх», представляющей собой лицензионный вариант советской БМП-2. Использование готового шасси могло давать определенные преимущества, которые предполагалось использовать в новом проекте.
Общий вид самоходного миномета CMT в походном положении. Фото Aermech.in /size]

Разработка перспективной боевой машины была поручена ведущим организациям промышленности, имеющим значительный опыт в деле создания новой техники. Авторами проекта CMT стали организации Combat Vehicles Research and Development Establishment CVRDE и Defence Research and Development Organisation (DRDO). Впоследствии к производству готовой техники были привлечены несколько других предприятий, отвечающих за выпуск и поставку требуемых комплектующих.

Для использования в качестве основы самоходного миномета имеющееся шасси БМП-2 должно было претерпеть некоторые изменения. Одновременно с этим предлагалось оставить часть агрегатов без каких-либо доработок. В связи с установкой нового вооружения базовая БМП «Саратх» должна была лишиться существующих боевого и десантного отделения. Кроме того, появилась необходимость в использовании некоторых новых агрегатов, устанавливаемых на месте демонтированных.

В готовом виде самоходный миномет CMT имеет компоновку, частично соответствующую базовой БМП. В передней части корпуса помещается моторно-трансмиссионное отделение, рядом с которым находятся места механика-водителя и командира. Позади них помещается объемное боевое отделение. Десантное отделение в кормовой части корпуса в новом проекте предлагалось использовать для размещения части специального оборудования и боеприпасов.

Как и в случае с базовой машиной, самоходный миномет оснащается корпусом, обеспечивающим защиту от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Сохранены характерные обводы корпуса с наклонным верхним лобовым листом, под которым располагаются двигатель и трансмиссия. С центральной части корпуса проектом CMT предлагалось удалять погон башни и часть крыши. Вместо них следовало монтировать невысокую надстройку, увеличивающую общую высоту боевого отделения. Сверху надстройка получила двустворчатый распашной люк, при помощи которого обеспечивается использование оружия в боевой обстановке. В открытом положении створки люка разводятся наружу и находятся под небольшим углом к горизонтали. В кормовой части крыши добавлен набор ящиков и сетчатая корзина для перевозки различного имущества. Проектом CMT предусматривался отказ от амбразур в кормовой части бортов.


CMT на параде. Фото Strangernn.livejournal.com

На своем месте в передней части корпуса оставлен дизельный двигатель, являющийся лицензионной копией советского УТД-20С1 мощностью 300 л.с. При помощи механической трансмиссии двигатель связывается с ведущими колесами переднего расположения. После монтажа всего необходимого оборудования самоходный миномет превосходит базовую боевую машину пехоты по боевой массе, однако эта разница не оказывает значительного влияния на удельную мощность техники и показатели ее подвижности. В некоторых случаях, например на парадах, шасси может оснащаться дополнительным устройством на выхлопном коллекторе. При помощи изогнутой трубы прямоугольного сечения выхлопные газы отводятся с верхней части правого борта вниз, к земле.

Используется существующая ходовая часть с шестью опорными катками на каждом борту. Используется индивидуальная торсионная подвеска. Кроме того, первые две и кормовая пары катков дополнительно оснащены телескопическими гидравлическими амортизаторами. В передней части корпуса располагаются ведущие колеса, в корме – направляющие. Имеется набор поддерживающих роликов. Характерной особенностью ходовой части машины БМП-2 / «Саратх» является наличие специальных решеток на кормовой части надгусеничных полок, при помощи которых они способны передвигаться по воде.

Главной целью проекта CMT было приспособление существующего шасси для установки боевого отделения с минометом требуемого типа. Для этого из центральной части корпуса предлагалось удалять все лишние комплектующие, вместо которых монтируется необходимая аппаратура. Под настройкой корпуса с открывающейся крышей помещается поворотная установка с креплениями для миномета. Конструкция систем монтажа миномета достаточно проста. Казенник ствола закрепляется на полу боевого отделения при помощи шаровой опоры, а двунога миномета перемещается по специальным рельсам, проложенным перед опорой. Такая конструкция креплений при необходимости позволяет снимать миномет с самоходного шасси и использовать его в качестве обычной носимой системы. На этот случай машина CMT перевозит дополнительную опорную плиту.

Системы монтажа вооружения позволяют наводить миномет в пределах сектора шириной 24° вправо и влево от оси машины. Углы вертикальной наводки меняются от 40 до 85°. Наведение миномета предлагается осуществлять при помощи ручных приводов. Автоматика, выполняющая эту работу, проектом CMT не предусматривается. Минометная установка позволяет опускать ствол ниже уровня крыши для транспортировки. В боевом положении дульный срез поднимается выше надстройки.


Парадный расчет самоходных минометов. Фото Aermech.in

Основным вооружением боевой машины CMT является 81-мм дульнозарядный миномет IOF 81 mm Mortar Type 1F. Это изделие представляет собой лицензионную копию израильского миномета B455. Возможности миномета позволяют использовать стандартные мины калибра 81 мм различных типов. Подача боеприпасов в ствол осуществляется вручную членами экипажа боевой машины. Характеристики миномета позволяют обстреливать цели на дальностях до 5 км.

В боевом отделении самоходного миномета помещается сравнительно простая система управления огнем. Бронемашина имеет набор датчиков для определения собственного местоположения и расчета траектории боеприпасов. С помощью имеющейся цифровой электроники экипаж может рассчитать углы наведения для оружия, после чего они вручную устанавливаются на системах монтажа миномета. Применение автоматизированной системы расчета позволяет значительно сократить время, необходимое на открытие огня после прибытия на позицию. На подготовку к стрельбе требуется порядка 30 с. Кроме того, электроника позволяет довести показатели точности стрельбы до технически достижимого предела, ограниченного только возможностями самого миномета.

