Противотанковые САУ Германии времен войны (часть 2) – семейство Marder

Острая нехватка танков вынудила Германию первой в мире развернуть массовое производство самоходных орудий. Неудивительно, если учесть, что САУ дешевле и проще в изготовлении, чем танки. Особая практичность немцев заключалась в том, что базой для их противотанковых самоходок служили устаревшие или трофейные образцы бронетехники, которые в большом количестве достались им во время кампаний 1939-1940 годов. Для оснащения пехотных дивизий еще в 1939-1940 году были созданы штурмовые САУ StuG III, противотанковые САУ PzJag I и САУ sIG 33. При этом самоходка StuG III была, безусловно, лучшей, но в виду того, что она изготавливалась на базе одного из основных танков, получать ее в достаточных количествах на начальных этапах войны вермахт не мог.

Другое дело Panzerjager-I и САУ sIG 33, которые были созданы на базе устаревшего танка PzKpfw I. К началу операции «Барбаросса» данный танк уже был снят с производства, и выпуск ПТ-САУ Panzerjager-I с 47-мм чешской противотанковой пушкой можно было увеличить, однако бои на Восточном фронте в скором времени выявили слабость этого орудия, как, впрочем, и 37-мм немецких противотанковых пушек. Именно поэтому в спешном порядке было принято решение об использовании большого количества трофейных советских пушек Ф-22 и чешских орудий калибра 76,2 мм. С танков PzKpfw II Ausf D и Ausf Е демонтировались башни с их слабыми 20-мм орудиями, на их место приваривались бронерубки коробчатой конструкции с лобовой броней до 30 мм и устанавливались 76,2-мм пушки, получившие в Германии маркировку PaK 36(r) или PaK 36(t) (r – русская, t – чешская). Всего было собрано 200 единиц САУ, получивших обозначение LaS 762.


Наконец в 1942 году в Германии была создана очень удачная 75-мм длинноствольная противотанковая пушка PaK 40. Из-за своего чрезмерного веса она была маломаневренной и не очень подходила пехотным подразделениям, тогда как для установки на шасси легких танков это было то, что надо. Так на свет появилось целое семейство противотанковых самоходок Marder (в переводе с немецкого Куница).

Marder II


Первоначально орудие устанавливалось на шасси трофейного французского полубронированного тягача «Лорейн» или танка H 35 фирмы «Гочкис». Такая модификация носила название Marder I, всего их было произведено 170 штук. Следующей модификацией Marder II стала самоходка на базе легкого танка PzKpfw II (общий выпуск 651 единица). Базой для версии Marder III стал чешский танк Pz 38(t). На первоначальном этапе производства почти все машины вооружались трофейной советской пушкой Ф-22, но затем ее заменяли на орудие PaK 40. Модификация Marder III стала самой массовой. Представлена была двумя вариантами: САУ Marder III Ausf Н с боевым отделением, расположенным посередине корпуса и САУ Marder III Ausf M с задним расположением бронерубки. Всего было выпущено 1392 единицы (417 и 975 соответственно). Выпуск их продолжался фирмой BMM (бывшая ЧКД) до апреля 1944 года.

Наиболее активно данные истребители танков использовались во время операции «Цитадель», а также в 1944-1945 году на южном фасе Восточного фронта, особенно во время боев в Венгрии и Чехословакии, в этих боях САУ Marder III проявила себя достаточно хорошо. Она, подобно советской САУ СУ-76, являлась примером удачного использования шасси устаревшего легкого танка. При этом немецкая ПТ-САУ превосходила СУ-76 по бронезащите и эффективности противотанкового орудия.

Marder I

САУ Marder I (Sd.Kfz.135) появилась на свет в результате адаптации трофейных шасси французских танков и тягачей под монтаж противотанкового орудия РаК 40. Противотанковая пушка ставилась на шасси танков FSM-36 и H 35 «Гочкис», а также на базу бронированного тягача «Лорейн» 37L, которые были захвачены немцами в 1940 году. Ходовая часть и силовые установки были идентичны аналогичным элементам французских танков и тягачей. Надстройку САУ разрабатывали специалисты компаний Becker и Baukommando совместно с берлинской фирмой Алкетт, которая занималась производством первого истребителя танков Panzerjager-I.

25 мая 1942 года вермахт заказал партию из 170 самоходок Marder I, вооруженных противотанковыми пушками РаК40 с длиной ствола 46 калибров, боекомплект орудия составлял 40 снарядов. Помимо пушки, САУ вооружались пулеметом калибра 7,92 мм, из которого можно было вести стрельбу по воздушным целям. Так как 75-мм орудий не хватало, часть самоходок пришлось вооружить более слабыми 50-мм орудиями РаК38 L/60. Орудие монтировалось в открытой сверху боевой рубке. Толщина ее стенок составляла от 5 до 12 мм. В боевом отделении были расположены места командира САУ и наводчика орудия, также здесь размещался радист, который выполнял функции заряжающего. Экипаж машины, включая механика-водителя, состоял из 4 человек.

Marder I


Основным вооружением САУ, как и всей серии, была противотанковая пушка РаК40 L/46. Затвор орудия был полуавтоматическим. Производством пушки занималась компания «Рейнметалл-Борзинг» из Дюссельдорфа. Эффективная скорострельность орудия составляла 12-15 выстрелов в минуту, максимальная дальность стрельбы – 8,1 км, ресурс ствола – 6 000 выстрелов. Углы наведения орудия в горизонтальной плоскости без поворота орудия составляли +-32 градуса. Наведения пушки осуществлялось вручную. Боекомплект состоял из унитарных выстрелов.

Помимо пушки, САУ вооружалась пулеметом MG-34 или MG-42 калибра 7,92 мм, который хранился внутри боевого отделения. При необходимости он устанавливался в специальное гнездо на стенке рубки. Боекомплект пулемета составлял 600 патронов. Помимо этого, члены экипажа были вооружены пистолетами Вальтер Р-38 или Люггер Р-08, а также одним пистолетом-пулеметом МР-38 или МР-40 (боекомплект 192 или 102 патрона).

Первая партия САУ (104 самоходки) была изготовлена в июле, в августе была готова вторая партия из 66 машин. Первые ПТ-САУ были отправлены в срочном порядке на Восточный фронт, однако большая часть САУ Marder I была сосредоточена на территории Франции, что отражало немецкую концепцию использования трофейной техники. В вермахте небезосновательно считали, что чинить и эксплуатировать машину будет проще в стране-производителе. Большинство этих самоходок были уничтожены во время боев в Нормандии летом 1944 года.

Технические характеристики:
Масса: 8,2 т.
Экипаж: 4-5 чел.
Броня: 5-12 мм.

Габаритные размеры:
Длина: 5,38м., ширина: 1,88м., высота: 2,00 м.
Вооружение: 75-мм пушка Pak 40/1 L/46, 7,92–мм пулемет MG-34
Боекомплект: 40 снарядов, 600 патронов
Двигателя: 6-цилиндровый DelaHaye 103TT 70 л.с.
Скорость по шоссе: 34—38 км/ч
Запас хода: по шоссе - 135—150 км, по пересеченной местности - 90 км.

