«Самая большая в мире подводная лодка — 40 лет на службе России» в блоге «Своими глазами»

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Самая большая в мире подводная лодка принадлежит России: ТК-208 «Дмитрий Донской» стоит на боевом дежурстве уже 40 лет. Корреспонденты «Сделано у нас» посетили боевой корабль и узнали о том, как создавался и как устроен корабль-рекордсмен.

ГРОЗА МОРЕЙ — И ПОДВОДНЫЙ «ХИЛТОН»

Тяжелый атомный ракетный подводный крейсер «Акула» был заложен на «Севмашпредприятии» в 1976 году. Для его строительства на заводе был создан отдельный цех, ставший крупнейшим в мире крытым эллингом. Корабль был спущен на воду в 1980-м, вступил в строй в декабре 1981 года, а еще через год перешёл в пункт постоянного базирования на Северном флоте. Десять лет спустя он прошел модернизацию, и суммарно уже 40 лет несет службу и выполняет лишь ему посильные задачи. Имя великого полководца Дмитрия Донского подводная лодка получила в 2002 году.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

ТК-208 — корабль-рекордсмен сразу по нескольким параметрам: это самое длинное на тот момент подводное судно (172 метра) с самым большим водоизмещением (48 тысяч тонн). Гигантский крейсер приводят в движение две огромные турбины мощностью по 50 тысяч лошадиных сил, а общая мощность реакторов, работающих на тепловых нейтронах, доходит до 2,45 млн. лошадиных сил.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Примечательна и конструкция атомохода, разработанная под руководством академика Сергея Ковалева в Ленинградском конструкторском бюро морской техники «Рубин». Масштабное вооружение в виде самых больших морских баллистических ракет РСМ-52 потребовало нестандартных инженерных решений. Авторы проекта создали его по образцу катамарана: под внешней гидроакустической обшивкой расположены пять прочных корпусов, между двумя из которых в носовой части и находятся 20 пусковых шахт. Еще шесть торпедных аппаратов, подходящих для подводных скоростных ракет, торпед и мин, располагаются в специальном отсеке в носовой части.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Катамаранный принцип гарантирует кораблю повышенную живучесть: в случае повреждения одного из корпусов экипаж может быть эвакуирован и продолжать нести службу на втором. Благодаря такой конструкции «Акула» стала единственной в мире субмариной, которую можно пройти по кругу по переходам между корпусами. Их суммарная длина — около двух километров! Каждый из 19 водонепроницаемых отсеков подлодки представляет собой отдельный модуль: они герметичны, благодаря чему в них поддерживается требуемое давление и не может проникнуть загрязненный воздух из соседних отсеков. На случай аварии в отсеках, куда есть шансы оперативно добраться у большей части моряков, размещены две спасательные камеры суммарной вместимостью 180 человек.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Так как технические помещения крейсера занимают значительную площадь, у него нет жилого отсека: компактные каюты расположены во всех свободных частях корабля. Но инженеры всерьез побеспокоились и о комфорте экипажа субмарины-гиганта, за что ее даже прозвали плавучим «Хилтоном». Здесь есть спортивный зал, комната отдыха со сменяющимися изображениями на стенах и первые в истории подводного флота сауна и бассейн. Кроме того, ТК-208 — единственная в мире подводная лодка с комнатой для курения!

О СЛУЖБЕ

О службе на подводной лодке рассказал 10-й командир ТРПК СН ТК-208 «Дмитрий Донской», капитан 1-го ранга Олег Геннадьевич Цыбин.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

«Я командую кораблем с 2007 года — и для меня большая честь быть командиром самой большой подлодки в мире, которая уже 40 лет ходит в море. Субмарина легко управляется, хорошо погружается и всплывает и прекрасно справляется с боевыми задачами. В частности, именно мы проводили испытания новых ракетных комплексов „Булава“, после которых они были приняты на вооружение. Сейчас мы приступили к обеспечению испытаний новых подводных лодок 4-го поколения и отремонтированных подводных лодок. Но, увы, корабль не молодеет, поэтому сейчас наша главная задача — поддерживать его работоспособность и технически исправное состояние.

У нашей подводной лодки самый многочисленный экипаж, потому что многие из отсеков и механизмов нужно обслуживать вручную. Самый большой на моей памяти выход в море длился 96 дней, а самый длительный поход с момента от выхода на базу до возвращения — около шести месяцев.

Когда каждый занят своим делом, поддерживать положительный настрой экипажа легко. Мы занимаемся и организацией досуга: стараемся, чтобы у каждого моряка хотя бы раз в неделю был выходной, проводим военно-технические эстафеты, спортивные мероприятия и конкурсы.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Мы подготовлены и к коронавирусной опасности: на корабле есть фельдшер и доктор, которые могут оказать первую помощь, все члены команды провакцинированы, дважды в сутки проводится дезинфекция отсеков. В одном из них организован штатный изолятор, куда направляли моряков в случае подозрения на COVID-19 — к счастью, оно всегда оказывалось ложным.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Самым ярким событием за годы моей службы стало участие в главном военно-морском параде в честь Дня ВМФ, проходившем в 2017 году в Кронштадте. Специально для этого атомная лодка впервые в истории вошла в Балтийское море и в Финский залив».

Фото и текст — Бионышева Елена

Фото- Радченко Андрей

Самая большая подводная лодка в мире

Американское издание The National Interest рассказало о советском «Проекте 941»

Фото — thenationalinterest.org

Самые крупные подводные лодки в мире не были американскими, их строили в советских верфях. Названные в честь акул, эти левиафаны «холодной войны» могут разрушить до двухсот целей, их боеголовки — в шесть раз мощнее, чем те, которыми атаковали Хиросиму. 

Класс «Акула» или Проект 941, как он был известен во время разработки, был создан, чтобы стать основой сил ядерного сдерживания в море. СССР подхватил идею из американского проекта подлодок «Огайо», его представители были 564 фута в длину и обладать 192 ядерными боеголовками. Проект «Акула» родился, как ответ на эту угрозу.

Фото gallery.ykt.ru

«Акулы» были предназначены для запуска своих ракет относительно недалеко от границ СССР, что позволило им действовать к северу от Полярного круга, где советские воздушные и военно-морские силы могли защитить их. Подводные лодки были спроектированы с усиленным корпусом, способным прорваться через полярный лед.

Кроме того, была разработана новый ядерный заряд с достаточно далеким диапазоном поражения. R-39 — это огромная трехступенчатая баллистическая ракета длиной пятьдесят три фута и весом восемьдесят четыре тонны. Обладая дальностью 4 480 морских миль, R-39 может ударить по любой точке континентальной части Соединенных Штатов.

Поскольку «Акулы» несли только двадцать ракет, а подлодки класса «Огайо» — двадцать четыре, каждая советская ракета должна была нести больше ядерных боеголовок, чем американский С-4. Один R-39 содержал десять 100-килотоннных боеголовок. Это привело к увеличению размера и веса ракеты, но это также означало, что у каждой «Акулы» было на восемь боеголовок больше, чем у «Огайо».

Фото — arms-expo.ru

Гигантские подводные лодки были способны на разгон в двадцать два узла на поверхности, а под водой — на двадцать семь узлов.

Было запланировано восемь подводных лодок класса, но в конечном итоге было построено шесть. Все шесть сейчас находятся в распоряжении минобороны Российской Федерации, но только одна — Дмитрий Донской, — все еще находится в эксплуатации. Она служила испытательной подводной лодкой для разработки ракеты «Булава».

Существование класса «Акула» не было широко известно и к нему не было бы приковано столько внимания, если бы не роман «Охота за «Красным Октябрем»». Это было дебютное произведение военного энтузиаста и страхового агента Тома Клэнси. В нем разочарованный советский капитан, бежал из СССР и пытался передать США подводную лодку «Красный Октябрь».

При этом подлодка в книге была больше, чем стандартная «Акула», с 26 ракетами вместо 20. «Красный Октябрь» также был оснащен тихоходным насосом, который, согласно роману, теоретически позволил бы ему подкрасться к восточному побережью Соединенных Штатов и нанести сокрушительный удар по Вашингтону. Это делало подлодку незаменимым трофеем для Америки. Спустя тридцать два года после публикации книги насосные двигатели используют на подводных лодках по всему миру. Вот так художественное произведение в очередной раз предсказало реальность.

 

По материалам The National Interest
Автор — Кайл Мизоками

Россия потеряла самую большую в мире атомную подводную лодку

Мир

Брендан Коул

Мир Россия Военно-морской Ядерный Подводная лодка

ВМФ России подтвердил вывод из эксплуатации атомной стратегической подводной лодки «Дмитрий Донской», , которая входила в мощную систему вооружения Москвы времен холодной войны.

Несколько месяцев ходили слухи о судьбе подводной лодки, спущенной на воду в 1980 и чье отчетное имя в НАТО было Typhoon.

В 2021 году российское государственное информационное агентство ТАСС сообщило, что судно останется в строю до 2026 года. введен в эксплуатацию в 1980-х годах.

Имея длину 574 фута, Дмитрий Донской по статусу крупнейшей в мире подводной лодки уступила 608-футовая Белгород 9. АПЛ проекта 0012, вошедшая в строй в июле 2022 года. Проект Дмитрия Донского имел водоизмещение около 53 000 тонн и был модернизирован и перевооружен в 2002 году на ракету «Булава».

Хотя в июле 2022 года сообщалось, что судно уничтожено, официального подтверждения до конца года не ожидалось. Последний раз судно участвовало в ходовых испытаниях ПЛА Красноярск в сентябре 2022 года.

Российская подводная лодка «Дмитрий Донской» в Санкт-Петербурге, 26 июля 2017 г. 6 февраля 2023 г. ВМФ России объявил, что это судно времен холодной войны выведено из эксплуатации. ОЛЬГА МАЛЬЦЕВА/Getty Images 900:02 В понедельник руководитель Российского движения поддержки флота Владимир Мальцев сообщил ТАСС, что корабль «выведен из эксплуатации» и «ожидает утилизации на военно-морской базе в Северодвинске вместе с двумя другими единицами этого проекта».

Этот класс составлял основу средств ядерного сдерживания второго удара Советского Союза, с 20 массивными БРПЛ Р-39 «Риф» (баллистическая ракета подводного базирования) с общим количеством боеголовок до 200. The Drive назвал его «самой смертоносной системой единого оружия», которую Россия разработала в годы холодной войны. Newsweek обратился в министерство обороны России за комментариями.

Недавно Россия столкнулась с проблемами с другим своим судном, 1000-футовым флагманом

«Адмирал Кузнецов» , который, как сообщается, не может двигаться своим ходом. Единственный российский авианосец выведен из строя и находится в сухом доке на ремонте более пяти лет, и его преследуют технические неполадки.

Тем не менее, ВМФ России усилен подводной лодкой проекта «Белгород» проекта , которая составляет 39футов длиннее подводных лодок класса «Огайо» ВМС США. Торпеды «Посейдон» должны быть доставлены на атомную подводную лодку специального назначения, сообщает ТАСС.

Согласно отчету Исследовательской службы Конгресса США, «Белгород» может нести до восьми «Посейдонов». Впервые «Посейдон» был анонсирован Владимиром Путиным в 2018 году как новый вид стратегического ядерного оружия с собственным источником энергии.

Обновление 06.02.23, 13:00 ET: Эта статья была обновлена, чтобы прояснить детали о размере Дмитрия Донского.

Запрос на перепечатку и лицензирование, внесение исправлений или просмотр редакционных правил

Следующие лучшие подводные лодки России Карлики Крупнейшие в флоте США

Мир

Томас Кика

Мир Россия российские военные ВМФ России Подводные лодки

Поскольку лучшая и самая большая атомная подводная лодка России вышла из строя, следующий лучший вариант в ее подводном флоте по-прежнему затмевает в некоторых отношениях крупнейшие корабли США.

После нескольких месяцев спекуляций Владимир Мальцев, глава Российского движения поддержки флота, подтвердил российской прессе в понедельник, что крупнейшая в стране атомная подводная лодка «Дмитрий Донской» официально выводится из эксплуатации.

Корабль был последним из российских подводных лодок класса «Тайфун» времен холодной войны, которые были признаны крупнейшими в мире по тоннажу.

С выводом из состава флота Дмитрия Донского честь самой большой подводной лодки российского флота теперь достается 9-й0011 Белгород , подводная лодка класса Оскар II, представленная в июле.

Хотя «Белгород» еще не полностью оснащен ядерным вооружением, он способен нести подводные беспилотники «Посейдон», способные нести ядерные боеголовки, которые российские военно-морские силы рекламируют как «оружие апокалипсиса».

Выше фото российской подводной лодки «Дмитрий Донской». Подводная лодка класса «Тайфун» недавно была выведена из эксплуатации, что сделало «Белгород» главной подводной лодкой ВМФ России. Ольга Мальцева/AFP через Getty Images

«Эта ядерная «мегаторпеда» уникальна в мировой истории», — заявил американский эксперт по подводным лодкам Х.И. Саттон писал в Naval News в марте. «Посейдон — это совершенно новая категория оружия. Он изменит военно-морское планирование как в России, так и на Западе, что приведет к новым требованиям и новым средствам противодействия».

Имея длину чуть более 603 футов, «Белгород» также считается самой длинной подводной лодкой в ​​мире, что значительно превышает длину самых длинных судов военно-морского флота США. Подводные лодки класса «Огайо» являются крупнейшими из когда-либо развернутых США и достигают около 560 футов в длину.

Преемник класса «Огайо», известный как класс «Колумбия», в настоящее время находится в стадии разработки, с планами поступить на флот в 2031 году. Эти корабли будут такой же длины, как и их предшественники, что даст российскому «Белгород» преимущество в этом показателе в обозримом будущем. будущее.

« Белгород , если он будет работать на заявленном уровне, станет мощным стратегическим активом», — сказал военный эксперт Дэниел Дэвис Newsweek . «Среди других мощных вооружений он оснащен ядерной торпедой «Посейдон». Возможно, это одно из самых мощных подводных лодок в мире. Его можно использовать для уничтожения прибрежных городов, военно-морских баз или для поражения крупных надводных кораблей, таких как самолеты. перевозчики».

«Возможно, Россия демонстрирует не самые лучшие результаты в своих обычных боевых действиях на земле в Украине, но ее стратегическое оружие? Они все еще могут уничтожить земной шар несколько раз, и даже ограниченный обмен ядерными ударами может уничтожить некоторые из наших самых мощных наземных комбатантов», — добавил Дэвис. «Итог: мы ни по какой причине не хотим вступать в обмен ядерными ударами с Россией».

Без вооружения «Посейдон» «Белгород» оставался второстепенным по отношению к ядерно-готовым Дмитрий Донской в составе флота России. Тем не менее, российское государственное информационное агентство ТАСС недавно сообщило, что первая партия вооружений построена и скоро будет отгружена.

Благодаря своим ядерным возможностям Белгород превзойдет списанный корабль во всех аспектах.