Несмотря на использование ручного заряжания, тренированный расчет способен вести огонь с достаточно высоким темпом. Производителем заявлена возможность стрельбы с установившимся темпом до 6-8 выстрелов в минуту. Таким образом, появляется возможность создания достаточно высокой плотности огня в течение небольшого времени.

Использование миномета сравнительно небольшого калибра (большая часть современных аналогов машины CMT имеет оружие калибра 120 мм) позволило значительно увеличить возимый боекомплект. Внутри боевого отделения и на стеллажах в бывшем десантном отсеке удалось поместить 108 мин калибра 81 мм. За счет этого самоходный миномет может вести огонь в течение длительного времени, не нуждаясь в пополнении боезапаса.


Один из элементов тренажера, предназначенный для подготовки минометчиков. Конструкция системы аналогична вооружению машины CMT. Фото Zentechnologies.com

Для самообороны самоходный миномет CMT должен использовать пулемет IOF MG-6A калибра 7,62 мм. Это оружие монтируется на турельной установке над командирским люком. В распоряжении экипажа имеется боекомплект в виде 2350 патронов в нескольких лентах. Также бронемашина оснащается набором дымовых гранатометов. Для борьбы с защищенными целями экипаж может использовать противотанковый гранатомет типа RCL – лицензионную копию шведского Carl Gustaf. Гранатомет имеет боезапас в виде 12 выстрелов.

Экипаж самоходного миномета индийской разработки может включать от четырех до шести человек. В передней части корпуса, у левого борта, помещаются водитель и командир. Остальные члены экипажа должны располагаться в боевом отделении и управлять работой миномета. Для доступа на свои места экипаж располагает набором люков, а наблюдение за обстановкой предлагается осуществлять при помощи смотровых приборов. Водитель и командир имеют собственные люки, комплектуемые несколькими смотровыми приборами, в том числе с возможностью замены на приборы ночного виденья. Для попадания в боевое отделение предназначен крупный люк на надстройке. Кроме того, на своих местах остаются кормовые двери базовой БМП. Минометчики должны вести наблюдение при помощи перископических приборов, установленных в кормовой части створок своего люка. Для улучшения условий работы экипажа в сложных условиях, свойственных для Индии, внутри машины имеется бак для питьевой воды емкостью 600 л.

Самоходный миномет по своим габаритам почти не отличается от базовой боевой машины пехоты. Длина по-прежнему незначительно превышает 6,3 м, ширина – 3,15 м, высота – порядка 2,3 м. Из-за установки набора нового оборудования бронемашина с пулеметным вооружением имеет боевую массу на уровне 14,5 т, примерно на 500 кг больше, чем у предшественника. Несмотря на рост веса, характеристики подвижности остаются на уровне базового образца. Максимальная скорость на шоссе достигает 65 км/ч, на пересеченной местности – до 46-48 км/ч. При помощи топливных баков общей емкостью 159 л обеспечивается запас хода до 600 км.

Первый прототип перспективного самоходного миномета CMT на базе шасси «Саратх» был построен в 1997 году. Опытная машина прошла необходимые испытания, после чего была рекомендована к принятию на вооружение. К концу девяностых годов индийская промышленность освоила выпуск новой техники. Площадкой для окончательной сборки самоходных минометов CMT стало предприятие Ordnance Factory Medak в г. Медак. Вскоре армия получила первые серийные машины новой модели.


CMT в парадном строю. Фото Strangernn.livejournal.com

По разным данным, сборка серийных самоходных минометов CMT продолжалась, как минимум, до конца двухтысячных годов. За это время войска получили не менее 220 боевых машин с 81-мм минометами. Известно, что на вооружении индийской армии в настоящее время имеется более 5 тыс. минометов калибра 81 мм. Таким образом, на самоходную технику с таким вооружением приходится незначительная доля в общем объеме – менее 5%. Тем не менее, эксплуатация самоходных минометов типа CMT продолжается. Кроме того, в некоторых источниках утверждается, что подобная техника до сих пор производится серийно и поставляется войскам.

Индийский проект самоходного миномета Carrier Mortar Tracked стал логичным ответом на существующие вызовы, а также оказался своевременной реакцией на новейшие тенденции в области развития артиллерийских систем. Используя исключительно существующие компоненты, индийским организациям CVRDE и DRDO удалось разработать любопытный образец современной бронетехники с достаточно высокими характеристиками. Получившаяся машина получила одобрение заказчика и была принята на вооружение.

В настоящее время на вооружении сухопутных войск Индии имеется не менее 220 самоходных минометов типа CMT. Эта техника эксплуатируется армией, а также регулярно демонстрируется на парадах. Достаточно удачные компоненты готового комплекса, а также соответствие предъявляемым требованиям позволяют машинам CMT оставаться на вооружении в течение длительного времени. Их служба, вероятно, будет продолжаться еще несколько лет. В дальнейшем возможно появление новых самоходных минометов индийского производства, в том числе с вооружением увеличенного калибра, вплоть до стандартных для современных машин этого класса 120 мм.

По материалам сайтов:
http://aermech.in/
http://pmulcahy.com/
http://zentechnologies.com/
http://strangernn.livejournal.com/

topwar.ru

Самоходный миномет AMOS. Шведско-финская «двустволка» » Военное обозрение

Главной проблемой минометов на всех этапах их существования была мобильность. Расчет мог не успеть свернуться и уйти с позиции и из-за этого попасть под вражеский огонь. С развитием техники появилась возможность установки минометов на самоходные шасси, но и от этого было меньше толку, чем хотелось бы. На этот раз «напакостили» средства обнаружения – минометная мина имеет сравнительно небольшую скорость и специфическую траекторию полета, из-за чего противнику становится легче обнаружить позицию минометчиков при помощи радиолокационных станций. Соответственно, после обнаружения вскоре последует и удар. Выходы были очевидны: уменьшение времени на подготовку к стрельбе, а главное, на уход с позиции; улучшение скорострельности миномета и увеличение скорости боеприпаса.
Швеция и Финляндия в лице компаний BAE Systems Hagglunds и Patria Weapon Systems соответственно в конце 90-х годов решили совместными усилиями решить все проблемы самоходных минометов одновременно. Задача была, мягко говоря, непростая, но обе фирмы с ней справились. Обязанности распределили следующим образом: финны делают сами минометы, а шведы – орудийную башню и сопутствующие системы. Проект назвали AMOS (Advanced MOrtar System – Минометная система будущего). В качестве шасси для самоходного миномета первоначально выбрали восьмиколесный бронетранспортер производства Patria, а позже башню AMOS установили на шасси бронеплатформы CV90.

Изначально создавалось два прототипа орудийной башни. Оба они имели по два миномета калибра 120 миллиметров. Все их различия основывались на том факте, что экземпляр «A» имел минометы с дульным заряжанием, а миномет прототипа «B» заряжался с казенной части. Кроме особенностей системы заряжания, были значительные различия в дальности стрельбы: казнозарядный миномет бил на три километра дальше, чем дульнозарядный. Таким образом, максимальная дальность боя AMOS на этом этапе достигла 13 километров. Полигонные сравнительные испытания двух башен-прототипов проводились на боевых машинах с колесным шасси. Дальность, удобство заряжания и некоторые другие преимущества прототипа «B» довольно быстро не оставили сомнений, какая из версий AMOS станет основой для серийной боевой машины. Башню с казнозарядными минометами установили на шасси CV90 – шведской перспективной единой платформы для целого семейства бронетехники. В очередной раз башня «B» подтвердила свою состоятельность. Одновременно с этим удалось выяснить и поведение гусеничной платформы при установленной на ней орудийной башне.

Система AMOS, равно как и прочие минометы, в первую очередь предназначена для ведения огня с закрытых позиций. По этой причине башня имеет только противопульное бронирование. Тем не менее, конструкторы предусмотрели и возможность стрельбы прямой наводкой: вертикальная наводка обоих минометов возможна в пределах от -5 до +85 градусов. Наведение по горизонтали обеспечивается вращением башни; мертвых зон при этом нет. Минометы оснащены полуавтоматической системой заряжания, благодаря которой можно произвести очередь из десяти выстрелов в течение четырех секунд. Для самообороны на башне устанавливается 7,62-мм пулемет. Минометы могут использовать все типы 120-миллиметровых минометных мин, предусматривающихся стандартами НАТО, в том числе и управляемых. Надо сказать, из-за особенностей баллистики существующих мин и некоторых моментов «анатомии» миномета на связке AMOS + CV90 максимальную дальность стрельбы пришлось уменьшить с тринадцати до десяти километров. В начале испытаний новые спаренные минометы могли производить суммарно только 10-12 выстрелов в минуту. Доработка автомата заряжания со временем позволила довести этот показатель до 26 выстрелов в минуту.

Пожалуй, самая сложная часть боевой работы минометчика – расчет параметров выстрела, таких как угол возвышения. В состав боевого модуля AMOS входит вычислительная аппаратура, позволяющая сравнительно быстро производить наводку минометов. Также вычислитель может производить наводку при стрельбе в движении на скорости до 25-30 км/ч. В таком случае эффективная дальность стрельбы сокращается до пяти километров. Но главной новой возможностью самоходного миномета, которой «хвастаются» разработчики, является подготовка к стрельбе на ходу. Иными словами, все необходимые расчеты и наведение орудия можно производить в движении. Затем следует короткая остановка, серия выстрелов и машина продолжает движение. Утверждается, что точность при таком способе ведения огня не хуже, чем при стрельбе из полностью неподвижного положения. Очевидно, для подобного ведения огня вычислитель должен «знать» координаты цели и координаты места, откуда самоходка будет стрелять. При нынешнем широчайшем распространении систем спутниковой навигации это выглядит реальным.

В качестве боеприпаса к системе AMOS, как уже говорилось, может использоваться любая мина калибра 120 мм натовского стандарта. Осколочно-фугасный боеприпас обеспечивает надежное поражение живой силы противника, незащищенной и легкобронированной техники. При прямом попадании в более тяжелую технику возможно нанесение серьезных повреждений, однако это скорее исключение, чем правило. В перспективе возможно создание других типов минометных мин, например, термобарических. Однако пока используются только осколочно-фугасные боеприпасы.

Финско-шведское сотрудничество в создании минометной системы AMOS закончилось тем, что во второй половине двухтысячных годов в состав вооруженных сил обеих стран вошло некоторое количество самоходных минометов. Финляндия в 2006-м заказала 24 самоходки AMOS, общая стоимость которых превысила цифру в сто миллионов американских долларов. Швеция оказалась «экономнее» и немного позже заказала только два десятка минометов. Шведский заказ интересен не только количеством: первые два десятка AMOS устанавливаются на шасси CV90, но в перспективе «носителем» минометной башни может стать платформа SEP, разрабатываемая в настоящее время.