Marder II

Легкий танк PzKpfw II, который был принят на вооружение вермахта в 1935 году, так же как и танк PzKpfw I, к моменту вторжения в СССР практически исчерпал свой потенциал. Первоначально его планировалось использовать в роли учебной машины, однако из-за нехватки бронетехники он вполне эффективно использовался с 1939 по 1942 годы, даже несмотря на слабое вооружение – 20-мм автоматическую пушку. В конце концов, когда стало окончательно ясно, что танк исчерпал все свои боевые возможности, на его шасси было решено развернуть производство ПТ-САУ. В результате скрещивания шасси «двойки» и противотанковой пушки Pak 40 на свет появилась новая ПТ-САУ Marder II (SdKfz 131).

Колонна Marder II проходит по советской деревне


Истребитель танков Marder II производился до 1944 года, всего была построена 651 самоходка. Данный истребитель танков зарекомендовал себя как достаточно успешная боевая машина, несмотря на свои небольшие размеры, он обладал хорошей проходимостью, а его орудие спокойно пробивало практически все танки союзников, за исключением тяжелых машин, таких как ИС-2. Боекомплект САУ состоял из 37 снарядов, которые хранились на крышке силового отделения, а также 600 патронов к пулемету MG 34 или MG 42.

Большая часть данных истребителей танков участвовала в боях на Восточном фронте. В 1944 году производство этих машин было прекращено, а экипажи в связи с нехваткой личного состава были сокращены с 4 до 3 человек. К концу войны некоторые самоходки, действовавшие на Восточном фронте, оснащались инфракрасным прожектором, который позволял вести боевые действия в ночное время.

Технические характеристики:
Масса: 10,8 т.
Экипаж: 3-4 чел.
Габаритные размеры:
Длина: 4.81 м., ширина: 2.28 м., высота: 2.20 м.
Броня: 5-35 мм.
Вооружение: 75-мм пушка Pak 40/2 L/46, 7.92-мм пулемет MG-34
Боекомплект: 37 снарядов, 600 патронов.
Двигатель: 6-цилиндровый бензиновый двигатель «Майбах» мощностью 140 л. с.
Максимальная скорость: по шоссе – 40 км/ч
Запас хода: по шоссе – 190 км.

Marder III

Данная машина стала самой массовой из «Куниц» и производилась в двух основных модификациях - Ausf.Н и Ausf.М, которые собирались на шасси танков Pz 38(t) моделей Н и М соответственно. Обе самоходки вооружались противотанковой пушкой РаК40/3 L/46. Экипаж состоял из 4 человек. На ПТ-САУ Ausf. Н (Heckmotor – задний двигатель) боевое отделение было расположено в средней части корпуса, у машин Ausf.М (Mitte – двигатель в середине) боевое отделение находилось в кормовой части корпуса.

Marder III Ausf.Н


Боекомплект самоходок Ausf.Н составлял 38 снарядов, в версии Ausf.М – всего 27. Углы наведения орудия в горизонтальной плоскости составляли +-30 градусов у версии Ausf. Н и +-21 градус у версии Ausf.М. Оба варианта в качестве вспомогательного вооружения использовали пулеметы MG-34 или MG-42. Толщина брони Marder III в версии H составляла от 8 до 50 мм, версии М от 10 до 25 мм. Противотанковая самоходка версии Ausf.М в ведомственном классификаторе имела индекс Sd.Kfz.139 была последней в серии «Мардеров».

В ходе эксплуатации данной модели быстро выяснилось, что среднее расположение бронерубки является не самым удобным решением. Именно так на свет и появилась версия Marder III Ausf.M, в которой двигатель был расположен в средней части корпуса, а открытая сверху и сзади бронерубка перекочевала в корму машины. В ходе этой модернизации удалось лучше защитить экипаж от пуль и осколков, а также повысить удобство его работы.

С ноября 1942 года по апрель 1943 года заводские цеха «ВММ» покинули 243 самоходки Marder III Ausf.Н, позднее еще 175 таких машин были переоборудованы из танков до конца 1943 года. Самоходок в варианте Ausf.М было произведено значительно больше. С апреля 1943 года по май 1944 предприятия «ВММ» выпустили 975 таких истребителей танков. Данные ПТ-САУ состояли на вооружении частей вермахта, а также дивизий СС, в том числе «Лейбштандарт Адольф Гитлер», а также люфтваффе - дивизия «Герман Геринг». Противотанковые самоходки Marder III успели повоевать на всех фронтах Второй мировой войны, использовались немцами в Тунисе и Италии, на Восточном и Западном фронте. Данные самоходки начали поступать в войска со второй половины 1942 года. По данным, на 1 февраля 1945 года в строю оставалось еще около 350 данных истребителей танков.

Marder III Ausf.M


Технические характеристики:
Масса 10,8 т. (Ausf.Н) 10,5 т. (Ausf.М)
Экипаж: 4 чел.
Габаритные размеры:
длина: 5,77 м. (Ausf.Н) 4,95 м. (Ausf.М), ширина: 2,16 м. (Ausf.Н) 2,15м. (Ausf.М), высота: 2,51 м. (Ausf.Н) 2,48 м. (Ausf.М).
Броня: 8-50 мм. (Ausf.Н), 10-25 мм. (Ausf.М)
Вооружение: 75-мм пушка Pak 40/3 L/46, 7.92-мм пулемет MG-34
Боекомплект: 38 снарядов (Ausf.Н), 27 снаярдов (Ausf.М), 1200 патронов
Двигатель 6-цилиндровый Praga EPA/2 140 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 35 км/ч (Ausf.Н), 42 км/ч (Ausf.М)
Запас хода: по шоссе – 240 км. (Ausf.Н), 185 км. (Ausf.М)

topwar.ru

Marder II: лёгкий истребитель | Warspot.ru

То, что время лёгких танков проходит, немецкие военные начали понимать в конце 1941 года. В полной мере это касалось и танка Pz.Kpfw.II. К тому времени его основными противниками стали средние танки с противоснарядной броней, для борьбы с которыми 20-мм автоматическая пушка была практически бесполезной. Летом 1942 года выпуск лёгких танков в Германии прекратился, но это отнюдь не означало смерти шасси Pz.Kpfw.II. Еще весной начались работы по созданию на базе этого танка лёгких самоходных артиллерийских установок. Одной из них стал истребитель танков, наиболее известный под названием Marder II.

Механизированная повозка для трофейной пушки

Появление истребителя танков на базе Pz.Kpfw.II отчасти было связано с богатыми трофеями, полученными вермахтом в первые месяцы кампании на Восточном фронте. Среди захваченной у Красной Армии матчасти оказалось и около тысячи 76-мм дивизионных орудий Ф-22. Немцы приняли их на вооружение под обозначением FK.296(R ), также применялся индекс FK 36(R ). В трофейном орудии новых владельцев привлекали, в первую очередь, высокие противотанковые характеристики. На тот момент это была самая мощная немецкая противотанковая пушка, успешно справлявшаяся с любыми танками.

Обратной стороной медали была высокая боевая масса Ф-22. В боевом положении она составляла 1620 килограмм, таскать такую тяжесть по пересеченной местности оказалось непростым занятием. Неудивительно, что первые предложения установить FK 36(R ) на гусеничное шасси появились еще в августе 1941 года. Правда, тогда в качестве базы использовали шасси полугусеничного тягача Sd.Kfz.5.

Захваченные немцами летом 1941 года 76-мм дивизионные орудия Ф-22. Многие из них практически сразу стали использоваться немцами в качестве противотанковых пушек

К вопросу «механизации» FK 36(R ) немцы вернулись в конце 1941 года. Тогда к необходимости повышения подвижности орудия на поле боя добавилась другая проблема. Немецкие легкие танки в условиях насыщения советских танковых частей танками Т-34 и КВ-1 оказались практически бесполезными. Особенно это касалось огнеметных танков Pz.Kpfw.II (F). Между тем, в августе 1941 года начался выпуск уже второй серии огнеметного танка, получившей обозначение Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B. Крайне неоднозначные новости с Восточного фронта уже к началу декабря поставили под сомнение дальнейшие перспективы использования этих танков.

В результате Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B стали первыми танками семейства Pz.Kpfw.II, путь на фронт для которых оказался закрыт. Хотя производство машины продолжалось и в 1942 году, но еще 20 декабря 1941 года инспекция моторизованных войск (In 6) выдала заказ на «самоходный лафет» с использованием шасси La.S. 138 и трофейной советской пушки KF 36(R ). В качестве подрядчика была выбрана фирма Alkett, к тому времени являвшаяся одним из ведущих разработчиков самоходных установок.

Один из первых образцов 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.), весна 1942 года

Первый опытный образец самоходной установки, получившей обозначение 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.), был подготовлен к 1 апреля 1942 года. Орудие, которое собирались ставить на шасси Pz.Kpfw.II Ausf.D2, претерпело ряд изменений. Изучение конструкции трофейной пушки показало, что ее можно переделать под более мощный боеприпас. В результате появилась пушка, известная под обозначением 7,62 cm Pak 36(R ). Первое такое орудие было готово еще в конце 1941 года. Ее зарядную камору немцы расточили под новую гильзу длиной 716 мм, идентичную той, что применялась в 75-мм противотанковом орудии Pak 40 (но с ней не совместимую). Значительное усиление заряда потребовало установки двухкамерного дульного тормоза, который, впрочем, получили не все орудия. Механизмы наведения переделанной пушки были концентрированы с левой части, что заметно упростило наводку. Появился телескопический прицел. Переделке подвергся и лафет, и орудийный щит. В результате на вооружении немецкой армии появилась самая мощная на тот момент противотанковая пушка.

Для упрощения производства орудийный щит Pak 36(R ) частично использовался и на качающейся части 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). Его несколько подрезали с боков и добавили бортовые листы для защиты расчета.

Обратная сторона плотной компоновки боевого отделения: чтобы произвести средний ремонт, требовался кран

С шасси Pz.Kpfw.II Ausf.D2 пришлось немало повозиться. Основной проблемой стала, как ни странно, рациональная компоновка машины. Она была хороша для танка, но создавала трудности при разработке самоходной установки. Разместить орудие ближе к носовой части шасси не получилось, в результате получилась весьма нестандартная конструкция. Орудие создатели САУ сместили максимально к корме, полом боевого отделения стала надмоторная плита. Неудивительно, что боекомплект пушки составил всего 30 выстрелов.

Размещение орудия в корме машины предопределило большую высоту 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.) – она составила 2,6 метра. Чтобы защитить расчет орудия от пуль и осколков, пришлось делать высокую рубку, открытую сзади и сверху. Командир переместился на место радиста. Несмотря на все переделки и увеличение размеров машины, ее боевая масса даже уменьшилась и составила 11,8 тонн.

Малый размер боевого отделения заставлял делать такие ящики. Они встречались довольно часто

В марте 1942 года, не дожидаясь завершения постройки первого опытного образца, военные заключили с Alkett контракт на выпуск 150-ти 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). Уже выпущенные 62 Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B отправились на переделку в истребители танков. Согласно первоначальным планам, первые 45 самоходных установок Alkett сдавал в апреле 1942 года, 75 в мае, а оставшиеся 30 – в июне. На практике в Шпандау сработали гораздо оперативнее – уже к 12 мая 1942 года все 150 машин были готовы.

К тому моменту их уже переименовали в Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36. Только за 1942 год новую самоходную установку переименовывали 4 раза, а в общей сложности ее название менялось 10 раз.

В данном случае вместо сеток боевое отделение сзади прикрыто листами металла

Отдельно стоит упомянуть вторую серию Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36. Дело в том, что далеко не все Pz.Kpfw.II (F) были потеряны безвозвратно. Около 60 огнеметных танков оказалось в ремонте. Возникла вполне логичная идея переделать в истребители танков и их. В качестве подрядчика была выбрана фирма Wegmann из Касселя. С ней заключили контракт на изготовление 60 комплектов рубок и переделку аналогичного числа шасси Pz.Kpfw.II (F), они же Pz.Kpfw.II Ausf.D1.

В отличие от Alkett, Wegmann работала не столь оперативно. Первые 13 машин переделали в июне 1942 года, 9 в июле, 15 в сентябре и 7 в октябре. Еще 4 машины переделали в мае 1943 года и 4 в июне. Таким образом, всего на базе Pz.Kpfw.II Ausf.D1 были построены 52 самоходные установки, а общий выпуск истребителей танков с использованием шасси La.S.138 составил 202 штуки.

Сталинградская битва оказалась весьма «урожайной» в плане трофеев. Были среди них и Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36

В середине февраля был утвержден штат моторизованной батареи истребителей танков, в которую входило 9 САУ. На практике состав таких подразделений несколько отличался. 9 марта Верховное командование сухопутных войск (OKH) составило план поставок 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). Дивизия «Великая Германия» и 1-я дивизия СС получали по 18 машин (2 батареи по 9 САУ), а 10-я, 16-я, 29-я и 60-я моторизованные дивизии, а также дивизия СС «Викинг», получали по батарее с 12-ю машинами в каждой. Первой 12 машин получила 16-я моторизованная дивизия. По состоянию на 28 июня в войсках находилось 133 Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36. Из этого числа 33 машины попали в 559-й, 611-й и 670-й батальоны истребителей танков (11, 12 и 10 машин соответственно). Еще 12 машин позже попали в 525-й батальон истребителей танков.

Трофейная самоходная установка на НИБТ Полигоне, лето 1943 года

Весьма специфичное шасси стало одной из причин неоднозначных отчетов о применении Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36. Первые же бои показали, что сама по себе идея с установкой 7,62 cm Pak 36(R ) на самоходное шасси была правильной. Согласно отчетам, даже КВ-1 поражались на дистанции 1200–1400 метров. Правда, в частях жаловались на некоторые неполадки в работе орудий. Что же касается шасси, то тут ситуация была несколько иная. Самоходную установку признали слишком высокой, что делало ее удобной мишенью. Кроме того, в ряде частей посчитали экипаж из 4 человек недостаточным. Судя по отчетам и фотографиям, в некоторых подразделениях роли радиста и командира разделяли. При этом в боевом отделении для третьего номера расчета места было маловато, да и сидеть ему было негде.

Она же с левого борта

Маленький объем боевого отделения заставлял личный состав некоторых подразделений, например, 611-го батальона истребителей танков, делать в снаружи ящики для личных вещей. Довольно часто проблемы возникали и с надежностью шасси. Обслуживание машины превращалось в головную боль. Чтобы попасть в моторное отделение, требовалось снять пушку, а для демонтажа коробки передач приходилось разбирать едва ли не половину машины.

В советских документах машина проходила как «Самоходная установка 76 мм пушки на базе огнеметного танка М-1Ф»

Из 194-х Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36, выпущенных за 1942 год, к 20 апреля 1943 года в строю осталось 16 штук. Причиной столь высоких потерь стали, в том числе, успехи Красной Армии зимой 1942–43 годов. Немало Pz.Sfl.I f. 7,62 cm Pak 36 оказалось захвачено под Сталинградом. Как минимум одна машина попала на НИБТ Полигон в Кубинке.

Судя по динамике наличия машин в составе частей, в 1943 году они нечасто использовались в боях. В конце 1943 года их число, за счет отремонтированных машин, выросло до 20 штук. К этому моменту эти САУ получили более известное обозначение Marder II, впервые использованное 29 ноября 1943 года. По состоянию на конец декабря 1944 года этих машин оставалось в строю 8 штук. 15 марта их числилось 6 штук, из них 4 в 58-й пехотной дивизии.

На более массовой платформе

Гораздо дольше, чем другие модификации Pz.Kpfw.II в производстве продержался Pz.Kpfw.II Ausf.F, представлявший собой возвращение к компоновке Pz.Kpfw.II Ausf.C. Эта машина, являвшаяся во многом вынужденной и, как казалось, временной мерой, умудрилась пережить несколько танков-преемников. Тем не менее, весной 1942 года стало окончательно ясно, что боевая эффективность этого легкого танка приближается к нулю. 13 мая 1942 года на совещании с участием Гитлера впервые озвучили идею делать на базе этого танка самоходную установку.

На сей раз в качестве вооружения предполагалось использовать 75-мм противотанковую пушку Pak 40. Разработанное Rheinmetall орудие несколько уступало 7,62 cm Pak 36(R ) в бронепробитии, но при этом изначально создавалась как противотанковая пушка. Самое главное, что орудие не переделывалось из трофеев, а создавалось с нуля, так что проблем с его поставками не должно было быть. Впоследствии Pak 40 стала самой массовой немецкой противотанковой пушкой. Вместе с тем, она обладала схожими с 7,62 cm Pak 36(R ) недостатками – боевой массой больше 1,5 тонн и дульным тормозом, при стрельбе поднимавшим облако пыли.

Опытный образец Pz.Kpfw.II als Sfl. Mit 7,5 cm Pak 40. Заводской двор Alkett, июнь 1942 года

18 мая OKH выдало задание на разработку истребителя танков с использованием базы Pz.Kpfw.II Ausf.F и 75-мм пушки Pak 40. За шасси отвечал MAN, за орудие – Rheinmetall-Borsig, а за разработку рубки – Alkett. При этом что фирма Alkett являлась дочерним предприятием Rheinmetall-Borsig. Срок для изготовления опытного образца определили довольно жесткий – 15 июня 1942 года, то есть меньше месяца. Alkett чуть опоздал: заводские испытания опытного образца начались 20 июня.

Эта же машина сзади

Концепция опытного образца, получившего обозначение Pz.Kpfw.II als Sfl. Mit 7,5 cm Pak 40, заметно отличалась от 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). Отчасти это было связано с опытом, полученным при разработке предыдущей машины. Но также очевидно и благоприятное влияние на конструкцию более подходящей новой базы. Смещенные вправо двигатель и коробка передач позволили рациональнее скомпоновать боевое отделение. Качающаяся часть Pak 40 сместилась вперед, при этом осталось место и для командира (он же наводчик), и для заряжающего. Обязанности радиста возложили на механика-водителя. Разумеется, совмещение ролей было не самым идеальным решением, зато габариты машины оказались заметно меньше размеров предшественника. Ее высота составила 2,2 метра, всего на 5 сантиметров выше Pz.Kpfw.II Ausf.F.

Благодаря более грамотной компоновке и оригинальным техническим решениям боекомплект удалось увеличить до 37 выстрелов. Все они располагались в трех боеукладках, располагавшихся в корме, прямо над моторным отделением. Две из трех укладок крепились на петлях и при необходимости доступа к мотору или системе охлаждения могли откидываться. Такое решение не только позволило сэкономить место, но и облегчило заряжание.

Более рационально было выполнено и бронирование боевого отделения. Сектор наведения орудия по горизонтали оказался больше – 56 градусов против 50 градусов у 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.). В целом можно сказать, что эта машина получилась лучшей легкой самоходной установкой из тех, что изготовлялись на не переделанной танковой базе.

Серийный образец 7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II, вид сверху. Видна ощутимая разница в компоновке боевого отделения

4 июня, за 2 недели до окончания работ по первому опытному образцу Pz.Kpfw.II als Sfl. Mit 7,5 cm Pak 40, было принято решение выпускать половину Pz.Kpfw.II Ausf.F в виде истребителей танков. 29 июня количество выпускаемых танков сократилось до четверти, а 11 июля от дальнейшего производства Pz.Kpfw.II отказались окончательно. Начиная с августа весь объем выпускаемых шасси Pz.Kpfw.II Ausf.F уходил на производство самоходных установок.

Предполагалось, что силами FAMO и Ursus в период с июля 1942 по март 1943 года будет выпущено 463 САУ. Как это часто бывает, реальная картина несколько отличалась от планов. Вместо 30 машин в июле 1942 года было сдано всего 18 самоходных установок, но уже в августе выпуск вышел на планируемые объемы. Более того, в декабре 1942 было изготовлено 83 машины и 80 в январе 1943 года, что больше планируемого объема. Впрочем, в феврале выпуск сократился до 45 штук, а в марте и апреле истребители танков, называемые в то время 7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II, не выпускались вовсе.

Связано это было с тем, что Ursus и FAMO получили срочный заказ на выпуск 105-мм САУ, более известных как Wespe. Только в мае 1943 года выпуск 7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II продолжился, заводы покинуло 46 машин. Последние 33 самоходные установки этого типа были сданы в июне 1943 года. Стало ясно, что сразу два типа САУ заводы одновременно выпускать не могут, поэтому FAMO и Ursus сконцентрировались на выпуске Wespe.

Небольшой размер боекомплекта заставлял возить дополнительные боеприпасы в обычных снарядных ящиках. Опасно, но другого варианта не было

Изготовлением 533 самоходных установок дело не ограничилось. Прекрасно понимая, что боевая ценность Pz.Kpfw.II близка к нулю, еще в начале декабря 1942 года на заводах MAN и Škoda началась переделка ранее выпущенных танков модификаций Ausf.c-C и Ausf.F. Эти машины довольно легко отличить по шасси. Даже если в качестве базы использовался Pz.Kpfw.II Ausf.F, переделанные машины можно определить по фальшивому смотровому прибору (на сделанных с нуля машинах его не было), а также иной конструкции ряда элементов рубки. Позже к переделке старых шасси присоединился завод FAMO. В общей сложности в самоходные установки переделали примерно 130 танков. Последние такие машины были выпущены в январе 1944 года.

7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II, переделанный из Pz.Kpfw.II Ausf.F. Машину легко определить по фальшивому смотровому прибору

Помимо заводов, переделывали танки в самоходные установки и в частях. Наибольший интерес в данном случае представляет конверсия, произведенная силами 559-го батальона истребителей танков летом 1943 года. С 7 по 13 июня в батальон передали 10 Pz.Kpfw.II из состава 12-й танковой дивизии. Орудий на все машины не хватило, в результате появился интересный гибрид, известный как 5 cm Pak 38 auf Fg.St. Pz.Kpfw.II (Sf). На шасси Pz.Kpfw.II Ausf.F взгромоздили противотанковую пушку Pak 38 вместе со штатным щитом, причем не просто качающуюся часть, а вместе с лафетом, но без станин и колес. Получившуюся конструкцию «обшили» спереди и с боков. Боезапас разместили в специальных ящиках на надмоторной плите. В целом машина получилась довольно неказистая, но это было все равно лучше, чем просто пушка и просто легкий танк по отдельности.

Позже 559-й батальон переименовали в 128-й батальон истребителей танков, он влился в состав 23-й танковой дивизии. Туда же попала и эта уникальная самоходная установка.

5 cm Pak 38 auf Fg.St. Pz.Kpfw.II, построенная в 559-м батальоне истребителей танков

Первые 9 Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40 оказались в составе 3-й танковой дивизии. Случилось это в августе 1942 года, тогда же еще 9 машин оказались и в 24-й танковой дивизии. Массовые поставки в войска начались уже в сентябре. Более маневренные и надежные, эти самоходные установки шли, по большей части, в танковые дивизии. Распределение шло неравномерно: 5-я танковая дивизия получила всего 4 машины, 17-я – 6, 20-я – 13, а рекордсменом оказалась 4-я, куда пришло аж 27 таких САУ. В последнем случае это была попытка хоть как-то заткнуть дыру в матчасти: на тот момент в составе 4-й танковой дивизии не было ни одного Pz.Kpfw.IV с длинноствольными орудиями KwK 40. Поступали истребители танков данного типа и в части СС, и в пехотные дивизии, и в батальоны истребителей танков.

Трофейный 7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II, НИБТ Полигон, лето 1943 года

Отзывы из войск относительно боевых качеств данной самоходной установке оказались лучше, чем о 7,62 cm Pak 36(R ) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F). Рост боевой массы, безусловно, сыграл свою роль. В целом ходовые качества оказались на уровне танка, но возросшая боевая масса, а главное – большая нагрузка на передние опорные катки требовали более аккуратного управления. Из некоторых частей шли отзывы об ухудшении надежности. Боекомплект, составлявший 37 выстрелов, все равно был маловат. Вместе с тем, единодушным было мнение о хорошей стабильности Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40 при стрельбе. Для истребителя танков это один из важнейших показателей. Благодаря хорошему противотанковому орудию эта САУ была весьма опасным противником для любого советского танка того периода.

Машина в документах обозначалась как «Самоходная установка 75 мм пушки на базе танка Т-IIб»

Начиная с конца 1942 года самоходные установки данного типа использовались в большинстве операций немецкой армии на Восточном фронте. Несмотря на довольно активное их применение, по состояние на 30 июня 1943 года в строю все еще находилось 363 7.5 cm Pak 40/2 auf Sfl.II. На тот момент это был самый массовый немецкий легкий истребитель танков. Даже после полугода боев этих машин в войсках все еще находилось очень немалое количество – 249 штук.

Эта же машина сзади

В целом база La.S.100 оказалась вполне подходящей для постройки самоходных установок. Достаточно просторное боевое отделение и большой запас прочности ходовой части позволял установить относительно мощное орудие, обеспечивая при этом достойные характеристики подвижности и стабильность при стрельбе. Вместе с тем, путем относительно простой перекомпоновки можно было создать еще более подходящую платформу для самоходной артиллерии. Появилась она уже летом 1942 года и выпускалась до июня 1944 года. Но это уже тема другой статьи.


Источники и литература:

  • Материалы ЦАМО РФ
  • Panzer Tracts No. 2–3 — Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2010
  • Panzer Tracts No. 7–2 — Panzerjaeger (7.62 cm F.K.(R ) auf gp.Sfl. to Marder 38T) development and employment from 1941 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2005, ISBN 0–9744862–9–9
  • Фотоархив автора

warspot.ru

“Marder” III Противотанковая самоходная установка

Официальное обозначение: Leichte Feldhaubitze 18/2 auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II (Sf.) (Sd.Kfz.124)
Альтернативное обозначение: “Marder” III
Год начала работ: 1941 г.
Год постройки первого прототипа: 1942 г.
Стадия завершения работ: построено 675 САУ и 159 транспортеров боеприпасов использовавшихся на Восточном и Западном фронте до мая 1945 г.

К началу 1942 года стало совершенно ясно, что как полноценный боевой танк Pz.38(t), разработка которого производилась в середине 1930-х гг., полностью устарел. Идея использовать его для разведки была одобрена командованием вермахта, но из-за недостаточной скорости в этом качестве танк не использовали и сделали ставку на более специализированные гусеничные бронемашины. Тем не менее, шасси Pz.38(t) можно было использовать в совершенно другом качестве – в начальный период войны на Восточном фронте вермахт захватил несколько тысяч вполне исправных артсистем, из которых основную массу составляли 45-мм противотанковые пушки и 76,2-мм дивизионные орудия Ф-22. Поскольку именно Ф-22 обладали наиболее высоким потенциалом для борьбы с танками было принято решение установить их на танковые шасси.

В декабре 1941 года было одобрено два варианта самоходок с шасси от легких танков Pz.Kpfw.II Ausf.E и Pz.Kpfw.38(t). Предполагалось, что изменения будут связаны только с демонтажем башен и переделкой верхней части корпуса для установки бронированной рубки с орудием. Для реализации этого проекта Wa Pruef 6 подписало 22-го декабря 1941 года соответствующий контракт с фирмой ВММ (бывшая CKD-Praga), контракт c OKH был заключен 6-го марта 1942 года. Согласно этому документу первую серию из 120 самоходок первой серии предстояло построить в более чем сжатые сроки: 17 машин – к 24 марта, 16 – к 31 марта, 70 – к 28 апреля и 17 – к 5 мая 1942 года. Параллельно фирма взяла на себя обязательство до 14-го июля того же года поставить 538 танков Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G. Вполне естественно, что все эти планы в срок выполнить не удалось.

Конструкция самоходной установки действительно не сильно отличалась от танка, но даже эти небольшие изменения стоили фирме ВММ много дополнительных усилий. Нижняя часть корпуса переходила от танка и собиралась из листов катаной броневой стали толщиной 10, 15 и 50 мм. Башня демонтировалась вместе, а её их месте появилась более высокая надстройка с толщиной брони 10, 16 и 50 мм. Сверху устанавливалось орудие 7.62cm PaK 36(r) с дульным тормозом и П-образным «слоёным» щитом, общая толщина которого составляла 11 мм. Доработкой лафета орудия для установки на танковое шасси занималась фирма Rheinmetall. Пулемет MG-37(t) в лобовом листе корпуса сохранялся. Боекомплект включал 69 выстрелов (бронебойные, осколочно-фугасные) и 1200 патронов. Экипаж самоходки состоял из 4-х человек.

Ходовая часть полностью переходила от легкого танка Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G и применительно на один борт состояла из следующих компонентов: четыре сдвоенных опорных обрезиненных катка блокированных попарно в тележки с подвеской на листовых рессорах, два обрезиненных поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо зубового зацепления, заднее направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы, гусеничная лента из стальных траков.

На самоходках первых серий устанавливался двигатель TNHP (120 л.с. при 2200 об\мин), но с октября 1942 года его заменил более мощный Praga AC (150 л.с. при 2600 об\мин).

В марте собрали только 33 машины, имевших обозначение , но на стрельбовые испытания их передали только в апреле 1942 года. Относительно официальных обозначени единства мнения достигнуть не удалось и хотя в «Энциклопедии немецких танков» от П.Чемберлена и Х.Дойл оно указыватся как Panzerjäger 38(t) für 7.62cm PaK 36(r) \ Sd.Kfz.139 на самом деле всё обстояло намного сложнее, поскольку различные отделы и инспекции присваивали собственный название одной и той же машине. Формально эта чехарда закончилась только в феврале 1944 года, когда OKH наконец-таки приняло унифицированное название:

7.62cm PaK 36(r) auf Fgst.Pz.Kpfw.38(t)(Sfl.) — присвоено WaJRue 1-го апреля 1942 года

Pz.Sfl.2 f. 7.62cm PaK 36 (Fgst.Pz.Kpfw.38(t)) — присвоено в соответствии с D652/34 27-го апреля 1942 года

Pz.Sfl.2 fuer 7.62cm PaK 36 (Sd.Kfz.132) — присвоено Wa Pruef 6 1-го июля 1942 года

7.62cm PaK 36(r) auf Pz.Kpfw.38(t) — присвоено Inspektion 6 30-го сентября 1942 года

Pz.Sfl.2 (7.62cm PaK 36) auf Fahgr.Pz.Kpfw.38(t) — присвоено Inspektion 6 22-го октября 1942 года

Pz.Sfl.2 fuer 7.62cm PaK 36 (Fgst.Pz.Kpfw.38(t)) — присвоено Wa Pruef 6 1-го мая 1943 года

Panzerjager 38 7.62cm PaK 36 (Sd.Kfz.139) — присвоено в соответствии с D600 6-го июля 1943 года

“Marder” III — принято OKH 27-го февраля 1943 года как унифицированное название для противотанковых самоходок на шасси Pz.Kpfw.38(t)

Panzerjager 38 fuer 7.62cm PaK 36 (Sd.Kfz.139) — присвоено Inspektion 6 18-го марта 1944 года

Уже в ходе производства «неожиданно» выяснилось, что запасы 76,2-мм орудий истощились, а новых трофеев в таком количестве захватить не удалось. Тем не менее, на очередном совещании, проведенном в мае 1942 года, фюрер распорядился прекратить сборку танков Pz.Kpfw.38(t) и организовать на их шасси производство только самоходных орудий. В начале лета был подписан новый контракт на поставку ещё 100 самоходок: по 20 в июне и июле, и по 30 в августе и сентябре. К тому времени в войска успели поступить 111 машин 1-й серии.

Только со второй попытки фирма ВММ смогла не только выполнить утвержденный план, но из провести мероприятия по модернизации машин. В частности, для Afrika Korps был разработан вариант Sfl.38(t) Tropen, на котором была улучшена система охлаждения силовой установки и установлены фильтры Delbag. Для доработок были выбраны 12 машин 1-й серии и 23 машины 2-й серии, которые были сданы заказчику в мае-июле 1942 года. Впоследствии было собрано ещё 15 самоходок в «тропическом» варианте. Тем не менее, в Северную Африку попали далеко не все из них. Точно можно утверждать, что немецкие части дислоцированные в Ливии между ноябрем 1942-го и мартом 1943-го года получили 8 машин.

Дальнейшее производство Sfl.38(t) было связано с переделкой серийных танков, находившихся на заводском ремонте. В течении февраля 1943 года удалось собрать 18 машин, ещё 30 – в марте и 20 – в апреле. По мере поступления на фронт количество Sfl.38(t) постоянно увеличивалось. В войсках появление этой самоходки, орудие которого могло успешно поражать на дистанциях до 1000 метров любой танк, включая тяжелый КВ-1, было встречено с положительной стороны. Некоторые негатив вызвали небольшие проблемы технического характера (легко ломались держатели орудия и болты задней подвески, отсутствовали внутренние переговорные устройства, затруднен доступ к боеукладке и т.д.), но в ходе серийного производства они постепенно решались.

Вместе с тем было очевидно, что использовать Sfl.38(t) можно только при условии прикрытия пехотой, всячески избегая контактов с бронетехникой противника, что на Восточном фронте не было редкостью. Одним из примеров боевого применения являются действия шести самоходок приданных 18-й пехотной дивизии и воевавших восточнее Россино-Шиманово в декабре 1942 года. Экипажи Sfl.38(t) сообщили об успехах достигнутых в боях с советскими танками Т-34, но за это же время все машины побывали в ремонте из-за поломок двигателей. В довершении всего, три самоходки были уничтожены танками, а ещё одну пришлось взорвать по причине невозможности эвакуации. С другой стороны, командиры противотанковых взводов и рот, на оснащении которых находились Sfl.38(t), неоднократно подчеркивали высокую эффективность этих машин, если они использовались грамотно. В качестве примера можно привести доклад от командования 53-го батальона истребителей танков, в котором указывалось, что в августе-сентябре 1943 года рота из пяти Sfl.38(t) уничтожила 76 танков противника, включая Т-34, КВ-1, M3 «Lee» и Т-70.

По состоянию на конец 1943 года в составе частей вермахта на Восточном фронте осталось 38 машин и ещё 18 находились на острове Крит, хотя ещё во время наступления под Курском их имелось больше 100 единиц. Оставшиеся самоходки использовались вплоть до конца войны, после чего уцелевшие Sfl.38(t) были отправлены на слом.

Параллельно с работами по Sfl.38(t) mit 7.62cm PaK 36(r) проводилось проектирование и постройка прототипа самоходки, оснащенной 75-мм противотанковым орудием PaK 40/3. Радикальных доработок не проводилось – была установлена только новая бронированная рубка и новый лафет. Углы наведения орудия находились в пределах +\-25° по горизонту и +\-9° по вертикали. Пулемет MG-37(t) сохранялся, а в укладке перевозился пистолет-пулемет МР-40. Боекомплект к орудию состоял из 38 выстрелов.

Первые 24 самоходки 7.5cm PaK 40/3 auf Panzerkampfwagen 38(t) Ausf.H (Sd.Kfz.138, также встречается обозначение 7.5cm PaK 40/3 auf Sfl.38(t)) намеревались построить в августе 1942 года и затем поднять темп выпуска до 50 машин ежемесячно. При этом ещё оставалась небольшая надежда на получение достаточного количества орудий PaK 36(r), которая так и не оправдалась. Поскольку ясности с артсистемами не прибавилось, постройку перенесли на ноябрь, когда удалось собрать 42 из 60 заказанных машин. Ещё 60 самоходок собрали в январе 1943 года, а до мая включительно общий выпуск составил 275 машин.

Самоходные установки 7.5cm PaK 40/3 auf Sfl.38(t) первой серии были переданы в состав 6-й, 11-й, 17-й и 29-й танковых дивизий, а также их получил 616-й батальон истребителей танков и 16-я пехотная дивизия. В дальнейшем на самоходки этого типа переходили боевые части, прибывавшие с Восточного фронта для отдыха и пополнения. В ходе эксплуатации, начало которой пришлось на весну 1943 года, со всеми вытекающими последствиями, было отмечено, что сравнительно с буксируемыми орудиями аналогичного типа самоходки имеют явное преимущество. Вместе с тем, особо подчеркивалось, что в целом прибытие на фронт 7.5cm PaK 40/3 auf Sfl.38(t) ситуации сильно не улучшило. В качестве недостатков все ещё фигурировали высокий профиль машины, слабое бронирование, теснота в боевом отделении и недостаточная проходимость по местности. Соответственно, встречный бой самоходок с танками противника был им категорически противопоказан, что удавалось далеко не всегда. Как раз на вторую половину 1943 года пришлось изменение тактики использования советских танков – если ранее они атаковали вместе с массами пехоты «в лоб», то теперь экипажи «тридцатьчетверок» часто вели огонь со стационарных позиций. Таким образом, для уничтожения вражеских танков немцам самим приходилось выдвигать вперед противотанковые самоходки, что ставило их экипажи в очень невыгодные условия и приводило к большим потерям.

На смену Sfl.38(t) должны были прийти более современные самоходные установки на том же шасси, но с новым вооружением. Это было вызвано не только критикой, поступавшей из фронтовых частей, но и отсутствием необходимого количества трофейных орудий Ф-22. Проект обновленной версии самоходки, получившей обозначение 7.5cm Stu.Kn. auf Pz.Kpfw.38(t), был обсужден на совещании 3-го марта 1943 года между представителями Wa Pruef 6 и фирмы ВММ, причем инициатива его создания исходила лично от А.Гитлера.

Для установки на самоходку было выбрано наиболее мощное на тот момент серийное противотанковое орудие 7.5cm Stu.K 40 L/43, доработку которого вновь произвела фирма Rheinmetall. В отличии от предыдущей модели дополнительная надстройка отсутствовала, но открытая сверху рубка стала выше. Нижняя часть корпуса была заимствована от серийного танка и собиралась из листов катаной броневой стали толщиной 10, 15 и 50 мм. Пулемет MG-37(t) в лобовом листе корпуса сохранялся. Экипаж самоходки состоял из 4-х человек.

Ходовая часть полностью переходила от легкого танка Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G и применительно на один борт состояла из следующих компонентов: четыре сдвоенных опорных обрезиненных катка блокированных попарно в тележки с подвеской на листовых рессорах, два обрезиненных поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо зубового зацепления, заднее направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы, гусеничная лента из стальных траков. На прототипе устанавливался двигатель TNHP/II мощностью 125 л.с.

В ходе испытаний выяснилось, что при полной боевой массе 11 тонн самоходное орудие может развивать максимальную скорость до 35 км\ч, но при этом несколько снизилась подвижность. В силу ряда других причин (в первую очередь технического характера) от серийного выпуска 7.5cm Stu.Kn. auf Pz.Kpfw.38(t) отказались.

Источники:
П.Чемберлен, Х.Дойл «Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны». АСТ\Астрель. Москва, 2004
С.В.Иванов (ред.) «Эволюция германских истребителей танков. Часть II» («Танк на поле боя» №17). АРС\Нота. 2005

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
“Marder” III \ Sd.Kfz.139 образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 10670 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5850
Ширина, мм 2160
Высота, мм 2500
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм пушка PaK 36(r) и 7,92-мм пулемет MG-37(t)
БОЕКОМПЛЕКТ 69 выстрелов и 1200 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопические прицелы ZF 3″8 и MG ZF
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 50 мм \ 16° мм
борт корпуса — 15 мм \ 0° мм
корма корпуса — 15 мм \ 16° мм
крыша корпуса — 10 мм \ 90° мм
защита орудия (лоб) — 15 мм \ ?°
защита орудия (борт) — 8 мм \ ?°
лоб рубки — 50 мм \ 17°
борт рубки — 16 мм \ 11-14°
корма рубки — 10 мм \ 65°
крыша рубки — 10 мм \ 90°
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ Praga TNHPS-II, карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 125 л.с. при 2200 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 5-скоростной коробкой передач (5 скоростей вперед и 1 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катков блокированных попарно в два тележки с подвеской на листовых рессорах, 2 поддерживащих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая двухгребневая гусеница из 93 стальных траков широной 224 мм и шагом 104 мм
СКОРОСТЬ 42 км\ч по шоссе
20 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 185 км по шоссе
140 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°
Высота стенки, м 0,85
Глубина брода, м 0,90
Ширина рва, м 1,90
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанции FuG.Sprd со штыревой антенной

aviarmor.net

САУ «Мардер» II | Военное оружие и армии Мира

«Мардер» (Marder, «Куница») — семейство легких немецких противотанковых САУ, широко использовавшихся в годы Второй мировой войны.

Фирма «Алкетт» (Alkett) 20 декабря 1941 года получила заказ на разработку противотанковой САУ, вооруженной трофейной советской пушкой Ф-22, с использованием шасси легкого немецкого танка Pz.II Ausf.D/E.

ТРОФЕЙНАЯ ПУШКА

По немецким данным, летом и осенью 1941 года вермахт захватил чуть более 1 тыс. орудий Ф-22, около 150 во время боев под Москвой и более 100 — в ходе летнего наступления 1942 года. Первоначально немцы использовали их в оригинальном виде в качестве полевых орудий, присвоив им название 7,62 cm FK 296(r). Но в конце 1941 года немецкие инженеры, изучив орудие, выяснили, что оно имеет большой запас прочности. В результате к концу года был разработан проект модернизации Ф-22 в противотанковую пушку 7,62 cm Рак 36(r). Немцы начали с того, что ограничили угол возвышения 18°, вполне достаточными для противотанковой пушки. Кроме того, были модернизированы противотанковые устройства, в частности исключен механизм переменного отката. Маховик вертикального наведения перенесли на левую сторону. Штатный щит немцы заменили на новый своей конструкции, более низкопрофильный и двухслойный, обеспечивавший лучшую защиту орудийного расчета. Но самое главное — немецкие специалисты разработали для трофейной пушки новый выстрел, под который пришлось расточить камору, а для уменьшения силы отдачи установить дульный тормоз.

После модернизации баллистические характеристики пушки существенно улучшились. Так, 76-мм советский бронебойный снаряд на дальности 100 м при угле встречи 90° пробивал броню толщиной 98 мм, а на дальности 1000 м — 82 мм. Немецкий 76-мм бронебойный снаряд PzGr 39, покидавший ствол с начальной скоростью 740 м/с, на дистанции 1000 м пробивал 107-мм броню. В свою очередь подкалиберный снаряд PzGr 40 имел начальную скорость 990 м/с и на дистанции 1000 м пробивал броню толщиной 130 мм! Производство противотанковых пушек Рак 36(r) началось в 1942 году. Сдача их вермахту велась вплоть до весны 1943-го, а для самоходной артиллерии — до 1944 года. Всего же вермахт получил около 560 орудий в буксируемом варианте и 894 в варианте для САУ. САУ с пушкой Pak 36(r) по сквозной системе обозначений транспортных средств вермахта получило индекс Sd.Kfz.132.

ШАССИ

Что касается шасси самоходных орудий, то первыми переделке в противотанковые САУ подверглись легкие танки Pz.II Ausf.D/E. При переделке танка в САУ башню демонтировали, а на крыше корпуса установили низкопрофильную боевую рубку, сваренную из броневых листов толщиной 14,5 мм. Крыши рубка не имела, а с кормы монтировалась металлическая сетка. На некоторых машинах кормовая часть рубки была прикрыта броневыми листами.

Внутри рубки кроме сидений для двух членов орудийного расчета были размещены радиостанция Fu Spr «d» и 30 выстрелов боекомплекта.

76-мм пушку устанавливали на крыше корпуса танка на специальном лафете. От полевого орудия была заимствована вращающаяся часть. Углы горизонтального наведения составляли по 25° вправо и влево, вертикального — от -5° до + 16°. Скорострельность пушки достигала 10 выстр/мин. Пушка была оборудована специальным 5-мм щитом П-образной формы. На САУ ранних выпусков устанавливали пушки FK 296(r), на всех последующих — Рак 36(r). Вспомогательное вооружение машины состояло из пулемета MG 34, который перевозили в боевом отделении САУ, а для ведения стрельбы устанавливали на специальном кронштейне на щите орудия. Боекомплект пулемета состоял из 800 патронов.

Как и на базовом танке на САУ был установлен 6-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» (Maybach) HL 62TRM мощностью 140 л. с. (103 кВт) при 2600 об/мин.

ПРОТИВОТАНКОВАЯ САМОХОДКА Sd.Kfz.131

Программа выпуска противотанковых самоходок, оснащенных трофейными советскими пушками, исчерпала себя осенью 1942 года — кончились пушки. Работа по созданию новых истребителей танков была связана с появлением 75-мм противотанковой пушки Рак 40.

Разработка новой противотанковой пушки калибра 75 мм, получившей обозначение Рак 40, началась на фирме «Рейнметалл-Борзиг» (Rheinmetall-Borsig) в Дюссельдорфе в 1938 году. Но из-за того, что потребности в более мощной, чем Рак 38, пушке вермахт пока не испытывал, проектирование Рак 40 шло медленно.

ПУШКА Рак 40

В декабре 1941 года опытные образцы новой противотанковой пушки завершили испытания. В январе 1942-го ее запустили в производство и в феврале первые 15 серийных Рак 40 поступили в войска.

Орудие имело ствол-моноблок с дульным тормозом, поглощавшим значительную часть энергии отдачи, и горизонтальным клиновым полуавтоматическим затвором, обеспечивавшим скорострельность до 14 выстр./мин. Лафет с раздвижными станинами обеспечивал угол горизонтального обстрела до 58°. Подрессоренные колеса со сплошными резиновыми шинами позволяли осуществлять буксировку орудия механической тягой со скоростью до 40 км/ч и конной тягой 15-20 км/ч. Для защиты расчета орудие имело щитовое прикрытие, состоявшее из верхнего и нижнего щитов. Верхний, закрепленный на верхнем станке, состоял из двух бронелистов толщиной 4 мм, установленных на расстоянии 25 мм друг от друга. Нижний крепили к нижнему станку, причем одна его половина могла откидываться на петлях.

В боекомплект пушки Рак 40 входили унитарные выстрелы с осколочной гранатой SprGr массой 5,74 кг, бронебойно-трассирующим PzGr 39 (болванка из твердого сплава массой 6,8 кг с 17 г грассирующего состава), подкалиберным PzGr 40 (массой 4,1 кг с сердечником из карбида вольфрама) и кумулятивным HL.Gr (массой 4,6 кг) снарядами.

Пушка могла успешно вести борьбу со всеми типами танков Красной армии и ее союзников на дальних и средних дистанциях. Например, PzGr 39 на дистанции 1000 м пробивал 116-мм броню, a PzGr 40 — 133-мм. Кумулятивный снаряд HL.Gr использовали для борьбы с танками на дистанциях до 600 м, при этом он гарантировано про бивал 90 мм броню.

Рак 40 стала наиболее удачным и самым массовым противотанковым орудием вермахта периода Второй мировой войны. За 1942-1945 годы было произведено 23 303 пушки Рак 40. Их широко использовали для вооружения самоходных артиллерийских установок на танковом шасси, бронетранспортеров и бронемашин.

ШАССИ САУ

18 мая 1942 года рейхсминистр вооружений Альберт Шпеер издал распоряжение, предписывавшее начать монтаж пушек Рак 40 на шасси Pz.II. Министерство вооружений выдало заказ фирме «Алкетт» на постройку прототипа самоходной установки на базе шасси Pz.II. В основу конструкции САУ было положено шасси легкого танка Pz.II Ausf.F. Компоновка корпуса танка практически не претерпела изменений. Были демонтированы башня и часть подбашенного листа крыши корпуса. На их месте смонтировали открытую сверху и сзади броневую рубку коробчатой формы. Ее бортовые листы имели переменную высоту и толщину 10 мм. Лобовая броня корпуса САУ осталась прежней и составляла 35 мм, бортовая и кормовая — 15 мм. Сложной формы броневой щит орудия выполнялся двухслойным, по типу щита полевой противотанковой пушки. Толщина бронелистов щита равнялась 4 мм и 8 мм. Противотанковая 75-мм пушка Рак 40/2 (качающаяся часть с верхним станком) была смонтирована в рубке на специальной раме, прикрепленной к крыше отделения управления на болтах. Сектор обстрела пушки составлял 32° влево и 25° вправо Угол возвышения +10°, склонения -8°. Прицел — телескопический одно-объективный «Цейс» (Zeiss) ZF 3 х 8. Дополнительное вооружение включало пулемет MG 34 калибра 7,92 мм. В боекомплект пушки входило 37 выстрелов, размещенных в трех стальных ящиках на 24, семь и шесть штук в кормовой части боевого отделения. Боекомплект пулемета — 600 патронов. Стопор пушки в положении по походному крепился к верхнему лобовому листу корпуса САУ. Заимствованные у базового танка двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли 11-тонной боевой машине развивать максимальную скорость по шоссе до 40 км/ч, по пересеченной местности — до 20 км/ч. Запас хода составлял соответственно 190 км и 125 км. В экипаж самоходной установки, получившей индекс Sd.Kfz.I 31, входило три человека. Серийный выпуск САУ наладили на тех же заводах, которые выпускали танки Pz.II — FAMO в Бреслау (Вроцлав) и FAMO-Warschau в Чеховицах близ Варшавы. Первоначально планировалось 50 % выпускаемых танков достраивать как самоходные установки, оснащенные пушками калибра 75 мм. Однако уже в конце июня 1942 года долю само ходок увеличили до 75 % от общего числа шасси, Одновременно с этим заводы FAMO получили приказ готовиться к полному сворачиванию выпуска танков и переходу на выпуск самоходных установок, что и произошло в январе 1943 года. С июля 1942-го до июня 1943 года предприятия FAMO собрали 531 машину Sd.Kfz.I 31 на вновь изготовленных шасси. С июля 1943-го по март 1944 года фирмы -Даймлер-Бенц» (Daimler Benz) и MAN переделали в самоходки этого типа еще 75 танков Pz.II разных модификации.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь