Самоходная артиллерийская установка СУ-76И (С-1) образца 1943 года. СССР

В ходе боевых действий, начиная с зимы 1941-1942 годов, Красная армия взяла в качестве трофеев большое количество исправных немецких танков и самоходных артиллерийских установок различных типов, причем часть из них, в основном, — танки Pz. Kpfw. III и Pz. Kpfw. IV и штурмовые орудия на их базе, использовалась в Красной армии по своему прямому назначению, но лишь в качестве временной меры — до первых неполадок или пока не заканчивались трофейные боеприпасы. Однако после победы под Сталинградом трофеи, и в том числе — бронетехника,  оказались настолько велики, что появилась возможность не только более эффективно использовать уцелевшие немецкие боевые машины, но и ремонтировать слабо поврежденные. По донесениям трофейных служб после окончания Сталинградской битвы на ремонтные предприятия Наркомата танковой промышленности (НКТП) и Наркомата вооружений (НКВ) было доставлено более 300 немецких танков и САУ, что допускало создание на базе трофейной техники новых боевых машин, в большей степени удовлетворяющих потребностям Красной армии и лучше соответствующих требованиям поля боя. Самым массовым трофейным немецким танком являлся Pz.Kpfw. III.  Поэтому 3 февраля 1943 года было принято решение о подготовке серийного производства штурмовой самоходной артиллерийской установки с 76-мм пушкой на шасси трофейного танке Pz. Kpfw. III. Однако поскольку смонтировать гораздо более габаритное советское орудие в башне Pz. Kpfw. III без очень существенных доработок не представлялось возможным, то конструкторам пришлось сразу же отказаться от башни в пользу неподвижной рубки.

Задачу создания новой САУ получили завод № 37 НКТП и ЦАКБ НКВ. В итоге на свет появилась новая самоходная артиллерийская установка, разработанная в январе — марте 1943 года в КБ Свердловского завода № 37 под руководством Г. И. Каштанова. В ее конструкции был учтен опыт создания предыдущей модели САУ СГ-122, также на трофейном шасси. Переделка базового трофейного танка заключалась в снятии башни и верхней части корпуса, установке новой коробчатой рубки, сваренной из броневых листов толщиной 35 мм в лобовой части и 25 или 15 мм по бортам и на корме. Все остальные элементы конструкции танка Pz. Kpfw. III остались неизменными. Сначала планировалось установить в новом САУ вариант 76-мм пушку ЗИС-3Ш (Ш — штурмовая) (вариант дивизионной пушки ЗИС-3), на станке, закрепленном к полу, но подобная установка не обеспечивала надежной защиты орудийной амбразуры от пуль и осколков, так как при подъеме и повороте орудия в щите неизменно образовывались щели. Эту проблему удалось решить установкой вместо 76-мм дивизионной пушки качающейся части специального самоходного 76-мм орудия С-1,  созданного для легких опытных самоходных артиллерийских установок Горьковского автозавода. От Ф-34 новая пушка отличалась наличием карданной рамки, позволявшей устанавливать его непосредственно в лобовой лист корпуса, освобождая, таким образом, полезный объем в боевом отделении. Уже 15 февраля 1943 года начальник отдела Главного Конструктора Наркомата танковой промышленности С. А. Гинзбург докладывал наркому И.М. Зальцману о том, что «… завод № 37 начал изготовление опытного образца 76-мм самоходной штурмовой пушки С-1. ..», а 6 марта опытный образец новой САУ вышел на заводские испытания.  Новая САУ весила 22,5 тонны и передвигалась с типичной для немецких танков максимальной скоростью 40 км/ч.  20 марта 1943 года эта  самоходная артиллерийская установка была принята на вооружение Красной армии под обозначением «С-1», но в годы войны она была более известна как «СУ-76И» («иностранная»).

Первые пять серийных САУ С-1 в начале апреля отправились в учебный самоходно-артиллерийский полк, дислоцированный под Свердловском, а уже с  мая они,  в составе самоходно-артиллерийских полков, стали поступать на фронт. Первое боевое крещение части самоходной артиллерии, вооруженные СУ-76И, получили на Курской дуге и активно использовались как в танковых, так и механизированных частях Красной армии. Так, к началу июля 1943 года в распоряжении 13-й армии Центрального фронта имелось 16 СУ-76И на трофейном шасси, а в 5-ю гвардейскую армию Степного фронта 2 августа 1943 года прибыл 1902-й самоходный артиллерийский полк в составе 15 СУ-76И. С 14 по 31 августа этот полк участвовал в пяти боях. За этот период советские самоходчики уничтожили 2 танка, 9 артиллерийских орудий, 12 пулеметов и до 250 человек солдат и офицеров противника.

Первоначально в качестве командирских машин в самоходно-артиллерийских полках, вооруженных СУ-76И использовали трофейные танки Pz.Kpfw. III, однако с августа, было организовано производство командирской САУ.  Советские самоходчики полюбили СУ-76И за просторное и удобное закрытое боевое отделение, несмотря на то, что наличие одного люка (в 1943 году немецких шасси от танков Pz.Kpfw. III с эвакуационными бортовыми люками почти не осталось), затрудняло эвакуацию из СУ-76И в случае ее загорания.

Сборка самоходных орудий на немецком шасси продолжалась до ноября 1943 года включительно. В общей сложности на заводе № 37 было собрано 201 САУ С-1. Дальнейшее производство этих машин было нецелесообразно, поскольку уже летом 1943 года удалось наладить массовый выпуск отечественных самоходных артиллерийских установок СУ-76 на заводах № 37 и ГАЗ. Советская машина оказалась дешевле, лучше вооружена и не требовала дефицитных запчастей, которые для СУ-76И приходилось снимать с тех же трофейных немецких танков Pz. Kpfw. III. Поэтому уже в начале 1944 года в соответствии с распоряжением начальника ГАБТУ генерал-лейтенанта Федоренко Я.Н. все оставшиеся СУ-76И были переданы из боевых подразделений в учебные и заменены советскими САУ СУ-76М. В учебных танковых частях СУ-76И эксплуатировались до конца 1945 года.

 Самоходная установка СУ-76И (С-1) была выполнена по традиционной компоновочной схеме с передним расположением отделения управления, и кормовым моторным отделением. Экипаж состоял из 4 человек. Боевое отделение располагалось в средней части корпуса, над которым размещалась броневая рубка с установленным вооружением. Совмещенное отделение управления (оно же трансмиссионное), в котором размещался механик-водитель, непосредственно соединялось с боевым отделением. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой, в которой имелся люк для доступа к двигателю. В боевом отделении справа от пушки размещался командир, слева впереди — наводчик, сзади него — на кожухе карданного вала — заряжающий. Рубка имела форму усеченной пирамиды с рациональными углами наклона броневых листов и крепилась к корпусу машины с помощью болтов. Броневая защита обеспечивала защиту от огня крупнокалиберных пулеметов и осколков снарядов. Корпус и рубка — сварные, были выполнены из броневых катаных листов толщиной 10-мм, 15-мм, 25-мм, 30-мм, 35-мм и 50-мм. Броневая маска амбразуры пушки имела толщину 50-мм.

С июля 1943 года на качающейся броневой маске пушки стали монтировать «броневой отражательный щиток» для защиты от пуль и осколков зазора между подвижной бронировкой пушки и броневой маской амбразуры. Стык броневой рубки и корпуса машины усилили наварными броневыми накладками толщиной 10 мм. Посадка и выход экипажа осуществлялась через люк, закрывавшийся двухстворчатыми броневыми крышками и располагавшийся в кормовом листе и крыше рубки. Наряду с вырезом для входного люка, на крыше рубки имелись: лючки для установки панорамы Герца, командирской панорамы и флажковой сигнализации, а также был установлен броневой стакан антенного ввода.  Для стрельбы из пистолета-пулемета ППШ в левом и правом бортах, а также в левой створке кормового люка рубки имелись отверстия, закрывавшиеся броневыми заслонками. Для этих же целей в лобовом листе рубки также имелось круглое отверстие, закрывавшееся броневой пробкой.

На  20  самоходных установках, выполненных в качестве командирских машин на крыше рубки справа, над специальным спонсоном, устанавливалась командирская башенка с входным люком, демонтированная с  немецкого танка Pz. Kpfw. III. На этих машинах устанавливалась радиостанция повышенной мощности, что привело к сокращению боекомплекта к пушке. Кроме того, в бортах корпуса (в районе боевого отделения) внутри гусеничного обвода (при использовании базы танка Pz. Kpfw. III), имелись два аварийных эвакуационных люка закрывавшихся броневыми крышками.  

Для наблюдения за полем боя и вождения машины у механика-водителя в лобовом и левом бортовом листах корпуса имелись смотровые люки с бронестеклами «триплекс», закрывавшихся броневой заслонкой. Остальные члены экипажа вели наблюдение за полем боя, используя командирскую панораму ПТК и смотровые щели в лобовом и бортовых листах броневой рубки, оборудованные броневыми заслонками. Вооружение состояло из 76-мм самоходного орудия С-1, спроектированного на базе танковой пушки Ф-34. Углы вертикальной наводки пушки составляли от -5° до +15°,  а горизонтальная наводка — 20°. Для стрельбы использовались телескопический прицел ТМФД-7 и панорамные прицелы от 76-мм  дивизионной пушки ЗИС-3. В боекомплект установки входили 96 унитарных выстрелов со стальной осколочно-фугасной дальнобойной гранатой,  бронебойно-трассирующим снарядом, кумулятивным снарядом, подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом, пулевой шрапнелью и картечью. Из-за отсутствия надлежащего количества танковых радиостанций, первоначально их устанавливали на каждую третью машину, но уже с середины мая радиостанции 9-Р монтировались на всех СУ-76И (С-1). В моторном отделении монтировался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель «Maybach» НL 120 TRМ жидкостного охлаждения, мощностью 300 л. с. Для доступа в моторное отделение в его крыше имелись четыре люка. В зависимости от модификации используемых шасси трофейных танков Pz. Kpfw. III на установке СУ-76И использовалась коробка передач и главный фрикцион «Maybach» двух типов: механическая 6-ступенчатая коробка передач ZF SSG 77 Aphon  (6 – вперед, 1 — назад) и сухой трехдисковый главный фрикцион с механическим управлением или же механическая безвальная 10-скоростная коробка передач «Maybach-Variorex» SRG 328-145 с синхронизирующим устройством и полуавтоматическим пневмогидравлическим преселекторным управлением (10- вперед, 1 – назад) и двухдисковый главный фрикцион, работавший в масле.

Снаружи в передней части бортов корпуса в броневых картерах размещались бортовые редукторы. В систему подрессоривания входили индивидуальная торсионная подвеска, резиновые ограничители хода балансиров для всех опорных катков и гидравлические амортизаторы на крайних опорных катках. В конце июля 1943 года, по опыту применения СУ-76И на Курской дуге, для увеличения запаса хода их стали оснащать двумя внешними бензобаками, которые монтировались вдоль кормы на легкосбрасываемых кронштейнах. Запас хода машины по шоссе с использованием только основного топливного бака достигал 180 км (емкость основного топливного бака составляла 320 л, внешних — 120 л.).

Гусеничный движитель (применительно к одному борту) состоял из шести сдвоенных обрезиненных опорных и трех поддержи­вающих катков с наружной амортизацией; задних направляющих колес с механизмами натяжения гусениц; передних ведущих колес со съемными зубчатыми венцами и мелкозвенчатой гусеницы из 93 – 94 одногребневых траков шириной 360 мм с откры­тым шарниром.

Самоходные артиллерийские установки СУ-76И (С-1) во время Великой Отечественной войны не сыграли существенной роли, так как их количество было невелико, а эксплуатация в войсках затруднялась сложностью ремонта и отсутствием запасных частей и агрегатов.

САУ СУ-76И (С-1) была найдена поисковой группой «Экипаж» (г. Москва) в Домодедовском районе Московской области и передана в дар музею в феврале 2002 года. Реставрационно-восстановительные работы произве­дены в 2002 году в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).

Самоходная артиллерийская установка СУ-76М — парк Патриот

СУ-76 самая массовая самоходно-артиллерийская установка отечественного производства периода Великой Отечественной войны.

Страна производительСССР
Год производства1943 — 1945гг.
УникальностьРаспространённый
ЭпохаВремён войны
ТипСамоходная артиллерийская установка
СерийностьСерийный (произведено 13684 единиц)

Интересные факты
Особенность конструкцииСконструирована на базе легкого танка Т-70. Относится к типу полузакрытых самоходных установок. Рубка без броневой крыши расположена на кормовой части корпуса.
Происхождение экспоната
С 1. 09.1962 г находилась в распоряжении 38 НИИ БТВТ в в/ч 75221. 15.12.86 г. передана в танковый музей БТВТ в Кубинке.
Боевое применениеПрименялись на всех фронтах завершающего периода Великой Отечественной войны, а также в Маньчжурской стратегической наступательной операции, последней стратегической наступательной операции Второй мировой войны.
Подвижность
ДвигательРядный, четырехтактный, 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения ГАЗ-203
Мощность двигателя2х70 л.с.
Максимальная скорость45 км/ч
Запас хода260 км
Вооружение
Орудие76,2-мм пушка ЗИС-3 / 60 шт
Пулемет7,62-мм Д / 945 шт
Бронирование
Лобовая броня25 мм
Лобовой корпус35 мм
Бортовой корпус15 мм
Тип брониСтальная, катанная
Дополнительно
Экипаж4 человека
Средства связиРадиостанция 12-РТ-3 или 9-РМ, танковое переговорное устройство ТПУ-3Ф
Боевая масса10,5 тонн

Описание:

СУ-76 М, одна из модернизаций самой многочисленной САУ отечественного производства, стоявшей на вооружении Красной Армии в период Великой Отечественной войны.

СУ-76 разработана конструкторскими бюро завода № 38 в городе Киров летом 1942 года на базе легкого танка Т-70 под непосредственным руководством  Семёна Александровича Гинзбурга.

Модернизированный вариант СУ-76М отличался более высоким запасом  моторесурса и отсутствием бронированной крыши боевого отделения.

Принята на вооружение в июле 1943 года. Серийно выпускалась с 1943 по 1945 год на ГАЗе, на заводах №38 в Кирове и №40 в Мытищах. Всего выпущено 13684 модернизированных САУ.

Самоходная артиллерийская установка поступала на вооружение легких самоходно-артиллерийских полков, отдельных самоходно-артиллерийских дивизионов, входящих в состав гвардейских стрелковых дивизий.

Машины использовались как мобильное средство сопровождения пехоты (конницы) и как противотанковое средство для борьбы с легкими и средними танками и САУ противника.

СУ-76М относится к типу полузакрытых самоходных установок. Рубка без броневой крыши расположена на кормовой части корпуса. Дверь в кормовом листе рубки служила для посадки трех членов экипажа в боевое отделение и загрузки боекомплекта, для механика-водителя имелся отдельный люк в отделении управления. Открытая рубка была удобна для работы экипажа, снималась проблема загазованности боевого отделения при стрельбе, при необходимости было просто покинуть машину. Сверху боевое отделение закрывалось брезентовым тентом. САУ была простой в обслуживании, малошумной, маневренной, имела высокую проходимость по лесисто-болотистой местности. 

Основное вооружение 76,2-мм пушка ЗИС-3 обр. 1942г. с вертикально-клиновым затвором и с длиной ствола 42 калибра имела наибольший угол возвышения среди всех советских серийных самоходок. Дальность стрельбы достигала 12100м. Рубка и корпус машины имели противопульную броневую защиту. Силовой агрегат ГАЗ-203 состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых двигателей общей мощностью 140 л.с., соединенных последовательно как и на базовом шасси ( танк Т-70).

СУ-76М широко использовались в боевых действиях Великой Отечественной войны. Имея в боекомплекте различные типы боеприпасов, самоходные установки могли поражать живую силу, артиллерию и бронированные цели противника. 

Особое значение имели установки в боях 1944 г. в Белоруссии, где болота играли роль естественных преград для наступающих советских войск. Низкое удельное давление на грунт СУ-76М позволяло беспрепятственно передвигаться по любой трудно-проходимой местности. Благодаря хорошим показателям подвижности СУ-76М часто включали в состав передовых отрядов при преследовании отступавшего противника.

После войны СУ-76М в Советской Армии эксплуатировались до начала 50-х годов. Несколько десятков машин, переданные КНДР принимали участие в Корейской войне.

Самоходная артиллерийская установка СУ-76М представлена в экспозиции «Освобождение» Музейного комплекса  Площадка №1 в парке «Патриот».

Все экспонаты парка патриот

10 самых эффективных самоходных артиллерийских установок

Army-technology. com перечисляет десятку лучших самоходных артиллерийских систем по таким характеристикам, как огневая мощь и дальность действия.

2С35 «Коалиция-СВ» — 152-мм самоходная гаубица (САУ) нового поколения, разработанная АО «ЦНИИ «Буревестник» (Буревестник), подразделением Уралвагонзавода, расположенным в Нижнем Новгороде.

Первая партия гаубиц 2С35 «Коалиция-СВ» поставлена ​​в ВС РФ в 2015 году. Гусеничное шасси типа Т-72/90 или Т-14 «Армата» и колесные платформы 8×8 могут быть использованы для интеграции системы 2С35 «Коалиция-СВ».

Гаубица может вести огонь осколочно-фугасными высокоточными боеприпасами, снарядами-постановщиками помех, противотанковыми суббоеприпасами, а также стандартными и реактивными осколочно-фугасными (HE-FRAG) снарядами. Скорострельность — восемь выстрелов в минуту, максимальная дальность стрельбы — 70 км. Автомобиль развивает максимальную скорость 60 км/ч и запас хода 500 км.

155-мм самоходная гаубица Archer калибра 52, разработанная компанией BAE Systems, может поражать стационарные и подвижные цели на суше и на море. Способность удовлетворять настоящие и перспективные потребности сухопутных войск делает ее одной из лучших гаубиц в мире.

Колесная артиллерийская система оснащена полностью автоматизированной 155-мм пушкой L52 и дистанционно управляемым боевым модулем (RCWS) на базе коммерческого сочлененного автомобиля Volvo с колесной формулой 6×6. Основное орудие обеспечивает интенсивную скорострельность 21 выстрел за 3,5 минуты и может вести огонь всеми типами 155-мм снарядов, в том числе усовершенствованными боеприпасами с сенсорным взрывателем и высокоточными боеприпасами.

Система Archer работает в сочетании с современными системами управления и контроля и обеспечивает выдающиеся возможности отслеживания для стрельбы снарядами на максимальную дальность 50 км. Его кабина предназначена для защиты экипажа от артиллерийских осколков и мин, а также ядерных, биологических и химических (РХБ) угроз. Система завершает стрельбу и покидает место действия всего за 40 секунд. Высокомобильный автомобиль обеспечивает максимальную скорость 70 км/ч и запас хода 500 км.

Артиллерийский артиллерийский модуль DONAR производства Krauss-Maffei Wegmann (KMW) представляет собой высокотехнологичную 155-мм гаубицу на базе шасси боевой машины пехоты ASCOD 2, поставляемой компанией General Dynamics European Land Systems (GDELS).

Система ДОНАР выводит традиционную артиллерийскую доктрину на новый уровень за счет включения полностью автоматического огневого модуля на высокомобильной платформе. Система 35т несет боевую нагрузку до 30 снарядов и 145 зарядов. Он может производить шесть выстрелов в минуту на максимальной дальности более 40 км, которая может быть увеличена до более чем 56 км с использованием боеприпасов большей дальности.

Бронированная кабина защищает экипаж из двух человек от стрелкового оружия, артиллерийских осколков, минометных боеприпасов и угроз NBC. Модуль оснащен гибридной инерциальной навигацией и GPS, автоматической системой управления огнем, а также функциями автосопровождения и коррекции. Система DONAR может двигаться с максимальной скоростью более 60 км/ч на максимальную дальность 500 км.

PzH 2000 — высокомобильная артиллерийская система калибра 155 мм/L52, разработанная KMW для немецкой армии. Способность выполнять как обычные, так и асимметричные задачи делает PzH 2000 одной из самых эффективных гаубиц в мире. На сегодняшний день в четыре страны-члена НАТО поставлено более 330 систем PzH 2000.

Гаубица весит 57т и может нести пять членов экипажа, а также боевую нагрузку 60 снарядов и 288 зарядов. Полностью автоматическая система заряжания, навигационная система и компьютер управления огнем обеспечивают поражение целей на дальности 56 км со скорострельностью от восьми до десяти выстрелов в минуту.

PzH 2000 интегрирует систему встроенного испытательного оборудования (BITE) и может вести огонь в режиме одновременного воздействия нескольких выстрелов (MRSI). Максимальная дальность стрельбы самоходной артиллерийской установки составляет 420 км.

CAESAR — эффективная самоходная артиллерийская система производства компании Nexter Systems для ведения огня прямой наводкой, контрбатарейной обороны и береговой обороны в поддержку моторизованных, механизированных и бронетанковых подразделений. Он способен стрелять всеми стандартными 155-мм боеприпасами НАТО.

Артиллерийская система CAESAR в настоящее время находится на вооружении армий Франции, Саудовской Аравии, Таиланда и Индонезии. Французская армия успешно развернула гаубицы CAESAR в Афганистане и Ливане. Система имеет скорострельность шесть выстрелов в минуту и ​​может вести огонь полнокалиберными боеприпасами увеличенной дальности (ERFB) на 42 км и реактивными снарядами на максимальное расстояние более 50 км.

Бронированная кабина CAESAR обеспечивает защиту уровня 2 по стандарту STANAG 4569, также доступна новая кабина с защитой от мин и самодельных взрывных устройств (СВУ) уровней 2a и 2b. Артиллерия установлена ​​на шасси грузовика 6×6 и может быть доставлена ​​по воздуху самолетом C130 за одну загрузку.

K9 Thunder — это 155-мм самоходная артиллерийская система, разработанная Samsung Techwin для нужд армии Республики Корея (ROKA). Он также производится по лицензии в Турции как «T-155 Firtina» («Шторм»). Южнокорейская армия получила свой первый K9систем в 1999 г. и, как ожидается, к 2016 г. будет введено в строй более 1000 систем.

155-мм пушка калибра 52, установленная на K9, обладает большой огневой мощью, стреляя снарядами со скоростью шесть выстрелов в минуту на максимальную дальность 41 км. Гаубица дополняется полностью автоматической машиной пополнения боеприпасов (БРЭМ) К10.

K9 Thunder оснащен восьмицилиндровым дизельным двигателем водяного охлаждения MTU MT 881 Ka-500 мощностью 1000 л.с. Силовая установка обеспечивает максимальную скорость 67 км/ч и запас хода 480 км.

Nora-B/52 — самоходная гаубица нового поколения калибра 155 мм/L52 производства Югоимпорт СДПР для замены устаревших артиллерийских систем, стоящих на вооружении сербской армии. Открытая архитектура системы обеспечивает интеграцию подсистем в соответствии с требованиями заказчиков.

Сербская армия получила свои первые 12 систем NORA-B/52 в 2007 году. Артиллерия также была поставлена ​​вооруженным силам Мьянмы, Кении и Бангладеш. Гаубица способна стрелять всеми стандартными 155-мм боеприпасами НАТО со скоростью шесть выстрелов в минуту. Он может поражать цели на расстоянии до 42 км с помощью полнокалиберного снаряда увеличенной дальности (ERFB-BB).

NORA-B/52 оснащена автоматом заряжания. Бронированная версия обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия, осколков артиллерийских снарядов и мин. Система, установленная на шасси повышенной проходимости ФАП 8х8, развивает максимальную скорость от 80 до 100 км/ч.

155-мм самоходная гаубица KRAB была разработана Huta Stalowa Wola для Вооруженных Сил Польши. Гаубица предназначена для уничтожения батарей артиллерии и зенитно-ракетных комплексов, командных пунктов, а также укреплений и механизированных отрядов противника.

В артиллерийскую систему входит 155-мм гаубица L52, стреляющая всеми стандартными 155-мм боеприпасами НАТО. Он также оснащен системой управления огнем ЗЗКО ТОПАЗ, 12,7-мм пулеметом и дымовыми гранатометами. КРАБ может поражать цели на расстоянии до 40 км с интенсивной скорострельностью шесть выстрелов в минуту.

Артиллерийская установка оснащена дизельным двигателем С12-У с водяным охлаждением и турбонаддувом, развивающим мощность до 625 кВт при 2000 об/мин. Максимальная скорость гаубицы составляет 60 км/ч, дальность полета — 650 км с полными баками.

ATMOS (автономная гаубичная система, установленная на грузовике) — компьютеризированная 155-мм самоходная артиллерийская система производства Elbit Systems. Это легкая, дальнобойная, высокомобильная артиллерийская система, отвечающая критическим требованиям современных сухопутных войск. Модульная конструкция ATMOS позволяет интегрировать ее в различные грузовые автомобили, находящиеся в эксплуатации.

Система включает в себя самую передовую стандартную артиллерийскую систему НАТО калибра 52 с дальностью стрельбы 41 км. Он может стрелять с интенсивной скоростью пять выстрелов в минуту при питании от автомата заряжания.

Артиллерийская система ATMOS оснащена встроенным электронным блоком, обеспечивающим повышенную огневую мощь и точность. Может устанавливаться на любые находящиеся в эксплуатации автомобили повышенной проходимости с колесной формулой 6х6 или 8х8 с модифицированной защищенной кабиной и специальной компоновкой.

Сингапурская самоходная гаубица 1 (SSPH 1) Primus — это 155-мм артиллерийская система, разработанная совместно Вооруженными силами Сингапура (SAF), Агентством оборонной науки и технологий (DSTA) и компанией Singapore Technologies Kinetics (ST Kinetics). это самый легкий 39калибра самоходной артиллерийской системы в мире.

SSPH 1 Primus был допущен к поступлению на вооружение СВС в 2002 году и находится в ведении 21-го артиллерийского дивизиона Сингапура. Система имеет максимальную скорострельность шесть выстрелов в минуту и ​​может достигать дальности стрельбы 30 км со снарядом повышенной дальности.

Гаубица объединяет запатентованную систему управления боеприпасами, автоматическую систему управления огнем и 7,62-мм пулемет. Дизельный двигатель Detroit мощностью 550 л.с. в сочетании с GD HMPT-500-3EC обеспечивает Primus максимальную скорость 50 км/ч и запас хода 350 км.

Армейский справочник

Построенный на основе проверенных артиллерийских систем, таких как орудие AMF3, самоходное орудие 155 GCT AUF1 и буксируемое орудие 155 TRF1, CAESAR представляет собой оптимальное сочетание их характеристик.

Универсальность, мобильность, простота в эксплуатации, боеготовность и живучесть являются ключевыми характеристиками этой новой системы вооружения калибра 155 мм/52, которая полностью совместима с системой НАТО 39 калибра. оборудования и 52 кал. Меморандум о взаимопонимании JB.

С точки зрения мобильности и технического обслуживания, самоходные артиллерийские установки имеют недостатки как из-за их веса, так и из-за их гусеничного шасси.

Буксируемые орудия уступают в маневренности и живучести из-за своих размеров и конструкции. По-настоящему универсальный CAESAR заполняет пробел инновационными решениями, которые он предлагает, и отвечает оперативным требованиям, независимо от уровня конфликта, театра военных действий и характера задействованных сил.

CAESAR может поддерживать все типы моторизованных, механизированных и бронетанковых подразделений, включая силы быстрого развертывания.

CAESAR предлагает повышенную огневую мощь за счет более быстрой реакции, большей дальности и повышенной точности. Он охватывает большие площади с меньшим количеством орудий и способствует инициативе, маневрированию и быстрому реагированию при минимальных рисках.

CAESAR эффективен в любых огневых задачах, таких как: огневая поддержка, огонь в глубину, контрбатарейный огонь и даже в миссиях по береговой обороне.

Развитие

Giat Industries (которая в конце 2006 г. стала Nexter) разработала 155-мм самоходную демонстрационную технологию под названием CAESAR (CAmion Equipé d’un Système d’ARtillerie, или автомобильная артиллерийская система), которая была продемонстрирована публично для впервые в июне 1994 г.

После испытаний этой системы компания приняла решение построить опытный образец CAESAR, а после испытаний компания провела оценку французской армии в конце 1919 г. 98.

В сентябре 2000 г. французская Генеральная делегация по вооружению (DGA) заключила с компанией контракт на поставку партии из пяти самоходных артиллерийских установок CAESAR калибра 155 мм/52 (6 × 6).

Этот контракт включал следующие ключевые аспекты:

  • Дополнительные разработки, соответствующие дополнительным требованиям французской армии
  • Квалификация типа полностью зависит от подрядчика
  • Поставка пяти систем CAESAR
  • Обслуживание и поддержка в течение трех лет.

Они были интегрированы на нынешнем предприятии Nexter Systems в Бурже с кабиной, поставленной SOFRAME (ранее LOHR), которая была установлена ​​на модифицированном шасси грузового автомобиля Mercedes-Benz (6 × 6).

К этому времени компания построила две системы CAESAR. Первый CAESAR был, по сути, демонстратором технологий, доказывающим возможность установки артиллерийской системы калибра 155 мм/52 на модифицированное шасси грузового автомобиля Mercedes-Benz UNIMOG U 2450 (6 × 6).

За ней последовала вторая модель, которая прошла испытания французской армии и в конце 1999 года отправилась в Азию.

Третий CAESAR вобрал в себя все уроки, извлеченные из испытаний во Франции и Малайзии, и, по сути, является предсерийным автомобилем.

Он оснащен переработанной полностью закрытой кабиной экипажа с улучшенным кондиционером и обновленным компьютерным программным обеспечением. Этот CAESAR был базовым для версии французской армии, которая имеет компьютеризированную систему управления огнем ATLAS и систему наземной навигации, которая теперь устанавливается на модернизированную самоходную артиллерийскую систему AUF1 французской армии.

Первые системы CAESAR были доставлены французской армии в конце 2002 г., а последние поставки состоялись в начале 2003 г. Французская армия использовала их для формирования одного полного артиллерийского взвода из четырех CAESAR, 5-й из которых использовался для обучения и резерва. .

Этот отряд CAESAR используется для оценки оперативных процедур развертывания системы французской армией.

В конце 2002 года Школа и Центр полевой артиллерии армии США приняли около 200 человек для наблюдения за демонстрацией огневой мощи CAESAR в Форт-Силл, Оклахома.

Всего 100% снарядов, выпущенных по Форт-Силлу, находились менее чем в 50 м от цели, и 20% из них попали в цель. На огневой позиции французский расчет выпустил шесть снарядов М107 за 57 секунд.

В конце 2003 года, после детального анализа, французская армия решила закупить дополнительные САУ CAESAR, а не продолжать масштабную модернизацию AUF1 SP до улучшенного стандарта AUF2.

В декабре 2004 года DGA Франции заключило с компанией контракт на поставку 72 самоходных артиллерийских установок CAESAR калибра 155 мм/52 для французской армии. Ожидается, что поставки будут осуществляться с 2007 по 2011 год. Общая стоимость этого контракта составляет 300 миллионов евро, включая боеприпасы, пятилетний пакет логистической поддержки и модернизацию некоторых систем CAESAR, уже поставленных французской армии.

По условиям этого контракта компания обязуется обеспечить 80-процентную эксплуатационную готовность системы с полной ответственностью за запасные части и управление ремонтом.

Французская армия продолжит модернизацию AUF1 для 70 систем, но в настоящее время не будет переходить на калибр 155 мм/52, если в будущем не появится финансирование.

В то время как система вооружения будет производиться на заводе в Бурже, полная интеграция оружия с шасси будет производиться в Роане.

Серийные системы CAESAR будут базироваться на новом шасси Renault Trucks Defense Sherpa (6 × 6), которое будет оснащено полностью бронированной кабиной, также поставляемой Renault Trucks Defense. Первая серийная поверочная система CAESAR на шасси Sherpa (6×6) была завершена в середине 2006 года.

Помимо нового шасси и кабины, он будет иметь лишь незначительные отличия от первых систем CAESAR. Радар начальной скорости, например, теперь находится с правой стороны артиллерийского орудия, а не над ним.

Ожидается, что в будущем французская армия будет иметь в общей сложности восемь полков полевой артиллерии, в каждом из которых будет по три батареи с восемью орудиями и двумя отрядами по четыре орудия.

Четыре полка будут иметь две батареи с общим количеством 16 модернизированных гусеничных САУ AUF1 TA и одну батарею из восьми CAESAR, а остальные четыре полка будут иметь две батареи с общим количеством буксируемых орудий TR F1 16 и одну батарею из восьми CAESAR. В более долгосрочной перспективе ожидается закупка дополнительного оборудования CAESAR.

В апреле 2006 года компания объявила, что Таиланд заключил с компанией контракт на поставку первых шести систем, при этом общая потребность составляет не менее 18 единиц, чтобы можно было сформировать полный полк CAESAR.

В июле 2006 г. компания объявила, что неназванный экспортный заказчик заключил с ней контракт на поставку 72 систем CAESAR.

Эти системы предназначены для Национальной гвардии Саудовской Аравии и будут интегрированы в шасси SOFRAME-UNIMOG (6 × 6) и оснащены компьютеризированной системой управления огнем Thales ATLAS.

Описание

Следует отметить, что хотя все построенные на сегодняшний день экземпляры CAESAR базируются на шасси грузовика Mercedes-Benz (6 × 6), все серийные системы CAESAR для Франции и Таиланда построены на новом шасси Renault Trucks Defense Sherpa. (6×6) шасси грузового автомобиля. CAESAR базируется на шасси грузового автомобиля с колесной формулой 6 × 6, которое не только обеспечивает хорошую проходимость по пересеченной местности, но и обеспечивает хорошую стратегическую мобильность, поскольку его можно быстро перемещать, не полагаясь на транспортеры-цистерны и полуприцепы. Дополнительные сведения о шасси Renault Trucks Defense Sherpa 6×6 приведены далее в этой записи.

Для использования при высоких температурах окружающей среды кабина оборудована системой кондиционирования воздуха. Полностью закрытое боевое отделение находится спереди, а артиллерийское орудие калибра 155 мм / 52 — сзади. Центральная система регулировки давления в шинах входит в стандартную комплектацию, что позволяет водителю регулировать давление в шинах в соответствии с пересеченной местностью. Также предусмотрен гидроусилитель руля.

Поскольку CAESAR устанавливается на колесное шасси, его общие затраты в течение жизненного цикла намного ниже, чем у сопоставимой гусеничной машины. Это приобретает все большее значение, поскольку многие пользователи в настоящее время рассматривают общую стоимость жизненного цикла оружейных систем, а не только первоначальную стоимость закупки.

В передней части машины установлена ​​новая полностью закрытая кабина с отдельными сиденьями для экипажа из пяти человек. Кабина имеет сварную стальную броню и обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия калибром до 7,62 мм и осколков снарядов. Окна кабины имеют толщину 26 мм, кабина оснащена системой кондиционирования воздуха.

В задней части CAESAR установлена ​​полная верхняя часть 155-мм модернизированной версии буксируемой артиллерийской системы TRF1 калибра 52 калибра. 155-мм артиллерийское орудие 52 калибра оснащено дульным тормозом с двойной перегородкой, а во время движения артиллерийское орудие удерживается на месте зажимом, расположенным непосредственно в задней части кабины, который управляется дистанционно.

Когда система развернута на огневой позиции, большая лопата гидравлически опускается сзади, чтобы обеспечить более устойчивую огневую платформу. Задние четыре колеса приподняты над землей, так что большая лопата поглощает все нагрузки при стрельбе. CAESAR может вступить в действие менее чем за 1 минуту и ​​выйти из строя за аналогичный период времени. По данным компании, менее чем за две минуты эта система может выпустить шесть снарядов, выйти из строя и начать двигаться на другую позицию. Это означает, что было бы трудно поразить CAESAR контрбатарейным огнем.

155-мм артиллерийское орудие калибра 52, которое было разработано несколько лет назад для 155-мм модернизированной версии TRF1 калибра 52, оснащено винтовым затвором, который автоматически открывается вверх с вращающимся механизмом автоматической подачи капсюлей, удерживающим 14 капсюлей. Он соответствует последнему Совместному меморандуму о взаимопонимании НАТО по баллистике (JBMoU). Электрозажигающее устройство входит в стандартную комплектацию.

CAESAR является самодостаточной самоходной артиллерийской системой, так как не требуется исследовательская группа из-за установки бортовой системы эталонных пакетов / данных о местоположении (RP / PDS) SAGEM SIGMA 30, которая включает в себя систему глобального позиционирования и которая установлена на самом ружье.

Радар начальной скорости пули Intertechnique RDB4 установлен над боеприпасом и передает информацию на бортовой компьютер управления огнем Matra Défense Equipements & Systèmes CS 2002-G, который находится в кабине вместе с принтером.

Получает информацию о целях от командного пункта батареи с баллистическими расчетами, происходящими в системе. Системы французской армии оснащены радиостанциями Thales PR4G.

Компьютер CS 2002-G также выполняет ряд других функций, включая трехмерное отображение локальной ситуации «свой-чужой». С помощью встроенных датчиков он также может осуществлять управление состоянием боеприпасов, управление состоянием оружия и управление пополнением запасов боеприпасов.

Имеется также устройство контроля температуры, которое информирует экипаж, если снаряд становится слишком горячим и есть опасность обжечься.

Для снижения утомляемости экипажа и увеличения скорострельности с правой стороны казенной части установлен автомат заряжания снарядов. Метательные заряды, которые могут быть обычного типа или более современного модульного типа, загружаются вручную.

Максимальная скорострельность составляет 6 выстрелов в минуту, и, по данным Nexter, обычно достигается скорострельность очередями из трех выстрелов за 18 секунд.

Управление по высоте и траверсе осуществляется гидравлически с ручным управлением в качестве резерва. Для непрямой стрельбы обычный угол возвышения колеблется от +17 до +66 с траверзами по 17 влево и вправо. Для стрельбы прямой наводкой диапазоны возвышения от -3 до +10 вправо, с поворотом от 21 влево до 27 вправо. Прицеливание осуществляется автоматически через бортовой компьютер, но в качестве резерва предусмотрены оптические прицелы.

Максимальная дальность зависит от типа боеприпаса и системы заряда, но при стрельбе из 155-мм ERFB-BB (Extended Range Full Bore-Base Bleed) можно достичь максимальной дальности 42 км.

Главный компьютер управления огнем расположен в кабине CAESAR, а сзади слева находится блок индикации орудия для экипажа, когда система развернута на огневой позиции. Это предоставляет такую ​​​​информацию, как высота, траверса, снаряд, заряд и тип взрывателя.

Основные преимущества CAESAR заключаются в том, что он имеет огневую мощь, аналогичную существующим буксируемым и самоходным артиллерийским системам, но обладает большей стратегической мобильностью и меньшим временем ввода/вывода из строя. Последняя функция также повышает боевую живучесть системы для противодействия артиллерийскому огню. Стандартный 155-мм TRF1 имеет экипаж из восьми человек, в то время как CAESAR имеет экипаж только из пяти человек, включая командира и водителя.

Конструкция CAESAR является модульной, поэтому заказчик может выбрать, какая радиостанция, система управления огнем или система измерения начальной скорости пули и тип кабины необходимы.