Для тех заказчиков, которые считают два миномета излишеством, была создана модификация боевого модуля под названием NEMO (NEw MOrtar – Новый миномет). NEMO, в отличие от AMOS, имеет только один ствол. Остальные отличия боевой машины так или иначе связаны с этим фактом. Что интересно, самоходный миномет NEMO оказался более популярным и успешным, нежели исходный AMOS. Свой интерес к двуствольному миномету, кроме Финляндии и Швеции проявила только Польша, да и то, она уже не первый год не может определиться со своими намерениями относительно закупки оного. На поставку NEMO, в свою очередь, уже заключено несколько контрактов. Саудовская Аравия заказала 36 модулей NEMO, Словения желает получить две дюжины самоходных минометов, а Объединенные Арабские Эмираты – 12 башен. Причем Аравия будет самостоятельно устанавливать башни NEMO на шасси плавающих БТР, а ОАЭ – на патрульные катера. Любопытный способ применения для миномета.

Как видим, модули AMOS и NEMO могут устанавливаться на разные шасси. В частности, Польша собирается ставить их на бронетранспортеры KTO Rosomak. Сами разработчики минометов утверждают, что их башни можно также устанавливать на шасси английской боевой машины пехоты FV510 Warrior и даже на российскую БМП-3. Для монтажа башни с минометами особых изменений конструкции не требуется. С такими непритязательными требованиями к «носителю» у систем AMOS и NEMO могут быть хорошие перспективы. Их будущее зависит только от желания потенциальных заказчиков.




topwar.ru

Многоствольный самоходный миномет NORICUM SM-4 (Австрия) » Военное обозрение

Одной из главных проблем минометов является их сравнительно низкая скорострельность. Для повышения темпа стрельбы регулярно предлагаются различные идеи, связанные с применением специальных механизмов заряжания и т.п. систем. Однако подобное оборудование приводит к усложнению и удорожанию конструкции, что может не устраивать потенциального заказчика. В середине восьмидесятых годов прошлого века австрийская компания NORICUM Maschinenbau und Handel GmbH предложила новый способ повышения скорострельности миномета.
Оригинальный проект получил название SM-4. В названии была отражена главная особенность проекта: литеры SM расшифровывались как Salvo Mortar («Миномет залпового огня»), а цифра обозначала количество стволов. В ходе проекта предполагалось увеличить темп стрельбы путем использования блока из нескольких стволов. При помощи такого подхода к архитектуре оружия планировалось значительно поднять его боевую эффективность.

В ходе проекта SM-4 предполагалось не только достичь высоких боевых характеристик, но и уменьшить цену готовой боевой машины. Поэтому было решено делать самоходный миномет на базе грузового автомобиля Unimog U1700L. Для оборудования базового шасси создали специальную платформу, к которой крепились все элементы артиллерийской части, а также гидравлические аутригеры. Последние применялись для стабилизации боевой машины во время стрельбы.

На платформе были смонтированы конструкции оригинального лафета, приводимые в движение гидроцилиндрами. Система балок, тяг и цилиндров позволяла в течение небольшого времени приводить многоствольный миномет в боевое или походное положение. Для этого гидравлика опускала блок стволов казенниками на землю или поднимала наверх, на платформу. Для передачи энергии отдачи земле блок стволов оснастили опорной плитой площадью 2 кв. м с развитым сошником. Механизмы крепления миномета позволяли поворачивать блок стволов в горизонтальной плоскости в пределах сектора шириной 28°. Угол возвышения регулировался от 45° до 79°.

Боевая машина NORICUM SM-4 несла сразу четыре минометных ствола калибра 120 мм, не имевших нарезы. В ожидании экспортных заказов компания-разработчик обеспечила совместимость миномета со всеми соответствующими боеприпасами, изготовленными по стандартам НАТО. В казенной части всех четырех стволов размещался ударный механизм с пневматическим приводом. При этом казенники не имели никаких средств для заряжания, поскольку многоствольный миномет выполнили дульнозарядным. В дальнейшем эта особенность стала одним из факторов, определивших судьбу всего проекта.

В середине восьмидесятых годов был построен первый прототип самоходного миномета SM-4 на базе колесного шасси Unimog. Боевая машина с общей массой около 7 тонн показала достаточно хорошие характеристики подвижности и огневой мощи. Австрийским конструкторам удалось сделать сравнительно легкую артиллерийскую систему, габариты и вес которой полностью укладывались в возможности базового шасси. Кроме того, боевую машину можно было перевозить военно-транспортными самолетами C-130 или вертолетами CH-47 (на внешней подвеске).

Тестовые стрельбы подтвердили заявленные характеристики. Четыре ствола длиной 25 калибров позволяли выстреливать мины с начальной скоростью около 510-520 м/с. В ходе испытаний была выявлена максимальная дальность стрельбы – 11,5 км. В зависимости от поставленной задачи миномет SM-4 мог полностью оправдывать свое название и стрелять залпом из двух или четырех выстрелов (на четыре выстрела уходило около одной секунды). Кроме того, можно было вести огонь серией, с небольшим промежутком между выстрелами. Пневматический ударный механизм и система управления огнем позволяли расчету выбирать наиболее подходящий режим огня. Возимый боекомплект боевой машины составлял 60 мин. В расчет миномета входили три человека.

В ходе испытаний самоходный миномет NORICUM SM-4 показал не только положительные стороны. Пробные стрельбы позволили выявить ряд недостатков. В первую очередь претензии вызвала не слишком удачная конструкция лафета. Рамочная конструкция с гидроприводом не обеспечивала требуемую устойчивость стволов при стрельбе. По этой причине второй прототип миномета SM-4 получил обновленный лафет. Его конструкция была заметно упрощена, из нее убрали несколько крупных деталей. Кроме того, гидравлические цилиндры были перенесены к средней части системы крепления стволов. Проведенные изменения благотворно сказались на жесткости конструкции и, как следствие, на устойчивости машины и точности стрельбы.

Однако подобные изменения не могли исправить самую главную проблему миномета, выявленную в ходе испытаний. Боевая машина не имела никаких механизированных средств для подачи мин в стволы, из-за чего их приходилось заряжать вручную. Ввиду специфической конструкции миномета и его лафета при некоторых условиях такая операция превращалась в достаточно сложную задачу, поскольку заряжающим приходилось не только поднимать тяжелый боеприпас, но и тянуться, чтобы поместить его в ствол. Для решения этой проблемы предполагалось создать автомат заряжания.

SM-4 на базе МТ-ЛБ


Оригинальная архитектура многоствольного миномета не позволила добиться серьезного повышения скорострельности в сравнении с существующими системами аналогичного назначения, оснащенными только одним стволом. Темп стрельбы при ведении огня залпом или очередью действительно выглядел многообещающе. Однако на перезарядку всех четырех стволов требовалось время. Из-за особенностей расположения стволов и удобства работы экипажа процесс заряжания нивелировал все преимущества перед одноствольными минометами того же калибра. Таким образом, по практической скорострельности миномет SM-4 ничем не отличался от прочего вооружения своего класса.

По некоторым данным, первоначально проект NORICUM SM-4 предназначался для австрийских вооруженных сил. Предполагалось, что новые самоходные минометы придут на смену устаревающим буксируемым гаубицам M101. Австрийские военные действительно заинтересовались перспективным проектом. Однако никаких контрактов не последовало. По ряду причин министерство обороны Австрии отказалось от закупок. Есть все основания полагать, что отказ австрийских военных в первую очередь был обусловлен отсутствием механизмов заряжания, а также затягиванием работ в этом направлении без каких-либо видимых успехов.

Желая заинтересовать потенциальных заказчиков в лице зарубежных государств, компания NORICUM Maschinenbau und Handel GmbH разработала новый вариант самоходного миномета SM-4, отличавшийся от базового применяемым шасси и рядом элементов конструкции. В качестве базы для нового варианта SM-4 был выбран бронетранспортер M113A2 американского производства. Однако и в этом случае интерес потенциальных покупателей ограничился осмотром выставочных образцов и ознакомлением с рекламными материалами.

По официальным данным, австрийская компания NORICUM построила лишь несколько прототипов самоходного миномета SM-4. Серийное производство боевых машин с четырехствольной артиллерийской системой калибра 120 мм не начиналось. Тем не менее, вскоре после окончания боевых действий в Ираке появились сведения о вооружении и военной технике, доставшихся войскам НАТО в качестве трофеев. Среди показанных образцов был замечен бронированный тягач МТ-ЛБ советского производства, оснащенный странной артиллерийской установкой с четырьмя стволами и характерной опорной плитой. Имеет ли этот образец какое-либо отношение к австрийскому миномету SM-4 и, если имеет, то как именно появился в Ираке – неизвестно.

По материалам сайтов:
http://jedsite.info/
http://army-guide.com/
http://raigap.livejournal.com/
http://strangernn.livejournal.com/

topwar.ru

Самоходный миномет «Айбат». Международное сотрудничество и коррупционный скандал

В середине прошлого десятилетия министерство обороны Казахстана обратилось к израильской оборонной промышленности с просьбой помочь в модернизации артиллерии. В течение нескольких лет израильские предприятия, в первую очередь компания Soltam, создали три проекта новых артиллерийских систем. Это были РСЗО «Найза», 122-мм самоходная гаубица «Семсер» и 120-мм самоходный миномет «Айбат». Все три типа новой техники были приняты на вооружение сухопутных войск Казахстана и используются до сих пор.
Характерной чертой всех трех проектов, в том числе проекта 120-мм самоходного миномета, стало минимальное участие казахской оборонной промышленности. Разработку новых артиллерийских систем почти полностью осуществляли израильские специалисты, при необходимости привлекая коллег из Казахстана. Похожим образом был определен состав оборудования и вооружения новых машин: часть агрегатов новых артиллерийских систем имеет советское/российское происхождение, а часть производится в Израиле. Подобный подход позволил двум странам завершить проект и довести новые артиллерийские системы до серийного производства и эксплуатации.

120-мм самоходный миномет «Айбат» («Грозный») создавался на базе готовых комплектующих и предназначался для использования имеющихся на складах боеприпасов. Так, в качестве основы для боевой машины были выбраны два шасси, созданные еще в СССР. Сообщалось о возможности установки артиллерийской части на шасси тягача МТ-ЛБ или бронетранспортера БТР-70. По ряду причин миномет на колесном шасси не получил широкого распространения. Более того, в некоторых источниках утверждается, что этот вариант машины «Айбат» не прошел испытания, из-за чего все имеющиеся в войсках самоходные минометы используют в качестве шасси бронированный тягач МТ-ЛБ.

Использование незначительно доработанного шасси МТ-ЛБ позволило обеспечить самоходному миномету неплохую подвижность. Максимальная скорость боевой машины достигает 60 км/ч. Бронированный тягач сочли удобной базой для размещения современной аппаратуры и вооружений. В результате все (или почти все) построенные минометы «Айбат» собраны на базе гусеничного шасси.

Задний грузовой объем базового тягача отдан под боевое отделение. Для удобства размещения вооружения и экипажа на задней части бронированного корпуса базовой машины установили дополнительную рубку с открывающейся крышей. Перед стрельбой створки люка открываются и позволяют вести огонь в любом направлении. Израильские конструкторы, стремясь обеспечить наибольшие возможности при минимальных затратах, избрали оригинальный метод создания комплекса вооружений. Основным оружием машины «Айбат» стал незначительно доработанный миномет 2Б11 «Сани» калибра 120 мм советской разработки. Из-за этого израильский проект можно считать прямым аналогом советского самоходного миномета «Тунджа-Сани». Однако новый миномет «Айбат» имеет несколько интересных отличий.

С целью увеличения характеристик базового миномета сотрудники компании Soltam использовали в проекте «Айбат» некоторые элементы своей предыдущей разработки – минометной системы Cardom. На боевую машину для Казахстана установили противооткатные устройства и ряд электронного оборудования, разработанного для комплекса Cardom. Благодаря этому удалось обеспечить сравнительно высокие боевые характеристики, в том числе точность и кучность стрельбы. При разработке проекта «Айбат» израильским специалистам пришлось внести некоторые коррективы в конструкцию элементов комплекса Cardom, а также немного доработать миномет 2Б11.

На всех фотографиях самоходного миномета «Айбат» присутствует нюанс, прямо говорящий об одной из интереснейших сторон проекта. На нижнем лобовом листе корпуса боевой машины имеются крепления для опорной плиты миномета. При необходимости расчет может снять ее и использовать по прямому назначению. На бортах и крыше корпуса в походном положении крепятся ствол и элементы лафета 82-мм миномета. Таким образом, боевая машина «Айбат» несет сразу два миномета и может решать поставленные задачи, применяя наиболее удобный из них. Для самообороны экипаж боевой машины располагает крупнокалиберным пулеметом НСВ.

Для управления огнем основного 120-мм миномета используется цифровая система израильского производства. Расчет боевой машины, состоящий из четырех человек, может самостоятельно наводить орудие, используя информацию о положении цели. При необходимости миномет «Айбат» способен работать с внешним целеуказанием. Утверждается, что на подготовку к стрельбе после прибытия на позицию уходит не более 30 секунд. Главное оружие боевой машины не оснащается никакими средствами автоматического заряжания, однако опытный расчет может обеспечить скорострельность на уровне 16 выстрелов в минуту.

Помимо самоходного миномета израильские конструкторы создали для Казахстана средства метеоразведки, а также разведывательный комплекс, оснащенный беспилотными летательными аппаратами. Каждому батальону, состоящему из трех батарей, придается по одной метеостанции и машине разведки.

В 2008 году самоходный миномет «Айбат» прошел испытания и был принят на вооружение. В том же году Петропавловский завод тяжелого машиностроения с помощью специалистов компаний Soltam и IMI наладил серийное производство новых боевых машин. За несколько лет из имевшихся бронированных тягачей было переоборудовано 560 самоходных минометов. Военное ведомство Казахстана положительно оценило израильский проект, созданный по его заказу.


Однако вскоре после принятия миномета на вооружение начали проявляться проблемы. Уже в первые месяцы эксплуатации появились сообщения, согласно которым при стрельбе из 120-мм миномета, несмотря на противооткатные устройства, происходила деформация днища базовой машины. Недостаточная жесткость конструкции была исправлена при помощи усиления днища, но, как вскоре выяснилось, это было не самой серьезной проблемой.

В конце прошлого десятилетия в Казахстане начался крупный коррупционный скандал. В незаконных схемах оказались замешаны несколько высокопоставленных чиновников министерства обороны. По некоторым данным, договоры между Казахстаном и Израилем, касавшиеся создания новых артиллерийских систем, появились в результате незаконных процессов и в обход существующего законодательства. Кроме того, в некоторых источниках утверждается, что в договоре с компанией-исполнителем присутствовали несколько пунктов, из-за которых казахская сторона не могла самостоятельно и без одобрения израильских промышленников совершать какие-либо действия, связанные с производством новых артиллерийских систем.

Ряд чиновников был приговорен к тюремному заключению, но боевые машины израильской разработки остались на вооружении казахской армии. Несмотря на неоднозначное и сомнительное происхождение, самоходный миномет «Айбат» и другие типы военной техники остаются самыми новыми артиллерийскими системами в сухопутных войсках Казахстана.

По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://strangernn.livejournal.com/
http://defense-update.com/
http://centrasia.ru/

topwar.ru

краткий обзор. Боевые машины мира 2014 № 16 Самоходный миномет 2С4 «Тюльпан»

Самоходные минометы: краткий обзор

Создание и развитие самоходных минометов шло в тесной связи с моторизацией пехоты: когда пехота пересела на бронетранспортеры, минометы, являющиеся неотъемлемым средством ее огневой поддержки, тоже стали устанавливать на бронированные шасси.

Бронетранспортер Sd.Kfz. 250/9 в музее г. Кубинки, Россия.

Первые достаточно массовые самоходные минометы были созданы во время Второй мировой войны в Германии и США на базе полугусеничных БТР. В частности, огневую поддержку панцергренадеров вермахта обеспечивали 81-мм самоходные минометы Sd.Kfz. 250/7 и Sd.Kfz. 251/12 на базе легкого и среднего БТР соответственно. В американской мотопехоте использовались самоходные минометы такого же калибра М4 и М21, созданные на базе БТР М2 и М3.

Классическая компоновка

В послевоенное время классической для самоходных минометов стала компоновка, предусматривающая установку обычного ротного или батальонного миномета в десантном отделении гусеничного бронетранспортера. Огонь велся через большой люк в крыше корпуса. При необходимости миномет можно было снять с БТР и установить на огневой позиции. Наиболее распространенные машины такого типа были созданы в США на базе БТР М113: 81-мм самоходный миномет М125 и 106,7-мм – М106. На том же шасси в ФРГ устанавливали 120-мм минометы, а в Великобритании создали собственный 82-мм самоходный миномет на базе БТР FV 432 «Троуджен».

Развивались и альтернативные схемы, разработчики которых пытались преодолеть главный недостаток обычных минометов – невозможность установки в полностью закрытой вращающейся башне. Выход виделся в переходе от дульнозарядной схемы к казнозарядной. В этой области существенных успехов достигла французская фирма «Томсон-Брандт» – ее 60-мм казнозарядные минометы устанавливались в башнях легких бронеавтомобилей AML-60, получивших широкое распространение в мире.

Современные тенденции

В последние годы наметился постепенный переход от систем калибра 81 или 82 мм к более серьезным вооружениям. В течение последних десятилетий почти все ведущие страны стали активно развивать направление 120-мм самоходных минометов, представляющих собой компромисс между весовыми и габаритными показателями и огневой мощью. При приемлемых размерах именно минометы калибра 120 мм позволяют посылать к цели сравнительно крупные боеприпасы на достаточно большое расстояние. Еще одна интересная тенденция, наблюдаемая в этой области, касается архитектуры боевых машин. Регулярно появляются новые самоходные минометы, вооружение которых располагается не внутри бронекорпуса, а во вращающейся башне.Такой «гибрид» классической САУ и миномета обладает преимуществами обоих классов техники и благодаря этому способен решать широкий круг задач. Самоходные минометы последнего поколения почти всегда оснащаются продвинутой автоматизированной системой управления огнем и другой электронной аппаратурой. Кроме того, минометы осваивают и те приемы ведения огня, которые ранее были свойственны лишь гаубицам, например, «шквал огня», когда орудие делает несколько выстрелов с максимальным темпом и разным возвышением ствола, из-за чего несколько мин подлетают к цели почти одновременно.

Одним из первых образцов 120-мм систем, сочетающих качества миномета и обычного орудия, стала советская самоходка 2С9 «Нона», созданная на базе боевой машины десанта и поступившая на вооружение воздушно-десантных войск. Самоходка способна вести как навесной огонь (минометными минами), так и стрелять прямой наводкой (снарядами). Впоследствии был разработан вариант 2С23 «Нона-СВК» на шасси колесного БТР-80. Дальнейшим развитием концепции «Ноны» стала самоходка 2С31 «Вена» на базе БМП-3, а Китай, купив несколько десятков самоходных минометов 2С23, разработал собственную аналогичную систему PLL-05, базирующуюся на БТР WZ-551. Значительных успехов в разработке комбинированных самоходных минометов достигли инженеры Швеции и Финляндии, совместно создавшие 120-мм систему AMOS.

БТР AFV 432 «Троуджен» на полигоне, Великобритания.

Штурмовая 120-мм САУ2С31 «Вена» на выставке в г. Жуковском, Россия.

Контекст

Первый образец

Один из первых опытов в области самоходных минометов был произведен в Великобритании еще в период Первой мировой войны. Опытный тяжелый танк Mk IV, характерной особенностью которого являлись удлиненные кормовые обводы гусениц, был в экспериментальном порядке оборудован 81,2-мм минометом. Миномет устанавливался на специальной платформе, размещенной между кормовыми частями гусениц.

Ее характерной чертой является наличие двух стволов, имеется и автомат заряжания. AMOS представляет собой модуль с вращающейся башней, который может устанавливаться нетолько на различные шасси (например, на шведскую БМП CV 90 или БТР финляндской фирмы «Патриа»), но и на боевые катера. Дальность стрельбы составляет 10 км, а практическая скорострельность – 26 выстр./мин. Поскольку наличие двух стволов для ряда потенциальных зарубежных заказчиков было признано излишним, на основе технических решений, заложенных в AMOS, создали и одноствольную систему NEMO. Разработка высокоавтоматизированных башенных самоходных 120-мм минометов ведется и в ряде других стран. Например, в Польше принят на вооружение самоходный миномет «Рак», базирующийся на шасси колесного БТР «Росомак».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Самоходный миномет 2Б1 «Ока» » Военное обозрение

Холодная война подтолкнула советскую оборонную промышленность к разработке уникальных образцов вооружений, которые даже спустя 50 лет способны будоражить воображение обывателя. Все, кто бы в артиллерийском музее в Санкт-Петербурге, наверняка удивлялись размерам самоходного миномета 2Б1 «Ока», который является одним наиболее интересных экспонатов экспозиции. Этот 420-мм самоходный миномет, спроектированный в СССР в середине 50-х годов прошлого века, является самым большим минометом в истории человечества. Более того, концепция его использования предполагала применение ядерных боеприпасов. Всего было изготовлено 4 опытных образца данного миномета, серийно он никогда не выпускался.

Работы по созданию мощного 420-мм миномета велись параллельно с разработкой 406-мм САУ 2А3 (шифр «Конденсатор-2П»). Главным конструктором уникального самоходного миномета являлся Б. И. Шавырин. Разработка миномета началась в 1955 году и велась известными советскими оборонными предприятиями. Разработкой его артиллерийской части занималось коломенское СКБ машиностроения. За создание гусеничного самоходного шасси для миномета (объект 273) отвечало КБ Кировского завода в Ленинграде. Разработкой 420-мм ствола миномета занимался завод «Баррикады». Длина ствола миномета составляла без малого 20 метров. Первый опытный образец миномета 2Б1 «Ока» (шифр «Трансформатор») был готов в 1957 году. Работы над разработкой самоходного миномета «Ока» продолжались до 1960 года, после чего, согласно постановлению Совмина СССР, они были остановлены. Обозначения «Конденсатор-2П» и «Трансформатор» использовались в том числе и в целях дезинформации вероятного противника по поводу истинной цели разработок.



Ходовая часть машины, сконструированная КБ Кировского завода, согласно классификации ГБТУ получила обозначение «Объект 273». Данное шасси было максимально унифицировано с САУ 2А3 и отвечало повышенным требованиям, предъявляемым к прочности конструкции. На данном шасси использовалась силовая установка с советского тяжелого танка Т-10. Шасси самоходного миномета «Ока» обладало 8 сдвоенными опорными катками и 4 поддерживающими роликами (с каждой стороны корпуса), заднее колесо было направляющим, переднее — ведущим. Направляющие колеса шасси обладали гидросистемой опускания их в боевом положении на грунт. Подвеска шасси была торсионной пучковой с гидравлическими амортизаторами, которые были в состоянии поглотить существенную часть энергии отдачи в момент выстрела из миномета. Однако и этого было недостаточно. Сказывалось также отсутствие на миномете противооткатных устройств. По этой причине при выстреле 420-мм миномет отъезжал на гусеницах назад на расстояние до 5 метров.

Во время похода самоходным минометом управлял лишь механик-водитель, в то время как весь остальной расчет (7 человек) перевозился отдельно на бронетранспортере или грузовике. В передней части корпуса машины размещалось МТО — моторно-трансмиссионное отделение, в котором был установлен 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-12-6Б, оснащенный системой турбонаддува и развивающий мощность в 750 л.с. Здесь же находилась механическая планетарная трансмиссия, которая была сблокирована с механизмом поворота.


В качестве основного вооружения на миномете использовался 420-мм гладкоствольный миномет 2Б2 длиной в 47,5 калибров. Заряжание мин осуществлялось с казенной части миномета при помощи подъемного крана (вес мины 750 кг), что негативно влияло на его скорострельность. Скорострельность миномета составляла всего 1 выстрел в 5 минут. Возимый боезапас миномета 2Б1 «Ока» включал в себя всего одну мину с ядерной боеголовкой, что гарантировало как минимум одно нанесение тактического ядерного удара при любых обстоятельствах. Угол вертикального наведения миномета лежал в диапазоне от +50 до +75 градусов. В вертикальной плоскости ствол перемещался благодаря гидросистеме, в то же время горизонтальное наведение миномета производилось в 2 этапа: первоначально грубая наладка всей установки и только уже после этого наведение на цель с помощью электропривода.

Всего на Кировском заводе в Ленинграде было собрано 4 самоходных миномета 2Б1 «Ока». В 1957 году их показали во время традиционного военного парада, который состоялся на Красной площади. Здесь же на параде миномет смогли увидеть и иностранцы. Демонстрация этого по-настоящему огромного орудия произвела настоящий фурор среди иностранных журналистов, а также советских обозревателей. При этом некоторые иностранные журналисты даже выступили с предположением о том, что показанная на параде артиллерийская установка является только бутафорией, которая рассчитана на то, чтобы произвести устрашающий эффект.


Стоит отметить, что это утверждение не так далеко от истины. Машина была больше показательной, чем боевой. В ходе проведения испытаний было отмечено, что при стрельбе обычными минами не выдерживают ленивцы, коробку передач срывало со своего места, происходили разрушения конструкции шасси, а также отмечались и другие поломки и недостатки. Доработка самоходного миномета 2Б1 «Ока» шла до 1960 года, когда было принято решение об окончательной остановке работ по данному проекту и самоходному орудию 2А3.

Главной причиной сворачивания работ по проекту стало появление новых тактических неуправляемых ракет, которые можно было установить на более легкие гусеничные шасси, обладающие лучшей проходимостью, которые были дешевле и гораздо проще в эксплуатации. Примером может служить тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна». Несмотря на неудачу с минометом «Ока», советские конструкторы смогли использовать весь накопленный опыт, в том числе и отрицательный, при проектировании подобных артиллерийских систем в дальнейшем. Что, в свою очередь, позволило им выйти на качественно новый уровень проектирования различных самоходных артиллерийских установок.

Технические характеристики 2Б1 «Ока»:
Габариты: длина (вместе с пушкой) — 27,85 м., ширина — 3,08 м., высота — 5,73 м.
Масса — 55,3 т.
Бронирование — противопульное.
Силовая установка — дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-12-6Б, мощностью 552 кВт (750 л.с.).
Удельная мощность — 13,6 л.с./т.
Максимальная скорость по шоссе — 30 км/ч.

Запас хода по шоссе — 220 км.
Вооружение — 420-мм миномет 2Б2, длина ствола 47,5 калибров (около 20 м).
Скорострельность — 1 выстр./5 мин.
Дальность стрельбы — до 45 км, с использованием активно-реактивных боеприпасов.
Экипаж — 7 чел.

Источники информации:
—http://gods-of-war.pp.ua/?p=219
—http://armoredgun.org/brm015/russia_4.html
—http://istoriyatankov.umi.ru/gosudarstva/4/2b1_oka

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *