Самая длинная в мире атомная подлодка передана российскому флоту

В официальном пресс-релизе, опубликованном в пятницу строителем подлодок — заводом «Севмаш», «Белгород» назван «исследовательской подводной лодкой». На деле судно построено, чтобы служить носителем для одного из самых безумных видов оружия массового уничтожения в истории человечества: автономного атомного подводного беспилотника, способного на глубине доставлять ядерные заряды через Атлантику или Тихий океан.

Главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов заявил: «Сегодня для нас знаковый день», так как «…при создании корабля были применены передовые достижения науки, и новейшие технологии строительства».

«Подводная лодка «Белгород» открывает для России новые возможности в проведении различных исследований, позволяет проводить разноплановые научные экспедиции и спасательные операции в самых отдаленных районах Мирового океана», — подчеркнул адмирал.

Помимо той научно-исследовательской работы, которую российский флот теперь сможет вести в Мировом океане, в пресс-релизе также подчеркивается, что подлодка может использоваться для поисково-спасательных операций на больших глубинах, поскольку является носителем автономных необитаемых подводных аппаратов.

В пресс-релизе нет ни единого упоминания о том, что лодка может использоваться для  беспилотника «Посейдон».

Когда США приступили к разработке системы противоракетной обороны, Россия начала разрабатывать глубоководные средства реагирования. «Посейдон» представляет собой торпедообразный аппарат длиной 24 метра с расчетной дальностью 10 тысяч километров. Он способен передвигаться со скоростью 100 узлов на глубине до 1000 метров. Он питается от небольшого ядерного реактора и может быть вооружен мегатонным ядерным зарядом.

Вероятно, подлодка сможет нести одновременно до шести «Посейдонов». Она также служит базой для миниатюрного глубоководного атомного подводного аппарата вроде печально известного «Лошарика», привлекшего в июле 2019 года внимание всего мира, когда из-за пожара в аккумуляторном отсеке погибли все 14 находившихся на борту офицеров. 

Для создания «Белгорода» был использован корпус, изначально предназначавшийся для многоцелевой подводной лодки проекта 949А «Антей» («Оскар-II» в кодификации НАТО), одноклассника злополучной подводной лодки «Курск», затонувшей во время учений в Баренцевом море в августе 2000 года. Корпус был заложен еще в 1992 году, но только в 2012 году Минобороны решило использовать его для создания этой гигантской подлодки специального назначения.

Благодаря удлинению корпуса на 29 метров до 184 метров это уникальное судно длиннее самой большой в мире подводной лодки проекта 941 «Акула» («Тайфун» в кодификации НАТО) советской постройки. 

«Белгород» был спущен на воду в апреле 2019 года, а прошлым летом вышел на ходовые испытания в Белом море.

«Белгород» уходит с северодвинского «Севмаша» на первые ходовые испытания в Белом море в конце июня 2021 года.

 

Официальных заявлений о том, где будет базироваться «Белгород» в период его опытной эксплуатации на Северном флоте, не было. Этом может быть Северодвинск, где ведется разработка «Посейдонов», или Оленья губа на Кольском полуострове, где базируются другие подлодки специального назначения Главного управления глубоководных исследований Минобороны России (ГУГИ).

Самая большая подводная лодка в мире: размеры, фото

Самые большие подводные лодки, когда-либо построенные человеком в мире — это атомные субмарины класса «Акула» (для Запада «Тайфун»). Их размеры составляли в длину 172,8 метра, а ширину 23,3 (смотрите фото). Вместимость была рассчитана на 160 членов экипажа.

Проект 941 «Акула» разрабатывался в Советском Союзе в 1970-1980-е годы. Подлодки этого класса весят вдвое больше следующих за ними по размеру.

Эти величественные стальные гиганты были созданы в качестве противодействия американским субмаринам класса «Огайо» в годы Холодной войны. Эти монстры надводным и подводным водоизмещением 23 200 тонн и 48 000 тонн соответственно были больше, чем американские подлодки-конкуренты. Их высота (26 метров) сопоставима с высотой девятиэтажного дома. По сути, задачей «Акул» было создание ядерного апокалипсиса на Западе, если Холодная война перешла бы в горячую фазу.

Свое хищное прозвище самая большая атомная подводная лодка в мире получила благодаря изображению акулы, которое было нанесено перед первым спуском, состоявшимся в сентябре 1980 года.

Внутри легкого корпуса огромной субмарины находятся пять обитаемых корпусов. В случае чрезвычайной ситуации в одном из корпусов экипаж внутри других корпусов будет в безопасности, а вспомогательные устройства все еще будут работать. Два ядерных реактора дают этим подводным крейсерам стратегического назначения мощность, в которой они нуждаются, чтобы развить максимальную скорость около 25 узлов (46,3 км/ч) под водой.

Вместо того, чтобы постоянно перемещаться по мировым морям и океанам, «Акулы» были созданы, чтобы находиться севернее Полярного круга в течение шести месяцев, ожидая команды, чтобы запустить свой «прощальный привет миру» — баллистические ракеты Р-39 «Вариант».

Из-за продолжительности и характера своих миссий этот советский атомный подводный ракетный крейсер был спроектирован с учетом комфорта экипажа. Фактически, жилые помещения на «Акулах» были настолько роскошными, что моряки советского (а затем и российского) военно-морского флота прозвали эти гигантские суда «плавающими Хилтонами».

Вместо утилитарной стальной мебели с минимальной обивкой интерьер «Акулы» предусматривает удобные мягкие стулья, полноразмерные дверные проемы, полностью оборудованный тренажерный зал, бассейн с пресной или соленой забортной водой, солярий и даже сауну, стены которой обшиты дубовыми досками. В каютах командного состава имеются телевизоры, умывальники и системы кондиционирования.

Однако триумф огромных и грозных «Акул» продолжался недолго. Из семи запланированных подлодок шесть были построены в течение 1980-х годов и ушли на пенсию менее чем 10 лет спустя, в 1990-х годах. Российское правительство просто не могло позволить себе содержать в боеспособном состоянии эти крупнейшие ракетные подводные лодки в мире.

В настоящее время лишь одна модернизированная «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» — находится в строю. Самая большая подводная лодка в мире служит испытательной площадкой для современных баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках (БРПЛ «Булава»). На утилизацию одного крейсера ушло порядка $10 млн, из них $2 млн выделялось из бюджета России, остальное — средства, предоставленные США и Канадой.

Оставляйте комментарии ниже, впечатлила ли Вас самая большая подводная лодка в мире? Или сумма потраченная на их разбор впечатляет гораздо больше?

Россия выводит из эксплуатации самую большую в мире подводную лодку

ПЛАРБ типа «Тайфун» «Дмитрий Донской» в Большом поясе на пути к Кронштадту. Flyvevåbnet / Королевские ВВС Дании.

Северный флот ВМФ России окончательно вывел из эксплуатации атомную подводную лодку с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) класса «Дмитрий Донской» (ТК-208) «Тайфун», сообщает ТАСС со ссылкой на главкома. Владимир Мальцев, председатель Общероссийского движения в поддержку флота, общественной организации, работающей на благо Российского флота и судоходства. Это был последний из шести кораблей класса «Тайфун» (проект 9).41) ПЛАРБ, самые большие из когда-либо построенных.